Социальное конструирование религиозного сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Дандарон, Мэдэгма Бидияевна

  • Дандарон, Мэдэгма Бидияевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2009, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 288
Дандарон, Мэдэгма Бидияевна. Социальное конструирование религиозного сознания: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2009. 288 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Дандарон, Мэдэгма Бидияевна

Введение.

Гл. 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию конструирования религиозного сознания

1.1. Социально-философское измерение конструирования социальной реальности.

1.2. Теоретические традиции Запада и Востока в современном конструировании религиозного сознания.

1.3. Стратегии постмодернизма в исследовании синкретического сознания.58 Гл.2. Генезис религиозного сознания и социальное конструирование реальности.

2.1. Становление самосознания и религиозного сознания.

2.2. Экзистенциальные конструкты субъективного сознания в формировании религиозных концептуализаций.

2.3. Универсальные основания трансцендентности и поисков духовности в многообразии религиозных традиций.

Гл.З. Буддизм и шаманизм в социальных практиках религиозного синкретизма.

3.1. Синкретизм бытовых обрядовых практик буддизма и шаманизма.

3.2. Религиозная идентичность в условиях буддийско-шаманистского двоеверия.

3.3. Ценностные аспекты религиозных практик буддизма.

Гл. 4. «Необуддизм» - синкретическая философия Б.Д. Дандарона в социально-культурной перспективе современности.

4.1. Тибетский тантризм: обновленчество в социальных практиках буддизма

4.2. Адаптация учения к современной ментальности: концептуальные инновации в буддизме.

4.3. Учение об интеллектуальной интуиции в познании социальной реальности.

4.4. Нравственная философия в осмыслении актуальных проблем современного общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное конструирование религиозного сознания»

Современному обществу, стремящемуся к открытости и гражданской свободе, свойственна динамика в развитии различных форм общественного сознания. Религия в этом ряду не является исключением. Наблюдаются две тенденции, определяющие развитие религиозной ситуации, с одной стороны - это рост секулярности сознания общества, с другой - расширение влияния нетрадиционных религиозных настроений, наряду с традиционными. На первый взгляд эти тенденции не имеют точек соприкосновения и векторы их развития разнонаправлены. Но при более глубоком анализе становится очевидным, что секуляризация нацелена на традиционные верования. А нетрадиционная религиозность - это продукт нашего времени. Свое выражение она находит в появлении новых религиозных движений и учений, в формировании верований, которые синтезируют разные традиции, а также синкретических учений, в которых предпринимаются попытки соединения религиозных и научных представлений об устройстве универсума.

Указанное противоречие требует уточнения основных подходов социально-философского измерения социальной реальности. По нашему мнению, наиболее перспективным является обращение к постмодернистским дискурсам, которые актуализируют исследования повседневности и позволяют рассматривать религию с позиций субъективной реальности рядового человека, индивидуального религиозного опыта в повседневной жизни.

Потребности в объяснении механизмов конструирования латентных сфер социальной реальности долгое время находились на периферии научного анализа и нуждаются сегодня в объективации. К знаниям такого рода относятся эзотерические, парапсихологические, трансперсональные и другие, часто связанные с религиозным опытом. То есть, значительной проблемой современности стала легитимация знаний субъективного характера, которые не вписывались в доминирующий метанарратив классики и модерна.

Исследование религии на микроуровне социальных взаимодействий актуально с точки зрения конструирования социальной реальности самим человек. Такой подход позволяет сделать максимально прозрачными сложные и многоплановые процессы концептуализации и институционализации религии, что в свою очередь дает возможность человеку свободно выбирать путь своего духовного роста. В частности, рассмотрение мотивов и интенций индивидов в повседневной жизни в условиях религиозного полиморфизма способствует пониманию исторически сложившихся практик буддийско-шаманистского синкретизма на территории Бурятии.

Растущий интерес к религиозным изменениям в виде новых синкретических учений носит всеобщий глобальный характер. Обращение к одному из них - философской системе «необуддизм» Б.Д. Дандарона -обнаруживает такие теоретические инновации буддийского учения, как обоснование синтеза религиозных и научных концептуализаций, имеющих цель адаптировать наиболее сложные теоретические положения буддизма к современной ментальности.

Религиозное сознание нового типа имеет тенденцию к синтезу неоднородных способов мышления, оно во многом определено жизненными реалиями современного человека, который оперирует многими видами знаний, диапазон, глубина и качество которых весьма обширны. Данный феномен синкретизма современного сознания детерминирован такими характерными чертами современности как рациональность, дифференциация, экспансия или глобализация. В первую очередь, это отказ от господствующего дискурса в научных знаниях естественного цикла, что отвечает главному принципу постмодернизма - плюрализму мнений и мировоззренческих установок современности. В этом смысле актуально обращение к теоретическим традициям Запада и Востока (имеющим сегодня тенденцию к взаимопроникновению), с точки зрения апробации теоретикометодологических стратегий постмодернизма к таким еще неустоявшимся явлениям, как религиозный синкретизм и религиозно-научный синкретизм.

Социальное конструирование реальности, свободное от групповых или коллективных принуждений, наблюдаемое в обществе постмодерна, демонстрирует многовариантные сюжеты духовного развития людей. Необходимость философского анализа генезиса и трансформаций религиозных форм сознания, детерминированных социальной реальностью, определяет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Наиболее изученными являются методологические и теоретические аспекты предложенной темы, прежде всего такие категории как религия, религиозное сознание, социально-культурная реальность, жизненный мир, повседневность и др., представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Л. Козер, Ч. Кули, К. Маркс, Р. Мертон, Д. Мид, Т. Парсонс, Г. Спенсер, У.Томас, П. Штомпка [91, 113, 114, 210, 229, 242, 243, 244, 247, 248] и др. отмечали, что стратегии исследования религиозного сознания необходимо рассматривать на микроуровне социальных взаимодействий. Западные социологи и социальные философы Х1Х-ХХ вв. исследовали социальную детерминацию религии. Например, при анализе религии М. Вебера интересовала ее связь с другими социальными институтами, воздействие религиозного сознания на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей. Э. Дюркгейм отстаивал специфический характер социальной реальности и ее первостепенное значение в формировании и регуляции сознания и поведения человека. Исходя из этого, он провозгласил религию социальным явлением. Дюркгейм рассматривал религию через дуализм священного (сакрального) и профанного. Идея о дихотомии «сакральное-профанное» при рассмотрении феномена религии получила широкое рассмотрение в работах М. Элиаде [212-214]. .

В целом с середины XX в. в социологии религии заняла господствующие позиции теория секуляризации, у истоков которой стояли М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Теннис [112, 158, 229, 247] и др.

Научный анализ явлений религиозного синкретизма обусловил развитие неоклассической теории секуляризации, которую связывают с такими исследователями как П. Бергер, К. Доббелере, Т. Лукман, Д. Мартин, Т. Парсонс, Б. Уилсон, Р. Фенн [223, 228, 232, 239, 241, 244, 249,].

Концепция «жизненного мира» стала отправным пунктом в разработке исследований повседневности и феноменологической социологии знания в работах П. Бергера и Т. Лукмана, Г. Горфинкеля, Э. Гуссерля, К. Мангейма [17, 55, 56, 108, 233]. Эти ученые ориентируют исследования на приоритет человеческой личности, которая становится главным участником в конструировании социальной реальности.

