Феномен музыкальной интерпретации в практике фортепианного исполнительства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кильдюшова, Лариса Васильевна

  • Кильдюшова, Лариса Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 150
Кильдюшова, Лариса Васильевна. Феномен музыкальной интерпретации в практике фортепианного исполнительства: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2017. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кильдюшова, Лариса Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Историко-культурный контекст феномена музыкальной интерпретации

1.2 Теоретические аспекты смыслового пространства исполнительской

интерпретации

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СМЫСЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

2.1 «Эстетические истины» исполнительской интерпретации

2.2 Смысловые преобразования авторского текста исполнителем-интерпретатором

2.3 Образно-смысловое содержание исполнительской интерпретации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен музыкальной интерпретации в практике фортепианного исполнительства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Музыкальное исполнительство как особая сфера художественно-творческой деятельности и как социокультурная реальность связывает композитора, исполнителя, слушателя в целостный процесс. Это позволяет рассматривать его специфические особенности не только как творчество, но и как гуманитарное знание, знание о человеке, преобразующего себя самого и через преломление своего творческого опыта способного влиять на формирование окружающей среды. Именно поэтому проблемы исполнительства как вида музыкальной деятельности остаются актуальными всегда.

Музыкальная интерпретация - искусство воплощения в звуках авторской мысли, воспроизведение собственной концепции исполнителя. Являясь категорией искусствоведения, данный феномен предполагает не только многообразие исполнительских школ, но и эстетические принципы исполнительства, технологические проблемы подходов к музыкальному тексту, его пониманию. Не случайно, для В. Ландовска интерпретация - это «удивительное и опасное путешествие в неизвестное»[94,с.389], а А. Вермайер подчеркивает, что «область интерпретации в смысле исполнительской реализации имеет в музыке совершенно уникальное измерение»[215]. Однако теоретические основы, на которых базируются преобразования авторского текста, не в полной мере выявляют художественные смыслы, их познавательное значение.

Звуковой поток музыкального произведения - это время и пространство автора, исполнителя и, естественно, слушателя, которые не только создают и оценивают, но и сами, размышляя, изменяются в своей духовной жизни. Немецкий историк К.Ю. Вебер говорил, что музыка - это «истинная всеобщая человеческая речь», а по словам В.И. Вернадского, «такой характер индивидуальной свободы в оценке явлений не исключает их закономерного

изменения во времени. В философском творчестве (и музыкальном - Л.К.) всегда выступает вперед углубление человека в самого себя, всегда идет перенос индивидуальных настроений наружу, выражение их в форме мысли и чувств»[34,с.193].

Воспроизведение музыкального произведения исполнителем формирует особую сферу его творческого бытия - преобразовательную, воспринимаемую им на чувственном уровне. Персонифицированные функции исполнительской интерпретации выдвигаются на первый план и обретают свои особые смыслы: внушение, оценка «события», подражание, имитация, созерцание, «чувственный обман», актуализация нотного текста в эстетический идеал для его последующего воспроизведения.

Художественный процесс исполнительской интерпретации рассматривается в диссертации как его эмоционально-ценностный смысл. Эта проблемная область исполнительской интерпретации пересекается с художественно-эстетическим познанием, специфика которого заключается в эмоционально-образном окрасе реальности. Проблемы построения смыслов музыкальной интерпретации как чувственного познания во многом оправданы самой природой музыки, границы которой определяются исполнителем.

Исследование смысловых структур музыкальной интерпретации может во многом оказать влияние на формирование теории исполнительства. Расшифровывая звуковые смыслы сочинения автора, возможно понять, а значит познать себя и определить свое исполнительское место в этом виде искусства и ответить на вопрос: кто же он - исполнитель? Это промежуточное звено между слушателем и автором, или проводник «чужих» смыслов?

В процессе анализа музыкальной интерпретации определилась ее форма: текст автора (форма образного смысла) и его преобразованные детали. Они составляют новое целое, эстетическое значение которого будет заключено в чувственном смысле как переход от образов авторского текста к значениям

нового «вторичного» текста исполнителя с его функциями и свойствами этого преобразования.

Сегодня возникла необходимость в исследовании понимания самой исполнительской интерпретации, анализе ее особых эстетических сущностей, выявленных в процессе работы над диссертацией: «искус вхождения», «обман-замена», смысловое пространство, интерпретационное бытие. Установить проблемы-модусы бытия интерпретации - значит высветить (осознать) смыслы авторского текста, зафиксировать предметную суть исполнительской интерпретации; предопределить возможность возникновения особой атмосферы текстового (контекстного) пространства, формальных границ перехода к реальности другого исполнительского бытия. Основой понимания выступает авторский текст со своим стилевым качеством, культурно-историческое положение интерпретируемого текста, его фактура, содержание, скрытое в символических смыслах. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью теоретического исследования специфики взаимодействия интерпретационной формы (авторский текст) и способностью через чувственное познание исполнителя сформировать образы как порождение новых смысловых контекстов.

Эти спецификации нужны для выявления художественных признаков исполнительской интерпретации музыки, т. е. самого механизма перевода одной реальности в другую, и способов его познания. Проблемы музыкальной интерпретации как художественно-эстетического познания в ее философско-творческом осмыслении заслуживают детального анализа. Узкая специализация, недоступность понимания интерпретационной сути не способствует ее адекватной оценке. Отсюда и желание объединить усилия различных областей знания в поиске новых методов и установлении новых законов исполнительской интерпретации.

Степень научной разработанности проблемы. Многие авторы, изучая различные аспекты, связанные с феноменом музыки (перспективы

фреймовой семантики (А.А. Амрахова), архитектонический слух и музыкальная логика (М.Г. Арановский), музыкальная герменевтика, интерпретация (А.Д. Благая), музыкальная мысль (Е.В. Назайкинский), музыкальный текст как предмет интерпретации (С.С. Савенко), метафизика музыки (Н.И. Воронина), «Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия» (В.Н. Холопова)), пришли к выводу, что музыкальный текст есть структура, в «оживлении» которой заинтересованы и композитор, и исполнитель (интерпретатор), и слушатель.

Первые ростки научной мысли, направленные на изучение собственно музыкальных проблем интерпретации появились в начале прошлого столетия: Ф. Бузони «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (1912), и С.Е. Фейнберг «Судьба музыкальной формы» (1915). Эстетические познания в искусстве рассматривают французский поэт конца XIX - нач. XX вв. П. Валери, (Н.И. Поспелова в статье «Текст и его интерпретация в музыке постмодерна» констатирует, что «известная и давняя мысль Поля Валери об отсутствии «настоящего смысла текста» послужила началом полемики о границах понятийного поля интерпретации в стане структуралистов, что привело к выявлению и описанию таких системообразующих элементов интерпретации, как автор, текст, контекст, интертекстуальность, комментарий и другие»)[147,с.70]. В «Эстетике» немецкого философа Н. Гартмана и в статье «Впечатления и пейзажи» испанского поэта Г. Лорки, идет недвусмысленная борьба за культ разума, предельно ясного творческого самосознания, что остается актуальным в наше время и в трудах отечественных ученых (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт и мн. др.).

