Бесовщина как социокультурный и экзистенциальный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Прокопьева, Марина Юрьевна

  • Прокопьева, Марина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Курган
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 174
Прокопьева, Марина Юрьевна. Бесовщина как социокультурный и экзистенциальный феномен: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курган. 2012. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Прокопьева, Марина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Философская концептуализация феномена бесовщины

1.1. Категория «ничто» как философско-методологическое основание исследования бесовщины

1.2. Бесовщина в культурном пространстве веры и знания

1.3. Нигилизм как мировоззренческая основа бесовщины

Глава 2. Бесовщина как искушение своевольной свободой и ее формы

2.1. Соблазны своевольной свободы

2.2. Искушение «земными хлебами»

2.3. Искушение чудом

2.4. Искушение царством

2.5. Искушение собственным Я

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бесовщина как социокультурный и экзистенциальный феномен»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом социокультурных причин. Прежде всего, огромными по масштабам проявлениями человеческой деструктивности в XX в.: мировые войны, ведущиеся с крайней жестокостью по отношению к мирному населению; создание тоталитарных режимов, осуществляющих массовые репрессии внутри своих стран и стремящихся к мировому господству; международный терроризм, использующий физическое насилие против масс людей и угрозу насилием, что ведет к дезорганизации общественной жизни; различные формы экстремизма, которому присущи насаждение образов врага в обществе и приверженность к нетерпимости, крайним взглядам и действиям. Все это свидетельствует о том, что в мире стала доминировать тенденция разрушительных сил человеческого духа, которые не может сдержать культура. Люди утратили веру в ее спасительность, ибо она развивается односторонне, с акцентом на развлечения и досуговые удовольствия человека, избегая серьезных социальных и психологических тем. В результате в общественном сознании укрепляется бездуховность, культ прагматических потребностей и ценностей, релятивистская мораль, антагонизм цивилизационных ценностей.

Обращение к теме человеческой деструктивности связано и с тем, что бесовщина как ее феномен не имеет философского статуса, не исследованы ее причины, формы, проявления, следствия, онтологические и аксиологические смыслы. Монополия на ее рассмотрение принадлежит религиоведению, этике, политологии, социологии. Не разработан категориальный аппарат ее анализа, не выделены основные проблемы.

Немаловажное значение для выбора данной темы имеет необходимость рассмотрения того периода российской истории (последняя треть XIX - начало XX вв.), который представляет генезис бесовщины. Он чрезвычайно мало изучен в философии, хотя именно в этот период обнаружились глубокие противоречия в российском обществе: раскол власти и народа, раскол интеллигенции - наряду с либеральной и «веховской» появляется революционная ин-

теллигенция - и раскол общественного сознания, столкновение в нем противоположных представлений о будущем России и стратегий поведения интеллигенции в историческом развитии России. В ментальности революционной интеллигенции укрепляются идеи и психологические установки нигилизма, радикализма, мессианизма в форме создания фетишизированных идеалов революции и конструирования утопических представлений о новом обществе справедливости и равенства. Весь этот клубок общественных противоречий, не имея возможности выхода в легальные формы протеста, разрешается путем создания революционных подпольных организаций и проведения террористических актов, подготовки и осуществления революций. Вся эта трагическая история России получила оценку лишь в работах русских философов Серебряного века и только сегодня начинает осмысляться современной отечественной философией.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты человеческой деструктивности и бесовщины как ее феномена рассматривались при исследовании ряда проблем. В первую очередь, к ним можно отнести философские проблемы Ничто, природы человека, свободы, человеческого существования, сверхчеловека, Я, идентичности человека-индивида.

Анализ фундаментальной проблемы Ничто в ее соотношении с бытием получил различное понимание в западной (А. Августин, Аристотель, М. Бу-бер, Г.В.Ф. Гегель, Ж. Деррида, И. Кант, С. Кьеркегор, Парменид, Платон, Плотин, Ж.-П. Сартр, М. Экхарт, М. Хайдеггер), русской религиозной (С.Н. Булгаков, JI. Шестов, С. Франк) и современной отечественной философии (Д.В. Воробьев, В.А. Конев, В.А. Кутырев, В. Лехциер, Ю.А. Разинов, А.И. Селиванов, Н.М. Солодухо). Особенно значимыми являются идеи экзистенциализма, признающего присутствие Ничто в человеческом мире.

Человеческая природа, ее противоречия, деструктивность и агрессивность человека изучались в западной философии представителями фрейдизма и неофрейдизма (А. Камю, В. Райх, К. Хорни, 3. Фрейд, Э. Фромм) и постмодернизма (Ф. Гваттари, Ж. Делез, М. Фуко) и отечественной философии (В.А.

Бачинин, Б.Т. Григорьян, Л.С. Драгунская, В. Дубин, Н.С. Курек, Б.В. Марков, В.В. Николин, Г.С. Румянцева). Человеческая агрессивность, которая либо отождествляется с человеческой деструктивностью, либо считается родственной ей, рассматривается в психологии (Р. Бэрон, К. Бютнер, Р.Г. Джин, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Г.Л. Сноуп, Д. Стоннер, X. Хекхаузен и др.).

Некоторые аспекты связи свободы, особенно своевольной свободы и ее искушений, с человеческой деструктивностью были раскрыты в работах H.A. Бердяева, Ж. Бодрийяра, С.Н. Булгакова, К.С. Гаджиева, Г.В.Ф. Гегеля, Ю. Давыдова, С.Ф. Денисова, Ф.М. Достоевского, И.И. Евлампиева, H.A. Ильина, К.Г. Исупова, В.А. Конева, С. Кьеркегора, П. Куртца, Р. Лайта, Н.О. Лосского, А. Мацейны, В.И. Мусолова, С.А. Никольского, Ж.-П. Сартра, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Е. Трубецкого, С.Л. Франка.

Присутствие в человеческой деструктивности экзистенциалов человеческого существования исследовалось в классическом экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер) и экзистенциальной антропологии (М.М. Бахтин, Ч.А. Горбачевский, Г. Гюнгер, Н.В. Живолупова, В.И. Красиков, Я. Кротов, О. Мартыненко, Л. Свендсен, P.C. Семыкина, Д.А. Толстиков).

Проблема воли к власти и сверхчеловека разрабатывалась как в западной (Л. Берг, М.А. Курчинский, Ф. Ницше, М. Штирнер), так и в русской философии (С.Н. Булгаков, В.Д. Губин, Г.Д. Джемаль, В.К. Кантор, О.В. Летов, Ю.В. Синеокая, B.C. Соловьев, И.Н. Степанова).

Философия в XX в. большое внимание уделяла разработке проблем идентичности человека-индивида и конструктивистскому подходу к Я (А.К. Абишева, М.М.Бахтин, Г.В. Гигишвили, А. Доброхотов, А.П. Мальцева, С.А. Никольский, Ж.-П. Сартр, Е.О. Труфанова, В.Франкл, В. Хёсле, Э. Эриксон). Проблема создания Я виртуальных психологических реальностей рассматривается в работах Т.А. Кирик, H.A. Носова, А.Е. Войнскунского.

