Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Григорьев, Андрей Дмитриевич
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 224
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Григорьев, Андрей Дмитриевич
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки - как педагогическая проблема.
1.2 Структурно-функциональная модель формирования проектного мышления студентов в процессе профессиональной подготовки.
1.3. Комплекс организационно-педагогических условий формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.
Выводы по первой главе.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
2.1. Цели, Задачи, методы и критериально-оценочный аппарат экспериментальной работы.
2.2. Методика формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию проектного мышления студентов в процессе профессиональной подготовки.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе2010 год, кандидат педагогических наук Каукина, Ольга Валерьевна
Формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к проектной деятельности: на примере специализации "Дизайн костюма"2008 год, кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Петровна
Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики2005 год, кандидат педагогических наук Каримова, Ирина Сергеевна
Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике2007 год, кандидат педагогических наук Арефьева, Оксана Викторовна
Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки2009 год, кандидат педагогических наук Кадигроб, Евгений Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки»
Проблема исследования: связана с поиском модели, направленной на эффективное формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов - выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессиональным мышлением.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. Федеральная целевая программа развития образования ставит основную стратегическую цель, связанную с обеспечением условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном обучении и воспитании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и её содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ. Стратегическими задачами Федеральной целевой программы развития образования и национального проекта «Образование» являются: совершенствование содержания и технологий, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование рефлексивных механизмов в сфере индивидуального развития личности и раскрытия потенциала каждого.
Существующая сегодня система профессионального дизайнерского образования еще проходит стадию формирования в связи с тем, что дизайн, как профессиональная деятельность, появился в нашей стране сравнительно недавно. Существующее на данный момент количество и качество профессиональных дизайнеров не может удовлетворить возникшую в обществе потребность в этом виде услуг, а профессиональное дизайн-образование только начинает развиваться, опираясь в основном на опыт советских конструкторских бюро, факультетов технической эстетики, опыт западных коллег и эксперимент.
Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает к поиску более эффективных способов их профессиональной подготовки. При этом главной задачей в решении этого вопроса в вузе остается задача формирования творчески мыслящей и действующей личности студента.
В этом контексте особое значение приобретает изучение проектного мышления, как основного вида мышления будущего дизайнера. Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
В процессе изучения данного вопроса, мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
В философии проблемы мышления рассматривались Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, И. Кантом, Ф.В.Й. Шеллингом, Г.В.Ф.Гегелем и др.
Психолого-педагогические аспекты данной работы опираются на идеи таких исследователей мышления, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, А.И. Буров, J1.C. Выготский, В.В.Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, СЛ. Рубинштейн, В.А. Школяр и др.
В плане изучения места и роли проектного мышления в системе художественного образования исследование опирается на работы специалистов в области истории и теории проектной деятельности (JI.H. Безмоздин, Н.В. Воронов, B.J1. Глазичев, A.JI. Дижур, Г.Г.Курьерова, JI.M. Кулеева, JI.H. Лаврентьев, С. Михайлов, 10. Манусевич, В.Рунге, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов, Е.М. Фандеева и др.).
Исследование в части определения методов и средств проектных форм обучения базируется на практике творческой проектной деятельности, построенной на принципах интеграции и взаимодействия искусств (А.Г. Куликов, В.Ф. Максимович, И.В. Роберт, Л.Г. Савенкова, М.Н. Фоминова, Б.П. Юсов и др.).
Научно-теоретические исследования рассматривают проблемы формирования различных видов мышления в образовательном процессе: формирование творческого мышления студентов (Н.В. Курлянова), формирование пространственно-образного мышления старших подростков (В.А. Бродягин), формирование композиционного мышления студентов (С.А. Никитенков), формирование проектного мышления учителя изобразительных искусств на основе информационных технологий (Т.В. Селиванова), формирование проектно-образного мышления студентов средствами графики (И.С. Каримова) и др.
Вместе с тем, недостаточно исследован процесс формирования проектного мышления применительно к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров в вузе. В связи с этим, на сегодня необходим поиск новых моделей, педагогических условий и методик рассматриваемого процесса.
Таким образом, обозначились противоречия между:
- быстро меняющимися требованиями общества к подготовке конкурентоспособного специалиста в области дизайна и сохраняющимися подходами в высшей школе, не обеспечивающими в должной мере эффективного формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки;
- потребностью вузов в формировании различных видов мышления студентов-дизайнеров и отсутствием в полной мере разработанности различных моделей данного процесса в педагогической науке.
Отмеченные противоречия, важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки».
Цель исследования: разработать и проверить на практике структурно-функциональную модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в вузе.
Предмет исследования: формирование проектного мышления будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
Гипотеза исследования: эффективное формирование проектного мышления студентов-дизайнеров процессе их профессиональной подготовки в вузе возможно, если:
1) разработана и внедрена в практику высшего учебного заведения структурно-функциональная модель рассматриваемого процесса, основанная на требованиях системного, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов;
2) в рамках данной модели реализуется следующий комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя: применение учебно-профессиональных проблемных заданий, направленных на отработку различных операций проектного мышления;
-обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности обучающихся;
-создание проектно-художественной творческой среды на основе диалогического взаимодействия субъектов учебного процесса.
В соответствии с поставленной целыо и сформулированной гипотезой в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической науке и практике вузов, уточнив содержание понятия «проектное мышление студента-дизайнера».
2. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.
3. В рамках разработанной модели выявить и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий её эффективного развития.
