Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Тухбатуллина, Лейсан Марселевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тухбатуллина, Лейсан Марселевна
Введение
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ 13 ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА
1.1. Состав и структура профессиональной компетенции дизайнера
1.2. Роль и место творческого компонента в деятельности дизайнера
1.3. Потенциал проектного обучения в формировании творческого 56 компонента профессиональной компетенции дизайнера
1.4. Зарубежный опыт применения проектного обучения 83 Выводы по первой главе
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА
2.1. Педагогические условия формирования творческого компонента 95 профессиональной компетенции дизайнера
2.2. Формирование творческого компонента профессиональной 125 компетенции дизайнеров в процессе проектного обучения в рамках дисциплины «Проектная графика»
2.3. Ход и результаты экспериментального исследования 147 Выводы по второй главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования2009 год, кандидат педагогических наук Кравцова, Татьяна Александровна
Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования2004 год, кандидат педагогических наук Сафина, Людмила Александровна
Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе2010 год, кандидат педагогических наук Каукина, Ольга Валерьевна
Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"2012 год, кандидат педагогических наук Муртазина, Светлана Альбертовна
Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна2011 год, кандидат педагогических наук Кучерова, Алина Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения»
Актуальность исследования. Изменяющиеся социально -экономические условия, интенсивное развитие производительных сил, науки, техники, культуры приводят к возрастающей роли дизайнера в современном обществе. Сегодня дизайнер призван выполнять одну из ключевых ролей - создавать эстетические функциональные и экономически выгодные изделия. Задача дизайнера - учесть в проектируемом изделии все - модные тенденции, потребительские предпочтения, эргонометрические требования, возможности производства, экологические рамки, эстетические потребности общества. Эта задача усложняется тем, что один и тот же товар выпускается десятками и даже сотнями различных производителей. Зачастую именно дизайн продукта определяет его конкурентоспособность. В таких условиях на первый план выходит творческая деятельность дизайнера, его способность предлагать оригинальные идеи, отклоняться в своих действиях от стереотипов.
В нашей стране дизайн-образование еще не имеет сложившихся традиций, общепринятой методологии и методики обучения. Специфика профессии дизайнера заключается в повышенной изменчивости содержания и характера выполняемых работ, что связано с динамикой потребностей рынка. В организации подготовки специалистов в области дизайна пока еще преобладает традиционный знаниевый подход, решение типовых профессиональных задач, что не соответствует реальным профессиональным условиям работы дизайнера. Учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на компетентных специалистов, способных предлагать оригинальные 3 продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым развитие у дизайнеров творческого компонента профессиональной компетенции.
Психологические аспекты творчества исследовались Л.С.Выготским, А.М.Матюшкиным, Я.А.Пономаревым, С.Л.Рубинштейном, Дж.Гилфордом,
A.Т.Шумилиным и др. Методы формирования творческого мышления, творческих способностей рассмотрены в работах Д.Б.Богоявленской,
B.А.Моляко, И.П.Калошиной, В.Г.Казанской и др. Методам сознательного преодоления инерции, психологических барьеров творчества посвящены работы Г.С.Апьтшуллера, М.М.Зиновкиной, С.Д.Смирнова и др. В работах И.Я.Лернера, Н.В.Матяш, Е.С.Полат, М.Б.Павловой, М.Б.Романовской и других педагогов-исследователей отмечается большой потенциал метода проектов в развитии творческих качеств личности. В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности дизайнера, которая по сути своей является проектной. Однако, проектное обучение в указанном контексте не являлось предметом специального научного исследования.
Таким образом, можно констатировать противоречие между целесообразностью использования проектного обучения в качестве эффективного способа целенаправленного формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера как ключевого элемента для успешного выполнения профессиональной деятельности и неразработанностью педагогических условий эффективного использования проектного обучения для формирования данного профессионально значимого компонента.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения в условиях возрастающей потребности общества в инновационных продуктах его деятельности.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнера костюма в вузе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования творческого компонента как ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера костюма в процессе проектного обучения.