Второй круг исследований посвящен рассмотрению проблем мировоззрения, ментальности, идеала. В ряде работ эти феномены анализировались безотносительно к российской истории (К. Манхейм, Ф. Ницше, М. Хайдег-

rep, E. Шацкий), в других речь шла о ментальности российской интеллигенции, русском национальном идеале, расколотом сознании в российском обществе, русской идее, созидательных и разрушительных тенденциях духа (В.У. Бабушкин, Н.И. Баскакова, H.A. Бердяев, В.И. Гидиринский, A.A. Горелов, A.B. Гулыга, И.И. Евлампиев, Вяч. Иванов, Р.И. Иванов-Разумник, И.А. Ильин, И.В. Кондаков, P.JL Лившиц, В.В. Лазуткин, Д.В. Овсянико-Куликовский, A.C. Панарин, В.М. Петров, B.C. Соловьев, Ж.Т. Тощенко, Е.С. Троицкий, A.C. Хомяков, П.Я. Чаадаев, И.В. Шабалин, В.А. Шишкин).

Нигилизм, радикализм, утопизм, мессианизм как ментальные установки исследовались такими философами как Д.И. Авцинова, В.Д. Бакулов, Э.Л. Баталов, А.И. Володин, А.Р. Геворкян, Е.В. Голошумов, Ю. Давыдов, А.И. Демидов, С.М. Климова, С.Н. Кочеров, В.Л. Курабцев, И.М. Кутасова, В.И. Мильдон, Н.К. Михайловский, Ф. Ницше, А.И. Новиков, Д.И. Писарев, В.Н. Пору с, В.Н. Садовников, Н. Симаков, И.Н. Степанова, В.М. Сторчак, Н. Страхов, Г.В.Флоровский, В.Г. Хорос, М. Хайдеггер, И.В. Шаркова, Е. Шацкий, Е.Л. Черткова. Но разработанные ими идеи не экстраполируются на исторические события в России последней трети XIX - начала XX вв.

Третий круг работ составляют исследования, в которых рассматривалась история русского терроризма в жанре революционной мемуаристики или публицистики (М.А. Бакунин, К.В. Гусев, Б. Савинков, С.М. Степняк-Кравчинский, Л.А. Тихомиров, П.Н. Ткачев), или давался философский и исторический анализ генезиса бесовщины (А.С.Ахиезер, Н.А.Бердяев, О.В. Будницкий, М.О. Гершензон, Ф.М. Достоевский, Б.В. Емельянов, В.Д. Жукоцкий, А. Камю, В.К. Кантор, Д.С. Мережковский, И.К. Пантин, Т.А. Сабурова, К.Б. Соколов, Ф.А. Степун, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, Ф.П. Фурман).

Проблематика человеческой деструктивности, в частности бесовщины, получила воплощение и в русской художественной литературе (Ч. Айтматов, Л.Н. Андреев, Вен. Ерофеев, Ф.М. Достоевский, В. Маканин, А. Платонов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский).

Вместе с тем имеются работы, где человеческая деструктивность является не одним из аспектов исследования различных философских проблем, а главным объектом рассмотрения. К числу таких работ относится, в первую очередь, «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма, где дан критический анализ понимания человеческой деструктивности в теориях ин-стинктивизма и разработана концепция человеческой деструктивности на основе системы идей динамической концепции характера, а также произведения представителей русской метафизической антропологии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.П. Вышеславцев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, И.О. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, С.Л. Франк). Одним из первых диссертационных исследований по человеческой деструктивности в отечественной философии является работа Е.В. Сатыбаловой «Человеческая деструктивность: основания и формы проявления» (2002), в которой она предпринимает попытку объединить при рассмотрении феномена человеческой деструктивности метафизику и постмодернизм.

Проблема исследования заключается в квалификации бесовщины как феномена человеческой деструктивности, антропологической основой которой является своевольная свобода, проявляющаяся в нигилистическом мировоззрении, разрушительной деятельности и «подполье» души. Эта проблема может быть выражена в следующих вопросах: В чем заключается методологическое значение философского понятия «ничто» для раскрытия содержания диссертационного исследования? Каковы мировоззренческие основы бесовщины? Как бесовщина связана со своевольной свободой человека? Какие можно выделить искушения своевольной свободы? Как рассматриваются эти искушения в русской философии и русской художественной литературе XIX-XX вв.?

Целью исследования является теоретическое осмысление бесовщины как феномена человеческой деструктивности на материале философских учений и произведений русской художественной литературы XIX-XX вв.

Задачи исследования:

- осуществить анализ историко-философских учений о Ничто;

- раскрыть мировоззренческие основы бесовщины;

- рассмотреть бесовщину в социокультурном поле веры и знания (религии и философской антропологии);

- проанализировать понимание своевольной свободы и ее искушений в русской философии;

прояснить социально-исторические и экзистенциально-антропологические смыслы искушений своевольной свободы, рассмотренных в русской философии и художественной литературе Х1Х-ХХ вв.

Методологическая и теоретическая база исследования. В работе использовались герменевтический метод при выяснении смыслов текстов русской художественной литературы; исторический метод при исследовании социальных условий возникновения бесовщины; историко-антропологический подход при исследовании ментальности русской революционной интеллигенции, биографический метод при рассмотрении феномена бесовщины в русской художественной литературе, а также некоторые общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, дедукция).

Особо важное методологическое значение в работе имеет философская категория «ничто» для концептуального раскрытия содержания темы. Значимыми теоретическими источниками диссертационного исследования выступают, в первую очередь, концепция человеческой деструктивности, разработанная Э. Фроммом, а также идеи и концепции русских религиозных философов Х1Х-ХХ вв. о русской интеллигенции, ее «кумирах», роли в революции, своевольной свободе и ее искушениях.

Научная новизна исследования:

1. Предложена классификация историко-философских учений о Ничто.

2. Эксплицирован смысл понятия «бесовщина» через ряд родственных философских понятий: «ничто», «зло», «человеческая деструктивность», «разрушительные тенденции духа», «пре-ступление границы» (общечеловеческих

ценностей и норм), «социальный хаос», «своевольная свобода», и дано фило-софско-антропологическое определение бесовщины.

3. Раскрыты мировоззренческие основы бесовщины в форме нигилизма, радикализма, утопизма, мессианизма.

4. На основе текстов Библии и работ русских философов Х1Х-ХХ вв. выделены четыре искушения человека: искушение «земными хлебами», искушение чудом, искушение царством и искушение собственным Я. Первое охарактеризовано в рамках проблемы свобода и рабство; второе как понимание чуда в ряде парадигм; третье как проблема мифа о государстве и сверхчеловеке; четвертое как проблема человеческого Я, его экзистенциальных переживаний и ментальных конструкций рассудка («эвклидова ума»), представляющих психологические виртуальные реальности Я.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Феномен бесовщины философски осмыслен в теоретическом пространстве категории «ничто», фетишизированных идеалов («кумиров»), разрушительных тенденций духа, человеческой деструктивности, своевольной свободы, соблазнов, человеческого Я.

2. Выявлены мировоззренческие основы феномена бесовщины: нигилизм - радикализм - утопизм - мессианизм.

3. Дано определение бесовщины в единстве 1) социокультурного и экзистенциального измерений; 2) различных аспектов философского знания: онтологического, этического, антропологического. С точки зрения философской антропологии и применительно к истории России последней трети XIX - начала XX вв., бесовщину можно определить как феномен человеческой деструктивности, которая выражается в коллективной ментальности как одержимость социальным конструированием и проектированием в форме утопизма, соединяющего исторические, религиозные и ценностные аспекты, и как стремление любыми средствами воплотить фетишизированный социальный идеал и в деятельности, направленной на разрушение общества, его социальных институтов и осуществление насилия над человеком.

