Духовно-музыкальные сочинения Николая Сидельникова 1980-х – начала 1990-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Хорошавина Виталия Борисовна

  • Хорошавина Виталия Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 216
Хорошавина Виталия Борисовна. Духовно-музыкальные сочинения Николая Сидельникова 1980-х – начала 1990-х годов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных». 2024. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хорошавина Виталия Борисовна

Введение

Глава 1. Духовное творчество Н. Сидельникова в контексте современной отечественной музыкальной культуры

1.1. Русская духовная музыка второй половины XX века: основные направления и жанры

1.2. Линии развития духовной музыки Н. Сидельникова: особенности хорового письма

Глава 2. Духовный концерт: поэтика жанра и авторская концепция

2.1. «Литургия святаго Иоанна Златоуста» (Литургический концерт)

2.2. «Духовный концерт №1»

Глава 3. Псалом как форма иудейской и христианской лирической молитвословной поэзии

3.1. Из истории жанра псалма

3.2. Музыкальный язык и композиция

3.2.1. «Плач царя Давида»

3.2.2. Вокально-хоровой цикл «Иудейские древности»

3.2.3 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире»

3.2.4. Духовная кантата «Псалмы» (Anthems)

Заключение

Список литературы

Партитуры

Список иллюстраций

Список таблиц

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-музыкальные сочинения Николая Сидельникова 1980-х – начала 1990-х годов»

Введение

Актуальность темы исследования. Духовная музыка - неотъемлемая часть отечественной музыкальной культуры, ее ценное достояние. Несмотря на периоды гонений и забвения, она продолжала развиваться в творчестве русских композиторов, обогащаясь новыми идеями и авторскими решениями.

Культурный контекст конца XX века стал благодатной почвой для возрождения духовно-музыкального творчества. Особенно ярко это проявилось в период подготовки и празднования такого события, как 1000 лет со дня крещения Руси, ставшего мощным импульсом для активизации творческих сил и интереса композиторов к этой области искусства. Именно в этот период к сфере духовной музыки обращается Николай Николаевич Сидельников.

Композитор плодотворно работал в различных жанрах: спектр его творчества охватывает три оперы, балет «Степан Разин», шесть симфоний, три оратории, вокальные и хоровые, камерные и инструментальные сочинения, музыку к спектаклям и кинофильмам. Сфера духовной музыки стала итогом творческих исканий Сидельникова. По мнению Г. В. Григорьевой, к ней «естественно привело содержание всех его прежних произведений - камерных, симфонических, сценических, вокальных с их высоконравственными темами покаяния, веры» [50, с. 86]. Стремление к передаче внутреннего мира и переживаний человека - одна из основных идей духовного творчества Сидельникова.

В сочинениях Сидельникова ощущается свобода от строгих правил и предписаний, предусмотренных каноном. Однако эта свобода, хотя и ограниченная определенными художественными рамками, основана на глубоком знании традиций церковного пения. Жанровый синтез становится одной из самых характерных черт духовного наследия композитора. До сих пор данная область его творческого наследия, обладающая высокими художественными достоинствами, не была освещена в современной отечественной науке и не выделена в специальную проблему. Отсутствие исследований по духовным хоровым

сочинениям композитора требует обращения к данной теме, связанного с необходимостью более полного представления о его творческом облике и возможностью проецировать полученные знания на более широкий ряд духовно-музыкальных явлений. Этим определяется актуальность исследования.

Цель исследования - рассмотрение стилевых особенностей духовных сочинений Сидельникова, проявляющих себя как на уровне содержания (литературные источники, жанровые трактовки), так и на уровне средств выражения (драматургические особенности, специфика формы, музыкальный язык).

Задачи исследования обусловлены постановкой цели:

• охарактеризовать избранный период творчества Сидельникова с позиции фундаментальных стилеобразующих тенденций;

• обозначить ведущие линии развития духовной музыки в творческом наследии композитора;

• раскрыть особенности духовных произведений Сидельникова;

• проанализировать особенности авторской интерпретации таких жанров, как духовный концерт и псалом.

Объект исследования - духовные музыкальные произведения Сидельникова, написанные в период с конца 1980-х - до начала 1990-х годов.

Предмет исследования - жанровые и стилевые особенности духовной музыки Сидельникова.

Материалом исследования избраны следующие произведения: Литургия святаго Иоанна Златоуста для пятиголосного смешанного хора (Литургический концерт в двух ораториях: оратория 1-я чч. 1-9, оратория 2-я чч. 10-18 для смешанного пятиголосного хора без сопровождения^ (1987-1988), Духовный концерт № 1 в четырех частях (1990) для смешанного хора без сопровождения на священные тексты, хоровая поэма «Вечернее моление о мире» (1988) из древнееврейской народной поэзии для смешанного хора без сопровождения, «Плач

царя Давида» (1988) на тексты 142 и 143 псалма для голоса и органа, духовная кантата «Псалмы» (Anthems) (1991) для смешанного пятиголосного хора и двух флейт в пяти частях на тексты псалмов Давида1 (из вокально-хорового цикла «Иудейские древности»).

Положения, выносимые на защиту:

• произведения позднего периода творчества — феномен, в котором духовные жанры нашли свое преломление в авторском стиле Сидельникова;

• духовные сочинения Сидельникова - результат взаимодействия древних пластов мировой культуры с современными техниками письма и свободой трактовки богослужебных текстов;

• синтез жанров - важнейший композиционный принцип в творчестве Сидельникова.

Методология и методы исследования носят комплексный характер, она включает в себя:

• системный метод, основанный на соотношении части и целого, позволяющий рассмотреть произведение как единство его жанрово-стилистических и композиционных особенностей;

• компаративный метод, который связывает композиторские поиски Сидельникова с процессами эволюции музыкальной культуры, выявляет преемственность его творческого мышления с европейскими и отечественными традициями в области духовной музыки, а также способствует исследованию творческого наследия музыканта в границах отечественного хорового искусства конца ХХ века;

• стилевой метод, позволяющий проследить процесс преломления в духовных произведениях признаков ведущих направлений музыки второй половины ХХ столетия: необарокко, неоклассицизма, неоромантизма,

1 Полные названия перечисленных произведений Сидельникова показаны на титульных листах, отраженных в «Приложении В» данного исследования.

неофольклоризма, джаза и охарактеризовать их самобытное, уникальное претворение в индивидуально-авторском стиле композитора; • источниковедческий анализ, связанный с изучением рукописей духовных сочинений Сидельникова.

Степень разработанности темы исследования. Изучению творчества Сидельникова посвящено немало музыковедческих работ, касающихся различных сторон его творческой индивидуальности, а также особенностей воплощения сакральной темы в его музыке. Это исследования Г. В. Григорьевой, Н. С. Гуляницкой, А. Б. Ковалева, Т. И. Эсауловой и других авторов.

Творческая личность Сидельникова и его композиторское наследие рассматривается в монографии Григорьевой, вышедшей в 1986 году и переизданной в 2014 году. Книга Григорьевой охватывает все творчество композитора, представленное симфоническими, вокально-хоровыми, сценическими и камерно-инструментальными сочинениями. В разделе, посвященном духовной музыке мастера, акцент сделан преимущественно на средствах выразительности: интонационной сфере, гармонии, ритмике. Автором не затрагиваются такие ракурсы изучения его творчества, как соотношение канона и стиля, стиля и жанра, где «каждое духовное произведение выступает как отдельное звено в общем процессе развития духовно-концертного искусства» [200, с. 17].

В диссертации Ковалева этот пласт творческого наследия Сидельникова ограничен жанрами литургии и духовного концерта, которые рассмотрены в аспекте взаимодействия культурных слоев, «как близким православной традиции (сплав знаменного и фольклорного музыкальных пластов), так и весьма от нее далеким (аллюзии на стили исторических эпох, джазовая стилистика)» [97, с. 222].

Не менее важными для данного исследования стали работы, связанные с рассмотрением истории русской духовной музыки и богословием С. С. Аверинцева [1-4], Т. Б. Барановой [15], С. Бернфельда [18], И. В. Бровина [20], Г. К. Вагнера [21], В. Б. Вальковой [22], Т. Ф. Владышевской [27; 28], А. Б. Вульфова [30], Ю. М. Лотмана [134]. Выделим среди них исследование Вагнера, рассматривающего

древнерусское изобразительное искусство в аспекте соотношения «канон и стиль», основные положения которого проецируются на область духовной музыки. Специально отметим статью «Каноническое искусство как информационный парадокс» Лотмана, где стиль рассматривается с двух позиций: новизны, относительно других стилей и выработки собственных канонов внутри2. А также Аверинцева, устанавливающего взаимосвязь между Ветхим заветом и христианским восприятием его, как «пророчества и "прообразования" грядущего» [3, с. 465].

