Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Калицкий, Виталий Валерьевич

  • Калицкий, Виталий Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Калицкий, Виталий Валерьевич. Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры: философско-культурологический анализ: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2014. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Калицкий, Виталий Валерьевич

Содержание

Введение

Глава 1.Основные аспекты развития музыкального диалога в музыкальной культуре XIX — начала XX века

1.1 Диалогическая концепция М. М. Бахтина и её роль в формировании содержания и основных компонентов теории музыкального диалога

1.2 Историко-культурные концепты аполлонического и дионисийского начал в творчестве и диалогическая природа музыкальной коммуникации

1.3 Учение о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского и диалог панславизма и пангерманизма (Н. А. Римский-Корсаков

и Р. Вагнер)

Глава 2. Музыкальный диалог в исполнительско-интерпретаторском искусстве

2.1 Коммуникативно-диалогический подход к изучению феномена музыкальной интерпретации в работах Р. Ингардена и Ю. М. Лотмана

2.2 Диалогические взаимодействия композитора и исполнителя: от вариативности мышления до инвариантности восприятия

2.3 Исполнительско-интерпретационное содержание музыкального произведения

2.4 Коммуникативно-диалогические особенности жанра «фортепианный концерт» на примере авторской интерпретации Второго концерта

для фортепиано с оркестром Н. К. Метнера

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры: философско-культурологический анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. Тема диссертационного исследования является актуальной по нескольким параметрам. Во-первых, сохраняется и даже усиливается общий интерес к вопросу коммуникации в музыкальном диалоге. Это связано не только с осуществлением новых публикаций и появлению новых интерпретаций исследуемого феномена, но и активным вводом в научно-методический оборот множества фактов и оценок. Во-вторых, искусство, и, в частности, музыкальное искусство, даёт возможность проанализировать, понять и почувствовать глубинные основания культуры, и, тем самым, осмыслить происходящие процессы на новом уровне. Отметим, что в художественном творчестве наиболее полно отображаются социальные процессы и проблемы, формирующие общественное сознание, поэтому обращение к искусству, к художественно-эстетическому опыту прошлого и настоящего даёт объективную возможность не только понять, но и выявить важнейшие особенности современной культуры, в некоторой степени переосмыслить и спрогнозировать дальнейшие парадигмы её развития. В-третьих, вопрос коммуникации в музыкальном диалоге представляется нам недостаточно изученным как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Сложность и многогранность музыкальной культуры и продуктивного музыкального диалога побуждает культурологов, философов, искусствоведов к разработке комплексной методологии, способной максимально полно охватить как его общие, так и специфические особенности. Для изучения данной проблематики в наши дни наблюдается стремление отечественных и зарубежных теоретиков музыки к привлечению современных достижений из области эстетики, культурологии, этики, социологии, семиотики и других отраслей научного знания.

Чтобы быть в достаточной степени эффективным, культурологическое исследование данного феномена должно сопрягаться с его искусствоведческим исследованием. Так, например, X. Ортега-и-Гассет в ряде своих работ, в

частности, в статье «Дегуманизация искусства»1 пытался разрешить проблему трактовки музыкального произведения и после неудачных попыток сделать это исключительно искусствоведческими методами, он обратился к культурологии и социологии, данные которых помогли успешно справиться с поставленной задачей. Подход, синтезирующий культурологические и искусствоведческие методы, кажется тем более оправданным, если учесть, что причины, вызвавшие существование музыкального диалога, являются причинами исторического, культурного и даже теологического характера.

Степень разработанности проблемы. Некоторые проблемы, связанные с изучением феномена коммуникации в музыкальном диалоге, были исследованы в трудах музыковедов, примером чему могут служить работы Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, М. Ш. Бонфельда, Е. В. Герцмана, Б. Г. Гнилова, Н. С. Диденко, А. Б. Каяк, А. С. Клюева, Т. П. Ливановой, В. В. Медушевского, Г. Г. Нейгауза, Т. М. Тарадановой, А. А. Фарбштейна, И. Г. Хангельдиевой, Ю. Н. Холопова, В. Н. Холоповой, Т. В. Чередниченко, А. Н. Якупова и других2.

Вместе с тем, большое значение для нашего исследования имеют философские произведения, прямо или косвенно затрагивающие изучаемую тему. Ряд вопросов, связанных с теоретическим обоснованием музыкально диалога, рассматривается в трудах Ф. Ницше, О. Шпенглера, Н. Я. Данилевского, Н. А.

1 См. подробнее: Ортега-и-Гассет X. Эстетика. М.: Искусство, 1991, 588 стр.

