Психологическое и социально-психологическое влияние расширенных состояний сознания на личность и динамику группы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Проворов, Андрей Михайлович
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Проворов, Андрей Михайлович
введение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСШИРЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (РСС>.
1.1 Понятие сознания.
1.2 психические состояния.
1.2.1 Определение психических состояний.
1.2.2 теории психических состояний.
1.2.3 Структура психического состояния.
1.2.4 Этапы развития состояний.
1.2.5 Функциональные состояния.
1.3. Расширенные состояния сознания.
1.3.1 Определение ИСС. Расширенные состояний сознания.
1.3.2 Понятие нормы (ОСС) и измененные состояния сознания (ИСС).
1.4. Социально-психологические детерминанты групповой динамики и их взаимосвязь с РСС.
2. ПОНЯТИЕ О КАРТАХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.
2.1. Реальные и теоретические карты состояний сознания.
2.2 Религиозные карты состояний.
2.2.1 Картографии в шаманизме.
2.2.2 Картография состояний сознания в буддизме.
2.2.3 Христианство.
2.2.4 Ислам.
2.3 Научные карты состояний.
2.3.1 Ценностная шкала состояний сознания Ч. Тарта.
2.3.2 «Картография внутренних пространств» С. Грофа.
2.3.3 Картография состояний сознания по Д. Лилли.
2.3.4 «Спектр сознания» К. Уилбера.
2.3.5 «Карта уровней изменённых состояний сознания» В.В. Козлова.
2.3.6. Классификация состояний сознания по С. Кардашу.
2.3.7 Сравнительный анализ картографий.
3. МЕТОДИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
4. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
4.1. Общие психологические особенности воздействия РСС. данные теста «самочувствие, активность, настроение».
Данные по шкале оценки уровня РТ (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Интерпретация данных, полученных с помощью рисования круговых графических изображений.j.
Семантическая интерпретация.
Цветовая интерпретация.
Данные методики параметрической оценки состояний.
Анализ тенденций механизмов погружения в РСС.
4.2. Социально-психологические особенности воздействия РСС.
Данные методики определения ценностпо-ориентационного единства группы (ЦОЕ)
B.C. Ивашкин, B.B. Онуфриева).
Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Данные социометрических измерений.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии1999 год, доктор психологических наук Козлов, Владимир Васильевич
Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания2007 год, кандидат психологических наук Клименко, Татьяна Дмитриевна
Психодуховный кризис личности как психосоциальное явление2005 год, кандидат психологических наук Киселев, Юрий Алексеевич
Групповая динамика в интенсивных интегративных психотехнологиях2006 год, кандидат психологических наук Демчук, Ирина Владимировна
Использование интенсивных групповых методов для работы с личностью опийного наркомана2002 год, кандидат психологических наук Горбатенко, Галина Львовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическое и социально-психологическое влияние расширенных состояний сознания на личность и динамику группы»
Актуальность работы. Во все эпохи значимым движущим фактором развития личности, племен, групп, наций, сословий, классов и развития общества в целом являлись измененные состояния сознания (начиная с шаманских, религиозных состояний, заканчивая состояниями творческого вдохновения и озарения). Первые опыты с изменением состояний сознания проводились уже тысячелетия назад. Наряду с таким длинным историческим путем, существует научная неразработанность данной проблемы.
Изучением вопросов, касающихся состояний сознания занимались как зарубежные (Ч. Тарт, С. Гроф, К. Уилбер, Р. Уолш, Д. Лилли), так и отечественные (Г.М. Андреева, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, A.B. Петровский, Н.Д. Левитов, Т. Ахмедов, В.А. Ганзен, Л.П. Гримак, C.B. Дремов, Е.П. Ильин, В.В. Кучеренко,. А.Н. Леонтьев, Т.А. Немчин, В.Ф. Петренко, А.О. Прохоров, A.B. Рассохин, М. Сандомирский, И.Р. Семин, В.В. Козлов) исследователи.
В психологической теории, особенно если это касается техник, инициирующих измененные состояния сознания (ИСС), существует концептуальный вакуум. С одной стороны, данностью стал тот факт, что такие техники реально работают (это подтверждают исследования С. Грофа, В.В. Козлова, Ч. Тарта, и т.д.) и дают хорошие результаты, значительно сокращая время наступления положительного эффекта психотехник. С другой стороны, феномен ИСС недостаточно освоен в теоретическом плане. На деле предубежденность к измененным состояниям (тем, которые выходят за рамки обыденной рациональности) часто мешает нормальному ходу исследований, научному и общественному прогрессу.
В современной науке разнообразные ИСС объединяются в одну область и воспринимаются как оппозиционные обычному состоянию. При этом не дается адекватного понимания, как различные состояния соотносятся между собой. Лучшее, что существует на сегодняшний день, это адаптация древних 4 карт состояний сознания (К. Уилбер, Р. Уолш), или описание «психической территории», возникающей в результате применения одного конкретного метода изменения состояния сознания (С. Гроф, Д. Лилли), такого, например, как медитация, использование психоделиков, методов сенсорной депривации или дыхательной гиперстимуляции. Единой карты, на которой бы были локализованы различные состояния, в том числе возникающие при использовании различных методов их инициирования и понятно объясняющие роль актуального состояния как такового и его взаимоотношения с прочими состояниями, на настоящий момент нет.
В социальной психологии нет полного понимания массовидных явлений психики, феномена психологического заражения, подражания, сопереживания в группе. Исследования этих явлений не всегда учитывают специфику группового состояния. Основная сложность при этом заключается в том, что необходимо качественные характеристики выразить через количественные показатели. В данной работе делается попытка научного осмысления группы в измененном состоянии, подготавливается почва для исследования бессознательных групповых феноменов, механизмов объединения группы, развития личности через группу, находящуюся в измененном состоянии сознания.
Одной из наиболее успешных попыток анализа сферы ИСС в современной науке было выделение особого вида состояний, а именно расширенных состояний сознания (РСС), используемых в интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ) (ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшен и т.д.).
Глубокая психологическая и социально-психологическая проработка темы расширенных состояний сознания позволяет, с одной стороны, показать специфику этого состояния относительно других,ИСС, а с другой стороны, позволяет понять, что среди ИСС есть такие состояния, которые можно и нужно использовать для повышения эффективности деятельности (тренинговой, производственной и т.д.), задает направление на создание целостной карты состояний сознания, которая могла бы описать и сферу эффективного применения каждого состояния, и сферу их ограничения.
Расширенные состояния сознания стоят особняком среди прочих ИСС как одни из наиболее экологичных и действенных. Их необходимо исследовать по ряду причин:
1. Их высокая эффективность (психологическая и социально-психологическая) при работе с личностью и группой;
2. Простота инициации (по большому счету не требуется ничего, кроме собственного связного дыхания);
3. Их контролируемость. В любой момент можно остановить дальнейшее разворачивание состояния;
4. Осознанность, которая присутствует в этом состоянии, поэтому изменения происходят не только на бессознательном, но и на сознательном уровне.
