Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Шаблин, Михаил Сергеевич

  • Шаблин, Михаил Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 207
Шаблин, Михаил Сергеевич. Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Краснодар. 2012. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шаблин, Михаил Сергеевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

1.1. Терминология медиаобразования

1.2. Исторический аспект медиаобразования

1.2.1. Медиаобразование за рубежом

1.2.2. Исторический аспект медиаобразования в России

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ

2.1. Анализ теоретических и методических источников

2.2. Теоретико-методические основы формирования медиакомпетентности студентов педвузов

2.2.1. Структура педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов

2.2.2. Методика планирования учебной программы «Основы анимационной композиции»

2.2.3. Содержание программы «Основы анимационной композиции»

2.3. Анимационная композиция как средство формирования медиакомпетентности студентов

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДВУЗОВ

3.1. Этапы педагогического эксперимента

3.2. Ход опытно-экспериментального исследования формирования

медиакомпетентности студентов педвузов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции»

ВВЕДЕНИЕ

Технический и творческий прогресс во все времена был обязан людям, способным мыслить инновационно, отвергающим шаблонное представление об искусстве и использующим новейшие достижения на каждом этапе исторического развития человечества.

Находясь в постоянном движении, медиаобразовательные технологии развиваются и совершенствуются. В тексте письма Законодательного собрания Комитету министров Совета Европы рекомендуется способствовать разработке программ формирования медиакомпетентности, предназначенных для молодёжи и взрослых, что является неотъемлемым фактором, оказывающим влияние на медиакультуру современного общества. Содержание российского образования также должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры личности, о чем прямо говорится в Законе «Об образовании» Российской Федерации. [83, 141].

Сегодня каждый педагог получил выразительные и эффективные средства нового поколения, дающие возможность на уровне интерактивных образов передавать знания, умения и навыки. Он имеет возможность использовать и самостоятельно совершенствовать совокупность инструментария мощных учебных средств медиаобразования, целью которого является формирование медиакуль-туры общества. Для соответствия образовательных программ необходимому уровню, немаловажную роль играет включение педагогической деятельности, направленной на освоение и развитие специфики медиаобразования и его особенностей. В свою очередь развитие грамотности педагога в этой сфере - неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование общей образовательной медиакультуры страны. В нашем исследовании это явление рассматривается как процесс формирования медиакомпетентности студентов педвузов с помощью и на материале комплексного взаимодействия искусств и интегрированных средств массовой коммуникации (СМИ). «Образование через всю

жизнь» - один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества [192]. Благодаря использованию этих средств, современный педагог сам становится создателем новых педагогических технологий и средств обучения, а не пассивным наблюдателем за процессом информатизации [168].

Неотъемлемой частью медиаобразования является анимационное творчество - род художественной, игровой и педагогической деятельности, получивший распространение среди школьников и студентов по мере развития кино и анимации. Этот вид творчества открывает невиданные возможности для интеллектуального и культурного развития человека. В диссертации используется термин «анимационная композиция» (АК), который мы считаем целесообразным употреблять в двух значениях:

- анимационная композиция как результат творческого поиска, обеспечивающий единство художественного образа и анимационного действия, их предметное воплощение в виде завершённого в себе и цельного медийного произведения, соподчиняющего все его элементы друг другу и всему замыслу автора (расширенное описание на стр. 18);

- «анимационная композиция» как учебный предмет, направленный на повышение медиакомпетентности студентов с помощью специально разработанной педагогической технологии.

В исследовании описывается наш эксперимент по разработке и применению медиаобразовательной педагогической технологии (МПТ) формирования медиакомпетентности студентов педвузов, в том числе организация их педпрактики в системе дополнительного образования детей (ДОД). Из всего многообразия подходов к определению общего понятия «Педагогическая технология», наиболее подходящим для нашего исследования является подход В.А. Сласте-нина. По его словам, педагогическая технология это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих дос-

тижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [153].

Применяемое в исследовании понятие «медиакомпетентность» по определению Р. Кьюби означает способность использовать, оценивать, и передавать медиатексты в различных формах [192].

Структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В. Вебер: «Во-первых, это обе формы деятельностно ориентированного анализа медиа:

- отбор и использование того, что могут предложить медиа;

- разработка своего собственного медиапродукта.

Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с:

- креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа;

- предусловиями для эффективного использования медиа;

- экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов» [164].

