Этимология и текстовые функции имени собственного личного (на материале английского языка) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Носкова Анна Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат наук Носкова Анна Ивановна
Введение
Основная часть
Глава 1. Организация художественного текста посредством
функционального назначения имени собственного
1.1. Понятие художественного текста на современном этапе
развития лингвистики
1.2 . Специфика имени собственного в современных лингвистических
учениях
1.3 . Семантический потенциал имени собственного личного
как выражение коммуникативной цели в художественном тексте
1.4 . Методология исследования имени собственного в диктеме
художественного текста
Выводы по Главе
Глава 2. Организация художественного текста посредством имени собственного личного в свете диктемной теории
2.1. Категория онимической номинации и ее функция в смысловом
контексте
2.2. Соотнесенность апеллятивного значения имени собственного
личного с предикативным аспектом диктемы
2.3. Информативная значимость антропонимов в тексте
и ее роль в тематическом моделировании
2.4. Стилизация имен собственных как способ выражения
авторской идеи
Выводы по Главе
Глава 3. Текстообразующие функции художественных антропонимов
в составе диктемы
3.1. Репрезентативно-характеризующая функция имени собственного
в создании художественного образа
3.2. Имя собственное в функции эстетического изображения
художественного образа
3.3. Культурно-исторические имена собственные в формировании правдоподобного сюжета
3.4. Концептуально-символическая функция имени собственного
в реализации подтекстовой информации
Выводы по Главе
Заключение
Список литературы
Список словарей и справочников
Список источников исследовательского материала
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Топикальный ритм как средство активизации смысла сообщения: на материале англоязычной художественной прозы2016 год, кандидат наук Мартиросян, Анна Арменовна
Ложный дисконтинуум в тексте: на материале современной англоязычной прозы2007 год, кандидат филологических наук Володченко, Анна Владимировна
Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте: на материале семантического анализа имен прилагательных2018 год, кандидат наук Десятская, Светлана Вадимовна
Заключение литературного произведения большой формы как строевой элемент текста: на материале англоязычной прозы 18-21 веков2008 год, кандидат филологических наук Черепанова, Елена Юрьевна
Просодия как фактор стилеобразования: экспериментально-фонетическое исследование на материале английской сценической и спонтанной речи2010 год, доктор филологических наук Великая, Елена Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этимология и текстовые функции имени собственного личного (на материале английского языка)»
Введение
Проблема функционирования имен собственных личных в тексте занимает центральное место в литературной ономастике. Имена собственные (онимы) также широко исследуются в языкознании и могут представлять особый интерес для лингвистов коммуникативно-парадигматического направления, поскольку они выполняют коммуникативную функцию в диалоговом общении писателя и читателя, посредником которого является художественный текст.
Данная диссертационная работа посвящена исследованию функциональной стороны имен собственных личных (в теории ономастики они называются антропонимами), связанной с их этимологическим значением и контекстным употреблением. Изучение статуса антропонима и его функционального назначения в художественном тексте требует наиболее расширенный анализ всех элементов, попадающих в окружение личного имени с точки зрения коммуникативно-парадигматической грамматики.
Вопрос об этимологии антропонимов в данном исследовании является центральным, поскольку он имеет прямое отношение к проблеме семантики и функционально-коннотативному аспекту. Употребление имени собственного в художественном тексте нацелено на сообщение какой-либо информации, которая распознается читателем благодаря его ассоциативному мышлению и знаниям литературно-лингвистического характера. Имена собственные личные, являясь частью общего смысла произведения, участвуют в организации композиционно-тематической структуры текста. Выяснение скрытого смыслового содержания антропонимов и их текстовых функций, как правило, связано с изучением тематической организации художественного текста и осуществляется в нашей работе на основе теории диктемы, представляющей третью часть грамматики в современном языкознании.
Поскольку имена собственные личные служат основой для формирования темы, как для самой диктемы, так и для целого текста, их функциональная направленность обеспечивает реализацию четырех знаковых аспектов речи в
диктеме (номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию). Семантический потенциал имени собственного, выдвинутого на ведущее место в информационном поле диктемы, способствует выделению тема-рематических центров в художественном тексте, на основе которых строятся композиционные модели произведения. Кроме того, построение диктематических центров с собственно-именными ядрами осуществляется посредством дополнительных функций антропонимов, которые расширяют границы семантических возможностей текстовых сообщений, тем самым выражая концептуальные значения всего художественного произведения.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения этимологии имени собственного личного в художественной диктеме на уровне грамматической организации текста. Изучение грамматической структуры текста не ограничивается только раскрытием внутреннего строя речевых высказываний, заключающих в себе формальные и семантические признаки. Все составляющие компоненты текста играют значимую роль в формировании его содержательной стороны, связанной с организацией сложного коммуникативного единства. Поскольку имена собственные личные образуют денотативный каркас текста и являются отражателями различных смысловых отношений в тематической композиции художественного произведения, возникает необходимость изучения текстовых функций имени собственного личного с точки зрения коммуникативно -парадигматической лингвистики. Рассмотрение вопроса о функциональном вкладе имен собственных личных в образное текстообразование позволяет также исследовать основы построения текста классической художественной литературы на диктематическом уровне.
Научная новизна работы состоит в выявлении текстовых функций имени собственного личного во взаимосвязи с его апеллятивным значением и семантическим полем диктемы. Новизна настоящего исследования также заключается в попытке определения смысловых связей литературных онимов с тематически-композиционными элементами текста через призму рассмотрения антропонима как ядерного элемента, связывающего диктемы в единую
композиционную структуру текста. Изучение этимологии имен собственных личных в соотношении со структурно-тематическим содержанием текста позволяет выявить различные виды подтекстовой информации, эстетически воздействующей на читателя, что обуславливает мотивированность антропонимов, отображающей коммуникативную цель и авторскую идею художественного произведения.
Теоретической основой исследования послужили:
- работы профессора М. Я. Блоха, посвященные изучению составляющих текста с позиции теории о диктеме, поскольку через диктемный анализ наиболее отчетливо прослеживается структура художественного произведения, в котором значительная роль отведена именам собственным;
- научные концепции об организации текста и интерпретации его лексико -грамматического содержания И. Р. Гальперина (1981), З. Я. Тураевой (1986), Л. Н. Мурзина (1991), А. С. Штерна (1991), Т. М. Дридзе (1996), А. И. Новикова (2002), Е. С. Кубряковой (2004), Л. А. Манерко (2004), З. Д. Асратян (2015), Ю. М. Сергеевой (2016);
- исследования отечественных и зарубежных лингвистов в области изучения ономастических единиц и их текстовых функций в художественной литературе А. В. Суперанской (1973), В. Д. Бондалетова (1983), О. И. Фоняковой (1990), С. И. Гарагули (1998), И. Б. Вороновой (2000), О. А. Постниковой (2009), О. А. Бирюковой (2012), В. И. Супруна (2000), А. Н. Деревяго (2008), Л. Г. Шеремет (1984), Е. А. Белозеровой (2008), О. Е. Леонович (2002), Н. В. Васильевой (2017), В. Бланара (2009), Дж. Ст. Милла (1882), Х. Джозефа (1916), Д. Лоджа (1992), А. Коопмана (2016), Дж. М. Андерсона (2007).
Объектом исследования являются имена собственные личные, функционирующие в художественном тексте как значимые сегментные ядра диктем.
