Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лысун, Ольга Валерьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Лысун, Ольга Валерьевна
Введение
ГЛАВА 1. Нормативность сознания: понятие, сущность, место в структуре личностного и общественного сознания.
1.1. Норма - системный элемент социальной организации
1.2. Нормативность как сущностное свойство человеческого сознания
ГЛАВА 2. Нормативность в нормативном сознании.
2.1. Цивилизационный и индивидуальный аспекты развития нормативного сознания
2.2. Правосознание - универсальная форма нормативного сознания
ГЛАВА 3. Аксиологизация человеческой деятельности и перспективы развития цивилизации.
3.1. Ценностные ориентиры нормативного сознания цивилизованного общества
3.2. Духовность - основа развития нормативности сознания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Концепция нормативности права в отечественном правоведении: Советский и постсоветский периоды2001 год, кандидат юридических наук Гайворонская, Яна Владимировна
Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Беляев, Георгий Георгиевич
Личностная детерминанта социального порядка: аксиологический аспект2010 год, доктор философских наук Джерелиевская, Ирина Константиновна
Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности1997 год, доктор философских наук Сидоренко, Николай Иванович
Социально-философские основания толерантности2009 год, доктор философских наук Касьянова, Евгения Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации»
Актуальность темы исследования. Проблема сохранения целостности и упорядоченности общественной жизни на современном этапе развития цивилизации особо остро ставит вопрос об отношениях личности и общества, В новых условиях возрождается интерес к человеку. Человек становится одной из главных тем современных научных исследований. Объектоцентристский взгляд на человека меняется в сторону субъектоцентристского, согласно которому человек содержит в себе все тайны бытия. Он есть микрокосмос, который нельзя познать только рациональными методами. История развития цивилизации есть история саморазвития человека; сама объективная реальность есть, в значительной степени, результат развертывания внутренних сущностных сил человека. Субъектоцентристский взгляд на человека «спровоцирован» временем, обусловлен глобальными цивилизационными проблемами, разрешение которых зависит от участия каждого живущего на Земле. Современный этап развития человечества, который грозит ему его исчезновением, предъявляет требования уже не только к обществу в целом, а к каждой отдельной личности, ее качеству жизни. Именно качество жизни отдельной личности является условием создания достойного будущего последующим поколениям.
Предельно актуальными становятся мысли Декарта: «Если каждый в своей жизни сделает что-то с собой сам, то и вокруг что-то сделается. То есть, то, что сделается, не будет продуктом прямого приложения рациональной мысли, а индуцируется среди десятка, сотни, миллиона людей, потому что каждый в отдельности для себя и на своем месте что-то сделал».1
1 Цит по: Мамардашвили М. Картезианские размышления. Под ред Ю.П. Сенокосова. - М : Изд. Группа Прогресс. Культура, 1993 - 352 с. - С. 27
Актуальность темы диссертационного исследования еще в большей мере возрастает в связи с тем, что в духовной сфере сложилась парадоксальная ситуация: развитие человеческого ума зачастую сопровождается деградацией духа. Само признание этого факта дает толчок работе сознания, аккумулирует энергию идейного поиска, проецирует ее на реалии бытия и дальнейшие его перспективы.
По мнению большинства обществоведов, человечество может излечить себя только через познание своей сути, так называемого «человеческого в человеке», что предполагает познание себя, своего внутреннего мира, наполнение его ценностными ориентирами.
Обобщая современные исследования общественных наук: социологии, психологии, педагогики, юриспруденции, и учитывая динамику современного социума, мы предприняли попытку рассмотреть личность и общество в качестве равноправных составляющих цивилизационного процесса. При этом личностный фактор рассматривается нами как ведущий в этом процессе. Такой подход делает актуальным и важным исследование личностного сознания в его единстве и целостности. Преследуя эту цель, мы выделяем нормативность в качестве интегративного свойства человеческого сознания, и определяем как свойство сущностное. Это позволило уточнить традиционный взгляд и рассматривать развернутость общественных процессов в структуре личностного сознания, сознания человека, обладающего способностью самоорганизации и организации своего жизненного пространства. В связи с этим приобретает актуальность выдвигаемое нами положение о том, что важен не сам контрольный механизм в обществе, а создание условий для его единичного развития.
Наше исследование нормативности сознания и его развития фундировано на анализе философско-правового материала. На этой основе, делается попытка построить схему цивилизационно-ценностной детерминации человеческого сознания, отразить перспективы его дальнейшей деятельности. Цивилизационные ценности через познание в процессе интериоризации становятся принципами самоорганизации личности. Осознание правовых ценностей дает человеку в руки цивилизационный метод достижения справедливости и свободы. Именно этот метод возвращает человеку право распоряжаться своей жизнью в свободном самоопределении, свободном от всякой идеологии (любой формы идеологического диктата) согласно принципам права, в рамках общечеловеческих ценностей. Владеть этим методом - значит осознать его глубинную природу, открыть его в себе.
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание всегда будет актуальной темой, открытой для исследований. Сознание - это бездонное пространство, носителем которого является человек. Погружаясь в это пространство, человек не только находит себя, но и открывает огромный потенциал развития всего человечества. Если бы кому-нибудь выпало на долю постичь себя, тот мог бы понять всю Вселенную.
Возрастающая и реальная тревога за судьбу будущих поколений определила выбор данной темы исследования и послужила разработке нашей концепции, целью которой стал, прежде всего, поиск возможного способа оздоровления общества.
Степень разработанности проблемы. Основой для разработки авторской концепции послужил богатый исторический материал в области философии и материал современных исследований по психологии, социологии, праву, этике. Исходя из логики построения нашей концепции, использованную литературу можно структурно разделить на четыре группы.
