Зарождение и эволюция фортепианного ансамбля в Китае тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ху Инсюе
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Ху Инсюе
Введение
Глава I. Историко-теоретические аспекты
китайского фортепианного ансамбля
1.1. История возникновения фортепианного ансамбля в Китае
1.2. Вопросы периодизации в развитии
фортепианного ансамбля в Китае
1.3. Роль зарубежных традиций и китайского элемента
в жанровой характеристике фортепианных ансамблей
Глава II. Стилевые черты китайской музыки
для фортепианного ансамбля
2.1. «Ода красному флагу» Цзэн Чжэня и Чжан Хуэйциня
образец переложения революционной симфонии
2.2. «Сотни птиц поклоняются фениксу» Вэй Юшаня и Лань Чэнбао
как пример лирической транскрипции на китайскую тему
2.3. «Лян Шаньбо и Чжу Интай» Хэ Чжаньхао и Чэнь Гана
типичный образец китайского концертного фортепианного ансамбля
2.4. Проблемы исполнительской интерпретации
произведений для фортепианного ансамбля китайских композиторов
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века2006 год, кандидат искусствоведения Лукьянова, Надежда Викторовна
Большой фортепианный камерно-инструментальный ансамбль в китайской музыке2024 год, кандидат наук Сяо Цяосун
Эволюция концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыке2018 год, кандидат наук Го Хао
Специфика выразительных средств фортепиано в ансамблевой музыке2008 год, кандидат искусствоведения Чайкин, Сергей Германович
Китайское саксофонное искусство: исполнительство, образование, репертуар2023 год, кандидат наук Чжоу Ицюнь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зарождение и эволюция фортепианного ансамбля в Китае»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В середине 1960-х годов - к началу Культурной революции (1966-1976) в китайской музыкальной культуре были освоены почти все европейские жанры: симфонические, оперные и балетные, хоровые, камерно-вокальные, камерно-инструментальные и т. д. В том числе практически сложился уникальный фортепианный репертуар. Появились миниатюры, объединенные в циклы, сонаты, вариации. Выдающийся вклад в становление фортепианной музыки внесли Ли Шутун, Цзэн Чжиминь, Ли Цуйчжэнь, Хо Лутин, Цюй Вэй, Дин Шаньдэ, Цзян Вэнье, Инхай Ли и другие. К этому времени появляются концерты для фортепиано с оркестром -Цзяна Вэнье1, Чжана Сяоху, программные концерты «Молодежный» Лю Ши-куня, «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы (Чу Ванхуа, Лю Джуан, Ши Лихун, Ши Шучэн, Сюй Фэйсин) [17]. Впечатляющи были успехи китайских пианистов на международных конкурсах, смело осваивавших достижения западноевропейской и русской музыки. Однако произведения для двух фортепиано китайские композиторы начали создавать только в 1960-е годы.
Таким образом, фортепианный ансамбль стал новым жанром в бурно развивающейся китайской музыкальной культуре. Даже сегодня число произведений для этого исполнительского состава пока невелико. Тем не менее, этот жанр смело завоевывает в КНР и концертную эстраду, и входит в педагогический репертуар.
Особым периодом в его развитии стало начало XXI столетия. В 2006 году доцент кафедры специальной композиции и импровизации Уханьской консерватории Чжан Ююй опубликовала первый сборник произведений для фортепианного ансамбля: «Избранные китайские произведения для двух
1Ноты первого китайского фортепианного концерта - Цзяна Вэнье (1930-е гг.) были потеряны. Немногим более двадцати лет назад обнаружились его два черновика в клавирном варианте. В 2000 году в Центральной консерватории состоялся фестиваль памяти композитора под названием «Семнадцать лет со дня смерти Цзяна Вэнье», на котором Кэ Ган и Бьянь Мэн впервые сыграли этот Концерт.
фортепиано». Сборник включал 25 пьес, большинство из которых являются наиболее талантливыми произведениями, исполнявшимися на «Первом конкурсе произведений для двух фортепиано в китайском стиле» [157, с. 151]. Только после выхода в свет этого сборника искусство игры на двух фортепиано по-настоящему привлекло к себе внимание и композиторов, и исполнителей, и педагогическое сообщество. Музыканты и публика открыли для себя красоту и оркестральную красочность звучания двух роялей.
Сегодня уже можно подводить первые итоги по результатам творчества китайских композиторов в этом жанре. О достижении значительных успехов свидетельствуют постоянные включения китайских произведений для фортепианного ансамбля в исполнительскую практику: они звучат в концертах, на конкурсах и фестивалях, их изучение включено в учебные программы творческих заведений страны. Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что эта отдельная жанровая сфера китайской музыкальной культуры заслуживает многоаспектного наблюдения. Однако масштабных аналитических исследований данной жанровой сферы еще не проводилось. Поэтому актуальность избранной темы обусловлена необходимостью заполнить вакуум в научном пространстве. Тем более, что фортепианная культура занимает в музыкальной жизни современного Китая лидирующее положение, фортепианное музицирование, в том числе ансамблевое, приобрело в стране статус массового увлечения.
Степень изученности темы. В последнее время в КНР стали появляться работы молодых специалистов, посвященные музицированию на двух фортепиано и отдельным сочинениям китайских композиторов для этого исполнительского состава. Отметим труды Ван Юйхэ, Вэй Яньгэ, Лян Ижу, Тао Минся, Сунь Минчжу, Хэ Чжаньхао и др. [94, 97, 121, 138, 131, 145]. Многие работы в разной степени раскрывают историко-культурные аспекты фортепианного искусства Китая, самобытность которого обусловлена воздействием национальных философско-мировоззренческих концепций, традиционной музыкальной культуры и др. Как правило, этот исследовательский пласт со-
ставляют небольшие статьи и очерки, которые входят в специальные музыковедческие периодические издания. Более масштабная работа по теме принадлежит перу Хуан Ина [142], где, наряду с нотным материалом, даются аналитические комментарии отдельных наиболее значимых пьес для двух фортепиано китайских авторов. Однако системного обобщающего труда, который бы сфокусировал проблемы истории, развития и жанрово-стилевых характеристик фортепианных ансамблей в Китае, пока нет.
В свете всего сказанного, объектом исследования становится творчество китайских композиторов для фортепианного ансамбля.
Предмет исследования - жанрово-стилевые особенности произведений китайских композиторов для двух фортепиано.
Цель исследования - воссоздать исторический процесс становления фортепианного ансамбля в Китае и определить основные стилевые параметры жанра.
В задачи исследования входит:
1. реконструировать историю возникновения и формирования фортепианного ансамбля в КНР;
2. выявить особенности периодизации в развитии китайского фортепианного ансамбля;
3. раскрыть роль зарубежных традиций в становлении фортепианного ансамбля в Китае;
4. дать жанровую классификацию произведений для фортепианного ансамбля китайских композиторов;
5. проанализировать «Оду красному флагу» Цзэн Чжэня и Чжан Хуэйциня и пьесу «Сотни птиц поклоняются фениксу» Вэй Юшаня и Лань Чэнбао, как примеры аранжировки2 и транскрипции для фортепианного ансамбля на китайском тематическом материале;
2 Аранжировка - жанр в китайской фортепианной музыке, о чем свидетельствует работа Ли Юнь и Р. Г. Шитиковой [83].
6. выявить стилевые черты концерта «Лян Шаньбо и Чжу Интай» Хэ Чжаньхао и Чэнь Гана, как знаковые для китайского концертного фортепианного ансамбля;
7. отметить основные вопросы исполнительской интерпретации произведений для фортепианного ансамбля китайских композиторов.
Теоретико-методологические основы исследования базируются на признании основных тезисов, отражающих как общие, так и более частные положения современного китайского музыкального искусства: все музыкальные жанры европейского происхождения основываются на традициях западной музыки, претворенных в национальном ключе (общее положение); фортепианный ансамбль является масштабным жанровым подвидом мирового фортепианного наследия, обладающим специфическими жанровыми константами (частное положение).