4. Исходным понятием для исследования темы является категория «ничто», историко-философский анализ которой позволил выделить четыре модели ее понимания: «ничто-становление», «ничто-отрицание», «ничто-творение», «ничто-экзистенция», которые выполняют методологическую роль для понимания нигилизма, характеризующего мировоззрение русской революционной интеллигенции последней трети XIX - начала XX вв.; осмысления своевольной свободы, имеющей разрушительный характер; понимания искушения чудом; создания фетишизированных идеалов и образов Я «подпольного человека» как ментальных конструктов, сотворенных человеком «из себя самого» и относящихся к реальности умственных построений, подменявшей действительность.

5. Воздействие своевольной свободы на человека эксплицировано как искушение, соблазн, прельщение, самообман.

6. Искушение человека «земными хлебами» осмыслено как связь искушения утопией «хрустального дворца» с искушением революцией. Выявлены особенности искушения чудом в таких парадигмах как религиозная, атеистическая, научная, идеологическая, антропологическая. Искушение царством понимается как проблема мифа о государстве и сверхчеловеке. Искушение собственным Я охарактеризовано как конструирование образов Я с опорой на идеи экзистенциальной антропологии и произведения русской художественной литературы Х1Х-ХХ вв. о «подполье» человеческой души и «подпольном человеке».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют осмыслить бесовщину как феномен философской антропологии, разработать философско-категориальный аппарат и совокупность философских проблем ее исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе вузовского преподавания дисциплин «Философская антропология», «Философия культуры», спецкурса «Философские проблемы художественной литературы».

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философии Курганского госуниверситета, а его аспекты нашли отражение в сообщениях на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009); на международных научных конференциях «Актуальные проблемы развития мировой философии» (Астана, 2008); «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган,

2008); «Облики современной морали» (Москва, 2009); «Социальные ценности и выбор времени» (Курган, 2011); «Роль религии в современном обществе: опыт, проблемы, перспективы» (Петропавловск, 2011); международных научных симпозиумах-диалогах «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России» (Пермь, 2009) и «Свобода совести и культура духовности» (Пермь, 2011); на всероссийских конференциях «Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности» (Екатеринбург, 2008), «Русская философия как духовно-ценностная основа воспитания личности в высшем профессиональном образовании» (Екатеринбург, 2010), «Человек креативный: способности, ценности, культура» (Екатеринбург, 2011); содержание диссертационного исследования представлено также в сборниках научных трудов (Орел, 2008; Караганда, 2010; Курган, 2008,

2009), в научном журнале «В мире научных открытий» (Красноярск, 2012), в Вестниках госуниверситетов (Тверь, 2007; Курган, 2008, 2009, 2010, 2011; Волгоград, 2011), в сборниках научных трудов аспирантов и соискателей (Курган, 2009, 2010, 2011). Всего по теме диссертационного исследования

опубликовано 27 работ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы, включающего 211 наименований. Работа изложена на 170 страницах компьютерной верстки.

Глава 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА БЕСОВЩИНЫ

Структурная логика работы заключается в том, чтобы обнаружить исходную категорию, опираясь на которую можно было бы раскрыть все содержание, предлагаемой в диссертационном исследовании концепции, и такой категорией стало «ничто». Дальнейший ход исследования с точки зрения развертывания категориального аппарата и структуры диссертации, выглядит следующим образом:, исследование философских учений о ничто - характеристика бесовщины как феномена человеческой деструктивности - анализ нигилизма как мировоззренческого ядра ментальности русской революционной интеллигенции последней трети XIX - начала XX вв. - понимание своевольной свободы как антропологического основания бесовщины - рассмотрение искушений своевольной свободой как выражения человеческой деструктивности в обществе и во внутреннем мире человека-индивида.

1.1. Категория «ничто» как философско-методологическое основание исследования бесовщины Проблема бытия является центральной философской проблемой, которая рассматривает существование, бытие в мире, данное бытие. По словам В.А. Конева, философия всегда искала то, что устойчиво, постоянно есть, определяет порядок: «Это было Благо, это была Справедливость, это был Бог, это была Истина, это были Законы природы, истории, общественной жизни и т.д. - все это было либо само бытие, либо им определялось»1. Вместе с тем уже в античности возникает представление о небытии и ничто. Небытие - это отсутствие бытия, но абсолютное отсутствие бытия невозможно, так как мы не можем думать о том, что не существует. «Бытие - это последнее, о чем ещё допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве ос-

1 Конев В.А. Ничтожение (неиствование) как исходный принцип человека и бытия // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии. - Самара, 2004. - С. 115.

новы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничего не стоит»1.

Но философия постоянно стремилась понять, что такое ничто, рассматривая его как путь к раскрытию сущности бытия. Ничто и небытие являются разными аспектами отрицания бытия: всякое сущее есть единство бытия и сущности, ничто есть отрицание определенности, сущности, нечто, а небытие есть отрицание существования, процесса перехода в иное бытийное нали-чество. А.И. Селиванов считает, что «возбуждение интереса к этой стороне проблемы есть симптом неустойчивости нечто - вещественно-духовного мира конкретной личности или культуры, вызванных объективными социальными и культурными основаниями, духовными либо культурными кризисами»2.

Множество учений о ничто, небытии ставит вопрос об их упорядочении, классификации. Поскольку в литературе такая классификация отсутствует, предложим свою, в которой выделяется четыре модели в понимании ничто: ничто-становление (Гераклит, Платон, Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, Ф.Ницше), ничто-отрицание (Парменид, И. Кант, СЛ. Франк, Ж. Деррида), ничто-творение (Плотин, А. Августин, И.М. Экхарт, Д.В. Воробьев) и ничто-экзистенция (С. Кьеркегор, Л. Шестов, H.A. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж.П.Сартр).

Гераклит ввел в философию принцип становления. Высоко оценивая диалектическое значение этого принципа, Гегель писал: «Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал... более высокое целокупное понятие становления и говорил: бытия нет точно так же, как нет ничто, или, выражая эту мысль ина-

о

че, все течет, т.е. все есть становление» . Платон опирается на категории «бытие и «небытие» в диалоге «Софист» для различения истины и лжи. Софисты не различают их, и для критики их взглядов Платон разрабатывает диалектику бытия и небытия, считая, что без наличия небытия нельзя мыслить

1 Hartmann N., Zur Grundlegung der Ontologie, 1941.

2 Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. - 2002. - № 7. - С. 53.

3 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. Т.1. - М., 1970.- С. 141.

само бытие и при отрицании небытия ложь была бы невозможной. Рассматривая слова «несуществующие вещи» и «несуществующая вещь», Платон считает, что человек прилагает к ним множественное и единственное число, но оно относится к области бытия. Или: в зеркале и в воде существуют отображения картин и статуй, что вынуждает человека признать, что, то, «что мы называем образом, не существуя действительно, все же действительно есть образ...»1. В результате Платон стремится доказать, что «небытие в каком-либо отношении существует и, напротив, бытие каким-то образом не существует» . В связи с этим Платону приходится критиковать взгляды Парменида, считавшего, что небытия нет.

