Динамика отчуждения в современной России: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Канатаев, Дмитрий Владимирович

  • Канатаев, Дмитрий Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 182
Канатаев, Дмитрий Владимирович. Динамика отчуждения в современной России: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2013. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Канатаев, Дмитрий Владимирович

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Отчуждение как предмет социальной философии

1.1 Материалистическая концепция отчуждения: марксизм

1.2 Неомарксизм: новые водоразделы в понимании феномена отчуждения

1.3 Одиночество и свобода как формы проявления духовного отчуждения общества XX века

Глава И. Особенности отчуждения в современном российском обществе

2.1 Отчуждение в США и России в социологическом измерении

(1966-2011)

2.2 Формы отчуждения в современном российском обществе

2.3. Феномен духовного отчуждения в условиях глобализации

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика отчуждения в современной России: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено проблемам динамики феномена отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение рассматривается как объективный социальный проиесс, присущий современному обществу, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в независимую, самостоятельную силу, доминирующую над ним и враждебную ему.

Актуальность исследования. Современность сегодня определяется, прежде всего, через процессы глобализации. Для одних глобализация -необходимость, для других - причина проблем и неприятностей. Но для всех глобализация - это неизбежность, которая имеет необратимый характер и затрагивает каждого человека. Одним из последствий глобализации стал процесс мультиплицирования отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение, в условиях глобализационных процессов, проявило свою неоднородность. В современном российском обществе происходит разобщение не меньшее, чем объединение, отчуждение разобщает, объединяя. Разобщение происходит по тем же причинам, что и усиление единообразия. В конечном итоге, фрагментарность единого мира и есть продукт отчужденного общества. Изучение социальных корней и, главным образом, социальных последствий процесса глобализации - одна из важных проблем в социальной философии.

В связи с этим актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими положениями: во-первых, требует осмысления появление в современной России новых форм отчуждения, являющихся следствием глубинных изменений социально-экономической жизни, обусловленных процессами 1 лоб^лизации. Во-вторых, процесс зарождения новых форм отчуждения (информационного и культурного отчуждения) сопряжен с коренными изменениями в системе ценностей, оказывающими серьезное влияние на характер социальных отношений. В-третьих, усиление

отчуждения в российском обществе под влиянием технологизации, массовой культуры и корпоративной пропаганды приводит к болезненному ценностному сдвигу. Формируются новые, преимущественно гедонистические, ориентиры и трансформируется устоявшийся уклад жизни. В-четвертых, большой объем эмпирических исследований, связанных с социологическим анализом становления новых форм отчуждения, предполагает необходимость их философско-методологического обобщения.

Степень разработанности проблемы. Сложность феномена, каким является феномен отчуждения и глобализации, привела нас к необходимости объединить проанализированную научную литературу в несколько групп. В первую вошли работы классиков социальной философии, которые помогли нам понять истоки и природу отчуждения. Так, просветители и гуманисты Т. Гоббс и Ж. Ж. Руссо в ХУП-ХУШ вв. рассматривали отчуждение как передачу части естественных прав человека государству на основе общественного договора с ' последующим формированием состояния зависимости от него. И. Г. Фихте, Г. Гегель и Л. Фейербах исследовали религиозно-духовные и социально-антропологические основы отчуждения. В работах Г. Гегеля1 отчуждение конкретизировалось рядом уточняющих понятий: «опредмечиванием, «овеществление», «объективация», «самоотчуждение».

Диалектико-материалистическую интерпретацию феномена отчуждения впервые обосновал К. Маркс. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он разработал следующую типологию форм отчуждения: отчуждение от процесса своего труда, отчуждение от результатов своего труда, отчуждение человека от своей сущности,

7. 3

отчуждение человека от человека". В «Немецкой идеологии» К. Маркс сформулировал сущность отчуждения как особого угнетающего и

1 Гегель Г. Феноменология духа СПб . Н.лтл, Г.005. 443с

2 Маркс К Энгельс Ф. Из ранних нронз-едений. М,- Государственное издательство политической литературы, 1956 686 с.

3 Маркс К , Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения- в 30 г 2-е изд М , 1955 Т. 3. 650 с

.... 5 i»

разрушающего вида воздействия на человека; кроме того, он указал на неразрывную связь отчуждения разделения труда и частной собственности на средства производства.

Во вторую группу исследований вошли работы, представляющие опыт социологического исследования проблем отчуждения. Это, прежде всего, работа К. Маркса4, где приведена анкета для французских рабочих (1880), с помощью которой он и исследовал отчуждение. Далее исследования были продолжены «Обществом социальной политики», крупнейшим представителем которого был М. Вебер, написавший «Положение сельскохозяйственных рабочих в Германии восточнее Эльбы» и «Методологическое введение к проекту Общества социальной политики об отборе и адаптации рабочего класса крупной промышленности»5.

Не остались в стороне и паши современники Р. Вилсон, С. Мадди и

B. А. Ядов6, которые своими исследованиями существенно углубили понимание социальной природы феномена отчуждения. Занимаясь поисками причин, объяснявших количественный рост показателей отчуждения, они описали негативные проявления данного феномена. Американский социолог

C. Мадди разработал анкету для измерения выраженности форм отчуждения в различных сферах жизни, а социологический институт Harris Interactive, по собственной уникальной методике, непрерывно с 1966 года проводит исследование уровня отчуждения в США.

Отдельную группу составили исследования представителей экзистенциальной философии: Н. Бердяева, А. Камю, Ж. П. Сартра,

п

J1. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса , которые рассматривали отчуждение

4 Маркс К., Энгельс Ф. Анкета для рабочих // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М.,1961. Т. 19. С. 233-240.

5 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

6 Wilson R. Huhn. Political Alienation in America and the Legal Premises to the Patriot Movement. URL: http://works.bepress.com/vvilson huhn/49/ (дата обращения: 18.05.2012); Мадди С Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. Т. 26, № 6. С. 87-101.; Maddi S. R., Kobasa S. С , Hoover M. (1979) An alienation test // Journal of Humanistic Psychology. Vol 19, No 1. P. 73-76.; Ядов В. A. Человек и его работа в СССР и после. М/ Аспект Пресс, 2003. 485 с.

