Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Cаха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шадрина, Софья Николаевна

  • Шадрина, Софья Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 221
Шадрина, Софья Николаевна. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Cаха: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 1997. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шадрина, Софья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДА САХА.10

§ 1. Нравственное воспитание в структуре целостного воспитательного процесса.

§2. Нравственные традиции народа саха: сущность, содержание, специфика.

§3. Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников в процессе освоения ими народных традиций.65

Глава И. ОПТИМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИВДЙ НАРОДА САХА.80

§ 1. Анализ практики освоения нравственных традиций народа саха и ее проблемы.80

§2. Опыт создания технологии процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.105

§3. Перспективная модель комплекса организационно-педагогических условий, способствующих оптимизации освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Cаха»

Современная общеобразовательная школа переживает сейчас трудное время. Ее перестройка происходит в условиях кризиса государства и общества, распада прежней системы образования, резкого обострения социальных, национальных и политических противоречий.

Основная задача любого общества - это обеспечение выживания составляющих его членов, его самосохранение и развитие, обеспечение системной целостности. Российская же действительность характеризуется острыми военными, межнациональными, корпоративными конфронтациями и конфликтами.

Любое общественное явление возникает как реакция на определенную историческую необходимость, поэтому интерес исследователей к вопросам этнопедагогики не случаен. Нам представляется, что в выборе идеала, ценностных ориентиров для растущего человека могут служить нравственные традиции народа, в которых фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы взаимоотношений; идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.

Народные традиции гуманистических отношений (уважение к старшим, любовь к детям, человеку труда, гостеприимство, вежливость, скромность, взаимопомощь, сочувствие, сострадание, чуткость, отзывчивость и т.д.) возникали и крепли, проходя проверку массового опыта в течение веков, входили в жизнь народа, глубоко проникали в сознание и психологию людей. Освобождаясь от старых, реакционных моментов и обогащаясь новыми элементами, народные воспитательные традиции послужили той благодатной почвой, на которой базировались гуманистические идеи научной педагогики.

Исследование проблем народной педагогики в отечественной науке особенно активно начали проводиться с 60-х годов. В различных аспектах исследованы педагогические традиции разных народов: русских (Г.С. Виноградов, Е.М. Христова, A.M. Леонов и др.), чувашей (Г.Н. Волков), татар (Я. И. Ханбиков), украинцев (М.М.Стельмахович), дагестанцев (Ш.А.Мирзоев, З.М.Магомедова), белорусов (А.П.Орлова), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф. Афанасьев), грузин (А.Ф.Хантибидзе), армян (В.Х.Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш.Гашимов), адыгов (И.И.Бузаров, И.А.Шоров), узбеков (Б.Кадыров, С.Ф. Абдирасинов), бурят (Т.Д.Замбалова, Д.М.Бурхинов, Б.Ш.Молонов), тувинцев (Т.Т.Мунзук, Г.Д.Сунду), народов Средней Азии и Казахстана (К.Пирлиев, А.Э.Измайлов) и др.

У народов всех времен, начиная с первобытного общества, имелась своеобразная и специфически сложившаяся воспитательная система, своя педагогика, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни. Эта народная педагогика являлась итогом творческой мысли многих поколений людей, выражением интересов большинства населения, которые в соответствии со своими потребностями выдвигали самые гуманные и демократические воспитательные традиции. Среди перспективных направлений развития теории воспитательной системы (М.Н. Аплетаев, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, А.М.Сидоркин) выделяется направление использование новаций и традиций в построении воспитательной системы (особенно в национальной школе)" [158,170].

Педагогический аспект решения этой проблемы заключен в выявлении оптимальных организационно-педагогических условий для эффективного использования накопленных разными этносами духовных богатств народной педагогики в современных воспитательных системах школ. Современная теория педагогики, обогащенная опытом народного воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру семьи, воспитание молодого поколения на лучших нравственных традициях народа, на его морально-этических ценностях.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспекте, определили выбор темы исследования: "Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха".

Объект исследования: процесс освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.

Предмет исследования: оптимальные организационно-педагогические условия освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.