Исследованию религиозной повседневности посвящены работы П. Бергера, Т. Лукмана, Д. Мида, Г. Самнера [12, 17, 116]. Объяснения естественного процесса религиозного синкретизма представлены в теориях новаций и нормативного морфогенеза Р. Берштедта, Р. Мертона, П. Штомпки [210, 224, 242].

Проблемы генезиса и эволюции религиозного сознания, как исторически первого способа мышления и концептуализации знания, рассмотрены в работах А.Н. Аркадьева, Э. Лэнга, Р. Маретта, В.Н. Найдыша, Э. Тайлора, Д. Фрезера, А. Швейцера [5, 155, 180, 202, 235], а также современных отечественных теоретиков религиоведения А.И. Токарева, Е.А. Торчинова, И.А. Яблокова [124, 161, 166, 219] и др.

Философские понятия и концепции религии проанализированы в трудах таких философов, как Ж. Бодрийяр, А. Бергсон, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, С. Кьеркегор, Л.А. Фейербах, И.Г. Фихте, М. Фуко, М. Хайдеггер, Ф.В.Й. Шеллинг, К. Ясперс [18, 24, 48, 52, 81, 175, 189, 202, 205, 222]. В этих работах философские концепции религиозного сознания многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, постмодернизма и т.д.

Онтологические, гносеологические и этические проблемы религиозного сознания с позиций христианства рассматривали представители русской религиозной философии: Н. Бердяев, И. Ильин, Вл. Соловьев, Н. Федоров, С. Франк [19-21, 52, 80, 148, 177]. Религиозная философия делает объектом своего рассмотрения религиозное сознание на базе решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем, т.е. рассмотрение религии «изнутри».

В работах русских философов звучит важность выдвижения личности на приоритетное место в совместной жизни человека и общества. Авторы отдают приоритет теории личности, которая выносит на первый план индивидуальность и решающую роль отдельной личности в формировании социальных практик.

В постсоветском пространстве анализ новых религиозных явлений и тенденций является весьма привлекательными для исследователей. Процессы глобализации, которые затронули также и трансформации в религиозном сознании, на сегодняшний момент становятся предметом осмысления таких ученых в России и ближнем зарубежье как: Е.Г. Балагушкин, A.M. Буттаева, A.A. Накорчевский, Д.А. Узланер [8, 31, 125, 168] и др.

В современных исследованиях религиозного сознания значительное место занимает социально-психологический подход. Психологические объяснения, которые выводят религию из индивидуальной или групповой психики, были рассмотрены в работах У. Джеймса, В. Дильтея, Э. Лэнга, С. Московичи, Е. Торчинова, М. Элиаде [68, 69, 123, 167, 212, 234], где поиски оснований религии сосредоточены в эмоциональной сфере религиозного опыта. Понятие «религиозного опыта» разработал представитель американского прагматизма У. Джеймс, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические явления, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и др.

В XX веке социальная психология совершила вполне успешные попытки заглянуть во внутренний мир человека с целью объяснить его поведение. Было создано множество теорий личности в работах А. Адлера, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга [133, 181-183, 184-189, 215-219]. Бесспорной заслугой аналитической психологии является исследование латентных сфер сознания человека — бессознательного, которые открывают новые возможности в исследовании генезиса концептуальных оснований религии.

Новейшие исследования сознания опираются на концепции и практические разработки представителей трансперсональной психологии С. Грофа, А. Менегетти, А. Минделла, К. Уилбера [53, 115, 117]. Авторы ' осветили проблематику измененных состояний сознания (ИСС), игравших значительную роль в жизни не только архаических и традиционных обществ, ; но оказавшуюся актуальной в исследованиях религиозного сознания современности. Исследования измененных состояний сознания позволяют составить представление о содержании глубинных уровней сознания.

Первая в отечественной, а в значительной степени и в мировой науке, попытка представить религию в качестве целостного психологического феномена принадлежит философу-религиоведу Е.А. Торчинову [167], который обосновал и развил принципиально новый психологический подход к истолкованию феномена религии, исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности.

В рамках социологии знания общий и систематический обзор знания в обществе разработан П. Бергером и Т. Лукманом [17]. Авторы анализируют взаимосвязи между институциональным процессом и легитимирующим символическим универсумом. Их концептуальный подход позволяет ответить на вопрос, - «как религиозный опыт, становится социально признанным». Теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана открывает новые перспективы в изучении процесса институционализации религии.

Существенное влияние на исследование религиозного сознания оказали концепции функционализма Б. Малиновского [107, 204], структурализма К. Леви-Стросса [100], культурологические концепции Э. Кассирера [84]. В рамках социально-антропологического подхода работали Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Э. Тайлор, Д. Фрезер [99, 100, 155, 180], изучавшие религиозные представления «небелых» обществ.

Проблемы интерпретации и осмысления буддизма рассмотрены в работах современных буддологов: Б.Д. Дандарона, A.M. Донца, Н.Л. Жуковской, В. Корнева, С.Ю. Лепехова, В.Н. Пупышева, М. Шо, Л.Е.

Янгутова [58-65, 70, 75, 92, 101, 135, 206, 220] и др. Их интерес сосредоточен на оригинальных решениях онтологических и гносеологических проблем религиозного сознания в буддизме.

В исследовании буддийской философии большое значение в настоящее время имеют знание и религиозный опыт живых носителей традиции. Взгляд «изнутри» в буддизме становится все более актуальным в связи с готовностью авторитетных мыслителей комментировать современность. Весьма ценными в этом отношении являются проповеди Далай Ламы XIV, тибетских монахов - высоких реинкарнаций - Геше Джампа Тинлей, Еше-Лодой Ринпоче, Тай Ситупа [156, 157, 160] и др. К живым носителям традиций буддизма можно отнести и выходцев с Запада — это датчанин Лама Оле Нидал [98], представитель тибетской школы «карма-па». Особого внимания заслужили исследования француженки, первой буддийской паломницы в Тибет, Александры Давид-Неэль [57].

В рамках культурологического подхода в осмыслении религиозной ситуации в Бурятии имеются исследования отечественных этнологов и культурологов: Л.Л. Абаевой, Б.В. Базарова, Б. Барадина, Г.Р. Галдановой, K.M. Герасимовой, Б.Ц. Гомбоева, Н.Б. Дашиевой, Н.Л. Жуковской, М.Д. Зомонова., Т.М. Михайлова, М.Н. Хангалова, В.И. Харитоновой, Г.Ц

Цыбикова [2, 3, 11, 46, 49, 75, 76, 77, 119, 194, 195-197, 119, 200] и др. В работах ученых дается представление об онтологии буддийско-шаманистского двоеверия на территории Бурятии. Богатый этнокультурный и социологический материал позволяет нам предпринять философский анализ сущности концептуальных противоречий в буддизме и шаманизме и сделать обобщения о причинах установившегося синкретизма.

