Феномены насилия и терроризма в культуре: философско-антропологический контекст взаимополагания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Артюх, Александр Витальевич

  • Артюх, Александр Витальевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 143
Артюх, Александр Витальевич. Феномены насилия и терроризма в культуре: философско-антропологический контекст взаимополагания: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2013. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Артюх, Александр Витальевич

Содержание

Введение

Глава 1. Философско-методологические и философско-культурологические парадигмы «террористического насилия»

1.1. Феноменология террористического насилия: деструкция насилия или деструктивное насилие?

1.2. Культурогенез человеческой агрессии и антропологические метаморфозы насилия

Глава 2. Культурные практики насилия и «человек террористический»:

философско-антропологические смыслы

2.1. Революционное насилие и террор: деструкция политического пространства бытия человека

2.2. Военное насилие и прагматика терроризма: антропология деструктивного насилия

2.3. Формы насилия и культурно-историческая типология терроризма

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномены насилия и терроризма в культуре: философско-антропологический контекст взаимополагания»

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время можно говорить о том, что если насилие является в определенной степени «вечным спутником» бытия человека, то терроризм стал одним из симптомов болезни современной общечеловеческой цивилизации, ее отрицательным маркером, свидетельством необходимости остановки человечества в погоне за самоутверждением перед лицом Бога и природы, перед самим собой. При этом кажется, что сама история скрывает такие следы пребывания насилия и терроризма в прошлом, мифологизируя их под различными именами вроде «власти», «господства», «войн» и «революций». Только сегодня насилие и терроризм предстают перед нами как бы в «чистом виде», и это дает нам возможность их изучить и в перспективе, если не исключить, то управлять «потоками» насилия и терроризма. В свою очередь это означает не только понять терроризм в качестве самостоятельного феномена во всей его специфичности и отличии от других форм насилия, но также проследить все глубины взаимосвязи насилия и терроризма с культурой и живым человеком, с практиками и технологиями контроля терроризма и локализации всех форм насилия.

Таким образом, мы имеем актуальную проблему глобального масштаба, требующую своего решения, причем такого рода, что сама наша повседневность сигнализирует о необходимости всесторонней рефлексии проблемной ситуации. Чувство опасности и страха за свою жизнь нередко препятствует осмыслению проблемы, но может также дать ключ к ее решению, который кроется в выявлении взаимосвязей между терроризмом и насилием, погружением их в широкую культурно-историческую перспективу и нахождения антропологических оснований исследуемых явлений.

Нам, миру в целом важно изучить эффекты взаимополагания и

взаимопревращения насилия и терроризма, которые являются своеобразным

ключом к целому ряду других проблем, связаны с диалектикой

3

взаимодействия культур, наций и этносов, диалогом религий и сообществ, а также с пониманием самого статуса человека в пространстве истории и современности.

Степень разработанности. Взятая сама по себе проблема насилия и терроризма в современном его понимании имеет не столь давнюю историю, однако, наш интерес к проблеме взаимодействия, взаимоотношения насилия и терроризма открывает возможности и перспективы поиска таких связей в ранней истории человеческой мысли. Уже в античной философской мысли в работах Гераклита, Сократа, Платона и Аристотеля мы находим постановку проблем насилия, вражды, господства и власти, их понимания и контроля в обществе и государстве. Римская философия ставит проблему насилия и смерти в природно-экзистенциальной плоскости осмысления человеком самого себя, а также в соотношении с нравственной категорий должного и необходимого. В эпоху средневековья насилие приобретает религиозные смыслы в работах Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра, рассматривавших насилие как зло и грех в моральной перспективе.

Правовые аспекты применения насилия, соотношение насилия

частного и государственного, насилия и оснований государственности в

философии эпохи Возрождения и новоевропейской философии были

выявлены Н. Макиавелли, Т. Мором, Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо. И

практически в это же время происходит рефлексия насилия в его связи с

революцией и террором, вызванная чередой буржуазных революций в

Европе. Особенно заметный вклад не только в научное осмысление

взаимосвязи революции и терроризма, но и примеры идеологического

обоснования такого насилия мы находим у деятелей Французской революции

1791-1794 гг. Террор как специфическая политика государства в условиях

чрезвычайного положения и террор как инструмент «народной воли»

предстает в текстах и практиках М. Робеспьера, Сен-Жюста, Дантона.

Отметим, что обратной стороной этой «линии» в репрезентации революции

была консервативная политика, которая, впрочем, сходилась с

4

революционной в признании насилия в качестве политической «технологии» и установлении связи терроризма и революции, представленная работами Э. Берка, А. де Токвиля. В целом такое понимание насилия и терроризма наследуется немецкой классической философией и философией марксизма, продолжающейся в многочисленных трудах теоретиков и практиков революции в лице М. Бакунина, О. Бланка, J1. Гумпловича, А. Грамши, К. Маркса, В. Ленина, Г. Маркузе, Б. Савинкова, Ж. Сореля, П. Ткачева, Ф. Энгельса, Э. Че Гевары и других «практиков» и теоретиков революционного насилия и террора, которые связывали эти феномены с завоеванием и удержанием власти и освобождением «народа» или «пролетариата».

Отметим, что наряду с апологией революционного насилия и террора в качестве «инструмента» политики и формы власти, зарождается теория войны в современном ее понимании как регулярных насильственных действий для достижения политических целей и «интересов» национальных государств. Человеком, определившим на долгие годы представления о войне, был К. фон Клаузевиц. Его идеи послужат основой для размышлений и окажут влияние на К. Шмитта, Р. Арона, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.Е. Снесарева и других авторов.

В собственно социально-гуманитарном дискурсе понятие насилия рассматривалось в работах Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Моски, Э. Канетти. Идею насилия как универсального атрибута человеческой «природы» отстаивали представители социобиологии и ряд мыслителей: J1. Берковец, К. Лоренц, З.Фрейд, Э. Фромм и другие. Онтологические и философско-антропологические подходы к исследованию проблемы насилия и терроризма представлены в работах в работах Г. Маркузе, X. Ортеги-и-Гассета, А. Рапопорта, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Кожева. Преимущественно социологическая интерпретация насилия, связывающая его причины с социальными процессами, присутствует в трудах и идеях таких ученых и философов, как Ж. Батай, 3. Бауман, П. Бурдье, М. Вебер, Э.

