Социальная уверенность как объект философской рефлексии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Булкин, Андрей Николаевич

  • Булкин, Андрей Николаевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2001, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 290
Булкин, Андрей Николаевич. Социальная уверенность как объект философской рефлексии: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2001. 290 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Булкин, Андрей Николаевич

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной уверенности

1.1. Проблемы концептуального анализа социальной уверенности

1.2. Интенции социальной уверенности в европейской 42 философской традиции

1.3. Социальная уверенность в конструкциях современного 60 философского сознания

Глава 2. Социальная система и социальная уверенность

2.1. Социальная уверенность как оценка и специфическая 71 ценность

2.2. Системные основания в исследовании социальной 91 уверенности

2.3. Социальная уверенность как функция социальной системы

Глава 3. Онтологический статус индивидуальной уверенности

3.1. Репрезентация социально значимых свойств 136 общественного субъекта

3.2. Идентификация и самоидентификация в социальной 154 уверенности личности

3.3. Структурно-динамическая модель социальной уверенности

Глава 4. Реализация принципа социальной уверенности в управлении современным обществом

4.1. Социальная уверенность и контуры целостного мира

4.2. Мотивационно-смысловые связи в прогнозировании 213 социальной уверенности

4.3. Контуры новой системы социальной уверенности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная уверенность как объект философской рефлексии»

Актуальность темы исследования. В начале XXI в. на обширнейшем социально-историческом и философском материале можно считать, безусловно доказанным, что во все эпохи наибольших совокупных результатов добивались те цивилизации и культуры, политические системы и режимы, общества и государства, которые делали предметом социальной уверенности построение гуманных отношений, справедливых для большинства населения.

Вопрос о необходимости социальной уверенности, ее определения, изучения и укрепления средствами социальной философии - это вопрос об уровне социально-исторических, культурных и экономических притязаний общества в целом. Уверенность - это и состояние социума, и показатель стремления человека к благополучной жизни, обеспеченной, достойной и спокойной. Такие стремления постоянно корректируются как сознательно организованным, так и стихийными идеологическими, социальными и политическими процессами и конфликтами.

Уже сегодня ни одно государство или общество не может долго жить в самоизоляции, не расплачиваясь за это нарастающей отсталостью по всем направлениям, в том числе сужением материальных возможностей и духовных горизонтов личности и общества. Социальная уверенность содержит ответ на вопрос о том, как и во имя чего, строить социальные связи в постоянно обновляющемся микро- и макросоциальном пространстве.

Ориентация морального сознания и всего духовного мира личности на новые потребности, порожденные развитием социальных отношений, с одной стороны, и отставание морального сознания и практики, наличие противоречий и конфликтности в сфере социального управления - с другой, требуют новых подходов к определению условий философской рефлексии над общественным и индивидуальным сознанием. Возможности сознательного научного управления всеми процессами общественной жизни неразрывно связаны с установлением критериев социальной уверенности, которые, в свою очередь, создают объективные и субъективные ориентации в интересах возвышения социальных отношений на новый, более высокий уровень в едином комплексе представлений о гуманизации всех сторон общественной жизни. В этих целях необходимо по-новому анализировать место и роль социальной уверенности в социальном управлении, обосновать включение проблем духовности и нравственности в методологию философского анализа социальной уверенности.

Социальная уверенность, как интегративная компонента индивидуального и общественного сознания, не должна абсолютизировать какие бы то ни было конкретные модели социального устройства, а тем более -канонизировать их. При всем значении политики, экономики и культуры, как факторов глобализации в жизни современного общества, социальная уверенность, по сути, может претендовать на роль единой макротеории социальной жизни и развития общества. Для обеспечения этого необходимо исходить из презумпции терпимости и взаимодополняемости, ориентироваться на поиски конструктивного социального взаимодействия, на исключение любых форм дискриминации и снижение пессимизма.

Гуманное, цивилизованное, экономически и социально состоятельное общество может быть построено только на основе максимальной ответственности всех его частей друг перед другом, но, прежде всего -больших и сильных перед малыми и слабыми, власти перед человеком, государства перед личностью и обществом. Теория рефлексии социальной уверенности должна стать одной из важнейших подсистем интегративной социализации. Обществу необходима социальная уверенность, причем в таких формах, которые могут быть реализованы не в отдаленной исторической перспективе, но в разумные с точки зрения продолжительности жизни человека сроки.

Степень научной разработанности проблемы. Традиция социально-философского исследования жизнедеятельности личности, общественных отношений, широко представлена в трудах отечественных и зарубежных авторов. Несмотря на то, что социальная уверенность до сих пор не была выведена в качестве самостоятельного предмета философского анализа, характерной чертой этих трудов является стремление ученых рассматривать проблемы наиболее справедливого общественного устройства исходя из приоритета общественных отношений и ценности личности. С этим связано внимание философов к вопросам общественного детерминизма (В. Эйхгорн, Э. Хаан) рациональности и логики социальных наук (Т. Адорно, П.П. Гайденко, Э. Гуссерль, К. Поппер).

Всеобщие эпистемологические предпосылки познавательного процесса, рассмотренные по отношению к частному социально-философскому знанию, имеющему, впрочем, важное социально-культурное значение, позволяют выделить в анализе социальной уверенности исследования, осуществляемые не менее чем в двух направлениях - сциентистские (неопозивитизм, критический рационализм, неореализм и др.), а также антисциентистские (экзистенциализм, философская антропология, ряд направлений религиозной философии).

Механизм взаимодействия общества и личности раскрывается при исследовании воздействия на личность социальной среды, в том числе микросреды (Л.П. Буева, Ю.В. Сычев), коллектива (Г.М. Гак, П.Е. Кряжев, А.К. Уледов), а также в анализе связи общественных отношений со структурой личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Дроздов, К.К. Платонов), посредством выделения в личности социально значимых свойств, черт, имеющих массовую типизацию (T.JI. Смирнов), при рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур, совокупности социальных функций (А. Мейер), с помощью анализа усвоения индивидом определенной системы социальных ролей (И.С. Кон), развития социальной роли личности (Е.А. Ануфриев), выделения и изучения ценностной ориентации личности (В.П. Тугаринов, З.И. Файнбург). Активно изучается деятельность личности в обществе, человек как субъект общественных отношений: тип связей индивидов с миром (Т.Я. Ярошевский), становление индивида в личность посредством его дел и общественной позиции (П.Е. Кряжев), социальная деятельность (Л.П. Буева), источники деятельности личности (Д.А. Кикнадзе, H.A. Мосодаво,

Л.М. Романовская), их роль (Л.В. Сохань), структура и прогнозирование (X. Кулов), проблема смысла жизни (Э. Керн, В.И. Шинкарук), свободы и ответственности личности (Г. Аптекер, В.Е. Давидович, Т.И. Ойзерман, Г.Л. Смирнов).

