Одиночество: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Алейникова, Ольга Сергеевна

  • Алейникова, Ольга Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 155
Алейникова, Ольга Сергеевна. Одиночество: философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2005. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Алейникова, Ольга Сергеевна

Введение.

Глава 1 .Философско-методологическое осмысление феномена одиночества

§1. История становления проблемы одиночества.

1.1. Античный мудрец.

1.2. Святой человек.

1.3. Рождение личности.

1.4. Романтическая концепция одиночества.

§ 2. Современные концепции одиночества.

2.1. Философские подходы.

2.2. Психологический подход.

2.3. Социологический подход.

2.4. Культурологическая концепция одиночества.

Глава 2. Феномен одиночества в русской культуре XX века.

§ 1. Экзистенциальная ситуация одиночества в культуре России начала XX века.

1.1. Тема одиночества в русской литературной традиции.

1.2. Образы одиночества в русской поэзии начала XX века.

§2. Проблема одиночества в советской и постсоветской культуре.

2.1. Репрезентация «борьбы с одиночеством» в советском искусстве.

2.2. Тенденции к коллективности в советской повседневности.

2.3. Постсоветская действительность как результат крушения совестких идеалов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Одиночество: философско-культурологический анализ»

Актуальность темы исследования

Сложные и противоречивые коллизии XX века выдвинули на первый план целый спектр социальных и экзистенциальных проблем, к числу которых, несомненно, принадлежит проблема одиночества. Действительно, в традиционных культурах индивид оставался включенным в систему жестких социальных связей, которые, с одной стороны, не давали возможности автономии личности, но с другой стороны, препятствовали распространению феноменов отчуждения и одиночества. В эпоху становления буржуазных отношений стал активно развиваться процесс формирования «атомарного индивида». Атомарность привела к разрыву системообразующих связей в системах человек-человек, человек-культура, человек-общество. Тем самым подверглись деструкции сами основания бытия человека в мире, что привело к оформлению как целого ряда новых экзистенциалов человеческого бытия, так и форм их социального проявления.

К числу последних принадлежат такие явления социальной действительности, как появление и распространение массовых форм культуры, деградация институтов брака и семьи, аномия, всеобщая апатия и равнодушие, тяготение политических режимов к тотальным формам контроля над всеми сферами социальной жизни и индивидуальной активности. Все они принадлежат к числу заметных сторон жизни современного человека, и потому их исследование остается на настоящий момент своевременным и актуальным. Настоящая работа представляет собой попытку философского и культурологического анализа феномена одиночества.

Одиночество — сложный социально-духовный феномен, затрагивающий саму суть человеческого бытия. Оно представляет собой такое явление, экзистенциальный смысл которого, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию. Однако за подобной ясностью скрывается сложное и противоречивое философское содержание. Неслучайно, что в современной науке нет единой точки зрения на природу и сущность одиночества, а также на причины его появления.

Актуальность представленного исследования усиливается еще и тем, что широкое распространение негативных проявлений одиночества приводит к утрате идентичности человека, размыванию его ценностной мотивации, а значит, препятствует выстраиванию стратегий личностного и культурного развития. В перспективе становится невозможным духовное творчество, направленное на формирование новых состояний социума, более соответствующих чаяниям и представлениям людей о достойном будущем. Другими словами, феномен одиночества имеет отношение не только к экзистенциальной, но и культурно-исторической динамике личности и общества.

Изучение совокупности многочисленных проявлений одиночества, порождающих его причин, представляют собой междисциплинарную научную задачу. Ни одна из гуманитарных наук сама по себе не располагает всеми понятийными и научными средствами, которые необходимы для освещения этого феномена. Культурологический аспект изучения проблемы одиночества предполагает методологическую целостность, поскольку обращается к разнородному научному опыту (философия, социология, психология, история, искусствоведение). Рассмотрение одиночества в таком направлении представляется перспективным в исследованиях феномена человека. Оно вполне сочетается с тем, что было достигнуто ранее в области изучения этой проблемы и вместе с тем позволяет системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения человека, его жизнедеятельности, культуры. Однако до настоящего времени ни сам феномен одиночества, ни способ его бытия в культуре недостаточно изучены.

Состояние научной разработанности темы

Концептуальные положения изучения одиночества складываются в начале XX века, хотя и в античной философии встречаются высказывания о нем. Платон и Аристотель, считая одиночество негативным явлением, предлагают способы преодоления его в наслаждении благом дружбы и любви. В работах мыслителей Нового времени, Б. Паскаля, Г. Торо, Ф. Ницше предпринимается попытка рассмотрения противоречивой сущности одиночества и выделения его созидательного начала.

Большое внимание проблеме одиночества уделяется в философии экзистенциализма. Его сторонники JI. Шестов, Н. Бердяев М. Бубер, А. Камю, Ж-П. Сартр считают, что одиночество является неотъемлемым элементом существования человека. Представители феноменологической мысли Э. Гуссерль, А. Шюц, У. Садлер, П. Бергер и Т. Лукман обращают внимание на выявление содержательной стороны одиночества, рассматривая его как переживание.

Одиночество как психологический феномен изучается в трудах 3. Фрейда, Дж. Зилбурга, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхман, В. Франкла, Э. Фромма. Указанных авторов интересуют, прежде всего, вопросы одиночества как внутреннего специфического чувства и ощущения какой-то утраченности внутренним миром личности, вопросы длительности протекания одиночества и причины его возникновения. Утверждая, что человеку свойственна потребность в общении, они склоны считать одиночество патологией, ведущей к деградации личности.

