Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Блинова, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат философских наук Блинова, Светлана Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I.
Предпосылки формирования концепции семьи в русской религиозной
философии второй половины XIX- первой половины XX веков
1.1. Философско-религиозные предпосылки формирования взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX -первой половины XX веков
1.2. Идейно-теоретические предпосылки становления и развития концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков
Глава П.
Основные аспекты взглядов на семью в русской религиозной
философии второй половины XIX - первой половины XX веков
2.1. Философско-религиозный аспект в отечественном религиозном
философском осмыслении семьи
2.2. Аксиологический аспект анализа проблематики семьи в русской религиозной философии
2.3. Социальный аспект воззрений на семью в отечественной религиозной
философии
2.4. Исторические судьбы и тенденции развития концепции семьи, сформированной в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье2009 год, кандидат философских наук Лысенко, Виталина Владимировна
Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России2011 год, кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна
Семья и семейные ценности: Философско-аксиологический анализ2003 год, кандидат философских наук Федулова, Анна Борисовна
Проблемы семьи в светском и религиозном концептах2010 год, кандидат философских наук Рудницкая, Татьяна Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Современный исторический этап, который многие представители гуманитарных наук называют в культурологическом аспекте постмодернистским и технотронным, ставит перед человечеством проблему выбора сценария дальнейшего развития. В этих условиях феномен семьи переживает серьезный кризис. Его суть и назначение нуждаются в глубоком осмыслении, выявлении базовых семейных ценностей, особенностей современных семейно-брачных отношений, обеспечивающих существование семьи как формы самоопределения и самоутверждения человека в его духовном и материальном бытии.
В глубинной сущности семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия нашего общества и личности. Духовность внутреннего мира человека выражает его родовую сущность, определяет содержание и сущность жизненного пространства личности, выступает конструктивным моментом ее социального поведения и способом самореализации. В семье, как универсальном феномене, человек может раскрыть весь свой внутренний потенциал. Ценности семьи представляют собой важный элемент культуры и являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков. Семья есть важнейший институт их исторической трансляции. Исходя из этого, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, необходимостью историко-философского анализа основных проблем семьи, выявления причин развития кризисных явлений данного социального института и определения возможных сценариев его развития;
во-вторых, потребностью осмысления истоков отечественной культуры, осознания духовного смысла семьи и брака, сохранения традиционных семейных ценностей как составляющих системы
онтологических координат, встраиваясь в которые отдельная человеческая жизнь может обрести смысл своего существования. С точки зрения основных принципов человеческого бытия (целостность, любовь к ближнему,, единство, пол и т.д.) семья открывает возможность не только продолжения рода, но развития индивидуального сознания и личности, поскольку является условием и возможностью выхода за пределы себя самого к другому, расширения сознания личности, обретения полноты бытия;
в-третьих, потребностью включения в современное поле историко-философских научных исследований недостаточно изученных идей и концепций, позволяющих глубже осмыслить феномен семьи в ретроспективе его развития, что невозможно осуществить без специального внимания к периоду отечественной философии, заявленному в теме диссертации.
Проблема семьи стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. В этих условиях понимание семьи только в качестве социального института сужает ее значимость до одностороннего качества нормативной единицы социума. Наряду с пониманием семьи как социального института, предметом философского анализа может стать проблема семьи как особой формы бытия человека. При подходе с таких позиций семья может быть рассмотрена в диалектическом синтезе философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов содержания этого феномена в рамках историко-философского анализа.
В русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков была создана духовная традиция понимания семьи и ее ценностей. Осмысление наследия русских религиозных философов данного периода способствует раскрытию сущности феномена семьи, что
позволяет акцентировать внимание на онтологических основах бытия личности и общества.
Степень научной разработанности проблемы
Литература, посвященная исследованию проблемы семьи в истории русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков, связана с постижением метафизики пола и любви. Проблемы пола, любви и семьи в русской религиозной философии тесно связаны.
В.П. Шестаков выделяет в развитии отечественной мысли о любви, поле, семье два направления: философско-платоническое (Вл. Соловьев, Н.Бердяев, Л.Карсавин, З.Гиппиус, Б. Вышеславцев и др.), связанное с возрождением и переосмыслением идей платоновского эроса, и ортодоксально-богословское (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин), ориентированное не на античную теорию Эроса, а на средневековый «каритас» (сострадание, милость, жалость) и связанный с ним комплекс идей христианской этики, относящийся к семье, браку.
Первое направление, по мнению В.П.Шестакова, обосновывало концепцию индивидуальной любви, идею воссоздания с помощью любви целостности человеческой личности, преодоления эгоизма, нравственного возрождения человека на почве гармонизации духовного и телесного начал.
Представители ортодоксально-богословского направления, с точки зрения исследователя, рассматривают любовь как родовой процесс, процесс слияния всех любящих с божественной сущностью1.
А.Н. Филькин исследует философские концепции пола, любви и семьи в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX веков,
1 Русский Эрос, или Философия любви в России /Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н.Богословского. - М.: Прогресс, 1991. - С. 14-15.
выделяет формы обоснования русской религиозно-философской мыслью половой любви в браке как нравственного подвига.2
Проблематика пола, как составная часть проблематики семьи, в русской философии конца XIX - начала XX веков активно разрабатывается О.В. Рябовым.3 В своих трудах исследователь анализирует метафизику пола в отечественной философии, основное внимание уделяя философии женственности.
Систему взглядов на семью как метафизическую категорию раскрывают работы, связанные с исследованием пола в философии В.В. Розанова.