Определяя необходимый уровень сформированности медиакомпетентности студентов мы опирались на следующие источники:

- рекомендации Севильской конференции ЮНЕСКО 2002 года [193];

- рекомендации Совета Европы по медиаобразованию за 2000 год [15];

- Проект Стандарта для вузов России по специальности "Медиаобразова-ние" [15];

- Рекомендуемый Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России учебно-методический комплекс по курсу «Основы медиакомпетентности» для студентов разных направлений и специальностей [15].

Исходя из вышесказанного, современный педагог должен:

- быть готовым к осуществлению профессиональной медиаобразовательной деятельности в учебных учреждениях различных типов, в учреждениях дополнительного образования, в досуговых центрах, личностное и социальное развитие обучающихся;

- способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

- содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

- развивать медиаграмотность, критическое мышление, эстетическое восприятие и вкус обучающихся (школьников, студентов и т.д.);

- разрабатывать программы образовательной деятельности на медиамате-риале (пресса, кинематограф, анимация, телевидение, видео, радио, Интернет) с учетом особенностей аудитории.

Таким образом, объединяя вышесказанное, МПТ подразумевает:

- упорядоченность действий, операций и процедур участников педагогического процесса;

- обеспечение достижения прогнозируемого результата;

- интерпретацию и создание медиасообщений участниками образовательного процесса;

- выбор наиболее подходящих коммуникативных инструментов медиа;

- влияние на планирование и производство медийной продукции;

- подготовку квалифицированных медиапедагогов и учебных материалов для них, как основных компонентов медиаобразования.

Следовательно, подготовке педагогов должно уделяться постоянное внимание - как на основном, так и на дополнительном уровнях обучения.

Редкий искомый материал, касающийся темы исследования, собран при личном посещении вузов, участии в научных конференциях, форумах. Нами изучалась методическая и теоретическая литература, анализировался опыт педагогов анимационных, режиссерских и художественных специальностей, вы-

являлись особенности применяемых методик профессионального обучения, способствующих формированию нашей педагогической технологии. Мы использовали электронные и печатные издания преподавателей Всероссийского Государственного Университета Кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) A.B. Ветюкова, В.М. Кобрина, конспекты лекций и пособия Т.Н. Ильиной, В.Н. Зуйкова, А.П. Зябликовой, В.И. Солина, И.В. Пшеничной, Н.Б. Даби-жа; рекомендации и методические пособия преподавателей компьютерной графики и анимации Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПБГУКиТ) профессора В.А. Коновалова, М.В. Коновалова, методические разработки московского образовательного центра «Scream School», школы студии «ШАР», Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии (УралГАХА) и другие печатные и электронные публикации близкие к теме нашего исследования.

Ценность в области разработки профессионально организованной деятельности и формирования личности для нас представляли исследования Б.Г.Ананьева, Н.С. Боголюбова, JI.C. Выготского, Н.Д. Гордеевой, Л.Б. Ермо-лаевой-Томиной, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, А.Р. Лурия, Л.И. Маленковой, Б.М. Неменского, Г.И. Орловского, П.И. Пидка-систого, И.П. Подласого, Я.Л. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и многих других психологов и педагогов [9, 33, 46, 47, 57, 63, 78, 89, 98, 108, 109, 110 и др.].

Для изучения теоретических вопросов формирования профессиональных навыков построения изображения на плоскости у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов мы обратились к психолого-педагогическим научным работам ученых-исследователей, среди которых Р.Ч.Барциц, Г.В. Беда, H.H. Волков, В.П. Зинченко, Ю.В. Коробко, B.C. Кузин, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, A.A. Унковский, Е.В. Шорохов и другие [18, 2327, 43-45, 74, 75, 90, 96, 103, 140, 160, 179].

Активному применению цифровых и медиаобразовательных технологий, научно-методическому обеспечению профессионально-педагогического обуче-

ния посвящены исследования JI.M. Баженовой, Е.А. Захаровой, Ю.Ф. Катхано-вой, М.Н. Марченко, J1.B. Сидоровой, Д.А. Старикова, Е.А. Столбниковой, М.В. Утенина, A.B. Федорова, Е.И. Худолеевой и других [87, 88, 162-173]. Изучив вышеперечисленные работы, мы пришли к выводу, что тема медиаобразо-вательных технологий раскрывается в них достаточно широко, однако в область исследования многих из них практически не попадает важный раздел ме-диаобразования - «анимационное искусство».

