Башкирский народный эпос "Алпамыша и Барсынхылу": генезис, специфика, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Ягафаров, Ринат Галимьянович

  • Ягафаров, Ринат Галимьянович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 276
Ягафаров, Ринат Галимьянович. Башкирский народный эпос "Алпамыша и Барсынхылу": генезис, специфика, поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Казань. 2007. 276 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ягафаров, Ринат Галимьянович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Вопросы истории изучения и генезиса общетюркского эпического сказания об Алпамыше.

1.1. История собирания и изучения эпоса «Алпамыш» в тюркской фольклористике.

1.2. Общетюркские особенности эпоса «Алпамыш».

1.3. К вопросу о времени создания памятника.

Глава II. Типологические и текстологические особенности вариантов башкирского народного эпоса «Алпамыша и Барсынхылу».

2.1. «Алпамыша» в контексте башкирского фольклора.

2.2. Сравнительное изучение вариантов эпоса «Алпамыша и Барсынхылу»

2.3. Обоснование и принципы составления сводного текста башкирского народного эпоса «Алпамыша и Барсынхылу».

Глава III. Поэтика эпоса «Алпамыша и Барсынхылу».

3.1. Основные сюжетообразующие мотивы эпоса «Алпамыша и Барсынхылу».

3.2. Художественные особенности эпоса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Башкирский народный эпос "Алпамыша и Барсынхылу": генезис, специфика, поэтика»

У каждого народа есть глубокие духовные корни, из которых он черпает силу и мощь своего интеллектуального потенциала. Подобной кладезью является устное народное творчество, в частности, эпические памятники, истоки которых находятся далеко за пределами поля зрения нашего современника, потому что, как отметил исследователь алтайского сказительского искусства И.Б.Шинжин: «В наши дни эпос из живого эпического знания превращается в книжное знание, законы существования которого существенно отличаются от первоисточника»1.

Изучение и научное издание произведений эпоса народов весьма актуально. «Главная задача в этой области в настоящее время заключается в научной подготовке и публикации на русском языке наиболее полного л собрания эпических сказаний народов СССР» , - писали исследователи фольклора в 50-х гг. прошлого столетия. С тех пор в этом плане сделано много. Предпринимались фольклорные экспедиции в различные республики, районы и области бывшего СССР, где было собрано большое количество фактического материала. Одновременно собранный материал систематизировался и подвергался научной обработке. Результатами подобных исследований стало опубликование серий устного народного творчества народов СССР в оригинале и в переводе на русский язык.

Еще в 30-е годы прошлого столетия во время фольклорных экспедиций были записаны различные варианты сюжетов башкирского эпоса, в том числе башкирский народный эпос «Алпамыша и Барсынхылу», являющийся по признанию отечественных и зарубежных ученых одним из лучших образцов мирового героического эпоса. В частности, проф. Г.Б.Хусаинов подчеркивал, что «по этому эпосу можно увидеть древние обычаи и обряды, Шиижин И.Б. Сказитель Алексей Григорьевич Калкин. Научно-популярный очерк (к 60-летию со дня рождения сказителя) / И.Б.Шинжин. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1987.-С. 33.

2 Вопросы изучения эпоса народов СССР: Сб.ст. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 3. морально-этические, эстетические взгляды, особенности устного народного творчества племен, обитавших в Средней и Малой Азии, по Идель-Уралу, Алтаю, можно раскрыть духовные связи многих народов. Изучение всего этого - само очень интересное научное занятие»1. Особенно много записей было сделано в 60-е гг. В настоящее время в научном архиве УНЦ РАН, а также в фольклорном фонде кафедры башкирской литературы и фольклора Башгосуниверситета накоплен значительный рукописный фонд вариантов эпоса «Алпамыша». Частично они проанализированы в работе А.Н.Киреева «Башкирский народный героический эпос»2 и в предисловиях и комментариях к научным сводам «Башкирское народное творчество»3.

Когда речь идет о башкирской версии сказания об Алпамыше в тюркской фольклористике, чаще всего ученые опираются на исследования А.Н.Киреева4 Однако следует заметить, что основные варианты башкирской версии данного сказания в среде башкир были записаны в 60-х гг., то есть после опубликования работ А.Н.Киреева. Поэтому содержащиеся в исследованиях заметки типа: "Известны узбекские, каракалпакские и казахские версии эпоса в форме дастана, таджикские, алтайские, татарские и башкирские версии в форме преданий и сказок"3 нуждаются в критике и пересмотре.

Устное народное творчество - неотделимая часть национальной культуры каждого народа. Передаваемое из поколения в поколения в течение веков, это наследие отражает историю и быт, эстетические взгляды и идеалы

1 Хесэйенов F.B. Замап. Э?эбиэт. 9?ип. Башкорт эзэбиэте тарихы, теорияьы ьэм тэпкит мэсьэлэларе / F.B. Хесэйенов. - 0фе: БКН, 1978. - 374-се бит.

2 Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос/ А.Н.Киреев.- Уфа: БКИ, 1970. - С. 136-159.

3 Башкорт халык ижады. 2-се китап. Эпос / Те?., баш ьу? я?ыусы, ацлатмалар биреусе М.Сэритов. - 0фо: БКН, 1973; Башкорт халык ижады. 3-се китап. Экиэттэр / То?. Н.Зарипов, М.Миньажетдинов, ацлатмалар биреусе Л.Бараг, Н.Зарипов. - 0фе: БКИ, 1978; Башкорт халык ижады. 4-се том. Эпос / Те?., ацлатмалар биреусе M.Cofhtob, Б.Байымов. - 0фо: Китап, 1999; Башкорт халык ижады. 8-се том. Эпос: иртэктор ъэм эпик кобайырзар / То?., инеш мокэла ьам ацлатмалар авторы, ьу?лек э^ерлэусе Э.М.Селэймэнов. - 0фо: Китап, 2006.

4 Киреев А.Н. О башкирском эпосе «Алпамыш» / А.Н.Киреев // Вопросы башкирской филологии. - М., 1959. -С. 175-183.

5 Мирзаев Т. Узбекские народные дастаны и героический эпос «Алпамыш» / Т.Мирзаев // Алпамыш. Узбекский героический эпос / Отв. ред. А.Мирбадалева. - Ташкент: Фан, 1999. - С. 26. народа - творца и хранителя1. Идейно-художественное содержание эпоса как и всякого другого словесного художественного произведения объясняется конкретными условиями многовекового исторического развития народа, его создателя и носителя, особенностями общественных отношений и исторически сложившегося национального характера, народного быта, традиций и верований. Поэтому эпос должен изучаться прежде всего на той национально-исторической почве, где он сложился, тем самым будет определяться тот особый вклад, который всякий национальный эпос вносит в культуру народа и в то же время - в общую сокровищницу мировой культуры . Изучение общетюркского эпоса об Алпамыше на башкирской почве составляет большой научный интерес с точки зрения выявления его корней, определения специфики башкирского народного эпоса и сопоставления с другими национальными версиями.

Эпос «Алпамыша и Барсынхылу» получает свою известность благодаря своеобразному сюжету и содержанию. Среди башкир популярности ему не занимать. Об этом свидетельствует уже то, что он сохраняется до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, дошел в многочисленных вариантах. На сегодняшний день их насчитывается более двадцати, каждый из которых является национальным достоянием культуры башкирского народа. Будучи архаическим эпическим творением, он в первую очередь отражает древнее мировоззрение и миропонимание народа.

В эпосе «Алпамыша и Барсынхылу» воспеваются мужество, патриотизм, единство народа, любовь и верность, прочность семьи. Основные идеи башкирского героического эпоса: идея мира и благополучия народа, борьбы за свободу и независимость своей страны - так же получают свое яркое отражение в нем.

1 Галин С.Э. Башкорт фольклоры: Югары укыу йорттары, педучилище студенттары иэм урта мэктоп укытыусылары есенкулланма / С.Э.Галин. - Пермь, 1975. - 17-се бит.