Поэтому диссертация опирается на крупный комплекс источников, прежде всего российских, посвященных истории и теории фортепианного ансамбля и дуэта. В них освещаются историко-теоретические вопросы жанра и даются аналитические этюды об отдельных произведениях. Это труды Б. Б. Бородина [8], Т. А. Ворониной [12], А. Д. Готлиба [23-25], О. В. Гринес [26], Н. Ю. Катоновой [33, 34], Н. В. Медведевой (Н. В. Лукьяновой)3 [46, 47, 5254], Г. П. Овсянкиной [57, 58], Л. А. Осиповой [59], В. О. Петрова [62], И. И. Польской [63], Е. Г. Сорокиной [67], Е. И. Субботиной [69], Л. Эрнест (L. Ernest [188]), М. Ханс (M. Hans [189]), Ф. Ховорд (F. Howord [190]), М. Скаул (M. Scaul [193]) и др.; сборники статей института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена «Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании» [73], Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова «Piano Duo» [86].
Особо необходимо отметить монографию Е. Г. Сорокиной «Фортепианный дуэт. История жанра» [67], так как она имеет базовое значение для обоснования термина фортепианный ансамбль и его отличия от фортепиан-
3 Н. В. Медведева и Н. В. Лукьянова - один и тот же исследователь.
ного дуэта. Согласно положению этой известной монографии, игру в четыре руки на одном фортепиано следует называть фортепианным дуэтом, а на двух фортепиано - фортепианным ансамблем4.
Важное значение имели фундаментальные труды российских исследователей по эволюции фортепианной культуры: «История фортепианного искусства» А. Д. Алексеева [2], «Фортепианная музыка ХХ века» Л. Е. Гаккеля [15], «Русская музыка XIX и начала XX века» Б. В. Асафьева [3], «Николай Григорьевич Рубинштейн» Л. А. Баренбойма [5] и др.
При разработке темы мы также опирались на исследования по истории китайской музыки и фортепианного искусства: Вэй Яньгэ [97], Лю Чэнхуа [119], Пэн Цзисян [124], Сян Яньшэн [136], Хуан Ина [142], Чжан Ягуан [158], Чэнь Ин [176], Чжао Сяошэн [160], Чжан Бэй [159], Ли Хэчжоу [108]. Источ-никовой базой стали также многочисленные периодические издания консерваторий и институтов КНР: «Музыкальное творчество», «Исследование музыки», «Вестник консерватории им. Сянь Синхая», «Вестник Центральной консерватории», «Музыкальное искусство», «Фортепианное искусство» и др.
Задействованы труды китайских исследователей, плодотворно работавших над изучением национальной фортепианной музыки: Бянь Мэн [87], Тянь Цзилян [139], Хэ Бин [144], Чжан Кай [156] и отдельные статьи Ван Аньго [88, 89], Ван Чжэнья [93], Го Цин [99], Куан Чоу [106], Ли Цзяньминь [111], Ло Сайфэнь [115], Лю Юн [120].
Мы не могли обойти вниманием русскоязычные работы китайских авторов (как правило, диссертации), посвященные разнообразным аспектам китайской фортепианной культуры - Цюй Ва [77-82], Ли Юнь [42-45], Го Хао [16-19] и других.
Особо отметим значимость для исследования работ, раскрывающих воздействие национальных песенных и инструментальных традиций на фортепианные произведения таких выдающихся мастеров, как Инь Чэнцзун, Чу
4 Следует заметить, что встречаются пьесы для одного фортепиано в 6 рук, именуемые фортепианным терцетом [53], однако сочинения для трех и даже четырех пианистов, играющих на двух, а порой, трех и четырех роялях, всегда именуются фортепианным ансамблем.
Ванхуа, Линь Пиньцзин, Сянь Синхай, Лю Цимин, Хэ Чжаньхао, Шэнь Тао, Лан Чэнбао, Вэй Юшан и другие [94, 87, 97, 92, 100, 107, 113, 118, 164]. Необходимо было выявить влияние на фортепианное искусство национальных философско-эстетических категорий, что рассматривали Гуань Цзяньхуа, Сю Хайлинь, Чжао Сяошэн [100, 132, 162].
Поскольку важной составляющей диссертации являются аналитические очерки о сочинениях Вэй Юшаня, Лань Чэнбао, Хэ Чжаньхао, Чэнь Гана, Люй Цимина, то для формирования исследовательского аппарата мы обратились к базовым трудам российских авторов по анализу музыкальных произведений: «Музыкальная форма как процесс» Б. В. Асафьева [3], «Лекции по гармонии» Т. С. Бершадской [6], «О переменности функций музыкальной формы» В. П. Бобровского [7], «К вопросу о понятии "музыкальная тема"»
B. Б. Вальковой [9], «Музыкальная форма» В. В. Задерацкого [32], «Вопросы анализа современной музыки» Ю. Г. Кона [35], «Теоретические основы полифонии ХХ века» И. К. Кузнецова [40], «Форма в музыке XVII-XX веков» Т. С. Кюрегян [41], «Стиль и жанр в музыке» Е. В. Назайкинского [56], «Традиционные и новые подходы в изучении музыки» Г. А. Орлова [60], «Классическая музыкальная форма» Е. А. Ручьевской [64], «Формы музыкальных произведений» В. Н. Холоповой [76] и др.
Для выявления традиций, повлиявших на формирование стилевых констант китайского фортепианного ансамбля, были задействованы работы, в которых характеризуются произведения для двух фортепиано Ф. Листа [55],
C. В. Рахманинова [191], А. С. Аренского [2], И. Ф. Стравинского [26], Ф. Пу-ленка [192], Д. Мийо [187].
Методы исследования базируются на комплексном подходе с использованием сравнительного анализа. Китайский фортепианный ансамбль рассмотрен с позиций динамики исторических и культурологических процессов, с использованием целостного музыковедческого и исполнительского анализа. Для получения более точной теоретической картины соискатель спорадически обращался к интертекстуальному и семантическому анализу.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
1. объектом всестороннего историко-теоретического исследования становится фортепианный ансамбль китайских композиторов и разрабатывается периодизация его развития;
2. дается общая стилевая характеристика произведений для фортепианного ансамбля китайских авторов в аспекте развития в ней европейских традиций и на этой основе разработана жанровая классификация;
3. анализируются произведения «Ода красному флагу» Цзэн Чжэня и Чжан Хуэйциня, «Сотни птиц поклоняются Фениксу» Вэй Юшаня и Лань Чэнбао и «Лян Шаньбо и Чжу Интай» Хэ Чжаньхао и Чэнь Гана в контексте отражения в них основных жанрово-стилевых закономерностей китайского фортепианного ансамбля;
4. выявляются принципы интерпретации фортепианных ансамблей китайских композиторов.
Положения, выносимые на защиту:
1. освоение фортепианного ансамбля в Китае началось значительно позднее всех остальных европейских музыкальных жанров;
2. композиторское постижение жанра фортепианного ансамбля происходит в типичной для китайского музыкального искусства творческой ситуации - в соавторстве, с использованием апробированного национального материала, стимулирующего соответствующие жанровые приоритеты -аранжировки, транскрипции, парафразы и др.;
3. в создании фортепианных ансамблей китайские авторы исходят из сложившихся в культуре эстетических установок - изучать традиции классического западного искусства, коррелируя их с национальным менталитетом и соединяя с местным, прежде всего фольклорным материалом;
4. основу музыкального содержания фортепианных ансамблей составляют образы, связанные с разными аспектами китайской жизни и психологии;
5. фортепианный ансамбль в Китае следует оценивать как жанрово преспективный в плане композиторского и исполнительского творчества.