Вопросами теории музыкального исполнительства занимались практически все известные музыканты-исполнители: Л. Е. Гаккель, Н. И. Голубовская, А.Б. Гольденвейзер, Т.Н. Грум-Гржимайло, Г.М. Коган, Е.Я. Либерман, Г.Г. Нейгауз, М.В. Смирнова, В.В. Софроницкий, С.Е. Фейнберг, Я.В. Флиер, В. Ландовска и др., посвятившие огромное количество работ

теории и истории пианизма. Проблемы исполнительского искусства в современной культуре изучали П.С.Волкова, Н.И. Мельникова, Н.А. Митяева, Н.И.Поспелова, Т.В. Чередниченко, А. Вермайер и др.

В отечественном музыковедении выделены разные разделы изучения смысловых форм музыкальной интерпретации:

- исполнительская интерпретация музыкального текста (И.А. Браудо, Н.А. Копчевский, Е.Я. Либерман, С.М. Мальцев, С.И. Савенко);

- историческое место музыкальной интерпретации (А.Д. Алексеев, Л.Е. Гаккель, Г.М. Коган, Н.П. Корыхалова, В.П. Чинаев, В.Н. Холопова);

- строение содержания и музыкальной семантики исполнительской интерпретации (Б.В. Асафьев, А.Д. Благая, Г.Н. Бескровная, М.Ш. Бонфельд, Л.П. Казанцева, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова).

Над эстетическими проблемами исполнительского искусства в своих работах размышляют Ю. Б. Борев, Е. Г. Гуренко, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Ю.М. Кочнев, С.Ю. Осокин, С.Х. Раппопорт, С.С. Скребков, В.П. Шестаков, В.П. Чинаев и мн. др.; японский исследователь Накагава Мики, словацкий философ Е. Шимунек и др.

И, тем не менее, сегодня можно констатировать, что проблема музыкальной интерпретации (либо трактовки) весьма актуальна и требует расширенного теоретического осмысления.

Начиная с эпохи серебряного века, российское философское сообщество уделяло большое внимание познанию творчества, подтверждением являются «Самопознание» Н.А. Бердяева, «Иконостас» П.А. Флоренского, идея всеобщего единства народов А.Н. Скрябина, «Путь православия» Л.Н. Карсавина, «Этика преображенного эроса» Б.П. Вышеславцева, «Музыка как предмет логики» А.Ф. Лосева, теория творчества П. К. Энгельмейера и др.

Поиском универсального культурного кода занимался филолог и культуролог Ю. М. Лотман. В многочисленных работах по семиотике (особенно в монографии «Внутри мыслящих миров») даны точный анализ текста и схема художественного перевода коммуникативных отношений

(правда, на литературных текстах). Автор задается вопросом: «... не возникнет ли когда-либо «артистика» - наука, изучающая законы художественных конструкций для «прививки» некоторых из свойств системам по передаче и хранению информации?»[110,с.10].

До сегодняшнего дня эти работы остаются основополагающими в разработках эстетических категорий классической эстетики. В них исполнительское искусство воспринимается как художественно-эстетическая деятельность и занимает важное место в теории музыкального исполнительства.

Следует отметить имена некоторых авторов (М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, С.И. Савенко, С.С. Скребков, А.Г. Сохор, Т.В. Чередниченко), которые отчасти занимались проблемами исполнительства, хотя их исследования ограничены самой спецификой музыки, ее содержанием, разбором морфологии: использование структур аналитического и семиотического подходов к музыкальному искусству М.А. Арановского или его же статья «Музыка и мышление», посвященная музыкальному интеллекту. Научное обсуждение проблем, связанных с музыкальными концепциями, идеями и мыслями находим в сборнике статей «Музыка как форма интеллектуальной деятельности», который не только доказал свою актуальность при выходе, но не утратил ее до сих пор»[124,с.4]. Однако в данных материалах нет анализа исполнительских задач,

включающих целый арсенал для достижения атмосферы музыкальности, нет ответа на вопрос, каким образом, перефразируя слова Л. Бетховена, достигается откровение, более высокое, чем любая мудрость и философия.

Работа «Музыка как вид искусства» В.Н. Холоповой посвящена музыкальному содержанию, но и в ней музыкальная интерпретация кратко обозначена историческими, эвристическими, и эстетическими функциями в рамках самой музыки как вида искусства; отсутствует анализ эстетического отношения к исполнительскому искусству как виду деятельности, напрямую

зависящий от авторского текста, его художественного прочтения и образования интерпретационного бытия сочинения.

Музыкальная эстетика рассматривает проблемы специфики музыкальной деятельности через художественное восприятие - это мир идей, предмет исследования идеала музыки, его духовное становление через личность исполнителя. Среди авторов: А. Бен «Душа и тело», Е.В. Назайкинский «Звуковой мир музыки», С.Е. Фейнберг «Судьба музыкальной формы», «Эстетика» словацкого философа и эстетика Е. Шимунека и др.

Важную роль в разработке интерпретационных проблем (не только музыкального искусства) сыграли взгляды М. Хайдеггера. В своей работе «Бытие и время» философ расставляет акценты объективации и существования определенной истины бытия в произведении. В статье «Путь к языку» он уточняет параметры поиска истины бытия произведения: текст «может быть должным образом переведен лишь после тщательной интерпретации», где «скрепы будущей постройки», как смысловые истины бытия авторского текста, образуются указыванием на них различными способами, и «позволяют воспринять являющееся и пропустить через себя (проработать) воспринятое» [187,с.261].

Феноменологический подход Э. Гуссерля, игровая концепция культуры Й. Хейзинги, психоанализ З. Фрейда, философия экзистенциалистов, П. Рикера с разработкой обобщающей концепции человека XX в. - основные научные тексты, из которых собирались в одно целое эстетические признаки чувственного познания (восприятия) исполнительства - во многом опосредовано и довольно близко к исследуемой проблеме исполнительской интерпретации.

Общей методологией при анализе проблем истолкования явились фундаментальные общефилософские положения и закономерности -работы зарубежных авторов: Т. Адорно, Аристотеля, Р. Барта, А. Бергсона, Л. Витгенштейна, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др., а также

работы отечественных философов М. М. Бахтина, Б. П. Вышеславцева, Ю. М. Лотмана, А.Ф. Лосева, П. А. Флоренского.

Автор опирается на исследования отечественных авторов в области теории и истории культуры, а также проблем творчества (А.А. Алексеев, В.В. Ванслов, П.С.Волкова, Н.И. Воронина, Т.Н. Ливанова, М.В. Логинова, Н.И.Поспелова, Е.В. Назайкинский, К.С. Станиславский, Т.В. Чередниченко, В.Н. Шестаков) и зарубежных авторов (П. Валери, В. Ванслов, Г. Лорка), общей и музыкальной психологии (В.П. Апрелева, С.М. Мальцев, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Цыпин, Р. Арнхейм, Н. Берхин, В. Мерлин, Э. Курт), труды по эстетике исполнительского искусства и интерпретации музыкальных произведений (А.Д.Алексеев, М.Г. Арановский, С.П. Батракова, Ю.Б. Борев, Е.Г. Гуренко, М.С. Каган, Г.М. Коган, Н.П. Корыхалова, Ю.Л. Кочнев, Е.Я. Либерман, А.Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М.К. Михайлов, Г.Г. Нейгауз, Д.А. Рабинович, С.С. Савенко, Л.С. Сидельников, С.С. Скребков, С.Е. Фейнберг, В.Н. Холопова, Т.В. Чередниченко, В.П. Чинаев, В.П. Шестаков).