2 Жирмунский В.М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии (Доклад па 1 Всесоюзной конференции востоковедов в Ташкенте 6 июня 1957 года) / В.М.Жирмунский // Вопросы изучения эпоса народов СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 36.

Эпос «Алпамыша» как одно из ярких произведений фольклора тюркских народов всегда был в центре внимания не только тюркских фольклористов, но и русских исследователей. История собирания и изучения эпоса «Алпамыш» берет свое начало еще в XVIII в. и продолжается по сей день. Историография вопроса включает в себя такие монументальные исследования, как, например, «Сказание об Алпамыше и богатырская сказка» (М., I960) В.М.Жирмунского, так и отдельные статьи, освещающие те или иные проблемы данного эпического полотна. Особенно большую работу в отношении записи вариантов, их публикации и научного изучения проделали узбекские исследователи. Не менее плодотворно работают в данной отрасли казахские и каракалпакские ученые.

Башкирскими фольклористами проанализированы проблемы взаимоотношения эпоса об Алпамыше с другими жанрами башкирского фольклора, особенно с топонимическими легендами; исследованы вопросы содержания архаических и других мотивов в структуре повествования, особо останавливаясь на отражении матриархальных обычаев; изучены некоторые башкирские варианты, отмечена их схожесть с «Одиссеей» Гомера. Однако неизученными доселе оставались проблемы сравнительно-исторического изучения башкирского народного эпоса об Алпамыше с другими национальными версиями, текстологические и поэтические особенности его вариантов. В данном диссертационном исследовании предпринимается попытка восполнить этот пробел.

В связи с этим совершенно естественно возникает необходимость изучения и обнародования результатов исследования эпоса «Алпамыша и Барсынхылу».

Актуальность исследования определяется тем, что среди других эпических повествований, бытующих в народе в разрозненном виде, но чрезвычайно популярных сказаний, «Алпамыша и Барсынхылу» занимает одно из ведущих мест. В устном репертуаре башкирского народа до сих пор этот эпос встречается в различных вариантах и в виде отдельных отрывков, которые фактически являются составной частью единого монументального произведения. Реконструкция его целостности вполне может дать возможность составить совершенно уникальное творение сродни другим гениальным произведениям башкирского народа: «Урал-батыру», «Акбузату», «Миней-батыру и царю Шульгену».

Тема исследования актуализируется еще и тем, что под влиянием социально-экономического развития общества эпическая среда, которая, упрощенно говоря, предполагает нерушимое единство певца и сознательно грамотно воспринимающих его слушателей, неизбежно утрачивает свою монолитность. Феномен живого эпоса в конце XX - начале XXI века сам по себе представляет факт исключительного значения для истории человеческой культуры. Осознание этого факта в полной мере только начинается1. Одно это обстоятельство уже делает тему данной работы актуальной.

Изучение эпоса «Алпамыша» представляется интересным с различных точек зрения. Во-первых, поскольку сюжет эпоса является общим для многих тюркских народов, интересно выявить мотивы, появившиеся именно на башкирской почве и составляющие отличительные характеристики традиционного башкирского народного творчества. Во-вторых, так как имеется множество версий и вариантов данного общетюркского эпоса вообще, башкирского эпоса в частности, их сравнение обнаруживает своеобразные особенности локального, временного характера, чем также во многом определяется актуальность изучения данного исследования. В.М.Жирмунский подчеркивал: «Для восстановления многовековой истории произведения народного эпического творчества, сохранившегося в богатой и древней устно-поэтической традиции, и для научного анализа отложившихся в нем наслоений различных времен и народов необходимо сравнительно-историческое изучение всех его вариантов и версий как различных «ответвлений» эпического сказания: во-первых, сравнение по возможности большего числа вариантов изучаемого произведения, записанных у данного

1 Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала / Р.С.Сулейманов. - Уфа: Китап, 1995.-С. 33. народа в разных географических районах и от разных сказителей и сказительских школ; во-вторых, сравнение различных версий данного эпоса, если оно встречается у разных народов в результате исторической близости и культурного взаимодействия между ними».1 В своих исследованиях мы придерживались именно этих методологических указаний. Богатство форм социально-исторической жизни каждого народа требует всемерного изучения существующих фольклорных произведений во всем многообразии его вариантов и национальных версий.

Целью нашего исследования является выявление национального своеобразия башкирского эпоса «Алпамыша и Барсынхылу» в результате всестороннего анализа его вариантов в сопоставительном плане с другими национальными версиями и попытка составить сводный текст этого эпического памятника.

В соответствии с целью в данной диссертационной работе решаются следующие задачи:

1) проследить историю собирания и изучения версий и вариантов эпоса об Алпамыше в фольклоре тюркских народов;

2) на основе текстологического изучения всех доступных версий и вариантов общетюркского эпоса «Алпамыша» выявить его общие и специфические особенности;

3) проанализировать и систематизировать башкирские варианты сказания в идейном, художественном, поэтическом аспектах;

4) на основе изучения всех известных башкирских вариантов эпоса попытаться реконструировать полный (сводный) текст сказания.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных, в том числе башкирских, ученых, посвященные жанровой природе произведений народного творчества (В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, А.Н.Веселовского, В.Я.Проппа, Жирмунский B.M. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка / В.М.Жирмунский. - M.: Наука, 1960. -С. 6.

B.Е.Гусева, Ф.И.Урманчеева, Т.Мирзаева, А.С.Мирбадалевой,

C.С.Суразакова, М.М.Сагитова, А.Н.Киреева, Н.Т.Зарипова, Г.Б.Хусаинова, С.А.Галина, А.М.Сулейманова, Ф.А.Надршиной и др.).

В исследовании были применены сравнительно-типологический, структурно-описательный методы, а также комплексный метод анализа фольклорных текстов и метод статистического счета.

Источниковедческую базу исследования составили материалы фольклорных экспедиций разных лет, осуществленных в ИИЯЛ УНЦ РАН и БашГУ, отдельные тома свода «Башкирского народного творчества». В качестве сравнительного и контрольного материалов были привлечены варианты инонациональных версий эпоса «Алпамыша», а также археологические, этнографические, топонимические сведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на базе изучения одного эпического памятника вырабатывается система комплексного анализа эпического произведения вообще; на этой основе подготавливается почва для составления сводного текста эпоса, существующего в народе в разрозненном виде.

Практическая значимость диссертационной работы видится в том, что материалы и результаты исследования найдут применение в средних и высших учебных заведениях, при составлении учебников и учебных пособий, научных сводов по башкирскому устному народному творчеству. Методы анализа будут использованы аспирантами и студентами при изучении других эпических памятников народа, чему хорошим подспорьем будет служить критический сводный текст башкирского сказания об Алпамыше, составленный диссертантом на основе имеющихся вариантов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в башкирской фольклористике в полной мере в монографическом плане анализируется эпос «Алпамыша и Барсынхылу» с учетом всех известных вариантов и записей в сравнительном плане с остальными тюркскими версиями.

Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), «Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и современность» (Стерлитамак, 2007), Всероссийских научных конференциях «Многомерность языка и науки о языке» (Бирск, 2001), «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа, 2003), "Урал-Алтай: через века в будущее" (Уфа, 2005), "Наука и образование-2005» (Нефтекамск, 2005), межрегиональной научно-практической конференции «Мать и дитя у народов Башкортостана» (Уфа, 2001), республиканских научно-практических конференциях «Изучение родных языков, культуры и истории Башкортостана в образовательных учреждениях республики» (Стерлитамак, 2001), «Вопросы филологии и журналистики» (Уфа, 2002), «Изучение и преподавание башкирского языка и литературы в средней и высшей школах» (Уфа, 2003), «Актуальные проблемы башкирского языка и литературы» (Стерлитамак, 2004), Межрегиональных научно-практических конференциях «Городские башкиры: проблемы языка и культуры, здоровья и демографии» (Уфа, 2002; Стерлитамак, 2004), региональных научных конференциях «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003), «Проблемы преподавания башкирского языка и литературы в башкирской школе» (Стерлитамак, 2004).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и 4-х приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Ягафаров, Ринат Галимьянович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сюжет башкирского народного эпоса «Алпамыша и Барсынхылу» является общим для многих тюркских народов: алтайцев, узбеков, казахов, каракалпаков, турков, таджиков, туркмен, татар. Выявление его истории собирания и изучения, специфики и особенностей поэтики в данном диссертационном исследовании позволило сделать следующие выводы.