4. Разработать и апробировать методику и методические рекомендации для студентов и преподавателей вузов по формированию проектного мышления будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.
Теоретико-методологические основы исследования составляют основные положения системного (А.В. Аверьянов, П.К. Анохин, В.П.Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Б.Ф.Ломов, Г.Н.Сериков, П.И Третьяков и др.), личностно-ориентированного (Н.А. Алексеев, В.В. Давыдов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), культурологического (Б.Г.Ананьев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Л.С. Выготский, И.Ф. Исаев, А.Г. Недосекина, В.А. Сластенин и др.) и деятельностного (Б.Г.Ананьев, В.А. Беликов, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, Л.М. Кустов, А.Н. Леонтьев, ГТ.И. Пидкасистый, и др.) подходов; труды по методологии психолого-педагогических исследований В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.
Особое значение для нашего исследования имели положения диалектической теории познания и психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Ильин, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, Ж. Пиаже, Т. Роджерс, Л.С. Рубинштейн и др.); теория и методология проектного творчества, труды по основам познавательных процессов дизайнера (В.Р. Аронов, Л.Н. Безмоздин, В.Л. Глазычева, С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева, С.О. Хан-Магомедов и др.); работы ученых по педагогическому проектированию (B.C. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Е.А. Крюкова, В.М. Монахов, Н.А Норенкова, В.И. Слободчиков, Н.М. Яковлева и др.).
Исследование по выбранной проблеме осуществлялось в три этапа с 2003 по 2007 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (2003 - 2005 гг.) была определена проблема исследования, уточнялись объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучались философская, психолого-педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ учебных планов, программ по исследуемой проблеме с целью изучения состояния ее развития в теории и системе высшего профессионального образования. Был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ практического материала.
Основными методами данного этапа были: теоретический анализ; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдения (прямые и косвенные), анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертной оценки, констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2005 - 2006 гг.) была разработана структурно-функциональная модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе, был выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий эффективного развития указанной модели, разработаны программы курсов, разработана и апробирована методика и методические рекомендации для преподавателей и будущих дизайнеров по формированию их проектного мышления.
Основные методы исследования на данном этапе: моделирование, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, опрос, формирующий эксперимент.
На третьем этане (2006-2007 гг.) осуществлялась обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнялись основные выводы, обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации.
Основные методы исследования на данном этапе: заключительный эксперимент, качественный и количественный анализы результатов исследования, математические и статистические методы обработки результатов, наглядного представления результатов.
Экспериментальная база исследования. Констатирующий этап эксперимента осуществлялся на базе Магнитогорского государственного университета, Оренбургского государственного педагогического университета, филиала Магнитогорского государственного университета (г. Орск), в котором приняли участие 210 студентов. Формирующий эксперимент проходил на базе факультета изобразительных искусств и дизайна МаГУ, в котором приняли участие 133 студента 1-3 курсов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработаны и обоснованы компоненты, их содержание, связи, функции структурно-функциональной модели, основанной на требованиях системного, личностно ориентированного, деятельностного и культурологического подходов;
2) как компонент модели выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий её эффективного развития;
3) разработана и апробирована методика, направленная на формирование проектного мышления будущих дизайнеров, в единстве взаимосвязанных методов, средств и форм их профессиональной подготовки в вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит том, что уточнено содержание понятия «проектное мышление студента-дизайнера», выявлены принципы системного, личностно-ориентированного, культурологического и деятельностного подходов, ориентированных на эффективное формирование проектного мышления студентов-дизайнеров, дана характеристика разных уровней сформированное™ проектного мышления студентов.
Эти положения вносят существенный вклад в теорию профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в системе высшего профессионального образования.
Практическая значимость исследования определяется разработкой и апробацией на практике методики и методических рекомендаций для студентов и преподавателей по формированию проектного мышления будущих дизайнеров в вузе; разработкой и внедрением учебно-профессиональных проблемных заданий на отработку различных видов проектного мышления; обоснованием и апробацией критериально-оценочного инструментария, включающего критерии, показатели и диагностические методики.
Материалы могут быть широко использованы в работе разных факультетов системы профессионального образования.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения философии, психологии и педагогики; выбором методов исследования, адекватных целям и задачам; комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостыо полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием компьютерной техники. На защиту выносятся следующие положения:
1. Проектное мышление студента-дизайнера - особая форма мышления, объединяющая в себе разные формы мыслительных операций, направленная на формирование проектного замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации, планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации.
Содержание и этапы развития понятия «проектное мышление студентов-дизайнеров» представлено следующими компонентами: формирование проектного замысла, выработка оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации, планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации.
2. Структурно-функциональная модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров представлена четырьмя взаимосвязаными функциями: теоретического, нормативного, методического обеспечения и практической реализации.
Теоретическая функция направлена на обоснование социального заказа, определение цели, задач и подходов как методологических основ изучаемого процесса; функция нормативного обеспечения связана с выявлением требований государственного стандарта и принципов, содержания и критериально-оценочного инструментария; функция методологического обеспечения обращена на выявление и обоснование комплекса организационно-педагогических условий, методики, методов оценки; функция практической реализации связана с апробацией этапов, авторских программ, внедрением методов, средств и форм, анализом получаемых результатов.
3. Комплекс организационно-педагогических условий, направленный на эффективное развитие разработанной модели, является её основным компонентом и представлен как:
- применение учебно-профессиональных проблемных заданий, направленных на отработку различных операций проектного мышления; -обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности обучающихся;
-создание проектно-художественной творческой среды на основе диалогического взаимодействия субъектов учебного процесса.