Учитывая очевидную связь теоретических построений социальной уверенности и философской теории ценностей, при исследовании внутренних параметров ценностного отношения в социальной уверенности, а также и внешней детерминации ценностного сознания, автор широко опирался на идеи, содержащиеся в трудах С.Ф. Анисимова, Ю.М. Бородай, П.П. Гайденко, О.Г. Дробницкого, А.А. Ивина, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, ЛА. Микешиной, Г. Риккерта, В.П. Тугаринова, С.Л. Франка и др.

Системно-исторический подход позволил выделить в структуре социальной уверенности те элементы, о наличии которых писали в свое время классики социально-утопических теорий Т. Мор, Д. Уинстэнли, Т. Кампанелла, Д. Верас, Г. Мабли и их последователи во Франции, в Англии и России.

Одним из средств, на основе которого можно построить методику управления социальной уверенностью, являются моделирование социальных фактов и социальный эксперимент. Такой подход требует рассмотрения социальных схем и проектов в статике, т.е. проверяя их действенность в готовом, законченном виде. Здесь в основу рассуждений положены отдельные аспекты общей теории социального моделирования, рассмотренные в трудах, В.В. Давыдова, Я.Г. Неймина, Н.Г. Салмина, В А. Штоффа и др. Моделирование социальной уверенности, в соответствии с заявленными в трудах перечисленных авторов подходами, реализуется как система действий, обеспечивающая адекватное усвоение моделируемых свойств, связей и отношений исследуемого социального объекта. Основной единицей организации уверенности и управления субъектом веры остается социальный факт.

Исходные фактические положения для выявления социокультурной детерминации социальной уверенности сформулированы с учетом идей и выводов, содержащихся в трудах A.C. Ахиезера, С.Б. Борисова, П.С. Гуревич, JI.A. Коган, Н.И. Лапина, Э.Х. Салахова, A.M. Шишкова.

Диалектический подход к исследованию социальной уверенности реализован в диссертации на оснований идей, разработанных в трудах И.Д. Андреева, И.Г. Герасимова, Г.А. Давыдова, K.M. Долгова, Ю.А. Жданова, A.A. Зиновьева, Б.М. Кедрова, В.А. Лекторского, Л.Н. Митрохина, И.С. Нарского, Н.К. Обуева, В.И. Столярова, B.C. Тюхтина, Н.П. Французовой.

Проблемное поле в исследованиях социальной уверенности значительно расширяется за счет включения в его состав теоретических конструктов социальной терапии и их эмпирических показателей. Теоретические концепции самосознания личности, критериев переоценки сознания и поведения представлены в работах Мартина Бубера, Джудит В. Валлерштейн, Томаса Б. Джонсона, Маргарет Мид, Брюса Мораша, Кэролин И. Кутрон, Даниела Перлмана, Дж. Рэдф Оди, Легации Энн Пепло, Зика Рубина, Леонарда М. Хоровиц, Риты де С. Френч и Джеффри Янга.

Важное значение в современных исследованиях социальной уверенности принадлежит трудам классиков мировой философии. Наиболее значимые для данного исследования теоретические положения содержаться в работах Н. Аббаньяно, А. Дж. Айер, Э. Кассирер, С. Киркегора, Э. Левинае, X. Ортега-и-Гассет.

В отечественной обществоведческой мысли некоторые аспекты субъективной уверенности при решении моральных и предметно-практических задач раскрыты в монографиях и диссертациях И.В. Вайнера, И.Ю. Маховой, Т.Д. Корчагина, Л.И. Пансковой, С.Р. Пантелеева.

Вместе с тем, перечисление объемного списка имен не является свидетельством достаточной изученности возможных подходов к раскрытию предмета исследования средствами социальной философии. И хотя диссертация не претендует на всеобъемлющее определение такой сложной конструкции как социальная уверенность, тем не менее, настоящая работа открывает новый ракурс, а следовательно, создает и новые возможности для дальнейших продуктивных исследований по теме.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем обосновании философского понимания социальной уверенности, как аксиологически выраженной рефлексии индивидуального и общественного сознания в меняющемся мире.

Достижение названной цели предполагает решение следующих основных задач:

- рассмотреть понятие, структуру и сущность социальной уверенности;

- раскрыть содержание социальной уверенности через призму философской теории истории и культуры общества;

- на основе анализа трудов отечественных и западноевропейских исследователей выявить методологию определения наиболее эффективных подходов к изучению сущности и особенностей социальной уверенности в современных условиях;

- выявить условия и охарактеризовать причины возрастания потребности современного общества в формировании оснований философской рефлексии в связи с радикальными социальными преобразованиями;

- выделить универсальные принципы формирования аксиологических интенций в системе социальной уверенности;

- показать роль новых научных технологий в формировании универсальной модели социальной уверенности, ее значение как фактора самоорганизации человека и общества;

- показать возрастание роли социальной уверенности в социальных трансформациях современного общества, в том числе при определении его гуманистических перспектив.

Объектом исследования является философское понимание социальной уверенности.

Предмет исследования - феномен философской рефлексии социальной уверенности в общественном и индивидуальном сознании в период социальной трансформации и массовой переоценки ценностей.

Методологической основой исследования стали известные в социальной философии и социологии представления о сущности самосознания и самоопределения индивидуальной уверенности как проявлений рефлексирующей мыслительной деятельности в структуре общей социализации человека.

В соответствии с концепцией, положенной в основу исследования, важное значение для его выполнения имели представленные в истории философской мысли идеи о глубокой внутренней связи сознания и практики людей; о построении единой системы оценок, на основе которых может идти речь о возможности формирования социальной уверенности человека и общества как целостного, внутренне структурированного интегративного образования.

