Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гаврилова, Юлия Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гаврилова, Юлия Викторовна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования факторов формирования религиозного сознания в социальной философии.
1.1.Проблема формирования религиозного сознания в истории социально-философской мысли.
1.2.Теория взаимодействия социального с естественным как методологическая основа социально-философского исследования религиозного сознания.
Глава 2. Система факторов формирования религиозного сознания.
2.1. Классификация факторов формирования религиозного сознания.
2.2. Диалектическое единство внешних естественных и внутренних естественных факторов формирования религиозного сознания.
2.3. Взаимодействие естественных и социальных факторов в процессе формирования религиозного сознания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема соотношения естественного и социального в обществе и в человеке2002 год, доктор философских наук Субботина, Надежда Дмитриевна
Естественная и социальная адаптация человека: социально-философский анализ2012 год, кандидат философских наук Тищенко, Нонна Дмитриевна
Социальное конструирование религиозного сознания2009 год, доктор философских наук Дандарон, Мэдэгма Бидияевна
Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса2003 год, кандидат философских наук Копылова, Ольга Станиславовна
Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе2008 год, кандидат философских наук Лебединцева, Оксана Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания: социально-философский анализ»
На протяжении последних двух-трёх десятилетий в разных странах, включая Россию, появилось множество новых религиозных учений, движений и культов. Каяодый год в подобные религиозные организации' вступает большое количество людей, надеющихся таким образом найти смысл жизни, психологическую поддержку в коллективе единомышленников, обрести уверенность в себе и т. д. Однако следует заметить, что вероучения и ритуальные практики некоторых новых религиозных движений > и культов носят деструктивный характер. Поэтому с точки зрения социальной безопасности, необходим контроль над формированием религиозного сознания, заключающийся в регулировании деятельности религиозных организаций и поддержке социально уязвимых групп населения.
В настоящее время деятельность некоторых религиозных организаций приводит к значительным трансформациям процесса формирования религиозного сознания, проявляющимся в конструировании синкретических религий и культов, соединяющих образы, представления и ритуальные практики разных религиозных учений. Кроме того, в современных условиях данный процесс характеризуется широкой сферой распространения и массовостью.
Традиционные религии, веками существовавшие на территории тех или иных стран и прочно закрепившие свои позиции в духовной культуре определённых народов, также не всегда благотворно влияют на отдельных индивидов и социальные группы, например, способствуя зарождению в обществе апокалипсических страхов. Такие религии, внося значительный вклад в становление духовности и самосознания народа, тем- не менее характеризуются консервативностью, тенденциями к сохранению сложившихся взглядов и верований. Устойчивые вероисповедные позиции традиционных религий иногда не соответствуют характеру и уровню развития современного общественного сознания, что приводит к противоречиям в политической, экономической, культурной и других социальных областях. Таким образом, в современных условиях существования социума религиозное сознание, контролируемое традициями, с одной стороны, благотворно влияет на социальное развитие, с другой, может способствовать разрушению социальных устоев, например, разжигая межконфессиональные конфликты и войны.
Следует добавить, что религиозное сознание, будучи одной из форм общественного сознания, на протяжении всего исторического развития общества оказывало и продолжает оказывать воздействие на сознание и деятельность неверующих индивидов, привнося в их жизнь отдельные элементы религиозных практик и доктрин, трактуемых как культурные ценности.
Для того, чтобы снизить уровень возможного деструктивного влияния религии на человека и общество, следует контролировать процесс формирования и распространения религиозного сознания. Прежде всего, необходим самоконтроль личности, достигаемый в условиях развития религиозной грамотности, приобрести которую можно путём исследования диалектического единства естественных и социальных факторов. Единство этих факторов проявляется через механизмы формирования религиозного сознания.
В основе социального, в качестве его предпосылки, лежит естественное начало, продолжающее функционировать в рамках социального и в настоящее время. Природные системы, закономерности психики человека, его биотическая, сторона, естественные способы регуляции поведения- - вот лишь некоторые предпосылки формирования религиозного сознания,' принадлежащие к области соотношения естественного и социального, обладающие естественной формой, наполняемой социальным содержанием. Социально-философское осмысление диалектики естественных и социальных факторов позволяет понять особенности формирования общественного и индивидуального религиозного сознания, способствовать конструированию научного мировоззрения индивидов и приобрести религиозную грамотность.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяет стремление к обеспечению современного общества духовной стабильностью, столь необходимой для социальной безопасности.
Степень научной- разработанности проблемы. На протяжении длительного периода времени проблема факторов формирования религиозного сознания не выделялась исследователями в качестве самостоятельной. Изучение основ религиозного сознания являлось составной частью системы знаний о зарождении религии. Выявление причин и особенностей процесса происхождения религии позволило составить целостное представление о ней как о социальном феномене, о причинах её возникновения. Тем не менее сформировать комплекс знаний о структурных элементах религии, к которым, прежде всего, принадлежит религиозное сознание, в полной мере не удалось. Таким образом, религия в целом, области её функционирования, её место в социальной системе, роль в жизни общества и человека являются наиболее изученными аспектами. При этом основной системообразующий элемент религии — религиозное сознание и причины его возникновения - на наш взгляд, не получили, достаточного освещения в работах исследователей; особенно много неизученных аспектов имеет проблема естественных факторов формирования религиозного сознания.
С древних времён религия как сложное и многогранное явление, прежде всего, находилась в центре внимания философов. Однако научное исследование данного феномена началось лишь с XIX века. Проблемы религии волновали также исследователей других научных направлений: социологов, этнографов, психологов, физиологов и др.
Зарубежные исследователи ХЕХ—XX веков - М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф.Энгельс и др. — пытались выяснить сущность религии и объяснить причины её возникновения. Эти исследователи показали социальную сторону религии, а причинами, её порождающими, считали социальные условия бытия общества и индивида: Но факторы формирования религиозного сознания ими специально не рассматривались. Хотя М. Вебер изучал религиозное сознание как составной элемент общественной системы и исследовал его значение для развития данной системы1. Э. Дюркгейм относил религиозное сознание к социальным явлениям, отмечая при этом, что оно - плод коллективного сознания людей2. К.Маркс и Ф.Энгельс, не затрагивая проблем религиозного сознания, рассматривали религию в качестве социального феномена. К причинам её возникновения они относили, прежде всего, особенности социально-исторических условий бытия индивидов, бессилие человека перед силами природы. Таким образом, Маркс и Энгельс объясняли причины возникновения религии системой объективных отношений. Находя предпосылки религии в общественных формациях, Маркс и Энгельс выделяли, тем самым, исторические корни религий?.
