Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Нестерова, Люция Дмитриевна

  • Нестерова, Люция Дмитриевна
  • 1984, Якутск
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 170
Нестерова, Люция Дмитриевна. Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Якутск. 1984. 170 с.

Оглавление диссертации Нестерова, Люция Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Олонхо в жанровом составе якутского фольклора

Глава П. Образы и сгожетико-композиционная специфика олонхо.

Глава Ш. Поэтические (художественно—изобразительные) средства олонхо.

Глава 1У. Особенности бытования олонхо

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо»

Проблемы родов и жанров фольклора, специфики жанров относятся к одним из основных проблем фольклористики.

В теоретических и методологических вопросах теории фольклора о родах и жанрах основополагающее значение имеют труды русских и советских ученых А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, В.В.Виноградова и многих других.

Так, академик В.В.Виноградов, исследовав вопрос г.енезиса и истории героического эпоса, с одной стороны, и исторической песни восточных славян, с другой стороны, писал: "Изучение жанра предполагает выяснение не только его истории, но также установление его существенных особенностей, специфики его художественных образов и стилевых признаков в их историческом развитии"^.

В последнее десятилетие усилился научный интерес к вопросам изучения специфики фольклорных жанров, которые плодотворно обсуждаются в печати, а также на международных и всесоюзных форумах. При этом обнаружилась диекуссионность решений и различные точки зрения на такие вопросы, как характер соотношения отдельных жанров с действительностью, мера и особенности историзма и т.д.

В ходе дискуссий выявлена недостаточность изученности эстетических особенностей, поэтики жанров и ее исторического развития, а также взаимосвязи и взаимовлияния жанров.

В этой связи хочется отметить, что проблема изучения якутского народного эпоса олонхо, и, в частности, исследование его Виноградов В.В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры.- В кн.: "Основные проблемы эпоса восточных славян". М., 1958, с.10.

- з жанровой специфики по прежнему остается малоосвещенной и представляет несомненный научный интерес.

Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма о фольклоре. Неоценимую помощь в разработке избранной темы оказали достижения советской фольклористики, труды и теоретические обобщения известных ученых как

В.Я.Пропп, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, Б.Н.Путилов, В.М. т

Гацак и других.

В диссертации используется методика сравнительно-типологического анализа произведений с учетом стадиальности возникновения и эволюции словесного искусства.

Научное изучение якутского героического эпоса началось со второй половины XIX века лингвистами, историками, этнографами и фольклористами.

Первое якутское олонхо "Эр Соготох" было опубликовано в 1851 году (на якутском языке, с подстрочным немецким переводом) в приложении к работе О.Н.Бетлинга "О языке якутов", из

1ропп В.Я. Русский героический эпос.2-изд.испр.Л.¡Гослитиздат, 1958, 603 с; Жирмунский В.М., Тюрекий героический эпос: Избр.т.Л.: Наука, 1974, 727 е.; Мелетинский Е.М.Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. Ы.: Изд-во вост.лит., 1963,462 с^Путилов Б.Н. Искусство былинного певца (из текстологического изучения фольклора). М.-Л.: Наука, 1966; Гацак В.М. Эпический'певец и его текст - В кн."Текстологическое изучение эпоса! М.:,1971. данной в материалах экспедиции А.Ф.Миддендорфа в Северную и Восточную Сибирь^. Олонхо было записано Афанасием Яковлевичем Ува-ровским, русским уроженцем Якутии, хорошо знавшим якутский язык и быт.

В 1843-1844 годах А.Ф.Миддендорфом была сделана запись олонхо "Эриэдэл Бэргэн": часть текста он записал латинским алфавитом с буквальным переводом, часть сюжета пересказал^.

Первым крупным собирателем, переводчиком и исследователем якутского фольклора, а также быта якутов был русский революционер и ученый Иван Александрович Худяков (1842-1876). В 1890 г. 3 в Иркутске был издан его "Верхоянский сборник" , содержащий образцы всех основных жанров якутского фольклора. С фольклорными материалами, собранными И.А.Худяковым, тесную связь имеет его этнографическое исследование "Краткое описание Верхоянского округа"^, в котором им дается тонкий анализ якутского олонхо. Тщательно исследуя этот эпический жанр, И.А.Худяков характеризует его главным родом поэзии якутов, "главным средством просвещения",

J.Q.Bohtlingk. Veber die Sprache der Jakuten.Grammatik,Text und Worterbuch.Besonderer Abdruck des dritten Bandes von Dr. A.Th. v.MiddendorffSs Beise in den aussersten Horden und Osten Sibiriens SPb,Ql88l, s.79-95

Мидцендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири, ч.П, отдел У1. Коренные жители. СПб, 1878, с.808-819. Якутский текст олонхо перепечатан в "Образцах народной литературы якутов" под ред. Э.К.Пекарского. Вып.У, СПб, 1915, с.473-474. о

Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И.А.Худяковым. "Записки Восточно-Сибирского отдела

Русского географ, общества".,т.I, вып. 3, Иркутск, 1890.4

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Ленинград, 1969. главным средством для обьяснения всех явлений жизни". И.А.Худякову помогал Н.С.Горохов, опубликовавший (в русском переводе) свой вариант первой части олонхо "Хаан Дьаргыстай" - олонхо "Юрюнг

Уолан" ("Белый юноша")"'' и сделавший ряд замечаний на его примеча-2 ния .