1. Общетюркские особенности эпоса «Алпамыш» сводятся к содержанию общих мотивов в повествовании. Национальное своеобразие каждой версии заключается в этнографических реалиях и исторической подоснове, обуславливающих различную трактовку и степень значительности мотивов. Так, самой полной в художественном отношении и в плане содержания является узбекская версия, анализ которой позволяет констатировать, что в процессе ее создания в нее включались менее объемные жанры устной народной прозы. Близки к ней казахская и каракалпакская версии, тогда как огузская, татарская, в особенности алтайская версии содержат более древний пласт, прасюжет повествования.

2. По вопросу времени создания памятника исследователи выдвигают самые различные гипотезы, основываясь на содержащихся в версиях отдельных мотивах: от VI-VIII вв. до XVI-XVII вв. Достоверного ответа на данный вопрос ввиду исторической отдаленности времени сложения эпоса, конечно, дать невозможно. Можно лишь приблизительно назвать эпоху заимствования или обоснования сюжета в устном народном творчестве для каждой отдельной версии, опираясь на просматриваемых в них исторических фактах. Выявление прасюжета эпоса показало, что он был создан в период разложения патриархально-родового строя, разложения родоплеменной системы, о чем свидетельствуют архаические матриархальные мотивы. Вместе с тем во всех национальных версиях получают отражение явления, характерные для раннего феодализма и средневековья. Последние можно трактовать как поздние напластования в структуре повествования, либо как итог переработки древнего сюжета сказителями.

3. Башкирская версия эпоса «Алпамыша и Барсынхылу» отличается художественным своеобразием и национальной самобытностью. Ее формированию предшествовало бытование отдельных жанров фольклора: мифов, легенд, сказок. Мифы о великанах-алыпах перерастают в легенды о богатырях исполинского телосложения, деятельностью или действиями которых объясняются многие особенности рельефа на территории Башкортостана. Мифы и легенды, обрастая волшебными мотивами, становятся основой богатырских сказок, из которых, в свою очередь, вырастает эпос об Алпамыше. Подобная преемственность присуща всему фольклорному наследию народа, но в отношении изучаемого нами эпоса мы видим циклизацию в большей мере, нежели остальной эпический репертуар. В этом заключается одна из важнейших особенностей башкирской версии эпоса «Алпамыша и Барсынхылу».

4. Как и другие жанры фольклора, эпос не существует в «чистом» виде, невозможно назвать какие-либо поэтические формы, характерные лишь ему. Как и любой другой жанр, он использует принципы и методы, присущие эпическим жанрам вообще. Эпос слагается и развивается на общих сюжетных началах со сказкой, усваивает песенные поэтические формы, полностью заимствует обрядовую поэзию, составной его частью являются пословицы, поговорки, загадки. Поэтому много общего прослеживается между всеми жанрами башкирского народного фольклора.

5. Отдельные мотивы эпоса об Алпамыше встречаются в других эпических произведениях башкирского народа: «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Тагир и Зухра», «Кусяк-бий», «Таргын и Кужак», хотя сюжетная основа каждого из этих сказаний различна. Наибольшую схожесть мотивы эпоса об Алпамыше имеют с богатырскими сказками. Наличие общих мотивов говорит о традиционных основах эпического творчества, позволяющих не только сохранять устнопоэтическое наследие, но и постоянно его обогащать, развивая либо варьируя те или иные сюжеты. В контексте башкирского фольклора «Алпамыша» характеризуется соблюдением исконно башкирских эпических канонов, под которыми мы подразумеваем сохранение древних мотивов, иллюстрирующих окружающий быт и историческую реальность народа-создателя.

6. Текстологическое изучение башкирских вариантов эпоса «Алпамыша и Барсынхылу» выявило типологические, устойчивые мотивы, составляющие основу произведения. Вместе с тем в каждом варианте эпоса обнаруживаются своеобразные мотивы, подчеркивающие национальную специфику башкирской версии. Бытовое обобщение этнографических реалий, идеологическая и эмоциональная оценка этнографического субстрата получает яркое воплощение в исследуемых вариантах, поэтому по материалам эпоса можно судить о духовной и материальной культуре башкирского народа. При этом важны содержащиеся в нем сведения о мифологии, религии, обрядах и обычаях, народных знаниях, играх и развлечениях, музыкальных инструментах и др.

7. Учет характерных и частных мотивов вариантов позволил нам составить сводный текст башкирского эпоса, вполне заслуживающий, на наш взгляд, называться самостоятельным законченным произведением.

8. Поэтика сказания «Алпамыша и Барсынхылу» очень своеобразна. Наиболее значительными чертами поэтики эпоса являются сюжетообразующие мотивы и художественные средства изображения событий, устойчивость которых способствовала сохранению текста при устной передаче.

Каждый фольклорный мотив находит обоснование либо в мифологическом мышлении, либо в историческом прошлом народа. Трактовка с этой точки зрения сюжетообразующих мотивов башкирской версии эпоса об Алпамыше позволяет заключить, что по сравнению с остальными национальными версиями, в частности, со среднеазиатскими, башкирская версия сохранила в своей основе гораздо больше архаического мировоззрения. Уже один мотив единоборства с девой-богатыркой, практически совершенно отсутствующий в других версиях, очень много говорит в пользу древности сюжета. Архаические мотивы сосредоточены больше всего в первой части повествования, иллюстрирующей женитьбу героя. Социальные же мотивы, видимо, привнесенные позднее, характеризуют его как эпос раннефеодальный и содержатся преимущественно во второй сюжетной линии эпоса, повествующей о борьбе с иноземными захватчиками.

9. Жанровая специфика эпических произведений очень ярко проявляется в их поэтическом, языковом стиле, в используемых ими всевозможных образных выражениях - тропах.

Общие места» в виде стабильных словесных формул, которые сказителями почти дословно повторяются в одном или разных эпосах в сходных эпизодах повествования или картинах описания, облегчают создание эпического произведения, так как сказитель употребляет готовые формулы. Употребление традиционных формул - эпических клише типа зачина «В давние-давние времена.», финала «Жили себе долго и счастливо», формул быстрого роста героя «Растет не по дням, а по часам» и красоты «Одна сторона лица подобна солнцу, другая - луне» - обязывает соотносить произведение с эпическим жанром.

10. Немаловажным моментом, из-за чего эпос именуется эпосом, являются языковые особенности произведения. Лексические особенности языка эпоса «Алпамыша» характеризуются относительно устойчивым содержанием исконно башкирской лексики и незначительными вплетениями заимствованных слов. Встречающиеся фразеологизмы, пословицы, поговорки красочно иллюстрируют образность мысли народа, вместе с тем объединяя их в общее духовное богатство тюркских народов. Имеющиеся диалектизмы, использование древних форм имен существительных и глаголов, стилистический прием неоднократного (чаще троекратного) повторения описания события для сосредоточения внимания на каком-либо эпизоде, эпитеты, сравнения, гиперболизация придают живость повествованию и подчеркивают уникальность версии.

Таким образом, башкирский народный эпос «Алпамыша и Барсынхылу», в отличие от других инонациональных версий этого сюжета, представляет собой глубоко национальное, самобытное произведение устной поэзии башкир. Заключая анализ эпоса, считаем необходимым подчеркнуть, что эпос как фундаментальное произведение затрагивает и освещает очень большой круг вопросов. Поэтому данное диссертационное исследование не претендует на полноту выявления общих и частных проблем эпосоведения, но, думаем, отчасти восполняет пробел в изучении башкирских народных эпосов, являющихся одним из выражений уникальной духовной культуры башкирского народа, уже ставшей неотъемлемой частью общецивилизационного культурного фонда.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ягафаров, Ринат Галимьянович, 2007 год

1. Асемкулов, Т. Казахский эпос: человеческий дух в поисках изначального смысла, http://www.dialog.kz.

2. Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2 т. / М.К.Азадовский. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР. T.I.- 1958.-480 е.; Т. II.- 1963.-363 с.

3. Азбелев, С.Н. Актуальные проблемы текстологии былин / С.Н.Азбелев // Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977. - С. 104-111.

4. Азбелев, С.Н. Историзм былин и специфика фольклора / С.Н.Азбелев. -М.: Наука, 1982.-328 с.

5. Алиева, А.И. Антология эпоса близкородственных народов / А.И.Алиева // Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977. - С. 77-103.

6. Ализаде, М.И. Поэтика эпоса «Китаби-деде Коркуд» (вопросы эпического времени)»: Автореф. дис. канд. филол. наук / М.И.Ализаде. -Баку, 1991.-20 с.

7. Алпамыс-батыр: Тексты и переводы / Под ред. М.О. Ауэзова и Н.С. Смирновой. Алматы, 1961.-360 с.

8. Алпамыш. Узбекский народный героический эпос / Сост. и подготовка текста Т.Мирзаева, отв. ред. А.Мирбадалева. Ташкент: Изд-во «Фан» АН РУз, 1999.- 831 с.

9. Алпамыш. Узбекский народный эпос по варианту народного певца Ф.Юлдаша / Пер. Л.Пеньковского. М.: Гослитиздат, 1949. - 165 с.

10. Алпамыш. Узбекский народный эпос. -М: Детгиз, 1958. 224 е., ил.

11. Алпамыш. Узбекский народный эпос. 2-е изд. Л.: Сов.писатель, 1982.- 382 е., илл.

12. Алпамыш. Узбекский эпос по варианту Фазыла Юлдаша / Перевод Л. Пеньковского. Предисловие М. Шейхзаде. Ташкент: Госиздат УзССР, 1949. -225 с.

13. Археология и этнография Башкирии: материалы научной сессии по этногенезу башкир. T.IV. Уфа, 1971. - 358 с.

14. Аскерова, Г.Н. Личные имена в фольклоре (на материале азербайджанских народных дастанов и сказок): дисс. канд.филол.наук / Г.Н.Аскерова. Баку, 1986. - 162 с.

15. Ауэзов, М.О. Козы-Корпеш и Баян-слу / М.О.Ауэзов // Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-хылу»: Сб.ст. Уфа: Уфимский ИИЯЛ АН СССР, 1964.-С.31.

16. Ахмадов, Р. Таджикский вариант эпоса «Алпамыш» / Р.Ахмадов // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. Термиз: Фан, 1999. - С. 129.

17. Ахметшин, Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала / Б.Г.Ахметшин. Уфа: Китап, 2001. - 288 с.

18. Байзаков, Ж. Лексические особенности языка казахского героического эпоса «Алпамыс»: дисс. канд.филол.наук / Ж.Байзаков. А^ма-Ата, 1967. -230 с.

19. Бараг, Л.Г. Башкирские богатырские сказки / Л.Г.Бараг, Н.Т.Зарипов // Башкирское народное творчество. Т. III. Богатырские сказки. Уфа, 1988. -С.5-32.

20. Бахадырова, С. «Алпамыс» вершина каракалпакского фольклора / С.Бахадырова // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. - Термиз: Фан, 1999. - С. 121-122.

21. Башкирские богатырские сказки / Составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Л.Г.Барага и Н.Т.Зарипова. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. - 320 с.

22. Башкирские родословные / Сост., предисл., поясн. к пер., пер на рус. яз., послесл. и указ. Р.М.Булгакова, М.Х.Надергулова; Науч. рук. Р.Г.Кузеев. Уфа: Китап, 2002. Вып. 1: Издание на русском языке. - 480 с.

23. Башкирский фольклор: исследования и материалы: Сб. ст. Вып. II / УНЦ РАН. Уфа, 1995. - 204 с.

24. Башкирское народное творчество. Т. III. Богатырские сказки / Сост. Н.Т.Зарипов, вступит, статья, комментарии Л.Г.Барага, Н.Т.Зарипова. Уфа: БКИ, 1988.-448 с.

25. Башкиры / Сост. Ф.Г.Хисамитдинова, З.Г.Ураксин. М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2003.-576 с.

26. Башкортостан: Краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.З.Шакуров. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. 672 е., илл.

27. Башкорт теленец ьудлеге. Ике томда. -М.; Русский язык, 1993.

28. Башкорт халык экиэттэре / Тед. Р.И.Ишбулатов, ред. Э.И.Харисов. 0фе: БКИ, 1956. - 310 бит.

29. Башкорт халык ижады. 3-св китап. Экиэттэр / Те?. Н.Зарипов, М.Миньажетдинов, ацлатмалар биреусе Л.Бараг, Н.Зарипов. — Офо: БКН, 1978.-352 бит.

30. Башкорт халык ижады. 8-се том. Эпос: иртэктэр ьэм эпик кобайырдар / Те?., инеш мэкэлэ ьэм ацлатмалар авторы, ьудлек эдерлэусе Э.М.Селэймэнов. -0фе: Китап, 2006.-492 бит.

31. Башкорт халык ижады. II том. / Тед., редакция, баш h.Y? ьэм искэрмэлэр биреусе Э.И.Харисов. 0фе: БКН, 1959. - 282 б.

32. Башкорт халык ижады. V т. Тарихи кобайырдар, хикэйэттэр (иртэктэр) / Те?., инеш мэкэлэ, ацлатмалар ьэм ьудлектец авторы Н.Зарипов. 0фе: Китап, 2000. - 392 бит.

33. Башкорт халык ижады. Риуэйэттэр, легендалар / Те?., инеш мэкэлэ ьэм ацлатмалар авторы Ф.Надршина. 0фе: БКН, 1980. — 416 бит.

34. Башкорт халык ижады. Эпос, III китап / Те?., инеш мэкэлэ ъэм ацлатмалар авторы Н.Т.Зарипов. 0фе: БКН, 1981. - 344 бит.

35. Башкорт халык ижады. Эпос. 1-се китап / Те?., баш ьу? я^ыусы, ацлатмалар биреусе M.Cofhtob. 0фо: БКН, 1972. - 342 бит.

36. Башкорт халык ижады. Эпос. 2-се китап / Те?., баш ъу? я^ыусы, ацлатмалар биреусе M.Cofhtob. 0фе: БКН, 1973. - 372 бит.

37. Башкорт халык ижады. Эпос. IV том / Те?., ацлатмалар биреусе M.Cofhtob, Б.Байымов. 0фе: Китап, 1999. - 400 бит.

38. Башкорт ьейлэштэренец ьу?леге. I том. Кенсыгыш диалект. 0фо, 1967.-300 бит.

39. Башкорт ьейлэштэренец ьудлеге. II том. Коньяк диалект. 0фе, 1970.

40. Башкорт ьейлэштэренец ьу?леге. Ш том. Кенбайьпп диалект. 0фв, 1987.-232 бит.

41. Башкорт эпосын ейрэнеу гилеменец актуаль мэсьэлэлэре: Халык-ара фэнни конференция материалдары. 0фе: Еилем, 2003. - 243 бит.

42. Башкорттар?ьщ килеп сыгышы // Башкорт халык ижады. Риуэйэттэр, легендалар / Те?., инеш мэкэлэ ьэм ацлатмалар авторы Ф.Нэзершина. 0фе: БКН, 1980. - 66-68-се битгэр.

43. Бердибаев, Р. Роль сказителя в системе эпической традиции тюрко-монгольских народов / Р.Бердибаев // Советская тюркология. 1979. - № 3. -С. 20-25.

44. Бикбулатов, Н.В. Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Н.В.Бикбулатов, Р.М.Юсупов, С.Н.Шитова, Ф.Ф.Фатыхова. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. - 248 с.

