Диалектика отчуждения и вовлечения: социально-философские аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Прокофьева, Диана Владимировна

  • Прокофьева, Диана Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Прокофьева, Диана Владимировна. Диалектика отчуждения и вовлечения: социально-философские аспекты: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2012. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Прокофьева, Диана Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОТЧУЖДЕНИЯ

1.1. Отчуждение как понятие и социальное явление

1.2.0сновные формы отчуждения и их характеристика

ГЛАВА 2. ВОВЛЕЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ

2.1. Вовлечение как понятие и социальное явление

2.2,Основные формы вовлечения и их характеристика

ГЛАВА 3. ОТЧУЖДЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

3.1 Соотношение форм отчуждения и вовлечения

3.2. Дискурс об отчуждении и вовлечении в современной России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

> \

\

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика отчуждения и вовлечения: социально-философские аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема преодоления отчуждения человека в современном обществе не теряет своей остроты. Во-первых, научно-технический прогресс, способствующий кажущемуся повышению качества жизни людей, на самом деле отчуждает человека'от естественной для него природной среды обитания. Агрессивно наступающий на природу мир техногенной цивилизации навязывает превосходство искусственного над естественным, синтетического - над натуральным. Во-вторых, «всемирная паутина», предложив принципиально новые формы и способы коммуникации, сократила расстояния и превратила мир, выражаясь словами М. Мак-Люэна, в «большую деревню», но, в то же время, Интернет-чаты и форумы, сетевые игры, ICQ становятся приманкой для юного поколения, предпочитающего их непосредственной коммуникации. В складывающемся информационном обществе усиливается отчуждение от социальной интеракции, происходит подмена живого общения его суррогатными формами. В-третьих, высокотехнологичное производство привело к появлению «общество потребления», которое навязывает человеку псевдопотребности, превращая его, по меткому выражению Э. Тоффлера, в «произтребителя» - существо, которое находится в замкнутом круге «производства-потребления». В-четвертых, государство по-прежнему использует политическую идеологию как завуалированную форму насилия над личностью, принуждая его поступать в своих интересах. Все это приводит в конечном итоге к отчуждению человека от самого себя, к утрате интереса к жизни, неспособности конституировать ее смысл.

Именно поэтому в современной философии актуализируется дискурс о вовлечении как альтернативе отчуждения, вовлечении, которое способствует преодолению его негативных последствий. Поиск путей и способов преодоления отчуждения на основе стимулирования различных форм

вовлечения человека в социальную действительность - задача, стоящая перед современными обществоведами.

Степень научной разработанности проблемы. Говоря о проблемах отчуждения человека в современном обществе, нельзя не упомянуть о том, что становление философского дискурса отчуждения и вовлечения уходит корнями в новоевропейскую философию и связано с именами Т Гоббса , Д. Локка2, Ж.-Ж. Руссо.3 Дальнейшая разработка проблемы отчуждения на философско-идеалистической основе связана в немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).4 Материалистическая линия немецкой классической философии в лице Л. Фейербаха обращается к трактовке отчуждения через антропологическую философию и критику религии.5 Новый ракурс рассмотрения проблем отчуждения предлагает К. Маркс, связывая их с анализом частной собственности и товарного производства.6

Существенную лепту в понимание феномена отчуждения привнесла

п

психоаналитическая философия в лице З.Фрейда. Значительное внимание проблеме отчуждения и его преодоления уделили философы франкфуртской школы - Г.Маркузе8, X. Арендг9, Э. Фромм10. Философы-экзистенциалисты -

1 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1991.

2 См.: Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988.

3 См.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998.

4 См.: Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: Эксмо, 2007.

5 См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах. - Том 2. - М.: Полит, лит-ра, 1955.

6 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс. - М.: Прогресс. Б.г., 1988.

7 См.: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии /7 Сумерки богов. - М.: Изд-во политической литературы, 1989.

8 См.: Маркузе Г. Одномерный человек. -М. «Refl-book», 1994.

9 См.: Арендт X. Vita active, или о деятельной жизни / X. Арендт; пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. - СПб: «Алетейя», 2000.

10 См.: Фромм Э. Здоровое общество. - М.: Хранитель, 2006.

А. Камю, Ж.-П.Сартр1 - также обращались к проблемам отчуждённости и включённости человека в природное и социальное бытие. А. Швейцер аргументировал положение о том, что к отчуждению ведёт антигуманный

характер бытия человека.2

В отечественной традиции проблемы отчуждения начали рассматриваться в рамках религиозно-идеалистической философии «серебряного века», в частности, H.A. Бердяевым.3 Однако в советское время проблемы отчуждения анализировались исключительно в контексте вульгаризировнного, упрощенного марксизма. Только в 60-е годы XX века, начинает формироваться плеяда исследователей, которые пытаются более глубоко проникнуть в причины отчуждения, вывести его за пределы частной собственности - это А.П. Огурцов, Э. В. Ильенков, Н.И. Лапин, И.С. Нарский; Т.Н. Ойзерман.4

Серьезные всесторонние исследования проблемы отчуждения появляются, начиная с 70-х годов XX века; это труды З.М. Какабадзе, И.Н. Кального, В.И. Кретова и других.5 В ряде работ проблема отчуждения рассматривается в междисциплинарном ключе - в частности, А.Г. Кини исследует отчуждение и возможность его преодоления посредством образования,6 И.С. Кон, Д.А. Леонтьев и E.H. Осин анализируют

1 См.: Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000.

