Современная европейская музыкальная культура: основные тенденции и особенности развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Тодорова, Наталья Валентиновна

  • Тодорова, Наталья Валентиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 179
Тодорова, Наталья Валентиновна. Современная европейская музыкальная культура: основные тенденции и особенности развития: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Барнаул. 2012. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тодорова, Наталья Валентиновна

Содержание

Введение

Глава 1 Философско-культурологический анализ генезиса

музыкальной культуры

1.1 Философский анализ природы музыки: онтологический, аксиологический, гносеологический аспекты

1.2 Истоки и развитие европейского музыкального искусства в русле современного культурно-исторического процесса

1.3 Влияние философско-эстетических концепций музыки на развитие

европейской музыкальной культуры

Глава 2 Особенности и основные тенденции развития современной европейской музыкальной культуры

2.1 Музыкальная культура второй половины XX - начала XXI

столетия, её зависимость от общих социокультурных процессов

2.2 Проблемы влияния музыкальной культуры на человека и социум

в век информационных технологий

2.3 Диалог музыкальных культур в современном мире

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная европейская музыкальная культура: основные тенденции и особенности развития»

Введение

Актуальность темы исследования. Музыкальная культура второй половины XX - начала XXI столетия представляет собой новое и мало изученное человеком духовное пространство, требующее переосмысления многих музыкальных, социальных и культурных феноменов. Исследуемый в работе рубеж тысячелетий - это период становления новых ценностных парадигм, в которых в остром противостоянии старого и нового происходят изменения в иерархии ценностей, создаётся новая философская и музыкальная картина мира.

Избранная нами тема полидисциплинарна и находится на пересечении различных исследовательских полей. Поэтому анализ современной европейской музыкальной культуры с учётом как происходящих в России, так и общемировых процессов невозможно, на наш взгляд, проводить без привлечения ряда фундаментальных научных дисциплин. К ним относятся культурология, философия культуры, философия музыки, история музыки, музыковедение, акустика, семиотика, герменевтика и др. Исследование влияния музыки на человека и социум достаточно сложно осуществить без привлечения музыкальной психологии, социальной философии, социологии, эстетики, психофизиологии и др. наук.

Музыкальная культура, чутко реагируя на различные социальные и культурные процессы, происходящие в современном обществе, выражает через свои социальные институты мировоззренческие установки и ценности, господствующие в культуре, а зачастую и формирует их, оказывая этим существенное влияние на духовную жизнь общества.

Начиная со второй половины XX столетия в европейском обществе существенно возрастает роль науки и техники, а с последней четверти

прошлого века начинает формироваться современное постиндустриальное (информационное) общество со всё возрастающей ролью информационных технологий, благодаря которым появляется массовое искусство, массовая слушательская аудитория, меняются способы передачи и транслирования музыки. Всё это оказывает как непосредственное, так и опосредованное влияние на музыкальную культуру, на человека и социум.

Современный человек вынужден существовать в звуковом (музыкальном) пространстве, зачастую содержащем в себе опасный и неконтролируемый агрессивный фон, что ставит на повестку дня проблему охраны звуковой среды, проблему сохранения физического и психического здоровья подрастающего поколения, проблему экологии народной музыкальной культуры и ряд других проблем. При этом, чем реальнее становится опасность сциентизма и техницизма как для отдельно взятого человека, так и для развития общества в целом, тем более возрастает роль музыкальной культуры, отвечающей потребностям разных социальных субъектов. Ведь именно в диапазоне между высшими ценностями (высокая музыка, высокое искусство) и обыденными социальными стереотипами (массовая музыкальная культура) формируется особый духовный мир человека, повышается значение его личностного выбора, его места и роли в обществе.

Благодаря этому, в социуме музыкальная культура и музыкальное искусство как её элемент, аккумулируя духовное богатство, накопленное человечеством в прошлом, и духовные ценности современного общества, реализуют общемировоззренческую, гносеологическую, нравственно-воспитательную, просветительскую, коммуникативную, гедонистическую, медицинско-терапевтическую и др. функции. И хотя это влияние зачастую не очевидно, но оно так или иначе формирует внутренние установки человека, его глубинные смысложизненные позиции, влияет на духовное развитие человека и социума.

Поэтому так важно, на наш взгляд, найти сегодня ответы на вопросы, которые ставит перед наукой и философией современная музыкальная

действительность: каково общее состояние и перспективы развития современной европейской музыкальной культуры; какие общемировые (глобальные) и социокультурные факторы оказывают на неё влияние и какова степень этого влияния; в чём заключается и какие последствия имеет процесс взаимовлияния музыкальной культуры и социума; какое социокультурное значение приобретает сегодня диалог музыкальных культур и ряд других, не менее важных, на наш взгляд, вопросов.

В связи с этим актуализируется осмысление музыкальной культуры именно с культурфилософской позиции, так как музыка, являясь важной частью культуры, апеллирует к внутреннему миру человека, выступает как мощное средство социально-психологического единения людей, как стимул их творческой активности, как незаменимый способ развития эмоциональных сторон духовной жизни социума.

Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема объединяет широкий круг вопросов. Проблема происхождения музыки с различных исследовательских позиций рассматривалась К. Бюхером [41], Э. Куртом [110], К. Штумпфом [227], В. Гошовским [62], В. Леви [114], М. Вебером [47] и другими отечественными и зарубежными учёными.

Онтологическое истолкование музыки через числовую символику мы наблюдаем у Пифагора [43, 120, 221], Конфуция [76], Платона [81, 120, 164, 165], Аврелия Августина [40], а в XX в. у А.Ф. Лосева [121, 123, 124].

Музыкально-эстетические проблемы волновали умы ещё древнегреческих философов: так учение о природе музыкального подражания (мимесис) мы находим у пифагорейцев (подражание небесной гармонии), Платона (подражание миру идей) и Аристотеля (природе и людям). Эстетическая концепция мимесиса принадлежит именно Аристотелю [9, 81]. Позже данную проблему поднимают французские «энциклопедисты» Дл Аламбер [80, 221] и Д. Дидро [80, 221], а в XIX веке - И. Тэн в своей «Философии искусства» [198].

В средние века вопросы музыкального творчества рассматривались с богословско-теологических позиций (Климент Александрийский, Иоанн

Златоуст, Григорий Нисский, Аврелий Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Беда Достопочтенный и др. [81, 148]).