По мнению И.Н. Петраковой, разработка В.В. Розановым философии пола изначально связана с изучением мыслителем проблем семьи и брака4. Пол во всех его проявлениях для философа выступает реальностью не только материальной, но и духовной, в нем духовное и плотское соединяются и объединяются, сплетаясь неразрывно. И это единство устроено Богом, сотворено им, и таковым должно быть5.
Исследуя истоки обращения В.В. Розанова к теме пола, семьи, И.А. Едошина приходит к убеждению, что эта тема родом из детства философа и напрямую связана с его жизненным путем от «неладной» и, очевидно, несчастливой родительской семьи к счастливой и «настоящей» своей, из чего и вытекает такое внимание философа к вопросам семьи и его представление о семье как самой аристократической форме жизни, как пути к счастью6.
2Филькин А.Н. Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала XX века: Автореф. дис. канд. филос. н. — М., 1996.- С.11-15.
3 Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. - Иваново,
1999.
4 Петракова И.Н. Проблема пола в философии В.В. Розанова: Автореф. дис. канд. филос. н.-М.,2008.- С.14.
5 Там же,- С. 16.
6Едошина И.А. Мономиф Василия Розанова// Философские науки - №11. - 2006. -С.38 -44.
Е.В. Барабанов, также пытаясь выяснить причины обращения В.В. Розанова к проблематике семьи и пола, приходит к выводу, что эта тема возникла у В.В. Розанова из необходимости «защитить» ценность семьи в связи с событиями его собственной жизни, а через поиск безусловной «священной субстанции семьи» философ пришел к мысли о том, что этой субстанцией является пол, который представляет собой всеобъемлющий жизненный принцип, теистическое и космологическое жизнеполагающее начало.7
Рябинина Т.В. рассматривает учение о семье в философии В.В. Розанова как часть его метафизики пола. Ключевая для мыслителя категория пола организует теорию семьи, онтологию и историософию Розанова, придавая тем самым его учению цельный характер. Исследователь отмечает, что коренной основой брака мыслитель признает плотское вожделение. Главную причину кризиса семьи философ усматривает в утрате мужчиной и женщиной традиционных принципов половой идентичности, и преодоление его возможно только при условии
о
возвращения женщине ее традиционной роли - жены и матери . Рябинина Т.В. приходит к заключению о том, что В.В. Розанов, развивая заложенную B.C. Соловьевым идею андрогинного преображения пола, преодоления половой раздробленности, видит решение проблемы в семье. Только в семье возможно единение физиологическое и духовное, преображение плотского единства с союз духовный9.
В.К. Пишун и C.B. Пишун трактуют философию пола, семьи Розанова как констатацию принципиальной невозможности примирения «Я» с самим собой, как утверждение того, что в каждом человеке есть «мужское» и «женское», они несоединимы, а их борьба непримирима, потому что
7 Барабанов Е.В. В.В. Розанов/Е.В. Барабанов//В.В. Розанов Уединенное. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 12.
8 Рябинина Т.В. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX - нач. XX веков: Автореф. дис. канд. филос. н. - Мурманск, 2002. - С. 13.
9 Там же. - С.17.
необходима для «разжигания чувственной страсти» в целях скрепления семьи10.
В работе Корольковой Е.А. дается анализ проблематики семьи, пола в творчестве В.В. Розанова, рассмотрены метафизический, социальный, антропологический и психологический аспекты пола, раскрыто понимание В.В. Розановым религиозного смысла семьи.11
А.Н. Николюкин трактует философию семьи В.В. Розанова как утверждение гуманизма, человечности семейной жизни12, уникальности каждого человека в любви, как обращение к ценностям любви и семьи.
Л.И. Новикова, исследуя философское наследие В.В. Розанова, утверждает, что семью Розанов рассматривает как основу социальной связки и как метафизическую основу бессмертия человеческого рода, бессмертия Бога и мира13. Л.И. Новикова видит в философии семьи В.В. Розанова идеи, которые могут быть реализованы в педагогической практике современной школы, и прежде всего, его представление о ценности семьи и семейного воспитания14.
Е.В. Свирская, анализируя антропологическую концепцию В.В. Розанова, включающую в себя философию семьи, указывала на то, что, с точки зрения философа, человек несет в себе пол как метафизическую сущность, и семья, как и пол, традиционна, мистична, так как для ее возникновения необходимо «вмешательство Божие». Именно через семью, по мнению исследователя, Розанов испытал опыт обогащения, семья
10Пишун В.К. «Религия жизни» В. Розанова/В.К. Пишун, C.B. Пишун. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. - С.88-89.
иКоролькова Е.А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: текст лекции / ГУАП. СПб., 2006.
12 Николюкин А.Н. Розанов/А.Н. Николюкин. -М.: Молодая гвардия, 2001. - С.344.
1 "2
Новикова Л.И Повседневность и семья как воспитательное пространство (философско-педагогическое кредо В.В. Розанова)/ Л.И. Новикова// Педагогика.-2003,-№6,- С.71.
14 Там же. С.68.
открыла ему путь к пониманию высших духовных ценностей. Е.В. Свирская
1 ^
раскрывает понимание Розановым семьи как ступени к Богу .
Исследование становления и развития проблематики семьи в отечественной социологии принадлежит Е.В. Кожевниковой. Автор рассмотрела генезис социологии семьи в России, определила методологически значимые основания ранних социологических школ и направлений, разрабатывавших проблематику семьи, выявила своеобразие исследования семьи в отечественной дореволюционной социологии, проанализировала вклад отечественных социологов в проблематику семьи в дореволюционный период16.
Исследования Ю.Ю. Черного, А.Б.ФеДуловой, И.Ю.Соловьевой, К.А. Рейтера связаны с анализом отдельных аспектов семейной проблематики в истории русской философии второй половины XIX - первой половины XX веков.
