Духовные кантаты И.С. Баха в контексте лютеранского богослужения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Рудик Екатерина Александровна

  • Рудик Екатерина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 232
Рудик Екатерина Александровна. Духовные кантаты И.С. Баха в контексте лютеранского богослужения: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова». 2018. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рудик Екатерина Александровна

Введение

Глава 1. Лютеранское вероисповедание и духовные кантаты И.С. Баха

1.1. Духовные кантаты И.С. Баха в контексте церковных уставов и взглядов

М. Лютера

1.2. Гимнографическое содержание духовных кантат И.С. Баха в свете лютеранского вероучения

Глава 2. Композиция духовных кантат И.С. Баха в контексте лютеранского богослужения

2.1. Вступительные и заключительные части духовных кантат И.С. Баха

2.2. Средние части духовных кантат И.С. Баха

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные кантаты И.С. Баха в контексте лютеранского богослужения»

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное наследие И.С. Баха относится к тем явлениям мировой художественной культуры, интерес к которым по прошествии времени со стороны слушателей, исполнителей, исследователей не только не угасает, а, напротив, позволяет открывать в нем новые грани и оттенки. Так, в зарубежном ба-ховедении последних десятилетий появляются работы, обращенные к проблеме исследования духовных сочинений композитора в их связи с непосредственной церковной практикой, с лютеранским богословием [176; 183; 201]. В России, так же как и за рубежом, интерес к подобному ракурсу в баховедении с каждым годом растет.

Общеизвестна всеохватность творчества Баха, то, что в нем представлены практически все, исключая оперу, современные жанры. Возможно, такая масштабность и грандиозность творческого наследия ведет к тому, что к произведениям, созданным композитором, уровень интереса у исследователей различен.

В баховедении, по отношению к кантатам композитора, предназначенным для исполнения в храме, используются понятия церковная кантата (связанная с ритуалом церковного лютеранского обряда), а также духовная кантата. Последнее понятие имеет более широкий комплексный контекст.

Если обратиться к истории данной терминологии, то немецкий образец жанра кантаты изначально предназначался для церкви. Термин «кантата» долго не приживался в Германии, вплоть до 1700 года [214]. В период становления жанра кантаты в Германии его ранние образцы (до 1700 г.) имели такие обозначения, как «Erbauungskantate» ^Кантата-наставление), «Predigtkantate» (Проповедь-кантата), к названиям которых добавлялись пояснения «лирическая», «фи-

лософская» или «драматическая». Применительно к сочинениям И.С. Баха термин «духовная кантата» впервые употреблеяется в XIX столетии редакторами баховского общества «Bach-Gesellschaft», а баховед Ф. Шпитта использовал его для обозначения более ранних аналогов жанра, созданных до И.С. Баха [210].

Немецкие теоретики: И.Г. Вальтер, И. Маттезон, И.А. Шайбе, Х.Ф. Гунольд, Э. Неймейстер различали просто кантату и «церковную кантату» и обозначали их различными терминами. Например, Маттезон был против использования термина «Kantate» для «Kirchenmusik». Однако ко времени создания духовных кантат И.С. Бахом, различия в терминологии себя исчерпали, и термин «духовная кантата» стал более употребим.

Таким образом, название «духовная кантата» в качестве обозначения музыкального произведения, сопровождающего богослужение, для церковной музыки Германии начинает применяться только с XVIII века. Термин «церковная кантата» чаще употребим в зарубежном музыкознании, тогда как понятие «духовная кантата» ближе отечественным музыковедам.

В исследованиях отечественных ученых несомненный и неизменный интерес вызывают монументальные сочинения в сфере духовной музыки (мессы, пассионы, оратории), в то время как кантаты, в том числе и духовные, существуют как бы на периферии исследовательского внимания. Между тем, духовная кантата - один из стержневых жанров в творчестве композитора, над которым он работал на протяжении всего своего творчества и особенно плодотворно в лейпцигский период. Более трехсот произведений в этом жанре представляют значительную часть его наследия.

Актуальность проблемы исследования на сегодняшний день заключается в том, что творчество И.С. Баха в жанре кантаты активно востребовано религиозной лютеранской конфессией, к которой принадлежал И.С. Бах. За последние несколько лет в лютеранских кругах проявляется повышенное внимание к творческому наследию композитора. Практический интерес лютеранских пасторов к духовным кантатам И.С. Баха основывается на стремлении наполнить лютеранскую службу музыкой религиозной по содержанию и высокоху-

дожественной по исполнению. В свою очередь, кантаты И.С. Баха отвечают всем требованиям чина, так как формировались композитором для практического применения в обряде. Они не только способны встраиваться в богослужение, но и могут придать ему торжественность, столь необходимую в праздничных обрядах. Также духовные кантаты И.С. Баха благодаря своей монументальности, искусности музыкального оформления, содержанию и логике сохраняют образный строй лютеранского обряда. В настоящее время духовные кантаты великого музыканта звучат на праздничных богослужениях в Германии, однако исполняют их как концертные номера, тогда как в обычной службе лютеранских приходов используются хоралы, а не кантаты композитора.

Необходимость возвращения музыки И.С. Баха в протестантский обряд весьма актуальна и объясняется современным состоянием литургической практики протестантской церкви, когда в музыкальном отношении служба наполняется современными обработками. Эти обработки гимнов, созданные, в том числе популярными певцами, рок группами (например, христианская группа cultura», украинская группа «Переплавка»), с одной стороны, делают богослужение более доступным и эмоционально близким, а с другой - «слишком человечным» и недостаточно торжественным, лишают его духовного величия. В то время как музыка И.С. Баха доносит своими средствами заветы М. Лютера и способствует духовному очищению и Преображению человека, пришедшего на службу.

Вопрос о реставрации кантат в лютеранском богослужении также поднят и в связи с празднованием 500-летия со дня Реформации. В течение десяти последних лет в Германии каждый год проходят празднества, посвященные этому событию: фестивали, в том числе баховской музыки, научные конференции, выпускаются издания и проводятся экскурсии, способные погрузить исследователя и простого любопытствующего в атмосферу, в которой Мартин Лютер переводил Библию на немецкий язык, а И.С. Бах создавал свои произведения.

В отечественных лютеранских общинах потребность в кантатах И.С. Баха также растет, и в первую очередь в кругу молодежи, которая активно участвует

в исполнении отдельных частей произведений композитора к торжественным воскресным богослужениям. Во вторую очередь, в среде людей старшего возраста (носителей немецкого языка), которые активно посещают занятия по хору и разучивают песнопения к службе, помогая организовывать богослужения. И те и другие отмечают особый склад произведений, торжественность и сложность, которые требуют как подготовки, так и аккуратности в исполнении.

Степень разработанности проблемы достаточно велика, так как кантаты представляют один из пластов творчества И.С. Баха, который нельзя обойти при создании монографий и статей о его творчестве [212]. О композиторском наследии И.С. Баха написано большое количество трудов, среди которых такие фундаментальные работы, как: «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха» И.Н. Форкеля; «Johann Sebastian Bach» Ph. Spitta; «Иоганн Себастьян Бах» А. Швейцера; «Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха» (перевод с немецкого, составитель Ханс Йоахим Шульце); «Иоганн Себастьян Бах» М.С. Друскина; «Johann Sebastian Bach: the learned musician» K. Wolff; «Bach: A musical biography» Williams P. и др. [45; 134; 143; 192; 210; 211; 220; 221]. В этих работах жанру кантаты посвящены значительные по объему и глубине охвата разделы, но и в них исследователям не до конца удается справиться с оставленным нам Бахом структурным и содержательным многообразием духовных кантат.

Невозможно охватить весь спектр работ, который касается этого жанра прямо или косвенно. Однако следует отметить центральные труды и отдельные работы, представляющие интерес для нашего исследования. Религиозная специфика жанра духовной кантаты, рассматриваемая в диссертации и существовавшая в баховедении как естественный контекст, требует ограничения в выборе баховедческой литературы.

Зарубежное баховедение имеет огромный пласт научных трудов, поэтому отметим только избранные работы, которые оказали влияние на данное исследование. Интерес именно к жанру духовной кантаты проявлялся у исследователей постепенно. В 1802 г. вышла первая биография Баха «О жизни, искусстве и

произведениях Иоганна Себастьяна Баха» И. Форкеля [134], в которой автор высказывает некоторые суждения о кантатах композитора. Исследователь был знаком с ними только зрительно и никогда не слышал их в исполнении. Однако исторически эта работа стала первой, где присутствуют высказывания о церковных кантатах композитора.

