Духовная основа социализации студенческой молодёжи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна

  • Каратеева, Наталия Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 190
Каратеева, Наталия Александровна. Духовная основа социализации студенческой молодёжи: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Екатеринбург. 2006. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна

Введение.

Глава 1. Теоретические и методологические основания исследования духовности в процессе социализации студенчества.

1.1. Социально-философский анализ феномена духовности.

1.2. Диалектика духовного и социального в становлении личности студента.

1.3. Типология и ценностно-нормативная основа процесса социализации.

Глава 2. Социализация студенчества как процесс его социокультурного 10 самоопределения.

2.1. Студенчество как особая социальная группа современного российского общества.

2.2. Характер и специфика социализации студенческой

Ф молодежи.

2.3. Восстановление социального института воспитания в условиях модернизации высшей школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная основа социализации студенческой молодёжи»

Актуальность темы исследования. Необходимость и своевременное обращение к проблеме социализации на современном переломном этапе развития российского общества, квалифицируемом как этап преобразований, трансформации, модернизации обусловлена рядом причин:

Феномен социализации до сих пор не получил должного социально-философского статуса. Недостаточно проясненными остаются социально-онтологические, субстанциональные основания социализации, её аксиологические предикаты, а самое главное, тот сущностный образ человека, который должен быть положен в содержание социализации;

Философский характер приобретают вопросы исследования самого способа социального воспроизводства новых поколений, вступающих в жизнь в иной системе социально-экономических, политических и духовно-идеологических отношений, соотношения идеального и реального, религиозного и светского, традиции и модернизации в процессе социализации. Философского осмысления требует воспитание как важнейший социальный институт общества, базовое ядро социализации.

В социально-философском ракурсе социализация должна быть рассмотрена как фундаментальный, универсальный и всеобщий способ социального воспроизводства взрослого, и особенно, молодого поколения, обеспечения преемственности, стабильности и гармонизации развития всей общественной системы. Социально-философские аспекты социализации наиболее полно и глубоко преломляются и проявляются в студенчестве как на специфическом социально-общностном, так и на личностном уровнях.

Сегодня, когда общество в современной России вслед за всей западной цивилизацией изнывает от ига бездуховности и пошлости, особенно остро встает вопрос о воспитании поколения молодых людей, которые будут строить наше будущее, на чьи плечи ляжет тяжелейший груз нерешенных проблем современности.

Возрастающая актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена особым местом и ролью молодежи и, в частности, студенчества как специфической социально-демографической группы в структуре общества. С учётом обучающихся в средних профессиональных образовательных учебных заведениях, которых правомерно считать по многим социальным позициям специфическим отрядом студенчества, его общая численность превышает 8,6 млн. чел. Это означает, что каждый 16-й человек в России - студент, тогда как в 1913 г. им был один из тысячи, в 1965 г.- каждый сотый, в 1990 г. - каждый пятидесятый. Всемирная студенческая «аудитория» превысила 100 млн. отметку и продолжает стремительно расти. Студенчество включено в бурную общественную жизнь современного мира, занимая в ней значительное место и играя всё более активную роль. Об этом свидетельствуют последние крупные волнения студентов во Франции в связи с принятием закона о первичной трудовой деятельности выпускников вузов. В современном взаимосвязанном мире имеется ряд общих черт проявления кризиса существующих структур и моделей социализации.

С начала 90-х годов после фактического упразднения государственных институтов воспитания, главным «просветителем» в стране стали средства массовой информации, особенно телевидение, с его всепроникающим воздействием бездуховности на сознание человека. Формирование духовного мира личности и душевного склада молодого человека происходит в условиях общественного кризиса, нарастания стихийного воздействия негативных социально-экономических, политико-правовых и социокультурных факторов, под влиянием его собственных, ничем не сдерживаемых влечений, инстинктов, страстей. Угрожающий масштаб приобрели различные формы наркотизации молодёжи, игромании, девиантного поведения, социально опасным становится отрыв от корней, традиций и духовных оснований бытия народа. Истоки кризиса очень глубоки и духовны в своей основе.

Современная Россия переживает невиданную трансформацию базовых социальных институтов, обусловленную изменением ментальности народа, его психологии, мировоззрения и социально-демографической структуры. Новая социальная дифференциация в обществе порождает нетрадиционный для России ценностный конфликт поколений, который затронул духовные, философские, мировоззренческие основы развития общества и человека, взгляды на экономику и материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача опыта и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В российском обществе налицо разрыв связи поколений, отражающий перелом исторического развития.

Методология материализма, доминирующая в философских исследованиях, привела к крайнему принижению значимости духовности в жизни человека, подмене на интеллектуальное и культурное начало, на информационное, технократическое в своей основе, мышление и восприятие окружающего мира. С наибольшей силой это проявилось в поколении современных молодых людей, оторванных от особого ценностно-мотивационного отношения к жизни своих предков дореволюционного уклада, связь с которыми их родителей и дедов еще была жива, что, несомненно, имело сильное влияние на менталитет русского народа советской эпохи. Нигилизм современности распространился не только на периоды социалистического переустройства общества, но и далее - в глубь веков нашей российской истории. Всё теперь ставится под сомнение, и взгляд нации обращен не вглубь себя, а на опыт других народов и культур. В этих условиях молодёжь наиболее дезориентирована в своем самосознании принадлежности к определённой культурной общности - великому русскому народу, и склонна слепо подражать Западу.

Очень важно на современном этапе развития общества обрести духовную доминанту общественного развития, преодолеть дух нигилизма, пассивности, конформизма и инфантильности, пробудить в умах и сердцах молодых людей стремление наиболее полно реализовать себя в общественной жизни не в узко утилитарных аспектах стремления к ценностям «красивой жизни»; подчинения маммоне и своим страстям, а в имманентной молодой душе потребности служения высшим идеалам, жажде подвига во имя ближних. Молодёжь наиболее динамична, подвержена внутренним противоречиям, болезням роста, но и наиболее чиста и восприимчива к доброму и святому, у юных наиболее выражена жажда идеала. Станет ли она реальной движущей силой в возрождении России, или останется на позициях конформизма и социальной апатии по принципу «после нас хоть потоп», зависит от того, найдем ли мы то зерно, что посеет в душах оптимизм, веру в будущее и стремление жить на благо своих ближних, своей семьи, своей Родины. Зерно это, на наш взгляд, кроется в духовных ценностях нашего народа, в его исторических предпочтениях, мировоззрении, менталитете в целом. Необходимо теоретически осмыслить направляющую роль духовно-ценностного начала в человеке, его определяющее значение в становлении личности студента и воспитании его социально-креативной, активной жизненной позиции, творческого интеллекта и самосовершенствования.

Ломка официальной идеологии строительства социализма и коммунизма создала ситуацию «всеядности» и плюрализма ценностей, не имеющих внутреннего единства. Это рождает в сознании путаницу и дезориентирует молодежь. Процесс деидеологизации привел к позиции нейтралитета по отношению к духовно-нравственным ценностям со стороны социальных институтов образования и воспитания. Такая нейтральность рождает у студентов нигилизм и релятивизм, снижает их социально-нравственную, позицию, сводит на нет патриотизм и чувство сопричастности своему народу и его судьбе. Нужно ли воспитание в вузе, чему воспитывать и как — отнюдь не отвлеченные философские, а жизненно важные, государственно-значимые и приоритетные вопросы для всего образовательного комплекса страны. Социальная безответственность, равнодушие и безнравственность молодых людей являются не только убыточными для экономики, но ставят под угрозу суверенитет страны и выживание нации.