Ю.Ю. Черный проанализировал степень влияния установок и ценностей Н.А.Бердяева на формирование его теоретических представлений о поле и любви, раскрыл суть и основные идеи Бердяева по преобразованию биологического пола и существующих форм брака и семьи.17
Основу исследования А.Б Федуловой составляет ценностный подход к проблемам семьи и ее взаимодействию с социальными структурами и государством. Автор рассматривает семью и семейные ценности в процессе исторического развития, с точки зрения специфики изменений в эволюционном развитии общества и государства, анализирует основные методологические подходы к рассмотрению специфики ценностей и
Е.В. Свирская. Проблема семьи в философской антропологии В.В. Розанова.//Содержание и технологии образования.- 2008,- №3. С. 1-4.
16 Кожевникова Е.В. Становление и развитие проблематики семьи в отечественной социологии: Автореф. дис. на канд. соц. н. - Саратов, 2005.- С.9-21.
17Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А.Бердяева: Автореф. дис. канд. филос. н.-М., 1998,- С.6-23.
ценностных ориентаций в современных социальных и философских науках.18
В рамках исследования проблематики семьи Соловьева И.Ю. обращает внимание на разработку проблемы до-семейных отношений в наследии H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева19.
К.А. Рейтер указывает на аксиологический характер исследований проблематики семьи русскими философами Серебряного века: B.C. Соловьев рассматривал в качестве объекта изучения материнскую любовь, человеческую любовь в целом; H.A. Бердяев уделял особое внимание изучению духовной природы семьи; В.В. Розанов, акцентируя свой интерес на вопросах пола, предложил ввести свободу развода, чтобы сохранить «здоровое функционирование семьи»20.
Таким образом, в работах отечественных исследователей рассмотрены лишь отдельные аспекты проблемы семьи в русской философии обозначенного исторического периода, рассмотрены взгляды на семью некоторых представителей русской религиозной философии (В.В.Розанова, Н.А.Бердяева) в контексте философии пола и любви. Однако целостный, системный философский анализ проблемы семьи в осмыслении отечественными религиозными философами второй половины XIX - первой половины XX веков в современных исследованиях не представлен.
Становление и развитие целостной системы взглядов на семью в отечественной религиозной философии, определение семейных ценностей содержит наследие русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков. Очень важно философски осмыслить это наследие с позиций определения подходов к преодолению кризиса семьи в современном обществе.
18 Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: Автореф. канд. филос. н. - Архангельск, 2003.- С. 6-8.
19 Соловьева И.Ю. Стабильность семьи как социально-философская проблема. Автореф. дис. канд. филос. н. - Воронеж, 2004.-С.6.
90
Рейтер К.А. Современная российская семья как транслятор культурных ценностей: Автореф. дис. канд. филос. н.- Волгоград, 2005.- С.5.
Актуальность данной проблемы и недостаточно разработанный в литературе анализ целостного, последовательного, поступательного движения отечественной религиозной философской мысли о семье второй половины XIX - первой половины XX веков в единстве философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов предопределили тему диссертации.
Объектом диссертационного исследования выступает семья как конкретно-исторический и универсальный феномен в его философском измерении.
Предмет исследования - специфические аспекты проблемы семьи в представлении русских религиозных философов второй половины XIX -первой половины XX веков.
Цель исследования заключается в историко-философском анализе становления, содержания и развития философских взглядов русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков на проблему семьи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить особенности формирования и развития системы взглядов на семью в истории русской религиозной философской мысли обозначенного периода;
- выделить методологические основания исследования проблемы семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX -первой половины XX веков;
- выявить специфику понимания отечественными религиозными философами сущности семьи (философско-религиозный аспект);
- рассмотреть ценности семьи, выработанные русскими религиозными мыслителями второй половины XIX - первой половины XX веков (аксиологический аспект);
- вычленить особенности осмысления проблемы семьи в обществе, государстве, семьи как социального института, понимания семейно-брачных отношений и места их в обществе в отечественной религиозной философии обозначенного периода (социальный аспект);
- исследовать эволюцию идей отечественных религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков, определить значимость этого учения в развитии философской мысли о семье.
Теоретические и методологические основы исследования
Содержание историко-философского анализа предполагает использование методов диалектического, герменевтического, рациональной реконструкции, применение законов и категорий диалектики.
Диссертант руководствуется также общефилософскими принципами и методами исследования: детерминизма, системности, всесторонности, конкретности исследования, единства исторического и логического.
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных религиозных мыслителей второй половины XIX -первой половины XX веков: Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, Б.П.Вышеславцева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, И.А.Ильина, Г.И.Шиманского,
С.В.Троицкого, В.В.Зеньковского.
При выявлении философско-религиозных предпосылок формирования взглядов на семью в истории русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков использовано философское наследие Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.
Важную роль в определении идейно-теоретических предпосылок и
условий формирования системы взглядов на семью в русской религиозной
философии второй половины XIX - первой половины XX веков сыграли
философские трактаты Платона, Аристотеля, Т.Кампанеллы, Я.Беме,
Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, Б.Мандевиля, Ш.Монтескье,
12
Д.Юма, Ж.Ж.Руссо, Ш.Фурье, И.Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегеля, Фр.Баадера, Ф.Энгельса, С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
Исследование развития идей отечественных религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков по проблеме семьи опирается на труды современных отечественных мыслителей М.С.Мацковского, Т.А.Гурко, И.С.Андреевой, А.В.Гулыги, митрополита Антония Сурожского, Т.А.Флоренской, Е.А.Морозовой, Б.В.Ничипорова, прот. Александра Шмемана, Н.Ф.Козырева, А.И.Антонова, В.М.Медкова, С.А. Сорокина, И.В.Бестужева-Лады.
