Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Божедонова, Анна Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Божедонова, Анна Петровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ).
§ 1. Социально-педагогическая характеристика воспитательного потенциала традиций якутского сельского социума.
§ 2. Этнокультурное воспитание школьников в социально-педагогическом процессе.
§ 3. Модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума.
Выводы по главе.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЯКУТСКОГО СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА.
§ 1. Использование традиций сельского социума в этнокультурном воспитании подростков.
§ 2. Методика экспериментальной проверки модели этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума.
§ 3. Анализ результатов экспериментальной работы по этнокультурному воспитанию сельских школьников.
Выводы по главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании детей1998 год, кандидат педагогических наук Чехордуна, Екатерина Петровна
Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы1999 год, доктор педагогических наук Портнягин, Иосиф Семенович
Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме: На материалах Респ. Саха, Якутия1998 год, кандидат педагогических наук Омукова, Лира Иппатьевна
Социальное воспитание школьников в наслежно-улусной общине: На материалах Респ. Саха (Якутия)1997 год, доктор педагогических наук Корнилова, Алла Георгиевна
Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха: Якутия2004 год, кандидат педагогических наук Брызгалов, Дьулустан Степанович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума»
Актуальность исследования. В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
В обстановке динамичности возникающих социально-педагогических проблем самобытность, исторические, духовные, национальные, культурные ценности, традиции и обычаи воспитания народа в наибольшей степени сохранились на селе. Вместе с тем, переходный период развития российского общества, социально-экономическая нестабильность в стране обусловили возникновение и дальнейшее обострение многих проблем, затрагивающих всю жизнедеятельность всего сельского населения. Разрушение привычного уклада жизни, социальной структуры, резкое снижение жизненного уровня большинства семей, распространение пьянства среди молодежи, высокий уровень безработицы в сельской местности оказывают негативное влияние на воспитание детей.
Проблема воспитания подрастающего поколения на традициях якутского народа оказывается в центре внимания многих исследователей.
Общие педагогические воззрения различных народов подробно освещены в трудах Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.И. Ханбикова и др. В исследованиях К.Б. Семенова, B.C. Кукушина, З.Б. Цаллаговой также освещены особенности этнопедагогики различных народов.
В работах Д.А. Данилова, А.П. Оконешниковой, А.Г. Корниловой раскрыты отдельные аспекты якутской народной педагогики, использование ее в воспитательной работе школы. И.С. Портнягиным разработана концепция целостной системы современного воспитания школьников на педагогических основах духовно-нравственного учения народа саха.
Философскому осмыслению семейно-бытовых традиций, роли семьи, в первую очередь как социальной ячейки общества в жизни дореволюционных якутов, её основным функциям посвящены работы этнографов B.JI. Серошевского, Б.Н. Попова.
В исследовании А.А. Григорьевой изучена система воспитания в якутской семье, ее прошлое, настоящее, перспективы развития, возможности усиления ее влияния на формирование подрастающего поколения. В.Н. Аргуновой обоснованы содержание и методика социальной работы, позитивно влияющей на возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи и повышение эффективности социального воспитания детей. Работа Г.С.Поповой посвящена изучению этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания якутский детей.
Однако до настоящего времени недостаточно уделялось внимания изучению потенциала совместной деятельности субъектов сельской социальной среды (школы, семьи и различных государственных и негосударственных учреждений, общественных организаций) в формировании этнокультурной воспитанности школьников на традициях народа. Большой педагогический потенциал положительных традиций, сохранившихся в якутском сельском социуме, недостаточно используется в реальном процессе этнокультурного воспитания школьников.
Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия между: возросшими требованиями общества к этнокультурному воспитанию школьников и недостаточным использованием в этом педагогического потенциала положительных этнокультурных традиций якутского сельского социума; необходимостью использования традиций в этнокультурном воспитании школьников и недостаточной разработанностью содержания, путей и условий их включения в реальный процесс воспитания на селе; востребованностью участия в воспитательном процессе семьи, школы и других социальных институтов сельского социума и недостаточным использованием их возможностей в повышении эффективности освоения школьниками этнокультурных ценностей.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в следующем: каковы содержание и пути совместной деятельности семьи, школы и других субъектов сельского социума, обеспечивающиие эффективное использование воспитательного потенциала сохранившихся традиций в этнокультурном воспитании школьников.