В XX веке разработкой социально-эстетической проблематики музыки занимались как отечественные учёные Б.В. Асафьев [12, 13], A.B. Луначарский [125], А. Сохор [186, 187], Ю. Кремлёв [106], А. Фарбштейн [201,202], В.Н. Холопова [209], так и зарубежные исследователи - Т. Адорно [1, 2], X. Ортега-и-Гассет [158] и др.

Необходимое в целях нашего исследования понятие «д1алог» является, как известно, основным понятием современной философской герменевтики. Наибольший вклад в её изучение внесли в XX веке М.М. Бахтин [19, 20], М. Бубер [36, 37], B.C. Библер [29, 30], Х.Г. Гадамер [52].

Культурологический подход к изучению музыки мы находим в ряде работ отечественных учёных: В.А. Апрелевой [6], М.С. Кагана [83], А. Сохор [188], Л. Закса [74], P.A. Тельчаровой [196] и др., а также зарубежных философов -Т. Адорно [2], X. Ортеги-и-Гассета [158], К. Леви-Строса [116], А. Швейцера [218]. Изучением взаимодействия различных музыкальных культур занимались Н. Шахназарова [217], Т.В. Чередниченко [214], А.Б. Каяк [89, 90]; взаимодействие массовой и элитарной музыкальных культур в свете развития медиакультуры рассматривали в своих работах Т.И. Кузуб [107], М. Найдорф [152], A.B. Костина [101,102].

В вопросах о природе музыки и музыкального искусства мы опирались также на работы А.Ф. Лосева [121, 123, 124], Б.В. Асафьева [12, 14], В.В. Медушевского [137, 140, 141], Л. Мазеля [128], В.К. Суханцевой [193], В.Л. Гошовского [62], В. Холоповой [209], Ю. Холопова [206, 207], а также зарубежных исследователей - К. Леви-Строса [116, 117], Д. Золтаи [76], Р. Ингартена [78], К. Штумпфа [227], М. Вебера [47], Э. Курта [110].

При изучении современных музыкальных тенденций мы обращались к работам A.C. Жаровой [71], Д.В. Житомирского [72], Г.Шнеерсона [225], Т.В. Чередниченко [213, 214], А. Шнитке [226], М.Е. Тараканова [194], Н.В. Кошкарёвой [104], Ц. Когоутека [97], Г. Перле [247], Ф. Раушер и Г. Шау

[248] и др. Феномен рок-музыки исследуется в работах Г.С. Кнабе [96], Д.А. Леонтьева и Ю.А. Волковой [118], И.Л. Набок [150] и др.

Также следует упомянуть об обширном материале, который даётся нам в рефлексии современных композиторов и музыкантов (А. Шнитке [226], Д. Шостакович [224], И.Ф. Стравинский [190], Г. Нейгауз [153], Э. Денисов [66], Е.А. Мравинский [146], К. Штокхаузен [249], П. Булёз [38, 39], Л. Бернстайн [28] и др.).

Вместе с тем, следует отметить недостаточную разработку проблемы влияния различных социокультурных и информационных процессов в постиндустриальном (информационном) обществе на современную европейскую музыкальную культуру.

Объектом исследования является современная европейская музыкальная культура.

Предметом исследования выступают основные особенности и тенденции развития современной европейской музыкальной культуры.

Цель диссертации заключается в исследовании современной музыкальной культуры, особенностей и тенденций её развития под влиянием различных социокультурных и информационных процессов в постиндустриальном (информационном) обществе.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

1. раскрыть роль музыки как носителя смыслов и ценностей культуры;

2. рассмотреть истоки и развитие музыкального искусства в русле культурно-исторического процесса;

3. обозначить основные тенденции развития современной европейской музыкальной культуры в век информационных технологий;

4. исследовать характерные особенности взаимовлияния современной европейской музыкальной культуры и социума;

5. выявить степень зависимости современной европейской музыкальной культуры (на её технологической стадии) от различных социокультурных и информационных процессов;

6. изучить социокультурное значение диалога музыкальных культур в постиндустриальном (информационном) обществе.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена философской концепцией музыки А.Ф. Лосева, в которой он дал глубокое философское обоснование сущности искусства музыки как формы культуры, обозначил природные основы музыки в законах, существующих во времени и выражающихся идеально в структурных закономерностях человеческого сознания.

Музыкальная культура исследована в рамках системного подхода с опорой на теорию многоуровневого строения музыкальной культуры, разработанной Дж. К. Михайловым. Это даёт представление о современной европейской музыкальной культуре как масштабном, системном явлении, состав и структура которого подразумевает наличие сложных внутренних связей между различными проявлениями данного культурного феномена.

В работе использовалась теория интонации, разработанная Б.В. Асафьевым. Исходя из данной теории, именно музыкальная интонация является носителем социального содержания музыки, обладающим коммуникативно-смысловыми свойствами и детерменированным процессами общественно - культурного бытия.

При изучении генезиса музыкального искусства рассмотрена философско-эстетическая теория К. Леви-Строса, исследовавшего миф и музыку с позиции структурализма, а также теория Ф. Ницше о наличии двух начал в искусстве -аполлонического и дионисического, актуальная в наше время благодаря противостоянию массовой и элитарной музыкальных культур.

Диалог музыкальных культур исследован и сформулирован в рамках философии диалога М.М. Бахтина, М.Бубера и B.C. Библера, основателя «Школы диалога культур».

Характер поставленных задач определил методологию исследования. В данном исследовании использован структурно-функциональный подход, позволяющий рассматривать музыкальную культуру как специфический социальный феномен, обладающий рядом важных функций, детерминирующих развитие социума. В диссертации использованы также исторический и логический методы, анализ и синтез, метод классификации. Метод сравнительного анализа позволил провести сравнительную характеристику различных музыкальных культур в современном обществе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Доказано, что современная европейская музыкальная культура представляет собой переходный этап от традиционной к новой, находящейся на стадии формирования, «универсальной» музыкальной культуре, не ограниченной географическими и пространственно - временными рамками. Это проявляется в диалоге музыкальной культуры европейского типа с различными национальными и региональными музыкальными культурами, во взаимодействии ранее не пересекавшихся пластов музыкальной культуры: фольклора, академической музыки, массовой музыкальной культуры.'

2. Выделена новая, четвёртая стадия функционирования музыкального искусства, названная технологической, вызванная научно-техническим прогрессом и различными социокультурными процессами, происходящими в современном европейском обществе. С одной стороны, это привело к массовому распространению музыкальной культуры за счёт средств массовой коммуникации, Интернета, аудио- и видеозаписей. С другой - наблюдается снижение роли исполнительского искусства, когда сам композитор становится исполнителем, а любой желающий может попробовать себя в роли композитора. Зачастую эти функции - композитора и исполнителя - и вовсе выполняет запрограммированный компьютер.