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна диссертационного исследования определяется спецификой подхода к исследованию проблемы, акцентированными аспектами, постановкой задач, полученными результатами. В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие: ;
1. Выявлены' особенности формирования' и развития системы взглядов на семью в истории русской религиозной философской мысли обозначенного периода.
2. Определены методологически значимые основания исследования проблемы семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков.
3. Выявлена специфика понимания отечественными религиозными философами сущности и цели семьи.
4. Рассмотрены и обобщены ценности семьи, выработанные
- русскими! религиозными мыслителями- второй половины--XIX -
первой 'половины XX'век£>в.; Л'-— : . - '> : !|<- - ';'"•" '
5. Установлены особенности 'осмысления проблемы семьи в
обществе, государстве, семьи как социального института'
осмысления семейно-брачных отношений и йеста их в обществе
13
■. . С Л : ' . ; .. . : ' ■ I ; • ' : 1.; ., •. ;
в целом в отечественной религиозной философии обозначенного периода.
6. Исследовано развитие идей отечественных религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков, определена значимость этого учения в развитии современной философской мысли о семье.
Положения, выносимые на защиту
Положение 1
В отечественной религиозной философии рассматриваемого периода в основу взглядов на семью положена философско-религиозная традиция осмысления семьи и ее ценностей.
Философско-религиозная традиция осмысления проблемы семьи является концептуальной основой разработки духовных оснований семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков и тесно связана с предпосылками и условиями становления и развития воззрений на семью в русской религиозной философии обозначенного периода.
В истории философского осмысления семьи условно можно выделить два потока мысли, исходящих от традиции Платона и традиции Аристотеля. Русская религиозная философская мысль обращается к теме семьи, любви, брака, настойчиво пытаясь понять их духовный смысл. Отечественная религиозная философия семьи тесно связана с традициями западноевропейской философии, но, в отличие от западных философов, русские религиозные мыслители связывают основания семьи с духовной культурой человека, с религией, с поиском духовных семейных ценностей.
Отечественные религиозные мыслители второй половины XIX -первой половины XX веков развили идею Платона об андрогинной сущности любви и семьи как предельного ее выражения, положив в основу
воззрений на семью философско-религиозную традицию осмысления семьи и ее ценностей. Положение 2
Наиболее значимыми направлениями исследования проблемы семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков являются философско-религиозное, аксиологическое и социальное.
Рассмотрение в единстве философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов анализа семьи значительно расширяет и углубляет диапазон восприятия проблемы семьи, позволяет раскрыть глубокие духовные основания семьи, брачно-семейных отношений и семейных ценностей. Положение 3
Специфика понимания отечественными религиозными философами второй половины XIX - первой половины XX веков сущности и цели семьи связана с осмыслением духовных оснований семьи.
Доминирующая идея в системе взглядов на семью - идея гармонизации духовной и чувственной любви, отраженная в двух направлениях -философско-платоническом (В.Соловьев, Н.Бердяев) и ортодоксально-богословском (П.Флоренский, С.Булгаков), обретает целостность, завершенность в философском осмыслении проблемы семьи Б.Вышеславцева, И.Ильина, Г.Шиманского, В.Зеньковского, где представлен синтез, соединение двух направлений отечественной религиозной философской мысли. В основе этого синтеза - постулат о единении полов в любви супружеской как высшем выражении любви, как способе познания божественной сущности. Положение 4
В русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков создана духовная традиция осмысления ценностей семьи, раскрыта их сущность.
Семейные ценности, выработанные отечественными религиозными мыслителями второй половины XIX - первой половины XX веков, выделенные и классифицированные в диссертационном исследовании, представляют собой некий симбиоз философско-религиозного и социального аспектов. Положение 5
В русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков определение семьи связано с нравственной основой и пониманием семьи как единицы общества, части отечества, как восстановление нравственной целостности человека в отношении преемственности поколений. Государство не только должно поддерживать семью как факт существования, но и направлять ее в формировании единого нравственного начала. Общество и семья не противопоставлены друг другу, а призваны обеспечить полноту жизни человека, исполнение нравственного закона во благо всех. Семья должна представлять нравственную норму общества.
Осмысление семейно-брачных отношений в русской религиозной философии обозначенного периода основано на библейском понимании союза мужчины и женщины как таинства, как единения в любви. Положение 6
Путь преодоления кризисных явлений современной семьи - это путь возрождения и сохранения понимания семьи как духовного очага, базисных семейных ценностей, традиционной иерархии брачно-семейных отношений, идущих от отечественной культурной традиции. Преодолеть кризисное состояние современного института семьи возможно на базе конструктивного восстановления духовных основ семьи, которые получают свое развитие в идейно-теоретическом наследии отечественных философов второй половины XIX - первой половины XX веков.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей2011 год, кандидат философских наук Глушкова, Анна Евгеньевна
Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.2010 год, кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич
Философия образования в России: историко-философский анализ2012 год, кандидат философских наук Диденко, Карина Валерьевна
Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В. В. Розанова1999 год, кандидат педагогических наук Санкевич, Елена Юрьевна
Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века1994 год, доктор философских наук Семаева, И. И.
Заключение диссертации по теме «История философии», Блинова, Светлана Анатольевна
Заключение.
Подводя итоги историко-философского анализа проблемы семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины
XX веков необходимо отметить следующие положения:
1. Особенности формирования и развития системы взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков были обусловлены рядом социальных, культурноисторических и традиционных детерминант.