Интерпретационные проблемы исполнительского искусства исследованы и зарубежными авторами: Ф. Бузони, В. Вундт, Э. Ганслик, Г. Гельмгольц, Д. Золтаи, Э. Курт, Е. Шимунек. В музыкальной психологии (В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Курт, Х. Риман, К. Штокхаузен и др.) обсуждаются вопросы, касающиеся связи физической и физиологической акустики с музыкальной наукой и эстетикой, затрагиваются проблемы слухового восприятия и субъективного состояния, формирования психологического взгляда на музыкальные явления, осмысливаются отношения между человеком и временем.

Российским психологам принадлежат фундаментальные работы по важнейшим проблемам музыкальных способностей: «Психология искусства» Л.С. Выготского, статьи В.В. Медушевского о религиозной природе музыкального слуха, «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплова, «О психологии музыкальной импровизации» С.М. Мальцева, работы Е.В. Назайкинского о логике музыкальной композиции.

Появившиеся в последнее время интересные диссертационные работы молодых ученых, в которых рассматривается исполнительская интерпретация музыки второй половины XX века (Н.А. Митяева), современные исполнительские приемы (Е.М. Симоняц), музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом (С.И. Савенко), фортепианное искусство как феномен культуры (А.А.Игламова) и т.д., доказывают множественную возможность исполнительской интерпретации в век кардинальных изменений в музыкальном искусстве.

Тем не менее, ни одно художественное явление не может считаться всесторонне исследованным без рассмотрения его генезиса и эволюции. А сегодня можно констатировать еще и то, что фортепианная исполнительская культура кардинально меняет динамические параметры музыки, используя весь пианистический арсенал: вес рук, плеч; расширяются понятия «допустимого» forte и ударности самого инструмента. Поэтому исследование проблем интерпретации исполнительских фортепианных практик остается важной и значимой.

Гипотеза исследования предполагает объективное существование феномена исполнительской интерпретации как искусства преобразования авторского контекста и «воплощенной множественности» (Р.Барт) художественной формы; особой сферы чувственного познания в фортепианных произведениях, способных выразить смыслы человеческого бытия.

Объектом диссертационного исследования: выступает музыкальная интерпретация как смысловая структура исполнительского преобразования авторского текста.

Предмет исследования: феномен музыкальной интерпретации в практике фортепианного исполнительства.

Целью исследования: на основе междисциплинарного подхода исследовать проблемы фортепианного исполнительства как феномена культуры и проанализировать явление интерпретации музыкального произведения как вида

творческой деятельности.

Для раскрытия поставленных проблем необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть феномен музыкальной интерпретации в историко-культурном контексте;

- выделить теоретические аспекты исследования исполнительской интерпретации;

- рассмотреть музыку как форму существования исполнительской интерпретации, образующую ее смысловое пространство;

-показать в смысловом пространстве эстетическую природу и выявить «эстетические истины» с помощью модели механизма преобразования, которую составляют: эстетическое бытие - целое интерпретации - ее искусный путь и две функции - искус и истина;

- проанализировать музыкальное содержание исполнительской интерпретации как форму художественно-исполнительского образа (ее интерпретационное бытие).

Методологические и теоретические основания.

Специфика предмета исследования потребовала применения междисциплинарного, искусствоведческого и культурологического подходов. Они позволили прояснить значение деталей для образования интерпретационных условий.

Для понимания музыкальных текстов автор обратился к теории музыкального содержания, с помощью которой был установлен способ истолкования музыкального текста для создания художественных характеристик исполнительского образа вопреки только технической репродукции. В связи с этим в работе использованы следующие методы:

- сравнительно-исторической реконструкции, рассматривающий становление и развитие музыкальной интерпретации;

- искусствоведческого анализа, дающего основание для решения проблемы бытия самого музыкального предмета в пространстве творческого акта;

- музыкально-аналитический, способствовавший анализу языка музыки и смысловых преобразований в исполнительских практиках. Научная новизна диссертационного исследования проявляется как в постановке проблемы, так и в результатах, достигнутых в ходе исследования:

- впервые введено и проанализировано понятие «смысловое пространство исполнительской интерпретации»;

- рассмотрены смысловые преобразования авторского текста как процесса художественно-эстетического бытия «новой реальности», определяющие впоследствии новые художественные ориентиры исполнителя.

- впервые выявлена и определена совокупность эстетических сущностей интерпретационного бытия: «искус» как вхождение (погружение) в смысловое пространство; «эстетический обман» - изменение способа существования исполнителя в данный временной отрезок смыслового пространства интерпретации; «эстетическая истина» - выявленная стилистическая закономерность; «истина истины» - выстроенный идеал, образные смысловые контексты бытия интерпретации, живой смысл интонации преображенной формы;

- впервые с помощью гипотетически представленной эстетической модели интерпретационного события (совокупность эстетических сущностей: «искус», «эстетический обман», «эстетическая истина», «истина истины») автором установлен новый образ сочинения;

- исполнительская интерпретация фортепианных произведений рассмотрена как феномен универсального (живого) духовного механизма преображения искусственных форм музыки.

Личный вклад автора заключается в том, что:

1. Исследованы многочисленные интерпретации музыкальных произведений мастерами исполнительского искусства:

- редакции сонат Бетховена (А. Гольденвейзер и А. Шнабель);

- сочинения И. Баха (Г. Гульд, М. Юдина, С. Рихтер);

- сравнительный анализ трактовок (С. Рихтер - Э. Гилельс; В. Горовиц - А. Рубинштейн);

- сочинения Ф. Шопена, исполненные хорватским пианистом И. Погореличем;

- трактовки фортепианных произведений мордовского композитора Г.Г. Вдовина, исполненные самим диссертантом;

2. выявлены различные исполнительские толкования авторского текста, объединенные содержанием-формой образа, его характеристикой, интерпретационным смыслом;

3. рассмотрено бытие образа как результат преобразования контекста автора: сопоставление и вычленение значимых художественно-эстетических признаков и деталей, манера исполнения и исполнительский стиль, смещение артикуляционных акцентов, оригинальное истолкование темпа (временного пространства исполнительской интерпретации).