Платон пытается разрешить сложную дилемму - признание всего находящегося в движении, становлении и признание тождественного, самого по себе равного и находящегося в одном и том же отношении - путем обоснования диалектического тождества единого и множественного, движения и покоя через понятие «свое иное». Такой подход позволяет ему понять небытие как иное, причастное бытию. «Небытие, таким образом, - пишет он, - имеется как в движении, так и во всех родах. Ведь распространяющаяся на все природа иного, делая все иным по отношению к бытию, превращает это в небытие, и, следовательно, мы по праву можем назвать все без исключения небытием, и в то же время, так как оно причастно бытию, назвать это существующим»3. Признание же Платоном того, что «движение на самом деле есть и небытие и бытие, так как оно причастно бытию»4, позволяет отнести учение Платона о диалектике бытия и небытия к учениям о ничто как становлении.

Аристотель, как он сам говорит, рассматривает соотношение сущего и не-сущего в трех смыслах: «во-первых, в соответствии с видами категорий; во-вторых, как о сущем и не-сущем в возможности или действительности применительно к этим категориям и к тому, что им противоположно; в-третьих, в самом основном смысле сущее - это истинное и ложное, что имеет

1 Платон. Софист // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. - М., 1970. - С. 356.

2 Там же.-С. 358.

3 Там же.-С. 381.

4Там же.

место у вещей через связывание или разъединение, так что истину говорит тот, кто считает разъединение разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратное тому, как дело обстоит с вещами»1.

В первом логическом смысле Аристотель считает, что «не-сущее не есть род для становящегося. Ведь не-сущее вообще не имеет никаких видов» . Рассматривая соотношение сущего и не-сущего во втором смысле, Аристотель задает вопрос, из чего получается множественность вещей, и утверждает, что она получается из не-сущего как сущего в возможности: «Человек - из того, что [еще] не есть человек, но есть человек в возможности»3. В онтологическом плане, таким образом, Аристотелем признается, «что одно и то же есть сущее и не-сущее»4, что свидетельствует о неприятии им парменидовского понимания небытия, согласно которому «никогда ни докажешь, что не-сущее существует»5, и о диалектическом понимании им соотношения сущего и несущего.

В-третьем, гносеологическом смысле Аристотель, будучи приверженным корреспондентской, классической теории истины как соответствия представлений субъекта объекту, относит не-сущее в мышлении не к области истины, эпистемы, а к области мнения. «Что касается не-сущего, - пишет он, -то, поскольку оно есть предмет мнения, неправильно утверждать, что оно нечто существующее, ибо мнение о нем имеется не потому, что оно есть, а потому, что его нет»6. В связи с этим сущее в мышлении есть соответствие сущему в вещах, а не-сущее - несоответствие сущему в вещах.

Понятие «ничто», очищенное от устремлённости к Богу и от любых других содержаний, рассматриваемое как чистая логическая абстракция, разрабатывалось в философии Г.В.Ф. Гегеля. «Чистое бытие и чистое ничто, - писал

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Прокопьева, Марина Юрьевна, 2012 год

Литература:

1. Абишева, A.K. Проблема «Я» в философии и психологии [Текст] / А.К.Абишева // Философские науки. - 2002. - № 6. - С.90-99.

2. Августин, А. Исповедь [Текст] / А.Августин // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. - М., 1992.

3. Айтматов, Ч. Плаха / Ч.Айтматов. - Таллин: Ээсти раамат, 1990. - 256 с.

4. Андреев, Л.Н. Мысль [Текст] / Л.Н.Андреев // Л.Н.Андреев. Избранное. -

- М.: Современник, -1982. - С.87-135.

5. Андреев, Л.Н. Мои записки [Текст] / Л.Н.Андреев // Л.Н. Андреев Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Рассказы; Пьесы. 1908-1910. - М.: Художественная литература, 1994.

6. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. - М.: Изд-во соц.-эконом. Литературы «Мысль», 1975. - С.63-368.

7. Аристотель. Об истолковании [Текст] / Аристотель // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. - М.: Изд-во соц.-эконом. Литературы «Мысль», 1978. - С. 91-116.

8. Аристотель. Топика [Текст] / Аристотель // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. -М.: Изд-во соц.-эконом. Литературы «Мысль», 1978. - С. 347-532.

9. Ахиезер, A.C. Россия как большое общество [Текст] / А.С.Ахиезер // Вопросы философии. - 1993. - № 1.-С. 3-19.

Ю.Ашкеров, А. Политика и человеческое бытие в работах Мишеля Фуко [Текст] / А.Ашкеров // Человек. - 2002. - № 1. - С. 104-118.

П.Бакулов, В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения социального идеала [Текст] / В.Д.Бакулов // Вестник Российского философского общества. - 2002. - № 4. - С. 130-134.

12.Баскакова, Н.И. Ментальные основания поведения русской интеллигенции «Серебряного венка» [Текст] автореферат дис. на соиск. уч. степ. к. филос. н./ Н.И.Баскакова. - Омск, 2009. - 18 с.

1 З.Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М.Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979.

14.Бахтызин, A.M. Граница: бытие, сущность, рефлексия [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. степ, к.филос. н. / A.M. Бахтызин. - Омск, 2004. - 19 с.

15.Бачинин, В.А. Петербург - Москва - Петушки, или «Записки из подполья» как русский философский жанр [Текст] / В.А.Бачинин // Общественные науки и современность. -2001. -№ 5. -С. 182-191.

16.Бачинин, В.А. Христианская мысль: Библия и культура. Христианская социология и антропология. Т.VIII [Текст] / В.А.Бачинин. - СПб., 2006. - 180 с.

17.Берг, JI. Сверхчеловек в современной литературе. Глава к истории умственного развития XIX века [Текст]: Пер. с нем. Изд.2-е / Л.Берг. - М.: Издательство ЖИ, 2007. - 272 с.

18.Бердяев, H.A. Духи русской революции [Текст] / H.A. Бердяев // Н.А.Бердяев. О русских классиках. - М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

19.Бердяев, Н. О фанатизме, ортодоксии и истине [Текст] / Н.Бердяев // Человек. - 1997.-№ 3. - С.67-75.

20.Бердяев, Н. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности [Текст] / Н.Бердяев. - М.: Философское общество СССР, 1990. - 240 с.

21.Бердяев, H.A. Два типа миросозерцания (по поводу книги С.Л.Франка «Предмет знания») [Текст] / Н.А.Бердяев // Вопросы философии и психологии. -М., 1916. Год XXVII, кн. 131 (IV). - С. 302-315.

-22. Бердяев, H.A. Из психологии русской интеллигенции [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. - М.: Издательство «Ка-нон+» ОИ «Реабилитация, 1998. - С.67-78.

23.Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] / Н.А.Бердяев. -М.: Наука, 1990.-224 с.

24.Бердяев, H.A. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. - С. 381-528.

25.Бердяев, H.A. Новое Средневековье [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. - С. 545-629.

26.Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - С.4-163.

27.Бердяев, H.A. О характере русской религиозной мысли XIX века [Электронный ресурс] // http://www.magister.msk.ru/librarY/philos/berdvaev/berdn025.htm

28.Бердяев, H.A. Основная идея Вл.Соловьева [Электронный ресурс] // http://knigo.eom/p/philos/berdyaev/berdn062.htm

29.Бердяев, H.A. Русская идея [Текст] / H.A. Бердяев // Н.А.Бердяев. Самопознание: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1997. - С. 11-248.