Следующим значительным трудом, содержащим подробные сведео ния об олонхо, можно назвать исследование В.Л.Серошевского "Якуты" Ему первому принадлежит мысль об отличии олонхо от сказок и исторических преданий, а данная им характеристика богатырей айыы и абаасы, а также его наблюдения о стиле олонхо, технике исполнения и мастерстве олонхосутов не утратили своей научной ценности до сих пор.

Неоценимый вклад в область якутской фольклористики внес труд Э.К.Пекарского "Образцы народной литературы якутов" и ряд статей, касающихся вопросов публикации произведений якутского устного народного творчества^, в которых дан первый опыт текстологической работы олонхо.

Ценный справочный материал для изучающих олонхо содержится в многотомном "Словаре якутского языка", изданном Академией наук

1 "Известия ВСОРГО", т.ХУ, 1884, № 5-6, с.43-54. р

Горохов Н. Примечания к сказке "Юрюнг Уолан" - "Известия ВСОРГО", т.1У, 1884, №5-6, с.54-60. о

Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования, СПб, 1896. Пекарский Э. Заметка по поводу редакции "Верхоянского сборника И.А.Худякова'^"Известия ВСОРГО", т.ХОТ, 1895, №4-5; его же. Мидцендорф и его якутские тексты. "Записки ВСРАО", т.ХУШ, СПб, 1907.

- б в 1907-1930 гг.*, в котором Э.К.Пекарским дано краткое, а иногда и более развернутое истолкование образов и понятий олонхо. Ему 2 же принадлежит первая публикация краткой библиографии олонхо .

Важной заслугой Э.К.Пекарского была попытка рассмотреть жанровую природу олонхо. Так, например, не выделяя олонхо в особый жанр, он включал его в жанр сказки. Смешение сказки и олонхо мы находим и в одной из его последних работ "Якутская сказка"^. Но здесь он признает ошибочным подобное смешение и указывает, что между произведениями якутской народной словесности, содержащими элемент фантастики, "существует очень большое различие как по языку, так и по содержанию, размеру и даже по характеру исполнения".

Центральное место в области изучения якутского олонхо занимает труд С.В.Ястремского "Образцы народной литературы якутов", в котором значительный интерес представляют предисловия С.Е.Мало-ва и самого С.В.Ястремского. В предисловии С.Е.Малова даны краткие сюжеты помещенных в "Образцах" С.В.Ястремского олонхо и библиография их изданий. Им сделан интересный этимологический разбор имен некоторых героев олонхо, давших возможность сблизить якутские олонхо с эпосом тюрко-монгольских народов. В своем предисловии С.Е.Малов впервые поставил вопрос о разбивке стихотворных Словарь был издан в трех томах, в 13 выпусках. В 1958-1959 гг. "Словарь якутского языка" Э.К.Пекарского выпущен вторым изданием: т.I, вып.1-4, 1958; т.П,вып.5-9, 1959;т.Ш,вып.10-13, 1959. 2

Пекарский Э. Библиография якутской сказки. "Живая старина", т.21, 1912, вып.2-4 (изд. в 1914 г.), с.529-532. о

Пекарский Э. Якутская сказка. - В кн.; "Сергею Федоровичу Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности." Л., 1934, с. 421 частей олонхо на стихи.

С.В.Ястремский в статье "Народное творчество якутов" рассматривает содержание олонхо и его образы, уделяя внимание также языку и стилю.

В советское время вопрос изучения якутского олонхо получил новое освещение в трудах ряда фольклористов и историков. Так, например, на основе наличия так называемых южных элементов в якутском эпосе советские исследователи (Г.В.Ксенофонтов, А.П.Окладников, Г.У.Эргис) обосновали гипотезу о зарождении олонхо на южной родине предков якутов. По этому поводу А.П.Окладников писал, что ". якутское олонхо первоначально сложилось на юге, далеко от Средней Лены." в период развитого отцовского рода в условиях тесных культурно-исторических связей и взаимодействия предков якутов как с ближайшими родичами, предками нынешних саяно-алтайт ских народов, так и с древними монголами . Это положение автор доказал фактическими сопоставлениями якутского олонхо с эпосом хакасов, шорцев, алтайцев в главе "Якутский эпос и его связи с р югом" в I томе "Истории Якутской АССР . Вывод А.П.Окладникова о представляет шаг вперед по сравнению с высказываниями С.Е.Малова и А.Н.Самойловича^, считавшими, что олонхо создавалось в угоду степным феодалам и отражало их быт и идеологию.

Вслед за исторической мыслью в отечественной фольклористике

1 "История Якутской АССР", т.1, с.276-277.