4. Методика, направленная на формирование проектного мышления будущих дизайнеров, выступает компонентом модели в единстве взаимосвязанных: -методов (воображения, анализа, синтеза, объяснения, проектирования, проблемные, дискуссионные методы, методы рефлексии и др.);
-средств (проблемных заданий, слайдов, видеофильмов, объектов проектирования, портфолио, творческих ситуаций, проектов и др.); -форм (дискуссий, защит проектов, практикумов, конкурсов, выставок, конференций и др.)
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Магнитогорском государственном университете; посредством публикаций научных статей в сборниках аспирантов, соискателей и преподавателей (Магнитогорск, 2004, 2006 г.), докладов на семинарах аспирантов и соискателей МаГУ (2004-2006 г.г.).
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (2005-2007 г.г.), докладывались автором на Всероссийских научно-практических конференциях (Магнитогорск, 2002, 2006 г.), на внутривузовской научной конференции преподавателей (Магнитогорск, 2007), представлены в статье журнала, рекомендованного ВАК для написания кандидатских диссертаций (Новосибирск, 2007 г.).
Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения2009 год, кандидат педагогических наук Тухбатуллина, Лейсан Марселевна
Педагогические условия формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера в вузе: на основе кластерного подхода2012 год, кандидат педагогических наук Филатова, Карина Владимировна
Формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера2010 год, доктор педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна
Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе2009 год, кандидат педагогических наук Шмакова, Лариса Евгеньевна
Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки2010 год, кандидат педагогических наук Олонцев, Олег Иванович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Григорьев, Андрей Дмитриевич
Выводы по второй главе
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что 1) в традиционных условиях работы высшей школы уровень сформированности проектного мышления у студентов-дизайнеров остается относительно низким при переходе с одного курса на другой; 2)полученные результаты подтверждают актуальность заявленной проблемы на практике; 3)уровень сформированности проектного мышления в разных вузах существенно не зависит от учебного заведения; 4)для более эффективного повышения уровня сформированности проектного мышления у студентов-дизайнеров требуется введение новой методики и соответствующего ее реализации комплекса организационно-педагогических условий.
Методика, направленная на формирование проектного мышления студентов студентов-дизайнеров, включает в себя:
- методы решения задач: игровые, проблемные и рефлексивные методы, дискуссии, анализ ситуаций и др.
- средства: диагностические методики, ситуации, творческие и рефлексивные задания, ситуации, упражнения, игры, алгоритмы, правила, предписания и др.;
- формы: сюжетные игры, дискуссии, защиты проектов, конкурсы, выставки и др.
Всего на констатирующем этапе эксперимента приняли участие 210 студентов-дизайнеров трех различных вузов (гг.Магнитогорск, Орск, Оренбург). В ходе формирующего эксперимента в ГОУ СПО «Магнитогорский государственный университет были созданы четыре группы. При этом в трех экспериментальных группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 проверялась эффективность введения комплекса первого условия, соответственно начиная с первого, второго и третьего курса. В контрольной группе работа проходила в традиционном режиме профессиональной подготовки.
Критериями уровня сформированности проектного мышления студентов выступают: анализ проектной проблемы, формирование проектного замысла, разработка многовариантного решения, осознание выбора материалов и средств (для реализации задуманного проекта), разработка эскизов и чертежей. Нами выделены следующие уровни сформированности проектного мышления студентов-дизайнеров: высокий, средний и низкий.
Обосновано, что в качестве показателей первого критерия выступают: понимание проблемы, глубина, самостоятельность анализа. Второй критерий определяется через такие показатели, как самостоятельность замысла, глубина замысла, творчество проекта, реальность замысла. Третий критерий обуславливается следующими показателями: креативность, самостоятельность, рефлексия. Четвертый критерий определяется по показателям: понимание и учет требований заказчика, точность выбора материала и средств, экономичность выбора материала и средств. Показателями пятого критерия выступают: грамотность исполнения, результативность, творчество в эскизе.
Полученные расчеты подтвердили наше предположение, что реализация комплекса предложенных педагогических условий, начиная с первых курсов, способствует, достижению наиболее высокого результата - повышению у студентов-дизайнеров уровня сформированности проектного мышления. Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию %2 Пирсона. В ЭГ-1 на уровне значимости 0,05 было доказано преимущество нулевой гипотезы перед альтернативной, так как так как Х2набл.> х2крит. (7,42>5,99).
Статистические расчёты, полученные в работе, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки - одна из актуальных проблем, стоящих перед наукой и практикой высшего профессионального образования. С учетом тенденций социального и экономического развития общества и культуры, к современному специалисту-дизайнеру предъявляются новые, все более высокие требования, которые невозможно удовлетворить, используя традиционные принципы и методы подготовки дизайнеров. Перед современными педагогами, осуществляющими процесс профессиональной подготовки дизайнеров, на первое место встает не обучение определенным методам и приемам дизайн-проектирования, а развитие креативности, повышение уровня развития профессионального мышления, формирование у будущих специалистов-дизайнеров особого вида мышления студентов-дизайнеров, которое мы в нашем исследовании определили как проектное.
Исследуя проблему формирования проектного мышления студентов-дизайнеров, мы рассматривали «проектное мышление»: как «особую форму мышления человека, интегрирующую в себя мыслительные операции разных форм, и направленную на формирование проектного замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации; планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации».
