Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Карагодина, Оксана Александровна

  • Карагодина, Оксана Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 165
Карагодина, Оксана Александровна. Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2017. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карагодина, Оксана Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Социально-философский анализ подходов к исследованию благотворительной деятельности

1.2. Благотворительная деятельность: сущность и функциональное значение

1.3. Ценностно-смысловые принципы и экзистенциальные установки

благотворительной деятельности

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Динамика и статика развития благотворительности в России

2.2. Благотворительная деятельность в контексте проблемы поиска российской национальной идеи

2.3. Становление социальных практик благотворительности как фактор

формирования гражданского общества в современной России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Как социокультурный феномен российская благотворительность имеет многовековую историю. На протяжении столетий эволюционировали виды и формы благотворительной деятельности, изменялись не только ее субъекты и объекты, но и трансформировалась система ценностно-смысловых ориентиров, побуждающих людей оказывать бескорыстную социальную помощь. Тем не менее, фундаментальные аксиоланты благотворительной деятельности остались неизменными и нередко становились объектом социально-философского исследования. Однако многие их аспекты до сих пор остаются не проясненными.

В последние годы благотворительность начинает играть все более заметную роль в жизни российского общества. Это обусловлено тем, что сложные процессы, протекавшие в постсоветский период его трансформации, послужили своего рода катализатором для возникновения множества социальных проблем. Государственные структуры не смогли полностью устранить негативные последствия социально-экономических потрясений и обеспечить гражданам достойный уровень жизни. В этой связи возрастает роль общественных организаций в просоциальной деятельности, направленной на помощь нуждающимся в ней людям. Происходящие процессы требуют философского осмысления благотворительности, связанного с выявлением сущностных, глубинных смыслов данного социального феномена. Исследование динамики и статики благотворительной деятельности, как необходимых факторов устойчивого развития российского общества, стало актуальной проблемой социальной философии.

В современном российском социуме постепенно на первый план выходят институты гражданского общества, появляются новые субъекты благотворительной деятельности, реализующие социальные инициативы различной направленности. Сегодня о созидательных возможностях таких инициатив упоминается на самом высоком уровне. Положительная оценка

благотворительным акциям была дана Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию (2016 г.), в котором В.В. Путин отметил, что воля и великодушие граждан, участвующих в таких проектах, формируют столь необходимую для России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, который будет обязательно востребован.

На сегодняшний день благотворительная сфера претерпевает определенные изменения, обуславливая необходимость философской рефлексии традиционных и новых благотворительных практик, а также процессов, связанных с институционализацией благотворительности в контексте духовного обновления России и становления гражданского общества.

Степень научной разработанности темы исследования. Со времен античности феномен благотворительности является объектом внимания философов. Платон выстраивал умозаключения о помощи нуждающимся с позиции патернализма, исходя из контекста утопической теории об «идеальном государстве»1. Выступая против «платоновского коммунизма», Аристотель утверждал, что для успешного развития общества необходим средний класс, обладающий частной собственностью. В работе «Никомахова этика» он интерпретировал филантропическую деятельность через понятие дружбы,

Л

связывая ее с благосклонностью межличностных отношений . Многие римские мыслители также не оставили без внимания вопросы благотворительности. В своих трактатах Цицерон3 и Сенека4 обосновывали разумность совершаемых человеком благих деяний.

1 Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1970. 616 с.

Л

Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1983. 830 с.

-5

Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях // О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1999. 528 с.

4 Сенека. О благодеяниях [Электронный ресурс] // Античная литература. URL: http://antientrome.ru/antiitr/thtm?a=1328203959 (дата обращения: 05.08.2014).

В эпоху средневековья осмысление феномена благотворительности осуществлялось преимущественно в контексте религиозных учений. Бескорыстное благотворительное деяние признавалось важным нравственным долгом верующего человека, проявление милосердия рассматривалось как богоугодное дело. Наиболее влиятельными христианскими философами, занимавшимися анализом проблем благотворительности, были Августин Блаженный5 и Фома Аквинский6.

Идея благотворительности успешно эволюционировала в контексте теории

7 8 9

«естественного права». Философы Г. Гроций , Т. Гоббс и Дж. Локк отстаивали тезисы об изначальном равенстве всех людей и наличии у каждого человека естественных прав на жизнь и достойное существование. Благотворительность рассматривается ими в качестве инструмента, способствующего обеспечению этих прав. Выдвигаемые мыслителями идеи внесли значительный вклад в развитие теории благотворительности и заложили основу для становления ее современных концепций.

Марксистские взгляды на феномен благотворительности были политизированными. Исходя из концепции классовой борьбы, К. Маркс не придавал большого значения духовно-нравственным истокам этого феномена и, более того, негативно оценивал его10. Марксисты считали филантропию бессмысленной и даже безнравственной деятельностью, которая не улучшает, а наоборот лишь усугубляет тяжелое положение бедных и обездоленных людей.

5 Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. 1296 с.

6 Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2002. 560 с. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. 868 с.

о

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1991. 736 с.

9 Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988. 668 с.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Сочинения. Т. 4. М., 1955. С. 419-459.

Учение К. Маркса стало одним из идеологических истоков коммунистического патернализма. Тем не менее, оно способствовало расширению взгляда на человеческую личность в социально-экономическом контексте. В научном обороте стало активно использоваться понятие «человек нуждающийся».

К концу XIX - началу XX вв. проблемы нищенства и пауперизма занимали одно из центральных мест в социальных исследованиях. Среди основных научных

публикаций этого времени следует выделить работы Ч. Бута11 и Э.

12

Мюнстенберга , посвященные осмыслению особенностей жизни неимущих. В число первых отечественных работ, посвященных проблемам

13

благотворительности, входит труд А. Д. Стога , в котором дается детальный анализ процесса становления организованной поддержки нуждающихся в ней. Многие аспекты благотворительности, социального служения и справедливости нашли отражение в произведениях русских писателей - Ф. М. Достоевского14, Н. Г. Чернышевского15 и Л. Н. Толстого16.

Исследованием феномена благотворительности занимались представители

1 7

русской религиозной философии конца XIX в. - начала XX в. - В. С. Соловьев ,

11 Booth, Charles. Life and labour of the people in London. Poverty. Rev. ed. N.Y.: A.M. Kelley, 1969.

1 9

Мюнстерберг Э. Призрение бедных. М., 2011. 401 с.

1 ^

Стог А. Д. Об общественном призрении в России. В 2 т. СПб., 1818. 526 с.

14 См., например: Достоевский Ф. М. Идиот // Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. М., 1957. 536 с.; Достоевский Ф. М. Пушкинская речь // Полное собрание сочинений. Т. 26. Ленинград, 1984. С. 129-149.

15 Чернышевский Н. Г. Что делать? М., 1998. 704 с.

16 См., например: Толстой Л. Н. О переписи в Москве // Собрание сочинений. В 22 т. Т. 16. М., 1983. С. 97-104; Толстой Л. Н. Так что же нам делать? // Собрание сочинений. В 22 т. Т. 16. М., 1983. С. 166-399.

17

См., например: Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. СПб., 1970. С. 299-416; Соловьев В. С. Оправдание добра.

П. А. Флоренский18 и В. В. Розанов19. В своих работах мыслители обосновывали необходимость благотворительной деятельности с точки зрения нравственных категорий (справедливости, гуманизма, долга, нестяжания, милосердия и любви), рассматривая ее как неотъемлемый элемент проявления морали.