Достоверность исследования подтверждается:
• музыковедческим анализом произведений Люй Цимина, Цзэн Чжэня, Чжан Хуэйциня, Вэй Юшаня, Лань Чэнбао, Хэ Чжаньхао, Чэнь Гана и других авторов;
• обобщением результатов анализа исполнительской интерпретации произведений для фортепианного ансамбля китайских композиторов;
• осмыслением авторитетных музыкально-теоретических источников;
• рефлексией эволюции фортепианного ансамбля в классической европейской и китайской музыке.
Теоретическая значимость исследования определяется анализом историко-культурного пласта нового для китайской музыки жанра, обновлением информационно-источниковой базы по фортепианному ансамблевому творчеству китайских композиторов. Раскрываются перспективы по изучению самобытных исполнительских и композиционных приемов в контексте взаимосвязи фортепианного ансамблевого музицирования, композиторского творчества и национальной инструментальной культуры.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания вузовских учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль», «Методика обучения игре на фортепиано», «История музыки ХХ века», а также использоваться в классе фортепианного ансамбля и служить справочным аппаратом при подборе репертуара для студентов-пианистов. Материалы диссертации могут служить основой для методических разработок по преподаванию фортепианного ансамбля.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 4 «История музыки стран востока», п. 7 «Общая теория музыкального искусства», п. 9 «История и теория музыкальных жан-
ров», п. 10 «Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки)», п. 18 «Психология музыкального исполнительства» паспорта научной специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (199 наименований) на русском (92), китайском (104), английском и французском языках (8).
Глава 1. Историко-теоретические аспекты китайского фортепианного ансамбля
1.1. История возникновения фортепианного ансамбля в Китае
В освоении какого-либо жанра определяющую роль играют три стимулирующие друг друга составляющие: композиторское творчество, исполнительское искусство и восприятие публики - ее реакция на новый жанр. Китайская публика долгое время была не знакома с игрой на двух фортепиано. Этот тип музицирования в стране и становление национального репертуара для него во многом связаны с деятельностью выдающегося китайского пианиста и композитора Инь Чэнцзуна (1941 г. р.).
В 1960 году молодой талантливый пианист отправился стажироваться в СССР, в Ленинградскую консерваторию, где познакомился с классическими произведениями. Помимо искусства их исполнения, Инь Чэнцзун освоил разнообразие европейских музыкальных жанров и изучал композицию. В 1963 году, по окончании стажировки в Ленинграде, лауреат второго Международного конкурса им. П. И. Чайковского Инь Чэнцзун вернулся в Китай и продолжил обучение в Центральной консерватории. С того момента он встал на путь соединения в фортепианных произведениях стилевых черт китайской традиционной музыки с достижениями европейской классики.
Однако на родине он столкнулся со значительными трудностями. С началом политики Большого скачка (1958-1960), а затем в период Культурной революции (1966-1976) в Китае получило широкое распространение выражение «битый рояль». Речь шла о том, что фортепиано стали рассматривать как пережиток буржуазной Европы, презираемый народом и не годящийся для службы идеям революции. Усугубляло ситуацию то, что в биографиях музыкантов, занимавшихся фортепианной музыкой, руководство страны усматривало более или менее яркую печать наличия буржуазного прошлого. Правительство наложило запрет на исполнение многих произведений западного музыкального
искусства. В связи с этим Инь Чэнцзун стал исполнять сочинения только китайских авторов, а также создавать для фортепиано аранжировки народных и революционных песен, тем более что привнесение китайской интонации в фортепианную музыку входило в круг его творческих интересов. Именно тогда в китайской музыке происходит бурное развитие фортепианных аранжировок и транскрипций народных и революционных песен, которые приобрели статус популярных жанров с ярко выраженными национальными чертами [43, 81, 83]
31 декабря 1963 года Инь Чэнцзун после камерного концерта в присут-ствовии Мао Цзэдуна, заслужил одобрение «великого кормчего», исполнив «Танец янгэ», написанный на основе популярных в рабочей и крестьянской среде песен, а также Скерцо № 2 Шопена. Председатель Мао поощрил стремление композитора изучать национальную культуру, посоветовал создавать новые произведения на традиционные мотивы, а также исполнять народные мелодии.
Инь Чэнцзун был чрезвычайно воодушевлен и укрепился в своем стремлении привносить в фортепианную музыку национальные черты. В сентябре 1964 года он обращается к руководству консерватории с просьбой перевезти фортепиано в Тунсян (село неподалеку от Пекина), чтобы играть для крестьян. По возвращении из сельской местности Инь Чэнцзун со своим учеником Чу Ванхуа (1941 г. р.) закончил сюиту «Новые сельские песни», ставшую первым произведением для двух фортепиано, созданным китайскими композиторами. Безусловно, здесь сказался опыт знакомства с европейской и особенно русской музыкой для фортепианного ансамбля и знание выразительных возможностей этого исполнительского состава.
Несмотря на то, что сюита «Новые сельские песни» создана в трудный для страны исторический период, она оказала большое влияние на зарождение и развитие ансамблевой игры на двух фортепиано, а также стала своего рода эталоном, образцом для музыкантов, работавших позднее в данном направлении.
Становление профессионального исполнительства на двух фортепиано в Китае. Согласно историческим источникам, первым выступившим публично иностранным пианистом в Китае был итальянец Марио Пачи: в 1904 году он дал сольный концерт на сцене шанхайского клуба «Дэцяо» [87]. В 1920 годах в Китай приезжали известные пианисты со всего мира, однако автор данной работы не нашел ни одного упоминания об игре в фортепианном ансамбле. По воспоминаниям Инь Чэнцзуна, в 1966 году он на следующий же день после возвращения из сельской местности в Пекин исполнил «Новые сельские песни» [107]. Что касается зарождения профессиональной ансамблевой игры на двух фортепиано в крупном масштабе, то этот процесс тоже приходится на 60-е годы ХХ столетия. Профессор Ли Цзудэ (бывший руководитель художественной школы г. Шэньчжэня) в воспоминаниях отмечает, что в бытность студентом консерватории он присутствовал на концерте братьев Альфонса и Алойса Контарски из Германии, игравших на двух роялях в г. Ухане. Данное событие произошло в конце 1960 - начале 70-х годов. Один рояль для концерта предоставила консерватория, а другой - театральное училище. Звучание двух инструментов и блестящая игра немецких музыкантов оставили яркое впечатление в памяти профессора [116].
Фортепианный ансамбль (дуэт) братьев Контарски из Германии являлся одним из самых знаменитых в середине ХХ века. В 1970-х годах, под конец Культурной революции они давали концерты в Пекине, Шанхае, Чанше и Уха-ни. Если сопоставить воспоминания профессора Ли Цзудэ и исторические события - едва смягчившийся политический курс и начало восстановления культурных связей и обмена, - то можно сделать вывод, что профессор в своих воспоминаниях упоминает именно братьев Контарски; к тому же они стали первым профессиональным фортепианным ансамблем, игравшим на китайской сцене. Китайская публика надолго запомнила высокий профессионализм, артистизм, техническую отточенность и художественную убедительность выступлений Контарски. По свидетельству профессора Ли Цзудэ, яркие впечатления, оставленные в его душе концертами музыкантов из Германии, оказали
непосредственное влияние на популяризацию им в Китае игры на двух фортепиано. Этот дуэт открыл для страны новую форму музицирования и стал образцом для подражания на этапе зарождения игры на двух фортепиано.
Роль первого конкурса ансамблевой игры. В конце ХХ столетия во всем мире отмечается бум фортепианного ансамбля и дуэта. Организуются исполнительские и композиторские конкурсы для этого исполнительского состава. Азиатский континент не являлся исключением. Достаточно привести в пример известный композиторский конкурс им. Сачико Кадамы в Токио5. В 1997 году со 2 по 8 ноября при поддержке Департамента образования Министерства культуры, Управления культуры г. Шэньчжэнь, Шэньчжэньского училища искусств, фонда развития культуры Китая (Гонконг) в Шэньчжэне состоялся «Всекитайский конкурс фортепианного ансамбля среди молодежи '97». С 1980-х годов в Китае проходило немало всекитайских, региональных конкурсов фортепианной игры, однако названный конкурс стал первым в данном жанре.