Социологи Д. Рисмен, К. Баумен, Ф. Слейтер, У. Уорд и другие рассматривают проблему одиночества, главным образом, как потерю индивидом социальной связи. Они проводят многочисленные конкретные социологические исследования одиночества среди различных групп населения, акцентируя внимание на объективные внешние факторы одиночества и проблемы его измерения.

При изучении одиночества философы, социологи, социальные психологи, антропологи выделяют по меньшей три толкования: одиночество - это область эмоционального переживания; одиночество - это сложное состояние, овладевающее личностью целиком - чувствами, мыслями, поступками; одиночество - форма сознания. Вопрос об определении одиночества обсуждается в течение почти целого столетия, но так и не нашел своего единого решения. Это связано, прежде всего, с тем, что существуют две точки зрения относительно направленности одиночества: одни ученые признают негативную направленность, а другие, напротив - позитивную. Позитивная служит совершенствованию личности, проявлению ее самосознания, а негативная — разрушению личности. Поскольку одиночество очень противоречивый и многоликий феномен, то трудно дать ему универсальное и однозначное определение.

К настоящему времени в науке достаточно обстоятельно разработана проблема причин данного феномена. Э. Фромм обосновывает идею о том, что неудовлетворенность высших потребностей (потребность в уважении, в признании и в самореализации) является причиной одиночества. Другие исследователи усматривают причину одиночества в ускорении темпов жизни, в наличии условий, когда человек остается один в толпе (Д. Рисмен, Э. Тоффлер); в утрате ценностей и смысла жизни (Ф. Франки). Нередко причиной одиночества называется трансформация общения в современном мире. Оно все больше становится деловым, утилитарно-функциональным и лишается теплоты, искренности, солидарности между людьми. Указываются и другие причины, что вполне объяснимо. Изменения социальной, экономической, политической, духовной жизни социума вносят коррективы в жизнь каждого человека и общности людей. Меняется уровень жизни, возраст человека, характер деятельности, социальное окружение, культурная среда - все это может способствовать возникновению одиночества.

Следом за причинами усиленно разрабатывается и вопрос о видах одиночества. Выделяются, как правило, такие виды одиночества, как внутреннее и внешнее, духовное и эмоциональное, личностное и социальное.

В России проблема одиночества становится предметом научного исследования сравнительно недавно. «Многие годы и десятилетия без особых доказательств мы принимали тезис о том, что одиночество — это неизбежный спутник отчуждения — присущ только западному миру, тогда как у нас в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может»1. Лишь в 1980-е годы возникают первые попытки анализировать проблему одиночества, но, главным образом, в каком-либо эмпирическом контексте — в связи с космосом, НТР, экстремальными условиями. Этому посвящены работы И. П. Волкова, В. И. Лебедева, Л. П. Гримака. В большинстве случаев они трактуют одиночество как состояние, угрожающее здоровью человека, приводящее к различным психозам и депрессиям и связанное с вынужденной изоляцией человека.

Исследуя проблемы самосознания и общения людей, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Н. Е. Покровский, М. С. Каган рассматривают одиночество как сложный феномен, выделяя его объективные и субъективные стороны. Объективная сторона одиночества — это реальные общественные отношения, принимающие в определенных условиях деформированный характер. Субъективная - проявляется в психологическом состоянии личности, осознающей в социальных связях враждебное начало. Историко-культурные и ментальные характеристики одиночества находят свое отражение в трудах Т. А. Акиндиновой, В. М. Диановой, Д. Ю. Дорофеева, И. И. Евлампиева, О. В. Журавлева, С. Н. Иконниковой, Е. Г. Соколова, Ю. Н. Солонина, Б. В. Маркова, М. С. Уварова, Э. П. Юровской.

Следует подчеркнуть, что в 90-х годах XX века интерес к проблеме одиночества в отечественной науке значительно возрос: в это время

1 Покровский Н. С. Человек, одиночество, гуманизм.// Лабиринты одиночества. М., 1989. - С. 5. появляются отдельные статьи, брошюры, книги, диссертации, посвященные данной проблеме. Авторы изучают феномен одиночества с философских, нравственных, психологических и иных позиций.1

Цель и основные задачи диссертации — провести философско-культурологическое исследование феномена одиночества, раскрывающее его многоликую природу и содержание как важного, противоречивого духовного состояния человека и социального явления.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: показать важное место проблемы одиночества в истории социально-философской мысли; систематизировать теоретико-методологические концепции одиночества; раскрыть понятие и сущность феномена одиночества, его положительные и отрицательные стороны; осуществить философско-культурологический анализ проблемы одиночества на примере русской ментальности.

Объект исследования. Сознание как феномен человеческого существования проявляет себя в многообразии своих форм. Часть таких форм сознания человек приобретает в результате как объективного (антропогенез), так субъективного (становление индивидуальности) развития. Другие формы сознания имманентны человеку и обусловлены его сущностными признаками. Несомненно, таким экзистенциальным свойством является социальность. Однако человек не может быть полностью растворён в обществе, поэтому ему присущи и оппозиционные социальности, но так же имманентные формы существования, которые обуславливают соответствующие формы сознания. К числу таких форм сознания

1 См. Швапб Ю. М., Данчева О. В. Одиночество. Киев, 1991; Гагарин А. С. Одиночество как феномен человеческого бытия/ Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991, с. 77-109; Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ. Канд. Дис. М., 1995; Хамитов Н.В. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995; Пузанова Ж. В. Одиночество. М., 1998 и др. принадлежит одиночество, которое и выбрано в качестве объекта настоящего исследования.

