Феномен мифологии в политической жизни России: 90-е гг. XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Горбатова, Наталья Валентиновна

  • Горбатова, Наталья Валентиновна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 160
Горбатова, Наталья Валентиновна. Феномен мифологии в политической жизни России: 90-е гг. XX века: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Санкт-Петербург. 2004. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Горбатова, Наталья Валентиновна

Введение

Глава 1 Анализ феномена политичой мифологии в теоретичих концепциях индриализма

1.1. Политичий миф как элемент идеологии и утопии в теоретичих концепциях К.Мар, К.Мангейма, К.Г.Юнга

1.2. Эволюция политичого мифа от идеологии к технологии политичой борьбы в работах А.Ф.Лва, К.Леви-Стр, Р.Барта, Э.Кирера)

Глава 2 Теоретические подходы и концепции политической мифологии периода пиндриализма

2.1 Анализ политической мифологии в работах теоретиков постиндустриализма (Ю.Хабермас, Н.Луман, О.Тоффлер,

М.Кел С.Хантингтон)

2.2^ Исследования политического мифа в России 90-х гг. XX века.

Глава 3 Отражение политического процесса России в идеологических мифологемах и технологиях управления мовымзнанием

3.1. Влияние мифологем коммунизма, либерализма, консерватизма на динамику политичого проца Рии

3.2. Технологии внедрения политичих мифов в мовоезнание

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен мифологии в политической жизни России: 90-е гг. XX века»

Актуальность исследования. Современная политическая действительность России наполнена мифологическими конструкциями не в меньшей степени, чем традиционные общества, и поэтому вполне объясним интерес ученых-политологов к проблемам мифологии. В конце XX века миф превратился в одно из эффективных средств политического воздействия, что обусловлено тенденциями глобализации, информатизации и демократизации, приведшими к глубоким изменениям в культурной, технологической и социально-политической сферах жизни общества. Эти изменения характеризуются широким применением информационно-коммуникативных технологий во всех областях общественной жизни, влиянием виртуальной реальности на умы, чувства и поведение больших масс людей, новыми механизмами и организационными формами в информационном обеспечении государственной власти и политического управления.

В политической мифологии постсоветской России как специфической виртуальной системе причудливо переплелись мифы и утопии, идеологии и технологии, что создает определенные сложности для отражения и понимания политических процессов, идущих в стране. В России период 80-90-х гг. XX века стал этапом крушения старых и рождения новых политических мифов, развенчанием социальных утопий и возрождением идеологий, в большей степени соответствующих реалиям времени. Изменение политической системы и демократизация общественной жизни, способствовали возрождению таких идеологий, как либерализм, консерватизм, радикальные политические течения. Однако в последнее десятилетие новым идеологиям не удалось полностью заполнить образовавшийся после крушения коммунистической идеологической монополии духовный и психологический вакуум, что отразилось в тенденциях деидеологизации и широкого применения политических и информационных технологий.

Особую популярность среди методов политического управления в XX веке приобрели технологии политического мифотворчества. Помимо того, что техника мифотворчества активно используется в политической борьбе внутри страны, она является одним из методов ведения информационных войн между государствами. В связи с этим изучение структуры, функций и методов использования социальных, культурных и политических мифов, а также способов их возможной ч дезактивации и демифологизации становится значимым для обеспечения национальной безопасности.

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной исследованностью проблемы и весьма малым количеством специальных работ, посвященных месту и роли политической мифологии в отражении субъектов, объектов, ситуаций и этапов развития политического процесса с 90-ых гг. XX века - по настоящее время. Несмотря на частое использование данного термина в научной среде и в обыденном сознании, а также в периодической печати, анализ содержания и сущностных характеристик феномена политической мифологии исследованы еще недостаточно. Существующая литература по вопросам мифологии в основном относится к смежным с политологией областям обществознания: культурологии, социологии, антропологии, философии, рекламе и связям с общественностью. В тоже время наблюдается активный интерес к данной теме отечественных практиков, работающих в сфере политических технологий, политического маркетинга и консалтинга, политической рекламы и связей с общественностью, что свидетельствует о необходимости ее изучения и политологами-теоретиками. Систематизация и теоретический сравнительный анализ научных и периодических источников служат основой для выявления различных аспектов политической мифологии, тенденций эволюции российской политической мифологии, а также уточнения роли и функций политического мифа сегодня.