Духовные ценности тесно связаны с религиозным воспитанием, т.к. сфера духа простирается в религиозное мировоззрение, наиболее адекватно и полно познаётся и понимается верующим сознанием. Социально-философское осмысление этих проблем нам представляется чрезвычайно актуально, поскольку особую идейную агрессию относительно учащейся молодежи проявляют представители тех конфессий, которые инородны традиционным вероисповеданиям народов России, они отрывают молодежь не только от исконных религий, но и от отечественной культуры, Родины, семьи.

Система образования и воспитания является главной направляющей и формирующей силой духовного и социально-экономического развития России. Её кризисное состояние требует философского осмысления и восстановления в законных правах духовно-ценностных основ социализации студенчества на опыте постижения человека в мировом философском наследии, и, что особенно важно, творческого богатства русской религиозно-философской мысли.

Состояние изученности проблемы. Проблемы социализации и жизненного самоопределения молодежи, её внутренних противоречий являются предметом внимания и исследований многих общественных наук: социологии, политологии, психологии, культурологии, педагогики, менеджмента. Накоплен большой материал, характеризующий положение и роль молодежи в российском обществе в условиях трансформации всех его систем, закономерности социализации, адаптации, особенности выбора ценностных ориентаций, влияние нового экономического порядка и политической ситуации на жизненное самоопределение молодого человека. Но, все же, большинство работ относится пока к советскому периоду. Явно недостаточно исследованы современные реалии процесса социализации в целом, в том числе и применительно к студенчеству.

Проблемами молодежи занимается целый ряд российских научно-исследовательских центров. В их числе следует назвать, в первую очередь, Институт молодежи (г.Москва), Институт человека РАН (г.Москва), Институт социологии РАН (г.Москва), Академию ювенологии (г.Санкт-Петербург). Весьма плодотворную разработку проблем социализации студенчества ведут региональные институты и образовательные центры, например, Институт социологии образования и молодежи УГТУ -УПИ (г.Екатеринбург), центры и лаборатории комплексных социологических исследований Московского,

Уральского, Омского, Ростовского-на-Дону, Касноярского и

Дальневосточного госуниверситетов.

Социализация личности тесно связана с проблемами человека, его сущности, развития и самосовершенствования, взаимоотношений человека с человеком, человека и общества, их взаимодействия, взаимовлияния с учетом конкретных исторических условий. К проблеме философского постижения тайны человека обращались многие выдающиеся мыслители с древности -начиная с Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина в схоластике и ренессансе, классике, и завершая философией современности. Особое место в этом ряду принадлежит русской религиозно-философской мысли XIX-XX вв.

В современной социально-философской и социологической литературе широко представлены различные стороны социализации молодежи. Рассмотрению молодежи как особой социально-демографической группы посвящены работы Н.Г.Багдасарьян, Л.А.Беляевой, Л.И.Бойко,

A.П.Ветошкина, В.В.Гаврилюк, М.Б.Глотова, Н.П.Дубинина, Т.И.Заславской, Ю.А.Зубок, А.И.Ковалевой, В.П.Леньшина, В.Т.Лисовского, А.А.Немцова, Г.В.Осипова, Н.С.Савкина, Н.А.Свиридова, С.И.Сергейчик, С.В.Скутневой. Объектом пристального внимания ученых является проблема личности, ее социального самоопределения. Исследование объективных факторов социального поведения и адаптации личности содержат работы Э.М.Андреева,

B.С.Барулина, Г.Х.Керимова, О.Н.Козловой, С.Э.Крапивенского,

A.В.Меренкова, В.С.Мерлина, А.В.Миронова, К.В.Рубчевского, С.В.Шефель. Смысложизненные вопросы в процессе социализации и самоопределения молодежи ставит в своих трудах С.Г.Спасибенко. И лишь в последнее время предметом пристального внимания учёных становится феномен духовности, определяется его сущность, место и роль в самоопределении личности. Духовность анализируется как целостное интегрально-синкретичное явление в работах А.П.Ветошкина, Т.К.Ильинич, В.М.Князева, С.Н.Кочерова, Т.В. Куликовой, А.М.Миняйло, А.И.Осипова, А.И.Половинкина,

B.В.Пронина, М.Руфат, И.А.Товкес, И.А.Треушниковой, В.А.Фортунатова, Л.Е.Шапошникова, Л.А.Шумихиной. Анализу различных путей формирования духовности в процессе образования посвящены публикации Н.В.Новиковой, А.А.Терентьева, М.М.Тоненковой, В.В.Трынкина, Л.А.Шестаковой, О.Н.Щепина. Ряд исследований посвящён выявлению субъектности студенческой молодежи в процессе ее социального самоопределения. Так В.М.Шнякина дает комплексное представление о соответствии реального положения современной российской молодежи ее месту и роли в системе общественных отношений.

Важную роль в социализации играют ценности и традиции культуры, интерес к философскому осмыслению которых значительно возрос. Об этом говорит ряд появившихся публикаций, посвящённых анализу сложившейся в массовом сознании современного российского общества ценностной дифференциации, проблемам формирования определенной системы взглядов и социокультурной стилизации личности, духовно-нравственных ценностей и динамике ценностных ориентаций в период социальной трансформации общества. Предметом исследования становится нестабильность (кризисность) социальной идентичности. В этом русле лежат работы С.Н.Волкова, В.В.Гаврилюк, Е.Н.Даниловой, И.Н.Ивановой, С.В.Климовой, А.А.Морозова, Н.Н.Седовой, Е.А.Скриптуновой, Л.Н.Столович, В.К.Трофимова,

Н.Л.Худяковой, Л.Н.Шабатуры, В.А.Ядова и других авторов.

Новейшие тенденции в социализации, связанные с влиянием факторов виртуализации и особенностей социализации в условиях деидеологизации и современной глобализации рассматривают Б.А.Воронович, В.П.Торукало, И.А.Щеглов.

Пристальное внимание к проблемам образования и воспитания в современной высшей школе проявляет значительный круг исследователей: Ю.Р.Вишневский, А.И.Галаган, С.З.Гончаров, Г.Е.Зборовский, Ю.Г.Круглов, А.С.Макарян, Н.А.Матвеева, А.В.Меренков, Е.В.Олесюк, О.Д.Прянишникова, Н.Д.Сорокина, М.В.Ушакова, Л.М.Федоряк. Всё больше появляется работ социологов, психологов и педагогов по проблемам девиантного поведения (А.Л.Арефьев, С.И.Билкей, Г.А.Журавлёва, В.И.Ковалев, Е.М.Щербакова).

Оценивая состояние изученности проблемы духовных основ социализации молодежи и студенчества, необходимо отметить, что в целом имеет место определенная разработанность проблемы социализации как силами зарубежных авторов (Р.Коллинз, Т.Парсонс, Н.Смелзер, Э.Г.Эриксон, Д.Г.Мид и других), так и в отечественной традиции. Однако остаются непрояснёнными методологические и теоретические основания исследования духовности в процессе социализации студенчества, диалектика духовного и социального в становлении личности студента. Требуются постоянные усилия по выявлению характера и специфики процессов современной социализации, исследованию механизма, содержания и форм осуществления социализации с методологических позиций отечественной метафизики.