Предметом исследования являются особенности употребления имен собственных личных в семантическом пространстве текстового содержания, участвующих в тематической композиционной организации текста и отражающих основную авторскую идею художественного произведения.
Целью исследования является выявление текстовых функций имени собственного личного во взаимосвязи с аспектом этимологизации на уровне диктемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретическую базу исследования имен собственных и изучить проблему их функционирования в художественном тексте;
- выявить функции антропонимов в построении диктемы и организации художественного текста;
- рассмотреть соответствие тематического содержания диктемы с семантико-этимологическим аспектом антропонимов;
- показать связь имени собственного личного как ядра информационного поля диктемы с тематической структурой художественного текста;
- проследить отношение имени собственного к авторскому замыслу, на основе чего установить причины выбора автором того или иного именования;
- обосновать значимость выявленных функций имен собственных личных в системе ассоциативной интерпретации текста и читательского восприятия.
Исследование текстовых функций имени собственного личного в настоящей работе потребовало применение целого комплекса различных методов: метода диктемного анализа, метода этимологического анализа, метода семантического поля, метода стилистического анализа, ассоциативно-концептуального метода, информационно-смыслового метода, метода интертекстуального анализа, контекстуально-ситуативного метода, сравнительно-исторического метода, коммуникативно-прагматического метода и метода компонентного анализа.
Материалом для исследования служат произведения английской художественной литературы Раннего Средневековья (У-Х1 веков), Средневековья (ХП-ХУ веков), Эпохи Возрождения (ХУ1-ХУ11 веков), Эпохи Просвещения (XVIII века) и литературы Х1Х века.
Современный английский язык, как и любой другой язык, сформировался под влиянием национальной культуры в различных сферах ее проявления: науки, кино, театра, художественной литературы, СМИ и др. Особую роль в становлении
и укреплении некоторых языковых норм литературного английского языка как высшей формы национального языка сыграли мастера художественных произведений. Художественная литература закрепила не только некоторые языковые нормы устной и письменной речи, но и послужила эстетическим примером употребления изобразительно-выразительных средств, которые способствовали развитию стилистической системы языка.
Тексты художественной литературы, как правило, отличаются высоким разнообразием использования стилистических средств, служащих практическим материалом для исследования текстовых единиц, в том числе имен собственных личных, в рамках коммуникативно-парадигматической грамматики. Выбор произведений классической литературы для настоящего исследования объясняется тем, что она считается образцовой для различных периодов исторической эпохи и показательной в использовании многообразных художественных средств, отличающихся особой выразительностью, где имена собственные проявили наиболее высокую художественную образность и приняли активное участие в развитии истории, культуры и языка английского народа.
Исследование текстовых единиц художественной литературы, охватывающей период с Раннего Средневековья по XIX век, представляет особый интерес для диссертационной работы, поскольку именно этот период способствует становлению современного английского языка. Вместе с тем на протяжении указанного периода сформировалась ономастическая система английского языка, особое влияние на которую оказала художественная литература. Таким образом, в данной работе является целесообразным рассмотреть функциональные особенности имен собственных личных в процессе их образования на примере художественных произведений V-XIX веков, поскольку они сыграли наиболее значимую роль в развитии современного английского языка, что соответствует заявленной теме диссертационной работы.
Примеры из художественных произведений были отобраны методом сплошной выборки. В перечень исследуемых текстов вошли произведения таких авторов, как Ann Radcliffe The Romance of the Forest (1791), Jane Austen Mansfield
Park (1814), Francis Bacon New Atlantis (1627), John Bunyan The Pilgrim's Progress (1678), Geoffrey Chaucer The Canterbury Tales (1387-1400), Daniel Defoe Colonel Jack (1722) и A General History of the Pyrates (1724), Charles Dickens Adventures of Oliver Twist (1838) и Nicholas Nickleby (1838-1839), Henry Fielding The History of Tom Jones, a Foundling (1749), Thomas Hardy Far from the Madding Crowd (1874), Thomas Malory Le Morte D'Arthur (1485), William Morris Child Christopher and Goldilind the Fair (1895), Golden Wings (1856), A Tale of the House of the Wolfings (1889), Tobias Smollett The Adventures of Roderick Random (1748), Walter Scott Guy Mannering or the Astrologer (1815), Ivanhoe (1819), Old Mortality (1816), The Heart of Mid-Lothian (1818), The Antiquary (1816), The Tapestried Chamber (1822), My Aunt Margaret's Mirror (1828), The Two Drovers (1827), Rob Roy (1818), Laurence Sterne The Life and Opinions of Tristram Shandy (1759-1767), Horace Walpole The Castle of Otranto (1764), а также Icelandic Sagas (XIII-XIV вв.), англосаксонская поэма Beowulf (VIII в.), английская легенда The Lay of Havelok the Dane (XIII в.).
Теоретическая значимость работы состоит в исследовании имени собственного личного как представителя отдельного класса литературной ономастики и значимого компонента в диктеме художественного произведения, которое позволяет определить функциональный статус имени собственного личного в системе изучения грамматической структуры текста с точки зрения теории о диктеме. Результаты исследования представляют собой новую модель анализа имени собственного в тексте. Диктемный анализ антропонимов с опорой на этимологию и принципы текстового построения раскрывают речевую насыщенность имени собственного личного в художественном произведении, в силу чего расширяются научные представления о грамматике имени собственного как связующего компонента речи в диктеме и в целом тексте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы как в лекционных курсах, так и на практических занятиях по грамматике, лингвистике текста, ономастике, лексикологии, стилистике, страноведению, а также при изучении имени собственного в курсах по лингвокультурологии, психолингвистике, когнитивной
лингвистике. Материалы работы могут служить тематической базой для создания ономастических и лингвокультурологических словарей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Имя собственное личное входит в состав диктемы художественного текста и служит семантическим центром диктемного высказывания, являющегося частью структурно-тематического содержания произведения, подчиненного коммуникативной цели писателя.
2. Номинация литературного персонажа соотносится с семантическим содержанием диктемы и является функциональным посредником в осуществлении четырех знаковых аспектов диктемы: номинации, предикации, тематизации и стилизации.
Номинативная часть диктемы строится с помощью имен собственных личных, обозначивающих и называющих денотативный компонент высказывания. Предикативный аспект диктемы выражается смысловыми собственно-именными отрезками посредством создания правдоподобных, вымышленных и мистифицированных образов. Тематизация диктемы осуществляется на основе тематических блоков, формируемых антропонимами. Значения антропонимов соотносятся с образными характеристиками литературы более раннего периода, что определяет их роль в актуализации функции стилизации диктемы.
3. Апеллятивные значения имен собственных личных служат средствами презентации и характеризации художественных образов, которые непосредственно связаны с их коммуникативно-целевым назначением в выражении тематического содержания литературного произведения.
Собственно-именные ядра диктем содержат нравственно-воспитательные установки, формируя общий эстетический образ художественного произведения и перспективную оценку читателя.
4. Имя собственное личное как знак культуры в художественном тексте дает дополнительные значения, отображающие особенности развития английской культуры и языка на определенном историческом этапе, а также выступает в роли
ключевого слова-символа, раскрывающего концептуальные значения произведения.
Достоверность полученных результатов и выводов диссертационной работы обеспечивается следующими критериями научного исследования: 1) использованием лингвистических трудов отечественных и зарубежных лингвистов в качестве теоретической базы исследования; 2) привлечением обширного художественного иллюстративного материала разных периодов развития английской художественной литературы; 3) применением комплексной методики анализа фактического материала.