С учетом многообразия форм бытия и способов освоения их человеком, в диссертационном исследовании применен принцип реализма. В области общефилософской методологии такой подход предполагает синтез идей и принципов диалектики, универсального эволюционизма, синергетики, циклического подхода, принципа коэволюции, гуманистического мышления. Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования, а именно -необходимость их реализации и достижения, предполагают также использование принципов и подходов, применяемых в социологии, социальной психологии, культурологии и истории, статистике и демографии, а также общенаучных методов познания.

Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:

- в диссертации определяются основные подходы к формированию целостной концепции социальной уверенности во взаимосвязи ее онтологического, гносеологического, аксиологического, социологического и праксиологического аспектов, дан обстоятельный анализ философской рефлексии и критериев оценки соответствующих типов социальной уверенности;

- представлено теоретико-методологическое обоснование разработки оптимальных способов и принципов организации социальной деятельности современного человека;

- социальная уверенность рассматривается как средство активизации жизнедеятельности общества и личности;

- исследовано новое понятие «норма уверенности» и обоснованы критерии его применения к регулированию человеческой деятельности;

- на основе обращения к проблематике познания социальных процессов в философии и науке, рассмотрены исторические формы материального и духовного производства, видового многообразия социальной уверенности и вариантов ее действенной реализации; осуществлен анализ прогнозируемых изменений социальной уверенности, связанных с формированием свободных и универсальных общественных отношений; на фоне возрастания значения принципа чередования простого и сложного, взятого в его социокультурологическом аспекте;

- дан авторский вариант решения проблемы, связанной с реализацией социальной уверенности на основе принципов социальной адаптации, ее предметно-практического значения и роли в организации управления современным обществом;

- показано влияние социальной уверенности на философские построения в теории и практике создания обще национальной идеи и исследовании логики современного цивилизационного развития;

- социальная уверенность определена как комплексная концептуальная характеристика личности, совокупность ценностно ориентированных социальных свойств и качеств, влияющих на выбор конкретных видов деятельности субъекта и группы.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Социальная уверенность, пик практического влияния которой придется уже на первую треть XXI в., должна быть, во всех ее составных частях, рациональной, прагматической, неутопической.

2. Идеи социальной уверенности должны ориентировать общество и человека на необходимость постоянной высокой самоотдачи, постоянный поиск оптимальных средств и способов в решении больших и малых вопросов и проблем. Предметно социальная уверенность воплощена в совокупности реалистических, но высоких целей. Это необходимо и потому, что, как правило, любая сложная система на практике обеспечивает фактическое достижение только таких целей, которые на порядок ниже максимально возможных.

3. Идеология социальной уверенности не должна преднамеренно разъединять общество. Поскольку полное отсутствие социальных конфликтов невозможно, философская рефлексия социальной уверенности выявляет конструктивные пути в направлении преодоления противоречий и разрешения конфликтов. При таком подходе социальная база уверенности представлена совокупностью индивидуальных взаимодействий субъектов, способных к совместным рациональным действиям и к критическому осмыслению социальной реальности.

4. Философская теория рефлексии социальной уверенности должна опираться на новейшие достижения и идеи во всех областях социальной жизни именно потому, что самостоятельной теории социальной уверенности в настоящее время еще нет, а в будущем без нее не обойтись. Следовательно, система социальной уверенности должна быть открыта всему социально-философскому и историческому опыту и сама быть открытой системой.

5. Не на словах, а на деле социальная уверенность должна быть ориентирована на позитивные факторы развития общества и человека, потому она постоянно требует корректировки себя практикой. Оптимальным является прогнозирование развития общества на 40-50 лет, а отдельного субъекта, на период в 5-10 лет. Разница существенная, однако, общая интегративная предрасположенность социальной уверенности позволяет выявлять и исследовать в ее структуре общие элементы, независимо от параметров временной и пространственной реализации.

6. Философские исследования социальной уверенности позволяют получать результаты, обеспечивающие оптимизацию условий социализации личности, способствующие повышению эффективности индивидуальной и групповой деятельности в интересах формирования конкретных качеств и мировоззрения.

7. Философская рефлексия в социальной уверенности создает основу для изучения механизмов и закономерностей функционирования социальных явлений и процессов, регистрации и анализа социальных фактов, на основе которых формируются развернутые требования и рекомендации по эффективному использованию полученных данных в целях упрочения ориентиров гуманизации.

8. Раскрывать единство и противоположность уверенности и неуверенности в человеке необходимо в общем русле обоснования общественного и личного, различных черт индивидуальности. Это обусловливает выявление практической ценности исследований социальной уверенности, прогнозирование поведения человека.

9. Научная разработка социальной уверенности обеспечивает выявление мотивационных резервов социально активного поведения личности, создает условия для преодоления негативных явлений в исследовании проблем общества и личности.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы предполагают новое решение многих актуальных проблем в социально-философской теории личности. В диссертации предложен принципиально новый методологический подход к изучению широкого круга вопросов, связанных с определением социальной уверенности современного человека.

Настоящее исследование также может быть использовано в практике социального управления, а его материалы положены в основу учебных, специальных и факультативных курсов по философии и социологии.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации представлены в 34 публикациях, общим объемом 40,6 п.л., в том числе в двух монографиях и двух брошюрах. Конкретные выводы и положения диссертационного исследования были использованы при разработке учебных курсов и тематических планов по дисциплинам «Философия», «Социология», «Политология», «Психология и педагогика высшей военной школы» - для курсантов и адъюнктов Военного авиационного технического университета (филиал г. Ставрополь). Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на ряде международных, региональных и межвузовских научных конференций. В том числе на российской межвузовской научной конференции «Истоки российской духовной культуры» - 1996 год; на третьей Всероссийской научно-методической конференции (г. Ставрополь) - 1997 год; на международных научных конференциях «Этнические процессы накануне XXI века» (г. Ставрополь) - 1998 год; «Циклы природы и общества» (г. Ставрополь) - 1998 год; на межрегиональных научно-практических конференциях «Философские и религиозные проблемы истории и современности» (г. Ставрополь) - 1996 год; «Социально-экономическая и политическая сбалансированность региона в условиях развития местного самоуправления» (г. Ставрополь) - 1999 год.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих 12 параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Булкин, Андрей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философская рефлексия в исследовании социальной уверенности ассматривается как сущностной принцип, исходное основание для пределения, формирования и развития научного понимания ее содержания и )ункций. В результате такой рефлексии субъективное познание уверенности озвышается над различными парадигмами видения мира и человека. 1роисходящее на этой основе рождение нового категориального строя связано ; появлением новой культуры мышления и позволяет раскрыть содержание юциальной уверенности через призму философской теории истории и сультуры общества.