Главная проблема, которая стояла перед баховедами первоначального периода исследований, заключалась в определении подлинности работ композитора и выстраивании хронологии жизни и творчества И.С. Баха. Эта проблема относилась ко всему наследию музыканта, затрагивала она и кантаты.

Одним из самых фундаментальных исследований, посвященных Баху, является опубликованная в начале ХХ века книга немецкого органиста и исследователя Альберта Швейцера [143]. В монографии, наряду с биографией композитора и анализом его произведений, значительное место отводится культурно-историческому контексту, а также богословским вопросам, связанным с музыкой композитора. Благодаря А. Швейцеру существенно изменилась методология баховедческих исследований, наметились направления, которые касались не только изучения разных жанров в творчестве композитора (инструментальных или вокальных), но и выработки методики анализа баховских сочинений сквозь разные призмы: риторики и риторических фигур, драматургии, хоральной традиции, полифонической музыкальной традиции и т.д. Рассмотрение этих подходов составляет общую картину представлений о творчестве великого мастера.

А. Швейцер отмечает приверженность композитора жанру кантаты на протяжении всей его творческой жизни. Данный жанр был его лабораторией, в которой он отрабатывал приемы и средства выразительности. Исследователь показывает, что композитор отходит от исходной модели жанра, который ко времени И.С. Баха обладал достаточно четкими границами и формой. Швейцер группирует кантаты по хронологии, стремясь соотнести стилистические свойства той или иной кантаты с определенным периодом творчества композитора. Нельзя не отметить, что каждая кантата у А. Швейцера освещена «крупным

планом», дано событие или описан «случай», к которому композитор создал произведение, указан хорал, если он положен в основу кантаты. Также исследователь делает акцент на образное содержание кантаты и некоторые средства выразительности, а точнее, используемые риторические фигуры.

Для глубокого изучения духовных кантат И.С. Баха необходимо обращение и к историческим особенностям развития жанра кантаты в Германии до 1750 года. В этой связи следует отметить монументальную Музыкальную энциклопедию Гроува [214], где освещаются многообразные структурные особенности жанра. В этой энциклопедии впервые рассмотрено структурное многообразие духовных кантат в Германии на протяжении XVП-XVШ веков. В энциклопедической статье затрагивается вопрос о разделении баховских кантат на светские и духовные, указывается на их близость и возможность заимствования материала из светских кантат для духовных и наоборот. Таким образом, авторы энциклопедии подчеркивают размытость границ между светскими и духовными образцами жанра к началу XVIII века.

Одним из монументальных исследований о кантатах И.С. Баха является книга А. Дюрра «Кантаты Баха» [173]. Это первая попытка исчерпывающе проанализировать весь корпус кантат композитора и выявить взаимосвязь духовных кантат с лютеранской традицией. Дюрр ставит перед собой задачу проследить историческое своеобразие кантат композитора, а также установить их текстовые источники. В исследовании логика анализа произведений выстраивается по времени их написания, что следует традиции биографического рассмотрения произведений композитора. Ценность работы А. Дюрра обусловлена тем, что автор устанавливает даты сочинения тех или иных кантат композитора, а также объясняет их создание привязкой к датам лютеранского церковного календаря. Однако ученый не рассматривает композиционную специфику кантат и, ссылаясь на отсутствие или неполноту музыкального текста, уходит от проблемы изучения композиционных закономерностей строения духовной кантаты и ее зависимости от логики чинопоследования лютеранского богослужения. Анализ кантат А. Дюрра направлен на выявление семантически значимых мотивов в

кантатах, их классификацию, отслеживание перемещений частей из одного произведения в другое и возникающих в данных случаях неизбежных изменениях.

Зарубежное баховедение последних лет также представлено рядом работ. Одним из активных исследователей в этой области является немецкий исследователь М. Райе, опубликовавший исследование: «"Теология" в кетенских кантатах И.С. Баха и дихотомия смыслов духовных текстов» [201].

Отечественное баховедение опирается на труды М.С. Друскина, Т.Н. Ливановой, Б.Л. Яворского и других музыковедов, в основе работ которых лежат концепции, вскрывающие внутренние процессы творчества композитора. Как правило, эти концепции берут свое начало от работы А. Швейцера и затрагивают, в том числе, специфику жанра духовной кантаты в творческом наследии И.С. Баха.

Так, драматургии кантат композитора посвящен второй том исследования Т.Н. Ливановой «Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи» [74]. Автор разделяет кантаты на светские и духовные, анализирует вопросы драматургии и процессы формообразования, как и М.С. Друскин выявляет параллели между формообразованием духовных кантат и инструментальных жанров композитора. В своей работе она формулирует положение о том, что в духовных кантатах можно наблюдать определенные внутренние тенденции, отчасти сближающие принципы их формообразования с принципами баховского инструментального цикла [74]. Т. Ливанова в своей работе указывает на риторические принципы формообразования, в то же время, анализируя кантаты, подобно А. Швейцеру, она практически не придает значения композиционной логике сочинений с точки зрения литургии. Проводя анализ драматургии духовных кантат композитора, авторитетному исследователю оказывается более важным выявить функциональную принадлежность частей: «центр тяжести» произведения, его лирический центр, финал, уравновешивающие части. Важны и другие работы этого исследователя [73].

Б.Л. Яворский, также опираясь на исследование А. Швейцера, ставит акцент на изучение применения риторических фигур в кантатах Баха [149]. Особое внимание следует обратить на концепцию Б.Л. Яворского, описанную в книге Б. Берченко [8], где раскрываются связи прелюдий и фуги из «Хорошо темперированного клавира» с образами Евангелия. На основании концепции Б.Л. Яворского Б. Берченко дает подробный анализ двух томов «Хорошо темперированного клавира» с точки зрения использования риторических фигур. Несомненно, что такие подходы правомерны, однако система, разработанная Б. Берченко, не универсальна. Несмотря на то, что в процессе анализа «ХТК» исследователь ссылается на духовные кантаты И.С. Баха, приуроченные к тем же праздникам, совпадений между кантатами и прелюдиями и фугами из ХТК не выявлено. Ни в тональном плане, ни в использовании риторических фигур нет сходств, указывающих на то, что существует некая универсальная система, которая может охватить символически, семантически все разнообразное творчество И.С. Баха.

Другая система анализа, связанная с изучением риторических фигур, разработана Я.С. Друскиным и является более универсальной [47]. Ученый рассматривает риторику как основу формообразования в произведениях композитора и выявляет закономерности музыкальной композиции разных жанров. Я.С. Друскин, как и Б. Берченко, в своих исследованиях опирался на корпус инструментальных сочинений И.С. Баха, однако в их работах есть ссылки на образный строй духовных кантат композитора. Можно отметить близость анализа исследователей в вопросе вывявлениеяриторических фигур работам О. Захаровой [52], М. Лобановой [75; 76] и другим [91].

Еще одной важной сферой трудов, посвященных творчеству И.С. Баха, являются работы о его хоралах и хоральных обработках. Эта тема находит свое развитие у многих вышеперечисленных исследователей, так как хорал является основой построения произведений И.С. Баха. Анализ применения хорала и его обработок в кантате содержится и в ряде работ современных авторов, например, диссертации Е.В. Сидоровой «Художественное претворение протестант-

ского хорала в духовных кантатах И.С. Баха» [124]. Важным результатом работы Е.В. Сидоровой (с точки зрения особенностей стилистики кантат И.С. Баха) явилась типология духовных кантат композитора на основе анализа местоположения хоралов в кантатах, их роли в раскрытии содержания и функции, выполняемой в вокально-хоровых композициях.

Вместе с тем, на сегодняшний день мало изучена проблема взаимодействия кантат И.С. Баха и лютеранской литургии. Появляются работы, в которых связи кантат с лютеранским богослужением рассматриваются лишь на примере отдельных произведений (И. Труммер «И.С. Бах и церковное пение лютеранской общины», Т.А. Ушакова «Бах и Лютер: Музыка и Слово», М.А. Сытник «"Her Jesu Christ, du höchstes Gut": лютеранский хорал - кантата Баха - антем Генделя», Д.Ф. Ушаков «Бах-лютеранин: песни и арии для сборника Шемелли (BWV 439-5007)» и др. [85]), тогда как полного рассмотрения взаимосвязей литургического чина и композиции кантат до настоящего времени не проводилось.