Так как проблема диссертационного исследования вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий, к первой группе мы относим общие социально-философские работы мыслителей. Попытки философского осмысления человеческого бытия и разумной его организации мы находим в трудах Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Бэкона, Гоббса, Локка, Руссо, Канта, Конта,
1-у
Спенсера, Маркса и др . Авторитеты Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, идеи автономии личности, правового государства и гражданского общества придали исследованиям последующих поколений философов либерально-гуманистическую направленность.
К философско-антропологическим проблемам и идеям разумно организованной, цивилизованной социальности тяготели в своих исследованиях Н.Алексеев, Б.Кистяковский, П.Новгородцев, Л.Петражицкий, В.Соловьев, л
Б.Чичерин, и других российских философов . Благодаря идеям Н.Бердяева, С.Булгакова, Б.Вышеславцева, И.Ильина, П.Сорокина4, утверждается высокий статус личности. Превыше всего эти авторы ценили нравственное совершенство и личную святость.
Ко второй группе следует отнести исследования, посвященные анализу социальных норм. Проблема классификации норм, определения их видов и типов
2 Платон. Диалоги/ Пер. с древнегреч./ Под ред. А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1998; Аристотель. Сочинения. В четырех томах/ Под ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1976-1984; Декарт Р. Избранные произведения:Пер. с франц./Под ред. В.В. Соколова. - М.: Госполитиздат, 1950.; Спиноза Б. Избранное.- Минск, 1999; Бэкон Ф. Новый Органон// Сочинения в двух томах. Т.2. - М., 1978; Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1991; Локк Д. Сочинения в трех томах/ Под ред. И.С. Нарского и А.А. Субботина. - М.: Мысль, 1985 - 1988; Руссо Ж.Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства: Избран. Соч. - М.: Политиздат, 1961; Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1965; Спенсер Г. Основные начала. - М.: Мысль, 1972; Маркс К. Сочинения. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1961; Гегель Философия истории// Соч. в 9-и т. - М.: Соцэкгиз, 1935; Монтескье Ш. О духе законов// Избранные произведения: Пер. с франц. -М.: Госполитиздат, 1955.
3 Алексеев Н.Н. Основы философии права. - Спб.: Издательство «Лань», 1999; Кистяковский Б.А. Философия и социология права. - Спб., 1996; Новгородцев П.Н. Сочинения/ Сост. М.А.Колеров, Н.С. Плотников. - М.: Раритет, 1995; Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. .- Спб.: Лань, 2000; Соловьев B.C. Сочинения в 2-х. т. - М.: Мысль, 1990; Чичерин Б.Н. Наука и религия. -М.: Республика, 1999.
4 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды/ Ред. - сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М., 1999; Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. - М., 1993, Вышеславцев Б.Н. Этика преображенного эроса// Русские философы. Антология. - М.: Мысль, 1996; Ильин И.А. Собр.соч. в 10-ти томах. - М.: Рус. Кн.,1993; Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. -М.: Политиздат, 1992. занимает особое место в зарубежной социологии. Э. Дюркгейм, М.Моррис, Дж. Блейк, К.Дейвис, Ш.Шварц, Дж. Джиббс5 и многие другие пытались осмыслить нормы как средства социального контроля и регуляции социального поведения, определить видовые особенности и внутреннее многообразие нормативных средств. Так, например, Дж. Джиббс вводит 20 классов социальных норм -конвенций, морали, правил и закона. Большое значение в его классификации отводится санкциям, коллективной оценке, коллективным ожиданиям.
В советский период (1972-85 г.г.) появился ряд отечественных работ, задачей которых было, в первую очередь, обеспечить знаниями управленческие органы, в целях совершенствования управления обществом. Проблемы нормативного управления, нормативного регулирования, а также особенности нормативной регуляции поведения человека, проблемы интериоризации социальных норм отражены в работах JI.A. Андреева, В.Г. Асеева, В.Г. Афанасьева, М.И. Бобневой, С.А. Даштамирова, О.В. Дашкевича, Б. Момова, Е.М. Пенькова, В.Д Плахова, А.А. Ручки, Ю.А. Тихомирова, Б.А. Урванцева, и др6. Вопросом о внутренней структуре логики норм занимались А.А. Ивин, С.И. Кордон, Ю.Н. Солодухин.1.
5 Дюркгейм Э. Социология и социальные науки. - В кн.: Метод в науках. - М., 1972; Morris R.A. А typology of norms.- "Amer.Soc.Rev.", 1956; Blake J., Davis K. Norms, values and sanctions - In: Handbook of Morden Sociology. R.E.L. Faris (Ed.), 2-nd, ed., Skokie, 111.,1966; Gibbs G. Norms: the problem of definition and classification. - "Amer.J. of Soc.",1965.- P.586-594.
6 Андреев JI.A. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1983; Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976; Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980; Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978; Даштамиров С.А. Социальные нормы: гносеологический анализ. - Баку, Элм, 1984; Дашкевич О.В. Интериоризация социальных норм как механизм онтогенеза мотиваций человека. - В кн.: Проблемы формирования социальных потребностей. - Тбилиси, 1974; Момов В. Норма и мотив поведения.- М., 1972; Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. - М.: Мысль, 1972; Пеньков Е.М. Ценности и нормы социалистического образа жизни. - М.: Знание. 1980; Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. -М.: Мысль, 1985; Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. - Киев: Наукова думка, 1976; Тихомиров Ю.А. Действие закона. - М., 1992; Урванцев Б.А. Порядок и нормы. - М.: Издательство стандартов, 1991.