Практическая психология использует индивидуальные и групповые эффекты расширенных! состояний сознания, одновременно с этим нет полного научного понимания феноменов, происходящих в процессе РСС и эффектов, наступающих после его прохождения. Были отдельные исследования, которые рассматривали различные стороны РСС (В.В. Козлов, И. Демчук, А. Гиршрн), но полного понимания психологического и социально-психологического влияния РСС на настоящий момент нет.
Объектом работы являются расширенные состояния сознания.
Предмет исследования - психологические и социально-психологические феномены расширенного состояния сознания.
Целью нашей работы является анализ психологических и социально-психологических особенностей влияния расширенных состояний сознания на личность и группу в групповых тренингах с интенсивными интегративными психотехнологиями (ИИПТ).
Задачи исследования: 1. Рассмотреть основные подходы к определению сознания, состояний сознания и расширенных состояний сознания (личных и групповых) для выработки теоретического базиса работы.
2. Показать специфику и сферу эффективности расширенных состояний сознания и техник, инициирующих расширенные состояния сознания.
3. Сравнить различные картографии состояний сознания, предлагаемых в духовных традициях и в научной психологии для понимания места расширенных состояний сознания среди прочих измененных состояний сознания.
4. Выявить влияние расширенных состояний сознания на социально-психологические изменения (изменениях параметров групповой динамики) и психологическую трансформацию личности при индукции РСС в группе.
Основная гипотеза исследования:
Расширенные состояния сознания имеют позитивное влияние на развитие личности и на значимые переменные групповой динамики. Изменение психологических и социально-психологических параметров взаимосвязано и детерминировано глубиной расширенных состояний сознания.
Частные гипотезы:
1. Психотехники с использованием расширенных состояний эффективнее социально-психологических техник, не использующих РСС для позитивного изменения психического состояния личности и группы.
2. Расширенное состояние сознания феноменологически входит в основные картографии состояний сознания, существующие в духовных традициях и научной психологии.
3. Расширенное состояние сознания позитивно влияют на личность (приводят к уменьшению реактивной тревожности, улучшению самочувствия, активности и настроения после процессов с РСС) и группу (повышают групповую сплоченность, уровень референтности, уровень интегративности группы, становятся более тесными межличностные отношения). При этом влияние тем больше, чем сильнее состояние отличается от базового состояния.
Выборка. Исследование проводилось с 2004 по 2009 год. Общая выборка исследования составила 208 человек. Из них в контрольных группах участвовало 52 человека. Средний возраст входящих в выборочную совокупность 28,4 года. Возрастной разброс от 19 до 56 лет. По половой принадлежности практически равное количество мужчин и женщин (47% и 53% соответственно). Большинство испытуемых (93%) имеют высшее образование или являются студентами вузов.
Исследование проводилось на базе инструкторских тренингов профессора В.В. Козлова.
В исследовании принимали участие испытуемые из различных городов России: Волгограда, Владимира, Екатеринбурга, Новосибирска, Кирова, Красногорска, Москвы, Черкесска, Кисловодска, Ярославля и т.д. Кроме того, в выборке есть представители зарубежных государств: Белоруссии, Латвии, Украины, Израиля и др. ;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы отечественной социальной психологии: активности психики, историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода.
При рассмотрении общих вопросов, касающихся сознания и состояний сознания в целом, основной упор делался на методологические наработки таких ученых, как Т. Ахмедов, В.А. Ганзен, Л.П. Гримак, C.B. Дремов, Е.П. Ильин, В. В. Кучеренко, А.Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Т. А. Немчин, В.Ф. Петренко, А.О. Прохоров, A.B. Рассохин, М. Сандомирский, И.Р. Семин, Ч. Тарт, В.В. Козлов. i
Особое значение для нашей работы имел подробный анализ понимания феномена психических состояний, проделанный Е.П. Ильиным, А.Г. Маклаковым; измененных состояний сознания и теорий ИСС, проведенный В. В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, A.B. Рассохиным; исторический обзор и выяснение значения ИСС на разных этапах существования человечества, описание им медитативных состояний, проведенные Т. Ахмедовым; идеи системности состояний сознания Ч. Тарта и А.О. Прохорова.
Для создания методологического базиса при анализе религиозных карт состояний сознания наибольшее значение имели работы Т.В. Ермаковой, В.В. Козлова, A.M. Кузнецова, В.В. Майкова, K.M. Медоуза, М. Мироновой, Д. Нурбахша, Е.А. Торчинова, М. Элиаде.
При обзоре и анализе карт состояний сознания, подробно были проанализированы концепции С. Грофа, Д. Лилли, К. Уилбера, В.В. Козлова, С. Кардаша, Ч. Тарта, Р. Уолша, Ф. Воона.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения литературы, методы наблюдения, беседы, нестандартизированного интервью, анализа и оценки результатов деятельности (самоотчетов, графических изображений), тестирования, анкетирования.
Процедура обработки данных осуществлялась с помощью офисного пакета MS Excel 2003, OpenOffice.org Cale и программы AtteStat версии 12.0.5
Исследование / проводилось в четыре этапа. На первом этапе осуществлен анализ состояния проблемы в современной психологической литературе. На втором этапе проведено эмпирическое исследование изменения психологических характеристик испытуемых на тренингах с измененными состояниями сознания. На этом этапе использовались следующие методики: Тест САН, Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), метод рисования круговых графических изображений (в сочетании:с интерпретацией по тесту MARI Д. Келлог), методика количественно-качественной оценки состояний. На третьем этапе исследовались социально-психологические особенности воздействия ИСС и применялись следующие методики: определение индекса групповой сплоченности Сишора, определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (B.C. , Ивашкин, В.В. Онуфриева), метод социометрических измерений, метод рисования круговых графических изображений. На четвертом этапе обрабатывались полученные данные и подводились итоги исследования.
Достоверность результатов обеспечивается:
- всесторонним анализом проблемы на основе определения базовых теоретических и методологических позиций;
- сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования;
- репрезентативностью и адекватностью выборки испытуемых;
- длительным характером экспериментальной работы (исследование проводилось на протяжении 6 лет);
- использованием тугетода экспертных оценок; использованием методов статистической обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования.
В работе впервые проанализирована динамика развития РСС во время тренинга и доказана взаимосвязь трансформации психологических и социально-психологических параметров личности и группы. Показаны как сильные стороны, так и ограничения.воздействия РСС. .
Феномены РСС рассмотрены с учетом их соотношения с другими состояниями сознания. Проанализированы основные картографии состояний сознания. Показано, что феноменологически РСС является неотъемлемой частью всех картографий состояний сознания.
В работе дополняются сведения о воздействии РСС на личность и группу, на взаимосвязь их психологических и социально-психологических характеристик. Дается понимание группового измененного состояния. Показана специфика группы в РСС по отношению к естественной группе и группе социально-психологического тренинга. Доказано, что психологические и социально-психологические параметры взаимосвязаны. Самочувствие, активность, настроение повышаются параллельно с повышением групповой: сплоченности, сближением эмоциональных связей группы. Это повышение адет параллельно с углублением процессов РСС.
Работа имеет большое значение для понимания феноменов и РСС, и измененных состояний сознания в целом. В ней разработаны основы концептуальной базы для создания единой карты состояний сознания.
Теоретическая значимость:
• Разработана методологическая база понимания состояний сознания, соотношения функциональных и измененных состояний сознания.