Апробация исследования. Основные положения и результаты работы были представлены на I Межвузовском научно-практическом форуме курсантов, студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и общество в ХХ! веке» (Москва, 2016), на Х Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации «Язык, коммуникация, перевод» (Москва 2016), II Национальной межвузовской научно-практической конференции «Столкновение цивилизаций в языковом пространстве: русский язык в системе безопасности России» (Москва, 2018), Традиционной конференции «Мартовские чтения» ИИЯ МШ У (2019), Международном научном форуме «Наука и Инновации -современные концепции» (Москва, 2019). Материалы исследования диссертации обсуждались на заседаниях научно-исследовательской работы аспирантов кафедры грамматики английского языка ИИЯ МШ У за 2018, 2019, 2020 годы. Отдельные разделы диссертации нашли отражение в научных публикациях различных журналов, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ (три статьи).
Структура диссертации включает введение, основную часть (три главы), заключение, список литературы, список словарей и справочников, список источников исследовательского материала.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется научная новизна работы, ставятся цели и задачи исследования, указываются методы исследования, описывается теоретическая и практическая значимость, даются сведения о структуре и объеме диссертации.
В первой главе «Организация художественного текста посредством функционального назначения имени собственного» рассматривается понятие текста с разных сторон изучения текста, описываются теоретические принципы исследования имен собственных с позиции общей и литературной ономастики, определяется роль имени собственного личного в художественном тексте, описывается методологическая база исследования имени собственного в диктеме художественного текста.
Во второй главе «Организация художественного текста посредством имени собственного личного в свете диктемной теории» анализируются этимологические и семантические особенности имен собственных личных как основных участников организации художественного текста на уровне диктемы, выявляется функциональная значимость литературных онимов в реализации четырех знаковых аспектов диктемы (номинации, предикации, тематизации, стилизации).
В третьей главе «Текстообразующие функции художественных антропонимов в составе диктемы» выделяются текстообразующие функции имен собственных личных, входящих в состав информационного поля диктемы и участвующих в формировании художественного образа, сюжета литературного произведения, подтекстовой информации художественного текста.
В заключении излагаются основные выводы по результатам исследования диссертационной работы.
Список литературы содержит научные труды, посвященные вопросам по изучению семантики, стилистики, грамматики, лексического содержания и ономастического пространства текста.
Список словарей и справочников содержит сведения об этимологии слов, в том числе имен собственных, а также описание терминов в области лингвистики, лингвокультурологии и литературоведения.
Список источников исследовательского материала содержит перечень художественных произведений английской классической литературы.
Основная часть
Глава 1. Организация художественного текста посредством функционального назначения личного имени
1.1. Понятие художественного текста на современном этапе развития
лингвистики
Изучение художественного текста предполагает рассмотрение общего понятия текста со всеми его свойствами. Попытки объяснить смысл текста прослеживаются еще с античных времен и связаны с именем Аристотеля. Античный философ и его последователи разрабатывали структурные модели текста, характеризующиеся различными типами жанрового своеобразия. В Средние века и Ренессанс особое внимание уделялось текстам религиозного содержания: герменевты истолковывали сакральные и библейские произведения, не выработав при этом четких правил их понимания. Понятию текста посвящены также труды Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, повлиявшие на становление герменевтики (ХГХ век) как теории. Исследователи рассматривали текст посредством реконструкции культурно-исторических условий, отражающих историю его создания [8сЫе1егшасИег 1838; БШИеу 1996].
В начале ХХ века лингвисты изучают текст с позиции речевого произведения. Среди исследователей следует выделить работы В. В. Виноградова (1971), Б. А. Успенского (1970), Б. А. Ларина (1927). Данные работы явились предпосылками развития теории текста. Теория текста как самостоятельная дисциплина сложилась во второй половине ХХ века на основе интеграции ряда наук - лингвистики, риторики, семиотики, герменевтики, психологии, социологии.
В 60-х годах ХХ века принципы структурализма отразились на понимании текста (Н. Ю. Шведова (1969), Ю. С. Мартемьядов (1964), Т. В. Булыгина (1969) и др.). Текст представлял собой языковую единицу, выделенную среди фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения и сверхфразового единства.
Исследование структуры текста продолжается в 70-е годы. Так, Ю. М. Лотман (1970) изучает строение текста на основе его членимости, выделяя две оси в его структурном содержании: парадигматическую и синтагматическую. По мнению ученого, появление текста обусловлено двумя действиями со стороны говорящего: 1) логическим соединением текстовых элементов в грамматическую и семантическую последовательность; 2) выбором одного главного элемента из множества, задающего тематическую направленность [Лотман 1998: 137-201].
К структурной организации текста в 1983 году обращается И. Я. Чернухина, которая вычленяет в тексте три уровня: лексический, синтаксический и композиционно-синтаксический. Лексический уровень представляет собой систему номинаций (слова и сочетания слов). Синтаксический уровень, состоящий из единиц лексического уровня, способствует воплощению отдельных смыслов общей темы (предложения, сверхфразовые единства, абзацы). Композиционно-синтаксический уровень развивает тему и организует единицы лексического и синтаксического уровней (эпизоды, главы, текст) [Чернухина 1983].
С началом развития лингвистики текста в 80-е годы XX века среди исследователей разворачивается спор об общепринятом определении текста. Ведущее место на тот момент занимает определение И. Р. Гальперина. Отличая текст от спонтанной неорганизованной речи, И. Р. Гальперин определяет текст как творческий процесс письменной речи, обладающей завершенностью, состоящей из названия и сверхфразовых единиц, связанных лексическими, логико-грамматическими, стилистическими отношениями, характеризующейся определенной направленностью и прагматической соотнесенностью [Гальперин 2007: 18]. Ученый также отмечал, что тексту свойственна системность, завершенность, содержательность, организованность в соответствии с его жанрово-стилистической оформленностью [Гальперин 2007: 20].
Отличая текст от простой последовательности предложений, З. Я. Тураева вслед за И. Р. Гальпериным говорит о сочетаемости языковых знаков в тексте, характеризующихся организованностью и информативностью. В определении
текста лингвист акцентирует внимание на его структурно-семантическом единстве и указывает на наличие экстралингвистических факторов [Тураева 1986: 7-11].
В конце ХХ - начале XXI века особое внимание уделяется пониманию цельности и связности текста. Эти свойства предполагают друг друга: если связность имеет дело с линейностью текста, то цельность вводит текст в парадигматические отношения [Мурзин, Штерн 1991: 11]. Л. Н. Мурзин и А. С. Штерн выделяют два типа связности: интрасвязность (внутренняя, смысловая) и экстрасвязность (внешняя организация текста - звуковая или буквенная) [Там же].
Однако, как отмечают исследователи, несмотря на то, что связность всех элементов способствует становлению цельности текста, все же она не означает его цельность. Цельность в этом случае рассматривается с психологической стороны и представляет своего рода целое изображение без детализации отдельных объектов. В психологии такой образ представляет понятие гештальта. Поэтому текст воспринимается реципиентом как нечто целое [Мурзин, Штерн 1991: 12]. Здесь также следует отметить, что существуют такие тексты, которые состоят из одного компонента, тогда его единственной связностью считается связь текста с действительным или воображаемым миром [Мурзин, Штерн 1991: 13-18]. Такая связь имеет отношение к цельности текста, заключающей в себе коммуникативную установку, отражающую главным образом намерения автора.