Отдельной важной сферой баховедения является изучение религиозной основы творчества композитора. Эта тема находит свое развитие в трудах отечественных ученых последних десятилетий. Так, сборник «Традиции И.С. Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино» (Нижний Новгород, 2008) представляет ряд работ ученых в области баховедения (А. Милка «Мифы о Каноне в увеличении BWV 1080/15 из «Искусства фуги» И.С. Баха, В. Носина «О символике музыкального языка И.С. Баха», В. Зусман, Т. Сиднева «Творчество Баха в контексте культуры барокко: риторика и мистика», А. Евдокимова «Хоральные обработки И.С. Баха - перспективы формообразования», Э. Петри «К проблеме народного в творчестве Иоганна Себастьяна Баха» и др. ) [130]. В этих работах религиозный аспект, заложенный в творчестве И.С. Баха, выступает как важный информационный источник, позволяющий музыкантам других поколений более глубоко проникнуть в суть музыки композитора. Показательным примером такого постижения музыки Баха становится цитата Г. Малера, приведенная в статье Хорста Беггера «Традиции Баха в современной му-

зыкальной культуре Востока и Запада»: «В Бахе объединены все основы музыки, как мир в Боге» [130], что свидетельствует о чутком внимании композиторов к религиозной составляющей немецкого музыканта, ее значимости для искусства и культуры в целом.

Вопрос о взаимодействии музыки композитора и принципов религиозных лютеранских традиций рассмотрен в диссертации Е.М. Берденниковой «Гомилетические традиции духовных кантат И.С. Баха» [7]. Основная задача этой работы направлена на выявление причин использования хоралов в кантате, их обусловленность лютеранской церковной традицией.

К числу работ, затрагивающих вопрос обусловленности фабулы и текста духовных кантат типом церковного праздника, следует отнести книгу П. Ме-щеринова «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» [86], в которую включены переводы текстов духовных кантат композитора на русский язык. Издание содержит важные пояснения не только о принадлежности каждой кантаты к определенным дням церковного календаря, но и ссылки на Евангельский текст, ставшей основой для кантаты композитора.

Духовный аспект произведений Баха, в том числе и кантат, ярко раскрыт и осмысленно подан в работах саратовских исследователей А.И. Демченко в статьях «Евангельские искания Иоганна Себастьяна» [41], «Смысловые контуры духовной музыки Баха» [42] и Т.Ф. Малышевой в работе «Очерки по зарубежной музыкальной литературе» [82].

Таким образом, в отечественном музыкознании степень разработанности проблемы изучения духовных сочинений композитора в их связи с непосредственной церковной практикой, лютеранским богословием постепенно восполняется, однако до настоящего дня эта тема изучена далеко не во всех аспектах.

Для проведения нашего исследования необходимо было обратиться к текстам Евангелия [179], а также трудам идеологов лютеранства и статьям ученых, посвященным вопросам теологии (М. Лютер [78], Ф. Меланхтон [84], М. Хемниц [135], K. S. Latourette [197], U. Hutten [190], [191], Р. Murray [204], Th. Bokenkotter [161] и др.). Эти работы, написанные теологами, обращены к

вопросам практики отправления лютеранского богослужения, кроме того, в них даются рекомендации о характере музыкального сопровождения службы. В более поздних работах, таких как «Лютеранская литургия» Лютера Д. Рида, встречаются предписания по использованию в ходе богослужения духовных кантат И.С. Баха [118].

Невозможно охватить все исследования, прямо или косвенно освещающие проблему взаимосвязи духовных кантат И.С. Баха и лютеранского вероисповедания. Однако ни одна современная работа без данного аспекта обходиться не может, так как внутренние взаимосвязи музыки кантаты и чинопоследования службы являются мощными импульсами, которые питают творчество великого композитора. Постижение этих действующих сил позволяет провести более глубокий анализ произведений и постоянно расширять круг знаний в данной области.

Объектом исследования служит жанр духовной кантаты, который является важнейшей частью литургического творчества И.С. Баха.

Предметом исследования являются духовные кантаты И.С. Баха в контексте лютеранского богослужения.

Материалом исследования послужили духовные кантаты И.С. Баха в количестве 199 образцов, согласно каталогу В. Шмидера [145].

Цель работы заключается в анализе композиции духовных кантат И.С. Баха с точки зрения их функциональной, структурной и драматургической включенности в лютеранскую литургию.

Исходя из этого, вытекают следующие задачи исследования:

- характеристика основных положений лютеранского вероучения и их влияния на тексты духовных кантат И.С. Баха;

- анализ драматургического наполнения лютеранского богослужения и его воздействия на духовные кантаты И.С. Баха;

- сравнение структуры богослужения и композиции духовных кантат И.С. Баха;

- раскрытие особенностей композиции духовных кантат И.С. Баха;

- выявление и обозначение причин структурной вариантности в духовных кантатах Баха.

Методология исследования диссертации комплексно опирается на методы музыковедческого, религиоведческого, культурологического, исторического, аналитико-исполнительского и структурно-семантического анализа, общенаучные методы, такие как обобщение, систематизация и сравнение.

При проецировании структурных и функциональных особенностей лютеранской литургии на духовных кантаты И.С. Баха в работе используется метод моделирования.

Структурно-семиотический метод реализуется посредством декодирования словесных и звуковых «знаков», способствует более глубокому и многоуровневому постижению смыслов и логики текстов духовных кантат И.С. Баха. Контекстуально-аналитический метод аргументированно и многопланово раскрывает заявленную проблематику.

Исследование данной темы предполагает комплексное рассмотрение: с позиции музыковедения и лютеранского богословия в вопросах традиции музыкального оформления службы. Только такой подход позволяет исследовать и выявить композиционные закономерности духовных канат И.С. Баха, осознать функциональные связи того или иного раздела службы со структурой кантаты.

Научная новизна исследования заключена в том, что впервые:

- создана проекция композиции кантаты на структуру службы;

- заострено внимание на духовных кантатах композитора в их тесной связи с лютеранской службой;

- рассмотрены структурные разновидности духовных кантат И.С. Баха, которые представляют собой, в основном, рассредоточенные композиции по всему ходу лютеранского богослужения;

- выявлена ведущая типовая модель шестичастной духовной кантаты, определена ее обусловленность Саксонским уставом, принятым в Лейпциге;

- объяснено многообразие духовных кантат, которое обусловлено влиянием содержания, форм и драматургии церковного обряда;

- всесторонне рассмотрено влияние церковного обряда на текст и музыкальный язык духовных кантат И.С. Баха.

Положения, выносимые на защиту.

1. Духовные кантаты И.С. Баха сложились в рамках лютеранского богослужения и впитали его центральную идею, внутреннюю логику построения и функции частей.

2. Духовные кантаты И.С. Баха являются произведениями структурно разнообразными, но композиционно подчиняющимися логике лютеранского богослужения. В связи с этим духовные кантаты И.С. Баха в структурном отношении представляют совокупность музыкальных частей, обеспечивающих проведение лютеранской службы, приуроченной к какому-либо из дней церковного календаря. Композиции кантат И.С. Баха встраиваются в ход богослужения, структурно и функционально, и через текст отвечают основным разделам службы: вступительный хор/хорал - Introitus, заключительный хорал/хор -финальный гимн службы регламентируются уставом и структурой самой службы. Средние части духовных кантат композитора соответствуют основным точкам богослужения: первая пара речитатив/ария (2 и 3 номера) - покаянному разделу перед Kyrie, вторая пара речитатив/ария (4 и 5 номера) могут соответствовать либо разделу Общей молитвы, либо разделу Чтения в его точках Gradúale и Exemplum.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рудик Екатерина Александровна, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антонова, О. Кузнецова, З. Музыкальное искусство и религия: сборник статей / О. Антонова, З. Кузнецова. - Томск: Музыка,1986. - 324 с.

2. Архиепископ, А. О содержании проповедей. Различные виды проповедей [Электронный ресурс] / А. Архиепископ // Проповедь. - 2003. - № 6. - 65 с. Режим доступа: http://www.klikovo.ru/index.html (дата обращения 20.03.2017).

3. Аршинова, Н. Празднование 300 - летия со дня рождения И.С. Баха и Генделя в г. Саратове / Н. Аршинова // Советская музыка. - М.: Музыка, 1985. -с. 138-143.

4. Барг, М. Эпохи и идеи: сборник статей / М. Барг. - М.: Музыка,1990. - 456 с.

5. Бедуэлл, Г. История Церкви: учебник / Г. Бедуэлл. - М.: Классика-ХХ1, 1996.

- 756 с.

6. Берман, Б.И. Библейские смыслы: лекции / Б.И. Берман. - М.: Музыка, 1999.

- 200 с.