3. Выявлены и проанализированы основные тенденции современной музыкальной культуры европейского типа:

Характер поставленных задач определил методологию исследования. В данном исследовании использован структурно-функциональный подход, позволяющий рассматривать музыкальную культуру как специфический

и

социальный феномен, обладающий рядом важных функций, детерминирующих развитие социума. В диссертации использованы также исторический и логический методы, анализ и синтез, метод классификации. Метод сравнительного анализа позволил провести сравнительную характеристику различных музыкальных культур в современном обществе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Доказано, что современная европейская музыкальная культура представляет собой переходный этап от традиционной к новой, находящейся на

и

стадии формирования, «универсальной» музыкальной культуре, не ограниченной географическими и пространственно - временными рамками. Это проявляется в диалоге музыкальной культуры европейского типа с различными национальными и региональными музыкальными культурами, во взаимодействии ранее не пересекавшихся пластов музыкальной культуры: фольклора, академической музыки, массовой музыкальной культуры.

2. Выделена новая, четвёртая стадия функционирования музыкального искусства, названная технологической, вызванная научно-техническим прогрессом и различными социокультурными процессами, происходящими в современном европейском обществе. С одной стороны, это привело к массовому распространению музыкальной культуры за счёт средств массовой коммуникации, Интернета, аудио- и видеозаписей. С другой - наблюдается снижение роли исполнительского искусства, когда сам композитор становится исполнителем, а любой желающий может попробовать себя в роли композитора. Зачастую эти функции - композитора и исполнителя - и вовсе выполняет запрограммированный компьютер.

3. Выявлены и проанализированы основные тенденции современной музыкальной культуры европейского типа:

средство демократизации общества, подъёма культурного уровня широких масс, а также предоставляет человеку возможность социализации в современном обществе.

5. Исследован новый (диалогический) аспект функционирования музыкальных культур в современном европейском обществе, вызванный общемировыми культурными процессами. Сформулировано рабочее определение диалога музыкальных культур в рамках теории диалога культур, выявлена новая тенденция развития различных музыкальных культур в процессе диалога - их сближение и взаимовлияние.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная европейская музыкальная культура может быть охарактеризована как сложная многофункциональная полиструктурная система, включающая в себя различные культурные слои и сферы музыкальной деятельности, а также субъектов этой деятельности и их отношения по поводу создания, воспроизведения и восприятия музыки. К основным её слоям относятся: семиотический (музыкальные произведения, музыкальнее языки, стили, жанры); идеальный (представляет собой распредмеченное духовное содержание культуры); материальный (инструменты, концертные залы, издательства, используемые музыкальные средства массовой коммуникации, объективно существующие формы музыкальной деятельности и обслуживающие их общественные институты). Главным качеством современной музыкальной культуры является её способность и готовность к адаптации и ассимиляции с различными влияниями извне.

2. Основные тенденции развития современной музыкальной культуры имеют как позитивный, так и негативный характер влияния на человека и социум и напрямую (или опосредованно) зависят от глобализации, компьютеризации и информатизации современного европейского общества, а также от ценностных установок, господствующих в нём.

3. Философско-культурологический анализ состояния современного музыкального искусства в условиях информационного общества требует

признания того, что мы стоим на рубеже новой, находящейся в стадии становления, 4-ой стадии музыкального искусства - технологической, когда музыка уже не сочиняется, а изобретается (моделируется) посредством новейших компьютерных технологий, выполняющих функцию композитора и исполнителя. Этот процесс ведёт к дегуманизации и стандартизации данного вида искусства.

4. Анализ факторов воздействия современной музыкальной культуры на человека и социум выявил ряд проблем: развитие массовой музыкальной культуры (во многом благодаря СМК) ведёт к преобладанию развлекательной, бессодержательной, низкопробной музыки. Появление массового потребителя, отличающегося «пассивностью» восприятия, приводит к подмене существующей в культуре системы ценностей, к процессу дегуманизации. Из-за появления новых электронных музыкальных инструментов возникает ряд опасных для человека стилей, течений, направленных на разрушение (деградацию) человеческого существа, на утрату инстинкта самосохранения, моральных и нравственных устоев, особенно среди современной молодёжи -главного потребителя современной музыкальной культуры.

5. Диалог современных музыкальных культур ведёт к процессу интеграции европейской и неевропейской музыкальных культур; к слиянию «высокой»,

н

массовой, народной (неофольклор) музыкальных культур и культурной индустрии; к сакрализации светского и секуляризации духовного музыкального искусства и т.д. Всё это позволяет говорить о том, что современная европейская музыкальная культура вступила в новую стадию своего развития, основанную на смешении и глобальном языковом синтезе и диалоге различных музыкальных культур.

Теоретическая значимость исследования определяется результатами анализа состояния современной музыкальной культуры и музыкального искусства и выявления ряда существующих проблем, их функционирования в

н

обществе. Уточнены их ключевые характеристики, основные тенденции развития и особенности функционирования в современном обществе, дано

рабочее определение музыке, музыкальному искусству, диалогу музыкальных культур. Выявлена новая стадия функционирования музыкального искусства -технологическая, вызванная научно-техническим прогрессом и различными социокультурными процессами, происходящими в современном обществе.

Использование в диссертации традиционных методов научного и философского исследования подтвердило эффективность их использования в приложении не только к проблемному полю науки и философии, но и к сфере культуры и искусства в частности. Это, на наш взгляд, отвечает интеграционным процессам в науке и искусстве, науке и культуре в целом.

Научно-практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его материалов в преподавании философии культуры, культурологии, эстетики, философии музыки, в курсах истории музыковедения, истории философии, а также при чтении спецкурсов по музыкальной терапии и анализу современного музыкального искусства в вузах, колледжах культуры и искусств.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ряде выступлений на научно-теоретических и научно-практических семинарах, конференциях. Это международные научно-практические конференции: «Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право» (Саратов, 2010); «Формирование экологического сознания: диалог Востока и Запада о качестве экологического образования» (Горный Алтай, 2010). III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Человек: антропологический тип постиндустриальной эпохи» (Барнаул, 2011); межрегиональная научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты) (Бийск, 2010). А также на трёх научных конференциях и семинарах студентов, магистрантов, аспирантов (Барнаул, АлтГУ - апрель, ноябрь 2009, апрель 2010).