Особенно ценными нам представляются труды Гуляницкой, которая выделяет церковную певческую традицию прошлых эпох как для исполнения в храмах, так и для концертной интерпретации в филармоническом пространстве. Рассматривая стиль как систему, составляющими которой «являются преобразованные "заимствования"» и оригинальные художественные приемы, автор приходит к заключению о «многоразличии» интерпретаций духовного текста, толкования жанра и форм сакральных сочинений, а также их драматургических особенностей и музыкального языка [57, с. 46].

Среди специальных трудов, посвященных духовным сочинениям Сидельникова, отметим статью Ю. И. Паисова «Духовный концерт в современной музыке России» [157], где этот жанр рассматривается в аспекте взаимодействия структурно-тематического и образно-содержательного планов.

В исследовании Эсауловой «Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова» [227] с позиции эстетических и художественных исканий автора, его стилевой парадигмы анализируются камерно-вокальные и инструментально-хоровые циклы композитора.

Весьма существенными для разработки интересующей нас проблемы являются исследования Н. А. Герасимовой-Персидской [41-43], А. В. Никольского [151], А. В. Преображенского [167], Н. В. Лозовской [122-128], Е. Г. Артемовой [9-

2 То есть стиль не только несет в себе новизну, в нем вырабатывается собственные каноны, благодаря чему он и отличим от других стилей.

11], И. П. Дабаевой [71; 72], О. А. Урванцевой [199-201]. Они посвящены хоровой церковной музыке, проявлению в ней канонической церковно-музыкальной традиции, изучению псалмовых произведений, партесных и духовных концертов, вопросам соотношения церковного и индивидуально-авторского стиля, а также проблемам стилевого моделирования в сочинениях духовно-концертного жанра Х1Х-ХХ веков. Среди указанных трудов лишь в тексте докторской диссертации Урванцевой представлена краткая характеристика жанра духовного концерта в творчестве Сидельникова с точки зрения включения тенденций романтической стилистики в сферу русской духовно-концертной практики ХХ столетия.

Особого внимания заслуживают издания, касающиеся теоретического исследования музыкальных жанров, в том числе, затрагивающие вопросы их положения в творческом пространстве и систематизации, что в свою очередь описывали в своих трудах Б. В. Асафьев [12; 13], Е. В. Назайкинский [148], М. Н. Лобанова [119] и другие авторы. Мы опираемся на типологию жанров и стилей, предложенную Назайкинским в книге «Стиль и жанр в музыке», учитываем связь музыкальной формы с жанровыми прототипами, определяющую ее особенности, развиваем положение о смешанных стилях и жанрах, как основу поэтики творчества, являющуюся логическим стержнем исследования Лобановой «Музыкальный стиль и жанр: история и современность».

Анализ собранной по данному вопросу литературы показал, что в списке работ о Сидельникове не хватает исследования, в рамках которого было бы представлено изучение жанрового своеобразия духовных произведений, а также их стилевых особенностей. Данная работа осуществляет попытку восполнить этот пробел.

Научная новизна диссертации представлена следующими положениями:

• проведено специальное исследование духовной музыки Сидельникова в контексте творчества отечественных композиторов периода 1980-1990-х годов ХХ века;

• охарактеризованы художественные достижения в этой области;

• введены в научный обиход до сих пор неопубликованные духовные произведения Сидельникова: Духовный концерт № 1 в четырех частях (1990) для смешанного хора без сопровождения на священные тексты, хоровая поэма «Вечернее моление о мире» (1988) из древнееврейской народной поэзии для смешанного хора без сопровождения, «Плач царя Давида» (1988) на тексты 142 и 143 псалма для голоса и органа, духовная кантата «Псалмы» (Anthems) (1991) для смешанного пятиголосного хора и двух флейт в пяти частях на тексты псалмов Давида (из вокально-хорового цикла «Иудейские древности»);

• предпринята попытка изучения языковых, композиционных и жанровых составляющих духовных сочинений композитора, создающих целостное представление об избранной сфере творчества.

Теоретическая значимость диссертации заключена в создании научной базы для дальнейшего исследования творчества Сидельникова, определении места его духовного наследия в отечественной музыкальной культуре второй половины ХХ века. Выводы исследования, сформулированные в процессе создания диссертации, позволяют расширить круг идей о возникающих проблемных моментах при

~ 3

взаимодействии таких категорий, как жанр и стиль, канон и стиль,3 что следует принять во внимание в процессе рассмотрения особенностей духовной музыки других композиторов.

Практическая значимость. Материал диссертации можно использовать в ВУЗах в рамках изучения таких дисциплин, как: полифония, гармония, форма, анализ музыкальных произведений ХХ-ХХ1 века, история русской музыки.

Степень достоверности и апробация результатов исследования обусловлена работой с рукописями неопубликованных сочинений, а также опорой на солидный корпус источников, представляющих отечественное, современное музыковедческое знание о творчестве Сидельникова и духовной музыке конца ХХ

3 Рассмотрение сквозь призму понятий «канон и стиль» дает существенные результаты анализа духовной музыки Сидельникова.

века. Обсуждения по вопросам данной работы неоднократно велись на кафедре теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. Основные положения исследования отражены в шести публикациях, четыре из которых - в журналах, входящих в список рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Среди них: «Духовный концерт Н. Сидельникова в аспекте интерпретации жанра» (Ученые записки РАМ им. Гнесиных, 2018) [214]; «Языки культуры как компонент национальной стилистики в "Иудейских древностях" Н. Сидельникова» (Музыка и время, 2020) [218]; «Духовные произведения Николая Сидельникова как отражение философии культуры» (Художественное образование и наука, 2020) [215]; «Художественная интерпретация жанра псалом в "Плаче царя Давида" Николая Сидельникова» (Культурная Жизнь Юга России, 2022) [219]. Автором также были зачитаны доклады на международной научной конференции студентов и аспирантов «Исследования молодых музыковедов» в РАМ им. Гнесиных (апрель 2017) (тема: «Композиционные и жанрово-стилевые особенности "Литургии Св. Иоанна Златоуста" Н. Н. Сидельникова») [217], на XXIX творческом собрании «Композитор, исполнитель, исследователь: диалоги композиторов» в Союзе композиторов России (март 2019) (тема: «Интонационные и формообразующие элементы в кантате "Псалмы" Н. Сидельникова») [216].

Структура исследования. Диссертация включает в себя Введение, три главы, каждая из которых разделена на параграфы, Заключение и библиографию, содержащую 241 наименование, из которых 12 на иностранных языках. В раздел Приложений входит CD-диск, описание структуры литургии, а также изображение титульных листов духовных произведений Сидельникова.

Введение содержит основные установочные моменты диссертации. В нем обоснованы актуальность темы и ее научная новизна, определены степень достоверности исследования, его методологическая основа, а также сформулированы цель, задачи, объект и предмет, положения, выносимые на защиту, отражены практическая и теоретическая значимость работы.

Первая глава раскрывает специфику духовного творчества композитора в современном контексте отечественной музыкальной культуры второй половины XX века.

Содержанием второй главы становятся явления синтеза литургии и концерта, изученные в аспекте взаимодействия канона и стиля, а также в ракурсе самобытности его претворения в творчестве Сидельникова. Охарактеризованы особенности «Литургии святаго Иоанна Златоуста» (Литургического концерта) и Духовного концерта №1.

Третья глава посвящена жанру псалма, рассмотренного как форма иудейской и христианской, лирической и молитвословной поэзии. С позиции интертекстуальных связей и соотношений, выявления стилевой специфики интонационной основы исследованы духовная кантата «Псалмы» (Anthems) и хоровая поэма «Вечернее моление о мире» из вокально -хорового цикла «Иудейские древности».

В заключении представлены выводы и результаты исследования. Здесь также намечены перспективы изучения наследия мастера в контексте духовного творчества композиторов ХХ-ХХ1 столетия.