2 См. подробнее: Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971, 376 стр.; Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969, 282 стр.; Бонфельд М. Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства. СПб: Композитор, 2006, 648 стр.; Герцман Е. В. Тайны истории древней музыки. СПб.: Нота; Азбука-классика, 2004, 576. стр.; Гнилов Б. Г. Акмеологический шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический фортепианный концерт. М.: Преет, 2009, 424 стр.; Диденко Н. С. Социальное время в музыке. М.: Астрель, 2007, 134 стр.; Каяк А. Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М.: Академический проект, 2006, 256 стр.; Клюев

A. С. Музыка и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире: Монография. СПб.: 1997, 160 стр.; Ливанова Т. П. История западно-европейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1982,696 стр.; Медушевский

B. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993, 262 стр.; Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1958,202 стр.; Тараданова Т. М. Музыкальная классика: от ремесла к искусству. М.: РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2012, 112 стр.; Фарбштейн А. А. Музыка и эстетика. Л: Музыка, 1976, 206 стр.; Хангельдиева И. Г. Музыка в синтетических видах искусства. М.: Знание, 1987, 64 стр.; Холопов Ю. Н. Концертная форма у И.-С. Баха в сб. О музыке. Проблемы анализа. М.: Сов. композитор, 1974, 392 стр.; Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М., НТЦ Консерватория, 1994, 261 стр.; Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994, 344 стр.; Якупов А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. Магнитогорск: Магнитогорский гос. муз.-пед. ин-т, 288 стр.

Бердяева, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина1.

Отметим, что использование разрозненных методов исследования коммуникации в музыкальном диалоге неизбежно ведёт к появлению узкой специализации и не способствует её адекватному анализу и оценке,— поэтому вполне естественным в процессе проведения исследования представляется стремление к синтезу культурфилософских и искусствоведческих дисциплин. Довольно развёрнутые культурологические исследования, связанные с анализом и интерпретацией диалога, можно обнаружить у М. М. Бахтина и Ю. М. Лотмана2, но данные авторы не охватывают музыкальной специфики изучаемой проблемы, в результате чего возникает потребность в обращении к теоретическим

л

работам в музыковедении (прежде всего, Б. В. Асафьева ).

В диссертационном исследовании автор опирается на ряд трудов, в той или иной степени касающихся темы диалога и коммуникации — прежде всего труды Б. В. Асафьева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, А. Б. Каяк, В. В. Медушевского, Н. Я. Данилевского, В. Д. Диденко, Н. С. Диденко, Р. Ингардена, А. Н. Сохора, Ф. Ницше, Р. Ингардена4. В некоторых из работ перечисленных авторов анализируются категории, имеющие точки пересечения с понятием диалога в исследованиях искусствоведов (общение, информативная передача, цельность и составляющие его музыкальную специфику (С. В. Волошко, Г. А. Демешко, Е. Н. Денисова, Е. Н. Маркова, М. Е.

1 См. подробнее: Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994, 179 стр.; Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Политиздат, 1991, 537 стр.; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991, 573 стр.; Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970, 384 стр.; Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Киев: Next, 1994, 731 стр.; Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, 663 стр.

2 См. подробнее: Бахтин M. М.. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, 424 стр.; Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тартуский государственный университет. Материал к курсу теории литературы, вып.2. Тарту, 1973, 94стр.

3 См. подробнее: Асафьев Б. В. О проблеме стильного исполнения // О музыкальном исполнительстве. М., 1954, с. 159-170; Асафьев Б. В. Избранные труды, в 4-х томах. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952/1955.

4 См. подробнее: Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. M.: Музыка, 1981, 216 стр.; Бахтин M. М. Автор и герой. Вопросы литературы и эстетики. M.: Художественная литература, 1975, 504 стр.; Бердяев Н. А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916, 360 стр.; Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии, 1989, № 6, с. 3-11; Диденко В. Д. Духовная реальность: эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005, 288 стр.; Ингарден Р. Исследования по эстетике. M.: Издательство иностранной литературы, 1962, 570 стр.; Каяк А. Б. Межкультурные и межцивилизационные закономерности и механизмы развития музыкального взаимодействия // Полигнозис.№ 2, 2008, с. 105-124; Медушевский В. В. К теории коммуникативной функции // Советская музыка. 1975, № 1, с. 21-27; Ницше Ф. О музыке и слове // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. M.: Наука, 1994 с. 192-253; Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. M.: Музыка, 1970,192 стр.

Пороховниченко и др.)1.

Для более успешного выявления и анализа коммуникативных особенностей музыкального диалога мы опирались на выдающиеся исследования отечественных и зарубежных учёных (Т. Адорно, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Г.-Г. Гадамер, Н. Я. Данилевский, Ю. М. Лотман, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр и др.2)

Объект исследования - музыкальный диалог и его место в музыкальной коммуникации.