7Ивин А.А. Логика норм. - М.: Изд-во МГУ, 1973; Кордон С.И. Социальные нормы // Философские науки. - №3.- 1987; Солодухин Ю.Н. Нормативные системы в управлении обществом и их логический анализ. - В кн.: Научное управление обществом. - М.: Мысль, 1967.
Третью группу составляют работы по исследованию общих и частных проблем сознания. Сущность сознания, психики, природа идеального исследованы в л работах Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др .
Большой вклад в понимание психофизиологической сущности сознания внесли работы Л.С. Выготского по развитию высших функций, Б.Г. Ананьева по функциональным и операционным механизмам перцептивных процессов, А.Р. Лурия по основам нейропсихологии, П.К. Анохина по физиологии функциональных систем, в области генетической психологии, а также работ Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, И.П. Павлова9 В работах И.М. Сеченова обращается внимание на особую, качественно своеобразную сторону психической жизни людей - волю. И.П. Павлов научно обосновывает и объявляет филогенетической предпосылкой воли - рефлекс свободы. Различные концептуальные представления о специфике воли человека изложены в работах следующих авторов: В.К. Калина как проблемы самосубъектных отношений; В.А. Иванникова - усиления побуждения к действию на основе производной мотивации; Б.Н. Смирнова -проявления сознательно-принудительных самовоздействий в разрешении трудностей деятельности; Е.П. Ильина - отождествления воли с сознательным и преднамеренным поведением и деятельностью, а также в работах К.А.Абульхановой, Л.И. Божовича и др10.
8Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М.: Росспэн, 1997; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1972; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во Акад. Пед. Наук, 1960; Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960; Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978; Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса,- М.: Медицина, 1968; Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966; Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1952; Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1952; Павлов И.П. Полн. Собр. Соч., 2 изд. - М., 1952.
10 Калин В.К. На путях построения теории воли // Психол.журн. - №2. - 1989; Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1991; Смирнов Б.Н. Воля и регуляция спортивной деятельности // Мир психол. - №3. - 2000; Ильин Е.П. Психология воли. - М.: Питер, 2000; Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды. - 2-е изд. - М.: Ин-т практ.психологии: НПО «МОДЭК», 1997; Абульханова К.Н. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. - М: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999;
Исследования, направленные на истолкование человеческого сознания как универсального отношения человека к миру содержатся в работах М.М. Бахтина, К.Леви-Строса, М.К. Мамардашвили, КЛсперса и др11.
Названные работы по исследованию сознания, в значительной степени, определили наш дальнейший социально-философский анализ проблемы соотношения общественного сознания и личностного сознания, которая остается одной из центральных проблем социальной философии.
Проблему общественного сознания, под тем или иным углом зрения, затрагивали все выше перечисленные авторы. Общественное сознание - это исторически значимый феномен, отражающий все сферы жизни и деятельности людей. Традиционное деление общественного сознания на политическое, моральное, религиозное, правовое, эстетическое и так далее, отразилось в. многочисленных трудах (JI.A. Андреев, А.И Бур дина, В.Ж. Келле,
19
М.Я.Ковальзон, JI.A. .Кощей, В.И. Толстых, Б.А. Чагин др. )
Проблема правосознания проходит центральной темой в философии права в трудах Н.Н. Алексеева, И.И. Александровича, С.С. Алексеева, В.И. Букреева и И.Н. Римской, Ю.Г. Ершова, И.А Ильина, В.С Нерсесянца, П.И Новгородцева, И.А
13
Покровского, Э.Ю. Соловьева, Ю.В. Тихонравова, Ю.А. Тихомирова и др . В Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. - М.: Рус.слов., 2003; Леви-Строс К. Структурная антропология. -М., 1975; Мамардашвили М.К. Эстетика мышления/Под общ.ред. Ю.П. Сенокосова.-М.: Моск.шк.полит.исслед., 2001; Ясперс К. Философская вера. - М.: ИНИОН АН СССР, 1992.
12Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1983; Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. -М., 1979; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я Формы общественного сознания. - М., 1959; Кощей Л.А. Общественное сознание: проблемы, решение, поиск. - Барнаул: Изд-во Алт.гос.ун-т., 1995; Толстых В.И. Общественное сознание и его формы. - М.: Политиздат, 1986; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания - М., 1982.
13 Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999; Алексеев С.С. Восходение к праву. - М.: Изд-во НОРМА, 2001; Букреев В.И., Римская И.Н.Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. - М.: Юрайт, 1998; Ершов Ю.Г. История права: Англия и Россия.- М, 1990; Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России. - В кн.: Ильин И.А. Родина и мы. - Смоленск, 1995; Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. - М., 1986; Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис соврем.правосознания. - Спб.: СпбУ МВД РФ и др., 2000; Покровский И.А. История римского права. - СПб.:Летний сад, 1999; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996; Тихонравов Основы философии права. -М.: Вестник, 1997. исследовании морального сознания выделяются работы А.А. Гусейнова, О.Г Дробницкого, А.И. Лысенко, С.П. Парамонова, В.Д. Шадрикова, Ю. Хабермаса 14. Сущность религиозного сознания раскрывают работы Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, У. Джеймса, Э. Дюркгейма, К. Ясперса15. Исследования специфики и структуры религиозного сознания содержатся в работах Ю.Ф. Борункова, К.К. Платонова, А.Д. Сухова и др16. Достойного внимания заслуживает выдвинутая Н.С. Розовым17 концепция ценностного сознания как ведущей формы мировоззрения в новом веке, доминирующей над исторически предшествующими ей, также ведущими формами мировоззрения своего времени - мифологической, религиозной и идеологической.