Глава 1. Духовное творчество Н. Сидельникова в контексте современной отечественной музыкальной культуры4

Духовная музыка на протяжении всей истории вызывает большой интерес русских композиторов ввиду ее необычайно тесной связи с культурными традициями российского государства и глубоко нравственного содержания, лежащего в основе русского философского мировоззрения. Период активной творческой деятельности Сидельникова в области духовной музыки, который пришелся на последнюю четверть XX века, был отмечен свободой творческого самовыражения, выделившей его сочинения в контексте отечественного сакрального музыкального искусства ХХ века. В конце XX века на первый план в искусстве выступают сочинения, связанные со словом. Именно слово позволяет яснее и конкретнее выразить ключевые идеи произведения и воздействовать на слушателя, чтобы передать основную идейно-художественную концепцию автора. В настоящей главе будут исследованы особенности развития духовного музыкального искусства во второй половине прошлой эпохи в произведениях русских композиторов, а также установлены терминологические границы таких понятий, как духовная, религиозная, культовая и церковная музыка.

1.1. Русская духовная музыка второй половины XX века: основные

направления и жанры

В наше время культурным достоянием России становятся духовные сочинения, которые звучат в храмах и в концертных залах. Они различны по воплощению индивидуального авторского начала, использованию композиторами спектра выразительных средств. В последней четверти века минувшего православная музыкальная художественная традиция стала возрождаться.

4 В тексте использованы материалы следующей публикации автора: «Духовный концерт Н. Сидельникова в аспекте интерпретации жанра» (Ученые записки РАМ им. Гнесиных, 2018), «Духовные произведения Николая Сидельникова как отражение философии культуры» (Художественное образование и наука, 2020).

Обратившись к «Энциклопедическому музыкальному словарю», находим следующее определение «духовной музыки»: «Духовная музыка - музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви (см. церковная музыка) или в быту (например, лауды, псалмы)» [226, с. 79]. В «Музыкальной энциклопедии» данное понятие конкретизируется: «Духовная музыка - вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту» [146, с. 340]. Таким образом, в данных источниках подчеркивается главенство вокального начала и большое влияние религиозного текста, а также уход на второй план инструментальной музыки. Однако следует заметить, что в некоторых случаях религиозность может быть выражена и в сфере «чистой» музыки методом особой организации музыкального материала, программности. Целесообразно вспомнить инструментальные опусы С. Губайдулиной (например, «Офферториум»), которые в рамках традиций инструментализма претворяют темы и идеи духовной музыки, Литургию для альта с оркестром Г. Канчели, Шестую, «Литургическую симфонию» А. Эшпая. Таким образом, термин «духовная музыка» начинает трактоваться еще более широко. Примечательно в этом отношении мнение Г. Свиридова о том, что духовная музыка есть «музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго» [17, с. 17].

Со временем потребовалось введение более точной формулировки, обозначающей новые границы музыки, выходящей за рамки определения «духовная музыка». В частности, Н. Гуляницкой предлагается термин «сакральная музыка», применимый к произведениям светской традиции, основу которых составляют библейские темы и сюжеты, выраженные в текстовых «первичных моделях» [67, с. 297].

Автор также предлагает классификацию этих первичных моделей:

1) произведения, в центре которых находятся личности святых как конкретных исторических лиц;

2) произведения, повествующие о прошлом или будущем на основе библейских мотивов;

3) сочинения, повествующие о событиях библейской истории и выраженных в определенных церковных обрядах [Там же, с. 184-187].

Особое внимание уделяется вопросу классификации духовной музыки: ее разделению на церковную и мирскую. Обратим внимание на то, что духовная музыка может исполняться не только в сфере церковных служб, но также в домашней обстановке и на концертах. Это оказывается особенно важным для более глубокого осмысления сущности духовной музыки XX века, нередко выходящей за рамки церковной традиции, а порой и принципиально отвергаемой ею. Тенденция выхода за пределы «церковного» будет проявляться с еще большей интенсивностью во второй половине прошлого века.

Можно заметить, что в справочной литературе избегается определение «культовая музыка», однако авторами «Музыкальной энциклопедии» в статье о «Церковной музыке», делается разграничение: «Культовая музыка» имеет самое широкое значение, охватывая не только христианскую музыкальную традицию, но также все прочие религиозные культы [146, с. 117]. В «Энциклопедическом музыкальном словаре» уточняется, что культовая музыка является «преимущественно хоровой» [226, с. 121]. Этот термин слишком широк и содержателен, поэтому не будет использован как основной в контексте настоящей работы.

Тождественен понятию «духовная музыка» термин «религиозная музыка». Однако понятие «религиозная музыка» оказывается редко употребляемым ввиду семантической близости к определению «культовый». Не вступая в противоречие с устоявшейся терминологической традицией, мы будем употреблять также более часто встречающееся выражение «духовная музыка».

Церковная музыка определяется исследователями как «музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в так называемые внеслужебные часы» [146, с. 117], а также как «музыка,

сопровождающая церковное (христианское) богослужение, один из видов религиозной (духовной) музыки, распространенный во всех странах мира с древнейших времен» [225, с. 297]. В церковной традиции она соединяется с религиозными или молитвенными текстами.

На протяжении всей истории развития русской церковной музыки сформировались ее отличительные особенности, такие как опора на осмогласный распев; предпочтение одноголосному, а позднее - многоголосному пению; использование церковно-славянского языка в духовных текстах; отсутствие проявления светской традиции, связанной с игрой на инструментах.

Данное исследование ограничено рамками понятия «церковная музыка» (церковное пение) [166, с. 600], в связи с тем, что произведения Сидельникова рассматриваются в более широком жанрово-стилевом диапазоне творчества композиторов второй половины XX века. В его музыке сочетаются как традиционно церковные элементы, так и светские. Ковалев, в связи с этим отмечает, что «Литургия святаго Иоанна Златоуста» (Литургический концерт), хотя и содержит в своей основе религиозный текст, является «в плане музыкальной стилистики довольно далеко отстоящим от церковно-певческих традиций» [93, с. 87]. Обозначив отличия сходных по смыслу понятий, охарактеризуем основные этапы развития традиций духовной музыки в прошлом столетии.

В XX веке в России наблюдаются три волны подъема интереса к сфере духовной музыки. Первая - начало XX века - знаменует уход от сугубо церковного творчества с его прикладным значением и усиление внимания композиторов к художественной стороне духовных произведений. Она представлена творчеством А. Кастальского, П. Чеснокова, А. Никольского, А. Гречанинова, С. Танеева, С. Рахманинова, В. Калинникова и др. Кастальский, являвшийся инициатором этого религиозного движения русской музыкальной традиции, считал своей целью возрождение национальной основы русской церковной музыки. Первая волна религиозности связана непосредственно с трансформацией самой культуры. Возвращение к религиозному типу сознания отразилось во многих явлениях -

«различных формах мистики и оккультизма, символизме, религиозной философии, "русском космизме" и т.д.» [174, с. 20].

Вторая и третья волна представлены творчеством композиторов -шестидесятников. В некоторых музыковедческих трудах за этим направлением закрепилось определение «новая религиозность» [220, с. 129]. У его истоков находился Г. Свиридов, который в 50-60-е годы возрождает использование в хоровой музыке молитв и традиций древнерусского знаменного пения. Композитор до конца своей жизни обращался к сакральным образам, воплотив их и в своем последнем сочинении - «Песнопения и молитвы».

Природа религиозности третьей волны, в противовес первой, осознанной как «порождение воинствующего модернизма», охарактеризована Ю. Рыжовым как «типичный образец постмодернистского сознания, равнодушного и всеядного» [174, с. 21]. Подлинное возрождение музыкального православия начинается в 80-е годы минувшего века. В 1988 году происходило празднование тысячелетия со дня крещения Руси. В соответствии с третьей волной религиозности возвращаются идеи Святой Руси, Третьего Рима. Вскрывается потребность общества в новом источнике духовности. Лакмусовой бумажкой, выявившей эту потребность, стало искусство композиторов на стыке ХХ и XXI веков: Э. Денисова, Б. Чайковского, Н. Каретникова, С. Губайдулиной и многих других. Среди наиболее ярких духовных произведений назовем «Литургию» Г. Дмитриева, Симфонию № 6 А. Эшпая, Симфонию «Аллилуйя» С. Губайдулиной, Симфонию № 4 А. Шнитке, Реквием Э. Денисова и В. Артемова, Реквием и Stabat mater А. Караманова, «Dies Irae» Г. Уствольской.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хорошавина Виталия Борисовна, 2024 год

- 448 с.

82. Ильин, И. А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. - М. : Эксмо, 2011. - 704 с.