К сожалению, методология русской религиозной философии остаётся пока исключительно в поле истории философии, крайне недостаточно применяется в социально-философском анализе современных общественных проблем, в том числе при исследовании духовной основы социализации студенческой молодёжи. Камнем преткновения при этом во многом остаётся сложность определения феномена духовности посредством только рациональных процедур. О значительном разбросе подходов и позиций по этой ключевой проблеме свидетельствуют работы: К.З.Акопяна, Г.С.Батищева,

B.Г.Богомякова, С.З.Гончарова, АЛ.Гуревич, Н.С.Злобина, В.В.Знакова, Н.Д.Зотова, А.Н.Книгина, В.М.Князева, В.И.Копалова, А.И.Лисина,

C.К.Ломакина, К.Н.Любутина, Б.В.Маркова, В.М.Межуева, Н.В.Мотрошиловой, Б.В.Орлова, А.П. Павлова, Ю.М. Петрова, Д.В.Пивоварова, В.Н.Сагатовского, Л.Г.Судеса, В.Н.Турченко, А.К.Уледова, Ю.М.Федорова, В.И.Филатова, С.С. Хоружего, Г.П.Худяковой, Г.Ф.Шафранова-Куцева, Л.А. Шумихиной, Н.К.Эйнгорн и других.

Целью диссертационного исследования является социально-философское осмысление феномена духовности как определяющей основы социализации студенческой молодёжи, образования, воспитания и социокультурного развития личности студента.

Объектом исследования выступает социализация студенческой молодёжи в философском измерении её сущностных сторон как системы и как процесса социокультурного самоопределения личности студента.

Предмет исследования заключается в характеристике феномена духовности как фундаментального основания социализации и определяющего начала воспитания студенческой молодёжи.

Поставленная цель диктует решение широкого круга задач исследования: осуществить социально-философский анализ феномена духовности; выявить диалектику духовного и социального в становлении личности; дать дефиницию категории «социализация», определить типологию и ценностно-нормативную основу процесса социализации студенческой молодёжи; охарактеризовать студенчество как социальную общность с позиций его субъектности в системе общественных отношений и его позитивной роли в современном российском обществе; раскрыть характер и особенности процесса социализации студенчества в основных сферах его жизнедеятельности в условиях системного кризиса современного российского общества;

- определить основные направления и формы восстановления и обновления социального института воспитания в современном российском вузе.

Методологической основой диссертационного исследования является системный анализ, исторический подход, с присущими им категориями и принципами, диалектический метод. Автор исходит из понимания и признания теоретического и практического первенства духовной жизни над внешней предметной материальностью и различными формами социальности общественной жизни. Методологические позиции, социально-философские основания, антропологический и предметно-аксиологический подход нашего исследования лежат в русле идеал-реализма, который является наиболее адекватным решению задач, поставленных в работе. На наш взгляд, идеал-реализм - это не одно из течений, не одна из школ в многообразии русской философской мысли. Это главное и ведущее направление всей русской духовной культуры, её вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении ключевых проблем нашего национального исторического своеобразия и призвания. Исходной методологической канвой нам послужили труды С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, кн. Е.Н. и С.Н. Трубецких, И.А.Ильина. Идеал-реализм И.А.Ильина обретает наиболее зрелую, системную и целостно-завершённую форму, которую можно кратко и ёмко выразить как философию совершенства.

Вместе с тем, в работе использовались в сочетании общностно-групповой и личностный подход социально-философского анализа, институциональный и феноменологический методы, а также интегральный подход, имеющие свою ценность в философском исследовании.

Научная новизна работы заключается в разработке концептуального положения о том, что православная духовность обеспечивает предельную устойчивость бытия личности студента и конкретизируется в основных положениях, содержащих элементы научной новизны и выносимых на защиту:

1. Обосновано и сформулировано положение о доминанте духовности в процессе (структуре, содержании и формах) социализации студенческой молодёжи. Духовность рассматривается в качестве фундаментального основания и определяющего фактора социализации молодёжи, как выход к высшим ценностным инстанциям конструирования и социального самоопределения личности, самостроительства человека в целом.

2. Сопоставлен и проанализирован феномен социализации в основных методологических парадигмах исследования и социальных практиках (социально-психологическая концепция; теория структурно-функционального анализа; социально-ролевая концепция; интеракционистское направление). Дано инвариантное определение социализации как духовно-социального феномена применительно к студенчеству в социально-экономическом, социально-образовательном, социально-профессиональном, социально-политическом и правовом, социально-поколенческом, социально-воспитательном аспектах его формирования и развития.

3. Студенчество определено в качестве особой социальной группы в структуре общества, специфичной по социально-профессиональному характеру его труда, по своему общественному статусу и положению, своеобразию потребностей, интересов и ценностных ориентаций, по социально-демографическим признакам, по социально-психологической общности и по другим социальным параметрам образа жизни.

4. Показан противоречивый характер и специфические особенности социализации студенчества, осуществлён философский анализ духовных и социальных сдвигов в процессе его становления в условиях модернизации (трансформации, переходности, преобразований) современного российского общества.

5. Осуществлена социально-философская реконструкция феномена духовности в русской философской традиции. Вскрыто соотношение религиозного и светского, традиционного и инновационного в образовании и воспитании студенческой молодежи.

6. Доказано центральное положение о том, что ядром социализации должно быть воспитание духовности как ведущего и определяющего начала процесса социализации в ее ценностно-целевых и смысложизненных духовно-нравственных координатах. Обоснованы и определены приоритетные направления и формы восстановления и обновления социального института воспитания в современном российском вузе.

Эмпирической базой исследования стали материалы государственной и ведомственной статистики; обобщённый анализ результатов исследований российских социологов, психологов, педагогов по изучаемой проблематике; рекомендации и выводы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по вопросам духовно-ценностных основ воспитания и образования молодежи; периодическая печать, художественные книги, историческая и духовная литература.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов социально-философского анализа для дальнейшего совершенствования и актуализации духовных начал образовательно-воспитательного комплекса российской высшей школы, в реальной практике деятельности институтов образования. Материалы исследования могут найти применение в практике воспитания и обучения различных типов образовательных учреждений, в курсах философии, культурологии и социологии и спецкурсах по теории и практике воспитательной работы.

Апробация работы и внедрение результатов диссертационного исследования в практику. Диссертационная работа выполнялась в качестве составной части задания Министерства образования РФ, определённого РГППУ на проведение научных исследований по целевой теме: «Философия совершенства как методологическая основа воспитания и развития духовности личности в гуманитарном образовании». Основные идеи и выводы настоящего исследования излагались в выступлениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, отражены в тринадцати публикациях и учебном пособии по философии для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Уральского института бизнеса. Основные положения и выводы диссертационного исследования легли в основу концепции воспитательной работы в Уральском институте бизнеса и в экономическом техникуме «Уральская школа бизнеса» (г.Екатеринбург).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Каратеева, Наталия Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе обосновывается и утверждается приоритет духовного воспроизводства социокультурного строя общественной жизни применительно к студенчеству на основе предметного обращения к методологии отечественной философии, систематизации, реконструкции и актуализации творческого наследия русской религиозно-философской мысли в её идеал-реалистическом направлении. На её основе может быть выстроена адекватная концепция диалектики духовного и социального в становлении, воспитании и развитии студенческой молодёжи.