Инициатором проведения конкурса стал известный преподаватель игры на фортепиано Шэньчжэньского училища искусств, профессор Дань Чжаои. Он занимался со многими талантливыми музыкантами: Ли Юньди - победителем XIV конкурса пианистов имени Ф. Шопена, Чэнь Са, занявшим IV место на этом же конкурсе, и другими. Совместно с главой школы искусств г. Шэньчжэня, профессором Ли Цзудэ, они составили план проведения «Всекитайского конкурса фортепианного ансамбля среди молодежи'97».
Дань Чжаои исходил из того, что хотя история развития фортепианной музыки и исполнительства в стране охватывала к тому времени достаточно протяженный период - 70 лет, однако игра на двух инструментах не приобрела
5 «Токийский конкурс был учрежден с целью обогащения репертуара для фортепианного ансамбля и включал три номинации: на лучшее концертное произведение, сочинение для детей и транскрипцию на известные мелодии» [58, с. 235]. В Токийском конкурсе многократно участвовали российские композиторы, получая премии разного статуса, в том числе композиторы из Санкт-Петербурга: Г. Г. Белов, В. Д. Биберган, Ю. Н. Корнаков, В. А. Успенский и другие. «Белов участвовал в токийском конкурсе в 1989, 1992 и 1995 гг. В 1989 г. он был удостоен первой премии за транскрипцию "Марсельезы" для двух роялей и второй премии за детский цикл "6х3", а в 1995 г. - Гран при за транскрипцию "Lambada briosa (poema irónica)". Лауреатом премии в Токио из композиторов школы Шостаковича стал также В. Д. Биберган, получивший в 1989 г. Гран при за цикл "Страдания" и первую премию за "Далекое и близкое"» [Там же].
еще популярности в Китае. Исследователи приходят к единому мнению, что в тот период ученики уже стали интересоваться ансамблевым музицированием [см.: 91, с. 12-18]. Масштабность, красочность звучания и фактурное комбинирование - вот основные факторы, на которые следовало акцентировать внимание студентов в процессе овладения ими техникой ансамблевого исполнения. Но на протяжении долгого времени и обучающиеся, и преподаватели не обращали внимание на эти выразительные элементы. Им казалось, что углубленное изучение ансамблевой игры может оказать негативное влияние на овладение сольным фортепианным исполнительством.
После того как в 1996 году ученик профессора Дань Чжаои Чэнь Са стал призером международного конкурса пианистов в г. Лидсе (Великобритания), глава учебного заведения высказал намерение провести всекитайский конкурс. В связи с этим профессор Дань предложил организовать конкурс, аналогов которому в стране нет. Это, по его мнению, должно было привлечь к нему больше студентов, а также повысить среди них и педагогов популярность фортепианной ансамблевой игры. Важным оказалось то, что Дань Чжаои поддержала в его намерениях известная пианистка, профессор Центральной консерватории Чжоу Гуанжэнь (одна из инициаторов проведения первого международного фортепианного конкурса в Китае). Позднее выдвинутое предложение получило поддержку Министерства культуры Китая, которое 10 апреля 1997 года официально одобрило проведение конкурса.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
История фортепианно-дуэтного исполнительства в России: конец XVIII- начало XX века2014 год, кандидат наук Осипова, Людмила Александровна
Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра2002 год, кандидат искусствоведения Катонова, Наталья Юрьевна
Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано2005 год, кандидат искусствоведения Царегородцева, Любава Михайловна
Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера2005 год, кандидат искусствоведения Гринес, Ольга Вячеславовна
Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины "фортепианный ансамбль" в системе современного музыкального образования2012 год, кандидат наук Шадт, Кристина Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ху Инсюе, 2022 год
- 28 с.
63. Польская, И. И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / И. И. Польская. -СПб., 1992. - 220 с.
64. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. - СПб.: Композитор, 1999. - 300 с.
65. Ручьевская, Е. А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина, Л. Пригожина) // Поэзия и музыка : сборник статей и исследований / Редкол.: В. А. Васина-Гроссман [и др.]. - М.: Музыка, 1973. - С. 137-185.
66. Сапожников, В. А. О чем мне пела Принцесса луговых колокольчиков : альбом фортепианных пьес, игр, ансамблей, рассказов, стихов, рисунков, песен на русском, французском и английском языках / В. А. Сапожников.
- СПб.: Лань, 1999. - 56 с.
67. Сорокина, Е. Г. Фортепианный дуэт : история жанра / Е. Г. Сорокина. -М.: Музыка, 1988. - 316 с.
68. Ставицкая, Ю. Ю. Работа над фортепианным дуэтом (Обобщение педагогического опыта) // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Сборник статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конференции 22-23 ноября 2010 года / Ред.-сост. М. В. Воротной.
- Часть I. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - С. 148-151.
69. Субботина, Е. И. Фортепианный дуэт в системе художественной коммуникации: на примере творчества композиторов Урала : автореф. ... канд. иск. : 17.00.02 / Е. И. Субботина. - СПб., 2013. - 23 с.
70. Тайманов, И. М. Брат и сестра : нам десять лет : К юбилею Международного детского конкурса фортепианных дуэтов им. Л. А. Брук / И. М. Тайманов. - СПб.: Музфонд, 2005. - 33 с.
71. Тайманов, И. М. Фортепианный ансамбль как учебная дисциплина в системе современного музыкального образования // Современное музыкальное образование - 2003 : Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 153-156.
72. Тайманов, И. М. Учитель и ученик в фортепианном дуэте // Piano duo VII. Альманах молодых ученых. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. -С. 19-34.
73. Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании : Сборник статей по материалам Междунар. науч.-практ. конференции 25 марта 2015 года / Ред.-сост. Н. В. Медведева, С. Д. Верхолат. -СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. - 264 с.
74. Хараджанян, Р. И. Из опыта работы в фортепианном дуэте и с фортепианными дуэтами // Фортепианный ансамбль в современном
музыкальном искусстве и образовании : сборник статей по материалам Междунар. науч.-практ. конференции 25 марта 2015 года / Ред.-сост. Н. В. Медведева, С. Д. Верхолат. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. - С. 84-99.
75. Хараджанян, Р. И. О некоторых вопросах обучения игре на фортепиано в фортепианном ансамбле // Piano duo VII. Альманах молодых ученых. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - С. 5-18.
76. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений : Учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры / МГК им. П. И. Чайковского. -СПб.: Лань, 2001. - 489 с.
77. Цюй, Ва. Из истории коллективного творчества китайских композиторов в 60-70-е годы ХХ века / Ва Цюй // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2012. - № 4 (25). - С. 29-34.
78. Цюй, Ва. Китайский композитор Чу Ванхуа: творческий портрет на фоне фортепиано / Ва Цюй // Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал. - 2014. - № 2 (09). - С. 47-51.
79. Цюй, Ва. Современный китайский композитор Чу Ванхуа в зеркале его литературного наследия / Ва Цюй // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал.
- 2014. - № 10 (48). - Часть 2. - С. 202-205.
80. Цюй, Ва. Трактовка фортепиано в сочинениях современного китайского композитора Чу Ванхуа // Вопросы инструментоведения : Сборник статей и материалов Восьмого международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (Санкт- Петербург, 2-4 декабря 2013 г.) / РИИИ; ред.-сост. О. В. Колганова и др., отв. ред. И. В. Мациевский.
- СПб., 2014. - Вып. 9. - С. 237-241.
81. Цюй, Ва. Фортепианная транскрипция в Китае как форма отражения композиторской индивидуальности (на примере двух версий песни «Лю ян хэ» Ван Цзяньчжун и Чу Ванхуа) / Цюй Ва // Актуальные проблемы
высшего музыкального образования. - 2010. - №2 (14). - С. 24-27.
82. Цюй, Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки ХХ века : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Ва Цюй. - Ростов н/Д., 2015. - 233 с.