В отечественной религиозной философии рассматриваемого периода в основу взглядов на семью положена философско-религиозная традиция осмысления семьи и ее ценностей. В этой традиции супружество рассматривается в соответствии с идеей всеобъемлющей духовной и глубоко интимной любви, как союз мужчины и женщины, изменяющий основу в нравственной природе человека, в живой и чистой любви и знаменующий собою благодатно-таинственный союз Христа с Церковью.
Мужчина и женщина есть две части одного целого и в онтологическом смысле едины. В Библии брак есть стремление к совершенству, полноте бытия, полному метафизическому вышеличному единению в одном существе. Мужской и женский пол (половинки единой человеческой
129 сущности) достигают своей полноты в семье, в единении друг с другом при содействии божественной благодати.
Философско-религиозная традиция постулирует истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе мужчины и женщины как равносущных, соединенных любовью ипостасей. Брак есть таинство человеческой природы, дело творческой божественной премудрости, создавшей человека в виде половой пары и соединившей мужа и жену в «плоть едину». Семья есть «тайна великая» (Апостол Павел). Семья есть форма брака, которая воспроизводит из века в век основные нравственные ценности в их вечной сущности: вера, любовь, целомудрие, святость, церковное благословение, духовное и плотское единение мужа и жены, родительство, стремление жить по заповедям Божиим, почитание родителей, любовь к ближнему, милосердие, терпение, смиренномудрие, труд.
Существом брачного союза определяется характер семейно-брачных отношений, который есть воплощение деятельной любви: муж есть глава жены и семейства, несет ответственность за семью, жена - помощница мужу, находится в повиновении у него. Муж и жена несут ответственность за воспитание детей перед Богом. Обязанности детей - уважение к старшим, послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
Философско-религиозная традиция осмысления проблемы семьи явилась концептуальной основой разработки духовных оснований семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков и тесно связана с предпосылками и условиями становления и развития воззрений на семью в русской религиозной философии обозначенного периода.
В истории философского осмысления семьи условно можно выделить два потока мысли, исходящих от традиции Платона (мифологическая теория) и традиции Аристотеля (рационалистическая теория). Платон развивает взятую им из мифологии идею творения человека как андрогина.
130
Распавшиеся половинки целого существа ищут друг друга. Брачная любовь, по Платону, есть влечение к целостности, возвышающее человека к изначальному совершенству. В супружеском союзе, семье человек обретает целостность. Цель семьи - обретение целостности бытия. Семья, по Платону, - это метафизическая категория. К сторонникам идеалистической теории в западноевропейской философии условно можно отнести Я.Беме, Б. Мандевиля, Ш. Фурье, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В. Гегеля, Ф. Баадера, С. Кьеркегора.
Аристотель рассматривает семью в системе мирского жизнеустройства, трактуя ее как экономический институт, домохозяйство. По Аристотелю, цель семьи, брака - продолжение рода, деторождение. Аристотель подчиняет интересы личности и семьи интересам государства, рассматривает вопросы, связанные с отношениями в семье с точки зрения рациональности. Этих воззрений на цель семьи придерживались Т. Кампанелла, М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Ш. Монтескье, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, И.Баховен, Мак-Леном, Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс. Рационалистическая теория в осмыслении целей семьи в западноевропейской философии представляется преобладающей.
Русская религиозная философская мысль обращается к теме семьи, любви, брака, настойчиво пытаясь понять их духовный смысл. Отечественная религиозная философия семьи тесно связана с традициями западноевропейской философии, но, в отличие от западных философов, русские религиозные мыслители связывали основания семьи с духовной культурой человека, с религией, с поиском духовных семейных ценностей.
Отечественные религиозные мыслители второй половины XIX -первой половины XX веков развили идею Платона об андрогинной сущности любви и семьи как предельного ее выражения, положив в основу воззрений на семью философско-религиозную традицию осмысления семьи и ее ценностей.
2. Наиболее значимые направления исследования семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков прослеживаются в философско-религиозном, аксиологическом и социальном аспектах.
Философско-религиозный аспект исследования проблемы семьи связан с осмыслением цели семьи, ее смыслом и предназначением; восходит к библейскому пониманию сущности семьи и духовным традициям воззрений на семью в мировой философии.
Аксиологический аспект анализа проблематики семьи связан с осмыслением семейных ценностей в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков.
Социальный аспект воззрений на семью связан с пониманием проблемы семьи в обществе, государстве, семьи как социального института, с осмыслением семейно-брачных отношений и места их в обществе в целом.
Рассмотрение в единстве философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов анализа семьи значительно расширяет и углубляет диапазон восприятия проблемы семьи, позволяет раскрыть глубокие духовные основания семьи, брачно-семейных отношений, семейных ценностей.
3. Специфика понимания отечественными религиозными философами сущности и цели семьи определялась как:
- достижение полноты бытия, восполнение целостности человека, духовное рождение, телесное преображение, гармонизация чувственного и духовного, стремление к бессмертию, богоподобию. Цельность человеческой личности восстанавливается истинной любовью.
Устремленность человека к горним высотам в любви является основанием восстановления изначальной цельности человека в семье. Образ Божий, по которому создан человек, относится к истинному единству мужского и женского сторон человеческого существа. Восстановление образа божия в человеке возможно через нравственное восхождение в семье (В.Соловьев,
132
Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, Г.Шиманский, В.Зеньковский, С.Троицкий);
- преодоление смерти через восстановление единства поколений, стремление к бессмертию, богоподобию (Н.Федоров);
- единение в любви, преодоление эгоизма, конечное и совершенное воплощение любви на земле (Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин, Г.Шиманский).