Положения, выносимые на защиту:

1. Интерпретация музыкального текста в историко-культурном контексте чаще предстает в синтезе исполнительства и прослеживается с помощью анализа фактов и событий во времени а) точкой отсчета для возникновения познавательного значения и смыслов, наделенных «вторым смыслом», является мифологический образ; б) эпоха Античности «преобразовала» миф в статус закона; в) общие знания Средневековья определились в личности исполнителя, придав общему конкретное воплощение; г) классическое Просвещение систематизировало интерпретационные знания в музыкальной эстетике; д) романтическая эпоха во многом способствовала возникновению и продвижению иррационального знания XX в.

2. Исполнительская интерпретация «познает» смыслы музыки чувственно, «понимая» авторский текст как бытие самого сочинения и процесс художественно-эстетического осознания исполнителем диалога этих отношений. Смысловое пространство исполнительской интерпретации предстает как предмет художественно-эстетического познания, а музыка как

а) как интерпретационный вид (форма ее объективного существования); б) объект смыслового пространства в художественном поиске исполнительских форм, который преобразовывает авторский текст).

3. Художественно-эстетическое познание исполнительской интерпретации включает в себя человека-исполнителя (звено, соединяющее и трансформирующее его самого) и творческий акт (действие) - способ преобразования, создающий смысловой контекст исполнительской интерпретации: а) чувство веры (одержимость), формирующее эмоциональный опыт; б) эстетическое преломление (чувственный «обман»); в) интерпретационная замена («обман - подтекст»); г) интерпретационный путь испытания, образующий вокруг себя сначала условия возникновения смыслового пространства (формы), а затем сам смысловой контекст; д) преобразовательный механизм: выбор точек соприкосновения смыслового пространства (новая форма), составляющих смысловые контексты с авторским текстом; е) сам переход в новое временное пространство своего личностного (субъективного) пути исполнительской интерпретации; ж) его чувственное отражение - интерпретационное бытие.

Главным в данном процессе становится авторский смысл сочинения и исполнительский стиль создающего его творца, т.е. сфера личностного (индивидуального) начала в формах интерпретации (преобразования).

4. Смысловые преобразования образа интерпретационной реальности, складываясь из механизмов чувственного познания, создают эстетическую модель созерцания исполнительской интерпретации, как духовную деятельность исполнителя. Механизм ключа выражен в формуле соотношения искуса и истины, выведенной автором: в числителе - искус как сам механизм вхождения в творческое действие, а в знаменателе - преобразовательная истина (выявленная стилевая закономерность) - рождение исполнительского смысла, утверждение эстетического статуса. Формула проверена практически: реальность истины подвергается искушению чувством интерпретатора. В контексте эстетического наполнения реальности «другого» обнаруживают

себя два взаимоисключающих друг друга положения, в основе которых лежит специфически эстетическое соотношение «искус» - «истина»: «искус» - вхождение (погружение) в смысловое пространство; «истина» - выявленная стилистическая закономерность; «истина истины» - выстроенный идеал (образные смысловые контексты бытия интерпретации), живой смысл интонации преображенной формы; «эстетический обман» - изменение способа существования исполнителя в данный временной отрезок смыслового пространства интерпретации.

5.Исполнительская интерпретация, обладая универсальным характером воспроизведения текста, обеспечивать художественные характеристики авторского замысла. На примере анализа «Прелюдий и фуг в 12-ти тонах» для фортепиано Г.Г.Вдовина (2004), выявлена значимая последовательность музыкальной интерпретации в раскрытии данного произведения: само событие, содержательный характер цикла через песенные интонации, смысловое пространство обряда (сюжеты-тоны), новая исполнительская характеристика замысла («ракоходность»), тембральные краски как смысловые интонации. Теоретическая значимость исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кильдюшова, Лариса Васильевна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адорно, Т. В. Эстетическая теория / Т. В. Адорно ; пер. с нем. А. В. Дранова. -М. : Республика, 2001. - 527 с.

2. Акулинин, В. Н. Философия всеединства : От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние,1990.-158 с.

3. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : в 3 ч. / А. Д. Алексеев. -2-е изд., доп.- М. : Музыка, 1988. - Ч. 1-2. - 415 с.

4. Алексеев, А. Д. Клавирное искусство. Очерки и материалы по истории пианизма: в 3 вып. / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1952. - Вып. 1. - 250 с.

5. Алексеев, А. Д. Русские пианисты: Очерки и материалы по истории пианизма / А. Д. Алексеев. - М. ; Л. : Музыка, 1948. - 313 с.

6. Алексеев, Э. В. Раннефольклорное интонирование / Э. В. Алексеев. - М. : Сов. композитор, 1986. - 239 с.

7. Андреев, А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория / А. Л. Андреев. - М.: Знание, 1981. - 63 с.

8. Апрелева, В. А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса / В. А. Апрелева. - Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. ун-та, 1999. - 187 с.

9. Арановский, М. К интонационной теории мотива / М. Арановский // Сов. музыка. - 1985. - № 8. - С. 72-78.

10. Арган, Дж. К. История итальянского искусства : в 2 т. / Дж. К. Арган ; под науч. ред. В. Д. Дажиной. - М. : Радуга,1990. - Т. 1. - 319 с. ; Т. 2. - 239 с.

11. Аристотель. Аналитики / Аристотель. - Минск : Современное слово,1998. -448 с.

12. Аристотель. Политика. // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М. : Мысль,1975. - Т. 1. - 700 с.

13. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства : пер. с англ. / Р. Арнхейм. - М. : Прометей, 1994. - 352 с.

14. Ахматова, А. А. Сочинения : в 2 т. / А. А. Ахматова. - М. : Правда,1990. - Т. 2. -431 с.

15. Баринова, М. Н. Воспоминание о Гофмане и Бузони / М. Н. Баринова. - М. : Классика XXI, 2000. - 144 с.

16. Барток, Б. Избранные письма / Б. Барток ; сост. и вступ. ст. Е. Чигаревой ; пер. с венг. и примеч. Н. Пискуновой. - М. : Сов. композитор, 1988. - 288 с.

17. Батракова, С. П. Проблема интерпретации вчера и сегодня / С. П. Батракова // Западное искусство XX века: проблемы интерпретации. - М. : КомКнига, 2007. -С. 5-34.

18. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Сов. писатель, 1963. - 364 с.

19. Беляева-Экземплярская, С. Н. Музыкальная герменевтика / С. Н. Беляева-Экземплярская // Искусство. - 1927. - Кн. 4. - С. 127 - 138.

20. Бергсон, А. Творческая эволюция : пер. с фр. / А. Бергсон. - М. : КАНОН-пресс : Кучково поле, 1998. - 384 с.

21. Бердяев, Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. - М. : Мысль,1990. - 220 с.

22. Берман, Л. Н. Годы странствий. Размышления пианиста / Л. Н. Бергсон. - М. : Классика-XXI, 2006. - 240 с.

23. Бертран, А. Гаспар из тьмы / А. Бертран. - М. : Наука, 1981. - 251 с.

24. Берхин, Н. Б. Специфика искусства (Психологический аспект) / Н. Б. Берхин. - М. : Знание, 1984. - 63 с.

25. Борев, Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки / Ю. Б. Борев. - М. : Сов. писатель, 1981. - 400 с.

26. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - 4-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988. -496 с.