83. Шитикова, Р. Г.; Ли Юнь. Музыкальная аранжировка: к содержанию понятия / Р. Г. Шитикова, Юнь Ли // Культура и цивилизация. - 2017. -Т. 7.- № 2а. - С. 38-55.
84. Щербаков, Ю. В.; Щербакова О. К. Фортепианный ансамбль: Вопросы терминологии // Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании : сборник статей по материалам Междунар. науч.-практ. конференции 25 марта 2015 года / Ред.-сост. Н. В. Медведева, С. Д. Верхолат - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. -C. 61-64.
85. Ян, Сяо Сюй. Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Сяо Сюй Ян. - СПб., 2010. - 23 с.
86. Piano duo I^VI : сборники научных статей. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2003-2020. - Вып. I, 2003; Вып. II, 2004; Вып. III, 2005; Вып. IV, 2006; Вып. V, 2007; Вып. VI, 2008; Вып. VII. 2009; Вып. VIII-TC, 20102011; Вып. Х, 2012; Вып. ХГ-ХП, 2013-2014, Вып. ХШ-ХГУ, 2016; Вып. Х^ХУГ, 2020.
Литература на китайском языке
87. Бянь, Мэн. Формирование и развитие культуры фортепиано в Китае / Мэн Бянь. - Пекин: Изд-во Хуаюэ, 1998. - 55 с.
—т / Ф^шшо^ж, 1998, 55ж
88. Ван, Аньго. Вопросы гармонического новаторства в современной китайской музыке / Аньго Ван // Вестник Центральной консерватории. - 2005. - Вып. 2. - С. 4.
ФШ^ТС^К^ЙОД^ШГШ // Ф^К^^ШоЖЖ,
2005, Ш 2 Ш, 4 Жо
89. Ван, Аньго. Китайские произведения и современная гармония. Исследование / Аньго Ван. - Чунцин: Изд-во Юго-западного педагогического университета, 2003. - 61 с.
тшр^Фтшшя / 2003,
61 Жо
90. Ван, Сяокунь. Реформы преподавания по специальности игры на двух фортепиано в условиях новой концепции учебного курса / Сяокунь Ван // Музыкознание Китая. - 2014. - Вып. 3. - С. 101-102.
^оЖЖ, 2014, Ш 3 т, 102-102 Жо
91. Ван, Цзинцзин. Системность, научность и практичность преподавания исполнения на двух фортепиано / Цзинцзин Ван // Вестник Шэньянской консерватории. - 2016. - Вып. 2. - С. 44-46.
шжт^шшт^ // йго^к^^
Шо^ГО, 2016, Ш 2 Шо 44-46 Жо
92. Ван, Чанкуй. О соревнованиях для двух фортепиано. 97-й конкурс молодежи в исполнении на двух фортепиано / Чанкуй Ван // Журнал Искусство игры на фортепиано. - 1998. - № 06. - С. 30-31.
- >¥"97 // Л
ЖЖ, 1998^6л, 30-31 Жо
93. Ван Чжэнья. Эволюция техники написания музыки в Китае / Чжэнья Ван // Вестник Центральной консерватории. - 2003. - С. 14-15.
^ШЖ ФШ^ййШад^ // ЖЖ, 2003, 14-15
Жо
94. Ван, Юйхэ. Музыканты новой и новейшей эпохи в Китае. Биографии с комментариями / Юйхэ Ван // Культурно-художественная жизнь. - 1992.
- С 98-104.
^тштшшж^ / 4ьж, 1992, 98-104
Жо
95. Ван, Яохуа; Ду, Ясион. Обзор традиционной китайской музыки / Яохуа Ван, Ясион Ду. - Фуцзянь: Фуцзяньское просветительство, 2004. - 98 с.
// ШШ«ШЮ±о ШШ, 2004, 98
Жо
96. Вэй, Цингэ. Рассуждение о музыкальном творчестве в Китае / Цингэ Вэй // Исследование музыки. - 1983. - Вып. 2. - С. 40-51.
ЙШ // ^ШЯо 4ЬЖ, 1983, Ш 2 М, 40-51
Ж о
97. Вэй, Яньгэ. Тридцать знаменитых китайских мелодий для фортепиано. Искусство фортепиано / Яньгэ Вэй. - Пекин: Народное музыкальное изд-во, 2006. - 143 с.
ЙШ 30# // 4кж, 2006, 143 Жо
98. Гат, Йожеф. Техника исполнения на фортепиано / Пер. Дяо Шаохуа, Цзян Чанбинь. - Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1978. - 101 с.
йо^ж, 1978, 101 Жо
99. Го, Цин. Краткий анализ выражения народного колорита в китайском фортепианном концерте на примере фортепианной аранжировки «Сяо и барабаны в сумерках» / Цин Го // Шелковый путь. - 2011. - Вып. 8, -С. 72-81.
Ш Ш + + -
^ // ^Ж, 2011,ш 8 м, 72-81 Жо
100. Гуань, Цзяньхуа. Обзор музыкально-эстетической культуры Китая / Цзяньхуа Гуань. - Пекин: Изд-во Всекитайской ассоциации работников культуры и искусства, 1995. - 77 с.
// ФЙ^^Ш^^о ЖЖ, 1995, 77
Жо
101. Дань, Чжаои. Теория обучения игре на фортепиано / Чжаои Дань. -Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, 2013. -198 с.
// 2013, 198 Жо
102. Дин, Шаньдэ. Рассуждение на тему создания китайских произведений для фортепиано с национальным колоритом и конкурсах исполнителей / Шандэ Динь / Любитель музыки. - 1988. - Вып. 3. - С. 22.
1988, ш 3 Ш, 22 Жо
103. Дон, Даюн. Комментарий к сольному концерту г-на Ма Сыцуна / Даюн Дон / Народная музыка. - 1959. - Вып. 2. - С. 29-31.
// Л^КоЖЖ, Ш 2 Ш, 1959,
29-31 Жо
104. Доу, Цин. О системе создания этюдов для игры на фортепиано / Цин Доу // Рассуждения о музыке. Журнал. - 2017. - Вып.6. - С. 81-89.
Ш * // ^ШЯоЖЖ, 2017,
Ш 6 ш, 81-89 Жо
105. Дэн, Тин. Выразительное искусство и взаимодействие в процессе игры на двух фортепиано / Тин Дэн // Вестник Хунаньского педагогического университета. - Хунань. - 2010. - Вып. 3. - С. 8
Я * Ж^^^ШМ // 2010, ш 3
Шо 8 Жо
106. Куан, Чоу. Национальный колорит китайских произведений для фортепиано / Чоу Куан // Вестник Уханьской консерватории. - 2000. - Вып. 2. - С. 95-106.
ш т фш^^ЙШОДЙ&Ш // шх^к^^шошх, 2000,
Ш 2 Ш, 95-106 Жо
107. Ли, Сяоси. Исследование музыки для двух фортепиано / Сяоси Ли // Газета Пекинского педагогического университета. - 2012. - Вып. 3. - С. 4
// 2012, Ш 3 М, 4
Жо
108. Ли, Хэчжоу. Сравнение многоголосия в китайской народной музыке с современной гармонией Запада / Хэчжоу Ли // Вестник Синьхайской консерватории. - 2006. - Вып. 2. - 42 с.
2006, ш 2 м, 42 Жо
109. Ли, Циго. Новый путь реформ в преподавании игры на фортепиано -групповое обучение цифровому фортепиано / Циго Ли // Вестник Синь-хайской консерватории. - 1996. - Вып. 1. - С. 9-13.
- ЙШЙ^Шш^ //му«^^
1оГ^, 1996,Ш 1М, 9-13 Жо
110. Ли, Цзиди. Структурный анализ китайской музыки / Цзиди Ли. - Пекин: Изд-во Центральной консерватории, 2004. - 95 с.