2 См.: Швейцер А. Культура и этика. - М.; Прогресс, 1973.

3 См.: Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.

4 См., например: Огурцов А. П. Отчуждение и человек: историко-философский очерк//Человек, творчество, наука. Философские проблемы. - М., 1967.; Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991; Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации / Н.И. Лапин // Вопросы философии. - 1992. - № 12; Нарский И.С. Отчуждение и труд. - М.: Мысль, 1983.; Ойзерман Т. И. Проблемы отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. - М., 1965.

5 См., например: Какабадзе З.М. Проблема отчуждения человека: статьи / З.М. Какабадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1972.; Кальной И.Н. Отчуждение: истоки и современность / И.Н. Кальной. - Симферополь: Таврия, 1990.; Кретов В.И. Проблема преодоления отчуждения личности в процессе социально-практической деятельности / В.И. Кретов, А.Х. Бериев. -М.: Мысль, 1995.

6 См.: Кини А.Г. Отчуждение и его преодоление в области образования: (проблем.-практ. программа) / А.Г. Кини. - М.: НИИ культуры, 1992.

психологические аспекты отчуждения человека.1 Нравственное отчуждение широко освещено в работах З.Р. Валеевой.2

Проблемы отчуждения человека и условий, порождающих его в современном обществе, становятся предметом новейших диссертационных исследований, в частности, A.C. Калинина, А.Г. Колчиной, С.И. Петошиной, С.Г. Лагутиной, М.В. Шугурова.3 В центре внимания Н.Г. Гудкова, В.В. Дроздова, К.Н. Исмагилова, Е.М. Прошановой оказываются проблемы

4

сущности, структуры и типологии различных проявлении отчуждения.

Исследования С.А. Ветрова и Ф.Е. Джейранова посвящены проблемам отчуждения в трансформирующемся обществе, в частности, российском.5 Отчуждение деятельности рассматривает А.И.Беспалов, культурное отчуждение - Т.В. Белова, политическое - Е.В. Фигура.6 Особое внимание

1 См., например: Кон И.С. Личность и общество (возвращаясь к проблеме отчуждения) // Иностранная литература. - 1966. - № 5. - С.222-231.; Леонтьев Д.А., Осин E.H. Смыслоутрата и отчуждение. // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 4.

2 См.: Валеева З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк), монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 112 с.

3 См.: Калинин A.C. Общество потребления как предмет социально-философского исследования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 30 е.; Колчина А.Г. Отчуждение как измененное состояние сознания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2009. - 19 е.; Петошина С.И. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие философского анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Архангельск, 2010. - 22 е.; Лагутин С.Г. Социально-философская и методологическая ценность категории <<отчуждение»: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1998. - 29 е.; Шугуров М.В. Человек в опыте отчуждения: герменевтико-феноменологический подход: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. Саратов, 2000. - 36 с.

4 См.: Гудков Н.Г. Основные формы и сущность отчуждения в современном обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - М., 2004. - 19 е.; Дроздов В.В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его функционирования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2004. - 21с.; Исмагилов К.Н. Социально-философский анализ форм отчуждения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Уфа, 2001. - 24 е.; Прошанова Е.М. Понятие отчуждения: эволюция и обоснование его атрибутивности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Краснодар, 2002. - 23 с.

5 См.: Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе. Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Омск, 1995. - 22 е.; Джейранов Ф.Е. Феномен отчуждения в исторических судьбах России. Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Ижевск, 2002. - 19 с.

6 См.: Беспалов А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - М., 2004. - 29 е.; Белова Т.В. Отчуждение в культуре: (Социологический аспект): Автореф. дис. ... док. филос. наук - М., 1993.; Фигура Е.В.

уделяется проблеме отчуждения молодежи, в частности, в сфере культуры, чему посвящена диссертация Н.А. Немировского.1 Пути и способы преодоления отчуждения также находятся в центре внимания российских исследователей, в частности, Д.И. Пейсахова.2 Н.А.Денисенко, в качестве способа преодоления отчуждения рассматривает конфликт.3

Однако более адекватной диалектической категорией к понятию отчуждения, с точки зрения диссертанта, выступает понятие вовлечения. Оно было введено в понятийный аппарат философского знания благодаря французским философам-персоналистам, в 30-е годы XX века. В поисках сущности человека они, и прежде всего, Э. Мунье, обратились к практической стороне его жизнедеятельности и попытались определить роль труда в его жизни, пользуясь понятием «вовлечение».4 Впоследствии тема вовлечения в контексте политической теории начинает рассматриваться Ю. Хабермасом, разработавшим теорию коммуникативного действия и поведения. Концепт вовлечения, таким образом, становится у него условием и гарантом диалога, ведущего к консенсусу.5

Вместе с тем, исследований, посвященных целостному социально-философскому анализу взаимосвязи феноменов отчуждения и вовлечения, пока нет. Подавляющее большинство исследований посвящены различным аспектам отчуждения, что явно сужает понимание его диалектической

Политическое отчуждение: (Филос. аспект). Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Ростов н/Д, 1993.