Стоит отметить, что вышеназванные философы не ставили вопрос о естественных факторах формирования- религиозного сознания. Они не искали основы религии и религиозного сознания в естественных (географических) условиях, не тронутых
1 Вебер М. Социология религии: Типы религиозных сообществ // М. Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // М. Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
2 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 111-145; 438-441; 469-471.
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф., Соч., М.: Политиздат, 1955. Т. 1. С. 414-429; Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф., Соч., М.: Политиздат, 1955. Т. 1. С. 382-413. человеком; они не исследовали глубинные уровни психики в качестве самостоятельной предпосылки формирования религиозного сознания.
Начало XX века ознаменовано усилением внимания учёных к психике человека и проблемам её функционирования. В связи с этим социальные философы и психологи XX века - У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Г. Юнг4 — впервые предприняли попытку исследования' и обоснования возможности возникновения религиозного сознания на основе функционирования мозга и латентных сфер сознания человека. Заслуга данных исследователей заключалась в том, что истоки религиозного сознания они усматривали в особенностях развития психики и сознания человека В то же время умалялась роль социальных и внешних естественных причин и предпосылок религиозного сознания.
Для отечественных философов и религиоведов весь XX век прошёл под знаменем марксизма. Однако, несмотря на односторонний подход к религии как к продукту ' общественных отношений, советские исследователи сделали немало для выяснения действительной сущности- религии и причин её. возникновения. А. Д. Сухов изучал социальные и гносеологические корни религии5. Ю. Ф. Борунков особое внимание уделял изучению структуры религиозного сознания6. Д. М. Угринович был единственным, советским религиоведом, изучавшим религию и религиозное сознание с позиции психологических причин их возникновения7. Немалую роль в процессе исследования религии сыграл Ю.М. Левада, раскрыв ранее неизвестные грани социальной природы религии8.
Изучая процесс зарождения религии, данные исследователи использовали идеи Маркса и Энгельса. В основе исследований учёных советского периода находилось, утверждение, что религия - это социальное явление, её нельзя объяснить исходя из естественной природы человека, так как социальное нельзя свести к биологическому, и, следовательно, в основании религии лежат факторы только социального характера.
4 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб: Андреев и сыновья, .1992; Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. СПб: Алетейя, 2000; Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2009; Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп, 1998.
5 Сухов А. Д. Религия как общественный феномен (философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973; Сухов А. Д. Социальные и гносеологические корни религии. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
6 Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.
7 Угринович Д. М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986; Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.
8 Левада Ю. А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.
Современные зарубежные и отечественные исследователи — С. Гроф, Т.Лири, А.Маслоу, С. Московичи, Е. А. Торчинов, К. Уилбер9 и некоторые другие — рассматривают религию с позиций социально-психологического подхода. Основания религии они выводят из индивидуальной или групповой психики, а также из влияния на неё социальных условий бытия. Данные учёные видят причины возникновения религии и религиозного сознания в эмоциональной сфере человека, в условиях функционирования изменённых состояний сознания, в активности религиозного и мистического опыта человека.
Представители трансперсональной психологии — С. Гроф и К. Уилбер - осветили роль изменённых состояний сознания не только для процесса зарождения религиозного сознания в древних обществах, но и открыли новые грани изучения данных состояний сознания для формирования религиозного сознания в современных условиях развития/ социума.
Е. А. Торчинов один из первых в современной отечественной науке представил религиозное сознание в качестве психологического феномена. Исследуя глубинные уровни? сознания индивида, Торчинов пришёл к выводу, что религия основана на глубинном-религиозном опыте10.
Однако современные исследователи, уделяя особое внимание развитию психики человека и рассматривая её роль в процессе формирования религиозного сознания, не в полной мере освещают проблемы влияния биотических особенностей организма человека, закономерностей естественно-групповых отношений, суггестии, природных условий существования индивидов на оформление религиозных образов и представлений. Иными словами, естественные факторы формирования религиозного сознания в настоящее время зачастую остаются вне поля проблем существования и функционирования религии.
9 Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М: ACT, 2003; Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Методические рекомендации для слушателей курса «Трансперсонапьная психотерапия». М.: Маркетинг, 2004; Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. М.: ТПИ, 1997; Уилбер К. Вечная психология: Спектр сознания // Пути за пределы эго. М.: Изд-во Трансперсон. Ин-та, 1996; Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007; Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания // Маслоу А. По направлению к психологии бытия: Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997; Московичи С. Машина, творящая богов. Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998; Лири Т. Стюарт М. Технология изменения сознания в деструктивных культах / Под ред. И. Митрофановой. Перевод с англ. Janusbooks, СПб: Экслибрис, 2002.
10 Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007.
Особое значение для выявления и исследования естественных факторов, формирования религиозного сознания играет теория соотношения естественного и социального в обществе и человеке, разработанная Н. Д. Субботиной11. Изучая роль естественного в процессе становления социума, Субботина приходит к выводу, что в основании социального находятся предпосылки естественного характера. По мнению автора теории, социальное строится на основе естественного, включая его в сферу своего контроля и влияния, однако естественное до конца не подавляется социальным, а продолжает функционировать в его рамках. Всё это дает основания полагать, что в основе религиозного сознания находятся предпосылки, условия- и механизмы не только социального, но и естественного характера, а также занимающие область соотношения, социального с внешним естественным и с внутренним естественным.
Объект исследования - формирование религиозного сознания.