Степень разработанности темы. Интерес к мифологии как предмету научного исследования имеет глубокие корни в разных сферах знания и не теряет своей актуальности от античности (Платон, Евгемер и др.) до наших дней. Основы исследования мифологии были заложены в классических трудах по теории мифа. В работах отечественных и зарубежных философов, этнографов, культурологов, социологов были разработаны методологические подходы к изучению мифа, базовое понятие мифа и мифологии, функции мифа в обществе. Особо можно выделить функциональный подход к исследованию мифологии (Бахтин М.М., Малиновский Б., Фрэзер Дж.), социологический подход (Дюркгейм Э, Леви-Брюль Л.), психологический (Вундт В., Фрейд 3., Элиаде М.).

Отечественные лингвисты-семиотики внесли свой значительный вклад в теорию мифа, разрабатывая проблемы семантики (Богораз В.Г., Золотарев A.M.,

Мелетинский Е.М., Токарев С.А., Шахнович М.И. и др.). Фольклористы и этнографы изучали структуру и композицию мифологических сюжетов (Пропп В.Я., Стеблин-Каменский М.И.).

Работы, непосредственно связанные с темой диссертации, рассматривают три основные группы теоретических проблем:

1) роль мифологии в политической жизни общества;

2) коммуникативные проблемы политической мифологии;

3) политическая мифология и информационные технологии как новый метод управления социумом.

К первой группе мы относим работы Маркса К., Мангейма К., Лосева А.Ф., Матца У., которые положили: начало осмыслению как специфики мифа и мифологического сознания в целом, так и феномена политической мифологии в частности, определили роль политических мифов как основополагающих элементов идеологии.

Вторая группа работ (Юнг К.Г., Леви-Стросс К., Барт Р., Кассирер Э., Хабермас Ю., Луман Н.) посвящена анализу современных проблем коммуникации. В работах этого типа рассматриваются знаково-символическая природа мифов, архетипы массового сознания; анализируются процессы распространения политических мифов в социуме и механизмы их передачи, препятствия, стоящие на пути прохождения мифологической информации. В данных работах были заложены основы современного социального программирования массового сознания. Сюда же можно отнести работы, изучавшие манипулирование массовым сознанием (Хоркхаймер М. и Адорно Т., Фромм Э., Маркузе Г., Шиллер Г. и др.).

В теоретических трудах третьей группы (Кастельс М., Маклюэн М., Тоффлер О., Хантингтон С.) анализируются инновационные процессы, происходящие в политической и культурной сферах постиндустриального общества, особенности его политической и публичной сфер, где социально-политической мифологии отведена одна из ключевых ролей.

Обращаясь к современным отечественным исследованиям, нужно отметить, что в отечественной политической науке еще в 60-80-е гг. XX века политическая мифология изучалась в основном при исследовании проблем идеологической борьбы. В данный; период политический миф рассматривался как сугубо искусственное порождение буржуазной пропаганды.

Работы современных авторов, которые непосредственно относятся к теме диссертации, можно классифицировать следующим образом:

- исследования, рассматривающие миф как форму массового сознания (Берус В.В., Гуторов В.А.; Полосин B.C., Прохоров И.А., Шестов Н.И и др.)

- работы, определяющие миф как технологию осуществления политической власти и сопутствующие ему технологические формы: имидж, манипулирование, политическая реклама (Гавра Д.П., Доценко Е.Л., Егорова-Гантман Е.В., Кара-Мурза С.Г., Королько В.Г., Почепцов Г.Г., Станкевич JI.T, Филиппов Г.Г., Цуладзе

A.M. и др.)

- исследование современных СМИ и их роли в политической жизни общества (Ачкасов В.В., Варустин Л.Э., Гуторов В.А., Сидоров В.А. и др.)

- исследования информационных технологий и технологий ведения информационных войн (Бессонов Б.И., Зверинцев А.Б., Лисичкин В.А., Сморгунов Л.В., Шелепин А.А. и др.)

- работы по психологии политики (Дилигенский Г.Г., Гозман Л.Я., Одайник

B., Шестопал Е.Б. и др.);

- работы, посвященные анализу форм современных общественного сознания и идеологиям (Зиновьев А.А., Зюганов Г.А., Хакамада И.М., Явлинский Г.А., Яковлев А.Н.и др.).