Явление религиозно-научного синкретизма в постнеклассический период науки обусловлено достижениями квантово-релятивистской физики и растущим интересом к восточным философским учениям и духовным практикам. Синкретические учения, имеющие статус мировоззренческих проектов, представлены в трудах русского ученого, основоположника концепций биосферы и ноосферы В.В. Вернадского [42]; известных физиков Ф. Капры [82] и Э. Шредингера [208]; российских физиков, основателей и разработчиков теории торсионных полей А. Акимова, Е. Файдыша, Е. Шилова [4, 171, 172]; русского математика и философа В.В. Налимова [126]; британского биолога Р. Шелдрейка [203], русских биологов А. Гурвича и С. Кузина [95]; современных философов С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела [53, 54, 137]. Проблемы формирования постнеклассической рациональности рассмотрены в работах российского философа B.C. Степина [153].

Анализ синкретического сознания в религиозном пространстве современности стал возможен в дискурсе постмодернизма. Постмодернизм, склонный к критике однозначных идей, жесткой детерминации убеждений, доминировавших в эпоху модерна, имеет большой потенциал в исследовании неоднородных типов мышления и ценностей современности. Теоретические осмысления основных положений постмодернизма представлены в работах Р. Брайдотти, В. Велыиа, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Дж. Флэкс, Ю. Хабермаса, белл хуке [27, 41, 67, 102, 190, 227, 234] и др.

Социально-философский анализ феномена религиозного сознания во взаимосвязи с социальной реальностью представляет собой малоизученный ракурс исследования, хотя во многих моментах перекликается с новейшими философскими и естественнонаучными концепциями. Используемый в диссертации материал позволяет сделать ряд принципиальных выводов относительно социально-культурной обусловленности генезиса, функционирования и трансформаций религиозного сознания.

Объект исследования: религиозное сознание, его объективации и институционализации в социальной реальности.

Предмет исследования: механизмы конструирования религиозного сознания, его трансформации в синкретические формы мышления и знания.

Цель: установить механизмы конструирования и принципы функционирования религиозного сознания в социальной реальности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- Выяснить принципы формирования религиозного сознания в диалектическом единстве индивида и общества

- Определить объективные факторы конструирования религиозного сознания

- Установить теоретические основы синкретизма в религиозном сознании

- Показать роль религиозного опыта и индивидуального сознания в формировании первоначальных значений религиозных концептов

- Выявить универсальные основания различных типов религиозных традиций

- Установить причины многообразия концептуальных форм религии

- Раскрыть механизмы формирования религиозной идентичности в социальных практиках совмещения буддизма и шаманизма

- Дать оценку концептуальным инновациям в философии буддизма Б.Д. Дандарона

Гипотеза исследования:

Религиозное сознание - социально сконструированная и исторически меняющаяся форма общественного сознания, обусловленная экзистенциальными факторами и ценностными установками бытия человека в социуме. В развитии и функционировании религиозного сознания в эпоху постмодерна ключевую роль играют социальные взаимодействия, складывающиеся на микроуровне действий отдельных индивидов.

Религиозное сознание динамично и социально обусловлено, продолжая свое формирование в современном рациональном обществе, приобретает новые черты синкретизма, в основе которого свобода мышления, которая позволяет объединить такие неоднородные способы осмысления объективной реальности как религия и наука.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Для решения задач теоретического уровня применялись общенаучные методы: сравнительно-исторический, формально-логический, системный, рассматривающий процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития.

Новые парадигмальные установки в рамках религиозного синкретизма, религиозно-научного синкретизма, а также исследование субъективного уровня религиозного сознания в повседневности были проанализированы в дискурсе постмодернизма. В постмодернизме появляются новые поля, бывшие на периферии в классике и модерне, которые позволяют преодолеть разрыв между наукой и духовностью. Предпосылки и тенденции религиозно-научного синкретизма рассматривались также в рамках науковедческого подхода.

Социально-психологический подход, базирующийся на изучении проблемы религиозного опыта, был положен в основу исследования генезиса и эволюции религиозного сознания.

В исследовании становления института религии была использована теория реификации - «забытое авторство» из социологии знания П. Бергера, Т. Лукмана. Дана оригинальная интерпретация данному методу, который, по нашему мнению, применим для описания процессов внедрения развитых религиозных концепций на почву традиционных автохтонных религий, иных этнических типов менталитета.

Идеи Бергера и Лукмана о «социологической психологии» послужили для нас отправным пунктом для обращения к новейшим направлениям в глубинной или трансперсональной психологии, в авангарде которой стоит американская школа С. Грофа.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам сознания, духовности, религиозного сознания и их связи с социальной реальностью. В диссертации также использованы труды буддийского философа и религиозного деятеля Б.Д. Дандарона.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной философии, социологии, социальной психологии, философии религии, социологии религии, истории философии, этнологии, культурологии, философии науки, востоковедения, буддологии, религиоведения.

Положения, выносимые на защиту

- В традиционном обществе религиозное сознание как форма общественного сознания отождествляется с объективной реальностью макромасштабного происхождения. В современности такая трактовка уступает схемам непосредственных человеческих взаимодействий на микроуровне - за человеком признается возможность самостоятельно творить социальную реальность. Конструирование духовных схем деятельности берет свое начало из реальности жизненного мира обычного человека. Религиозное сознание является продуктом психической и интеллектуальной деятельности отдельных индивидов, но в ходе сложных и многоплановых процессов институционализации религии человек забыл о своем авторстве.

- Процесс конструирования религиозного сознания двойственен по своей природе: с одной стороны обусловлен автономией и свободой человека в развитии собственной индивидуальности и духовности, с другой — зависимостью от общества. Признание свободы и ценности личности, переключение внимания на субъективные факторы стало возможным благодаря постмодернизму, который декларирует повышенное внимание к субъективности и свободе мышления, где каждый имеет право на духовное творчество и свободное волеизъявление.

- Современное религиозное сознание характеризуется тенденцией к синтезу неоднородных типов мышления - синкретичности. Теоретической платформой синкретизма становится интеграция восточного и западного типов мышления. Подобное соединение неоднородных элементов становится возможным с преодолением кардинального противоречия относительно статуса «субъект-объектных» отношений между этими типами мышления в постнеклассическом периоде развития науки.

Различные типы религиозных традиций имеют единые источники происхождения. Их универсальные основания восходят к трансперсональному опыту в измененных состояниях сознания. Исторически сложившееся многообразие концептуальных форм религии обусловлено разными способами интерпретаций содержания религиозного опыта. Способ интерпретации зависит от уровня развития сознания и степени формирования самосознания, которое является основой объективации переживаний религиозного опыта.

- Устоявшаяся практика буддийско-шаманистского синкретизма у бурят является социальным конструктом. Процессы внедрения буддизма на почву традиционных верований - это не спонтанные процессы, а стратегии, концептуально разработанные буддийскими интеллектуалами.

В повседневных религиозных практиках в обыденном сознании происходит неизбежная редукция концептуальных конструктов религии, продиктованная скрытыми субъективными мотивациями. Актуализации личностных мотивов и интенций в буддизме содержат такие экзистенциальные модусы как смерть, карма и реинкарнация. Анализ этих факторов позволяют понять причины религиозного самоопределения в условиях религиозного полиморфизма.