83. Казанцева, Л. П. «Русские страсти» Алексея Ларина: к проблеме жанра / Л. П. Казанцева // Проблемы музыкальной науки. - Music Scholarship, 2011. -№2 (9). - С. 132-135.

84. Кандинский, А. И. О литургии Св. Иоанна Златоуста / А. И. Кандинский // Музыкальная академия. - 1993. - № 3. - С. 148-156.

85. Кандинский, А. И. Хоровые циклы Рахманинова / А. И. Кандинский // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. - М. : Издательский дом «Композитор», 1999. - С. 66-117.

86. Карачевская, М. А. Проблемы становления еврейской музыкальной культуры в России в начале XX века (по материалам статей и выступлений М.Ф. Гнесина) / М. А. Карачевская // Человек и культура. М., 2018. - №6. -С. 30-41.

87. Кардаш, А. Е. Симфонии Андрея Эшпая : поэтика жанра: автореф. дис. ... канд. искусств. : 17.00.02 / Кардаш Алла Евгеньевна. - М., 2008. - 26 с.

88. Кирнарская, Д. К. Классическая музыка для всех / Д. К. Кирнарская. - М. : Слово, 1997. - 272 с.

89. Китаева, Е. О. О трагическом в музыке в свете православной антропологии / Е. О. Китаева // Христианские образы в искусстве. Сб. тр. 183 (4). - М., 2012. - №4. - С. 31-36.

90. Книга Псалмов (псалтирь). Перевод в стихах Наума Гребнева. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН 1994. - 251 с.

91. Ковалев, А. Б. Авторское духовно-музыкальное произведение: специфика жанра [Электронный ресурс] / А. Б. Ковалев // Обсерватория культуры. -2005. - №5. - С. 83-95. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/447058 (дата обращения: 10 октября 2022 года).

92. Ковалев, А. Б. «В молитвах неусыпающую Богородицу» С. В. Рахманинова в контексте развития жанра духовного концерта / А. Б. Ковалев // Музыковедение. - 2015. - №10. - С. 41-46.

93. Ковалев, А. Б. Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на

рубеже XX - XXI вв. / А. Б. Ковалев // XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2016. - С. 344-349.

94. Ковалев, А. Б. Вопросы становления и развития русской духовной музыки / А. Б. Ковалев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов : Грамота, 2015. -Вып. № 10. - ч. II. - С. 85-87.

95. Ковалев, А. Б. Древнерусское церковное пение в осмыслении певчего начала XXI века / А. Б. Ковалев // Гедевановские чтения. Сб. науч. трудов ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова / Ред.-сост. И. М. Ромащук. - М., 2009. - С. 5-15.

96. Ковалев, А. Б. Духовный концерт как хоровой цикл на рубеже XX-XXI вв. : жанровые и стилевые особенности / А. Б. Ковалев // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. - №25. - С. 95-106.

97. Ковалев, А. Б. Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX - начала XXI века : жанровая типология : дис. ... докт. искусств. : 17.00.02 / Ковалев Андрей Борисович. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2018. - 473 с.

98. Ковалев, А. Б. Жанровые аспекты русской духовной музыки последней четверти XX века / А. Б. Ковалев // Христианские образы в искусстве. Сб. трудов. - №170. - М., 2007 - С. 41-49.

99. Ковалев, А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX - начало XXI веков) : монография / А. Б. Ковалев; Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; ред. И. Вановская. - Тамбов : Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2018. - 372 с.

100. Ковалев, А. Б. История и теория богослужебного пения : учебное пособие / А. Б. Ковалев. - М. : Изд. Дом МИСиС, 2012. - 283 с.

101. Ковалев, А. Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца

XVШ-XX веков. Жанровая специфика и организация цикла : дис. ... канд. искусств. : 17.00.02. / Ковалев Андрей Борисович. - М. : МГК им. П.И. Чайковского, 2004. - 295 с.

102. Ковалев, А. Б. Литургия Иоанна Златоуста как новый этап в развитии жанра / А. Б. Ковалев // Музыкальная академия. - 2005. - №4. - С. 48-56.

103. Ковалев, А. Б. «Литургические песнопения» Юрия Фалика : проблема цикличности / А. Б. Ковалев // Обсерватория культуры. - М., 2017. - Т. 14. -№ 4. - С. 438-444.

104. Ковалев, А. Б. Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX - XXI вв. / А. Б. Ковалев // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. - №28. - С. 159-169.

105. Ковалев, А. Б. О некоторых направлениях и тенденциях в русском богослужебном пении и духовной музыке на рубеже XX - XXI веков / А. Б. Ковалев // Вопросы музыковедения: Теория. История. Методика. Сб. науч. Статей. - М., 2012. - №5. - С. 124-131.

106. Ковалев, А. Б. Русская духовная музыка на рубеже XX-XXI веков / А. Б. Ковалев // Жизнь религии в музыке. Сб. статей / СПб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / Ред.-сост. Т.А. Хопрова. - Спб. : Изд-во «Северная звезда», 2010. - №4. - С. 225-238.

107. Ковалев, А. Б. Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования / А. Б. Ковалев // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. - М., 2018. - № 32. - С. 139-150.

108. Ковалев, А. Б. Современная духовная музыка: вопросы терминологии / А. Б. Ковалев // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5 : вопросы истории и теории христианского искусства. - М., 2019. - № 36. - С. 196-204.

109. Ковалев, А. Б. Специфика авторского духовного произведения в условиях внебогослужебного исполнения / А. Б. Ковалев // Художественное образование и наука. - М., 2017. - №1(10). - С. 95-100.

110. Ковалев, А. Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX-начала XXI веков / А. Б. Ковалев // Музыкальная академия. -2015. - №4. - С. 54-59.

111. Комаров, В. К. Учитель. Памяти Николая Сидельникова / В. К. Комаров // Музыкальная академия. - 2012. - №2. - С. 19-20.

112. Коробова, А. Г. Теория жанров в музыкальной науке : история и современность / А. Г. Коробова. - М. : Музыка, 2007. - 174 с.

113. Коробова, А. Г. Судьба феномена и понятия «жанр» в музыкальной культуре новейшего времени / А. Г. Коробова // Проблемы музыкальной науки. - М., 2013. - № 1(12). - С. 233-237.

114. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина // Кн. 1 : История. Стили. Жанры. - М. : Владос, 2001. - 222 с.

115. Красникова, Т. Н., Дмитриева, Н. Г. С любовью к Отечеству / Т. Н. Красникова, Н. Г. Дмитриева // К. Волков. Маятник времени. Хачатуряну посвящается. - М. : Советский композитор, 2008. - С 27-33.

116. Красникова, Т. Н. Фактура в музыке XX века / Т. Н. Красникова. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2008. - 222 с.

117. Крылова, А. В. Специфика претворения жанров духовной музыки в современной композиторской практике / А. В. Крылова // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка : всесоюзная научно-практическая конф. : тезисы докладов / Отв. ред. Т. В. Франтова. - Ростов-на-Дону, 1990. -С.141-143.

118. Леденев, Р. С. На авторских концертах Н. Сидельникова / Р. С. Леденев // Советская музыка. - 1975. - № 10. - С. 22-23.

119. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр : история и современность / М. Н. Лобанова. - М. : Сов. композитор, 1990. - 224 с.

120. Лозовая, И. Е. Церковно-певческое искусство / И. Е. Лозовая // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. Кн. 15 : XI-XVI вв. Институт философии РАН / Отв. ред. В. В. Бычков. - М. : Научно-изд. центр «Ладомир», 1996. - С. 267-299.

121. Лозовая И. Е., Шевчук Е. Ю. История русского церковного пения / И. Е. Лозовая, Е. Ю. Шевчук // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. - М., 2000. - С. 599-610.

122. Лозовская, Н. В. Вокальный цикл М. Ипполитова-Иванова «Семь псалмов царя Давида» в поисках композиционно-смыслового единства / Н. В. Лозовская // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигаревой. - М. : Издатель Доленко, 2010. - С. 118-132.

123. Лозовская, Н. В. Жанр Псалма сквозь призму истории и в творчестве композиторов XX века / Н. В. Лозовская // Искусство и образование. - 2011. - №4. - С. 6-14.

124. Лозовская, Н. В. Жанровая панорама псалмовых произведений ХХ века / Н. В. Лозовская // Музыка и время. - 2013. - № 6. - С. 30-34.

125. Лозовская, Н. В. Живая музыка псалмов / Н. В. Лозовская // Мир Библии. - М., 2001. - № 8. - С. 102-107.