Четвертую группу составляют работы, объектом исследования которых является цивилизация. Культурно-исторический аспект цивилизации исследован в работах М.Вебера, Н.Я. Данилевского, П.Сорокина, А.Тойнби, О.Шпенглера 18. Весьма ценные достижения в исследовании цивилизации содержатся в современных
14Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 1974; Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. Тр. - М.: Гардарики, 2002; Лысенко А.И. Моральное и социальное. -Новосибирск: СибУПК, 1999; Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2001; Парамонова С.П. Динамика морального сознания. - Пермь: ПГТУ, 1997; Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: Пер. с нем. - М.: Изд-во «Весь мир», 2002; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - М., 2000;
5Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон; Реабилитация, 1999; Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. - М.,1999; Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990; Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. -М.: Наука, 1993; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии// социология религии. - М., 1994; Ясперс К. Философская вера. - М.: ИНИОН АН СССР, 1992.
16 Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. - М.: «Знание», 1972; Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971, Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. - М., Политиздат, 1967, Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. - 2-е изд. - М: Мысль, 1973
17 Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во Новосибирск. Ун-та, 1998
18 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991; Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. -М.: Политиздат, 1992; Тойнби А. Постижение истории. -М.: Прогресс, 1991; Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем. -М.: Мысль, 1993 отечественных трудах JI.E. Гринина, Г.С. Гудожника, Б.С. Ерасова, Л.И. Новиковой, В.И.Мельника, Н.С. Розова, В.В. Черняка19.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают взаимоотношения личности и общества в их социо-культурном развитии и становлении.
Предмет исследования - субъектный уровень нормативности сознания, личностные условия развития цивилизации и духовно-творческие ресурсы освоения цивилизационных ценностей.
Цель и задачи исследования. Главная цель нашего исследования -проведение концептуального социально-философского анализа нормативности сознания, определение его сущности, места в структуре личностного и общественного сознания как обоснование возможности раскрыть потенциал развития цивилизации.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- показать место нормативности в человеческом сознании;
- выявить сущность индивидуального уровня нормативности сознания;
- обосновать субъективный аспект нормообразования; определить место нормативности сознания в структуре общественного сознания;
- провести ретроспективный анализ индивидуального и цивилизационного развития нормативности сознания;
- исследовать ценностный аспект нормативности сознания, его творческо-креативный потенциал.
19 Гринин Л.Е. Формация и цивилизация// Философия и общество.- 1997; Гудожник Г.С. Цивилизации: развитие и современность// Вопросы философии. - №4. - 1986; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке: Очерки общей теории. - М.: Наука, 1990; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса/ЛДивилизации. - М.: Наука, 1992; Мельник В.И. Цивилизованность как мера развития индивида и общества. - Екатеринбург: Банк культур.информ., 1999; Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития.- Новосибирск: Новосиб.гос.ун-т, 1992; Черняк Е.Б. Цивилиография. М.: Междунар.отношения, 1996.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретикометодологическая основа исследования обусловлена обозначенным предметом и объектом исследования. В целях сохранения общенаучного принципа объективности в разработке данной концепции использовался междисциплинарный интеграционный подход в исследовании проблемы, который и определил методологическую базу данной работы.
Исторический и социально-философский подходы позволили раскрыть закономерности развития нормативности сознания на индивидуальном и цивилизационном уровнях и провести каузальный анализ, так как общество не может быть понято лишь из самого себя. Рассмотрение причинно-следственных отношений во взаимодействии личности и общества позволило выдвинуть основополагающие положения данной работы, на наш взгляд, адекватные изменившейся ситуации общественного развития. Реальная опасность хаоса и дезинтеграции современного общества заставляет по-новому взглянуть на обозначенную проблему. Размышления над онтологическими основаниями общественной жизни, а именно постановка вопроса об условиях сохранения ее целостности и упорядоченности, определили использование в нашей работе субъектоцентристского подхода.
Системный метод, дополненный структурным и функциональным явился основным при исследовании социальных норм, анализе их строения и функционирования. Феноменологический и аксиологический методы использовались при рассмотрении деятельностного аспекта нормативности сознания, который, в свою очередь, основан на принципе самоорганизации жизненного пространства и принципе творческо-креативной деятельности сознания.
Теоретической основой нашего исследования явились многочисленные труды по фундаментальным проблемам в области социальной философии, философии права, теории государства и права, социологии права, индивидуальной и социальной психологии, педагогики, теории личности, исследования культуры, цивилизации, духовной жизни.
Научная новизна исследования. В общем плане новизна заявлена нами самой формулировкой темы диссертации: «Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации». Впервые нами предлагается применение субъектоцентристского подхода к анализу взаимодействия личности и общества в исследовании проблемы соотношения личностных и цивилизационных детерминант нормативности сознания. Это получило отражение в следующих аспектах работы:
- выявлен и исследован субъектный уровень нормообразования.
- формы нормативного сознания, отражающие системный уровень социальной организации, исследованы как генетически обусловленные нормативностью индивидуального сознания.
- исследованы социальные и психологические механизмы трансформации нормативных сторон общественного сознания в нормативные свойства личностного сознания.
- обосновано ведущее значение личностного аспекта нормативности сознания для создания условий и ресурсов развития цивилизации.
- показано, что религиозные, моральные и правовые формы общественного сознания с их ярко выраженной апелляцией к разуму и воле человека представляют собой первостепенное условие и мощнейший ресурс развития цивилизации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нормативная детерминация сознания обусловлена особенностями психики человека, физиологическими механизмами его жизнедеятельности.
Воля» и «ответственность» являются базисными компонентами нормативности человека. Воля есть изначальное свойство сознания, в то время как ответственность есть производный от воли компонент сознания, ибо воля направляет человека к свободе, а свобода порождает ответственность.
Формируя личностные нормы, личность задает себе формы социального поведения. Личностные нормы как зрелая форма проявления нормативности сознания представляют собой целостный индивидуализированный механизм, обеспечивающий регуляцию социальной деятельности.