Цельность и связность текста подчинены авторскому замыслу, то есть коммуникативной задачи автора, направленной на получение обратной связи от читателя. Новый подход к пониманию текста в психолингвистической парадигме разрабатывается в научных трудах Т. М. Дридзе. По определению автора, текст представляет собой систему коммуникативно-познавательных элементов, организованных в единую концептуальную структуру общения партнеров, характеризующуюся содержательно-смысловой целостностью [Дридзе 1996: 5455]. Особое внимание исследователя сфокусировано на причинах порождения текста, обуславливаемых авторскую интенцию, и особенностях интерпретации текста как социокультурного знака.
Продолжая говорить о цельности и связности текста, следует отметить точку зрения лингвиста Н. С. Валгиной, которая понимает под цельностью текста «единство тематическое, концептуальное, модальное» [Валгина 2003: 27]. Тематическое единство раскрывает смысл текста, заключенный в макротеме, микротеме и частной теме. Это единство темы связано с явлением импликации, основанной «на ситуативных связях» [Там же]. Ситуативность является одним из главных условий цельности текста и отличает его от других значимых языковых единиц. Все компоненты текста взаимосвязаны между собой, так как их объединяет целостность ситуации.
Смысловое содержание, построенное на внутренней целостности текста, в рамках психолингвистического подхода изучает А. И. Новиков. Рассматривая текст как продукт речемыслительной деятельности, автор приходит к выводу, что в основе всех свойств текста лежит категория смысла, которая спроецирована на сознание человека, порождающего и воспринимающего текст [Новиков 2007: 30]. Объективным критерием, определяющим текст как таковой, является наличие содержания, но не смысловой структуры. Смысловая структура текста подразумевается личностью, которая воспринимает и осмысливает текст. Структура текстового содержания способствует формированию в сознании личности ориентировочных координат объективного понимания реальной действительности [Новиков, 2002: 179].
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Художественное отображение жанров религиозной коммуникации в современном англоязычном литературном тексте2021 год, кандидат наук Любимова Елизавета Андреевна
Кульминация как композиционно-строевой компонент художественного текста: на материале английского языка2008 год, кандидат филологических наук Разоренова, Юлия Алексеевна
Композиционная роль диктемы в художественном произведении (на материале английского языка)2021 год, доктор наук Асратян Зоя Дмитриевна
Вводные высказывания в структуре текста2003 год, кандидат филологических наук Горбачева, Елена Николаевна
Фрактальное прочтение текста французской фольклорной сказки2015 год, кандидат наук Симонов, Константин Иванович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Носкова Анна Ивановна, 2022 год
Список литературы
1. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. -Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.
2. Алимурадов, О.И. Проблемы языкознания, теории зыка и прикладной лингвистики: монография. Книга 3 / О.И. Алимурадов, Д.Е. Барашева, О.В. Каркавина и др. - Издание 2-е, расширенное и дополненное. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - 286 с.
3. Арапова, Г.У. Концепт, понятие и значение слова / Г.У. Арапова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -№ 1 (Часть 4). - Москва: Академия естествознания, 2016. - С. 591-593.
4. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования) / И.В. Арнольд. - М.: Просвещение, 1990. - 300 с.
5. Асратян, З.Д. Дискурс художественного произведения / З.Д. Асратян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № (45): в 3-х частях. - Ч.1. - С. 30-32.
6. Баскаков, Н.А. Собственные имена древних тюрков Восточной Европы / Н.А. Баскаков // Ономастика, типология, стратификация. - Москва. - 1988. - С. 120-127.
7. Белецкий, А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика) / А.А. Белецкий. - Киев: Изд-во Киев. ун-та, 1972. - 207 с.
8. Беловодская, И.Ю. Ключевые слова и имена собственные как способы выражения авторской позиции в художественном тексте / И. Ю. Беловодская, М.А. Торгашева // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы седьмой международной научно-практической конференции. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2012. - С. 48-53.
9. Белозерова, Е.А. Функционирование имен собственных в художественном тексте и дискурсе: на материале современной британской литературы:
дисс. ... канд. филол. наук: 20.02.04 / Белозерова Евгения Александровна; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2008. - 208 с.
10.Березович, Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования / Е.Л. Березович. - М.: «Индрик», 2007. - 600 с.
11.Бирюкова, О.А. Прагматические аспекты включения онимов в план содержания художественного текста / О.А. Бирюкова // Казанская наука. -№10. - Казань: Казанский издательский дом, 2012. - С. 163-166.
12.Бирюкова, О.А. Текстообразующие функции имен собственных в аспекте идиостиля (на материале коротких англоязычных рассказов XX века): дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Бирюкова Ольга Анатольевна; Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова. - Саранск: 2009. -209 с.
13.Блох, М.Я. Имена собственные в информационном поле диктемы / М.Я. Блох, А.И. Носкова // Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума НАУКА И ИННОВАЦИИ -СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (г. Москва, 6 сентября 2019 г.). Том 2 / отв. ред. Д. Р. Хисматуллин. - Москва: Издательство Инфинити, 2019. - С. 72-82.
14.Блох, М.Я. Текст в динамике становления и его семь жизней / М.Я. Блох // Язык. Культура. Речевое общение. - №3. - М.: Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, 2013. - С. 5-8.
15.Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики: Учебник / М.Я. Блох. - 5-е изд., испр. и доп. - Дубна: Феникс+, 2016. - 248 с.
16.Блох, М.Я. Имена личные в парадигматике, синтагматике и прагматике / М.Я. Блох, Т.Н. Семенова. - М.: Готика, 2001. - 196 с.
17.Богданова, О.Ю. Заглавие с позиции теории диктемной структуры текста (на материале английского языка) / О.Ю. Богданова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль. - 2009. - № 2. - с. 172-175.
18.Болотнова, Н.С. Коммуникативная стилистика текста как одно из направлений современной лингвистики / Н.С. Болотнова // Лингвистика
речи. Медиастилистика [Электронный ресурс]: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г. Я. Солганика. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - С. 62-81.
19.Бондалетов, В.Д. Русская ономастика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русс. яз. и лит.» / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
20.Бубнихин, А.А. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона как текст культуры в аспекте глобализации / А.А. Бубнихин // Вестник Костромского государственного университета. - Кострома. - 2012. - № 5. - С. 42-44.
21.Булаховский, Л.А. Курс русского литературного языка. Пособие для филол. фак. ун-тов и фак. яз. и лит. пед. ин-тов РСФСР: в 2-х томах / Л.А. Булаховский. - 5-е изд., перераб. - Киев: Родянская школа, 1952. -Т.1. - 446 с.
22.Булыгина, Т.В. О границах между сложной единицей и сочетанием единиц / Т.В. Булыгина // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. - М.: Наука, 1969. - С. 223-230.
23.Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И. Буслаев. -М.: Учпедгиз, 1959. - 623 с.
24.Валгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 173 с.
25.Васильева, Н.В. Собственное имя в мире текста / Н.В. Васильева. - Изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.
26.Васильева, С.П. Имя собственное в языке и художественном тексте: учебное пособие / С.П. Васильева. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. - 221 с.
27. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.