Смысл семьи в русской религиозной философии обусловливалась ее целью и предназначением, которые состояли в следующем:
- семья - это благословенный Богом союз мужчины и женщины (Н.Федоров);
- это не «институт» гражданского общежития, а «установление, от самого Бога имеющее начало» (П.Флоренский);
- семья есть духовный очаг, первоначальная ячейка духовности, первооснова Родины (И.Ильин);
- в семье осуществляется «малая церковь», в этом возвышенный религиозный смысл семьи (В.Зеньковский); образ семьи является образом полноты, завершенности, совершенства жизни (Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин, Г.Шиманский, В.Зеньковский, С.Троицкий).
Доминирующая идея в системе взглядов на семью - идея гармонизации духовной и чувственной любви, отраженная в двух направлениях - философско-платоническом (В.Соловьев, Н.Бердяев) и ортодоксально-богословском (П.Флоренский, С.Булгаков) - обретает целостность, завершенность в философской рефлексии проблемы семьи
Б.Вышеславцева, И.Ильина, Г.Шиманского, В.Зеньковского, где был представлен синтез, соединение двух направлений отечественной религиозной философской мысли. В основе этого синтеза лежал постулат о
133 единении полов в любви супружеской как высшем выражении любви, как способе познания божественной сущности.
4. Семейные ценности, выработанные отечественными религиозными мыслителями второй половины XIX — первой половины XIX веков, представляют собой некий симбиоз философско-религиозного и социального аспектов.
В русской религиозной философии была создана духовная традиция осмысления ценностей семьи, раскрыта их многоплановая сущность: вера (В.Соловьев, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, Г.Шиманский); верность (Г.Шиманский); целомудрие (Н.Федоров, Н.Бердяев, П.Флоренский, Г.Шиманский, В.Зеньковский); единобрачие (П.Флоренский, В.Зеньковский); святость (Б.Вышеславцев); мужественность, женственность (Л.Карсавин), заботливость, взаимное уважение, терпение, жертвенность, самоотвержение, снисходительность, благочестие, чадородие, многочадие (Г.Шиманский); родительство (В.Зеньковский); супружеская любовь как предельное, полное единение мужчины и женщины (Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Карсавин, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, Г.Шиманский, В.Зеньковский).
Данная система ценностей включает в себя тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные философско-религиозный и социальный аспекты. Философско-религиозная составляющая в системе ценностей восходит к традиции осмысления семьи, ее сущности и предназначения и включает в себя духовные основания семьи, ценности духовные (веру, святость, целомудрие, верность, единобрачие, благочестие, жертвенность, самоотвержение, чадородие, многочадие, любовь как предельное единение мужчины и женщины в семье). Социальный аспект рефлексии проблемы семьи определяет ценности, которые воспроизводятся и реализуются в сфере семейно-брачных отношений (мужественность, женственность, заботливость, взаимное уважение, терпение, снисходительность, родительство).
5. Определение социальной роли и места семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков было связано с нравственной основой и пониманием семьи как единицы общества, части отечества, как способа восстановления нравственной целостности человека в отношении преемственности поколений.
Государство не рассматривалось как средство подавления и упразднения семьи, в единении они призваны были исполнять единый нравственный закон. При этом государство не только должно было поддерживать семью как факт существования, но и направлять ее в формировании единого нравственного начала.
Что касается отношений общества и семьи, то они не противопоставлялись друг другу, а призваны были обеспечить полноту жизни человека, исполнение нравственного закона во благо всех. Семья должна была представлять нравственную норму общества.
Осмысление семейно-брачных отношений в русской религиозной философии обозначенного периода основывалось на библейском понимании союза мужчины и женщины как таинства, как единения в любви.
Отношения в семье базировались на взаимной любви. Прочность семейно-брачных отношений зависела от способности родителей ко взаимной духовной любви. Семья как остров духовной жизни несла образ матери, воплощающей любовь, милость и защиту и образ отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Отношения родителей и детей должны строиться на чувстве благоговения, почитании родителей детьми. Обязанностью детей являлось послушание. Нравственное состояние человека определялось его отношением к родителям. Долгом каждого человека считалось сохранение и преумножение памяти рода. Социальное единство семьи определялось принципом «все за одного и один за всех». Укрепление связи с родителями, наращивание знаний о своих предках такова была суть проявления любви в семье.
6. Преодоление кризисных явлений современной семьи видится на пути возрождения и сохранения понимания семьи как духовного очага, базисных семейных ценностей, традиционной иерархии брачно-семейных отношений, идущих от отечественной культурной традиции, что возможно сделать на базе конструктивного восстановления духовных основ семьи, получивших свое развитие в идейно-теоретическом наследии отечественных философов второй половины XIX - первой половины XX веков.
В современной социокультурной ситуации, когда очевидными стали признаки кризисного состояния семьи в различных брачно-семейных сферах (цели и назначения семьи, добрачного поведения, родительства, брачно-семейных отношений), как никогда актуальна необходимость формирования фундаментальных ценностей семьи, идущих от отечественной культурной традиции, созидаемых русской религиозной философской мыслью второй половины XIX - первой половины XX веков, в числе которых: вера, верность, добрачное целомудрие, единобрачие, святость жертвенность, благочестие, женственность, мужественность, отцовство, материнство, родительство, многочадие, смирение, послушание, почитание детьми родителей, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимопомощь, любовь. Исходная и конечная цель семьи - духовное восхождение. Семья есть таинство любви и единства как способ исполнения человеком своего предназначения. Сущность этого таинства - духовное и телесное преображение человеческой природы в семье.