27. Бофре, Ж. Диалог с Хайдеггером / Ж. Бофре ; пер. с фр. В. Ю. Быстрова. -СПб. : Владимир Даль, 2009. - 8 с.

28. Бузони, Ф. Эскиз новой музыкальной эстетики / Ф. Бузони. - Репринт. изд. 1912 г. - Казань : [б. и.], 1996. - 64 с.

29. Бэлза, И. Фридерик Францишек Шопен / И. Бэлза. - М. : Музыка,1991. -141 с.

30. Бэн, А. Душа и тело: Общие законы и отношения между ними : пер. с англ. / А. Бэн. - 4-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 240 с.

31. Валери, П. Об искусстве : сборник : пер. с фр. / П. Валери. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1993. -507 с.

32. Ванслов, В. В. Что такое искусство? / В. В. Ванслов. - М. : Изобразительное искусство,1989. - 328 с.

33. Венок Шопену:Сб.ст.-М.:Музыка,1989.-279с.:нот.:ил.

34. Вернадский, В. И. Научное мировоззрение / В. И. Вернадский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / сост. П. В. Алексеев. - М. : Политиздат, 1990. - С. 180-203.

35. Витгенштейн, Л. Голубая и коричневая книги : предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Л. Витгенштейн ; пер. с англ. В. А. Суровцева, В. В. Иткина. - Новосибирск : Сибир. универ. изд-во, 2008. - 256 с. - (Пути философии).

36. Волкова, П.С. Музыка в контексте риторического канона: к постановке проблемы \\ Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова №6.2014.- с.328-337.

37. Вольтер. Из «Философского словаря» ; Бог и люди ; Вопросы о чудесах / Вольтер ; вступ. ст. С. Артамонова ; примеч. А. Коробочко. - М. : Мир книги : Литература, 2006. - 368 с. - (Великие мыслители).

38. Воронина, Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина - Саранск, 2006 - 252с.

39. Вышеславцев, Б. П. Кризис индустриальной культуры : избр. соч. / Б. П. Вышеславцев. - М. :Астрель, 2006. - 1037, [3] с. - (Социальная мысль России).

40. Вундт, В. Фантазия как основа искусства : пер.с нем. / В. Вундт ; под ред. А. П. Нечаева. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 152 с.

41. Гавриил Вдовин: постижение мастерства : сб.ст. и материалов (к 65-летию композитора) / [авт.-сост .и отв. ред. Н. М. Ситникова]. - Саранск, 2006. - 228 с.

42. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 221 с.

43. Гаккель, Л. В концертном зале : Впечатления 1950-1980-х годов / Л. Гаккель. - СПб. : Композитор, 1997. - 232 с.

44. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном: опыт переосмысления музыкальной эстетики : пер. с нем. / Э. Ганслик ; предисл. Г. А. Лароша. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 232 с.

45. Гарин, И. Пророки и поэты : в 2 т. - М. : Терра, 1992. - Т. 1. - 751 с. ; Т. 2. -688 с.

46. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. Г. Г. Шпета ; коммент. Ю. Р. Селиванова. - М. : Акад. проект, 2008. - 767 с.

47. Гельмгольц, Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки : пер. с нем. / Г. Гельмгольц. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 592 с.

48. Гердер, И. Г. Избранные сочинения / И. Г. Гердер ; вступ. ст., примеч., сост. В. М. Жирмунского. - М. ; Л. : Худож. лит., 1959. - 392 с.

49. Герменевтика и музыкознание / сост. Т. В. Чередниченко. - М. : Информкультура, 1984. - 29 с.

50. Гилярова, В. М. Евангельская тема «Семь слов Спасителя на Кресте» в христианской культуре: к проблеме интерпретации : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / В. М. Гилярова. - М., 1999. - 155 с.

51. Горячкина, Е. А. Творческая интерпретация космоса в музыке XX в. : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Е. А. Горячкина. - М., 1995. - 231 с.

52. Грачев, В. Н. Интерпретирующий стиль в музыке XX в.: (закономерности, эволюция) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / В. Н. Грачев. - М., 1992. -205 с.

53. Гринберг, М. Статьи. Воспоминания. Материалы / М. Гринберг ; сост. А. Ингер. - М. :Сов. композитор, 1987. - 304 с.

54. Грубер, Р.И. История музыкальной культуры / Музгиз, Москва, 1941, т.1. ч.1 - 595 с.

55.Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыкальное исполнительство / Т. Н. Грум-Гржимайло. - М. : Знание,1984. - 160 с.

56. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Рольф, 2001. - 416 с.

57. Гумилев, Л. Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев ; сост. Н. В. Гумилев. - М. : ДИ-ДИК, 1994. - 638 с.

58. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ) / Е. Г. Гуренко ; отв. ред.: М. Ф. Овсянников, В. В. Целищев. -Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1982. - 256 с.

59. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1 / Э. Гуссерль ; пер. с нем. А. В. Михайлова ; вступ. ст. В. А. Куренного. - М. : Акад. проект, 2009. - 489 с.

60. Демченко, А. И. Избранные статьи о музыке. Вып. 4. Исполнительское искусство / А. И. Демченко. - Саратов : Саратов. гос. консерватория им. Собинова, 2005. - 170 с.

61. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский ; пер. М. Гаспарова. - М. : Астрель, 2011. - 570 с.

62. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 210 с.

63.Западное искусство. XX век. Проблемы интерпретации.- М. : КомКнига,-2007. - 288 с.

64 Зеньковский, В. В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. -Ростов-на-Дону : Феникс,1999. - Т. 1. - 544 с. ; Т. 2 - 544 с.

65. Зись, А. Я. Методологические искания в западном искусствознании. Критический анализ современных герменевтических концепций / А. Я. Зись, М. П. Стафецкая. - М. : Искусство, 1984. - 146 с.

66. Золтаи, Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля : пер. с нем. / Д. Золтаи. - М. : Прогресс, 1991. - 371 с.

67. Иванов, В. И. Родное и вселенское / В. И. Иванов ; сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. - М. : Республика, 1994. - 428 с.

68. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? / Э. В. Ильенков. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 128 с.

69. Ильин, И. А. Одинокий художник : статьи, речи, лекции / И. А. Ильин. -М. : Искусство, 1993. - 343 с.

70. Ильин, И. А. Религиозный смысл философии : три речи, 1914-1923 / И. А. Ильин. - М. : АСТ : Хранитель, 2007. - 285 с.

71. Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Междунар. науч. конф. 6-9 апреля 2009г.- М.: Человек, 2010. -744с.

72. История современной зарубежной философии : Компаративистский подход : в 2 т. -3-е изд., расшир. - СПб. : Лань, 1998. - Т. 1. - 448 с.

73. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры. Вып.1. Синергетическая концепция культурно-исторического процесса / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 2005. - 215 с.

74. Как исполнять Бетховена? / авт.-сост. А. В. Засимова. - М. : Классика- XXI,

2004. - 236 с.

75. Как исполнять Шопена? / авт.-сост. А. В. Засимова. - М. : Классика-XXI,

2005. - 236 с.

76. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. - М. : Политиздат, 1990.- 415 с.

77. Карсавин, Л. П. Путь православия / Л. П. Карсавин ; сост. и вступ. ст. П. О. Николова. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2003. - 557 с.

78. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. I. Язык / Э. Кассирер ; пер. с нем. С. А. Ромашко. - М. : Акад. проект, 2011. - 271 с.

79. Кириченко, П. В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: (на примере клавирных произведений XVII-XVIII в.) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / П. В. Кириченко. - Уфа, 2002. - 250 с.

80. Клюев, А. С. Музыкальное искусство в человеческом измерении. @ А. С. Клюев, 2002. - С. 273.

81. Коган, Г. М. Вопросы пианизма. Избранные статьи / Г. М. Коган. - М. : Сов. композитор, 1968.- 458 с.

82. Коган, П. П. Вместе с музыкантами / П. П. Коган. - 2-е изд., доп. - М. : Сов. композитор, 1986. - 272 с.

83. Колпинский, Ю. Д. Великое наследие античной Эллады / Ю. Д. Колпинский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изобразительное искусство, 1988. -322 с.

84. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. - М. : Вече 2000 : АСТ, 2003. - 512 с.

85. Коровин, К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. Рассказы о Шаляпине / К. А. Коровин ; сост., послесл. и коммент. И. П. Хабарова ; предисл. Ю. Ф. Котлярова. - М. : Моск.рабочий, 1993. - 222 с.

86. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки / Н. П. Корыхалова. - Л. : Музыка, 1979. - 208 с.

87. Корыхалова, Н. П. Музыкальное произведение и исполнитель (проблема и ее разработка в XX веке): автореф. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Н. П. Корыхалова. - Л., 1971. - 18 с.

88. Кочнев, Ю. Л. Музыкальное произведение и интерпретация / Ю. Л. Кочнев // Сов. музыка. - 1969. - № 12. - С. 56-60.

89. Кочнев, Ю. Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации / Ю. Л. Кочнев. - Л. : [б. и.], 1970. - 146 с.

90. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431с.

91. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Э. Курт ; ред. и вступ. ст. Б. Асафьева. - М. : Гос. муз. изд-во, 1931. - 304 с.

92. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 416 с.

93. Кюи, Ц. А. Избранные статьи / Ц. А. Кюи. - Л. : Музгиз, 1952. - 692 с.

94. Ландовска В. Тайны интерпретации // Ландовска В. О музыке; сост. Д. Ресто; [пер. с англ. А.Е. Майкапар]. М.: Радуга, 1991. -440с.

95. Лебедев, И. В. Творческая концепция пианиста-исполнителя: ( к проблеме формирования и развития) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / И. В. Лебедев. - Л., 1986. - 194 с.

96. Леонтьев, А. А. Деятельный ум (деятельность, знак, личность) / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. - 380 с.

97. Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / сост.: М. Прянишникова, О. Томпакова. - М.: Музыка, 1985. - 295 с.

98. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. - М. : Музыка, 1988. - 236 с.

99. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 г.: в 2 кн. / Т. Н. Ливанова. - М. : Музыка,1987. - Кн. 2 : От Баха к Моцарту. - 469 с.

100. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 685 с.

101. Лисенко, И. Ю. Музыкальный текст как знак культуры : дис. ... канд. культурол. наук : 24.00.01/ И. Ю. Лисенко. - Саратов, 2002. - 146 с.

102. Лихачев, Д. С. Великий путь / Д. С. Лихачев. - М. : Современник, 1987. -301 с.

103. Логинова, М.В. Онтология выразительности в культуре XX века: дисс. д-ра фил. наук: 24.00.01/ М. В. Логинова.- Саранск, 2003.- 366с.

104. Лонг, М. За роялем с Дебюсси / М. Лонг ; пер. с фр. Ж. Грушанской. - М. : Сов. композитор, 1985. - 157 с.

105. Лорка, Ф. Г. Об искусстве / Ф. Лорка ; вступ. ст. Л. Осповата. - М. : Искусство,1971. - 310 с.

106. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа.- Изд. «Академ. Проект», 2008.- 304с.

107. Лосев, А. Ф. Бытие - имя - космос / А. Ф. Лосев; сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1993. - 958 с.

108. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1997. - 262 с.

109. Лосев, А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Моск. гор. пед. института им. Ленина» , 1953, т. 72, в.3, с. 37-40;

110. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.- 416 с.

111. Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллинн : Александра, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - 204 с.

112. Луков, Вл. А. Предромантизм / Вл. А. Луков. - М.: Наука, 2006.-683 с.

113. Магазинник, М. Д. Фортепианная редакция как проблема стиля: (на материале сонат Бетховена в ред. Г. Бюлова) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / М. Д. Магазинник. - М., 1985. - 191 с.

114. Макуренкова, Е. П. Работы русских музыкантов в области фортепианной педагогики второй половины XIX в. / Е. П. Макуренкова. - М. : Искусство, 1971. - 402 с.

115. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. - М. : Музыка,1991. - 88 с.

116. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили ; сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

117. Мейлах, Б. С. Проблемы комплексного подхода к изучению художественного творчества / Б. С. Мейлах, Е. И. Высочина. - М. : Знание, 1980. - 40 с.

118. Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культурологический феномен : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Н. И. Мельникова. - Новосибирск, 2002. - 307 с.

119. Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследования : учеб. пособие к спец. курсу / В. С. Мерлин ; Перм. гос. пед. ин-т, Урал. отд-ние О-ва психологов при АН СССР. - Пермь : [б. и.], 1988. - 79 с.

120. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - 736с.

121. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке : статьи и фрагменты / М. К. Михайлов ; сост., ред. и примеч. А. Вульфсона ; вступ. ст. М. Арановского. - Л. : Музыка, 1990. - 288 с.

122. Михалева, В. В. И. С. Бах. Инвенции и симфонии. Особенности редакций и интерпретаций К. Черни и Ф. Бузони / / В. В. Михалева. - Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Белинского, 2006. - 25 с.

123. Музалевский, В. И. Русское фортепианное искусство. XVIII в. / В. И. Музалевский. - М.: Муз. изд-во, 1961. - 320 с.

124. Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. - 2-е изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 240 с.

125. Музыкальная эстетика Германии XIX в. : в 2 т. / сост. А. Михайлов, В. Шестаков ; ред. Н. Шахназарова. - М. : Музыка, 1981. - Т. 1 : Антология. - 415 с. 126. Музыкальное искусство XX в.: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. - М. : [б. и.], 1995. - 172 с.

127. Музыкальное исполнительство : сб. ст. - М. : Музыка, 1970. - Вып. 6-8 (70-73).

128. Музыкальное исполнительство. Проблемы современной музыки : сб. ст. / ред.- сост. А. Д. Алексеев. - М. : Гос. муз. пед. институт им. Гнесиных, 1975. -223 с.

129. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : Сов. энцикл., 1990. - 672 с.