Автор исходит из бытийственности, онтологической реальности духовности и её особой социализирующей роли. В своей субстанциональной основе и социально-исторической определённости духовность характеризует предстояние человека перед Совершенством высшими и предельными состояниями сознания, всеми внутренними силами и устремлениями личности, направленными на постижение и принятие смысложизненных принципов, мироотношенческих позиций, идеалообразующих и ценностно-целевых установок. Именно в таком качестве духовность рассматривается как базисное, определяющее, систематизирующее и направляющее начало всего социально-исторического процесса, культуротворения человека. Духовность, в конечном счёте, определяет и опосредует внешнюю, предметно-практическую деятельность, формы и институты социальных отношений, характер социализации на личностном и социально-общностном уровнях. Вне духовности процесс социализации обессмысливается, обездушивается, обезбоживается, становится нейтральным, механическим взаимодействием, тупиком человеческой сущности. Духовность выступает онтологическим законом развития социума и человека, а социальная практика - предметно-аксиологическим полем проявления самой духовности.

Разумное (истина), нравственное (добро), качественно-совершенное (красота) и любовь как их связующая нить и спасительная сила совпадают не только в принципе, но и практически в своём идеале и совершенстве нерасчленимы. Всестороннее и глубокое обоснование такого синтеза с различных исходных позиций мы находим в учении о духовной цельности личности И.В.Киреевского; в диалектике соборного и личного сознания в трактовке А.С.Хомякова; в концепции Всеединства и Богочеловечества В.С.Соловьёва; в объективации духа, обосновании свободы и творчества Н.А.Бердяева; в имманентной философии Н.О.Лосского; в «Этике преображенного Эроса» Б.П.Вышеславцева; в обосновании веры и конкретной метафизики духовного пути человека в работах «Смысл жизни» Е.Н.Трубецкого, «Духовные основы общества» С.Л.Франка, «Аксиомы религиозного опыта» И.А.Ильина и в трудах других отечественных мыслителей.

Высшие, объективно-значимые ценности (Бог, Истина, Любовь, Правда, Добро, Красота) формируют образ должного совершенства в качестве идеала, главной цели и смысла жизни человека и определяют содержание духовности. Личный дух как собственная свободная воля к совершенству, качеству, духовной цельности и целостности, нравственности, благородству, щедрости, милосердию и любви определяет вектор направленности личности, её потребности, способности к самоопределению и непосредственно влияет на поведение людей, наполняет содержательно все формы социальности в обществе. В таком понимании феномена духовности как ценностной основы бытия человека и общества, все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования, воспитания и в целом социализации студенчества могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление уровня духовности.

Православная духовность обеспечивает предельную устойчивость бытия личности студента на основе выхода к высшим ценностным инстанциям его социокультурного самоопределения и развития.

Сложный, непрерывный, внутренне противоречивый и целостный процесс социализации студенчества, духовно-практический в своей основе, имеет внешнюю, социально-эмпирическую сферу своего проявления и внутреннюю, духовно-сущностную сердцевину. В социально-философском ракурсе данная проблема исторически зафиксирована и осмыслена диссертантом в диалектике «внешнего» и «внутреннего» в природе человека, божественного и человеческого, соборного и личностного начал, духовно-социализирующего фактора общественных отношений, в особенности отношений собственности, роли традиции и модернизации в социализации студенчества.

По содержанию социализационного процесса следует вычленить познавательную, профессиональную, правовую, политическую, трудовую, экономическую, но, прежде всего, духовную социализацию, определяющую в целом вектор личностного развития.

Духовная грань социализации личности рассматривается автором как наиболее важная и сложная для её выявления и социально-философского анализа. В её основу положен ценностно-нормативный способ и механизм регуляции со стороны государства, общества, его институтов и гражданских структур и процесс личностно ориентированного развития студента в духовно-социальных формах интериоризации, индивидуации, субъектности. Типология процесса социализации в своих основных направлениях и формах определяется приоритетами ценностного самосознания и утверждения смысложизненного мироотношения, духовного возрастания и развития личности, воспитания способности и потребности к самовоспитанию. От сознания и самосознания студенчества, его самоидентификации и собственной социальной активности во многом зависит конечный результат социализации, чтобы студенчество как специфическое социальное образование не только потенциально, но и актуально «состоялось».

Студенчество следует считать социальной группой в структуре общества, особой по своим социально-демографическим признакам и социально-профессиональному характеру основных видов его трудовой деятельности, специфичной по своему общественному статусу и положению, по своеобразию потребностей, интересов и ценностных ориентаций, по социально-психологической общности и по другим социальным параметрам всего образа жизни. По своему социальному происхождению студенчество формируется из всех слоев, классов и социальных групп общества. Не входя непосредственно в их социальный состав, студенчество служит источником и резервом их пополнения. В то же время оно продолжает нести на себе социальный след и отпечаток тех классов, групп и слоев, выходцем из которых является.

Социальный состав студенчества становился всё более ассиметричным в социальной структуре общества уже в 80-е годы. Этот процесс нарастал в «перестроечный» период и стал доминирующим с началом рыночных преобразований. Преобладающими становятся социально дифференцирующие и социально селективные тенденции. Уже есть основание считать, что студенчество по своему социальному происхождению и составу формируется преимущественно из социальных слоёв, во многом адаптировавшихся к рыночным отношениям.

Для выравнивания социальных стартовых позиций и социальных перекосов на исходном пороге высшей школы исключительно важное фундаментальное и стратегическое значение имеет инициатива президента России В.В. Путина, выдвинутая на встрече с выпускниками-медалистами 20 июня 2005 г., о необходимости восстановления и введения в стране обязательного бесплатного 11-летнего полного среднего образования. В образовательном и социальном плане эта стратегическая линия направлена на подъем образовательного уровня всего народа, отвечает интересам молодёжи и всех слоёв общества в целом. И её следует воспринять и развить комплексом конкретных мер социального наполнения и человеческого измерения в модернизации высшего образования, решения неотложных и перспективных социальных проблем студенческой молодёжи.

Социализация студенчества проявляется в объективных характеристиках, выражающих степень реализации его академических, социально-профессиональных, социокультурных и других значимых для него интересов. В интересах студентов выражается их объективное и субъективное отношение к своему месту и роли в обществе, ко всей структуре общественных институтов, к системе социальных и духовных ценностей.

Ценностные ориентации и связанные с ними жизненные стратегии современного студенчества как одного из наиболее мобильных социальных слоев современного российского общества всё более смещаются к целям достижения успеха в жизни, понимаемого как материальное благополучие и соответствующее социальное положение. Высшее образование в мотивах его получения студентами рассматривается как инструментальная и утилитарно-практическая ценность, средство достижения определённых жизненных целей.

Анализ культурно-досуговой деятельности и свободного времени студентов вскрывает весьма тревожную тенденцию нарастания чисто потребительского, пассивного, нетрадиционного, индивидуалистического и чисто развлекательного времяпровождения, бездуховного и мало связанного по своей сути с интеллектуальным, художественно-эстетическим и физическим развитием, не требующим активного творчества.