Игнорирование российским обществом и государством духовных и нравственных аспектов явилось причиной постепенного разрушения современного института семьи.
Государственные программы поддержки семьи в настоящее время нацелены на материальные, количественные показатели функционирования семьи, на наращивание социальных ценностей. На первый план выходят проблемы материальной обеспеченности семьи. Однако качество семьи,
136 связанное с духовной составляющей, в данных программах не рассматривается. Вопросы смысла и назначения, духовных основ семьи (философский аспект проблемы) не находят отражения в содержании программ сопровождения семьи.
Выход из кризиса семьи видится не только в рамках реформирования социально-экономического уклада общества, но в создании и реализации целостной государственной программы развития семьи, содержащей помимо материальной и мировоззренческую основу функционирования семьи, систему духовных семейных ценностей.
Суть государственной фундаментальной поддержки и стабилизации семьи может состоять в следующем:
- Возрождение традиций, духовных ценностей российской семьи.
- Восстановление понимания семьи как духовного очага.
- Развитие воспитательного потенциала семьи, восстановление в сознании родителей традиционной ценности брака, семьи, престижа и незаменимости, сущностного понимания материнства и отцовства.
- Формирование мировоззренческой базы института семьи, издание и выпуск специальных пособий по проблемам цели и назначения семьи, семейных ценностей, внутрисемейных отношений.
- Разработка целостной концепции семейного воспитания, отвечающей традиционным духовным и культурным ценностям.
- Разработка и реализация программ, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи, разработка прогнозов развития семьи.
- Формирование на федеральном и региональном уровнях фондов поддержки семьи.
- Усиление роли средств массовой информации по освещению духовно-нравственных проблем современной семьи.
- Использование средств массовой информации, рекламы в пропаганде и формировании семейного образа жизни на основе ценностей отечественной культурной традиции.
- Раскрытие и пропаганда уникальности и значимости семейной жизни для личности.
- Разработка содержания научно-популярного лектория по организации здорового образа жизни семьи.
- Восстановление традиций и развитие инноваций в семейном воспитании детей и подростков.
- Содействие формированию интереса людей в изучении своего генеалогического древа и помощь им в этом изучении.
- Гармонизация семейного и общественного воспитания детей.
- Формирование качеств семьянина у школьников в системе обучения и воспитания школы.
Разработка концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков - одна из самых глубоких и самобытных в истории мировой философской мысли, расширяющая представление о путях постижения духовного смысла семьи.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Блинова, Светлана Анатольевна, 2013 год
Библиография
1. Августин Аврелий. Исповедь: Пер. слатин. - М.: Республика, 1992-332 с.
2. Августин Аврелий. О супружестве и похоти// Философия любви: В 2-х Ч.Ч.2/ Сост. А.А.Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - 605с.
3. Н.Андреева, А.Гулыга. Брак и семья сегодня. Семья: Книга для чтения. Кн. 2/Сост.: И.С.Андреева, А.В.Гулыга. - М.: Политиздат. -1990. - 527с.
4. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Брак и семья. - Киев, «Пролог», 2005. - 304с.
5. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. -М.: ИС АН, 1990.
6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.
7. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2000.
8. Аристотель. Политика. Афинская полития/ Предисл. Е.И. Темнова. -М.: Мысль, 1997.-460с.
9. Бекон Ф. О достоинстве и преумножении наук // Сочинения. М., 1971. Т.1 / Общ.ред. и вступ. статья А.Л.Субботина; - М.: Мысль, 1977. -567с.
Ю.Бекон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические// Собрание сочинений в 2т. Т.2./ Общ. ред. и вступ. статья А.Л.Субботина;-М., 1978. - 575с.
П.Бердяев H.A. Дух и реальность. Я и мир объектов: основы богочеловеческой духовности: опыт философии одиночества и общения. - 2007. - 381с.
12.Бердяев Николай. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.
1 З.Бердяев Николай. Самопознание (опыт философской автобиографии), Париж, 1949.
14.Бердяев H.A. Эрос и личность (Философия пола и любви). М., Прометей, 1989. - 101 с.
15.Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Часть IV. Прикладная социальная прогностика. Прогнозирование конкретных проблемных ситуаций на примере одной страны (России). Прогнозы в сфере социологии семьи. Перспективы начавшегося процесса депопуляции, [http://sbiblio.com/biblio/archive/socprogn/16.aspx] - 19 июня 2012 г.
16.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М., 2001,- 1312 с.
17.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст. и коммент. В.В.Сапова. - М.: Республика, 1994. - 368 с.
18.Геворкян Т.В. Семья - ценность общества и личности: учебное пособие / Т.В.Геворкян; Оренбургский гос. ун-т.- 2-е изд., перераб. и доп. - Оренбург: ОГУ, 2009. - 116с.
19.Гегель Г. Иенская реальная философия// Работы разных лет. В 2-х т. Т.1// Сост., общ.ред. и вступ. статья А.В.Гулыги.- М., 1972. - 668с.
20.Гегель. Философия права / Ред. и сост. Д.А.Керимов, В.С.Нерсесянц. -М. Мысль, 1990.-524с.
21.Гегель. Пропедевтика // Работы разных лет / Сост., общ.ред. А.В.Гулыги. - Т.2. - М., 1973. - 630с.
22.Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Сочинения: В 2т. Т.2/ Сост., ред., авт. примеч. В.В.Соколов; Пер. с лат.и англ. - М.: Мысль, 1991. - 735с.
23.Гоббс Т. Основы философии. Ч.З. О гражданине // сочинения в 2т. Т.1/ Пер. с лат.и англ.; Сост., ред., авт. примеч. В.В.Соколов. - М.: Мысль, 1989.-621с.