130. Мыслители Греции. От мифа к логике : сочинения. - М. : ЭКСМО-пресс ; Харьков : Фолио,1998. - 832 с.

131. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1988. - 254 с.

132. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка,1982. - 319 с.

133. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

134. Неженец, Н. И. Поэзия народных традиций / Н. И. Неженец. - М. : Наука, 1988. - 208 с.

135. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. - 2-е изд. -М. : Гос. муз. изд-во, 1961. - 319 с.

136. Нестерова, О. А. История и теория мировой культуры : задачи, тесты, упражнения / О. А. Нестерова ; УРАО. - М. : Изд-во УРАО, 2001. - 176 с.

137. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше. - М. : Мысль, 1990. - Т. 1-2.

138. Овчинников, М. А. Русская критическая мысль XIX века о фортепианном исполнительстве : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / М. А. Овчинников. - М., 1981. - 167 с.

139. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.

140. Орджоникидзе, Г. Ш. Место исполнителя в музыкальной культуре / Г. Ш. Орджоникидзе // Сов. музыка. - 1978. - № 8. - С. 63-75.

141. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания : [сборник] / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : АСТ, 2008. - 347 с.

142. Осокин, С. Ю. Историческая жизнь музыкального произведения в исполнительском искусстве: (на материале интерпретаций «Хорошо темперированного клавира И. С. Баха) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / С. Ю. Осокин. - М., 1992. -169 с.

143. Пазовникова, М. В. Техническое совершенствование исполнительского аппарата пианиста в русле методических исканий фортепианной школы XIX-XX вв. : лекция / М. В. Пазовникова. - М. : МГУКИ, 2005. - 19 с.

144. Петрухин, В. Я. Мифы финно-угров М: Астрель. АСТ. Транзиткнига, 2005.-463с.

145. Платек, Я. Верьте музыке! / Я. Платек. - М. : Сов. композитор, 1989. -325 с.

146. Приходько, В. И. Проблема исполнительского анализа музыкальной фактуры: на материале фортепианных произведений С. Прокофьева и

Д. Шостакович : автореф. канд. искусствоведения : 17.00.02 / В. И. Приходько. -Л., 1987. - 29 с.

147. Поспелова, Н.И. Новое коммуникативное пространство музыки: вызов сетевой культуры \\ Вестник Вятского гос. Университета \\ 2011,№2-1.- с.128-134 148. Психология музыки и музыкальных способностей : хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2005. - 720 с.

149. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль / Д. А. Рабинович. - М. : [б. и.], 1979. - Вып. 1. - 320 с.

150. «Раскат импровизаций.» : Музыка в творчестве, судьбе и в доме Б. Л. Пастернака : сб. лит., муз. материалов / сост., вступ. ст. и коммент. Б. Каца. - Л. : Сов. композитор, 1991. - 328 с.

151. Рассел Б. История западной философии: в трех книгах. Издание 7-е, - М.: Академический Проект. 2009. - 1008с.

152. Рейтер, Д. де. Волшебник вибрации: целебная сила обертонов : пер с англ. / Д. де Рейтер. - М. : Открытый мир, 2006. - 56 с.

153. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер ; пер. с фр. и вступ. ст. И. Вдовиной. - М. : КАНОН- Пресс-Ц : Кучково поле, 2002. - 624 с.

154. Риман, Г. Катехизис истории музыки : История музыкальных инструментов. История звуковой системы и нотописания : пер. с нем. / Г. Риман. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 162 с.

155. Риман, Г. Катехизис истории музыки : История музыкальных форм : пер. с нем. / Г. Риман. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 216 с.

156. Розанов, В. В. Сочинения / В. В. Розанов ; сост., подгот. текста и коммент. А. Л. Налепина, Т. В. Померанской ; вступ. ст. А. Л. Налепина. - М. : Сов. Россия, 1990. - 592 с.

157. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов ; сост. В. Н. Щербаков. - М. : Педагогика, 1990. - 624 с.

158. Розанов, И. В. Принципы клавирной педагогики и исполнительства Франции и Германии первой половины XVIII в.: (на материале французских и немецких

трактатов) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / И. В. Розанов. - Л., 1981. -220 с.

159. Рубинштейн, А. Г. Музыка и ее представители / А. Г. Рубинштейн. - М. : Первая скоропеч. нот П. Юргенсона, 1891. - 185 с.

160. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Учпедгиз, 1946. - 259 с.

161. Русская философия второй половины XVIII века : хрестоматия / сост. библиогр. ст. и примеч. Б. В. Емельянова. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990.

- 400 с.

162. Савенко, С. И. Музыкальный текст как проблема интерпретации / С. И. Савенко // Западное искусство XX века: Проблемы интерпретации. - М. : КомКнига, 2007. - С. 147-159.

163. Савостьянов, А. И. Общая и театральная психология / / А. И. Савостьянов.

- СПб. : КАРО, 2007. - 256 с.

164. Самосознание европейской культуры XX века : Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М. : Политиздат, 1991. - 336 с.

165. Сапонов, М. А. Искусство импровизации / М. А. Сапонов. - М. : Музыка,1982. - 158 с.

166. Серов, А. Н. Статьи о музыке : в 7 вып. / А. Н. Серов ; сост., ред. и коммент. В. Протопопова. - М. : Музыка, 1984. - Вып. 1. - 414 с.

167. Серов, А. Н. Статьи о музыке : в 7 вып. / А. Н. Серов ; сост., коммент. В. Протопопова. - М. : Музыка, 1985. - Вып. 2-а. - 352 с.

168. Серов, А. Н. Статьи о музыке : в 7 вып. / А. Н. Серов ; сост., ред. и коммент. В. Протопопова. - М. : Музыка, 1986. - Вып. 2-б. - 352с.

169. Сидельников, Л. С. Симфоническое исполнительство: теория и эстетика : ист. очерк / Л. С. Сидельников. - М. : Сов. композитор, 1991. - 286 с.

170. Скребков, С.С. Избранные статьи / ред-сост. Д.А.Арутюнов.- М.: Музыка. 1980. - 216 с.

171. Соловьев, Э. Ю. Прошлое нас толкует : очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. - М. : Политиздат, 1991. - 432 с.

172. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский ; предисл. Т. В. Дорониной. - М. : Вагриус, 2006. - 448с.

173. Стахи, Т. А. Музыкальная психология / / Т. А. Стахи. -Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. - 244 с.

174. Стоянов, П. Взаимодействие музыкальных форм : пер. с болг. / П. Стоянов. - М. : Музыка, 1985. - 270 с.

175. Счастливцев, А. Н. Музыкальный процесс как форма общения: эстетико-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04/ А. Н. Счастливцев. - М., 1993. - 24 с.

176. Титова, Е. В. Фактура как элемент стилевой системы: (на материале клавирных сочинений Моцарта) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Е. В. Титова. - Л., 1984. - 209 с.

177. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. - М. : Музыка,1969. - 598 с.

178. Фейнберг, С. Е. Пианист. Композитор. Исследователь : сборник / С. Е. Фейнберг ; ред.-сост. И. Лихачева. - М. : Сов. композитор, 1984. - 232 с.