30.Бердяев, H.A. Ставрогин [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Смысл творчества: Опыт .оправдания человека. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. -С. 3-14.

31.Бердяев, H.A. Философия свободного духа [Текст] / Н.А.Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с. - (Мыслители XX века).

32.Бердяев, H.A. Философия свободы [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - С. 12-253.

33.Бердяев, H.A. Философская истина и интеллигентская правда [Текст] / Н.А.Бердяев // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910 / Сост., ко-мент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева. - М.: Мол.гвардия, 1991. -

- С.24-42.

34.Бодрийяр, Ж. Соблазн [Текст]/Ж.Бодрийяр. - M.:Ad Marginem, 2000. - 320 с.

35.Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М.Бубер. - М.: Высшая школа, 1993.-175 с.

36.Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) [Текст] / С.Н.Булгаков // Вехи; Интелли-

генция в России: Сб.ст. 1909-1910 / Сост., комент. Н.Казаковой; Предисл.

B.Шелохаева. - М.: Мол.гвардия, 1991. - С. 43-84.

37.Булгаков, С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип [Текст] / С.Н.Булгаков // С.Н.Булгаков. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи. -М.: Наука, 1993. - С. 15-45.

38.Булгаков, С.Н. Русская трагедия [Текст] / С.Н.Булгаков // С.Н.Булгаков. Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. - М.: Изд-во Наука, 1993. - С. 499-526.

39.Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения [Текст] [Электронный ресурс] // http://www.vehi.net/bulgakov/svet/003.html

40.Булгаков, С.Н. Чехов как мыслитель [Текст] / С.Н. Булгаков //

C.Н.Булгаков. Соч.: В 2 т. Т. 2. - М.: Наука, 1993. - С. 131-161.

41.Власова Т.А. «Человек аскетический» как социально-философская проблема [Текст]: автореферат дисс.на соиск.уч.степ.канд.филос.н. / Т.А.Власова. -Ижевск, 2005.-21 с.

42. Волкогонова, О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография [Текст] / Л.Д.Волкогонова. - М.: Изд-во Московского университета, 2001. - 112 с.

43.Воробьев, Д.В. Роль Ничто в реальности умственных построений [Текст]: автореферат дисс.на соиск.уч.степ.д-ра филос.н./ Д.В.Воробьев - Нижний Новгород, 2010. -46 с.

44.Вышеславцев, В.П. Русская стихия у Достоевского [Текст] / В.П.Вышеславцев // Русские эмигранты о Достоевском. - СПб., 1994.

45.Гаджиев, К.С. Апология Великого Инквизитора [Текст] / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. - 2005. - № 4. - С. 3-22.

46.Геворкян, А.Р. Ницше и метафизический пессимизм [Текст] / А.Р.Геворкян // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 157-165.

47.Гегель, Г.В.Ф. Сочинения: Наука логики [Текст].Т. V / Под ред. М.Б.Митина / Г.В.Ф.Гегель. - М.: Государственное соц.-эконом.изд-во,

.. 1937.-716 с.

48.Гершензон, М.О. Творческое самосознание [Текст] / М.О.Гершензон // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910 / Сост., комент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева. -М.: Мол.гвардия, 1991.- С.85-109.

49.Гивишвили, Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? [Текст] / Г.В.Гивишвили // Вопросы философии. - 1995. - № 2. - С. 37-47.

50.Гидиринский, В.И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект) [Текст] / В.И.Гидиринский. - М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2007,- 176 с.

51 .Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Текст] / Т.Гоббс // Т.Гоббс. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1965. - С. 45-678.

52.Горбачевский, Ч.А. Подпольный антигерой как идеолог свободы в художественном мире Ф.М.Достоевского [Текст] / Ч.А.Горбачевский // Вестник Юж.-Урал.госуниверситета. Серия «Социально-гуманитарные науки». -2005. - № 7 (47). - С. 176-180.

53.Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] / А.Я.Гуревич. -М.: Искусство, 1984. - 350 с.

54.Гюнгер, Г. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А.Платонова [Текст] / Г.Гюнгер // Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж.лит / Сост.и общ. ред. В.А.Чаликовой. - М.: Прогресс, 1991. - С.233-251.

55.Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии [Текст] / Ю.Н.Давыдов. - М.: Молодая гвардия, 1982. -287 е., с ил.

56.Декомб, В. Современная французская философия [Текст] / В.Декомб. - М.: «Весь мир», 2000. - 344 с.

57.Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения [Текст] / Ж.Делёз, Ф.Гваттари; пер.с франц. и поел. Д.Кралечкина; на-уч.ред.В.Кузнецов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

58.Демидов, А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма [Электронный ресурс] // ЬЦр:// ufnovgu.narod.ru

59.Денисов, С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды [Текст]/ С.Ф.Денисов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. -216 с.

60.Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой / Ж.Деррида. - СПб.: Академический проект, 2000. - 432 с.

61. Доброхотов, А. Парадигмы проблемы Я в философии и культуре [Текст] / А.Доброхотов // Experimentum - 2012: Сборник научных статей философского факультета МГУ. - М.: Издатель Воробьев A.B., 2011.

62.Достоевский, Ф.М. Бесы. Роман в трех частях [Текст] / Ф.М.Достоевский // Ф.М.Достоевский: Собр.соч.: В 10 т. Т. 7. - М.: Гос.изд-во художественной литературы, 1957. - 760 с.

63.Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом [Текст] / Ф.М.Достоевский // Ф.М.Достоевский. Собр.соч.: В 10 т. Т. 9. -М.: Гос.изд-во художественной литературы, 1958. - 636 е.; Т. 10. - М.: Гос.изд-во художественной литературы, 1958. - С.5-338.

64.Достоевский, Ф.М. Записки из подполья [Текст] / Ф.М.Достоевский // Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.4. - М.: Гос.изд-во художественной литературы, 1956. - С. 133-244.

65.Достоевский, Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях [Текст] / Ф.М.Достоевский // Ф.М.Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. Т.4. - М.: Гос.изд-во художественной литературы, 1956. - С. 61-132.

66.Достоевский, Ф.М. Сон смешного человека [Текст] / Ф.М.Достоевский // Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. - М.: Гос.изд-во художественной литературы, 1958. - С. 420-441.

67.Евлампиев, И.И. Великий Инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского [Текст] / И.И.Евлампиев // Вопросы философии. - 2006. - № 3. - С. 144-154.

68.Евлампиев, И.И. Йстория русской метафизики в XIX-XX вв. [Электронный ресурс]// http://www.agnuz.info/tl files/librarv/books/metaphisic/

69.Евлампиев, И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия [Текст] / И.И.Евлампиев // Вопросы философии. - 1998. -№ 3. - С. 18-34.

70.Евлампиев, И.И. С.Киркегор и проблема ничто в русском экзистенциализме [Электронный ресурс] // http://www.kierkegaard.newmail.ru/biblio/Evlampiev.html

71.Емельянов, Б.В., Шумкова, Т.Л. Романтическое сознание и его эволюция // Романтизм: истоки, метафизика, эволюция [Текст] / Б.В.Емельянов, Т.Л.Шумкова. - Екатеринбург, 2006. - С.77-107.

72.Ерофеев, Вен. «Москва - Петушки» [Текст] / Вен.Ерофеев // Вен.Ерофеев. Собр. соч.: в 2 т. Т.1. -М.: Вагриус, 2001.