Предмет исследования. Проблема одиночества имеет ярко выраженную особенность, обусловленную культурной спецификой. Ввиду важности объективного научного изучения изменений, охватывающих все сферы жизнедеятельности современного российского общества, предметом данной диссертационной работы выбран феномен одиночества в русской культуре XX века.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды видных отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов, социальных психологов. В качестве методологических оснований исследования проблемы одиночества автор использует единство исторического и логического подходов к изучению рассматриваемого явления, сочетание анализа и синтеза, единство индивидуального и социального, системный метод. Анализ одиночества проводится с использованием метода сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационной работы предопределяется самим выбором в качестве предмета исследования проблемы одиночества, ранее редко попадавшая в сферу научного интереса культурологии, и состоит в следующем: проведен культурологический анализ основных текстов, посвященных проблеме одиночества; впервые рассмотрена проблема одиночества в контексте русской ментальности; показана специфика проявления одиночества в различных формах социальной практики; содержательно обогащена категория одиночества и ряд сопряженных с ней понятий, таких как уединение, автономия и независимость личности и др.; в ходе анализа продемонстрирована противоречивость феномена одиночества, отражены его негативные и позитивные стороны; произведена попытка систематизации имеющихся в научной литературе взглядов на одиночество и выработки целостной культурологической концепции.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в прояснении и расширении концептуального поля, фиксирующего культурные, социальные и экзистенциальные аспекты одиночества, что может быть использовано как при составлении программ социометрических исследований, так и для коррекции негативных эффектов, связанных с одиночеством. Выводы, полученные в исследовании, могут быть использованы при подготовке спецкурсов по различным гуманитарным дисциплинам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одиночество есть имманентная человеку форма сознания, более того акт и продукт самосознания. Человек как личность начинается с рефлексии над собственным одиночеством. Именно в одиночестве развивается процесс самопознания и нарастает потребность обретения идентичности человека.

2. Одиночество есть социальное явление. В человеке как существе, исторически развивавшемся в больших группах, филогенетически закрепилась потребность к постоянному общению с себе подобными, потребность связи с окружающим миром.

3. Одиночество — сложный и противоречивый феномен. Его противоречивость заключается, прежде всего, в том, что человек испытывает две противоположные потребности: с одной стороны, это потребность в общении и стремление избежать своего одиночества, с другой стороны, потребность в уединении, обособлении, добровольном стремлении к одиночеству.

4. Одиночество имеет культурную ценность. Одиночество ценно, поскольку потенциально предполагает момент творения. Во-первых, в момент своего одиночества человек творит самого себя, во-вторых, он творит культуру: систему идеалов и ценностей, наконец, создает произведения искусства.

5. Смысловое пространство одиночества находится в постоянном развитии, отражая на каждом историческом этапе в своем содержании интегральные знания о мире и о себе. По мере усложнения жизненного мира человека, проникновения в познание своего субъективного мира, проблема одиночества перерастает из сугубо личной в общепризнанный факт человеческого бытия.

6. Распространение социального одиночества связано с кризисными моментами в развитии общества на всех этапах становления его истории. Кризис культуры в значительной мере влияет на духовное состояние отдельной личности и общества в целом, в этом случае сущность одиночества проявляется в утрате социальным объектом чувства человеческой общности и солидарности.

7. Для целостного осмысления одиночества необходим комплексный подход, интегрирующий знания и методы различных наук. Философско-культурологический анализ одиночества предполагает изучение феномена во всей полноте его философских, культурно-исторических, социально-психологических, личностных и ситуативных характеристик.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего 258 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Алейникова, Ольга Сергеевна

Выводы:

1. Концепция одиночества входит в русскую культуру вместе с развитием индивидуалистической идеологии, когда идея личности становится существенной чертой общественного и художественного сознания. Повышенный интерес к личности, к частной жизни сопровождается в начале XX века расцветом индивидуального творчества.

2. После революции начинается решительная борьба с индивидуалистической философией и идеологией, формирующиеся на основе буржуазного общества. Большевики пытаются создать новые социальные пространства, в которых стремятся культивировать коллективизм и солидарность людей. Сходство новых и традиционных форм жизни оказывается поверхностным и традиционные формы коллективности (русская община) стремительно утрачиваются.

3. В силу влияния кризиса современной российской культуры в настоящее время одиночество становится одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни российского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рубеж XX - XXI века - это время социальных потрясений, экономических, духовных и культурных кризисов. Это время кризиса человеческих отношений, век отчуждения человека от человека. Но именно в эту пору потрясений общественного сознания становится необходимым особое внимание к человеку, к его душе.

Настоящая работа, посвященная исследованию феномену одиночества, обогащает сферу знаний о человеке, его сущности и его жизнедеятельности. На основе изучения и систематизации различных методологических подходов и теорий одиночества в данной диссертации произведена попытка разработки культурологической концепции, предполагающей целостное осмысление проблемы.

Ключевыми моментами проведенного исследования одиночества является следующее: во-первых, рассмотрение его как специфической формы сознания, во-вторых, утверждение его противоречивости и неоднозначности. Противоречивость феномена одиночества заключается, прежде всего, в том, что человек имеет две противоположные потребности: с одной стороны, это потребность в общении и стремление избежать своего одиночества, с другой стороны, потребность в уединении, обособлении, добровольном стремлении к одиночеству. Анализ одиночества, его позитивных и негативных проявлений, зависит от конкретных обстоятельств.