Предмет исследования - существенные особенности музыкального диалога в западноевропейской и русской музыке XIX - начала XX века.

Цель исследования заключается в прослеживании роли музыкального диалога в истории и теории европейской культуры и раскрытии культурологической концепции исполнительско-интерпретаторского содержания музыкальных произведений. Задачи исследования'.

• выявить в культурологическом аспекте генезис музыкального диалога и философских предпосылок формирования данного феномена в истории мировой культуры;

• показать, что коммуникация в музыкальном диалоге является интегральным синтетическим феноменом, расположенным на грани ряда научных дисциплин (история, философия, культурология, эстетика, искусствоведение);

1 См. подробнее: Волошко С. В. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Д. Шостаковича // дис. ... канд. искусствоведения. M., 1995, 141 стр.; Демешко Р. А. Исторические традиции современного отечественного инструментализма: дис. ... доктора искусствоведения. Новосибирск, 2002, 333 стр.; Денисова Е. Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: дис.... канд. искусствоведения. M., 2002,260 стр.; Маркова Е. Н. Интонационная концепция истории музыки в 2-х томах: дис. доктора искусствоведения. Одесса, 1990, 475 стр.; Пороховниченко M. Е. Пороховниченко M. Е. О диалогичности в симфониях Г. Канчели: дис____канд. искусствоведения. С.-Пб., 1997., 228 стр.

2 См. подробнее: Адорно Т. Философия новой музыки. M.: Логос, 2001, 352 стр.; Бахтин M. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979, 320 стр.; Бердяев H. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1991, 177 стр.; Гадамер Г.-Г. Актуальность искусства. М.: Искусство, 1991, 368 стр.; Данилевский H. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991, 573 стр.; Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. М.: Просвещение, 1972, 281 стр.; Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2008, 528 стр.; Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, 663 стр.; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993, 672 стр.

• обосновать необходимость в разъяснении общераспространённых объективных фактов и критериев оценки и функционирования музыкального диалога;

• раскрыть культурфилософский контекст представлений о диалоге и, в частности, музыкальном диалоге, его функционирования и интерпретации в трудах учёных, разрабатывавших данную тематику (Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, А. Б. Каяк, Ф. Ницше, А. Н. Сохор и др.)

• осуществить анализ специфических особенностей музыкального диалога в свете культурфилософских идей;

• проанализировать роль музыкального диалога в создании, изучении и интерпретации произведений музыкального искусства;

• показать эвристическую значимость культурологической концепции исполнительско-интерпретаторского содержания музыкальных произведений;

• провести анализ жизнеспособности понятия «музыкальный диалог» в современном музыкальном исполнительстве.

Теоретико-методологическая база исследования. В качестве теоретико-методологической базы были использованы фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных, в которых наиболее полно раскрывается сущность и специфика коммуникации в музыкальном диалоге, а также её место в исполнительской практике. Важную теоретическую нагрузку несут работы философов, культурологов и искусствоведов, рассматривающих специфические особенности коммуникации в музыкальном диалоге на разных этапах развития гуманитарного знания. Замысел исследовательской работы связан с изучением закономерностей и особенностей коммуникации в музыкальном диалоге, поэтому для его успешного выполнения были использованы не только методы музыковедческого анализа, но и философии и культурологии - все те методы, которые позволят понять и актуализировать сущность явления и его ценности.

Поставленные цель и задачи обусловили общую методологию

диссертационной работы, которая базируется на принципах комплексного сравнительного анализа. Данный подход является весьма закономерным, так как основывается на сформулированных цели и задачах, которые выдвинуты как потребностями культурфилософии, так и современной науки в целом и позволяет раскрыть, а также мотивировать «двуединую» парадигму исследования, сгруппировав изучаемый материал в две развёрнутые главы - значение коммуникации в музыкальном диалоге в истории европейской культуры и музыкально-диалогические принципы современного исполнительства. Благодаря комплексной методологии исследования, возникает возможность объективно охарактеризовать частное, самобытное в изучаемом феномене, и наряду с этим, раскрыть универсальные механизмы существования определённых культур, эволюционные пути художественно-стилистических и музыкально-исполнительских парадигм.

Эмпирическая база диссертационного исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2014 год на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская государственная специализированная академия искусств». Общее количество испытуемых составило 667 человек, из них студентов, обучающихся на 1 курсе академии - 124 человека; 2 курса - 129 человек; 3 курса - 122 человека; 4 курса - 141 человек; 5 курса - 134 человека; аспирантов и ассистентов-стажёров - 17 человек. Возраст испытуемых — от 15 до 36 лет.