Из-за доминирующего влияния марксистской идеологии советскими учеными уделялось незначительное внимание проблемам благотворительности. В этической и социально-философской литературе превалировали ее негативные оценки. Социальная наука рассматривала благотворительность как буржуазный пережиток, а бедность представлялась как результат особых социальных отношений эксплуататорского общества, отражающий и выражающий его антагонистические противоречия. Такую позицию обосновывали советские

90 91 99

исследователи С. Ф. Анисимов , Ю. Н. Давыдов и А. И. Титаренко .

Постсоветский период развития российского общества сделал актуальным анализ проблем благотворительности. Ученые исследовали благотворительность,

23

во-первых, как социально значимый вид деятельности (Р. Г. Апресян23, Л. В.

Нравственная философия [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-

bad.ru/docs/slovjov_dobro.pdf (дата обращения: 03.07.2013).

18

См., например: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Собрание сочинений. Т. 1. Ч. 1. М., 1990. 496 с.; Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. М., 1990. 447 с.

19 Розанов В. В. Религия и культура. М., 1990. 637 с.

20

См., например: Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. 253 с.; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979. 142

с.

21

Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М., 1989. 318 с.

99

Марксистская этика / Под ред. А.И. Титаренко. М., 1980. 352 с.

23

См., например: Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 56-67; Апресян Р. Г. Филантропия:

24 25

Бадя , А. М. Вербицкий ), во-вторых, как необходимый общественный институт (О. Е. Кузина26, И. А. Толмачева27). Были предложены различные институциональные модели современной российской благотворительности.

Объектом внимания современных отечественных авторов становятся проблемы патриотизма, национальной идеологии российского общества, соотношения феноменов богатства и бедности в современной России (В. Н. Ремарчук28, В. С. Пусько29).

В последние годы появился новый дискурс в отечественных исследованиях благотворительности - данный феномен анализируют в контексте проблематики

милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 51-60.

24 Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993. 187 с.

25

Вербицкий А. М. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы в России // Социальная работа. 1992. Вып. 6. С. 3-7.

26 Кузина О. Е. Благотворительность в России как социальный институт. [Электронный ресурс]. URL: www.hse.ru/data/007/979/1224/Kuzina_8_04_08.doc (дата обращения: 07.08.2014).

27

Толмачева И. А. Институциональные модели современной отечественной благотворительности // Вестник Томского государственного университета. 2014.

№ 379. С. 108-111.

28

Ремарчук В. Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 9-17.

29

См., например: Пусько В. С. Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России // Казачество. 2015. № 10. С. 12-20; Пусько В. С.

Философия богатства и бедности в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 1 (55). С. 15-20.

становления гражданского общества (Е. М. Андронова , И. Е. Корнеева, И. В.

Л 1

Мерсиянова , И. М. Модель, Б. С. Модель , В. Н. Якимец ). Кроме того, наблюдается гуманистический тренд, дается оценка благотворительности как практической форме гуманизма (О. С. Хлякин34).

Несмотря на то, что имеется целый ряд философских исследований, посвященных вопросам благотворительности, тем не менее, еще не сформировалось целостное ее понимание как необходимого элемента духовно-нравственного базиса социокультурной идентичности формирующегося российского суперэтноса. Рассмотрение благотворительной деятельности в данном аспекте позволит осмыслить ее как субстанциональное основание развития российского общества.

30

30 Андронова Е. М. Благотворительность и некоторые аспекты общественного взаимодействия как составная часть становления гражданского общества. Обобщенные материалы исследования на примере Тульского региона // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб.,

2001. С. 722-727

31

Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение Вып. УШ. М., 2013. 204 с.

32

Модель И. М., Модель Б. С. Благотворительные общественные объединения в институциональном поле гражданского общества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук.

2002. № 3. С. 128-143.

33

Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М., 2004. 384 с.

34 Хлякин О. С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты: дис.....канд. филос. наук. Красноярск, 2004. 129 с..

Цель диссертационной работы - социально-философский анализ благотворительной деятельности как субстанциональной основы эволюции российского общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- провести сравнительный анализ основных концепций благотворительной деятельности;

- выявить фундаментальные факторы и функциональное значение института благотворительности в российском социуме;

- определить ценностно-смысловые принципы и экзистенциальные установки благотворительной деятельности;

- исследовать российскую благотворительность исходя из наличия онтологической дихотомии социального бытия «статика-динамика»;

- осуществить анализ благотворительной деятельности в контексте проблематики формирования национальной идеи;

- дать оценку социальных практик благотворительности и их влияния на становление гражданского общества в России.

Объектом исследования является благотворительность как социокультурный феномен.

Предметом исследования выступает благотворительная деятельность как духовно-субстанциональный аспект бытия российского социума.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется сложностью и многоаспектностью объекта анализа. Большое значение на выбор методологии оказали социально-философские идеи Платона и Аристотеля, позволившие выделить базовые подходы к осмыслению феномена благотворительности - «патерналистский» и «либеральный». Для анализа благотворительности как социальной практики был использован структурно-функциональный подход, представленный концепциями Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Выявление ценностно-смысловых компонентов благотворительной деятельности осуществлялось на основе аксиологического подхода,

разработанного представителями русской философии (В. С. Соловьевым, П. А. Флоренским, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, В. В. Розановым). Исследование благотворительности как значимого института гражданского общества осуществлялось с помощью институционального подхода (Т. Веблен. Д. Норт).

Анализ собранного материала по проблеме выявления места и роли благотворительной деятельности в процессе социокультурного развития российского социума осуществлялся с помощью методологических принципов единства исторического и логического, системной детерминации и самоорганизации, а также деятельностного подхода. Для оценки феномена благотворительности с точки зрения существующих социальных противоречий российского общества применялся диалектический метод.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Выделены два основных концептуальных подхода к оценке благотворительности в российском социуме: патерналистский, базирующийся на признании доминирующей роли государства, принимающего на себя руководящую роль в осуществлении социальной защиты граждан, и либеральный, предполагающий возможность свободного и разумного выбора человека в деле оказания социальной помощи Другому на основе наличия развитого института частной собственности.

2. Уточнено смысловое содержание концепта «благотворительность», отражающее особенности исторического развития общественной солидарности и представляющее собой значимый фактор социокультурной идентичности формирующегося российского суперэтноса.

3. Проведен анализ российской благотворительной деятельности в контексте онтологической дихотомии «статика-динамика»: статичность обоснована через осмысление ментальных особенностей и культурных архетипов российского народа, динамичность - через анализ глобализационных процессов.

4. Обоснована возможность выдвижения концептов милосердия и благотворительности в качестве базовых для формирования национальной идеи и системы субстанциальных ценностей развития российского суперэтноса.

5. Предложена концептуальная идея благотворительности как объективно необходимого социокультурного фактора формирования гражданского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современном социально-философском дискурсе следует выделять два альтернативных концептуальных подхода к оценке благотворительной деятельности - патерналистский и либеральный. Если первый подход предполагает превалирующую роль государства, его особую ответственность за решение социальных проблем граждан и субъект-объектные общественные отношения, то второй признает в качестве обязательных факторов благотворительной деятельности наличие частной собственности, экономической свободы и субъект-субъектные социальные связи.