126. Лозовская, Н. В. Книга Псалтирь и ее отражение в творчестве композиторов XX века : дис. ... канд. искусств. : 17.00.02. / Наталия Вячеславовна Лозовская. - М., 2015. - 277 с.

127. Лозовская, Н. В. Стилистические особенности псалмовых сочинений ХХ века / Н. В. Лозовская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - М., 2012. - № 10 (24). - С. 115-119.

128. Лозовская, Н. В. Тематика и литературный язык псалмовых произведений ХХ века / Н. В. Лозовская // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). - М., 2013. - № 7 (35). - С. 386-392.

129. Лопухин, А. П. Толковая Библия Лопухина. Библейская история

Ветхого Завета. Книга 1 / А. Лопухин. - М. : Омега-Л, 2022. - 512 с.

130. Лопухин, А. П. Толковая Библия Лопухина. Библейская история Ветхого Завета. Книга 2 / А. П. Лопухин. - М. : Омега-Л, 2022. - 576 с.

131. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. - Киев : «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. - 328 с.

132. Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А. Ф. Лосев. - М. : Издательство «Мысль», 1995.-944 с.

133. Лотман, Ю. М. и тартусско-московская семиотическая школа / Ю. М. Лотман. - М. : Генезис, 1994. - 560 с.

134. Лотман, Ю. М. «Каноническое искусство как информационный парадокс» / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. -Спб. : Академический проект, 2002. - С. 314-321

135. Маггид, Д. «О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев», в кн. «De musica» [Электронный ресурс] / Д. Маггид. - Л., 1927. - №3. - Режим доступа: www.eleven.co.il (дата обращения: 11 июля 2021 года).

136. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. - М. : Сов. композитор, 1978. - 351 с.

137. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие / Л. А. Мазель. - М. : Музыка, 1979. - 2-е изд. доп. и перераб. - 536 с.

138. Малинина, Г. М. Начало духовного возрождения / Г. М. Малинина // Чайковский. Вопросы истории и теории: Сб. статей. - М. : МГК им. П.И. Чайковского, 1991. - №2. - С. 79-94.

139. Малышев, И. В. Музыкальное произведение: эстетический анализ / И. В. Малышев. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1999. - 91 с.

140. Мартынов, В. И. Учитель жизни / В. И. Мартынов // Музыкальная академия. - 2000. - №1. - С. 111-112.

141. Маслов, А. Ф. Новаторские черты хорового стиля Н. Н. Сидельникова (на примере кантаты «Сокровенны разговоры») / А. Ф. Маслов // Вестник АХИ. - М., 2015. - № 5. - С. 28-29.

142. Медушевский, В. В. Вера в культуре и музыке / В. В. Медушевский // Отечественная культура XX века и духовная музыка : тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 9.

143. Медушевский, В. В. Духовный анализ музыки / В. В. Медушевский. -М. : Издательство «Композитор»., 2014. - 632 с.

144. Медушевский, В. В. О церковной и светской музыке / В. В. Медушевский // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 20-45.

145. Москвина, О. А. Инструментальное творчество С. Губайдулиной в аспекте религиозно-символической программности : автореф. дисс. ... канд. искусств. : 17.00.02 / Москвина Ольга Александровна. - Н. Новгород, 2017. -35 с.

146. Музыкальная энциклопедия. Т. 2. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия; Советский композитор, 1974. - 958 с.

147. Музыкальная энциклопедия. Т. 6. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия; Советский композитор, 1982. - 1008 с.

148. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. - М. : Владос, 2003. - 248 с.

149. Николаев, Б., прот. Знаменный роспев и крюковая нотация как основа русского православного пения. Опыт исследования методики и нотации русского православного пения со стороны церковно-богослужебной / Б. Николаев, прот. - М. : Иосифо-Волоцкий монастырь, Общество древнерусской музыкальной культуры, изд-во «Научная книга», 1995. - 304 с.

150. Николаев, Б., прот. Толковая грамматика знаменного пения / Б. Николаев, прот. - Псков : Изд. Спасо-Елизарвского женского монастыря, 2006. - 138 с.

151. Никольский, А. В. О стилях хорового пения: «церковном» и «светском» / А. В. Никольский // Музыка и революция. - 1926. - № 9. - С. 11-14.

152. Новый Завет и Псалтирь в современном русском переводе. Перевод М. Кулакова. - Заокский : Источник жизни, 2002. - 807 с.

153. Овсянкина, Г. П. Отечественная хоровая / Г. П. Овсянкина // Советская музыка. - 1990. - №9. - С. 33-39.

154. Огарева, Л. Б. Литургия святого Иоанна Златоуста и ее воплощение в авторских циклах / Л. Б. Огарева // Хоровое искусство Магнитки. Сб. статей. - Магнитогорск : Магнитогорская гос. консерватория, 1998. - С. 57-72.

155. Павлова, П. А. К вопросу о теории псалмодии / П. А. Павлова // Искусство и образование. - 2008. - №5 (55). - С. 5-10.

156. Паисов, Ю. И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России / Ю. И. Паисов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. - М. : Издательский дом «Композитор», 1999. - С. 150-189.

157. Паисов, Ю. И. Духовный концерт в современной музыке России / Ю. И. Паисов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.- сост. Ю. Паисов. - М., 2004. - №2. - С. 231-262.

158. Паисов, Ю. И. Новый жанр в советской музыке (заметки о хоровом концерте 70-80-х годов) / Ю. И. Паисов // Музыкальный современник. - М. : Сов. Композитор, 1987. - №6. - С. 201-242.

159. Паисов, Ю. И. Современная русская хоровая музыка / Ю. И. Паисов. -М. : Сов. композитор, 1991. - 276 с.

160. Паисов, Ю. И. Хоровое творчество Дмитриева / Ю. И. Паисов. - М. : Дека-ВС, 2007. - 348 с.

161. Пентковский, А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности / А. М. Пентковский // Журнал Московской Патриархии. - 2001. - № 2. - С. 72-80.

162. Последнее интервью Н. Сидельникова // Музыкальная академия. -2001. - №1. - С. 119.

163. Попова, Е. В. Каноническое и неканоническое в духовной музыке

Владимира Довганя / Е. В. Попова // Музыковедение к началу века : прошлое и настоящее. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2009. - С. 267-273.

164. Попова, Е. В. Литургическая и внелитургическая музыка сегодня / Е. В. Попова // Исследования молодых музыковедов. Сб. трудов по материалам конф. 15 апреля 2010 г. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2010. - С. 44-49.

165. Попова, Е. В. Духовная музыка отечественных композиторов : поэтика «жанровых форм»: конец XX - начало XXI вв. : дис ... канд. искусств : 17.00.02 / Попова Елена Викторовна. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2011. - 205 с.

166. Православная энциклопедия под ред. Патриарха Алексия II. - М. : Церковно-научный центр. Православная академия, 2000. - С. 599-610.

167. Преображенский, А. В. Культовая музыка в России / А. В. Преображенский. - Л. : Academia, 1924. - 123 с.

168. Псалмы // Еврейская энциклопедия Брокгаузена и Ефрона. - СПб. : Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон 1906-1913. - Т. 13. - С. 88.

169. Псалмы // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 4. - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - 1088 с.

170. Псалтирь в русской поэзии. - М. : «Ключ», 1995. - 381 с.

171. Путилова С.М. Соноризм как художественное явление. - автореф. дис.. .канд. искусств : 17.00.02 / Путилова Светлана Михайловна. - М., 2011. - 24 с.

172. Рахманова, М. П. Духовная музыка / М. П. Рахманова // Музыкальная академия. - 1994. - № 2. - С. 51.

173. Ромащук, И. М. К истории регентско -певческого образования в России / И. М. Ромащук // Христианские образы в искусстве: сб. трудов 170. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. - №1. - С. 16-24.

174. Рыжов, Ю. В. Новая религиозность в современной культуре : автореф. дис. ... докт. культурологии : 24.00.01 / Рыжов Юрий Владимирович. - М., 2007. - 38 с.

175. Садикова, Е. Н. О стилевых особенностях церковного пения / Е. Н. Садикова // Христианские образы в искусстве. Сб. трудов 170 / Сост. и отв. ред. И. С. Стогний. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. - №1. - С. 73-83.

176. Свиридов, Г. В. Музыка как судьба / Г. В. Свиридов. - М. : Молодая гвардия, 2002. - 615 с.