73.Жейц, Е.А. Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков [Электронный ресурс] // http://www.nietzsche.ru/around/russia/ieits/

74. Живолупова, Н.В. Паломничество в Петушки, или проблема матафизиче-ского бунта в исповеди Венички Ерофеева [Текст] / Н.В.Живолупова // Человек. - 1992. - № 1. - С.70-79.

75.Живолупова, Н.В. Проблема свободы в исповеди антигероя. От Достоевского к литературе XX века (Е.Замятин, В. Набоков, Вен. Ерофеев, Э. Лимонов) [Текст] / Н.В.Живолупова // Поиск смысла. - Н.Новгород, 1994. -С. 180-208.

76.Емельянов, Б.В., Жукоцкий, В.Д., Фурман, Ф.П. Народничество: русский путь [Текст] / Б.В. Емельянов, В.Д. Жукоцкий, Ф.П. Фурман. - Екатеринбург-Нижневартовск: Издательство УрГУ, 2004. - 337 с.

77.3амятн, Д.Н. Феномен паломничества: географические образы и экзистенциальное пространство [Текст] /Д.Н.Замятин // Человек. - 2009. - № 4. - С. 58-70.

78.Иером. Иоанн (Шаховской). О назначении человека и путях философа [Текст] / Иером. Иоанн (Шаховской) // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ.ст. и прим. А.А.Ермичева. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 367-379.

79.Ильин, И.А. Путь духовного обновления [Текст] / И.А.Ильин // И.А.Ильин. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 134-289.

80.Исупов, К. Г. Русский Антихрист: сбывающаяся антиутопия [Текст] / К.Г.Исупов // Антихрист. Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 5-34.

81.Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство [Текст]: Пер.с фр. / А.Камю. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

82.Кант, И. Логика. Пособие к лекциям 1800 [Текст] / И.Кант // И.Кант. Трактаты. - СПб.: Наука, 1996. - С. 425-549.

83.Кант, И. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин [Текст] [Под общ.ред. В.ФАсмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана] / И.Кант // И.Кант. Сочинения: В 6 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1964. - С. 79-124.

84.Кант, И. Религия в пределах только разума [Текст] / И.Кант // И.Кант. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. - С. 78-278.

85.Кант, И. Трансцендентальное учение о началах [Текст] / И.Кант // И.Кант Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - С.48-420.

86.Кантор, В. «Судить божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: очерки [Текст] / В.Кантор. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с.

-87.Кантор, В. Срубленное древо жизни. Можно ли сегодня размышлять о Чернышевском? [Текст] / В.Кантор // Октябрь. - 2000. - № 2. - С. 157-180.

88.Кантор, В .К. Карнавал и бесовщина [Текст] / В.Кантор // Вопросы философии. - 1997.-№ 5. - С. 44-57.

89.Кирик, Т.А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы [Текст] / Т.А.Кирик. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2007. - 134 с.

90.Кондаков, И.В. К феноменологии русской интеллигенции [Текст] / И.В.Кондаков // Русская интеллигенция. История и судьба / Сост. Т.Б. Кня-зевская. - М.: Наука, 2001.

91.Конев, В., Лехциер, В. Знак: игра и сущность: Самарские семинары [Текст] / В.Конев, В.Лецхиер. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. -184 с.

92.Конев, В.А. Метафизика «Ничто» в философии М.Хайдеггера [Текст] / В.А.Конев // В.А.Конев. Онтология культуры (Избранные работы). - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. -С. 141-149.

93.Конев, В.А. Ничтожение (нетствование) как исходный принцип человека и бытия [Текст] / В.А.Конев // Ничто и Порядок. Самарские семинары по французской философии. - Самара: Универс-групп, 2004. - С. 115-127.

94. Копалов, В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм [Текст] / В.И.Копалов. - Томск : Изд-во Томского университета, 1985. - 222 с.

95. Коренева, М. Д. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжения и отталкивания) [Текст] / М.Д.Коренева // На рубеже XIX-XX веков. - Л.: Наука, 1991. - С. 44-76.

96.Красиков, В.И. Человеческое присутствие [Текст] / В.И.Красиков. - М., 2003.-288 с.

97.Курабцев, В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», философия [Текст] / В.Л.Курабцев. - М.: Российское гуманистическое общество, 2005. - 310 с.

98.Курабцев, В. Л. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М.Достоевского) [Текст] / В.Л.Курабцев // Вестник Московского университета. - 2003. - № 4. - С. 3-17.

99.Курабцев, В.Л. Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам») [Текст] / В.Л.Курабцев // Вопросы философии. - 2004. - № 12. -С. 109-122.

100. Куртц, П. Искушение потусторонним: пер.с англ [Текст] / П.Куртц. -М.: Академический Проект, 1999. - 601 с.

101. Курчинский, М.А. Апостол эгоизма: Макс Штирнер и его философия анархии. Критический очерк [Текст] / М.А.Курчинцев. - М.Изд-во ЛКИ, 2007. - 264 с.

102. Кутасова, И.М. Альбер Камю: нигилист против нигилизма [Текст] / И.М.Кутасова // Вопросы философии. - 1975. - № 7. - С. 96-108.

103. Кутырев, В.А. Крик против небытия [Текст] / В.А.Кутырев // Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С.60-72.

104. Кутырев, В.А. Оправдание бытия [Электронный ресурс] // http://www.elcom.ru/~human/kutyrev/opravdanie.html

105. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст]: Пер. с дат. / С.Кьеркегор.- М.: Республика, 1993.-383 с.

106. Лазуткин, В.В. Феномен расколотого сознания в российском обществе [Текст] / В.В.Лазуткин: Автореф. дисс. на соиск.уч.степ. к.филос.н. - Омск, 2011.-18с.

107. Лаут, Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом Инквизиторе» [Текст] / Р.Лаут // Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 70-76.

108. Лега, В.П. Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения [Текст] / В.П.Лега // Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии / Учреждение Рос. акад. наук, Ин-т философии ; под ред. И .Т. Касавина [ и др.]. - М. : Альфа-М, 2010. -С. 228-247.

109. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст]. Пер. с нем. / К.Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.

110. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества [Текст] / К.Лоренц // Вопросы философии. - 1992. - № 3. - С. 39-52.

111. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений [Текст] / А.Ф.Лосев. - М.: Правда, 1990.-655 с.

112. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие [Текст] / В.Н.Лосский. - М.: Центр «СЭИ»., 1991. -288 с.

113. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа [Текст] / Н.О.Лосский. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

114. Маканин, В. Андеграунд, или Герой нашего времени [Текст] / В.Маканин. - М.: Вагриус, 1999. - 560 с.

115. Мальцева, А.П. Индивидуальность и личность: свобода желания и желание свободы [Текст] / А.П.Мальцева // Человек. - 2005. - № 1. - С.25-33.

116. Манхейм, К. Идеология и утопия [Текст] / К.Манхейм // К.Манхейм. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 7-276.

117. Мартыненко, О. Выход из подполья: Первая пресс-конференция Владимира Маканина [Текст] / О.Мартыненко // Московские новости. - 1998. -№21. 31 мая-7 июня.

