Формирование государственного стиля в архитектуре Московского княжества в конце XV — первой трети XVI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Ершов Петр Глебович

  • Ершов Петр Глебович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБНИУ «Российский институт истории искусств»
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 291
Ершов Петр Глебович. Формирование государственного стиля в архитектуре Московского княжества в конце XV — первой трети XVI века: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. ФГБНИУ «Российский институт истории искусств». 2018. 291 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ершов Петр Глебович

Оглавление

Введение

Глава 1. История изучения вопроса

1.1. История изучения проблемы стиля в древнерусской архитектуре конца XV -первой трети XVI века

1.2. История изучения происхождения шатровой архитектуры

1.2.1. Деревянная или каменная архитектура как источник происхождения шатра

1.2.2. Шатровая архитектура - вариант готического стиля в древнерусском зодчестве. Проблема авторства церкви Вознесения в Коломенском

1.2.3. Восточная традиция как источник происхождения шатра

1.2.4. Идейное содержание как основной источник шатрового зодчества

1.2.5. Дискуссия о первом храме с шатровым завершением

1.3. История изучения проблемы происхождения крещатого свода

1.3.1. Древнерусская архитектура как источник новой конструкции

1.3.2. Восточная архитектурная традиция как источник новой конструкции

1.3.3. Архитектура Ренессанса как источник новой конструкции

1.3.4. Идейный замысел как источник новой конструкции

1.4. История изучения проблемы бытования «итальянизмов» (элементов ордерной архитектуры) в древнерусском зодчестве конца XV - первой трети XVI века

1.4.1. Отрицание существенной роли итальянизмов в формировании новых декоративных схем

1.4.2. Повышенное внимание к ордерным элементам в декоративном оформлении храмов конца XV - первой трети XVI века

Глава 2. Проблема источников для формирования стиля

2.1. Архитектура ренессансной Италии второй половины XV - начала XVI века

90

2.1.1. Тема «идеального храма» в творчестве архитекторов итальянского Ренессанса

2.1.2. Крестово-купольная система в архитектуре Венеции и тема идеального города в ренессансной архитектуре

2.2. Древнерусское зодчество конца XII - первой трети XV века

2.2.1. Зодчество ранней Москвы и его связь с домонгольской архитектурной традицией XII-XIII веков

2.2.2. Основные памятники периода зрелой раннемосковской архитектуры конца XIV - первой трети XV века

2.2.3. Бесстолпные храмы второй половины XIV - начал XV века. Сербская архитектурная традиция XIV-XV веков и раннемосковское зодчество

2.2.4. Готика и раннемосковское зодчество. Общая оценка периода

Глава 3. Формирование единого стиля в архитектуре Руси конца XV - первой трети XVI века

3.1. Идея единого внутреннего пространства и этапы его трансформации

3.1.1. Успенский собор Аристотеля Фьораванти

3.1.2. Храмы с крещатым сводом

3.1.3. Бесстолпные храмы начала XVI века. Собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

3.1.4. Церковь Вознесения в Коломенском

3.1.5. Общие замечания о внутреннем пространстве храмов конца XV - первой трети XVI века. Проблема высокого иконостаса. Снижение значения фресковых росписей в интерьерах

3.2. Элементы ордерной системы и проблема их интерпретации

3.2.1. Первые случаи применения «итальянизмов»

3.2.2. Декоративная схема оформления (1490-е-1510-е гг.)

3.2.3. Архангельский собор и рациональная схема оформления фасадов и

интерьеров (1500-е-1520-е гг.)

3.3. Проблема образца

3.3.1. Два основных фактора в формировании концепции копирования образца

195

3.3.2. «Архаизирующее» направление в архитектуре 1520-1530-х годов

3.4. Опыт интерпертации архитектурного материала в контексте проблем политической и духовной жизни Руси конца XV - начала XVI века

Заключение

Список литературы

Список источников

Приложение «Указатель памятников архитектуры, упомянутых в тексте»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование государственного стиля в архитектуре Московского княжества в конце XV — первой трети XVI века»

Введение

Период конца XV - первой трети XVI века известен как время становления единого Российского государства. К концу правления Ивана III к Москве были присоединены земли главных соперников - Новгорода и Твери, ликвидировано монгольское иго, издан общерусский Судебник. При сыне Ивана - Василии III, начавшем княжить в 1505 году, во владения Великого князя отошли Псков (1510) и Рязань (1521). В 1514 году после двухнедельной осады взят Смоленск. Успешными были и военные действия против ближайших соседей - Великого княжества Литовского, Казанского ханства1. Все это привело к тому, что к концу правления Василия III территория Руси увеличилась в шесть раз2, что превратило её в одно из сильнейших государств Восточной Европы. Частью объединительной политики внутри страны стала ликвидация уделов, где правили младшие братья Ивана III - Юрий (дмитровский и серпуховской князь), Андрей Большой (угличский и звенигородский князь), Борис (волоцкий и рузский князь) и Андрей Меньшой (вологодский князь). К концу XV века3 их владения отошли к великому князю. Следует отметить, что сама удельная система не исчезла, о чем свидетельствует завещание Ивана III, наделявшее землями его сыновей - Юрия, Андрея, Дмитрия и Семена (по размерам своим эти уделы были гораздо меньше, чем те, которыми владели братья великого князя).

Неотъемлемой частью политической история Руси рубежа XV-XVI веков является и история Русской церкви. Противостояние иосифлян и нестяжателей, борьба с еретиками в 1480-1490-х годах, деятельность Максима Грека - все эти события стали важными вехами в духовной жизни страны. Одним из важнейших моментов для формирования новой идеологии стало появление на рубеже 1510-

1 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 396.

2 Там же. С. 59.

3 Скрынников Р. Г. Русская история XI-XVII веков. СПб., 2006. С. 236.

1520-х годов1 концепции «Москва - Третий Рим», автором которой был монах Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей.

Вообще, соотношение старого и нового часто становилось предметом ожесточенных споров между консерваторами и сторонниками прогресса. Здесь, пожалуй, уместно привести высказывание И.Э Грабаря на заявленную тему из введения к первому тому «Истории русского искусства»: «В истории искусства не раз уже раздавались те самые призывы отречься от традиций, которые так характерны и для новейшего индивидуализма. Доводы остаются неизменно теми же: традиция есть рутина, рутина же, заставляя черпать из прошлого, мешает творить из себя, поэтому нет движения вперед. Между тем вся история искусства есть история непрерывной смены этих двух настроений, которые можно было бы назвать революционными и реакционными [...]. После каждой эпохи, отвергающей и топчущей традиции, неизбежно наступает эпоха возврата, но последний никогда не бывает полным, всецело повторяющим прошлое, а всегда приносит новые ценности или так видоизменяет старые, что они являются новыми»2. Как можно заметить, именно противостояние традиции и новизны И.Э. Грабарь считает единственно возможным условием существования искусства вообще. Важно, что данный пассаж появился во вступлении к многотомному изданию, впервые обобщившему опыт изучения русского искусства. Однако если формула исследователя может быть с легкостью применена к культуре Нового времени, то в отношении Средних веков подобное утверждение далеко не так справедливо. Каноничность средневекового искусства предполагала традицию своей основой. В такой ситуации, вероятно, трудно говорить об «отвергающей и топчущей» эпохе, приходящей на смену другой. Тем интереснее взглянуть на ситуацию, когда стало возможным массовое вхождение новых элементов молодой ренессансной культуры в культуру, совершенно иную, еще полностью средневековую.

1 Там же. С. 253

2

Грабарь И.Э. Введение в историю русского искусства // История русского искусства. М., 1910. Т. 1. С. 110.