В работе обоснованы и сформулированы рекомендации по обновлению гуманитарного образования, его совершенствованию и актуализации в координатах духовного наследия отечественной и мировой культуры, антропологических оснований и теории социализации личности. Проблемы методологии обоснования сущности и содержания гуманитарного образования, его духовного начала и ценностного фонда, соотношения в нём сакрального и светского, объёма и удельного веса в образовательно-профессиональной подготовке специалистов, обоснованного соотношения федерального, регионального и вузовского компонентов, соотношения отечественного материала и зарубежного опыта, программного обеспечения и создания собственного учебно-методического комплекса поставлены автором в ряд неотложных и решаемых не только теоретических, но и практических задач.

Воспитание и образование, в отличие от других сфер общественной жизни, целиком и полностью погружены в духовное, пронизаны духовным началом и в концентрированном виде выражают уровень духовности. Именно в формировании духовности зиждется сердцевина воспитательной работы со студентами.

Исходным основанием системы образования и воспитания личности служит субъектная характеристика применительно к её конкретному носителю на той или иной стадии социально-возрастного, социально-профессионального и в целом жизненного самоопределения. Субъектная характеристика личности студента, будущего молодого специалиста, развёрнута в целостности и органической совокупности необходимых свойств, способностей и качеств духовно-ценностного и смысложизненного самоопределения, профессионально-предметного наполнения, деятельного, коммуникативного, психолого-педагогического и социально-гуманитарного компонентов образования и воспитания. Это позволяет более предметно определяться в основных направлениях (видах) воспитания, которые выступают в роли своеобразных «рабочих полигонов» для её реализации.

Формирование духовности выступает определяющим и направляющим началом всего многогранного процесса социализации студенчества как на личностном, так и социально-общностном уровне. Требуется возобновление и восстановление стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания студенческой молодёжи. Проблема воспитания духовности должна быть поставлена и осмыслена на общегосударственном уровне в рамках восстановления и реконструкции содержания и форм воспитания как особого и важнейшего социального института общества. Результатом наших общих усилий в духовно-нравственном воспитании должен стать выпускник российского вуза, который являл бы собою духовно-нравственную личность, человека совести, чести и долга, творческую индивидуальность, добропорядочного семьянина и благочестивого воспитателя детей, профессионально и социально компетентного работника, достойного гражданина и патриота России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна, 2006 год

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.-М.: Российское библейское общество, 1999. 1371с.1.. Литература.

2. Азарова, Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодёжи Текст. // Педагогика. 2005. № 1. С. 27-32.

3. Актуальные проблемы современного гуманитарного образования Текст. : сб. науч. труд. / под. ред. К. П. Стожко. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.

4. Арефьев, А. Л. Поколение, которое теряет Россия Текст. / А. Л. Арефьев// Социологические исследования. 2002. № 8. С. 97-105.

5. Багдасарьян, Н. Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи Текст. / Н. Г. Багдасарьян, А. А.Немцов, Л. В. Кансузян // Социолог, исслед. 2003. №6.-С. 113-119.

6. Бачинин, В. А. О двух парадигмах социологического мышления Текст. / В. А. Бачинин//Социолог, исслед. 2004. № 8.-С. 123-130.

7. Бергар П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива Текст. : пер. с англ. / П. Бергар ; [под ред. Г.С.Батыгина] / ;-М.: 1996.

8. Бердяев, Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения Текст. / Н. А. Бердяев, сост. и послесл. В. Г. Безносова ; СПб.: РХГИ, 1996. -384 с.

9. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев -М.: Республика, 1994.-480с.

10. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство кесаря Текст. / Н. А. Бердяев -М.: 1995.

11. Ю.Богоявленский, Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы Текст. / Д. Д. Богоявленский // Социолог, исслед. 2002. № 5. С.76-80.

12. Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийар М.: 2000. -С.310-313.

13. Бойко, Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества Текст. / Л. И. Бойко // Социолог, исслед. 2002. № 3. -С.78-83.

14. Большой энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова Изд. 2-е -М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1997. -1434 с.

15. Вербицкая, Л. А. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения Текст. Л. А. Вербицкая, В. Б. Касевич // Вопросы образования. 2004. №4. С. 10-22.

16. Ветошкин, А. П. Культурное возрождение Текст. / А. П. Ветошкин // Проф. образование. 1998. №2.-С.12-14.

17. Ветошкин, А. П. Место и роль студенчества в развитии социалистического общества Текст. / А. П. Ветошкин. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. -208 с.

18. Ветошкин, А. П. Социально-философский феномен труда Текст. /А. П. Ветошкин, К. П. Стожко.// Философия экономики Екатеринбург: 2001. - С. 135- 191

19. Вехи: сб. статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк. -Репринт, изд-е 1909 г.-М.: Изд-во «Новости»(АПН), 1990.-216 с.

20. Вишневский, Ю. Р. Социальный облик студенчества 90-х годов Текст. / Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина // Социологические исследования. 1997. № 10. -С.56-69.

21. Воронович, Б. А. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции Текст. / Б. А. Воронович, В. П. Торукало// Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С.175-185.

22. Воспитание духовности: ценности и традиции Текст. : Доклады и тезисы Второй Всерос. конференции. г.Екатеринбург, 15 апреля 1999 года-Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 468 с.

23. Востриков, С. В. Штрихи к нашему социопсихологическому «автопортрету» Текст. / С. В. Востриков // Социологические исследования. 2004. № 10. -С.72-79.

24. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса Текст. / Б. П. Вышеславцев // Вступ. ст., сост. и коммент. В.В.Сапова. М.: Республика, 1994. - 368 с. - (Б-ка этической мысли).

25. Гаврилюк В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации Текст. / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. № 5.

26. Галицкая, И. А. Новые религиозные культы и школа Текст. / И.А. Галицкая, И. В. Метлик.-М.: 2001.

27. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики Текст. / Г.В.Ф. Гегель. -М.:Мысль, 1970. Т. 1.

28. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет Текст. : в 2-х т. / Г.В.Ф. Гегель. -М.:1970. Т.1.

29. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа Текст . / Г.В.Ф. Гегель. Спб.: «Наука. СПб. Отделение», 1992.-443 с.

30. Гегель, Г.В.Ф. Философия права Текст. / Г.В.Ф. Гегель.

31. Глотов, М. Б. Поколение как категория социологии Текст. / М.Б. Глотов // Социологические исследования. 2004. № 10. С.42-49.

32. Гоголь Н. В. Духовная проза Текст. / Н. В. Гоголь; сост., вступ. статья и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.-568 с.

33. Гончаров, С. 3. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение Текст. / С. 3. Гончаров // Образование и наука. Известия УрОРАН. 2004. № 2. -С.3-18.

34. Гончаров, С. 3. Философия совершенства как ценностная основа воспитания духовности личности в российском гуманитарном образовании Текст. / С.З.

35. Гончаров // Русский экономический вестник. Материалы II Всероссийских научно-богословских чтений, посвященных творчеству И.А.Ильина «Духовное наследие И.А.Ильина в судьбе России».-Екатеринбург: Уральский институт бизнеса, 2004. С.79 -101.- Вып. 3

36. Дайновский, А.Б. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность Текст. / А.Б. Дайновский -М.: 1976.