Гидденс, Р. Жирар, Р. Кайуа, М. Мосс, С. Московичи, М. Фуко.

5

Революционное насилие и террор с одной стороны, а также деградация классической войны в тотальную трансформировались в XX веке в формы тоталитарного террора, что позволяет нам рассматривать взаимосвязь терроризма и насилия в контексте проблематики тоталитаризма в работах Э.Фромма, К. Поппера, X. Арендт, Р.Н. Арона, Ф.А. Хайека, 3. Бжезинского, которые дали нам широкую феноменологию тоталитарного насилия. Среди работ отечественных авторов, посвященных данной проблеме, мы опирались на труды A.C. Ахиезера, К.С. Гаджиева, Н.В. Загладина, Ю.И. Игрицкого, В.М. Кайтукова, A.A. Кара-Мурзы, М.П. Одесского, A.C. Панарина, В.А. Подороги, В.П. Римского, Д.М. Фельдмана и других.

К парадоксам этики насилия и террора обращались многие русские мыслители - Ф.М. Достоевский, J1.H. Толстой, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, а также современные отечественные (А. Гусейнов, Ю. Давыдов, В. Степин, А. Скрипник, В. Бочаров, Р. Апресян, Т. Степанянц, В. Лекторский и другие) и зарубежные ученые и философы (А. Бадыо, Дж. Агамбен, М. Терещенко).

Современные исследования терроризма представлены специальными работами Ю.И. Авдеева, А. Бернгарда, И.М. Ильинского, В.Н. Кудрявцева, Б.С. Крылова, Д. Лонга, В.В. Лунева, В. Маллисона, С. Маллисона, В. Петрищева, Ю.С. Ромашева, Б. Хоффмана, В.В. Никитаева. Взаимосвязь терроризма с войной и понимание его как специфической формы военного насилия мы находим в работах X. Хофмайстера, М. Либига, Ф. А. Фрайхер фон дер Хейдте, П. А. Шерера, Д. Стерлинга, Л. Ларуша.

Психологические аспекты взаимосвязи насилия и терроризма находят

свое отражение в работах Ж. Лакана, С. Жижека, Д.В. Ольшанского, Ю.М.

Антоняна, М. Коупленда, Ч. Руби. Исследования терроризма сопряжены с

национальной, религиозной, этнической спецификой в работах И.П. Добаева,

Н.В. Жданова, A.A. Игнатенко, Р.Г. Ланды, A.B. Малашенко, Л. Сюкияйнена,

М.Т. Степанянц, С.И. Чудинова, Ф. Бенслама, А. Парфрея, М. Палмер, Дж.

Эспозито, Б. Льюиса и других авторов. Исследованиям глобального или

транснационального и транскультурного терроризма посвящены работы М.

б

Сейджмана, М.П. Требина, Е.П. Кожушко, С.У. Дикаева, В.Я. Кикотя, Н.Д. Эриашвили. Проблемы религиозного экстремизма, рассмотрены в исследованиях Ю.И. Авдеева, Г.Т. Аллисона, K.M. Бурханова, А.И.Гушера, Ю.С. Горбунова, A.B. Дмитриева, И.П. Добаева, C.B. Дьякова, С.М. Ермакова, К.В. Жаринова, Н.В. Жданова, И.Ю.Залысина, О.В.Зотова, Ю. Иванича, А. Игнатенко, A.B. Коровникова, Р. Ланда, С.А. Ланцова, Н.Б.Лебедевой, З.И. Левина, Е.Г.Ляхова, A.B. Малашенко, Л.И. Медведко, Г.И. Мирского, Л.А. Моджаряна, Б. Миркасымова, В.Е.Петрищева, В.Н. Пластуна, Л.Р.Полонской, Л.Р. Сюкияйнена и других.

Итак, анализ разработанности проблемы показал, что сам дискурс насилия и терроризма в их взаимном притяжении и отталкивании конструирует новое исследовательское поле, которое открывает актуальные возможности и перспективы философско-культурологической и философско-антропологической методологических установок в интерпретации и понимании взаимодействия насилия и терроризма.

Объект исследования - феномены насилия а терроризма в культуре.

Предмет исследования - взаимополагание феноменов насилия и терроризма в культуре и их соотнесенность с бытием человека.

Цель диссертационного исследования - философско-антропологическое понимание террористических формообразований насилия в культуре и человеческом бытии.

Задачи исследования:

- реконструировать философские и социально-гуманитарные парадигмы исследования феномена терроризма;

- дать философско-антропологическую интерпретацию культурогенеза и антропологических метаморфоз насилия;

- выявить формы насилия в культуре и предложить культурно-историческую типологию насилия - терроризма;

- проанализировать антропологию деструктивного насилия во

взаимосвязи войны и терроризма;

7

- исследовать революционное насилие и терроризм с позиции деструкции политического бытия человека.

Теоретико-методологические основы исследования. Выбор междисциплинарной, философско-антропологической и философско-культурологической методологии исследования, используемых подходов и принципов обусловлен сложным характером объекта исследования и спецификой предмета исследования:

- исторической и социокультурной обусловленностью феноменов насилия и терроризма (сравнительно-исторический, диалектический, деятельностный методы);

- сложным системным характером объекта, взаимополаганием и пограничностью форм насилия и терроризма, а также влиянием политического, религиозного, национально-этнического факторов (системно-структурный, системно-функциональный методы);

- антисистемным характером феномена терроризма и специфичностью культурных практик насилия (диалектика и культурно-антропологические методы);

Научная новизна исследования:

- реконструкция парадигм исследования феномена терроризма дала его определение как превращенной, иррациональной формы насилия, следствием которой является страх и ниспровержение ценностных (моральных, политических, повседневных и т.д.) иерархий с целью реализации стремлений человека или социальных общностей к контролю над жизнью других людей и установлению той или иной системы власти;