• Выделяются расширенные состояния сознания и указывается их специфика. РСС рассматриваются в контексте функциональных состояний.
• Выделяется специфика группы с интенсивными интегративными психотехнологиями (ИИПТ) по отношению к прочим реальным и тренинговым группам.
• Разведены понятия-реальных'и теоретических карт состояний сознания. Показаны их соотношение и различия.
• Проведен анализ карт состояний сознания в религиозных традициях.
• Проведен обзор и сравнительный анализ карт состояний сознания научной психологии.
• Показаны-Ограничения и объяснительный потенциал концепций смежных и дискретных состояний сознания.
Практическая значимость исследования:
• Указаны теоретически обоснованные методы для более простого способа вхождения (введения)^ в расширенное состояние сознания.
• Предложена методика описания состояния на основе модели языков сознания, учитывающая полисюжетность переживаний в измененном ^ состоянии сознания, позволяющая более точно и подробно описывать пережитое состояние.'
• Выявлены закономерности протекания' психокоррекционнош процесса в зависимости от локализации состояния сознания. Более глубокие состояния имеют больший психокоррекционный потенциал.
• Показана незначительная степень внешней программируемое™ состояний сознания в ситуациях применения интенсивных интегративных психотехнологий (ИИ!II ).
• Даются рекомендации по применению ИИГТГ и указываются зоны их эффективности.
Теоретические и практические выводы работы могут быть использованы в практике проведения тренингов с ИИПТ, обучения психологов и тренеров,' работающих с измененными и функциональными состояниями сознания. Данные исследовательской части диссертации имеют большое практическое значение для работы с клиентами при помощи психотехник, предполагающих вхождение в измененные состояния сознания.
Полученные результаты могут служить опорой для разработки и реализации психокоррекционной стратегии в индивидуальной и групповой (при работе с естественными и лабораторными группами) форме работы с клиентами. Кроме того, результаты исследования могут помочь для организации более научно обоснованных тренингов с ИИПТ.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Основные результаты исследования начиная с 2004 г. ежегодно освещались на научно-методических семинарах, процессах с ИИПТ и процессах рисования мандал, конференциях, проходивших в. Ярославле («Социальная психология XXI столетия», 2005 - 2009 гг.; «Интегративная психология: теория, практика, эксперимент», 2005 - 2009 гг.).
Кроме того, результаты и выводы, полученные в ходе работы, отражены в статьях, опубликованных в сборниках: «Психотехнологии в социальной работе», «Наука молодая», «Седьмая волна психологии», журнале «Вестник
Костромского государственного университета».
Результаты анализа эмпирических данных используются в практической работе.
Публикации. Основное содержание работы отражено в 16 публикациях по теме исследования. Общий объем 3,75 печатного листа. На защиту выносятся следующие положения:
1. Расширенное состояние сознания является функциональным состоянием сознания. Расширенное состояние сознания позитивно влияет на личность и обладают высоким трансформационным потенциалом. . При этом наблюдается тесная взаимосвязь между положительной динамикой характеристик функциональных состояний личности с групповой сплоченностью и сближением эмоциональных состояний группы. Более глубокие состояния имеют больший трансформационный потенциал.
2. Выделены и описаны характеристики группового расширенного состояния сознания. Показаны положительные эффекты при использовании расширенного состояния сознания в групповой форме работы (повышаются групповая сплоченность, референтность группы, интегративные тенденции групповой динамики) и их ограничения. Зафиксировано общее сближение эмоциональных связей между участниками группы. Показаны особенности трансформации обоюдного восприятия участников пары «ситтер-холонавт» на протяжении тренинга.
3. Тренинги с [ применением интенсивных интегративных психотехнологий ; более эффективны для позитивного изменения психического состояния участников, социально-психологических изменений группы, чем социально-психологические тренинги и реальная группа, в которой не используются расширенные состояния сознания.
4. Расширенные состояния сознания получили отражение в научных и религиозных картографиях состояний сознания. Феноменология расширенного состояния сознания является неотъемлемым компонентом картографий состояний сознания как в духовных традициях, так и в научной психологии.
5. Во время дыхательных сессий возможно как плавное, так и скачкообразное вхождение в расширенное состояние сознания в зависимости от глубины изменения состояния. Механизм смены состояния зависит от нескольких переменных: силы воздействия, продолжительности воздействия, локализации состояния в рамках личной карты состояний сознания, уровня подготовленности и осознанности процессов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературных источников и приложения. Текст диссертации изложен на 244 страницах, включает 34 таблицы, 4 рисунка, 4 приложения. Библиография содержит 159 наименований, из которых 7 — на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Психологические аспекты личностного кризиса: Социально-психологические проблемы1999 год, кандидат психологических наук Лукин-Григорьев, Виктор Владимирович
Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса2003 год, кандидат психологических наук Качанова, Наталья Анатольевна
Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях2006 год, кандидат психологических наук Шалев, Олег Анатольевич
Оздоровительно-развивающее воздействие дыхательных психотехнологий на психические состояния человека2003 год, доктор психологических наук Захаревич, Андрей Станиславович
Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания2001 год, кандидат философских наук Карельский, Герман Борисович
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Проворов, Андрей Михайлович
Общие выводы по исследованию
На основании данных исследования можно сделать следующие выводы:
1. РСС благотворно влияет на личность и обладает высоким трансформационным потенциалом. Наблюдается ■ улучшение показателей по параметрам Самочувствие (рост на 128%), Активность (рост на 67), Настроение (на 46%), реактивная тревожность (на 56,26%).
2. Сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и контрольных Группах, позволяет говорить о том, что тренинги с применением интенсивных интегративных психотехнологий и инициации РСС в целом более эффективны для изменения психического состояния: с тренингом без использования РСС по параметрам самочувствия (на 87%), активности (47%), настроения (38%), реактивной тревожности (на 26%); с естественной группой по параметрам самочувствия (на 114%), активности (78%), настроения (32%), реактивной тревожности (на 53%).
3. Наблюдается динамика в развитии состояний, переживаемых во время тренинга. Основная тенденция динамики состоит в том, что постепенно конфликтность по выявленной в начале тренинга проблеме снижается. Появляется большая самостоятельность и ответственность.
4. На основании сопоставления анализа мандал, данных самоотчетов и данных параметрической оценки состояния выявлена закономерность, согласно которой состояния максимально отличные (по локализации в картографиях) от ОСС имеют наибольший трансформационный потенциал.
5. В конце тренинга возникают более сильные РСС, чем в начале. В рамках предложенной нами в теоретическом обзоре модели это обусловлено длительным воздействием одного метода (дыхания) на базовое состояние и в силу этого, увеличением вероятности попасть в области РСС максимально удаленные от обыденного состояния сознания.
6. На основании анализа коэффициентов корреляции не выявлено статистически значимой зависимости между ожиданиями и пережитыми состояниями. Тем не менее в большей степени состояния на тренинге коррелируют с состоянием, которое хотелось бы испытать и сильным повторяющимся состоянием (коэффициент корреляции 0,77 и 0,74 соответственно, при этом гкрит:=0,602 (р>0,05)). В то же время корреляция состояний тренинга и обыденного состояния составляет лишь 0,31 (р<0,1).РСС гораздо в большей степени воспринимается как положительное (корреляция с отрицательным состоянием 0,39, с положительным выше на 56 % и составляет 0,61).