Именно такой процесс происходил в конце XV - первой трети XVI века в формировавшемся Русском государстве. В этот же период происходит впервые за несколько столетий встреча искусства Древней Руси с западноевропейским, а, точнее, ренессансным искусством. При этом контакты происходили исключительно в области архитектуры. За несколько десятилетий (1470-е - 1530-е) итальянские мастера, приглашенные Иваном III и Василием III, перестраивают Московский Кремль, возводят соборы и церкви в Москве и в других городах Руси.

Для практической деятельности итальянских архитекторов, как кватроченто, так и высокого Возрождения, прибывших в Москву теоретической основой стала концепция идеального храма Альберти. Мысль о центрической церкви как наиболее адекватном воплощении идеи Бога привела к созданию в Тоскане и Ломбардии множества оригинальных построек, различных по своему планировочному решению (восьмигранных, квадратных, в виде четырехлистника, греческого креста). Кульминацией этого процесса стал Темпьетто Браманте (круглое здание). Его же проект собора св. Петра в Риме произвел не менее сильное впечатление на современников и потомков. Хотя замысел Браманте и не был реализован, его новации были использованы во множестве храмов XVI века.

Привнесенные зарубежными архитекторами новшества вступали во взаимодействие с формами старомосковской архитектуры и других локальных школ. Помимо отдельных декоративных деталей (элементы ордерной системы) в декоративном оформлении фасадов и интерьеров церквей и соборов, появляются и оригинальные типы зданий - шатровые и столпообразные церкви, храмы с крещатым сводом. При этом адекватного понятия, определяющего стилевой характер этой архитектуры, так и не было выработано.

С конца 1510-х годов происходит полноценное вхождение новых черт в архитектуру молодого государства. Таким образом, говоря о древнерусском зодчестве рубежа XV-XVI веков, под традицией должна пониматься архитектура Московского княжества и сопредельных земель (Тверь, Вологда, Ростов) XIV-XV веков, тогда как новаторством нужно считать все, что связано с деятельностью

итальянских мастеров, как то мотивы классической архитектуры (пилястры, антаблемент, импосты и т.д.), возможно, отдельные конструктивные приемы (крещатый свод) и, наконец, отдельные типы зданий (шатровые храмы).

Актуальность исследования. В искусствоведении вопрос стилеобразования в древнерусской архитектуре конца XV - первой трети XVI столетия все еще недостаточно изучен. Исследование средневековой русской архитектуры как последовательности сменяющих друг друга стилей длительное время не проводилось, искусство Руси воспринималось как об отдельное, обособленное от западноевропейской культуры явление. Зодчество Московского княжества конца XV - первой трети XVI века рассматривалось не как целостное явление, а как совокупность разнородных, самостоятельных тенденций, сложившихся под воздействием различных обстоятельств и факторов. Актуальность настоящей диссертации определяется необходимостью выработки объективной и целостной характеристики московской архитектуры рассматриваемого периода и определения места и роли данного этапа в процессе становления единого общерусского стиля1.

При этом в работе не делается попыток представить рассматриваемый период русским аналогом Возрождения2. Ведь, как уже отмечалось, деятельность итальянских мастеров, приглашенных в конце XV - первой трети XVI века на Русь, не выходила за пределы зодчества. Живопись, к примеру, оставалась для них недоступной областью. Единственным допустимым видом скульптуры были настенные рельефы (основной ареал их применения - владимиро-суздальские земли). Конечно, образцы круглых статуй появляются во второй половине XV века и в Москве - в 1464 году фигура «Георгия Змееборца выполненном Василием Ермолиным и его артелью». Однако сила традиции была слишком велика, и деятельность итальянских мастеров не привела к распространению здесь круглой скульптуры. Отсутствие же круглой скульптуры на Руси как направления

1 Понятие «единого» стиля см.: Зедльмайр X. Утрата середины. М. 2008. С. 81

2 Историографию проблемы см.: Булкин, Вал. А. Несостоявшийся Ренессанс // Культурное наследие Российского государства. СПб., 2003. Вып. 4. С. 53-63.

художественной деятельности сказывалось на восприятии ренессансных элементов, в частности, ордерных деталей, в основе которых (например, колонн) лежал антропоморфизм, отождествление различных архитектурных мотивов с человеческим телом.

Степень разработанности темы подробно представлена в первой главе диссертации. Архитектуре времен Ивана III и Василия III посвящено немалое число работ, однако, зачастую в них рассматриваются лишь отдельные проблемы, в частности, происхождение шатрового храма или же распространение итальянизмов, или же вообще отдельные памятники. До сих пор не существует трудов, в которых данный период рассматривался бы в целом, как самостоятельный этап истории древнерусской архитектуры, работ, которые затрагивали бы проблемы формообразования и стилеобразования в связи с их исторической подоплекой.

Тем не менее, на разных этапах исследования древнерусского искусства появлялись работы, главной задачей которых становилось рассмотрение его развития как чередования определенных стилевых стадий, с помощью которых предпринимались попытки выделить общие тенденции, проявлявшиеся и в живописи, и в архитектуре. В первую очередь, необходимо отметить здесь книгу Г. К. Вагнера - «Канон и стиль в древнерусском искусстве», а также труд А. И. Некрасова «Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков». Труды этих авторов представляют собой важный этап выработки методологии изучения русского средневекового искусства: от применения формального анализа до привлечения историко-психологической основы художественной образности, выявления сущностных характеристик «стиля эпохи». Главная цель их теоретических построений заключалась в попытке создания четкой структуры, представлявшей из себя последовательную картину смены стилей, которая смогла бы показать либо включенность архитектуры Древней Руси в аналогичный процесс, происходивший в Западной Европе, либо присущий ей стадиальный характер развития, тесно увязанный с собственной историей и культурой. Однако древнерусское зодчество конца XV - первой трети XVI века эти исследователи

рассматривали не как единое явление, а как сложившуюся под воздействием различных обстоятельств совокупность разнородных, самостоятельных тенденций.

Объект исследования - церковное зодчество Руси конца XV - первой трети XVI века.

Предмет исследования - выявление и анализ стилеобразующих тенденций в храмовом зодчестве Руси конца XV - первой трети XVI века, способствовавших формированию единого стиля в древнерусской церковной архитектуре.

Цель диссертации - исследование процесса формирования стиля церковной архитектуры Московского государства конца XV - первой трети XVI века.

Задачи исследования:

• проанализировать круг вопросов, связанных с историей изучения древнерусской архитектуры конца XV - первой трети XVI века;

• определить основные особенности политической и социокультурной ситуации в Руси конца XV - первой трети XVI века и определить их влияние на формирование единого государственного стиля в архитектуре;

• определить особенности доитальянского этапа архитектуры княжества Московского второй половины XIV - первой трети XV века;

• выявить основные тенденции в итальянской архитектуре Ренессанса, повлиявшие на зодчество Руси конца XV - первой трети XVI века;

• исследовать проблему источников по формированию стиля;

• проанализировать взаимодействие традиционных форм и новаций, привнесенных итальянскими мастерами в архитектуру Московского государства в конце XV - первой трети XVI века.

Источниками исследования являются опубликованные труды отечественных и зарубежных ученых по архитектуре, архитектурной теории и практике рассматриваемого периода, летописные свидетельства о постройке храмов, результаты натурных обследований памятников и архитектурно-реставрационные материалы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1474 года (приезд в Москву Аристотеля Фьораванти и начало строительства Успенского собора в Кремле) до 1533 года (смерть Василия III). Ослабление государственной власти, отток итальянских архитекторов из Руси1 вылился в отсутствие практически до середины XVI века каких-либо серьезных начинаний в области строительства. Прекращается и приток итальянских архитекторов на Русь. Поэтому середину 1530-х годов можно считать окончанием «проекта» по созданию в молодом Российском государстве стилистически единой архитектуры.