Цель исследования: выявить истоки и особенности нравственных традиций народа саха, разработать систему оптимальных организационно-педагогических условий их освоения младшими школьниками.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

- определить особенности нравственных традиций народа саха, их содержание и специфику освоения в младшем школьном возрасте;

- обосновать критерии и уровни освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха;

- осуществить анализ практики освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха;

- разработать модель комплекса оптимальных организационно-педагогических условий освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что процесс освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха будет проходить успешнее, если:

- организовать систематическое знакомство детей младшего школьного возраста с нравственными традициями народа саха через различные формы урочной и внеурочной деятельности;

- использовать при проведении уроков по национальной культуре программы, связанные с изучением Учения Айыы, как условие соединения педагогического и философского направлений в нравственном воспитании;

- создавать небольшие компактные школы, где учащиеся не только хорошо знали друг друга, но и включались бы в разнообразные виды коллективной и индивидуальной деятельности на основе организации воспитания по нравственным традициям народа саха;

- взаимодействие семьи и школы осуществляется на основе педагогического просвещения родителей и возрождения традиций народа саха в нравственном воспитании детей;

- определить оптимальную систему организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное освоение младшими школьниками нравственных традиций народа саха.

Методологической базой исследования являются философское положение о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлении в мире, научные концепции ученых о социально-нравственном развитии личности, сущности процесса воспитания в общеобразовательной школе. С этой точки зрения, теоретической базой исследования явились работы, раскрывающие сущность морали и нравственных ценностей (Л.М.Архангельский, А.С.Арсеньев, В.А.Блюмкин, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий,

A.Н.Титаренко, Т.В.Цырлина и др.); рассматривающие проблемы развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Р.Г.Гурова, А.Н.Леонтьев и др.); изучающие проблемы нравственного воспитания в школе (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, А.В.Иващенко, И.С.Марьенко, В.И.Петрова, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова, Н.Е.Щуркова и др.); исследовавшие теоретико-методологические проблемы народной педагогики (Ю.А.Рудь, Е.Л.Христова и др.).

Теоретические положения исследования основывались на ряде концепций воспитания личности в современных условиях (Б.П.Битинас,

B.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, Л.И.Новикова, Г.Н.Филонов и др.), на исследованиях по проблемам оптимизации педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Б.С.Гершунский, М.М.Поташник).

В частности, локальные положения исследования основывались на работах этнопедагогов В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, Ш.А.Мирзоева, К.С.Чиряева и др., на исследованиях Учения Айыы (Л.А.Афанасьева - Тэ-рис, Р.П.Варламовой - Хатан, И.Г.Баишева, И.С.Портнягина и др.).

В процессе работы был использован комплекс методов исследования: теоретический, контент-анализ, наблюдение, анкетный опрос, беседа, интервью, экспертные оценки, опытно-педагогическая работа.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились следующие школы: Государственная национальная политехническая школа №2 г.Якутска, Якутская городская национальная гимназия, Чурапчинская спортивная школа-интернат Чурапчинского улуса, Харанская школа-лицей здоровья и спорта Мегино-Кангаласского улуса. Анализ опыта учителей по нравственному воспитанию младших школьников в школах г.Якутска осуществляется с 1990 года.

Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение 1993-1996 гг.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрывается сущность нравственных традиций народа саха, их специфика и содержание;

- разработаны критерии и уровни освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха;

- выявлены тенденции освоения нравственных традиций младшими школьниками и причины, затрудняющие их освоение в современных условиях;

- определена технология процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха, которая включает следующий комплекс: планируемые результаты воспитания; средства диагностики нравственной воспитанности младших школьников; методики работы по освоению нравственных традиций народа саха; критерии нравственной воспитанности младших школьников; комплекса организационно-педагогических условий освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная система критериев и показателей способствовала определению в реальной практике уровней освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха; в опытно-экспериментальных школах была успешно использована совокупность научно-практических рекомендаций по освоению нравственных традиций народа саха младшими школьниками.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем их использования в практической деятельности Государственной национальной политехнической школы №2 г.Якутска, Амгинской средней школе №1 Амгинского улуса, в Чурапчинской спортивной школе-интернате Чурапчинского улуса. Материалы исследования апробированы на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (Якутск, 1994 г.), на "круглом столе" о сотрудничестве Якутского и Фэр-бенкского университетов по проблемам развития образования в условиях Севера (Якутск, 1994 г.), на научно-практической конференции молодых ученых и сотрудников педагогического факультета Якутского государственного университета (1994 г.), на занятиях в Якутском госуниверситете им. М.К.Аммосова по теории и методике воспитания, а также в ходе выступлений перед педагогическими коллективами общеобразовательных школ Амгинского, Чурапчинского улусов.