Предмет исследования — диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания как формы духовного производства.* :
Цель исследования — социально-философский, анализ диалектики естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) осуществить анализ научных подходов к проблеме возникновения религии и религиозной формы общественного сознания в истории социально-философской мысли, исследовать степень изученности и полноты структуры факторов формирования, религиозного сознания;
2) обосновать необходимость применения социально-философского методологического принципа соотношения социального с внутренним естественным и внешним естественным в целях изучения диалектики естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания;
3) раскрыть сущность, содержание, структуру естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания в контексте социально-философского знания;
11 Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М.: Прометей, 2001; Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис. . докт. филос. наук, Улан-Удэ, 2002;
Субботина Н. Д. Естественные основы социального поведения. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т., 2011.
4) выявить специфику диалектического взаимодействия внешних естественных и внутренних естественных факторов формирования индивидуального и общественного религиозного сознания;
5) определить особенности соотношения естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания и роль религиозного сознания в праксеологическом отношении человека к социальной реальности.
Теоретико-методологической основой диссертации выступают концепции сознания, разработанные в современной аналитической философии (Д. Чалмерс, Н. Блок и др.), концепция комплексного анализа (И. Т. Фролов и др.), отдельные положения концепций известных теоретиков и основателей геополитики (Ф. Ратцель, X. Маккиндер, Д. Майнинг и др.), теория соотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным, разработанная Н. Д. Субботиной:
Достижение цели и задач исследования определило необходимость использования общенаучных методов: анализа, синтеза, сравнения, объяснения, классификации и др.
Основным философским методом данного1 диссертационного исследования является диалектика, а. также принципы научного познания: объективности, историзма, системно-сгрукіурного и структурно-функционального анализа
В первой главе применяется историко-философский анализ, позволяющий рассмотреть этапы формирования представлений о сущности религиозного сознания ш причинах его возникновения. Во второй главе доминирующими научными методами становятся методы системно-структурного, структурно-функционального анализа и диалектика. Применение данных методов позволяет выявить систему естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания, исследовать особенности её структурных элементов, проследить функциональную нагрузку, которую они выполняют. Использование категорий и законов диалектики позволяет раскрыть диалектическое единство внешних естественных, внутренних естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания.
В диссертационном исследовании использовались данные современной психологии, социальной философии, отдельных направлений религиоведения (социологии религии, психологии религии, феноменологии религии, истории религии), способствующие социально-философскому осмыслению проблем формирования религиозного сознания.
Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что её результаты вносят вклад в развитие социально-философской трактовки философии сознания, философии религии и социологии религии. Сформулированные в диссертационном исследовании положения и выводы позволяют более полно представить закономерности возникновения социального на основании естественных предпосылок. Анализ влияния на процесс формирования религиозного сознания естественных и социальных факторов, находящихся в диалектическом единстве, позволяет, во-первых, объяснить роль религиозной формы сознания в праксеологическом отношении человека к социальной реальности, во-вторых, возникновение и сохранение религии в обществе, в-третьих, спрогнозировать возможные трансформационные процессы в ходе формирования и функционирования религиозного сознания на современном этапе развития социума.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его отдельные положения можно применять в целях воспитания, формирования научного мировоззрения, а также для разработки стратегии и соответствующих ей мероприятий, направленных на** понимание возможностей и способов предотвращения вовлечения молодёжи в религиозные организации деструктивного характера, и на снижение уровня негативного воздействия этих оргназиций.
Теоретические материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при подготовке учебных пособий, а также при разработке соответствующих« разделов спецкурсов по социальной философии, основам религиоведения и истории религии.
Следует отметить, что значимость изучения данной темы особенно возрастает в периоды социальных изменений и кризисов, в условиях которых сознание индивидов отличается наибольшей предрасположенностью к формированию его религиозной формы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) выявлена недостаточная степень изученности структуры естественных факторов формирования религиозного сознания; определено, что такие естественные факторы формирования религиозного сознания, как время, пространство, звуки, закономерности естественно-групповых отношений не исследовались в истории социально-философской мысли;
2) доказано, что одним из основных социально-философских методологических принципов исследования религиозного сознания выступает принцип соотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным, позволивший более полно реконструировать структуру естественных и социальных факторов его формирования;
3) обоснована необходимость выделения внешних и внутренних составляющих в системах социальных и естественных факторов формирования религиозного сознания; осуществлена систематизация факторов формирования-религиозного сознания на основе социально-философского методологического принципа соотношения естественного и социального;
4) выявлено различие структур факторов формирования индивидуального и общественного религиозного сознания; доказано, что возрастает роль внутренних естественных факторов формирования религиозного сознания на фоне снижения влияния внешнего естественного на социальное;
5) определена специфика диалектического единства внешних и внутренних естественных факгоров в процессе формирования религиозного сознания, заключающаяся в том, что внутреннее естественное является результатом естественной эволюции и адаптации организмов, психики и социальных групп к внешним5 естественным условиям их существования- и проявляющаяся через определённые механизмы воздействия внешнего естественного на внутреннее естественное;
6) выявлены особенности диалектического единства естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания, заключающиеся в соотношении естественной формы и социального содержания таких факторов, как психика человека, его потребности, закономерности естественно-групповых отношений; доказано, что специфику формирования и функционирования общественного религиозного сознания и праксеолошческое отношение человека к миру определяют естественно-групповые закономерности.
Положения, выносимые на защиту:
1. При изучении формирования религиозного сознания в истории социально-философской мысли большая роль отводилась социальным факторам. Естественные факторы либо исследовались недостаточно, либо изучению их естественной сущности уделялось мало внимания. Такие естественные факторы, как время, пространство, звуки, закономерности естественно-групповых отношений практически не исследовались.
2. Особую методологическую значимость в исследовании формирования религиозного сознания имеет социально-философский методологический принцип соотношения социального с внешним естественным и внутренним естественным. Данный принцип даёт возможность диалектического анализа факторов формирования религиозного сознания, которые определяются векторами воздействия естественного на социальное и социального на естественное.
3. Система факторов формирования религиозного сознания включает в себя не только социальные, но и естественные факторы. В' подсистеме социальных факторов; формирования религиозного сознания необходимо выделять внешние социальные и внутренние социальные факторы, а в подсистеме естественных — внешние естественные и внутренние естественные факторы. Естественные и социальные факторы формирования религиозного сознания содержат предпосылки и причины, взаимообусловливающие друг друга.
