Феноменология личности в условиях нетрадиционного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дьячков, Евгений Анатольевич

  • Дьячков, Евгений Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 167
Дьячков, Евгений Анатольевич. Феноменология личности в условиях нетрадиционного общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2002. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дьячков, Евгений Анатольевич

Введение

Глава 1. Личность как проблема в современной социальной философии: методологический аспект

1.1 Когнитивные предпосылки исследования личностной проблематики

1.2 Нормативная поведенческая модель личности в социальном контексте современности

1.3 Реалии нетрадиционного общества как фактор личностной детерминации

Глава 2. Онтологический статус личности и социокультурное 77 пространство

2.1 Поливариативность конституирования сущностных характеристик личности как субъекта нетрадиционного общества

2.2 Типологизация поведенческих моделей личности

2.3 Личность и социальная прогностика

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменология личности в условиях нетрадиционного общества»

Обращение к проблеме социально-философского исследования нормативно предписываемых свойств личности в структуре современных социальных изменений вызвано тем, что понятие личности в философии является одним из основополагающих для постижения человеческого бытия. Вместе с этим, активизируется и поиск новых подходов к пониманию феноменологической природы социальной жизни, ее стратегических возможностей и антропологической перспективы.

В современных условиях в центре философской проблематики актуальных свойств личности остается специфическое человеческое бытие, отождествляемое субъектом с условиями самостоятельной жизнедеятельности и, одновременно, с родовой сущностью присваивающей и производственной деятельности. Во многих случаях, современные изменения динамики общественного развития, обязывают личность переступать положенные ей общесоциальными традициями и конкретной культурой пределы и ограничения, не ограничиваясь, таким образом, ситуационной данностью нормативного пространства. Привнесение в конкретную социальную ситуацию личностных установок, новаций и оценок справедливо принято считать важным инструментом социального управления и частью общей культуры, элементом культурных стереотипов поведения человека в обществе. Потребность в выявлении актуальных моделей в системе свойств личности, связана со сменой внешних и внутренних условий развития общества, с объективной необходимостью реализации новых норм, задач и целей индивидуального и группового развития. На основе общенаучной методологии, в социальной философии раскрываются и исследуются причины несоответствия между теоретическими представлениями о наиболее значимых свойствах личности и реальными процессами общественного развития. Наступление информационной цивилизации, динамизм социальных изменений, массовая компьютеризация, общая интеллектуализация социальной практики, еще более актуализируют необходимость изучения свойств личности, как носителя индивидуальных и групповых ценностей и норм социализации в сферах духовного и материального развития, социального управления и прогнозирования.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные направления исследуемой проблемы представлены в монографиях, диссертациях и статьях отечественных и зарубежных ученых. Термин «свойства личности» весьма продуктивно обозначен в трудах по культурологии, психологии, социологии и правоведению. Тем не менее, социальная философия обретает свой собственный предмет для научного поиска в системе свойств личности, особенно, когда речь идет о современных и перспективных социальных процессах, связанных с культурно-аксиологическими и проективно-историческими аспектами. Комплексный социально-философский подход к изучению общезначимых и частных свойств личности способствует не только расширению возможностей для поиска ответа на «вечные вопросы» философии, но и выявлению новых перспектив и неизвестных прошлому ценностей. По фундаментальным направлениям темы диссертант обращался к трудам зарубежных и отечественных классиков обществознания - Аристотеля, Геродота, Гесиода, Платона, Т. Гоббса, П.А. Гольбаха, Н. Макиавелли, Г.В. Гегеля, И. Канта, М. Монтеня, Ш. Монтескье, А. Смита, Г. Спенсера, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, В. Виндельбанда, Р. Карнапа, С.В. Курылева, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А. Шишкина.

В том числе, в отечественной философии некоторые аспекты проблемы целостности свойств личности рассматривалась в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Б.С. Братуся, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и В.А. Петровского, Т.М. Ярошевского и др.

Основания диалектического подхода к исследованию философски определяемых норм социализации личности реализованы в диссертации с учетом идей И.Д. Андреева, И.Г. Герасимова, Г.А. Давыдова, К.М. Долгова,

Ю.А. Жданова, А.А. Зиновьева, Б.М. Кедрова, В.М. Лекторского, J1.H. Митрохина, И.С. Нарского, Н.К. Обуева, В.И.Столярова, B.C. Тюхтина, Н.П. Французовой.

Появление на общемировоззренческом уровне аксиологической теории новых методологических подходов повлияло на решение проблемы о социокультурной детерминации ценностных ориентаций личности. Продолжая традиции системного исследования общественной жизни, заложенные в трудах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, отечественные исследователи Р.Ф. Абдеев, В.В. Василькова, С.Г. Гамаюнов, В.Н. Костюк, Е.А. Седов и др. решали задачу по применению методологических принципов синергетики к изучению социальных процессов. В результате использования такого подхода в социальном познании, удалось преодолеть чрезмерную абсолютизацию материально-экономических факторов в общественном развитии, показать многовариантность истории и определить зависимость формирования ценностных ориентаций и свойств личности от особенностей культуры. Углубленному теоретическому анализу возможностей культурно-нормативной детерминации индивидуальных свойств и ценностей личности способствовало опубликование в России произведений ряда зарубежных авторов (М. Вебера, П. Бергера, К. Манхейма, А. Печчеи, П. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона, О. Шпенглера и др.).