//Ф^^^Ш^о ^ж, 2004, 95 Жо
111. Ли, Цзяньминь. Размышление на тему современного и национального характера музыки / Цзяньминь Ли // Исследование музыки. - 1980. -Вып. 4. - С. 134.
// ШШЯ» 1980 ^ш 4 м, 134
Жо
112. Ли, Чунгуан. Основы теории музыки / Чунгуан Ли // Народное музыкальное изд-во. - 1962. - С. 47-51.
^М^ // Л^^ШШ±о4кж, 1962, 47-51 Жо
113. Лин, Цзы; Ли, Хуашэн; Лю, Лэй. Образ бабочки в произведении «Лян Шаньбо и Чжу Интай» // Журнал Народная музыка. - 2009. - Вып. 6. -С. 26-29.
^ ^тш <«гмшшл«»л0# 50 ^ //^^^Кс
Жж, 2009,Ш 6 Ш, 26-29 Жо
114. Линь, Цзы. Расширяя горизонты преподавания фортепиано - значимость ввода разнообразия в курс обучения игре на фортепиано в педагогических институтах / Цзы Линь // Голос Хуанхэ. - 2012. - Вып. 11. -С. 55-56.
# ^ ЙМ^^ЙЙ«? - ЙйМ^ШФЖ^МЩМЙЙМЖ //
ЙМ^ГоШШ, 2012,Ш 11 Ш, 55-56 Же
115. Ло, Сайфэнь. Контрапункт в китайской музыке / Сайфэнь Ло // Вестник Уханьской консерватории. - 1997. - Вып. 6. - С. 8-11.
ФШ^К^ЙФЙШЙ // ШХ^К^^ШоШХ, 1999, Ш
2 Ш, 8-11 Жо
116. Лоу, Сюэфэн. Краткий анализ исполнения на двух фортепиано / Сюэфэн Лоу // Искусство игры на фортепиано. Журнал. - 2008. - № 10. - С. 3-32.
// ЖЖ, 2008, 10, 3-32Жо
117. Лю, Сяофэн. Краткий анализ исполнения на двух фортепиано / Сяофэн Лю // Тайшань. Журнал. - 2012. - Вып. 1. - С. 69-70.
// 2012, Ш 1 Ш, 69 -
70 Жо
118. Лю, Цзин. Идеальное сочетание музыки, слова, картинки - народный характер и искусство исполнения фортепианной пьесы «Блики луны в двух источниках» / Цзин Лю. // Вестник университета Эчжоу. - 2005. -Вып. 5. - С. 12-20.
Ж // 2005,Ш 5 Ш, 12-20о
119. Лю, Чэнхуа. Божественный ритм китайской музыки / Чэнхуа Лю //
Фуцзяньское народное изд-во. - 2004. - С. 88-96.
ФШ^М^ // ШШЛйШШ±оШШ, 2004, 88-96Жо
120. Лю, Юн. Исследование искусства зурны в Китае / Юн Лю // Журнал Шанхайской консерватории. - № 10. - С. 121-125.
ад Ш // ±У, 2005 ^ 10 л,
121-125 Жо
121. Лян, Ижу. Психологическое исследование эстетического восприятия китайцев / Ижу Лян // Шаньдунское народное изд-во. - 2002. - С. 63-64.
ФШЛФ^Шда // 2002, 63-64 Жо
122. Лянь, Ин. Исследование сонат Моцарта для двух фортепиано / Ин Лянь // Вестник Шаньдунского педагогического университета. - 2006. -Вып. 1. - С. 7.
& ^ // 2006, ш 1
М, 7Жо
123. Ма, Вэйна. Развития искусства игры на двух фортепиано. Исследование / Вэйна Ма // Музыкальная информация. - 2007. - Вып. 3. - С. 44-46.
// ^ШШоК^, 2007, ш 3 Мо 44-46
Жо
124. Пэн, Цзисян. Искусствоведение Китая / Цзисян Пэн. - Пекин: Изд-во Высшее образование, 1997. - 254 с.
// Й^ШШ±о4кж, 1997, 254 Жо
125. Пэн, Чжимин. Учебник анализа новых музыкальных произведений / Чжимин Пэн. - Хунань: Хунаньское музыкальное изд-во, 2004. - 103 с. ШШШ // ШШ^2ШЮ±о ШШ, 2004, 103 Жо
126. Пэн, Чжиминь. Отображение формы произведений для двух фортепиано и прочее / Чжиминь Пэн // Вестник Уханьской консерватории. - 1999. - Вып. 1. - С. 12-14.
Ж^ЗДМЙШД^ // ШХ^К^^^ШоШХ, 1999, Ш
1 Ш, 12-14 Жо
127. Су, Бин; Цзян, Липин. Концертная техника для двух фортепиано / Бинь Су; Липин Цзян // Вестник Уханьской консерватории. - 2004. - Вып. 4. -С. 10-12.
ШЯ // ШХ^К^^ШоШХ, 2004,Ш 4
Ш, 10-12 Жо
128. Су, Бинь. Техника исполнения на двух фортепиано / Бинь Су // Вестник Уханьской консерватории. - 2000. - Вып. 4. - С. 57-62.
Ш Я // ШХ^К^^ШоШХ, 2000, Ш 4 Ш,
57-62 Жо
129. Су, Ланьшень. Обозрение Всекитайского конкурса молодых исполнителей на двух фортепиано - 97 / Ланьшень Су // Искусство фортепиано. -1997. - Вып. 6. - С. 13-15.
ШШШ 97 // ЖЖ, 1997, Ш 06 Ш,
13-15 Жо
130. Су, Ся. История и современность в области придания национального характера гармонии / Ся Су // Исследование музыки. - 1981. - Вып. 3. -С. 26.
ш ж да^тймм^ // ^ш^о жж, 1981, ш 3ш, 26Жо
131. Сунь, Минчжу. Исследование фортепианного искусства / Минчжу Сунь. - Пекин: Народное музыкальное изд-во, 2003. - 117 с.
// А^КШШ±оЖЖ, 2003, 117Жо
132. Сю, Хайлинь: Ло, Сяопин. Музыкальная эстетика / Хайлинь Сю; Сяопин Ло. - Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, 1999. - 223 с.
// ±У«КШШ±о±Ш, 1999, 223 Жо
133. Сюй, Фан. Как вести аранжировку народной музыки в обучении игре на
фортепиано / Фан Сюй // Большая сцена. - 2013. - Вып. 11. - С. 55
Ш ^ // 2013, ш
11 М, 55 Жо
134. Сюй, Цзиньтин. Польза преподавания игры на двух фортепиано для развития слуха у студентов / Цзиньтин Сюй // Журнал Ихай. - 2013. -Вып. 5. - С. 171-173.
ж^ад^мад^шлш^ш // гУо шш, 2013, ш 5
М, 171-173 Жо
135. Сюй, Юань. Структура склада / Юань Сюй // Вестник Центральной консерватории. - 1981. - Вып. 3. - С. 143
ШШ // Ф^^^Шо^ж, 1981, ш3М, 143Жо
136. Сян, Яньшэн. Традиции новой и новейшей музыки в Китае / Яньшэн Сян. - Ляонин: Литературно-художественное изд-во Чуньфэн, 1994. -104 с.
// 1994, 104 Жо
137. Тань, Цзяшэн. Обсуждение орнаментики в китайской народной музыке / Цзяшэн Тань // Новый голос Юэфу. - 1998. - Вып. 1. - С. 19-23.
ШШ ШФШИ^ФЙШШ^ // Ш^о № 1998, ш 1 М,
19-23 Жо
138. Тао, Минся. Преподавание игры на фортепиано / Минся Тао // Китайская музыка. - 2000.- № 4.- С. 28-34.
ШШШ // ШШЛ^ШЮ±о 2000^
4 л, 28-34 Жо
139. Тянь, Цзилян. О вопросе придания национального характера музыкальному искусству / Цзилян Тянь // Искусство юга. - 1980. - Вып. 1. - С. 80.