4. Существует отличие структуры факторов формирования- общественного и и факторов формирования индивидуального религиозного сознания:
- общими факторами формирования как общественного, так и индивидуального религиозного сознания являются внешние естественные факторы (космо- и геосреда, пространство, время, звуки живой и неживой природы) и такие внутренние естественные факторы, как организм человека, его естественные потребности, психика и закономерности её функционирования; специфическими внутренними естественными факторами формирования общественного религиозного сознания являются естественные половозрастные отношения, естественные способы регуляции поведения индивидов, закономерности естественно-групповых отношений;
- внешние социальные факторы (объективные социальные процессы, которые «стоят над людьми» и входят как в материальную, так и духовную сферы социума) и внутренние социальные факторы (интериоризованное социальное - сознание и самосознание, речь, мышление, принятые индивидом социальные и культурные нормы, убеждения, идеалы, жизненные принципы и стереотипы поведения в тех или иных ситуациях) являются общими» для формирования как общественного, так и индивидуального религиозного сознания.
В процессе непрерывного снятия социальным естественного снижается влияние внешних естественных факторов формирования религиозного сознания и возрастает роль, внутренних естественных факторов, определяемых биотикой человека.
5. Специфика взаимодействия внешних и внутренних естественных факторов в процессе формирования религиозного сознания проявляется через следующие механизмы: обусловленность активности внутреннего естественного (биопсихические процессы в организме человека) как естественной предпосылки религиозного сознания наличием внешнего естественного (природные системы); зависимость интенсивности процессов развития и изменения внутреннего естественного от увеличения активности внешнего естественного.
6. Особенности диалектического взаимодействия естественного и социального в процессе формирования религиозного сознания проявляются через механизм наполнения естественной формы факторов социальным, содержанием. Специфику формирования и функционирования общественного религиозного сознания определяют закономерности ■ естественно-групповых отношений, которые проявляются не только в малых изолированных религиозных группах, но и в достаточно больших. Естественно-групповые отношения в религиозных объединениях определяют их способы организации совместной; религиозной практики, принятия решений, мотивации и отношение приверженцев одних конфессий к инаковерцам и к неверующим. Формирование индивидуального религиозного сознания - это двойной процесс: с одной стороны, внешнее естественное воздействует на внутреннее естественное, активность которого способствует прочному закреплению религиозных верований, и представлений; с другой стороны, эти верования и представления сформированы под влиянием внешнего социального на внутреннее социальное. В процессе формирования общественного и индивидуального религиозного сознания участвует психика индивида, представляющая собой противоречивое единство интериоризованного социального и внутреннего естественного.
Апробация работы. Основные положения, концептуальные идеи и выводы диссертационного исследования представлялись в виде докладов и выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Молодая наука Забайкалья» (Чита 2009 г.), V Всероссийский философский конгресс «Наука, философия, общество» (Новосибирск 2009 г.), «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке» (Чита 2010 г., 2011 г.), «Экономика. Социология. Право: новые вызовы и перспективы» (Москва 2010 г.), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва 2011 г.), а также на методологических семинарах аспирантов кафедры философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.
Отдельные положения и выводы диссертационного исследования использовались в ходе разработки учебно-методических комплексов для дисциплин циклов ОПД и СД по специальности «Религиоведение».
По теме диссертации опубликовано 16 работ (статей, тезисов, учебно-методических комплексов), в том числе 5 статей в ведущих рецензируемых научных журналах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Психологическое и социально-психологическое влияние расширенных состояний сознания на личность и динамику группы2010 год, кандидат психологических наук Проворов, Андрей Михайлович
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе2008 год, кандидат философских наук Вотинцева, Наталья Николаевна
Соотношение естественного и социального в феномене бедности: социально-философский анализ2013 год, кандидат философских наук Калмыкова, Ольга Александровна
Социально-гносеологическая сущность индивидуального самосознания1984 год, кандидат философских наук Новиков, Виктор Михайлович
Мифотворчество как феномен современной культуры2002 год, доктор философских наук Воеводина, Лариса Николаевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гаврилова, Юлия Викторовна
Заключение
Социально-философский анализ диалектического единства и противоречий естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания, проведённый в диссертационном исследовании, позволяет сформулировать следующие выводы.
Осмысление теоретических концепций, выдвинутых исследователями в разные исторические эпохи, позволило нам сделать вывод о недостаточной изученности факторов формирования религиозного сознания, входящих в область естественного. Роль социальных факторов в процессе зарождения религиозного сознания отмечалась многими исследователями во все периоды развития социально-философской мысли. Однако, философы, психологи, социологи и представители других областей научного знания, исследуя социальные факторы формирования религиозного сознания, не уделяли должного внимания изучению системы естественных факторов и, следовательно, не рассматривали диалектическое единство естественных и социальных > факторов формирования религиозного сознания. Концептуальные подходы, применяемые этими учёными в целях выявления движущих сил генезиса и эволюции религиозного сознания, освещали лишь конкретную сторону данного процесса, не уделяя внимания специфике факторов формирования религиозного сознания и их диалектике.
Необходимо признать и возможность применения различных теоретико-методологических подходов и концепций в целях выявления и изучения факторов формирования религиозного сознания. Однако стоит учесть, что в рамках данных подходов и концепций теория, позволяющая раскрыть сущность факторов возникновения системообразующего элемента религии - религиозного сознания - так и не была создана.
В результате критического анализа подходов к проблеме факторов формирования религиозного сознания в истории философии и современной социально-философской мысли было доказано, что одним из основных методологических принципов исследования факторов формирования религиозного сознания выступает принцип соотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным. Применение в диссертационном исследовании данного методологического принципа позволило подтвердить то, что на формирование религиозного сознания влияют не только социальные, но и целая система естественных факторов, включающая в себя как внешнее естественное, так и внутреннее естественное.
Факторы формирования религиозного сознания можно классифицировать на естественные и социальные, обратившись к логической оппозиции «естественное — социальное». Естественные и социальные факторы играют роль подсистем и одновременно выступают самостоятельными системами, так как в них проявляются признаки систем. Выявленные естественные и социальные факторы формирования религиозного сознания обладают не только сложной структурой, но и находятся в диалектическом единстве. Это даёт возможность ещё раз проследить роль естественного в процессе зарождения социального, то есть религиозных образов, представлений и верований.