2. Современная благотворительность - это объективно необходимая типовая практика общественного взаимодействия, поддерживаемая системой институтов социальной помощи и проявляющаяся в формах гражданских инициатив, направленных на интегративное развитие гармоничной социальной среды. Отражая историческую традицию общественной солидарности, благотворительная деятельность предстает как основа социокультурной идентичности формирующегося российского суперэтноса. Базируясь на фундаментальных принципах - свободы воли, рациональности, милосердия и социальной справедливости - она способствует устойчивому развитию общества.

3. Институт благотворительности - это система филантропической помощи, состоящая как из статических, так и динамических компонентов. Оставаясь неизменной в своих духовно-нравственных основаниях, российская благотворительность, как значимый вид социальной деятельности, все же претерпевает трансформации, связанные со сменой исторических эпох. Ее статичность базируется на особенностях культурных архетипов российского суперэтноса и проявляется в сохранении его основных установок общественного

поведения, связанных с оказанием социальной помощи. Динамические изменения обусловлены во многом глобализационными процессами, детерминирующими появление новых благотворительных практик. Последние связаны с паттернами потребительского общества и структурным преобразованием прежних институциональных форм общественной жизни, вызванным эволюцией гражданского общества.

4. Милосердие, благотворительность и патриотизм могут и должны стать концептами национальной идеи и субстанциальными ценностями развития российского суперэтноса. На социогенетическом уровне они нашли закрепление в его культурных архетипах и менталитете. Несмотря на имеющуюся цивилизационную специфику, ценностно-смысловые установки благотворительности и патриотизма отличаются универсальностью, поскольку не противоречат социальным нормам всех значимых общественных групп российского социума.

5. В современных условиях благотворительная деятельность является необходимым фактором формирования гражданского общества в России. Участие в ней служит социальной мобилизации общества и формирует гражданскую активность субъекта на основе принципов социальной солидарности. Развитие института благотворительности позволит консолидировать нацию и гуманизировать существующие общественные отношения, отличающиеся значительной отчужденностью субъекта от Другого.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют составить более глубокое представление о содержании отдельных областей проблематики социальной философии: взаимоотношениях личности и социума, механизмах развития социальной солидарности и нивелирования социальной напряженности, принципах и факторах развития гражданского общества, роли благотворительности в формировании аксиологического компонента социальной интеракции. Результаты исследования могут быть использованы при концептуализации философских, социологических, культурологических и

психосоциальных воззрений на общественные проблемы развития российского социума.

Определение ценностно-смысловых принципов, экзистенциальных установок и функций благотворительной деятельности позволяет понять ее сущностные характеристики. Полученные выводы могут содействовать решению проблемы поиска национальной идеи российского суперэтноса, способствовать рассмотрению благотворительной деятельности как инструмента развития гражданского общества в России.

Материалы работы могут быть использованы при подготовке и проведении курсов по социальной философии, истории философии, философии культуры, истории благотворительности. Отдельные разработки и материалы исследования могут применяться в профессиональной деятельности работников социальных служб, органов исполнительной власти, а также представителями общественных благотворительных организаций.

Апробация работы. Тезисы и положения диссертационного исследования излагались в рамках научных конференций различного уровня, в том числе таких, как:

- XXIV Областные краеведческие чтения, посвященные 70-летию Сталинградской битвы. Волгоград, 2013;

- Апрельская научная сессия Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2013;

- Всероссийская научная конференция «Человек и общество: от концепций к социальным технологиям». Волгоград, 2015;

- Международная заочная научно-практическая конференция «Международные и внутригосударственные проблемы и перспективы развития политики, права, национальных государств в XXI веке». Владивосток, 2015;

- Международная научно-практическая конференция «Наука, технологии и инновации в современном мире». Уфа, 2016;

- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016». Москва, 2016;

- Международная научно-практическая конференция «Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития». Вологда, 2016.

Отдельные аспекты, связанные с тематикой диссертационной работы, были исследованы в рамках грантов, поддержанных РГНФ: проект № 12-13-34010 «Феномен благотворительности в провинциальном социуме: традиционное и инновационное (на основе сравнительного анализа г. Царицына и г. Волгограда на рубеже XIX-XX и XX-XXI столетий)», 2012-2013 гг. и проект № 15-13-34004 «Гражданское общество Царицына в период Первой мировой войны (июль 1914 -февраль 1917 гг.)», 2015-2016 гг.

Кроме того, идеи и выводы диссертации обсуждались на круглых столах: «Единая служба целевой благотворительности России» (19 ноября 2014 г.), «Социальная активность молодежи: становление и развитие гражданского общества в России» (28 апреля 2016 г.).

Основные результаты диссертации изложены в 15 публикациях автора, из которых 5 опубликованы в изданиях, входящих в Перечень ВАК при Минобрнауки РФ (в том числе 1 - в журнале, входящем в международную базу цитирования Scopus и Web of Science).

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы, который включает в себя 280 источников на русском и иностранном языках. Общий объем диссертации составляет 1 63 страницы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

1.1. Социально-философский анализ подходов к исследованию

благотворительной деятельности

В начале XXI века изучение феномена благотворительности в России получило широкое распространение в социокультурном познании и вполне может быть выделено в отдельное направление исследования социально-философской направленности. Рефлексивное осмысление благотворительности связано с выявлением сущностных, глубинных смыслов данного социального феномена. Оно направлено на поиск «оснований, связанных с архетипами, алгоритмами, языковыми дискурсами, «археологией» и историей данного вида деятельности. Именно эти основания, иногда трудно артикулируемые, но придающие смысл

35

деятельности, можно назвать ее философией» . В рамках философского подхода вектор исследований отечественной благотворительности должен быть направлен на анализ социокультурных особенностей благотворительной деятельности российского суперэтноса.

Вопросы, связанные с изучением различных форм проявления филантропического поведения, неоднократно становились предметом научного поиска отечественных и зарубежных мыслителей на различных этапах развития общества, в связи с чем, комплексный анализ благотворительности, в том числе российской, не может производиться в отрыве от этого научного наследия. Также, отметим, что понятия «благотворительность» и «филантропия» используются в работе как синонимичные. В научной литературе сложились достаточно противоречивые мнения относительно возможности отождествления этих двух

35

Дзялошинский И. М. Благотворительность в постмодернистском обществе // Иосиф Дзялошинский. Гражданские коммуникации. URL: http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml (дата обращения: 23.06.2015).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карагодина, Оксана Александровна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «В термине «милосердие» скрыт сильный отрицательный подтекст» // Филантроп - электронный журнал о благотворительности. Режим доступа: http://philanthropy.rU/intervyu/2012/04/28/7638/#.U-xmDaM_Qkk (дата обращения: 14.08.2014).

2. Августин Блаженный. О Граде Божием. М.: АСТ, 2000. 1296 с.

3. Агеев А. И. Национальная идея // Экономические стратегии. 2006. Т. 8, № 7. С. 5.

4. Аксаков И. С. Общественная благотворительность наших дней // Московские ведомости. - 1847. - 15 февр.

5. Аксаков И. С. О благотворительности по русскому понятию // Литература и жизнь. Режим доступа: http://dugward.ru/library/aksakovy/iaksakov_o_blagotvorit.html (дата обращения:

22.07.2014).

6. Андреев А. Русский человек (особенности менталитета) // Россия в красках. Режим доступа: http://ricolor.org/rus/op/br/andreev (дата обращения:

20.05.2015).