На защиту выносятся следующие положения:

- в условиях резкого обострения социально-экономических, национальных и политических противоречий нравственные традиции народа саидеях для подрастающего поколения в духе национально-культурного возрождения Республики Саха (Якутия);

-разработанные в связи с необходимостью формирования менталитета народа саха в условиях национального возрождения критерии и уровни освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха и определения их воспитанности в свете современных требований;

-учение "суе" как принципиально новое и ведущее духовное начало в этнопедагогической теории и практике народа саха и как условия соединения педагогического и философского направлений в нравственном воспитании детей;

-перспективная модель комплекса организационно-педагогических условий, способствующих оптимизации освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха и ее технологический процесс.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шадрина, Софья Николаевна

Заключение

Настоящее исследование было посвящено поиску оптимальных педагогических условий и способов организации освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха. Их освоение в современных условиях имеет важное значение, поскольку мы рассматриваем нравственные традиции народа саха как реальную идеологическую основу в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения в духе национально-культурного возрождения Республики Саха (Якутия).

Процессы демократизации и гуманизации школы, характеризующие в целом современный этап развития общества, обуславливают сегодня необходимость использования опыта народной педагогики в практике воспитательной работы школ республики. Анализ практики воспитательной работы показал, что в целом использование опыта народной педагогики оказало положительное влияние на нравственное развитие младших школьников. Более того, народные традиции нравственного воспитания послужили преградой бездуховности, растущему в обществе социально-психологическому напряжению, чувству неопределенности и страха перед будущим.

В ходе исследования мы выяснили, что большой проблемой для теории и практики воспитания является отсутствие в государстве единой идеологии, разделяемой большинством населения, некой системы принципов, идей, объединяющих наиболее значимые духовные ценности. Для Республики Саха (Якутии) такой идеологией, на наш взгляд, может служить идея возрождения национальной культуры, в том числе и философско-педагогического наследия Учения Айыы. Именно Учение Айыы выдвигает на первый план идею развития и формирования человека - творца, живущего в гармонии с окружающей средой - природой.

152

Поскольку этнопедагогика любого народа тесно смыкается с общечеловеческими нормами и ценностями, то обращение к ним воспринимается детьми как естественный процесс. Поэтому педагогика должна базироваться на системе новых ценностей, как открываемых нами в современных условиях развития общества, так и забытых, добытых народом в прошлом.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенком осваиваются главным образом простые нормы нравственности, общечеловеческий "минимум морали", который необходим в человеческом обществе. Данный возрастной период, как считают исследователи, наиболее благоприятен для нравственного воспитания, поскольку именно в этом возрасте ребенок верит в авторитет взрослого, учителя. Поэтому к учителю начальных классов должны предъявляться особые требования. Разумеется, главным в облике учителя является его моральная основа: гуманность, доброжелательность, честность, справедливость.

В диссертации, на основе анализа педагогической литературы и контент-анализа были выделены следующие традиции: коллективизма и взаимовыручки; трудолюбия и уважения к людям труда; уважения и почитания предков, старших по возрасту; гостеприимства, доброты и щедрости; честности, правдивости и справедливости; бережного отношения к природе; почитания Айыы. Традиции мы подбирали с учетом представлений народа об идеальной личности, которые легли в основу эталонной сетки изучения освоения нравственных традиций народа саха младшими школьниками. Таким образом, полученное комплексное представление о нравственной воспитанности младшего школьника, позволяет воспитателю не только вести систематический контроль за нравственным развитием личности каждого ученика, но также оптимально выбирать правильный способ педагогического воздействия на учащихся.

В диссертации дается характеристика четырех уровней освоения нравственных традиций народа саха в зависимости от конкретности или

153 обобщенности, полноты или фрагментарности знаний и анализа поступков учащихся. Выделение этих уровней позволило увидеть, выявить как идет освоение основных нравственных ценностей младшими школьниками городских и улусных школ, а также определить их общую нравственную воспитанность в целом. Распределение уровней освоения нравственных традиций народа саха младшими школьниками показано в диссертации на 28 гистограммах.

На основе анализа опытно-экспериментальной работы мы разработали педагогическую технологию процесса освоения нравственных традиций, который состоит из следующего комплекса: планируемые результаты воспитания; средства диагностики нравственной воспитанности младших школьников; методики работы по освоению нравственных традиций народа саха; критерии нравственной воспитанности младших школьников.