Методологическая основа исследования определена принципом комплексного подхода к заявленной в диссертации теме. Проблематика, цель и задачи диссертации обусловили методологию исследования, а принцип комплексного подхода - выбор исторических и эмпирических методов исследования. Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников, сравнительно-исторический метод - сравнить особенности архитектуры Руси и Западной Европы разных временных периодов Метод формально-стилистического анализа дал возможность выделить основные черты и характеристики памятников, позволяющие судить о принадлежности их к единому стилю. Иконологический метод позволил выявить символическую и идейную подоплеку, лежащую в основе государственной строительной программы Ивана III и Василия III.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- наиболее полно представлена историография основных проблем изучения архитектуры Руси конца XV - первой трети XVI века;

- значительно расширен круг архитектурных источников и аналогий, использовавшихся русскими зодчими в отдельных формах церковной архитектуры указанного периода;

1 Подъяпольский С.С. О книге Э. Ло Гатто. Послесловие через полвека // Подъяпольский С. С. Историко-архитектурные исследования. (Статьи и материалы.) М., 2006. С. 223-250

- разработана типология декоративного убранства церковных архитектурных сооружений, связанных с использованием ордерной системы;

- всесторонне освещен процесс стилеобразования в зодчестве рассматриваемого периода;

- выявлено и описано важнейшее свойство единого государственного стиля архитектуры рассматриваемого периода - формирование целостного нерасчлененного пространства храма.

Положения, выносимые на защиту:

1. В Московском государстве в конце XV - первой трети XVI века сформировалась государственная программа, утверждающая новую идеологию -преодоление наследия византийской традиции в зодчестве. Ее осуществление включало строительство монументальных соборов и распространение бесстолпного типа храма.

2. Создание единого государственного стиля в архитектуре Московского государства конца XV - первой трети XVI века напрямую связано с решением вопроса стилеобразования, важнейшей составляющей которого является формирование целостного нерасчлененного пространства.

3. В процессе формирования единого стиля наряду с появлением новой для древнерусского зодчества формы шатра произошло возвращение нескольких архаичных, забытых архитектурных форм (восьмигранник, световое пятиглавие).

4. Декоративное убранство зданий памятников архитектуры Московского государства конца XV - первой трети XVI века подразделяются на две системы оформления: декоративную и рациональную.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут способствовать лучшему пониманию проблемы стилеобразования в храмовой архитектуре Руси и ясному представлению об особенностях формирования стиля в архитектуре Московского княжества периода конца XV - первой трети XVI века. Выводы и обобщения, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы в дальнейших

научных исследованиях искусствоведов, историков отечественной культуры и храмовой архитектуры.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке учебных программ, лекционных курсов и учебно-методических пособий по теории и истории отечественной архитектуры в гуманитарных и художественных вузах, а также при проведении мероприятий по охране и реставрации памятников архитектуры.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях и практической деятельности искусствоведов, историков отечественной культуры и храмовой архитектуры, разработке учебных программ, лекционных курсов и специальных семинаров в гуманитарных и художественных вузах.

Степень достоверности исследования и обоснованность научных положений обеспечиваются методологической целостностью работы, адекватностью используемых методов исследования цели и задачам диссертации, опорой на широкий круг литературных и документальных источников (материалов архитектурных обследований, архитектурно-реставрационных реконструкций, фотографической фиксации, натурных наблюдений и описаний).

Апробация исследования. Результаты исследования изложены в 11 опубликованных научных статьях и тезисах докладов конференций, в том числе 3-х, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (общий объем - 3,7 п.л.), а также в 8 докладах, прочитанных на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (СПбГУ, 2010, 2012, 2013, 2014, 2015) и «Сергий Радонежский в русской культуре и искусстве» (8-10 октября 2014, Российский институт истории искусств), на конференциях РИИИ «Произведение искусства и адресат: принципы взаимодействия» (23.12.2013) и «Художник и книга в истории русского и зарубежного искусства» (12.10.2015), на заседаниях сектора изобразительных искусств и архитектуры РИИИ и заседаниях Древнерусского семинара кафедры истории русского искусства Института истории СПбГУ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на разделы и подразделы, заключения, списка литературы на русском и иностранных языках, списка источников и приложения «Указатель памятников архитектуры, упомянутых в тексте».

Основной текст с примечаниями составляет 240 с., общий объем диссертации - 291 с.

Глава 1. История изучения вопроса

В главе, посвященной истории изучения предмета мы затронем круг научных текстов, затрагивающих именно историю архитектуры изучаемого периода. Существующий пласт литературы, посвященный творениям иностранных мастеров в России в ХУ-ХУ1 веках, а также постройкам русских зодчих, возведенным под влиянием «фрязей», можно разделить на несколько частей, соответственно поставленным в данных трудах вопросам. Так, одной из главных проблем можно считать дискуссию о происхождении новых типов храма - шатрового и столпообразного. Важным является и вопрос о вхождении в древнерусское зодчество и ассимиляции в нем элементов ордерной структуры, т. н. «итальянизмов». Более частный сюжет - появление в архитектуре указанного периода крещатого свода, позволившего, как это имело место и в случае с шатром, перекрывать бесстолпные пространства. Наконец, в первой трети XVI века для древнерусского зодчества актуальной становится характерная для всей средневековой архитектуры проблема - ориентация при возведении храма на определенный прототип. В рассматриваемый период подобными образцами не только в формальном, но и в идейном плане1 чаще всего оказывались Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля.

Таким образом, ряд основных проблем истории изучения древнерусской архитектуры конца XV - первой трети XVI века, если говорить более абстрактно, характерны для всей истории архитектуры, а не только для средневекового периода: образование нового типа здания (шатровый храм), оригинальные конструктивные решения (крещатый свод), истоки и иконография декоративных элементов (ордерные детали, «итальянизмы»).

1 См. Баталов А. Л. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI века // Древнерусское искусство. Искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб, 2003. С. 41.

1.1. История изучения проблемы стиля в древнерусской архитектуре конца XV -

первой трети XVI века

Отдельно остановимся на проблеме стиля в древнерусской архитектуре рассматриваемого периода. Обратимся к истории вопроса. Основополагающими в данном случае являются труды А. И. Некрасова «Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков» (1936 г.) и Г. К. Вагнера «Канон и стиль в древнерусском искусстве»1 (1987 г.). Вместе с тем, применение категории «стиль» в изучении периода конца XV - начала XVI века мы обнаруживаем уже у авторов середины XIX века, первыми пытавшихся выстраивать варианты периодизации русского средневекового искусства.

Историк Москвы И. М. Снегирев писал, что иностранные зодчие, приглашенные Иваном III, привнесли «стиль и вкус своего отечества»2; новый «фряжский» или «ломбардо-византийский» стиль, воплотившийся, в частности, в Успенском соборе Кремля и колокольне Ивана Великого, сменил прежний, «византико-русский»3. По мнению археолога И. П. Сахарова, «прибавки» к византийской основе из стилей готического, мавританского и итальянского4 являются отличительными чертами древнерусского зодчества. Используя подобные определения, исследователи того времени, вероятно, хотели, подчеркнуть те изменения, что произошли в древнерусском зодчестве в связи с появлением здесь итальянских мастеров. Однако само слово «стиль» в данном контексте обозначало лишь некую совокупность декоративных элементов5 и легко заменялось, например, понятием «тип» (Грановитая палата у Снегирева «запечатлена типом Венецианского зодчества»6) или «вкус».

1 Стилю в древнерусском зодчестве посвящена и отдельная статья Г.К. Вагнера: О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси // Архитектурное наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 22-38.