Также для формирования нашей педагогической технологии были полезными исследования на основе полихудожественного развития личности детей, то есть приобщение к искусству в такой форме, которая позволяет понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки каждой из них. Такими исследованиями занимались в системе общего и детского дополнительного образования (ДОД) на уроках изобразительного искусства Е.А. Ермолинская, Ю.А. Тамм, Б.П. Юсов; средствами декоративно-прикладного искусства и психологии Л.Б. Ительсон, Л.С. Мазики-на, И.В. Марченко, И. Матюхина, И.В. Козлова; средствами фотографии A.B. Рузаева, на занятиях по изготовлению мягкой игрушки A.B. Игнатьева; средствами телефильма ЛЛ. Сикорук. Педагогом-психологом Ю.Е. Красным описывается многолетний эксперимент по применению арт-терапии в работе с детьми-инвалидами; В.И. Барбэ занимается мультипликацией со школьниками, называя свои занятия «анимационной педагогикой» [93]. Диссертационная работа C.B. Радостевой, посвящена развитию творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией, стала для нас отправной точкой для создания собственной педагогической технологии [137].

Кроме того актуальность исследования возрастает в связи с важным событием в истории движения медиаобразования в России. В нашей стране еще с сентября 2002 года по представлению руководителя научной школы в Министерстве образования РФ была зарегистрирована новая специализация для пе-

дагогический вузов - «Медиаобразование» (№ государственной регистрации УМО 03.13.30). Данное решение на практике означает, что медиаобразование в России получило официальный статус, но до сих пор недостаточно изучены все его возможности в сфере высшего педагогического образования и профессионально ориентированной системы дополнительного художественного образования.

Следуя вышесказанному, актуальность исследования определяется:

- востребованностью в профессионально ориентированных моделях построения учебного курса медиаобразования, позволяющих эффективно формировать медиакомпетентность студентов высшего педагогического образования, включать основы медиакультуры и медиаграмотности в систему дополнительного художественного образования;

- федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО) направления 050100.62 «Педагогическое образование» по двум профилям одновременно: «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Выпускник должен владеть инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в дизайне и компьютерной графике, что также входит в состав необходимых компетенций специализации «Медиаобразование» 03.13.30;

- требованием ФГОС ВПО направления 072500.62 «Дизайн», в пунктах 4.3, 4.4 предусматривает подготовку студентов-дизайнеров, ориентированную на потенциальную готовность к педагогической деятельности и решению задач создания оригинальных проектов визуальной продукции, которые включают в себя освоение инструментов и практических навыков в разработке мультимедийных и анимационных произведений;

- недостаточной разработанностью проблемы формирования ме-диакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

В 2011 году завершен переход на многоуровневое образование, федеральные государственные образовательные стандарты которого предоставляют воз-

можность в подготовке студентов педвузов, реализовать одновременно два профиля, «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Таким образом, разработка и внедрение педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов позволит им стать полноправными проводниками медиакультуры и в общеобразовательную школу и сферу профессионально ориентированного дополнительного художественного образования.

В связи с вышеприведенными фактами, проблема исследования основывается на противоречии между возрастающей необходимостью формирования медиакомпетентности студентов педвузов и отсутствием эффективных медиа-образовательных педагогических технологий в сфере профессионального педагогического образования.

Цель исследования - формирование медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции путем создания и внедрения ме-диаобразовательной педагогической технологии.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что медиа-компетентность студентов педвузов эффективно сформируется, если будет разработана и внедрена педагогическая технология, включающая в себе:

- разработки в области технического обеспечения учебного процесса, в том числе компьютерных технологий;

- высокий уровень мотивации обучаемых к анимационной компо-зиции;

- междисциплинарный подход на основе интеграции искусств (рисунок, живопись, кино, литература);

- использование анимационной композиции на педпрактике сту-дентов педвузов в системе дополнительного образования детей.

Объект исследования - процесс формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

Предмет исследования - педагогическая технология формирова-ния медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

Задачи исследования:

- изучить теоретическую и методическую литературу по обозна-ченной проблеме;

- разработать педагогическую технологию организации и методического обеспечения занятий по анимационной композиции в условиях высшего педагогического образования и дополнительного образования детей;

- разработать объективные критерии оценки уровня сформированности ме-диакомпетентности студентов педвузов, в том числе критерии успеваемости учащихся системы дополнительного образования детей в процессе педпрактики студентов;

- апробировать разработанную педагогическую технологию в процессе экспериментального обучения студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна, в том числе в процессе педпрактики в учреждениях детского дополнительного образования.