Нормативное поведение человека заложено уже в самом сознании, в способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Сознание изначально содержит в себе свойство нормативности.
В нормативности сознания находит выражение духовная связь человека с обществом, так как источниками нормативности сознания выступают умственные и духовные способности человека, осознавшего свою социальную ответственность за состояние цивилизации. Нормативность сознания является основой нормативного сознания, поскольку это свойство сознания при развитых нормативных качествах формирует достаточную восприимчивость человека к цивилизационным ценностям и превращает организацию общественных отношений в собственное достояние человека.
Ценностные ориентиры нормативного сознания следует признать как основу антропологического, социального и исторического прогресса цивилизации. При этом критерием деятельности нормативного сознания является справедливость, целью - свобода, а средством этой цели -равенство.
8. Основой формирования форм общественного сознания является нормативность человеческого сознания.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации связана с тем, что в ней впервые разработан понятийный аппарат «нормативности сознания» как свойства человеческого сознания, выстроен категориальный ряд исследования этого свойства на личностном и цивилизационном уровнях и обозначены перспективы его развития. Предложенная нами концепция меняет традиционный взгляд на человека и его роль в общественном развитии, сводит к первостепенной важности создания общественных условий для единичного развития контрольных механизмов личности в противовес доминирующей в обществознании концепции приоритета общественных контрольных механизмов.
Результаты данного исследования могут иметь методологическое значение при разработке целостной концепции человека и его места в обществе, а также могут быть применены при разработке исследовательских и образовательных программ, связанных с проблемами оптимизации взаимосвязи человека и социума, их совместного развития и процветания.
Важно выделить аксиологическую значимость материалов диссертации в вопросах о самопознании, самореализации, самоопределении и самоорганизации человека в обществе.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражения в публикациях автора следующих изданий: Сборник научных трудов «Правовые основы деятельности граждан России» (Хабаровск, 2005); Научно-теоретический журнал «Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке» (Хабаровск, 2005).
Результаты исследования апробированы в докладах на следующих конференциях: Межрегиональная научно-методическая конференция "Современные технологии в высшем профессиональном образовании" (Хабаровск, 2004), Международный симпозиум "Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии" (Хабаровск, 2005), Научно-практическая конференция "Общество. Человек. Власть" (Хабаровск, 2005), Четвертая международная научная конференция творческой молодежи "Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке" (Хабаровск, 2005)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Глобализирующийся человек: проблема выхода из субъективности2005 год, кандидат философских наук Полоротова, Наталья Николаевна
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе2008 год, кандидат философских наук Вотинцева, Наталья Николаевна
Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ2007 год, кандидат философских наук Анненко, Ольга Ивановна
Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ2004 год, кандидат психологических наук Безносов, Дмитрий Сергеевич
Цивилизованность как категория социальной философии2004 год, доктор философских наук Мельник, Валерий Иванович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лысун, Ольга Валерьевна
Заключение
Представленная работа представляет собой авторскую концепцию проблематики нормативности сознания. Нормативность сознания в онтологическом и субъективном плане выступает как основа цивилизации, ее функционирования и развития. Социально-философское исследование нормативности сознания в качестве сущностного свойства человеческого сознания, в ходе которого отмечены особенности, необходимые для его полноценного развития, раскрывает сущность и генезис нормативности в человеческом обществе. Нормативность сознания - субъективно-личностный феномен, в русле повседневных межличностных взаимодействий раскрывается креативная способность этого свойства. Особенности развития нормативности сознания лежат в основании формирования внутреннего ценностного механизма саморегулирования, самоконтроля, самооценки, основанного на развитых чувствах воли, ответственности, долга, совести и предполагают достаточную личностную восприимчивость к цивилизационным ценностям. На основе результатов, проведенного нами исследования нормативности сознания, разработан механизм формирования нормативного сознания личности, отражающий системный уровень социальной организации, и как объективно-общественный феномен несет цивилизационно-ценностное содержание личностному сознанию.
В подходе к осмыслению нормативности сознания сделан анализ ключевого понятия «норма», показана интерсубъективная природа возникновения социальной нормы. Нормы, в частности социальные, являются объектом исследования ряда общественных дисциплин - философии, социологии, психологии, юриспруденции, этики и т.д. Исследования в различных областях значительно обогатили понятие «норма». В первую очередь, потому, что и сама система социальных норм, детерминированная системой общественных отношений, развивалась, изменялась, усложнялась, отражая уровень общественного сознания. В настоящее время сложившаяся ситуация в обществе требует более углубленного, комплексного, междисциплинарного подхода в исследовании этого феномена. Изменив традиционный подход в исследовании, взяв за основу субъектоцентристский, мы открыли безмерное поле деятельности в этом направлении. Норма предстала как истинный и универсальный феномен человеческого сознания, отражающий его социальную обусловленность. Человеческое сознание по своей природе нормативно. Признаки нормативности сознания можно наблюдать уже в мифологическом сознании но, в полной мере, они развиты и отражены в правосознании. Нормативность сознания развивает человеческое сознание, как субъективное свойство проявляется и раскрывается в обществе, порождая новые формы общественного сознания. Современный уровень нормативности, в полной мере отражающийся в правосознании, позволяет обратить внимание на то, что человек не только способен к самоорганизации и организации своего жизненного пространства, он уже способен противостоять хаосу и энтропии в обществе, тем самым сохранить его целостность. Даже при кризисном ослаблении управления со стороны государства и в условиях системного социального кризиса общество продолжает жить. Но человек самоорганизуется уже согласно своим принципам и убеждениям. В таких условиях, актуально встает вопрос о ценностных ориентирах его самоорганизации в обществе. В этом и состоит главная жизненноважная взаимосвязь человека и социума, которая определяет дальнейшее их совместное развитие и процветание.