Публикации по теме диссертационного исследования:

Основные положения работы и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в 8 публикациях, три из которых - в рецензируемых журналах, включённых в список изданий, рекомендованных ВАК РФ, одна — в научном журнале, четыре - в сборниках по материалам научно-практических конференций.

Структура и объём работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы (252 наименования). Основной материал изложен на 158 страницах.

Глава I Философско-культурологический анализ генезиса

музыкальной культуры

1.1 Философский анализ природы музыки: онтологический, аксиологический, гносеологическийаспекты

В философской и музыковедческой литературе не существует единого понимания феномена музыки, так как различные подходы (онтологический, аксиологический, антропологический, культурологический и ' др.) к исследованию музыки показывают разный ракурс видения её сущности.

В эстетике традиционен взгляд на музыку как вид искусства, как социальное явление. Но, опираясь на современные философские исследования феномена музыки, становится ясно: чтобы раскрыть её глубинную сущность, сегодня мыслить музыку только видом искусства становится недостаточно.

Философы XX в. представляют музыку как предмет логики (А.Ф. Лосев); в свете общей картины мира (Б.В. Асафьев); музыку как эстетическую ценность в философии (A.A. Фарбштейн) и системе музыкознания (Ю.Н. Холопов); как вид искусства (А.Н. Сохор, В.Н. Холопова) и как предмет культуры (Л. Закс, Дж. Михайлов); как мир человека (В.К. Суханцева); как способ человеческого общения (A.A. Щербаков, М.С. Каган); как способ существования в мире (П.Булёз); музыку как открытый символ (С. Лангер) и т.д.

Музыка является основой и системообразующим элементом музыкальной культуры, носителем духовных ценностей. Культуролог В.А. Апрелева, определяя музыку «как выражение и предвосхищение культуры», видит в этом явлении «бытийственную целостность»1.

1 Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры / В. А. Апрелева. - СПб: Инфо - да, 2004. - С.5.

Рождение музыки из сферы человеческого духа (музыка Ьшпапа) или над -человеческого гармонически упорядоченного мироздания (музыка шапёапа) вызвали две точки зрения на её природу - имманентную и трансцендентную: музыка как «человеческое» искусство, как эстетический и культурный феномен в системе общечеловеческих ценностей и музыка вне человека, имеющая космический, природный или божественный источник. Именно такая -двойственная зависимость музыки от космоса и социума - будет подвергнута нашему философскому исследованию.

Противоречивая природа музыки определяет особую сложность её для анализа. Обладая вполне конкретными физическими характеристиками, музыка, тем не менее, ускользает от точной фиксации своей сущности. Музыкально-звуковое пространство, в отличие от фиксированного нотного текста, по нашему мнению - трансцендентно. Музыку нельзя однозначно отождествлять с какими-либо моментами внешнего мира, но, с другой стороны, у неё в высшей степени определённое содержание, особый язык, и, как следствие этого, она вновь соизмерима с внешним миром, с общественной действительностью, культурой.

Многослойность природы музыки, её неуловимость, текучесть отражают вечную изменчивость самого бытия. Как считает В.К. Суханцева, в музыке происходит сложнейшая и уникальная процедура воссоздания универсальных

сущностей бытия через призму социокультурного опыта символизации

2

значении чувственно и рационально осваиваемого мира .

С одной стороны, разумом мы можем познать составляющую музыки: просчитать ритмический рисунок какой - либо музыкальной пьесы, выяснить, какие гармонии в ней использованы, в каком ладу она написана и т. п., то есть «разложить по полочкам» её составляющую - мелодию и ритм. С другой стороны, только наши чувства, наша интуиция и воображение помогают нам приблизиться к непостижимой сути её бытия, ведь в представлении о сущности

2

Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки / В.К. Суханцева. - Киев: Факт, 2000. -176 с.

музыки всегда входит, по нашему мнению, и приобщение к её сокровенной духовной основе, к метафизическим глубинам.

Познание мира через органы слуха освобождает духовный мир человека от оков вещности, переводит восприятие в мир ценностного взаимодействия как с собственным внутренним, так и с внешним миром. Духовная природа музыки, скрывающаяся в её звуковой материальности, является, по нашему мнению, преобладающим началом, формирующим её как чисто человеческий и социальный феномен.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тодорова, Наталья Валентиновна, 2012 год

Список литературы

1. Адорно Т. Социология музыки / Т. Адорно. - М.: Логос, 2000. - 367 с.

2. Адорно Т. Философия новой музыки / Т. Адорно. Пер. с нем. Вст. ст. К. Чухрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.

3. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. Акопян. - М.: Практика, 1995. - 256 с.

4. Акопян Л.О. Музыка как отражение человеческой целостности // Вестник истории, литературы. Т. 7 / гл. ред. Г.М. Бонгард - Левин. - М.: Наука, 2010.-С.178-189.

5. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л. Андреев. - М.: Политиздат, 1980. - 255 с. - (Над чем работают, о чём спорят философы).

6. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры / В.А. Апрелева. - СПб.: Инфо - да, 2004. - 380 с.

7. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства /М. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 343 с.

8. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии / М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1991. - 320 с.

9. Аристотель Политика. Афинская Полития / предисл. Е.И. Темнова. -М.: Мысль, 1997.-458 с.

10. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. - Минск: Литература, 1998. - 1392 с.

11. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования / М.А. Аркадьев. -М.: Библос, 1992. - 159 с.

12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация / Б. Асафьев. - М. - Л.: Музгиз, 1947. - 164 с.

13. Асафьев Б.В. О музыке XX века / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1982. -200 с.

14. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1978. - 200 с.

#

15. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества / М.Н. Афасижев. -М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.

16. Барсова И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня // Советская музыка, 1988. №9. - С. 66 - 70.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и всупит. статья Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

18. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии / В.С. Барулин. - М.:ИКЦ Академкнига, 2002. - 455 с.

19. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии я других гуманитарных науках // М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1986. - С. 297 - 325.

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

22. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986.-С. 330-342.

23. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. -С. 303-329.

24. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская. - М.: Русский книжник, 1923. - 115 с.

25. Бенвенист Э. Семиология языка / Общая лингвистика. Под ред. с вступит, статьёй и комментарием Ю.С. Степанова. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.

26. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Предисл, сост., перевод С.А. Ромашко. -М.: Культурный центр им. Гёте; Медиум, 1996. - 240 с.