Гипотеза исследования: использование проектного обучения позволит эффективно формировать творческий компонент профессиональной компетенции дизайнера при реализации следующих педагогических условий.
1. Поуровневое усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта; количеством дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта.
2. Выполнение студентами каждой из основных командных ролей с целью получения опыта работы в команде, которая характерна для профессиональной деятельности дизайнера.
3. Использование в качестве проектных заданий реальных профессиональных проблем, решение которых сопровождается консультированием и оценкой специалистами профильных предприятий.
4. Использование портфолио в ходе выполнения проектов как средства оценки и самооценки студентов с целью формирования индивидуального стиля, творческого мышления и профессиональных навыков.
5. Направленность деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. Выявить состав и структуру творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.
2. Определить и обосновать особенности организации обучения студентов - дизайнеров костюма при изучении дисциплины «Проектная графика».
3. Обосновать средства диагностики сформированности творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в условиях проектного метода обучения.
Методологической основой исследования являются: общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, предполагающий исключение субъективности, односторонности в подборе и оценке фактов; теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; тенденции социально-экономического развития и научно-технического прогресса; идеи формирования личности, становления профессионала; идеи и принципы компетентностного подхода.
Частнометодическую базу исследования составили теоретические положения и выводы педагогической и психологической науки о системном подходе к исследованию и интерпретации педагогических явлений (В.П.Беспалько, А.А.Кирсанов и др.), концептуальные положения о формировании личности (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн и др.), 6 теоретические основы творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, В.И.Андреев, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов), теоретические основы организации творческой деятельности (Г.С.Альтшуллер, И.С.Якиманская, М.М.Зиновкина и др.), концепция ключевых квалификаций и компетенций (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Ю.Г.Татур, В.И.Байденко), идеи, посвященные методам обучения (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, А.В.Хуторской, Е.С.Полат и др.), методы диагностики творческого развития личности (Д.Гилфорд, П.Торренс, Е.А.Туник, Е.А.Климов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целями использовались: теоретические методы - анализ предмета и проблемы исследования, моделирование и проектирование процесса обучения, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебно-методической документации, включенное наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, педагогический эксперимент, статистические методы обработки и интерпретирования результатов эксперимента.
Исследование выполнялось с 2005 г. по 2009 г. на кафедре «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. При этом был использован личный опыт работы диссертанта в качестве преподавателя дисциплин «Проектная графика» и «Пропедевтика (основы композиции в дизайне костюма)».
На первом этапе (2005-2006 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике; определялись предпосылки исследования; формировались цели, задачи, гипотеза научного поиска; проводился сбор информации в области изучаемой проблемы и ее анализ.
На втором этапе (2006-2007 гг.) определены и обоснованы педагогические условия формирования творческого компонента как ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера в 7 процессе проектного обучения; разрабатывалась методика проектного обучения для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера костюма; разрабатывалась методика диагностики и был проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2007-2009 гг.) проводился формирующий эксперимент; статистическая обработка результатов, их интерпретация и обобщение, корректировался комплекс педагогических условий, формировались выводы исследования.
Новизна исследования состоит в следующем.
1) Раскрыты состав (мотивационная и креативно-деятельностная составляющая) и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, отражающие требования к деятельности современного дизайнера в контексте растущей конкуренции в его профессиональной сфере, дифференциацию и индивидуализацию спроса.