37. Данилова, Е.Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ Текст. / Е.Н. Данилова, В.А. Ядов. // Социологические исследования. 2004. № 10. С.27-41.

38. Днепров, Э.Д. Национальный проект и реальный объект Текст. / Э.Д. Днепров // Сов. Россия.- 2005. 15 дек.-С.2.

39. Дорофеева, З.Е. Игрушка в жизни студента Текст. / З.Е. Дорофеева, Ю.В. Сазонова. // Социологические исследования. 2002. № 6.-С.143-146.

40. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы Текст. / Ф. М. Достоевский// Собр. соч. в 12 т. М.: Изд-во «Правда», 1982. - 623 с. T.l 1.

41. Духовное возрождение России Текст. // Материалы Всероссийской научно-практич. Конф в 3 кн.- Омск; 1994.

42. Духовность русской культуры Текст. // Материалы Всерос. научно-практ. конференции.-Омск: 1994.

43. Духовность, художественное творчество, нравственность Текст.: материалы «круглого стола» // Вопросы философии .1996. № 2.

44. Духовный мир личности: становление и развитие Текст. // Межвуз. сб. науч. трудов-Н.Новгород.: Изд-во НГПУ, 1998.- 214 с.

45. Ежов, С.А. Социализация молодежи: проблемы управления Текст. / С.А. Ежов. // Молодежь в условиях социально-экономических реформ / науч. ред.

46. B.Т.Лисовский. СПб.; 1995.-С. 119-120.

47. Ельчанинов, А.В. Записи Текст. / А.В. Ельчанинов М.: Сов.Россия,1992.-208с.

48. Епископ, Александр (Семёнов-Тян-Шанский) Православный катехизис Текст./ Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)- Киев: Пролог, 2003. -200 с.

49. Ермишин, О.Т. О двух концепциях русской философии Текст. / О.Т. Ермишин // Философские науки. 2004. № 2.

50. Зеньковский, В.В. История русской философии Текст. / В. В. Зеньковский. -JL: «Эго», 1991.-221 с. Т.1.Ч. 1.

51. Зборовский, Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда Текст. / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2003. № 8.1. C. 99-106.

52. Зинченко, В. П. Размышление о душе и ее воспитании (час души) Текст. / В.П. Зинченко //Вопросы философии. 2002. № 2.

53. Зубок, Ю.А. Риск в социальном развитии молодёжи Текст. / Ю.А. Зубок //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. -С. 147-162.

54. Иванова, И. Н. О социокультурной стилизации личности Текст. / И. Н. Иванова// Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6,- С. 176-187.

55. Игнатия, монахиня Святитель Игнатий Богоносец Российский Текст. / Игнатия - М.: Москов. Подворье Свято -Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. -272 с. - (Б-ка журнала «Альфа и Омега»).

56. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта: исследование в 2 т. Текст. / И. А. Ильин; Сост и коммент. Ю. Т.Лисицы; худож. Л. Ф.Шканов -М.: Русская книга, 2002.- 608с. Т. 1. (собрание сочинений)

57. Ильин, И. А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований Текст. / И. А. Ильин //Собр. соч. в Ют. / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы М.: Русская книга, 1998. Т. 8.

58. Ильин, И. А. Наши задачи Текст. / И. А. Ильин. // Собр. соч. в 10 т. Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы /И.А.Ильин М.: Русская книга, 1993. -496 с.Т. 2 Кн. 1.

59. Ильин, И. А. Наши задачи Текст. / И. А. Ильин. Собр. // соч. в 10 т. Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы М.: Русская книга, 1993. - 480 с. Т. 2 Кн.2

60. Ильин, И. А. Путь духовного обновления Текст. / И. А. Ильин. // Собр. соч. в 10 т. Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы М.: Русская книга, 1996. -С.39-280. Т. 1

61. Ильин, И.А. Основы христианской культуры Текст. / И.А. Ильин. // Собр. соч. в 10 т. Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы М.: Русская книга, 1996. - С.285-329. Т. 1

62. Ильин, И. А. Кризис безбожия Текст. / И. А. Ильин. // Собр. соч. в 10 т. Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы М.: Русская книга, 1996. - С.ЗЗЗ-345. Т. 1

63. Ильин, И. А. О частной собственности // Русская философия собственности XVIII-XX вв Текст. / И.А. Ильин СПб.: 1993

64. Ильин, И. А. Путь к очевидности Текст. // Собр. соч. в 10 т. Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы/-М.: Республика, 1994. С.383-561. Т. 3

65. Ильин, И. А. Творческая идея нашего будущего Текст. // Собр. соч. в 10 т. Сост., вступ. Ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы/И.А.Ильин М.: Русская книга, 1998.-С. 453-573. Т. 7

66. Ильинский, И. Образовательная революция Текст. / И. Ильинский. М.:изд-во Москов. гуманит.-соц. академии. 2002.

67. Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. СПб.: Изд-во «Тайм-Аут», 1993.-476 с.

68. Кареев, Н.И. Мысли об основах нравственности./ Смысл жизни в русской философии Текст. / Н.И. Кареев. -СПб., 1995

69. Карпов А. Молодёжь в науке Текст. / А. Карпов // Высш. образование в России. 2005. №5. С.46-52.

70. Киреевский, И. В. Полное собрание сочинений: в 2 т Текст. / И.В. Киреевский М., 1911. Т. 1

71. Киреевский, И.В. Разум на пути к истине: философские статьи, публицистика, письма Текст. / И.В. Киреевский. -М.: Правило веры, 2002. -662 с.

72. Князев, В.М. Метафизика духа в русской религиозной философии конца XIX- начала XX века Текст. / В.М.Князев-Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 1998.- 162 с.

73. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория Текст. / А.И. Ковалёва // Социолог, исслед. -2003. № 1. С.109-115.

74. Козлова, О. Н. Личность граница и безграничность социального Текст. / О.Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. - 2003. №4.- С.81-97.

75. Козлова, О.Н. Социализация в поле безнадёжности и за его пределами Текст. / О.Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2. -С. 126 -139.

76. Кон И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон -М.; 1967.

77. Крапивенский, С. Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции Текст. /С.Э. Крапивенский, Э. Фельдман // Философия и общество. 2004. № 2. С.24-46.

78. Краткий словарь по социологии Текст. / под общ. ред. Д.М.Гвишиани, И.И.Лапина.-М.; 1988.

79. Кронштадтский, И. Христианская философия: Избранные работы Текст. / Иоанн Кронштадтский -М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2004. -704с.

80. Крухмалёв, А. Е. Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («Круглый стол») Текст./ А. Е. Крухмалёв, Н. К. Поздняков// Социологические исследования. 2005. № 4. С.86-93.

81. Кукин, А. Б. Гуманитарное образование в становлении личности молодого работника Текст. : Автореф. канд. филос. Наук Омск, 1996 -22 с.

82. Культуры в диалоге: Грани духовности. 4.1: Дух пастырь человека: Альманах Текст. / Под. Ред. А.С. Гагарина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1994.-244 с. (Человек. Культура. Философия; Вып.2).

83. Культуры в диалоге: Грани духовности. Ч. 2.: Социальные грани духовного: Альманах Текст. / Под. Ред. А. С. Гагарина. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1994. - 156 с. (Человек. Культура. Философия; Вып. 2).