Изложенная проблема определила тему исследования -«Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума».
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания сельских школьников.
Предмет исследования: взаимодействие семьи, школы и других субъектов в этнокультурном воспитании школьников на традициях сельского социума.
Цель исследования: разработать и обосновать содержание и пути формирования этнокультурной воспитанности школьников на традициях якутской сельской местности.
Гипотеза исследования. Этнокультурное воспитание школьников в условиях якутской сельской местности может быть эффективным, если:
- этнокультурное воспитание является частью системы воспитания школьников сельского социума;
- обеспечивается активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время;
- традиции сельского социума используются с учетом времени года и сложившегося опыта воспитания якутских детей разного возраста;
- созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьников.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Выявить воспитательный потенциал положительных традиций сельской местности Республики Саха (Якутия).
2. Обосновать и экспериментально проверить модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума.
3. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование традиций сельского социума в этнокультурном воспитании школьников.
Методологической основой исследования явились совокупность философских и историко-педагогических концепций взаимосвязи общества и личности; концептуальные положения деятельностного, программно-целевого и средового подходов к реализации воспитания; положения об активной роли семьи, социума, различных социальных институтов в развитии личности; положения социальной педагогики о микросоциуме; теории личностно ориентированного, социально обусловленного и комплексного подходов к развитию человека в системе общественных отношений; концепции развития российского образования в новых социально-экономических условиях.
Теоретическую основу исследования составили:
- идеи народного воспитания (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, В.А. Сухомлинский); труды по теории и методике воспитания (П.П. Блонский, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Г.Н. Филонов, Н.Е. Щуркова);
- философия духовно-нравственного учения якутского народа (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Е. Кулаковский, П.А. Слепцов-Ойунский, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев и др.); исследования проблем воспитания школьников в условиях Республики Саха (Якутия): формирование гуманистических идей в традиционной культуре народов Якутии (М.А. Абрамова, Н.Д. Неустроев); традиции якутской семьи в социальной работе (В.Н. Аргунова); этнопедагогические традиции воспитания подростков в якутской семье (А.А. Григорьева); социально-педагогическая деятельность в наслегах и улусах (Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова); этнопедагогика якутского народа в самовоспитании и саморазвитии школьников (И.С. Портнягин);
- исследования, направленные на изучение сельского социума, взаимодействия образовательных и социокультурных институтов, особенностей сельской школы (В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров, М.П. Гурьянова, В.Е. Львов, Г.В. Пичугина, В.Д. Семенов и др.);
- исследования по социально-педагогической поддержке семьи (С.Г. Абрамова, Е.А. Александров, П.В. Бобкова, A.M. Зайцев, И.Н. Евграфова и др-);
- исследования проблем ценностных ориентации, нравственного воспитания (З.И. Гришанова, В.А. Караковский, Г.Г. Силласте, Н.Я. Скоморохов, Н.Д. Никандров и др.); технологии воспитательного процесса, психолого-педагогического обеспечения социальной работы с детьми и семьей (С.А. Беличева, Н.С. Дежникова, И.Л. Драгович, Г.И. Репринцева, А.П. Савченко, Е.Н. Степанов, B.C. Торохтий).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; опытно-экспериментальная работа; анкетирование, письменный опрос; тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта.
Базой исследования явились различные учреждения (общественные и государственные институты) Чурапчинской сельской местности (Хадарская средняя школа, психолого-педагогический медико-социальный центр при управлении образования Чурапчинского улуса, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, инспекция по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, сельский дом культуры, спортивные учреждения). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 69 родителей, 43 педагога сельской школы и 80 учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2006 гг.
На первом этапе (1999 - 2001 гг.) осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлен педагогический потенциал традиций якутского сельского социума и современное состояние проблемы этнокультурного воспитания сельских школьников на практике воспитательной деятельности семьи и школы; определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, выявлены его методологические основы;
На втором этапе (2001 - 2005 гг.) систематизирован теоретический материал исследования, разработана теоретическая модель и программа этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума и осуществлена опытно-экспериментальная работа по их апробированию; созданы социально-педагогические условия эффективного использования педагогического потенциала положительных традиций якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьников.