2) Определены и обоснованы педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера процессе проектного обучения:
• использование в качестве проектных заданий реальных профессиональных проблем с консультированием специалистами профильных предприятий с целью повышения мотивации студентов и приобретения ими опыта профессиональной деятельности;
• последовательное усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта (репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий); уровнем завершенности и степенью детализации готового продукта (фор-эскизы, творческие эскизы, прототип изделия); количеством дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта;
• организация работы в команде, характерной для профессиональной деятельности дизайнера, посредством исполнения студентами каждой из основных ролей (генератор идей, критик, техник) для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче;
• использование в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера;
• направленность деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов, выражающаяся в их мотивировании к решению нестандартных профессиональных задач, в инициировании овладения методологией и методикой решения творческих задач, в демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить терминологическое поле проблемы за счет конкретизации понятия «творческий компонент профессиональной компетенции дизайнера», раскрывают его структуру, что способствует дальнейшему развитию понятийно-терминологического аппарата теории профессионального образования; позволяют раскрыть и обосновать процесс формирования творческого компонента. Результаты исследования развивают научное представление о формировании творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в прорцессе проектного обучения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах диссертантом разработана и внедрена в педагогический процесс кафедры «Дизайн» Казанского государственного технологического университета вариативная часть содержания дисциплины «Проектная графика» в виде проектов, направленных на развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера; разработаны методические рекомендации по проведению проектного обучения в рамках дисциплины «Проектная графика»; разработаны и изданы учебные пособия с грифом УМО вузов РФ по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусства «Проектирование костюма», «Дизайн костюма» и «Конструирование женской одежды по европейским методикам. Предлагаемые подходы и методические решения могут быть использованы преподавателями вузов, ведущих подготовку дизайнеров, для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнеров.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Творческий компонент профессиональной компетенции, является ключевой составляющей профессиональной деятельности дизайнера, представляет собой совокупность качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способности), обеспечивающих выполнение креативной деятельности в процессе дизайн-проектирования, направленного на создание новых изделий. Системообразующим элементом является творческое мышление.
2. Проектное обучение, направленное на формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, состоит в использовании проектов, которые имеют в основе реальные профессиональные проблемы, характеризуются последовательным усложнением (степень эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта, уровень завершенности и степень детализации готового продукта и т.д.) и сопровождаются консультированием специалистами профильных предприятий.
3. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера требует целенаправленной деятельности
10 преподавателя по мотивированию студентов к решению нестандартных задач и реализуется при организации работы в команде, предполагающей исполнение студентами каждой из основных ролей для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче; использовании в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась определением исходных теоретико-методологических позиций; анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта; применением методов исследования, проверенных на надежность и валидность; результатами экспериментальной работы; качественным анализом результатов исследования с опорой на фундаментальные методические и теоретические положения педагогической науки; собственным опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры «Дизайн» КГТУ и системы дополнительного профессионального образования. Большое значение для исследования имело непосредственное наблюдение и изучение состояния дизайн-образования в России, Германии, Великобритании и Италии, стажировки в ведущих вузах этих стан.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на кафедре «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования, кафедры дизайна КГТУ; докладывались на межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки» (Казань, 2008г.); IX Всероссийской конференции по
11 дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» (г. Казань, 2008г.); Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Казань, 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии - стратегия развития России: наука, образование, производство» (г.Н.Челны, 2009); на методологических семинарах, проводимых для аспирантов (2008, 2009); на научной сессии КГТУ (2006).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений, 24 рисунков, 20 таблиц. Объем работы составляет 186 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к проектной деятельности: на примере специализации "Дизайн костюма"2008 год, кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Петровна
Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий2007 год, кандидат педагогических наук Прудовская, Ольга Юрьевна
Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Андреева, Ольга Пименовна
Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектирования школьной одежды2002 год, кандидат педагогических наук Торшина, Ирина Борисовна
Педагогические условия формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера в вузе: на основе кластерного подхода2012 год, кандидат педагогических наук Филатова, Карина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Тухбатуллина, Лейсан Марселевна
Выводы по второй главе
1. Анализ современного этапа теории и практики проектного обучения позволил выявить, что оно основано на применении деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного и интегративного подходов. Основными принципами современного проектного обучения являются принципы личностного целеполагания студента; продуктивности обучения; управляемости, квазипрофессиональности; междисципинарности; завершенности, открытости, ограниченности во времени.
2 Эффективное формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения требует создания ряда специальных педагогических условий, направленных на усиление мотивации студентов, приобретение ими опыта профессиональной деятельности, развитие творческого мышления посредством использования в качестве заданий реальных профессиональных проблем, решение которых сопровождается консультированием специалистами с предприятий; последовательного усложнения проектов путем изменения степени эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта от репродуктино-творческого к творческо-репродуктивному и затем к творческому, а также степенью детализации готового продукта и междисциплинарностью проектов; организации работы в команде путем выполнения студентами всех основных командных ролей (генератор идей, критик, техник); использования портфолио в качестве эффективного средства оценки и самооценки студентов; направленности деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов.