84. Леньшин, В. П. Методологические подходы к исследованию молодежи Текст. // Философия и общество. 2004. № 3. С. 80-91.

85. Лествица, взводящая на Небо Преподобного Иоанна Лествичника, Игумена монахов Синайской горы Текст. -М.: Изд-во «Лествица», 1997. 671 с.

86. Лисаускене, М. Новое поколение российского студенчества Текст./ М. Лисаускене //Высш. образование в России. 2005. № 10. С.41-47.

87. Лисовский, В. Т.Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие Текст. / В. Т. Лисовский-СПб.:СП6ГУП, 2000.

88. Лисовский, А. В. В поисках идеала. Диалог поколений Текст. / А.В. Лисовский, В.Т. Лисовский. -Мурманск, 1994.

89. Лопатин, Л. М. Настоящее и будущее философии Текст. / Л. М. Лопатин //Филос. характеристики и речи.-М.: ИЦ «Academia», 1995. 328 с.

90. Лосский, Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм Текст. / Н.О. Лосский М.: Издат. Группа «Прогресс- Via», 1992. - 208 с.

91. Лосский, Н. О. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский М.: Издат. Группа «Прогресс - Via», 1994. - 460 с.

92. Маркс, К. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс -Т.20

93. Марцева, Л.М. Социально-философский аспект категории «труд» Текст. / Л.М. Марцева. //Труд в контексте российской цивилизации. Омск: 2002. С. 17-49.

94. Матвеева, Н. Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии. Текст . / Н.Ю. Матвеева// Социологические исследования 2004. № 1.

95. Менчиков, Г.П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность. Текст. / Г. П. Менчиков // Филос. науки. 2000. № 3.

96. Мониторинг мнений специалистов, педагогической общественности о проблемах разработки стандартов высшего педагогического образования нового поколения Текст. -М.: МГПУ, 2004. 54 с.

97. Мчедлов, М. П. О социальном портрете современного верующего Текст. / М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Социологические исследования, 2002. №7. С. 68-77.

98. Мягков, В. А. Трудовое обучение как средство развития духовности. Текст. /В.А. Мягков // Школа духовности. 2002. № 3.

99. Наука философия - религия: в поисках общего знаменателя Текст. : Сборник / Под ред. чл.-кор.РАН П.П.Гайденко, д.ф.н. В.Н.Катасонова.- М.: РАН И философии, 2003.

100. Новейший философский словарь. Текст. ; Изд 3-е. -Минск: Книжный Дом. 2003. 1280с.

101. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие) Текст. / А. И. Осипов М.: Даниловский благовестник. - 1997. -336 с.

102. Пестов, Н. Е. Современная практика православного благочестия.в 2 т. Текст. / Н. Е. Пестров М.: Изд-во «Православного братства святого апостола Иоанна Богослова», 2004. Т.1. - 733 с.

103. Пестов, Н. Е. Современная практика православного благочестия.в 2 т. Текст. / Н. Е. Пестров М.: Изд-во «Православного братства святого апостола Иоанна Богослова», 2004. Т.2. - 749 с.

104. Петько, А. А. Проблема общественного идеала в современной России Текст. / А.А. Петько// Русский экономический вестник. Екатеринбург: УрИБ, 2001. Вып. 1. - С.191-197.

105. Писманик, М.Г. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие Текст. / М. Г. Писманик, В. А. Бурко, С. С. Жуланов // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 139-146.

106. Поликанова, Е. П. Социализация личности Текст. / Е.П. Поликанова // Философия и общество. 2003. №2. - С.84-106.

107. Половинкин, А. И. Обретение высшего творчества путь возрождения России: Научно-духовный очерк. Текст. / А. И. Половинкин - Волгоград: РПК «Политехник», 2002.

108. Половинкин, А. И. Православная духовная культура. Текст. / А.И. Половинкин М., 2003.

109. Половинкин, А. И. Православная семья: советы вступающему и живущему в браке. Текст. / А. И. Половинкин Екатеринбург: Изд-е Уральского института бизнеса, 2005. - 320 с.

110. Полынский, В. Дети казнят себя за грехи наши. Текст. / В. Полынский //Русский дом. 2004. № 9.

111. Попов, М. Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске идеологии консолидации Текст. / М. Ю. Попов // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 63-78.

112. Попов, В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России Текст. : Автореф. дис. д-ра социолог, наук.- Екатеринбург, 1997.- 48с.

113. Проблема человека в западной философии: Переводы.Текст. /Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988 - 552 с.

114. Проблемы воспитательной работы со студентами вузов Текст. // Тезисы докладов научно-практич. конф. Екатеринбург, 1996.

115. Проблемы модернизации высшего экономического образования в России: Материалы Всероссийской научно-практич. Конф. (с международным участием) Текст. Екатеринбург, 4-5 дек. 2003 г. Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2003.-425 с.

116. Проскурин, С. А. Глобализация: хорошо забытое старое?! Текст. // Школа духовности. 2002.№ 2.

117. Резаев, А. В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии Текст. / А. В. Резаев СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та; Иваново; Изд. «Полинформ», 1993.-212с.

118. Религиозна ли наша молодёжь? Текст. //Православная Москва.- 2000. № 8.

119. Ременников, Б. М. Высшая школа в системе воспроизводства рабочей силы Текст. / Б. М. Ременников М.: 1973.

120. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции Текст. М.: Изд.Рос. открытого ун-та, 1995.

121. Российский статистический ежегодник: 2003 Текст.: Стат.сборник / Госкомстат России.- М., 2003.

122. Россия в поисках национальной стратегии развития: Материалы Всероссийской научной конференции. Текст. ; Екатеринбург, Каменск-Уральский. 24 апр. 2003 г. УрО РАН, 2003. 384 с.

123. Рубин Б. Студент глазами социолога Текст. / Б. Рубин, Д. Колесников -Ростов н/Д, 1968.

124. Рубина, JI. Я. Советское студенчество. Социологический очерк Текст. / JL Я. Рубина -М.: 1981.

125. Рубинштейн, С. J1. Эмоции : Психология эмоций. Тексты Текст. / С. JL Рубинштейн -М: Изд-во МГУ, 1993.

126. Рубчевский, К. В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация/ Текст.//Обществ. науки и современность. 2003. №3. С.147-151.

127. Рубчевский, К.В. Социализация в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис.д-ра филос. наук.- Красноярск, 2003.40 с.

128. Русская философия: словарь Текст. / Под общ. ред. М. А. Маслина. -М.: Республика, 1995.-655 с.

129. Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений Текст. -М.: РПЦ Отдел религиозного образования и катехизации, 2003. 383 с.

130. Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры Текст. /Св. Иоанн Дамаскин -М.: «Лодья», 1998.-465 с.

131. Свиридов, Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи Текст./ Н.А. Свиридов // Социологические исследования 2002. № 1. С.90-95.

132. Серова, Н. В. Современные концепции смысла жизни Текст. / Н.В. Серова // Философия без границ: в 2 ч.-М., 2001. 4.2

133. Седова, Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность Текст. / Н.Н. Седова // Социологические исследования. 2004. № 8.

134. Сергейчик, С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи Текст. / С.И. Сергейчик// Социологические исследования. 2002. №5. С.107-111.