177. Свиридова, А. В. Образ Богоматери в хоровых циклах Ю. Фалика и Д. Смирнова / А. В. Свиридова // Южно -Российский музыкальный альманах. -М., 2011. - № 1. - С. 29-38.

178. Селицкий, А. Я. Испытание свободой: русская духовная музыка через 1000 лет после принятия христианства / А. Я. Селицкий // Искусство на рубеже веков. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 37.

179. Середа, Н. В. Жанровый канон православной Литургии (на материале Литургии Украинских и Русских композиторов к. XIX н. XX в. : дис. ... канд. искусств. : 17.00.02 / Середа Наталья Викторовна. - Харьков, 2003. - 320 с.

180. Сидельников Н. Н. // Сайт, посвященный творчеству композитора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nikolaisidelnikov.ru/ (дата обращения: 2 апреля 2021 года).

181. Сидельников, Н. Н. О музыке, о себе: «Мятежный мир поэта» / Н. Н. Сидельников // Музыкальная академия. - 2001. - №1. - С. 107 -108.

182. Синило, Г. В. Псалтирь (книга Хвалений) в контексте мировой культуры / Г. В. Синило // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М., 2009. - № 4. - С. 4-17.

183. Скотникова, Г. В. Хоровое искусство как проявление типа духовности русской культуры / Г. В. Скотникова // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 27-29.

184. Соколов, И. Г. За маской иронии и бравады он скрывал свое трагическое лицо / И. Г. Соколов // Музыкальная академия. - 2001. - №1. -С.113-115.

185. Соколов, И. Г. Заметки о «Лабиринтах» Н. Н. Сидельникова / И. Г. Соколов // Памяти композитора Н. Сидельникова. К 85-летию со дня рождения. - Тверь : Гид, 2017. - С. 124-141.

186. Степанова, И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей / И. В. Степанова. - М. : Московская консерватория, 1999. - 287 с.

187. Степанова, И. В. Полемические заметки о современной русской духовной музыке / И. В. Степанова // Отечественная музыкальная культура ХХ века. К итогам и перспективам. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1993.

- С. 144-152.

188. Стогний, И. С. Христианские образы в светской хоровой миниатюре русских композиторов / И. С. Стогний // Музыка и время. - 2010. - №7. - С. 24-29.

189. Стогний, И. С. Христианские образы в искусстве. Сб. трудов. Вып.170 / И. С. Стогний. - М., 2007. - 250 с.

190. Тевосян, А. Т. Светлое воскресение / А. Т. Тевосян // Музыкальная жизнь. - 1991. - №4. - С. 14.

191. Тараева, Г. Р. Христианская символика в музыкальном языке / Г. Р. Тараева // Музыкальное искусство и религия. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1994.

- С. 129-149.

192. Тарнопольский, В. Г. Русский футурист / В. Г. Тарнопольский // Музыкальная академия. - 2001. - №1. - С. 112-113.

193. Ткаченко, Е. А. Духовные произведения современных украинских композиторов / Е. А. Ткаченко // Музыкальная Академия. - 2013. - №3. - С. 113-116.

194. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Под. ред. Ю. Паисова. - М. : Композитор, 1999. - №1. - 232 с.

195. Труханова, А. Т. Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века: Опыт типологического исследования : дис. ... канд. искусств. : 17.00.02. / Труханова Антонина Тимофеевна. - Саратов, 2006. - 212 с.

196. Труханова, А. Т. Отечественная духовная музыка конца 20 века как одна из ипостасей постмодерна / А. Т. Труханова // Из наследия отечественных композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей. - М., 2004. - №1. - С. 186-199.

197. Уманский, К. А. Искусство создают личности / К. А. Уманский // Музыкальная академия. - 2001. - №1. - С. 116-119.

198. Урванцева, О. А. Концепции авторского и канонического в русской духовной музыке начала ХХ века : Очерки / О. А. Урванцева. - Магнитогорск : Магнитог. гос. консерватория, 1999. - 21 с.

199. Урванцева, О. А. Стилевое моделирование в духовно -концертной музыке русских композиторов XIX - XX веков : дис. ... докт. искусств. : 17.00.02 / Урванцева Ольга Александровна. - Магнитогорск, 2012. - 244 с.

200. Урванцева, О. А. Стилевые взаимодействия в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX -XX веков / О. А. Урванцева. -Магнитогорск : Изд. Магнит. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 2013. - 274 с.

201. Урванцева, О. А. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX - XX веков (на примере творчества С.В. Рахманинова) : дис. ... канд. искусств. : 17.00.02 / Урванцева Ольга Александровна. - Магнитогорск, 1997. - 212 с.

202. Фаминцын, А. С. Начатки теории музыки / А. С. Фаминцын. - СПб : Тип. Э. Арнгольда, 1895. - 92 с.

203. Федосова, Э. П. Традиции духовности и композиторское творчество / Э. П. Федосова // Отечественная культура XX века и духовная музыка : тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 38-41.

204. Филатова, Н. Ю. Художественный мир хоровых сочинений Ю. М. Буцко 1980-х - 1990-х годов : автореф. дис. ... канд. искусств. : 17.00.02. - М., 2011. - 256 с.

205. Флавий, И. Иудейская война / И. Флавий. - М. : АСТ., 2022. - 704 с.

206. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств. Соч. в 4-х тт. / П. А. Флоренский. - М. : Мысль, 1999. - Т. 2. - С. 370-383.

207. Франтова, Т. В. Религиозные начала в современном композиторском творчестве / Т. В. Франтова // Музыкальное искусство и религия. - М., 1994.

- С. 174-179.

208. Хаймовский. Г. С. Сидельников : звуки и слова [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www. gregoryhaimovsky.com/?page id=1257 (дата обращения: 5 сентября 2022 года).

209. Хватова, С. И. О церковной манере пения / С. И. Хватова. - Кострома : Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - № 3. - С. 112-115.

210. Хватова, С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX - XXI столетий: Монография / С. И. Хватова. - Майкоп : ИП О.Г. Магарин, 2011. -421 с.

211. Хватова, С. И. Современный русский духовный концерт [Текст] : Монография / С. И. Хватова. - Майкоп : Изд-во Магарин О. Г., 2009. - 231 с.

212. Холопова, В. Н. «Параметр экспрессии» - новое измерение музыкального языка // Музыкальная фактура / под ред. Т. Н. Красниковой, М. С. Скребковой-Филатовой. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2001. - С. 100-111.

213. Холопова, В. Н. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции / В. Н. Холопова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. - М. : Издательский дом «Композитор», 2004. - №2. - С. 90-108.

214. Хорошавина, В. Б. Духовный концерт Н. Сидельникова в аспекте интерпретации жанра / В. Б. Хорошавина // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. - 2018. - №4 - С. 48-55.

215. Хорошавина, В. Б. Духовные произведения Николая Сидельникова как отражение философии культуры / В. Б. Хорошавина // Художественное образование и наука. - 2020. - № 1 (22). - С. 128-133.

216. Хорошавина, В. Б. Интонационные и формообразующие элементы в

кантате «Псалмы» Н. Сидельникова / В. Б. Хорошавина // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. По материалам конференций в Союзе московских композиторов. - М. : Издательство РИТМ, 2019. - №7 (14). - С. 6-17.

217. Хорошавина, В. Б. Композиционные и жанрово-стилевые особенности «Литургии Св. Иоанна Златоуста» Н.Н. Сидельникова / В. Б. Хорошавина // Исследования молодых музыковедов. Сб. статей по материалам научной конференции 11-12 апреля 2017 года. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2017. - С. 34-40.

218. Хорошавина, В. Б. Языки культуры как компонент национальной стилистики в «Иудейских древностях» Н. Сидельникова / В. Б. Хорошавина // Музыка и время. - 2020. - №5. - С. 45-50.

219. Хорошавина, В. Б. Художественная интерпретация жанра псалом в «Плаче царя Давида» Николая Сидельникова / В. Б. Хорошавина // Культурная Жизнь Юга России. - 2022. - №3 (86). - С 88-96.

220. Ценова, В. С. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Эдисона Денисова / В. С. Ценова // Музыка XX века. Московский форум: материалы междунар. научн. конф. / Научн. Труды МГК : сб. 25. - М., 1999. - С. 128-141.

221. Чередниченко, Т. В. Николай Сидельников / Т. В. Чередниченко // Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. - М., 2002. - С. 191209.

222. Чигарева, Е. И. На пути к вере / Е. И. Чигарева. - М. : Волшебный фонарь, 2010. - 176 с.