2 Снегирев И. М. Памятники Московской древности. М., 1842-1845. Тетр. I. С. ХУ1-ХУП.

3 Там же.

4 Сахаров И. П. Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851. С. 17.

5 Славина Т. А. Исследователи русского зодчества. Л., 1983. С. 71-72.

6 Снегирев И. М. Памятники Московской древности... С. 244.

Следующая, уже гораздо более серьезная попытка рассмотреть древнерусскую архитектуру с точки зрения стиля была предпринята Некрасовым. Вышедшие в 1936 году «Очерки...» стали итогом его многолетней научной работы. В предисловии к ним автор заявляет, что настоящей методологии исследования древнерусского зодчества за все время его изучения (с середины 19 века до 1930-х годов) выработано не было. Основным тому препятствием, как полагает исследователь, было господство «канонизированной» концепции И. Е. Забелина, появившейся в конце 1870-х годов1, которую Некрасов считает «чуждой искусствоведческому методу»2. Главными тезисами Забелина являлось признание самобытности средневековой русской архитектуры и отрицание иностранных влияний, проявившееся, в частности, в объяснении происхождения каменного шатра из деревянного (подробнее об этом будет сказано ниже).

«История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря хотя и дает, по мнению Некрасова, «связную картину древнерусского зодчества», все же остается в «плену привлекательной идеи И. Е. Забелина»3. Активизация в изучении темы происходит после Революции: деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, а также становление «марксистского искусствознания», как считает исследователь, должны были привести к созданию новой концепции4. Собственный метод Некрасов формулирует следующим образом: показать «обусловленность тех или иных архитектурных решений всей совокупностью исторической обстановки, а формальные и геометрические моменты рассматривать как выражение художественных воззрений данной эпохи»5. Ключевые для понимания взглядов ученого слова содержатся во второй части фразы: под «формальными моментами» понимается, в первую очередь, композиция масс здания и организация его внутреннего пространства -важнейшие стилеобразующие категории по Некрасову. При этом выявление

1 Забелин И. Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Древняя и новая Россия. М., 1878. №3-4.

2 Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков. М., 1936. С. 9.

3 Там же. С. 11.

4 Там же.

5 Там же. С. 13.

специфических математических закономерностей в зодчестве того или иного периода («геометрические моменты») должны подкрепить умозаключения автора. Места, посвященные социальной истории Руси, оказываются у Некрасова скорее своеобразной данью времени1 и не затрагивают суть метода автора.

Всю историю древнерусской архитектуры Некрасов делит на три больших периода, в каждом из которых, в свою очередь, существуют стили, сменяющие друг друга: эпоха сложения (XI - первая половина XII века: «живописный» стиль, стиль «репрезентатизм», стиль «пластического примитивизма»), развития (XII -XV века: русский вариант романского стиля, «пластический» стиль, «живописный» стиль) и зрелого древнерусского зодчества (конец XV - XVII века: «монументальный» стиль, «живописно-графический» стиль, «примитивно декоративный» стиль, «развитый декоративный» стиль). Зодчество рассматриваемого нами этапа (конец XV - первая треть XVI века) исследователь относит к монументальному стилю. Некрасов отмечает неоднородный характер этой архитектуры, сочетающей как новшества, так и весьма старые элементы2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ершов Петр Глебович, 2018 год

Список источников

1. Полное собрание русских летописей. Софийские летописи. - СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1853. - Т.6. - 358 с.

2. Полное собрание русских летописей. Продолжение летописи по Воскресенскому списку / Под ред. А. Ф. Бычкова. - СПб: Типография Эдуарда Праца, 1859. - Т.8. - 301 с.

3. Полное собрание русских летописей. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С. Ф. Платонова; при участии С. А. Адрианова. - СПб: Типография И. Н. Скороходова, 1901. -Т.12. - 266 с.

4. Полное собрание русских летописей. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С. Ф. Платонова; при участии С. А. Адрианова. - СПб: Типография И. Н. Скороходова, 1904. - Т.13. 1-я половина. - 302 с.

5. Полное собрание русских летописей. Летопись Симеоновская / Под ред. А. Е. Преснякова. — СПб: Типография М. А. Александрова, 1913. - Т.18. - 316 с.

6. Полное собрание русских летописей. Львовская летопись. Под ред. С. А. Андианова. - СПб: Типография М. А. Александрова, 1910. - Т. 20. Ч. 1. -418 с.

7. Полное собрание русских летописей. Ермолинская летопись / Под ред. Ф. И. Покровского. - СПб: Типография М. А. Александрова, 1910. Т.23. - 342 с.

8. Полное собрание русских летописей. Летопись по Типографскому списку. -Пг., 1921. - Т.24. - 272 с.

9. Полное собрание русских летописей Московский летописный свод конца XV века / Под ред. М. Н. Тихомирова. - М.; Л., 1949. - Т.25. - 464 с.

10. Полное собрание русских летописей Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV века. - М.; Л., 1962. - Т.27. -418 с.

11. Полное собрание русских летописей. Владимирский

летописец. Новгородская вторая (Архивская) летопись. - М., Наука. 1965. -Т.30. - 240 с.

Указатель памятников архитектуры, упомянутых в тексте1

А

Аахен

капелла палатинская (собор) (50°46'28.9"К 6°05'01.9"Е) 228

Авиньон

кухня папского дворца (43°57'04.1"К 4°48'29.8"Е) 57, 158, 158 собор Нотр-Дам-де-Дом (43°57'05.8"К 4°48'27.9"Е) 68 Александров(а слобода)

собор Троицкий (Покровский) (56°24'01.8,ГК 38°44'21.6"Е) 34, 85, 179, 179, 180, 190, 200, 238

церковь-колокольня Алексея Митрополита (Распятская) (56°24'00.0,ГЫ 38°44'30.0"Е) 226, 227

церковь Покровская (Троицкая) (56°24'03.0"К 38°44'25.5"Е) 20, 33, 34, 57, 58, 59, 60, 61, 179

Альбенга

баптистерий (44°02'58.0"К 8°12'47.1"Е) 150

Ани

церковь Спасителя (40°30'26.1"К 43°34'36.2"Е) 150 Антониев Краснохолмский монастырь

собор Николая Чудотворца (58°02'16.9"К 37°05'15.5"Е) 172, 174, 189

Аратес

монастырь (39°54'17.7"К 45°26'22.2"Е) 136

Арсаго Сеприо

баптистерий (45°41'14.9'^ 8°43'45.3"Е) 150

Артик

церковь Лмбатаванк (40°36'30.™ 43°57'28.1"Е) 157

Асти

церковь Сан-Пьетро ин Консавиа (баптистерий) (44°54'09.7,ГЫ 8°12'48.0"Е) 156

Афины

Ахпат

Аштарак

церковь Апостолов (37°58'26.7'^ 23°43'26.2"Е) 150 монастырь (41°05'37.5,ГЫ 44°42'43.3"Е) 69, 136 церковь Кармравор (40°17'59.3"N 44°21'55.7"Е) 157

1 В указатель не включены упоминания памятников в заглавиях цитируемых исследований.

Б

Благовещенский погост (близ с. Тимошкино, Владимирская обл.)