- дана интерпретация культурогенеза агрессии как первичной формы насилия, в антропологических метаморфозах которой

реализуется архетипичность ритуального жертвоприношения как структурно-типологического прообраза террористического акта;

- проведена специальная процедура интерпретации революционного насилия и терроризма, что позволило их описать в качестве конкретно-исторических форм деструкции политического бытия современного человека;

- осуществлен анализ культурно-антропологических оснований деструктивного насилия во взаимосвязи и взаимозависимости конкретно-исторических форм войны и терроризма;

- выявлены основные формы насилия в культуре традиционализма, современности и постсовременности, что позволило предложить авторскую культурно-историческую типологию реализации взаимополагания структурного отношения «насилие -терроризм».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основные исследовательские парадигмы в осмыслении феномена терроризма показали, что адекватное понимание этого сложного феномена возможно через указание на его суть как на одну из превращенных, иррациональных форм полагания насилия, следствием которой является страх и ниспровержение всяческих аксиологических иерархий. Целью такого насилия можно считать контроль над жизнью человека и человеческих общностей (биополитика) как установление политического господства и власти в широком смысле. Диспозиция и практики терроризма в настоящее время не ограничиваются противостоянием государства и его оппонентов и включают в себя конкретных людей, сообщества, культуры и государства.

2. Анализ культурогенеза человеческой агрессии и антропологических

метаморфоз насилия показал, что архетипом терроризма является

жертвоприношение, поскольку по характеру действия террористический акт

есть не что иное, как мгновенное изъятие объектов в акте уничтожения, что

есть жертвенная «трата» (Ж. Батай), происходящая сиюминутно, без

9

откладывания и оправдания. Целью жертвоприношения является достижение исходной имманентности окружающему миру, которая с поправкой на идеологию современного терроризма может иметь различный характер, от традиционного религиозного и политического - до этнического и экологического. Террористический акт по смыслу и действию внутренне структурирован как специфическая форма жертвоприношения, что делает его абсолютно иррациональным и непрозрачным для обыденного или разумного понимания.

3. Исследование революционного насилия и терроризма в ракурсе концептов «чрезвычайного положения» (Дж. Агамбен) и «жертвенного кризиса» (М. Мосс) привело к выводу, что революция предстает как борьба равных вне норм права и координат легитимности, материей которого является нелегитимная жертва (homo sacer), а формой и механизмом реализации - терроризм, который сближается с революцией в знаковом и игровом измерении зрелищности и потребления.

4. Антропологические основания деструктивного насилия во взаимосвязи и взаимозависимости войны и терроризма предполагают, что терроризм есть не только кризис традиционных методов ведения войны, но и последовательная деградация последней в трех аспектах: в отношении к субъекту как переход от вражды государств к вражде партий, в котором современный терроризм раскрывается как «абсолютная вражда»; в отношении к объекту война перестает быть борьбой с равным и оказывается жертвоприношением, которому родственен терроризм; сегментированное, неоднородное пространство классической войны переходит к одномерному пространству террора, которое населено не противником, а жертвами.

5. Основные факты соотнесения насилия и терроризма как формы жертвоприношения в культуре традиционализма, современности и постсовременности дают определенную культурно-историческую типологию:

а) преобладающий религиозный характер средневековой культуры обуславливал существование террористического насилия в формах религиозной войны и преследования инакомыслящий (иноверцев, неверных, еретиков и т.п.);

б) эпоха Нового времени вносит политические и национальные смыслы в насилие («государственный интерес» и «воля народа»), что приводит к проникновению террористического насилия в революцию и новые формы власти и управления государством и населением;

в) современный терроризм представляет собой качественно новое явление, когда террористическое насилие осуществляется не на уровне национальных государств и поддерживаемых ими властных групп, а в плоскости столкновения сообществ и индивидов с государствами, культурами, нациями и цивилизациями.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования представляют интерес в рамках философской антропологии, философии культуры, философии политики. Исследование может быть использовано при разработке региональных программ борьбы с экстремизмом и ксенофобией, конкретных исследованиях террористических субкультур.

Результаты диссертационного исследования могут применяться в процессе преподавания курсов философии, культурологии, философской и социальной антропологии, чтении курсов по антропологии насилия, революции, философии войны.

Личный вклад автора заключается в идее контекстного и культурно-исторического взаимополагания насилия и терроризма; в оригинальном научном подходе к анализу парадигм осмысления феномена терроризма, как на одной из превращенных, иррациональных форм насилия; в обосновании понимания терроризма в соотнесенности с феноменами революции и войны; в разработке культурно-исторической типологии терроризма.

Личный вклад диссертанта состоит в обосновании методологических подходов и принципов исследования, в определении задач, целей, формулировке новизны и положений, выносимых на защиту, подготовке научных публикаций, отражающих ход и результаты исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были изложены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях: IV Всероссийской научной конференции молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (апрель 2009 г.); V Всероссийской научной конференции молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: философия науки, история и современность» (апрель 2010 г.); Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук» (ноябрь 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Национальный вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее» (апрель 2011 г.); VI Всероссийской научной конференции молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: Нации и этнокультурная идентичность в современном мире» (апрель 2011 г.); Всероссийской молодежной конференции «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» (сентябрь 2011 г.); Второй Российской научной конференции с международным участием «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (апрель 2012 г.); Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (апрель 2013 г.).

Диссертация обсуждалась на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры философии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 11 научных работы (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ) общим объемом 3,15 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Философско-методологическис и философско-культурологические парадигмы «террористического насилия»

1.1. Феноменология террористического насилия: деструкция насилия или деструктивное насилие?

Философская и социально-гуманитарная рефлексия проблем терроризма и насилия имеет довольно давнюю историю. Причем если обращение к исследованию насилия можно считать фундаментальным, то терроризм из еще недавно «модной» темы успел стать «проходной». Причиной тому, как нам кажется, сформировавшаяся привычка или усталость от самого внимания к данной теме, поскольку если для массового сознания человека конца прошлого века и начала нашего терроризм еще представлялся чем-то новым и чужим, то сейчас достаточно очевидно, что он стал частью нашего мира и даже повседневности, как бы печально это ни было. При этом критическая мысль прилагает немало усилий в присвоении этих «навязчивых» феноменов современной жизни, однако их успешность ставится под вопрос не по причине научной несостоятельности, а скорее по практическим следствиям научных изысканий.