Целью диссертационного исследования является выявление и создание оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих эффективности процесса освоения нравственных традиций народа саха. Исходя из теоретических положений, обоснованных в работе, анализа практического опыта определены следующие условия:

- воспитание на нравственных традициях народа саха как реальная идеологическая основа в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения в духе национально-культурного возрождения Республики Саха (Якутия);

- взаимодействие семьи, школы и общественности: охват воспитательным воздействием всех сфер жизнедеятельности людей; единство и взаимосвязь субъектов воспитания, согласованность и скоординирован-ность их воспитательных воздействий, согласованность основных требований к объекту воспитания во всех областях его жизнедеятельности, то есть осуществление комплексного подхода к нравственному воспитанию детей;

154

- объединение учителей-единомышленников в рамках воспитательной системы школы, чувствующих личную ответственность за воспитание нравственной личности;

- систематическое знакомство детей младшего школьного возраста с нравственными традициями народа саха через различные формы урочной и внеурочной деятельности, используя в процессе их освоения педагогическую технологию;

- создание локальной микросреды в небольших компактных школах с целью легко управляемого и воспитываемого социума;

- соединение педагогического и философского направлений в нравственном воспитании детей на основе взаимосвязи дисциплин национальной культуры и Учения Айыы.

Полученные нами результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и эффективность разработанной технологии процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха, следовательно дают основание для вывода о целесообразности внедрения материалов исследования в практику воспитательной работы.

Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы оптимизации освоения нравственных традиций народа саха. Последующие исследования данной проблемы могут быть направлены на выявление условий преемственности в освоении традиций народа саха у школьников на разных возрастных этапах их развития.

155

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шадрина, Софья Николаевна, 1997 год

1. Акматова Т. Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов национальной (кыргызской) сельской школы: Дис. .канд. пед. наук. М., 1993. - 202 с.

2. Алексеев А.Н. Традиционные религиозные верования якутов в XIX начале XX в. - Новосибирск, 1975. - 372 с.

3. Алексеев А.Н. Ранние формы религии тюркоязычного народов Сибири. Новосибирск, 1980. - 285 с.

4. Алексеев М.А. Не забывайте традиции предков//Чолбон. 1991. -№6. - С.100-101. (на як. яз.).

5. Аманбаева Л.И. Какой может быть концепция воспитательной работы для школ Якутии//Народное образование Якутии. 1992. - №3-4.1. С.49-51

6. Аманбаева Л.И. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Якутск, 1991. - 112 с.

7. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: "Ситим", 1995. - 55 с.

8. Аплетаев М.Н. Гуманизация воспитательной системы школ и критерии ее оценки/Воспитательная система школы. Омск, - 1991. - 163 с.

9. Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образова-нии/Психоло-гические проблемы нравственного воспитания детей. м.1977.

10. Артамонова JI. Ценности которым нет цены//Народное образование. М., 1994. - №4. - 78 с.156

11. П.Архангельский JI.M. Моральные ценности и современности/Вопросы философии. 1983. -№11.- С.88-93

12. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 182 с.

13. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания.: Автореф. дис. . канд. пед. наук, М.,1995. 19 с.

14. Афанасьев J1.A. Тэрис. Будь нравственным. - Якутск, 1992. - 19 с. (на як. яз.)

15. Афанасьев JI.A. Тэрис. Воспитание детей до трех лет. - Якутск, 1994. - 64 с. (на як. яз.).

16. Афанасьев JI.A. Тэрис. Следуй морали Айыы. - Якутск, 1996. -69 с. (на як. яз.).

17. Афанасьев JI.A. Тэрис. Учение Айыы. - Якутск, 1993. - 181 с. (на як. яз.).

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 146 с.

19. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.

20. Баишев И.Г. Дыхание Айыы. Якутск, 1993. - 112 с. (на як. яз.)

21. Балл Г.А., Л.Н.Таранов. Об особенностях основных направлений воспитания/Новые исследования в педагогических науках. Вып.2(56).- М.:1. Педагогика, 1990. 80 с.

22. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.182 с.157

23. Беспалысо В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.-84 с.

24. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: филсовско-этические основы. Воронеж, 1990. - 146 с.

25. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис. доктор пед. наук М., 1975. - 25 с.

26. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методикаэтических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

27. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.

28. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 189 с.

29. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого педагогические проблемы воспитания в современных условиях//Советскаяпедагогика. 1991. - №5. - С. 11-19.

30. Божедонова А.Н. От семейных ценностей к об-щечеловеческим//На-родное образование Якутии. 1992. - №2. - С.62-64

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.

32. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. -1976. №6. - С.45-53

33. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии в воспитании детей//Вопросы психологии. 1975.-№1. - С.80-89158

34. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: РГПИ, 1986. - 124 с.

35. Бондаревская Е.В. Опыт выявления уровня нравственной воспитанности учащихся//Советская педагогика. 1965. - №4. - С.122-132

36. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика. 1995. - №4. - С.28-30

37. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 134 с.

38. Бугаева A.J1. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (На материале национальных школ народностей Крайнего Севера): Дис. . канд. пед. наук. -М., 1987.- 165 с.

39. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Изд-во "Бэлиг",1993.- 132 с.

40. Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Изд-во "Бэлиг", 1994. - 46 с.

41. Бястинов Г.П. Воспитание детей на народных традици-ях//Народное образование Якутии. 1992. -№2. - С. 17-21

42. Варламова Р.П. Хатан. Психология. Природа. Религия. -Якутск, - 1994. (на як. яз.) - 75 с.

43. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. М.: Педагогика, 1983. — 130 с.

44. Винокурова У.А. Сказ о народе Саха. Якутск: Нац. кн. изд-во -"Бичик", 1994. 74 с.159

45. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 30 с.

46. Вислогузова М.А. Творческая деятельность учащихся как средство усвоение нравственных норм. Дисс. канд. . пед. наук. - М., 1989. -147 с.

47. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. Минск,1982.-176 с.

48. Волков Г.Н. Вечность воспитания//Народное образование. 1994. -№4.-С.68.

49. Волков Г.Н. Отзыв к программе М.Д.Неустроевой//Народное образование Якутии. 1992. - №3-4. - 22 с.

50. Волков Г.Н. Уранхай саха с немеркнущей судьбой. Письмо академика Г.Н. Волкова президенту Республику Саха М.Е. Николаеву//Советы Якутии. 1992. - №3-4. - С.22.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика/Под ред. И.Т.Огородникова. -Чебоксары: Чувашкнигаиздат, 1974. 376 с.

52. Волков Г.Н. Этнопедагогика-концепция национальной школы/В кн. Национальная школа: концепция и технология развития. М.: Просвещение, 1993. - С.45-52

53. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары,1966.

54. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки//Советская педагогика, -1991.-№9.-89-94

55. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление современного процесса воспитания//Русский язык и литература в киргизской школе. 1984.2. С.7-14160

56. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. Сб. науч. тр./НИИ теории и истории педагогики. М., 1992. - 134 с.

57. Воспитательная система школы: проблемы, поиски и опыт гуманизации и демократизации. Омск: Омское обл. отделение ПО, 1991. - 163 с.

58. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика,1991. 480 с.

59. Гаврилов В.А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке (1945-1985 гг.). Кишинев: Штиница, 1990. - 169 с.

60. Гаждиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века//Вопросы философии. 1992. - №2. - С.3-25

61. Гершунекий Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы//Магистр. 1991. - июнь. - С. 10-18

62. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989. 158 с.

63. Григорьев В.М. К вопросу о периодизации развития народной педагогики/Сб.: Общечеловеческое и национальное в историкопедагогическом процессе. М.: АПН, 1991. - 39 с.

64. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблемы воспитания. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989. - 68 с.

65. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

66. Гусейнов А.А. Этика и мораль//Философские науки. 1984. - №5.- С.8-21

67. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:

68. Русский язык, 1979. Т.2. - 780 с.161

69. Данилова JI.M. Буржуазная теория и практика нравственного воспитания учащихся в США (конец 60-х начало 80-х годов). Дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 136 с.

70. Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании//Народная образование Якутии. - 1993. - №1. - С.32-33

71. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Якутск:1. ЯГУ, 1991.-64 с.

72. Данилов Д.А. Стратегия развития образовательной системы в Республика Саха/Ученые записки. Серия: Гуманитарные науки. Якутск.

73. Изд-во ЯГУ, 1994. 187 с. С.58-68

74. Данилов Д.А., Васильев Н. Реформы школьного образования Якутии//Международная жизнь. М., 1995. - С.75-76

75. Дробницкий О.Г., Понятие морали. М., 1974. - С.

76. Дьячковская П.Н. Из опыта использования ознакомления детей с народными пословицами//Народное образование Якутии. 1995. - №2.- С.65-68

77. Жамансариева С.Д. Идеи и традиции казахской народной педагогики в современной практике воспитания в семье и школе.: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.

78. Жирков Е.П. К новой национальной школе//Международная жизнь. М., 1995. - С.77-78

79. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

80. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности//Педагогика. 1992. - 1. - С.22-26.162

81. Ефременко Н.В. К вопросу об учете результатов воспита-ния//Советская педагогика. 1970. - №6. - С.58-64

82. Иванов B.C. Значение верования в изучении живой природы/Первая конференция "О веровании якутов". Доклады. Якутск, 1995.125 с.

83. Иванов Г.А. Народная (национальная) традиция как элемент эт-новоспроизводительных сил: социально философский аспект//Народное образование Якутии. - 1995. - №4. - С.100-105

84. Иващенко А.В. Теория и практика идейно нравственного воспитания школьной молодежи. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 162 с.

85. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

86. Изучение личности школьника учителем/Под ред. З.И.Васильевой, Т.В.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Родионовой. М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

87. Из истоков народной педагогики якутов: Материалы научно -практической конференции, проведенной 20-21 июня 1990 г. в с.Оросу Верхневилюйского района, 1992. 86 с.

88. Ильина Т.М. Эркээйи новая программа по воспитанию де-тей//Народное образование Якутии. - 1993. - №1. - С.62-63

89. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания, М., 1996. -115 с.

90. Использование народной педагогики в воспитании младших школьников: Учебное пособие для студентов/Сост. А.Д.Семенова.

91. Якутск, 1997. 47 с. (на як.яз.).163

92. Истоки народной педагогики и проблемы современной школы. -Мирный: Мирнинская гортипография, 1993. 38 с.

93. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JI.: ЛГПИ, 1989. - 83 с.

94. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев, 1991. - 92 с.

95. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992. 125 с.

96. Караковский В.А. Современная массовая школа как школа воспитывающая/Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. - С.5-13

97. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984. - 64 с.

98. Корнилова А.Г. Научные подходы к социализации детей в условиях открытой школы/Учение записки. Серия: Гуманитарные науки. Издво ЯГУ, 1994.- 187 с.

99. Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977. 208 с.

100. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск. 1979.

101. Ладызина М.А. Формирование идейно нравственной позиции подростков в общественно-политической деятельности: Дис. . канд. пед.наук. М., 1991.- 192 с.

102. Лейтес Н.С. Проблемы общих способностей в возрастном аспек-те//Вопросы психологии. 1969. - №2. - С.32-36.

103. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

104. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности//Советская педагогика.- 1991. №4. - С.65-68.164

105. Лысенко Т.Ф. Исследование уровней нравственной воспитанности/Управление процессом нравственного воспитания. М., 1979. - С.24-28.

106. Лысенко Т.Ф. Проблема уровней нравственной личности (на материале изучения нравственной ответственности студентов вуза).: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 17 с.

107. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 223 с.

108. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. - 104 с.

109. Материалы научно-практической конференции "Опытно-эксперим. работа: поиски, находки, решения". Якутск, 1996. - 78 с.

110. Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников.-М., 1986.-50 с.

111. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана (содержание, формы, методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 123 с.

112. Моисеев Н.Н. Контуры рационального общества//Социально-политический журнал. 1993. №11-12 - С.73-76

113. Монахов Н.И. Об учете результатов воспитание школьни-ков//Советская педагогика. 1966. - №7. - С.78-86

114. Моя священная вера: книга для детей. Якутск.: Ситим, 1993. -4.1. - 5 сл.л. (на як.яз.).

115. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей165башкирской народной педагогики.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1995.-8 с.

116. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее//Психологи-ческий журнал. 1994. - №3 - Т. 15. - С.42-49

117. Народная педагогика и современные проблемы воспита-ния//Мате-риалы Всесоюзной научно-практической конференции. -Чебоксары, 1991. 4.1. - 344 с.

118. Народная педагогика и современные проблемы воспита-ния//Мате-риалы Всесоюзной научно-практической конференции. -Чебоксары, 1991. 4.2. - 330 с.

119. Народная педагогика и современные проблемы воспита-ния//Мате-риалы Всесоюзной научно-практической конференции.

120. Чебоксары, 1991. Ч.З. - 333 с.

121. Народная педагогика и современные проблемы воспита-ния//Мате-риалы Всесоюзной научно-практической конференции. -Чебоксары, 1991. 4.4. - 336 с.

122. Наслежно-улусное социальное воспитание/Отв. ред. Д.А.Данилов. М., 1997. 4.1 и II. - 128 с.

123. Национальное культура основа бесконечного//Учуутал аргыЬа, - 1993. 2 дек. - 4 с. (на як. яз.).

124. Национальная школа: Концепция и технология развития/Докл. и материалы международной конференции. М., 1983. - 126 с.

125. Неустроева М.Д. Дитя племени саха//Сахаада. 1991. - 18 нояб. (на як.яз.). - 10 с.166

126. Неустроева М.Д. Использование народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников/Национальная школа: Концепция и технология развития. М., 1983. 126 с.

127. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика как единство национального и интернационального в воспитании детей коренных народов Севера//Межд.конференция "Проблемы охраны генофонда народов Севера" (п.Черский14.15 апр. 1995 г.). Якутск. - С.70-75

128. Неустроев Н.Д., Саввинов Т.Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения.1. Якутск, 1995.- 112 с.

129. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагоги-ки//Народная педагогика основа воспитания. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Казань, 1993. - 6 с.