церковь Благовещения (56°19'03.4'^ 39°07'47.8"Е) 41, 74, 139, 157

Болонья

палаццо делла Подеста (44°29'38.9'^ 11°20'35.7"Е) 171 Борисоглебский монастырь под Ростовом Великим

собор (57°15'31.9MN 39°09'09.4"Е) 135, 189

церковь Благовещения с трапезной (57°15'32.3MN 39°09'07.0"Е) 189

Бояна (село)

церковь Пантелеймона (42°38'40.8'^ 23°15'58.2"Е) 119, 119

Брендола Брешия Бриндизи

Буда(пешт)

королевский дворец (47°30'01.0'^ 19°02'12.1"Е) 176 Бусто-Арзицио

церковь Санта-Мария ди Пьяцца (45°36'42.5MN 8°51'01.4"Е) 103

Бьелла

баптистерий (45°33'58.9'^ 8°03'14.2"Е) 229

В

Вардзахан

церковь (40°20'00.0,ГЫ 40°07'00.0"Е, не сохр.) 150

Варзуга (село)

церковь Успения (66°23'42.3'^ 36°35'22.7"Е) 33

Венаск

баптистерий (43°59'49.3'^ 5°08'44.1"Е) 229

капелла Ревезе (45°28'15.6'^ 11°26'59.5"Е) 182

церковь Сан-Фаустино ин Рипозо (45°32'24.7MN 10°13'15.0"Е) 158

церковь Сан-Джованни аль Сеполькро (40°38'19.7'^ 17°56'34.7"Е) 156

Венеция

скуола ди Сан-Марко (45°26'22.7'^ 12°20'29.0"Е) 86, 181 собор Сан-Марко (45°26'04.7'^ 12°20'23.7"Е) 95, 143 церковь Сан-Джованни Гризостомо (45°26'20.9MN 12°20'13.8"Е) 97, 104, 182

церковь Сан-Джованни Элемозинарио (45°26'19.2'^ 12°20'04.3"Е) 87, 182

церковь Сан-Дзаккариа (45°26'05.0MN 12°20'36.5"Е) 104, 181 церковь Сан-Микеле ин Изола (45°26'56.5'^ 12°20'48.8"Е) 104, 181 церковь Сан-Рокко (45°26'12.7MN 12°19'31.4"Е) 105 церковь Сан-Себастьяно (45°25'54.8MN 12°19'12.8"Е) 105 церковь Санта-Мария деи Мираколи (45°26'22.0MN 12°20'21.2"Е) 85, 104, 144, 181

церковь Санта-Мария делла Визитацьоне (45°25'47.1,ГЫ 12°19'36.3"Е) 77

церковь Санта-Мария Матер Домини (45°26'24.2'^ 12°19'49.0"Е) 87, 182

церковь Санта-Мария Формоза (45°26'13.2'^ 12°20'27.5"Е) 104, 182

Владимир

собор Дмитрия Солунского (56°07'45.га 40°24'39.3"Е) 109 собор Успения (56°07'38.9MN 40°24'32.4"Е) 81, 84, 133, 163, 194, 204, 220, 221, 223, 224, 225

собор Успения Княгинина монастыря (56°07'54.0'^ 40°23'56.9"Е) 203

Владимир-Волынский

церковь Василия (50°50'27.9'^ 24°19'13.6"Е) 45, 148, 148

Вологда

собор Софийский (59°13'27.9,ГЫ 39°52'56.4"Е) 233, 233

Волоколамск

собор Воскресения (56°02'16.8MN 35°57'27.9"Е) 172, 174 церковь Рождества Христова на Возьмище (56°02'06.4MN 35°58'22.2"Е) 199

Г

Гальяно (Канту)

баптистерий (45°44'29.3'^ 9°08'19.6"Е) 229

Гегард

монастырь (40°08'24.4,ГЫ 44°49'06.0"Е) 69

Гельнхаузен

церковь Марии (50°12'09.1MN 9°11'32.5"Е) 45

Герат

мавзолей Гаухаршад (34°21'26.6'^ 62°11'06.9"Е) 74

Гластонбери

кухня аббатства (51°08'45.2'^ 2°42'59.9"W) 57 Горняк, монастырь

церковь Введения (44°15'57.0'^ 21°32'37.1"Е) 122 Городня (село, Московская обл.)

церковь Воскресения (55°10'16.га 38°24'03.9"Е) 33, 45, 59 Городня (село, Тверская обл.)

церковь Рождества Богородицы (56°42'42.™ 36°19'37.2"Е) 126, 202

Горяны (село, Ужгород)

церковь «Горянская ротонда» (48°36'22.4"N 22°20'12.9"Е) 148

Гослар

церковь Георгия Победоносца (51°54'40.2'^ 10°25'42.3"Е, не сохр.) 228

Грачаница, монастырь

церковь Вознесения (42°35'54.4'^ 21°11'36.6"Е) 120

Гронинген

церковь Вальбурги (53°13'12.4"N 6°34'09.3"Е, не сохр.) 228

Д

Дехцнут

монастырь (41°00'07.2,ГЫ 45°01'44.6"Е) 136

Дмитров

собор Успения (56°20'39.6"N 37°31'14.5"Е) 19, 184, 186, 186, 191, 196, 200, 208, 222, 238 Дьяково (бывш. село)

см. Москва

Е

Егвард

церковь Зоравар (Сурб-Теодоросванк) (40°21'46.га 44°30'23.2"Е) 150

Елизарово (село)

церковь Никиты Мученика (56°42'53.га 39°15'57.1"Е) 33, 45, 59

Ж

Жича, монастырь

собор Спаса (Вознесения) (43°41'42.8'^ 20°38'46.0"Е) 112

З

Зарайск

стены (54°45'25.4"N 38°52'18.4"Е) 207

Звенигород

И

Ивангород

Иванищи Иерусалим

собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (55°43'40.9,ГЫ 36°48'58.8"Е) 39, 114, 116, 116, 235 собор Успения на Городке (55°43'59.2'^ 36°50'24.9"Е) 114, 116, 116, 123, 125, 126, 166, 193, 202, 235

церковь Успения (59°22'29.6'^ 28°12'23.9"Е) 141, 142, 143, 144, 146, 146, 148, 152, 162, 165, 165, 236

церковь Успения (56°35'32.2'^ 35°12'45.8"Е) 199

храм Гроба Господня (и ротонда Воскресения) (31°46'42.5,ГЫ 35°13'46.3"Е) 156, 226, 228 Ильинское (село)

церковь Ильи Пророка (54°55'49.7'^ 36°48'01.1"Е, не сохр.) 19, 40, 41, 139, 157 Иосифо-Волоцкий монастырь

церковь-колокольня Одигитрии (56°10'21.3,ГЫ 36°05'58.7"Е, руины) 226, 227

Иринд

церковь (40°23'35.4MN 43°58'34.5"Е) 150

Исе

синтоистское святилище (34°27'18.0'^ 136°43'32.9"Е) 27

К

Казале-Монферрато

собор Сант-Эвазио (45°08'14.2MN 8°27'08.8"Е) 78 Каленич, монастырь

церковь Введения (43°46'20.7MN 20°59'30.7"Е) 122 Каменское (село)

церковь Николая Чудотворца (55°16'05.8MN 36°49'40.8"Е) 66, 117, 118, 126, 235

Каргополь

собор Рождества Христова (61°30'10.4'^ 38°56'53.9"Е) 233 Кастильоне-Олона

церковь Тела Христова (45°45'20.8MN 8°51'54.9"Е) 143, 146 Кветера, крепость

церковь (42°03'22.га 45°05'58.2"Е) 150

Кёльн

церковь Гериона (50°56'35.8'^ 6°56'44.7"Е) 44 церковь (Большого) Мартина (50°56'18.8'^ 6°57'42.2"Е) 44

Кембридж

капелла Гроба Господня (52°12'30.3'^ 0°07'08.0"Е) 156, 193

Киев

собор Софийский (50°27'10.3,ГЫ 30°30'51.8"Е) 223 собор Успения Киево-Печерской Лавры (50°26'06.6,ГЫ 30°33'27.0"Е, не сохр.) 223

церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) (50°27'28.3,ГЫ 30°31'02.5"Е, не сохр.) 223 Кирилло-Белозерский монастырь (Кириллов)

собор Успения (59°51'25.6'^ 38°22'00.9"Е) 84, 171 церковь Введения с трапезной (59°51'25.3'^ 38°21'59.3"Е) 188 церковь Гавриила Архангела (59°51'25.0'^ 38°22'00.9"Е) 188 церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (59°5Г23.1,ГЫ 38°22'12.5"Е) 188 Коломенское (бывш. село) см. Москва

Коломна

собор Богоявления Спасо-Голутвина монастыря (55°04'45.0,ГЫ 38°50'00.1"Е, не сохр.) 118

собор Рождества Богородицы Бобренева монастыря (55°07'09.1,ГЫ

38°45'37.8"Е, не сохр.) 118

собор Успения (55°06'20.2'^ 38°45'30.1"Е) 126

стены 207

церковь Иоанна Предтечи на Городище (55°05'60.0'^ 38°43'31.6"Е) 188

церковь Николая Чудотворца («Николы Гостиного») (55°06'20.6,ГЫ 38°45'36.0"Е) 67

церковь Успения Брусненского монастыря (55°06'13.2,ГЫ 38°45'12.4"Е) 232 Конкордия Саджитария

баптистерий (45°45'20.8'^ 12°50'44.6"Е) 229

Краков

Вавельский замок (50°03'14.2'^ 19°56'05.6"Е) 176

Крема

церковь Санта-Мария делла Кроче (45°22'31.3"N 9°41'51.3"Е) 97

Кремона

церковь Сан-Лука и капелла Воскресения (45°08'27.5,ГЫ 10°00'58.5"Е) 149

Крушевац

церковь Стефана Первомученика (Лазарица) (43°35'02.8,ГЫ 21°19'16.5"Е) 122

баптистерий (45°00'41.8"N 7°49'22.6"E) 56, 150, 150 церковь Учайяк (39°24'48.0"N 34°10'14.6"E) 119

капелла тамплиеров (49°33'46.7"N 3°37'37.7"E) 156

Кьери Кыршехир Л

Лан Леньяно

церковь Сан-Магно (45°35'41.7"N 8°55'09.0"E) 102 Лимбург-на-Лане

собор (50°23'19.6"N 8°04'00.8"E) 44

Лоди

церковь Санта-Мария Инкораната (45°18'52.7"N 9°30'06.4"E) 97

Ломелло

баптистерий (45°07'20.7"N 8°47'38.5"E) 56, 150

Лониго

капелла Санта-Мария деи Мираколи (45°23'28.3"N 11°21'53.2"E) 181, 182

Лош

церковь Сент-Урс (47°07'36.5"N 0°59'55.2"E) 158 Лужецкий монастырь под Можайском

собор Рождества Богородицы (55°31'16.9"N 36°00'28.8"E) 19 Любостинья, монастырь

церковь Успения (43°39'05.4"N 20°59'52.2"E) 121

М

Макараванк

Мантуя

Мец Милан

монастырь (40°58'25.8,ГЫ 45°07'37.1"Е) 136

церковь Сант-Андреа (45°09'32.1MN 10°47'39.5"Е) 234 церковь Сан-Себастьяно (45°09'03.2MN 10°47'17.7"Е) 182

капелла тамплиеров (49°06'52.3'^ 6°10'11.3"Е) 156

большой госпиталь (45°27'36.6'^ 9°11'40.1"Е) 95

капелла Портинари при церкви Сант-Эусторджо (45°27'14.9MN

9°10'56.1"Е) 95

церковь Сан-Амброджо (45°27'44.6MN 9°10'32.9"Е) 144 церковь Сан-Бабила (45°28'00.9MN 9°11'54.1"Е) 144 церковь Сан-Лоренцо и капелла св. Аквелина (45°27'29.5,ГЫ 9°10'55.4"Е) 95, 99, 150

церковь Сан-Пьетро ин Джессате (45°27'47.4'^ 9°12'05.4"Е) 173

церковь Санта-Мария Инкороната (45°28'45.9'^ 9°11'11.8"Е) 173 церковь Санта-Мария делле Грацие (45°27'57.4'^ 9°10'16.9"Е) 97, 182

церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро и сакристия (45°27'45.9,ГЫ 9°11'15.9"Е) 97, 97, 175 Милешево, монастырь

церковь Вознесения (43°22'18.0'^ 19°42'33.7"Е) 112

Монморийон

капелла (октогон) (46°25'17.8'^ 0°51'50.7"Е) 156

Монтаньяна

собор Санта-Мария Ассунта (45°13'58.8'^ 11°28'04.2"Е) 181 Монтепульчано

церковь (Мадонны ди) Сан-Бьяджо (43°05'26.9"N 11°46'28.9"Е) 48, 101, 157, 229

Москва

собор Николая Чудотворца Николо-Угрешского монастыря

(55°37'18.8,ГЫ 37°50'23.6"Е, не сохр.) 188, 207

собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

(55°46'02.0"N 37°36'54.9"Е) 56, 56, 144, 147 и далее, 156, 157, 158,

159, 160, 163, 165, 165, 192, 196, 226, 229, 237, 238

собор Покрова(, что) на Рву (55°45'08.9'^ 37°37'23.4"Е) 30, 32, 37,

37, 42, 42, 43, 49, 50, 55, 55, 56, 59, 59, 230, 231, 232, 233

собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря

(55°45'57.3,ГЫ 37°37'28.4"Е) 19, 37, 203, 204

собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего

монастыря (55°43'33.3,ГЫ 37°33'23.4"Е) 86

собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова

монастыря (55°44'57.2,ГЫ 37°40'14.6"Е) 37, 52, 108, 114, 116, 118,

120, 121, 125, 126, 127, 145, 163, 170, 193, 202, 202, 203, 235, 235

собор Спасо-Преображенский Новоспасского монастыря

(55°43'54.6,ГЫ 37°39'22.1"Е) 173, 173, 175, 189

собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи Иоанновского

монастыря (55°45'16.7,ГЫ 37°38'24.4"Е, не сохр.) 19, 40, 41, 74, 157

собор Успения Симонова монастыря (55°42'52.2,ГЫ 37°39'25.6"Е, не

сохр.) 171, 204

стены Китай-города 208

церковь Антипия на Колымажном дворе (55°44'52.5,ГЫ 37°36'18.6"Е) 70, 139, 192

церковь Благовещения в Старом Ваганькове (55°45'06.0,ГЫ 37°36'26.7"Е, не сохр.) 73, 78, 81, 85, 138, 153, 189, 229 собор Богоявленского монастыря (старый) (55°45'21,ГЫ, 37°37'24"Е, не сохр.) 113

церковь Варвары на Варварке (55°45'08.5'^ 37°37'34.0"Е, не сохр.) 153, 147, 229

церковь Вознесения в Коломенском (55°40'02.5'^ 37°40'14.0"Е), 20, 32, 33, 34, 35, 38, 40, 40, 41, 42, 45, 47, 48, Ошибка! Закладка не определена., 52, 53, 53, 54, 56, 59, 61, 62, 87, 126, 130, 155 и далее, 163, 163, 165, 166, 168, 222, 226, 229, 230, 232, 235, 237 церковь-колокольня Георгия Победоносца (Гавриила) в Коломенском (55°40'01.6'^ 37°40'12.0"Е) 52, 55 церковь Зачатия Анны в Китай-городе (55°45'00.7'^ 37°37'51.6"Е) 74

церковь Ильи Пророка на Ильинке (55°45'16.га 37°37'25.8"Е) 73, 78, 140, 179, 189

церковь Леонтия Ростовского на Успенском вражке (не сохр.) 153 церковь Николая Чудотворца в Мясниках (55°46'02.2,ГЫ 37°38'29.5"Е, не сохр.) 74