Синкретическое учение «необуддизм» буддийского философа Б.Д. Дандарона впервые очертило и заявило такие концептуальные инновации в буддизме, как оригинальная интерпретация теории "анатма", учение об интеллектуальной интуиции, нравственная философия, направленные на адаптацию наиболее трудных теоретических положений в буддизме применительно к ментальности западного человека.

Научная новизна и конкретные результаты диссертационного исследования

В диссертационной работе впервые предпринято исследование социального конструирования действительности в контексте воспроизводства религиозного сознания. Расширены теоретико-методологические подходы в исследовании генезиса религиозного сознания и концептуальных оснований синкретизма современного сознания.

- Выявлено, что религиозное сознание социально конструируется на микроуровне взаимодействий в обществе. Человек является главным действующим агентом в этом процессе. Глубинный механизм конструирования и функционирования религиозного сознания основан на том, что оно является продуктом психической и интеллектуальной деятельности индивида. Установлено, что авторство в формировании института религии принадлежит человеку. За видимыми практиками религиозных традиций скрываются экзистенциальные мотивы и интенции индивидуального человеческого бытия.

- Исследованы объективные и субъективные факторы конструирования религиозного сознания. Рассмотрена специфика эволюции и роста религиозного сознания через этапы индивидуализации человека. Раскрыты истоки и генезис концептуальных оснований религиозного сознания, процессы их институционализации и объективации в социальной реальности. Установлен общий принцип формирования религиозного сознания в социально-исторической динамике: от ранних религиозных представлений до современных религиозно-научных синкретических форм.

- Определена такая существенная характеристика религиозного сознания в современности, как синкретизм, имеющий формы религиозного синкретизма (соединение теоретических и практических оснований разных религиозных традиций) и религиозно-научного синкретизма (синтез научного рационализма и религии). Установлены теоретические основания синкретического сознания с помощью методологии постмодернизма, который в конструктивной интерпретации позволяет синтезировать неоднородные типы мышления.

- Раскрыта роль религиозного опыта и содержаний индивидуального сознания в формировании первоначальных значений религиозных концептов. В комплексной реконструкции ментальных представлений показано, что субъективная реальность религиозного сознания моделируется в трансперсональном религиозном опыте, в измененных состояниях сознания, в соответствии с потребностями экзистенциального характера. Такой подход демонстрирует многомерность внутренней экзистенции человека.

- Исследованы универсальные основания формирования религиозных традиций и проанализированы причины многообразия концептуальных форм религии, установлено, что они обусловлены различными способами интерпретаций данных религиозного опыта.

- Установлен механизм формирования религиозной идентичности в социальных практиках совмещения буддизма и шаманизма. Показано, что исследование практик религиозной повседневности позволяет сделать максимально прозрачным конструирование латентных сфер социальной реальности.

- Впервые предпринят фундаментальный анализ синкретической философской системы «необуддизм». Аргументированы и обоснованы концептуальные инновации в буддийской философии Б.Д. Дандарона в социально-культурной перспективе современности.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем изложены результаты комплексного междисциплинарного исследования механизмов конструирования и принципов функционирования религиозного сознания и его объективаций в социальную реальность.

Выводимые из анализа индивидуального сознания положения рассматриваются как данные для понимания той субъективной и объективной реальности, в которой это сознание возникло. Выявлено, что за нераскрытыми структурами религиозного сознания находится человеческий фактор. Исследования религиозной повседневности, субъективных переживаний в религиозном опыте человека позволяет понять истоки и сущность религиозного сознания, а также причины религиозного самоопределения.

Имеет большое значение установление общего механизма социального конструирования религиозного сознания, где человек является главным действующим лицом, строителем социальной реальности. Это проясняет тот факт, что теоретические положения разных религиозных традиций имеют субъективное происхождение, то есть у истоков институционализации тех или иных конфессий стояли конкретные создатели нарративов. Осознание данного факта позволяет человеку самостоятельно выбирать путь духовного роста.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы генезиса религиозного сознания и конструирования социальной реальности, в прогнозировании межэтнических взаимодействий, которые во многом определяются конфессиональной религиозной принадлежностью.

Практическое значение работы заключается в возможности использовать ее результаты для решения реальных социально-политических проблем и выявления противоречий в сфере межконфессиональных и межнациональных отношений, социализации в поликультурном обществе, в поддержании человеческого самоуважения и уважения к представителям иных религиозных конфессий, в налаживании стратегий толерантности.

Результаты исследования могут быть применены в преподавании философии, религиоведения, а также ряда тем в курсах социологии, психологии, философской антропологии, философии науки, концепций современного естествознания.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в двух монографиях, методических пособиях, в научных статьях, семь из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Основные результаты исследования докладывались на международных, межрегиональных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях.

Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в учебном процессе и использовались автором при чтении курсов лекций по философии, религиоведению, концепциям современного естествознания, использовались в разработке авторского курса лекций «Философия Востока», спецкурса «Религия и наука» в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дандарон, Мэдэгма Бидияевна

Заключение

Социальная обусловленность религиозного сознания вызывает интерес в связи с устойчивым интересом современных людей к духовным практикам. Это противоречит положению классической теории секуляризации о постепенном сокращении сферы влияния религии в современном рациональном мире. Напротив, религиозность не только сохраняет свои позиции, но и зачастую начинает играть все более важную роль. Это выражается в появлении новых религиозных движений и учений, зачастую синтезирующих разные традиции (ранее не сочетаемые), а также синкретических учений, в которых предпринимаются попытки соединения религиозных и научных представлений об устройстве универсума. В нашей работе актуализация таких практик в социальной жизни получила философское осмысление.

Религиозные формы мышления и знания были первичными историческими формами сознания человека, которые обуславливали конструирование специфических форм реальности. В данном исследовании проанализированы причины возникновения и функционирования религиозных концептуализаций, а также условия и способы формирования синкретического сознания, свойственного современному человеку.

Решение многих поставленных нами задач было наиболее продуктивным в категориях субъективной реальности, в которой человек ведет свою повседневную жизнь. Привычный термин «социальная реальность» в наше время приобретает новые измерения и все чаще раскрывается через оперирование такими понятиями как «жизненный мир» и «повседневность» и обуславливает тем самым определяющую роль индивидуального сознания в формировании социальных практик. По-видимому, накопление различных форм и видов знания в повседневности определяет характер субъективного знания, в том числе индивидуального религиозного опыта. Поэтому все более актуальными становятся вопросы о смысле и содержании индивидуального бытия человека.

В любом обществе определены ситуации несущие риск крушения реальности, связанные с «пограничными ситуациями» экзистенциального характера, в первую очередь это угроза для жизни и смерть. Такие ситуации оправданно рассматривать с позиций повседневной реальности обычного человека, с учетом переживаний, вдохновений, волнений, эмоций и чувств человека. Имманентная человеку активность сознания как раз направлена на решение и предотвращение подобных ситуаций. Первые концептуализации являлись проектами, направленными именно на решение подобных целей. Главной и первой из подобных теоретических концептов была религия.