179. Философские проблемы художественного творчества : сб. науч. ст. по материалам межвуз. науч. конф. / ред.-сост. З. В. Фомина. - Саратов : Саратов. гос. консерватория им. Собинова, 2007. - 104 с.

180. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев [ и др.]. - 2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989. -815 с.

181. Фихте, И. Г. Несколько лекций о назначении ученого ; Назначение человека : сборник / И. Г. Фихте. - Минск: Попурри, 1998. - 480 с.

182. Фишер-Дискау, Д. Отзвуки былого: Размышления и воспоминания / Д. Фишер-Дискау. - М. : Музыка, 1991. - 286 с.

183. Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. - СПб. : Азбука-классика, 2010. - 224 с.

184. Франк, С.Л. Живое знание / С.Л. Франк. - Берлин, Обелиск. 1923, -264.[8]c.

185. Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии.- М.: Академический Проект, 2012.- 854 с.

186.Фролкин, В. А. Некоторые вопросы исполнительской практики испанского клавиризма эпохи Ренессанса по трактату Томаса де Санкта Мария «Искусство игры фантазии», 1565 г. / В. А. Фролкин // Музыкальное исполнительство. - М. : Музыка, 1983. - Вып. 11. - С. 219-242.

187. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина . -М. : Акад. проспект, 2011. - 460 с.

188. Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления : пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. - 447 с.

189. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга ; пер. с нидерл. В. Ошиса. - М. : АСТ, 2004. - 539 с.

190. Хентова, С. М. Шостакович - пианист-музыкант / С. М. Хентова. - Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1964. - 91 с.

191. Homo musicus' 95 : альманах музыкальной психологии / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - М. : МГК, 1995. - 176 с.

192. Хопрова, Т. А. Антон Григорьевич Рубинштейн / Т. А. Хопрова. - Л. : Музыка, 1987. - 94 с.

193. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства - СПб.: «Лань», 2000. - 320 с.

194. Холопов, Ю.Н. и его школа (кн.) моск. конс.; ред.-изд. Отдел 2003,- 368с.

195. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа : Проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. - М. : Сов. композитор, 1988. - 384 с.

196. Чалмерс, Д. Сознающий Ум : В поисках фундаментальной теории : пер. с англ. / Д. Чалмерс. - М. : УРСС : ЛИБРОКОМ, 2013. - 512 с.

197. Чередниченко, Т. В. Герменевтика и музыкознание / Т. В. Чередниченко. -М. : Информкультура, 1984. - 29 с.

198. Чередниченко, Т. В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы / Т. В. Чередниченко // Музыкальное исполнительство и современность. - М. : Музыка, 1988. - Вып. 1. - С. 43-69.

199. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры : курс лекций. -Долгопрудный : Аллегро-Пресс, 1994. - 350 с.

200. Чинаев, В. П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX в. (на примере фортепианного исполнительского искусства) : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / В. П. Чинаев. - М., 1995.

- 307 с.

201. Шапошников, Л. Е. Русская религиозная философия XIX-XX вв. / Л. Е. Шапошников. - Н. Новгород : Волго-Вят. кн. изд-во, 1992. - 222 с.

202. Шароев, И. Г. Музыка, которую мы видим / И. Г. Шароев. - М. : Сов. композитор, 1989. - 256 с.

203. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория / В. П. Шестаков. -М. : Наука, 1973. - 256 с.

204. Шестаков, В. П. История эстетических учений / / В. П. Шестаков. - 2-е изд.

- М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 408 с.

205. Шестаков, В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В. П. Шестаков. - М. : Мысль, 1979. - 370 с.

206. Шимунек, Е. Эстетика и всеобщая теория искусств / Е. Шимунек ; пер. В А. Каменской. - М. : Прогресс, 1980. - 248 с.

207. Шкловский, В. Б. Тетива : О несходстве сходного / В. Б. Шкловский. - М. : Сов. писатель, 1970. - 376 с.

208. Шопенгауэр, А. О сущности музыки / А. Шопенгауэр ; под ред. ист.-эстет. секции и вступ. ст. К. Эйгес. - Петроград : Муз. гос. изд-во, 1919. - 42 с.

209. Шопенгауэр, А. Сборник произведений / А. Шопенгауэр ; вступ. ст. и примеч. И. С. Нарского. - Минск : Попурри, 1999. - 464 с.

210. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер ; вступ. ст. и коммент. Г. В. Драча при участии Т. В. Веселой и В. Е. Котляровой. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. -640 с.

211. Энгельмейер, П. К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер ; предисл. Д. Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. - 3-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 208 с.

212. Юмашин, В. Я. Интерпретация как способ творческого воплощения художественного содержания : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / В. Я. Юмашин. - М., 1985. - 16 с.

213. Янсон, Х. В. Основы истории искусств / Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. - СПб. : Икар, 1996. - 512 с.

214. Аверинцев С. С. Символ [Электронный ресурс] / С. С. Аверинцев // Библиотека Гумер. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/aver/simv.php.

215. Вермайер А. Современная интерпретация - конец музыкального текста [электронный ресурс] // Искусство ХХ века как искусство интерпретации : сборник статей. Нижний Новгород. 2006. С. 106. Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=4533

216. Курт, Э. Тонпсихология и музыкальная психология [Электронный ресурс] / Э. Курт // Открытый текст : электрон. период. изд. - [Н. Новгород, 201-]. -Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=1673.

217. Лазарев, В.Н. Византийская живопись [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.vuzer.info.

218. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года [Электронный ресурс] / Т. Н. Ливанова // Библиотека Гумер. - М., [200-]. -Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/livan2/07.php.

219. Лосев, А. Ф. История эстетических учений [Электронный ресурс] / А. Ф. Лосев // Библиотека Гумер. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/Los_IstEst/index.php.

220. Мартынов, В. И. Зона opus Posth, или Рождение новой реальности [Электронный ресурс] / В. И. Мартынов // Открытый текст : электрон. период. изд. - [Н. Новгород, 201-]. - Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/ interpretation/?id=1647.

221. Рассел, Б. Мудрость Запада [Электронный ресурс] / Б.Рассел //

Библиотека Гумер.- М.,- Режим доступа: http: // www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Los IstEst/index.php.

222. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека [электронный ресурс] / Ф.Шиллер // http://yanko.lib.ru\\

223. Шопенгауэр, А Сущность музыки [Электронный ресурс] / А. Шопенгауэр // Открытый текст: электрон. период. изд.- Режим доступа: http: // www.opentextnn.ru /muzik/ interpretation / ?id = 243

224. Августин, Исповедь [Электронный ресурс] \Августин Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. доступа: православная электронная библиотека

225.Alperson, Ph. What Should One Expect from a Philosophy of Music Education? / Ph. Alperson // J. of Aesthetic Education. - 1991. - Vol. 25. - № 3. - Р. 215-241.

226. Bedard, Y. Pour une philosophie de l'education musicale / Y. Bedard // Culture Vivante. - 1971. - № 23. - Р. 26-29.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.