7. Берденикова, Е. Гомилетические традиции духовных кантат И.С. Баха: монография / Е. Берденикова. - Киев: Музична Украша, 2008. - 180 с.

8. Берченко, Р.Э. В поисках утраченного смысла. Бореслав Яворский «о Хорошо темперированном клавире»: монография / Р.Э. Берченко. - М.: Классика-XXI, 2005. - 375 с.

9. Бесселер, Г. Бах как новатор: сборник статей / Г. Бесселер // Избранные статьи музыковедов ГДР. - М.: Музыка,1970. - 262 с.

10. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета: религиозная литература / под общей редакцией А. Корева. - М: Российское библейское общество, 2000. - 1533 с.

11. Библия. Современный русский перевод: религиозная литература / ред. Российского библейского общества. - М.: Российское библейское общество, 2011. - 1408 с.

12. Библия тематическая с комментариями: религиозная литература / Перевод и оформление «Библейская лига». - США: «Зондерван», 2004 г. - 1294 с.

13. Бюкен, Э. Музыка эпохи рококо и классицизма: монография / Э. Бюкен. -М.: Музыка,1934. - 272 с.

14. Вагнер, Р. Введение в Библию: практическое руководство для самостоятельного изучения Священного Писания / Р. Вагнер - Калининград: Свет на востоке, 2013. - 479 с.

15. Варгонин, Ю.Н. Когнитивно-коммуникативная модель риторики: дис. ... доктора филол. наук : 10.01.03 / Юрий Николаевич Варгонин. - Тверь: Тверской гос. инст, 2001. - 268 с.

16. Варламов, Д.И. Эволюция музыкального мышления в контексте теории Б.Л. Яворского / Д.И. Варламов // Венок Яворскому. Межвуз. сб. науч. ст. Вторых Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. - Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2005. - С. 22-34.

17. Вартанов, С. Выразительные средства исполнения в мотивной полифонии И.С. Баха / С. Вартанов // Интерпретация сочинений И.С. Баха. - М.: Музыка, 1990. - 82 с.

18. Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко: исследование / Г. Вельфлин - СПб: Наука, 1913. - 164 с.

19. Владышевская, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т.Ф. Владышев-ская. - М.: Знак, 2006. - 472 с.

20. Володарский, В. Немецкая публицистика и гравюра первых лет реформации / В. Володарский // Культура Возрождения и религиозная. - М.: Наука, 1997. -С. 119-136.

21. Вольфрум, Ф. Иоганн Себастьян Бах / Ф. Вольфрум, пер. с нем Е. Браудо. -1-2 Пб. - М.: Музыка, 1912. - С. 3-14.

22. Вязкова, Е.В. «Искусство фуги» И.С. Баха: некоторые выводы из семантического анализа / Е.В. Вязкова // Семантика музыкального языка. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.- С. 213-218.

23. Гарнак, А. История догматов / пер. с нем. А. Гарнак // Общая история европейской культуры. - Спб: СМПб, 1910 - Т. 4. - С. 65-87.

24. Гирфанова, М. Е. Вузовский курс полифонии: к вопросу о значимости музыкально-исторического контекста при изучении полифонических явлений / М.Е. Гирфанова // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции (Казань, 26-28 ноября 2008 г.) / Сост. и общ. ред. Л.А.Федотова. - Казань: Казанская консерватория им. Н.Г. Жиганова , 2009. - С. 189-200.

25.Гирфанова, М. Е. Теория баховской фуги: Тема, противосложение: На материале фуг «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха: лекция по курсу «Полифония» / М.Е. Гирфанова. - Казань: Казанская консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2009. - 68 с.

26. Гирфанова, М.Е. Хоральные концерты Самуэля Шейдта и пути развития жанра вокального духовного концерта в Германии в первой половине XVII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Казань: Казанская консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2014. - № 5 (43). - Ч. 2. - С. 44-49.

27. Глубоковский, Н. Реальная энциклопедия для протестантского богословия и церкви: энциклопедия / под редакцией А. Гаука. - 3-м изд. - СПБ: «Христианское чтение», 1900 г. - 1125 с.

28. Гонсалес, Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации: монография / Г. Хусто. - Спб: Библия для всех, 2002. - 4-е изд. - 400 с.

29. Гонсалис, Х. История христианства: От эпохи Реформации до нашего времени: [Электронный ресурс] / Г. Хусто. - Спб: Библия для всех, 2002. - 4-е изд. - 377 с. Режим доступа http://soteria.ru/s682/21/ (дата обращения: 16.09.2018).

30. Гончаренко, Е.С. История издания сборников духовных песен евангельских христиан баптистов / Е.С. Гончаренко // «Гость». - 2007. - № 5-6. - С. 22-25.

31. Гордеева, И. Эразм Роттердамский о реформе католической церкви (по корреспонденции гуманиста до 1517г.) / И. Гордеева // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. - М.: Наука,1997. - С. 113-117.

32. Городская культура средневековья и начало Нового времени: учебное пособие / Под ред. В. И. Рутенбурга. - Л.: Наука ,1986. - 280 с.

33. Григорианский хорал: сб. науч. тр. / под ред. Т.С. Кюрегян, Ю.В.Москва. -М.: МГК, 1997. - 221 с.

34. Гуревич, Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях: от средневековья к XXI столетию: монография / Е.Л. Гуревич. - М.: Музы-ка,1991. -78 с.

35. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников: монография / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 368 с.

36. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры: монография /А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1972. - 318 с.

37. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры: монография / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981. -359 с.

38. Гуревич, А. Я. Избранные труды. Средневековый мир: сборник статей / А.Я Гуревич. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. - 560 с.

39. Гуревич, А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы: сборник статей / А.Я Гуревич. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - 544 с.

40. Гусакова, В.О. Словарь западноевропейского религиозного искусства: словарь / под ред. О. В. Гусакова.- М.: Аврора, 2009. - 126 с.

41. Демченко, А. И. Аналогии и параллели: сборник научных статей / Ред. Сост. А.И. Демченко. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012. - 131 с.

42. Демченко, А. И. Смысловые контуры духовной музыки Баха / А.И. Демченко // Художественное образование. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2000. -Вып.2. - 45 с.

43. Домбраускене, Г.Н. Метатекст протестантского хорала: семиотический континуум в музыкальной культуре запада и востока: дис. ...докт. искусст: 17.00.02 / Г.Н. Домбраускене. - Влидивосток, 2014. - 154 с.

44. Дружинин, С.В. Система средств музыкальной риторики в оркестровых сюитах И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана: дис. ...канд. искусст: 17.00.02 / С.В. Дружинин. - Москва: МГК им. П.И. Чайковского, 2002. - 413 с.

45. Друскин, М.С. И.С. Бах: монография /М.С. Друскин. - Москва: Музыка,

1982. -383 с.

46. Друскин, М.С. Пассионы И.С. Баха: монография / М.С. Друскин - Л.: Музыка, 1972. - 88с.

47. Друскин, Я.С. О риторических приемах в музыке И. С. Баха: монография / Я.С. Друскин. - Спб.: Композитор, 2005 - 136 с.

48. Дюбуа, Ж., Эделин, Ф. Общая риторика: монография / Ж. Дюбуа, Ф. Эде-лин. - М.: Прогресс, 1986. -392 с.

49. Ефимова, Н. Раннехристианское пение в западной Европпе УШ-Х столетий (к проблеме эволюции модельной системы средневековья):сборник статей / Н. Ефимова. -М.: МГК, 1998. - 284 с.

50. Заметки о духовных кантатах И. С. Баха (1685-1750): сборник статей / Перевод с английского З. Савеловой. - М., 1912. - 14 с.

51. Зассе, Г. На том стоим. Кто такие лютеране: сборник статей / Перевод с англ. К. Комарова. - СПб.: Андреев и согласие, 1994. - 231 с.

52. Захарова, О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы: монография / О. Захарова. - М.: Музыка,

1983. - 77 с.

53. Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики: сборник статей / Сост. Н Нотович. - М.: Музгиз, 1960. - 251 с.

54. Карсавин, Л.П. Святой Августин и наша эпоха / Карсавин. Л.П. // Символ. -1992. - № 28. - С. 233-241.

55. Кольрауш, М. Лютеране: монография / М. Кольрауш, пер. П. Бартеньева. -М.: Фонд «Лютеранское наследие»,1960. - 480 с.

56. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. -

81 с. Режим доступа: http://interpretive.ru/dictionary/882 (дата обращения 10.02.2016).

57. Каигойда, Е. В. Эволюция церковных песнопений как бифункционального текста в диалоге культур: дис. ...канд. филос.наук: 10.01.03 / Е.В. Кайгода. -Абакан: Абаканский гос. инст, 2009. -140 с.