Рассмотрена, изучена и обозначена сущность и структура проектного мышления, как особого вида психической деятельности человека, на основе изучения основных взаимопроникающих и интегрирующих друг друга видов деятельности: мышления, творчества и проектирования. Было выявлено, что проектное мышление не относится к узко специализированной и узкопрофессиональной форме мышления, представляет собой сложное полиморфное образование и использует разнообразные формы мышления.
Уточнено понятие «дизайн», как профессиональная проектно-художественная деятельность и ее результат, направленная на формирование и преобразование пространственно-вещевой среды. Субъектом дизайна является человек (как дизайнер, так и потребитель), а объектом дизайн-проектирования - предметно-вещевая среда.
Процесс проектирования учитывает такие основные факторы как: функционально-утилитарные, визуально-эстетические, образные, эргономические, технологические, инженерно-технические, экономические, экологические и др. Дизайн и проектная деятельность, как основные сферы применения проектного мышления, являются сложным синтезом науки и искусства, практической и теоретической деятельности человека.
Выявлено, теоретически обосновано и экспериментально проверено, что формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки будет достаточно эффективным в результате реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий: 1. Применение учебно-профессиональных проблемных заданий, направленных на отработку различных операций проектного мышления. 2. Обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности обучающихся. 3. создание проектно-художественной творческой среды на основе диалогического взаимодействия субъектов учебного процесса.
В организованной опытно-экспериментальной работе разработана методика реализации выявленного и теоретически обоснованного комплекса педагогических условий, направленного на формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. В реализации данной методики ее основными элементами являются: методы решения разноуровневых проектных задач (игровые, проблемные и рефлексивные методы, дискуссии, анализ проектных ситуаций и др.), средства (диагностические методики, проектные ситуации, творческие и рефлексивные задания, упражнения, игры, алгоритмы, правила и др.), формы (сценарное проектирование, дискуссии, защиты проектов и ДР-)
В качестве критериев уровня сформированности проектного мышления студентов нами приняты пять критериев: анализ проектной проблемы, формирование проектного замысла, разработка многовариантного решения, осознание выбора материалов и средств (для реализации задуманного проекта), выполнение эскизов и чертежей.
Обосновано, что в качестве показателей первого критерия (анализ проектной проблемы) выступают: понимание проблемы, глубина, самостоятельность анализа. Второй критерий (формирование проектного замысла), определяется через такие показатели, как самостоятельность замысла, глубина замысла, творчество проекта, реальность замысла. Третий критерий (разработка многовариантного решения), обусловливается следующими показателями: креативность, самостоятельность, рефлексия. Четвертый критерий (осознание выбора материалов и средств для реализации задуманного проекта), определяется по показателям: понимание и учет требований заказчика, точность выбора материала и средств, экономичность выбора материала и средств. Показателями пятого критерия (выполнение эскизов и чертежей) выступают: грамотность исполнения, результативность, творчество в эскизе.
Полученные расчеты подтвердили наше предположение, что реализация комплекса предложенных педагогических условий с первого курса профессиональной подготовки в вузе способствует достижению наиболее высокого результата - повышению у студентов-дизайнеров уровня сформированности проектного мышления.
Анализ результатов полученных в работе, позволил сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.
Мы полагаем, что предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть посвящена моделированию процесса развития проектного мышления студентов-дизайнеров, обучающихся в системе дистанционного образования, поиску педагогических условий, направленных на реализацию принципа преемственности в формировании проектного мышления учащихся художественных школ и студентов вузов и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Григорьев, Андрей Дмитриевич, 2007 год
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология, теория обучения / Б.Б. Айсмонтас. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 208 с.
2. Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. Кишинев: МНТЦ Прогресс, Картя Молдавянескэ, 1990. - Часть I - 237 с.
3. Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. Кишинев: МНТЦ Прогресс, Картя Молдавянескэ, 1990. - Часть II - 71 с.
4. Альтов, Г.С. И тут появился изобретатель: 3 изд. перераб. доп./ Г.С. Альтов. М.: Дет. лит., 1989. - 142 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев М.: Изд-во МГУ, 1980.-336 с.
6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
7. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П.Аникеева. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
8. Аристотель. Метафизика. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1976.-Т. 1.-367 с.
9. Аристотель. Поэтика . Сочинения: в 4 т./ Аристотель. М.: Мысль, 1984. - Т. 4.-680 с.
10. Аронов, В.Р. Начальный этап становления дизайнерского образования. Библиотека дизайнера: труды ВНИИТЭ / В.Р.Аронов М., 1994.-С. 7-13.
11. Архитектурный рисунок: современные технологии обучения: учеб. пособие // Ред.-сост. В.М. Соняк. Екатеринбург: Архитектон, 2005. - 268 е.: ил.
12. Асланова, Е.С. Формирование ценностных ориентации у младших школьников в процессе дизайн-деятельности: дис. канд. пед. наук/ Е.С.Арсланова. Комсомольск-на-Амуре: РГБ, 2002. - 149 с.
13. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
14. Бабичев, Н.Т., Боровский, Я.М. Словарь латинских крылатых слов: 2500 слов/ под ред. Я.М.Боровского. М.: Русский язык, 1982. - 959 с.
15. Базилевский, А.А. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна: дис. .канд. искусств/ А.А. Базилевский.-161- с.
16. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. М.: Педагогика, 1997. - 114 с.