118. Марцева, JIM. Идеал-реализм русской философии как актуальная методология познания [Текст] / Л.М.Марцева // Русская философия как ценностная основа воспитания духовности и субъектности личности: сб.науч.ст. 6 Всерос.науч.-практ.конф., 15-16 окт. Екатеринбург / ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». - Екатеринбург:, 2009. - С.141-156.

119. Мацейна, А. Великий Инквизитор [Текст] / А.Мацейна. - СПб.: Алетейя, 1999.-384 с.

120. Милош, Ч. Шестов, или о чистоте отчаяния [Текст] / Пер.с фр. Н.С.Муравьева / Ч.Милош // Л.Шестов. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). - М., Прогресс, 1992. - 302 с.

121. Миль дон, В.И. История и утопия как типы сознания [Текст] / В.И. Мил-дон // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 15-24.

122. Михайловский, Н.К. Жестокий талант [Текст] / Н.К.Михайловский // Н.К.Михайловский. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX - начала XX веков. - Л.: Худ. лит., 1989. - С. 153-234.

123. Неретина, С., Огурцов, А. Пути к универсалиям [Текст] / С.Неретина, А.Огурцов. - СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2006. -1000 с.

124. Никольский, С.А. Достоевский и явление «подпольного» человека [Текст] / С.А.Никольский // Вопросы философии. - 2011. - № 12. - С. 77-87.

125. Ницше, Ф. Веселая наука [Текст] / Ф.Ницше // Ф.Ницше. Сочинения: В 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1990.-С. 491-719.

126. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888) [Текст] / Под ред. Г.Рачинского и Я.Бермана / Ф.Ницше. - М.: ТОО «Транспорт», 1995. - 302 с.

127. Ницше, Ф. К генеалогии морали [Текст] / Ф.Ницше // Ф.Ницше. Соч.: В 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1990. - С. 407-524.

128. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф.Ницше // Ф.Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1996. - С. 5-237.

129. Носов, H.A. Виртуальная психология [Текст] / Н.А.Носов. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

130. Петров, В.М. Власть духа [Текст] / В.М.Петров. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003. -188 с.

131. Пигалев, А.И. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого) [Текст] / А.И.Пигалев. - Волгоград: Изд-во Вол-гогр.гос.ун-та, 2003. - 354 с.

132. Писарев, Д.И. Схоластика XIX века [Электронный ресурс] // http://dugward.ru/library/zolot/pisarev_sholastika.html

133. Платон. Софист [Текст] / Платон // Платон. Сочинения: В 3 т. Т.2. - М.: Мысль, 1970. - С. 319-400.

134. Платонов, А. Чевенгур. Котлован [Текст] / А.Платонов. - М.: Художественная литература, 1991. - 445 с.

135. Плеханов, Г.В. Наши разногласия [Текст] / Г.В.Плеханов // Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения: В 5 т. Т.1. - М., 1956.-С. 116-370.

136. Плотин. Избранные трактаты [Текст] / Плотин. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 320 с.

137. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1.: Чары Платона [Текст]. Пер.с англ.под ред.В.Н.Садовского / К.Поппер. - 448 е.; Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы [Текст]. Пер.с англ.под ред.В.Н.Садовского / К.Поппер. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 528 с.

138. Порус, В.Н. С.ЛФранк: антиномии духа как основания культуры [Текст] / В.Н.Порус // Вопросы философии-2008. - №1. - С. 51-64.

139. Разинов, Ю.А. Ничто в свете отношения отрицания [Текст] / Ю.А.Разинов // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии. - Самара: Универс-групп, 2004. - С. 141-154.

140. Розанов, В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского [Текст] / В.В.Розанов // В.В.Розанов. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Лит.очерки. О писательстве и писателях / Под общ.ред.А.Н.Николюкина. - М.: Республика, 1996. - С. 7-156.

141. Розанов, В.В. Собрание сочинений. Во дворе язычников [Текст] / Под общ. ред. А. Н. Николюкина / В.В.Розанов. - М.: Республика, 1999. - 463 с.

142. Розанов, В.В. Уединённое [Текст] / В.В.Розанов // В.В.Розанов. Метафи-

- зика христианства-. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2000. - С.383-451.

143. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии. - 1994. - № 1. С. 25-53.

144. Садовников, В.Н. Чему учил и чему не учил Заратустра [Текст]: Учебное пособие / В.Н.Садовников. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2003.

145. Салтыков-Щедрин М.Е. Брусин [Текст] / М.Е.Салтыков-Щедрин // М.Е.Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 1. - М. 1965. -С.279-315.

146. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии [Текст]: [пер.с фр.] / Ж.-П.Сартр. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 925 с.

147. Сатыбалова, Е.В. Человеческая деструктивность: основания и формы проявления [Текст]: автореф.канд.дисс. на соиск.уч.степ.к.филос.н. / Е.В.Сатыбалова. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.

148. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело [Текст] / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). - Киев, 2002. - 325 с.

149. Селиванов, А.И. К вопросу о понятии «ничто» [Текст] / А.И.Селиванов // Вопросы философии. - 2002. - № 7. - С. 52-65.

150. Семыкина, P.C. «Записки из подполья» Ф.М.Достоевского и «Москва -Петушки» Вен. Ерофеева: диалог сознаний [Текст] / Р.С.Семыкина // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 33. -74-86.

151. Семыкина, P.C. В матрице подполья: Ф. Достоевский - Вен. Ерофеев -В. Маканин [Текст]: Монография / Р.С.Семыкина. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 198 с.

152. Синеокая, Ю.В. Проблема сверхчеловека у Владимира Соловьева и Фридриха Ницше [Электронный ресурс] // http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/64090/

153. Скрипник, А.П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики [Текст] / А.П.Скрипник // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М.: Изд-во полит.литературы, 1988. - С. 98117.

154. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе [Текст] / Сост., вступ.ст., примеч. А.Б.Муратова / В.Соловьев. - СПб.: Художественная литература, 1994. - 528 с.

155. Соловьев, B.C. Идея сверхчеловека [Текст] / В.С.Соловьев // В.С.Соловьев. Сочинения: В 2 т. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. Т. 2. - M.: Изд-во «Правда», 1989. - С. 610-618.

156. Соловьев, Вл. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Великий спор и христианская политика [Текст] / Вл.Соловьев. - М.: ACT, Астрель, 2011. - 347 с.

157. Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П.Гроссмана и Вяч.Полонского [Текст] / Л.П.Гроссман, Вяч.Полонский. - Л.: Госиздат,

- 1926.-215 с.

158. Степанова, И.Н. Антропологические эпистемы [Текст] / И.Н.Степанова. - Курган: Курганского гос.ун-та, 2011. - 162 с.

159. Степанова, И.Н. Учение архиепископа Луки о мире и человеке [Текст] / И.Н.Степанова // Наука и религия: Проблемы современного гуманизма /

Отв.ред.В.Д.Жукоцкий. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед. ин-та, 2003.

160. Степанова, И.Н., Юровских, Н.Г. Толерантность и интолерантность [Текст] / И.Н.Степанова, Н.Г.Юровских. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2007. - 150 с.

161. Степун, Ф.А. О свободе (Демократия, диктатура и «Новый град») [Текст] / Ф.А. Степун // Опыт русского либерализма: антология. - М., 1997.-321 с.

162. Струве, П.Б. Интеллигенция и революция [Текст] / П.Б.Струве // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910 / Сост., комент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева. -М.: Мол.гвардия, 1991.-С. 136-152.