1 См.: Немировский Д.А. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Новосибирск, 1998.-24 с.

2 См.: Пейсахов Д.И. Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Курган, 1998. - 31 с.

3 См„ например: Денисенко H.A. Конфликт как средство преодоления отчуждения в деятельности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2004. - 16 е.; Долгов А.Н. Сознание и отчуждение как необходимые условия возникновения конфликта / А.Н. Долгов // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. исслед. молодых ученых. 2001. - Вып. 1. - С. 26-29.

4 См.: Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. с фр. И. С. Вдовиной. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994.

5 См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001.

природы. Кроме того, практически отсутствуют работы, посвященные всестороннему рассмотрению феномена вовлечения. Вышеуказанные обстоятельства обуславливают необходимость обращения к социально-философским аспектам взаимосвязи отчуждения и вовлечения, в том числе -на примере современного общества.

Объектом диссертационного исследования является бытие человека в обществе.

В качестве предмета исследования выступает динамическая взаимосвязь процессов отчуждения и вовлечения как форм бытия человека в обществе.

Цель данного исследования состоит в разработке проблем диалектической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека в социально-философском контексте. Она может быть достигнута посредством решения ряда исследовательских задач:

- анализа отчуждения как социально-философского понятия и социального явления;

- , исследования основных форм отчуждения;

- постижения вовлечения как социально-философского понятия и социального явления;

- выявления основных форм вовлечения;

- ^анализа соотношения форм вовлечения и отчуждения в социально-философском контексте.

- исследования особенностей дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России.

В качестве методологического основания работы выступает современная социальная теория, которая акцентирует внимание на специфике взаимосвязи социальных субъектов, обусловленной как уровнем их личностного развития, так и социокультурными обстоятельствами, и порождающей феномены отчуждения и вовлечения.

Применяемый в работе диалектический метод позволил раскрыть особенности динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об отчуждении и вовлечении в ходе развития социума, деятельностный - на уяснение специфики различных форм отчуждения и освоения. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.

Научная новизна диссертации может быть детализирована в следующих положениях:

• доказана необходимость применения к постижению процессов отчуждения-вовлечения интегрального социально-философского подхода, основанного на понимании их сложной социально-процессуальной природы;

• обоснована авторская типология отчуждения на основе выявления двух его ипостасей - экзистенциального и исторического отчуждения; при этом экзистенциальное отчуждение обусловлено специфической природой человека и в принципе непреодолимо, а историческое отчуждение модифицируется в ходе общественной эволюции и может быть до определенной степени «снято» благодаря социальным институтам;

• доказано, что к экзистенциальному отчуждению можно отнести смысложизненное (мировоззренческое) отчуждение, религиозное отчуждение и нравственное (моральное) отчуждение; к историческому, соответственно - политическое, правовое, экономическое, технологическое и тендерное отчуждение;

• обосновано, что в силу диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения, последнее выступает в тех же ипостасях и формах, что и первое, однако требует для своей актуализации как индивидуальных, так и общественных усилий;

• выявлено, что специфика диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения в обществе состоит в том, что они имеют тенденцию к взаимопереходу, но качественно определены в рамках определенной «меры», критерии которой задаются как индивидом, так и обществом;

• выявлены особенности дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России, заключающиеся в констатации особой роли ценностного, политического, правового, экономического отчуждения, а также отчуждения от судьбы отечества и ценностей образования и культуры, и необходимости актуализащи соответствующих им форм вовлечения.

Теоретическая значимость исследования состоит в социально-философском анализе феноменов отчуждения и вовлечения, проведенном как в синхроническом, так и диахроническом планах. Выявлены социокультурные предпосылки и условия возникновения понятия «вовлечение», а также особенности диалектики отчуждения и вовлечения как

понятий и социальных явлений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что понимание особенностей динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения будет способствовать формированию более адекватных гармоническому развитию личности форм социального взаимодействия. Материалы исследования могут быть использованы как составная часть при разработке образовательных программ по социальной философии.

Апробация работы. Идеи, изложенные в диссертации, были озвучены в ряде статей и выступлений на конференциях межрегионального и всероссийского уровня, в том числе во всероссийских - «Судьба России в эпоху глобализации» (Уфа, 2009), «Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты» (Уфа, 2010), региональных - Садыковские чтения (Уфа, 2009), сообщались на мероприятиях в рамках Дней молодежной науки в Республике Башкортостан

(Уфа, 2011). Результаты исследования докладывались на методологическом семинаре по социальной философии на кафедре философии Башкирского государственного университета (май 2010 года).

Материалы диссертации нашли отражение в 8 научных публикациях

автора общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 191 наименования. Общий объем диссертации - 169 страниц.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ОТЧУЖДЕНИЯ

Решение поставленных перед нами задач предполагает опору на ряд понятий. В нашем случае это понятия отчуждения и вовлечения, имеющие ряд соотносимых понятий: освоение, опредмечивание, овеществление, распредмечивание, реификация и так далее, которые играют значительную роль в понимании феноменов отчуждения и освоения. В первой главе исследуется как понятие отчуждения, так и это многоликое явление; осуществляется попытка авторской типологизации видов и форм отчуждения.