Теоретико-методологические, гносеологические, частные и общие вопросы, связанные с философским и социологическим анализом структуры социальной практики, диалектики взаимодействия среды и личности, субъективного и объективного в целеполагании, деятельностной активности субъекта в социальной практике представлены работами известных ученых: Т.В. Андриановой, О.А. Адибекяна, Р.Н. Акоффа, Е.А. Ануфриева, Б.В. Ахлибинского, В.Г. Афанасьева, M.JI. Башина, Б.В. Бирюкова, И.В. Блауберга, Л.П. Буевой, Е.В. Дмитриева, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, А.Н. Леонтьева, Ю.В. Сычева, С.С.Фролова, В.Д. Шадрикова,

Г.П. Щедровицкого, С.А. Яновской и др.

Значительный вклад в исследование проблемных вопросов по данной теме внесли Н.М. Блажнов, Е.А. Блинов, И.В. Бестужев-Лада, Е.Г. Комаров, В.Ф. Плакский, И.Х. Титма, В.Ф. Халипов.

При исследовании сущности и наиболее характерных проявлений свойств личности в современных условиях автор опирался на работы Ю.А. Красина, И.Р. Пригожина, Н.Н. Моисеева, Ю.В. Сачкова,

B.П. Филатова, И.Б. Новика, Ю.Г. Волкова, В.О. Рукавишникова, Н.И. Лапина, А.Б. Толстого.

Отдельные теоретические и прикладные аспекты проблемного поля исследования свойств личности в структуре современных социальных изменений нашли отражение в работах М.К. Басковой, Т.Г. Любимовой,

C.С. Слепаковой, З.А. Корчагина. Заметный вклад в исследование проблем стимулирования и мотивации внесли В.Ф. Андриенко, Д.С. Адаме, П.Г. Бунич, Д.С. Васильев, В.М. Данюк, О.И. Золотухин, В.И. Клецкий, В.Н. Ковалёв, В.П. Кочикян, Е. Лоулер, Я.Я. Максимов, К.И. Микульский,

A. Маслоу, Д. Макгрегор, Т. Парсонс, Л.В. Портер, Л.С. Шаховская, Ф. Херцберг, Р.Б. Экелунд и др.

В целом же рассмотрение проблемы общих и частных свойств личности до недавнего времени проводилось лишь попутно, при решении иных социально-философских вопросов. Сразу отметим, что в наибольшей степени это касалось темы систематизации уровней сознания и структурирования форм общественной жизни. Такие подходы представлены работами А.В. Брушлинского, С.И. Барзилова, И.Г. Бжалава, Т.А. Васильевой, И.В. Журавлёвой, С.В. Иванова, В.А. Кобылянского, М.Ю. Кондратьева, И.С. Кона, А.И. Ковалёвой, В.В. Левченко,

B.Т. Лисовского, Н.А. Минкина, Б.Д. Парыгина, Ж.Т. Тощенко,

C.В. Харченко. Моральные аспекты индивидуальных свойств, раскрывающие внутренний мир человека, рассматриваются в трудах Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Титаренко А.И. Работы, посвященные анализу роли личности в системе социального конфликта опубликовали Ф.М. Бородкин, Е.А. Донченко, А.Г. Здравомыслов, Д.В. Калашников, Н.М. Коряк, Ю.Е. Растов, Р.А. Трофимов, С.Ф. Фролов, JI.H. Цой и др.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в составе свойств личности различных аспектов самосознания, самоорганизации и самоопределения человека, прежде всего, молодого, представлена в трудах А.П. Альгина, Е.Ф. Бажина, А.Н. Булкина, С.И. Григорьева, В.Н. Гришая, Е.М. Дубовской, А.Т. Вишневского, Н.П. Ищенко, Л.Н. Куликова, Р.Л. Кричевского, Д.А. Леонтьева, К.Г. Мяло, Р.В. Рыбкиной, Ю.А. Симагина, Е.Т. Соколовой, С.И. Сухонос, А.П. Федоровского, Д.С. Шимановского.

Социально ориентированные свойства личности, в свете этнических проблем современной России, определяются в работах А.К. Аклаева, Г.С. Денисовой, В.В. Коротеева, Г.И. Марченко, В.М. Межуева, Е.И. Степанова, Н.Г. Айдемирова, М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушева, Л.Л. Хоперской и др.

Как вполне обоснованное и актуальное, в рамках исследуемой темы, следует рассматривать обращение автора к трудам исследователей, раскрывающих свойства личности в их соотнесении с нормообразующими системами религиозных убеждений и верований. В этом ряду работы

A.Ф. Анисимова, Л.С. Васильева, Н.И. Жданова, А.А. Игнатенко, Ф.Н. Ильясова, Ю.А. Кимелева, А.А. Лебедева, С .Я. Лурье, И.С. Свеницкого,

B.Н. Топорова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова.

Таким образом, давно назрела необходимость в систематизации накопленных знаний и последовательном осмыслении перспектив для исследования общезначимых и индивидуальных свойств личности в соотношении их философской объективации и предметной предзаданности.

Цели и задачи диссертации определяются назревшей потребностью в социально-философском анализе наиболее значимых свойств личности современного человека на основе накопленного социально-исторического и культурного опыта. Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие философской теории личности за счет включения в нее проблематики статусно-ролевой стратификации, а с другой, разработку научно обоснованных вариантов социально-философского анализа и прогноза развития общества и социализации человека.

Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих основных задач исследования: обоснование средствами социально-философского анализа феноменологически определяемых параметров содержания и структурирования свойств личности, в их неразрывном единстве с процессами общественного развития, самоорганизации и межгрупповой коммуникации; уточнение методологических подходов в составе научного анализа количественных и качественных характеристик, норм и оценок творческого потенциала личности; определение мировоззренческих и методологических основ для решения проблемы соотношения индивидуальных и общественных факторов формирования свойств личности в динамике социальных изменений; исследование влияния механизма общественной самоорганизации на формирование индивидуальных и общественных свойств и ценностей; экспликация социально-философского содержания понятий «свойства личности» и «нормы социализации»; выявление сущностных характеристик современных социальных изменений, их предпосылок, места и роли личностных свойств и оценок в рамках социально-философских теорий; на основе полученных в процессе исследования результатов, определение состава норм социализации в структуре межличностной и межгрупповой коммуникации, на современном этапе развития российского общества.

Методологические основы исследования. Данное исследование опирается на общефилософскую теорию научного познания сложных социальных процессов. Человек является активным участником региональных и глобальных процессов социокультурной самоорганизации. Особенности социально-философского миропонимания требуют, при решении практических проблем формирования свойств личности, использовать методологические принципы системного подхода, синергетики и концепции глобального эволюционизма. В работе учтено единство исторического и логического анализа в общей системе принципов диалектики и закономерностей научной методологии.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: исследованы социально-философские закономерности структурирования нормативного пространства в системе свойств личности; осуществлен в общетеоретическом плане комплексный анализ факторов, детерминирующих свойства личности в структуре потенциала социальных ресурсов общества; выявлено соотношение причинной зависимости в сочетании свойств личности и интегральных характеристик информационно-коммуникативного пространства современного общества; обозначено проблемное поле инновационных подходов к исследованию функциональной специфики свойств личности современного человека; определены основные ценностные ориентации социализации личности в условиях современных социальных изменений; сопоставлены функциональный и экзистенциальный планы антропологического измерения свойств личности; раскрыта роль социально-философского прогнозирования в развитии нормативной базы наиболее значимых свойств личности. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социально-философские закономерности структурирования и системного обоснования свойств личности современного человека складываются под влиянием норм, правил и требований, обеспечивающих деятельность механизмов выработки и принятия управленческих решений в интересах гуманистических ориентаций общественного развития.

2. Комплексный философский подход к исследованию потенциала социальных ресурсов общества, связан с последовательным выявлением содержательной стороны любых действий субъекта, в соотнесении их с общезначимыми ценностями и перспективами социального развития.

3. Социокультурная обусловленность общезначимых и индивидуальных свойств личности определяет возможности для проведения углубленного научного анализа ведущих и вспомогательных характеристик информационно-коммуникативного пространства современного общества.

4. Философски определяемое содержание инновационных подходов к исследованию свойств личности обусловлено как потребностями общественной практики, так и интегральными характеристиками нормативного пространства сферы социализации в составе социокультурной рациональности приоритетов общественного развития.

5. Философский анализ проблемы социального поведения личности в условиях нетрадиционного общества актуализирует исследования, ориентированные на развитие гуманистического начала в человеке как антитезы доминирующего ныне технократизма и прагматизма.

6. Социально-философский дискурс норм социализации предопределяет основания для исследования социальной действительности на основе интерпретации нормативного пространства функциональной и экзистенциальной реальности индивидуального и общественного бытия.

7. Переходный характер современных социальных изменений, объективно складывающиеся условия жизни граждан конкретного общества, в интересах развития личности, требуют синтеза ряда идеалов постиндустриальной цивилизации и образцов технократического мышления с гуманистическими ценностями, национально-религиозными приоритетами и особенностями деятельности, адекватными запросам общества в целом.

Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и

11 выводы исследования способствуют дальнейшей разработке философских задач изучения свойств личности, на основе которых складываются представления о нормах социализации в современных условиях. Материалы диссертации открывают новые возможности в исследовании проблем социализации личности, как в общетеоретическом, так и в прикладном отношениях. Особое значение в этой связи имеет обращение автора к аксиологической проблематике. Содержание работы может найти применение в учебных программах по социальной философии, а также при разработке спецкурсов по философии личности и общества.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы по диссертационному исследованию представлены в трех публикациях, общим объемом 7,5 п.л. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Отдельные положения работы докладывались автором на методических совещаниях кафедры, региональных и межвузовских конференциях по научно-методологическим проблемам философского образования.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дьячков, Евгений Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексный философский подход к исследованию потенциала социальных ресурсов общества, связан с последовательным выявлением содержательной стороны деятельной активности субъекта. Роль культурно-познавательного фактора в решении современных проблем взаимодействия и управления обществом возрастает, и будет возрастать в будущем. Это объясняется рядом обстоятельств соотнесения феноменологии нетрадиционности с общезначимыми ценностями и перспективами социального развития. Философски определяемое содержание инновационных подходов к исследованию свойств личности, обусловлено интегральными характеристиками нормативного пространства сферы социализации для нетрадиционного общества. В диссертации установлено следующее.

Во-первых, социальные регуляторы общественной жизни, в связи с требованиями информационной революции, среди других (экономических, юридических, политических) приобретают все большую значимость.

Во-вторых, они становятся все в большей мере системообразующими, в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя, тем самым, зону своего воздействия.

В-третьих, доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта непрерывно возрастает, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главного ресурса - интеллектуального, частью которого является нормативно-управленческий ресурс.