28.Виноградов, В.С. Лексические вопросы перевода художественной прозы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.05; 10.02.19 / В.С. Виноградов; МГУ. - Москва, 1975. - 66 с.
29.Власова, Е.А. Символика коричневого цвета (на материале английского языка) / Е.А. Власова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. - Ч. I. - Москва: АР -Консалт, 2014. - С. 53-56.
30.Волкова, О.А. Коммуникативно-прагматические особенности антропонимического пространства романа В. Скотта «Айвенго» / О.А. Волкова, А.А. Серебряков // Фундаментальные исследования. - № 10 (Часть 15). - Пенза: Академия естествознания, 2013. - С. 3486-3490.
31.Воробьев, В.В. Лингвокультурология (Теория и методы) / В.В. Воробьев. -М.: Изд-во Росс. ун-та Дружбы народов, 1997. - 331 с.
32.Воробьева, О.П. К вопросу о внутритекстовой парадигматике адресативов / О.П. Воробьева // Парадигматические отношения в синхронии и диахронии. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. ун-та, 1992. - С. 145-150.
33.Воронова, И.Б. Текстообразующая функция литературных имен собственных (на материале эпических произведений XIX-XX вв.): дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ирина Борисовна Воронова. - Волгоград, 2000. - 226 с.
34.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - Изд. 5-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с.
35.Гарагуля, С.И. Антропонимия в лингвокультурном и историческом аспектах: На материале английских личных имен / С.И. Гарагуля. - Изд. стереотип. - М.: Книжный дом «Либроком», 2018. - 136 с.
36.Гунтарева, Е.Е. Функции имен собственных в художественном тексте / Е.Е. Гунтарева // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. - Смоленск: Смоленский государственный университет, 2017. - № 5. - С. 27-29.
37.Гюббент, И.В. Основы филологической интерпретации литературно -художественного текста / И.В. Гюббент. - 2-е изд., доп. - М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 204 с.
38.Деревяго, А.Н. Имя собственное в художественном тексте: учебно-методическое пособие / автор-составитель А.Н. Деревяго. - Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. - 195 с.
39.Деревяго, А.Н. Потенциал имени собственного и художественный текст: основные подходы к изучению литературных онимов / А.Н. Деревяго // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - Витебск. - 2007. - №3. - С. 70-75.
40.Десятская, С.В. Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте: на материале семантического анализа имен прилагательных: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Светлана Вадимовна Десятская; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2018. - 168 с.
41.Джандар, Б.М. К проблеме функционирования личных имен в художественном тексте / Б.М. Джандар, А.Д. Лоова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. - Майкоп. - 2012. - № 3 (105). - С. 97-102.
42.Дридзе, Т.М. Перевод и текстовая деятельность: основания и предметная область семиосоциопсихологической теории коммуникации / Т.М. Дридзе // Язык. Поэтика. Перевод. - М.: Изд-во Моск. гос. лингв. унта, 1996. - С. 54-65.
43.Дэниел, К. Англия. История страны / К. Дэниел; пер. с английского Т. Мининой. - М.: ЭКСМО; СПб.: Мидгард, 2007. - 480 с.
44.Елистратова, А. Лоренс Стерн: Вступительная статья / А. Елистратова / Лоуренс Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии; пер. А. Франковского. - М.: Художественная литература, 1968. - 687 с.
45.Ермолович, Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д.И. Ермолович. - М.: Р.Валент, 2001. - 200 с.
46.Есперсен, О. Философия грамматики = The philosophy of grammar / О. Есперсен; пер. с англ. В.В. Пассека и С.П. Сафроновой; под ред. и с предисл. Б.А. Ильиша. - Изд. 3-е, стер. - М.: URSS, 2006. - 404 с.
47.Жучкевич, В.А. Топонимика: Краткий географический очерк: Учеб. пособие для геогр. Фак. вузов / В.А. Жучкевич. - Минск: Высшая школа, 1965. - 322 с.
48.Загрядская, Н.А. Авторские личностные фразеологизмы как средство создания образа персонажа / Н.А. Загрядская // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 359-361.
49.Залевская, А.А. Текст и его понимание: Монография / А.А. Залевская. -Тверь: Тверской государственный университет, 2001. - 177 с.
50.Зорина, О.В. Использование имен собственных в составе стилистических приемов для создания комического эффекта в тексте / О.В. Зорина // Вестник Югорского государственного университета. - Ханте-Мансийск. -2006. - № 4. - Выпуск 5. - С. 29-37.
51.Исаева, Е.Ф. Функции антропонимов в художественном тексте (на материале произведений испанских и русских авторов конца XX - начала XXI века): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Е.Ф. Исаева; Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2012. - 18 с.
52. Карпенко, Ю.А. Теоретичш засади размежувания власних i зачальних назв / Ю.А. Карпенко // Мовознавство. - № 4. - Кшв: Наукова думка, 1975. - С. 49-54.
53.Карпенко, Ю.А. Имя собственное в художественной литературе / Ю.А. Карпенко // Филологические науки. - 1986. - № 4. - С. 34-40.
54.Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с.
55.Коледаров П. Промените в имената и статута на селищата в България, 1878-1972 гг. / П. Коледаров, Н. Мичев. - София: Наука и изкуство, 1973. -285 с.
56.Колодин, О.О. Имя как способ выражения авторской идеи в создании литературного персонажа / О.О. Колодин // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - №10 (90). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - С. 106-111.
57.Комарова, З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие / З.И. Комарова. -Екатеринбург: Изд-во Ур-ФУ, 2012. - 818 с.
58. Королева, И.А. Специфика имен собственных в художественном тексте (на материале романов А.О. Белянина) / И.А. Королева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1(62). - С. 318- 320.
59.Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 561 с.
60.Кудряшева Ф.С. Имя собственное в художественном тексте как средство создания языковой картины мира / Ф.С. Кудряшева, Л.А. Фатыхова // Вестник Башкирского университета. - Уфа. - 2017. - № 22. - Т. 22. - № 1. -С. 254-259.
61.Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
62. Ларин, Б.А. О лирике как разновидности художественной речи: Семантические этюды / Б.А. Ларин // Русская речь. Новая серия. Выпуск 1. - Ленинград.: Academia. Тип. «Красной газеты» им. Володарского, 1927. - С. 42-73.
63.Леонович, Е.О. Заметки об английских собственных именах: учебное пособие / Е.О. Леонович, О.А. Леонович. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 192 с.
64.Лосева, Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. -96 с.
65.Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - С.14-285.
66.Лукин, В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа / В.А. Лукин. - М.: Ось-89, 1999. - 192 с.
67.Манерко, Л.А. Концептуально-смысловое пространство текста / Л.А. Манерко // Теория и практика германских и романских языков. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. -Ульяновск. - 2004. - С. 24-28.
68.Мартемьядов, Ю.С. Заметки о строении ситуации в форме ее описания / Ю.С. Мартемьядов // Машинный перевод и прикладная лингвистика. -Москва. - 1964. - №8. - С. 31-59.
69.Милейко, Е.В. Функциональные особенности имени собственного в художественных текстах / Е.В. Милейко // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Международной научно-практической конференции к 160-летию со дня рождения И.Ф. Анненского в рамках Года литературы России / ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет; под ред. В.Е. Зиньковской, У.В. Новиковой. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2015. - С. 92-95.
70.Мишо, Г. История крестовых походов / Г. Мишо; пер. с фр. С. Л. Клячко. -М.: Алетейа, 2001. - 368 с.