Ускоренная институционализация содержания индивидуального сознания в широкой практике в современную эпоху актуализирует поиск универсальных оснований трансцендентности и духовности в многообразии религиозных традиций. В данной работе получило аргументацию положение, что различные типы религиозных традиций имеют единые источники происхождения. Они основаны на трансперсональном опыте человека в измененных состояния сознания. Но устоявшееся многообразие религиозных конфессий и верований обусловлено разными способами интерпретаций содержания опыта и переживаний сакрального характера.

На наш взгляд, обращение к психологическим глубинам, к экзистенции человеческой личности при анализе религиозного сознания должны признаваться как легитимации своеобразного, но значимого способа конструирования реальности.

Постмодернистский тип мышления, который известен плюрализмом мнений и религиозно-моральным разнообразием, предполагает пересмотр существующей картины мира. В рамках постмодернистского дискурса были рассмотрены альтернативные проекты объективации действительности, из которых вырастает синкретическое мировоззрение.

Практика показывает, что религиозное сознание очень подвижно и социально податливо к внешнему воздействию. Например, это выражается в совмещенном бытовании обрядовых практик буддизма и шаманизма. Это указывает на то, что буддийско-шаманистский синкретизм у бурят является социальным конструктом, в основании которого стратегии, концептуально разработанные буддийскими миссионерами.

В работе дан анализ основным положениям синкретической философии «необуддизм» Б.Д. Дандарона, аргументация которой строится на признании равноправности гносеологических статусов духовных концептов буддизма с современной наукой. Увеличивающийся интерес к философской системе «необуддизм» явление не случайное, так как в ней обнаруживаются теоретические инновации буддийского учения, адаптированные к современной ментальности. Необычно то, что в разгар советского периода нашей истории были выдвинуты предположения о скорой возрастающей роли синтеза науки религии.

О возможности синтеза теоретических традиций Востока и Запада писали многие крупные ученые, которые были известны в науке как представители рационалистического нарратива. Очевидно, что подобные проекты обладают большим потенциалом в решении актуальных проблем современности. Актуальными являются идеи буддийской этики, гуманизм которых в эпоху глобализации приобретает всеобщее признание.

Реабилитация метафизики в необуддизме позволяет, наконец, на научной основе попытаться дать ответы на основные мировоззренческие вопросы, касающихся первооснов бытия, происхождения жизни, причин биологической эволюции, загадок сознания и проблем познания.

Таким образом, мы приходим к выводу, что концептуальные основания всех сфер действительности, в том числе трансцендентная область религиозной духовности, конструируются интеллектуальными усилиями самого человека, как в древности, так и в настоящее время. Поддержка мировоззренческого и морального плюрализма в постмодернистской ментальности открывает пути мирного сосуществования различных теоретических концептов и приводит к формированию синкретического сознания в современности.

268

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Дандарон, Мэдэгма Бидияевна, 2009 год

1. Абаева JI.JI. Буддизм и экологическая культура / JI.JL Абаева // Буряты. (Серия Народы и культуры). М., 2004. - С. 490.

2. Абаева JI.JI., Базаров Б.В. Буряты. Заключение / JI.JI. Абаева // Буряты (Серия Народы и культуры). -М., 2004. С.588-595.

3. Акимов А.Е. Взгляд физика на феноменологию шаманства и иных традиционных верований и практик / А.Е. Акимов // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики» М., 1999. - С. 20-31.

4. Аркадьев М.А. Конфликт ноосферы и жизни / М.А. Аркадьев // Ноосфера и художественное творчество. — М.: Наука, 1991. — С.74 86.

5. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в ранней первобытной общине / О.Ю. Артемова. М. 1987.

6. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1965.

7. Балагушкин Е.Г. Дискретность религиозного пространства России / Е.Г. Балагушкин // Религиоведение, №2, 2008. С. 18-30.

8. Балханов И.Г. Двуязычие и социализация. Теоретико-методологический и социально-философский анализ / И.Г. Балханов. Улан-Удэ, 2002.

9. Банзаров Д. Собрание сочинений /Д. Банзаров. Изд. 2-е, дополн. -Улан-Удэ, 1997.

10. Барадин Б. Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: Дневник буддийского паломника (1906 1907 гг.) / Б. Барадин. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2002.

11. Баразгова Е.С. Американская социология (Традиции и современность) / Е.С. Баразгова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1997.

12. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Изд. им. Собашниковых, 1996.

13. Басилов В.Н. Избранники духов / В.Н. Басилов. М. Политиздат, 1984.

14. Батьянова Е.П. Мухомор в лечебной и обрядовой практике народов Сибири / Е.П. Батьянова // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики».- М., 1999. — С. 69 -80.

15. Баяртуева Д.Л. Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдама Цыденова / Д.Л. Баяртуева // А/р дисс. на соиск. уч. ст. к.филос.н. — Чита, 2007.

16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995.

17. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. Москва - С.Петербург: «Русская мысль», 1914.

18. Бердяев H.A. Дух и реальность / H.A. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994. С. 427-428.

19. Бердяев H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

20. Бердяев H.A. Мое философское мировоззрение / H.A. Бердяев // Философские науки. 1990, №6, с. 85-91.

21. Бернхар В. Повседневность как плавильный тигль рациональности / В. Бернхар // Социо-Логос. М., 1991.-е. 39-51.

22. Бескова И.А. Эволюция сознания: новый взгляд / И.А. Бескова. -М.: Индрик, 2002.

23. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. 2-ое изд. -М.: Добросвет; КДУ, 2006.

24. Болдырев А.И., Овчинников A.A. Квантовая теория поля / А.И. Болдырев, A.A. Овчинников //Физическая энциклопедия. Москва, 1990. № 2. С. 300.

25. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М. Бонгард-Левин. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.

26. Брайдотти Р. Путем номадизма / Р. Брайдотти // Введение в тендерные исследования. Ч. II. Спб., 2001. - С. 136-138.

27. Буддизм: Словарь /под общей ред. Н.Л. Жуковской. М., 1992.

28. Булгаков С.Н. Мистика в православии / С.Н. Булгаков //Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. - С. 308-309.

29. Буттаева A.M. Исламское возрождение в современной России: проблемы и перспективы / A.M. Буттаева // Религиоведение, №2, 2008. С. 30-38.

30. Варапутин A.B. Размышления над книгой: R. Sattler "Biophilosophy". N.Y.; Tokio, 1986 / A.B. Варапутин /Методология познания жизни//Биофилософия. М., 2002.

31. Васильев В.П. Буддизм: Его догматы, история и литература / В.П. Васильев. 4.1.: Общее обозрение. - . - Спб., 1857.

32. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

33. Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. Библиографический словарь востоковедов жертв политического террора в советский период (1917-1991) / Я.В. Васильков, М.Ю. Сорокина. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003-С. 139-141.

34. Введение в тендерные исследования. Ч. 1. /под ред. С. Жеребкина. — Харьков СПб.: Алетейя, 2001.

35. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре / М. Вебер// Избранные произведения. М. 1990. С. 366-368.

36. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. М. 1990.

37. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М: РОССПЭН, 2006.

38. Веккер JI.M. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / JI.M. Веккер М., 2000.

39. Велып В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия / В. Велыи // Путь. №1. 1992. С. 16 136.

40. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. М.: «Наука», 1991.

41. Виндельбанд В. О свободе воли / В. Виндельбанд. М.: ACT, 2000.