церковь Трифона в Напрудном (55°47'18.0'^ 37°37'36.1"Е) 63, 69, 70, 70, 74, 137

церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (55°39'50.0,ГЫ 37°40'07.8"Е) 32, 34, 37, 37, 39, 43, 159, 232 Московский кремль

Великокняжеский дворец (55°45'2'Н 37°36'58"Е) 147, 154, 175, 175, 176, 176, 178, 179, 190, 221, 233, 237 Грановитая палата (55°45'00.4"К 37°37'01.1"Е)16, 154, 171 Золотая палата 22

собор Благовещения (старый) (не сохр.) (55°45'00.7,ГЫ 37°37'04.5"Е) 114, 118

собор Благовещения (там же) 18, 84, 154, 171, 177, 198, 199, 221, 235

собор Михаила Архангела (старый) (не сохр.) (55°45'00.7,ГЫ 37°37'04.5"Е) 113

собор Михаила Архангела (там же) 15, 18, 20, 47, 82, 85, 86, 86, 87, 131, 147, 154, 166, 171, 176, 178, 179, 180, 180 и далее, 195, 196, 197, 198, 200, 205, 210, 221, 225, 238, 239 собор Михаила Архангела Чудова монастыря (55°45'9,ГЫ, 37°37'9"Е, не сохр.) 82, 176, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 190, 237 собор Спасо-Преображенский на Бору (55°45'01.6"К 37°36'56.2"Е, не сохр.) 113

собор Успения (старый) (55°45'03.6"К 37°37'01.4"Е, не сохр.) 109, 109, 110, 113

собор Успения (Кривцова и Мышкина) (там же, не сохр.) 110, 194, 221

собор Успения (там же) 15, 16, 18, 21, 75, 81, 82, 84, 96, 108, 110, 130, 131, 131 и далее, 138, 140, 144, 152, 154, 157, 161, 161, 162,

163, 164, 165, 166, 167, 169, 169, 170, 172, 177, 183, 186, 189, 192, 195, 196, 197, 198, 202, 205, 205, 209, 210, 220, 224, 225, 233, 236, 237, 239 стены 104, 222

церковь Воскресения (55°45'03.5'^ 37°37'04.5"Е) 48, 232 церковь-колокольня Иоанна Лествичника (старая) (55°45'02.9"К 37°37'06.1"Е, не сохр.) 113, 226, 227, 230

церковь-колокольня Иоанна Лествичника «Иван Великий» (там же) 16, 32, 52, 81, 114, 226, 229

церковь Ризоположения (55°45'02.9"К 37°36'59.9"Е) 154, 171, 177 церковь Рождества Богородицы на Сенях (55°45'01" N 37°36'53" Е) 81

церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот 55°44'57'Н 37°36'51"Е (не сохр.) 154, 183, 184, 185, 190, 238 церковь Сергия Радонежского Богоявленского монастыря (не сохр.) 33

Муром

церковь Косьмы и Дамиана (55°34'35.3'^ 42°03'57.1"Е) 44, 59

Мшкаванк

монастырь (41°09'51.га 44°58'16.3"Е) 136

Н

Наупара, монастырь

церковь Рождества Богородицы (43°28'39.7'^ 21°18'37.5"Е) 122

Неймеген

капелла Николая (51°50'53.2'^ 5°52'11.2"Е) 156

Никея

церковь Успения (40°25'35.га 29°43'27.8"Е) (не сохр.) 119

Николо-Пешношский монастырь

собор Николая Чудотворца (56°27'21.™ 37°13'48.3"Е) 200 (церковь-колокольня Богоявления) Ниноцминда, монастырь

собор (41°44'12.4,ГЫ 45°17'52.2"Е) 150

Новара

баптистерий (45°26'44.4"N 8°37'08.4"Е) 150, 150 Новая Павлица, монастырь

церковь Введения (43°20'41.4'^ 20°38'59.4"Е) 121

Новгород Великий

Владычная палата (58°31'22.2"N 31°16'34.7"E) 125

собор Николая Чудотворца на Ярославовом Дворище (58°31'04.1"N

31°17'06.8"E) 224

собор Софийский (58°31'19.7"N 31°16'35.4"E) 53, 195, 223 церковь Благовещения на Городище (58°29'39.3"N 31°17'53.1"E) 124

церковь Михаила Архангела на Прусской улице (58°31'10"N, 31°15'50"E, не сохр.) 110, 111

церковь Михаила Архангела на Сковородке (8°28'57.4"N 31°19'22.0"E, руины) 124

церковь Никиты Мученика (58°31'29.2"N 31°17'31.9"E) 225 церковь Николая Чудотворца на Липне (58°26'55.8"N 31°20'56.2"E) 67

церковь Параскевы Пятницы (58°31'05.8"N 31°17'07.7"E) 110 церковь Федора Стратилата на Ручью (58°31'23.9"N 31°17'35.5"E) 124

Ноджихеви

церковь (42°22'33.0"N 42°19'34.5"E) 150

Норча

палаццо Коммунале (42°47'33.4"N 13°05'35.1"E) 174

Нюрнберг

Фрауенкирхе (49°27'14.5"N 11°04'41.6"E) 132

О

Овруч

церковь Василия (51°18'55.1"N 28°47'59.0"E) 110

Опава

капелла Креста (49°56'43.3"N 17°55'13.9"E) 156

Остров (село)

церковь Спасо-Преображенская (55°35'26.0"N 37°5П1.9"Е) 20, 33, 34, 39, 40, 45, 207

Оттмарсхайм

церковь Петра и Павла (47°47'14.4"N 7°30'27.2"E) 228

П

Павия

монастырь Чертоза (45°15'24.8"N 9°08'51.5"E) 182 замок Висконти (45°11'25.4"N 9°09'31.2"E) 176 Павло-Обнорский монастырь

собор Троицы (58°45'38.7"N 40°20'20.7"E, не сохр.) 188

Падуя

Памплона

Париж

Парма

церковь Сан-Антонио (базилика Святого) (45°24'05.3,ГЫ 11°52'51.0"Е) 224

кухня собора (42°49'08.8,ГЫ 1°38'26.3"W) 157 церковь Сакре-Кер (48°53'12.1"N 2°20'34.6"Е) 101

баптистерий (44°48'11.1"N 10°19'49.3"Е) 159 церковь Санта-Мария делла Стекката (44°48'09.2'^ 10°19'39.4"Е) 101, 157 Переславль-Залесский

собор Никиты Мученика Никитского монастыря (56°45'40.7,ГЫ 38°51'33.0"Е) 63

собор Троицы Данилова монастыря (56°43'13.0'^ 38°50'19.5"Е) 135,189

Переяслав Южный (Хмельницкий)

церковь Андрея Первозванного (у ворот) (50°03'56.5,ГЫ 31°27'51.1"Е, не сохр.) 118

церковь Спасо-Преображенская (50°04'21.2'^ 31°27'29.5"Е, не сохр.) 118

церковь на Советской (ныне Успенской) улице (50°04'00.8,ГЫ 31°27'46.3"Е) 118

Перуджа

Пиза

Пистойя

Полоцк

Прато

Пруссы (село)

собор Сан-Лоренцо (43°06'44.9"N 12°23'20.4"Е) 132 церковь Сан-Доменико (43°06'24.1"N 12°23'30.2"Е) 132