Гипотеза. Если выстроить межкоммуникационные диалогические связи и музыкальную культуру рубежа XIX - XX веков на материале культурфилософских учений Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. М. Бахтина, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана и музыкально-эстетических исследований Р. Ингардена, Б. В. Асафьева, то можно прийти к утверждению о многомерности музыкального диалога и его практической значимости как для гуманитарного знания, так и для музыкального исполнительства.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• в диссертационной работе специально исследуется музыкальный диалог как одна из категорий теории музыкальной культуры;

• раскрывается культурно-исторический и философско-эстетический генезис данного концепта;

• выявляется сложное переплетение культурных традиций, лежащих в основании различных коммуникативных концепций музыкального диалога;

• понимание и осмысление идей коммуникации в музыкальном диалоге осуществляется на основе анализа разных традиций, среди которых можно назвать западноевропейскую культурфилософию Ф. Ницше, Р. Вагнера, О. Шпенглера и отечественные исследования Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана по теории и истории культуры;

• музыкальный диалог рассматривается как концепт теории музыкальной коммуникации и анализируется во взаимодополняющих культурологических аспектах, наиболее эффективных для осмысления культурфилософской сущности исследуемого феномена культуры.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации позволяют по-новому взглянуть на музыкально-исторический и культурфилософский процесс, а её идеи могут быть использованы в практической деятельности, а также при чтении лекций по теории культуры, истории и теории музыки, истории исполнительства на музыкальных инструментах. Выводы исследования могут быть продуктивно использованы в целях дальнейшего анализа коммуникативных средств музыкального диалога в системе культурфилософских ценностей.

Наряду с апробированием материалов исследования в ходе дискурсов и обсуждений в рамках конференций и симпозиумов, автор использует материалы исследования в своей педагогической работе и в деятельности концертирующего музыканта-исполнителя. В частности, на основе данной

диссертации автором создан ряд учебно-методических пособий и программ, успешно внедрённых и применяемых в теоретическом и практическом обучении студентов Российской государственной специализированной академии искусств.

Нам представляется, что исследовательские материалы данной работы, помимо использования их в учебных, научных и методических целях, могут быть полезными в формировании культурфилософских концепций, а также сыграть конструктивную роль в выработке генеральной стратегии национальной культурной политики.

Соответствие диссертационного исследования паспорту научной специальности. Диссертация, посвящённая коммуникации в музыкальном диалоге соответствует следующим положениям паспорта специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»: 1.24 Культура и коммуникация; 2.33 Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского; 2.34 Неокантианские и религиозно-метафизические концепции в российской философии культуры первой половины XX века (Н. А. Бердяев): 2.36 Культурологическая философия культуры (М. М. Бахтин).

Основные научные положения, выносимые на защиту:

1. Музыкально-диалогическая коммуникация представляет собой интегральный синтетический феномен, базирующийся на стыке целого ряда научных дисциплин (философия, культурология, эстетика, искусствоведение). Проведённое диссертационное исследование позволяет констатировать актуальность современной музыкально-диалогической коммуникации, её сложность и многогранность. В рамках данной работы автор предлагает трактовать музыкальный диалог как современный исполнительско-интерпретаторский концепт.

2. Необходимость дополнения общераспространённых объективных фактов и критериев оценки и функционирования музыкального диалога. Затруднения в исследовании музыкального диалога показательны как закономерность их одностороннего искусствоведческого рассмотрения, когда происходит нагнетание и фокусировка приоритета «музыки ради самой музыки»,

а возвышение индивидуалистического и личностного начала предельно сужает пространство диалогики и выдвигает на главную роль принцип монологичности.

3. Анализ специфических особенностей музыкального диалога сквозь призму культурфилософских идей. При всём разнообразии исторических событий, в которые в различное время возникали предпосылки теоретического обоснования коммуникации в музыкальном диалоге, многие из них расположились не «на острие» процессов культурной жизни своего времени и, соответственно, не рассматривались как ключевые категории разрешения различных исследовательских и практических задач.

4. Музыкальный диалог выступает в значении культурного прорыва в трёх различных измерениях музыкально-исторического процесса: а) индивидуально-личностном, б) диалогическом и в) художественно-системном. Сочетание данных компонентов позволяет с большей точностью выявлять в них предметно-содержательные связи, а также уникальные художественные особенности.