7. На основании контент-анализа описания состояний было выявлено, что обыденное состояние в отличие от РСС часто оценивается негативно (46% испытуемых).
8. Во время дыхательных сессий возможно как плавное, так и скачкообразное вхождение в РСС в зависимости от глубины изменения состояния. Механизм смены состояния зависит от нескольких переменных: силы воздействия, продолжительности воздействия, локализации состояния в рамках личной карты СС, уровня подготовленности и осознанности процессов.
9. На различных тренингах состояния отличаются, хоть и не существенно. В большей степени схожесть, на наш взгляд, связана с применением похожих дыхательных психотехник. Различие обусловлено различным состоянием группы, различными решаемыми проблемами.
Ю.Не выявлено ни одной дыхательной техники, переживания которой в большей степени коррелировали бы с состоянием, которое хотелось бы испытать.
11.В рамках одного процесса был выявлен очень большой разброс в показателях состояний (отклонение до 33% по некоторым параметрам). Гипотеза о сходстве состояний в рамках одного процесса не подтвердилась. i
12. Наблюдается повышение групповой сплоченности, уровня референтности, уровня интегративности на всех этапах тренинга с ИСС. Кроме того, во время тренинга происходит сближение участников группы, более тесными становятся связи между участниками группы на проективных тестах, более близкими становятся отношения.
13.Не удалось статистически достоверно выявить группу тренинга, которая позволяет быстрее и в большей степени повысить индекс групповой сплоченности, тем не менее показатели сплоченности группы ИИПТ выше показателей группы СПТ и в динамике, и в абсолютных значениях.
Относительно максимально возможного результата группа ИИПТ имеет очень высокую сплоченность (91,1%), тогда как группа СПТ достигает 75% от «идеальной» сплоченности.
14.Совместный процесс с индукцией РСС с большей вероятностью (74%) приводит к позитивным изменениям в отношениях и в целом благотворно влияет на обоюдное восприятие участников парного процесса, хотя позитивный эффект не всегда долгосрочен.
15.Результатом тренинга с ИИПТ становится повышение уровня t! ценностно-ориентационного единства (на 21%). Тем не менее, группа ИИГТГ не может рассматриваться в качестве эффективного средства для повышения ЦОЕ группы. Показатели ЦОЕ производственного коллектива в абсолютных показателях выше, чем показатели в группе ИИПТ на конец тренинга. Группа СПТ показывает гораздо более высокий (увеличилось на 52,5%) уровень развития ЦОЕ и в динамике, и в абсолютных показателях.
Помимо выводов по отдельным показателям, можно сопоставить данные различных методик (см. табл. 33). Такие личностные параметры, как самочувствие, активность, настроение возрастают параллельно с социально-психологическими параметрами, такими как групповой сплоченностью, ценно стно-ориентационным единством. Одновременно с этим имеется тенденция уменьшения реактивной тревожности, сближения участников групп (уменьшение расстояния между участниками). В целом все обозначенные изменения имеют позитивный смысл и приводят группу и личность к лучшему состоянию.
Заключение
В ходе работы вскрылся огромный плюрализм мнений по всем затрагиваемым вопросам, что в очередной раз доказало их неоспоримую важность и сложность как для современной психологии, так и для ряда других гуманитарных наук.
Было рассмотрено несколько подходов к пониманию сознания, в результате чего остановились на следующем определении: Сознание — это формирующийся в общественном бытии высший уровень отражения субъектом объективного мира, проявляющийся в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
В качестве рабочих использовались следующие определения:
Психическое состояние (Е.П. Ильин) — целостная системная реакция (на уровне организма и часто личности) на внешние и внутренние воздействия, направленные на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.
Расширенное состояние сознания (В.В. Козлов) — особое состояние измененного сознания, которое возникает при связном дыхании, отличающееся максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики.
Техники, работающие с РСС, объединяются в интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ).
Малая группа (Г.М. Андреева) - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.
В современной науке существуют три основных теории, описывающих состояния сознания. Это теория прерывных состояний сознания Ч.Тарта, теория непрерывных состояний сознания К.Мартиндейла и теория смежных состояний сознания А.Дитриха. При этом данные исследования показали, что наиболее адекватными теориями являются теории дискретных и смежных состояний. Первая лучше объясняет состояния при их резкой смене, качественном скачке, тогда как вторая может довольно подробно описать постепенное изменение состояний.
Нами были проанализированы функциональные состояния, особый акцент при этом нами был сделан на том, что сегодня в качестве функциональных рассматриваются состояния, выделенные, в основном, по принципу эффективности производственной деятельности (трудовой, спортивной). На наш взгляд, такой же сферой эффективности (психологической и социально-психологической) обладают и другие состояния, в том числе измененные состояния сознания. Разница лишь в том, что ИСС имеют более специализированную и менее проявленную сферу. Особенное значение они, например, имеют в ситуациях психодуховных кризисов.
Были проанализированы понятия обыденного состояния и измененного состояния и показаны их взаимоотношения и роль в жизни человека и в социальных процессах. В ходе исследования было показано, что обыденное состояние сознания зачастую воспринимается негативно, что подтвердили данные исследования.
В психологическом аспекте РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом, получает доступ.ко всем уровням психики как сложного системного образования.
В работе были описаны внешние (со стороны ситтера, фассилитатора и др. наблюдающего) и внутренние (со стороны испытуемого) признаки РСС.
При анализе социально-психологических особенностей РСС в качестве составляющих группового состояния были обозначены: мотивационный, эмоциональный, образный, ментальный, социальный компоненты.
Были рассмотрены основные слои развития группы и показано, что для тренинговой группы с ИИПТ в подавляющем большинстве случаев слой ЦОЕ является предельным и его представленность не может превышать средних показателей.
Группа ИИПТ обладает высокой сплоченностью. Такая сплоченность приобретается в сжатые сроки (опережающие сроки группоформирования естественной группы и социально-психологической тренинговой группы), поэтому применение техник ИИПТ может быть плодотворно для быстрого формирования эмоционально-сплоченной группы, если не тербуется дальнейшее развитие ее ЦОЕ.
Групповое РСС имеет ряд специфических черт относительно других групп и групповых состояний: осознанность, расширение воображения, расширение мышления, внушаемость, заражаемость, эмоциональность, физическая активность, диффузность общегрупповой цели, позитивный настрой участников, открытость, высокий уровень групповой энергии.
При этом выделяются следующие психологические особенности индивида в группе ИИПТ: анонимность, заражаемость, ослабление сознательного контроля, состояние единения, состояние гипнотического транса, ощущение силы.
Во всех случаях, когда речь заходит про измененные состояния сознания необходимо понимать, что такое изменение всегда происходит относительно другого состояния, то есть возникает понятие нормы состояния и других состояний, близких и удаленных от того, которое необходимо оценить. Для того чтобы иметь более четкое представление о РСС, необходимо дать представление о различных картах состояний сознания. Это необходимо было в том числе и для того, чтоб лучше понимать механизм расширения картографии внутреннего пространства человека, пребывающего или пребывавшего в расширенных состояниях сознания.