Внутри самого научного дискурса о терроризме и насилии, мы сразу же оговоримся о том, что будем рассматривать эти феномены параллельно, также есть свои проблемы, которые можно рассматривать как борьбу различных концептуальных систем и моделей интерпретации. Поскольку действительно, по меткому замечанию Н. Грякалова: «говорить о терроре -не то же самое, что его мыслить»1. Только в рамках философской мысли он отмечает четыре возможные стратегии в осмыслении «предельного» говорения о терроризме: «... как состояния мира (натуралистический дискурс), как события воли (критический дискурс), как понятия

1 Грякалов I!. Фигуры террора. СПб., 2007. С.4.

14

(спекулятивный дискурс) и как формации (генеалогический дискурс)»". Каждая из этих стратегий претендует на предельное объяснение насилия и терроризма, но, как мы уже отметили выше, в настоящее время все они признаются недостаточными, поскольку присвоения не происходит. Причиной тому можно считать две. Первой - ущербность самих логик определения явления, что в провозглашенной постмодерном ситуации заката гранднарративов как ситуации отсутствия универсальных эпистемологических конструкций выглядит достаточно убедительно. Второй - сложность и специфичность самих феноменов, которые «опережают» теории. В этом случае необходимо признать существование таких явлений реальности, которые, несмотря на их посюсторонний характер (то есть мы исключаем из этого ряда то, о чем невозможно рациональное знание, подобно феноменам веры и т.п.), «превосходят» существующие объяснительные модели в силу различных причин.

Раскрывая первую причину, следует обратиться к существующим подходам в определении терроризма, которые в своем большинстве начинают с этимологии этого слова. Как отмечает Адриана Кавареро, этимология слова «террор» в современных языках восходит к латинским глаголам «terreo» и «tremo». Значение исходного основания этих слов «ter» указывает на акт дрожи и в греческом языке приведенные глаголы вращаются вокруг смысла: «... бояться не как психологическое измерение, но как физическое состояние»3. Отсюда А. Кавареро делает вывод, что сфера террора характеризуется физическим опытом страха, как это проявляется в дрожащем теле. А также значение дрожи дополняется значением бества, поскольку уже в классический период, по замечанию автора, «о tresas» обозначает тот, который бежит, к которому присовокупляется также значение полета: «установлена связь между словами «treo» и «pheugo», «чтобы дрожать» и, «чтобы сбежать». В свою очередь существовала также

2 Там же.

3 Cavarero A. Horrorism: Naming Contemporary Violence Columbia University Press, 2010. P.4.

15

связь между «pheugo» и «phobos» и прежде всего двойная валентность «phobos»...»4. Приведенный спектр значений сосредоточен вокруг физического воздействия, вызывающего страх, и начинающегося внезапно. Его следствием как раз и является дрожь или бегство. Значение полета Кавареро объясняет тем, что дрожь и бегство связаны с вибрацией тела, которое человек испытывает в полете. Она отмечает, что террор имеет смысл инстинктивного движения, инстинктивной реакции тела или всего живого на угрозу смерти.

Так родственное terror «о tresas» относится к сфере войны и обозначает: «выражение страха перед смертью в сражении, которое является не всегда той же самой вещью как трусость, «о tresas» указывает на солдата, который убегает... вместо того, чтобы остаться в его месте в фаланге, использование предлагает порядок или заказанное расположение, которое сломано и потрясено теми, кто бежит; другими словами, это вызывает суматоху, которая, хотя ее интенсивность может измениться, находит ее максимальное число...»5. Отсюда террор есть страх с потерей контроля за своими действиями, за действиями, которые предписаны. Он есть расстройство установленного порядка под действием страха за свою жизнь.

Такое понимание следует признать не только исходным в спектре значений слов террор и терроризм, но также отметить тот факт, что указанные значения исходны в феноменологическом смысле. Поскольку речь идет о непосредственном восприятии насилия, того очевидного факта, что тело инстинктивно реагирует на опасность и угрозу смерти тремором, дрожью и стремлением убежать. А также как следствие этого нарушение существующего порядка, иерархии. Хтонический характер террора как «ужаса» раскрывается здесь через его логические следствия во всей мифологической полноте и находит основание опять-таки в этимологии, поскольку террор по своему действию родственен ужасу - horror. Ужас же

4 Ibid.

5 Ibid. Р.5.

происходит от латинского глагола «Ьоггео»6, образующего связку значений близких к переживанию террора и состояние ступора, замирания, которое в греческой мифологии было связано с медузой Горгоной.

Современное пространство смыслов террора и терроризма в значительной мере ушли от «физиологии ужаса» и «мифологии порядка». Исключение составляют психологические трактовки, которые отмечают исходное значение слова как переживание ужаса, возникающее вследствие

п

угрозы или применения насилия . Большая же часть исследователей так или иначе связывают терроризм с борьбой за власть и рассматривают его в контексте институционализированной борьбы государства с его различными оппонентами. Наиболее очевидный пример представляет собой определение терроризма данное в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № Э5-ФЗ «О противодействии терроризму»:

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Артюх, Александр Витальевич, 2013 год

Библиография

1. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 256 с.

2. Агамбен, Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение / Дж. Агамбен. -М.: Изд-во «Европа», 2011. - 148 с.

3. Агамбен, Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2012. - 192 с.

4. Агрономов, А.И. Джихад: «священная» война мухамеддан / А.И. Агрономов. - М.: Издательство «Крафт+», 2002. - 512 с.

5. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Канон-пресс-Ц», 2001.-288 с.

6. Арендт, X. О революции / X. Арендт. - М., Издательство «Европа», 2011.-464 с.

7. Артеменко, H.A. Хайдеггеровская «потерянная» рукопись: на пути к «Бытию и времени» / Артеменко H.A.. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2012. - 128 с.