Общество стоит сегодня перед острейшей проблемой, нарастающим противоречием: происходит накопление интеллектуального потенциала, увеличиваются возможности его использования в управленческой деятельности, однако уровень управления падает, мир переживает системный кризис управления, который угрожает социально-географической среде непредсказуемыми катастрофами, даже уничтожением всего живого. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Одной из самых актуальных сегодня является проблема раскрытия этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

Специфика нетрадиционности в России - наличие на ее территории множества региональных рынков труда со своими экономическими и социокультурными особенностями. Именно поэтому для России пока открыты отрицательные стороны рыночных отношений и закрыты положительные: интерес к здоровому предпринимательству, к управлению собственностью и производством. Владение собственностью, многообразие субъектов рынка, индивидуальный интерес к эффективному хозяйствованию, что объективно способствует развитию демократии, - главные, но слабо реализуемые, достоинства рынка.

Следует предположить, что нетрадиционным является каждое новое общество, по отношению к предыдущему. В частности, для России, диалектическая борьба двух тенденций - рыночной и внерыночной - в рамках достаточно развитых экономической и политической систем, является важнейшим средством прогресса общества. Критерий социальной полезности той или иной формы собственности, в том числе и частной, - не только в ее объеме, а, прежде всего, в ее экономической эффективности, ее полезной работе для большинства населения. Форма собственности определяется способом присвоения, а не непосредственным уровнем обобществления. К примеру, в нетрадиционном обществе, мелкие предприятия могут находиться и в общенародной собственности, а крупные, с высоким уровнем обобществления, - в частной. В цивилизованном обществе любая форма собственности, в том числе и частная, регулируется, контролируется государством и вводится в определенные рамки. В словесно-предметном определении основных свойств социальной деятельности, складывается социально ориентированное поле познания для истории, философии, биологии, культурологии, экономики и других наук. В современном социально-философском знании рациональные аспекты эпистемологии поведенческой нормативности требуют существенной корректировки и уточнения. На это указывает реальное мыслительное своеобразное познавательных установок в сфере исследования современных свойств и критериев социальной деятельности. Культурно-историческое своеобразие конкретной эпохи или общества подлежит углубленному анализу всякий раз, когда речь заходит о предконфликтном противостоянии значимых по своему содержанию идей. Собственную позицию имеют здесь представители феноменологии, экзистенциализма и персонализма. Однако, ключевые проблемы социального познания закладываются, по-нашему мнению, именно в эпистемологии. Так, в социальной деятельности, отношения знания к реальности требуют углубленного исследования уже потому, что социально-философские определения познавательного процесса невозможны без предварительного уточнения условий его истинности.

Для эпистемологии социальной нормативности личности, как правило, важны не все ее характеристики, а только такие, которые приводят к получению знания, описывающего реальное положение в распределении прав и обязанностей субъектов взаимодействия. Степень открытости информации и истинности получаемых знаний, указывают на возможности расширения познавательного поля в неопозитивизме, критическом рационализме, неореализме и др. Сциентизм смыслового определения социальной нормативности регламентируется аксиоматическими построениями философского знания по данной проблематике, четким смысловым и научно-познавательным распределением системы дефиниций, логической формализацией теоретического знания и результатов практических исследований.

В диссертации определены основные ценностные ориентации социализации личности в условиях современных социальных изменений. Исходя из этого, нормативно организованное поведение и управленческая культура, могут быть поняты и исследованы как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, социальных и организационных отношений на каждом конкретном этапе взаимодействия. Основное содержание механизма их формирования может быть представлено следующим образом:

• формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ и т.д.;

• развитие управленческих отношений;

• мотивация творческой деятельности в сфере управления;

• утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

• разработка и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

По отношению к нормативности, в управленческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Без современных знаний основ поведенческого моделирования нельзя реформировать общество, грамотно осуществлять государственное регулирование. Социальное нормативное управление - это достижение целей, задач общества, организации с помощью определенных методов, действий, направленных на получение конечного результата. Совершенно очевидно, что особое нормативное представительство начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень административного мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного социального взаимодействия.

Кризис сегодняшнего, нетрадиционного общества, прежде всего, объясняется отсутствием адекватных времени инновационных идей и задач управления, следовательно, и адекватных им методов решения.

В интеллектуальных системах управления и поведенческого моделирования организуются и взаимодействуют личности, которые выступают носителями интеллекта. К тому же, они постоянно совершенствуют свои интеллектуальные возможности, поэтому игнорировать интеллект как качество личности, не правомерно ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики организации управленческой деятельности. Необходимо помнить, что осуществляется организация не только средств, умения, навыков, способов взаимодействия и организационных структур, но и личностей. Важную роль здесь играет индивидуальная, групповая и коллективная рефлексия, посредством которой происходит осознание интеллектуальной культуры в качестве особого феномена.

Такое осознание выступает самосознанием личности, группы, коллектива. Оно является и составной частью нормативно ориентированного мировоззрения. С позиции своего мировоззрения, личность видит и понимает мир, в котором живет и действует, с этих же позиций и принимает решения. Поэтому, в рамках вопроса об управленческом пространстве нормативного регулирования, в работе рассмотрены отдельные аспекты самосознания личности. В работе сопоставлены функциональный и экзистенциальный планы антропологического измерения свойств личности. Доказано, что интеллектуальное самосознание формируется на основе не только личного опыта, но и достижений наук о познании мышления, оно является и составной частью интеллектуальной собственности. Важно подчеркнуть, что в интеллектуальном самосознании сочетается фактическое представление специалистов об управленческой деятельности и научные сведения о совершенствовании и развитии самой этой деятельности, используемых в ней средств и способов взаимодействия.