45. Боровков, А.К. Героическая поэма об «Алпамыше» / А.К.Боровков // Тезисы докладов и сообщений регионального совещания по эпосу «Алпамыш». Ташкент, 1956. - С. 7.

46. Брагинский, И.С. Предисловие / И.С.Брагинский // Алпамыш. Таджикские варианты текстов. Душанбе, 1959. - С. 3-9.

47. Будйегет II Башкорт халык ижады. Эпос. III китап. 0фе: БКН, 1981. - 256-269-сы битгэр.

48. Валитова, А.А. Татарская версия эпоса "Алпамыш" / А.А.Валитова // Тюрко-монгольское языкознание и фольклористика. М.: Изд-во Восточной литературы, 1960.-С. 173-209.

49. Валиханов, Ч. Избранные произведения / Ч.Валиханов. Алма-Ата, 1958.- 163 с.

50. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н.Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. - 408 с.

51. Вопросы изучения эпоса народов СССР: Сб.ст. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 290 с.

52. Галин, С. Заман ьэм фольклор: эдэби-тэнкит мэкэлэлэре / С.Галин. 0фе: БКН, 1972. - 112 бит.

53. Галин, С. Тарих ьэм халык поэзияьы / С.Галин. 0фо: Китап, 1996.-288 бит.

54. Галин, С.А. Башкирский мифологический эпос: Учебное пособие / С.А.Галин. Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 103 с.

55. Галин, С.А. Башкирский социально-бытовой эпос: Пособие для учителей культуры Башкортостана / С.А.Галин. Уфа: БИРО, 2002. - 60 с.

56. Галин, С.А. Об одной находке башкирского эпического сказания / С.А.Галин // Литература и фольклор Урала: республиканский сборник научных трудов. Пермь, 1979. - С. 3-11.

57. Галин, С.А. Пережитки матриархата в башкирском эпосе / С.А.Галин // Башкирский фольклор: исследования и материалы: Сб. ст. Вып. III. Уфа: Гилем, 1999.-С. 43-53.

58. Галин, С.Э. Башкорт фольклоры: югары укыу йорттары, педучилище студенттары ьэм урта мэктэп укытыусылары всон кулланма / С.А.Галин. Пермь, 1975. - 235 бит.

59. Галин, С.Э. Тел аскысы халыкта. Башкорт фольклоры: ацлатмалы ьудлек: укыу кулланмаьы / С.А.Галин. 0фо: Китап, 1993.-224 с.

60. Галяутдинов, И.Г. Два века башкирского литературного языка / И.Г.Галяутдинов. Уфа: Гилем, 2000. - 448 с.

61. Гарф, А. Алтайские сказки / А.Гарф, П.Кучияк. М.: Детиздат, 1939. — 126 с.

62. Героические сказания, записанные от Н.И.Улагашева. Горно-Алтайск, 1961. -150 с.

63. Героический эпос народов СССР / Сост. Л.А.Плотникова, вступит, статья и примеч. Б.Н.Путилова. Л.: Лениздат, 1979. - 752 с.

64. Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В.Жуковского. М.: Дюна, 1993. -320 с.

65. Гордлевский, В.А. Избранные сочинения. Т. I. История всемирной литературы / В.А.Гордлевский. М.: Наука, 1960. - 550 с.

66. Гумилев, Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? / Л.Н.Гумилев // Русская литература. 1972. - № 1.-С. 73-82.

67. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е.Гусев.— Л.: Наука, 1987. 136 с.

68. Райсарова, H.F. "Kycok бей" эпосыныц лексик уденсэлектэре / H.F.FaftcapoBa, И.Е.Еэлэуетдинов // Вопросы лексикологии и лексикографии в башкирском языке. Уфа: Китап, 1983. - 56-59-сы биттэр.

69. Рэниев, B.B. Ж.Р.Кейекбаев эдэрзэренец тел ьэм стиль узенсэлектэре / В.В.Рэниев. ©фо: БДУ, 2002. - 133 бит.

70. Далгат, У.Б. Вопросы научного анализа и критической оценки эпических текстов в эдиционной работе / У.Б.Далгат // Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977. - С. 35-64.

71. Дербисалин, А.О соотношении фольклорного и индивидуального в творчестве казахских акынов / А.О.Дербисалин // Советская тюркология. -1981.-№3.-С. Ю-14.

72. Екшембеева, JI. Некоторые особенности развития эпического образа женщины в тюркоязычном эпосе / Л.Екшембеева // Советская тюркология. -1984.-№5.-С. 19-23.

73. Ergun, М. Alip-Manas. Altay Turkleri'nin kahramanlik destani / M.Ergun. -Konya: Cemre, 1997.- 160 s.

74. Етегэн йондо? // Башкорт халык ижады. Риуэйэттэр, легендалар / То?., инеш мэкэлэ ьэм ацлатмалар авторы Ф.Нэзершина. 0фе: БКН, 1980. - 40-сы бит.

75. Жданко, Т.А. Каракалпакская эпическая поэма «Кырк кыз» как историко-этнографический источник / Т.А.Жданко // КСИЭ. М., 1958, вып. ХХХ.-С. 113-117.

76. Жирмунский, В.М. Вопросы генезиса и истории эпического сказания об Алпамыше / В.М.Жирмунский // Об эпосе «Алпамыш»: Сб. ст. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1959. - С. 26-60.

77. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос / В.М.Жирмунский. -М., Л.: Наука, 1962.-437 с.

78. Жирмунский, В.М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» / В.М.Жирмунский // Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос /

79. Пер. В.В.Бартольда, изд. В.М.Жирмунского и А.Н.Кононова. М., Л., 1969. -С. 149-162.

80. Жирмунский, В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка / В.М.Жирмунский. М.: Изд-во Восточной литературы, I960. - 336 с.

81. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад / В.М.Жирмунский. Л.: Наука, 1979. - 494 с.

82. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос / В.М.Жирмунский. -Л.: Наука, 1974.-727 с.

83. Жирмунский, В.М. Узбекский народный героический эпос / В.М.Жирмунский, Х.Т.Зарифов. М.: ГИС, 1947. - 520 с.

84. Жирмунский, В.М. Эпические сказания об Алпамыше и «Одиссея» Гомера / В.М.Жирмунский // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. -Т. 16.-М., 1957-С. 97-113.

85. Закирова, И.Г. Болгар чоры халык ижаты / И.Г.Закирова. -Казан: Фикер, 2003. -144 бит.

86. Зарипов, Н. Батырдар тураьында экиэттэр / Н.Зарипов // Башкорт халык ижады. Экиэттэр. 3-се китап. 0фе: БКН, 1978. - С. 3-16.

87. Зарипов, Н.Т. «Мухаметша Бурангулов народный сэсэн-сказитель» / Н.Т.Зарипов // Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: Сб. ст. - Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. - С. 6-19.

88. Зарипов, Н.Т. Герой башкирских богатырских сказок, его враги и помощники / Н.Т.Зарипов // Вопросы башкирской фольклористики. / Под ред. Л.Г.Барага, Н.Т. Зарипова. Уфа: БФАН СССР, 1978. - С. 3-19.

89. Зарифов, Х.Т. К изучению узбекского народного эпоса / Х.Т.Зарифов // Вопросы изучения эпоса народов. М.: Наука, 1958. - С. 90-111.

90. Зарифов, Х.Т. Основные мотивы эпоса «Алпамыш» / Х.Т.Зарифов // Об эпосе «Алпамыш»: Сб. ст. Ташкент, 1959. - С. 6-25.

91. Имамов, К. Генезис и поэтическая трансформация жанров узбекской устной прозы: дисс. доктора филол.наук / К.Имамов. Ташкент, 1986. - 392 с.

92. Ишбердин, Э.Ф. Историческое развитие лексики башкирского языка / Э.Ф.Ишбердин. М.: Наука, 1986. - 152 с.