Теоретико-методологическую базу исследования политической мифологии составляют современные представления политологии о феномене мифа и его использовании^ в политике, а также теоретические выводы и наблюдения специалистов таких дисциплин, как философия, социология, теория и социология управления, конфликтология, психология. В ходе исследования были использованы системный подход, структурно-функциональный подход, сравнительно-исторический анализ, методы анализа и синтеза. Эмпирическая база исследования включает совокупные сведения, факты и данные классических трудов по теории мифа, отечественных и зарубежных монографий, журнальных статей, а также текущих публикаций периодической печати.

Объект диссертационного исследования - политическое сознание российского общества переходного периода.

Предмет диссертационного исследования - политическая мифология как элемент и способ отражения современного политического процесса в России.

Основная цель диссертационной работы - исследовать роль и место политической мифологии в современном российском политическом процессе; уточнить сущность основных элементов политической мифологии; выявить степень их влияния на массовое сознание и поведение.

Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «политическая мифология», выявить составные элементы политической мифологии, а также структуру политического мифа, определить основные функции, выполняемые политическими мифами в современном обществе;

- исследовать этапы эволюции и становления научных взглядов на политический миф в индустриальный и. постиндустриальный периоды развития общества;

- рассмотреть влияние политических мифологем либерализма, консерватизма, коммунизма на массовое сознание и современный политический процесс в России;

- проанализировать развитие технологий мифотворчества и их применение в политической сфере.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1) дан системный анализ основных теоретических подходов к изучению политической мифологии;

2) проведен сравнительный анализ понятий «идеология» и «мифология» в период конца XIX - начала XXI века;

3) обобщен и введен в научный оборот новый теоретический материал, касающийся использования технологий мифотворчества в политическом процессе;

4) обобщены функции политического мифа в жизнедеятельности общества, сформулировано определение политического мифа как технологии борьбы за политическую власть.

Положения, выносимые на защиту:

- политическая мифология может быть представлена как совокупность элементов, описывающих политическую реальность определенным образом, заданным создателями мифов. Основными элементами этой совокупности являются политические мифы, идеологии, утопии, позволяющие наиболее полно осмыслить многообразные политические процессы;

- политическая мифология оказывает значительное воздействие на политическую реальность, формируя управленческие воздействия и стимулируя заранее определенные типы поведения индивидов и групп;

- современная политическая мифология включает технологические элементы, связанные с появлением медиатоталитаризма, возникающего в информационном обществе. Информационные технологии тиражируют политические мифы, поскольку мифы обладают ярко выраженной эмоциональной окраской и дают упрощенное, схематизированное представление о событиях, явлениях и людях.

- в информационном обществе политические идеологии подвергаются процессу мифологизации и преподносятся как набор мифологем, обращенных к эмоциональной сфере массового сознания. В таком виде идеологические постулаты быстрее и эффективнее усваиваются массовым сознанием, что и приводит к подмене идеологического противоборства продуктами массовой культуры, внедряемыми информационно-коммуникативными технологиями.

Научно-практическая значимость работы:

1) положения и выводы диссертационного исследования дополняют и развивают исследования других авторов по проблемам политической мифологии и политических технологий в сфере управления;

2) материалы, положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекций, спецкурсов и семинаров по управлению общественными отношениями, избирательным технологиям, манипулированию массовым сознанием;

3) материалы исследования могут быть использованы политическими движениями и партиями, их лидерами в рамках своей профессиональной деятельности.

Апробация. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора, докладах и выступлениях на всероссийских и межвузовских конференциях: межвузовской аспирантской конференции, проходившей в СевероЗападной академии государственной службы (2002 г.), межвузовской конференции «Религия и политика» (2002 г.). Ряд положений и идей диссертационного исследования был использован автором при подготовке лекций и практических занятий по курсам «Информационная безопасность», «Современные массовые коммуникации» в Российском педагогическом университете им. Герцена, а также в 8 курсе «Управления общественными отношениями» в Северо-Западной академии государственной службы. Диссертация прошла обсуждение на кафедре политологии Северо-Западной академии государственной службы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Горбатова, Наталья Валентиновна

Заключение

Осмысление феномена политической мифологии, происходившее в рамках концепций индустриального и постиндустриального периода, позволяет определить политическую мифологию как систему духовных элементов, определенным образом (угодным создателям мифов), описывающих политическую реальность. Основными элементами этой системы являются политические мифы, идеологии, утопии, социальные стереотипы, позволяющие наиболее полно осмыслить многообразные политические процессы. Политическая мифология не только описывает политическую реальность, но и оказывает влияние на нее, формируя управленческие воздействия, стимулируя заранее определенные типы поведения индивидов и групп.