8. Бадью, А. Этика. Очерк о сознании Зла / А. Бадью. - СПб., Machina, 2006.- 126 с.

9. Бакунин, М.А. Избранные философские сочинения и письма / М.А. Бакунин. - М.: Мысль, 1987. - 573 с.

Ю.Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар, И. Валлерстайн. - М.: АОГОИ, 2004. - 285 с.

11.Балибар, Э. Что в войне? Политика как война, война как политика / Э. Балибар // Прогнозис №4(16) 2008. - С. 19 - 40.

12.Батай, Ж. Теория религии. Литература и Зло / Ж. Батай. - Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.

13.Батлер, Дж. Психика власти: теории субъекции / Дж. Батлер. -Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. - 168 с.

14.Бачко, Б. Как выйти из Террора? Термидор и революция / Б. Бачко. -М.: BALTRUS, 2006. - 345 с.

15.Бачко, Б. Робеспьер и террор / Исторические этюды о французской революции (памяти В.М. Далина) / Б. Бачко. - М., 1998. - Режим доступа: http://annuaire-fr. narod.ru/Sbornik_o_Daline.html

16.Белоусова, М.М., Мельник, Ю.М., Римская, О.Н., Римский, В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодежной культуры) / М.М. Белоусова, Ю.М. Мельник, О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (63). - Вып. 8. -Белгород, 2009. - С. 30-41.

17.Бенвенуто, С. Мечта Лакана / С. Бенвенуто. - СПб.: Алетейя, 2006. -172 с.

18.Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / В. Беньямин. - М.: РГГУ, 2012. - 288 с.

19.Бергер, П. Капиталистическая революция: 50 тез. о процветании, равенстве и свободе: [пер. с англ.] / П. Бергер. - М.: Прогресс: Универс,

1994.-320 с.

20.Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: «Медиум»,

1995.-323 с.

21.Берк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Э. Берк. - М.: Рудомино, 1993. - 144 с.

22.Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. - 32 с.

23.Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, Республика, 2006.-269 с.

24.Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. -258 с.

25.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000.-387 с.

26.Божко, С. Реплика на доклад A.A. Гусейнова / С. Божко // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Материалы междунар. интернет-конф., проходившей 15 мая - 31 июля 2002 г. на информ.-образоват. Портале www.auditorium.ru. - М., 2003. - С. 128-129.

27.Борисов, С.Н. Философско-культурологический анализ феномена терроризма в мире традиционализма и современности / С.Н. Борисов. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 144 с.

28.Борисов, С.Н., Римский, A.B. Культурно-исторические формы религиозного экстремизма: от традиционализма к модерну / С.Н. Борисов, A.B. Римский // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2012. №5. - С.114-123.

29.Борисов, С.Н., Римский, В.П. «Человек террористический» в изменяющемся мире модерна и тоталитаризма: к методологии проблемы / С.Н. Борисов, В.П. Римский // Личность. Культура. Общество». Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - Т.VIII. Спец. выпуск 1 (33). - М., 2006. - С. 152-159.

30.Бородай, Ю.М. Эротика Смерть Табу. Трагедия человеческого сознания / Ю.М. Бородай. - М.: Гнозис, 1996. - 416 с.

31.Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983.-412 с.

32.Будницкий, О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX века) / О.В. Будницкий. - М.: РОССПЭН, 2000. - 396 с.

33.Будянская, JI.A., Римский, В.П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Л.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». -№2(97). -Вып. 15.-Белгород, 2011.-С. 5-16.

34.Бухтина, Т.П., Римский, В.П. Философская антропология и воспитательно-образовательные парадигмы: от античной Пайдейи к Просвещению / Т.П. Бухтина, В.П. Римский. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.- 164 с.

35.Валлерстайн, И. После либерализма / И. Валлерстайн. - М.: Эдиториал УРСС, 2003.-256 с.

36.Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля / Ж. Валь. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 336 с.

37.Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем.; сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 805 с.

38.Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. -367 с.

39.Вертов, Д. Вариант манифеста «Мы» / Д. Вертов - Режим доступа: http://www.vertov.ru/Dziga_Vertov/.

40.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. // Собр. соч. в 6 томах. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - С. 5-361.

41.Вэйг, Т. Телемечтатели: Фракция Красной Армии / Т. Вэйг. - Гродно: ГОУПП «Гродненская типография», 2004. - 128 с.

42.Ганди, М.К. Моя вера в ненасилие / М.К. Ганди // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 65-66.

43.Гегель, Г.В.Ф. Политические произведения / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 1978.-440 с.

44.Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект, 2008. - 767 с.

45.Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. -526 с.

46.Гейфман, А. Революционный террор в России, 1894 - 1917 / А. Гейфман. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.-445 с.

47.Гоббс, Т. Левиафан // Сочинения в 2 томах. Т.2. / Т. Гоббс - М.: Мысль, 1991.-731с.-С.5-285.

48.Грамши, А. Тюремные тетради. Т.З. / А. Грамши - М.: Политиздат, 1991.- 559 с.

49.Грякалов, H.A. Фигуры террора / H.A. Грякалов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. - 169 с.

50.Гусейнов, A.A. Возможно ли моральное обоснование насилия? / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 19-28.

51.Гусейнов, A.A. Идея ненасилия - утопия современности / A.A. Гусейнов // Ученые записки гуманитарного факультета ПГТУ. Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2005. - С. 4-10.

52.Гусейнов, A.A. Мораль и насилие: Императив ненасилия / A.A. Гусейнов // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. A.A. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. - С. 475-486.

53.Гусейнов, A.A. Мораль и насилие: Понятие насилия / A.A. Гусейнов // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. A.A. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. - С. 393-417.

54.Гусейнов, A.A. Насилие / A.A. Гусейнов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-науч. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М., 2010. - Т. III. - С. 14-16.

55.Гусейнов, A.A. Террористические акты 11 сентября и идеал ненасилия / A.A. Гусейнов // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Материалы междунар. интернет-конф., проходившей 15 мая - 31 июля 2002 г. на информ.-образоват. Портале www.auditorium.ru /Ин-т «Открытое о-во» (Фонд Сороса) - Россия, Ин-т философии РАН; Под

ред. Р.Г. Апресяна. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. -С.71-85.