1.1. Отчуждение как понятие и социальное явление

Понятие отчуждения относится к числу полисемантических. Например, в юриспруденции этим словом обозначается акт передачи прав собственности на что-либо от одного лица к другому. В религии говорят об отчуждении как о смерти индивида, о прекращении его физической деятельности: душа человека отчуждается от его тела, а тело от души; прекращается активная деятельность человека в мирских делах. В социальной философии отчуждение касается деятельной личности и степени полноты проявления сущностных способностей человека.

В рамках современного социально-философского дискурса «отчуждением» называют философскую категорию для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу,

становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.1 Иными словами, отчуждение, как и вовлечение, мы должны рассматривать сквозь призму общественных отношений. В современной философской литературе под общественными отношениями понимают многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Специфика общественных отношений заключается в том, что здесь не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, - политических партий).

Общественные отношения, будучи формой деятельности людей, имеют надличностный, надиндивидуальный характер. Они строятся на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Сущность общественных отношений состоит не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Иными словами, общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом, тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.2

Близкими к «отчуждению» являются использовавшиеся К.Марксом понятия . «опредмечивание» и «овеществление» (реификация). Вообще понятия опредмечивания и распредмечивания употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития «родовой сущности» человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие

1 См.: Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. научн. ред. Грицанов A.A. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 753 с.

2 См.: Андреева И.Н. Общественные отношения // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее, этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношений между людьми видимости отношений между вещами). Этот перечень идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе.1

В отечественной религиозно-философской мысли понятие отчуждения рассматривалось в одном смысловом поле с понятием «объективации», т.е. предметного воплощения человеческих способностей в результате деятельности, когда деятельность и её результаты противостояли человеку, начинали господствовать над ним. В философии H.A. Бердяева объективация выступает как фундаментальная установка экзистенциального «я» (духа), которая заключается в отчуждении духа от самого себя и выбрасывании его вовне. Другой фундаментальной установкой духа, противостоящей объективации, является творчество или самоуглубление духа. Объективация представляет собой не раскрытие, обнаружение духа, а, наоборот, его закрытие, обеднение, вынужденное проявление в искаженной форме.

Помимо этого, достаточно распространенным является близкое по содержанию к отчуждению понятие экстернализации, введенное американским психоаналитиком К. Хорни для описания тенденции ухода человека от реального Я и возложения ответственности за собственные

1 Подробнее см.: Новейший философский словарь / A.A. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

2 См.: Русская философия: словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995. -655 с.

трудности на внешние факторы и обстоятельства жизни. Под экстернализацией К. Хорни понимала попытку человека покинуть территорию своего Я, когда расхождение между реальным Я и идеализированным образом становится непереносимым и опора на собственные силы внутри себя оказывается проблематичной. В этом случае человеку' не остается ничего другого, как убежать от своего Я и воспринимать все происходящее, как если бы оно имело место вне его.

Экстернализация напоминает собой проекцию, означающую перенесение вины и ответственности за отвергаемые человеком в себе качества или наклонности на других людей. Согласно К. Хорни, вследствие экстернализации наблюдаются: зависимость от других людей; чрезмерная зависимость от внешних обстоятельств; ощущение чего-то мелкого, поверхностного; гложущее чувство пустоты. Экстернализация может сопровождаться презрением человека к себе, принимающим форму презрения к другим людям или ощущения, что они смотрят с презрением на него.

К различным видам экстернализации относятся так же внутреннее принуждение в форме оказания давления на других людей, то есть навязывание им стандартов, которые терзают самого человека, и внутренний диктат в форме сверхчувствительности ко всему во внешнем мире, что напоминает принуждение.1

Современные исследователи, такие, как С.С. Шинкова, развивая идеи, предложенные еще Г.В.Ф. Гегелем, в качестве парной категории к понятию «отчуждения» используют понятие «освоение».2 С нашей точки зрения, логичнее было бы представить процесс включения человека в общественные отношения как цепочку «освоение - отчуждение - вовлечение». Освоение -это процесс первичного «вхождения» человека в мир, осуществляемый в

1 Подробнее см.: Экстернализация // Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010.

2 Шинкова С.С. Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения. Автореф. дис ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2007. - 20 с.

процессе интериоризации, а процессы отчуждения и вовлечения связаны соответственно с экстернализацией и экстериоризацией человека.

Если экстернализация - показатель отчужденности человека, то экстериоризация, напротив, связана с возможностью «вовлечения» человека в социум. Напомним, что экстериоризация - это вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте. Экстериоризация, в частности, осуществляется в процессе творчества как завершающий его этап. Экстериоризация и интериоризация взаимообусловлены. Связывая это с механизмами употребления речи, можно сказать, что мы осознаем нечто, будучи в состоянии назвать это, и наоборот, называя нечто, мы делаем шаг в направлении его осознания. Ситуация экстериоризации - ситуация коммуникации, когда возникает необходимость раскрытия Свернутой мысли (чувства и т.п.), структурирования ее для того, чтобы мысль была понята.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Прокофьева, Диана Владимировна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абишева A.K. Социальное отчуждение и концепция неврозов З.Фрейда / А.К. Абишева // Евраз. Сообщество: экономика, политика, безопасность. -Алма-Аты, 1998.-№ 4.-С. 189-186.

2. Абульханова-Славская К.А. Сознание личности в кризисном обществе / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Ж1 РАН, 1995.-235 с.