71.Москальская, О.И. Грамматика текста: Пособие по грамматике нем. яз. для ин-тов и фак. инотр. яз. / О.И. Москальская. - М.: Высшая школа, 1981. - 183 с.
72.Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие / Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн. -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 172 с.
73.Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
74.Никонов, В.А. Имя и общество / В.А. Никонов. - М.: Наука, 1974. - 278 с.
75.Новиков, А.И. Доминантность и транспозиция в процессе осмысления текста / А.И. Новиков // Бркйа Н^ШБйсае аррНса1ае. Проблемы
прикладной лингвистики-2001. - Москва: «Азбуковник», 2002. - С. 155181.
76.Новиков, А.И. Текст и его смысловые доминанты / А.И. Новиков. - М.: «Азбуковник», 2007. - 224 с.
77.Носкова, А.И. Функция личного имени в стилизации диктемы (на материале английского романа У. Морриса «Сказание о Доме Вольфингов» / А.И. Носкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12. - Вып. 12. - С. 259-263.
78.Носкова, А.И. Имя собственное в художественном тексте / А.И. Носкова // Мир науки, культуры, образования. - 2018, 31 августа. - № 4 (71). - С. 506509.
79.Носкова, А.И. Этимологическое значение антропонимов и топонимов в романе У. Морриса «О Чайлд Кристофере и Прекрасной Голдилинд» / А.И. Носкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2016. - № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 4. - С. 133-138.
80.Носкова, А.И. Значение и происхождение имен собственных в романе Уильяма Морриса «Дом Сынов Волка» / А.И. Носкова // Военно-гуманитарный альманах. Серия «Лингвистика». Выпуск № 1. Том 2. / "Язык. Коммуникация. Перевод." Материалы X Международной научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации. Москва Военный университет. 1 июля 2016 г. / Под общ. ред. Н. В. Иванова. - М.: ИД «Международные отношения», 2016. - С. 485-494.
81.Носкова, А.И. Имена собственные в историческом аспекте языкознания / А.И. Носкова // International Science Project. - 2018. - № 15. Ч. 1. - С. 60-65.
82. Носкова, А.И. Лингвистическая цивилизация в художественной литературе / А.И. Носкова // Столкновение цивилизаций в языковом пространстве: русский язык в системе национальной и глобальной безопасности: Сборник материалов II-й национальной межвузовской научно-практической конференции / Под. общ. ред. М. М. Курочко, М. В. Масловой. - Саратов: ИИРПК, 2019. - С. 92-98.
83.Патенко, Г.Р. Типы онимов в художественном тексте / Г.Р. Патенко // Русское слово: литературный язык и народные говоры. - Ярославль: Изд-во Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2008. - С. 318-320.
84.Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - 3-е изд. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1928. - 579 с.
85.Поспелов, Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры / Н.С. Поспелов // Доклады и сообщения Института русского языка. - Москва. - 1948. - Вып. 2. - С. 32-53.
86. Постникова, О.А. Антропонимическая символика в англоязычной культуре: дис... канд. филол. наук: 10.02.04 / Постникова Ольга Анатольевна; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2009. - 219 с.
87.Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня // Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С. 17-200.
88. Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.
89.Седых, Э.В. Исландское начало в творчестве Уильяма Морриса / Э.В. Седых // Вестник Пермского университета. - 2011. - Выпуск 4 (16). -С. 217-224.
90. Седых, Э.В. Уильям Моррис: Лик Средневековья / Э.В. Седых. - СПб.: ИВЭСЭПб Знание, 2007. - 355 с.
91.Сейц, Д. Под черным флагом. Истории знаменитых пиратов Вест-Индии, Атлантики и Малабарского берега / Д. Сейц; пер. Е. Ламановой. - М.: Центрполиграф, 2017. - 510 с.
92.Сергеева, Ю.М. Внутренняя речь: психологический и лингвистический аспекты [Электронный ресурс]: монография / Ю.М. Сергеева. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 309 с.
93. Силина, О.А. Интертекстуальные маркеры в составе авторских окказионализмов / О.А. Силина // Сборник материалов научной сессии по
итогам выполнения научно-исследовательской работы на факультете иностранных языков Московского педагогического государственного университета за 2011-2012 год. - Москва: Национальный книжный центр, 2012.- С. 149-152.
94.Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика: (Сложное синтаксическое целое): Учебное пособие для вузов по спец. «Русс. яз. и лит.» / Г.Я. Солганик. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1991. - 181 с.
95. Соловьева, М.А. Роль аллюзивного антропонима в создании вертикального контекста (на материале романов А. Мердок и их русских переводов). - Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Марина Александрова Соловьева. - Екатеринбург, 2004. - 300 с.
96.Ступин, Л.П. О лексическом значении имен собственных / Л.П. Ступин // Вопросы теории и истории языка. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 273 с.
97.Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 368 с.
98. Суперанская, А.В. Теоретические проблемы ономастики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / А.В. Суперанская; АН СССР. Ин-т языкознания. Ленингр. отд-ние. - Ленинград: [б. и.], 1974. - 48 с.
99.Суперанская, А.В. Теория и методика ономастических исследований / А.В. Суперанская, В.Э. Сталтмане и др. - Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 256 с.
100. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В.И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 2000. - 172 с.
101. Сызранова, Г.Ю. Ономастика: учеб. пособие / Г.Ю. Сызранова. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 248 с.
102. Сыресина, И.О. Стилистическая дифференциация английской диалогической речи: Монография / И.О. Сыресина. - М.: МПГУ, 2013. - 88 с.
103. Тревельян, Дж.М. Социальная история: Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории / Дж.М. Тревельян; пер. с англ. А.А. Крушинской, К.Н. Татариновой. - М.: Издательство Иностранной литературы, 1959. - 606 с.
104. Трубаева, Е.И. Когнитивные основы интерпретации текста и дискурса: учебное пособие / Е.И. Трубаева, В.Н. Колодяжная. - Белгород: Белгород, 2018. - 91 с.
105. Тураева, З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. - Москва: Просвещение, 1986. - 127 с.
106. Усова, И.В. Стилистический потенциал первичной и вторичной номинаций в художественном тексте / И.В. Усова // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. -Пятигорск. - 2013. - № 6. - С. 225-238
107. Успенский, Б.А. Поэтика композиции (Структура художественного текста и типология композиционной формы) / Б.А. Успенский. - М.: Искусство, 1970. - 224 с.
108. Устюгова, Е.Н. Этические и эстетические смыслы стиля и стилизации / Е.Н. Устюгова // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: мат-лы науч. конф. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 157160.
109. Флейшер, Е.А. Основы прецедентности имени собственного: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.А. Флейшер; С.-Петерб. Гос. ун-т. -Санкт-Петербург, 2014. - 23 с.
110. Фомин, А.А. О направлениях изучения литературной онимии / А.А. Фомин // Ономастика в кругу гуманитарных наук. Материалы международной научной конференции. - Екатеринбург. - 2005. - С. 54-57.
111. Фонякова, О.И. Имя собственное в художественном тексте / О.И. Фонякова. - Л.: ЛГУ, 1990. - 103 с.
112. Чернухина, И.Я. Принципы организации художественного прозаического текста: автореф. дис. ...докт. филол. наук: 10.02.01 / И.Я. Чернухина. - М. 1983. - 30 с.