Современные картографии имеют особенности, связанные с интеграцией Востока и Запада с их особыми миропониманиями. Прежде всего, это проявляется в том, что они начинают учитывать изменённые состояния сознания, считая их не менее ценными для плодотворного развития личности, начинают создаваться их классификации. Современные теории формируются с учётом карт состояний сознания, которые выкристаллизовывались из социально-психологической практики в течение тысячелетий в духовных традициях.
Для более полного исследования проанализированы карты состояний, предложенные в наиболее крупных духовных традициях: шаманизме, буддизме, христианстве и исламе.
В процессе исследования понадобилось выделение и разграничение понятий «реальные» (внутренние) и «теоретические» (абстрактные) картографии.
В ходе работы рассмотрены следующие картографии СС: «картография внутренних пространств» С. Грофа, концепция «Сатори» Оскара - Лилли, ценностная шкала состояний сознания Ч. Тарта, «Спектр сознания» К. Уилбера, карта уровней изменённых состояний сознания В.В. Козлова, классификация состояний сознания С. Кардаша.
Выход за пределы обыденного состояния сознания может привести к серьезным изменениям в способе существования. Вектор подобных изменений зависит как от техники индукции конкретного состояния, так и от взаимодействия личности с внешним миром (прежде всего с микро- и макросоциумом).
В ходе проверки гипотез исследования были получены следующие выводы:
1. В современной социальной и общей психологии не существует единого подхода к определению состояний сознания, расширенных состояний сознания. Расширенное состояние сознания выделяется из сферы измененных состояний сознания, обладает всеми качествами состояний сознания и имеет) специфичную зону эффективности, т.е. область, в которой расширенное состояние сознания выступает как функциональное состояние.
2. Анализ картографий состояний сознания показал, что и научные и духовные карты содержат состояния сознания феноменологически схожие с расширенным состоянием сознания. Расширенные состояния сознания являются неотъемлемой частью карт сознания. Это нужно учитывать при создании карт состояний в будущем.
3. Расширенное состояние сознания выступает как отдельный специфический вид измененных состояний сознания. Оно позитивно влияет на личность и обладают высоким трансформационным потенциалом (наблюдается улучшение показателей по параметрам самочувствие, активность, настроение, реактивная тревожность).
4. Расширенное состояние сознания позитивно влияет на группу (наблюдается повышение групповой сплоченности, уровня референтности, уровня интегративности, происходит сближение участников группы, более тесными становятся эмоциональные связи между участниками группы, более близкими становятся отношения).
5. Тренинги с | применением интенсивных интегративных психотехнологий более эффективны (по сравнению с естественной группой и группой социально-психологического тренинга) для позитивного изменения психического состояния по параметрам самочувствия, активности, настроения, реактивной тревожности человека, повышения групповой сплоченности, уровня референтности, сближения отношений членов группы. Тренинг по интенсивным интегративным психотехнологиям менее эффективен, чем группа социально-психологического тренинга для повышения ценностно-ориентационного единства группы.
По основной гипотезе можно сделать следующий вывод: психологические и социально-психологические параметры взаимосвязаны. Самочувствие, активность, настроение повышаются параллельно с повышением групповой сплоченности, сближением эмоциональных связей группы. Это повышение детерминируется глубиной расширенного состояния сознания.
Таким образом, было выявлено психологическое и социально-психологическое влияние расширенных состояний сознания на личность и динамику группы. Это влияние нужно учитывать в практической работе с индивидуальными и групповыми состояниями сознания.
В работе были намечены пути для анализа состояний сознания. В качестве дальнейшей перспективы можно выделить два основных направления исследований: во-первых, углубление анализа феноменов РСС, а во-вторых, создание единой карты состояний сознания для тренингов с ИИГТГ, для чего необходимо более подробное исследование сферы состояний сознания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Проворов, Андрей Михайлович, 2010 год
1. Августин, А. Исповедь Текст. / Блаженный Августин. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 316 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности: учеб. пособие Текст. / В. А. Аверин. 2-е изд. - СПб.: Михайлов В. А., 2001. - 189 с.
3. Аллахвердов, В. М. Сознание как парадокс: (Экспериментальная психология) Текст. / В. М. Аллахвердов. СПб.: ДНК: ИМАТОН-маркет, 2000. — Психологические следования. — Т. 1. — 517 с.
4. Антология даосской философии Текст. / Сост. В. В. Малявин, Б. Б. Виногродский. М.: Товарищество «Клыпшиков-Комаров и К°», 1994.-446 с.
5. Ассаджиоли, Р. Психосинтез: Излож. принципов и руководство по технике Текст. / Р. Ассаджиоли. М.: Киев, REFL-book-Ваклер, 1994. — 286 с.
6. Ахмедов, Т. И. Практическая психотерапия: уникальный справочник по работе с особыми состояниями сознания: гипноз, внушение, медитация, сновидения, аутогенная релаксация Текст. / Т. И. Ахмедов. Москва: Эксмо, 2008. - 750 с.
7. Басилов, В. Н. Избранники духов / В. Н. Басилов. — М.: Политиздат, 1984.-208 с.
8. Бекк, Р. Космическое сознание = Cosmic consciousness: исследование эволюции человеческого разума Текст. / Б. Ричард. — Москва: София, 2008.-445 с.
9. Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.,- СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003.666 с. i
10. Бродов, В. В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий Тексту/ В. В. Бродов. М.: Изд-во МГУ, 1990. -221 с.
11. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение:избранные психол. тр. Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 407 с.
12. Буддизм: Словарь Текст. / Под общ. ред.: д. ист. н. Жуковской H.JI. и др. М.: Республика, 1992. - 285 с.
13. Буддийский взгляд на мир Текст. / В. И. Рудой, Е. П. Островская, А. Б. Островский и др. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 461 с.
14. Ганзен В. А. Системно-понятийное описание психических состояний человека Текст. / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. 1976 -№5.-С. 97-102.
15. Гарфильд, П. Путь к блаженству: Метод Мандалы сновидений Текст. / П. Гарфилд. -М.: Изд-во Трансперсон. Ин-та, 1998. 271 с.
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности психология Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва: ЧеРо [и др.], 2006. - 332 с.
17. Глобус, Г. Разные взгляды из разных состояний Текст. / Г. Глобус //Пути за пределы «эго»: трансперсональная перспектива / под ред. Роджера Уолша и Фрэнсис Воон. Москва: Открытый мир, 2006. -391 с.
18. Говинда, Лама Анагарика . Основы тибетского мистицизма: согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падмэ Хум Текст. / Лама Анагарика Говинда. Москва: Беловодье, 2005. - 317 с.
19. Голмен, Д. Многообразие медитативного опыта Текст. / Д. Голдмен — К.: София, 1993.-137 с.
20. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности Текст. / Л. П. Гримак — М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
21. Гримак, Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе Текст. / Л. П. Гримак. Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 270 с.
22. Гриндер, Д. Структура магии. Главная книга по НЛП в мире Текст. /
23. Д. гриндер, Б. Ричард. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 375 с.
24. Гроф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии Текст. / С. Гроф М.: Ин-т трансперсон, психологии: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 497 с.