Анализ трудов отечественных и западноевропейских исследователей юзволяет определить наиболее эффективные подходы к изучению сущности и >собенностей социальной уверенности в современных условиях. Рефлексия философского знания способствует познанию этого сложного явления не с тредметной стороны, а в аспекте видения внутреннего мира человека, т.е. со стороны человеческих смыслов и образов, которые возникают в тех или иных социокультурных процессах. Теоретическое осмысление социальной уверенности при рефлексии общегуманитарного и общенаучного подходов к ее исследованию, в социальной философии должно осуществляться в форме системного анализа культурно-исторических универсалий, которые, в отличие от понятий, обеспечивают большее понимание людей друг другом в ходе развития социально-культурных процессов. Во-первых, рефлексия означает переход к предметному рассмотрению социальной уверенности и, во-вторых. ереход к самосознанию, то есть саморефлексию человека по отношению к ценкам собственной уверенности или неуверенности. Саморефлексия в оциальной уверенности позволяет человеку освобождаться от епосредственной привязанности к сущему и развивать индивидуальность на снове способности к мышлению.

Необходимость выделения универсальных принципов формирования ксиологических интенций в системе социальной уверенности, требует боснования идей свободы, которые могут быть положены в основу втономного мышления индивида или сознания определенной группы. 1сторико-философский подход позволяет раскрыть содержание рефлексии в »азличных философских системах. Дж. Локк считал рефлексию источником »собого знания, формируемого для человека о самом себе. Для Г. Лейбница -то особое внимание к тому, что в нас происходит, по - Д. Юму, рефлексия иражает впечатления, получаемые извне. Рефлексия у Г. Гегеля - это взаимное пгображение одного и другого (например, в сущности - явления и наоборот). Феноменология Э. Гуссерля продолжает эту традицию. Организация феноменологического метода заключается в том, чтобы исследовать штенциональную структуру ценностно ориентированного сознания. Социально-философская методология, в целом, допускает появление в этой связи дополнительных вопросов, поиск ответа, на которые позволяет выявить условия и охарактеризовать причины возрастания потребности современного >бщества в формировании оснований философской рефлексии в связи с задикальными социальными преобразованиями.

Исходным положением социально-философского анализа феномена социальной уверенности является его понимание как реально определяемого шмплексного, целостного отношения человека к действительности и к самому себе. Видовое многобразие уверенности исследуемого типа формировалось в историческом процессе антропо-социогенеза и всякий раз ее содержание дополняется новыми элементами ценностного отношения к современности и перспективам индивида и общества. Социальная уверенность формируется на ранице познавательного и проективного, усиливая субъективную способность с автономизации, самосознанию и самоопределению индивида. Реальное бытие человеческого рода и каждого отдельного человека усложняется в процессе их эазвития и, как специфическая общественная потребность, появляется необходимость в дифференцированной системе социального - практического и духовного управления. Недостижимый идеал социализации - это исключительно духовное, внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. На уровне философского анализа социальная деятельность гтрактуется, с одной стороны как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, воссоздавая стороны предмета как реально, так и идеально (И.Т. Фролов). Другой взгляд на деятельность раскрывает ее значение на уровне практики, на уровне духовной, и художественно-образной регуляции (М.С. Каган). Деятельность в структуре социальной уверенности может быть определена, таким образом, как особая активность личности, направленная на мир объектов во взаимодействии с другими субъектами.

Необходимость формирования универсальных моделей социальной уверенности обусловлена возрастанием ее значения, как фактора самоорганизации человека и общества. Управление такими процессами требует информационного обеспечения, которое должно осуществляться в формах целеполагания, социального проектирования, познания, ценностной ориентации и духовного общения субъектов. Возрастание роли социальной уверенности в социальных трансформациях современного общества связано, в том числе и с определением его гуманистических перспектив. Социальная уверенность - это и состояние, и особый процесс, фиксирующий специфические отношения связи между людьми, то есть реальные отношения по поводу распределения и перераспределения социальных и культурных качеств и свойств. Действительно, поскольку любые ценностные отношения являются одним из видов духовной деятельности, взаимосвязанным со всеми другими, и выполняют определенные функции в культуре и общественной жизни, постольку философское понимание социальной уверенности редполагает соотнесение двух ведущих аспектов ее изучения - внутреннего и нешнего.

Философская теория рефлексии социальной уверенности объясняет ее шоговариантность и динамичную изменчивость в пределах допустимых, т.е. оциально одабриваемых, границ. В иной ситуации социальная уверенность акже продолжает сохранять свои сущностные характеристики и выполнять юновные функции, но уже в интересах уверенного противопоставления себя »кружающим, противостояния индивида и общества. Социальная уверенность геловека с одной стороны, зависит, а с другой - предопределяет качественные гараметры социальных процессов, состояний социализации и социальных свойств личности. Социальная уверенность влияет на выбор ситуаций и яюсобов действий, на профотбор и распределение социальных ролей, на выявление статусных позиций индивидов, и социально - стратификационные характеристики индивидуальности. Своеобразной функцией уверенности, как 1а индивидуальном, так и на групповом общественном уровнях, является определение стиля и организация свободного общения между людьми.

Полноценной, актуальной и адекватной разнообразным проявлениям социального, философской теории социальной уверенности до настоящего фемени не создано, а уже в ближайшем будущем без нее не обойтись. Предмет уверенности не существует сам по себе, следовательно, система социальной уверенности должна быть открыта всему социальному, философскому и историческому опыту индивида и группы, и сама должна быть открытой системой. Требование к открытости связано с необходимостью выявления социальных характеристик и стилей совместной деятельности людей, в }ависимости от отдельных свойств и нелинейных структур социализации и социального, а также в связи с повышением эффективности вероятностного трогнозирования.

Социальная уверенность определена в исследовании как комплексная концептуальная характеристика личности, совокупность ценностно ориентированных социальных свойств и качеств, влияющих на выбор онкретных видов деятельности человека или группы. Согласно [редставлениям автора, изменение социальной уверенности и ее орректировка есть результат активного влияния деятельности на социальную веренность субъекта. Индивидуальный стиль социализации, социальный ыбор и профессиональный отбор, снижение непреклонности традиций и >бъективных требований деятельности современного человека, определяют ¡озможности исследования социальной уверенности как объекта философской юфлексии.