В-третьих, феномен одиночества имеет отношение не только к экзистенциальной, но и культурно-исторической динамике личности и общества. Смысловое пространство понятия «одиночество» постоянно развивается. Чем выше общечеловеческий уровень освоения и объяснения объективных и субъективных реальностей, тем содержательнее становится и само понятие одиночества. В двадцатом столетии одиночество начинает осознаваться не только как индивидуальное явление и особенность индивидуальной биографии, а преимущественно как объективный всеобщий факт существования человека, независимо от того, осознается оно личностью, или нет.

В-четвертых, феномен одиночества имеет ярко выраженную особенность, обусловленную культурной спецификой, связанную с ментальными архетипическими чертами и ценностными ориентациями, типом личности или образом человека, характерными для той или иной культуры.

В настоящей диссертационной работе проведен философско-культурологический анализ проблемы одиночества на примере русской ментальности. В русской культурной традиции «сознание-Мы», как правило, всегда превалирует над «сознанием Я». Отсюда - склонность русского народа к общинности, соборности и другим разновидностям коллективистического общественного строя и целостного массового умонастроения. Учитывая своеобразие русского менталитета, следует заключить, что для российской традиции характерно, главным образом, понимание одиночества как разрыв социальных связей, утрата чувства человеческой общности и социальной идентичности.

Ввиду важности объективного научного изучения изменений, охватывающих все сферы жизнедеятельности современного российского общества, в данной работе анализируется феномен одиночества в русской культуре XX века. Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что значительной причиной социально-экономических, политических и других преобразований в России, как начала, так и конца ХХ-го столетия является становление человека совершенно иной социальной роли, чем прежде, человеческого индивида, субъекта гражданского общества. Это предполагает утверждение новых социальных механизмов, реализующих потенциал человека. Современная культурная проблема состоит, с одной стороны, в воспитании чувства свободы и независимости индивидов, а с другой стороны, в воссоздании прочной социальной ткани, сотканной из близких и сильных человеческих взаимоотношений. Проблема одиночества, которая обостряется и на Западе, в России оказывается особенно серьезной по причине разрушения как приватных, так и социальных пространств. Российский индивидуализм имеет тенденцию к маргинализации, что грозит распадом не только большому социуму, но и малым общностям — семье, профессиональному коллективу. Эта проблема, несомненно, должна учитываться отечественными теоретиками гражданского общества.

В качестве перспектив и разработок дальнейшего изучения феномена одиночества видится следующие направления: во-первых, исследование особенностей проявлений одиночества в различных социальных группах и субкультурах (например, одиночество среди молодежи). Во-вторых, изучение одиночества в рамках исследования механизмов культурной адаптации в связи с ростом социальной мобильности и увеличением процессов миграции в современном мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Алейникова, Ольга Сергеевна, 2005 год

1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. СПб.: Азбука, 1999.-391 с.

2. Августин А. Творения/ Сост. и подгот. Текста С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-пресс, 1998.

3. Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: «Академический проект», 2000.-251 с.

4. Акиндинова Т. А., Бедюгина Л. А. Новые грани старых иллюзий: Проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетической мысли XIX-XX вв. Л.: Изд-во, ЛГУ, 1984. - 255 с.

5. Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6 т. / Редкол. И. Л. Андреева и др. М.: Художественная литература, 1990-1995.

6. Анонимность. Безличность. Виртуальность: Международ, междис. исслед. проект. Ответ, ред. В. М. Быченков, А. В. Ченцов.- Вып.1. Человек, общество, история: от классики к постмодернизму. — М.; Калуга; Лодзь: ГУП «Облиздат», 2002. — 327 с.

7. Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических мыслителей. / Под ред. А. Л. Тахо-Годи. М.: Наука, 1996. - 335 с.

8. Антология мировой философии в 4 т./ Ред.-сост. В. В. Соколов. — М.: Мысль, 1969-1972.

9. Антология современного психоанализа./ Под ред. А. В. Россохина. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. — 488 с.

10. Арендт X. Истоки тоталитаризма./ Пер. с англ. И. В. Борисовой и др.; Под ред. М.С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. -672 с.

11. Аринин А. Н., Коваль Б. И., Коваль Т. Б. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал. М: ООО «Соверо-Принт», 2003.

12. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск: Литература, 1998. 1391 с.

13. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

14. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 526 с.

15. Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. М.: ФО СССР, 1991.

16. Бальмонт К. Д. Горные вершины. Сб. ст. Кн. 1. М.: «Грифъ», 1904.

17. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурных основаниях и пределах личного самосознания — М.: РГГУ, 2000.-1004 с.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.-444 с.

19. Белозеров С. М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. М.: Алетейя, 2002. — 766 с.

20. Беньямин В. Московский дневник. М.: Изд-во "Ad Marginem 1997.-222 с.

21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Изд-во «Медиум», 1995. 323 с.

22. Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. М.: Изд-во «Правда», 1990. - 480 с.

23. Бердяев Н. А. Дух и реальность. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 679 с.

24. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-220 с.

25. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. — М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-311 с.

26. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: «Книга», 1991. - 446 с.

27. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: ЭКСМО- пресс; Харьков: Фолио, 2001.-735 с.

28. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2 т. -М.: Искусство: ИИП «Лига», 1994.

29. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. — Л.: Изд-во «Художественная литература», 1973.

30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: СП «Авангард», 1990.

31. Библия. Священное писание Ветхого и Нового Завета./ Московск. Патриархат и др. СПб.: ВИКИМ, 2000. - 1205 с.

32. Биллингтон Дж. X. Икона и топор. Опыт истолкования русской культуры. — М.: Рудомино, 2001. — 879 с.