7. Андронова Е. М. Благотворительность и некоторые аспекты общественного взаимодействия как составная часть становления гражданского общества. Обобщенные материалы исследования на примере Тульского региона // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001. С. 722-727.

8. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

9. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. 142 с.

10. Антонова О. И., Костина Н. Б. Роль религиозных общностей в реализации социальной политики // Социологические исследования. 2009. № 9. С. 89-96.

11. Антонович И. В. Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края): дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2003. 194 с.

12. Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 56-67.

13. Апресян Р. Г. От «дружбы» и «любви» - к морали: об одном сюжете в истории идей // Этическая мысль. Ежегодник. 2000. Вып. 1. С. 182-194.

14. Апресян Р. Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 51-60.

15. Апресян Р. Г. Функциональные особенности благотворительности // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001. С. 41-55.

16. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.

830 с.

17. Бабосов Е. М. Альтруизм - специфический способ реализации человекомерности социального бытия // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 192-201.

18. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М.: Наука, 1993. 187 с.

19. Бажов С. И. Русский национальный характер как тема религиозно-философской мысли русского зарубежья в 20-50-х гг. ХХ в. // История философии. 2011. № 16. С. 208-224.

20. Балашов А. М. Философия хозяйства и моральные аспекты предпринимательской деятельности в трудах русских ученых // Научный альманах. 2015. № 10-1(12). С. 55-58.

21. Батенин С. С. Человек в его истории. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1976. 296 с.

22. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

224 с.

23. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 388 с.

24. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 320 с.

25. Бердяев Н. А. Судьба России. Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/read/69716/ (дата обращения: 26.07.2015).

26. Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России / под ред. П. И. Лыкошина. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1901. 341 с.

27. Блан Л. Организация труда. М.: Либроком, 2011. 82 с.

28. Боброва Е. Б. Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 111. С. 279-284.

29. Борис О. А., Парахина В. Н. Развитие благотворительной деятельности компаний как фактор улучшения финансирования НКО // Некоммерческие организации в России. 2010. № 6. С. 28-35.

30. Бронников И. А. Интернет как фактор активизации гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 264-267.

31. Буева Л. П. Русская философия о духовности. Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/histan/statwi/Bueva_Russkaya_filosofiya_o_duxovnosti.pdf (дата обращения: 02.01.2015).

32. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). Режим доступа: http://www.vehi.net/vehi/bulgakov.html#_ftnref15 (дата обращения: 20.11.2014).

33. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993. 562 с.

34. Булгаков С. Н. Православие и хозяйственная жизнь // Православие. Очерки учения православной церкви. 1989. С. 345-369.

35. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.

36. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. 350 с.

37. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

38. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Под ред. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2007. 576 с.

39. Бурдье П. Структура, габитус, практика. Режим доступа: http://www.old.jourssa.rU/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 02.03.2016).

40. Бутенко А. И. Судьба творческих союзов // Социс. 2002. № 9. С. 101-110.

41. Бухарева Т. Ю. Социальная экспертиза как необходимое условие развития частной благотворительности // Вестник Московского университета. 2007. №1. С. 21-35.

42. Быков А. А. Благотворительность как социокультурный феномен: генезис идей и практик // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1(17). С. 5-10.

43. Васильева Е. Г., Литвинова И. Н., Карагодина О. А. Феномен благотворительности в провинциальном социуме на рубеже Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 столетий: Монография. Волгоград: изд-во ВолГУ,

2013. 307 с.

44. Васильева Е. Н., Гуляихин В. Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования // Социологические исследования.

2014. № 8. С. 115-119.

45. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.

46. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.

416 с.

47. Вербицкий А. М. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы в России // Социальная работа. 1992. Вып. 6. С. 3-7.

48. Возрождение благотворительности в отечественном образовании -объективное веление времени. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/1_2004/85.html (дата обращения: 05.01.2016).

49. Волкогонова О. Д. Русская идея. Мечты и реальность // Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее. М.: Новый фактор, 2002. С. 158-181.

50. Володин Д. А. Компаративистский анализ русской и американской философии в контексте национального менталитета : дис. ... канд. филос. наук. М., 2004. 161 с.

51. Волшебное кольцо: [Тексты сказок] № 190-191 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 2. М.: Наука, 1985. С. 33-44.

52. Волшебный конь: [Тексты сказок] № 185 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 2. М.: Наука, 1985. С. 22-26.

53. Вольтер О. В. Национальная идея или государственная идеология: возможность существования в современной России // Сборник материалов Шестой международной научно-практической Интернет-конференции «Общество и этнополитика». Новосибирск: изд-во СибАГС, 2013. С. 16-25.

54. Воронова Е. А. Благотворительность в социальной политике / Е. А. Воронова // Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. 280 с.

55. Воронова Е. А. Духовное состояние российского общества и благотворительность (историко-социологический анализ). СПб.: изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. 130 с.

56. Встреча с активом Клуба лидеров // Официальный сайт президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/51263 (дата обращения: 20.10.2016).

57. Галимуллина Н. М. Частная благотворительность как проявление активной позиции членов гражданского общества // Казанская школа связей с общественностью. Сборник статей. Отв. ред. Д. К. Сабирова. Казань, 2010. С. 138-143.

58. Гизатов К. Т. Национальная идея и национальная идеология в России // Диалог. 2001. № 5. С. 45-51.

59. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 736 с.

60. Гогель С. К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб.: Состоящее под августейшим покровительством Вел. Государыни имп. Александры Федоровны попечительство о трудовой помощи, 1908. 257 с.

61. Голованивская М. К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М.: Диалог МГУ, 1997. 279 с.

62. Голодок О. С. Концептуальные основы российской модели благотворительной деятельности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2003. 20 с.

63. Горина Т. С. Трактовка И. Адизесом роли духовности в развитии организации // Сборник материалов XVIII Международной конференции «Система ценностей современного общества». Новосибирск, 2011. С. 27-31.

64. Горовцев А. М. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1901. 503 с.

65. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

66. Гулов А. А. Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Душанбе, 2012. 23 с.

67. Гуляев А. А. Проблема духовности в русской религиозной философии: дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 1997. 143 с.

68. Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е. Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 127-132.

69. Гуляихин В. Н. Архетипическая матрица правового поведения человека // Философия права. 2014. № 3 (64). С. 75-79.

70. Гуляихин В. Н. Архетипы правосознания как детерминанты правового поведения человека // Вопросы правоведения. 2014. № 3 (24). С. 29-40.

71. Гуляихин В. Н. Проблема гуманизации российской системы правовой ресоциализации // Российская юстиция. 2013. № 4. С. 52-54.

72. Гусейнов А. А. История этических учений. Гроций. Режим доступа: http://society.polbu.ru/guseinov_ethichistory/ch83_all.html (дата обращения:

21.07.2014).

73. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М.: Молодая гвардия, 1989. 318 с.

74. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2. М.: Русский язык, 1978. 678 с.

75. Демина И. С. Благотворительная деятельность семьи принцев Ольденбургских в России: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2006. 207 с.

76. Дзялошинский И. М. Благотворительность в постмодернистском обществе // Иосиф Дзялошинский. Гражданские коммуникации. Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml (дата обращения:

23.06.2015).

77. Дмитриева М. Г. Традиции западной и русской благотворительности в современном обществе // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Неклассическое общество: векторы развития». Владимир, 2008. С. 213-217.