На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) осуществлен анализ и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по этнокультурному воспитанию сельских школьников; оформлена диссертация и подготовлены научно-методические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- раскрыт воспитательный потенциал положительных традиций якутской сельской местности в процессе трудовой, охотничье-промысловой; культурно-досуговой и природоохранной деятельности;
- разработано содержание и выявлены пути использования традиций сельского социума в этнокультурном воспитании школьников;
- раскрыты особенности взаимодействия семьи, школы и других социальных институтов в этнокультурном воспитании школьников на традициях сельского социума;
- дана теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика этнокультурного воспитания школьников на традициях сельского социума;
- определены социально-педагогические условия, способствующие успешному использованию традиций якутского сельского социума во внеурочное время в этнокультурном воспитании учащихся.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено и дополнено понятие «этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума»;
- разработана теоретическая модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума, в которой раскрыты: цель, содержание, принципы, направления, формы и методы, условия эффективного использования положительных традиций в согласованной деятельности субъектов воспитательного процесса;
- определены критерии оценки этнокультурной воспитанности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии организации поисковой работы учеников по сбору положительных традиций якутского сельского социума и устных правил-наставлений якутского народа по воспитанию подрастающего поколения; уточнении содержания и методических рекомендаций по включению учащихся совместно с родителями и другими субъектами сельского социума в процесс этнокультурного воспитания.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались методологическим обоснованием исходных теоретических позиций, их анализом; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; определенными позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижения целей исследования, внедрением теоретически и эмпирически обоснованных методических рекомендаций автора в практику социально-педагогического взаимодействия по этнокультурному воспитанию школьников в условиях современной якутской сельской местности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогического совета Хадарской средней школы Чурапчинского улуса, совещаниях с участием родителей, специалистов администрации местного управления села, сельского дома культуры, сотрудников психолого-педагогического, социально-медицинского центра. Материалы исследования были представлены на заседании кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета и улусной научно-практической конференции «Проблемы и организация непрерывного образования, физической культуры и спорта» (Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Чурапча - 2000), на республиканской научно-практической конференции «Научно-исследовательская парадигма образовательной деятельности школ» (Чурапчинский улус, с. Чурапча -2000), на педагогических чтениях педагогов-ученых, аспирантов и соискателей ученой степени (Чурапчинский улус, с. Чурапча - 2001), на III научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург - 2002).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Традиции якутского сельского социума складывались веками и способствовали сохранению и передаче культурного наследия подрастающему поколению. Основными положительными традициями, которые целесообразно использовать в системе воспитании школьников, являются: трудовые, охотничье-промысловые, культурно-досуговые, природоохранные, словесно-напутственные и традиции нравственных отношений между поколениями. Они несут в себе свой воспитательный потенциал: (трудовые) воспитание потребности к труду и потребности делать людям добро, культивирование положительного отношения к труду, обеспечение усвоения трудовых ролей, подготовка к будущей семейной жизни, приобщение к общественно значимому труду в условиях конкретной среды; (природоохранные и охотничье-промысловые традиции) развитие умения анализировать явления природы, развитие умения находиться в согласии с природой и обществом, формирование привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру; (традиции нравственных отношений между поколениями и словесно-напутственные традиции) формирование привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организация социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулирование отношений между поколениями, привитие уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту; (культурно-досуговые) формирование знаний об обрядах и ритуалах праздничных традиций, приобщение к фольклору, развитие представлений о национальных костюмах.
2. Одним из важных компонентов системы воспитания школьников выступает использование традиций сельского социума в этнокультурном воспитании. Реализация традиций происходит с учетом возраста детей, сложившегося опыта и времени года. Она носит естественный характер и опирается на поддержку самих детей и взрослых. Обеспечение реализации традиций в этнокультурном воспитании сельских школьников в условиях якутского сельского социума достигается через:
- внедрение в воспитательную деятельность кодекса ученика школы, созданного на основе духовно-нравственного учения народа саха и специальных учебных программ по воспитанию мальчиков и девочек, организацию развивающих национальных видов ремесел и спорта, проведение ежегодной конференции в масштабах улуса с участием школьников, педагогов школ по проблеме сохранения, развития и использования традиций народа;
- просвещение родителей по вопросам использования традиций этноса в воспитании детей в семье; участие школьников и родителей в сборе устных правил-наставлений народа;
- непосредственное участие взрослых и школьников в традиционных видах деятельности с учетом возраста, пола детей и времени года, проведение благотворительных акций помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям, состязательность между детьми и взрослыми по национальным видам спорта на селе.
3. Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума, являются: согласованность воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села; широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; подготовленность педагогов к использованию традиций в воспитательной работе; совместное участие взрослых и детей в исполнении традиций с учетом времени года и возраста школьников; участие в воспитательной деятельности народных умельцев и мастеров в работе кружков по национальным видам ремесел и спортивных секций; обеспечение педагогической поддержки родителей по использованию традиций народа в этнокультурном воспитании школьников в семье.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Социальное воспитание старших дошкольников в сельском этнокультурном пространстве2010 год, кандидат педагогических наук Петрова, Елена Вячеславовна
Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов: На материале Республики Саха (Якутия)2002 год, доктор педагогических наук Яковлева, Анастасия Николаевна
Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Cаха1997 год, кандидат педагогических наук Шадрина, Софья Николаевна
Система социально-педагогической самоорганизации семьи: на материале Республики Саха (Якутия)2007 год, доктор педагогических наук Прокопьева, Мария Михайловна
Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)2003 год, кандидат педагогических наук Готовцев, Иннокентий Иннокентьевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Божедонова, Анна Петровна
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что содержание этнокультурного воспитания школьников как совокупность исторически сложившихся традиций, обычаев и ритуалов якутского сельского социума, осуществляется через: внедрение в воспитательной деятельности кодекса ученика школы, созданного на основе духовно-нравственного учения народа саха; специальные учебные программы по воспитанию мальчиков и девочек; развивающие национальные виды ремесел и спорта; просвещение родителей по вопросам использования традиций этноса в воспитании детей в семье; проведение ежегодной конференции в масштабах улуса с участием школьников и педагогов школ по проблеме сохранения, развития и использования традиций народа; участие школьников в сборе устных правил-наставлений народа; непосредственное участие взрослых и школьников в традиционных видах деятельности с учетом возраста, пола детей и времени года; проведение благотворительных акций помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям; состязательность между детьми и взрослыми по национальным видам спорта на селе; общественно-полезный и природоохранительный труд; стимулирование социальной активности детей, молодежи; поддержку и развитие добрых семейных традиций.
Активными формами воспитательной работы по этнокультурному воспитанию сельских школьников являются традиционные для сельской местности формы в соответствии с видами традиций.
Успешность использования воспитательного потенциала положительных традиций якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьников зависит от таких социально - педагогических условий как:
- согласованность в воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села;
- широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы;
- совместное участие взрослых и детей в выполнении традиций с учетом времени года и возраста школьников;
- участие в воспитательной деятельности народных умельцев и мастеров в работе кружков по национальным видам ремесел и спортивных секций;
- подготовка родителей к использованию традиций народа в воспитании школьников в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование доказало, что использование воспитательного потенциала сохранившихся положительных традиций якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьников, повышает интерес учащихся к традициям, способствует формированию их этнокультурной воспитанности.
Обобщая изложенные в диссертации материалы можно сказать, что результаты исследования, подтвердив положения выдвинутой гипотезы, дают основания для формулировки следующих выводов:
В широком смысле этнокультурное воспитание представляет собой систему знаний, опыта, социальных норм и ценностей народа, которые отражают мысли и идеи о воспитании и привитии нравственных качеств подрастающего человека, указывают в каком возрасте, какими приемами и методами воспитывать.
Воспитательный потенциал традиций якутского сельского социума заключается в воспитании потребности к труду и потребности делать людям добро, культивировании положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела; воспитании любви к этническому роду занятий; воспитании уважения и соблюдении традиций поведения на природе; формировании привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организации социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родных, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи поколений; развитии умения находиться в согласии с природой и обществом; обеспечении усвоения трудовых ролей, подготовки к будущей семейной жизни и приобщения к общественно значимому труду в условиях конкретной среды; формировании привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развитии умения анализировать явления природы; формировании мировоззрения и ценностной ориентации школьника. Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях якутской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей.