223. Чигарева, Е. И. Размышления о духовной музыке и о духовном в музыке / Е. И. Чигарева // Христианские образы в искусстве. Сб. тр. 183. -М., 2012. - Вып. №4. - С. 13-23.

224. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы: учеб. Пособие для вузов искусства и культуры / Л. Н. Шаймухаметова. - М. : РАМ

им. Гнесиных, 1998. - 265 с.

225. Шмелева, В. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» в музыкальной интерпретации М.П. Мусоргского / В. В. Шмелева. - М., 2014. - Вып. №4. - С. 76-79.

226. Энциклопедический музыкальный словарь / Отв. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Государственное научное издательство Большая советская энциклопедия, 1959. - 328 с.

227. Эсаулова, Т. И. Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова / Т. И. Эсаулова. - М. : Издательство «Композитор», 2007. - 192 с.

228. Юсупова, И. Н. Он работал до последнего вздоха / И. Н. Юсупова // Музыкальная академия. - 2001. - №1. - С. 115-116.

229. Яковенко, С. Б. «Мятежный мир поэта». О композиторе Николае Сидельникове [Электронный ресурс] / С. Б. Яковенко // РГМЦ. - Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/radio-old/programsarchive/yakovenko-music/11284-myatezhnyj -mir-poeta-o-kompozitore -nikolae-sidelnikove (дата обращения: 26 октября 2022).

230. Baranova, T. «Nikolai Sidelnikov», «Music in the USSR» Jul-Sep. 1986. -Рр. 80-83.

231. Dickson, W. A. The Story of Christian Music / W. A. Dickson. - Oxford, England: Lion Publishing, 1992. - 256 p.

232. Davidson, R. The Vitality of Worship. A Commentery on the Book of Psalms / R. Davidson. - Grand Rapids. Michigan / Cambridge. UK. The Handsel PRESS. Ltd Edinburgh, 1998. - 486 p.

233. Collins, T. Decoding the Psalms: A Structural Approach to the Psalter / T. Collins. - JSOT 37 : (1987). - P. 48-86.

234. Gardner, J. Von. Die Rolle der Musik im orthodoxen Gottesdienst / J.Gardner // Kult und Kontemplation in Ost und West. - Regensburg (Verlag Pustet), 1967. - Рр. 86-10.

235. Gardner, J. Von. Les forms musicale du credo dans la liturgie de l' eglise russe / J. Gardner // Eucharesties d' Orien et d' Occident. - Paris, 1970, II, Pp. 275291.

236. Grigorieva, G. A truly Russian composer: the music of Nikolai Sidelnikov // "Ex oriente..." composers from the former USSR / ed. By V. Tsenova / Berlin : издательство, 2002. P. 1-19.

237. Gunkel, G. An Introduction to the Psalms. (The genres of Religious Lyric of Israel) / G. Gunkel. - Место издания : Merser University Press: 1998. - 396 p.

238. Holladay, W. L. The Psalms Through Three Thousand Years / W. L. Holladay Minneapolis: Fortress Press, 1993. - 388 p.

239. Luther, M. J. Psalms. Interpretation. A Bible Commentary for Teaching and Preaching / M. J. Luther. - Место издания : John Knoh Press, 1994. - 682 p.

240. Routley, E. Exploring the Psalms / E. Routley. - Место издания : Westminster Press, 1975. - 172 p.

241. Seybold, C. Introduction the Psalms / C. Seybold. -Edinburgh: T.&T. Clark Ltd, 1990. - 240 p.

1. Сидельников Н. Хоровая поэма «Вечернее моление о мире» [Ноты, рукопись]: партитура / Н. Сидельников.

2. Сидельников Н. Духовный концерт №1 в 4-х частях [Ноты, рукопись]: партитура / Н. Сидельников.

3. Сидельников Н. Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт в двух ораториях) [Ноты, рукопись]: партитура / Н. Сидельников.

4. Сидельников Н. Плач царя Давида [Ноты, рукопись]: партитура / Н. Сидельников.

5. Сидельников Н. Духовная кантата «Псалмы» из вокально-хорового цикла «Иудейские древности» [Ноты, рукопись]: партитура / Н. Сидельников

Рисунок 1.1 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №1, начало на словах «Аминь»

Рисунок 1.2 Духовный концерт № 1. 2. «Из канона покаянного кондак и икос», середина

Рисунок 2.1 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), первый титульный лист

Рисунок 2.2 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), второй титульный лист

Рисунок 2.3 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), титульный лист первых двух антифонов

Рисунок 2.4 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), титульный лист третьего антифона

Рисунок 2.5 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), титульный лист №8 «Символ веры»

Рисунок 2.6 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). «Великая Ектения» («Господи помилуй»), тт. 7-9

Рисунок 2.7 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). «После первого антифона», последние такты

Рисунок 2.8 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). № 2 «После первого антифона», первая тема, тт. 1-2

Рисунок 2.9 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). № 3 «После малого входа», первая тема, тт. 1-3

Рисунок 2.10 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). №

3 «После малого входа», четвертая тема, тт. 55-62

Рисунок 2.11 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). №

4 «После чтения Апостола», основная тема, тт. 1-2

Рисунок 2.12 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). №

5 «После чтения Евангелия», основная тема, тт. 1-6

Рисунок 2.13 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). №

6 «Херувимская песнь», основная тема, тт. 1-4

Рисунок 2.14 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). №

7 «После херувимской песни», основная тема, тт. 1-9

Рисунок 2.15 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт). №

8 «Символ веры», основная тема, тт. 1-2

Рисунок 2.16 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), начало №1, фрагмент партитуры

Рисунок 2.17 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №12, 5-12 такты, фрагмент партитуры

Рисунок 2.18 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №2, 33-40 такты, фрагмент партитуры

Рисунок 2.19 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №3, 36-38 такты, фрагмент партитуры

Рисунок 2.20 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №4, 5-8 такты, фрагмент партитуры

Рисунок 2.21 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №5, тт. 7-12, фрагмент партитуры

Рисунок 2.22 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №1, начало

Рисунок 2.23 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №1, середина

Рисунок 2.24 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №5 «После чтения Евангелия»

Рисунок 2.25 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №6 «Херувимская песня»

Рисунок 2.26 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №2, начало

Рисунок 2.27 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №6 «Херувимская песня»

Рисунок 2.28 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №9 «После Символа веры», тт. 8-9

Рисунок 2.29 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №8 «Символ веры»

Рисунок 2.30 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №9 «После Символа веры»

Рисунок 2.31 Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), №10 «Тебе поем»

Рисунок 2.32 Духовный концерт № 1. 1. «Из вечерни», основная тема, тт. 1-8 Рисунок 2.33 Духовный концерт №1. 2. «Из канона покаянного. Кондак и икос», основная тема, тт. 1-7

Рисунок 2.34 Духовный концерт № 1. 3. «В неделю сыропустную на вечерни прокимен», основная тема, тт. 1-8

Рисунок 2.35 Духовный концерт № 1. 4. «В неделю мясопустную на утрени», основная тема, тт. 1-4

Рисунок 2.36 Духовный концерт № 1. 4. «В неделю мясопустную на утрени», тема 2 раздела, тт. 34-39

Рисунок 2.37 Духовный концерт №1, конец 2 части Рисунок 2.38 Духовный концерт №1, начало 2 части Рисунок 2.39 Духовный концерт №1, 1-ый раздел 1 части Рисунок 2.40 Духовный концерт №1, средний раздел 3 части Рисунок 2.41 Духовный концерт №1, завершение 4 части Рисунок 3.1 Плач царя Давида, начальный раздел Рисунок 3.2 Плач царя Давида, цифра 9 Рисунок 3.3 Плач царя Давида, цифра 8

Рисунок 3.4 Плач царя Давида, цифра 15 (кульминация)

Рисунок 3.5 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире», 1-2 такты

Рисунок 3.6 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире», окончание

Рисунок 3.7 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире», 2 ц., 13-18 такты

Рисунок 3.8 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире», 2-4 такты

Рисунок 3.9 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире», 4 ц., 27-28 такты

Рисунок 3.10 Хоровая поэма «Вечернее моление о мире», 5 ц. 33-34 такты

Рисунок 3.11 Духовная кантата «Псалмы», 1 часть, партия SI «Боже мой! Боже

мой!» (такты 1 - 3)

Рисунок 3.12 Духовная кантата «Псалмы», хор четвертый из одиннадцатого псалма, «Господи, спаси!»