163. Тарасова, О.И. Антропологический кризис и феномен понимания [Текст]: Монография / О.И.Тарасова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. - 220 с.

164. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии. - 2005. - № 6.-С. 3-36.

165. Тиллих, П. Избранное: Теология культуры [Текст]. Пер. с англ. / П.Тиллих. - М.: Юрист, 1995. - 479 с.

166. Тихомиров, JLA. Борьба века [Текст] / Л.А.Тихомиров. - М., 1895. - 88 с.

167. Толстиков, Д.А. Когнитивная специфика фэнтезийного образа в массовой культуре [Текст]: автореф. на соиск.уч.степ.к.филос.н. / Д.А.Толстиков. - Омск, 2009. - 23 с.

168. Толстой, Л.Н. Религия и нравственность [Текст] / Л.Н.Толстой // Л.Н.Толстой. Избранные философские произведения / Сост., авт. вступ. ст. Н.П.Семыкин. - М.: Просвещение, 1992. - 528 с.

169. Трубецкой, Е. Смысл жизни [Текст] / Е.Трубецкой. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 396 с.

170. Труфанова, Е.О. Идентичность и Я [Текст] / Е.О.Труфанова // Вопросы философии. - 2008. - № 6. - С. 95-105.

171. Труфанова, Е.О. Конструктивистский подход к Я [Текст] / Е.О.Труфанова // Философские науки. - 2008. - № 3. - С. 57-70.

172. Туган-Барановский, М.И. Интеллигенция и социализм [Текст] / М.И.Туган-Барановский // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910 / Сост., комент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева. - М.: Мол.гвардия, 1991.-С. 419-439!

173. Федотов Г.П. Об антихристовом добре [Электронный ресурс] // http ://www.vehi .net/fedotov/soloviev.html

174. Федотов, Т.П. Трагедия интеллигенции [Текст] / Г.П.Федотов // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. - С. 403-444.

175. Флоренский П. Имена [Текст] / П.Флоренский. - Харьков: Фолио, М.: ACT, 2000. - 441 с.

176. Флоровский, Г.В. Метафизические предпосылки утопизма [Текст] / Г.В.Флоровский // Вопросы философии. - 1990. - № 10. - С. 80-98.

177. Флоровский, Г.В. Религиозные темы Достоевского [Текст] / Г.В.Флоровский // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.-М.: Книга, 1990.-С. 386-391.

178. Фрагменты ранних греческих философов [Текст]. Ч. 1. - М.: Наука, 1989.

179. Франк C.JI. Крушение кумиров [Текст] / С.Л.Франк // С.Л.Франк. Сочинения. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - С. 147-244.

180. Франк, С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» [Текст] / С.Л.Франк // С.Л.Франк. Сочинения. - М.,1990.

181. Франк, С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» [Текст] / С.Л.Франк // Новый мир. - 1990. - № 4. - С. 205-241.

182. Франк, С.Л. Предмет знания: об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию [Текст] / С.Л.Франк. - СПб.: Наука, 1995. - 655 с.

183. Франк, С.JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии [Текст] / С.Л.Франк // Философские науки. - 1990. - № 5. - С.83-91.

184. Франк, С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) [Текст] / С.Л.Франк // // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910 / Сост., комент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева. -М.: Мол.гвардия, 1991. - С.153-184.

185. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В.Франкл: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ.ред. ЛЛ.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст. Д.А.Леонтьева . - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. с ил.

186. Фрейд, 3. Я и Оно [Текст] / З.Фрейд. - М.: МПО «МЭТТЭМ», 1990.

187. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]: Перевод / Авт.вступит.ст. П:С.Гуревич. / Э.Фромм. - М.: Республика, 1994. - 447 с. ил.

188. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст]: Пер.с анг. / Общ.ред.П.С.Гуревича / Э.Фромм. - М.: Изд.группа «Прогресс, «Универс», 1995.-256 с.

189. Фромм, Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. Гл.6. Свобода, детерминизм, альтернативность [Текст] / Э.Фромм // Философские науки. - 1990. - № 8. - С.85-96.

190. Фромм, Э. Душа человека. Ее способности к добру и злу [Текст] / Э.Фромм // Э.Фромм. Душа человека. - М.: Транзиткнига, 2004. - С.235-432.

191. Фромм, Э. Человеческая ситуация [Текст] / Э.Фромм. - М.: Смысл, 1995.-239 с.

192. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / М.Фуко / Пер.с франц.В.Наумова. - M.: «Ad Marginem», 1999. - 480 с.

193. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления [Текст] / М.Хайдеггер / Сост., пер. с нем. и комм. В.В.Бибихина. - М.: Республика, 1993.-447 с.

194. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» [Текст] / М.Хайдеггер [Сост.О.В.Селин] // М.Хайдеггер. Ницше и пустота. - М.: Алгоритм; Экс-мо, 2006. - С.9-78.

195. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? [Текст] / М.Хайдеггер // М.Хайдеггер. Время и бытие. - М.: Изд-во «Республика», 1993. - С. 16-27.

196. Хёсле, В. Кризис индивидуальной и когнитивной идентичности [Текст] / В.Хёсле // Вопросы философии. - 1994. - № 10. - С. 112-123.

197. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивные теории невроза [Текст] / К.Хорни // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 1995. - С. 7-190.

198. Хорос, В.Г. Русская история в сравнительном освещении [Текст] / В.Г.Хорос. -М.: ЦГО, 1996. -141 с.

199. Чернышевский, Н.Г. Что делать?: Из рассказов о новых людях [Текст] / Н.Г.Чернышевский. - М.: Республика, 1980. - 478с.

200. Черткова, Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) [Текст] / Е.Л.Черткова // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С. 4758.

201. Шабалин, И.В. Дух: онто-гносеологическая интерпретация созидательных и разрушительных тенденций [Текст]. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.филос. н. / И.В.Шабалин. - Челябинск, 2010. - 23 с.

202. Шалютин, Б.С. Человек и ложь [Текст] / Б.С.Шалютин // Человек и его духовные ценности. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 1995. - С. 83111.

203. Шалютин, Б.С. Человек лгущий [Текст] / Б.С.Шалютин // Человек. -

- 1996. - № 5. - С.151-159.

204. Шейнман, М.М. Вера в дьявола в истории религии [Текст] / М.М.Шейнман. - М.: Наука, 1977. - 112 с.

205. Шестов, Л. Киркегард и экзистенциальная философия [Текст] / Л.Шестов. -М.: Прогресс, 1992.

206. Ширинянц, A.A. О нигилизме и интеллигенции [Электронный ресурс]// http:// portalslovo.ru

207. Щербаков, Р.Н. Как уберечь молодежь от псевдонаучных представлений [Текст] / Р.Н.Щербаков // Вестник РАН. - 2000. - № 9. - Т. 70. - С.831-833.

208. Экхарт, М. О гневе души [Текст] / М.Экхарт // М.Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - СПб.: Изд-во «Азбука», 2000. - С.101-116.

209. Ясперс, К. Ницше и христианство [Текст] / К.Ясперс / Пер. Т. Ю. Боро-дай. - М.: Моск.филос.фонд: Медиум, 1994. - 114 с.

210. Derrida J. Psychee. Invention de l'autre. 1987.

211. Hartmann N., Zur Grundlegung der Ontologie, 1941.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.