58. Канценбах, Ф.В., Штедке, И. М. Лютер, Ж. Кальвин: монография / Ф.В. Канценбах, И. Штедке, - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 320 с.

59. Карпов Ю.С. Конфессиональный аспект в современном дирижерско-хоровом образовании / Ю.С. Карпов // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. - Казань: Казанская консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2005. - Вып. 2. - С. 366-373.

60. Кершнер, Л. М. Народно-песенные истоки мелодики Баха: исследование / Л.-М. Кершнер. - М.: Музгиз, 1959. - 101 с.

61. Кийовски О.Ю. Импровизационность и агогика в органных композициях Дитриха Букстехуде. - Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2013. - 47 с.

62. Кокорев, М. Ф. Классицизм и барокко: два стиля одной эпохи / М.Ф. Кокорев // Барокко и классицизм в истории мировой культуры. - Серия «Symposium». - Выпуск 17. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 46-56.

63. Кулапина, О.И. Критерий методологической ценности музыковедческой теории / О.И. Кулапина // Философия науки в информационном обществе: Актуальные проблемы: Материалы Первой межвузовской научной конференции СГУ им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во «Саратов. источник», 2010. С. 63-65.

64. Кулапина, О.И. Образовательный контекст методологии музыкознания / О.И. Кулапина // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия: Сб. статей по Международной научной конференции (9-12 апреля 2012). - М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2012. -С. 335-339.

65. Лебедев, А. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX / А. Лебедев. - 2-е изд., пересмотр. — СПб.: Тузов, 1903. - 610 с.

66. Ле Гофф, Ж. Герои и чудеса средних веков: монография / Ж Ле Гофф, пер. Д.Савосиной. - М.: Текст, 2011. - 220 с.

67. Ле Гофф, Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии / Пер. М.Ю. Некрасова. - СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010. - 224 с.

68. Ле Гофф, Ж. Трюон, Н. История тела в средние века: очерк / Пер. Е. Лебедевой. - М.: Текст, 2008. - 192 с.

69. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада: монография / Ж. Ле Гофф. - 1-е изд. - М.: ИГ «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

70. Ле Гофф, Ж. Другое средневековье: монография / Пер. С. Чистяковой, Н. Шевченко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 328 с.

71. Ливанова, Т. Русская книга о Бахе: сб. ст. / Ред.-сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. - М.: Музыка, 1986. - 446 с.

72. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учебное пособие в 2 т. / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1983. - В 2-х т. - Т. 1. - 696 с.

73. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учебное пособие в 2 т. / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1983. - В 2-х т. - Т. 2. - М.: Музыка, 1982. - 622 с.

74. Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. В 2 ч: исследование / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1986. - Ч. 2. - 385 с.

75. Лобанова, М. Барокко: связь и разрыв времен./ М. Лобанова // Советская музыка. - 1981. - № 6 - С. 43-45.

76. Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики: монография / Лобанова М. - М.: Музыка, 1994. - 322 с.

77. Льюис, В. Спиц, А. История Реформации: монография / В. Льюис, А. Спиц. - Sterling Heights: Фонд Лютеранское Наследие, 2002. -736 с.

78. Лютер, М. Лекции по посланию к Галатам: лекции / Пер. А. Зубкова. -CONCORDIA PUBLISHING HOUSE, SAINT LOUIS, MISSOURI, 1963. - 657 с.

79. Лютер, М. Лекции по посланию к Римлянам: лекции / Пер. А. Зубкова. -SAINT LOUIS, MISSOURI: CONCORDIA PUBLISHING HOUSE, 1972. -356 с.

80. Майстер, Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха: монография / Х. Майстер. - М.: Издательский дом «Классика-XXI»,

2008. - 205 с.

81. Мак-Артур-младший Джон, Ф. Пасторология. Генеральный план для церковного руководства: руководство для пастырей / Ф. Мак-Артур-младший. -Спб.: Библия для всех, 2003. -295 с.

82. Малышева Т.Ф. Очерки по зарубежной музыкальной литературе: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений / Ред. Карпеевой. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. - 43 с.

83. Медушевский, В.В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха / В.В. Медушевский // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. - Вып. 75. - М.: ГМПИ им. Гнесеных, 1984. - С. 83-106.

84. Меланхтон, Ф. Аугсбургское исповедание. // Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви / Пер. К. Коморова. - Москва: Лютеранское наследие, 1998. - С. 23-364.

85. Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: межвузовский сборник научных статей / Редактор-составитель В.В. Медушевский. - Москва, Уфа: МГК им. П. И. Чайковского; УГАИ им. З. Исмагилова, 2007. - 203 с.

86. Мещеринов, П. Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений: монография. - М.: Центр кн. Рудомино, 2012. - 600 с.

87. Милка, А. Искусство фуги И.С. Баха: К реконструкции и интерпретации: монография / науч. ред. К. Южак. - СПб.: «Композитор Санкт-Петербург»,

2009. - 456 с.

88. Милка, А. Полифония: учебник для музыкальных вузов / А. Милка: науч. ред. К. Южак. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. - 248 с.

89. Миллер, С. Споры о современной христианской музыке: сборник статей / С. Миллер. - М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2001. - 224 с.

90. Миронов, А.В., Бабинов, Ю.А. Основы религиоведения [электронный ресурс]: статья / А.В. Миронов, Ю.А. Бабинов. - Режим доступа: http: //www.vusnet.ru/biblio/archive/mironov_o snovi/02. aspx (дата обращения 20.12.11).

91. Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: сборник трудов ГМПИ им. Гнесина. - Вып.84. - М.: ГМПИ им. Гнесина, 1986. - 67 с.

92. Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И.С. Баха: сб. ст. / Материалы научной конференции. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2006. - 234 с.

93. Музыкальная библиотека общества изучения истории лютеранской музыки. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://music.lcmsrussia.org/edu/urok2/allein.htm (дата обращения 8.12.11).

94. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков /ред. В.П. Ше-стакова - М.: Музыка,1971.- 688 с.

95. Музыкальный словарь Гроува: словарь / Перевод с англи., ред. и доп. Л.О. Акопяна второе русс. издание, исправ. и допол. - М.: Практика, 2007. -1103 с.

96. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. - М.: Практика, 2001. - 1095 с.

97. Музыкальный энциклопедический словарь: словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия,1990. - 672 с.

98. Муравская, О. В. Немецкая траурная погребальная музыка лютеранской традиции как феномен европейской культуры XVII-XX веков: дис. ...кандидат. искусств: 17.00.02 / Ольга Вячеславовна Муравская. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2004. - 181 с.

99. Нарский, М.С. Западная европейская философия XVII в.: монография / М.С. Нарский - М.: Музыка, 1974. - 384 с.

100. Некрасова, Н.А. Феномен духовности, бытие и ценность: дис. ...докт. фи-лос. наук: 09.00.05 / Наталья Александровна Некрасова. - Иваново: Ивановский гос. институт, 2002. - 313 с.

101. Никонов, К. И., Тажуризина, З.А. История религии в 2 т: монография / К.И. Никонов, З.А. Тажуризина. - М.: Высшая школа, 2004. - Т. 2. - 78 с.

102. Новый завет: религиозная литература / пер. с греческого подлинника под ред. Епископа Кассиана. - Москва.: Российское библейское общество, 2001. -520 с.

103. Норд Рудольф, Ф. Символы и их значения: очерки / Ф. Норд Рудольф. -СПб.: Фонд Лютеранское наследие, 2000. - 64 с.

104. Нотная библиотека классической музыки [Электронный ресурс] Режим доступа: ЬАр:пНЬ.пагоё.ги(дата обращения 10.04.2011).

105. Омэнн, Дж. Христианская духовность в католической традиции: монография / Дж. Омэнн. - Минск: Музыка, 1994. - 215 с.

106. Орлова, Н.М. Библейский текст как прецедентный феномен: автореферат дисс. ... доктора филологических наук: 10.01.03 / Наталья Михайловна Орлова. - Саратов. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2010. - 25 с.

107. Пиков, Г.Г. Христианство как системообразующий фактор в истории средневековой европейской цивилизации. автореферат дис. ... докт. культ: 24.00.01 / Григорий Григорьевич Пиков. - Кемерово: Кемеровский гос. институт, 2011. -39 с.

108.Подберезовский, И.В. Быть протестантом в России: монография / И.В. Подберезовский. - М.: Издательство «Благовестник», 1996. - 382 с.