17. Безмоздин, JI.H. В мире дизайна / Л.Н.Безмоздин. Ташкент, 1990. - 313 с.
18. Безмоздин, Л.Н. Художественное конструирование в системе человеческой деятельности: автореф. дис.д-ра наук/ Л.Н.Безмоздин. -Тбилиси.: 1977.- 24 с.
19. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В.А.Беликов. Челябинск: Факел, 1995,- 141 с.
20. Беликов, В.А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов / В.А.Беликов. Магнитогорск: МГПИ, 1994. - 18 с.
21. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
22. Беляева, Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: учеб. пособие к спецкурсу / Л.А.Беляева. Екатеринбург, 1993.- 110 с.
23. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / B.C. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1983. - 175 с.
24. Библер, B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога /B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
25. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование/ Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
26. Большая Советская Энциклопедия: 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1972. - 9т.- 487 с.
27. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
28. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1991. 241 с.
29. Бродягин, В.А. Формирование пространственно-образного мышления старших подростков средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждениях: дис. . канд. пед. наук / В.А.Бродягин. Краснодар: РГБ, 2005. - 151 с.
30. Бхаскаран, Л. Дизайн и время. Стили направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран М.: Изд-во АРТ-РОДНИК, 2006. - 256 е., ил.
31. Верблен, Т., Мотылева, В.В. Теория праздного класса / Т. В. Верблен, В. Мотылева. М., 1984, 208 с.
32. Виттенбек, Н.В. Личностная детерминации продуктивности решения творческих задач: дис. канд. психол. наук / Н.В. Виттенбек.-М.: РГБ. 2005. 172 с.
33. Вишнякова, Л.Н. Понятийно-модульная методика формирования у студентов электротехнического мышления: дис. . канд. пед. наук /Л.Н.Вишнякова. Магнитогорск: РГБ, 2004. - 167 с.
34. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т.- М.: Союз Дизайнеров России, 2001. Т. 1. - 424 е., ил.
35. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2т. М.: Союз Дизайнеров России, 2001. Т. 2. - 392 е., ил.
36. Выготский, JT.С. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
37. Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - Том 2. Проблемы общей психологии -504 е., ил.
38. Выготский, JI.C. Развитие высших психологических функций/ Л.С.Выготский. М: АПН СССР, 1960. - 412 с.
39. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии / П.Я.Гальперин . М: Наука, 1996. - 329с.
40. Гамов, А.Е. Проектные принципы формообразования в дизайне высокоскоростных поездов: дис.канд. искусствоведения/ А.Е.Гамов. -СПб.: РГБ, 2006. 115 с.
41. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1968.- Т.1.-312с.
42. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. М.: Московск.психол.-соц. ин-т Флинта, 1998. - 432 с.
43. Глазычев, В.Л. Эволюция творчества в архитектуре/ В.Л.Глазычев. -М.: Стройиздат, 1986. 496 е., ил.
44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства: ( специальность 530400 Дизайн). - Изд.офиц. - М.: Министерство образования Российской Федерации, 2002. - 20с.
45. Горелов, М.В. Рисунок как инструмент проектного мышления: дис. канд. искусствоведения/М.В.Горелов. Москва: РГБ, 2006. - 168 с.
46. Горюнова, Ю. А. Феномен дизайна в культуре социума: дис. . канд. филос наук/ Ю.А.Горюнова. Москва, 2003. - 136 с.
47. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография./ Г.Г.Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 195 с.
48. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: дис.д-ра пед. наук. / Г.Г.Гранатов. Челябинск, 1993. -338 с.
49. Грехнев, B.C. Культура психологического общения: книга для учителя / В.С.Грехнев. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
50. Гропиус, В. К художественному синтезу культуры /В.Гропиус //ДИ СССР. 1965. - №4. - С.36.
51. Гурова, JI.JI. Развитие творческих потенций личности: проблемы и перспективы /Л.Л.Гурова //Тезисы Всероссийской конференции, поев. 90-летию Г.С.Костюка. Киев, 1990. -25с.
52. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
53. Дайри, П.Г. Обучении истории в старших классах средней школы/ П.Г.Дайри. М., 1966. - 153 с.
54. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М.: Рус. яз. - 1989. - Т.З. - 555 с.
55. Двойнина, Г.Б. Формирование готовности учителя музыки к организации пространства художественного воспитания: дисс. канд. пед. наук/Г.Б. Двойнина. Волгоград, 2004. - 192с.
56. Де Боно, Э. Латеральное мышление/ Э.Де Боно. СПб.: Питер Паблишининг, 1997. - 320 с.
57. Де Боно, Э. Красота ума / Э. де Боно; пер. с англ. П.А. Самсонов. -Мн.: Попурри, 2006. 240 с.
58. Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно; пер. с англ. Мн.: Попурри, 2006.- 208 с.
59. Дижур, A.JI. Дизайн в капиталистических странах / А.Л.Дижур. М.: Знание, 1968. - 63с.
60. Дизайн: очерки теории системного проектирования/под ред. Л.А. Соловьева. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 184 с.
61. Декарт, Р. Избранные произведения/ Р.Декарт. М., 1950. 509 с.
62. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.-320 с.
63. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315 с.
64. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. — М.: Педагогика, 1989. 172 е.: ил.
65. Жердева, Е.В. Метафорическая образность в дизайне / Е.В.Жердева. М.: Изд-во МСХА, 2004. - 227 е., ил.
66. Закон Российской Федерации Об образовании. М.: Новая школа, 1992.-60 с.
67. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.- Т. 2. - 296 с.
68. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. М.:Просвещение, 1987. - 158 с.
69. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. - 320 с.
70. Зеер 3. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. - 125 с.
71. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. - 244 с.
72. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /- СПб: Изд-во Питер, 2000. 512с.
73. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие /-Мн.: Харвест; М.: ООО Издательство ACT, 2000. 896 с.
74. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучения /М.: Педагогика. 1981.-200 с.
75. Канн-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество / -М.: Педагогика, 1990, 202 с.
76. Кант, И. Критика способностей суждения. Соч. в 6 т. / И.Кант. М.: Мысль, 1966. Т.5. - 420 с.
77. Каримова, И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: дис . канд. пед. наук: / И.С. Каримова. Хабаровск: РГБ, 2005. - 198 с.
78. Квач, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера: дис. .канд. пед. наук: / Н.В.Квач. -М.: РГБ, 2005.- 179с.
79. Квач, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера: автореф. дис.кан.пед.наук:/ Н.В.Квач. М.: РГБ, 2005. - 22 с.
80. Кёлер, В. Некоторые задачи гештальтпсихологии: Хрестоматия по истории психологии / В.Кёлер. М.: МГУ, 1986. - 415 с.
81. Кислинская, М.В. Педагогические условия формирования иноязычной культуры студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук: / М.В. Кислинская. Магнитогорск, 2007.- 173 с.
82. Климов, Е.А. Путь в профессию / Е.А.Климов. Л., 1974. - 190с.
83. Климов, Е.А. Образ мира в разных профессиях / Е.А.Климов. М., 1995.- 135 с.
84. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
85. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, АЛО. Словарь по педагогике / Г.М.Коджаепирова, А.Ю.Коджаспиров. Москва:ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ , 2005. - 448 с.
86. Кореляков, Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) / Ю.А.Кореляков. // Психологическая наука и образование. 1997 - №2,- С.75-80.
87. Коротина, Н.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: дис. канд. пед. наук / Н.В. Коротина. Москва: РГБ, 2005.- 171 с.
88. Краевский, В.В., Полонский, В.М. Методология для педагога: теория и практика: учеб. пособ. / В.В.Краевский, В.М.Полонский. -Волгоград: Перемена, 2001. 324 с.
89. Краснобородкина, А.Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре ХХвека: дис. .канд.культурологич. наук / А.Г. Краснобородкин. М, 2005, 128 с.
90. Краткая философская энциклопедия / М.: Прогресс, 1994. - 469 с.
91. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
92. Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования / Н. Крылова //Народное образование. 2005. - №2. - С. 113.
93. Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы/Т.В. Кудрявцев //Вопросы психологии. 1981. - № 3. - С. 15.
94. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
95. Куликов, А.Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования: дис. канд. пед. наук / А.Г.Куликов. Магнитогоск: РГБ, 2000. - 135 с.
96. Курлянова, Н.В. Педагогические средства развития творческого мышления студентов: дис. канд. пед. наук / Н.В.Курлянова -Магнитогорск: РГБ, 2004. 158 с.
97. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
98. Лаврикова, Т.В., Лещинский, В.И. Практическая педагогика: технология личностной ориентации: учеб. пособие / Т.В. Лаврикова, В.И. Лещинский. Архангельск: ПрессА, 1999. - 180 с.
99. Лапчинская, И.В. Развитие художественно-творческих способностейстудентов вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. канд.пед. наук / И.В.Лапчинская. Магнитогорск: МаГУ,2005. - 182 с.
100. Леушканова, О.Ю. Организационно-педагогические условия повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее: дис. канд. пед. наук / О.Ю. Леушканова. -Магнитогорск, 2005.- 179 с.
101. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
102. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций / А.Н. Леонтьев. М.:МГУ, 1971. - 40 с.
103. Ю5.Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
104. Юб.Лернер, И .Я. Процесс обучения и его закономерности/ И.Я. Лернер. -М.: Знамя, 1980. -96 с.
105. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
106. Лола, Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции: Послесловие Н.Б. Иванова. / Г.Н. Лола. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.
107. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1984 г. - 448 с.
108. Ю.Лук, А.Н. Эмоции и чувства/ А.Н.Лук. М., Знание, 1972. - 80 с. Ш.Ляудис, В.Я. Стуктура продуктивного учебного взаимодействия: Хрестоматия по пед.психологии/ В.Я.Ляудис. - М.:МПА, 1995. - С.43-59.
109. Майер, В.В. Хрестоматия по общей психологии мышления / В.В. Майер. М.: Физматлит, 2007. - 232 с.
110. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2007. - 583 е., ил.
111. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. М., 1996. -308 с.
112. Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности/ А.Маслоу. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 156 с.
113. Математический энциклопедический словарь / гл. ред. Ю.В. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. - 845 е., ил.
114. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/
115. A.М.Матюшкин. М., 1972. - 208 с.
116. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе/ М.И.Махмутов. М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
117. Методология инновационных образовательных систем \\ под ред.
118. B.П.Ушачева. Магнитогорск: МаГУ, 2003 г. - 112с.
119. Мещеряков, Б.Г. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов социокультурной сферы: дис. . канд. пед. наук / Б.Г. Мещеряков. Магнитогорск, 2002. - 181 с.
120. Минервин, Г.Б. Архитектоника промышленных форм: автореф. дис. докт.наук / Г.Б.Минервин. М., 1975. - 42 с.