135. Скутнева, С.В. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодёжи Текст. / С.В. Скутнева // Социолог, исслед. 2003. № 11.- С.73-79.

136. Смелзер, Н. Социология Текст.: Пер. с англ./ Науч. ред. В.А.Ядов -М., 1994.

137. Соколов, А.В. Интеллектуально-этические идеалы современного студенчества Текст. / А.В. Соколов // Педагогика. 2005. № 6. С.64-71.

138. Соколов, А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества Текст. / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социолог, исслед. 2002. № 1.

139. Соколов, А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества Текст. / А. В. Соколов // Социологические исследования. -2005. № 9. С.91-97.

140. Соловьёв, В. С. Оправдание добра.//Русская философия собственности XVIII-XX вв. Текст. / В. С. Соловьёв -СПб., 1993.

141. Соловьёв, В. С. Чтения о Богочеловечестве Текст. / B.C. Соловьёв. -М.: «Изд-во ACT», 2004. 251с. (5) с. - (Философия. Психология.)

142. Сорокина, Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов Текст. / Н.Д. Сорокина // Социологические исследования 2003. № 10. - С.55-61.

143. Сотченков, В. А. Христианство в системе ценностей общества Текст. / В.А. Сотченков // Религия в современном обществе: сб. статей.-М.: Изд-во РГТЭУ, 2003.-С.82-86.

144. Социология молодёжи Текст. / Под.ред. проф. В. Т. Лисовского СПб.: Изд-во СПб-го ун-та, 1996. - 460 с.

145. СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. Текст./ Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А.Ф.Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.

146. Спасибенко, С. Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека Текст. / С. Г. Спасибенко / Социально-гуманитарные знания.- 2004. № 4. С.59-79

147. Спасибенко, С. Г. Социализация человека Текст. / С.Г. Спасибенко //Социально-гуманитарные знания.- 2002. № 5. -С. 101-122

148. Спасибенко, С. Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека Текст. / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2002.-№2. -С. 109

149. Столович, Л. Н. Об общечеловеческих ценностях Текст./ Л.Н. Столович// Вопросы философии. 2004. № 7.

150. Сумерки богов Текст. / Ницше Ф., [и др.] М.:1989.

151. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце Текст. / В. А. Сухомлинский -М.: «Молодая гвардия», 1980.

152. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского Текст. / Схиархимандрит Иоанн (Маслов)- М.: Самшит-издат, 2003.-1199 с.

153. Теоретическая социология: антология Текст. : в 2 ч. Пер. с англ./ Под общ. Ред. С.П.Баньковской-М., 2002. Ч. 1

154. Токарева, С. Б. Методологические основания анализа духовности Текст. / С.Б. Токарева // Философия и общество.- 2005. № 2. С.80-100.

155. Трубецкой, Е. Н. Избранные произведения. Текст. / Е. Н. Трубецкой-Ростов н /Д: «Феникс», 1998. 512 е.- Серия «Выдающиеся мыслители»

156. Трубецкой, С. Н. Сочинения Текст. / С. Н. Трубецкой -М.: 1994.

157. Трубецкой, С. Н. Учение о Логосе в его истории: философско-историческое исследование Текст. / С. Н. Трубецкой -М.: «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2000. -656 с. (серия «Религиозная философия.).

158. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды Текст. / В. П. Тугаринов /Отв.ред А.О.Бороноев.-Л., 1988.

159. Уледов, А. К. Структура общественного сознания Текст. / А. К. Уледов -М.: Мысль, 1969.

160. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово: Текст. // Избр. пед. соч. / К. Д. Ушинский М., 1945.

161. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений Текст. / К.Д. Ушинский М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 8.

162. Философский словарь. 6-е изд., / Под ред. И. Т.Фролова, перераб. и дополн.-М., 1991.

163. Флоренский, П. А. Общечеловеческие корни идеализма Текст. / П.А. Флоренский // Символ, 1984. №11.

164. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника Текст. /Отв.ред Т.М.Мальковская. -М., 1985.

165. Форсова, В.В. О религиозных корнях толерантности Текст. / В.В. Форсова // Социологические исследования. 2004. № 1.

166. Франк, С. Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию Текст. / С. Л. Франк -М.,1992

167. Франк, С. Л. Непостижимое: Сочинения Текст. / С. Л. Франк -М.: Изд-во «Правда», 1990.

168. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека Текст. / С. Л. Франк -Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. 992 с. - (Классическая филоософская мысль).

169. Франк, С. Л. Свет во тьме Текст. / С. Л. Франк М: Изд-во «Факториал», 1998. -256 с.

170. Франк, С. Л. С нами Бог Текст. / С. Л. Франк; сост. и предисл. А. С. Филоненко М.: «Изд-во ACT», 2003. -750с.

171. Франк, С. Л. Сочинения Текст. / С. Л. Франк -М.: Изд-во «Правда», 1990. -607 с.

172. Философия образования: состояние и перспективы : материалы «круглого стола» Текст. // Вопросы философии. 1995. №11.

173. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер М.: Республика, 1993. - 447 с.

174. Хомяков, А. С. Полное собрание сочинений: В 8 т. Текст. / А.С. Хомяков. -М., 1900. Т. 2

175. Хомяков, А. С. Семирамида : Сочинения:, в 2 т. Работы по историософии Текст. / А.С. Хомяков -М.: 1994. Т. 1

176. Хохлов, А. С. Противоречия и конфликты переходного общества Текст. / А. С. Хохлов Самара: Изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад., 2002 - 160 с.

177. Худякова, Н.Л. Онтологическое основание возникновения и развития ценностного мира человека Текст.: Автореф.докт. философ, наук / Н.Л. Худякова. Омск, 2004. - 41 с.

178. Человек: феномен субъективности, система сущностных сил: материалы межвузовского симпозиума Текст.: в 3 частях. Омск, 1994. Ч. 1-3.

179. Шабатура, Л. Н. Онтогенез традиции. Монография Текст. / Л. Н. Шабатура. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 264 с.

180. Шемякина, С. И. Православие и нравственность Текст. / С. И. Шемякина // Религия в современном обществе: сб. статей.-М.: Изд-во РГТЭУ, 2003.-С.96-98.

181. Шеховская, Н. Л.; Духовность как нравственная основа личности Текст. / Н. Л. Шеховская, К. Д. Ушинский, Н. А. Бердяев // Педагогика. № 5 2002.-М: 2002.

182. Шнякина, В. М. Субъектность в процессе самоопределения молодежи Текст. : Автореф. дис. канд. филос. наук./ В.М. Шнякина Омск, 1999.-23с.

183. Штарке, К. Студенты Становление личности Текст. / Пер. с нем. / К. Штарке -М.: Прогресс, 1982.

184. Щербинин, М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования: ( Опыт эстетической антропологии)Текст. .'Монография. / М. Н. Щербинин -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. 312 с.

185. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг Текст. / Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1988. -482 с.

186. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Текст. / Ф. Энгельс -М.: Политиздат, 1989.

187. Юркевич, П. Д. Философские произведения Текст. / П. Д. Юркевич -М.; 1990.

188. Ясперс, К. Духовная ситуация времени Текст. / К. Ясперс // Филос. науки. 1988. № 11-12.

189. Robertson Ian Sociology Text.: 2 Td. / Ian. Robertson/ New York, 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.