Исходя из того, что в основе социального находится естественное, правомерно говорить о естественных факторах формирования религиозного сознания. Естественное делится на внешнее естественное и внутреннее естественное. Исследование данных областей естественного позволило определить структуру внешних естественных и внутренних естественных факторов, включающую предпосылки и, условия, взаимообусловливающие друг друга, а также доказать, что приоритетное место в системе естественных факторов формирования религиозного сознания принадлежит внутренним естественным факторам
К внешним естественным факторам формирования религиозного сознания принадлежит природа, охватывающая область внешнего естественного. Природные системы - представляющие собой условия окружающей индивидов среды обитания, основными содержательными компонентами которых являются геосреда и космосреда с присущими им особенностями и специфическими чертами - выступают внешними естественными факторами, участвующими в процессе формирования религиозных верований.
Внешние естественные факторы не могут самостоятельно генерировать религиозные образы и представления. В этом процессе необходимо наличие внутренних естественных факторов, без которых формирование религиозного сознания невозможно.
Внутренними естественными факторами возникновения религиозного сознания являются биотические особенности человека, его психика и закономерности её функционирования, естественные потребности. Данные факторы выступают внутренними естественными для человека и участвуют в формировании как общественного, так и индивидуального религиозного сознания. К внутренним естественным факторам формирования общественного религиозного сознания, кроме вышеназванных, следует относить: естественные половозрастные отношения, естественные способы регуляции поведения индивидов, закономерности естественно-групповых отношений. Особо стоит отметить, что данные структуры внутренних естественных факторов формирования религиозного сознания являются внутренними естественными для общества и внешними естественными для человека.
Психика индивидов представляет необходимое условие, без наличия которого процесс формирования религиозного сознания невозможен. Одновременно в закономерностях функционирования психики заключается социально-естественный механизм, приводящий систему как естественных, так и социальных факторов формирования религиозного сознания в действие. Таким образом, религиозные образы, представления и верования формируются в рамках наиболее развитой формы психики человека - сознания.
Однако не стоит умалять роли бессознательного в ходе возникновения религиозного сознания. Совместная активность сознательного и бессознательного оказывает большое воздействие на конструирование религиозных образов и представлений. Подвижные границы между данными структурами психики' человека позволяют вызывать определённые изменения не только на уровне психических процессов, но и на физиологическом уровне, то есть приводить в активность биотическую сферу организма человека. Иными словами, особые состояния психики, вызывающие изменения на психосоматическом уровне, принадлежат к области внутреннего естественного и выступают одновременно как результат проявления психических закономерностей и как предпосылка к возникновению особых состояний сознания, в условиях которых формирование религиозного сознания наиболее вероятно.
Исследование системы естественных факторов формирования религиозного сознания способствовало выявлению взаимодействия внутренних естественных и внешних естественных факторов, а также позволило доказать их диалектическое единство.
Анализ соотношения внешних естественных и внутренних естественных факторов выявил и основной естественный механизм формирования религиозного сознания, проявляющийся в воздействии внешнего естественного на внутреннее естественное. Данный механизм, на наш взгляд, является определяющим в процессе формирования отдельных элементов религиозного сознания.
Под воздействием природных систем, обладающих характером внешнего естественного, происходит трансформация биотических особенностей организма человека, входящих в область внутреннего естественного, что вызывает генезис религиозного сознания. Иными словами, чем выше активность внешнего естественного, тем интенсивнее процессы развития, а зачастую — и изменения внутреннего естественного, что приводит к зарождению и трансформации социального, в том числе - осознанию индивидом и социумом своего бытия. Однако стоит отметить, что влияние внешнего естественного на внутреннее естественное с течением времени ослабевает, уступая место в ходе генезиса религиозного сознания социальным механизмам, входящим в область диалектики социального и естественного.
Внутреннее естественное во многом обусловливает наличие и активность социального. Безусловно, социальное оказывает большое влияние на процессы, протекающие в организме человека, однако без биологических и биопсихических оснований не было бы возможным возникновение самого социального. Таким образом, через взаимодействие социального с внутренним естественным проявляется ещё один механизм формирования религиозного сознания. > ■Диалектическое единство естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания определяют естественно-групповые закономерности и суггестия.
Закономерности естественно-групповых отношений, проявляющиеся в рамках религиозных общин, проявляются через подражание, огруппление мышления, эмоциональное заражение характерные практически для всех религиозных групп. Их проявление в среде верующих возможно лишь при активности внутреннего естественного.
Говоря о процессе формирования религиозного сознания в общинах верующих, необходимо учитывать приоритетное влияние на индивидов социального. Однако, отмечая значительное воздействие социального, не стоит умалять роли внутреннего естественного. Социальное, воздействуя на внутреннее естественное, способствует функционированию закономерностей естественно-групповых отношений, что в свою очередь приводит в действие механизм формирования религиозного сознания, заключающийся в воздействии социального на внутреннее естественное.
В процессе взаимодействия и взаимовлияния социального и естественного активизируются социально-естественные механизмы не только формирования, но и сохранения религиозного сознания. К данным механизмам относится суггестивное воздействие на индивида и коллективы людей. Выступая естественным способом регуляции поведения, суггестия играет роль необходимого условия формирования и закрепления в сознании индивидов религиозных верований и убеждений.
Изучение факторов формирования религиозного сознания, входящих в область естественного, невозможно в отрыве от социальных факторов. Однако безусловный приоритет в ходе данного процесса принадлежит социальным факторам. Будучи порождением определённой социальной системы, религиозное сознание детерминировано социальными условиями, предпосылками, причинами и механизмами, единство которых способно сформировать систему социальных факторов формирования религиозного сознания.
Отводя приоритетное место в процессе формирования религиозного сознания социальным факторам и учитывая влияние на данный процесс естественных факторов, необходимо принимать во внимание их диалектическое единство. Также в условиях взаимовлияния и взаимодействия между собой находятся факторы естественного характера, а также естественного и социального.