121. Минервин, Г.Б. Федотов, М. Предмет и задачи технической эстетики/ Г.Б.Минервин, М. Федотов // Вопросы технической эстетики. -1968- №1, 32 С.
122. Минервин, Г.Б., Мунипов, В.М. О красоте машин и вещей/ Г.Б.Минервин, В.М.Мунипов. М., 1975.- 163 с.
123. Михайлов, С.М., Кулеева, Л.М. Основы дизайна.- 2-е изд., перераб. и доп. / С.М.Михайлов, Л.М.Кулеева. М.: Союз Дизайнеров, 2002. - 240 е., ил.
124. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.:3нание, 1979. - 48 с.
125. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности / Ю.В.Назаров. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. - 416 е., ил.
126. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я.Найн // Педагогика. 1995. - № 5. С.44-49.
127. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: УралГАФК, 2000. - 187 с.
128. Национальный проект Образование: Нормативные правовые документы М.: ТЦ Сфера, 2006. - 80 с.
129. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. / Р.С.Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -Кн. 2: Психология образования - 608 с.
130. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах / О.В. Нестерова. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
131. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А.Низамов . Казань: Изд-во КГУ, 1975. - 302 с.
132. Никитина, Е.В. Педагогические условия формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода: дис. .канд. пед. наук: Якутск: РГБ, 2006. - 151 е.
133. Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: дис. .канд. пед. наук: / С.А. Никитенков М.: РГБ. 2003. - 196 с.
134. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. -СПб.:КАРО, 2002.- 152 с.
135. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/- М., 1978. 381 с.
136. МО.Оконь, В. Введение в общую дидактику / пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. / В.Оконь . М.: Высш.шк., 1990. - 382 с.
137. Павлов, И.П. Избранные произведения / И.П.Павлов М.: Госполитиздат, 1951.- 581 с.
138. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
139. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова и др./ под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 512 с.
140. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др./ под ред. В.А. Сластёнина. / М.: Издательский центр Академия, 2004. -368 с.
141. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. о-во России, 1998.-640 с.
142. Педагогика + ТРИЗ: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования / под ред. А.А. Гина. М.: Вита-Пресс, 2000. - 64 с.
143. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк.; 1989. - 367с.
144. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Теоретическая психология: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. М.: Издательский центр Академия, 2001. - 496 с.
145. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. 3-е изд., стереотип./ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский - М.: Издательский центр Академия, 2002.-512 с.
146. Пирайнен, В.Ю. Материаловедческие и технологоведческие основы дизайна художественных и технических изделий: дис. .доктора тех. наук / В.Ю.Пирайнен. М.: РГБ. 2005. - 137 с.
147. Платон. Апология Сократа. Сочинения в 3 т. / Платон. М.: Мысль. 1968. -Т.1.-С. 70-96.
148. Платонов, К.К. Об изучении психологии учащегося / К.К.Платонов . М.: Профтехиздат, 1961. - 142 с.
149. Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология. Учебное пособие / К.К.Платонов, Г.Г.Голубев. М., Высшая школа, 1977. - 247 е., ил.
150. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.П.Подласый. - М.:Изд-во Владос-Пресс, 2004. - 368 с.
151. Подласый, И.П. Педагогика:Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П.Подласый. М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 е.: ил.
152. Пономарев, А.Я. Психология творческого мышления / А .Я. Пономарев. М., 1960. - 352 с.
153. Посталюк, Н.Ю. и Яковлева, Н.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Н.Ю. Посталюк, Н.М. Яковлева. М.: Науч. изд-во Большая российская энциклопедия, 2003. - 297с.
154. Правила игры без правил / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989. -280 е.: ил.
155. Психология. Словарь / под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
156. Психология: учеб. для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
157. Психологический словарь / под. ред. В. П. Зинченко., Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ACT: АСТРЕЛЬ: Транзиткнига, 2004. - 479 с.
158. Пушкин, В.Я. Оперативное мышление в больших системах/ В.Я.Пушкин. М.-Л.: Энергия, 1965. - 376 с.
159. Развитие технического творчества младших школьников: книга для учителя / П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова и др./ под ред. П.Н. Андрианова, М.А. Галагузовой. М.: Просвещение, 1990. - 110 е., ил.
160. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. Е.И. Исениной / К.Р.Роджерс. М.: Прогресс, Унивес, 1994.480 с.
161. Роджерс, К.Р. Творчество как усиление себя/ К.Р.Роджерс. // Вопросы психологии. 1990. - №1. - С.164-168.
162. Рубинштейн С.Л. Мышление и пути его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958.- 197 с.
163. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубинштейн. -СПб.: 2006.- 713 е.: ил.
164. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики/ С.Л.Рубинштейн. // Вопросы психологии. 1986,- № 4. - 168 с.
165. Рунге, В.Ф., Манусевич, Ю.П. Эргономика в дизайне среды: учеб. пособие / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. / М.: Архитектура-С, 2005. - 328 е., ил.
166. Сайгушев, Н.Я. Воспитание творчеством: метод, рекомендации для вожатых детских оздоровительных центров / Н.Я.Сайгушев Магнитогорск: МГПИ, 1997. 56 с.
167. Сайгушев, Н.Я., Сычкова, Н.В. Непрерывное воспитание: учеб.-метод. пособие для студентов / Н.Я.Сайгушев, Н.В.Сычкова. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 59 с.