78. Дмитриева М. Г. Философско-методологические основы благотворительной деятельности в сфере социализации детей-сирот: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2014. 167 с.

79. Долгов А. Ю. Изучение альтруизма в России в начале XX в.: Социобиологический аспект. Режим доступа: http://www.academia.edu/7133520/ (дата обращения: 12.07.2014).

80. Долгова Н. Б. Философский смысл дифференциации конфессионального и внеконфессионального понимания социального служения церкви // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 78-81.

81. Д'Оссонвиль. Нужда, порок и благотворительность. СПб., 1898. 386 с.

82. Достоевский Ф. М. Идиот // Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1957. 536 с.

83. Достоевский Ф. М. Пушкинская речь // Полное собрание сочинений. Т. 26. Ленинград: Наука, 1984. С. 129-149.

84. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Режим доступа: http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol13/225.htm (дата обращения:

15.11.2014).

85. Дроздова О. В. Национальная идея в социокультурном пространстве России: дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2009. 171 с.

86. Дугин А. Г. Евразийская платформа. Национальная идея является из живого чрева истории // Независимая газета. 2000. 15 нояб.

87. Дугин А. Г. Единственная форма национальной идеи - евразийская // Литературная газета. 2001. 12-18 сент.

88. Дугин А. Г. Из Крыма пришли люди нового призыва, они оздоровят нашу нацию (интервью в программе «Познер», выпуск от 21 апреля 2014 года) // Официальный сайт первого канала. Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5756/fi30894 (дата обращения:

25.08.2015).

89. Дугин А. Г. О национальной идее // Эфир программы «Настроение» от 5 марта 2012 г. Режим доступа: http://nastroeme.tvc.ru/nvideo.aspx?faid=9c4fddef-c457-4abd-a369-a6787a792bab&fn=0&date=05.03.2012 (дата обращения: 25.08.2015).

90. Дугин А. Г. Эволюция национальной идеи Руси (России) // Отечественные записки. 2002. № 3. С. 125-139.

91. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.

92. Дюркгейм Э. Самоубийство. М.: Мысль, 1994. 399 с.

93. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.

94. Емельянов В. Ю. Гносео-онтологическое измерение духовности. Режим доступа: https: ^саНЬш .com/media/converted_poetry_links/136/13675_emelyanov-vadim-yurevich_gnoseo-ontologicheskoe-izmerenie-duhovnosti.pdf (дата обращения: 02.01.2015).

95. Журавлева Т. Б. Благотворительность как социальный институт современного гражданского общества. Казань: изд-во Академии социального образования (Казанский социально-юридический институт), 2008. 204 с.

96. Загадочная русская душа. Режим доступа: http://www.yburlan.ru/biblioteka/zagadochnaya-russkaya-dusha (дата обращения: 02.08.2015).

97. Ильин И. А. Спасение в качестве // Русский колокол. 1928. № 4. С. 3-7.

98. Ильин И. А. О России. Три речи // Иван Александрович Ильин. Избранное. Режим доступа: http://projectrussia.orthodoxy.rU/PR/ii.php#PART1 (дата обращения: 28.02.2015).

99. Ирхин Ю. В. Национальная идея России и идеологема «План Путина» // Россия и современный мир. 2008. № 2 (59). С. 45-56.

100. Исследование частных пожертвований в России 2016 // КАФ. Фонд поддержки и развития филантропии. Режим доступа:

http://www.cafrussia.ru/page/sostradanie_i_spontannost_chastnie_pozhertvovaniya_v_r ossii (дата обращения: 11.11.2016).

101. Карагодина О. А. Благотворительная деятельность в Царицыне в годы Первой мировой войны // Былые годы. 2016. №. 39, Вып. 1. С. 246-252.

102. Карагодина О. А. Благотворительная деятельность и развитие институтов гражданского общества в России // Философская мысль. 2016. № 7. С. 62-68.

103. Карагодина О. А. Интернет-благотворительность как социальный феномен современного российского общества // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2012. № 9. С. 2629.

104. Карагодина О. А. Милосердие и благотворительность как концепты национальной идеи в России // Философия и культура. 2016. № 6. С. 865-872.

105. Карагодина О. А. Особенности благотворительной деятельности в российском социуме // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2 (32-1). С. 101-105.

106. Карагодина О. А. Современные благотворительные практики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (34). Ч. 11. С. 75-78.

107. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. Петроград, 1922. 82 с.

108. Киселев М. И., Шаркова Т. И. Исторические предпосылки формирования понятий «милосердия» и «благотворительность» // Молодой ученый. 2014. №7. С. 613-616.

109. Клецина А. А., Орлова А. В. Современные социальные исследования благотворительности в России // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001. С. 9-16.

110. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. М.: Правда, 1990. 624 с.

111. Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси. Режим доступа: http://www.golubinski.ru/russia/dobrye.htm (дата обращения:

02.02.2015).

112. Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Мысль. 1995. 774 с.

113. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. 432 с.

114. Койсина М. Д. Доверие как условие для развития института благотворительности // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № 9 (9). С. 110-119.

115. Кондрашов Е. А. Патриотизм и благотворительность - это жизненная необходимость для любого человеческого общества // Альманах. № 5, 2007. Режим доступа: http://www.geraldika.org/05_2007_03.htm (дата обращения:

12.02.2016).

116. Концепция социального государства: обсуждение / Г. Селезнев, А. Исаев, А. Селиванов и др. // Человек и труд. 2003. № 1. С. 33-38.

117. Костина Е. Ю. Благотворительность в российском обществе как социальный институт и вид социальной деятельности: на материалах Приморского края: дис. ... канд. социол. наук. Владивосток, 2005. 221 с.

118. Кочнова О. А. Благотворительность как категория социальной философии // Вестник Севастопольского государственного технического университета. Философия. 2006. №78. С. 137-143.

119. Кошкина Е. Г. Понятие и сущность концепта как многомерного смыслового образования в коллективном сознании // Материалы IV международной научно-практической конференции «Язык и коммуникация в контексте культуры». Рязань, 2009. С. 100-108.

120. Красильникова О. С. Отражение национального характера в фольклоре (на примере испанских и русских пословиц) // Социогуманитарный вестник. 2012. № 1. С.178-180.

121. Кудринская Л. А. Анализ субъекта добровольческого труда через призму категорий отчуждения и свободы труда // Вестник Московского университета. 2007. № 2. С. 132-139.

122. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. №5. С. 15-22.

123. Кузина О. Е. Благотворительность в России как социальный институт. Режим доступа: www.hse.ru/data/007/979/1224/Kuzina_8_04_08.doc (дата обращения: 07.08.2014).

124. Ларошфуко Ф. Размышления, или моральные изречения и максимы. М.: Наука, 1978. 332 с.

125. Лафарг П. Благотворительность. Одесса, 1905. 40 с.

126. Лебедев С. А. Национальная идея для современной России // Безопасность Евразии. 2004. №4. С. 438-443.

127. Лебедева Н. М. Русский национальный характер // Естественнонаучные исследования творческого процесса. Режим доступа: http://www.characterology.ru/characterology/nation-characterologic/item_4474.html (дата обращения: 07.09.2015).

128. Леонова О. Г. Традиции благотворительности в русской культуре. Режим доступа: http://www.izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID=31823 (дата обращения: 08.08.2015).