25. Гроф, С. Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД / С. Гроф; пер. с англ. — М.: Изд-во Трансперсон, инта, 1994.-273 с.
26. Гроф, С. Психология будущего: Уроки соврем, исслед. сознания Текст. / С. Гроф М.: ACT и др., 2001. - 458 с.
27. Гроф, С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутрен. мира Текст. / С. Гроф.- М.: Ин-т трансперсон, психологии: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.- 327 с. (
28. Гроф, С. Человек;перед лицом смерти Текст. / С. Гроф. М.: ACT и др., 2002.-237 с. !
29. Гроф, С. Холотропное сознание Текст. / С. Гроф. — М.: ACT и др., 2002. 267 с.
30. Гроф, С. Космическая игра: Исслед. рубежей человеческого сознания Текст. / С. Гроф. М.: ACT и др., 2001. - 248 с.
31. Гуревич, П. С. Философская антропология: учеб. пособие для вузов Текст. /П. С. Гуревич. -М.: NOTABENE, 2001.-454 с.
32. Дергалев, С. М. Философско-религиоведческий анализ феномена аскетизма в нехристианских и христианских традициях: автореф. дис. . .канд. филос, наук Текст. / С. М. Дергал ев. — Белгород, 2007. — 22 с.
33. Нурбахш, Д. Психология суфизма. Дел ва нафс (Сердце и душа): Размышления о стадиях психол. становления и развития на суф. Пути Текст. / Д. Нурбахш. М.: Амрита-Русь. - 154 с.
34. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта / В. Джемс. М.: Наука, 1993.-431 с.
35. Джемс, В. Психология Текст. / под ред. Л. А. Петровской. М.:
36. Педагогика, 1991. — 367 с.
37. Дзэн-буддизм в японской культуре Текст. / Д.Т. Судзуки. — СПб.: Триада: Гиперион, 2004 (ГИПК Лениздат). 268, [3] с.
38. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» Текст. / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. - 143 с.
39. Дремов, C.B. Измененные состояния сознания: Психол. и филос. пробл. в психиатрии Текст. / С. В. Дремов, И. Р. Семин. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.-201, [3] с.
40. Друри, Н. Трансперсональная психология Текст. / Н. Друри. М.: Инт общегуманитар. исслед. ; Львов: Инициатива, 2001. - 202, 1. с.
41. Рудой, В. И. Классическая буддийская философия: учебник Текст. / В. И. Рудой. СПб.: Лань, 1999. - 541 с.
42. Зараковский, Г. М. Диагностика функциональных состояний Текст. / Г. М. Зараковский, Б. А. Королев, В. И. Медведев, П. Я. Шлаен // Введение в эргономику. М., 1974. - С. 94-110.
43. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека Текст. / Е. П. Ильин. Москва и др.: Питер, 2005. - 411 с.
44. Кальвайт, X. Шаманы, целители, знахари: Древнейшие учения, дарованные самой жизнью Текст. / X. Кальвайт. — М.: Совершенство: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1998.-223 с.
45. Каструбин, Э. М. Ключ к тайнам мозга: Факты о тайнах мозга Текст. / Э. М. Каструбин —; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Товарищество «Триада», 1995.-238 с.
46. Каира, Ф. Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма Текст. / Ф. Капра. Москва: София, 2008. - 409 с.
47. Кенин-Лопсан, М, Б. Тувинские шаманы Текст. / М. Б. Кенин-Лопсан. -Москва: Маска, 2009. 325 с.
48. Кинг, С. К. Городской шаман Текст. / С. К. Кинг. М.: Изд-во Трансперсон, ин-та; Киев: София, 2001. - 286 с.
49. Козлов, В. В. Дао трансформации Текст. / В. В. Козлов. М.: МАПН,1998.-276 с.
50. Козлов, В. В. Духовная психология: в поисках изначального / В. В. Козлов. М.: ТПИ, 2000. - 288 с.
51. Козлов, В. В. Духовные странствия: три тропы: Заметки по психологии духовности Текст. / В. В. Козлов. Ярославль: Б.и., 2001. — 283 с.
52. Козлов, В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освещение повседневности Текст. / В. В. Козлов. — Москва: Психотерапия, 2007. 520 с.
53. Козлов, В. В. Психотерапия изменённых состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники Текст. / В. В. Козлов. М.: Институт психотерапии, 2001. - 384 с.
54. Козлов, В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания: методы и техники Текст. / В. В. Козлов. Москва: Институт психотерапии, 2005. - 536 с.
55. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью Текст. / В. В. Козлов. -Москва: Психотерапия, 2007. 332 с.
56. Козлов, В. В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние Текст. / В. В. Козлов, В. В. Майков М.: ACT, 2004. - 603 с.
57. Козлов, В. В. Измененные состояния сознания: психология и физиология Текст. / В. В. Козлов, Ю. Бубеев. -М., 1997. 197 с.
58. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия Текст. / В. В. Козлов, А, Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. — СПб.: Речь, 2006 (СПб.: Типография «Наука»). 284 с.
59. Корнфилд, Д. Путь с сердцем: путеводитель по опасностям и надеждам духовной жизни Текст. / Д. Корнфилд. К: София, 2007. - 427 с.
60. Кричевский, P. Jin Психология малой группы / Е. М. Дубовская. М.: МГУ, 1991.-С. 72.
61. Кузнецов, А. М. Шаманизм как антропологическое явление Текст. / А. М. Кузнецов // Личность. Культура. Общество, избранные статьи.2000.-Т. 2.-Вып. 4(6).
62. Кучеренко, В. В. ИСС: психологический анализ Текст. / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Рассохин // Вопросы психологии. 1998. - № 3. - С.70-78.
63. Лама Анагарика Говинда. Психологическая позиция философии раннего буддизма: согласно традиции абхидхаммы Текст. / Анагарика Говинда. Москва: Беловодье, 2007. -208 с.
64. Левитов, Н. Д. О психологических состояниях человека Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964.
65. Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека Текст. / А. Б. Леонова. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.
66. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Текст. / А. Н. Леонтьев; под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-1983.-391 е.; Т. 2. - 1983. - 318 с.
67. Лилли, Д. Центр циклона. Текст. / Д. Лилли. К.: София, 1993.
68. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера: Биоэнергетический анализ. [Текст] / А. Лоуэн; пер. с англ. Е. В. Поле. М.: Компания «ПАНИ», 1996. - 319 с.
69. Лукьянов, А. Е. Становление философии на Востоке: (Древний Китай и Индия) Текст. / А. Е. Лукьянов. М.: НПО «Инсан», 1992. - 207 с.
70. Лурия, А. Р. Язык и сознание: Курс лекций, прочит, на факультете психологии МГУ. [Текст] / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 335 с.
71. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев: сб. Текст. / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. М.: Республика, 1994. - 525 с.
72. Майков, В. В. Становление трансперсональной психологии Текст. / В. В. Майков // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. ст. [Текст] / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997. 334 с.
73. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузови слушателей курсов психол. дисциплин Текст. / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2000. 582 с.
74. Маслоу, А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности: Тексты: сб. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд- во МГУ, 1982. 287 с.