3. Использованные для оценки уровня сформированности творческого компонента профессиональной компетенции методики (тесты Дж.Гилфорда и П.Торренса в обработке Е.Туник; опросник креативности Д.Джонсона; методика определения уровня учебной мотивации О.С.Гребенюка; тесты на решительность и направленность на успех; ряд учебных заданий, метод самооценки), а также разработанная нами четырехуровневая шкала, позволили выявить положительную динамику формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения. Положительный прирост в экспериментальной группе составил в среднем 13-15%, в контрольной группе - 6-7%.
Таким образом, использование проектного обучения при введении в учебный процесс разработанных педагогических условий позволяет эффективно формировать творческий компонента профессиональной компетенции дизайнеров.
Заключение
Постановка и решение ' проблемы формирования творческого компонента как ключевой характеристики профессиональной компетенции дизайнера обусловлены объективными процессами, происходящими в обществе, современными требованиями к профессиональной подготовке дизайнеров, состоянием дизайн-образования.
На основе анализа профессиональной компетенции дизайнера, основанной на видах деятельности, нами выявлен творческий компонент. В исследовании показано, что творческий компонент представляет собой, с одной стороны, сквозную составляющую профессиональной компетенции дизайнера, т.е. имеет место во всех видах деятельности, с другой стороны, отражает функции, задачи, этапы выполнения творческой деятельности, характерной для профессии дизайнера. Другими словами, творческий компонент проявляется не только в процессе создания новых моделей, но и в творческом подходе к решению любых профессиональных задач.
На основании определения профессиональной компетенции дизайнера, особенностей профессиональной деятельности дизайнера, носящей преимущественно творческий характер, анализа тематической литературы, нами были определены состав и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, сформулировано определение: творческий компонент профессиональной компетенции представляет собой совокупность качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способности), обеспечивающих выполнение творческой деятельности в процессе дизайн-проектирования, направленного на создание новых изделий.
В исследовании показано, что состав творческого компонента представляет собой совокупность таких составляющих, как креативно-деятельностная (умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности) и мотивационная (познавательная активность, мотивация к определенной деятельности, направленность на достижение успеха). Обосновано, что ключевой составляющей является креативно-деятельностная. Анализ элементов креативно-деятельностной составляющей позволил сделать вывод о том, что творческое мышление является системообразующим элементом, от развития которого зависит формирование и остальных составных элементов (умений и навыков творческой деятельности, творческого воображения, творческих качеств личности, творческих способностей).
Анализ профессиональной деятельности дизайнера, а также осознание роли и места творческого компонента в профессии этого специалиста позволили выдвинуть ряд требований к процессу формирования творческого компонента, который должен обеспечивать: устойчивую мотивацию творческой деятельности студентов; овладение в процессе обучения современной методологией творчества и применение ее для генерирования нестандартных идей; междисциплинарную связь основных курсов; решение реальных практических задач; выполнение заданий в ограниченные сроки. Этим требованиям полностью удовлетворяет современное проектное обучение. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности дизайнера, которая по сути своей является проектной.
Анализ выделенных нами этапов развития метода проектов в отечественной и зарубежной практике, а также используемых в западных вузах проектно-ориентированных технологий, позволил сделать вывод об эффективности использования проектного обучения и раскрыть его характерные особенности: командная организация работы; наличие профессионально значимой задачи; ведущая роль преподавателя не только как идейного вдохновителя и консультанта, но и как образца для подражания и др.