7 Бердяев Н. А. Самопознание. M.: Эксмо, 2007. 640 е.; Камю А Собр соч Т. 2. Харьков: Фолио, 1997. 530 е.; Сартр Ж.-П. Тошнота. Рассказы. Пьссы. Слова. М.: ACT, 2008. 720 е.; Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. СПб.: Азбука-классика, 2011. 224 е.; Хайдеггер M. Бытие и Время. М.: AdMarginem, 1997 503 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - M.: Политиздат, 1991. 527 с.

в контексте переживания человеком одиночества, усиления индивидуального ощущения чуждости мира, уменьшения социального капитала и осознания человеком бессмысленности и абсурдности своего существования.

Концепции представителей философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера заслуживают отдельного внимания. В своих работах8 они подчеркивают, что невозможно освободиться от отчуждения в условиях современного капитализма, а также то, что одни формы отчуждения постоянно сменяются другими, но уже более современными. В частности, Г. Зиммель в работе «Философия денег» обратил внимание на то, что деньги отнимают у производимой вещи ее целесообразный характер, тем самым «духовно отделяют человека от принадлежащих ему вещей».

В четвертую группу исследований вошли работы теоретиков марксизма и неомарксизма. В диссертации отмечается, что В. Зомбарт9 анализировал феномен отчуждения с точки зрения его негативных последствий, а также поиска потенциальных возможностей для преодоления негативных последствий отчуждения. Теоретики марксизма: В. Ф. Асмус, Э. В. Ильенков, И. С. Нарский и К. В. Островитянов10 основное внимание обращали на исследование причин отчуждения, усматривая их в процессе разделения труда.

В современной отечественной марксистской философии проблема отчуждения была разработана в работах Н.И.Лапина, А. И. Титаренко", прежде всего, в контексте критики буржуазной философии. Их работы существенно расширили методологическую базу и открыли новые

8 Зиммель Г. Избранные работы. СПб.: Ника-Центр, 2006. 440 е.; Зиммель Г. Философия денег. URL: http://www.srinest.com/book 897 chapter_ 13 Georg Zimmel FILOSOFIJA DENEG.html (дата обращения: 13.04.2012).; Шпенглер О. Закат Европы. М.: Попурри, 2009. 656 с.

9 Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. СПб., 2005. 038 е.; Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. СПб., 2005. 479 с.

10 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Высшая школа, 2005. 439 е.; Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Либроком, 2011. 288 е.; Нарский И. С. Отчуждение и труд. М.: Наука, 1983. 145 е.; Нарский И. С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса / И. С. Нарский // Философские науки. 1983. № 2. С. 21; Островитянов К. В. Политическая экономия. М.: Госполитиздат, 1955. 640 с.

" Лапин H. И. Молодой Маркс / H. И. Лапин. 3-е изд., доп. М.: Издательство политической литературы, 1986. 414 с.; Титаренко А. И. Марксистская этика. М.: Издательство политической литературы, 1980. 352 с.

направления осмысления и оценки происходящих экономических и социально-политических процессов. Особое место в плеяде выдающихся отечественных философов занимает И. И. Кальной, рассматривавший отчуждение человека, как закономерность общественного развития.

Неомарксист Г. Маркузе в работе «Одномерный человек»12 ввел в научный оборот понятие одномерного человека, значительно углубив этим понимание феномена духовного отчуждения. Э. Сайд, Н. Хомский -представители движения «Новые Левые» - рассматривали проблему отчуждения человека иначе. В первую очередь их интересует социальный регресс, понимаемый как «откат назад», то есть возвращение к социальной структуре XIX века, в результате которого острота проблем отчуждения

Î 3

многократно возрастет . Анализируя проблему духовного отчуждения, Н. Хомский акцентирует внимание на корпоративной пропаганде, сущность которой состоит в том, что люди «никогда не должны протестовать, и в их головах не должно быть иных мыслей, кроме как осознания необходимости делать то, что им говорят»14.

И, наконец, в диссертации анализируются работы исследователей, рассматривающих проявления разнообразных форм отчуждения в современном глобализирующемся мире. Так, А. де Бенуа15 акцентирует свое внимание на культурном отчуждении, которое он понимает как процесс деградации традиционных социальных институтов, когда в качестве культурных доминант выступает безликая массовая культура, идеалы потребления и развлечения. П. Бурдье, Н. Хомский16 подвергают анализу политическое отчуждение, сущность которого, по их мнению, состоит в

12 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. 344 с.

13 Said Edward W. Interviews With Edward W. Said (Conversations With Public Intellectuals Series). Jackson, Mississippi: University Press of Mississippi, 2004. 253 p.; Хомский H. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт, 2007. 464 е.; Хомский Н. Несостоятельные штаты. М.: Столица Принт, 2007. 478 е.; Хомский Н. Классовая война. М.: Праксис, 2003. 325 с.

14 Хомский Н. Классовая война. М., 2003. С. 224.

15 де Бенуа А. Против либерализма. СПб.: Амфора, 2009. 480 с.

16 Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. 336 е.; Хомский H. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт. 2007. 464 е.; Хомский Н. Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном. М.: Праксис. 2003. 325с.

делегации - передачи части политических полномочий выборным представителям и «откате назад» - к классовой социальной структуре середины XIX века вследствие этого. Д. Иванов и М. Биланов17 занимаются широким спектром проблем, связанных с виртуализацией общества и информационным отчуждением, которое они понимают как такой процесс, когда человек, попадающий под власть информационного продукта, лишается собственного мнения, отчуждается от самого себя, своих поступков и мыслей.