5. В работе вырабатываются наиболее актуальные и существенные проблемы практического применения концепции музыкального диалога в современном исполнительстве.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования были отражены в виде докладов и сообщений на XXIV Всероссийской научной конференции молодых учёных и студентов (ГУУ, 2009), Международной научно-практической конференции «Управление-2009» (ГУУ, 2009), Международной научно-практической конференции «Профессиональное обучение и воспитание студентов на факультете изобразительных искусств» (ГСИИ, 2009), Международной на Международной научно-практической конференции «Россия - Запад - Восток. Политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие» (Тольятти, 2010), Международной научно-практической конференции «Театральное образование в России» (ГСИИ, 2010), Международной научно-практической конференции «Музыка и философия» (РАМ им. Гнесиных, 2011),У Международной

Овсянниковской эстетической конференции (Москва, МГУ им. Ломоносова, 2012), XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки» (Москва, 25 апреля 2014 года), IV Международной научной конференции «Современное общество и социальное развитие» (Москва, 28 мая 2014 года), «Современные концепции научных исследований» (Москва, 25 июля 2014 года).

Материалы диссертационного исследования получили своё отражение в публикациях автора общим объёмом 8,5 п. л. (из них 2,25 п. л. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные процессы следующих кафедр Российской государственной специализированной академии искусств:

• кафедры инструментального исполнительства при разработке и практическом применении курса «Специальный инструмент»;

• кафедры оперной подготовки при разработке и практическом применении курса «Оперный театр»

• кафедры оперного пения при разработке и практическом применении курса «Вокальный ансамбль»;

• межфакультетской кафедры гуманитарных дисциплин при разработке и чтении курсов лекций по дисциплинам «Культурология», «Музыкальная психология», «Музыкально-педагогические системы».

Структура и объём диссертационного исследования. Структура диссертационного исследования обусловлена её целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объём диссертации составляет 163 страницы, список использованной литературы - 146 наименований.

Глава 1. Основные аспекты развития диалога в музыкальной культуре XIX - начала XX века

1.1 Диалогическая концепция М. М. Бахтина и её роль в формировании содержания и основных компонентов теории

музыкального диалога

Современное положение музыкальной культуры можно оценивать в рамках двух генеральных тенденций. Первая их них характеризуется значительным расширением технических возможностей написания и трансляции музыкальных сочинений. Вторая отмечается кризисными явлениями, имеющими под собой политическое и социокультурное состояние общества. В сложившейся ситуации глобальной коммуникативации в пространство практически любой, культуры легко проникает массовая музыка, характеризующаяся упрощёнными формами и зачастую примитивными средствами выразительности. Наряду с этим, музыкальная практика нашего времени характеризуется сложными процессами коммуникации в элитарной музыкальной культуре.

Современные зарубежные и отечественные философы, культурологи, искусствоведы задаются актуальным вопросом структуры коммуникативно-диалогических средств музыки (композиционные, исполнительско-интерпретаторские средства, структура музыкальной семантики, роль агогики и аксиологии, технические и технологические способы передачи музыкальных произведений) в следствие активной трансформации ценностных ориентиров современного общества.

Попытки данных исследований имеют локальный характер, не представляющий собой комплексного исследования, следовательно, для изучения и анализа проблемы коммуникативно-диалогических свойств музыки, необходимы теоретические обобщения специфических коммуникативно-

диалогических особенностей музыки.

Объективный анализ и полиаспектное рассмотрение музыкально-коммуникативного взаимодействия направлено на анализ обменов конечного продукта музыкальной деятельности между композитором, исполнителем и реципиентом, при этом особая роль в данном изучении отводится структурообразующим музыкальную коммуникацию аспектам. Данная методология позволяет выявить скрытые, неизученные механизмы, определяющие стабильность, изменчивость, трансформацию семантических, информационных и выразительных аспектов различных музыкально-диалогических парадигм.

Современная глобализация коммуникативных процессов определяет многозначность и динамизм межкультурного музыкально-диалогического пространства. В данной ситуации становится необходимым выработка теоретических и методологических принципов изучения обмена музыкальной информацией от композиторского замысла до его воплощения в условиях концертного зала или студии звукозаписи, конструктивно внедряя сравнительно-культурный анализ в изучении концепции исполнительско-интерпретаторского содержания музыкального произведения.

Для осуществления успешного анализа культурно-диалогической системы М. М. Бахтина, мы отталкиваемся, прежде всего, от предпосылки раскрытия идеи диалога в целостной, полиструктурной системе проблем и понятий гуманитаристики. Необходимо, на наш взгляд, актуализировать эту концепцию в динамике развития культурфилософских идей Ф. Ницше, О. Шпенглера, Н. А. Бердяева, Н. Я. Данилевского, в контексте музыкальной культуры 30-х годов XX века (делая основной акцент на специфике диалога культуры и власти) и проследить коммуникативно-диалогические трансформации в различных научных областях - в культурологической, философской, музыковедческой; в характерном для М. М. Бахтина синтезе указанных дисциплин, дающем целостное восприятие идеи всеобщности диалога как основной идеи культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Калицкий, Виталий Валерьевич, 2014 год

Библиография

1. Адорно Т. Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998; -445 стр.

2. Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001; - 352 стр.

3. Алексеев А. Д. О проблеме стильного исполнения. В кн.: О музыкальном исполнительстве. В кн.: О музыкальном исполнительстве. М., 1954 ; - с. 234246.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1968; — 339 стр.

5. Антология мировой философии (в 4-х томах). М.: Мысль, 1969.

6. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник, 1987, выпуск 6; - с. 5-44.

7. Асафьев Б. В. Избранные труды, в 4-х томах. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952/1955.

8. Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. М.: Музыка, 1977; - 280 стр.

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971; — 376 стр.

10. Асафьев Б. В. О проблеме стильного исполнения // О музыкальном исполнительстве. М., 1954;-с. 159-170.

11. Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. М.: Музыка, 1981; -216 стр.

12. Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов // Избранные сочинения, т. 2. М.: Музгиз, 1954;-384 стр.

13. Антонова Е. Г. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период: дис. ... канд. искусствоведения. Киев, 1989;- 178 стр.

14. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка; - 1965, 138 стр.

15. Ахмедкоджаева H. M. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: дис. ... доктора искусствоведения. Ташкент. 1985; - 199 стр.

16. Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М.: ЦОП института философии РАН, 1997; - 216 стр.

17. Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» М.: Едиториал УРССД999; - 280 стр.

18. Баренбойм JI. Антон Григорьевич Рубинштейн. JL: Государственное музыкальное издательство, 1957; - 948 стр.

19. Баренбойм JI. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. JL: Музыка, 1969; -282 стр.

20. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969; - с. 5-156.

21. Бараш Е. В. Концерты Эдисона Денисова. Проблемы жанра и оркестрового стиля: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2006; - 266 стр.

22. Бахтин M. М. Автор и герой. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975; - 504 стр.

23. Бахтин M. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979; - 320 стр.

24. Бахтин M. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994; -179 стр.

25. Бахтин M. М.. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979; -424 стр.

26. Бельский В. И. Либретто оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». С.-Пб.: Издание М. П. Беляева; - 1907.

27. Бессель В. Три великих пианиста // Российская музыкальная газета, 1902, №5.

28. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Политиздат, 1991; — 537 стр.

29. Бердяев Н. А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.:Феникс,1991; - 81стр.

30. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика; - 1993, 383 стр.

31. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1991; - 177 стр.

32. Бердяев Н. А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М.: Издательство Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916; - 360 стр.

33. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Париж: УМСА-РгеББ, 1990; - 114 стр.

34. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995; -375 стр.

35. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии, 1989,№ 6;-с. 3-11.

36. Бетховен Л. Сонаты в 4 т. под редакцией А. Б. Гольденвейзера. М.: Государственное музыкальное издательство; - 1958.

37. Богданов-Березовский В.Г. Отрочество и юность. М.: Советская музыка, 1966,18 9;-с.26-37.

38. Бонфельд М. Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства. СПб: Композитор, 2006; — 648 стр.

39. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. С.-Пб.: А. Дидерихс, 1912; - 55 стр.

40. Василенко С. Н. Воспоминания. М.: Советский композитор, 1979; — 273 стр.

41. Вессель Н. Е. Некоторые из приёмов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна, на уроках в его фортепианном классе в С.-Петербургской консерватории. С.-Пб.: Типография Кинда, 1901; -35 стр.

42. Волкова Е. В. Эстетика М. М. Бахтина. М.: Знание, 1990; - 64 стр.

43. Волкова И. С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1986; - 329 стр.

44. Волошко С. В. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Д. Шостаковича // дис. ... канд. искусствоведения. М., 1995;-141 стр.

45. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 4. М.: Музгиз, 1967; - 394 стр.

46. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого эроса. М.: Республика, 1994; — 368 стр.

47. Гадамер Г.-Г. Актуальность искусства. М.: Искусство, 1991; - 368 стр.

48. Гарнцев В. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Издательство МГУ, 1987; - 215 стр.

49. Гегель Г. В. Наука логики, в 3-х томах. М.: Мысль; - 1970-72.

50. Герцман Е. В. Тайны истории древней музыки. СПб.: Нота; Азбука-классика, 2004; - 576. стр.

51. Гинзбург Л. О лирике. Л.: Советский писатель, ленинградское отделение, 1974;-408 стр.

52. Гнилов Б. Г. Акмеологический шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический фортепианный концерт. М.: Преет, 2009; - 424 стр.

53. Гнилов Б. Г. Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (классико-романтическая эпоха) // дис. ... д. искусствоведения. М., 2008; - 446 стр.

54. Гозенпуд А. А. Рихард Вагнер и русская культура. Л.: Советский композитор, 1990;-294 стр.

55. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994; -455 стр.

56. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991; - 573 стр.

57. Демешко Р. А. Исторические традиции современного отечественного инструментализма: дис. ... доктора искусствоведения. Новосибирск, 2002; -333 стр.

58. Денисова Е. Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2002; - 260 стр.

59. Диденко В. Д., Кортунов В. В. Восхождение к непостижимому. М.: Издательский дом «Подкова», 1998; - 187 стр.

60. Диденко В. Д. Духовная реальность: эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005; - 288 стр.

61. Диденко Н. С. Социальное время в музыке. М.: Астрель, 2007; - 134 стр.

62. Диденко Н. С., Калицкий В. В. Теория относительности музыкального произведения Р. Ингардена и семиотическая концепция Ю. М. Лотмана: диалогические параллели в свете искусства исполнительской интерпретации // Вопросы гуманитарных наук, № 3, 2011 (0,4 п. л.) ; - с. 155-160.

63. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. М.: Дом Интеллектуальной книги, 2001; — 531 стр.

64. Егорова М. А. Проблема сонатно-циклической драматургии в произведениях Шопена: дис. ...канд. искусствоведения. М., 1990; -446 стр.

65. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993; - 432 стр.

66. Ильин И. А. Сочинения в 10 томах. Т. 1. М.: Русская книга, 1993; - 469 стр.

67. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962; - 570 стр.

68. Калицкий В. В., Диденко Н. С. Музыкальная коммуникация: проблемы теории и практики // «Современная коммуникативистика», №4, 2014; - с. 1017.

69. Каяк А.Б. Истоки своеобразия музыкальных культур //Обсерватория культуры. № 5, 2007; - с. 9-17.

70. Каяк А. Б. Межкультурные и межцивилизационные закономерности и механизмы развития музыкального взаимодействия // Полигнозис.№ 2, 2008; -с. 105-124.

71. Каяк А. Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М.: Академический проект, 2006; - 256 стр.

72. Каяк А.Б. Особенности взаимодействия музыкальных культур российской цивилизации (IX- нач. XX вв.) // Вестник славянских культур. № 1-2. 2008. М.: ГАСК, 2008;-с. 64-87.

73. Каяк А.Б. Процессы музыкального взаимодействия в условиях глобализации // Полигнозис. № 3. 2008; - с. 48-65.

74. Клюев А. С. Музыка и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире: Монография. СПб.: 1Д, 1997; - 160 стр.

75. Коган Г. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968; - 468 стр.

76. Корб Н. Г. Дневник путешественника в Московию (1698 и 1699 гг.). С.- Пб.: Издание А. С. Суворина, 1886; - 418 стр.

77. Ландовска В. О творениях и игре Шопена // Российская музыкальная газета, 1910, №9-10.

78. Ливанова Т. П. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1982; - 696 стр.

79. Лист Ф. Шопен. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956; - 427 стр.

80. Лосев А. Ф. Форма - стиль - выражение. М.: Мысль, 1995; - 940 стр.

81. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. М.: Просвещение, 1972; -281 стр.

82. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тартуский государственный университет. Материал к курсу теории литературы, вып.2. Тарту, 1973; -94 стр.

83. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970; — 384 стр.

84. Мальцев С. М. Музыкальное произведение как вид творческой деятельности: дис. ... канд. искусствоведения. С.-Пб., 1993 ; -198 стр.

85. Маркова Е. Н. Интонационная концепция истории музыки в 2-х томах: дис. доктора искусствоведения. Одесса, 1990; — 475 стр.

86. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993; — 262 стр.

87. Медушевский В. В. К теории коммуникативной функции // Советская музыка. 1975, № 1; - с. 21-27.

88. Метнер Н. К. Муза и мода. Париж: УМСА-РКЕББ, 1978; - 159 стр.

89. Музыкальная эстетика стран востока. М.: Музгиз, 1967; - 414 стр.

90. Музыкальное исполнительство. М.: Музгиз. 1972, сб. 7; - 444 стр.

91. Музыкальное исполнительство. М.: Музгиз, 1979, сб. 10; - 412 стр.

92. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1958; - 202 стр.

93. Нейгауз Г. Г. Святослав Рихтер. Творческий портрет. М.: Искусство, 1975; -311 стр.

94. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Киев: Next, 1994; -731 стр.

95. Ницше Ф. Ницше против Вагнера. Полное собрание сочинений, т. 6. М.: Культурная революция; - 409 стр.

96. Ницше Ф. О музыке и слове // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: Наука, 1994;-с. 192-253.

97. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М.: ACT, 2004; - 695 стр.

98. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: Шопенгауэр как воспитатель, сочинения в 3-х томах, т.2. M.: REFL-book; - 612 стр.

99. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991; -588 стр.

100. Паперный В. Культура-2. М.: Новое литературное обозрение, 1996; — 384 стр.

101. Пивоваров Ю. С. Николай Данилевский в русской культуре и мировой науке // Мир России. М., 1992; - т. 2.

102. Померанц Г. А. Выход из транса. М.: Юрист, 1995; - 575 стр.

103. Пороховниченко M. Е. О диалогичности в симфониях Г. Канчели: дис. ... канд. искусствоведения. С.-Пб., 1997; -228 стр.

104. Птицын А. Н. Концепция славянской цивилизации Н. Я. Данилевского. Ставрополь: Издательство ПГЛУ, 2003; - 164 стр.

105. Рассказывает Глен Гульд. Фрагменты из бесед Глена Гульда с корреспондентом ВВС X. Бертоном // Советская музыка. 1974; - № 6, с. 22-42.

106. Рахманинов С. В. Композитор как интерпретатор, т. 2 // С. В. Рахманинов. Литературное наследие. М.: Советский композитор, 1978; — с. 56-64.

107. Рахманова М, П. Н. А. Римский-Корсаков. М.: МП «Петит», 1995; - 240 стр.

108. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008; - 697 стр.

109. Роллан Р. Жан Кристоф // Собрание сочинений в 14-ти томах, т. 3. М.: Гослитиздат, 1955; - 415 стр.

110. Сербиенко В. В. Философская эсхатология Вд. Соловьёва // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве Вл. Соловьёва. Материалы международной конференции. С.-Пб.. 2003, вып. 32; - с. 35-50.

111. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1994; -218 стр.

112. Соловьёв Вл. С. Критика отвлечённых начал // докторская диссертация. С.-Пб., 1880;-415 стр.

113. Соловьёв Вл. С. Сочинения в 2-х томах, т. 1. М.: Мысль, 1988; - 895 стр.

114. Соловцов А. Николай Рубинштейн. М., Л.: Музгиз, 1946; - 48 стр.

115. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970; - 192 стр.

116. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968; -105 стр.

117. Тайманов И. М. Концерт для двух фортепиано с оркестром. История жанра: дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982; -319 стр.

118. Тараданова Т. М. Музыкальная классика: от ремесла к искусству. М.: РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2012; - 112 стр.

119. Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60 - 70-е годы). Пути развития. М.: Советский композитор, 1988;-271 стр.

120. Тимофеев Л. Лирика // Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах, том 6. М.: Советская энциклопедия, 1978; - с. 312-276.

121. Толстой JI. Н. Дневники. 7 октября 1910 года // Музыка и революция. М., 1928.

122. Фарбштейн А. А. Музыка и эстетика. Л: Музыка, 1976; - 206 стр.

123. Фейербах Л. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Мысль, 1974; - 1504 стр.

124. Философские трактаты аль-Фараби. Алма-Ата: Алма-Ата: Наука, 1972; -430 стр.

125. Филькенберг Н., , Яворский Б. Об исполнительстве // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1979, № 8; — 411 стр.

126. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М.: Путь, 1914; - 814 стр.

127. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проспект, 2008; - 528 стр.

128. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

129. Хангельдиева И. Г. Музыка в синтетических видах искусства. М.: Знание, 1987;-64 стр.

130. Холопов Ю. Н. Концертная форма у И.-С. Баха в сб. О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974; - 392 стр.

131. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М., НТЦ Консерватория, 1994; -261 стр.

132. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953; -428 стр.

133. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994; — 344 стр.

134. Ш-р (Шмулер А.). Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Театр и искусство, 1907, № 7.

135. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993; - 663 стр.

136. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993; — 672 стр.

137. Щедрин Р. К. Извечная ценность музыки // Правда, 1988, 16 сентября.

138. Якупов А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного музыкально-педагогического института; - 288 стр.

139. Янковский М. О. Н. А. Римский-Корсаков и революция 1905 года. М., JL: Музгиз, 1973; - 120 стр.

140. Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, в 2-х томах. JL: Музгиз, 1973; - 1202 стр.

141. Berthold Turcke, Zur Theorie der Auffuhrung. Ein Gesprach mit Rudolf Kol isch. München: Text & Kritik, 1983; - 462 p.

142. Dosse F. Paul Ricoeur. Le sens d'une vie. P., 2001; - 312 p.

143. Gutman R. Mozart: A Cultural Biography. London: С. Robbins, 2012; - 1971 p.

144. Solerti A., Le origini del melodrama. Torino: Fratelli Bocca, 1903; - 164 p.

145. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1880 ; -539 p.

146. Wellesz E., Essays in opera, London: Dobson, 1950; - 812 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.