вша // шгш^ошж, 1980, ш 1 м,
80 Жо
140. Фань, Му. Удачное начало, успешный опыт. По итогам Всекитайского
конкурса молодых исполнителей на двух фортепиано - 97 / Му Фань // Художественное образование. - Пекин, 1997. - Вып. 6. - С. 8-11.
Я * ЁИЙ^мШЙЙЙ^К - ЭД-97 // 2
ЖЖ, 1997,Ш 6 Ш, 8-11 Жо
141. Фань, Хэсинь. Преподавание игры на фортепиано / Хэсинь Фань. -Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, 2007. -1 33 с.
^^ // ±^КШШ±о±Ш, 2007, 133 Жо
142. Хуан, Ина. Избранные произведения для двух фортепиано / Ина Хуан. -Чунцин: Изд-во Синаньского педагогического университета, 2017. -296 с.
ЙШ // 2017
296 Жо
143. Хуан, Сяолу. Анализ стиля произведения «Ода красному флагу» для оркестра / Сяолу Хуан // Вестник Фуцзяньского воспитательного института. - 2014. - Вып. 2. - С. 8.
ЙШ ^^К ««Ш» // Ш^-^^Шо ШШ,
2014, 8 Жо
144. Хэ, Бин. Изучение китайских произведений для двух фортепиано / Бин Хэ // Китайская информационная сеть. - 2009. - Вып. 7. - С. 11-14.
Щ Ш ФШЖ^^ШЯ // ФЙ^Но 2009, 11-14 Жо
145. Хэ, Чжаньхао. Квинтэссенция коллективного разума партии — концерт для скрипки «Лян Шаньбо и Чжу Интай» / Чжаньхао Хэ // Меломан. Журнал. - 2007. - Вып. 11. - С. 7-15.
2007,Ш 11 Ш, 7-15 Жо
146. Цай, Бин. Концерт для двух фортепиано. Мнение / Бин Цай // Вестник Синхайской консерватории. - 2001. - Вып. 3. - С. 8.
Ш Ш // МШ^К^^^ШоГ^, 2001, Ш 3 Ш, 8
Жо
147. Цинь, Цинь. Роль метода обучения совместному исполнению на двух фортепиано в ходе преподавания фортепиано / Цинь Цинь // Мир музыки. - 2007. - Вып. 8. - С. 65-67.
2007,ш 8 М, 65-67 Жо
148. Цзинь, Чжэн. Рассуждение о национальном характере фортепианного образования в Китае. Магистерская дис. / Чжэн Цзинь; Хунаньский педагогический университет. - Хунань, 2014. - 53 с.
2014, 53 Жо
149. Цзя, Лифу. «Ода красному флагу» : Вечная мелодия - интервью с известным композитором Люй Циминем / Лифу Цзяю // Музыкальный писатель. - 2016, - Вып. 1. - 55 с.
2016,ш 1М, 55Жо
150. Цзян, Сяосу. Воспитание и тренировка музыкальной выразительности в процессе обучения игре на фортепиано / Сяосу Цзян // Мир искусства Цилу. - 2006. - Вып. 5. - С. 7-9.
ШШШ ""//
2006,ш 5 Мо 7-9 Жо
151. Цю, Синьюй. О художественной ценности симфонической увертюры «Ода красному флагу» / Синьюй Цю // Шэньчжоу. - 2012. - Вып. 3. -С. 13-21.
// Шо ^ж, 2012,ш 3
М, 13-21 Жо
152. Цянь, Чэн. Размышление на тему преподавания фортепианного ансамбля / Чэн Цянь // Музыка севера. - 2017. - Вып. 8. - С. 159.
Щ Ш // Ж^^КоШ^а, 2017, Ш 8 Ш, 159 Жо
153. Чжан, Ююй. О практическом значении преподавания игры на двух фортепиано / Ююй Чжан // Современный заповедник науки. - 2007. -Вып. 3. - С. 24.
ШМШ: //4-ВШо ЖЖ, 2007, Ш 3 Ш,
24 Жо
154. Чжан, Хуэй. Текущая ситуация среди преподавательского состава по фортепиано в высших учебных заведениях (Написано под впечатлением от выступления преподавателя фортепиано и общения с ним) / Хуэй Чжан // Искусство фортепиано. - 2008. - Вып. 1. - С. 11-14.
Ш Ш -
// 2008,Ш-Ш, 11-14Жо
155. Чжан, Вэй. Анализ «Оды красному флагу» / Вэй Чжан // Китайская информационная сеть. - 2007. - Вып. 5. - С. 32-37.
Ш № // ФЙЖо 2007,Ш5Ш, 32-37Жо
156. Чжан, Кай. Развитие китайской музыки для двух фортепиано с ХХ века / Кай Чжан // Журнал Педагогического университета Центрального Китая. - 2016. - Вып. 3. - С. 140-146.
Ш № 20// ^Ф»^^
ШХ, 2016, Ш 3 Ш, 140-146 Жо
157. Чжан, Ююй. Многофункциональный метод обучения в условиях муль-тикультурного разнообразия. Еще раз о практическом значении преподавания игры на двух фортепиано / Юйюй Чжан // Музыкальная информация. - 2008. - Вып. 1. - С. 151
^ // 2008, Ш 1Ш, 151 Жо
158. Чжан, Ягуан. Об адаптации традиционной китайской музыки для фортепианного концерта / Ягуан Чжан // Вестник эпохи. - 2012. - Вып. 5. -
С. 19-21.
ШЖ^ Ш^ШШ^М^ШШ®^® // в^Ш^о яш,
2012, ш 5 м, 19-21 Жо
159. Чжан, Бэй. Истоки фортепианного дуэта / Бэй Чжан // Искусство фортепиано. - 2009. - Вып. 6. - С. 23-24.
ШШ // ^ж, 2009, ш6М, 23-24Жо
160. Чжао, Сяошэн. Духовное не имеет формы, оформившееся теряет духовность. Краткий анализ стиля «Весенний рассвет» Линь Пиньцзин / Сяошэн Чжао // Любитель музыки. - 1988. - Вып. 1. - С. 35-36.
ШШ-#випГвйй«#0Ш»М^ШЯ //
#о±У, 1988,ш 1 М, 35-36 Жо
161. Чжао, Сяошэн. Искусство фортепианного концерта / Сяошэн Чжао // Международное библиографическое изд-во. - 1999. - С. 33-39.
// -Й^Й^Ш^&^о^ж, 1999, 33-39 Жо
162. Чжао, Сяошэн. Контекст китайской фортепианной музыки / Сяошэн Чжао // Фортепианное искусство. - 2003. - Вып. 6. - С. 18-24.
// 2003, ш 6 м, 18-24 Жо
163. Чжао, Сяошэн. Красочность звучания двух фортепиано - впечатления от Всекитайского конкурса молодых исполнителей на двух фортепиано -97 / Сяошэн Чжао // Художественное образование. - 1997. - Вып. 3. -С. 29-31.
1997, ш 3 М, 29-31 Жо
164. Чжоу, Дафэн. Краткий анализ национальных особенностей мелодии / Дафэн Чжоу // Искусство музыки. - 1999. - Вып. 1. - С. 32.
// ^^г^о^ж, 1999, ш 1М, 32Жо
165. Чжоу, Вэй. Историческая перспектива и переосмысление западной методики обучения игре на фортепиано / Вэй Чжоу // Искусство музыки. -
1996. - Вып. 4. - С.48-51. Я Ш // 1996,Ш 4
Ш, 48-51 Же
166. Чжоу, Вэйминь. Анализ техники исполнения на фортепиано / Вэйминь Чжоу // Китайская музыка. Журнал. - 2007. - Вып.4. - С. 155-209.
ЯШ // ФЙ^Ко ЖЖ, 2007, Ш 4 Ш, 155-
209 Жо
167. Чжоу, Чэнь. Произведение для двух фортепиано «Ода красному флагу», изучение исполнительского искусства / Чэнь Чжоу // Музыкальная чайная. - 2013. - Вып. 5. - С. 89-92.