Итак, проблема отчуждения довольно известна в западноевропейской и отечественной философской традиции. Однако произошедшие за последние годы в российском обществе множественные изменения, обусловленные формированием рыночного общества, трансформацией жизненного уклада и переосмыслением ценностей под воздействием глобализации, обусловили необходимость дополнительно исследовать проблему отчуждения. А именно, сконцентрироваться на анализе форм отчуждения, характерных для современного российского общества, осмыслении механизмов их возникновения, развития и прогнозирования будущих состояний отчуждения.

Методы исследования обусловлены спецификой изучения в социальной философии феномена отчуждения, заключающейся в разработке методологических оснований изучения данной проблемы. Отчуждение по своей природе требует системного, комплексного и целостного исследования. Поэтому в основе исследования лежит диалектический метод, включающий принцип всеобщей связи и развития, принцип историзма, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип всеобщей связи позволил рассмотреть феномен отчуждения в соотнесении с другими социокультурными элементами. Использование принципа историзма позволяет учитывать динамику и изменения феномена отчуждения. Принцип

17 Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 е.; Биланов М. Виртуальная реальность как средство преодоления отчуждения. URL

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task= view&page=material&id= 1219 (дата обращения: 08.04.2013).

восхождения от абстрактного к конкретному позволяет перейти от абстрактных и односторонних представлениях о феномене отчуждения к конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении.

Для обоснования авторской концепции был применен метод анкетирования, принципы составления опросника были разработаны американским социологическим институтом Harris Interactive. Авторская анкета разработана и адаптирована для российской специфики, что позволило осуществить анализ состояния отчуждения в современном российском обществе.

Объект исследования - феномен отчуждения в современном российском обществе.

Предмет диссертационного, исследования - социальная динамика феномена отчуждения в современном российском обществе.

Цель диссертации: анализ механизмов, обуславливающих становление новых форм отчуждения в современном российском обществе. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

- рассмотреть существующие теории отчуждения в социальной философии;

- проанализировать данные социологических исследований отчуждения в современном российском обществе;

- выявить и дать характеристику формам отчуждения, существующим в современном российском обществе;

- проанализировать характеристики отчуждения в условиях глобализации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:

- обосновано положение, согласно которому появление новых форм отчуждения - мультиплицирование происходит в лиминальном состоянии общества, когда в социуме совершается смена парадигмы развития, крушение прежних ценностей и появление новых духовных приоритетов;

- выявлена ключевая роль глобализации в процессе порождения новых форм отчуждения, заключающаяся в радикальной фрагментации и трансформации среды обитания человека и его ценностных установок, сопровождающихся технизацией общества, усилением бюрократических и государственных структур, а также давлением со стороны массовой культуры и корпоративной пропаганды;

- обоснованы причины распространения отчуждения в современном российском обществе: экономическое расслоение населения, состояние политической депривации, широкое использование информационных коммуникационных средств, корпоративная пропаганда;

- установлено, что в настоящее время уровень экономического развития общества не является единственным и основополагающим показателем, влияющим на количественный рост отчуждения, как это было в обществе индустриального типа.

Положения, выносимые иа защиту:

1. Материалистическая концепция отчуждения, сформулированная К. Марксом, сохраняет свою теоретико-методологическую значимость в современных исследованиях феномена отчуждения.

2. В философии XX столетия представлен анализ феномена духовного отчуждения в обществе, суть которого заключается в утрате личностью способности выявления и реализации духовных потребностей бытия. Духовное отчуждение характеризуется потерей внутренней свободы и способности личности к саморазвитию.

3. Под воздействием глобализации в современном российском обществе, появляются новые формы отчуждения (информационное и культурное отчуждение), однако формы отчуждения, проявившиеся ранее (отчуждение от труда, отчуждение от результатов труда, социальное, экономическое политическое и духовное отчуждение), не сходят с исторической арены, поскольку причины их появления полностью не преодолены.

4. Уровень отчуждения, понимаемый как количество людей, подвергшихся негативному влиянию отчуждения, не имеет прямой зависимости от экономических показателей. Колебания уровня отчуждения зависят от совокупного влияния экономических, политических, социальных, культурных и духовных факторов.

5. В России уровень отчуждения существенно выше, чем в США; основной причиной этого являются глубокие социально-экономические и политические изменения 1990-х годов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации противоречивой и разрозненной информации, которая позволила выявить основные особенности отчуждения в современном российском обществе, заключающиеся в том, что новые формы отчуждения не вытесняют старые, а дополняют их, тем самым усиливая отчуждение личности. В диссертации отражены динамика развития и противоречия социально-философских концепций данной проблемы.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в конкретно-социологических исследованиях уровня и динамики отчуждения. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы для подготовки к лекционным курсам по философии, социологии и культурологии, а также учитываться при разработке социальной и культурной политики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в 7 статьях (в том числе в 3 статьях, опубликованных в изданиях, включенных в список ВАК РФ).

Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских вузовских научных и научно-практических конференциях: на IV международной конференции «Глобализация и проблемы мира» (СПб., 2010); на городской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в

исследовании молодых ученых» (СПб., 2010); на V международной конференции «Глобальная безопасность и устойчивое развитие геоцивилизаций» (СПб., 2011); на 6-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 2011); на городской научно-практической конференции аспирантов магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в исследовании молодых ученых» (СПб., 2011); на V международной конференции «Советская культура: взгляд из современности» (СПб., 2012); на VI международной конференции «Новые горизонты глобального мира» (СПб., 2012); на международной конференции «Социология безопасности» (СПб., 2013).

Структура диссертации. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии, включая 217 наименований на русском и английском языках.

Глава I. Отчуждение как предмет социальной философии 1.1 Материалистическая концепция отчуждения: марксизм

Отчуждение - феномен отделения людей от какой-либо деятельности, при этом деятельность может пониматься предельно широко. В зависимости от контекста, это может быть социальная, политическая, духовная, культурная или экономическая деятельность. Яркой особенностью отчуждения является то, что человек, подвергаясь его пагубному воздействию, не ощущает себя центром своего мира и источником собственных действий, воспринимая себя и окружающих подобно тому, как воспринимаются вещи.