3. Аверина O.P. Отчуждение в политической сфере общественной жизни: социально-философские аспекты: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - M., 1992. - 22 с.

4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001. - С. 48-49.

5. Акинин A.A., Шевелев A.A., Правящий «класс», либерализация экономики и проблема авторитарной модернизации России. // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 4(12).

6. Андреев А. П., Валеева 3. Р. Нравственное отчуждение человека в христианско-этической рефлексии // СОФИЯ: Альманах: Вып. 1: А. Ф. Лосев: ойкумена мысли. - Уфа: Издательство «Здравоохранение Башкортостана», 2005.-С. 164-169.

7. Андреева И.Н. Общественные отношения // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

8. Андриянова Е.А. Феномен отчуждения в эпоху глобализации / Е.А. Андриянова, C.B. Тихонова // Гуманизм, глобализм и будущее России: материалы междунар. науч. конф. - СПб, 2002. - С. 146-149.

9. Арендт X. Vita active, или о деятельной жизни / X. Арендт; пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. - СПб: «Алетейя», 2000. - 437 с.

10. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон; пер с фр. Г.И. Семенова. -М.: Текст, 1993.-302 с.

11. Ахиезер A.C. Россия как большое общество// Вопросы философии. -1993.-№1.-С. 3-19.

12. Белова Т.В. Отчуждение в культуре: (Социологический аспект): Автореф. дис. ... док. филос. наук. -М., 1993.

13. Бердяев H.A. О назначении человека. О рабстве и свободе человека / H.A. Бердяев. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 637 с.

14. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики: творчество и объективация. - М.: Республика, 1995. - 383 с.

15. Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -480 с.

16. Беспалов А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2004. - 29 с.

17. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.-832с.

18. Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. - М.: Республика: Культур, революция, 2006. - 385 с.

19. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

20. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России // Вопросы философии. - 1993. - №2. - С. 3-32.

21. Валеева З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк), монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 112 с.

22. Валеева З.Р. Сущностная и содержательная сторона нравственного отчуждения / З.Р. Валеева // Вестн. Башкир, ун-та. - Уфа, 1998. - № 2 - С. 4850.

23. Ван ден Хааг Э. И нет меры счастью и отчаянью нашему. Пер. Р. Облонского // Иностранная литература. - 1966. - №1. - С. 240-242.

24. Вдовина И.С. Вступительная статья в кн.: Мунье Э. Манифест персонализма / перевод Вдовина И.С. - М.: Республика, 1999. - С. 10

25. Вдовина И. Персонализм // Новая Философская Энциклопедия. - М., 2001.-С. 223.

26. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально политического познания. Режим доступа: http://polbu.ru/veber obiectivity/ch02 all.html

27. Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Омск, 1995. - 22 с.

28. Викторов Э.М. Проблема отчуждения между мужским и женским началом: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - МГУ им. Ломоносова. -Воронеж, 1996. - 26 с.

29. Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. научн. ред. Грицанов A.A. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 753 с.

30. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.-528 с.

31. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - 246 с.

32. Гароди Р.О понятии «отчуждение» / Р. Гароди // Вопросы философии. -1959.-№8.-С. 68-81.

33. Гегель Г.В.Ф.. Феноменология духа - М.: Наука, 2000. - 495 с.

34. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Философия истории / Пер. с нем.: Густава Шпета, Алексея Водена. - М.: Эксмо, 2007. - 876 с.

35. Гидденс Э. Социология / При участии К.Бердсолл: Пер. с англ. Изд.2-е, полн.перераб.и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

36. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс; АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1991. - Т.2. - 735 с.

37. Горозия В. Феномен отчуждения в философии и социологии Ж.-П. Сартра / В. Горозия // Философские исследования: коллективная монография.

- Тбилиси, 2002. - С. 333-345.

38. Грецкий М.Н. Марксисты Запада и развитие общества // Социальная философия в конце XX века. -М., 1991. - С. 169-171.

39. Гринин Л.Е. Отчуждение личности в аспекте философии истории / Л.Е. Гринин // Человек в современных философских концепциях: материалы второй междунар. науч. конф., 19-22 сент. 2000 г., Волгоград. - Волгоград, 2000. -Ч. 1.-С. 125-130.

40. Грицанов A.A. Человек и отчуждение / A.A. Грицанов, В.И. Овчаренко.

- Минск: Высш. шк., 1991. - 127 с.

41. Грушин Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин // Опыт определения и проблемы исслед. - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

42. Гудков Н.Г. Основные формы и сущность отчуждения в современном обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2004. - 19 с.

43. Гулиев В.Е. Отчужденное государство / В.Е. Гулиев. - М.: Манускрипт, 1998.-213 с.

44. Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: аксиологическая феноменология отчуждения // Право и политика. - 2001. -№5. - С.5.

45. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. - М.: Московский университет, 1974.-С. 107

46. Денисенко H.A. Конфликт как средство преодоления отчуждения в деятельности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2004. - 16 с.

47. Джейранов Ф.Е. Феномен отчуждения в исторических судьбах России: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Ф.Е. Джейранов. - Ижевск, 2002. - 19 с.

48. Долгов А.Н. Сознание и отчуждение как необходимые условия возникновения конфликта / А.Н. Долгов // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. Исслед. молодых ученых. 2001. - Вып. 1. - С. 26-29.

49. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003. - 376 с.

50. Дроздов В.В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его функционирования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2004. - 21с.

51. Жидкова Н. Избирательная система, политические партии и представительство женщин в Российском парламенте // Трансформация тендерных отношений: западные теории и российские практики. - Самара, 2003.-С. 132-144.

52. Журавлёв И.В. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования / И.В. Журавлёв, А.Ш. Тхостов // Психологический журнал. -2002.-№5.-С. 42-48.

53. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. - М.: Наука, 1999. - 352 с.

54. Земляной С.Н. История, сознание, диалектика. В кн.: Лукач Г. История и классовое сознание. - М., 2003, С.7-69.

55. Зиммель Г. Конфликт современной культуры / Г. Зиммель // Культурология. XX век: Антология / сост. С.Я. Левит. - М.: Юристъ, 1995. -703 с.

56. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - Киев, «Час - Крок», 2006. - 312 с.

57. Ильенков Э.В. Гегель и «отчуждение» / Э.В. Ильенков. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.- С. 141-152.

58. Иноземцев В.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

59. Исмагилов К.Н. Социально-философский анализ форм отчуждения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2001. - 24 с.

60. История диалектики. Немецкая классическая философия./ Руководитель авт.коллектива - Т.И.Ойзерман. - М.: Мысль, 1978. - 365 с.

61. Какабадзе З.М. Проблема отчуждения человека: статьи / З.М. Какабадзе. Тбилиси, Мецниереба, 1972. - 249 с.

62. Калинин А.С Общество потребления как предмет социально-философского исследования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 30 с.

63. Кальной И.Н. Отчуждение: истоки и современность / И.Н. Кальной. -Симферополь: Таврия, 1990. - 191 с.

64. Камалиденова А.З. Кризис человека в отчужденном мире / А.З. Камалиденова // Марксизм: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М., 2003. - С. 482-485.

65. Камю А. Бунтующий человек. / А. Камю; общ. Ред., сост. и предисл. A.M. Руткевича. - М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

66. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. - М., 1990.

- 260 с.

67. Кассирер Э. Логика наук о культуре / Э. Кассирер. // http://filosof.historic.ru/books/item/ffl0/s00/z0000752/index.html

68. Кемеров В.Е. Отношения общественные // Социальная философия. Словарь. - Екатеринбург, 2002.

69. Кемеров В. Е. Перспективы социальной философии // Социемы. Вып. 1.

- Екатеринбург. - 1993. - С. 4-14.

70. Килборн Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я. История философии. Вып. 13. / РАН. Ин-т философии / Отв. ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФ РАН, 2008. - 252 с.

71. Кини А.Г. Отчуждение и его преодоление в области образования : (проблем.-практ. программа) / А.Г. Кини. - М.: НИИ культуры, 1992. - 35 е..

72. Киселев Г. С. Трагедия общества и человека: попытка осмысления опыта советской истории. - М.: Наука, 1992. - 118 с.

73. Козырева П.М. Лабиринты развития демократии в России. / П.М. Козырева, А И. Смирнов. - М.: Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 2007. - 192 с.

74. Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск : Изд-во УрГУ, 1987.- 180 с.

75. Колчина А.Г. Отчуждение как измененное состояние сознания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2009. - 19 с.

76. Колосницын В.И. Религиозное отчуждение / В.И. Колосницын. -Свердловск: Изд. Фирма «Свеча». - 1987. - 75 с.

77. Кон И.С. Личность и общество // Иностранная литература. - 1966. - № 5.-С. 222-231.

78. Кретов В.И. Проблема преодоления отчуждения личности в процессе социально-практической деятельности / В.И. Кретов, А.Х. Бериев. - М.: Мысль, 1995.-453 с.

79. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. / под ред. Н.И. Лапина - М.: ИФРАН, 1994. - 245 с.

80. Кузнецова О.С. Предпосылки и смысловой горизонт понятия вовлечённости в философии Э. Мунье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: философия - 2008. - №3. - С. 65-71.

81. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. - М., Республика, 1993.-350 с.

82. Лагутин С.Г. Социально-философская и методологическая ценность категории «отчуждение»: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1998.-29 с.

83. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации / Н.И. Лапин // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 29-41.

84. Лапин Н.И. О многомерности истории // Социальная философия в конце XX века. - М., 1991. - С.113-118.

85. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. - М.: ACT, 2010. -960 с.

86. Леонтьев Д.А., Осин E.H. Смыслоутрата и отчуждение. // Культурно-историческая психология. - 2007. - №4. - С. 68-77.

87. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.

88. Лукач Д. Политические тексты. - М.: Три квадрата, 2006. - 336 с.

89. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены. - М.: Прогресс, 1991.-412 с.

90. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фрейда к Фромму / К.Н. Любутин. - Псков: Изд-во Псковского области, ин-та усовершенств. учителей, 1994. - 133 с.

91. Максимов A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия / A.M. Максимов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 200 с.

92. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: сб. ст. / М.К. Мамардашвили; общ. ред. Ю.И. Сенокосова. - М.: Прогресс: Культура, 1992. -414 с.

93. Марков Б.В. Вступительная статья в кн.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001. - 419 с.