По нашему мнению, социальные и естественные факторы представляют собой организованную целостность, объединяющую комплекс причин, условий и механизмов, наиболее успешно характеризовать которые возможно с позиции соотношения естественной и социальной сторон. Единство и противоречие данных факторов в целом и их структурных элементов в частности проявляются в соотношении социального с внешним естественным и с внутренним естественным. Прежде всего, через геополитические условия - как совокупность внешнего естественного и социального; через закономерности естественно-групповых отношений и суггестивное воздействие — как соотношение внутреннего естественного и социального. Причём вышеназванные условия влияют не только на формирование религиозного сознания, но и на его сохранение и распространение. Несмотря на столь высокую активность социальных факторов в процессе формирования религиозного сознания без наличия системы естественных факторов не было бы возможным возникновение самого социального, а, следовательно, не сформировался бы определённый специфический тип сознания индивида - религиозное сознание.
Таким образом, естественными факторами формирования религиозного сознания является сложная система, включающая внешние естественные факторы и внутренние естественные факторы и находящаяся в сложном диалектическом единстве и противоречии как друг с другом, так и с социальными факторами.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гаврилова, Юлия Викторовна, 2011 год
1. Августин Аврелий. Исповедь: Пер. с лат. М.: Республика, 1992.259 с.
2. Александрова Е. А. Психокультурный аспект влияния религии на личность (На примере буддизма в Республике Калмыкия): дис. . канд. культурологии. Москва, 2005. 147 с.
3. Андренов Н. Б. Методология. Диалектика системы и фактора. Чита: ЗабАИ, 2001.28 с.
4. Андрианова Т. В. Геополитика и культура: Аналитический обзор. М.: РАН ИНИОН Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Культурологии, 2001.92 с.
5. Андрианов Н. П. Эволюция религиозного сознания. JI.: Лениздат, 1974.171 с.
6. Антонян Ю. М. Человек и Бог, творящие друг друга. М.: Логос, 2003.408 с.
7. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.272 с.
8. Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.334 с.
9. Бачинин В. А. Религиоведение. Энциклопедический словарь. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2005.288 с.
10. Берснев П. Мозг и религиозный опыт. М., 2005. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bersnevmosg/ (дата обращения 23.04.2011).
11. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии / Рос. А. Н. Ин-т психологии. М.: Наука, 1994.400 с.
12. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United-Bible Societies, 1996.1222 с.
13. Блок Н. Сознание. Пер. с англ. В. В. Васильева // Историко-философский альманах: Вып. 2. М.: Современные тетради, 2007. С. 225-227.
14. Блохина Н. А. Дэвид Чалмерс о природе сознания и его месте в структуре мира // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы Международной научной конференции. М.: Современные тетради, 2009.240 с.
15. Боги и богини. (Зачарованный мир). М.: ТЕРРА, 1996.144 с.
16. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества Л.: Наука. Ленингр. огд-ние, 1979.240 с.
17. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 197Г. 176 с.
18. Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н., Никонов К. И. Основы религиоведения. М.: Высш. шк. 2006.568 с.
19. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии в 2-х т. Т. 2: Статьи и работы разных лет 1902-1942. М.: Наука, 1997.825 с.
20. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия. М.: Знание; 1998.304 с. ;л
21. Бытие 22:2 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996.1222 с.
22. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009.272 с.
23. Васильев Л. С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: Высш. шк., 1983.386 с.
24. Васильев Л. С. История Востока в 2-хт.'М.: Высш. шк., 1994. Т. 1.495 с.
25. Введенский А. И. Вера в Бога, её происхождение и основания. Речь перед защитой диссертации. URL: http://www.bogoslov.ri^iblio/text/346705/index.html (дата обращения 09.08.2011).
26. ВеберМ. Социология религии: Типы религиозных сообществ // М.Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.804 с.
27. ВеберМ. Хозяйственная этика мировых религий // М.Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.804 с.
28. Вильдшюв У. С., Вильданова Г. Б., Зигитова JL Ч. Оккультно-трансцеденгальная природа звука и музыки в бытии человека. Уфа: РИО РУНМЦРБ, 2007.304 с.
29. Винокуров В. В., Забияко А. П., Лапина 3. Г. и др. История религии в 2-х т. / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш. шк. 2002. Т. 1.463 с.
30. Вольней К. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1962.320 с.
31. Воронов А. Г. Биогеография. М.: Изд-во Московского ун-та, 1963.339 с.
32. Воропаева Е. В. Религиозное сознание и его гносеологический потенциал: автореф. дисканд. филос. наук. Москва, 2008.16 с.
33. ВундгВ. Проблемы психологии народов. СПб: Питер, 2001.160 с.
34. Гараджа В. И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.239 с.
35. ГарджаВ. И. Религиоведение. М.: Аспект-пресс, 1995.348 с.
36. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А. Ф. Трешников М.: Сов. энцикл. 1988.431 с.
37. Герцен А. И. Статьи из «колокола» и другие произведения / Собрание сочинений в 30-тг. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. т. VI. 551 с.
38. ГирцК. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия. (Серия «Культурология. XX век»), 2004.560 с.
39. ГоббсТ. Избранные произведения в 2-х т. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1964. Т. 2.748 с.
40. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Избранные произведения в 2-х т. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1964. Т. 2.748 с.
41. Гольбах П. Письма к Евгении // Избранные произведения в 2-х т. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1963. Т. 1.715 с.
42. ГрофС., УилберК., Веховски А., ТартЧ. Практика холотропного дыхания. Методические рекомендации для слушателей курса «Трансперсональная психотерапия». М.: Маркетинг, 2004.212 с.
43. Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. М.: ТПИ, 1997.256 с.
44. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М.: ACT, 2003.458 с.
45. Дандарон М. Б. Социальное конструирование религиозного сознания: автореф. дис.докг. филос. наук, Улан-Удэ, 2009.43 с.
46. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.: Социально-экономическое изд-во, 1935.383 с.
47. Деяния Святых апостолов 9: 6, 8, 20 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996.1222 с.
48. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб: Андреев и сыновья, 1992.423 с.