130. Никитин А.Ф. Нравственное воспитание на переломе//Магистр. -1991.-июнь.-С.37-48

131. Николаичев Б.О. Осознаваемое и несознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976. 128 с.

132. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Монография. Изд-во Аналитического центра при президенте Республике Саха (Якутия). -Якутск, 1995. 141 с.

133. Новикова Л.И. Гуманистическая воспитательная система школы как феномен социальной действительности и объект педагогических исследований/Воспитательная система школы. Омск, - 1991 - 163 с.

134. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспи-тания//Под ред. И.А.Каирова. М., 1979. - 192 с.167

135. Ш.Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо. Якутск, 1975. - 432 с.

136. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд./Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1984. - 797 с.

137. Оконешникова А.П. Народная психология опора воспитательной работы. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1996. - 175 с. (на як.яз.).

138. Оконешникова А.П. Эркээйи программа развития личности ребенка//Международнаяжизнь. - М., 1995.-С.12-13.

139. Организация нравственного воспитания школьников: Методические рекомендации для работников школ/Сост. Щуркова Н.Е., Шнырева В.М. М.: 1989. - 72 с.

140. Орлова А.П. Национальная школа опыт народной педагогика/Советская педагогика. - 1991. - №7. - С.88-91

141. Основные идеи и проблемы воспитания в школах//Народное образование Якутии. 1995. - №1. - С.3-8

142. Павлов А.Н. Человек Айыы: в помощь изучающим народные традиции. Намцы, 1993. - 28 с. (на як.яз.).

143. Петрова В.И. Деятельность школьника и его нравственное вос-питание//Советская педагогика. М., 1982. - №3. - С. 18-22.

144. Первая конференция "О веровании якутов".Доклады/Под ред. И.И.Шамаева. Якутск, 1995. - 122 с.

145. Пекарский Э.К. Толковый словарь якутского языка.Т.1- АН1. СССР, 1959.-ст. 1279.

146. Пирлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа. Учебное пособие для студентов вузов и пед. училищ. Ашхабад, 1976.172 с.168

147. Поляков С.Д. Нужна ли воспитательная работа . //Магистр.1992. сентябрь.-С.11-14.

148. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1996. - 432 с.

149. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. Якутск, 1994. -142 с

150. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: МП //Полиграфист//, 1993. - 63 с.

151. Попов Б.Н. Человек в детстве//Айсберг. 1991. - №2. - С.72-79.

152. Попов Г.Г. Боотой. Взаимосвязь якутских традиций. - Якутск,1993. 36 с. (на як.яз.).

153. Попов JI.A. Воспитательный потенциал Религии/Шедагогика. -1992. №7-8. - С.28-33.

154. Портнягин И.С. Усилить этнопедагогическую подготовку будущего учителя//Народное образование Якутии. 1992. - №3-4. - С.69-71.

155. Портнягин И.С. Этнопедагогика: кут-сур//Логос, культура, цивилизация. Якутск, 1993. - С.69-71.

156. Поташник М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации). Дис. . докт. пед. наук. М.,1987.-345 с.

157. Программа приобщение детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии (Эркээйи). -Якутск, 1994. 80 с.

158. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. М.: Педагогика, 1990. - 160 с.169

159. Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

160. Региональные проблемы развития образования в условиях Севера/Материалы "Круглого стола" о сотрудничестве Якутского и Фербенк-ского университетов. Якутск, 1994. - 48 с.

161. Романова Е., Слепцов П., Колодезников С. Жизненный круг у якутов//Илин, 1992. - 65 с.

162. Российская педагогическая энциклопедия: в Т.2./Гл. ред.

163. B.В.Давы-дов/. М.: БРЭ, 1993. - 608 с. - Т.1. - А-М.

164. Рувинский Л.И. Личность: этические проблемы. М.: Изд-во1. МГУ,-С. 197-107

165. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во1. МГУ, 1981.-84 с.

166. Рувинский Л.И. О сущности процесса самовоспитания//Вопросыпсихологии. 1968. - №5. - С.32-38

167. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспита-нии//Советская педагогика. 1984. - №9. - С.28-32

168. Семенова А.Д. Приобщение к труду Севера: Пособие для учителя. Якутск, 1990. - 72 с.

169. Семенова Л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций//Советская этнография. 1981. - №1.1. C.68-77

170. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования.- 2-е изд., 1993. 736 с.170

171. Сивцева Н.С. Некоторые проблемы воспитания и обучения, работы школы с семьей и общественностью/Здоровье через образование. -Якутск, 1995.-С. 10-14.

172. Сидоркин A.M. Процесс развития воспитательной системы шко-лы//Советская педагогика. 1991. - №1. - С.65-69.