В результате проведенных исследований были предложены и обоснованы педагогические условия, способствующие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения:
1) сопровождение разработок проектов, в основе которых лежат реальные профессиональные проблемы, консультированием специалистами с предприятий;
2) последовательное усложнение проектов по степени эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта (репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий); уровню завершенности и степени детализации готового продукта (фор-эскизы, творческие эскизы, прототип изделия); количеству дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта;
3) выполнение студентами основных командных ролей с целью приобретения опыта работы в команде, выработки навыков конструктивного профессионального общения и взаимодействия;
4) использование портфолио в качестве эффективного средства оценки и самооценки творческого мышления, профессиональных навыков и индивидуального стиля студентов;
5) деятельность преподавателя, направленная на развитие творческого компонента у студентов, посредством их мотивации к решению нестандартных профессиональных задач, инициирования овладения методологией и методикой решения творческих задач, демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов
Реализация предложенных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров дает возможность:
- стимулировать развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера путем внедрения реальных профессиональных задач, позволяющих реализовать все этапы дизайнерской деятельности, системно рассматривать проблему, применять знания, умения, навыки на междисциплинарном уровне, самооценивать личные результаты на профессиональном уровне;
- развивать у студентов творческие способности, умения, навыки, воображение и творческое мышление в целом за счет поуровневого усложнения проектов, позволяющего планомерно переходить от репродуктивно-творческой деятельности к творческо-репродуктивной, а затем и к творческой;
- выработать у студентов навыки профессионально значимой групповой работы, стимулировать получение ими опыта выполнения обязанностей в группе в разном качестве (генератор идей, критик, техник), позволяющего рассматривать процесс создания изделия с разных позиций;
- развивать способности студентов к творческой самореализации- и самооценке путем оформления портфолио, которое представляет собой не просто средство представления результатов работы, а является творческим продуктом, отражающим решение поставленной задачи, уровень по отношению к работам других студентов и личное приращение к предыдущим работам;
- осуществлять профессиональный отбор преподавателей в соответствии с их способностью организовывать эффективное проектное обучение и развивать творческий компонент профессиональной компетенции у студентов.
Для проверки гипотезы был проведен эксперимент, в ходе которого были апробированы разработанные педагогические условия. Данные результатов эксперимента подтвердили эффективность разработанных условий. Положительная динамика наблюдается в изменении всех составляющих элементов творческого компонента в среднем на 13-15% (в контрольной группе на 6-7%).
Результаты проведенной работы подтвердили выдвинутую гипотезу, что позволяет использовать проектное обучение в качестве образовательной технологии для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера при его организации в соответствии с разработанными педагогическими условиями.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тухбатуллина, Лейсан Марселевна, 2009 год
1. Абдуллина, Е.Р. Болонский процесс и формирование профессиональной компетентности/ Е.Р.Абдуллина //Сборник научных трудов СевКавГТУ, №4.-2004.
2. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук./И.Р. Абсалямова. -М., 2007. -25с.
3. Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович., А.И. Чучалин, М.А. Соловьев // Инженерное образование.-2003. -№1. С. 11-14.
4. Адлер, А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии: Тексты /А.Адлер и др. /Под.ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. -М.:Психология, 1986. С.129-140.
5. Александров, Л.В. Методы инженерного творчества. Справочник / Л.В.Александров, Н.Н.Карпов. М.:ВНИИПИ, 1993. - 393с.
6. Альтшуллер, Г.С. Жизненная стратегия творческой личности // Грани творчества / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989. - 129 с.
7. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения- М.: Московский рабочий, 1969, 269с.
8. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности./ В.И.Андреев. Казань: Издательство КГУ, 1988. -238с.
9. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. / В.И.Андреев. Казань, 2000. - 287с.
10. Анисимов, К. Слагаемые инновационного потенциала/ К.Анисимов //Директор школы, 1997. -№3. -С.35-37.
11. Арефьева, О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. / О.В.Арефьева -Магнитогорск, 2007.
12. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ М.Армстронг./Перевод с англ. под ред. С.К.Мордовина. -СПб.: Питер, 2005.-832с.
13. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/ В.Байденко // Высшее образование в России, 2004. С.3-13
14. Байнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности./ П.Байнцвайг -М.: Прогресс, 1990. 114с.
15. Барлекс, Дж. Технологическое образование в школах Великобритании/ Дж.Барлекс, Дж.Питт / Школа и производство, 1999. -№5. -С.93-95.