93. Ишбиргин, Э.Ф. Башкорт фольклоры лексикаьыныц кайьы бер у?енсэлектэре / Э.Ф.Ишбир2ИН // Башкорт филологияьы. Пермь-Стэрлетамак, 1979.

94. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник / Ф.С.Капица. 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

95. Кароматли, М.Ф. О музыке узбекских дастанов и особенностях ее проявления в «Алпамыше» / М.Ф.Кароматли // Алпамыш. Узбекский народный героический эпос. Ташкент: Изд-во «Фан», 1999. - С. 50-64.

96. Каташ, С.С. «Козы Эркеш» и «Козы Корпеш и Баян-Слу» / С.С.Каташ // Ученые записки ГАНИИЯЛ, вып. 2. Горно-Алтайск, 1958. - С. 53.

97. Кейекбаев, 2K.F. Хэдерге башкорт теленец лексикаьы ьэм фразеологияьы: укыу кулланмаьы / Ж.Е.Кейекбаев. 0фо: БКН, 1966. -275 бит.

98. Кирэй, М. Башкорт халкыныц эпик комарткылары / М.Кирэй. 0фо: Башкортостан китап нэшриэте, 1961. - 388 бит.

99. Киреев, А.Н. Башкирский народный героический эпос / А.Н.Киреев. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. - 302 с.

100. Киреев, А.Н. Исторические типы народных сказителей Башкирии / А.Н.Киреев // Фольклор народов РСФСР, вып 1. Уфа: Изд. БГУ, 1974. - С. 55-65.

101. Киреев, А.Н. О башкирской сказке «Алпамыша и Барсынхылу» / А.Н.Киреев // Об эпосе «Алпамыш». Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1959. -С. 187-196.

102. Киреев, А.Н. Об эпосе «Алпамыш» / А.Н.Киреев // Вопросы башкирской филологии. -М: Изд-во АН СССР, 1959.-С. 175-183.

103. Киреев, А.Н. Позднейшие записи эпического сказания «Кузы-Курпес и Маян-хылу» / А.Н.Киреев // Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-хылу»: Сб.ст. / Под ред. А.Н.Киреева, А.И.Харисова. Уфа, 1964. - С. 69-78.

104. Климович, JT. О народной поэме «Сорок девушек» / Л.Климович // Каракалпакская народная поэма «Сорок девушек». Нукус: Каракалпакстан, 1983.-С. 5-19.

105. Ковалевская, В. Д. Конь и всадник: Пути и судьбы / В.Д.Ковалевская. М.: Наука, 1977. - 152 с.

106. Ковалевский, А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. / А.П.Ковалевский. Харьков, 1959. - 347 с.

107. Короглы, X. Текстологическая характеристика публикаций эпоса «Героглы» и «Гуругли» / Х.Короглы // Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977.-С. 65-76.

108. Короглы, Х.Г. Огузский эпос (сравнительный анализ) / Х.Г.Короглы // Типология народного эпоса / Отв. ред. В.М.Гацак. М.: Наука, 1975.-С. 64-81.

109. Костюхин, Е.А. Типы и формы животного эпоса / Е.А.Костюхин. М: Гл. ред. Восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1987. - 270 с.

110. Кудияров, А.В. Художественно-стилевые закономерности эпоса монголоязычных народов / А.В.Кудияров // Фольклор: Образ и поэтическое слово в контексте / Отв.ред. В.М.Гацак. М.: Наука, 1984. - С. 10-56.

111. Кузеев, Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этнический взгляд на историю / Р.Г.Кузеев. М.: Наука, 1992. - 347 с.

112. Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения / Р.Г.Кузеев. М.: Наука, 1974. - 572 с.

113. Кыдырбаева, Р.З. Генезис эпоса «Манас» / Р.З.Кыдырбаева. -Фрунзе: Илим, 1980.-279 с.

114. Кыдырбаева, Р.З. Истоки генетического родства тюркоязычного эпоса / Р.З.Кыдырбаева // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. Термиз: Фан, 1999. - С. 131.

115. Каьарманов, F.F. "Урал батыр" эпосы теленэ кудэтеу / F.F.KahapMaHOB // Башкирский фольклор. Вып. IV. 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: Сб. ст. Уфа: Гилем, 2000. - 145-160-сы биггар.

116. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора / С.Г.Лазутин. М.: Высшая школа, 1981. - 222 с.

117. Липец, Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе / Р.С.Липец. М.: Наука, 1984. - 264 с.

118. Липец, Р.С. Предисловие / Р.С.Липец, С.Я.Серов // Этническая история и фольклор. -М.: Наука, 1977. С. 3-10.

119. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С.Лихачев. -Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1967.-372 с.

120. Мэргэн менэн Маяньылыу // Башкорт халык ижады: 5-се том. Тарихи кобайырдар, хикэйэттэр (иртэктэр). Офо: Китап, 2000. - 183-197-се биггер.

121. Мэргэн, К. «Урал батыр» менэн «Акбудат» / К.Мэргэн // Башкирский фольклор. Вып. IV. 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: Сб. ст. Уфа: Гилем, 2000. - С. 6-24.

122. Мажитов, Н.А. Южный Урал в VII-XIV вв. / Н.А.Мажитов М.: Наука, 1977.-240 с.

123. Максетов, К. Сказители каракалпакской версии эпоса «Алпамыс» / К.Максетов // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. Термиз: Фан, 1999. - С. 122-124.

124. Максетов, К.М. Взаимосвязи каракалпакского и башкирского героического эпоса / К.М.Максетов // Археология и этнография Башкирии:материалы научной сессии по этногенезу башкир. T.IV. Уфа, 1971. - С. 268272.

125. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М.Мелетинский. М.: Наука, 1986. - 320 с.

126. Мелетинский, Е.М. Народный эпос / Е.М.Мелетинский // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. - С.50-77.

127. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М.Мелетинский. 3-е изд., репринтное. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -407 с.

128. Мелетинский, Е.М. Среднеазиатский эпос об Алпамыше / Е.М.Мелетинский // История всемирной литературы: в 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. Т.З. М.: Наука, 1985. - С. 584-586.

129. Мирасов, С. Башкорт бейдэре ьэм хандары мидгелендоге матур эдэбиэттэн урнэктэр / С.Мирасов // Сэсэн. 1928. - № 11-12. - 9-12-се биттэр.

130. Мирбадалева, А.С. Башкирский эпос «Урал-батыр» / А.С.Мирбадалева // Башкирский фольклор. Вып. IV. 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: Сб. ст. Уфа: Гилем, 2000. - С. 25-38.

131. Мирбадалева, А.С. О некоторых принципах отбора и публикации текстов эпических произведений в серии «Эпос народов СССР» (на примерах эпоса тюркоязычных народов) / А.С.Мирбадалева // Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977. - С. 24-34.

132. Мирзаев, Т. Дастан «Алпамыш»: его версии и варианты / Т.Мирзаев // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции «Дастан «Алпамыш» и эпическое творчество народов». Термиз: Фан, 1999. - С. 118.

133. Мирзаев, Т. Узбекские народные дастаны и героический эпос «Алпамыш» / Т.Мирзаев // Алпамыш. Узбекский народный героический эпос / Отв. ред. А.Мирбадалева. Ташкент: Фан, 1999. - С. 7-49.

134. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. / Гл.ред.: С.А.Токарев. 2-е изд. - М.: Сов. Энцикл. изд-во малого предп. «Останкино», 1991. - т. I. - 960 с.

135. Молдобаев, И.Б. Эпос «Манас» как источник изучения духовной культуры киргизского народа / И.Б.Молдобаев. Фрунзе: Илим, 1989. - 152 с.

136. Нэ?ершина, Ф.А. Рухи хазиналар / Ф.А.Нэ?ершина. 0фе, 1992.-76 бит.

137. Нэ?ершина, Ф.А. Халык хэтере: Монография / Ф.А.Нэ?ершина. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1986. - 192 бит.

138. Назаров, Б. К вопросу об истории создания дастана «Алпамыш» / Б.Назаров // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. Термиз: Фан, 1999. - С. 119-121.

139. Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-хылу»: Сб.ст. / Под ред. А.Н.Киреева, А.И.Харисова. Уфа, 1964. - 123 с.

140. Нейхардт, А. Предисловие / А.Нейхардт // Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В.Жуковского. М.: Дюна, 1993. - С. 5-12.

141. Об эпосе «Алпамыш»: Сб. ст. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1959.-216 с.144. ©метбаев, М. Йэдкэр. Шигырзар, публицистик я?малар, тэржемэлэр, халык ижады елгелэре, тарихи-этнографик я?малар / М.©метбаев. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 288 бит.

142. Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А.Потебня. М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.

143. Принципы текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б.Н.Путилов. М.-Л.: Наука, 1966. - 300 с.

144. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-365 с.

145. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я.Пропп. М.: Госиздат худ.лит-ры, 1958. - 603 с.

146. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153) / Публикация О.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. -М.: Наука, ГРВЛ, 1971. 136 е., илл.

147. Путилов, Б.Н. Предисловие / Б.Н.Путилов // Героический эпос народов СССР. Л.: Лениздат, 1979. - С. 3-32.

148. Разумова, И.А. Формулы сказки и их языковая реализация (к вопросу о формулообразовании) / И.А.Разумова // Язык русского фольклора: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1985 - С. 77-83.

149. Руденко, С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки / С.И.Руденко. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 394 е.: илл.

150. Русское народное творчество. / Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М., Померанцева Э.В., Полищук Н.С., Правдина И.С., Сидорова Ю.Н., Чистов К.В. М.: Высшая школа, 1966. - 359 с.

151. Сагитов, М.М. О башкирском народном сказании «Бабсак и Кусяк» / М.М.Сагитов // Фольклористика в Советской Башкирии. Выпуск I. -Уфа: БФАН СССР, ИИЯЛ, 1974.- С. 96-111.

152. Сагитов, М.М. Отражение культа коня в башкирском народном творчестве / М.М.Сагитов // Вопросы башкирской фольклористики. / Под ред. Л.Г.Барага, Н.Т. Зарипова. Уфа: БФАН СССР, 1978. - С. 20-27.

153. Садалова, Т.М. Развитие алтайской фольклористики (50-80-е гг.) / Т.М.Садалова // Гуманитарные исследования в Горном Алтае: Сб.ст. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский НИИЯЛ, 1987.-С. 129-149.

154. Санъяров, Ф.Б. Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр»: Автореф. дисс. канд. филол. наук / Ф.Б.Санъяров. У фа, 1999.-22 с.

155. Селиванов, Ф.М. Изображение человека в былинах / Ф.М.Селиванов // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. - С. 196.

156. Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: Сб. ст. Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. - 121 с.

157. Смирнов, А.П. Волжские булгары / А.П.Смирнов. М.: Наука, 1951.-270 с.

158. Смирнова, Н. О казахских версиях «Алпамыса» / Н.Смирнова, Т.Сыдыков // Алпамыш-батыр. Алматы, 1961. - С. 429—487.

159. Соймонов, А. Д. Вопросы текстологии и публикации фольклорных материалов из собрания песен П.В.Киреевского / А.Д.Соймонов // Принципы текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б.Н.Путилов. М.-Л.: Наука, 1966. - С. 5-36.

160. Селэймэнов, Э.М. Архаик эпостарда «атты кулга эйэлэштереу мотивы» / Э.М.Селэймэнов // Башкирский фольклор. Вып. IV. 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: Сб. ст. Уфа: Гилем, 2000. - 209-225-се битгэр.

161. Селэймэнов, Э.М. Башкорт эпостарында «донъя агасы» тешенсэьенец сагылышы / Э.М.Селэймэнов // Селэймэнов Э., Рэжэпов Р. Башкорт халкыныц архаик эпосы. 0фе: Гилем, 1998. -39-41-се биттэр.

162. Селэймэнов, Э.М. Мифологик эпостарда «атты кулга эйэлэштереу» мотивыныц идея-художестволы асылы /

163. Э.М.Селэймэнов // Селэймэнов Э., Рэжэпов Р. Башкорт халкыньщ архаик эпосы. 0фе: Рилем, 1998. - 45-62-се биттэр.

164. Селэймэнов, Э.М. Окшаш булмаган эник комарткыларыбыззагы уртаклыктар / Э.М.Селэймэнов // Башкорт халык ижады. 8-се том. Эпос: иртэктэр ьэм эпик кобайырдар / Тед., инеш мэкэлэ ьэм ацлатмалар авторы, ьудлек эдерлэусе

165. М.Селэймэнов. 0фе: Китап, 2006. - 9-56-сы биттэр.

166. Сулейманов, A.M. Башкирская версия эпоса об Алпамыше / А.М.Сулейманов // Проблемы изучения и преподавания филологических наук: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 11-13 мая 1999 г.: В 4-х ч.

167. I: Башкирская филология. Стерлитамак: СГПИ, 1999. - С. 184-188.

168. Сулейманов, A.M. Башкирская версия эпоса об Алпамыше и легенды о нем / А.М.Сулейманов // Материалы международной конференции «Эпос «Алпамыш» и народное творчество». Термиз: Фан, 1999. - С. 126129.

169. Сулейманов, A.M. Башкирские народные бытовые сказки: Особенности сюжетного состава, типологии персонажей, жанровой проблематики и поэтики: дисс. . докт. филол. наук / А.М.Сулейманов. М., 1991.-426 с.

170. Сулейманов, A.M. Башкирские народные бытовые сказки: Сюжетный репертуар и поэтика / А.М.Сулейманов. М.: Наука, 1994. - 224 с.

171. Сулейманов, Р.С. Жемчужины народного творчества Урала / Р.С.Сулейманов. Уфа: Китап, 1995. - 248 с.

172. Суразаков, С.С. Алтайский героический эпос / С.С.Суразаков. -М.: Наука, 1985.-256 с.

173. Суразаков, С.С. Героический эпос алтайцев / С.С.Суразаков // Уч. записки ГАНИИИЯЛ, вып. 2, 1958. С. 55-65.

174. Суразаков, С.С. Об алтайском сказании «Алып-Манаш» / С.С.Суразаков // Об эпосе «Алпамыш»: Сб. ст. Ташкент, 1959. - С. 197-203.

175. Суразаков, С.С. Об опыте работы над научным переводом алтайского героического эпоса «Маадай-Кара» / С.С.Суразаков // Фольклор. Издание эпоса / Ред.кол. А.И.Алиева, В.М.Гацак, А.С.Мирбадалева, А.А.Петросян. М.: Наука, 1977. - С. 230-237.

176. Суразаков, С.С. Об эпосе «Алпамыш» / С.С.Суразаков // Об эпосе «Алпамыш»: Сб. ст. Ташкент, 1959.

177. Сыдыков, Т. Алкей Маргулан об эпосе «Алпамыс»: 100-летию А.Х.Маргулана // http://prstr.narod.ru.

178. Сыдыков, Т. Казахские версии "Алпамыса": Автореф. дис. канд.филол. наук / Т.Сыдыков. Алматы, 1958. - 24 с.

179. Сэгитов, М. Башкорт халкыньщ тормош-кенкуреш эпосы / М.Сэгитов // Башкорт халык ижады. Эпос. 2-се китап. Офе, 1973. -5-25-се биттэр.

180. Cofhtob, М. Башкорт халкыньщ тормош-кенкуреш эпосы / М.Сэгитов, Б.Байымов, С.Галин // Башкорт халык ижады. Т. IV. Эпос. 0фе: Китап, 1999. - 6-34-се биттэр.

181. Сэгитов, М.М. Башкорт халык эпосы / М.М. Сэгитов // Башкорт халык ижады: Эпос. 1-се китап. Офе: БКН, 1972. - 7-29-сы биттэр.

182. Сэгитов, М.М. Bopohfo башкорт кобайырдары: Монография / М.М.Сэгитов. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1987. - 224 бит.