В едином социальном пространстве села в реализации процесса этнокультурного воспитания школьников необходима согласованная деятельность субъектов семейного, школьного и открытого сельского социума: семьи, учителей, сверстников учащихся, отдельных представителей наслега, специалистов различного профиля; Попечительского Совета, сельского дома культуры, административно-управленческой структуры села и улуса. Ни один из данных субъектов воспитательного процесса в отдельности не может оказать того оптимального педагогического воздействия на школьника, как при согласованной воспитательной деятельности.
Модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума представляет собой специальную организацию согласованной деятельности семьи, школы и других субъектов села, взаимодействие которых основывается на совокупности их воспитывающих воздействий и реализуется через использование педагогического потенциала традиций, разнообразных традиционных методов и форм воспитательной работы, способствующих формированию этнокультурной воспитанности учащихся.
Этнокультурное воспитание сельских школьников строится в соответствии с половозрастными особенностями детей и времени года и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций якутского сельского социума в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности детей (в семье, школе и вне школы и семьи). Содержание этнокультурного воспитания школьников в условиях якутского сельского социума включает: внедрение в воспитательную деятельность кодекса ученика школы, созданного на основе духовно-нравственного учения народа саха; специальные учебные программы по воспитанию мальчиков и девочек; развивающие национальные виды ремесел и спорта; просвещение родителей по вопросам использования традиций этноса в воспитании детей в семье; проведение ежегодных конференций в масштабах улуса с участием школьников и педагогов школ по проблеме сохранения, развития и использования традиций народа; участие школьников в сборе устных правил-наставлений народа; непосредственное участие взрослых и школьников в традиционных видах деятельности с учетом возраста, пола детей и времени года; проведение благотворительных акций помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям; состязательность между детьми и взрослыми по национальным видам спорта на селе.
Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания школьников якутской сельской местности зависит от создания оптимальных социально-педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; организацией совместной деятельности взрослых и детей с учетом времени года и возраста школьников; творческим участием народных умельцев и мастеров в работе кружков по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию школьников в семье.
Проведенное диссертационное исследование не претендует на полное решение выдвинутой проблемы. Перспективы исследования проблемы этнокультурного воспитания видятся в изучении специфики этнокультурной воспитанности различных групп молодежи; формирования этнопедагогической культуры родителей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Божедонова, Анна Петровна, 2006 год
1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX в.- Новосибирск: Наука, 1975.- С.32-33.
2. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании М.: Знание, 1977. - 176 с.
3. Антонова Т.Р. Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Белгород, 1997. С.-18.
4. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика: Культурологический аспект. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - 215 с.
5. Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997.-С.-15.
6. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа: историко-социологические исследования образа жизни. Новосибирск: Наука, 1985.-320 с.
7. Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Якутское книжное издательство, 1989.-189с.
8. Афанасьев В.Г. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнейшего Востока. Якутск, 1979. - 184 с.
9. Бадя JI.B. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Изд-во АСОПиР, 1995.- 23 с.
10. Баз Л.О., Баженова О.В. Исследование восприятия психологической помощи беременными женщинами // Психологический журнал. 1994-№1.-С.137.
11. Байборородова JI.B., Чернявский А.П. Воспитание в сельской школе. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 176 с.
12. Батчаева Х.Х. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа: Автореф. дис. .док. пед. наук. Казань, 2003. - С.41.
13. JБатура А.А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции: Автореф. дис. .канд. фил. наук. Краснодар, 2000. - С.31.
14. Хв.Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности // Избр. тр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. - 310 с.
15. Бондаревксая Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. - 120 с.1..Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. -Т.26.-С. 391
16. Бочарова В.Г. Основные направления научных исследований в социальной педагогике. М.: Изд-во АСОПиР, 2001.-196 с.
17. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR Аргус, 1994.-208 с.
18. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987 334 с.
19. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: Кн. изд-во, 1989.- 144 с.
20. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. -Якутск: Сазхаполиграфиздат, 1997. 102 с.21 .Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: ВО «Наука», 1992 - 144 с.
21. Волков Г.Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика-1971 .-№10 С Л 07-113 с.