24.Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян а постсоветский период // Полис. - 1996. - №4.
25.Горчаков М. О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной кормчей книги. - С-Петербург, 1880.
26.Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - №11. -С.90-98.
27.Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: тендерный аспект // Социс. 1999. - №5.
28.Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб., Алтея, 2001. - 242с.
29.Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века.-М., 1985.
ЗО.Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). - М.: Эдиториал УРСС, 1988. - 176с.
31.3еньковский В.В. На пороге зрелости. Беседы с юношеством по вопросам пола. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 62с.
32.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1/ Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1996. - 400с.
33.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб.: Наука, 1999.-471с.
34.Кант И. Метафизика нравов// Сочинения в 8 т. Т.4. Ч. 2. - М.: ЧОРО, 1994.-612с.
35.Кант И. Трактаты и письма./ Вступ. статья А.В.Гулыги- М.: Наука, 1980. -709с.
36.Карсавин JL. Noctespetropolitanae. Петербург, 1922.
37.Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис. -1994. -№4-5.
38.Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол») // Социс. -1999.-№11.-С.50-57.
39.Козырев Ф.Н. Брак и семья в православной традиции. Как на самом деле относится Церковь к плотской любви /Ф.Н. Козырев. - М.: Эксмо, 2008. - 352с.
40.Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели. // Вопросы философии. - 1995. - №7. - С.59-79.
41.Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 432с.
42.Маркович Д.Ж. Общая социология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС., 1998.-314с.
43.Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения // Семья в представлениях современного человека. - М., 1990.
44.Мейендорф И. Брак в Православии. - Клин.: Христианская жизнь, 2004. - 95 с.
45.Моление Даниила Заточника // Памятники литературы Древней Руси: XII век. - М., 1980.
46.Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 1/ Сост. Т.Г.Тетенькиной; Пер. с фр. -Калининград.- Янтарный сказ, 1997.
47.Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 3/ Сост. Т.Г.Тетенькиной; Пер. с фр. -Калининград.- Янтарный сказ, 1997.
48.Морозова Е.А. Гармония в семье и браке. Семья глазами православного психолога. - М.: Даниловский благовестник, 2009. -384с.
49.Муретов М.Д. Христианский брак и Церковь// Богословский вестник. 1916. 4.4.
50.Никита Стифат, прп. Деятельные главы, 49 // Добротолюбие. Т.5.
51.Новая философская энциклопедия: в 4т. Т. 4/ Ин-т философии РАН, Нац. общ.- науч. фонд; Научно-ред. совет B.C. Степин, A.A. Гусейнов и др. - М.: Мысль, 2001.
52.Павлов А. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. - М., 1887.
53.Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. - М.: Даниловский благовестник, 2009. - 208с
54.Платон. Государство.// Диалоги: Пер. с древнегреч. - Харьков: Фолио,
1999.-383с.
55.Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. В.Н.Карпова. - СПб.: Азбука,
2000. - 448с.
56.Почему вымирают русские. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 288с.
57.Протоиерей Александр Шмеман. За жизнь мира. - RBR, Inc, 1990.
58.Прот. Глеб Каледа. Домашняя Церковь. - М., 2001. - 279с.
59.Рассел Б. История западной философии. М..: Миф, 1993. - 509с.
60.Русский Эрос или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А..Н. Богословского. - М.: Прогресс, 1991. -448 с.
61.Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании// Величие человека здравого смысла: Человек эпохи Просвещения/ Сост. С.Я. Карп. - М.: Просвещение, 1992. - 287с.
62.Святитель Иоанн Златоуст. О браке, семье и воспитании детей / Свт. Иоанн Златоуст. -М.: Артос-Медиа, 2010. - 188 с.
63.Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича // Памятники литературы Древней Руси: XIV- cep.XV века. - М., 1981.
64.Соловьев B.C. Оправдание добра. - М.: Академический Проект, 2010.-671с.
65.Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т.2 / Общ.ред. И сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. - М.: Мысль, 1990. -822 с.
66.Сорокин С.А. Российская семья и три законопроекта по ее охране. -М., 1999.
67.Троицкий C.B. Христианская философия брака. - Клин: ЛАГРЭС,
2001.
68.Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. - М.: Прогресс, 1995. -517с.
69.Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.1/Н.Ф. Федоров. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 699с.
70.Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.2/Н.Ф. Федоров. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 592с.
71.Феофан (Говоров) еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла.
72.Философия любви: В 2-х Ч. Ч.1/Сост. А.А.Ивин. - М.: Политиздат, 1990.
73.Философия социальной работы. Монография / Под ред. В.И. Митрохина. - М.: МГСУ Союз, 1998, - 208с.
74.Т.А. Флоренская. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. - М.: Русский Хроногграфъ, 2004. - 480с.
75.Флоренский П.А. Время и пространство. Социологические исследования. - М., 1988.
76.Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. - М., 1992.
77.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / Павел Флоренский. - М.: ACT, 2005. - 633 с.
78.Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. - М.: Республика ТЕРРА - Книжный клуб, 1999. - 464с.
79.Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 1997. - 480с.
80.Протоиерей Александр Шмеман. За жизнь мира. - RBR, Inc, 1990.
81.Шопенгауэр А. Мир и как воля и представление. Т.2. - М.; Наука, 1901.-669с.
82.Фихте И.Г. Основоположения естественного права // Философские науки. - 1972. - №5.
83.Фукс Э. История нравов / Пер. с нем. - Смоленск: Русич, 2002. -624 с.
84. Энгельс, Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М., Политиздат, 1976. - 240с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.