109. Полозова, И.В. Роль российско-германских культурных контактов в становлении отечественного профессионального музыкального искусства в XVII-XVIII веках / И.В. Полозова // Культура и искусство Германии. Сб. статей по материалам Восьмой Международной научной интернет-конференции 20 октября - 30 ноября 2015 г. - Тамбов, 2016. - С. 81-88.

110. Полозова, И.В. Российско-германские культурные связи в русском музыкальном искусстве Х"УП-Х"УШ веков / И.В. Полозова // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 26-28 ноября 2015 г. - Саратов, 2016. - С. 188200.

111. Полозова, И.В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: дис. ... докт. иск./ Ирина Викторовна Полозова. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. - 508 с.

112. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви: монография / М.Э. Поснов. -Брюссель: «Библейское общество», 1964. - 486 с.

113. Проприй главного богослужения: литургический текст /ред. изд. Лютеранское наследие. - СПб.: Евангелическо-Лютеранская церковь, 1999. - 250 с.

114. Протестанты и другие. Религиозная публицистика: сборник статей / ред. изд. Лютеранское наследие. - СПб.: Мирт, 2000. - 392 с.

115. Протопопов, В. Принципы музыкальной формы И.С. Баха: очерки / В. Протопопов. - М.: Музыка, 1981 - 355с.

116. Раабен, Л. Музыка барокко / Л. Раабен // Вопросы музыкального стиля. -Л.: ЛГИТМиК, 1978. - С. 46-65.

117. Ревунинкова, Н. Протестантизм: очерки / Н. Ревунинкова. - СПб.: «Питер», 2007. - 224 с.

118. Рид Д., Лютер М. Лютеранская литургия: монография. - USA: WORLD WIDE PRINTING DUNCANVILLE, 2003. - 457 с.

119. Русская книга о Бахе: сб. ст. / Сост. Т. Н. Ливанова; В. Протопопов. - М.: Музыка, 1985. - 365 с.

120. Рудник, М. История евангельского христианства: курс для лютеранской семинарии / М. Рудник. М., 1985. - 367 с.

121. Сапонов, М. А. Шедевры Баха по-русски: исследование / М.А. Сапонов. -М.: Музыка, 2005. - 42 с.

122. Свистуненко, Т.А. К проблеме авторства и хронологии сочинений И.С. Баха в условиях современной науки / Т.А. Свистуненко // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: сборник по материалам международной научно-практической конференции 20-22 ноября 2009 г. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. - С. 123-127.

123. Свистуненко, Т.А. Эволюция раннеборочной фуги в клавирном творчестве И.С. Баха: исследование / Т.А. Свистуненко. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2018. - 311 с.

124. Сидорова, Е.В. Художественное претворение протестантского хорала в духовных кантатах И.С. Баха дис. ... канд. искусст: 17.00.02 / Елена Викторовна Сидорова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 174 с.

125. Смирнова, Н.М. Исполнение клавирных сочинений И.С. Баха: учебное пособие по курсу «Методика обучения игре на фортепиано» / Н.М. Смирнова. -Саратов: СГК им. Л.В. Собинова,2005. - 80 с.

126.Стогний, И.С. О тональной семантике Пассионов И.С.Баха / И.С. Стогний // И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Скарлатти: Проблемы изучения творческого наследия. Сб. ст. по мат-лам научн. конференции 20-21 октября 2010г. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. - С. 80-89.

127. Стогний, И.С. Тональная драматургия в «Страстях по Иоанну» И.С.Баха / И.С. Стогний // Христианские образы в искусстве: Тр. РАМ им. Гнесиных / Отв. редактор-составитель И.С. Стогний. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. -№ 171. - Вып. 2. - С. 33-48.

128. Сторожук, В. К. Немецкая вокальная лирика XVII века и кантаты И.С. Баха: автореферат дис. ... канд. культ: 24.00.01 / Владимир Констанстинович Сторожук. - М: Музыка,1982. - 162 с.

129. Степанов, Б.Е. Проблема достоверности в методологии истории культуры Л.П. Карсавина / Б.Е. Степанов // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры, - М., 2002. - Кн.1. - С. 183-215.

130. Традиции И.С. Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. / Под ред. В.Г. Зусман, Т.Б. Сиднева, С.Н. Аверкина. - Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2008. - 212 с.

131. Фаусель, Г. Мартин Лютер жизнь и дело: монография / Г. Фаусель. - Харьков: Музичина, 1995. - 98 с.

132. Фиденко, Ю. Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: дис. ... канд. искусст.:

17.00.02 / Юлия Леонидовна Фиденко. - Новосибирск: ФГБОУ ВО Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. -436 с.

133. Фиденко, Ю. Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже XX-XXI веков: монография. - СПб.: OOO «Книжный Дом», 2015. - 256 с.

134. Форкель, И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьянна Баха: монография / И.Н. Форкель. - М.: «Классика-XXI», 2008. - 144 с.

135. Хемниц, М. Господне Причастие: исследование / М. Хемниц. - США: Фонд «Лютеранское наследие», 1999. - 254 с.

136. Холопов, Ю. Концертные формы у Баха / Ю. Холопов // О музыке. Проблемы анализа. - М.: СК., 1974. - С. 37-45.

137.Хроника христианства: очерки / Под. ред. Уве Бернштейна, Ральфа Людвига, Йоахима Маейра. - М.: Терра, 1999. - 598 с.

138.Чершннцева, М.А. Значение тайнописи в творчестве И. С. Баха / М.А. Чер-шиннцева // Сборник конференции-семинара молодых учёных «Науки о культуре в XXI веке». - М.: РИК, 2007. - С. 321-327.

139.Чершннцева, М.А. Культурологическое значение прикладных текстологических исследований (на примере анализа двух Евангелий от Фомы) / М.А. Чершиннцева // Сборник конференции-семинара молодых учёных «Науки о культуре в XXI веке». - М.: РИК, 2008. - С. 147-156.

140.Чершннцева, М.А. Феномен тайнописи в культуре и его специфические проявления в творчестве И.С. Баха : дис. ... канд. культ.: 24.00.01 / М.А. Чер-шинцева. - Москва: РИК, 2010. - 244 с.

141.Шабалина, Т. Кантата Mein Herze Schwimmt im Blut для сопрано, струнных и continuo. BWV 199. Реконструкция Кёттенской версии: партитура и партии / Т. Шабалина. - 2010. - СПб.: Композитор. - 40 с.

142. Шабалина, Т. Рукописи Баха: Ключи к тайнам творчества: исследование / Т. Шабалина. - М.: Музгиз, 1997. - 440 с.

143. Швейцер, А. И. С. Бах: монография / А. Щвейцер. - М.: Музыка, 1965 -725 с.

144. Широкова, В. П. О претворении закономерностей вокального и речевого интонирования в инструментальном тематизме (на материале музыки И.С. Баха): автореферат дис. ... докт. культ.: 24.00.01 / Валерия Павловна Широкова. -Л.: ЛГС, 1980. - 230 с.

145. Шмидер, В. Систематизированный тематический перечень (каталог) музыкальных сочинений И.С. Баха / Ред.сост. В. Шмидер, - Leipzig: VEB Breitkopf & Härtel Musik-verlog, 1961. -747 c.

146. Шушарин, Д. В. Две Реформации: очерки по истории Германии и России / Д.В. Шушарин. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 278 с.

147. Эмери, У. Орнаментика Баха: исследование / У. Эмери. - М.: Музыка,1996. - 38 с.

148. Этингер, М. Гармония И.С. Баха: исследование / М. Этингер. - М.: Музгиз, 1963. -106 с.

149. Яворский, Б.Л. Курс лекций Б.Л. Яворского в 1-м Московском музыкальном техникуме, проведенном в 1924-25 гг. [Электронный ресурс] / материалы предоставлены С.И. Жигарёвым. - Режим доступа: http://docplayer.ru/29225860-Bahovskiy-seminar-vvedenie-v-izuchenieproizvedeniy-i-s-baha-b-l-yavorskiy.html

150. Andersen, С. Geschichte des Christentums: monograph / С. Andersen. - Stuttgart: Von den Anfangen bis zur Hochscholastic,1975. - Bd. 2. - 480 p.

151. Anders, Max E., Lunsford J. A. 30 Days To Understanding Church History: monograph / M. E. Anders, J. A. Lunsford. - Brentwood, Tenn: Wolgemuth & Hyatt, Publishers, Inc., 1991. - 987 c.

152. Austin, B. Topical History of Christianity: monograph / В. Austin. - Illinois: Tyndale House Publishers, inc. Wheaton, 1987. - 528 p.