Возрастание роли социальной уверенности в социальных трансформациях современного общества, в том числе и при определении его уманистических перспектив, связано с необходимостью различать шдивидуальную и совместную деятельность людей. В индивидуальной деятельности исследователь сталкивается с решением проблемы субъект-збъективных отношений, в совместной - субъект-субъективных. Проблема эдияния социальной уверенности на стиль деятельности человека разработана зока очень недостаточно. Со своей стороны, автор указывает на влияние индивидуальных различий на интенсивность и разнообразие формирования и эазвития социальной уверенности.

Динамика психических составляющих социальной уверенности эпределяется наличием в деятельности человека состояний монотонии и утомления, возникающих в условиях монотонной деятельности как двигательного, так и интеллектуального содержания. Философский подход, таким образом, должен быть в значительной степени дополнен общенаучными исследованиями динамики психолого-педагогических компонентов социальной уверенности. Роль индивидуальных различий в определении социальной уверенности, ее основных характеристик и перспектив развития возрастает, что связано, прежде всего, с возрастанием динамики социальных процессов. В современных условиях, динамика социальной уверенности не только детерминируется типом социальной организации общества, но и, в свою

•чередь, выступает надежным индикатором социализирующих параметров шдивидуального и общественного развития.

Социальная уверенность определяет не только стиль и направленность ^ятельности личности, но и сказывается на выборе тех ситуаций •оциализации, в которых проявляется индивидуальность конкретного субъекта. Философская рефлексия позволяет ввести в круг анализа фоблемных ситуаций по теме социальную уверенность в стандартных, фивычных, а также и в высокореактивных ситуациях, стимулируемых как Зедностъю набора ситуаций деятельности, так и, высокой степенью фогнозируемого риска. Важное значение здесь имеет распределение эжиданий наказания (ущерба) и поощрения (приобретения).

Философская рефлексия создает новые возможности для выявления в социальной уверенности личностного фактора, определяющего динамические параметры индивидуальности в становлении и развитии организаторских способностей человека. Модель организаторской деятельности по приему и переработке заданной информации в вероятной социальной ситуации складывается на основе заключений о степенях способности индивида к организаторской деятельности. Категориальный аппарат социальной философии обеспечивает перевод вероятностной информации в комплекс жизненных и профессиональных установок современного человека. Это сложный процесс, в котором достоверность полученных результатов обеспечивается, прежде всего, за счет индивидуальных самооценок по признакам наличия, или отсутствия уверенности.

В философском исследовании социальной уверенности необходимо различать уровни развития группового взаимодействия, тех отношений, посредством которых люди выбирают конкретные ценности ориентации. В социальных группах высокого уровня развития доминируют деловые и ценностно-ориентационные отношения. Они, в свою очередь, определяют содержание и форму проявления межличностных отношений в уверенности. В диссертации установлено, что в группах с относительно неустойчивыми зциальными контактами активность индивидуальной социальной уверенности шжается и наоборот. Не подтвердился, кажущимся очевидным, тезис о сеобщем стремлении к коллективной пользе, идеалам добра и уманистическим ценностям. Для значительной части представителей бследованных социальных групп источником уверенности оказалось их частие в деятельности, связанной с нарушением прав других людей или норм [орали.

Индивидуальные различия в качественных характеристиках социальной веренности зависят от показателей социальной активности человека, степени довлетворения потребностей в общении, параметров оптимизма, шициативности, предприимчивости, оценки достигнутых результатов и тратификационных уровней. Философская рефлексия раскрывает зависимость 1ежду социальной контактностью и способностями человека. Особенно четко фоявляется роль социальной уверенности в сложных, стрессовых ситуациях. Три этом установлено, что у многих индивидов именно в напряженных, сложных ситуациях, возрастает продуктивность уверенности и >езультативность их деятельности оказывается гораздо выше, чем в «стандартной» ситуации. Перспективным для проведения самостоятельного социально-философского исследования является вопрос о выяснении связи социальной уверенности и эффективности совместной деятельности людей. Имеющиеся по этому вопросу факты очень противоречивы, однако функциональные взаимоотношения, реализуемые в определениях философской рефлексии социальной уверенности, требуют упорядочения на типологическом уровне. В то же время, типизация не избавляет от необходимости тщательно учитывать степень сложности конкретных социальных взаимодействий в разных видах общественно значимой деятельности людей.

Современное состояние всех сфер общественной жизни свидетельствует, что стремление к установлению предельной планомерности, заорганизованности, централизации сверху, приводит к обратному - к непредсказуемым, стихийно выливающимся последствиям, по сути дела, к желательному и труднопреодолимому кризисному состоянию. С такого рода эффектом бумеранга» человек сталкивается, если он не принимает во шмание обратные воздействия природных и социальных систем, еоднозначностъ и нелинейность этих связей.

Учет принципов самоорганизации сложных систем дает новые аправления анализа и управления процессами переоценки.

Во-первых, раз существует множество путей развития, т.е. путь развития е определен, не единственен, значит у человечества есть право выбора учшего, оптимального для него пути. Оптимальный путь развития надо ыбирать, его нужно вычислять, им нужно управлять.

Во-вторых, несмотря на то, что путей развития может быть очень много, х количество не бесконечно. Следовательно, в данной системе реализуемы [алеко не все те направления развития, которые представляются субъекту •еформаторской, переоценочной и тому подобной деятельностью. Знание ►граничений, того, что в принципе нельзя осуществить в данной системе, нание, о своего рода, принципах запрета - это само по себе очень ценное для [еловека знание, поскольку позволяет не тратить материальные средства, фемя и собственные усилия впустую.

Социальная философия, как и любая другая наука, производит шформацию определенного рода, а именно знания истинного, обобщенного характера, позволяющего предвидеть изменения в предмете рассмотрения. В социальной уверенности предлагается признать в качестве ведущей - функцию осуществления полезных действий, направленных на человека или группу. Комплексный подход к исследованию социальной уверенности как объекта философской рефлексии, позволяет выделить и ряд других основополагающих функций этого феномена: обеспечение концептуальной связи и преемственности исследовательской и практической работы в современных условиях; обеспечение восприятия новых идей, имеющих эмпирическое, логическое или прогностическое основание; совершенствование информационного обеспечения социализации человека в процессе образования, практической деятельности и профессиональной специализации; производство оригинальной полезной достоверной информации, а также новых научных знаний и новых вариантов их упорядоченности, новых классификаций предметов исследования.