Проблема отчуждения человека была предметом активного обсуждения в социальной философии. Впервые в европейской науке проблема отчуждения человека была поднята просветителями и гуманистами ХУП-ХУШ вв. (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). Философы-просветители понимали отчуждение как передачу части естественных прав человека государству на основе общественного договора. Истоки отчуждения ученые-гуманисты усматривали в моменте передачи прав отдельного индивида государству с последующим попаданием в зависимость от него. Другими словами, в центре их внимания было политическое отчуждение.

Особую роль в концептуализации проблемы отчуждения сыграли

классики немецкой философии (И. Г. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах),

которые выявили религиозно-духовную и социально-антропологическую

18

основу отчуждения. В системе философских взглядов И. Г. Фихте проблема отчуждения, по словам П. П. Гайденко, обрела новую грань - впервые в европейской науке процесс отчуждения выделился в качестве комплексного

18 Фихте И. Г. Сочинения. М.: Наука, 2008. 752 с.

феномена19. Таким образом, немецкий ученый произвел прорыв в науке, а система его взглядов послужила базисом для философских идей Г. Гегеля.

Г. Гегель продолжил дальнейшее теоретическое исследование феномена отчуждения, которое, по сути, является способом построения его философской системы: отчуждение характеризует особое отношение

человека к созданной им реальности в условиях буржуазного и правового

20

общества. В работе «Феноменология духа» , рассматривая современное ему общество - мир отчужденного духа, ученый констатирует, что действительность предстает здесь для человека как «...нечто непосредственное отчужденное»21, а самосознание «...создает свой мир и относится к нему как к некому чуждому миру, так что отныне оно должно завладеть им»22.

Немецкий философ был первым в истории философии, кто проанализировал феномен отчуждения человека в труде, а по сути обозначил отчуждение человека от процесса труда как форму отчуждения. Необходимость в постоянном увеличении производимой продукции ведет к потере творческой составляющей, действия наемного работника становятся всё более и более однообразными, монотонными и элементарными, что является следствием всё большего разделения труда и усложнения орудий труда. Однако вышеобозначенные процессы формируют неприязненное и отчужденное отношение работника к труду, а трудовая деятельность становится источником отчуждения, постепенно приводя к общественному, имущественному и социальному расслоению. Тогда «жизнь большей массы людей оказывается ниже известного уровня существования <...>, а это ведет к потере чувства права, правомерности и чести обеспечивать свое существование собственной деятельностью и собственным трудом, возникает

19 Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. - М., 1990. С. 73.

20 Гегель Г. Феноменология духа СПб.: Наука, 2006. 443 с.

21 Гегель Г. Собр. соч., Т. 4. М., 1959. С. 263-264.

22 Там же. С 265.

чернь, что, в свою очередь, способствует концентрации несметных богатств в немногих руках»23.

Несмотря на определенный идеализм, Г. Гегель оказал существенное влияние на потомков и последователей, среди которых можно выделить Л. Фейербаха, также не прошедшего мимо проблемы отчуждения человека. Последний исследовал отчуждение с антропологических и материалистических позиций, поэтому истоки отчуждения, в отличие от Г. Гегеля, видевшего их во власти и богатстве, Л. Фейербах обнаруживал в человеческой природе и ее сущности.

Вопрос религии и ее связи с отчуждением человека чрезвычайно важен, поскольку позиции Г. Гегеля и Л. Фейербаха по этому вопросу расходятся. Если для Г. Гегеля религия - это один из способов устранения отчуждения через познание, то для Л. Фейербаха религия - это искаженное порождение человеческой природы вызывающее отчуждение ввиду страхов и слабости человека перед самим собой. «Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости, то, от чего человек зависит и чувствует себя зависимым»24.

Таким образом, Л. Фейербах, анализируя религию, выделил духовное отчуждение как форму отчуждения, сущность которого заключается в утрате человеком своей природы, неповторимости и уникальности. Что может постепенно привести к появлению общества взаимной неприязни, состоящего из враждебных друг другу индивидов. В отличие от своего предшественника Г. Гегеля, рассматривающего отчуждение как закономерный компонент общественного развития, не несущий в себе негативного оттенка, Л. Фейербах рассматривал отчуждение как сугубо негативное и враждебное природе человека явление.

23 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 271.

24 Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах. Т. 2. М., 1955. С. 3.

Под прямым воздействием работ Г. Гегеля и Л. Фейербаха возникло учение К. Маркса, которое являлось непосредственным и дальнейшим осмыслением поднятых классиками проблем. Основы марксистского мировоззрения были провозглашены в первой программной работе:

25

«Манифест Коммунистической партии» , написанной К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г. В своем социально-экономическом учении немецкий философ обобщил колоссальный эмпирический материал по истории человеческого общества. Ему принадлежит открытие капиталистического способа производства, исследование законов возникновения и развития капитализма26. Для нас наибольший интерес, безусловно, представляет система взглядов К Маркса на проблему отчуждения и на формирование представлений о формах отчуждения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Канатаев, Дмитрий Владимирович, 2013 год

Библиография

1. А. де Бенуа. Как можно быть язычником. М.: Русская правда, 2004. 240 с.

2. А. де Бенуа. Против либерализма. СПб.: Амфора, 2009. 480 с.

3. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.

4. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001.416 с.

5. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. М.: Интер-Версо, 1991. 272 с.

6. Асмус В. Ф. Историко-философские Этюды. М.: Мысль, 1984. 318 с.

7. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1: От прошлого к будущему. Новосибирск.: Сибирский хронограф, 1998. 804 с.

8. Багатурия Г. А. Структура и содержание рукописи первой главы «Немецкой идеологии» Текст / Г. А. Багатурия // Вопросы философии. 1960. С. 109-117.

9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт прогнозирования. М.: Academia 1999. 778 с.

10. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. СПб.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. 304 с.

11. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Эксмо, 2007. 640 с.

12. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html (дата обращения: 20.05.2013).