168. Сайгушев, Н.Я., Сычкова, Н.В. Создай себя в игре: метод, пособие для студентов / Н.Я.Сайгушев, Н.В.Сычкова Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 84 с.
169. Сайгушев, Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. докт. пед. наук / Н.Я. Сайгушев. Магнитогорск, 2002. - 384 с.
170. Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета: дис. канд. пед. наук / Т.Н.Сахнова Магнитогорск: РГБ, 2003. - 191 с.
171. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. Начинающему педагогу доп. образования. М., 2000. - 97 с.
172. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии/ Г.К.Селевко. М.:НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.
173. Селиванова, Т.В. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий: дис. . канд. филос. наук./Т.В. Селиванова-М., 2003.
174. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения/ Г.Н.Сериков. Курган: изд-во Зауралье, 1997. - 464 с.
175. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.Сериков // Педагогика. 1994. - №5. - С. 16-21.
176. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю. Скороходова. -СПб.: издательство Речь, 2002. 148с.
177. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.
178. B.А. Сластенина. М.: Издательский центр Академия, 2002. - 576 с.
179. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А.Сластенин. М., 1976. - 160 с.
180. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология / сост. Е.С. Рапацевич /
181. C.Д.Смирнов. Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
182. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рацапевич. М.: Современное слово, 2001. - 928 с.
183. Соловьева, В.В. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: дис.канд. пед. наук: / В.В.Соловьева. М.: РГБ. 2003, 175 с.
184. Станько, И.В. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде: дис. канд. пед. наук/И.В.Станько. Улан-Удэ: РГБ, 2005. - 186 с.
185. Степанов, А.В. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. М.: Изд-во Архитектура-С, 2004. - 256 е., ил.
186. Степанов, Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г.П.Степанов . Л., Художник РСФСР, 1984. - 320 е., ил.1890.А.Фроленковой. /- Магнитогорск: МаГУ, 2003. Вып.4. 191 с.
187. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М.Теплов. М.: Педагогика, 1985. -Т.1.-328 с.
188. Терещенко, Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук / Н.А.Терещенко. Ростов-на-Дону: РГБ, 2005. - 249 с.
189. Техническое творчество учащихся: учеб. пособ. для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.-пед. спец. / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др./ под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. М.: Просвещение, 1989. - 223 е., ил.
190. Тигров, С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: дис. канд. пед. наук/ С.В.Тигров. Липецк: РГБ, 2004. - 184 с.
191. Тихомиров, O.K. Психология мышления: учебное пособие / О.К.Тихомиров. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 272 с.
192. Топузова, А.Н. Формирование профессионального мышления у студентов управленческих специальностей в вузе: дисс.канд.пед.наук/ А.Н.Топузова . М.:РГБ, 2005.
193. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: учебное пособие / под общей ред. В.Л. Матросова. / И.В.Трайнев. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
194. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П.И.Третьяков . М.: Новая школа, 1997. -288 с.
195. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд., уточненное и доп. / В.Б. Устин. -М.: ACT: Астрель, 2006. - 239, с.
196. Ушачев, В.П. Гуманизация школьного образования: теория и практика: научно-методическое пособие / В.П. Ушачев. -Магнитогорск:МаГУ, 2007. 117 с.
197. Ушачев, В.П. Творчество в системе образования: монография / Ушачев. В.П.М.:МПГУ, 1995. - 219 с.
198. У такова, М.А. Построение и проверка эффективности комплекса заданий для формирования системности знаний учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук. / М.А.Ушакова. М., 1977. - 19 с.
199. Фандеева, Е. М. Дизайн, его роль и место в культуре: дис.канд.филос. наук / Е.М. Фандеева . М.,2005, 122 с.
200. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 176 с.
201. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М,2002. -576 с.
202. Философский словарь /под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат. 1972. - 496 с.
203. Фролова, С.В. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста дизайнера: дис.канд. пед. наук/ С.В. Фролова. -Великий Новгород: РГБ, 2003. 139 с.
204. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. М.: Галарт, 1995. - 424 с.
205. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды: учеб. для вузов М.: Стройиздат, 2001. - 200с., ил.
206. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - -Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. - 560 с.
207. Царева, А. К. Солнце в цехе. / А.К.Царева. Саранск, 1990. - 112 с.
208. Чепурова, О.Б. Художественный образ в дизайн-проектированииобъектов культурно-бытовой среды: дис. канд. искусствоведения / О.Б.Чепурова. Москва: РГБ, 2004. - 179 с.
209. Щагина, Г.В. Развитие профессионально-познавательного интереса у будущих социальных педагогов в процессе профессиональнойподготовки: дис. канд. пед. наук / Г.В.Щагина.- Магнитогорск,2005.- 180 с.
210. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования /А.И. Щербаков. JL: Просвещение, 1967. - 268 с.
211. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие для студентов пед.институтов / Г.И.Щукина. М., Просвещение, 1979, - 160 с.
212. Шимко, В.Т., Гаврилина, А. А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: учеб. пособие/ В.Т. Шимко, А.А.Гаврилина, М.: Изд-во Архитектура-С, 2004. - 104 е., ил.
213. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства / Ф.В.И.Шеллинг. М.: Мысль, 1966. -496 с.
214. Шеллинг, В.Ф.И. Об отношении изобразительных искусств в природе: Сочинения в 2 т. / Ф.В.Й.Шеллинг. М.: Мысль, 1989. - Т.2.С.52-85.
215. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская . М, 1996, 96 с,
216. Яковлев, Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Д.Е.Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. - 112 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.