Современная политическая мифология включает технологические элементы, связанные с появлением медиатоталитаризма, возникающего в информационном обществе. Новые средства массовой коммуникации (СМК) предоставляют политической элите невиданные ранее возможности воздействия на массовое сознание. «Визуальная культура», созданная средствами массовой коммуникации в результате соединения текста, звука и образа в единое целое, успешно транслирует образы и символы в ущерб информации, построенной по законам логики. СМК создают «мозаичное» информационное поле, картинки в котором меняются незаметно для потребителя информации и в соответствии с желаниями хозяев СМК, что в целом способствует мифологизации информационного пространства и массового сознания. Информационные технологии тиражируют мифы (в т.ч. политические), поскольку мифы обладают ярко выраженной эмоциональной окраской и дают упрощенные представления о событиях, явлениях и людях, что органично вписывается в «визуальную» культуру.

В информационном обществе политические идеологии также подвергаются процессу мифологизации и преподносятся как набор мифологем, обращенных к эмоциональной сфере массового сознания. В таком виде идеологические постулаты быстрее и эффективнее усваиваются массовым сознанием. Еще одним преимуществом мифа является то, что зачастую он менее категоричен, не требует интеллектуальных усилий для восприятия, более поэтичен, чем идеологические постулаты, и позволяет привлечь к себе большее количество приверженцев. Все это приводит к замене конкуренции политических программ конкуренцией образов и лозунгов, замене идеологического противоборства политической рекламистикой.

Данные тенденции находятся в русле мирового развития и процесса глобализации мирового сообщества в экономической и социально-политической сферах, а также усиления тенденций информатизации и технологизации политической сферы. Развитие электронных средств массовой коммуникации, расширение возможностей их применения в различных областях жизнедеятельности общества будет и в дальнейшем способствовать мифологизации действительности. Переход человечества к эпохе «виртуальной реальности» меняет не только способы принятия решений в сфере государственного управления, но и изменяет тип политической коммуникации в целом: методы взаимодействия с избирателями, процесс голосования, возможности получения информации и влияния на ситуацию. В связи с этим политические мифы становятся одним из эффективных и долгосрочных методов влияния на групповое и индивидуальное сознание и поведение.

Внедрение электронных коммуникаций в политический процесс несет в себе противоположные тенденции, одна из которых усиление манипулирования и мифологизации как отдельных личностей и их роли в политической истории, так целых народов и государств. Способы «навязывания» мифов деформируют как структуру, так и сознание реципиентов, лишая их способности и возможности противостоять информационному натиску и принимать осмысленные, самостоятельные, взвешенные политические решения.

Вместе с тем необходимо отметить потребность массового сознания в существовании политических мифов. Образные, упрощенные схемы представления действительности и перспектив развития позволяют людям чувствовать свою компетентность при обсуждении ряда сложных социально-политических проблем, легитимировать их участие в процедурах принятия решений. Политические мифы создают иллюзию участия населения в политическом управлении.

Политические мифы в современном обществе принимают на себя целый ряд функций:

- познавательная функция и функция интерпретации действительности (описание и упрощенное объяснение политической системы в символических формах и образах, создание мифологической реальности);

- интегративная (причисление индивидом себя к той или иной социальной группе в соответствии с делением по признаку "свой-чужой", "друг-враг");

- легитимация политического строя и политической элиты (легитимация на основании традиций и обычаев, прецедентов прошлого, массовых стереотипов);

- суггестивная (миф программирует индивидов, внедряет новые схемы поведения в массовое сознание)

- функция гармонизации отношений индивида и социума, социальной группы и ее окружения (социум определяет ценностную шкалу в соответствии с общественными интересами племени, общины, города, государства);

- функция моделирования (данная функция осуществляется посредством повествования о событиях прошлого, предлагающего схемы взаимоотношений, модели поведения. Эта же функция является основополагающей для мифа, выступающего в качестве технологии воздействия).

Политические идеологии, представленные в партийном спектре современной России, могут быть отнесены к трем основным течениям: коммунизм, либерализм и консерватизм, в которых мифологемы являются одним из базовых элементов. И коммунизм, и либерализм, и консерватизм включают в собственные доктрины общечеловеческие мифы. «Идеи равенства и братства», «общество всеобщего благоденствия», «общество равных возможностей», «золотой век человечества», с одной стороны, и противоположные мифы «о внешнем и внутреннем враге», «об империи зла» и другие, делают мифы инструментом психологической стабилизации или дестабилизации массового сознания.