Для реализации поставленной цели и решения задач по проверке гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы по педагогике, методике, психологии, философии, теории изобразительного искусства, истории и теории анимационного искусства;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов в процессе работы над созданием анимационной композиции;

- моделирование медиаобразовательной педагогической технологии;

- педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный в педвузе и системе дополнительного образования детей;

- статистический анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.

Методологическую основу исследования составляют психолого-

педагогические труды, система научных взглядов на методы научно-исследовательской и педагогической деятельности отечественных и зарубежных ученых, таких как И.Д. Андреев, Г.М. Добров, Г.И. Рузавин, В.В. Краев-ский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков,

B.C. Швыряев и другие; современные исследования в области теории и методики обучения изобразительному искусству Г.В. Беды, Е.В. Бондаревской, H.H. Волкова, Ю.Ф. Катхановой, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина, В.П. Кузьменко, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, М.Н. Марченко, H.H. Ростовцева, В.А.Сластенина,

A.A. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина; психолого-педагогические исследования в области воспитания, обучения и развития личности А.Г. Асмолова, В.П. Бедерханова, О.С. Газмана, П.Я. Гальперина,

B.В. Давыдова, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, C.B. Кульневича, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и другие.

Научная новизна исследования:

- разработана, обоснована и экспериментально проверена педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции. Ведущая роль в этой технологии отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием анимационной композиции, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал студентов педвузов;

- изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития медиа-компетентности студентов-педагогов в процессе создания анимационной композиции;

- теоретически обоснованы методические основы организации и проведения занятий, направленных на формирование медиакомпетентности студентов педвузов;

- разработана и адаптирована к решению профориентационных задач технология повышения творческих способностей учащихся учреждений детского дополнительного образования в процессе педпрактики студентов педвузов.

Теоретическая значимость исследования проявляется:

- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогической технологии, направленной на формирование медиакомпетентности студентов педвузов;

- в использовании результатов исследования, для совершенствования учебных планов и программ бакалавриата и специалитета педагогических вузов;

- в уточнении терминологического аппарата медиаобразования и учебного курса анимационного искусства.

Практическая значимость заключается:

- в разработке и использовании эффективной педагогической тех-нологии для студентов-педагогов, готовящихся к работе в системе основного и дополнительного образования;

- в разработанных методах активного и интерактивного обучения в процессе подготовки студентов педвузов;

- в раскрытии возможностей совершенствования учебных программ дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web - дизайнер)»;

- в повышении эффективности проведения педпрактики студентов в системе дополнительного образования детей.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются:

- опорой на современные достижения в области психологических и педагогических наук, искусства и культуры;

- научно-теоретической базой работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

- широтой проверенных наблюдений, результатами сравнительного анализа эффективности обучения контрольных и экспериментальных групп;

- научно обоснованными критериями оценки уровня сформированности ме-диакомпетентности студентов педвузов;

- включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете (ХГФ) и факультете архитектуры и дизайна (ФАД), а также в системе дополнительного образования детей;

- результатами опытно-экспериментальной проверки основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами факультета архитектуры и дизайна и художественно-графического факультета КубГУ, учащимися Детской школы искусств №1 (МОУДОД ДШИ №1) города Краснодара и курсов «МультМузей» Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-методический процесс КубГУ художественно-графического факультета (ХГФ), на дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Д^ЕВ-дизайна», и в качестве практических занятий на факультете архитектуры и дизайна (ФАД), в ДШИ №1 города Краснодара и курсов мультипликации «МультМузей», проходящих в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко. Материалы исследования докладывались на межвузовских, городских и Всероссийских конференциях (2009-2011 г.г), опубликованы в статьях научных сборников.

На защиту выносятся следующие положения:

- экспериментально проверенная, теоретически и научно обосно-ванная педагогическая технология, позволяющая эффективно подготовить студентов педагогических специальностей к продуктивной работе с детьми посредством применения медиаобразовательных технологий в процессе создания анимационной композиции;

- результаты педагогического эксперимента, подтверждающего гипотезу о повышении медиакомпетентности студентов педвузов к работе в системе до-

полнительного образования детей при внедрении педагогической технологии по их анимационной подготовке;

- медиаобразовательные средства обучения, педагогически целесообразно используемые для раскрытия студентам содержания приемов и методов создания анимационной композиции;

- о целесообразности использования в учебном процессе заинтересованности творческой личности обучаемого в самовыражении и проявлении индивидуальности посредством создания анимационной композиции.