49. Добролюбов Н. А. Статьи и рецензии (июнь декабрь 1858): Буддизм, его догматы, история и литература / Собрание сочинений в 9-тг. М.: Гос. изд-во худож. лиг-ры, 1962. Т. 3. С. 399-413.
50. Дрёмов С. В., Сёмин И. Р. Изменённые состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.294 с.
51. Дугин А. Г. Трансформация политических структур и институтов в процессе модернизации традиционных обществ: дис. . докг. полит, наук, Ростов-на-Дону, 2004. 346 с.
52. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия' по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс 1996. С. 111-145; 438-441; 469-471.
53. Ермакова JI. М., Мещеряков А. Н. Растения и животные в японской поэзии // Природа 1988, № 11 С. 69-77.
54. Заевский Д. А. Автономия религиозного сознания: философский аспект анализа: автореф. дисканд. филос. наук Ставрополь, 2007.30 с.
55. Замятин Д. Н. Власть пространства и пространство власти: Географические образы в политике и международных отношениях. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.352 с.
56. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Политиздат, 1967.240 с.
57. Иванов Д. В. Является ли объяснение феноменального сознания сложной проблемой? // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы Международной научной конференции. М.: Современные тетради, 2009.240 с.
58. Кабо В. Р. Происхождение религии: история проблемы. Канберра: Алчеринга, 2002. URL: http://aboriginals.narod.ru/origins of religion.htm. (дата обращения 10.06.2011).
59. Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Издательский дом"№йа Bene", 1998.424 с.
60. Кривых С. Е. Аксиология мировых религий: сравнительная типология ценностных структур: дис. .канд. филос. наук. Армавир, 2009.174 с.
61. Крывелев И. А. История религий. Очерки в двух томах. М.: Мысль, 1975. Т. 1.415 с.
62. Кудрявцев В. Д. Об источнике идеи Божества. . М., 1864.- URL: http://teologia.ru/www/biblioteka/istocnik platon.htm (дата обращения 11.08.2011).
63. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.309 с.68: Кургц П. Искушение потусторонним. Пер. с англ. В. А. Кувакин. М.: Академический проект, 1999.601 с.
64. Кутырёв В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994.199 с.
65. Кутырёв В. А. Разум против человека (философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. 230 с. URL: http://www.philosophy.ri^ibraiv/lmtwev/raznm.htrnl (дата обращения 15.07.2011).
66. Кутырёв В. А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб: Алетейя, 2009.264 с.
67. Левада Ю. А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.262 с.
68. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.608 с.
69. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 589-591.
70. Лекторский В. А. Представление // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.- науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С.334-335.
71. Лига М. Б. Качество жизни новая парадигма общественного развития // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2009. № 4 (27). С. 48-56.
72. Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. М.: Гардарики, 2006.223 с.
73. Ленин В: И. К вопросу о диалектике / Полн. Собр. Соч. М.: Политиздат, 1980. Т. 29. С. 316-322.
74. Липецкий М. Л. Внушение и мы. (Наука и прогресс). М.: Знание, 1983.96 с.
75. Лири Т., Стюарт М. Технология изменения сознания в деструктивных культах / Под ред. И. Митрофановой. Перевод с англ. «ТапшЬоокБ», СПб: Экслибрис, 2002.224 с.
76. Лобжанидзе А. А. Этнография и география религий. М.: Издательс., 2005.176 с.
77. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. М.: Мысль, 1985.
78. Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалов А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988.225 с.
79. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997.688 с.
80. Майер Дж. «Партнерство, что это?» // Жизнь полная радости. Служение Д. Майер. №6 (22). М.: МЕДИА-МИР, 2010. С. 6-15.
81. Майнарди Д. Собака и лисица: Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии / Пер. с ит. А. Б. Махов; Под ред. и с предисл. Е. Н. Панова. М.: Мир, 1980.151 с.
82. Маккинси М. Опровержение физикализма qualia. Пер. с англ. В. В. Васильева //Историко-философский альманах: Вып. 2. М.: Современные тетради, 2007. С. 232-235.
83. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. С. 414-429.
84. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. С. 382-413.
85. Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания // Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.272 с.
86. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997.430 с.
87. Менегетти А. Психосоматика: Новейшие достижения. М.: ННБФ «Онгопсихолошя», 2003.328 с.
88. Мирошниченко Г. Г. «Критериальное сознание 2. В 2-х т. Тула, 2009. URL: http://www.vusnet.ru\biblio (дата обращения 20.03.2011).
89. Московичи С. Машина, творящая богов. Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998.560 с.
90. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М.: Мир идей, АО АКРОН, 1995.432 с.
91. Никонов К. И. Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990.63 с.
92. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. 3.692 с.
93. Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986.367 с.
94. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова 4-е изд. доп. / РАН Ин-т. русск. яз. М: Азбуковник, 1997.944 с.
95. Окладников А. П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии. Новосибирск: Наука / СО РАН изб. труды, 2003.664 с.
96. Окулов А. Ф. Социальный прогресс и религия. М.: Мысль, 1982.191 с.
97. Олотюрт Г. В. Личность в психологии, М.: КСП+, 1998; СПб: Ювента, 1998.350 с.
98. Ориген «О началах». Пер. с лат. СПб: Амфора. 2007.458 с.
99. Павлов И. П. Мозг и психика. Избранные психологические труды. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.320 с.
100. Первая книга Моисеева. Бытие. 2:8-10 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996.1222 с.
101. Первая книга Царств 16:16, 18:10 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996.1222 с.
102. Первое послание к коринфянам 1:10,13 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996.1222 с.
103. Первое послание святого апостола Петра 2: 13, 18, 19 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996.1222 с.
104. Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.:.Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.400 с.
105. Петушкова Е. В. Сознание // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. С. 632-633. 1
106. Пигалев А. И. Культура как целостность (методологические аспекты). Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, 2001.468 с.
107. Письма и фрагменты Эпикура // Материалы Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Изд-во Политической лит-ры, 1955. С. 179— 233.
108. Платонов К. К. Психология религии. Факты и мысли. М.: Политиздат, 1967.239 с.
109. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974.487 с.
110. Пристли Дж. Избранное. М.: Правда, 1985.559 с.
111. Пырин А. Г. Природная среда (социально-философский анализ). М., 2004.164 с.