75. Медведев, В. И. Функциональные состояния человека Текст. / В. И. Медведев, А. Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности / Отв. ред. В. И. Медведев, В. С. Аверьянов; РАН. СПб.: Наука, 1993. -522 с.
76. Медоуз, Кеннет. Там, где летают орлы: Шаман. Путь к мудрости Текст. / Кеннет Медоуз. М.: Изд.-торг. дом «Гранд»: ФАИР-Пресс, 1999.-347 с.
77. Мейендорф, Иоанн. Введение в святоотеческое богословие Текст. / Протопресв. Иоанн Мейендорф. — Киев: Храм преп. Агапита Печерского, 2002. — 356 с.
78. Мейендорф, Иоанн Феофилович. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение Текст. / Протопресв. Иоанн Мейендорф. СПб.: Византинороссика, 1997. - 479 с.
79. Менегетти, Антонио. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии Текст. / Антонио Менегетти; пер. с итал. М. А. Родик. -М.: Онтопсихология, 2003. 134 с.
80. Минделл, Арнольд. Вскачь, задом наперед: Процессуал. работа в теории и практике Текст. / Арнольд и Эми Минделл; пер. с англ. JI. Масловой и В. Самойлова; под. ред. В. Майкова и В. Цапкина. М.: Класс: Трансперсон, ин-т, 1999. - 220 с.
81. Минделл, Арнольд. Ученик создателя сновидений: Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений Текст. / Арнольд Минделл. М.: ACT и др., 2003. - 204 с.
82. Миронова, М. Построение лестницы развития / регрессии в христиански-ориентированной психологии Текст. / М. Миронова // Московский психотерапевтический журнал. — 2003. № 3. — С. 26-73.
83. Мистическое богословие Текст. / Дионисий Ареопагит. Киев: Христианская благотворительно-просвет. ассоциация «Путь к истине», 1991.-392 с.
84. Михайлов, Ф. Т. i Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов Текст. / Отв. ред. Б. А. Грушин; АН СССР, Ин-т философии. -М.: Наука, 1990.-220 с.
85. Налимов, В. В.- Спонтанность сознания: Вероятностная Теория смыслов и смысловая архитектоника личности Текст. / В. В. Налимов. -М.: Прометей, 1989.-287 с.
86. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / Р. С. Немов. 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 1998. - 687 с.
87. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения Текст. / Т. А. Немчин. Л. Изд-во ЛГУ, 1983.-166 с.
88. Опыт применения лингвистического теста при прогнозировании функционального состояния организма Текст. / В. И. Медведев, А. А. Айдаралиев, Д. Л. Спивак, Р. Курманалиева; Отв. ред. Р. Г. Пиотровский. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1988. - 31 с.
89. Перлз, Ф. Практикум по гештальт-терапии Текст. / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. -227 с.
90. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: учеб. пособие Текст. / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -298 с. :
91. Проворов, А. М. Измененные состояния сознания (ИСС) в религиозных движениях (на примере Общества Сознания Кришны) Текст. / А. М. Проворов // Вестник интегративной психологии / под ред. В. В. Козлова. Вып. 7. - Ярославль, 2009. - С. 148-150.
92. Проворов, А. М. Интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ): Перспективы изучения Текст. / А. М. Проворов // Вестник Интегративной психологии. / Гл. ред. В. В. Козлов Вып. 5. — Ярославль, 2007. — С. 155—156.
93. Проворов, А. М. ИСС: реальный опыт и ожидания Текст. / А. М. Проворов, В. В. Козлов // Вестник Интегративной психологии / под ред. В. В. Козлова. — Вып. 5. Ярославль, 2007. - С. 111-112.
94. Проворов, А. М. Картографический подход к состояниям сознания Текст. / А. М. Проворов // Психотехнологии в социальной работе / под ред. В. В. Козлова,-Вып. 10. -2004. С. 112-117.
95. Проворов, А. М; Метод рисования мандал: основные положения Текст. / А. М. Проворов // Вестник интегративной психологии / под ред. В. В. Козлова. -2005. -№ 1 (3). С. 179-181.
96. Проворов, А. М. Модели целостностей психической реальности Текст. / А. М. Проворов, В. В. Козлов // Вестник интегративной психологии / под ред. В. В. Козлова. 2006. — № 4. - С. 146-149.
97. Проворов, А. М. Обыденное состояние сознания и редактор реальности Текст. / А. М. Проворов // Социальная работа: история, теория, технологии / под ред. И. Ф. Албеговой. Ярославль, 2005. - С. 121-127.
98. Проворов, А. М. Описание опыта ИСС и языки сознания Текст. / А. М. Проворов // Седьмая волна психологии. / под ред. В. В. Козлова.-Вып. 4. Ярославль, 2008. - С. 100-102.
99. Проворов, А. М. Определения психических состояний. Критерии оценки определений Текст. / А. М. Проворов // Седьмая волна психологии: сб. / под ред. В. В. Козлова, Н. А. Качановой. Вып. 6. -Ярославль; Минск: МАПН, ЯрГУ, 2009. С. 238-245.
100. Проворов, А. М. Понятие нормы и измененные состояния сознания (ИСС) Текст. / А. М. Проворов // Научный поиск / под ред.
101. A. В. Карпова-Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2008. — С. 75-79.
102. Проворов, А. М. Понятие «нулевого» состояния и модусов сознания Текст. / А. М. Проворов // Психология 21 столетия / под ред.
103. B. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. - Т. 3. - С. 191-194.
104. Проворов, А. М. Техника проговора (sharing) на тренингах с измененными состояниями сознания (ИСС) Текст. / А. М. Проворов // Наука молодая: сб. науч. тр. / Отв. ред. проф. И. Ю. Киселев. Вып. 1 -Ярославль: ЯрГУ, 2006. - С. 60-63.
105. Проворов,- А. М. Традиционные практики и современность. Вопросы применимости Текст. / А. М. Проворов // Психология 21 столетия. / под ред. В. В. Козлова. Ярославль, МАПН, 2008. - Т.1. C. 155-156.
106. Проворов, А. М. Цели участников тренингов с применением интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ). Текст. / А. М. Проворов // Психология 21 столетия. / под ред. В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, 2007. Т. 2. - С. 191-194.
107. Прохоров, А. О. Неравновесные, неустойчивые психические состояния Текст. // Психологический журнал.- 1999. Т. 2. - № 2.1. С. 115-124.
108. Психические состояния: хрестоматия Текст. / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. - 506 с.
109. Психологический лексикон: энциклопедия слов.: в 6 т. Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского, ред.-сост. Л. А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2005.
110. Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия Текст. / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. - 541 с.
111. Психология сознания Текст. / сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер: Питер бук, 2001. 475 с.
112. Психофизиология: словарь Текст. / М. М. Безруких, Д. А. Фар-бер. Москва: PerSe, 2006. - 127 с.
113. Пути за пределы «эго»: трансперсональная перспектива Текст. / под ред. Роджера :Уолша и Фрэнсис Воон. — Москва: Открытый мир, 2006.-391 с.
114. Райх, Вильгельм. Функция оргазма: Основные сексуально-экономические проблемы биол. энергии Текст. / Вильгельм Райх. -СПб.: Унив. кн.; М.: ACT, 1997. 303 с.