Базой исследования послужили: Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет (ХГФ), занятия дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web-дизайнер)»; факультет архитектуры и дизайна (ФАД), Детская школа искусств №1 города Краснодара (МОУДОД ДШИ №1); курсы мультипликации «МультМузей», проходящие в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2008-2009 гг.) проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также изучен передовой педагогический опыт в данной области. Изучена степень разработанности поставленной проблемы, выдвинута рабочая гипотеза, поставлена цель, намечены задачи и методы исследования. Подготовка и применение педагогической технологии в системе ДОД в качестве педпрактики студентов КубГУ.

На втором этапе (2009-2010 гг.) выделены теоретические и методические основы разработки педагогической технологии, направленной на решение проблемы исследования, проведено опытно-экспериментальное исследование с группами студентов со 2-го по 5-й курс художественно-графического факультета и Факультета дизайна КубГУ в два этапа, соответствующих году обучения.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) по результатам экспериментальных данных проведена корректировка научно-методических разработок исследования и

проверена их эффективность в контрольном педагогическом эксперименте, со студентами КубГУ. В процессе экспериментального обучения развивались их медиакомпетентность и педагогические способности как целостное образование. Проведен анализ и обобщение итоговых данных, сделаны выводы по результатам диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- внедрения в учебно-методический процесс Детской школы искусств №1 города Краснодара, курсов мультипликации «МультМузей», проходящих в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко;

- внедрения разработанной педагогической технологии в образовательный процесс КубГУ на дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и \\ТЕВ-дизайна (ХУеЬ-дизайнер)», художественно-графического факультета (ХГФ) и в качестве экспериментальных практических занятий по подготовке творческого проекта студентов-волонтеров КубГУ на факультете архитектуры и дизайна (ФАД) КубГУ;

- докладов материалов исследования на научных конференциях НСО, опубликованных в статьях научных сборников КубГУ (Краснодар 2007-2011 гг.);

- обсуждения материалов проведенного исследования на Крае-вых, региональных и всероссийских научно-методических конференциях по проблемам и перспективам художественного и художественно-педагогического образования (с 2007 по 2011 гг.);

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шаблин, Михаил Сергеевич, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин, Л. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения / Л. Абалкин //Вопросы экономики. 2001. -№2. - С. 4-18.

2. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. Екатеринбург, 2001. - 188 с.

3. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству / М.А. Абрамова. - М., 2002. -128 с.

4. Абумова, Г.И. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы Текст. : дис. . канд. пед. наук / Г.И. Абумова. М., 2001. - 287 с.

5. Агабаян, Г. С. Использование информационных технологий в формировании профессиональной готовности менеджера в образовательном пространстве вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Г.С. Агабаян. М.: 2010.-22 с.

6. Адлер, А. Индивидуальная психология /А.Адлер // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 125-140.

7. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. М.: МПСИ/Воронеж: МОДЭК, 2004. - 432 с.

8. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония / Ш.А. Амонашвили - М., 2002. 665 с.

9. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Текст. / Б.Г. Ананьев. -М. : Педагогика, 1980. -Т.1-230 с.

10. Андреев, В.И. Диагностика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В.И. Андреев. Казань : Изд-во Казанского университета, 1988. -264с.

11. Аршавский В.В. Право на «правополушарный» образ мыслей / В.В. Ар-шавский, B.C. Ротенберг - М,. 1991.-235с.

12. Аринина, H.A. Уроки прекрасного / H.A. Аринина - М., 1983.-301с.

131

13. Асенин, С. Волшебники экрана / С. Асенин - М., 1974.-28с.

14. Асенин, С. Мир мультфильма / С. Асенин - М., 1986.-196с.

15. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М. 2011. - Режим доступа: http://edu.of.ru/mediaeducation

16. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект/-М., 1977.-192с.

17. Бабиченко, Д.Н. Искусство мультипликации / М.: "Искусство". 1964

18. Барциц, Р.Ч. Специфика методов преподавания на художественно-графических факультетах педагогических вузов / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук // Р. Ч. Барциц ; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина.-М. : [б. и.], 1997

19. Баженова, JI.M. Формирование основ экранной грамотности как средство художественного воспитания. // Начальная школа 1991, №8.

20. Бартон, К. Как снимают мультфильмы / - М., 1971.- 85с.

21. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание / - М., 1925. -240 с.

22. Бакушинский, A.B. Исследования и статьи / - М., 1981 .-351с., ил.

23. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция/-М., 1981.-23 9с.