Итак, социальная уверенность, как комплексная философская теория и специфическая практика, обеспечивает человека новым знанием и опытом для решения наиболее актуальных для современного общества задач.

Человек может описать, рассчитать желательные, оптимальные для себя и, что не менее важно, осуществимые «сценарии» развертывания событий и контуры грядущего. И самое главное, предвидя будущее желательное состояние и способы следования естественным тенденциям самоорганизации систем, человек может сократить время выхода на новую, более перспективную форму организации. Тем самым он может миновать многие зигзаги постепенного эволюционного пути, ускорить эволюцию.

Таким образом, все дело заключается в том, чтобы научиться определять этот набор естественных, собственных структур, характерных для каждой среды (системы), а также быть готовым следовать естественным тенденциям эволюции к ним. Проблема удержания системы в определенных формах, обуздания хаоса в природных и социальных системах превращается тогда в проблему их самоудержания. Сложная нелинейная система способна сама себя строить, структурировать, подобно тому, как строит, организует себя человек или наблюдаемая Вселенная в целом, нужно только правильно инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой системы.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Булкин, Андрей Николаевич, 2001 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации (диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1.века). - М.: Владос, 1994.

2. Аболин JI.M. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. - №4.

3. Авалмани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси: 1989.

4. Айламазьян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 1990. - №4.

5. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1991.

6. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, Наука. Сиб. отделение, 1990.

7. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1987.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.

9. Аникеева E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. - №2.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Просвещение, 1988.

11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Наука, 1970.

12. Антипов Г.С., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как ценностной системы. Новосибирск. 1988.

13. Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26, главы V. // Вопросы философии. -1998. №11.

14. Арефьева Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в юциальной практике и познания. М.: Наука, 1974.

15. Аристотель. Соч. В трех т. Т. 1. М.: Политиздат, 1969.

16. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросы философии. 2000. - №2.

17. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, ¡979.

18. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к сультуре достоинства // Вопросы психологии. -1990. - №5.

19. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. - №6.

20. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. - №7.

21. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. - №2.

22. Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - №9.

23. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России // Эбщественные науки и современность, 1994. №1.

24. Баженов Л.Б. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философии. -1981. №2.

25. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988.

26. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. - №6.

27. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности 7 Вопросы психологии. 1989. - №1.

28. Барботько Л.М., Войтов В.А., Мирский Э.М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 200. -№11.

29. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала ;оциально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

30. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.

31. Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // вопросы психологии. 1989. - №3.

32. Белый А. Символизм как миропонимание // Сост., вступ. ст. и прим. H.A. Сугай. М.: Республика, 1994.

33. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М.: Политиздат, 1990.

34. Бердяев H.A. Душа России. Л.: Сказ, 1990.

35. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Республика, 1994.

36. Бердяев H.A. Судьба России. Опыта по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.

37. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1983.

38. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 200. - №5.

39. Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма // Вопросы философии. -2000. №5.

40. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.

41. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1982.

42. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000.т.

43. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.

44. Борзых В.В. Моральная прогностика: методология, способы, проблемы. М: Знание, 1986.

45. Боровик B.C. Социальные механизмы взаимоотношения интересов и политической активности советской молодежи. М.: Политиздат, 1990.

46. Борязь В.Н. Молодежь. Методология проблемы исследования. Л.: 1аука, 1973.

47. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // вопросы философии. 2000 - №4.

48. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

49. Бреховских С.М. Основы функциональной системологии !атериальных объектов. М.: Педагогика, 1986.

50. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Политиздат, 1982.

51. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество-это народы. М.: Мысль, 990.

52. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Заука, 1971.

53. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев: Наукова думка, 1984.

54. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

55. Булкин А.Н. Философская оценка социальной уверенности. -Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.

56. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998. - №8.

57. Васков А.Г. Человеческое измерение прогресса. М.: Наука, 1990.

58. Васюков В.Л, Фундаментальный труд ученого // Вопросы философии. ■ 2000 №1.

59. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М.: Политиздат, 1990.

60. Вебер М. Философия и социология религии // Работы по социологии религии и культуры. Вып. 1. - М.: Республика, 1991.

61. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. - №4.

62. Виндельбанд В. Философия культуры. М.: Мысль, 1994.

63. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере (предисловие к убликации З.А. Сокулер) // Вопросы философии. -1998. №5.

64. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Наука, 1986.

65. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к »боснованию подхода // Вопросы психологии. -1990. №2.

66. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса // Вступ. Ст. и комент. 5.В. Сапова. М.: Респбулика, 1994.

67. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993.2.

68. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000 - №6.

69. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: кизненные и социально-политические ориентации // Социологические ^следования. 1993. - №1.

70. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы философии. 1998.1. ЧЬ1.

71. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

72. Гегель Г.В. Наука логики. М.: Политиздат, 1970.

73. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2 / Пер. с нем. ^.Петербург: Наука, 1994.

74. Гивишвили Г. В. О сверхсильном антропном принципе // Вопросы философии. 2000 - №2.

75. Гобозев И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Наука, 1987.

76. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: Пять избранных портретов. М.: Феникс, 1994.

77. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия -М: Мысль, 1982.

78. Горшков В.А. Общественность и подросток. Йошкар-Ола, 1971.

79. Горшков В.А., Фролов С.Ф. Методика проведения некоторых юциальных исследований. Йошкар-Ола, 1968.

80. Гранин Ю.Д. Марксов проект общественного переустройства: шлософско-социологический конспект // Социологические исследования -1991.-№6.

81. Гречаный В.В. Об аксиологическом аспекте философии. Л.: Наука, 973.

82. Гречаный В.В. Философско-методологическое значение ценностной фоблематики. Л.: Наука. 1976.

83. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы тсихологии. 1988. - №4.

84. Гулыга А.А. Кант. 3-е изд. М.: Соратник, 1994.

85. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. - №10.

86. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // В сб.: культурология XX века». Антология. М.: Наука, 1995.

87. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т.2 / Пер. с латин., Фр. - М.: Мысль, 1994.

88. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1974. - №2.

89. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. - №10.

90. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Просвещение, 1978.

91. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственные развития личности в наследии русских философов конца XIX-начала XX в. / Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. М.: 1994.

92. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Издательство МГУ, 1979.

93. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Мысль, 1967.

94. Дробницкий О.Г. Наука и ценности (состояние проблемы и ее постановка) // Философские науки. 1973. - №4.

95. Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и 1рикладных наук. 2000. - №1.

96. Дружинин В.В., Кокторов Д.С., Кокторов Н.Д. Введение в теорию сонфликта. М.: Знание, 1989.

97. Дубровиский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Просвещение, 1971.

98. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Семейная самоидентификация в физисном обществе // Социальная идентификация. М.: Институт социологии 3АН, 1993.

99. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация шчности // Социологические исследования. 1995. - №6.

100. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Тсихология мышления. М.: Мысль, 1965.

101. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Республика, 1991.

102. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории югуляции // Вопросы философии. 2000 - №3.

103. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977.

104. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 20001. Ы1.

105. Жеребин А.И. О прошлом и будущем одной иллюзии // Вопросы философии. 2000. - №10.

106. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

107. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. -1989. №6.

108. Захарова A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // вопросы психологии. 1989. - №1.

109. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Наука, 986.

110. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Логос, 1995.

111. Зенкин A.A. Новый подход к анализу проблемы парадоксов // Вопросы философии. 2000. - №10.

112. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998.7.

113. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.

114. Иванов A.B. Запад-Россия-Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). М.: Издательство МГУ, 1992.

115. Ивин A.A. Основная логика оценок. М.: Наука, 1970.

116. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Логос, 2000.

117. Иконникова С.Н. Молодежь. Социальный и социально-психологический анализ. Л.: Наука, 1974.

118. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека (социальный аспект). М.: Просвещение, 1972.

119. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М.: Просвещение, 1970.

120. Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии // Диалектика-теория познания: Историко-философские очерки. -М.: Политиздат, 1964.

121. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. 2-е изд. - М.: Наука, 1984.

122. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Просвещение, 1994.

123. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Наука, 1991.

124. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. - №12.

125. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. 1998. - №12.

126. Ищенко Н.П. Социальное становление советской молодежи. Киев: Наукова думка 1989.

127. Каган М.С. Философская теория ценности. С.Петербкрг: ТОО ТК (Петрополис», 1997.

128. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. - №4.

129. Кантор К. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. -1990. №2.

130. Катаров Е.Г. Политическая культура молодежи. М.: Политиздат, 1986.

131. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и свобода // Вопросы философии. - 1998. - №4.

132. Каргалова М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. М.: Молодая гвардия, 1990.

133. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы философии. 2000. - №9.

134. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. -2000 -№Ц.

135. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России // Вопрос философии. 2000. - №6.

136. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблемы «переоценки ценностей» Ч Проблемы ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966.

137. Климов Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопросы психологии. 1989. - №3.

138. Клягин B.C., Николаев В.И. Время и молодежь. Минск: Наука и техника, 1979.

139. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. -1998. №4.

140. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

141. Коршунов А.М. Социальное признание, ценность и оценка // Философские науки. 1977. - № 6.

142. Косарева Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии. 1987. - № 8.

143. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. 3-е нзд., Волгоград: Комитет по печати, 1996.

144. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Республика, 1991.

145. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. -1991. № 12.

146. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. М.: Наука, 1975.

147. Кузнецова А.Я. Социально-биологические аспекты социализации молодежи. Рига, 1977.

148. Кучуради И. Оценка, ценности и литература // Вопросы философии. -2000.-№10.

149. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - №6.

150. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. - № 9.

151. Ларошфуко Ф. Мемуары и максимы. М.: Политиздат, 1971.

152. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. - №6.

153. Лейбин В.Н., Новик И.Б. Критический анализ социально-философских предпосылок западной глобалистики // Элементы человеко-машинной системы моделирования процессов глобального развития. Вып. 3. -М: Просвещение, 1983.

154. Лекторский В.А., Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли // Вопросы философии. 1998. - №5.

155. Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975.

156. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. - №3.

157. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. -М: Молодая гвардия, 1990.

158. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: ДЕЛО, 2000.

159. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1994.

160. Лосский И.О. Бог и мировое зло./Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, А А. Яковлеев. М.: Республика, 1994.

161. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

162. Макаров А.И. Боэций о значении определения и описания для понимания категорий // Вопросы философии. 2000. - №5.

163. Макаров А.И. Нравственные ценности отечественной культуры и цивилизации // Современная цивилизация и моральные ценности. М.: Просвещение, 1982.

164. Максименко С.Д. Проблема в возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. - №4.

165. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. 2000. - №12.

166. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Наука, 1990.

167. Маркович А. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989.9.

168. Маркс К., Энгельс Ф. // Пол. Соб. Соч. Т.Т. 2, 3, 6, 21, 22. - М.: Политиздат, 1965.

169. Маршакова-Шайкевич И.В. Анализ вклада России в развитие социальных и гуманитарных наук // Вопросы философии. 2000. - №8.

170. Маслов В.П. Томаш Масарик и роль личности в истории // Вопросы философии. 2000. №8.

171. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и гворчества // Психологический журнал. -1984. №1.

172. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М: Наука, 1972.

173. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Издательство СГУ, 1995.

174. Медведев Н.П. Ценности и их роль в жизни общества. Ставрополь: здательство СГУ, 1993.

175. Миголатьев A.A. О человеческих потребностях // Социально-олитический журнал. 1998. - №6.

176. Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного ознания. М.: Наука, 1990.

177. Мильдон В.И. Миллениумы русский западный: образы эсхатологии // »опросы философии. 2000 - №7.

178. Миронов А.Ю. Историзм и теология // Вопросы философии. 2000.foil.

179. Моисеев H.H. Философия истории и современность // Социально-олитический журнал. 1993. - № 8.

180. Молодежь и демократизация современного общества: оциологический анализ // Под ред. Щавеля С.А. Минск, 1990.

181. Монтель М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст., римеч. В.П. Яковлев. Ростов-на-Дону. - Изд-во «Феникс», 1998.

182. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Л.: здательство ЛГУ, 1987.

183. Москаленко В.В. Социализация личности (философский аспект), иев: Наукова думка, 1986.

184. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Издательство ЛГУ, 983.

185. Мшвениерадзе В.В. Философия политической культуры. М.: рометей, 1989.

186. Народонаселение: энциклопедический словарь. М.: Большая оссийская энциклопедия, 1994.

187. Нарский И.С. Ценность и полезность // Философские науки. 1969.1. ЬЗ.

188. Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба сборник обзоров). АН СССР ИНИОН. М.: 1988.

189. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании М.: Тросвещение, 1975.

190. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. ->000 №10.

191. Ожогов Ю.П. Политическая культура молодежи. М.: Политиздат, 1981.

192. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. - №2.

193. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. - №2.

194. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Наука, 1977.

195. Пантин И., Плимак Е. Идеи Маркса на переломе человеческой дивилизации // Коммунист. М.: 1990. - №4.

196. Петровская JI.A. Компетентность в общении. М.: Издательство МГУ, 1989.

197. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.

198. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1969.

199. Платон. Соч. В трех томах. Т. 3. - М.: Политиздат, 1972.

200. Плеханов Т.В. Философия истории. М.: Просвещение, 1989.

201. Постмодернизм и культура (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1993. -№3.

202. Пригожин А.И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1998. - №8.

203. Пригожин А.И. Сущность переходных процессов // Социология перестройки. М.: Республика, 1990.

204. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. - №3.

205. Ракитов А.И. Историческое познание. М.: Просвещение, 1982.

206. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали / Пер. С анг. М.: 1996.

207. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.И. Щербаков. М.: Педагогик, 1990.

208. Розин В.М. Учение Данила Андреева «Роза мира» // Вопросы философии. -1998. -№2.

209. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии. 2000. - №4.

210. Росси Ф. Дж. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. 2000. - №7.

211. Российская ментальность («круглый стол») // Вопросы философии. -1994. №1.

212. Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. - №4.

213. Рылеева С.Н., Козлова Н.Д. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества // Общественные науки и современность.1992.-Mil.

214. Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000.7.

215. Секст Эмпирик. Соч. В двух т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1976.

216. Семенов Л.И. Молодежная политика. М.: Наука, 1991.

217. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность и безопасность // Социально-политический журнал. 1996. - №3.

218. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Издательство ЛГУ, 1990.

219. Синкевич З.В. Молодежная культура: «За» и «против». Заметки социолога. Л.: Наука, 1990.

220. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

221. Смирнова Е.Д. Логика и философия // Вопросы философии. 2000. -№12.

222. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.

223. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Политиздат, 1989.

224. Соловьев Вл. Русская идея. В сб. «Русская идея». М.: Политиздат,1992.

225. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по теории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991.

226. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Под ред., сост. И зредисл. А.Ю. Согамонов: Пер. с английского М.: Политиздат, 1992.

227. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации 7 Вопросы философии. -1989. №10.

228. Степин B.C. Научное познание как опережающее отражение практики '/ Практика и познание. / Под ред. Д.П. Горького, A.A. Ветрова. М.: Наука, 1973.

229. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической иссиологии. -М.: Республика, 1994.

230. Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки. / Под общ. ред. Иудина A.A., Овсянникова A.A. М.: Молодая гвардия, 1990.

231. Тахо-Годи A.A. Два фрагмента из «Дополнений к «Диалектике мифа»» // Вопросы философии. 2000. - №3.

232. Теория организации: Учебник. / Под ред. В.Г. Алиева. М.: Луч, 1999.

233. Тиме Г.А. Пессимизм духа и оптимизм Абсолюта («Переживание» мысли Шопенгауэра и Гегеля в России XIX века) // Вопросы философии. -2000. №7.

234. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1976.

235. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Политиздат, 1991.

236. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: 1990.

237. Тоффлер О. Будущее труда. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М.: наука, 1986.

238. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Наука, 1960.

239. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JL: Наука, 1968.

240. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прометей, 1990.

241. Уварова Е.Л. Молодежь и реальность современного мира. Харьков, 1990.

242. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Политиздат, 1985.

243. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Политиздат, 1973.

244. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Политиздат, 1966.

245. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Просвещение,1990.

246. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Просвещение, 1985.

247. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и H.A. Саломатина. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.

248. Фатхутдинов P.A. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., тереработанное и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

249. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - №4.

250. Фейгенберг И.М., Ровинский P.E. Информационная модель будущего сак программа развития // Вопросы философии. 2000. - №5.

251. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. - М.: 1955.

252. Философия и ценностные формы сознания. М.: Политиздат, 1978.

253. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.

254. Фомина А.П. НТР и измерение ценностных ориентаций. Л.: Издательство ЛГУ, 1982.

255. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. -1990. № 6.

256. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000.

257. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979.

258. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М.: Наука, 1975.

259. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Республика, 1992.

260. Хамиков М.С. Общественное мнение студенчества: проблема эбщественно-политической активности. -М.: Педагогика, 1988.

261. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.

262. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.

263. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. ■ Петрозаводск, 1984.

264. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - 2-е изд. - М.: ЯНФРА-М, 1996.

265. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

266. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и 5ессмертии. XIX век / Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред) и др. М.: Политиздат, 1995.

267. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Издательство МГУ, 1992.

268. Швейцер А. Культура и этика. М.: Просвещение, 1973.

269. Шелер М. Избранные произведения. М.: Кентавр, 1994.

270. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и 1римеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1992.

271. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М.: Трометей, 1993.

272. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организации и метод развития соллективной мыследеятельности. // Нововведения в организациях. М.: Толитиздат, 1983.

273. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный осподином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1977.

274. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. 2000. - №9.290

275. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения денностных ориентаций и наблюдаемого поведения. Тбилиси, 1970.

276. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994.

277. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.:1. Цобросвет, 1998.

278. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Изд. Второе. М.: Политиздат, 1994.

279. Attitudes, conflict and social change // Ed. By R. King. New-York-London, 1972.

280. Dahrendorf R. Homo Soziologicus. Opladen, 1973.

281. Lapierre T. Social change. New-York, 1965.

282. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: Free press, 1957.

283. Social development and social change. New-York, 1980.

284. Toynbee A.D. A study of history. V. 1-12. 1934-1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.