153. Bainton, R.H. Christianity: essays / R. H. Bainton. - New York: American Heritage, 1985. - 416 p.

154. Baker, R. A. Summary of Christian History: monograph / R. A. Baker. - Tennessee: Broadman Press. Nashville, 1959. - 390 р.

155. Baker, F. Robert, A. A Summary of Christian History. Revised by John M. Landers: monograph / F. Baker, A. Robert. - Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1994. - 576 p.

156. Baum, Wilhelm, Winkler, Dietmar. The Church of the East. A concise history: essays / Baum, Wilhelm, Winkler, Dietmar. - London: Routledge, 2003. - 204 p.

157. Bihlmeyer, K. Tuchle H. Kirchengeschichte: essays /K. Bihlmeyer, H. Tuchle. -Teil: Das Mittelalter, Paderborn, 1962. - 86 p.

158. Bitter, C.H. Johann Sebastian Bach in 2 bands: monograph / C.H. Bitter. - Wilhelm Baensch: Verlagshandlung, 1881. - 1 band. - 314 p.

159. Bitter, C.H. Johann Sebastian Bach in 2 bands: monograph / C.H. Bitter. - Wilhelm Baensch: Verlagshandlung, 1881. - 2 band. - 332 p.

160. Blok, M. Un, D. Martin Luther: monograph / M. Blok, D. Un. - Paris: Presses Universitaires de France, 1928. - 164 p.

161. Bokenkotter, Th. A concise history of the Catholic Church: monograph / Th. Bokenkotter. - New York: Doubleday, 1977. - 431 p.

162. Brandt, T. Kirche im Wandel der Zeit: essays / T. Brandt. - Auslege: Wup-pertaal, 1977. - Bd. 2. - 34 p.

163. Butt, J. Bach interpretation Articulation marks in primary sources of J.S. Bach: essays / J. Butt. - Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1990. - 27 p.

164. Cairns, E. Christianity through the centuries: A history of the Christian Church: monograph / Cairns. - Michigan: Zondervan Publishing House, Grands Rapids, 1978. - 511 p.

165. Chronological and Background Charts of Church History: monograph / Robert C. Walton. - Zondervan: Grand Rapids, Mich, 1986. - 546 p.

166. Church History: an Introduction to Research, Reference Works and Methods: monograph / James Bradley and Richard A. Muller. - Mich.: Eerdmans, 1995. - 86 p.

167. Clouse, F., Robert, G. Two Kingdoms: The Church and Culture Through the Ages: essays /F. Clouse, G. Robert. - Chicago: Moody Press, 1993. - 94 p.

168. Dell, R.S. An Atlas of Christian History: essays / R.S. Dell. - London, 1960. -642 p.

169. Descher, K. Abermals krachte der Hahn: Eine krit. kirchengeschichte: monograph /K. Descher. - Dusseldorf, Wien. ECON Verlag, 1986. - 726 р.

170. Dowley, T. Introduction to the History of Christianity/ T. Dowley // Also published previously as the Lion Handbook of the History of Christianity and the Eerd-mans Handbook of the History of Christianity. - Minneapolis: Fortress Press, 1995. -P. 375-389.

171. Dubuc, J.P. Histoire du chrisrianisme cathare du Ie au XXe siecle: monograph / J.P. Dubuc. - Narbonne, 1970. - 199 р.

172. Dupre, L. Passage to Modernity: An Essay in the Hermeneutics of Nature and Culture: essays / L. Dupre. - New Haven: Yale UP,1993. - 300 p.

173. Durr, A. The Cantatas of J. S. Bach: monograph / Revised and translated by Richard D. P. Jones. - Oxford: University Press, 2005, - 278 p.

174. Durr, A. Studien uber die fruhen Kantaten J.S. Bachs: monograph / А. Durr. -Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1951. - 243 p.

175. Durr, A. Im Mittelpunkt Bach Ausgew: monograph / А. Durr. - Göttingen Kassel etc.: Bärenreiter, 1988. - 134 p.

176. Daid, M. Review Essay[Электронный ресурс] / M. Daid // Jornal of Contemporary Religion. - 2015 г. Режим доступа: http://www.turkaramamotoru.com/en/journal-of-contemporary-religion-47626.html (дата обращения 23.02.2017).

177. Day, J. The literary background to Bach s cantatas: essays / J. Day. - London: Dobson, 1961. - P. 108-118.

178. De Luther: monograph / Par M. Audin. - Paris: LMAISON, EPIJEUR, 1845. -213 p.

179. Die Bibel order die ganze Heilige Schrift Alten und Neuem Testaments nach der dentschen liberest zung Dr. Martin Luters von Jahre 1545. - E.V.Beilefeld: Herausgegeber von Missionerlag der Evangelish-Lutherischen Gebetsvereine, 1990. -1633 p.

180. Encyclopedia of the Lutheran Church: encyclopedia / Julius Bodensieck. - Vol. 2. - Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1965. - 214 p.

181. Edwards, D.L. Christianity: The First Two Thousand Years: essays / D.L. Edwards. - London: T&T Clark, 1997. - 673 p.

182. Eystein, V.V. On the psichoanalysfs reverie: From Bion to Bach [Электронный ресурс] / V.V. Eystein // International Forum of Psychoanalysis. - 2013 г. - ISSUE 3 ISSN: 0803706X Режим доступа: https: //www.researchgate.net/publication/216541301_The_ambiguity_of_the_psycho analytic_situation_and_its_relation_to_the_analyst's_reverie (дата обращения 23.02 2016).

183. Fagius, H. Johann Sebastian Bach orgelverk: essays / H. Fagius. - Ejeby: Fagius Hans Goteborg, 2011 - 463 c.

184. Frankforter, A. A History of the Christian Movement: the Development of Christian Institutions: monograph /A. Frankforter. - Chicago: Nelson-Hall, 1978. -316 р.

185. Goransson, S. Kyrkohistorisk orintering: monograph / S. Goransson. - Uppsala: Svenska bokforl, 1970. - 267 р.

186. Hirsch, A. Die Zahl im Kantatenwerk Johann Sebastian Bachs: monograph / А. Hirsch. -Stuttgart: Hänssler, 1986. - 64 p.

187. Histoire generale du protestantisme: monograph / Leonard Emile. - Paris: PUE, 1988. - 78 p.

188. Hoffmann, W. Johann Sebastian Bach: monograph / W. Hoffmann. -Leipzig: Bibliogr. Inst., 1988. - 56 с.

189. History of the Church: essays / Ed. by Hubert Jedin and John Dolan // Baus Karl. From the apostolic Community to Constantine. - London: Burns & Oates, 1980. - Vol. 2. - 523 p.

190. Hutten, U. Werke in zwei Banden in 2 Bd.: monograph / U. Hutten. - Hitter, Muntzer,1970. - 1 Bd. - 206 p.

191. Hutten, U. Werke in zwei Banden: 2 Bd.:monograph / U. Hutten. - Hitten: Muntzer,1970. - 98 p.

192. Johann Sebestian Bach: Leben und Werk in Dokumenten. -Leipzig; Deytscher: Verlag fur Musik, 1975. - 205 p.

193. Johnson, P. A History of Christianity/ P. Johnson. - Norwich: Peregrine House, 1978. - 556 р.

194. Katarina von Bora, Martin Luthers Frau: monograph / Prof D.Dr Ernst Kroker. -Berlin: Evangelische Verästelt, 2016. - 256 р.

195. Katzenbach, F.W. Christentum un der Geselschaft. Grundlinien der Kirchengeschichte, Bd. 2.: monograph / F. W. Katzenbach - Hamburg: Alte Kirche und Mittelalter, 1975. - Bd. 1. - 534 p.

196. Kupisch, K. Kirchengeschichte. Bd 2 / K. Kupisch // Das christliche Europa. -Stuttgart Grosse und Verfall des Sacrum Imperium, 1974. - Bd 2. - 243 p.

197. Latourette, K.S. A History of Christianity: monograph / K. S. Latourette. - New York: Harper & Brothers publishers, 1953. - 1516 р.

198. Lesourd, K.S. Histoire de l'Eglise: monograph / K.S. Latourette. - Paris: Flammarion, 1939. - 202 р.

199. Lever R. Bachs theologische bibliothek (Bach's Theological library) / R. Lever. - Neuhusen-Stutgart: Hänsen-Varlag, 1983. - 194 p.

200. Lortz J. Gechichte der Kirche in ideengeschichtlicher Betrachtung: Bd 2. : monograph / Lortz J. - Munster: Alterum und Mittelalter, 1962. - 634 p.