24. Беда, Г.В. Введение в теорию живописи / Краснодар: КГУ, 1987.

25. Беда, Г.В. Живопись / М., 1986.

26. Беда, Г.В. основы изобразительной грамоты / М., 1989.

27. Беда, Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи / - М.: Советский художник, 1964.

28. Бешелев, С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки / - М., 1973.

29. Под ред. Б.М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь / Изд-во Большая Российская энциклопедия. 2003, С. 138.

30. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / -М., 1979.-174с.

31. Блонский, П.П. Мышление и память / - СПб., 2001. - 286с.

32. Блуднов, Г.П. История Web-дизайна и глобальной системы информации-Интернет, / Новые технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Межвуз. сб. науч. Трудов. Вып.З. -М.: МПГУ, 2005.

33. Боголюбов, Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода / Дис. д-ра пед. наук. - М., 1993.

34. Божович, Л.И. Изучение личности и ее формирования в онтогенезе. Проблемы управления процессом формирования личности / - М., 1972.-80с.

35. Борев, Ю.Б. Эстетика / - М., 1981.-496с.

36. Брушлинский, A.B. Культурно-историческая теория мышления / - М., 1968.-57с.

37. Будза, А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника / - М., 2002.-274с.

38. Вайнштейн, М.П. Искусство быть зрителем / - М. 1977. -61 с.

39. Ванслов, В.В. Эстетика. Искусство, Искусствознание. Вопросы теории и искусства/ -М.: Искусство, 1983.

40. Вартанова, О. Основы живописи: полный курс живописи и рисунка / М., 1994.

41. Венжер, Н. Сотворение фильма / - М., 1980. -97 с.

42. Волков, A.A. Мультипликационный фильм / - М., 1974. - 40 с.

43. Волков, H.H. Цвет в живописи / — М., 1995.-572с.

44. Волков, H.H. Восприятие картины / - М., 1996.-32с.

45. Волков, H.H. Композиция в живописи / - М., 1977. - 263 с.

46. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 2-х томах / - М., 1982.

47. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / - М,. 1981.-344с.

48. Гамбург, Е. Тайны рисованного мира / - М., 1966.- 213с.

49. Герасько, A.M. Возможности использования мультимедийных средств обучения / Научн. труды МПГУ - М.: Прометей, 2005.

50. Герасько, A.M. Пространственное восприятие и компьютерная графика. /Новые технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Межвуз. сб. науч. Трудов. Вып.Ш. - М.: МПГУ, 2005.

51. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта. //Сб. Психология мышления. - М., 1965.-443с.

52. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.-73с.

53. Гнедич, П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М., 2002.-841 с.

54. Голицын, Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Творчество. - М., 1991.-354с.

55. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: учебное пособие для студентов педвузов. - М., 1999. -96 с.

56. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.-95с.

57. Гордеева, Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. Учебное пособие

58. Гульпа, A.B. Принципы эстетики. - М., 1987.-65с.

59. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М., 1986.-132с.

60. Данилов, A.B. Проблема взаимосвязи обучения и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педХГФов на занятиях по живописи: Дис. канд.пед.наук.-М., 1997.

61. Денисенко, В.И., СавкинаН.С. Изобразительное искусство и художественное творчество: Словарь-справочник. Краснодар 2003.

62. Дисней, У. Тайны рисованого кино. Асенин С. Москва "Искусство" 1995.

63. Ермолаева-Томина, Л.Б. Роль диагностики в развитии творческих способностей.// Творчество и педагогика. - М.. 1998. С65-69.

64. Ермолаева-Томина Л.Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством. // Сб. научно- методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин.- М., 2002.

65. Ермолаева-Томина JI.Б. Креативность как реализация потенциальных способностей человека. // Сб. научных трудов. Современные технологии обучения художественно- графическим дисциплинам.- М., 2001.

66. Ермолаева-Томина Л.Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ- интернатов. // Материалы Российско-Американской научно-практической конференции «Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск. - М., 1995. с.23-33.

67. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М., 2003.-303с.

68. Живая Этика. Антология гуманной педагогики. - М., 1999. -220с.

69. Федеральный закон об образовании, от 01.12.2007 N 309-ФЭ.

70. Закревский Ю. Звуковой образ в фильме. - М., 1970.- 127с.

71. Запорожец A.B. Избранные труды в 2-х томах. - М., 1986.-307с.

72. Захарова Е.А. Попробуй рисовать мышкой.- М., 2000. -54с.

73. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - Рига, 1998.-106с.

74. Зинченко В.П., Вергилес Н. 1 Сформирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. - М.: МГУ, 1969.

75. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа Вопросы психологии. 1958. -№ 5.

76. Иванов-Вано И., "Советское мультипликационное кино", М.: "Знание", 1962

77. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. - М., 1980.-324с., ил.

78. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961.-223с.

79. Игнатьев Е.И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей.// Ученые записки: восприятие и воображение. - МПГИ, 1963. с.5-36

80. Игнатьев С.Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей. // Сб. научно-методических трудов. Совер-

шенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин. - М, 2001.

81. Изашвили Д.Г. Особенности выбора компьютерных программ 3D- визуализации для преподавания дизайна интерьера. / Научн. труды Mill У - М.: Прометей, 2005.

82. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. - М., 2004.-56с.

83. Информационная грамотность и медиаобразование [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М. 2011. - Режим доступа: http://www.mediagram.ru

84. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М., 2000.-896с.

85. История искусства зарубежных стран. / Под ред. М.В.Доброклонского.-М., 1981.-407с.

86. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.-206с.

87. Караковский В.Н. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1992. -44с.

88. Катханова Ю.Ф. Инновационные методы обучения графичесим дисциплинам с использованием компьютерных технологи. / Научн. труды МИГУ -М.: Прометей, 2005.

89. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. Изобразительное искусство 2 класс. 2 часть. Рабочая тетрадь. - М., 2000.- 56с.

90. Кириенко В.И. Целостное восприятие и художественные способности. // Вопросы психологии. № 5. М., 1956.

91. Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов. Диссертация. Краснодар, 2005.

92. Коршунова A.C. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.-214с.

93. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. - М., 1990.-175с.

94. Кривенко Б. История кино. Программа курса. Воронеж, 1974/

95. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. - СПб., 2002.-512с.

96. Под ред. В.С.Кузина. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971.-200с.

97. Кузин B.C. Психология. Учебник 3-е изд. - М., 1997.

98. Сборник статей под ред. В.А. Крутецкого. Вопросы психологии способностей.//-М., 1973.

99. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981 .-204с.

100. Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.-304с.

101. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. - М., 1979.- 187с.

102. Лернер Я.Я. Дидактическая основа формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. - М., 1977.-64с.

103. Лернер Я.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.-186с.

104. Ломов Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. - М.: Наука, 1978.

105. Лотман Ю. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992.-683с.

106. Лук А.Н. Мышление творчество. - М., 1976.-144с.

107. Лоусон Д. Фильм - творческий процесс. - М., 1965.- 119с.

108. Леонтьева Г.К. Питомцы муз. - Л., 1967.-65с.

109. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.-286с.

110. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.-279с.

111. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.- 315с.

112. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.-569с.

113. Марков М. Искусство как процесс. - М., 1970.-192с.

114. Масеев И. Что такое эстетика. - М., 1965.-175с.

115. Матюхин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - Волгоград, 2000.- 79с.

116. Проект Стандарта для вузов России по специальности "Медиаобразова-ние". - Москва, 2004.

117. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. - М., 2000.-428с.

118. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. - М., 1986. -154с.

119. Микалко М. Тренинг интуиции. - СПб., 2001.-192с.

120. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем искусстве./ Сост. С.В.Асенин. - М., 1983.-207с., ил.

121. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1981.-255с., ил.

122. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. - М., 2001.- 184с.

123. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М., 2003

124. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.- 208с.

125. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. - М., 1968.-79с.

126. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. - СПб., 2000.-192с.

127. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1999.-212с.

128. Этюды об изобразительном искусстве./ Сост. Н.И. Платонова. - М., 1993.-65с.

129. Подласый И.П. Педагогика в 2-х книгах. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003.-537с., ил.

130. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М., 1967.-98с.

131. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.- 280с.

132. Построение модели личностно-ориентированной школы./ Под ред. И.С.Якиманской . - М., 2000.-513с.

133. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». - М., 1994.-142с.

134. Программа «Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств 1-11 классы». - М., 1991.-204с.

135. Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение. - М., ч.1 1981., ч.2. 1985.

136. Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации./ Сост. Н.К.Беспалова. - М., 2003.-176с.

137. Радостева C.B. Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях по мультипликации в системе дополнительного образования. Диссертация, - М., 2004. - 142с.

138. Раппопорт С.Х, От художника к зрителю. - М., 1977.- 163с.

139. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1978.

140. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. - СПб., 1995.-371с.

141. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Электронный ресурс] : [федер. закон : последнее обновление 27.12.2009 г.]. 2011. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/

142. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

143. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989.-342с.

144. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М., 1984.-105С.

145. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. - М., 1966.-147с.

146. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии в 2-х т. - М., 1989.-415с.

147. Саймон Марк. Как создать собственный мультфильм. HT Пресс, 2006

148. Сайт об анимации в России и не только [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. -М. 2011. - Режим доступа: http://www.animator.ru

149. Сатарова Л.А. Основы теории изобразительной грамоты. Методические рекомендации. - Астрахань, 1999.- 55с.

150. Сафонов Б.П. Методические вопросы формирования духовного мира личности. -М., 1999.-68С.

151. Сивоконь Е. Если вы любите мультипликацию. - Киев, 1985.-87с.

152. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. - Ярославль, 1996.-98с.

153. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

154. Словарь практического психолога. - Минск, 1997.- 593с.

155. Смолянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М., 1984.-306с.

156. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке.// Вопросы психологии. - 1995, №6.

157. Спичкин A.B. Что такое медиаобразование. - Курган: Изд-во Ин-та пов. Квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.

158. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 1994.-96с.

159. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. -СПб., 2000.-1 Юс.

160. Столович А.И. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. - М., 1985.-251с.

161. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм. - М., 1975.87с.

162. Способности и интересы. / Сборник статей. Под ред. Н.В.Левитова и В.А.Крутецкого. - М., 1962.

163. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита. - М.,1980. -128с., ил.

164. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-т, 2007, С. 270.

165. Федоров A.B. Кинопедагоги, а не кинодилетанты//Киномеханик. - 1990. - № 12. - С.7-8.

166. Федоров A.B. Краткая история медиаобразования в России//Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001. - С. 74-77.

167. Федоров A.B. Медиаобразование во Франции//А1та Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 3. - С. 46-47.

168. Федоров A.B. Медиаобразование: История, теория и методика. - Ростов: ЦВВР. - 708 с.

169. Федоров A.B. Медиаобразование как один из путей гуманитарного учебного процесса//Гуманитарная культура специалиста/Ред. М.А.Молчанова, В.Г.Кабарухин, Е.П.Александров. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2001. - С. 188194.

170. Федоров A.B. Молодежь и медиа: Проблемы и перспективы/ТВстреча: Культурно-просветительная работа. -1997. - № 11.- С.44.

171. Федоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Учеб. пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1994. -384 с.

172. Федоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи//Специалист. - 1994. - № 1. - С. 15-19.

173. Федоров A.B. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств/ЛТсихолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - С. 129-138.

174. Федоров A.B. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. -2000. - № 2. - С. 33-38.

175. Федоров A.B. Уроки кино//Искусство кино. - 1987. - № 1. - С. 125.

176. Федоров A.B. Экранные искусства и студенческая молодежь//Проблемы современной кинопедагогики/Ред. И.С.Левшина, П.А.Черняев. - М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1993. - С. 100-104.

177. Философско-эстетические проблемы киноискусства./ Сборник научных трудов. Под ред. Г.К.Пондопуло. - М., 1983 .-85с.

178. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность./ Сборник научных трудов. - Свердловск, 1990.-193с.

179. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы. - М., 1986.- 164с.

180. Хогарт У. Анализ красоты. - Л., 1987.-250с.

181. Экран./ Сост. С.Черток. - М., 1974.Шадриков В.Д. Способности человека. -М., 1997.- 345с.

182. Шорохов Е.В. Композиция: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. Институтов. - 2-е изд. Перераб. - М., 1986.-207с., ил.

183. Ширман Н.Т. Силуэт на экране. - Киев, 1989.-76с.

184. Штаничева Н. С., В. И. Денисенко. Живопись. М., Академический проект 2009.

185. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.

186. Под ред. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов школьников. Л., 1968.

187. Эдварде Бетти. Художник внутри вас. - Минск, 2000.- 256с.

188. Эдварде Бетти. Откройте в себе художника. - Минск, 2000.-240с.

189. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.-512с.

190. Под ред. Б.П. Юсова, Г.Г.Шевченко.- Луганск. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников./ 1990.-309с.

191. CONSIDINE, D., HALEY, G.E. (1999). VISUAL MESSAGES. 371 P.

192. Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers, p.2.

193. Media Education. Paris: UNESKO, 1984, P. 8

194. Recommendations addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO Seville 2002

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.