22. Волков Г.Н. Педагогика любви // Избр. этнопедагогические соч.: В 2 т -М: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. Т.1. - 460 с.
23. Воспитательная система сельской школы / Под.ред. Е.Н.Степанова-Псков, 1997.
24. Ъб.Вульфов Б.З. Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М., 1981.-95 с.
25. Гнатенко П.И. Национальный характер. Мифы и реальность. Киев, 1984.-113 с.3%.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие. М.: Прсовещение, 1991. - 158 с.
26. Григорьева А.А., Прокопьева ММ. Семейная педагогика. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998.-38с.
27. Гришанова З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. -Кишинев: Штийнца, 1979.-118с.
28. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
29. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000.-448 с.
30. Данилов Д.А., Федорова К.И., Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании (Республика Саха и США). -Якутск: Изд-во ИПКРО, 2000. 96 с.
31. Джашакуев В.М. Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин: Автореф. дис.канд.пед.наук. Карачаевск, 2002. - С.21.
32. А1.Драгович И.Л. Проектно-педагогические технологии возрождения культурологических традиций: монография. Тамбов, 2004. - 142 с.
33. АЪ.Евграфова И.Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Москва, 2001. -С.20.
34. Егоров В.Н., Неустроев НД. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.: Academia, 2003.-224 с.50Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Изд-во АСОПиР, 1995. - С.110.
35. Зеньковскш В.В. Из истории педагогической мысли в России (1941-1985гг.).-М.,1993.52Зубова J1.B. Методики изучения социальной направленности личности подростков. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005. - 271 с.
36. Иванов А.В. Педагогические условия развития этнического самосознания подростков: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Якутск,2001.-С.17.
37. Казакина М.Г. Изучение нравственной воспитанности школьников. -Ленинград: Б.и., 1978.-44 с.
38. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993 -80с.
39. Карпюк И.А. Воспитательная система школы. М.: Университетское,2002.-167 с.
40. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986 - 143 с.
41. Концепция семейной политики PC (Я).- Якутия, 1996. 65с.
42. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992.- 70 с.
43. Кочетова А.И. Эксперимент по программе воспитания в школе. -Ярославль, 1993 .- 130 с.
44. Критерии и методика определения нравственного воспитания школьников. Киев: Книжная типография научной книги, 1984. - 19 с.
45. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь: Изд-во Пятигорского педагогического института, 1988. - 200 с.
46. Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.- 304 с.
47. Кукушин B.C. Этнопедагогика: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-соц.ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2002 - 304 с.
48. Кулаковский А.Е. Материалы изучения верований якутов. Якутск, 1923.
49. Кычкина А.А. Организационно-педагогические условия развития современной сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия): Дис. канд. пед.наук. Якутск, 2001. - 187 с.
50. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.-М., 1993-47 с.68 .Лугинов В.А. Социально-педагогические аспекты экологического образования в старших классах сельской школы: Автореф. .кан.пед.наук. Якутск, 2001. - С. 17.
51. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. в 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Флоров. М., 1984. - Т.4.- 116 с.
52. Малая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976-Т.9. - С. 438.
53. Х.Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М., Н.Новгород, 2002.-157С.
54. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Академия, 2002. - С. 278 с.
55. Мескин В.А., Бердяев Н.А. Воспитательный идеал и реальный человек // Педагогика, 1993. №1. - С.88 - 95.1А Место жительства место воспитания. - М.: Политиздат, 1985. - 111с.
56. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений / Под. ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. М.: Академия, 2002. - 192 с.
57. Методика работы социального педагога / Под.ред. Л.В.Кузнецовой. -М.: Школьная Пресса, 2006. 96 с.
58. Миф фольклор - литература. - Ленинград: Наука, 1978.-250с.1%.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания- М.: Педагогическое общество России, 2001.-319 с.
59. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка М.: Знание, 1979.-40 с.
60. Мукаева JI.H. Социально-педагогические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы.: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Москва, 1995. - С.20.81 .Мукаева ОД. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар, 1995.-155с.
61. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения / Под.ред. К.Ш.Ахиянова. -Уфа: Б.и., 1992.-48 с.
62. Ъ.Наслежно улусное социальное воспитание: В 2 ч- М.: ИПСР РАО, 1997.-4.2.- 127 с.