Однако, человеку нетрадиционного социума, необходимо обладать не только данным компонентом самосознания, но и развитой способностью к рефлексивному анализу и прогнозированию собственных интеллектуальных возможностей.

Благодаря социокультурной рефлексии, самосознание предстает живым инструментом самоорганизации личности. И это относится не только к умениям и навыкам, но и к вовлечению в поле своих возможностей новых методов, знаковых систем, вычислительных и измерительных средств, организационных структур и способов взаимодействия в системах управления любого типа. Для этого нужны модели, образцы нормативности, формируемые на основе достижений наук об интеллектуальной деятельности. Однако, модели могут оказаться недостаточными для эффективного развития и использования интеллекта специалиста. Кроме того, во взаимодействии с окружающими, человек должен обладать развитой интеллектуальной потребностью, уметь совершенствовать свои интеллектуальные возможности. Такая потребность должна формироваться в особым образом организованной социальной среде - начинаться с ранних этапов обучения и воспитываться в течение всей жизни. Все сказанное свидетельствует о необходимости управления развитием нормативного поведения. Смысл такого управления состоит в стимулировании и охране личностей, развивающих свои социально-поведенческие возможности. Это необходимо, прежде всего, потому, что интеллект стал национальным ресурсом.

Понимание проблем, выявление ведущих тенденций развития порождает и новые методы их решения. Они появляются в сфере управления и культуры, носят стратегический и тактический характер. Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социальной защиты населения, которые позволяют, еще в большей мере, социально ограничивать потенциал конфликтного противостояния. Предъявляются новые требования к развитию главного субъекта управления и взаимодействия людей - государству, которое вынуждено делегировать многие функции регулирования хозяйственной и культурной деятельности своим гражданам, территориям, производственным союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, последовательно укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые, все более активно, влияют на эффективное использование не только природных, но и социальных, управленческих и других ресурсов территорий. Они позволяют разгружать верхние этажи власти и управления от несвойственных им функций и дают возможность сосредоточиться на современных методах управления взаимодействием (стратегических, программно-целевых, информационно-аналитических и т.п.). Важно подчеркнуть, что эти последние функции управления перестают быть привилегией только центральной власти и становятся достоянием всех субъектов нетрадиционного общества (регионов, городов, местных сообществ). Они, в соответствии с требованиями управленческой прогностики, с ростом управленческой культуры менеджеров, становятся все в большей мере достоянием местных структур власти и управления. В обществе осуществляется ускоренный процесс освоения управленческой культуры, формируется концептуальное мышление снизу доверху. Программно-целевые и прогностические методы управления, проверенные жизнью, становятся нормой социокультурной деятельности на всех ее уровнях.

Принципы традиционализма и корпоративизма, по мере развития и утверждения новых форм собственности и управленческой культуры, становятся всеобщими, их действие распространяется на все уровни организации общественной жизни. Они постоянно вводятся в ранг государственной политики, с помощью которых государство и общество, во-первых, целенаправленно осуществляют меры всесторонней поддержки корпоративных начал, утверждение корпоративного образа жизни, во-вторых, сами вынуждены строить властные отношения с обществом на принципах корпоративизма, договора, делегирования прав и ресурсов территориям, социальным организациям. Это и есть процесс становления гражданского общества, которое, в свою очередь, позволяет изменить отношения между центральной и местной властью, обеспечить их сбалансированное взаимодействие на основе согласия и взаимоконтроля, включения многих субъектов собственности во властные отношения.

Установлено, что в условиях гражданского общества, появляются действенные механизмы общественного контроля за деятельностью центральной власти, за использованием социального капитала и культурного ресурса.

В работе исследованы социально-философские закономерности структурирования нормативного пространства в системе свойств личности. На этой основе и с помощью социальной феноменологической рефлексии, отрабатываются механизмы развития социально-культурного потенциала общества. Выявляются аспекты повышенной предрасположенности к самоорганизации. Обозначено проблемное поле инновационных подходов к исследованию функциональной специфики свойств личности современного человека.

Следует сказать, что социальный аспект личностного взаимодействия обретает свой современный облик под влиянием теории и практики корпоративизма, которые, в свою очередь, с развитием социального опыта, наполняются живыми механизмами реализации.

Таким образом, феноменологически обусловленные явления общественной жизни во многом совпадают (частично или полностью) по целям общественного развития.

Но главное их совпадение наблюдается не столько в целях, сколько в механизмах и технологиях их достижения. Поэтому можно считать, что корпоративизм и социальное взаимодействие в современных условиях общественного развития, способствуют оздоровлению хозяйственной жизни, социально-политических отношений. Их появление и развитие означают начало духовной стадии, возрождения самосознания каждого, расцвет творческих дарований многих. Находясь у истоков корпоративизма и социального менеджмента, возродив их принципы на современной основе, практическое обществознание получает благоприятные предпосылки для выхода из кризиса и накопления потенциала развития. В целом следует сказать, что еще предстоит создать современную теорию и практику российского социального менеджмента, построить его систему, научить менеджеров современным методам социального управления, мотивировать их к практическому использованию социальных инноваций.

Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы - техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная - взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

Таким образом, каждое звено, характеризующее уровень управления социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем, находящихся во взаимной связи и зависимости. Например, предприятия являются первичными звеньями в иерархии управления отраслями и регионами народного хозяйства. Они составляют часть структуры экономики и в то же время представляют собой основные звенья народного хозяйства, определяющие экономическую структуру современного общества.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Важное значение для определения сущностных характеристик личности в нетрадиционном обществе имеет социально-философский анализ бифуркационных механизмов изменения состояний, при которых малое случайное воздействие-флуктуация, приводит к существенным изменениям системы, находившейся перед этим в неустойчивом, критическом состоянии.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время, в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие социальной системы подчинены генеральной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние. В то же время, для традиционных, стабильных обществ, должно быть характерно стремление к активному противостоянию инновациям, не подкрепленным острой практической необходимостью.

Экспликация философского содержания понятий «свойства личности» и «нормы социализации», позволяет, пусть и внешне менее ярко, но не менее диалектично, упорядочить связь категорий индивидуальности и личности. Степень упорядоченности их проявляется на уровне самосознания. Самосознание выступает как высшая характеристика человека: сознание не только внешнего мира, но и самого себя, учет образа «я» при самоуправлении. Оно характеризуется универсальными психологическими механизмами: адекватной объективацией, самооценкой, саморегуляцией. Но в различных социальных условиях (имеется в виду история индивидуального жизненного пути и психического развития) разные человеческие индивидуальности по-разному проявляют и реализуют свое «я», порой занижая многие свои качества и даже абстрагируясь от них. Самосознание, тем самым, лишь частично выражает личность. При полноценном представлении человека о себе, самосознание фиксирует существенные качества его индивидуальности. При отсутствии полноценной репрезентации в самосознании эти индивидуально своеобразные и уникальные качества могут быть нереализованными.

Объективно правомерны случаи рассогласования между индивидуальностью и личностью, которые заметно выступают, к примеру, в ситуациях вхождения человека в формы усвоения принципиально нового общественного опыта, в стрессовых ситуациях социального производства и обмена. В этих случаях самосознание индивида, прежде всего, фиксирует утрату (определенную дисгармонию) целостной идентичности и, наоборот, наиболее рельефно высвечивает индивидуальные особенности, которые характерны для данного своеобразного человека. Человек теряет полноту социального содержания, в то время, как акцент на индивидуальной уникальности, дополнительно провоцирует этот процесс.

Следовательно, на уровне проблемы самосознания могут выступать как единство индивидуальности и личности, так и противоречие между ними. Самосознание способно выявить и подчеркнуть полную меру индивидуализации в социальном отношении личности, а, вместе с тем и их противопоставление. Социально-философский анализ проблем социального поведения личности в условиях нетрадиционного общества, актуализирует исследования, ориентированные на развитие гуманистического начала в человеке. Все это позволяет полнее раскрыть роль социально-философского прогнозирования в развитии нормативной базы исследования наиболее значимых свойств личности в условиях нетрадиционного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дьячков, Евгений Анатольевич, 2002 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации (диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1.века). - М.: Владос, 1994.

2. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. - №4.

3. Авалмани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси: 1989.

4. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 1990.- №4.

5. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1991.

6. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, Наука. Сиб. отделение, 1990.

7. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1987.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.

9. Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. - №2.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Просвещение, 1988.

11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Наука, 1970.

12. Антипов Г.С., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как ценностной системы. Новосибирск. 1988.

13. Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26, главы V. // Вопросы философии. 1998. - №11.

14. Арефьева Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познания. М.: Наука, 1974.

15. Аристотель. Соч. В трех т. Т. 1. М.: Политиздат, 1969.

16. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросы философии. 2000. - №2.

17. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979.

18. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. - 1990. - №5.

19. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. - №6.

20. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. - №7.

21. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. - №2.

22. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - №9.

23. Ахиезер А.С. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность, 1994. №1.

24. Баженов Л.Б. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философии. 1981. - №2.

25. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988.

26. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. - №6.

27. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 1989. - №1.

28. Барботько Л.М., Войтов В.А., Мирский Э.М. Тотальная идеология против тоталитарного государства// Вопросы философии. 200. - №11.

29. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

30. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.

31. Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии //

32. Вопросы психологии. 1989. - №3.

33. Белый А. Символизм как миропонимание // Сост., вступ. ст. и прим. JI.A. Сугай. М.: Республика, 1994.

34. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М.: Политиздат, 1990.

35. Бердяев Н.А. Душа России. Л.: Сказ, 1990.

36. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Республика, 1994.

37. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыта по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.

38. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1983.

39. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 200. - №5.

40. Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма // Вопросы философии.- 2000. №5.

41. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.

42. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1982.

43. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000.- №4.

44. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.

45. Борзых В.В. Моральная прогностика: методология, способы, проблемы. М: Знание, 1986.

46. Боровик B.C. Социальные механизмы взаимоотношения интересов и политической активности советской молодежи. М.: Политиздат, 1990.

47. Борязь В.Н. Молодежь. Методология проблемы исследования. Л.: Наука, 1973.

48. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000 - №4.

49. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

50. Бреховских С.М. Основы функциональной системологии материальных объектов. М.: Педагогика, 1986.

51. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Политиздат, 1982.

52. Бромлей Ю., По дольный Р. Человечество-это народы. М.: Мысль, 1990.

53. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1971.

54. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев: Наукова думка, 1984.

55. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

56. Булкин А.Н. Философская оценка социальной уверенности.- Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.

57. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998. - №8.

58. Васков А.Г. Человеческое измерение прогресса. М.: Наука, 1990.

59. Васюков B.JI, Фундаментальный труд ученого // Вопросы философии.- 2000 №1.

60. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М.: Политиздат, 1990.