33. Блок А. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. М.: «Детская литература», 1988.

34. Блок А. А. Собрание сочинений. В 8 т. / Под общ. ред. В. Н. Орлова. -М-Л.: Гослитиздат, 1960-1963.

35. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

36. Большаков В. И. Грани русской цивилизации. М.: Москва, 1999. -379 с.

37. Брюсов В. Я. Сочинения в 2-х т. М.: Художественная литература, 1987.

38. Брюсов В. Я. Стихотворения. Поэмы. — М.: Художественная литература, 1957.

39. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.

40. Бунатян Г. Г., Чарная М. Г. Петербург серебряного века. Дома, события, люди. СПб.: Лениздат, 2002. - 265 с.

41. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е. М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 368 с.

42. Вебер М. Избранные произведения./ Пер. с нем.; сост. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

43. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: Аксиома, Мифрип, 1996. - 332 с.

44. Гагарин А. С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991. - С. 77-109.

45. Гагарин А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх от античности до Нового Времени. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.

46. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики Серена Киеркегора. М.: «Искусство», 1970. - 247 с.

47. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избр. работы М.: Прогресс, 1986. - 392 с.

48. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. М.: Советский писатель, 1988. - 445 с.

49. Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М.: ИМЛИ РАН, 2003. -399 с.

50. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 372 с.

51. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1991. - 620 с.

52. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М: Политиздат, 1991. 319 с.

53. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Изд-во «Искусство», 1972. - 318 с.

54. Гуревич А. Я. Культура и общество в средневековой Европе глазами современников. — М.: Изд-во «Искусство», 1989. — 366 с.

55. Гуссерль Э. Картезианские размышления./ Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука; Ювента, 1998. - 315 с.

56. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. - 570 с.

57. Диалог в культуре. М.: ГОС б-ка СССР, 1989. - 93 с.

58. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: Истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. — 238 с.

59. Долгополов Л. К. Александр Блок: Личность и творчество. Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1980.

60. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30-ти т. (Ред. коллегия: В. Г. Базанов (гл. ред.) и др. — Л.: Наука, Ленинград. Отделение, 1974.

61. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Пер. с франц. А. Д. Гарькавого.- Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997. 304с.

62. Дюмон Л. Homo hierarcus: опыт описания системы каст. Пер. с франц. Н. Г. Краснодебской. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001.-480 с.

63. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веков. Русская философия в поисках абсолюта. В 2-х ч. СПб.: Алетейя, 2000.

64. Евлампиев И. И. Художественная философия Андрея Тарковского. — СПб.: Алетейя, 2001. 348 с.

65. Ерофеев В. Москва-Петушки. М.: Прометей, 1989.

66. Ерофеев В. В. Русские цветы зла. Антология. М., 1997.

67. Жак Деррида в Москве./ Пер. с фр. и англ. Предисл. М. К. Рыклина.- М.: РИК «Культура», 1993. 208 с.

68. Жидков В. С., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности.- СПб.: Алетейя, 2001. 640 с.

69. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, 1996. 230 с.

70. Журавлев О. В. Пути и перепутья: очерки исп. философии XIX-XX веков. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 201 с.

71. Замятин Е. И. Мы: Роман, повести, рассказы, сказки. / Сост. И. О. Шайтанов. М.: Современник, 1989. - 560 с.

72. Западноевропейская эстетика XX века. Сб. пер. / Сост. Э.П. Юровская, Е. Г. Яковлев. М.: Знание, 1991.

73. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. - 203 с.

74. Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. - 61 с.

75. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. — М.: Рарогъ, 1993. 448 с.

76. Ильф И. А., Петров Е. П. Золотой теленок. — М.: Текст, 2003. — 429 с.

77. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. — СПб.: Петрополис, 2003.

78. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: АО «Славия», 1996. - 407 с.

79. Каган М. С. Мир общения. Пробл. межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.

80. Казин А. Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века. СПб.: ВНИИИ, 1991.

81. Камю А. Альбер Камю. (Записные книжки). М.: Вагриус, 2000. — 205 с.

82. Камю А. Чума: Роман./ Пер. с фр. Н. Жарковой. — СПб.: Азбука-классика, 2001. 347 с.

83. Камю А. Посторонний. Рассказы. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000. -190 с.

84. Карлейль Т. Теперь и прежде. / Сост. текста Р. К. Медведева М.: Республика, 1994. - 415 с.

85. Кафка Ф. Америка. Процесс. Из дневников./Пер. с нем. Д. Затонский — М.: Политиздат, 1991. 604 с.

86. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М.: ИФРАН, 1996. - 216 с.

87. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра.- М.: Мегатрон, 1998. 276 с.

88. Колобаева JI. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. М.: Издательство МГУ, 1990. - 336 с.

89. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.

90. Кон И. С. Дружба. Этико-психолг. Очерк. — М.: Политиздат, 1980. — 225 с.

91. Кристи Н. По ту сторону одиночества. / Пер. с нем. Э. М. Радской. — Калуга: Духовное сознание, 1993. 177 с.

92. Кьеркегор С. Или-или. — М.: Историко-религиозное общ-во «Арктогея», 1991. 420 с.

93. Лабиринты одиночества / Общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского — М.: Прогресс, 1989. 623 с.

94. Лазарев В. Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество. М., 1964.

95. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. Нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. — СПб. : Журнал «Нева» Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999. - 316 с.

96. Лебина Н. Б.; Чистяков А. Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия.

97. СПб.: Издательство « Дмитрий Буланин», 2003. 340 с.

98. Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. М.: ЦГНИИ ИНИОН; СПб: Университетская книга, 2000. - 415 с.

99. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре/ В. Д. Лелеко; Санкт-Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств. — СПб., 2003.-320 с.

100. Ленин В. И. О задачах наркомюста в условиях новой экономической политике (Письмо Д. И. Курскому) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 44. — М.: Изд-во Политической литературы, 1964, С. 396 -401.

101. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. -СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2001. 331 с.

102. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Изд-во «Искусство», 1994. - 603 с.

103. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. - 204 с.

104. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. / Сост. А. А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1996. 975 с.

105. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.

106. Лосская В. Песни женщин. А. Ахматова и М. Цветаева в зеркале русской поэзии XX века. — М. П.: ГУЛ Редакция журн. «Московский журнал История Государства Российского», 1999. — 320 с.

107. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. 367 с.

108. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. X IX вв.) - СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. -412 с.

109. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464 с.

110. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, Гнозис, 1992. -270 с.

111. Мадоян В. В., Зубков В. П. Личность и ее судьба в литературе, истории, философии. Ереван: «Айстан», 1999. - 108 с.

112. Мазаев А. И. Искусство и большевизм ( 1920-1930-е гг.) Проблемно-тематические очерки и портреты. / Вступ. Ст. Н. А. Хренова. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 318 с.

113. Маканин В. С. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Материк, 2003. -348 с.

114. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию. Доклады. Статьи. Философские заметки. — М.: Изд-во «Лабиринт»,1996.-430 с.

115. Мандельштам О. Э. Стихи, проза. Статьи. М.: Изд-во Аст, Олимп, 2000.

116. Манегетти А. Система и личность. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003.

117. Марков Б. В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001. — 566 с.

118. Марков Б. В. Разум и сердце: история и теория менталитета. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 229 с.

119. Марков Б. В. Храм и рынок: Человек в пространстве культуры. -СПб.: Алетейя, 1999. 296 с.

120. Марков Б. В. Человек и общество в процессе цивилизации. Серия «Образование и ценностные ориентации (научно-методическое обеспечение)». Выпуск 3. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общ-во, 2003.-100 с.

121. Мартин Хайдеггер: Сб. статей. / Сост. Д. Ю. Дорофеев. СПб.: РХГИ, 2004. - 576 с.

122. Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 2000.

123. Можайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьбы России ( Опыт метаисторического исследования). В 4-х частях. М.: Изд-во ООО Студия «Вече», 2000-2002.

124. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М.: Изд-во «Наука», 1981.

125. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478 с.

126. Мочульский К. В. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М.: Республика,1997.-479 с.

127. Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1. — СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2001. 270 с.

128. Мухамеджанова Н. М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001.

129. Ницше Ф. Рождение трагедии. / Пер. снем. А. В. Сихайлова. М: Изд-во «Аd Marginem», 2000. - 735 с.

130. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского. СПб.: Азбука, 2002. - 336 с.

131. Новые пророки. / Под ред. В. С. Дмитриева. — СПб.: Алтейя, 1996. — 348 с.

132. Овидий Назон П. Метаморфозы. М.: Изд-во «ЭКСМО- Пресс», 2000. - 557 с.

133. О России и русской философской культуре: философы рус. послеоктяб. зарубежья. Сб. — М.: Наука, 1990. — 528 с.

134. О Федоре Сологубе. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. — СПб.: Навьи Чары, 2002. 556 с.

135. Паскаль Б. Мысли. М.: ЭКСМО-Пресс: ЭКСМО- Маркет, 2000. -365 с.

136. Перепутья и тупики буржуазные культуры./ Сост. Н. Н. Сибиряков, Н. Е. Покровский. М.: Изд-во «Искусство», 1986. - 494 с.

137. Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. — 477 с.

138. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции./ Отв. ред. чл-корр. РАН В. А. Шишкин. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — 348 с.

139. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. - 607 с.

140. Платон. Диалоги. Федон, Пир, Федр, Парменид. М., 1999.

141. Платон. Собрание сочинений в 4-т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. - 528 с.

142. Платонов А. П. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. М.: Информпечать, 1998. - 543 с.

143. Психология формирования и развития личности. / Под ред. JI. И Анцыферовой. -М.: Издательство «Наука», 1981.- 363 с.

144. Пузанова Ж. В. Одиночество (Опыт философско-социалогического анализа). М.: Уникум Центр, 1998. - 87 с.

145. Распутин В. Г. Живи и помни: Повести, рассказы. — М.: ЭКСМО, 2002.-701 с.

146. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-992 с.

147. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2002. - 474 с.

148. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. / Под ред. В. В. Сапова. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. - 544 с.

149. Розанов В. В. Избранное. Мюнхен, 1970.

150. Розанов В. В. Опавшие листья: Избранные страницы. — СПб.: Амфора, 2000.-316 с.

151. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел.( Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4.) — М.: ОГИ, 2000. 152 с.

152. Россия в начале XX века. / Под ред. академика А. Н. Яковлева. М.: Новый хронограф, 2002. - 744 с.

153. Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х гг.). В 2 кн. / Отв. Ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИРАН, «Наследие», 2000.

154. Руссо Ж.-Ж. Избранное: Исповедь; Прогулки одинокого мечтателя / Пер. с фр. И. Верцман, Д. Горбова. М.: ТЕРРА, 1996. - 664 с.

155. Рыклин М. К. Искусство как препятствие. М.: Изд-во «Аd Marginem», 1997. - 222 с.

156. Рыклин М. Террорологики. Тарту-Москва: Изд-во «Эйдос», 1992. -222 с.

157. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб.: Петрополис, 1994. 217 с.

158. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: Филос. Основы мировоззрения: Авт. курс в 3-х ч. СПб.: Изд-во С.- Петерб. Гос. Ун-та, 1999.

159. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменол. онтологии. — М.: Терра-Кн. Клуб; Республика, 2002. 638 с.

160. Сартр Ж.-П. Тошнота. Рассказы. М.: Аст; Транзиткнига, 2003. — 412 с.

161. Семенова С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930х годов. Поэтика — Видение мира Философия. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. — 588 с.

162. Соколов Е. Г. Культурология. Текст лекций. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

163. Соловьев Б. И. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. — М.: Изд-во «Советская Россия», 1973. 784 с.

164. Сологуб Ф. Мелкий бес. — М.: Изд-во «Советская Россия», 1991. — 528 с.

165. Сологуб Ф. Стихотворения./ Вступ. ст. М. И. Дикман. — СПб.: Академический проект, 2000. 678 с.

166. Солонин Ю. Н. Практическая философия как предпосылка гражданского общества // Человек постсовесткого пространства. Сб. материалов конференции. Вып. 3. / Под ред. В. В. Парцвания. СПб.: Санкт-петербургское философское общество, 2005, С. 419-436.

167. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976. - 222 с.

168. Сурова Е. Э. Европеец «отчужденный»: Персоналистская личность. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2004. - 284 с.

169. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2002. - 451 с.

170. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, Культура, 1996. -606 с.

171. Толстой JI. Н. Полное собрание сочинений. В 90-х т. / Репринт воспроизв. изд. 1928-1958. М.: Издательский центр «Терра», 1992.

172. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -557 с.

173. Тютчев Ф. И. Волшебная струна: Стихотворения. — М.: Летопись, 1997.-463 с.

174. Уваров М. С. Архетектоника исповедального слова: Науч. Изд. -СПБ.: Алетейя, 1998.-243 с.

175. Уваров М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории Европейской философии и культуры. — СПб.: БГТУ, 1996. -212 с.

176. Устюгова Е. Н. Становление художественной культуры социалистического типа. Л.: Ленинград. Орг. Общ-во «Знание» РСФСР, 1990.

177. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2. -М.: Госполитиздат, 1955. 543 с.

178. Федотов Г. Судьба и грехи России.: Изб. ст. по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб.: София, 1991.

179. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. — 511 с.

180. Франк С. Л. Реальность и человек. СПб: РХГИ, 1997. - 448 с.

181. Франки В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.

182. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

183. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - 253 с.

184. Хайдеггер М. Бытие и время./ Пер. с нем. В. В. Бибихина. — СПб.: Наука, 2002. 450 с.

185. Хамитов Н. В. Философия одиночества. Опыт вживания в проблему. Киев: Наукова думка, 1995. - 171 с.

186. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб: Питер Пресс, 1997. — 606 с.

187. Цветаева М. И. Собрание сочинений. В 7 т. / Под ред. А. Саакянц и Л. Мнухина. М.: Эллис Лак, 1994-1995.

188. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. / Сост. текста, предисл. Е. Евтушенко. — М.: Художественная Литература, 1990. — 398 с.

189. Человек античности: идеалы и реальность./ Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маян. М.: Просвещение, 1992. - 384 с.

190. Чехов А. П. Собрание сочинений в 15 т. М., 1978.

191. Швалб Ю. М., Данчева О. В. Одиночество: Соц.-психол.проблемы. — К.: Изд-во «Украина», 1991 .-271 с.

192. Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика-идентичность автора в контексте эпохи. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. 464 с.

193. Шелер М. Избранные произведения./ Пер. с нем.; сост. и науч. ред. А. В. Денежкина- М.: Гнозис, 1994. 413 с.

194. Шестов Л. И. Сочинения: В 2 т. Томск: Водолей, 1996.

195. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. / Пер. с нем. И. И. Маханькова. -М.: Айрис-пресс, 2003.

196. Шугуров М. В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики. — Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1999. 376 с.

197. Элиас Н. Общество индивидов. / Пер. с нем. А. Антоковский. М.: Праксис, 2001.-331 с.

198. Эллис (Кобылинский Л. Л.). Русские символисты. М.: «Мусагет», 1910.

199. Энциклопедия афоризмов. Средние века. Эпоха Возрождения. Эпоха научной революции. Эпоха Просвещения. Русская афористика от средневековья до Просвещения. — Минск: Современный литератор, 1999.-990 с.

200. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гелыптат. Тотальная мобилизация. О боли. / Пер. с нем. А. В. Михайловской. СПб.: Наука, 2000. - 539 с.

201. Ясперс К. Смысл и назначение истории./ Пер. с нем. П. П. Гайденко. М.: Республика, 1994. - 527 с.1. МОНОГРАФИИ

202. Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потери и самосознание себя. Монография. СПб: Алетейя, 2000 431 с.

203. Дякина А. А. Духовное наследие М. Ю. Лермонтова и поэзия Серебряного века: Монография. М.: МГУ; Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001.-239 с.

204. Ларцев В. С. Социальные и культурные детерминанты формирования личности. Монография. Киев: «Принт-Экпресс», 2002.- 430 с.

205. Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века: самосознание в аспекте филологической герменевтики (мемуары, дневники, письма, беллетристика). Монография. Новосибирск, 1999.- 300 с.

206. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ

207. Покровский Н. Е. Одиночество и аномия: (Филос. и теоретич. -социол. аспекты). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. социол. н. — М., 1996.