16. Белых, И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления / И.Белых // Высшее образование в России, 2006 №11.
17. Белякова, И.И. Роль мотивации в творческом процессе// Творчество как фактор формирования творческой личности: Материалы второй международной научно-практической конференции. -Тамбов: Изд-во Тамбов, гос. университета, 2001. -с. 148-149.
18. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах./П.П.Блонский М.: Высшая школа. -Т.1. -421с.
19. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Д.Б.Богоявленская. -М.:Издательский центр «Академия», 2002. 320с.
20. Болонский процесс. Бергенский этап/ Под науч. ред. В.И.Байденко. -М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2004. 416с.
21. Бондарева, Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования экономического образования: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук./ Е.В.Бондарева М., 2000. - 32с.
22. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э.Боно // Пер. с англ. Д.Я.Онацкая. -Мн.: ООО «Попурри», 2005. 416с.
23. Борзенкова, И.В. Психология творчества: учеб. пособие для студентов. / И.В.Борзенкова Курск: Издательство Регионального открытого социального института, 2002. - 68с.
24. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование./А.В.Брушлинский -М.: Наука, 1979.-162с.
25. Булатова, Е.Г. Методы исследования в социальных и гуманитарных науках: учеб. Пособие / Е.Г.Булатова, В.С.Черепанов. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. - 172с.
26. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как академическая проблема /Ю.М.Бундина // Вестник Оренбургского государственного университета, 2006. №6. -С.212-215.
27. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук/ Ю.М.Бундина. -Оренбург, 2006. -22с.
28. Валеева, Н.Ш. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт./Н.Ш.Валеева,
29. Н.И.Самойлова Казань: Издательство Казан, гос. технолог, ун-та, 2005.-116с.
30. Вендровская, Р.Б. Очерки истории советской дидактики./Р.Б.Вендровская -М.: Педагогика, 1982. -128с.
31. Вендровская, Р.Б. Прогрессивизм в США 20-30-х годов XX века./Р.Б.Вендровская // Педагогика, 2003. №5. - С.85-90.
32. Вилкова, А.А. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста-дизайнера в вузе: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. /А.А.Вилкова -Ульяновск, 2007. -28с.
33. Войнова, Н.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза / Н.А.Войнова, А.В.Войнов // Инновации в образовании, 2004. -№4. —С. 111-118.
34. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте/ Собр. соч. /Л.С.Выготский Т.2. -М. .Педагогика, 1982.
35. Гальперин, П.Я. Исследование мышления в советской психологии / П.Я.Гальперин. -М.:Наука, 1966. -с.284.
36. Гареев, Р. Профессионально-творческое саморазвитие студентов / Р.Гареев.// Высшее образование в России, 2004. №9. - С.174-176.
37. Гвэйн, Ш. Созидательная визуализация/ Ш.Гвэйн / Перев. с англ. -М.ЮОО Изд-во «София», 2007. -208с.
38. Гладких, В.Г. Креативность будущего дизайнера /В.Г.Гладких, О.П.Тарасова, О.Н.Шевченко // Высшее образование в России, 2009. -№3. С.131-136.
39. Глотова Г.В. Развитие творческого потенциала будущих инженеров в вузах США и Западной Европы: Дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. Казань, 2005. - 158с.
40. Глотова,Г.В. Формирование творческого потенциала инженеров: зарубежный опыт: Учебно-метод. пособие /Г.В.Глотова. Казань: Издательство Казан, гос. технолог, ун-та, 2006. - 123с.
41. Гордеева, Н.А. Саморазвитие творческого воображения студентов / Н.А. Гордеева. Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2006. - 88с.
42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (направление подготовки дипломированного специалиста 052400 Дизайн) М, 2003. - С.32.
43. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект/ Под ред. М.И.Махмутова. М.Педагогика, 1985. -151с.
44. Гребнев, Л. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) / Л.Гребнев// Высшее образование в России, 2006. №6. - С.6-15.
45. Григорьев, А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: автореферат47.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.