Для отечественных партийных программ и лозунгов характерно соединение коммунистической и либерально-демократической мифологии. Как один из основных используется «миф евроцентризма», что прослеживается не только в выступлениях лидеров партий демократического направления («Яблоко», СПС, «Единая Россия»), но и КПРФ. Партии не только пользуются старыми мифами, но и создают новые, соответствующие реалиям дня. Исследуя политические мифы и последствия их влияния на массовое сознание, можно сделать вывод об эклектичности российской политической мифологии, а также об отсутствии на данном этапе в российском обществе основополагающих (системообразующих и организующих) мифов, способных стабилизировать массовое сознание сохранять русский этнос как единую структуру.

Ведущая роль в производстве мифов принадлежит интеллигенции, как социальной группе, которая в силу своего образования, рода деятельности и социального положения выполняет функции социализации, информирования и контроля за нравственным состоянием общества и политической элиты. Интеллигенция имеет возможность анализировать, комментировать и интерпретировать происходящие в обществе процессы и события, а также высказывать собственную точку зрения через средства массовой коммуникации, тем самым формируя мировоззрение населения. Интеллигенция, занимающая лидирующие позиции в средствах массовой информации, образовании, культуре, является ключевой группой воздействия на массовое сознание и поведение, поскольку она транслирует усвоенные ею мифологемы на другие социальные группы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Горбатова, Наталья Валентиновна, 2004 год

1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., СПБ., 1997. - 361 с.

2. Айзатулин Т.А., Кара-Мурза С.Г., Тугаринов И.А. Идеологическое влияние евроцентризма// Социс. 1995. - №4. С. 27-39

3. Андреев А.Л. Социальное ядро нации (средние слои в современном российском обществе)//ОНС.- 2000. №3. С. 76-87

4. Аргунова Е.В. Манипулирование массовым сознанием. Канд. дисс. СПб,2001.- 180 с.

5. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во имени Сабешниковых, 2000.- 345 с.

6. Богомолов Ю. Политический театр начинается с пиара //Известия.-06.08.2003

7. Берус В.В. Современная социально-политическая мифология// Политическая жизнь и мысль: история и современность.- Барнаул, 1993. С. 50-53

8. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сегодня и завтра// ПР-диалог.- 2003. -№2-3(25-26). С. 10-13

9. Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации// Новая и новейшая история. 1991. - №5. С. 23-28

10. Ю.Гневашина М.В. Футурологическая концепция Э.Тоффлера: критический анализ. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ф.н. М, 1987. - 29 с.

11. П.Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996. -278 с.

12. Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995. - 195 с.

13. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры в НЛП. М.: С.Е.Т.Б., 1994. -218с.

14. Горин Н. Русские сказки: окно в Россию// Власть. -2000.>№9 С.51-60

15. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения.- М.: Изд-во сервис: гном и Д, 2000. 224 с.

16. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий.// http://websites.pfu.edu.ru/IDO/period/rudn/nl99/page9.htm

17. Грушевицкая Т.В., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., ЮНИТИ, 2002. - 356 с.

18. Гусев Д, Матвейчик О., Хазеев Р., Чернаков С. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь: Студия «Зебра»,2002.- 187 с.

19. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. - 175 с.

20. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001.- №3. С.72-83

21. Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции//Полис.- 2001. 1. С. 157-168

22. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-351 с.

23. Жмыриков А. Н. Как победить на выборах. Психотехника эффективного проведения избирательной кампании Обнинск, 1995. -152 с.24.3асурский И.И. Масс-медиа второй республики. История СМИ России в 90-е гг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 270 с.

24. Захаров А.В. Народные образы власти. // Полис. 1998. - №1 С.25- 30

25. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Союз, 1997. - 286 с.

26. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1995. - 461 с.

27. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. - 637 с.

28. Зюганов Г.А. Современная русская идея и государство. М.: «РАУ-корпорация», 1995,- 123 с.

29. Зюганов Г.А. Вера и верность. Русское православие и проблемы возрождения России. М.: Б.л., 1999. - 86 с.

30. Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход? М.: газета «Правда», 2001. -47 с.

31. Егорова-Гантман Е.В. Политическая реклама. М.: Центр полит, консульт. «Николо М»: Дизайн клаб, 1999. - 236 с.