208. Скрипова Т. Феномен дружбы в культуре русского Серебряного века. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. н. — СПб, 2004.

209. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ. Автореф. дис. на соис. учен. степ. к. филос. н. М., 1995.

210. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: Авторф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н. Екатеринбург, 1992.

211. Уледова И. А. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. социол. н.-М., 1999.1. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

212. Дарьялова JI. Н. Русская литература XX века после Октября: конец 20-х — нач. 50-х годов: Типы творчества: Учеб. пособие. — Калининград, 2001. 218 с.

213. Евлампиев И. И. История русской философии. Уч. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2002. — 583 с.

214. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.- 304 с.

215. Карсалова Е. В. и др. Серебряный век русской поэзии. Пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. - 192 с.

216. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 687 с.

217. Культурология. Уч. пособие. / Под научной ред. проф. Г. В. Драча. -Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 576 с.

218. Левяш И. Я. Культурология. М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.

219. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. Уч. пособие. СПб.: Лань, 1997. - 381 с.

220. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. Уч. пособие. — СПб.: Лань, 1997.-189 с.

221. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

222. The anatomy of loneliness// Ed. By J. Hartog, J.R. Audy, Y. A. Cohen. -N. J., 1981.

223. Husserl E. Cartesian meditations. The Hague, 1973.

224. Loneliness. A sourcebook of current theory, research and therapy. N.J., 1982.

225. Moustakas С. E. Loneliness A study of existential loneliness based on initimate personal documents. Englewood Cliffes N.J., 1961.

226. Riesman D. The lonely crowd. A study of changing American character. New Haven, London, 1965.

227. Schutz A. The problem of social reality < Collected Pepers>// Ed. by M. Natanson. The Hague, 1971.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

228. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х гг. // Логос, 1999, № 11-12 С. 131- 156.

229. Дягилев С. П. В час итогов.// Весы М., 1905, № 4. - С. 45-47.

230. Ильинский И. Быт как научное понятие: (Социологический набросок) // Жизнь. М., 1924, №1. - С. 232-246.

231. Кривцун О. А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 2. — С. 99-109.

232. Неизвестный Э. Соцреализма не существует. // Театр, 1990, № 11.-С. 123-129.

233. Шаповалов В. Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество.// Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. — М., 1992, № 6. С.71-79.

234. Шютц А. Возвращающийся домой. // Социс, 1995, № 2. С. 139-142.

235. Кустарев А. Вебер: «Все экономические тенденции ведут к возрастанию несвободы». // Знание сила, 1999, № 2-3. — С. 79-87.

236. Быков Р. До и после «Чучела». // Юность, 1985, № 9. С. 84-105.1541.. ИСТОЧНИКИ ДНЕВНИКИ

237. Блок А. А. Дневник. / Подготовка текста, вступит, статья и примеч. A. JI. Гришунина. М.: Советская Россия, 1989. - 510 с.

238. Блок А. Записные книжки. 1901-1920 гг. — М.: Изд-во «Художественная литература», 1965. — 662 с.236. «Я лучшей доли не искал» (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях)/ Сост., очерки и коммен. В.П. Енишерлова. — М.: Правда, 1988.-556 с.

239. Брюсов В. Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002.-415 с.

240. Гиппиус 3. Н. Дневники. В 2 кн. М.: НПК «Интелвак», 1999.

241. Суворин А. С. Дневник А. С. Суворина. — М.-Пр.: JI. Д. Френкель, 1923.1. МЕМУАРЫ И ВОСПОМИНАНИЯ

242. Адамович Г. В. Одиночество и свобода. СПб. : Алетейя, 2002. -476 с.

243. Белый А. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. — М.: «Автограф», 1997. 607 с.

244. Белый А. Начало века./ Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. -М.: Художественная литература, 1990. 687 с.

245. Белый А. Между двух революций. Воспоминания в 3 кн. — М. Художественная литература, 1990. — 670 с.

246. Берберова Н. Александр Блок и его время: Биография. — М.: Издательство Независимая Газета, 1999. — 256 с.

247. Берберова Н.Н. Курсив мой. Автобиография. М.: Согласие, 1999 -734 с.

248. Блок А. А. Письма А. Блока к Е. П. Иванову. М-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936.

249. Гиппиус 3. Н. Воспоминания. М.: Захаров, 2001. - 460 с.

250. Гиппиус 3. Н. Живые лица: Кн. воспоминаний М.: ОЛМА-пресс, 2002. - 447с.

251. Книпович Е. Ф. Об А. Блоке: Воспоминания, дневники, комментарии. — М., 1987.

252. Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века — М.: «XXI век-Согласие», 2000. — 557 с.

253. Маковский С. К. Портреты современников. — М.: «XXI век-Согласие», 2000. 448 с.

254. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. М.: Согласие, 1999. - 552 с.

255. Мандельштам О. Э. Шум времени: Мемуарная проза. Письма. Записные книжки. / Сост. В. А. Чалмаев. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. - 479 с.

256. Неизданный Федор Сологуб. Стихи, документы, мемуары. / Под ред. М. М. Павловой и А. В. Лаврова. — М.: Новое литературное обозрение, 1997. 575 с.

257. Серебряный век. Мемуары (Сборник) / Сост. Т. Дубинская-Джалилова. М.: Известия, 1990. - 672 с.

258. Ходасевич В. Ф. Некрополь. М.: Вагриус, 2001. - 442 с.

259. Цветаева М. И. Пленный дух: Воспоминания о современников. Эссе. СПб.: Азбука, 2000. - 448 с.

260. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах . М.:ВЮ «Союзтеатр», 1990. - 317 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.