129. Леонтьев К. Н. Собрание сочинений К. Леонтьева. Издание В. М. Саблина. Т. 6. М., 1912.

130. Летаева Л. А. Русская ментальность и национальный характер в отечественной и зарубежной русиситике // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 2. С. 233-239.

131. Литвинова Е. Ф. Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность // Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1892. 77 с.

132. Литвинова И. Н. Благотворительность и волонтерство как важный сегмент гражданского общества // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXXII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: изд-во: ЦРНС, 2013. С. 116-122.

133. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с.

134. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.

368 с.

135. Луговой В. Н. Идеал соборности в русской религиозной философии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. № 2. 2011. С. 60-66.

136. Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях // О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 528 с.

137. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 5-9.

138. Маркс, К. Критика Готской программы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. Т. 19. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 9-32.

139. Маркс, К. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 419-459.

140. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2-е изд. Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 7-544.

141. Марксистская этика / Под ред. А.И. Титаренко. М.: Издательство политической литературы, 1980. 352 с.

142. Мееровский Б. В. Гоббс. М.: Мысль, 1975. 208 с.

143. Мельгунов Н. А. Спор о благотворительности // Современник. 1847. № 5, отд. IV. С. 136-142.

144. Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение Вып. VIII. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 204 с.

145. Милль Дж. С. Основы политической экономии. В 3 т. Т. 3. М: Прогресс, 1981. 447 с.

146. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 76-87.

147. Мировой рейтинг благотворительности 2016 // КАФ. Фонд поддержки и развития филантропии. Режим доступа: http://www.cafrussia.ru/page/mirovoi_reiting_blagotvoritelnosti_1 (дата обращения: 11.11.2016).

148. Модель И. М., Модель Б. С. Благотворительные общественные объединения в институциональном поле гражданского общества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2002. № 3. С. 128-143.

149. Модель И. М., Модель Б. С. Специфика ценностно-мотивационной сферы лидеров благотворительных НКО // Благотворительность в России Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. С. 595-601.

150. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. 803 с.

151. Мюнстерберг Э. Призрение бедных. М.: Книга по Требованию, 2011.

401 с.

152. Надточий И. О. Систематизация этики как проблема современной философии. - Режим доступа: http: //www.rusnauka. com/19_AND_2012/Philosophia/6_114123.doc. htm (дата обращения: 28.02.2015).

153. Национальная идея найдена // Официальный сайт РИА Новости. Режим доступа: http://ria.ru/zinoviev_club/20140731/1018124260.html (дата обращения: 26.08.2015).

154. Национальная идея России / Под общ. ред. С. С. Сулакшина. В 6 т. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2012. 752 с.

155. Нечипорова Е. В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 26 с.

156. Нечипорова Е. В. Проблемы милосердия и благотворительности в творчестве Владимира Соловьева. Режим доступа: http://religiopolis.org/documents/3256-ev-nechiporova-problemy-miloserdija-i-blagotvoritelnosti-v-tvorchestve-vladimira-soloveva.html (дата обращения: 28.06.2015).

157. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.: Союз, 1993. 31 с.

158. Нидерле Л. Славянские древности // Историческая библиотека. Режим доступа: http://historylib.org/historybooks/Lyubor--Niderle_Slavyanskie-drevnosti/28 (дата обращения: 28.02.2014).

159. Низовцева Л. В. Русский национальный характер: прошлое и настоящее // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 4. С. 119-124.

160. Новые идеи в социальной философии / Под ред. В. Г. Федотовой.

М.: ИФ РАН, 2006. 324 с.

161. Норт Д. Институты, институциональные изменения функционирования экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

162. Нуждина О. Ю. Концепты «душа» и «тело» в языковой картине мира (на материале английского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 18 с.

163. Нурков В. М. Социологические проблемы управления благотворительной деятельностью в мегаполисе: автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2000. 29 с.

164. Нурков В. М. Социологические проблемы управления благотворительной деятельностью в мегаполисе: дис. ... канд. социол. наук. М., 2000. 151 с.

165. О глобальном договоре. Режим доступа: http://globalcompact.ru/o-proekte/o-globalnom-dogovore (дата обращения: 28.02.2014).

166. О нравственности более сложно // Основы миросозерцания глазами детей. Режим доступа: http://mirosozertcanie.blogspot.ru/2013/05/blog-post_10.html (дата обращения: 18.04.2014).

167. Овсеенко Ю. С. Национальная идея современной России -инновационное развитие // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 2. № 1. С. 204-213.

168. Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе. Режим доступа: http://allrefs.net/c3/3r3zb/p6 (дата обращения:

22.07.2014).

169. П. Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века.

Режим доступа: http://librebook.ru/filosoficheskie_pisma_sbornik/vol7/1 (дата

обращения: 02.01.2015).

170. Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998. 392 с.

171. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 94-122.

172. Петрова В. И. Социум как объект познания и самосовершенствования // Физическая культура. Научно-методический журнал. 1998. № 3. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/1998N3/p44-46.htm (дата обращения:

08.02.2015).

173. Петрова Л. Е. Индивидуальная жизненная ситуация как объект благотворительности // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. С. 574-581.

174. Петрова А. В. Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие: теория и история процесса: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.

175. Пискунова Л. П. Меценатство как внетекстовая и текстовая реальность художественного творческого искусства: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. 23 с.

176. Платон. Мудрые мысли. Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotation/txt_373.php (дата обращения: 17.07.2014).

177. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1970. 616 с.

178. Попова Е. А. Нравственно-правовой идеализм Владимира Соловьева: автореф. дис. ... канд. юридич. наук. Тамбов, 2006. 21 с.

179. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 526 с.

180. Послание Президента Федеральному Собранию. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/53379 (дата обращения: 10.12.2016).

181. Потемкина Т. В. Становление русской идеи как основы национального самосознания русского народа: история и современность: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2006. 20 с.

182. Потенциал и пути развития филантропии в России / Под ред. И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона. М.: Изд. дом гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 419 с.

183. Присоединить Европу - это по-русски! // Портал Russia.ru. Режим доступа: http://russia.ru/video/diskurs_14028/ (дата обращения: 25.08.2015).

184. Пусько В. С. Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России // Казачество. 2015. № 10. С. 12-20.

185. Пусько В. С. Философия богатства и бедности в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 1 (55). С. 15-20.

186. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. 992 с.

187. Рациональность филантропии. Режим доступа: http://www.techniar.ru/tecgs-22-1.html (дата обращения: 25.04.2016).

188. Ремарчук В. Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 9-17.

189. Розанов В. В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. 637 с.

190. Розанов В. В. Черта характера Древней Руси // Публицистика В. В. Розанова. Режим доступа: http://varvarin.ru/files/1892.Rozanov.Cherta.Kharaktera.Drevney.Rysi-RiK.NO.pdf. (дата обращения: 21.07.2015).

191. Ромах О. В., Шааб К. С. Числовой и этнический показатели долголетия. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mera-zhenskogo-v-sovremennuyu-epohu-mezhdu-stervoy-i-antistervoy.pdf (дата обращения: 18.08.2015).

192. Российская благотворительность: история в материалах прессы / Сост. А. М. Вербицкий // Благотворительный фонд «Сопричастность». М.: «Charities Aid Foundation», 1995. Вып. 2: (1993-1994). 176 с.