Рисунок 3.13 Духовная кантата «Псалмы», хор второй из двадцать четвертого

псалма «Боже мой! На Тебя уповаю!»

Рисунок 3.14 Духовная кантата «Псалмы», 3 часть, начало

Рисунок 3.15 Духовная кантата «Псалмы», 5 часть, начало

Рисунок 3.16 Духовная кантата «Псалмы», 1 часть, партия SI «Боже мой! Боже мой!» (такты 1 - 3)

Рисунок 3.17 Духовная кантата «Псалмы», 1 часть, фрагмент «Ты, святый,

среди славословий Израиля» (такты 22 - 23), партия Баса

Рисунок 3.18 Духовная кантата «Псалмы», 1 часть, партия SI

Рисунок 3.19 Духовная кантата «Псалмы», 1 часть, партия SII

Рисунок 3.20 Духовная кантата «Псалмы», 1 часть, заключительный раздел

Рисунок 3.21 Духовная кантата «Псалмы», 2 часть, начало, партия SI

Рисунок 3.22 Духовная кантата «Псалмы», 2 часть

Рисунок 3.23 Духовная кантата «Псалмы», 2 часть, партия Тепога

Рисунок 3.24 Духовная кантата «Псалмы», 3 часть, тема рефрена, партия SI

Рисунок 3.25 Духовная кантата «Псалмы», 3 часть, третья тема, партия SI

Таблица 2.1 Схема музыкальной композиции Литургии святаго Иоанна Златоуста (Литургического концерта) (Литургии оглашенных)

Таблица 2.2 Схема музыкальной композиции Литургии святаго Иоанна Златоуста

(Литургического концерта) (Литургии верных)

Таблица 2.3 Схема тонального плана «Духовного концерта №1»

Приложение А Содержание CD-диска

1. Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт) для смешанного 5-голосного хора в двух ораториях (1988);

2. Духовный концерт №1 для хора a cappella. На тексты служб Великого поста (1990);

3. «Плач царя Давида» на тексты 142-го и 143-го псалмов. Для тенора и органа (1988);

4. Хоровая поэма «Вечернее моление о мире» для хора a cappella из древнееврейской народной поэзии (1988);

5. Духовная кантата «Псалмы» на тексты псалмов Давида для смешанного 5-голосного хора и двух флейт в 5 частях (1991).

Приложение Б Описание структуры литургии

Структура архитектоники литургии подразделяется на три части, куда в свою очередь входят следующие разделы: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных. Проскомидию можно назвать «техническим» этапом подготовки Даров в алтаре, совершаемом церковнослужителями. На этом этапе не произносятся молитвы и не поются богослужебные песнопения.

Литургия оглашенных предполагает участие людей некрещенных, которым излагаются назидательные проповеди (после окончания Литургии оглашенных некрещенные люди должны покинуть храм). Драматургическая роль этого раздела Литургии - «духовная» подготовка некрещенных верующих: здесь повествуется об основных этапах жизни Христа его страданиях и смерти. Литургия оглашенных состоит из следующих подразделов:

• великой ектении (молитвенное прошение за мир и людей перед Богом);

• изобразительных антифонов (псалмы 102 и 145, исполняемых попеременно хорами на двух клиросах);

• гимна «Единородный Сыне» (гимн об Иисусе Христе, ниспосланном людям на землю Богом);

• малой ектении (последовательности молитв-прошений);

• пения Заповедей Блаженства (заповеди из Нагорной проповеди, содержащие нравственные правила и нормы, по которым должен жить праведный христианин);

• малого входа с евангелием (символического действа, в котором священник выносил на алтарь евангелие - символ «благой вести»29);

• исполнения прокимена (торжественное хоровое пение, предваряемое стихом) с последующим чтением книги Апостола и исполнением Аллилуиария (торжественное хоровое пение аллилуйя, чередующееся со

29 Это значение закрепилось за «Евангелием» из-за слов Иисуса Христа: сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие [3] всей твари. - Мк. 16:15

стихами из Псалтири) с последующим чтением Евангелия (это действие должно способствовать толкованию и пониманию верующими христианских ценностей и истин);

• сугубой ектении («усиленная» молитва, сопровождающаяся хоровым пением «Господи, помилуй»);

• ектении об усопших;

• ектении об оглашенных;

• ектении о выходе оглашенных.

Литургия верных - главная часть богослужебного действия, в которой совершается пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа, и вкушение так называемых Святых даров. В ней наиболее ярко выражена музыкально-хоровая сторона церковного богослужения. Третья часть Литургии святого Иоанна Златоуста также имеет свои особенности композиции и строения. Литургия верных включает в себя три основных этапа: подготовительные действия, приложение Святых даров, причащение верующих.

Подготовительные действия литургии верных по своей функции приближены к Проскомидии, однако они сопровождаются активными молитвословными действиями священнослужителей и верующих. Этот вводный раздел литургии верных подразделяется на несколько частей:

• Краткой и Сокращенной великой ектении (первая и вторая молитва верных исполняются священником, который просит верующих освободить свой дух от скверны для причастия);

• Херувимской песни (молитва, подготавливающая верующих к великому входу - символу шествия Христа на страдания - и разделенная соответственно на две части - перед великим входом «Иже херувимы» и после него «Яко да Царя всех подымем»);

• Великого входа (перенесение Святых даров с жертвенника на престол, их каждение, поминание патриарха и всех православных христиан, вхождение со Святыми дарами через царские врата в алтарь);

• Просительной ектении (молитва к Богу о мирских и духовных благах, оканчивающаяся словами «У Господа просим» и пением хора «Подай, Господи»);

• Возглашения мира и любви (песнопение хора: «Отца и Сына и Святого Духа; Троицу Единосущную и Нераздельную»);

• Исповедания Символа Веры (пение хором «Верую» при открытой завесе); Приложение Святых даров состоит из четырех основных частей:

1. «Милость мира» (молитвенное песнопение, в котором пение одного хора прерывается возгласами священнослужителей и сопровождается их тайными молитвами);

2. анафоры (центральная часть литургии, в свою очередь, состоящая из трех основных разделов: префации, анамнесиса и эпиклесиса; между разделами анафоры помещаются молитвенные пения хора, в частности «Серафимская песнь»);

3. чтения молитвы «Отче наш» (молитвы о живых и умерших, просительная ектения, песнопение «Отче наш»);

4. возношения Тела и Крови Иисуса Христа (обряд возглашения со Святым агнцем «Святая святым», символизирующий воскрешение Иисуса Христа и его явление апостолам).

Третья часть Литургии верующих - причащение - имеет двухчастную структуру и состоит из:

• причащения священнослужителей за закрытой завесой в алтаре (пение хором причастных стихов);

• причащения мирских христиан (пение стиха «Тело христово приимите»).

Завершение Литургии верных и всей Литургии святого Иоанна Златоуста происходит с пением просительной ектении, благодарением и отпустом всех участников таинства.

Приложение В

Титульные листы духовных произведений Н. Сидельникова

Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт) для пятиголосного смешанного хора (1987-1988), первый титульный лист

Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт в двух ораториях: оратория 1-я ч.ч. 1-9, оратория 2-я ч.ч. 10-18 для смешанного пятиголосного хора без сопровождения) [1987-1988], второй титульный лист

Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), «Изобразительные антифоны»

Литургия святаго Иоанна Златоуста (Литургический концерт), «Третий

изобразительный антифон»

Духовный концерт №1 в 4-х частях для смешанного хора без сопровождения на

священные тексты (1990), титульный лист

н. шшшшв

- /\ЧНПННЫ1 А концерт № I

V—™ - 1

-п л ь шстаи :.:

1 — ■■ .... ----

ил я слюишмиого к<4*и ------С..« 11 м » и 1 и ц 1 ПУДГП Л 111--

-СШп сш >р 0Ж7М 0 ЦНИИ.

111.................

*— ■

--—— П-Д. П'Ги'Т'У^Г>Я- ---

-----------1 1Л1

- _

титульный лист

'Я , Сиде л ь и ьчсоЯ

Вечернее моление о мире из древнееврейской народной поэзии для смешанного хора без сопровождения (1988), титульный лист

н. сидельмиков

вечернее моление о мире

из древнееврейской

народной поэзии

Оля смешанного хора 5ез сопровождения

шао

Духовная кантата Псалмы (Anthems) для смешанного пятиголосного хора и двух флейт в пяти частях на тексты псалмов Давида (из вокально-хорового цикла «Иудейские древности», сочинение второе) [1991], титульный лист

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.