173. Словарь по этике/Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

174. Сохранить ли человечество человечность?/Доклад Независимой комиссии по международным гуманистическим вопросом. М.,1988. - 242 с.

175. Создание центра работы с родителями по воспитательной работе: методическая помощь в работе по месту жительства или микрорайонам.-Якутск, 1994. 35 с.

176. Сокольников Ю.П. Общие и специфические проблемы воспитательной работы в начальной школе/ Проблемы воспитания школьников внациональной школе. Грозный, 1975. - 166 с.

177. Степанова Т.И. Толерантность и воспитание нравственно устойчивой личности//Народное образование Якутии. 1995. - №1. - С.8-13

178. Сусоколов А. Культурная инерция этносов: зло или бла-го?//Народное образование. 1994. - №4. - С. 124-126

179. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. - 286 с.

180. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979.

181. Суо//Сахаада, август 25,1994. - С.З. (на як.яз)

182. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура и воспитание учащихся. М., 1992. - 47 с.171

183. Титаренко А.И. Мораль как особый способ освоения мира/Социальная сущность и функции нравственности. М.: МГУ, 1975.

184. Титов В.А. Мораль: познание и действие. М.: Молодая гвардия, 1987.

185. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1992. - 31 с.

186. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева М.: Новая школа, 1995. - 467 с.

187. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании//Полн. собр. соч. Т.2. С.425-439.

188. Уткин К.Д. Духовность как ориентир выживаемости культу-ры//Культура народа саха на пороге XXI века. Якутск, 1996. - С.9-12. (на як. яз.).

189. Уткин К.Д. У порога размышлений: Проблемы возрождения традиционной культуры. Якутск: Якутполиграфиздат, 1993. - 221 с.

190. Филиппов В.И. Используем шире народную педагоги-ку//Народное образование Якутии. 1992. - №2. - С.22-25

191. Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В.В.Давыдова; Российская Академия образования. Серия:

192. Теория и практика развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1994. - 128 с.

193. Фролова Н.В. Оптимизация освоение нравственных ценностей школьной молодежи. Дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 175 с.

194. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли Татарского народа. Казань, 1967. - 232 с.172

195. Ханчин B.C. О методике изучения уровня нравственной воспитанности детей как предпосылке управления процессом нравственноговоспитания/Проблема управления процессом воспитания. М., 1971. 1. С.42-47

196. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М.: Народная педагогика, 1994. - 110 с.

197. Харламов В.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск: Нар. асвета, 1972. - 338 с.

198. Христова ЕЛ. Народная педагогика: исторические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. -20 с.

199. Чиряев К.С. Воспитание детей в семье. Педагогические беседы. -Якутск, 1973. 45 с.

200. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Направления народного образования. Ассоциация народной педагогики. Оросу, Музей народной педагогики. Якутск, 1995. - 53 с.

201. Чиряев Н.К. Формируем саморазвивающуюся личность//Народное образование Якутии. 1997. - №2. - С.66-70

202. Чересов М. Якутские обычаи//Полярная звезда. 1970. - №3. -С.107.

203. Шадрина А.А. Народная педагогика в обучении и воспитании студентов//Народное образование Якутии. 1993. - №3. - С.36-39

204. Шадрина А.А. Прогрессивные традиции народной педагогики Якутии и их использование в совместной деятельности школы и семьи по173профориентации старшеклассников. Дис. . канд. пед. наук. М., 1991. 193 с.

205. Шадрина А.А. Якутские народные игры: Учебное пособие. Якутск, 1990. 93 с.

206. Шакирова К.Д. Педагогические условия воспитания сознательной дисциплины младших подростков в группах проблемного дня: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1990. - 16 с.

207. Шапошников В.П. Народная педагогика Якутии//Ленин суола. -Намцы. 1992. - 29 авг. - С.2-3 (на як.яз.).

208. Шапошников В.П. Якутская народная педагогика//Народное образование Якутии. 1992. №1. - С.20-23

209. Шарин Н.И. Возродить народные традиции/Народное образование Якутии. 1992. - №2. - С.14-17

210. Шварцман К.А. Воспитание: новые подходы к вечной теме: философия и этика воспитания. М.: Луч, 1993. - 269 с.

211. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат,1989.-207 с.

212. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. - 113 с.

213. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.-82 с.

214. Шуркова Н.Е. Новые формы воспитательной рабо-ты//Воспитание школьников. 1993. - №6. - С.5-10

215. Шуркова Н.Е. Нравственное воспитание//Воспитание школьников. -1990. -№1-2.1. 11. I L

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.