193. Рост Церкви // Церковь сегодня. Режим доступа: http://churchtoday.ru/biblioteka/hristianstvo/dvorkin-a-l-ocherki-po-istori-vselenskoi-pravoslavnoi-cerkvi/ix-rost-cerkvi.html (дата обращения: 17.07.2014).

194. Роулз Д. Идеи блага и приоритет права // Современный либерализм. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. С. 76-107.

195. Роулз Д. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995.

532 с.

196. Русская душа ушиблена ширью. Русский менталитет // Русское воскресение. Православие. Самодержавие, народность. Режим доступа: http://www.voskres.ru/idea/cheprov.htm (дата обращения: 05.08.2015).

197. Русская идея // Энциклопедия «Русская цивилизация». Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/russian_history/11175/РУССКАЯ (дата обращения:

20.11.2014).

198. Свердлова А. Л. Меценатство в России как социальное явление. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/809/089/1217/005_sverdlova.pdf (дата обращения: 02.01.2015).

199. Сенека. О благодеяниях // Античная литература. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1328203959 (дата обращения: 05.08.2014).

200. Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. С. 167-192.

201. Свобода воли. Новая философская энциклопедия // Институт Философии Российской Академии Наук. Режим доступа: http://iphras.ru/elib/2671.html (дата обращения: 05.01.2016).

202. Сидорина Т. Ю. Феномен благотворительности и моральное самосознание // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 44-56.

203. Сидорова Д. А. Доверие в благотворительности // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: Материалы XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/63792855.pdf (дата обращения: 02.01.2016).

204. Симонишвили Е. Н. Феномен духовности в русской философии // Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. № 1. С. 132-137.

205. Скляров А. А. Национальная идея России как фактор повышения жизнеспособности страны // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4-2 (56). С. 162-165.

206. Служение русской мысли // Духовная революция XIX века. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/duhrev06.htm (дата обращения:

28.02.2015).

207. Сморгунова В. Ю. Англо-американский либерализм как основание западной модели гражданского общества: теоретико-правовой анализ. Режим доступа: http://psibook.com/sociology/anglo-amerikanskiy-liberalizm-kak-osnovanie-zapadnoy-modeli-grazhdanskogo-obschestva-teoretiko-pravovoy-analiz.html (дата обращения: 02.03.2016).

208. Смыслов В. В. Русский национальный характер и его проявление в русской истории и культуре // Симбирский научный вестник. 2016. № 3(25). С. 138-144.

209. Соколов А. В., Власова А. А. Благотворительность в системе гражданской активности россиян // Власть. 2014. № 12. С. 56-61.

210. Солманидина Н. В. В. О. Ключевский О роли природы как социального фона и потенциала формирования русского народа и его ментальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. 2012. № 27. С. 989-993.

211. Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. СПб., 1970. С. 299-416.

212. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/slovjov_dobro.pdf (дата обращения: 03.07.2013).

213. Соловьев В. С. Русский национальный идеал // Сочинения. В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 286-295.

214. Соловьев В. С. Собрание сочинений. Т . 2. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/soloviev_2/01 (дата обращения: 02.01.2015).

215. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.

824 с.

216. Сомин Н. В. «Философия хозяйства» С. Н. Булгакова - приобретения и потери. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/Bulgak_phil.htm#_ftn4 (дата обращения: 09.01.2015).

217. Спенсер Г. Научные основания нравственности. Данные науки о нравственности. М.: ЛКИ, 2008. 336 с.

218. Становление и развитие теории социальной работы. Режим доступа: http://efs-training.ru/dlya-studenta/17stan-sr-zarube-ross (дата обращения: 22.07.2014).

219. Старцев А. В. Милосердие и калькуляция: экономические и нравственные аспекты благотворительности // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: издательство журнала «Звезда», 2005. С. 56-66.

220. Стог А. Д. Об общественном призрении в России. В 2 т. СПб., 1818.

526 с.

221. Суржанская Ю. В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. №2 (14). 2011. С. 70-78.

222. Тазьмин Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социологические исследования. 2002. №2. С. 92-97.

223. Тазьмин Ю. Н. Русское меценатство и благотворительность как демонстративное потребление // Школа мысли: альманах гуманитарного знания. Новосибирск, 2002. С. 134-141.

224. Телемтаев М. М. Системная философия «Саф Сана». Алма-Ата: ИД «Инфопресс», 2001. 210 с.

225. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 146 с.

226. Токарева С. Б. Коллективная и личная ответственность в обществе // Власть. 2012. № 3. С. 44-48.

227. Токарева С. Б. Методологические основания анализа духовности // Философия и общество. 2005. № 2 (39). С. 80-100.

228. Толмачева И. А. Институциональные модели современной отечественной благотворительности // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 108-111.

229. Толстой Л. Н. О переписи в Москве // Собрание сочинений. В 22 т. Т. 16. М.: Художественная литература, 1983. С. 97-104.

230. Толстой Л. Н. Так что же нам делать // Собрание сочинений. В 22 т. Т. 16. М.: Художественная литература, 1983. С. 166-399.

231. Трофимов В. К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 159 с.

232. Трофимов В. К. Истоки и сущность русского национального менталитета: дис. ... доктора филос. наук. Екатеринбург, 2000. 286 с.

233. Тульчинский Г. Л., Уваров М. С. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков // Библиотека «Полка букиниста». Режим доступа: http: //ezoteric. polbu.ru/tulchinsky_metaphysics/ch3 2_xvii .html (дата обращения: 20.11.2014).

234. Тульчинский Г. Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 16-30.

235. Федотова Е. Г. Спонсорство и благотворительность в современной России: состояние и перспективы развития: автореф. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 26 с.

236. Филантропия при советах // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп». Режим доступа: http://philanthropy.rU/esse/2010/07/26/2581/#.U1UF8qJ1Ekk (дата обращения: 18.04.2014).

237. Философия и практика либерализма и зарождение научных благотворительных подходов. Режим доступа: http://soc-work.ru/article/184 (дата обращения: 22.07.2014).

238. Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1990. 447 с.

239. Флоренский П. А. Православие // Библиотека православной литературы. Режим доступа: http://pilotchart.narod.ru/text/Florenskiy/Florenskiy_4.htm (дата обращения: 29.07.2015).

240. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Собрание сочинений. М.: Правда, 1990, Т. 1. Ч. 1. 496 с.

241. Фома Аквинский. Сумма теологии. М.: Элькор-МК, 2002. 560 с.

242. Франк С. Л. Русское мировоззрение. М: Наука, 1996. 742 с.

243. Франк С. Л. Смысл жизни. Режим доступа: http://www.vehi.net/frank/smysl_zhi.html (дата обращения: 20.11.2014).

244. Фриауф В. А. Русская идея и национальная философия // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 3. С. 46.

245. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.

246. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ACT, 2004. 730 с.

247. Хваловская Н. О. Этос бизнеса и проблема социальной ответственности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2011. 18 с.

248. Хлякин О. С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2004. 17 с.

249. Хлякин, О. С. Благотворительность как общественное явление:

социально-философские аспекты: дис..... канд. филос. наук. Красноярск, 2004.

129 с.

250. Хомяков А. С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Прага, 1867. 479 с.

251. Хотинская-Каллис Г. А. Российская душа и духовность в рефлексиях русской литературы и русской религиозной философии // Оптимальные коммуникации. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/11/12/796 (дата обращения: 27.02.2015).