56.Делез, Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез. -Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. - 895 с.

57.Делез, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с

58.Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари - М.: Академический Проспект, 2009. -261 с.

59.Джохадзе, И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора / И. Джохадзе. // Логос» - №5-6. - 2001 (31). - С.36-48.

60.Динамика гражданского общества, этноконфессиональная толерантность и диалог культур: эпистемологические модели: колл. монография / Под ред. В.П. Римского. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - 292 с.

61.Дмитриев, A.B., Залысин, И.Ю. Насилие: социально-политический анализ / A.B. Дмитриев, И.Ю. Залысин. - М.: РОССПЭН, 2000. - 327 с.

62.Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. - СПб.: Петроглиф, 2009. - 346 с.

63.Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М.: Изд-во «Художественный журнал». 1999. - 234 с.

64.Жижек, С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно / С. Жижек. -М.: Издательство «Европа», 2012. - 272 с.

65.Жижек, С. О насилии / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2010. — 184 с.

66.Жижек, С. Чума фантазий / С. Жижек. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. - 388 с.

67.Жирар, Р. Козел отпущения / Р. Жирар. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.-336 с.

68.Жирар, Р. Насилие и религия: причина или следствие? / Р. Жирар // Логос №4 (67) 2008. - С. 129-140.

69.Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.

70.3авалько, Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции / Г.А. Завалько. - М.: Ком Книга, 2005. - 320 с.

71.Ивик, О. История человеческих жертвоприношений / О. Ивик. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 252 с.

72.Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. - М.: Русская книга, 1996. - (608 с.) С. 31 - 220.

73.Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.

74.Кампер, Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей / Д. Кампер. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 174 с.

75.Кант, И. К вечному миру // Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6. -М.: Мысль, 1966.-743 с.

76.Капустин, Б.Г. Критика политической философии: Избранные эссе / Б.Г. Капустин. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. -424 с.

77.Капустин, Б.Г. Насилие/ненасилие как ключевая проблема политической морали / Б.Г. Капустин // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Материалы междунар. интернет-конф., проходившей 15 мая - 31 июля 2002 г. на информ.-образоват. Портале www.auditorium.ru. - М., 2003. - С. 120-127.

78.Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии / Э. Кассирер. - М.: Прогресс, 1988. -546 с.

79.Кинг, М.Л. Любите врагов ваших / М.Л. Кинг // Вопросы философии. -1992. -№3.- С. 66-71.

80.Кожев, A.B. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высш. практ. шк / A.B. Кожев. -СПб.: Наука, 2003.-791 с.

81.Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе/ под ред. Л.Е. Бляхера, Б.В. Межуева, A.B. Павлова. - СПб.: Алетейя, 2008. - 360 с.

82.Кристи, Н. Приемлемое количество преступлений / Н. Кристи. - СПб.: Алетейя, 2011. - 176 с.

83.Кристи, Н. Причиняя боль. Роль наказания в уголовной политике / Н. Кристи. - СПб.: Алетейя, 2011. - 164 с.

84.Кропоткин, П.А. Анархия, ее философия, ее идеал / П.А. Кропоткин. -М.: ЭКСМО-пресс, 1999. - 861 с.

85.Кропоткин, П.А. Речи бунтовщика / П.А. Кропоткин. - M.: URSS: Либроком, 2010. - 177 с.

86.Кэмпбелл, Дж. Мифы, в которых нам жить / Дж. Кэмпбелл. - Киев: София; М.: Гелиос, 2002. - 256 с.

87.Лёвит, К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века / К. Лёвит. - СПб.: «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2002. - 672 с.

88.Лейбин, В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбин. -М.: ACT, 2009.- 1024 с.

89.Ленин, В.И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции / В.И. Ленин. - М.: Прогресс, 1988.- 159 с.

90.Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 5-38.

91.Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло); [Пер. с нем. Г. Ф. Швейника]. / К. Лоренц- СПб.: Амфора, 2001. - 347 с.

92.Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 39-53.

93.Луман, Н. Власть/Н. Луман. -М.: Праксис, 2001.-256 с.

133

94.Льюке, С. Власть: Радикальный взгляд / С. Льюке. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 240 с.

95.Магун, A.B. Отрицательная революция: к деконстркции политического субъекта / A.B. Магун. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 416 с.

96.Майнхоф, У. М. От протеста - к сопротивлению. Из литературного наследия городской партизанки / У.М. Майнхоф. - М.: Гилея, 2004. -192 с.

97.Макиавелли, Н. Государь. Сочинения / Н. Макиавелли. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. - 656 с.

98.Маклюэн, М. Средство само есть содержание / М. Маклюэн // Информационное общество. - М.: ООО Изд-во ACT, 2004. - 509 с.

99.Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. - М.: Логос, 2001. - 408 с.

100. Манфред, А.З. Великая французская революция / А.З. Манфред. -М.: Наука, 1983.-431 с.

101. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М.: Юрист, 1994.-700 с.

102. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс -М.: Прогресс, 1984.- 152 с.

103. Маркс, К. К критике политической экономии / К. Маркс. - М.: Прогресс, 1982.-272 с.

104. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс. - М.: Политиздат, 1988.-574 с.

105. Маркс, К. О государстве / К. Маркс - М.: Прогресс, 1986. - 470 с.

106. Маркс, К. О колониализме / К. Маркс - М.: Прогресс, 1990. -213с.

107. Медникова, М.Б. Трепанации в древнем мире или культ головы. -М.: Алетейя, 2004. - 208 с.

108. Местр, Ж. де. Рассуждения о Франции / Ж. де Местр. - М.: РОССПЭН, 1997.-216 с.

109. Миллер, Дж. Будьте жестокими! / Дж. Миллер // Логос. - 2002. -№5-6.-С.ЗЗ 1-381.

110. Мир в войне: победители и побежденные. 11 сентября 2001 глазами французских интеллектуалов. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003. - 204 с.

111. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Академический Проект, 2011. - 396 с.

112. Мосс, М. Социальные функции священного / М. Мосс. СПб.: «Евразия», 2000. - 448 с.

113. Назаретян, А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса) / А.П. Назаретян. -М.: Наследие, 1996. - 183 с.

114. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. Изд. 2-е, испр. / А.П. Назаретян - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 236 с.

115. Назаретян, А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс / А.П. Назаретян // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 8294.

116. Неретина, С.С., Огурцов, А.П. Концепты политической культуры / С.С. Неретина, А.П. Огурцов. - М.: ИФРАН, 2011. - 279 с.

117. Нечаев, С.Г. «Катехизис революционера» Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / С.Г. Нечаев. - М.: Археографический центр, 1997. - 576 с.

118. Никитаев, В.В. Терророфания / В.В. Никитаев // Философские науки. 2002.№1.-С. 134-140.

119. Никитаев, В.В. Терроризм и убийство [Электронный ресурс] / В.В. Никитаев // Русский журнал. - Режим доступа:

http://old.russ.ru/politics/reflection/20030904-nik.html

135

120. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т.2. - 829 с.

121. Норт, Д., Уоллис, Д., Вайнгаст, Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Д. Норт, Д. Уоллис, Б. Вайнгаст. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - 480 с.

122. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. - М.: Гардарики, 2002. - 407 с.

123. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1995. - 907 с.

124. Ольшанский, Д. Психология терроризма / Д. Ольшанский. - СПб. : Питер, 2002. - 286 с.

125. Перевалов, В.П. Революция / В.П. Перевалов // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2010. Т.З. - С. 230. -692 с.

126. Петрищев, В. Заметки о терроризме / В. Петрищев. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. — 288 с.

127. Плимак, Е.Г. Насилие / Е.Г. Плимак // Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. В 5 томах. - Т. 3. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. - С. 551-555.

128. Подорога, В. Власть и сексуальность (тема диспозитива у М. Фуко) / В. Подорога // Синий диван. - №12 - М., 2008. - С. 34-48.

129. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ ред. A.A. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 858 с.

130. Поршнев, Б.Ф. К спорам о проблеме возникновения человеческого общества / Б.Ф. Поршнев // Вопросы истории, 1958, №2. - С.139-156.

131. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории / Б.Ф. Поршнев. -М.: Мысль, 1974.-487 с.

132. Римская, О.Н., Римский, В.П. Феномен субкультурных религий / О.Н. Римская, В.П.Римский. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Akademik Publischinq GmbH&Co.KG, 2012. - 129 с.

133. Римский, A.B. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма: Диссертация... к. филос. Н./09.00.14. / Римский Алексей Владимирович. - Белгород, 2012. - 159 с.

134. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. - Белгород: Изд-во БелГУ; Изд-во «Везелица», 1997.- 199 с.

135. Римский, В.П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. -Белгород: Крестьян, дело, 2003. - 200 с.

136. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.

137. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. -М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 416 с.

138. Руткевич, A.M. Введение в чтение Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова / A.M. Руткевич. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.-438 с.

139. Рыклин, М. Террорологики / М. Рыклин. - Тарту: Эйдос, 1992. -224 с.

140. Сейджман, М. Сетевые структуры терроризма / М. Сейджман. -М.: Идея-Пресс, 2008. - 218 с.

141. Сорель, Ж. Размышления о насилии / Ж. Сорель. - М.: Фаланстер, 2013.-293 с.

142. Сорокина, М.Ю. Русская научная элита и советский тоталитаризм (очень субъективные заметки). // Личность и власть в истории России XIX-XX вв. Материалы научной конференции / М.Ю. Сорокина. -

СПб.: Нестор, 1997. - С. 248-254.

137

143. Соснин, В.А., Нестик, Т.А. Современный терроризм: Социально-еихологический анализ / В.А. Соснин, Т.А. Нестик. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 239 с.

144. Стиглер, Б. Оружие мертвого отца или наследие и наследование у Фрейда // Кабинет: Картины Мира II./ Б. Стиглер - СПб: Скифия. - С. 24-38.

145. Тайлор, Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор. - Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.

146. Терещенко, М. О пользе пытки: могут ли демократические общества оставаться пристойными? / М.О. Терещенко // Логос № 1 (80) 2011. -С.118-148.

147. Тишков, В.А. Реквием по этносу / В.А. Тишков. - М.: Наука. 2003. - 544 с.

148. Троцкий, Л.Д. Перманентная революция / Л.Д. Троцкий. - М.: АСТ, 2005. - 570 с.

149. Троцкий, Л.Д. Терроризм и коммунизм / Л.Д. Троцкий. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010.-221 с.

150. Утопический социализм в России. - М.: Политиздат, 1985. - 590 с.

151. Федье, Ф. Воображаемое. Власть / Ф. Федье. - М.: Едиториал УРСС, 2002.- 152 с.

152. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. В 5 т. - Т. 1-5. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1960-1970.

153. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под ред. Э.Л. Радлова. - СПб: Брокгаус-Ефрон, 1911.-284 с.

154. Фонаги, П., Морган, Дж. С., Таргет, М. Агрессия и психологическая самость [Электронный ресурс]/ П. Фонаги, Дж. С. Морган, М. Таргет // Журнал практической психологии и

психоанализа. - №2. - Режим доступа

2004. hUp://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20040202.

155. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / 3. Фрейд. - М.: ACT: Хранитель, 2007. - 633 с.

156. Фрейд, 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. - СПб.: Азбука-классика, 2005. -256 с.

157. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Вост. лит., 1998. - 800 с.

158. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.

- М.: Изд-во ACT: Астрель, 2012. - 635 с.

159. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Мн.: Харвест, 2004.

- 384 с.

160. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: ACT, 1998. - 662 с.

161. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм - М.: Прогресс, 1986. -238 с.

162. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / Дж. Фрэзер. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

163. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. -M.: «Ad Marginem», 1999. - 480 с.

164. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2004. - 416 с.