113. Чигашева, М.А. Семантическое поле как метод изучения лексики / М.А. Чигашева // Проблемы прикладной лингвистики: Сборник материалов Всероссийского семинара. - Пенза. - 2002. - С. 266-268.
114. Шведова, Н.Ю. О взаимоотношении структурной схемы и ее реализации / Н.Ю. Шведова // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. - М.: Наука, 1969. - С. 230-233.
115. Шебалов, Р.Ю. Ономастическая игра в художественном тексте: На материале ранних рассказов А.П. Чехова: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Роман Юрьевич Шебалов. - Екатеринбург, 2004. - 219 с.
116. Шеремет, Л. Г. Значение и стилистический потенциал имен собственных (именования людей): дисс. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Людмила Георгиевна Шеремет. - Ленинград, 1984. - 199 с.
117. Щетинин, Л.М. Имена и названия / Л.М. Щетинин. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ровского ун-та, 1968. - 214 с.
118. Щирова, И.А., Тураева, З.Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы / И.А. Щирова, З.Я. Тураева. - Спб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2005. -155 с.
119. Anderson, H., Sterne, L. Tristram Shandy: an authoritative text, the author on novel, criticism / H. Anderson. - New York - London: W.W. Norton&Company, 1980. - XV, 650 p.
120. Anderson, John M. The Grammar of Names / John M. Anderson. - Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. - 388 p.
121. Blanar, V. Proper Names in the Light of Theoretical Onomastics / V. Blanar. - Bratislava: Matica Slovenska, 2009. - 70 p.
122. Blokh, M.Ya. A Course in Theoretical English Grammar / M.Ya. Blokh. -M.: Vyssaja skola, 1983. - 383 p.
123. Bréal, M. Essai de sémantique (science des significations) / M. Bréal. -Paris: Libraire Hachette et Cie, 1897. - 372 p.
124. Brndal, V. Morfologi og syntax: nye bidrag til sprogets theory / V. Brndal. -Kbenhavn: B. Lunos, 1932. - 193 p.
125. Caetani, L. Onomasticon arabicum: ossia repertorio alfabetico dei nomi di persona e di luogo contenuti nelle principali opera storiche, biografiche e geografiche, stampate e manoscritte, relative all'Isläm. Vol. 2 / L. Caetani, G. Gabrieli. - Roma: Casa editrice italiana, 1915. - 1020 p.
126. David, D.M. An Introduction to English literature / D.M. David, J. Mulgan. -Oxford: Clarendon Press, 1947. - 182 p.
127. Dilthey, W. Selected Works. Hermeneutics and the Study of History. Vol. IV / W. Dilthey; ed. R.A. Makkreel and F. Rodi. - Princeton: Princeton University Press, 1996. - 411 p.
128. Gardiner, A.H. The Theory of Proper Names: A Controversial Essay / A.H. Gardiner. - London-New York: Oxford University Press, 1957. - 76 p.
129. Gregoriou, Ch. English Literary Stylistics / Ch. Gregoriou. - New York, Basingstoke: Palgrave-Macmillan, 2009. - XII, 203 p.
130. Hengst, K. Eigennamen und Textstruktur / K. Hengst // Proceedings of the XIXth International Congress of Onomastic Sciences. Aberdeen, August 4-11, 1996. "Scope, Perspectives and Methods of Onomastics", Vol. 1 / ed. by W.F.H. Nicolaisen. - Aberden, 1998. - Pp. 140-145.
131. Joseph, H.W.B. An Introduction to Logic / H.W.B. Joseph. - Oxford: Clarendon Press, 1916. - 608 p.
132. Koopman, A. Ethnonyms / The Oxford Handbook of Names and Naming / ed. C. Hough, D. Izdebska. - Oxford: Oxford University Press, 2016. - Pp. 251262.
133. Lamping, D. Der Name in der Erzählung. Zur Poetik des Personennamens / D. Lamping. - Bonn: Bouvier, 1983. - 135 S.
134. Lennon, P. Allusions in the Press. An Applied Linguistic Study / P. Lennon. - Berlin: Walter de Gruyter, 2008. - 311 p.
135. Lipka, L. An Outline of English Lexicology: lexical structure, word semantics, and word formation / L. Lipka. - Tubingen: Niemeyer, 1992. - 218 p.
136. Lockhart, J. G. Memoirs of the Life of Sir Walter Scott, bart / J. G. Lockhart.
- Vol. 2 (of 10 Volumes). - Edinburgh: Adam and Charles Black, 1837. - IV, 328 p.
137. Lodge, D. The Art of Fiction / D. Lodge. - New York: Viking, 1992. - 240 p.
138. Miklosich, F. Die Bildung der Ortsnamen aus Personnennamen und Ortsnamen / F. Miklisich. - Heidelberg, 1927. - 354 S.
139. Mill, J.S. A System of Logic, Ratiocinative and Inductive: Being a Connected View of the Principles of Evidence and the Methods of Scientific Investigation / J.S. Mill. - New York: Harper & Brothers, Publishers, Franklin Square, 1882. - 659 p.
140. Noreen, A. Einführung in die wissenschaftliche Betrachtung der Sprache: Beitrage zu Methode und Terminologie der Grammatik von A. Noreen / A. Noreen. - Halle: Niemeyer, 1923. - VIII, 460 S.
141. Punter, D. The Literature of Terror: A History of Gothic Fictions from 1765 to the present day / D. Punter. - London, New York: LONGMAN, 1980. - 449 p.
142. Russel, B. An Inquiry into Meaning and Truth / B. Russel. - London: George Allen and UNWIN LTD., 1961. - 352 p.
143. Schleiermacher, Fr. Hermeneutik und Kritik mit besonderer Beziehung auf das Neue Testament / Fr. Schleiermacher. - Berlin: G. Reimer, 1838. - 391 S.
144. Schofield, W. H. English Literature: from the Norman Conquest to Chauser.
- London, New York: Macmillan, 1906. - XIII, 500 p.
145. Stebbing, L.S. A Modern Introduction to Logic / L.S. Stebbing. - 3d ed. -London: Methuen & Co. Ltd. London, 1942. - 525 p.
146. Taszycki, W. Najdawniejsze polskie imiona osobwe / W. Taszycki. -Krakow, 1925. - 124 p.
147. Toller, T. Northcote. Outline of the History of the English Language / T. Northcote Toller. - Cambridge: University Press, 1927. - XIV, 284 p.
148. Verdonk, P. Stylistic / P. Verdonk. - Oxford: Oxford University Press, 2003.
- 247 p.
Список словарей и справочников
149. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. [и др.]. - М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - 845 с.
150. Большой французско-русский, русско-французский словарь / И. Григорян, М. Петрович. - М.: Дом Славянской Книги, ООО. - 912 с.
151. Брусенская, Л.А. Учебный словарь лингвистических терминов / Л.А. Брусенская, Г.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
152. Гарагуля, С.И. Лингвокультурологический словарь английских личных имен: Раскрытие содержания свыше 100 культурно значимых имен / С.И. Гарагуля. - М.: ЛЕНАНД, 2016. - 272 с.
153. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - Изд-е 2-е. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 376 с.
154. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац. -М.: МГУ, 1997. - 248 с.
155. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Метелинский. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - 672 с.
156. Мифы народов мира: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: «Советская энциклопедия», 2008. - Режим доступа: https ://archive. org/details/Myths_of_the_Peoples_of_the_World_Encyclopedia _Electronic_publication_Tokarev_and_others_2008/mode/2up, свободный. -Загл. с экрана.