13. Бердяев Н. А. Человек и машина. URL: http://masters.donntu.edu.ua/2007/kita/ovcharenko/library/berdvaev article 01 ,ht m (дата обращения: 18.05.2013).

14. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2010. 256 с.

15. Бибихин В. Вместо предисловия // Хайдеггер М. Что такое метафизика? - М.: Академический Проект, 2007. 484 с.

16. Биланов М. Виртуальная реальность как средство преодоления отчуждения. URL: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id= 1 219 (дата обращения: 02.06.2013).

17. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука: тектология. М.: Финансы, 2003. 496 с.

18. Богданов А. А. Новый мир. Вопросы социализма. М.: КомКнига, 2010. 138 с.

19. Бодрийар Ж. Ясперс К. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007. 272 с.

20. Булавка Л. Постсоветская реальность: императив симулятивного бытия. URL: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/a2-2012/15620-postsovetskaya-realnost-imperativ-simulyativnogo-bytiya.html (дата обращения: 22.05.2013).

21. Бурдье П. Делегирование и политический фетишизм. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2009/2615 (дата обращения: 23.04.2013).

22. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001. 416 с.

23. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М.: Территория будущего, 2006. 246 с.

24. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС, 2003. 256 с.

25. Вальц Л. Л. Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. СПб., 2009. 156 с.

26. Вахитов Р. Р. Перспектива информационного тоталитаризма и способы борьбы с ним / Р. Р. Вахитов // Вестник РФО. 2001. № 4. С. 61-67.

27. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

28. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002. 352 с.

29. Волович В. Н. Отчуждение как условие формирования нового рабочего класса в постсоветской России. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArt!d=2227 (дата обращения: 26.05.2013).

30. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997. С. 18

31. Гаттаулин А. И. Социальный субъект в исторических формах отчуждения: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. Казань, 2011. 159 с.

32. Гегель Г. В. Ф. Философия права М.: Мысль, 1990. 524 с.

33. Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 2006. 443 с.

34. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1964. 748 с.

35. Гоббс Т. О человеке. М.: Мысль, 1964. 583 с.

36. Гольц Г. Памяти Александра Самоиловича Ахиезера URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0305/nauka01.php (дата обращения 25.01.2013)

37. Горозия В. В. Сущность отчуждения и основные формы его проявления в условиях НТР: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.01. Тбилиси, 1984. 217 с.

38. Горшков М. К. Российское общество в социологическом измерении. URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2008/sociology/gorshkov.pdf (дата обращения: 15.03.2013).

39. Горшков М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2001. 672 с.

40. Горшков М. К. Социально-политическое измерение модернизации российского общества. URL:

http://www.isras.ru/files/File/Gumanitary Yuga Rossii/2012 _l/Gorshkov_st.pdf (дата обращения: 16.03.2013).

41. Грааф Дж. и др. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра, Культура, 2003. 392 с.

42. Грамши А. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1980. 422 с.

43. Грицанов А. А., Овчаренко В. И. Человек и отчуждение. Минск: Вышэйшая школа, 1991. 128 с.

44. Губарев М. Apple впервые опередила Microsoft URL: http://www.sotovik.ru/news/apple-vpervie-operedila-microsoft.html (дата обращения: 25.05.2013).

45. ГулиевВ.Е. Отчужденное государство: Проблемы политического и правового отчуждения в современной России. М.: Манускрипт, 1998. 214 с.

46. Делягин М. Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М.: Инфа-М, 2003. 768 с.

47. Денисенко Н. А. Конфликт, как средство преодоления отчуждения в деятельности: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. -Новосибирск, 2004. 178 с.

48. Дрола X., Хеделер В. Конференция по проблеме отчуждения в Берлине / Х.Дрола, В.Хеделер // Философские науки. 1984. № 6. С. 132-134.

49. Зиммель Г. Избранные работы. СПб.: Ника-Центр, 2006. 440 с.

50. Зиммель Г. Конфликт современной культуры URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/files/course/zimmel.pdf (дата обращения: 23.05.2013).

51. Зиммель Г. Философия денег. URL: http://www.srinest.com/book_897 chapter_13 GeorgZimmelFILOSOFIJA DE NEG.html (дата обращения: 27.05.2013).

Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. 638 с.

Зомбарт В. Война и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. СПб.: Владимир Даль, 2008. 480 с.

Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. СПб.: Владимир Даль, 2005. 479 с.

Зомбарт В. Торгаши и герои. Раздумья патриота // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. II. СПб.: Владимир Даль, 2005. 655 с.

Зуев К. А. Методологические и социальные проблемы компьютеризации / К. А. Зуев // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 43-55.

52.

53.

54.

55.

57. Иванов Д. В. О видах и формах отчуждения / Д. В. Иванов // Вестн. МГУ. Сер. 8, Философия. 1972. № 1. С. 22-28.

58. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/ivanov d v.txt (дата обращения: 18.04.2013).

59. Игнатов М. А. Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13. Белгород, 2011. 155 с.

60. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Новости, 1991. 344 с.

61. Ильенков Э. В. Маркс и западный мир. URL: http://leftinmsu.narod.ru/polit files/books/Marx and West.html (дата обращения: 14.05.2013).

62. Ильенков Э. В. Гегель и «отчуждение». URL: http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/hgentfr.html (дата обращения: 16.05.2013).

63. Иноземцев В. J1. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспектива. М.: Логос, 2000. 192 с.

64. Исмагилов К. Н. Социально-философский анализ форм отчуждения: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11. Уфа, 2001. 156 с.

65. История экономических учений. М., 1963. URL http://www.ekoslovar.ru/istoria.html (дата обращения: 21.01.2012).

66. Каграманов Ю. М. Метаморфозы нигилизма: О «новых философах» и «новых правых». М.: Политиздат, 1986. 160 с.

67. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М.: Русаки, 2010. 605 с.

68. Кальной И.И. Философия. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 447с.

69. Камю А. Собр. соч. Т. 2. Харьков: Фолио, 1997. 530 с.

70. Кара-Мурза С. Г. Демонтаж народа. М.: Алгоритм, 2007. 704 с.

71. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. 864 с.

72. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 607 с.

73. Кешелава В. В. Миф о двух Марксах. М.: Политиздат, 1963. 119 с.

74. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л.: Лениздат, 1976. 240 с.

75. Клюенков О. И. Феномен отчуждения как опыт его существования: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. Архангельск, 2007. 140 с.

76. Кляйн Н. Доктрина шока. М.: Добрая книга, 2011. 656 с.

77. Колядко А. В. Проблема отчуждения в философии Э. Фромма: философско-антропологический анализ: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13. Тула, 2006. 201 с.

78. Корш К. Марксизм и философия. 1Л1Ь: http://scepsis.ru/library/id_672.html (дата обращения: 18.04.2013).

79. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс -Традиция, 2001. 240 с.

80. Лапин Н. И. Молодой Маркс. М.: Политиздат, 1986. 414 с.

81. Лапин Н. И. От отчуждения к свободе / Н.И. Лапин // Философское сознание: драматизм обновления; отв. ред. Н. И. Лапин; сост. Е. Н. Шульга. М.: Политиздат, 1991. С. 382-409.

82. Лапин Н. И. Отчуждение / Н. И. Лапин // Новая философская энциклопедия: В 4-х т.т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. С. 181-182.

83. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. Государство и революция. Детская болезнь левизны в коммунизме. СПб.: Астрель, 2012 — 320с.

84. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 332 с.

85. Лукач Д. История и классовое сознание. М.: Логос-Альтера, 2003. 416 с.

86. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987. 616 с.

87. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. Т. 26, № 6. С. 87-101.

88. Макарьева А. А. Проблема отчуждения в философии Франкфуртской школы неомарксизма и теоретическое наследие К. Маркса: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.03. Тверь, 2011. 195 с.

89. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 07.11.2012).

90. Мамфорд JI. Миф машины. М.: Логос, 2001. 408 с.

91. Манн Т. Собр. Соч. Т. 10. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. 696 с.

92. Марк К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. 690 с.

93. Маркс К. Первоначальный вариант Капитала (Экономические рукописи 1857-1859 годов). М.: Политиздат, 1987. 463 с.

94. Маркс К. Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Сочинения: в 46 т. 2-е изд. М., 1968. Т. 46. 561 с.

95. Маркс К., Энгельс Ф. Анкета для рабочих // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. Т. 19. С. 233-240.

96. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1960. Т. 23. 920 с.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.: Госполитиздат, 1950. 73 с.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. - М., 1955. Т. 3. 650 с.

99. Маркс К., Энгельс Ф. Оправдание Мозельского корреспондента // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М., 1955. Т. 1. С. 205-210.

100. Маркс К., Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М., 1955. Т. 2. 688 с.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Предисловие // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. - М., 1955. Т. 3. С. 5-12.

102. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. 344 с.

103. Мартьянов В. Постиндустриальное Общество для России: миф, теория, реальная альтернатива? URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos 01_2008/02.pdf.

104. Межу ев Б. В. Ноам Хомский и ситуация наших дней / URL: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/global/fight/situation/ (дата обращения: 02.06.2013).

105. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт общегуманитарных исследователей, 2004. 224 с.

106. Народное хозяйство СССР 1922-1972. Юбилейный Статистический Ежегодник. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1961. [Электронный ресурс] / Способ доступа: http://mYsteriouscountry.ru/wiki/index.php/1922-1972 (дата обращения: 05.02.2013).

107/ Народное хозяйство СССР в 1960 году. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1961. [Электронный ресурс] / Способ доступа:

http://mysteriouscountry.ru/wiki/index.php 1960 (дата обращения: 06.02.2013).

108. Нарский И. С. Отчуждение и труд. М.: Наука, 1983. 145 с.

109. Нарский И. С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса // Философские науки. 1983. № 2. С. 21.

110. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. М.: ИРИСЭН, 2007. 560 с.

111. Овсейцев А. А. Марксизм-XXI. Гносеологический зигзаг российской онтологии (В чем «вина» Марксизма-XIX?) URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/00121407.htm (дата обращения: 20.05.2013).

112. Осин Е. Н. Смысловое отчуждение в сфере образования: перспективы развития URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov 2007/16/Osin EN.pdf (дата обращения: 18.04.2013).

113. Островитянов К. В. Политическая экономия. М.: Госполитиздат, 1955. 640 с.

114. Парцвания В. В. Генеалогия отчуждения: диссертация... доктора философских наук: 09.00.13. СПб., 2003. 400 с.

115. Петошина С. И. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11.-Мурманск, 2010. 172 с.

116. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти тт. Т. 2. М., 1956. 824 с.

117. Плеханов Г. В. Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории. URL: http://az.lib .ru/p/plehanow_g_w/text 1895_tierry.shtml (дата обращения: 21.05.2013).

118. Посадский А. Экологическая модернизация в контексте теорий постиндустриального и информационного общества URL: http://www.soctheol.ru/osnova.php?ida=634 (дата обращения: 08.06.2013).

119. Пресс-выпуск № 29: 22 сентября 2001 года URL: http://www.levada.ru/22-10-200l/press-vypusk-29-22-oktyabrya-2001 -goda (дата обращения: 13.05.2013).

120. Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления. Томск: Издательство ТГУ, 1995. 108 с.

121. Прозоров Ю. А. Феномен отчуждения как объект социологического исследования. Текст.: автореф. дис. канд. соц. наук / Ю. А. Прозоров. М., 1991. С. 12.

122. Рикардо Д. Сочинения. Т 1. М, 1955. 568 с.

123. Россохин А. В., Измагурова В. JI. Личность в измененных состояниях сознания. М.: Смысл, 2004. 544 с.

124. Руткевич А. Вернер Зомбарт - историк капитализма // Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. I. СПб.: Владимир Даль, 2005. 638 с.

125. Рыбаков О. Ю. Политическое отчуждение человека / О. Ю. Рыбаков; под ред. О. Б. Манжора. Сарат. гос. акад. права. Саратов, 1997. С. 8.