61. Вебер М. Философия и социология религии // Работы по социологии религии и культуры. Вып. 1. - М.: Республика, 1991.

62. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. - №4.

63. Виндельбанд В. Философия культуры. М.: Мысль, 1994.

64. Витгенштейн JI. Лекции о религиозной вере (предисловие к публикации З.А. Сокулер) // Вопросы философии. 1998. - №5.

65. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Наука, 1986.

66. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. - №2.

67. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса // Вступ. Ст. и комент.

68. B.В. Сапова. М.: Респбулика, 1994.

69. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. - №2.

70. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000 - №6.

71. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. - №1.

72. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы философии. 1998. - №1.

73. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

74. Гегель Г.В. Наука логики. М.: Политиздат, 1970.

75. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2 / Пер. с нем.1. C.Петербург: Наука, 1994.

76. Гивишвили Г. В. О сверхсильном антропном принципе // Вопросы философии. 2000 - №2.

77. Гобозев И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Наука, 1987.

78. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: Пять избранных портретов. М.: Феникс, 1994.

79. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия.- М.: Мысль, 1982.

80. Горшков В.А. Общественность и подросток. Йошкар-Ола, 1971.

81. Горшков В.А., Фролов С.Ф. Методика проведения некоторых социальных исследований. Йошкар-Ола, 1968.

82. Гранин Ю.Д. Марксов проект общественного переустройства: философско-социологический конспект // Социологические исследования.- 1991.-№6.

83. Гречаный В.В. Об аксиологическом аспекте философии. Л.: Наука, 1973.

84. Гречаный В.В. Философско-методологическое значение ценностной проблематики. JL: Наука. 1976.

85. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. - №4.

86. Гулыга А.А. Кант. 3-е изд. М.: Соратник, 1994.

87. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. - №10.

88. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // В сб.: «Культурология XX века». Антология. М.: Наука, 1995.

89. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т.2 / Пер. с латин., Фр. - М.: Мысль, 1994.

90. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1974. - №2.

91. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. - №10.

92. До донов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Просвещение, 1978.

93. До донов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственные развития личности в наследии русских философов конца XIX-начала XX в. / Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. М.: 1994.

94. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Издательство МГУ, 1979.

95. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Мысль, 1967.

96. Дробницкий О.Г. Наука и ценности (состояние проблемы и ее постановка) // Философские науки. 1973. - №4.

97. Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук. 2000. - №1.

98. Дружинин В.В., Кокторов Д.С., Кокторов Н.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Знание, 1989.

99. Дубровиский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Просвещение, 1971.

100. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Семейная самоидентификация вкризисном обществе // Социальная идентификация. М.: Институт социологии РАН, 1993.

101. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. - №6.

102. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Мысль, 1965.

103. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.- М.: Республика, 1991.

104. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. 2000 - №3.

105. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977.

106. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. -№11.

107. Жеребин А.И. О прошлом и будущем одной иллюзии // Вопросы философии. 2000. - №10.

108. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

109. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. - №6.

110. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. - №1.

111. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Наука, 1986.

112. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Логос, 1995.

113. Зенкин А.А. Новый подход к анализу проблемы парадоксов // Вопросы философии. 2000. - №10.

114. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998.- №7.

115. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.

116. Иванов А.В. Запад-Россия-Восток (сравнительно-типологическийанализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). М.: Издательство МГУ, 1992.

117. Ивин А.А. Основная логика оценок. М.: Наука, 1970.

118. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Логос, 2000.

119. Иконникова С.Н. Молодежь. Социальный и социально-психологический анализ. Л.: Наука, 1974.

120. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека (социальный аспект). М.: Просвещение, 1972.

121. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М.: Просвещение, 1970.

122. Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии // Диалектика-теория познания: Историко-философские очерки. М.: Политиздат, 1964.

123. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. 2-е изд. - М.: Наука, 1984.

124. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Просвещение, 1994.

125. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Наука, 1991.

126. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. - №12.

127. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. 1998. - №12.

128. Ищенко Н.П. Социальное становление советской молодежи. Киев: Наукова думка 1989.

129. Каган М.С. Философская теория ценности. С. Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

130. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. - №4.

131. Кантор К. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. 1990. - №2.

132. Капаров Е.Г. Политическая культура молодежи. М.:1. Политиздат, 1986.

133. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и свобода // Вопросы философии. - 1998. - №4.

134. Каргалова М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. М.: Молодая гвардия, 1990.

135. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы философии. 2000. - №9.

136. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. -2000-№11.

137. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России // Вопрос философии. 2000. - №6.

138. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблемы «переоценки ценностей» // Проблемы ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966.

139. Климов Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопросы психологии. 1989. - №3.

140. Клягин B.C., Николаев В.И. Время и молодежь. Минск: Наука и техника, 1979.

141. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. - №4.

142. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

143. Коршунов A.M. Социальное признание, ценность и оценка // Философские науки. 1977. - № 6.

144. Косарева JI.M. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии. 1987. - № 8.

145. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. 3-е изд., Волгоград: Комитет по печати, 1996.

146. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Республика, 1991.

147. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. - № 12.

148. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. М.: Наука, 1975.

149. Кузнецова А.Я. Социально-биологические аспекты социализациимолодежи. Рига, 1977.

150. Кучуради И. Оценка, ценности и литература // Вопросы философии. -2000.-№10.

151. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - №6.

152. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. - № 9.

153. Ларошфуко Ф. Мемуары и максимы. М.: Политиздат, 1971.

154. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. - №6.

155. Лейбин В.Н., Новик И.Б. Критический анализ социально-философских предпосылок западной глобалистики // Элементы человеко-машинной системы моделирования процессов глобального развития. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1983.

156. Лекторский В.А., Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли // Вопросы философии. 1998. - №5.

157. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975.

158. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. - №3.

159. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.: Молодая гвардия, 1990.

160. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: ДЕЛО, 2000.

161. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1994.

162. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. / Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, А.А. Яковлеев. М.: Республика, 1994.

163. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

164. Макаров А.И. Боэций о значении определения и описания для понимания категорий // Вопросы философии. 2000. - №5.

165. Макаров А.И. Нравственные ценности отечественной культуры и цивилизации // Современная цивилизация и моральные ценности. М.: Просвещение, 1982.

166. Максименко С.Д. Проблема в возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. - №4.

167. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. 2000. - №12.

168. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Наука, 1990.

169. Маркович А. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989.- №9.

170. Маркс К., Энгельс Ф. // Пол. Соб. Соч. Т.Т. 2, 3, 6, 21, 22. - М.: Политиздат, 1965.

171. Маршакова-Шайкевич И.В. Анализ вклада России в развитие социальных и гуманитарных наук // Вопросы философии. 2000. - №8.

172. Маслов В.П. Томаш Масарик и роль личности в истории // Вопросы философии. 2000. №8.

173. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. - №1.

174. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Наука, 1972.

175. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.- Ставрополь: Издательство СГУ, 1995.

176. Медведев Н.П. Ценности и их роль в жизни общества. Ставрополь: Издательство СГУ, 1993.

177. Миголатьев А.А. О человеческих потребностях // Социально-политический журнал. 1998. - №6.

178. Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Наука, 1990.

179. Мильдон В.И. Миллениумы русский западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. 2000 - №7.

180. Миронов А.Ю. Историзм и теология // Вопросы философии. 2000. -№11.

181. Моисеев Н.Н. Философия истории и современность // Социально-политический журнал. 1993. - № 8.

182. Молодежь и демократизация современного общества: социологический анализ // Под ред. Щавеля С.А. Минск, 1990.

183. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Политиздат, 1989.

184. Соловьев Вл. Русская идея. В сб. «Русская идея». М.: Политиздат, 1992.

185. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по теории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991.

186. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Под ред., сост. И предисл. А.Ю. Согамонов: Пер. с английского М.: Политиздат, 1992.

187. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. - №10.

188. Степин B.C. Научное познание как опережающее отражение практики // Практика и познание. / Под ред. Д.П. Горького, А.А. Ветрова. М.: Наука, 1973.

189. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.

190. Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки. / Под общ. ред. Иудина А.А., Овсянникова А.А. М.: Молодая гвардия, 1990.

191. Тахо-Годи А.А. Два фрагмента из «Дополнений к «Диалектике мифа»» // Вопросы философии. 2000. - №3.

192. Теория организации: Учебник. / Под ред. В.Г. Алиева. М.: Луч, 1999.

193. Тиме Г.А. Пессимизм духа и оптимизм Абсолюта («Переживание» мысли Шопенгауэра и Гегеля в России XIX века) // Вопросы философии. 2000. - №7.

194. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.:1. Политиздат, 1976.

195. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Политиздат, 1991.

196. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: 1990.

197. Тоффлер О. Будущее труда. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М.: наука, 1986.

198. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JI.: Наука, 1960.

199. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Наука, 1968.

200. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прометей, 1990.

201. Уварова Е.Л. Молодежь и реальность современного мира. Харьков, 1990.

202. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Политиздат, 1985.

203. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Политиздат, 1973.

204. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Политиздат, 1966.

205. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Просвещение, 1990.

206. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Просвещение, 1985.

207. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.

208. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., переработанное и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

209. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - №4.

210. Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. - №5.

211. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. - М.: 1955.

212. Философия и ценностные формы сознания. М.: Политиздат, 1978.

213. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.

214. Фомина А.П. НТР и измерение ценностных ориентаций. Л.:1. Издательство ЛГУ, 1982.

215. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6.

216. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. - №4.

217. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979.

218. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М.: Наука, 1975.

219. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Республика, 1992.

220. Хамиков М.С. Общественное мнение студенчества: проблема общественно-политической активности. М.: Педагогика, 1988.

221. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.

222. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.

223. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. -Петрозаводск, 1984.

224. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1996.

225. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

226. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред) и др. М.: Политиздат, 1995.

227. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Издательство МГУ, 1992.

228. Швейцер А. Культура и этика. М.: Просвещение, 1973.

229. Шелер М. Избранные произведения. М.: Кентавр, 1994.

230. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1992.

231. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М.: Прометей, 1993.

232. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организации и метод развития коллективной мыследеятельности. // Нововведения в организациях. М.:1671. Политиздат, 1983.

233. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1977.

234. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. 2000. - №9.

235. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения ценностных ориентаций и наблюдаемого поведения. Тбилиси, 1970.

236. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994.

237. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

238. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Изд. Второе. М.: Политиздат, 1994.

239. Attitudes, conflict and social change // Ed. By R. King. New-York-London, 1972.

240. Dahrendorf R. Homo Soziologicus. Opladen, 1973.

241. Lapierre T. Social change. New-York, 1965.

242. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: Free press, 1957.

243. Social development and social change. New-York, 1980.

244. Toynbee A.D. A study of history. V. 1-12. 1934-1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.