32. Ермольская И.А., Захаров А.А. Мифы и мифологическое сознание// Вопросы философии. 1986. -№ 7. с. 33-41

33. Калькова В.Л. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М, 1991.-32 с.

34. Камерон-Бендлер Л. Программируемые программы для Вашего наилучшего будущего. -М.: С.Е.Т., 1995. 255 с.

35. Камерон-Бендлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж, 1993. - 248 с.

36. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 832 с.

37. Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1989. - 765 с.

38. Кассирер Э. Техника создания политического мифа// Октябрь. 1993. - №7. С.153-164

39. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Фирма «Гардарика», 1998. -779 с.

40. Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. - 453 с.

41. Кассирер Э. Философия символических форм. СПб.: Унив. кн., 2002. - 279 с.

42. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

43. Киреевский И. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. - 439 с.

44. Косарев А. Философия мифа. М.: Университетская книга, 2000. - 183 с.

45. Козина Е.С. Композиция волшебной сказки как базовая структура современной политической мифологии в России// Вестник МГУ. Серия журналистика. 1999.- №3 С. 17-27

46. Корзун А., Филимонова А. Александр II примирил Лужкова с Немцовым// Известия. 18.07.2002

47. Кошелюк М.Е. Выборы. Магия игры. Технологии победы. М.: Макцентр, 2000.-191 с.

48. Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность// Вопросы философии. 1999. - №1. С.3-17

49. Кургинян С.Е. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. М.: Политиздат, 1990. - 93 с.

50. Кургинян С.Е. Седьмой сценарий. В 3 ч. М., 1992. - 110 с.

51. Ле Э. Лингвистический анализ политического дискурса: язык статей о чеченской войне в американской прессе//Полис. 2001. - №2. С. 93-113

52. Лебедь А.И Идеология здравого смысла. М.: Русь-фильм, 1998. - 110 с.

53. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 535 с.

54. Левин А.Е. Миф, технология, наука // Природа. 1997. - №3. С. 91-99

55. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 479 с.

56. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Издательство политической литературы, 1991. - 320 с.

57. Луман Н. Власть.- М.: Праксис, 2001. 249 с.

58. Луман Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1994. С. 272-277

59. Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. 1992. -№ 1. С. 19-23

60. Лурье Я.С. Александр Солженицын эволюция его исторических взглядов// «Звезда». - 1994. - № 6. С.117-125

61. Мангейм К. Идеология и утопия. В 2-х ч. М.,1976.

62. Маркс К. Фридрих Э. Манифест Коммунистической партии. М.: Прогресс, 1986. -70 с.

63. Маркс К. Фридрих Э. Немецкая идеология. М.: Госполитиздат, 1956. - 615 с.

64. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна. Хрестоматия. СПб: Изд-во СЗАГС, 2001. С. 138-164

65. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во вост. лит., 1958. - 264 с.

66. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -407 с.

67. Мельник Г. Политический маркетинг: игра без правил // ПР-диалог.- 1999.-№4. с.5-7

68. Минченко Е. Н. Как стать и остаться губернатором.- Челябинск: Урал, 2001. 478 с.

69. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.

70. Назаров М.М., Папантиму М.А. Знаковая структура телевизионной политической рекламы// Полис. -2001.- №2. С.147-159

71. Никитин Ю.В. Политическая мифология и национальная идентичность// http://www.vsu.ru/sciene/sch-sem/publication/docs/nikitin.html

72. Носовский Г.В., Фоменко АЛ\ Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю. В 2-х кн.- М.; Олимп; ООО «Фирма» «Издательство ACT», 1999. -624 с.

73. Панарин И.Н. Информационная война и власть. — М.: ИД «Мир безопасности», 2001. 224 с.

74. Партия, объединяющая общество// Труд. 30.11.2001.

75. Пастухов В.Б. Конец русской идеологии. Новый курс или новый путь?// Полис.-2001. -№1. С 49-64

76. Петров Л.В. Мода как общественное явление. (Анализ в социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. 32 с.

77. Петров С.О. Мифологизация или идеологизация науки? Феномен марксизма// Вестник СПбГУ. Сер. Философия, политология, социология, психология, право. СПб, 1992. №4. с. 3-10

78. Платон. Государство. -М.: Изд-во соц.-эконом. литературы «Мысль», 1971. 168 с.

79. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. Исследование политической мифологии.- М.г Ладомир, 1999. -440 с.