63. Наторп П. Социальная педагогика С-Пб.,1911.
64. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения: Сб. статей. Якутск: МО Республики Саха (Якутия), НИИ национальных школ, 1994.- 103 с.
65. Нечаева И.В. Современный словарь иностранных слов. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1999. - С.309 с.
66. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. о-во России, 2000.-303с.
67. Никитина Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. -М.: Владос, 2005. 399 с.
68. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи).- М.: МЗ-Пресс, 2004 67 с.
69. Нравственность и религия. М.: Наука, 1964. - 213 с.91 .Образование, идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под.ред. З.И.Равкина. М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995.-628с.
70. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. Л.Г.Петряевской. М.: Владос, 1999 - 120с.
71. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под.ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд. - М.: Рус. яз., 1991. - 917 с.
72. ОбуховаЛ.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Жизнь и мысль, 1999. - 168 с.
73. Павлов И.В. Воспитание на традициях. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1988.-95 с.
74. Педагогический словарь справочник. - Тамбов: Изд-во ТГУ,2000. -51с.
75. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. Якутск: Изд-во Департамента нач. и спец. образования Республики Саха (Якутия), 2000-Т. 1 -323с.
76. Петрова Ф.Н. Основные понятия и термины образования Тюмень, 2001.
77. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. -М.: Изд-во ИПСР, 2003.- 200с.
78. Подворье (программа развития семьи). Якутск: Бичик, 2000 - 64с.
79. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера. -Якутск: Бичик, 2000. 64 с.
80. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск: Наука, 1993. - 263 с.
81. Попов Б.П. Философия воспитания: Лекции для студ. высш.учеб.заведений М.: Academia, 2000. - 64 с.
82. Попов Г.Г. Боотой. Саха угэстэрин ситимнэрэ. - Якутск, 1993. - 43 е.- На як.яз.
83. Попов Б.Н., Попов В.Б. Современные проблемные ситуации при создании семьи // Семья у народов Северо-Востока СССР. Якутск, 1988.-63 с.
84. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха -Якутск: Бичик, 1998-80с.
85. Попова Г.С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: Дис. . канд.пед.наук. Якутск, 1998.- 156с.
86. Портнягин И.С. Кто он, человек солнечного улуса айыы // Илин. 1999-№ 1.-С.14-16.
87. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» М.: Академия, 1998-184с.
88. Примерное содержание воспитания школьников / Под.ред. И.С.Марьенко.-М.: Просвещение, 1984.-144 с.
89. Рачинский С.А. Сельская школа. М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
90. Рожков М.И., Байбородова J1.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2001.- 253 с.
91. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993- Т.2. - 608 с.
92. Рудь Ю.А. Пословицы и поговорки как воспитательные средства народной педагогики // О воспитании коммунистической личности в советской школе. -М., 1973.-С.93-101.
93. Сандитова И.Н. Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001. - 26 с.
94. Сборник программ по воспитательной работе в семье и образовательных учреждениях. Якутск: Мин-во образования Республики Саха (Якутия), 1996 - 79 с.
95. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М.: Педагогика, 1986 - 112 с.
96. Семенов КБ. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгейского, балкарского, карачаевского народа): Автореф. дис. .док.пед.наук. Майкоп, 2000. - С.38.
97. Семья и социум: проблемы и перспективы: Сб. материалов респ. науч.-практ. конф Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998. - 112 с.
98. Сейфулаева М. Черты идеала. Облик женщины в народной педагогике // Памир.-1986.-№3.-С.159-162.
99. Сивцева КН. Педагогические основы социальной поддержки сельской семьи в Республике Саха (Якутия): Дис. .канд.пед.наук. -Якутск, 2003.- 140с.
100. Силласте Г.И. Образ жизни семьи школьника на рубеже двух веков. Часть IV.- М: Изд-во АСОПиР РФ, 2002.
101. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века: Монография / Под общей ред. д.и.н. Ю.В. Борисова. М.: Центр образовательной литературы, 2003. - 502 с.
102. Скоморохов Н.Я. К вопросу о критериях нравственной личности старшеклассников//Советская педагогика, 1974-№9.
103. Словарь по социальной педагогике и социальной работе. Омск: Изд-во ОГПУ-1998.-119 с.