94. Марков В.И. Отчужденное видение культуры: Культурология в эпоху кризиса / В.И. Марков // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика. - М., 1998. - С. 54-57.

95. Маркова Н.Е. Культуринтервенция. (В сокращении). - М.: Квадрат-С, 2001.-90 с.

96. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. - 1989. -№9.-С. 36-51.

97. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс. -М.: Прогресс, Б.г., 1988. - 151 с.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т. 42. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 785 с.

99. Маркузе Г. Конец утопии. Перевод А. Смирнова // Логос. 2004, №6. -С. 18-23.; Перевод по изданию: Herbert Marcuse, Five Lectures. Psychoanalysis, Politics and Utopia. Boston: Beacon Press, 1970, pp. 62-69.

100. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: «Refl-book», 1994. - 368 с.

101. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. - С-Пб.: Владимир Даль, 2000. - 541 с.

102. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - К.: «ИСА» 1995. - 352 с.

103. Марсель Г. Быть и иметь / Перевод И. Н. Полонской. - Новочеркасск: Сагуна, 1994.-159 с.

104. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия / Т.П. Матяш; отв. ред. В.Е. Давидович. - Ростов /н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988. - 178 с.

105. Мединский В.Р. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» / В.Р. Мединский. - Изд. 2, испр. и доп. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 544 с.

106. Мезенцева Е. Тендерная проблематика в экономической теории // Введение в тендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие /Под ред. И.А.Жеребкиной. - Харьков, 2001; СПб., 2001. - С. 80-107.

107. Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. с фр. И. С. Вдовиной. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 128 с.

108. Мунье Э. Манифест персонализма // Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. / Вступит, ст. И. С. Вдовиной. Республика, 1999. - 559 с.

109. Мунье Э. Персоналистская и общностная революция// Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. / Вступит, ст. И. С. Вдовиной. Республика, 1999. - 559 с.

110. Мунье Э. Страх в XX веке // Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. / Вступит, ст. И. С. Вдовиной. Республика, 1999. - 559 с.

111. Нарский И.С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К.Маркса/ И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1983.-144 с.

112. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса; пер. с англ. А.Н. Анваера. - М.:АСТ: Транзиткнига, 2005. - 381с.

113. Немировский Д.А. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 1998. - 24 с.

114. Низовцев В.В. Государственная власть и политическое отчуждение личности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1994. - 24 с.

115. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы: Пер. с нем. / Ф. Ницше. -Мн.: Харвест, 2003. - 1040 с.

116. Новейший философский словарь/ A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

117. Огурцов А. П. Отчуждение и человек: историко-философский очерк // Человек, творчество, наука. Философские проблемы. - М., 1967. - С. 41-82.

118. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. -М.: Канон +, 2008. - 520 с.

119. Ойзерман Т. И. Проблемы отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. - М. 1965. - 79 с.

120. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М.: ACT, 2003. - 509 с.

121. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопросы философии. -1993.-№ 10. - С.32-68 .

122. Осин E.H. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.-С. 97-100.

123. Пейзаж после битвы: тендерное измерение постсоветского медийного пространства и политика равенства МФЖ. - М., 2007.

124. Пейсахов Д.И. Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1999. - 31 с.

125. Петков К.В. В чём причины отчуждения / К.В. Петков // Проблема мира и социализма. - 1989. - № 10. - С. 43-57.

126. Петошина С.И. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие философского анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Архангельск, 2010.-22 с.

127. Пивоваров Д. В. Понятие отчуждения: альтернативные подходы / Д. В. Пивоваров // Известия Уральского государственного университета. - 2007. -Вып. 4, № 54. - С. 80-92.

128. Приходько Д.Н. Образование и преодоление отчуждения личности / Д.Н. Приходько. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1979. - 189 с.

129. Поленина C.B. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М: Эслан, 2000. - 256 с.

130. Попкова Л.Н. «Миссия невыполнима»: женские стратегии политического участия // Тендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей. - Самара, 2003. - С. 221-241

131. Попов М.Е. Надэтническая идентичность: опыт формирования гражданского общества и российская полиэтничная специфика//Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия - М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008. - 422 с.

132. Приходько Д.А. Образование и преодоление отчуждения личности. -Томск: изд-во Томского ун-та, 1979. - 320 с.

133. Прошанова Е.М. Понятие отчуждения: эволюция и обоснование его атрибутивности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Краснодар, 2002. - 23 с.

134. Пузанов А.Отчуждение местной власти / А. Пузанов, JI. Рагозина // Pro et Contra/ - 2007 - № 1 (35). - С. 72-84.

135. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Джордж Ритцер; [Пер с англ. А. Бойков, А. Лисицина]. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 686 с.

136. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 годов и пути совершенствования / Институт современного развития // Муниципальная власть. - 2008. - № 6 - С. 56-75; 2009. - №1. - С. 94-111.

137. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. / Отв. ред. В.С.Степин. - М.: Наука, 2007. - 640 с.

138. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.-512 с.

139. Руденко М.Ю. Философия пола / М.Ю. Руденко; отв. ред. Курбатов В.И.; Ростов, гос. ун-т. - Ростов н/Д, 2001. - 127 с.

140. Русская философия: словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - 655 с.

141. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. - 416 с.