27. Бердяев H.A. Кризис искусства [Репр. изд.] / H.A. Бердяев. - М.: СП «Интерпринт», 1990. - 48 с.

28. Бернстайн JI. Музыка - всем. Пер с англ. / JI. Бернстайн. - М.: Советский композитор, 1978. -260 с.

29. Библер В. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии, 1989. - № 6. - С. 31 - 42.

30. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры / B.C. Библер. -М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

31. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. Блинова. - Л.: Музыка, 1974. - 143 с.

32. Бойко В.Л. Музыка как ценность и образ человеческого мира: Дис. ... канд. филос. наук / В. Л. Бойко. - Красноярск, 2001. - 143 с.

33. Бонфельд М.Ш. Музыка: язык, речь, мышление: опыт системного исследования музыкального искусства / М.Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор, 2006. - 647 с.

в

34. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты / отв. редактор, составитель и автор статьи д.ф.н. Г.Г. Майоров. -М.: Наука, 1990. - 414с.

35. Бронштэн В.А. Клавдий Птолемей / В.А. Бронштэн. - М.: Наука, 1988. - 240 с.

36. Бубер М. Диалог / М. Бубер. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. -С. 93-124.

37. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. -С. 15-92.

38. Булёз П. Идея, реализация, ремесло // Homo Musicus: Альманах

я

музыкальной психологии. М.: Моск. госуд. консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. - С.91 - 131.

39. Булёз П. Между порядком и хаосом // Советская музыка, 1991. - №9. -С. 70-79.

40. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина / В.В. Бычков. - М.: Искусство, 1984. - 264 с.

я

41. Бюхер К. Работа и ритм: Роль музыки в синхронизации усилий участников трудового процесса / Пер. с нем. Изд. 2, испр. М.: Либороком, 2011. - 344 с.

42. Ванслов В.В. Образы искусства / В.В. Ванслов. - М.: Знание, 2006. -446 с.

43. Варден Б.Л. Пифагорейское учение о гармонии / Б.Л. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. -М.: Комкнига, 2010.-458 с.

44. Вартанян И.А. Звук - слух - мозг / И. Вартанян. - Л.: Наука, 1981.-

0

175 с.

45. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Кн. 1. Ч. 1. Ритмика / В.А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1972. - 150 с.

46. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Кн. 2. Ч. 2. Интонация. Ч.З Композиция / В.А. Васина-Гроссман.- М.: Музыка, 1978.- 368 с.

47. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки / М. Вебер. - М.: Директ - Медиа, 2010.-191 с.

48. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа // Искусство в контексте информационной культуры / ред. Ю.Н. Pare, В.М. Петров. - М.: Смысл, 1997. - С. 62 - 76.

49. Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга / Н.О. Власова. - М.: ЖИ, 2010.-528 с.

50. Восприятие музыки: Сб. статей / под ред. В. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.

51. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.

52. Гадамер Х.Г. Человек и язык / Н.И. Фокина. Современная западная философия (вторая половина XIX - XX в.): учеб. пособие - М.: Проспект, 2009. -С. 294-306.

53. Галеев Б. Человек, искусство, техника (проблемы синтезии в искусстве) / Б. Галеев. - Казань: КГУ, 1987. - 262 с.

54. Ганжа А.Г. Экстенсивное и интенсивное в музыкальном мышлении XX века: Автореф. дис. ...канд. филос. наук / А.Г. Ганжа. - М.: Моск. гос. ун-т. им. М. В. Ломоносова, 2006. - 24 с.

55. Гаспаров Б. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка // Труды по знаковым системам. Вып. 236. - Тарту, 1969. - С. 174 - 203.

56. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории / Г. Гегель. - М.: Эксмо, 2007. - 880 с. - (Антология мысли).

57. Гегель Г. Эстетика. В 4 т. Т. 3 / Г. Гегель. - М.: Искусство, 1971. - 621

с.

58. Герцман Е. Музыкальная боэциана / Е. Герцман. - СПб.: Глаголь, 1995.-480 с.

59. Герцман Е.В. Языческие и христианские музыкальные древности / Е. В. Герцман. - СПб: Лебёдушка, 2006. - 653 с.

60. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX -XX веков. Очерки / Г.Л. Головинский. - М.: Музыка, 1981. - 278 с.

61. Готтхард Б. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Б. Готтхард. - М.: Логос, 2010. - 248 с.

62. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) / В. Л. Гошовский. - М.: Советский композитор, 1971. - 304 с.

63. Гройс Б. Комментарии к искусству / Б. Гройс. - М.: Художественный журнал, 2003.-344 с.

64. Гуревич П. Музыка и борьба идей в современном мире / П. Гуревич. -М.: Музыка, 1984. - 128 с.

65. Денисов А. К проблеме семиотики музыки // Музыкальная академия. -2000.-№1.-С. 211-217.

66. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. Денисов. - М.: Советский композитор, 1986. - 206 с.

67. Джалагония Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 130 - 133.

68. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. - 1997. - №2.

69. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / отв. ред. B.C. Стёпин, A.A. Гусейнов; Ин-т философии. - М.: Наука,

2005.-428 с.

70. Егорова Т. Вселенная Эдуарда Артемьева / Т. Егорова. - М.: Вагриус,

2006. - 296 с.

71. Жарова A.C. Индустриальная тема в музыке XX столетия / A.C. Жарова. - Музыковедение. - 2008. - №8. - С. 42 - 47.

72. Житомирский Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский. - М.: Музыка, 1989. - 300 с.

73. Загитова Л.Ч. Феномен музыки в контексте бытия человека: Автореф.

дис. ... канд. филос. наук / Л.Ч. Загитова. - Магнитогорск, 2006. - 21 с.

в

74. Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры / Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 46 - 68.

75. Земцовский И. Текст - Культура - Человек // Музыкальная академия. -1992. -№ 4.-С. 3-6.

76. Золтаи Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Д. Золтаи. - М.: Прогресс, 1977. - 371с.

77. Ильчук М.В. Феномен музыки в системе гуманизма: Дис. ... канд. филос. наук / М. В. Ильчук. - Тамбов, 2003. - 149 с.

78. Ингартен Р. Музыкальное произведение и вопрос его индентичности /Р. Ингартен. Исследования по эстетике / пер. с польск. А. Ермилова и Б. Фёдорова. - М.: Издат-во иностранной литературы, 1962. - С. 403 - 570.

79. Иноземцев B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / B.J1. Иноземцев. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

80. История европейского искусствознания. От античности ,до конца XVIII века / сост. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.-436 с.

81. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5т. Т.1. Античность. Средние века. Возрождение / ред. В.П. Шестаков.- М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 682 с.

82. Каган М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. - СПб.: Ut, 1996. -232 с.

83. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Советская музыка.- 1985.-№ 11.-С. 2-9.

84. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 544 с.

85. Канке В.А. Формы времени / В.А. Канке. - Томск: Изд-во Томского университета, 1984. - 225 с.

86. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. - Собр. соч. в 6т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. - 564 с.

87. Каравкин В.И. Идеальная модель культуры / В.И. Каравкин. - М.: ОГИ, 2010.-336 с.

88. Каргин A.C. Народная художественная культура / A.C. Картин. - М.: Госуд. республиканский центр русского фольклора, 1997. - 288 с.

89. Каяк А.Б. Взаимодействие музыкальных культур: принципы, механизмы, результаты: Автореф. дис. ... докт. культурол. наук / А.Б. Каяк. -М, 2011.-54 с.

90. Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве / А.Б. Каяк. - М.: Академический проект, 2006. -255 с.

91. Кейдж Дж. История экспериментальной музыки в США. Будущее музыки: credo // Музыкальная академия. - М., 1997. - №2. - С.205 — 211.

92. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии /

B.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академический проект, 2001. - 576 с.

93. Киверин С.Ю. Грёзы об информационных технологиях и их теоретический анализ // Вестник МГУКИ. М.: Изд-во МГУКИ, 2008. №2. - С. 75 -78.

94. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. Таланты - XXI ВЕК, 2004.- 496 с.

95. Клюев A.C. Музыка как модель мироздания // Мысль. - 2000. - № 4. -

C. 134-145.

96. Кнабе Г.С. Рок - музыка и рок - среда как формы контркультуры / Избр. труды. Теория и история культуры. - М.: СПб: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006. - С. 20 - 50.

97. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. -М.: Музыка, 1976. - 358 с.

98. Коломиец Г.Г. Философско-антропологический статус музыки: аксиологический аспект / Вестник Моск. Ун-та. Сер.7: Философия. - 2006. - № 5.-С. 73-94.

99. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки / В.Д. Конен. - М.: Музыка, 1997. - 640 с.

100. Кондаков И.В. Элитарная культура // Культурология XX век. Энциклопедия. В 2 х т. Т. 2. - СПб: Университетская книга. - С. 385 - 389.

101. Костина A.B. Культурология: учебник / A.B. Костина. - 5-е изд., стер. -М.: Кнорус, 2010. - 336 с.

102. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / A.B. Костина. - Изд - во ЛКИ, 2008. - 352 с.

103. Костина A.B. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе / A.B. Костина. - М.: Либроком, 2009. - 216 с.

104. Кошкарёва Н.В. Сценическая композиция: хоровой театр в творчестве современных отечественных композиторов // Музыковедение. - 2007.,- №5. - С. 15-22.

105. Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. -М.: Прогресс, 1986. - С. 210 - 224.

106. Кремлёв Ю. Очерки по эстетике музыки / Ю. Кремлёв. - М.: Советский композитор, 1972. - 272 с.

107. Кузуб Т.И. Оппозиция и взаимодействие массовой и элитарной музыкальных культур в свете развития медиакультуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - Т. 12. - №5. - С. 256 - 260.

108. Кузуб Т.И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре // Известия Уральского гос. университета, 2006. - № 47. - С. 77 - 84.

109. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес / A.B. Кукаркин. - М.: Политиздат, 1985.-399 с.

110. Курт Э. Музыкальная психология (области и границы музыкальной психологии) // Homo Musicus: Альманах музыкальной психологии. - М.: Моск. госуд. консерватория им. П. И. Чайковского, 1994. - С. 7 - 20.

111. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта: древнейшие 'И самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума / Дон Дж. Кэмпбелл. - Минск: Поппури, 1999. - 319 с.

112. Лангер С. Философия в новом ключе / С. Лангер. - М.: Республика, 2000. - 287 с.

113. Лауман Н. Медиа коммуникации / Н. Лауман. - М.: Логос, 2005. - 276

с.

я

114. Леви В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. - 1966. -№ 8. -С.37-43.

115. Левинас Э. Философское определение идеи культуры // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб. переводов с англ. и фр. - М.: Прогресс, 1990. - С. 86 - 97.

116. Леви - Строе К. Мифологики. В 4х тт. Том 1. Сырое и приготовленное / К. Леви - Строе. - М.- СПб: Культурная инциатива. Университетская книга, 2000.- 399 с.

117. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. В. В. Иванова. -М.: Наука, 1985.-399 с.

118. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. - М.: Смысл, 1977. С. 114 - 131.

119. Лихачёв Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачёв. - М.: Дет. лит - ра, 1991. - 318

с.

120. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А.Ф. Лосев. - М.: Музгиз, 1960.

121. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / ред. A.A. Тахо -- Годи и И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 958 с.

122. Лосев А.Ф. Истоки античной эстетики. Ранний эллинизм / А.Ф. Лосев.

- М.: Искусство, 1979. - 815 с.

123. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев. Самое само.- М.: Эксмо - Пресс, 1999.- С. 635-822.

124. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка, 1990. -№ 11. - С.64 - 74.

125. Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи / A.B. Луначарский.

- М.: Советский композитор, 1958. - 546 с.

126. Лысенко Е.М. Молодёжная субкультура: синергетическое осмысление феноменов / Е.М. Лысенко. - Саратов: Изд - во «Научная книга», 2006. - 230 с.

127. Мазель JI. Музыкознание и достижения других наук // Советская музыка. - 1974 . - №4. - С. 24 - 35.

128. Мазель Л. О природе и средствах музыки. Теоретический очерк / Л. Мазель. - М.: Музыка, 1991. - 80 с.

129. Мазель Л.А. Строение музыкального произведения / Л.А. Мазель. -М.: Музыка, 1979. - 536 с.

130. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека /Пер. с англ. В. Николаева. Закл. ст. М. Вавилова. - М.: Жуковский: «КАНОН -пресс - Ц»; «Кучково поле», 2003. - 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).

131. Манхейм К. Избранное: Социология культуры / К. Манхейм. - М.: СПб: Университетская книга, 2000. - 501 с. (Книга света).

132. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразований / К. Манхейм. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 277 -411.

133. Маркс К., Энгельс Ф. Из экономических рукописей 1857 - 1858гг. / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 12. - Гос. изд-во полит, лит-ры, 1958.

134. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. Пер. с англ., послеслов., примеч. A.A. Юдина. - М.: ООО Изд - во ACT, 2002. - 526 с.

135. Мархасин B.C., Цеханский В.М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978. - С. 200 - 214.

136. Маслоу А.Г. Мотивация и личность /А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

137. Медушевский В.В. О музыкальных универсалиях // Скребков С.С. Статьи и воспоминания / Сост. Д.А. Арутюнов. - М.: Советский композитор, 1979.-С. 176-212.

138. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка.- 1979. - №3. - С. 30 - 39.

139. Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности // Советская музыка. -1988. - №5. - С. 6 - 15.

140. Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка -культура - человек. Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Л. Мугинштейн. - Свердловск: Изд - во Уральского ун - та, 1988. - С. 45 - 64.

141. Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. - 1980. - № 9. - С. 39 - 48.

142. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и - «новый» консерватизм / А.Ю. Мелвиль, К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1981. - 264 с.

143. Мельникас Л. Экология музыкальной культуры / Л. Мельникас. - М.: Композитор, 2000. - 328 с.

144. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 426 с.

145. Милынтейн Я. Советы Шопена пианистам / Я. Милынтейн.- М.: Музыка, 1967. - 119 с.

146. Мравинский Е.А. Записки на память: Дневники, 1918 - 1987 / сост. Ю.Н. Кружнов. - СПб.: Искусство, 2004. - 656 с.

147. Музыкальная культура сегодня: Фестиваль Федеративной Республики Германия (сентябрь 1989 - июнь 1990 гг.). - München, 1989. - 295 с.

148. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения /сост. В.П. Шестаков. - М.: Музыка, 1966.- 574 с.

149. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показаний // Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 54 - 67.

150. Набок И.Л. Рок музыка: эстетика и идеология / И.Л. Набок. - Л.: Знание, 1989.-32 с.

151. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки / Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988.-254 с.

152. Найдорф М. Об особенностях музыкальной культуры массового media-пространства // Вопросы культурологи. - 2007. - №6. - С. 70 - 72.

153. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз.- М.: Музыка, 1988. - 239 с.

154. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады / А.И. Немировский. - М.: Просвещение, 1992. - 319 с.

155. Никитина И.П. Философия искусства: учебное пособие / И.П.

»

Никитина. - М.: Издательство «Омега - Л», 2008. - 560 с.

156. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. - СПб., 2005.

157. Орлов Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1973. - С. 434 - 479.

158. Ортега - и - Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры - М.: Искусство, 1991.- 588 с.

159. Павсаний Описание Эллады. В 2 х т. / Павсаний. - М.: Аст. Ладомир, 2002. - (Классическая мысль).

160. Панкевич Г.И. Искусство музыки / Г.И. Панкевич. - М.: Знание, 1987. - 111 с.

161. Панкевич Г. Музыка и идеология / Г. Панкевич. - М.: Музыка, 1985. -48 с.

162. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. - 1988. - №5. - С. 141 - 144.

163. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 1997.-383 с.

164. Платон Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А.Ф. Лорева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо - Годи. - М.: Мысль, 1999. - 528 с.

165. Платон Филеб, Государство, Тимей, Критий /общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо - Годи. - М.: Мысль, 1999. - 656 с.

166. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов: Методическое пособие по настройке / В.Г. Порвенков. - М.: Музыка, 1990. -192 с.

я

167. Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. H.A. Терентьевой. - СПб, 1994.

168. Просняков М.Т. Космическая музыка Щтокхаузена / Книга неклассической эстетики. - М.: Корневище, 2000.- С. 251 - 272.

169. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? / К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1992. - 271 с.

170. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. Вып. 2. - М.: Музыка, 1973. - С. 17-58.

171. Радищев H.A. Полн. собр. соч. M.-JL: АН СССР, Институт рус. литры, 1941.-Т. 2.

172. Райнов Б. Массовая культура. Пер. с болг. / Вступ. ст. Г. Чернейко. -М.: Прогресс, 1979. - 488 с.

173. Режабек Е.Я., Филатова A.A. Когнитивная культурология: Учеб. пособие / Е.Я. Режабек, A.A. Филатова.- СПб.: Алетейя, 2010. - 316 с.

174. Рейнгард Л.Я. Современное западное искусство: Борьба идей / Л.Я. Рейнгард. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 359 с.

175. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью / Пер. с фр. М.: АО «Kami»: Издат. Центр Academia, 1995. -,160 с.

176. Рыжкин И. Историзм постижения музыки // Советская музыка. - 1978. -№Ю. -С. 60-69.

177. Рыжкин И. Назначение музыки и её возможности / И. Рыжкин. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 96 с.

178. Савенко С. Дышать воздухом иных планет. Интервью со Штокхаузеном / Советская музыка. - 1990. - №10. С.58 - 65.

179. Секст Эмпирик. Кн. VI. Против музыкантов / Секст Эмпирик. Соч.: в 2т.- М.: Мысль, 1975. Т.2. С. 192 - 204.

180. Сергеев Б.Ф. Феномен функциональной асимметрии мозга / Б.Ф. Сергеев. - М.: Комкнига, 2010.-176 с.

181. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика / А.Н. Серов. Соч.: в 2 т. - М.: Гос. муз. изд-во, 1957. Т. 2.

182. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов.- М.: Изд — во Академии наук СССР, 1961. - 98 с.

183. Синельникова О.В. Родион Щедрин в диалоге с Дмитрием Шостаковичем // Музыковедение. - 2008. - № 9. - С. 26 - 36.

184. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки / М.А. Смирнов. - М.: Музыка, 1990.-320 с.

185. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

186. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Сохор. - Л.: Советский коппозитор, 1975. - 202 с.

187. Сохор А. Воспитательная роль музыки / А. Сохор. - Л.: Музыка, 1975. - 63 с.

188. Сохор А. Музыка - культура - музыкальная культура // Советская музыка. -1978. - № 3. - С.83 - 86.

189. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции худож. деятельности / Л.Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с. - (Над чем работают, о чём спорят философы).

190. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни / И.Ф. Стравинский. - М.: Композитор, 2005. - 464 с.

191. Ступель А.М. В.Ф. Одоевский / A.M. Ступель.- Л.: Музыка, 1985. - 96

с.

192. Сутормина Н.В. Онтология музыкальной духовности: Дис, ... канд. филос. наук / Н.В. Сутормина. - Уфа, 2008. - 154 с.

193. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки / В.К. Суханцева. - Киев: Факт, 2000. - 176 с.

194. Тараканов М.Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / сост. A.M. Гольцман. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 30 - 51.

195. Тарасевич Н.И. О понятиях «музыка», «музыкант» и «композитор»: история и современность // Музыковедение.- 2007.- № 5. - С. 2 - 8.

196. Тельчарова Р. Введение в феноменологию музыки / Р. Тельчарова. -М.: Институт философии АН СССР, 1991. - 214 с.

197. Тельчарова P.A. Музыка и культура: (личностный подход) /P.A. Тельчарова. -М.: Знание, 1986. -64 с.

198. Тэн И. Философия искусства / И. Тэн. - М.: Республика, 1996. - 351 с.

199. Успенский Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995.- 360 с.

200. Уэйнбергер Н. Музыка и мозг // В мире науки. Февраль 2005. - №2. С. 71-77.

201. Фарбштейн A.A. Музыка и эстетика / А. А. Фарбштейн. - Л.: Музыка, 1976.-208 с.

202. Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. - М.: Музыка, 1974. - С. 75 - 89.

203. Фарбштейн А. Некоторые тенденции современной философии музыки // Советская музыка, 1979. №1. - С. 114 - 123.

204. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции //

м

Общественные науки и современность. М., 1998. - №6. - С. 138- 148.

205. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции / М.Г. Харлап. -М.: Музыка, 1986. - 104 с.

206. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. Сб. статей / сост. A.M. Гольцман. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 52 - 104.

207. Холопов Ю. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. - 1993. - №4. - С. 106 - 114.

208. Холопов Ю.Н., Поспелова Р.Л. Некоторые музыкально-философские

0

идеи Боэция // Очерки по музыкально-теоретическим системам. Рукопись. - М., 2002.

209. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с. (Серия: мир культуры, истории и философии).

210. Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В. Холопова. - М.: Композитор, 2000. - 310 с.

211. Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества / В. Холопова, Е. Чигарёва. - М.: Сов. композитор, 1990. - 350 с.

212. Царлино Д. Установление гармонии // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. - М.: Музыка, 1966 - 574 с.

213. Чередниченко Т. Принцип историзма и современная музыка // Советская музыка. - 1987. - №9. - С. 36 - 41.

214. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики /Т.В. Чередниченко. - М.: Музыка, 1989. - 223 с.

215. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. - М.: Русский язык, 1989. - 240 с.

216. Четыркина JI. Массовые музыкальные жанры: Учебно - методическое пособие / JT. Четыркина. - Владивосток, 1999. - 74 с.

217. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование /Н. Шахназарова. - М.: Сов. композитор, 1983. - 152 с.

218. Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. H.A. Захарченко и Г.В. Колшанского; общ. ред. и предисл. проф. В.А. Карпушина. - М.: Прогресс, 1973.-342 с.

219. Шелер М. Положение человека в космосе / Проблема человека в Западной философии. Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31 -95.

220. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Сост. А В Михайлов и В.П. Шестаков. - М., 1981. -Т.1.

221. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В. П. Шестаков. - М.: Музыка, 1975.—351 с.

222. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // А. Шопенгауэр. Собр. соч.: в 2 т. - М.: Московский клуб, 1992. - Т.1.

223. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // А. Шопенгауэр. Собр. соч. в 2 т. - М.: Наука, 1993. - Т. 2

224. Шостакович Д. О времени и о себе / Д. Шостакович. - М.: Советский композитор, 1980. - 362 с.

225. Шнеерсон Г.М. О музыке живой и мёртвой / Г.М. Шнеерсон. - М.:

в

Музыка, 1964. - 435 с.

226. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки /Музыкальная культура народов. Традиции и современность. - М., 1973.

227. Штумпф К. Происхождение музыки / Пер с нем. Ю. Вайнкопа, ред. с пред. С. Гинзбурга. - Л.: Тритон, 1927. - 59 с.

228. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Ред. и прим. Д. В. Житомирского. - М.: Музгиз, 1956. - 400 с.

229. Шушарджан C.B. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина. - 2000. - №3. - С. 15-18.

*

230. Шушарджан C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С. В. Шушарджан. - М.: Антидор, 1998. - 358 с.

231. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - С. 148 - 151.

232. Элькин Г. Восприятие времени / Г. Элькин. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1962. — 312 с.

233. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

234. Эстетика Ренессанса в 2-х т. / Сост. В.П. Шестаков. М.: Искусство,

я

1981. Т.2.-639 с.

235. Юсфин А.Г. Музыка и проблемы глобальной экологии человека // Советская музыка. - 1990. - №8. - С. 10 - 16.

236. Basi D. and Werbner P. Bootstrap capitalism and the culture industries: a critique of invidious comparisons in the study of ethnic entrepreneurship; Ethnic and Racial Studies, Routledge, Vol. 24, №2, 2001.

237. Blacking J. The Problem of Ethnic Perceptions in the Music. // The Sign in Music and Literature. Austin: University of Texas Press, 1981.

238. Cooke D. The Language of Music. Okford, 1957.

239. Dahlhaus C. The Idea of Absolute Music. Chicago: University of Chicago Press, 1989.

240. Deutsch D., ed. The Psychology of Music. New York: Academic Press,

241. Fridman J. Enseignement et culture de masse. - Communication^. P., 1962, №1, p.3.

242. Gans H. Popular Culture and High Culture: An Analysis and Evalution of Taste. New York, 1974.

243. Haschec H. Music and Medicine // Wien. Med. Waschr. - 1978. - Bd. 128. №1. - p. 1-9.

244. Hebdige D. Subculture, the Meaning of Style. London, Methuen, 1979.

245. Meilers W. Man and His Music. London, 1962.

246. Monell R. Linguistics & Semiotics in Music. Chur, Switzerland: Harwood Academic Publishers, 1992.

247. Perle G. Serial Composition and Atonality: an Introduction to the Music of Schoenberg, Berg and Webern. - University of California Press, 1962.

248. Rauscher F.H., Shaw G.L. and Ky K.N. (1993) Music and spatial task performance. Nature, 365:611.

249. Stockhausen K. Towards a cosmic music / Selected T. Nevill. - L., 1989.

250. Trehub S. Effect of tempo and dynamics on the perception in music // Psychology of Music, 1997. Vol. 25 (2), p. 149 - 160.

251. Heidegger M. Holzwege. Frankfurt a. Main, 1957.

252. West C. The Cornel West Reader. New York, Basic Civitas Book* 1QQQ

1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.