104. Сокольников ЮЛ. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.-136 с.
105. Социальная педагогика: Монография / Под.ред. д.п.н. В.Г.Бочаровой.- М.: Владос, 2004. 368 с.
106. Социальная работа с различными категориями населения: Учеб. пособие. Якутск: Изд-во университета, 2001.- 60с.
107. Социальное и национальное. М.: Наука, 1973- 330 с.
108. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Под. ред. Л.Я.Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Академия, 2002. -256 с.
109. Социально-педагогическая сфера России в переходный период: реалии и перспективы М.: Молодая гвардия, 1996.- 836 с.
110. Социальное развитие села и сельская школа: Сб. науч. статей. / Под. ред. М.П.Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР, 2003- 100 с.
111. Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. -СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001. 197с.
112. Степанов Е.Н. Воспитательная система сельской школы // Классный руководитель, 1998-№1-С. 33-37.
113. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974.-192с.
114. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.-216 с.
115. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - С. 23 -36.
116. Таланчук ИМ. Системно-социальная система воспитания. Казань: АПН СССР, 1991 .-22с.
117. Технологии социальной работы: Учебник / Под.ред Е.И.Холостовой.- М.: Инфра-М, 2002. 400 с.
118. Толерантность: Сб. материалов регион, науч.-практ. конф Якутск: ЯНЦСО РАН, 1994.- 188 с.
119. Торохтий B.C. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: В 2 ч.-М.: МГСУ, 2000.-Ч. 1.-215 с.
120. Торохтий B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: В 2 ч. М.: МГСУ, 2000 - Ч. 2.-215 с.
121. Тумусов Ф.С. Саха- цивилизация на полюсе холода // Международная жизнь М., 1995.-144 с.
122. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. -Якутск: Бичик, 1998 368 с.
123. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педисловие // Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под.ред. А.И.Пискунова.-М.: Педагогика, 1974.-Т.1.-С. 180-260.
124. Хайруллин Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся: (Этносоциальный аспект). -М.: Ин-т нац. проблем образования, 2002. 63 с.
125. Холостова Е.И. Место теории социальной работы в системе наук // Российский журнал социальной работы. 1995.- № 1 - С. 19-24.
126. Шамаева А.П. Педагогические основы социальной работы с семьей в якутском туэлбэ: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. - 231 с.
127. Швецова И.Г. Социализация сельского школьника-подростка средствами народной культуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Красноярск, 1997.-С.22.
128. Школа социального успеха / Под.ред. Н.В.Белобородов, Л.И.Клочкова, Л.П.Кузнецова.- М.: Моск.гос.ун-т печати, 2002 170с.
129. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 112 с.
130. Чиряев К.С. Счастье семьи в детях: педагогические беседы. Якутск, 1981.-96с.
131. Чистов КВ. Народные традиции и фольклор: Очерки теории личности.-Ленинград: Наука, 1986-303с.
132. Черосов М.А. Знаешь ли ты прошлое своего народа? Якутск, 1971-76с.
133. Этническое развитие народностей Севера в советский период. М.: Наука, 1987- 220с.
134. Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы: Материалы Всерос. научн.-практ.конф. Самара: Изд-во МГПУ, 1990-139с.
135. Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы: Междунар.научн.-практ.конф.: В 3 ч. Стерлитамак: СГПИ, 2000.-Ч. 1. -214с.
136. Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски: Материалы респ. научн.-практ.конф-Якутск: ОООТИД «Кудук», 1999-223с.
137. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск: КЧГПУ, 1998 - 202 с.
138. Этнос. Образование. Личность: Материалы 9 международной конференции образования народов циркумполярного Севера. Якутск: МО ИПКРО, 2003. - С. 621.
139. Этнос: традиции и современность: Сб. науч. тр. Якутск: Якут.научн.центр СО РАН, 1994 - 92с.
140. Этносоциокультурное развитие личности: Материалы регион.науч.-практ.конф. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камч.гос.пед.ун-та, 2001 —107с.
141. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука: Сиб.изд. фирма РАН, 1996 - 437 с.
142. Якутско-русский словарь / Под.ред. П.А.Слепцова. М.: Советская энциклопедия, 1972. - 60 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.