42. Винер Н. Кибернетика / Н. Винер. М.: «Наука», 1983.

43. Выготский J1.C. Мышление иречь / JI.C. Выготский. — М.: Лабиринт, 2005.

44. Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее / Г.Р. Галданова // Сибирь: Этносы и культура. Вып. 3. М.-Улан-Удэ, 1998. — С. 29-41.

45. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель / Сочинения. — М., 1959. Т. IY.

46. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель М., 1977.

47. Герасимова K.M. Тибетоязычные обрядники ламаизированного культа шаманских предков / K.M. Герасимова // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981.-С. 110131.

48. Герасимова K.M. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии / K.M. Герасимова. Улан-Удэ: БНЦ, 1999.

49. Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко // учебное пособие.- М.:Юрайт. 2004.

50. Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания / С. Гроф. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2004.

51. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. Трансантлатический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, изд-во К. Кравчука, 2004.

52. Гуссерль Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. — Новочеркасск, 1994.

53. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии, №3, 1986.

54. Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета / А. Давид-Неэль. М.: Дягилев Центр, 1991.

55. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста / Б.Д. Дандарон. — Владивосток: Владивостокское буддийское общество, 1992.

56. Дандарон Б.Д. 99 писем о буддизме и любви (1956 1959 гг.) / Б.Д. Дандарон. - СПб: Изд. «Дацан Гунэчойнэй», 1995.

57. Дандарон Б.Д. Черная тетрадь (О четырех благородных истинах) / Б.Д. Дандарон. СПб: Изд. «Дацан Гунэчойнэй», 1995.

58. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма / Б.Д. Дандарон //Тибетский буддизм: теория ипрактика / Сб. статей под ред. Н.В. Абаева. — Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1995. С. 6 - 33.

59. Дандарон Б.Д. Теория Шуньи у мадхьямиков / Б.Д. Дандарон //Тибетский буддизм: теория и практика / Сб. статей под ред. Н.В. Абаева. — Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1995. С. 33 -50.

60. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике / Б.Д. Дандарон /Серия «Философы России XX века». СПб.: «Алетея», 1997.

61. Дандарон Б. Д. Избранные статьи; Черная тетрадь / Б. Д. Дандарон / Материалы к биографии / История Кукунора / Сумпа Кенпо. Авт.-сост. В.М. Монлевич. — СПб.: Евразия, 2006.

62. Дашиев Д.Б. Некоторые социально-психологические аспекты культа наставника (по тибетским источникам) / Д.Б. Дашиев //Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: «Наука» СО РАН, 1986.-С. 137- 143.

63. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез / пер. Я.И. Свирского. — М.: Академия, 1995.

64. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. М., 1993.

65. Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей. СПб., 1996.

66. Донец A.M. Теория верного познания школы мадхьямика-прасангика по тибетоязычным источникам традиции Гелуг/ A.M. Донец / А/р. дисс. на соискание уч. степ, доктора ист. наук. — Улан-Удэ, 2006.

67. Дюринг Е. Ценность жизни / Е. Дюринг. Мн: Харвест, м.: ACT, 2000.

68. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -М: Канон, 1996.

69. Дюркгейм Э. Элементарные формы общественной жизни / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1996.

70. Ересько М.Н. Специфика религиозной репрезентации: семантика и онтология / М.Н. Ересько // Религиоведение, № 2, 2008. С. 95-106.

71. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории бурят и монголов / Н.Л. Жуковская //Буддийский мир. -М., 1994. С. 6-17.

72. Жуковская Н.Л. Бурятский шаманизм сегодня: возрождение или эволюция? / Н.Л. Жуковская // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». М., 1999. - С. 162- 175.

73. Зомонов М.Д. Словарь бурятского шаманизма / М.Д. Зомонов. -Улан-Удэ: Буряад Унэн, 2006.

74. Игнатова В.А. Естествознание /В.А. Игнатова. М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.

75. Игнатович А.Н. «Десять ступеней бодхисатвы» (на материале сутры «Цзиньгуанмин-цзюйшэ-ванцзун») / В. А. Игнатович // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: «Наука» СО РАН, 1986. - С. 183.

76. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. М.,1993. Т. 1-Й.

77. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. / И. Кант М.: «Мысль», 1964. Т.3.

78. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра. СПб.: ОРИС,1994.

79. Карпов М.М. Критика филос. взглядов Эйнштейна / М.М. Карпов // Философские вопросы современной физики. — М, 1952. С. 217233.

80. Кассирер Э. Философия символических форм / Э. Кассирер / Мифологическое мышление. -М., СПб.: Университетская книга, 2002.

81. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии: учебное пособие для вузов / В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М.: Академический проект, 2001.

82. Князева E.H. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход / E.H. Князева // Эволюция, язык, познание. М., 2000.

83. Коган И.М. Теоретическая парапсихология. Естественнонаучные, гуманитарные и культурологические аспекты / И.М. Коган.-М., 1999.

84. Козер JI.A. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / JI.A. Козер. — М.: НОРМА, 2006.

85. Колер И. История человечества: Доисторический период / И. Колер, И. Ранке, Ф. Ратцель; Введение Г. Гельмонта. СПб.: Полигон, 2003.

86. Корнев В. Тайны мировых религий / В. Корнев // Буддизм, №1, 1993.-С. 26-30.

87. Корнев В. Так говорят татхагаты / В. Корнев // Буддийский мир. -М., 1994.-С. 19-31.

88. Коробов В.Б. Опыт функционального описания буддийской дхьяны / В.Б. Коробов // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука, 1990. - С. 89-102.

89. Кузин Б.И. Древний Тибет и Иран. История религии Бон / Б.И. Кузин. СПб.: Евразия, 1998.

90. Кузин Б.С. О принципе поля в биологии / Б.С. Кузин // Вопросы философии. 1992, №5. С. 148- 168.

91. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: ACT, 2004.

92. Лакатос И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. М.: ACT, 2003.

93. Лама Оле Нидал. Великая печать. Взгляд Махамудры. Буддизм Алмазного пути / Оле Нидал. Спб.: Изд-во «Алмазный путь», 2000.

94. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1994.

95. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М.: Республика, 1994.

96. Лепехов С.Ю., Донец A.M., Нестеркин С.П. Герменевтика буддизма / С.Ю. Лепехов, A.M. Донец, С.П. Нестеркин. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006.

97. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. СПб.,1998.

98. Лобачевский Н.И. Полное собрание сочинений / Н.И. Лобачевский. Т. 2. -М., 1949.

99. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. Р н/Д: Феникс, 1998.

100. Майков В.В. Шаманская психотерапия: взгляд трансперсонального психолога /В.В. Майков // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». — М.,1999.-С. 81-93.

101. Малашкина М.М. Популярная история психологии / М.М. Малашкина. М.: ВЕЧЕ, 2002.

102. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. М., 1998.

103. Мангейм К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М., 1991, с. 113

104. Мантатов В.В., Доржегушаева O.B. Экологическая этика: буддизм и современность / В.В. Мантатов, О.В. Доржегушаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1998.

105. Маркович М. Маркс об отчуждении / М. Маркович //Вопросы философии. 1989, № 9. С. 36-52.

106. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. М., 1974.

107. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К.Маркс , Ф. Энгельс / Собрание сочинений. Т. 42. М., 1974.

108. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. Москва: Ермак, 2003.

109. Менегетти А. Введение в онтопсихологию / А. Менегетти. — Пермь, 1993.

110. Мид Дж. Интернализированные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль. М., 1994. - С. 56-60.

111. Минделл А. Тело шамана. Новый шаманизм для преображения здоровья, межличностных отношений и общества / А. Минделл. М.: Изд. Института трансперсональной психологии, изд. К.Кравчука, 2004.

112. Михайлов Т.М. Представления о душе, смерти и загробной жизни / Т.М. Михайлов // Буряты (Серия Народы и культуры). М., 2004. С.588-595.

113. Моаканин Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм: западный и восточный пути к сердцу / Р. Моаканин. Томск: Водолей, 1993.

114. Моисеев Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке / Н. Моисеев // Человек, №2, 1992. С. 5-17.

115. Моисеев Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство Н. Моисеев // Человек, №3, 1992. С. 5-14.

116. Монтлевич В.М. Предисловие к книге «Мысли буддиста» / В.М. Монтлевич // Избранные статьи; Черная тетрадь / Материалы к биографии / История Кукунора / Сумпа Кенпо. Авт.-сост. В.М. Монлевич. СПб.: Евразия, 2006.

117. Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи ./Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии». — 1998.

118. Найдыш Е. Философия мифологии. XIX начало XXI в. / Е. Найдыш. - М.: Альфа - М., 2004.

119. Накорчевский A.A. Методологические основы и подходы к изучению украинского родноверия / A.A. Накорчевский // Религиоведение, №2, 2008, с. 67- 80.

120. Налимов В.В. Размышления на философские темы / В.В. Налимов // Вопросы философии, 1997, № 10, с. 58-76.

121. Ортега-и-Гассет X. Вера и разум в сознании европейского средневековья / X. Ортега-и-Гассет // Человек, №2, 1992. — С. 81-90.

122. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека / Л.П. Павлова, А.Ф. Романенко. Л.: Наука, 1988.

123. Палюшев Б. Физика Бога 2: Пограничные пространства / Б. Палюшев. -М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

124. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М.: Аспект-пресс, 1998.

125. Петров A.M. Запад-Восток. Из истории идей и вещей / A.M. Петров. М.: «Восточная литература», 1996.

126. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вопросы философии, 2008, № 8. С. 83-101.

127. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология (5-е изд.) / Ж. Пиаже. — СПб.: Питер, 2004.

128. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи отношениями сего последнего к народу / A.M. Позднеев. Элиста: Репринт изд., 2000.

129. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. М., 1983.

130. Пупышев В.Н. О природе сансары: психологический экскурс / В.Н. Пупышев // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990. - С. 78-89.

131. Радхакришнан С. Инлийская философия. Т.1. / С. Радхакришнан. -М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.

132. Рассел П. От науки к Богу. Путешествие физика в тайны сознания / П. Рассел. М.: София, 2005.

133. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук / Рикер. П. /Герменевтика. Этика. Политика. М.: KAMI, 1995.

134. Риккерт Г. Философия истории / Г. Риккерт. — СПб.: Изд. Д.Е. Жуковского, 1908.

135. Риккерт Г. Философия жизни / Г. Риккерт. МН.: Харвест, М.: ACT, 2000.

136. Розенберг О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг. М., 1994.

137. Роуз С. Устройство памяти. От молекулы к сознанию / С. Роуз. -М: 1995.

138. Рудой В.И., Островская Е.П., Ермакова Т.В. Классическая буддийская философия / В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.И. Ермакова. СПб.: Лань, 1999.

139. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания / С.И. Самыгин: учебное пособие. Ростов н/Д, 1997.

140. Сартр Ж-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр /пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: «Наука», 2001.

141. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. / B.C. Соловьев М., 1989.

142. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. М.: Тривола, 1996.

143. Сорокин П.А. Социокультурная динамика / П.А. Сорокин. /Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 467 - 481.

144. Станиславский К.С. Работа актера над ролью / К.С. Станиславский. -М.: Искусство, 1957.

145. Степин B.C. Философская антропология и философия науки / B.C. Степин. М.: Высшая школа, 1992.

146. Стрельченко А.Б., Звоников В.М. Целенаправленное дифференцирование гипнотическое воздействие на метод активации резервных возможностей человека / А.Б. Стрельченко, В.М. Звоников // Психология и психофизика. 1993. №2. С. 49.

147. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989.

148. Тензин Гьяцо Далай-лама XIV. The Buddhism of Tibet / Тензин Гьяцо Далай-лама XIV. London: George Allen and Unwin, Ltd., 1975 / перевод М. Кожевниковой, С. Согласнова под ред. Ю. Хатымова, 1990.

149. Тензин Гьяцо Далай-лама XIV Наставления Его Святейшества Далай-ламы XIV / Тензин Гьяцо Далай-лама XIV // Ритуал посвящения в Тантру Калачакры. Улан-Удэ: Издательство общины «Дхарма», 1996.

150. Теннис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис. СПб.: Владимир Даль, 2002.

151. Тибетская книга мертвых /пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. Харьков: «Фолио»; М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

152. Тинлэй Геше Джампа. Наставления Геше Джампа Тинлеэя перед посвящением в тантру Калачакры / Геше Джампа Тинлей/ Ритуал посвящения в Тантру Калачакры. Улан-Удэ: Издательство общины «Дхарма», 1996.

153. Токарев В.А. Ранние формы религий / В.А. Токарев М: Наука, 1974.

154. Томпсон М. Философия науки / М. Томпсон /пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИРПРЕСС, 2003.

155. Топорв В.Н. Йога / В.Н. Топоров / Филос словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. - С. 235-236.

156. Топоров В.Н. Сома / В.Н. Топоров /Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.2. — М.: Советская энциклопедия, 1997. С. 462.

157. Топоров В.Н. Хаома / В.Н. Топоров /Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1997. - С. 578.

158. Торчинов Е.А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры») / Е.А. Торчинов // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: «Наука» СО РАН, 1986. - С. 47 - 69.

159. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехиика и трансперсональные состояния / E.H. Торчинов. — 4-ое изд. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005.

160. Узланер Д.А. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. / Д.А. Узланер //Религиоведение, №2, 2008, с. 135-149.

161. Уолш Р. Дух шаманизма / Р. Уолш. М.: ТПИ, 1996.

162. Файгенберг И.М. Активность и заполнение информационного дефицита / И.М. Файгенберг //В.филос. 2005, № 4, С.86-92.

163. Файдыш Е.А. Виртуальный сканер для визуализации топологии информационных полей / Е.А. Файдыш // Материалы Международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». М., 1999.-С. 229-231.

164. Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Файерабенд. М., 1986.

165. Фейербах JL Избранные философские произведения / Л. Фейербах. М., 1995. Т. I, И.

166. Фейербах Л. Сущность религии. Лекции о сущности религии. Сущность христианства / Л. Фейербах // избранные философские произведения. М. Т. 1. 1955.