201. Marcus, R. The «Theology» of Bach's Cöthen cantatas and Rethinking the Dichotomy of sacred versus secular [ Электронный ресурс] / R. Marcus // Journal of New Music, 2016. - ISSUE 4. ISSN: 09298215 Режим доступа: https://www.growkudos.com/publications/10.1080%252F01411896.2016.1228358#! (дата обращения 21.12.2016).

202. Marty, M. A Short History of christianity: monograph / М. Marty. - New York, 1960. - 384 р.

203. Meinhold, P. Kirchengeschite in Schwerpunkten. Ein okumenischer Versuch.: monograph / Meinhold. - Graz-Wien:Koln, 1982. - 324 p.

204. Murray, P. The Oxford Companion to Christian Art and Architecture: monograph / P. Murray. - Oxford: Oxford University Press, 1996. - 596 p.

205. Oxford History of the Christian Church: monograph / Под ред. F. Оуana и G. Chedvikov, 1994. - 2008 p.

206. Preus, R. D. The Theology of Post-Reformation Lutheranism: monograph / R.D. Preus. - St. Louis: Concordia Publishing House, 1970. - Vol. 1. - 796 p.

207. Schering, A. Uber Kantaten J. S. Bach: Im Back-gedenkjahr / Fr. Blume. -Lripzig: Koehler&Amalang, 1950. - 3. Aufl. - 202 p.

208. Schureck, R. J. The restoration of a lost Bach sinfonia for organ and orchestra, based on a revised list of sources for cantata 188 and related works [Электронный ресурс] / R.J. Schureck // Musicology Australia, 2011. - ISSUE 1. - ISSN: 08145857 Режим доступа: http://firebit.org (дата обращения 19.12.2016).

209. Schweitzer, A. J.S. Bach: Le musician-poete: monograph / A. Schweitzer. -Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1905. - 455 р.

210. Spitta, Ph. J.S. Bach: Bd. 2-5: monograph / Ph. Spitta. - Leipzig: Breitkopf & Hartel., 1880. - Bd. 1. - 479 p.

211. Spitta, Philipp J.S. Bach: Bd. 2-5: monograph / Ph. Spitta. - Leipzig: Breitkopf & Hartel., 1880. - Bd. 2. - 483 p.

212. Terry, Ch. S. J.S. Bach: monograph / Ch. S. Terry. - Leipzig, 1929. - 356 p.

213. The Cambridge History of Christianity: monograph /S.D. Reeds. - Cambridge: University Press, 2006. - 8 vol. - 791 p.

214. The New Grove Dictionary of Music and Musicians [Электронный ресурс] -London: McMillan, 2001. Режим доступа: http://firebit.org (дата обращения 20.12.2016).

215. The Oxford Dictionary of the Christian Church: dictionary / Ed. by E. Livingstone. - Oxford: University Press, 1997. - 3rd ed. - 1821 p.

216. The Westminster Dictionary of Church History: dictionary / Ed. J. Brauer. -Philadelphia: The Westminster Press, 1971. - 887 p.

217. Till, B. The Churches Search for Unity: monograph / B. Till. - London, 1972. -698 p.

218. The Oxford History of Christianity: monograph / Edited by John McManners. -Oxford: Oxford University Press, 1993. - 784 p.

119. Wells, R. A. History through the eyes of faith: Western Civilization and the Kingdom of God: monograph / R.A. Wells. - San Francisco: Harper & Row, Publishers, 1989. - 262 p.

220. Williams, P. Fredrie J.S. Bach: a life In music: monograph / P. Williams, J. Fredrie. - Cambrige: Cambridge univ. press, 2007. - 405 p.

221. Wolff, Ch. Bach Essays on his life a music: monograph / Ch. Wolff - London: Harvard univ. press, 1991. - P. 45-65.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример 1. Речитатив из кантаты № 2 «Ach Gott, von Himmel sieh darien»

Пример 3. Дуэт из кантаты № 21 «Ich hatte viel Bekümmernis»

Пример 6. Тематический материал № 1 из кантаты №88 «Siehe, ich will viel Fischer aussenden»

fi - - sehen

Пример 7. Тематический материал № 1 из кантаты №88 «Siehe, ich will viel Fischer aussenden»

Пример 8. Тематический материал из № 1 кантаты №88 «Siehe, ich will viel Fischer aussenden»

fi - - - - - sehen

Пример 9 Тематический материал из № 1 кантаты №88 «Siehe, ich will viel Fischer aussenden»

Пример 10. Тема-тезис арии № 3 из кантаты № 54«Widerstehe doch der Sünde»

(f^f 3= -= -*--- --i-

Wr= ê é ш -^- i. m tr l t - - piai JJ-

glA. [ - tr fff — -Ф-Л l—J-, - » f -—* pia -Ф- 10 m 1 g '..мм--

- —= - S-Ufc; ■ 4 ~~1— I-~1—

llt)l>, — • d -m -» ;- 0—Ф * d -J—« • — < « m m J-^r- « d * m __ Jz -d- -7- w d --

- -- -t- Wi der-sti '-he ^ ¡¡s doch der. S a_Y— un-de *

ч —• » *> m —J-m -m -d- J- -d ill » 0- r -d J-

6 5 5 7 5 7

4 3 3 4 4 з4

2 2

Пример 12. Тема хорала № 1 из кантаты № 1 «Wie schön leuchtet der Morgenstern»

Пример 13. Тема-ядро хора № 1 из кантаты № 1«Wie schön leuchtet der Morgenstern»

Пример 17. Ария № 1Из кантаты № 54 «Widerstehe doch der Sünde»

Пример 18. Ария № 1 из кантаты № 54 «Widerstehe doch der Sünde»

ARIA jg

Гг /1Ц V Ф ш

У У ш

Nr—*

Пример 23. Тема-ядро № 1 из кантаты № 82 «Ich habe genug»

Пример 24. Ария № 1 из кантаты № 53 «Schlage doch, gewünschte Stunde»

Пример 26. Тема арии № 3 из кантаты № 54 «Widerstehe doch der Sünde»

Пример 27. Ария № 3 из кантаты № 54 «Widerstehe doch der Sünde»

Пример 28. Ядро и развитие арии № 3 арии из кантаты № 54 «Widerstehe doch der Sünde»

Пример 34. Ария № 3 из кантаты № 3 «Ach, Gott, wie menches Herzeleid»

Пример 36. Речитатив № 4 из кантаты № 1 «Wie schon leuchtet der Morgenstern»

Пример 38. Ария № 4 из кантаты № 1 «Wie schon leuchtet der Morgen-

stern»

Пример 40. Ариозо №4 из кантаты № 2 «Ach Gott, vom Himmel sieh darien»

Пример 42. Соло №5 из кантаты № 2 «Ach Gott, vom Himmel sieh darien»

Пример 44. Речитатив внутри хорового номера № 2 из кантаты № 73 «Herr, wie du willt, so schick's mit mir»

Пример 46. Речитатив № 3 из кантаты № 73 «Herr, wie du willt, so schick's mit

mir»

Пример 48. Ария №1 из кантаты № 84 «Ich bin vergnügn mit meinem Glücke»

Пример 53 Ария №4 из кантаты № 84 «Ich bin vergnügn mit meinem Glücke»

Пример 54. Речитатив № 5 из кантаты № 19 «Es erhub sich ein Streit»

Пример 56. Хор № 2 из кантаты № 145 «Auf, mein Herz, des Herren Tag»

Пример 58. Финальный хорал из кантаты № 145 «Auf, mein Herz, des Herren Tag»

Примеры 60 и 61(вступление и вокальная партия) Ария №4 из кантаты № 107

«Was willst du dich betrüben»

Пример 63. Ария № 6 из кантаты № 107 «Was willst du dich betrüben»

Пример 65. Ария (дуэт) имтация из кантаты № \9l«Gloria inexelsis Deo»

Пример 67. Дуэт из кантаты № 192 «Nun danket alle Gott»

френ)

Пример 71. Ария и хорал № 2 из кантаты № 158 «Der Freide sei mit dir»

Пример 72. Ария № 2 из кантаты № 158 «Der Freide sei mit dir»

Пример 73. Речитатив № 3 из кантаты № 158 «Der Freide sei mit dir»

Пример 74. Ариозо № 3 из кантаты № 158 «Der Freide sei mit dir»

Пример 76. Речитатив № 3 из кантаты№ 64 «Sehet, welch eine Liebe hat uns der Vater erzeiget»

Пример 78. Речитатив № 8 из кантаты № 119 «Preise, Jerusalim, der Herrn»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.