157. Мюллер, В.К. Самый полный англо-русский русско-английский словарь с современной транскрипцией: около 500000 слов / В.К. Мюллер.
- М.: АСТ, 2017. - 800 с.
158. Рыбакин, А.И. Словарь английских личных имен: 4000 имен / А.И. Рыбакин. - 3-е изд., испр. - М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 224 с.
159. Рыбакин, А.И. Словарь английских фамилий: Ок. 22 700 фамилий /
A.И. Рыбакин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 576 с.
160. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред.
B.Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. -685 с.
161. Ayto, J. Word Origins / J. Ayto. - London: A&C Black, 2005. - 577 p.
162. Blavatsky, H.P. The Theosophical Glossary / H.P. Blavatsky. - Krotona: Theosophical Publishing House, 1918. - 360 p.
163. Brewer, E.C. A Dictionary of Phrase and Fable / E.C. Brewer. - London: Cassel and Company, LTD, 1948. - 1157 p.
164. Macmillan English Dictionary. - Macmillan LTD, 2007. - 1872 p.
165. Meriam-Webster Dictionary. - Meriam-Webster, 2016. - 1675 p.
166. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English / A.S. Hornby with A.P. Cowie: In two Volumes. - Oxford: Oxford University Press, 1992. -Vol 1. - 544 p.; Vol 2. - 528 p.
167. Oxford Compact Theasaurus. - Oxford University Press, 2009. - 1088 p.
168. Partridge, E. Origins: A short etymological dictionary of modern English / E. Partridge. - London - New York: Routledge & Kegan Paul, Ltd., 2006. -4246 p.
169. Skeat, W.W. An Etymological Dictionary of the English Language / W.W. Skeat. - Oxford: Oxford University Press, 1890. - 884 p.
170. The Kurufin's Castle. Европейские имена: Значение и происхождение. Английские имена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kurifin.ru/html/english.html, свободный. - Загл. с экрана.
Список источников исследовательского материала
171. Вергилий. Энеида / Вергилий. - М.: Азбука, 2019. - 384 с.
172. Рэдклифф, А. Роман в лесу. Остин, Дж. Нортенгерское аббатство. Романы / А. Рэдклиф, Дж. Остин. - на анг. яз. - М.: Радуга, 1983. - 506 с.
173. Сага о Вельсунгах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/forn/volsunga/ru.html, свободный. - Загл. с экрана.
174. Сага о Греттире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/isl/grettir/ru.html, свободный. - Загл. с экрана.
175. Сага о сыновьях Дроплауг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/isl/droplaug/ru.html, свободный. - Загл. с экрана.
176. Сага об Егиле [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://norroen.info/src/isl/egil/ru.html, свободный. - Загл. с экрана.
177. Austen, J. Mansfield Park / J. Austen. - Leicester: Charnwood classics, 1988. - 672 p.
178. Bacon, F. New Atlantis / F. Bacon. - Cambridge: University Press, 1938. -LVI, 72 p.
179. Beowulf [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/other/beowulf/beowulf.html, свободный. - Загл. с экрана.
180. Bunyan, J. The Pilgrim's Progress / J. Bunyan. - London, New York: Macmillan, 1917. - XXXIV, 471 p.
181. Chaucer, G. The Canterbury Tales / G. Chaucer. - London, New York, Ringwood: The Penguin Group, 1977. - 526 p.
182. Defoe, D. A General History of the Pyrates, from their first Rise and Settlement in the Island of Providence, to the present Time / D. Defoe. -London: Printed for, and fold by T. Warner, at the Black-Boy, 1724. - 427 р.
183. Defoe, D. Colonel Jack / D. Defoe. - M.: T8RUGRAM / Original, 2018. -398 p.
184. Dickens, Ch. Nicholas Nickleby / Ch. Dickens. - Oxford, New York: Oxford University Press, 1990. - 870 p.
185. Dickens, Ch. The Adventures of Oliver Twist or the Parish boy's progress / Ch. Dickens. - New York, Boston: Books. - XXII, 380 p.
186. Droplaugarsona saga [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/isl/droplaug/is.html, свободный. - Загл. с экрана.
187. Egils saga Skalla-Grimssonar [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://norroen.info/src/isl/egil/on.html, свободный. - Загл. с экрана.
188. Fielding, H. The History of Tom Jones, a Foundling / H. Fielding. -Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1969. - 911 p.
189. Grettis saga [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/isl/grettir/on.html, свободный. - Загл. с экрана.
190. Hardy, Th. Far from the Madding Crowd / Th. Hardy. - New York: Harper&Bros Manufactured, 1932. - 477 p.
191. Malory, T. Le Morte D'Arthur. V. 1 (in 2 volumes) / T. Malory. - New York: E. P. Dutton & co, 1908. - 443 p.
192. Morris, W. A Tale of the House of the Wolfings and All the Kindreds of the Mark Written in Prose and in Verse / W. Morris. - Boston: Roberts, 1892. - VI, 403 p.
193. Morris, W. Child Christopher and Goldilind the Fair / W. Morris. - London: Tredition GmbH, 2011. - 132 p.
194. Morris, W. Golden Wings / W. Morris. - Van Nuys: New Castle Publishing Co. Inc., 1976. - XVI, 169 p.
195. Scott, W. Guy Mannering or the Astrologer / W. Scott. - M: T8RUGRAM / Original, 2018. - 502 p.
196. Scott, W. Ivanhoe / W. Scott. - Ware: Wordsworth Classics, 1995. - 439 p.
197. Scott, W. My Aunt Margaret's Mirror / W. Scott. - M.: T8RUGRAM / Original, 2018. - 118 p.
198. Scott, W. Old Mortality / W. Scott. - Oxford, New York: Oxford University Press, 1993. - LIII, 558 p.
199. Scott, W. The Antiquary / W. Scott. - Edinburgh: Adam and Charles Black, 1868. - 312 p.
200. Scott, W. The Heart of Midlothian / W. Scott. - Edinburgh: Adam and Charles Black, 1878. - vii, 464 p.
201. Scott, W. The Tapestried Chamber; or, the Lady in the Sacque / My Aunt Margaret's Mirror / W. Scott. - M.: T8RUGRAM / Original, 2018. - 118 p.
202. Scott, W. The Two Drovers / My Aunt Margaret's Mirror / W. Scott. - M.: T8RUGRAM / Original, 2018. - 118 p.
203. Scott, W. The Waverley Novels. In twelve volumes. Vol. III. Rob Roy - The Heart of Mid-Lothian / W. Scott. - Philadelphia: Lippincott. Grambo & Co., 1852. - 450 p.
204. Smollett, T. The Adventures of Roderick Random / T. Smollett. - London: The Blackfriars Pub. Co. - XVI, 516 p.
205. Sterne, L. The Life and Opinions of Tristram Shandy / L. Sterne. - London: Penguin books, 1967. - 659 p.
206. The Lay of Havelok the Dane [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gutenberg.org/files/32049/32049-h/32049-h.html, свободный. -Загл. с экрана.
207. VQlsunga saga [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://norroen.info/src/forn/volsunga/on.html, свободный. - Загл. с экрана.
208. Walpole, H. The Castle of Otranto / H. Walpole. - M.: T8RUGRAM, 2017. -146 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.