112. Радугин А. А. В ведение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 2001.240 с.
113. Рассел Б. Во что я верю // Почему я не христианин. М.: Мысль, 1987.433 с.
114. Ратцель Ф. Народоведение. В 2-х т / Пер. с нем. Д. А. Коробчевского, Факсимильное издание 1902 г. Спб: Альфарег, 2008. Т. 1.796 с; Т. 2.892 с.
115. Самыпш С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская В. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.672 с.
116. Семёнов Ю. И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.566 с.
117. Сеченов И. М. Психология поведения // Сеченов И. М. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Ин-т пракг. психологии», 1995; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.318 с.
118. Сильва X., Стоун Р. Получение помощи от «другой стороны» по методу Сильва. URL: www.koob.ru (дата обращения 15.06.2011).
119. Сильва X., Голдман Б. Управление мышлением по методу Сильва / Библиотека проекта «Эффективные технологии поиска работы» / URL: http://best-resume.net/free.htm. (дата обращения 15.06.2011).
120. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. СПБ.: Питер, 2003.415 с.
121. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.533 с.
122. Спенсер Г. Основания психологии // Физиологическая психология в 14 лекциях. М.: АСТ-ЛТД, 1998.560 с.
123. Спенсер Г. Основы нравственности // Физиологическая психология в 14 лекциях. М.: АСТ-ЛТД 1998.560 с.
124. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. Пер. с шллондск. А. И. Рубина / Избранные произведения в 2-х т. М.: Полит, лит-ра, 1957. Т. 1. С. 67-172.
125. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Пер. с латинск. М. Лопаткина. Мн.: Литература, 1998.528 с.
126. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М.: Прометей, 2001.193 с.
127. Субботина Н. Д. Суггестия и контрсуггесгия в обществе. М.: КомКнига, 2007.208 с.
128. Субботина Н. Д. Естественные основы социального поведения. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. 2011.155 с.
129. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дисдокт. филос. наук, Улан-Удэ, 2002.400 с.
130. Субботина H. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: автореф. дисдокг. филос. наук, Улан-Удэ, 2002.42 с.
131. Сухов А. Д. Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967.287 с.
132. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен (философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973.144 с.
133. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.573 с.
134. Тит Лукреций Кар. О природе вещей // Античная литература. Рим: Антология / Сост. Н. А. Фёдоров, В. И. Мирошенкова. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1989. С. 166-199.
135. Тихонравов Ю. В. Геополитика. М.: ИНФРА-М, 2000.269 с.
136. Токарев С. А. Религия в истории народов мира М.: Политиздат, 1976.575 с.
137. Толанд Дж. Письма к Серене // Английские материалисты XVIII века. Собр. произведений в 3-х т. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1967. Т. 1.445 с. .
138. Томпсон М. Философия религии. Пер. с англ. Ю. Бушуевой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.384 с.
139. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2005.544 с.
140. Трофимчук Н. А., Свшцёв М. П. Экспансия. М., 2000. URL: http://www. psyfactor.org/. (дата обращения 30.05.2011).
141. Трёльч Э. Религия, хозяйство и общество // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия / Сост. M. Н. Галочка, Ю. А. Кимелев. М., 1994. С.162-176. '
142. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918. URL: http://www.vehi.net/etrubeckoi/smvsl zhizni/index.html (дата обращения 11.08.2011).
143. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971.199 с.
144. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.270 с.
145. Угринович Д. М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.352 с.
146. Уилбер К. Вечная психология: Спектр сознания // Пути за пределы эго. М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1996. С. 37-49.
147. Фарман И. П. Образ // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 128.
148. Фатенков А. Н. Концепция подвижно-иерархической причинности, //Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ: Монография /.Под ред. проф. М. М. Прохорова. Нижний Новгород: В111ИА, 2005. С. 183-200.
149. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М; 2006.576 с.
150. Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православнои теодицеи. М.: ACT, 2003.640 с.
151. Францов Г. П. Научный атеизм. Избранные труды. М.: Наука, 1972. 628 с.
152. Франкл В. Э. Основы логотерапии; Психотерапия и религия. СПб: Речь, 2000.285 с.
153. Фрагменты ранних греческих философов. От этических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. Ч. 1.576 с.
154. Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. СПб: Алетейя, 2000.223 с.
155. Фролов И; Т. О причинности и целесообразности в живой природе. М.: Госполитиздат. 1961.184 с.
156. Хоффер Э. Исгинноверуюпдай. Мысли о природе массовых движений. Мн.: ЕГУ, 2001.200 с.
157. Чалмерс Д. Трудная проблема сознания. Пер. с англ. В. В. Васильева // Историко-философский альманах: Вып. 2. М.: Современные тетради, 2007. С. 223-225.
158. Человек и природа в духовной культуре Востока / (ред.-сосг. Н. И. Фомина). М.: ИВРАН: крафт+, 2004.576 с.
159. Черныш Ю. А. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (на примере старообрядческой общины г. Самара): дис. . канд. социол. наук, Москва, 2005.161 с.
160. Чернышевский Н. Г. Примечания к переводу «Введения в историю XIX века» Г. Гервинуса / Полное собрание сочинений в 15-тг. М.: Гос. изд-во худож. лиг-ры, 1951. т. X. С. 441-454.
161. Шахнович М. М. Религиоведение. СПб: Питер, 2007.432 с.
162. Шахнович М. М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000.152 с.
163. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным» людям её презирающим. Монологи. М.: АО «Алетейя», 1994.335 с.
164. Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп, 1998.477 с.t
165. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2009.302 с.
166. Яблоков И. Н. Методологические проблемы социологии религии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972.' 163 с.
167. Яблоков И. Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2005.317 с.
168. Collins F. The language of God: A scientist presents evidence for belief. N. Y., 2006.294 p.
169. Goode W. J. Religion among the Primitives: the Web of Religion and Sex, Economics, Politics. N. Y., 1964:
170. Chalmers D. The Conscious Mind. Oxford, 1996.
171. Zuckerkandl E. God? A scientist answers a scientist // History a philosophy of the life sciences. Napoli, 2006. Vol. 28, № 2. P. 237-249.J
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.