115. Религия: энциклопедия Текст. / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. Минск: Книжный Дом, 2007.
116. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст. / К. Рудестам. М.: Прогресс, 1993. -368 с.
117. Сабощук, А. П. Гносеологический анализ психофизиологических механизмов генезиса мышления Текст. / А. П. Сабощук; отв. ред. Н. Г. Михай. Кишинев: Штиинца, 1990 - 186 с.
118. Сандомирский, М. Глаза зеркало вытесненных комплексов. Текст. // Свободное дыхание. Первые пять лет: сб. науч. ст. / под ред. В. В. Козлова. — М;: 1994. - С. 50-65.
119. Свободное Дыхание. Еще один шаг Текст. / ред. В. В. Козлов.1. М.; Ярославль, 1992.
120. Селье, Ганс. Стресс без дистресса Текст. / Ганс Селье; общ. ред. Е. М. Крепса; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982. 124 с.
121. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Слободчиков. -М.: Школа-пресс, 1995.-383 с.
122. Смоляк, А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Ниж. Амура) Текст. / А. В. Смоляк; отв. ред. Ю. Б. Симченко, 3. П. Соколова. М.: Наука, 1991. - 276 с.
123. Социальная работа: история, теория и технологии Текст. / под ред. И. Ф. Албеговой, В. В. Козлова. — Ярославль: ЯрГУ, 1997.
124. Собчик, JI. Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики Текст. / JI. Н. Собчик. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Ин-т прикладной психологии, 1998. 512 с.
125. Спивак, Д. JI. Язык при измененных состояниях сознания Текст. / Д. Л. Спивак. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1989. - 86 с.
126. Степанянц, ,М. Т. Философские аспекты суфизма Текст. / М. Т. Степанянц. -М.: Наука, 1987. 190 с.
127. Тарт, Ч. Системный подход к сознанию Текст. / Ч. Тарт // Пути за пределы «эго»: трансперсональная перспектива / под ред. Роджера Уолша и Фрэнсис Воон. Москва: Открытый мир, 2006. - 391 с.
128. Тарт, Ч. Состояния сознания. Текст. / Ч. Тарт // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев; сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. -М.: Республика, 1992. С. 180-248.
129. Тарт, Ч. Практика внимательности в повседневной жизни: Кн. о том, как жить в настоящем моменте Текст. / Ч. Тарт. М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1996. - 234 с.
130. Тарт, Ч. Пробуждение: преодоление препятствий к реализации человеческих возможностей Текст. / Ч. Тарт., Москва: ACT и др.,2007.-412 с.
131. Торчинов, Е. А. Введение в буддологию: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / Е. А. Торчинов. — СПб., 2000. 303 с.
132. Торчинов, Е. А. Религии мира = Religions of the world: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника Текст. / Е. А. Торчинов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. — 382 с.
133. Торчинов, Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного Текст. / Е. А. Торчинов. — СПб: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2005. — 473 с.
134. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Текст. / Под ред. В. В. Новикова. — Т. 1 — Ярославль: МАПН, 2003.
135. Уилбер, Кен. Никаких границ: Вост. и зап. пути личного роста Текст. / Кен Уилбер. -М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1998. 175 с.
136. Уилбер, К. Краткая история всего Текст. / Кэн Уилбер; пер. с англ. С. В. Зубкова. Москва: Аст: Астрель, 2006. - 476 с.
137. Уолш, Роджер. Основания духовности: семь главных практик для пробуждения сердца и ума Текст. / Роджер Уолш. М.: АСТ и др., 2004.-381 с. I
138. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла: сб. / В. Э. Франки; пер. с англ. и нем. Текст. / Общ. ред. JI. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
139. Фрейджер, Роберт. Личность: Теории, упражнения, эксперименты Текст. / Роберт • Фрейджер, Джеймс Фейдимен. СПб.: Прайм-Еврознак ; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 608 с.
140. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 488 с.
141. Хаббард, Лафайет Рон. Дианетика: Современная наука душевногоздоровья. Текст. / Л. Рон Хаббард. М.: Изд. группа Нью Эра, 1998. -530 с.
142. Хаксли, Олдос. Вечная философия Текст. / Олдос Хаксли. М.: Эксмо, 2004.-461 с.
143. Харнер, Майкл Дж. Путь шамана Текст. / М. Дж. Харнер. М.: Изд. дом «КРОН-пресс», 1996. - 222 с.
144. Холотропное дыхание. Теория, практика, исследования, клиническое применение: сб. ст. к 70-летию Станислава Грофа Текст. / под ред. В. В. Козлова, В. В. Майкова. — М. Изд-во Института трансперсональной психологии, 2001.
145. Хьелл, Ларри А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер Ком, 1998.-606 с. I
146. Уайт, Джон. Что такое просветление Текст. / Джон Уайт; пер. с англ.; под ред. А. Киселева. — Москва: ACT. 379 с.
147. Идрис, Шах. Суфизм Текст. / Шах Идрис. М.: Клышников, Комаров и К, 1994: - 446 с.
148. Щербаков, М. А. 7 Путешествий в структуру сознания: Теория и практика развития; личности Текст. / М. А. Щербаков. — Пос. Верея и др.: В. Секачев и др., 1998. 288 с.
149. Элиаде, Мирча. Священные тексты народов мира = Essential sacred writings from around the world Текст. / Мирча Элиаде. M.: Крон -Пресс, 1998.-621 с.
150. Элиаде, Мирча. Шаманизм: Архаич. техники экстаза Текст. / Мирча Элиаде; пер. с англ. К. Богуцкий, В. Трилис. Киев: София, 2000.-472 с. ■
151. Юнг, Карл Густав. Психология и алхимия Текст. / Карл Густав Юнг. -М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 587 с.
152. Юнг, Карл ;Густав. Аналитическая психология: ее теория ипрактика: Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуации Текст. / К. Г. Юнг; пер. с англ. В. И. Менжулин, В. Ю. Кушаков. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. 295 с.
153. Юнг, Карл Густав. Психоанализ и искусство Текст. / К. Г. Юнг, Э. Нойманн. -М.: REFL-book: Ваклер, 1998. 302 с.
154. Csikszentmihalyi М. Flow: The Psychology of Optimal Experience Текст. -N. Y.: Harper and Row, 1990. 303 p.
155. Grof, S. The Psychology of the Future Текст. / S. Grof. Albany (N.Y.): SUNY Press, 2000. - 423 p.
156. Kubler-Ross, iE. On Death and Dying Текст. / E. Kubler-Ross. N. Y.: Touchstone, 1997. - 286 p.
157. Maslow, A. Theory Z. Текст. / A. Maslow // Journal of Transpersonal Psychology. 1970(2) - P. 31-47.
158. Mindell, A. Quantum Mind: The Edge between Physics and Psychology Текст. / A. Mindell. Portland, OR, Lao Tse Press, 2000. -629 p.
159. Ring, K. Heading toward Omega Текст. / К. Ring. N. Y.: Morrow, 1984.-347 p.
160. Tart, C. States of Consciousness Текст. / С. Tart. N. Y.: Dutton, 1975.i
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.