80. Посконина О.В. Никлас Луман о политической и юридической подсистемах общества. Ижевск: Изд-во Удмурткого ун-та, 1997. - 122 с.

81. Посконина О.В. Общественно-политическая теория Н.Лумана: методологический аспект. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1997.- 221 с.

82. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. К.:Изд. «Ваклер», 2001. - 214 с.

83. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. К.:Изд-во: ВАКЛЕР, 2001. - 656 с.

84. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», 2000. - 453 с.

85. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук, 2000. С.613.

86. Прохоров И.А. Социально-гносеологичекие корни современных мифов, их природа и функции. Авт. дис. на ст. к.ф.н. — М., 1983. 21 с.

87. Российская многопартийность в спектре мнений// Свободная мысль. 2001. -№10. С 35-42

88. Сараскина Л. Россия опять собирается с мыслями// «Звезда». 1994. - №6. С. 109-117.

89. Свасьян К.А Философия символических форм Э.Кассирера: критический анализ. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. - 238 с.

90. Сиберт Ф и др. Четыре теории прессы.- М.: Нац. Ин-т прессы: Вагриус,1998.-223 с.

91. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии.-М., 1996.-283 с.

92. Согрин В. Интеллигенция и реформы// ОНС. 1993. - №1. С. 4-11

93. Солженицын А.И. Американские речи. Paris: УМСА-Press, 1975. - 107 с.

94. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: «Русский путь». 1998. - 206 с.

95. Солженицын А. Речь в Вашингтоне 30 июня 1975 года перед представителями профсоюзов АФТ-КПП// «Звезда». 1994. - № 6. С.20-32

96. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции.// Полис.-2001.-№2. С.5-24

97. Станкевич Л.Т. ПР-технологии в политическом маркетинге // ПР-диалог.1999. №4. С.5-6

98. Тахо-Годи А.А. От диалектики мифа к абсолютной мифологии// Вопросы философии. 1997. - №5 С. 167-178

99. Темппест Р. К проблемам героического мировоззрения (Солженицын и Ницше)// «Звезда». 1994. - №6. С. 93-109

100. Товмасян Н.С. Критический анализ социальной философии А. Тоффлера. Авт. дис. на ст. к.ф.н. Ереван, 1985. - 18 с.

101. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация,- М.: АН СССР. Инс-т социологии, 1991. 46 с.

102. Тоффлер О. Футурошок. СПб: Лань, 1997. - 461 с.

103. Тоффлер О. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века М.: ACT, 2002.-669 с.

104. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992.-№2. С. 10-15

105. Фирсов Н.Н. Современные политические партии и архетипы коллективного бессознательного// Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. -М., 1996. 64 с.

106. Филиппов Г.Г. PR-обеспечение манипулятивного управления// ПР-диалог.- 2003. № 4-5. С. 92-93

107. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 271 с.

108. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Наука, 1995. - 175 с.

109. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Теория коммуникативного действия // Современная западная теоретическая социология (реферативный сборник). М.: наука, 1992. - 134 с.

110. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб.: Наука, 2000.-377 с.

111. Хакамада И.М. Общее дело: просто о сложном. М.: Изд. дом «ректор коммьюникейшнз», 1995.-63 с.

112. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология./ Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Aademia, 1999. С. 528-556

113. Чудинова Н.М. Политические мифы// Социс. 1996. - №6. С. 122-134

114. Шестов Н.И. Мифологичекий фактор российского политического процесса. Авт. дисс. на ст. к.ф.н. Саратов, 1999. -21 с.

115. Элиаде М. Миф о вечном возращении. М.: «Ладомир», 2000. - 304 с.

116. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Алгоритм, 2003.384 с.

117. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. — М: Университет, 1999. -141 с.

118. Юнг К.Г. Архетип и символ. Пер. с нем. М.: Ренессанс, 1991. - 299 с.

119. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер с англ. К.: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. - 384 с.

120. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994. -319с.

121. Явлинский Г.А. Кризис в России: конец системы? Начало пути? М.: ЭПИцентр, 1999.- 70 с.

122. Явлинский Г.А. Реформы для большинства: объединение «Яблоко». -М, 1995.-350 с.

123. Яковлев А.Н. Горькая чаша. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное изд-во. 1994. -654 с.

124. Яковлев А.Н. Сумерки. М.: Изд-во «Материк», 2003. - с. 688

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.