Чтобы позитивно изменить мрачную ситуацию общественного развития, на наш взгляд, необходимо показать не изменяющиеся формы «Левиафана», довлеющие над человеком, а самого Человека с его огромным потенциалом, с его природной мудростью, с его созидательными возможностями развития и позитивного преобразования. Только тогда, когда человек увидит себя в общественном развитии, можно надеяться на то, что этот взгляд отразится в его поступках и действиях. Объектоцентристский метод исследования растворяет человека в общественных процессах, на наш взгляд, этим приносит весьма опасные последствия взаимосвязи человека и социума. Это, прежде всего, отчужденность, пассивность, равнодушие самого человека к происходящему «на верху» и пассивное ожидание позитивных изменений. Человек, воспитанный таким подходом, абстрагирует себя от общества (социальной организации), в силу этого, он не может осознавать себя субъектом • истории. Он остается пассивным созерцателем общественных процессов (политических, правовых, социальных и т.д.).
Именно социальная философия, которая синтезирует, анализирует опыт и достижения общественных наук, и вместе с тем, предоставляет им методологическую базу для их исследований, может «умерить» объектоцентристский взгляд, «легально» направить его в сторону человека.
Возрастающая и реальная тревога за судьбу будущих поколений определила данную тему исследования и послужила изменению подхода. Такой подход позволил «поставить» нормативность в другую плоскость, в процессе анализа нормативных форм общественного и личностного сознания наблюдать в общественном развитии и то, и другое, исходя из признания того, что основой формирования форм общественного сознания является нормативность человеческого сознания.
Наши размышления о сущности нормативности сознания и современные достижения в области гуманитарных дисциплин предоставили нам возможность, вообще, заявить данную проблему, которая, несомненно, требует более углубленного исследования и детального изучения представителями разных областей научного знания. При этом важно отметить, что каждый человек способен увидеть это качество в себе. Оно открывается не столько осознанием своей причастности к обществу, сколько осознанием ответственности за него. Главное - взять на себя смелость признать его в себе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лысун, Ольга Валерьевна, 2006 год
1. Абульханова К.Н. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -224с.
2. Алексеев Н.Н. Основы философии права, СПб.: Издательство «Лань», 1999.-250 с.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. М.: Издательство НОРМА, 2001. -752с.
4. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1988. - 213 с.
5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. - 547 с.
6. Аристотель. Политика. Афинская политая. М.: Мысль, 1997 - 516 с.
7. Аристотель. Собр. соч. Т.4. М.: Мысль, 1984. - 830 с.
8. Бакунин М. Бог и Государство // В сб: Встань чел-к. М., 1989. - С.237-337.
9. Бачанин В.А. История философии и социологии права. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 335 с.
10. Бегинин В.И. О понятии правосознания, его структуре и функциях // Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. -Саратов, 1993. С.25-45.
11. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права. // Государство и право.-2003. -№4-С. 19-25.
12. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность/ Сост. И коммент. В.В. Сапов. -М.: Канон, Реабилитация, 1999. -463 с.
13. Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.: Республика, 1993. 383 с.
14. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М., 1999. - 312с.
15. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философской человеческой судьбы. -М.: Мысль, 1990- 175 с.
16. Блонский П.П. Память и мышление. М.: Наука, 1935. - 214 с.
17. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-365 с.
18. Богданов А.А. «Системная организация материи»// Всеобщая организационная наука (тектология). 3-е изд. Л.-М., 1925. - 303 с.
19. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.176 с.
20. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Акад.пед. и соц. наук. Моск.психол.-соц.ин-т. 2-е изд.- М.: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1997. - 349 с.
21. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 213 с.
22. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М.: Юрайт, 1998. - 336с.
23. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Философия хозяйства. -М.: Наука, 1990.-365 с.
24. Васильева Т.Г., Крупина Е.В. Мудрость в притчах и иносказаниях. М.: Амрита-Русь, 2001. - 208 с.
25. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Терра-Тегга, 1992. - 267 с.
26. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право. //Государство и право. 1986.-№ 10. - С. 36-45.
27. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании. // Государство и право. -2003. № 3. - С. 42- 49.
28. Выготский Jl.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.
29. Вышеславцев Б.Н. Этика преображенного эроса // Русские философы. Антология. М.: Мысль, 1996. - 214с.
30. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 412 с.
31. Герцен А.И. О воспитании и образовании. Спб. М.: Педагогика, 1990. -363 с.
32. Гоббс Т. Левиафан. М.: Соцэкгиз, 1936. - 215 с.
33. Гольбах П. Избранные произведения в двух томах. Т.1 М.: Мысль, 1963. -713 с.
34. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. - № 11-12.-С. 2-8.
35. Гринин Л.Е. Формация и цивилизация// Философия и общество. 1998. -№ 3. - Гл. 6.-С. 77
36. Гудожник Г.С. Цивилизации: развитие и современность // Вопросы философии. 1986. - №3 - С. 41-53.
37. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.- 157 с.
38. Даштамиров С.А. Социальные нормы: гносеологический анализ. Баку, Элм, 1984.-375 с.
39. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. - 334 с.
40. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр.тр. М.: Гардарики, 2002. - 520 с.
41. Дубинин Н.П.Генетика. Поведение. Ответственность. О природе антиобщественных поступках и путях их предупреждения / Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1982.-304с.
42. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Социология религии. М.: ИНИОН РАН, 1994. -178 с.
43. Евстратов A.M. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества: Моногр./ Костром. Гос. Технол. Ун-т. Кострома: КГТУ, 2001. -150 с.