баптистерий (43°43'23.9'^ 10°23'38.9"Е) 54, 56, 155

капелла Агаты (43°42'46.8'^ 10°23'38.5"Е) 55, 156

церковь Сан-Сеполькро (43°42'52.2'^ 10°24'12.5"Е) 55, 156, 158

церковь Санта-Мария делла Умильта (43°55'58.6'^ 10°54'50.6"Е) 97

церковь Спасо-Преображения Спасо-Ефросиньевского монастыря (55°30'14.0,ГЫ 28°46'49.1"Е) 111

церковь Санта-Мария делле Карчери (43°52'45.9"N 11°05'54.1"Е) 96, 229

церковь Ильи Пророка (5°12'47.9"N 38°29'16.2"Е) 232

Псков

Пуатье Пьенца

собор Троицы (57°49'19.5"N 28°19'44.3"E, не сохр.) 111 церковь Новое Вознесение (57°48'49.3"N 28°20'15.6"E) 63

баптистерий (46°34'46.2"N 0°20'54.8"E) 229

палаццо Пикколомини (43o04'35.0мN 11°40'42.0"Е) 106

собор Санта-Мария Ассунта (43O04'34.5мN П°40'43.5"Е) 106, 132

Р

Раваница, монастырь

церковь Вознесения (43°58'21.0'^ 21°29'48.9"Е) 121

Равенна

мавзолей Галы Плацидии (44O25'15.4мN 12°11'49.6"Е) 157 Ресава (Манасия), монастырь

церковь Троицы (44O06'03.7MN 21°28'10.8"Е) 121

Рим

церковь Ил Джезу (41°53'45.2'^ 12°28'46.6"Е) 100 мавзолей Констанции (41°55'21.4'^ 12°31'02.5"Е) 93 Латеранский баптистерий (41°53'10.™ 12°30'15.5"Е) 93 Минерва Медика (41O53'38.0MN 12°30'42.8МБ) 93, 94, 149 Пантеон (41°53'55.0'^ 12°28'36.6"Е) 93

собор Петра (Ватикан) (41O54'08.0MN 12°27'12.4"Е) 98, 99, 100, 101, 106, 157, 234

церковь Сан-Пьетро ин Монторио и темпьетто (41°53'19.5,ГЫ 12°27'59.1"Е) 98, 102, 106, 234

церковь Сан-Стефано Ротондо (41O53'04.5MN 12°29'48.2"Е) 93 церковь Санта-Мария делла Паче, клуатр (41O54'00.3MN 12°28'17.9"Е) 186

церковь Санта-Мария ди Лорето (41°53'45.5'^ 12°29'01.4"Е) 102, 103

церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (41O53'44.5мN 12°28'04.9"Е) 102

Римини

церковь Сан-Франческо (храм Малатесты) (44O03'34.7MN 12°34'12.8"Е) 182 Ростов Великий

собор Успения Богородицы (57O11'08.3"N 39°24'55.6"Е) 19, 187, 187, 195, 196, 197, 205, 222, 238

церковь Исидора (Вознесенская) (57°1П8.6'^ 39°25'П.7"Е) 63 церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сенях (57°1Г03.4,ГЫ 39°25'01.8"Е) 63

Руденица, монастырь

церковь Ильи Пророка (43°30'20.8'^ 21°05'10.8"Е) 122

С

Саббьонета

церковь Санта-Мария Инкораната (45°00'00.5MN 10°29'20.4"Е) 97

ротонда св. Георгия (мавзолей Императора Галерия) (40°37'59.9MN 22°57'10.2"Е) 149

мавзолей Ак-Сарай (39°38'52.7MN 66°58'11.9"Е) 70 мавзолей Ишрат-хана (39°38'35.0MN 66°59'27.6"Е) 70, 74

монастырь (41°05'14.0,ГЫ 44°39'58.4"Е) 69

церковь Николая (42°17'21.1"N 23°15'47.2"Е) 119

Салоники

Самарканд

Санаин Сапарева Баня Саронно

сантуарио (45°37'34.6MN 9°01'32.2"Е) 97 Сен-Лоран-дез-Арбр

церковь Сен-Лоран (44°03'17.2MN 4°41'59.6"Е) 68 Сен-Мишель д'Антрег (под Ангулемом)

церковь Сен-Мишель (45°38'32.4"К 0°06'20.6"Е) 57, 151 Сисоевац, монастырь

церковь Спасо-Преображенская (43°57'21.™ 21°34'53.2"Е) 122, 123

Соловецкий монастырь

собор Спасо-Преображенский (65°01'27.3"N 35°42'38.2"Е) 233 Спасо-Каменный монастырь

собор Спасо-Преображенский (59°36'27.4MN 39°34'24.0"Е , не сохр.) 145, 171 Спасо-Прилуцкий монастырь под Вологдой

собор Спасо-Преображенский (59°15'44.6'^ 39°53'23.1"Е) 86 Сплит (Спалато)

мавзолей Диоклетиана (собор) (43°30'29.0'^ 16°26'25.6"Е) 149 Стамбул (Константинополь)

Церковь Христа Спасителя монастыря Хора (Кахрие-Джами) (41°01'52.4,ГЫ 28°56'20.8"Е) 120

Старая Рязань

церковь Спасо-Преображенская (не сохр.) 110

Старица

собор Борисоглебский (56°30'4™, 34°55'27"Е не сохр.) 33, 43, 230, 231, 233

собор Михаила Архангела (56°30'39'^, 34°55'28"Е не сохр.) 126, 202

собор Успения Успенского монастыря (56°30'49.5'^ 34°55'43.6"Е) 19, 19, 37, 39, 85, 127, 201, 203, 203, 204 Студеница, монастырь

церковь Богородицы Эвергетиды (43°29'11.8'^ 20°31'53.5"Е) 112, 122

Суздаль

собор Покровского монастыря (56°25'44.6'^ 40°26'13.6"Е) 19, 198, 222

собор Рождества Богородицы (6°25'00.2MN 40°26'33.7"Е) 189, 195, 197

надвратная церковь Благовещения Покровского монастыря (56°25'42.3,ГЫ 40°26'09.8"Е) 198

церковь-колокольня Происхождения Честных Древ Покровского монастыря (56°25'43.8,ГЫ 40°26'12.8"Е) 198, 226, 227 церковь-колокольня Рождества Иоанна Предтечи Спасо-Евфимиева монастыря (56°25'58.2'^ 40°26'22.2"Е) 52

Сутков(и)цы

церковь-крепость Покрова (49°10'36.6'^ 26°55'55.5"Е) 45

Т

Талин

церковь Камсарашен (40°23'14.9'^ 43°52'24.6"Е) 157 Таос-Кари (Олур)

церковь (не сохр.) 150

Тарту (Дерпт)

собор Петра и Павла (58°22'48.8'^ 26°42'53.7"Е) 125

Тиволи

вилла императора Адриана, вестибюль Золотой пл. (41°56'29.6,ГЫ 12°46'41.0"Е) 149

собор Успенского монастыря (59°39'11.4'^ 33°31'16.4"Е) 195, 197, 197, 205, 222

церковь Санта-Мария ди Консолацьоне (42°46'40.7MN 12°24'07.0"Е) 48, 101, 101

церковь Сан-Фортунато (42°46'48.5MN 12°24'21.7"Е) 132

Тихвин

Тоди

Торжок

собор Борисоглебского монастыря (57°02'01.7,ГЫ 34°57'26.4"Е, не сохр.) 110, 111 Троице-Сергиева Лавра (Сергиев Посад)

собор Троицы (56°18'34.9,ГЫ 38°07'47.2"Е) 69, 114, 116, 116, 123,

126, 163, 170, 179, 200, 235

собор Успения (56°18'37.2'^ 38°07'51.3"Е) 233

церковь Сошествия Святого Духа (56O18'35.7мN 38°07'49.0"Е) 85,

174,227

Тула

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.