142. Рыбаков О.Ю. Политическое отчуждение человека: Монография. -Саратов: СГАП, 1997. - 108 с.

143. Саидов З.Ш. Социальное отчуждение антипод свободы человека: взгляд с позиций диалектической логики / З.Ш. Саидов. - Душанбе: Шарки озод, 2000. - 63 с.

144. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -M.: Республика, 2000. - 639 с.

145. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Ж.-П. Сартр. Человек в осаде. - М.: Вагриус, 2006. - 316 с.

146. Смирнов Э.Л. Разработка управленческих решений / Э.Л. Смирнов. -М.: ЮНИТИ, 2000. - 432 с.

147. Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: грани малоизученной проблемы /Ю.В. Согомонов // Освобождение духа: сборник / под ред. A.A. Гусейнова, В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.

148. Солина Е.М. Отчуждение в процессе познания (миф о грехопадении) в учениях Г.Ф. Гегеля и Л. Шестова / Е.М. Солина // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - С. 248251.

149. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

150. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права// Квинтэссенция: Философский альманах. - М.: Политиздат, 1990. - 446 с.

151. Социальные знания и социальные изменения. - М.: ИФ РАН, 2001. -С.233-254.

152. Спирин А.Д. Личность и отчуждение: Логико-мировоззренческие основания постановки проблемы / А.Д. Спирин; Кузбасс, гос. техн. ун-т. -Кемерово, 1999.-95 с.

153. Стожко К.П. Экономическое сознание / К. П. Стожко. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 426 с.

154. Стрикель O.A. Взаимоотчуждение личности и системы управления как фактор разрушения системы изнутри / O.A. Стрикель // Актуальные проблемы управления. 2004. Вып. 5. - М., 2004. - С. 186-187.

155. Сулейманов Л.Р. Феноменология отчуждения: монография. В 2-х ч. / Л.Р. Сулейманов. - Волгоград: ВГАФК, 2000.

156. Топорков A.A. Социальный аспект отчуждения человека / A.A. Топорков // Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Магнитогорск, 2000.-С. 3-6.

157. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.-781 с.

158. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ACT, 2002. - 557 с.

159. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998.-204 с.

160. Учет тендерных факторов в процессе принятия экономических решений // Хроника ООН. - Ноябрь 1995. - T. XXXVI. - № 2. - С. 228.

161. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2 томах. - Том 2.

- М.: Полит, лит-ра, 1955. - 942с.

162. Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.

163. Фигура Е.В. Политическое отчуждение: (Филос. аспект): Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.10 /Е.В. Фигура. - Ростов н/Д, 1993.

164. Филатова Т.И. Социальная ответственность как фактор преодоления отчуждения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Харьков, 1990. - 23 с.

165. Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

166. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - С. 94-142.

167. Фролова И.В. Ценности современного российского общества: на пути к новой парадигме // Экономика и управление: научно-практический журнал. -2010.-№ 1. - С.53-58.

168. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ. /Общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

169. Фромм Э. Здоровое общество / Эрих Фромм; пер. с англ. Т. Банкетовой.

- М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. - 539, [5] с.

170. Фромм Э. Марксова концепция человека. // Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С. 375-414.

171. Фромм Э. Современное положение человека // Э. Фромм. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 416 с.

172. Фромм Э. Человек для себя / пер с англ. и послесл. JI.A. Чернышевой. -Мн.: Коллегиум, 1992. - 253 с.

173. Фромм Э. Человек одинок. // Иностранная литература. - 1966. - №1. -С.230-233.

174. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. -СПб.: Наука, 2001.-419 с.

175. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997 - 452 с.

176. Чикалова И.Р. Женщины в политической тории // Введение в тендерные исследования. Т.1. Харьков, 2001.

177. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

178. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности / Лев Шестов. - М.: Захаров, 2000. - 173 с.

179. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. - М. -Л., 1935. - 326 с.

180. Шинкова С.С. Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2007.-20 с.

181. Шматко H.A. Послесловие. На пути к практической теории практики// Бурдье П. Практический смысл. / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, H.A. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. H.A. Шматко. - СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001 г. - 562 с.

182. Шугуров М.В. Человек в опыте отчуждения: герменевтико-феноменологический подход. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского, 2000. - 36 с.

183. Экстернализация // Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010.-М.: ACT.-960 с.

184. Энциклопедический словарь экономики и права, 2005. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic economic law/10Q16/OCHOBHbIE

185. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М.: ИНИОН, 1990. - 214 с.

186. Bellow S. Humboldt's Gift. -N.Y., 1978. - 512 p.

187. Landsberg P.-L. Probleme du personnalisme. - P.: Seuil, 1952. - 260 p.

188. Maddi S. R. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / Ed. by P. T. P. Wong, P. S. Fry. - Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998.-P. 3-26.

189. Rossman M. Breaking down barriers: Nine stories // Rossman M. The international businesswoman of the 1990s. A guide to success in the global market-place. Women in business: A world of opportunity. - N.Y. etc., 1990. -Pp. 1-11.

190. Tawney R. H. The acquisitive society. - New York, 1920. - P. 72.

191. Tuveson E. Alienation in Christian Theology // P.P. Weiner (ed). Dictionary of The History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas. 5 vols. - N.Y., 1974. -Vol. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.