252. Цвик И. И. Русская литература в контексте национального характера // Мир перемен. 2011. № 3. С. 179-187.

253. Чернышевский Н. Г. Что делать? М.: Олимп, 1998. 704 с.

254. Чистов Р. С. Формирование социальной ответственности современного бизнеса через генезис трудовых отношений и благотворительной деятельности дореволюционной России. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 11. С. 242-255.

255. Шагалиева М. Ф. Феномен русской сказки: выражение русского менталитета // АИегЫет. М., 2009. Вып. 2: Феноменология реальности: конструктор и концепт. С. 95-101.

256. Шаповалов В. Ф. Российская цивилизация. Общероссийский народный характер: влияние природно-географических факторов // ВИПЕРСОН. Режим доступа: http://viperson.ru/articles/viktor-shapovalov-rossiyskaya-tsivilizatsiya-obscherossiyskiy-narodnyy-harakter-vliyanie-prirodno-geografícheskih-faktorov (дата обращения: 28.02.2015).

257. Шарков И. Г. Философские аспекты осмысления христианской благотворительности // Материалы IX международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Новосибирск, 22 мая 2012 г.). Новосибирск, 2012. С. 97-101.

258. Шевченко М. В. Ценностные социокультурные доминанты российской благотворительности: дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 245 с.

259. Шевырев С. П. Последние на земле бедные, или человеколюбивая утопия. Очерк драмы в трех лицах и четырех действиях, с эпилогом // «Московские ведомости». 1847. № 22. 20 нояб.

260. Шевырев С. П. Последние на земле бедные, или человеколюбивая утопия. Очерк драмы в трех лицах и четырех действиях, с эпилогом // Московские ведомости. 1847. 20 нояб.

261. Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности. Афоризмы житейской мудрости. Минск: Попурри, 1999. 592 с.

262. Шопенгауэр А. Новые паралипомены // Введение в философию; Новые паралипомены; Об интересном: Сборник / Пер. с нем. Минск: ООО «Попурри», 2000. 416 с.

263. Штрейс В. А. Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 132. С. 81-85.

264. Шубаева У. К. Социальная справедливость и общества // Global International Scientific Analytical Project. Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/971 (дата обращения: 10.12.2015).

265. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 2000.

443 с.

266. Этика благотворительности: материалы социологических исследований / P. Legendre, М. Черток, В. Я. Нечаев. М.: CAF, Российское представительство, 1998. 42 с.

267. Якимец В. H. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М.: Едиториал УРСС, 2004. 384 с.

268. Якунин В. И. Вступительное слово к открытию конференции // Национальная идея России: материалы Всероссийской научной конференции. М. : Научный эксперт, 2010. 688 с.

269. Ярская В. М. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. №2. С. 27-33.

270. Andrews F. E. Philanthropic Giving. New York, Russell Sage Foundation, 1950. p. 328.

271. Andrews F. E. Philanthropic Foundations. New York, Russell Sage Foundation, 1956, p. 328.

272. Baron A. Le paupérisme, ses causes et ses remèdes. Paris, 1882. p. 326.

273. Blanc L. L'Organisation du travail. Paris, 1847. p. 284.

274. Booth Ch. Life and labour of the people in London. Poverty. Rev. ed. New York: A. M. Kelley, 1969.

275. Rawls J. The Priority of Right and Ideas of Good // Philosophy and Public Affairs, 1988, Vol. 17, № 4, pp. 251-276.

276. Leroy-Beaulieu P. L'État, la Religion, l'Éducation et l'Assistance publique. Revue des deux Mondes. 15 janvier 1889. p. 282.

277. Morris D. Charities and the Big Society: a doomed coalition? // Legal Studies, 2012, Vol. 32, Issue 1, pp. 132-153.

278. Nenn K. Advancement Ambassadors Help Cultivate Philanthropy // Successful Fundraising, 2016, Vol. 24, Issue 3, p. 6.

279. Sorensen R. Charity Implies Meta-Charity // Philosophy and Phenomenological Research, 2004, Vol. 68, Issue 2, pp. 290-315.

280. Thiers, A. Rapport général présenté par au nom de la Commission de l'assistance et de la prévoyance publiques dans la séance du 26 janvier. Paris, 1850. p. 156.

отзыв

научного руководителя о соискателе ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 - социальная философия Карагодиной Оксане Александровне

В период подготовки диссертации на тему «Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества» соискатель Карагодина Оксана Александровна работала в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Волгоградский государственный университет» на кафедре социальной работы и педагогики в должности ассистента. В процессе работы над диссертацией O.A. Карагодина показала себя грамотным, ответственным, организованным, подготовленным к самостоятельному проведению научных исследований сотрудником. Она сумела значительно повысить уровень своей научно-исследовательской культуры, проявила активность и настойчивость в достижении поставленных целей. Соискатель продемонстрировала способности ставить и решать сложные научные задачи, такие как накопление и систематизация научного материала, анализ и концептуализация результатов исследования.

В период работы O.A. Карагодина неоднократно принимала участие в проектах РГНФ и ABO в качестве исполнителя: проект № 15-13-34004 «Гражданское общество Царицына в период Первой мировой войны», 2015-2016 гг.; № 14-06-00889 «Системные механизмы формирования здорового образа жизни молодежи», 2014-2015 гг.; № 12-13-34010 «Феномен благотворительности в провинциальном социуме: традиционное и инновационное (на основе сравнительного анализа г. Царицына и г. Волгограда на рубеже XIX-XX и XX-XXI столетий)», 2012-2013 гг. Результатом работы стали научные публикации философско-методологического содержания, которые вошли в отчеты по грантам.

O.A. Карагодина успешно совмещает научно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. Имеет 3 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, принимает участие в научных конференциях различного уровня. Список научных трудов Карагодиной O.A. насчитывает 24 работы, в том числе 2 монографии (в соавторстве), 2 учебно-методических пособия, 4 статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК, 2 статьи в журналах, входящих в международные базы цитирования Scopus и Web of Science. Индекс Хирша-2. Оксана Александровна руководит научными работами студентов, многие из которых были удостоены дипломов, почетных грамот и благодарственных писем; активно занимается кураторской работой, имеет диплом II степени по итогам Всероссийского дистанционного конкурса педагогического мастерства «Профтест-2016» в номинации «Преподаватель специальных дисциплин», (профиль: теория и методика преподавания предметных дисциплин), является призером Международного конкурса образовательных

и социально-педагогических проектов «Светило Науки - 2015» в номинации «Лучший научный подход». Работа над диссертацией стала основой повышения уровня научно-исследовательской и педагогической культуры соискателя. Полученные в результате диссертационного исследования наработки используются при ведении таких учебных курсов, как «История благотворительности», «Основы волонтерского движения», «Социальная политика».

Исходя из вышеизложенного, считаю, что Карагодина Оксана Александровна вполне достойна соискания ученой степени кандидата философских наук.

Научный руководитель: заведующий кафедрой социальной работы и педагогики ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», доктор философских наук, доцент

Гуляихин Вячеслав Ник

«V» о$

2016

Подпись Ведущ

be

_____of

_______ РЯЮ

лист по кадрам М.В. Бородина 2ое/ С г.

A*KW>Ul/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет». Адрес: 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100. Телефон:(8442) 40-55-22 (доб. 1646) E-mail: srm@volsu.ru

Шифр специальности: 09.00.11 - социальная философия.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.