183. Таган, Г. Этнографические заметки о башкирах и других тюркских народах / Пер. с венг. Йожефа Тормы / Г.Таган. Уфа: Гилем, 2005.- 160 с.

184. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. / Э.Б.Тайлор. -М.: Политиздат, 1989.-573 с.

185. Тезисы докладов и сообщений регионального совещания по эпосу «Алпамыш». Ташкент, 1956. - 250 с.

186. Тизенгаузен, В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / В.Тизенгаузен. -Т.2. -М., Л., 1941. -516 с.

187. Типология народного эпоса / Отв. ред В.М.Гацак. М.: Наука, 1975.-328 с.

188. Толстов, С.П. К вопросу о происхождении каракалпакского народа / С.П.Толстов // КСИЭ. М.; Л., 1947, вып. II. - С.74-84.

189. Толстова, Л.С. Исторические предания южного Приаралья: К истории ранних этнокультурных связей народов Арало-Каспийского региона / Л.С.Толстова. М.: Наука, 1984. - 246 с.

190. Толстова, Л.С. Исторический фольклор каракалпаков как источник для изучения этногенеза и этнокультурных связей этого народа / Л.С.Толстова // Этническая история и фольклор / Отв. ред. Р.С.Липец. М.: Наука, 1977.-С. 141-164.

191. Торокова, Е.С. Хакасские народные бытовые сказки: сюжетный состав и поэтика: Автореф. дис. канд.филол. наук / Е.С.Торокова. Уфа, 2005.-22 с.

192. Турсунов, С. Лексические особенности дастана «Алпамыш»: Автореф. дис. канд.филол. наук / С.Турсунов. Ташкент, 1990. - 19 с.

193. Улагашев, Н.У. Алтай-Бучай. Ойротский народный эпос / Н.У.Улагашев. Новосибирск, 1941.-270 с.

194. Урманчеев, Ф.И. Героический эпос татарского народа: Исследование / Ф.И.Урманчеев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. - 312 с.

195. Урманчеев, Ф.И. Древнейшие истоки1 узбекского героического эпоса «Алпамыш» / Ф.И.Урманчеев // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. -Термиз: Фан, 1999.-С. 126.

196. Урманчеев, Ф.И. Мотив бездетности в тюркском эпосе / Ф.И.Урманчеев // Советская тюркология. 1988. - № 1. - С. 41-47.

197. Урманчеев, Ф.И. Традиции тюркского эпоса в сказании «Джик Мэрген» / Ф.И.Урманчеев // Советская тюркология. 1980. - № 4. - С. 34-42.

198. Фольклор как искусство слова / Отв. ред. Н.И.Кравцов. Вып. 2. Психологическое изображение в русском народном поэтическом творчестве. М.: Изд-во Московского университета, 1969. - 160 с.

199. Фольклор. Издание эпоса / Ред.кол. А.И.Алиева, В.М.Гацак,

200. A.С.Мирбадалева, А.А.Петросян. М.: Наука, 1977. - 187 с.

201. Фольклор. Поэтика и традиция / Отв. ред. В.М.Гацак. М.: Наука, 1982.-343 с.

202. Фольклор: Образ и поэтическое слово в контексте / Отв.ред.

203. B.М.Гацак. М.: Наука, 1984. - 296 с.

204. Фольклористика в советской Башкирии. Выпуск I. Уфа: БФАН СССР,ИИЯЛ, 1974.-170 с.

205. Харисов, Э. Рухи тамырдар. Эдэбиэт ьэм фольклор мэсьэлэлэре / Э.Харисов. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 240 бит.

206. Харисов, А.И. Башкирская народная поэма в русском издании 1812 года / А.И.Харисов // Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-хылу». Сб.ст. / Под ред. А.Н.Киреева и А.И.Харисова. Уфа: Уфимский ИИЯЛ АН СССР, 1964.-С. 8-30.

207. Хвольсон, Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-али Ахмеда Бен Омар ибн Даста / Д.А.Хвольсон. -СПб, 1869.- 105 с.

208. Хисамитдинова, Ф.Г. Географические названия Башкортостана / Ф.Г.Хисамитдинова. Уфа, 1994. - 180 с.

209. Хошниязов, Ж. Историко-фольклорная характеристика каракалпакской версии эпоса «Алпамыс»: Автореф. дис. канд.филол. наук / Ж.Хошниязов. Ташкент, 1978. - 19 с.

210. Хесэйенов, F.B. Алпамыша ьэм Одиссей / Е.Б.Хесэйенов // Хесэйенов F.B. Заман. Эдэбиэт. Эдип. Башкорт эдэбиэте тарихы, теорияьы ьэм тэнкит мэсьэлэлэре. Офе: БКН, 1978. - 370-378-се биттэр.

211. Хесэйенов, F.B. Заман. Эдэбиэт. Эдип. Башкорт эдэбиэте тарихы, теорияьы ьэм тэнкит мэсьэлэлэре / Е.Б.Хесэйенов. 0фе: БКН, 1978.-374 бит.

212. Хроленко, А.Т. Семантика фольклорного слова / А.Т.Хроленко. -Воронеж, 1992.- 150 с.

213. Хусаинов, Г.Б. Башкирская литература XI-XVIII вв.: Учебн. пособ. для вузов / Г.Б.Хусаинов. Уфа: Гилем, 1996. - 193 с.

214. Хусаинов, Г.Б. Литература и наука. Избранные труды / Г.Б.Хусаинов. Уфа: Гилем, 1998. - 613 с.

215. Хусаинова, Г.Р. Общие места в эпосах и сказках башкир / Г.Р.Хусаинова // Башкорт эпосын ейрэнеу гилеменен, актуаль мэсьэлэлэре: Халык-ара фэнни конференция материалдары. 0фе: ¥илеш, 2003.-С. 106-111.

216. Хусаинова, Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок: Формулы в сравнительном освещении и сохраняемость сказки во времени / Г.Р.Хусаинова. М.: Наука, 2000.- 247 с.

217. Хусаинова, Г.Р. Формулы красоты в сказках разных народов / Г.Р.Хусаинова // Башкирский фольклор: исследования и материалы: Сб. ст. Вып. II / УНЦ РАН. Уфа, 1995.-С. 117-125.

218. Ьибэт, М. Алпамыша. Дастан ъ.эм хикэйэт / М.Ьибэт. -0фо: Китап, 1993. -192 бит.

219. Чичеров, В.И. Вопросы изучения эпоса народов СССР / В.И.Чичеров // Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С. 5-23.

220. Шинжин, И.Б. Сказитель Алексей Григорьевич Калкин. Научно-популярный очерк (к 60-летию со дня рождения сказителя) / И.Б.Шинжин. -Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1987. 33 с.

221. Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира: Материалы международной конференции. Термиз: Фан, 1999. - С. 116-164.

222. Этническая история и фольклор / Отв. ред. Р.С.Липец. М.: Наука, 1977.-260 с.

223. Юдин, Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство) / Ю.И.Юдин. М.: Наука, 1975. - 120 с.

224. Юлдашева, С.Н. Поэтика узбекского народного героического эпоса «Алпамыш»: (Сюжетообразующие мотивы, сравнения и эпитеты): Автореф. дис. канд.филол. наук / С.Н.Юлдашева. Ташкент, 1984. - 19 с.

225. Юлдыбаева, Г.В. Сюжет и стиль эпоса «Урал-батыр»: Автореф. дис. канд. филол. наук/Г.В.Юлдыбаева. Казань, 2006.-21 с.

226. Язык русского фольклора: Межвузовский сборник / Отв. ред. З.К.Тарланов. Петрозаводск, 1985 - 164 с.

227. Ямаева, Е.Е. Алтайский героический эпос (связи с мифологией, представлениями, социально-бытовыми институтами): Автореф. дис. канд. филол. наук / Е.Е.Ямаева. Ленинград, 1986. - 20 с.

228. Янгужин, Р.З. Башкорт ырыудары / Р.З.Янгужин. 0фо: Китап, 1998. - 96 бит.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.