44. Еникеев М.И. Энциклопедия социальной психологии. М.: Издательство «Приор», 2002. - 912 с.
45. Загайнов P.M. Как осознанный долг. М.: ФиС, 1991. - 234 с.
46. Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глобализация, государство, право. // Государство и право. 2003. - № 8. - С. 87-94.
47. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М.: Изд-во МГУ, 1991.-268 с.
48. Иванов С. Отпечаток перстня. М.: Знание, 1973. - 153 с.
49. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 122 с.
50. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Росспэн, 1997. - 464 с.
51. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
52. Ильин В. В. Моральные абсолюты в нормативном сознании. // Вестник Моск.Уни-та. сер. 7. Философия. Человек в мире и мир человека. - 1992. - № 5. - С.10 - 15
53. Ильин Е.П. Психология воли. М.: Питер, 2000. 342
54. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России,- В кн.: Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: 1995. - 268 с.
55. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 279с.
56. Ильин И.А. Собр.соч. В 10-ти томах. Т.4. М.: Рус. кн., 1993. - 620 с.
57. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психол.журн. 1989. -№2. - С. 46-55.
58. Кант И. Религия в пределах только разума // Сочинения в 8 т. Т.6. - М.: Чоро, 1994.-264 с.
59. Кимелев Ю.А. Философия религии. Систематический очерк М.: Nota Bene, 1998. - 424с.
60. Кистяковский Философия и социология права/ Рус.христиан.гуманит. инт: Изд. Подгот. Ю.Н. Давыдов, В.В. Сапов. Спб.: Рус.христиан.гуманит.ин-т., 1998. - 798 с.
61. Клочков В.В. Религия. Государство. Право. М.: Мысль, 1978. - 287 с.
62. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. М.: ИНФРАН, 1996. 251 с.
63. Комаров В.Д. Философия цивилизации// Философия и общество. 1998. -№3. - С.55-113.
64. Краснов М.А. Ответственность власти. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 56 с.
65. Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь общества: сущность, факторы и тенденции развития в современных условиях // Вестн. Ставроп. Гос. Унта. 1998. - Вып. 13. - С.64-67.
66. Культура и цивилизация: вопросы теории и истории: Межвуз.сб.науч.тр./т Нижегор.ком. ин-т: Отв.ред. С.А. Ермаков. Н. Новгород: Нки, 1998. - 270 с.
67. Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Политиздат, 1987.-271с.
68. Кэмпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект. Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Мысль, 1979. - 195 с.
69. JI.H. Исаева. Сознание и правопонимание // Государство и право. 2004. - № 8 - С. 106-109
70. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 343 с.
71. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. Сост., вступит, ст. и коммент.
72. B.В. Сапова. М.: Посев, 2003. - 464 с.
73. Лейст. О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало, 2002. - 279с.
74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.-304с.
75. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2-х т. М., Соцэкгиз, 1960.-734 с.
76. Локк Дж. Испытание чувств. СПб.: Самара, ИКФ «Мим - экспресс» Кн. изд-во, 1995. - 350 с.
77. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. -374 с.
78. Лысенко А.И. Моральное и социальное.: Монография. Новосибирск: СибУПК, 1999-264с.
79. Лысенко А.И. Моральное и социальное: Монография. Новосибирск: СибУПК, 1999.-264с.
80. Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания: Автореф.дис. д-ра юрид.наук: 12.00.01/ Моск. Акад. МВД РФ. М., 2001. -54 с.
81. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация//Природа. 1988. - № 11.1. C.57- 65
82. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления/Под. общ.ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Моск.шк.полит.исслед., 2001. - 413 с.
83. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1961. - 843 с.
84. Мельник В.И. Цивилизованность как мера развития индивида и общества. Екатеринбург: Банк культур.информ., 1999. - 165 с.
85. Мельников М.С. Теория обычной человеческой жизни. Могилев, 1999. -100 с.
86. Меркель В., Лоут Г.И. Гражданское общество в период трансформации политической системы // Гражданское общество: пути становления. Реферативный бюллетень. № 5 (30) 99 - М., 1999. - С.28
87. Мисюгин В.М. Становление цивилизации: О вещах и представлениях. -СПб.: Лаб. Непрерыв. Образования СПбГДТЮ, 1998. 128 с.
88. Момов В. Человек, мораль, воспитание. Теоретико-методологические проблемы. М.: Мысль, 1975. - 189 с.
89. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения: Пер. с франц. М.: Госполитиздат, 1955. - 386 с.
90. Мостовщиков Л.Д. Правосознание в системе регуляторов социального поведения: Автореф. Дис. Канд.филос. наук: 09.00.11/ Омск.гос.ун-т. -Омск, 1995.-22 с.
91. Мчедлова М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании.-М.: МГУ, 1996.-324 с.
92. Мчедлова М.М. Понятие «цивилизации»: История и методология// Философия и общество. 1999. - №1 - С. 139-154.
93. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. - 363 с.
94. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис соврем. Правосознания. СПб.: СПбУ МВД РФ и др., 2000. - 347 с.
95. Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса // Цивилизации. М., 1992. - Вып. 1. - С. 9-26
96. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А.Ильина // Государство и право. - 1999. - № 6. - С.85.
97. Павлов И.П. Поли, собр.соч. Т.З., кн.1. М.: Наука, 1951 543 с.
98. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М.: Изд-во МГУ, 1976. -257 с.
99. Парамонова С.П. Динамика морального сознания/ Перм. Гос. Техн. Ун-т.- Пермь: ПГТУ, 1997. 209 с.
100. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. -М.: Мысль, 1990г.- 176 с.