Я Л // 2013,
Ш 5 Ш, 89-92 Жо
168. Чжоу, Чэнсуй. Значение преподавания игры на двух фортепиано / Чэн-суй Чжоу // Время мыслить. - 2015. - Вып. 11. - С. 171-175.
ЯМШ // Шв^оШШ, 2015¥
, Ш 11 Ш, 171-175 Жо
169. Чжу, Синь. Эстетическое содержание и художественные особенности китайской музыки для двух фортепиано / Синь Чжу // Современная музыка. - 2016. - Вып. 7. - С. 90-91.
£ Ж // 2016,
Ш 7 Ш, 90-91 Жо
170. Чи, Цзиньцзин. Пятьдесят лет со дня создания концерта для скрипки «Лян Шаньбо и Чжу Интай» / Цзиньцзин Чи // Народная музыка. Журнал. - 2010. - Вып. 5. - С. 34-36.
ШШШ -Ш 50
¥ // Ай^КоЖЖ, 2010,Ш 5 Ш, 34-36 Жо
171. Чэнь, Ган. О «Лян Шаньбо и Чжу Интай» / Ган Чэнь // Для учеников. Журнал. - 2009. - Вып. 9. - С. 62-63.
В ® ШШШ // 'Ш^ЖоГДО, 2009,ш 9 м, 62-63 Жо
172. Чэнь, Цзяци. Исполнение мелодии «Сотни птиц поклоняются фениксу» / Цзяци Чэнь // Юэци. - 2002. - Вып. 11. - С. 9-14.
2002, ш 11 М, 9-14 Жо
173. Чэнь, Цзин. Анализ сдерживающих факторов и альтернатив распространения искусства игра на двух фортепиано / Цзин Чэнь // Голос Хуанхэ. - 2018. - Вып. 4. - С. 40-41.
В ш // ш^ошш, 2018,
ш 4 м, 40-41 Жо
174. Чэнь, Сюй. Об игре на фортепиано и звучании / Сюй Чэнь // Музыка Китая. - 1996. - Вып. 3. - С. 120.
В Ш // ^ж, 1996, ш 3 м, 120 Жо
175. Чэнь, Сюй. Создание музыки для фортепиано в Китае / Сюй Чэнь // Исследование музыки. - 2001. - Вып. 4. - С. 96.
В Ш // 2001, ш4М, 96
Жо
176. Чэнь, Ин. Проблема придания национальной формы искусству игры на фортепиано / Ин Чэнь // Народная музыка. - 1973. - Вып. 3. - С. 2-4.
В ® // А^^о 4кж, 1973, ш 3Мо 2-4Жо
177. Чэнь, Инши. Различия и сходства между изучением структуры китайской традиционной музыкальной формы и западной теорией музыки / Инши Чэнь // Народная музыка. - 1964. - Вып. 5. - С. 22-29.
1964, ш 5 м, 22-29 Жо
178. Чэнь, Чжаосюнь. Музыка Рахманинова для двух фортепиано / Чжао-сюнь Чэнь // Искусство фортепиано. - 2001. - Вып. 1. - С. 40-47.
В^Ш // 4кж, 2001, ш 1 М,
40-47 Жо
179. Чэн, Ли. Ретроспектива и впечатление от второго общенационального фортепианного конкурса «Кавай» / Ли Чэн // Вестник педагогического университета Внутренней Монголии. - 2007. - Вып. 12. - С. 6.
ШоЙШ^, 2007,ш 12 м, 6 Жо
180. Ши, Линь. Взаимодействие исполнителей в процессе исполнения ансамбля для двух фортепиано / Линь Ши // Вестник Хэнаньского педагогического университета. - 2014. - Вып. 4. - С. 15-16.
^ Ж // 2014,
ш 4 Мо 15-16 Жо
181. Юань, Цзинфан. Обзор китайской традиционной музыки / Цзинфан Юань. - Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, - 2000. -306 с.
// 2000 306 Жо
182. Юй, Жуньян. Правила создания инструментальной музыки / Жуньян Юй // Народная музыка. - 1979. - Вып. 5. - С. 124
// А&^о^кж, 1979, ш 5 м, 124 Жо
183. Ян, Цзюньфэн. Преподавание фортепианного дуэта / Цзюньфэн Ян // Вестник Уханьской консерватории. - 2001. - Вып. 4. - С. 22-23.
ШШ // Й^^^Шо 2001, ш 4
М, 22-23 Жо
184. Яо, Хэнлу. Учебник по анализу современной музыки / Хэнлу Яо // Ху-наньское музыкальное изд-во. - 2003. - С. 48-51.
тш ш^^ШШ^М // шш, 2003, 48-51
Жо
185. Яо, Шиминь. Вопросы придания национального характера фортепиано / Шиминь Яо // Изд-во Тяньцзинской консерватории. - 1998. - Вып. 3. -С. 196.
ШЙ // А^^ЖТОоА^, 1998, Ш 3 m,
196 Жо
Литература на английском языке
186. Alec, R. Four Hands - One Piano / R. Alec - Oxford: University press, 1940.- 112 p.
187. Barbaral, K. Tradition and Style in the Works of Darius Milhaud 19121939. — Routledge, 2017. — 229 р.
188. Ernest, L. The piano duet. A Guide for pianists / L. Ernest. - New York: Da capo press, Ine, 1970.- 235 p.
189. Hans, M. Duo Pianism / М. Hans. - Chieago: Musical College Press, 1951.- 144 p.
190. Howord, F. Keyboard duets from the 16 to the 20th century for one and two pianos / F. Howord. - Oxford: University press. 1995.- 101 p.
Литература на французском языке
191. André, L. Sergueï Rhchmaninov portrait d'un piniste / L. André. - Paris: Chastel, Libella, 2020. - 56 p.
192. Chimènes, M. Évolution des goûts de Francis Poulenc à travers sa correspondence / M. Chimens. - Paris: Presses de l'Université de Paris-Sorbonne, 2001.
193. Shaul, M. L'approche spatio-polyphonique dans les interprétations des pianistes de la deuxième moitié du XIXe siècle et la première moitié du XXe siècle / M. Shaul. - Marseille: Universite d'aix-Marseille Ecole Doctorale These, 2014. - 431 p.
Список работ автора диссертации
194. Ху, Инсюе. Взаимодействие партнеров в ансамбле для двух фортепиано / Инсюе Ху // Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен. Сборник научных трудов. - СПб.: СКИФИЯ-ПРИНТ, 2020. -
Вып. 10. - Часть 2. - С. 261-267.
195. Ху, Инсюе. Китайская симфония «Ода красному флагу», переложенная для двух фортепиано и рожденная в условиях эпохальных и технических ограничений / Инсюе Ху // Университетский научный журнал: Сборник научных трудов. Серия «Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение». — 2018. — Вып. 40. - С. 153-164.
196. Ху, Инсюе. «Лян Шаньбо и Чжу Интай» для фортепианного ансамбля. Некоторые стилистические черты / Инсюе Ху // Искусство и образование. Журнал теории, методики и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2021. - № 4 (132). - С. 97-106.
197. Ху, Инсюе. О развитии искусства ансамблевой игры на двух фортепиано в Китае / Инсюе Ху // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств: Сборник научных трудов. - 2018. -Вып. 43. - С. 169-175.
198. Ху, Инсюе. Особенности музыкальных партий в пьесе для двух фортепиано Лан Чэнбао «Сотни птиц поклоняются фениксу» / Инсюе Ху // Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский Союз Ученых»: Сборник научных трудов. - 2018. - Вып. 10 (55). - 7 часть. -С. 10-16.
199. Ху, Инсюе. Периодизация этапов развития ансамблей для двух фортепиано в Китае / Инсюе Ху // Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика: Сборник статей по материалам очно-заочной IV международной научно-практической конференции. - Курск: ЛИТЕРА, 2018. - С. 51-56.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.