165. Фуко, М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. / М. Фуко. -СПб.: Наука, 2011.-544 с.

166. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

167. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 1.

- 320 с.

168. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 2. - 320 с.

169. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. -320 с.

170. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. / М. Фуко - СПб.: Академический проект, 2004. - 432 с.

171. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

172. Фуко, М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2004. -432с.

173. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. - М.: Смысл, 1998. - 310 с.

174. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - Харьков: Фолио, 2003. - 509 с.

175. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1780 г. / Э. Хобсбаум СПб.: Алетейя, 1998. - 305 с.

176. Хофмайстер, X. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат / X. Хофмайстер. - СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. - 288 с.

177. Хоффман, Б. Терроризм - взгляд изнутри / Б. Хоффман. - М.: Ультра. Культура, 2003. - 252 с.

178. Человек террористический: Методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы : моногр. / Под ред. проф. В.П. Римского. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 224 с.

179. Чудинов, С.И. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама) / С.И. Чудинов. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 312 с.

180. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. - М.: Гнозис, 2004. - 326 с.

181. Шкуратов, В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. - М.: Смысл, 1997.-505 с.

182. Шмитт, К. Номос земли / К. Шмитт. - СПб.: Владимир Даль, 2008. — 670 с.

183. Шмитт, К. Теория партизана / К. Шмитт. М.: Праксис, 2007. -304 с.

184. Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.

185. Энгельс, Ф. Роль насилия в истории / Ф. Энгельс. - М.: Либроком, 2011. - 64 с.

186. Эткинд, A.M. Хлыст. Мистические секты и русская литература. Начало двадцатого века / A.M. Эткинд. - М.: Новое литературное обозрение, 1998.-688 с.

187. Этнорелигиозный терроризм. Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.

188. Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли / Э. Фнгер. - СПб.: Наука, 2000. - 539 с.

189. Schmid, A., Jongman, A. et al., Political Terrorism New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2005. - 700 p.

190. Althusser, L. Ideology and Ideological State Apparatuses. In: Mapping Ideology / L. Althusser. - London, Verso 1994. - P. 130-131.

191. Baudrillard, J. The Mirror Of Terrorism. In: Baudrillard, J. The Transparency of Evil: Essays on Extreme Phenomena. London: Verso, 1993.

Pp. 75-80.

//http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/zerk_tcrr.php.

192. Benjamin, W. Briefe 1. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1978 / W. Benjamin. - 885 p.

193. Cavarero A. Horrorism: Naming Contemporary Violence Columbia University Press, 2010. P.4. http://oxforddictionaries.com/definition/english/terrorism

194. Dahl, R. Modern Political Analysis / R. Dahl. - Englwood Cliffs, 1963.-172 p.

195. Dijk van Teun. Discourse and Power / Teun van Dijk. - Palgrave Macmillan, 2008.-256 p.

196. Dunn, J. Revolution // Political Innovation and Conceptual Change/ Ed. Ball T., Farr J., Hanson R.I. - Cambridge, 1989. - 380 p.

197. Esposito, R. The Third Person / R. Esposito. - Polity. - 200 p.

198. Foucault, M. Discipline and Punish. Birth of prison / M. Foucault. -Vintage, 1995.-333 p.

199. Gutting, G. Michel Foucault: A User's Manual. The Cambridge Companion to Foucault, Second Edition / Gary Gutting. - Cambridge University Press, 2006. - 486 p.

200. Hatto, A. «Revolution»: an Enquiry into the Usefull of an Historical Term // Mind new series. №58 (232). 1949. // LJht. no: Dunn J. Revolution// Political Innovation and Conceptual Change/ Ed. Ball T., Farr J., Hanson R.I. - Cambridge, 1989.

201. Jeff Goodwin A Theory of Categorical Terrorism // Social Forces (2006) 84 (4): P. 2027-2046.

202. Laqueur W. No End to War: Terrorism in the Twenty-First Century. Continuum International Publishing Group, 2004. P.4.

203. Martel, James R. Divine Violence: Walter Benjamin & the Eschatology of Sovereignty / James R. Martel. - Routledge. 2011. - 157 p.

204. Pinker, S. The better angels of our nature. The decline of violence in history and its causes / S. Pinker. - N.Y.: Viking Pegnuin., 2011. - 832 p.

205. Rifkin, J. The Empathic Civilization / J. Rifkin. - New York: Penguin, 2009. - 688 p.

206. Sarup, M. An Introductory Guide to Post-structuralism and Postmodernism / M. Sarup. - Harvester Wheatsheaf, London, 1993. - 240 p.

207. Slavoj Zizek. Гегель vs Хайдеггер. [Электронный ресурс] / Slavoj

V л

Zizek - Режим доступа: http://www.egs.edu/faculty/slavoj-zizek/articles.

208. Stiegler, В. Technics and Time, 1: The Fault of Epimetheus / B. Stiegler. - Stanford University Press. - 288 p.

209. Stiegler, B. Technics and Time, 2: Disorientation (Meridian: Crossing Aesthetics). / B. Stiegler. - Stanford University Press. - 288 p.

210. Stiegler, B. Technics and Time, 3: Cinematic Time and the Question of Malaise. / B. Stiegler. - Stanford University Press. - 288 p.

211. Tom Parker Fighting an Antaean Enemy: How Democratic States Unintentionally Sustain the Terrorist Movements They Oppose // Terrorism and Political Violence Volume 19, Issue 2, 2007. P. 155-179.

212. Van Dijk, T.A. Introduction: Discourse and Domination, in T.A.van Dijk, Discourse and Power / T.A.van Dijk. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. - PP. 1-26. // Тойн ван Дейк Дискурс и доминирование [Электронный ресурс] / Т.А. ванн Дейк - Режм доступа: http://discourseanalysis.org/adal/st2.shtml.

213. Weinberg, L., Pedahzur, A., Hirsch-Hoefler S. The Challenges of Conceptualizing Terrorism // Terrorism and Political Violence, Vol.16, No.4 (Winter 2004) P.781.

214. Whittaker, D. The terrorism reader. N.Y.: Routledge, 2001. 384 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.