101. Пеньков Е.М. Ценности и нормы социалистического образа жизни. М.: Знание, 1980.-312 с.
102. Пеньков Е.М. Социальные нормы в условиях перестройки// Философские науки, 1989. № 8. - С. 24-31.
103. Петражицкий Л.И. теория права и государства в связи с теорией нравственности.- СПб.: Лань, 2000. 606 с.
104. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с итал. М.: Прогресс, 1980. -347с.
105. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории.- М.: Мысль, 1985. -253 с.
106. Покровский И.А. История римского права. СПб.: Летний сад, Журн. «Нева», 1999.-531 с.
107. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.-352 с.
108. Понамаренко В.А. Психология духовности.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 164 с.
109. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. - 292 с.
110. Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.
111. Рулан Н. Юридическая антропология: Перев. с франц. Ответственный редактор член-корр. РАН, д.ю.н., пр. В.С.Нерсесянц. - М.: Издательство НОРМА, 1999.-310 с.
112. Русинов Р.К. Сознание и правомерное поведение личности // Государство и право. 1983. - № 5. - С. 3-10.
113. Сартр Ж.П. Человек и его мир в философской мысли Ж.П.Сартра. Ред.- сост. Ф.С. Овсиенко. М.: Луч, 1994. - 189 с.
114. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Наука, 1989. - 524 с.
115. Семенов В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, его ценностных ориентиров. Ставрополь: СГУ, 2000. - 107 с.
116. Синюков В.Н. Российская правовая ментальность: (Сущность и особенности российского правового сознания) // Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. -С. 178-228.
117. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии. 2000.- №2. С.42-51.
118. Смирнов Б.Н. Воля и регуляция спортивной деятельности // Мир психол.- 2000. №3. - С.266-274.
119. Соколова А.А. Социальные аспекты понятия «правообразование». // Государство и право. 2004. - № 7. - С.79-83.
120. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х.т. М.: Мысль, 1990. - 892 с.
121. Соловьев B.C. Право и нравственность. Минск: Харвест: ACT, 2001. -192 с.
122. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.
123. Социология: Энциклопедия/Сост. А.А. Грицанов, B.J1. Абушенко. Мн.: Книжный дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий), с. 1216
124. Спенсер Г. «Основные начала». М.: Мысль, 1897. - 493с.
125. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. Т.2 М.: Мысль, 1957. -791 с.
126. Степанов О.А. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электронной среды. // государство и право. -2004.-№ 11. С.34-38.
127. Темнов Е.И. О деилогизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. 1992. -№3.-С. 15
128. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: НОРМА, 1996.-427 с.
129. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: Вестник, 1997. - 604 с.
130. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. СПб.: Ид «Весь», 2003. -288 с.
131. Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права. // Государство и право. 2004. - № 9. - С. 13-21.
132. Толстых В.И. Общественное сознание и его формы М.: Политиздат, 1986г.-367 с
133. Тойнби А. Постижение истории . М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
134. Тойч Дж.М., Тойч Ч.К. Рождение внутреннего «Я». Эволюция сознания и духовный рост личности.-М.: Миц«СанРей», 1996-217с.
135. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 128 с.
136. Урванцев Б.А. Порядок и нормы. М.: Издательство стандартов, 1991. -240с.
137. Урванцев Б.А. Порядок и нормы. М.: Издательство стандартов, 1991. -240с.
138. Фартухова Г.В. Социальная ответственность личности и атеизм. М.: Политиздат, 1980. - 56 с.
139. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. -430 с.
140. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.-357 с.
141. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: Пер. с нем. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 144 с.
142. Хантингтон С. Становление цивилизаций//Политические исследования-1994. -№ 1. С.33-58.
143. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека. // Вопросы психологии. 2001. - № 5. - С. 60-65.
144. Чичерин В.Н. Наука и религия/ Вступит. Ст. В.Н. Жукова. М.: Республика, 1999.-495 с.
145. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001. - 294с.
146. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
147. Шапп Ян. О свободе, морали и праве. // Государство и право. 2002. - № 5.-С. 85-92.
148. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление/Пер. с нем.; М.В. Драко. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. Т.2. - 832 с.
149. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992 -448с.
150. Штомпка П. Социология социальных изменений/Пер. с англ.под ред. В.А. Ядова. -М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.
151. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем./ Предисл. А.В. Брушлинского. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -336с.
152. Ясперс К. Философская Вера. М.: ИНИОН АН СССР, 1992. - 271 с.
153. XXI век: юридическая наука практике (проблемы теории, законотворчества и правоприменения). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 504 с.
154. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995. - 461 с.
155. Blake J., Davis К. Norms, values and sanctions In: Handbook of Morden Sociology. R.E.L. Faris (Ed.), 2-nd, ed., Skokie, 111., 1966
156. Descartes. Oeuvres et Lettres. P., ed.Gallimard, 1953. - 789 p.
157. Durheim, Emile. Selected Writings, ed. A.Giddens. Cambridge: Cambridge University Press, 1972 - 263 c.
158. Gibbs G. Norms: the problem of definition and classification. "Amer.J. of Soc.",1965.
159. Mihcaud G., Mark E. Vers une science dse civilisations? Bruxelles, 1981. Обзор этой книги дан И.Н. Ионовым в сборнике «Современные теории цивилизаций». - М.: Знание, 1995. - 223 с.
160. Morris R.A. A typology of norms.- "Amer.Soc.Rev.", 1956
161. Schwartz S.H. Normative explanations of helping behavior: A critique proposals and empirical test. ".J. of Exp. Soc. Psychol.", 1973 - v.9.- N4. -378 p.
162. Walker D.M. The Oxford Companion to law. Oxford, 1980. - 776 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.