126. Рюль К. Структура и рост: рост без занятости. URL: http://www.vedomosti.rU/newspaper/article/2004/05/17/75824http://www.vedomo sti.ru/newspaper/article/2004/05/17/75824 (дата обращения: 08.05.2013).

127. Савин JI. Против либерализма: интервью с Аленом де Бенуа URL: http://www.rossia3.ru/ideolog/nashi/ageinstliberals (дата обращения: 22.05.2013).

128. Сартр Ж.-П. Тошнота. Рассказы. Пьесы. Слова. М.: ACT, 2008. 720 с.

129. Сигарева М. А. Формы отчуждения и пути его преодоления в современном обществе: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. Махачкала, 2006. 168 с.

130. Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., 1980. С. 156.

131. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. 677с.

132. Сорокин П. Человек. Цивилизация. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

133. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА-М, 1999. 262 с.

134. Струве П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины (Сборник статей о русской революции). М., 1991. С. 156.

135. Струве П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины (Сборник статей о русской революции). М., 1991. С. 159.

136. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Iz Glub/10.php (дата обращения: 14.05.2013)

13/. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Вехи (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины (Сборник статей о русской революции). М., 1991. С. 466.

138. Струве П. Б. Центральный Комитет РСДРП. Манифест российской социал-демократической рабочей партии. Правда. 1917. 5 марта. № 1. URL: http://his95.narod.ru/03.htm (дата обращения: 14.05.2013).

139. Тимченко Л. Л. Отчуждение в современном обществе: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. Барнаул, 2010. 173 с.

140. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2010. 784 с.

141. Троцкий J1. Д. Беглые мысли о Г.В.Плеханове URL: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotm 168 .htm (дата обращения: 27.04.2013).

142. Тюлин В. Ю. Измерения отчуждения в современной социологии. URL: http://www.isras.ru/abstract bank/1208349925 .pdf (дата обращения: 30.05.2013).

143. Уткин А. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль XXI. 2000. № 2. С. 27-29.

144. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004. 400 с.

145. Федотова В. Г. Модернизация «Другой» Европы URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/fedot_mod.html (дата обращения: 23.05.2013).

146. Федотова В. Г., Колпаков В. А., Федотова Н. Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2008. 608 с.

147. Федотова Г. В. Новые тенденции в понимании модернизации URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_l-2/92-tendencies.html.

148. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2 томах. 12 Том 2. М.: Издательство политической литературы, 1955. 942 с.

149. Фихте И. Г. Сочинения. М.: Наука, 2008. 752 с.

150. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT, 2011. 288 с.

151. Фромм Э. Мужчина и женщина. -М.: ACT, 1998. 512 с.

152. Фромм Э. Человек Одинок URL: http://scepsis.ru/library/id 898.html (дата обращения: 03.06.2013).

153. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидатели благосостояния. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page 1123.html (дата обращения: 06.05.2013).

154. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ACT, 2004. 592 с.

155. Хайдеггер M. Бытие и время. URL: http://lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt (дата обращения: 03.06.2013).

156. Хайдеггер М. Бытие и Время. M.: Ad Marginem, 1997. 503 с.

157. Хайдеггер М. Ницше. СПб.: Владимир Даль, 2007. 464 с.

158. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2005. 603 с.

159. Харлампов А. В. Социальное отчуждение в информационном воздействии: социально-философский анализ: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. Кемерово, 2007. 161 с.

160. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб.: Лань, 2000. 864 с.

161. Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт, 2007. 464 с.

162. Хомский Н. Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном. М.: Праксис, 2003. 325 с.

163. Хомский Н. Несостоятельные штаты. М.: Столица Принт, 2007. 478 с.

164. Хомский Н. Новый военный гуманизм. М.: Праксис, 2002. 320 с.

165. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997. 312 с.

166. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. СПб.: Азбука-классика, 2011. 224 с.

167. Шестов Л. И. Киргегард и экзистенциальная философия. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/shestov/shestl 1 .htm (дата обращения: 23.05.2013).

168. Шестов Л. И. Сочинения в 2-х томах. М.: Наука, 1993. 1226 с.

169. Шестов Л. И. Умозрение и апокалипсис. [URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/shestov/shest05.htm (дата обращения: 13.04.2013).

170. Шетулова Е. Г. Социально-философский анализ отчуждения в историческом процессе: диссертация... доктора философских наук: 09.00.11. Нижний Новгород, 2010. 309 с.

171. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Попурри, 2009. 656 с.

172. Шултус А. А. Российские профсоюзы: уроки прошлого, проблемы настоящего, вызовы будущего. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-257819.html (дата обращения: 22.05.2013).

173. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа. М.: Инфа-М, 2007. 768 с.

174. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа. Самара: Самарский ун-т, 1995. 600 с.

175. Ясперс К. Избранные произведения. М.: Канон, 2011. 453 с.

176. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. 527 с.

177. Alain de Benoist. Confronting globalization. URL: http://www.alaindebenoist.com/pdf/confronting_globalization.pdf (дата обращения: 12.02.2013).

178. Alexander О. С. Modern, Anti, Post and Neo: How Social Theories Have Tried to Understand the «New World» of «Our Time» URL: http://www.zfs-online.org/index.php/zfs/article/viewFile/2860/2397 (дата обращения: 10.02.2013).

179. Bradsher К. Gap in Wealth In U. S. Called Widest in West URL: http://www.nytimes.eom/1995/04/l 7/business/gap-in-wealth-in-us-called-widest-in-west.html?scp=7&sq= 17%20april%201995&st=nyt&pagewanted=2 (дата обращения: 12.02.2013).

180. Bronski Carl. Canadian report shows growing political alienation URL: http://www.wsws.org/articles/2011/dec2011/cana-d 10. shtml (дата обращения: 12.02.2013).

181. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Ökonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997; Virtualisierung des Sozialen. Die Informationsgesellschaft zwischen Fragmentierung und Globalisierung. B. Becker, M. Paetau (Hrsg.) / Frankfurt а. M., 1997.

182. Carey A. Taking the Risk out of Democracy: Propaganda in the US and Australia.University of NSW Press, 1995. 214 p.

183. Chomsky N. 9-11, New York: Seven Stories Press, 2001. 143 p.

184. Chomsky N. Anarchism. URL: http://www.chomsky.info/interviews/197401--.htm (дата обращения: 18.03.2013).

185. Chomsky N. Crisis and hope: Theirs and Ours. URL: http://www.chomsky.info/articles/200909~.htm (дата обращения: 15.03.2013).

186. Chomsky N. Humanitarian Imperialism: The New Doctrine of Imperial Right. URL: http://monthlyreview.org/2008/09/01/humanitarian-imperialism-the-new-doctrine-of-imperial-right (дата обращения: 09.02.2013).

187. Chomsky N. Is the World Too Big to Fail? The Contours of Global Order URL: http://www.chomsky.info/articles/20110421.htm (дата обращения: 12.02.2013).

188. Chomsky N. On the bombings URL: http://www.wussu.com/current/chomsky.htm (дата обращения: 26.02.2013).

189. Chomsky N. Profit over People: Neoliberalism and Global Order, New York: Seven Stories Press, 1999. 170 p.

190. Chomsky N. Superpower and failed states URL: http://www.chomsky.info/articles/20060405.htm (дата обращения: 18.03.2013).

191. Chomsky N. The Ethic of Intervention URL: http://www.chomsky.info/debates/19690327.htm (дата обращения: 18.03.2013).

192. Chomsky N. On The U.S. Human Rights Record URL: http://www.chomsky.info/articles/199407~.htm (дата обращения 25.04.2013)

193. Edward W Said Interviews With Edward W. Said (Conversations With Public Intellectuals Series). Jackson, Mississippi: University Press of Mississippi, 2004. 253 p.

194. GDP (Official exchange rate) URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2195.html (дата обращения: 20.03.2013).

195. Globalization with a Human Face. UNDP Report 1999 // Held D., McGrew A. the Global Transformation Reader. An Introduction to Globalization Debate. Cambrige, 2000. URL: http://hdr.undp.org/en/media/hdr_1999_en_overview.pdf (дата обращения: 12.02.2013).

196. Harris alienation index. URL: http://www.harrisinteractive.com/NewsRoom/HarrisPolls/tabid/447/mid/1508/artic leId/450/ctl/ReadCustom%20Default/Default.aspx (дата обращения: 12.02.2013).

197. Harris alienation index. URL: http://www.harrisinteractive.com/vault/HI-Harris-Poll-Alienation-Index-201 l-09-13.pdf (дата обращения: 12.02.2013).

198. Horowitz David. The Sick Mind of Noam Chomsky URL: http: //archive. frontpagemag .com/ read Article. aspx? ARTID=24447 (дата обращения: 13.02.2013).

199. Jensen R. Fighting alienation in the USA. URL: http://www.counterpunch.org/2003/04/29/fighting-alienation-in-the-usa/ (дата обращения: 13.02.2013).

200. Klein N. No Logo. U.S.: Picador, 544p.

201. Kroker A., Weinstein, M. Data Trash. The Theory of the Virtual Class. Montreal.

202. Lentner H. H. Globalization and Power//Rethinking Globalizations: From Corporate Transnationalism to Local Intervention. London.: University press, 2000. 315 p.

203. Lipton E., Savage C., Shane S. Arizona Suspect's Recent Acts Offer Hints of Alienation. URL:

http://www.nytimes.com/2011/0 l/09/us/politics/09shooter.html?_r=l&pagewanted =all (дата обращения:09.05.2013).

204. Mabroka Al-Werfalli Political Alienation in Libya. UK.: Ithaca press, 2011. 240 p.

205. Maddi S. R., Kobasa S. C., Hoover M. (1979). An alienation test // Journal of Humanistic Psychology. Vol. 19, No. 1. P. 73-76.

206. Oilman B. Alienation: Marx's Conception of Man in Capitalist Society. [Electronic resource] / Mode of access: http://www.nyu.edu/projects/ollman/docs/a_ch21.php (дата обращения: 26.03.2013).

207. Perkins J. Confessions of an Economic Hit Man. USA.: Plume, 2005. 303p.

208. Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L., 1992. 224 p.

209. Schwartz David С. Political alienation and political behavior URL: http://books.google.ru/books?id=7wOVheiteOkC&printsec=frontcover&hl=ru#v=

I

onepage&q&f=false (дата обращения: 30.04.2013).

210. Sholte J. A. Can Globality Bring a Good society? In P. S. Aulakh and M. G. Schechter (eds) // Rethinking Globalizations: From Corporate Transnationalism to Local Intervention. New York, 2000. 306 p.

211. Shostak F. What is up with the GDP? URL: http://mises.org/daily/770 (дата обращения: 14.03.2013).

212. Steingart G. The United States Has Essentially a One-Party System URL: http://www.chomsky.info/interviews/20081010.htm (дата обращения: 19.03.2013).

213. Wallenstein I. Eurocentrism and its Avatars: The Dilemmas of Social Science / URL: http://www.iwallerstein.com/wp-content/uploads/docs/NLREURAV.PDF (дата обращения: 19.03.2013).

214. Wallerstein I. Global Culture(s) - Salvation, Menace, or Myth? URL: http://www2.binghamton.edu/fbc/archive/iwgloculttw.htm (дата обращения: 19.06.2013).

215. Wallerstein I. The Modern World System. N. Y.: Academic Press, 1980. 410 p.

216. Wallerstein I. Unthinking Social Science. The Limits of nineteenth-Century Paradigms. Cambridge, 1991. 296 p.

217. Wilson R. Huhn. Political Alienation in America and the Legal Premises to the Patriot Movement. URL: http://works.bepress.com/wilson_huhn/49/ (дата обращения: 20.03.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.