167. Ферворн Макс. К психологии первобытного искусства / М. Ферворн // Речи и статьи. М.: «Современныя Проблемы», 1910. - С. 169208.

168. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в историю религии / С.Л. Франк. М., 1990.

169. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992.

170. Франчу к В.И. Универсальные механизмы эволюции / В.И. Франчук // В.филос. 2005, № 4. С. 168.

171. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Д.Д. Фрезер. — М.: Политиздат, 1983.

172. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Я и Оно / 3. Фрейд. -М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

173. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

174. Фрейд 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

175. Фролов Б.А. Предыстория шаманизма и психология творчества / Б.А. Фролов // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики» М., 1999. — С. 32 - 50.

176. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. Минск: Полифакт М.,1990

177. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М., 1990.

178. Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви) / Э. Фромм /пер. с англ. JI.A. Чернышевой. Минск: Полифакт, 1991.

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм /пер с нем. Э. Телятниковой. М.: «Изд-во ACT», 2004.

180. Фуко М. Герменевтика субъекта / М. Фуко // Социологос I. М., 1991.

181. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1992. №4. С. 46-47.

182. Хазин A.M. О возможном и невозможном в науке, или где границы моделирования интеллекта / A.M. Хазин. М.: «Наука», 1988.

183. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер / пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2002.

184. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад / О. Хаскли. М.: Эксмо, 2004.

185. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. T.I. / М.Н. Хангалов. -Улан-Удэ, 1958.

186. Харитонова В.И. Виртуальный мир шаманского камлания / В.И. Харитонова // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики» М., 1999. - С. 192-201.

187. Харнер М. Путь шамана / М. Харнер. М.: Крон-пресс, 1996.

188. Хоппал М. Шаманизм в конце тысячелетия / М. Хоппал // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики» — М., 1999. — С. 152 161.

189. Цыбиков Г.Ц. Лам-рим чэн-по. Т. 1. / Г.Ц. Цыбиков -Владивосток, 1913.

190. Чандракирти. Введение в Мадхьямику /пер. с тиб. A.M. Донца. — СПб.: Евразия, 2004.

191. Швейцер А. Жизнь и мысли/ А. Швецер /Сост. И перев. А.Л. Чернявского. — М.: Республика, 1996.

192. Шелдрейк Р. Новая наука о жизни / Р. Шелдрейк. М.: «Рипол классик», 2005.

193. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер. М.: «Индрик», 1995.

194. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения / Ф.В.И. Шеллинг. М., 1988.

195. Шо Миранда. Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме /М. Шо. М.: ООО «Добрая книга», 2001.

196. Шохин В.К. Брахманистская философия / В.К. Шохин. М: «Восточная литература» РАН, 1994.

197. Шредингер Э. Мое мировоззрение / Э. Шредингер // Вопросы философии, 1994, № 9, с. 70 94.

198. Шредингер Э. Материя и разум / Э. Шредингер. Москва-Ижевск, 2000.

199. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка / пер. с англ. A.C. Дмитриевой. М: Аспект Пресс, 1996.

200. Шюц А. Социальный мир и теория социального действия / А. Шюц // Реферативный журнал Социальные и гуманитарные науки», социологи. Сер. 11. 1997. № 2, с. 24-42.

201. Элиаде М. Священное и мирское /пер. с фран. Н.К. Грабовского.- М.: Изд-во МГУ, 1994.

202. Элиаде М. Шаманизм архаичная техника экстаза / М. Элиаде. -София, 1997.

203. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде / пер. с фран. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб.: «Алтейя».

204. ЮнгК.Г. Архетип и символ /К.Г. Юнг. М., 1991.

205. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. / К.Г. Юнг. -М.: Медиум, 1994.

206. Юнг К.Г. Душа и Земля / К.Г. Юнг /Проблемы души нашего времени М., 2002.

207. Юнг К.Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге мертвых» / К.Г. Юнг/ Тибетская книга мертвых /пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. Харьков: «Фолио»; М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

208. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие / И.Н. Яблоков.- М.: Гардарики, 2004.

209. Янгутов JI.E. Психологические аспекты учения о «спасении» в китайском буддизме / JI.E. Янгутов // Психологические аспекты буддизма/ Сб-к статей по ред Н.В. Абаева. Новосибирск: «Наука», 1986, с. 11-22.

210. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная антропология / Е.Р. Ярская — Смирнова. Р/нД: «Феникс», 2004.

211. Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. -М.: «Алгоритм», 2007.

212. Berger P.L. The social reality of religion / P.L. Berger.-Harmondsword: Penguin, 1969.

213. Bierstedt, Robert. American Sociological Theory: A Critical History / R. Bierstedt. New York: Academic Press, 1981.

214. Coleman, J., Katz, E. and Menzel, H. Medical Innovation: A Diffusion Stady / J. Coleman, E. Katz, H. Menzel. — New York: Bobbs-Merril, 1966.

215. Coser L.A., Rosenberg B. Sociological Theory / L.A. Coser, B. Rosenberg. N.Y., 1957.

216. Deleuse G., Guattary F. Nomadlogy: The War Machine / G. Deleuse, F. Guattary. -N.Y., 1986.

217. Dobbelaere K. Secularization: a multi-dimensional concept / K. Dobbelaere // Current sociology, 1981. Vol. 29.

218. Durkheim E., Les formers elementaries de la vie religiense / E. Durkheim. Paris, 1912.

219. Farah M.J. Current issues in the neuropsychology of image generation / M.J. Farah // Neuropsychologia, 1995, V. 33. № 11. P. 1455 1471.

220. Fenn R.K. Toward a theory of secularization / R.K. Fenn. Society for scientific study of religion, 1978.

221. Flax Jane. Postmodernism and Gender Relations in Feminism Theory /JaneFlaxio 2001.

222. Garfinkel H. Studies in Ethnometodology / H. Garfmkel. N. Y. 1986.

223. Lang A. Modern mythology / A. Lang . N.Y., 1897.

224. Lather P., Smart G. Feminism Research and Pedagogy With/ in the Postmodern / P. Lather, G. Smart. N.Y., 1991.

225. Luckman Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society / Th. Luckman. L.: Colliermacmillan, 1970.

226. Malinowski B. A Scientific Theory of Culture and other Essays / B. Malinowski. N.Y., 1960.

227. Martin D. A general theory of secularization / D. Martin Oxford: Blackwell pub., 1978.

228. Merton, Robert K. Social Theory and Social Structure / R. Merton. -New York: Free Press, 1968.

229. Merton, Robert K. Social Research and Practicing Profession / R. Merton. Cambridg: Abt Books, 1982.

230. Parsons T. Religion in a modern pluralistic society / T. Parsons // Review of religious research. 1966. Vol. 7.

231. Stengers I. D'une science a l'autre; Des concepts nomads /1. Stengers. -Paris., 1987.

232. Toynbee, Arnold. Civilization on Trial / A. Toynbee. New York: Oxfqrd University Press, 1948.

233. Weber, Max. The Sociology of Religion / M. Weber. Boston: Houghton, 1963.

234. Weber. M. Basic Concepts in Sociology / M. Weber. N.Y., 1964.

235. Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment / B. Wilson L.: Watts, 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.