2 Там же, с.257-277. 3

МаЛов С.Е. Предисловие к "Образцам народной литературы якутов", Ястремского C.B. Л., 1929, с.З. Самойлович А.Н. Вступительная статья А.А.Попова в кн. "Якутский фольклор". Л., 1936, с.24-27. было высказано теоретическое положение о жанровой особенности якутского олонхо такими видными учеными, как В.Я.Пропп, акад. В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский.

В.Я.Пропп считал якутское олонхо ярким образцом эпоса эпохи т разложения первобытнообщинного строя . Тщательно исследовав героический жанр якутов, он впоследствии полностью разделил точку зрения акад. А.П.Окладникова относительно историко-социальной основы олонхо. Новаторская мысль, высказанная в трудах этих ученых об идеологии эпоса периода разложения родового строя, направленная против устаревших мифологических представлений, в дальнейшем нашла развитие в трудах ряда сибирских ученых-эпосоведов.

В.Я.Пропп - первый из советских эпосоведов, привлекший якутский жанр олонхо для обоснования общей теоретической проблемы о происхождении героического эпоса. В главе, где ученый дает общую характеристику эпосу первобытнообщинного строя, мы легко прослеживаем мысли, в которых затрагиваются такие проблемы, как эпос р и миф, эпос и песня". Чрезвычайно интересно В.Я.Проппом рассматривается проблема взаимоотношения эпоса и мифа. По его высказыванию, в"чудовищных персонажах мифологии первоначально были воплощены хозяева стихий, образы которых с культурным и техническим прогрессом утратили необходимость и которые поэтому уничтожаются героями эпоса.

Академик В.М.Жирмунский развил дальше концепцию происхождения героического эпоса. Исследуя типологически-однотипные эпические культуры народов ряда регионов, и тюрко-монгольских, в частности, он пришел к существенному выводу о том, что олонхо стоит Прюпп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955, 4.1. Эпос в период разложения первобытнообщинного строя, с.34-35.

2 Там же, с.34. на архаической ступени эпического творчества и представляет богатырскую сказку. Анализ якутских сюжетов и образов дал ему основание утверждать, что в героическом эпосе этого народа много сказочных и мифологических элементов. Герой выступает защитником семей-но-родовых интересов"'".

Таким образом, акад. Жирмунский впервые дал четкую картину стадиального развития эпоса, где якутское олонхо занимает архаическую ступень, благодаря наличию в нем "живого бытования" таких жанров, как миф и сказка. Такая жанровая специфика олонхо позволила В.М.Жирмунскому определить его в жанровом отношении богатырской сказкой.

Детальное изучение проблемы взаимоотношения архаической формы эпоса с мифом и сказкой нашло освещение в трудах Е.М.Мелетинр ского . В главе "Богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири" Е.М.Мелетинский специально останавливается на различных научных концепциях относительно жанрового определения эпоса тюркских народов. В сущности своей,- разделяя точки зрения В.Я.Проппа и В.М.Жирмунского, которые определяют олонхо соответственно "дого-сударственным эпосом" и "богатырской сказкой",- он обобщает положения этих ученых, утверждая, что ".героический эпос сибирских тюрок . является примером эпоса, сложившегося в догосударствен-ный период. В силу этого исторические воспоминания в эпосе выступают в мифологической или сказочной форме и героический эпос как Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960, с.179, 207, 237-238, 257-258; Он же. Народный героический эпос. М.-Л; 1962, с.44, 270-274. о

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963, с.364.

- 10 жанр сохраняет черты синкретизма со сказкой."'''.

Среди якутских исследователей, занимавшихся изучением олонхо, можно назвать первых ученых Г.В.Ксенофонтова и А.Е.Кулаковр ского. В их трудах по якутской истории и этнографии , якутскому 3 языку и фольклору можно усмотреть глубокий научный интерес к героическому жанру олонхо и его исполнителям - олонхосутам. В книге "Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов" Г.В. Ксенофонтов дал биографии сказителей, а в работе "Ураангхай саха-лар", посвященной истории и этнографии якутов, впервые поставил вопрос о "хосунном" эпосе северных якутов, родственном народным историческим преданиям, но во многом близком и к олонхо.

Другой якутский исследователь А.Е.Кулаковский расширил круг исследований по олонхо, оставив ряд ценных сведений о его поэтическом языке и мастерстве исполнения олонхосутов, а также свои заметки о мифологической природе олонхо.

Однако подлинно научное и исторически аргументированное значение этого жанра мы находим в статьях П.А.Ойунекого. "Значение олонхо неизмеримо,-пишет он в одной из своих работ,- Олонхо определило мировоззрение древнего якута; оно же освещает нам и весь т

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники, М., 1963, с.364. р

Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. Изд.1. Иркутск, 1928;изд.2. М.,1930; его же. Хрестес. Шаманизм и христианство.Иркутск, 1929; его же. Ураангхай сахалар. Иркутск, 1937. о

Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск, 1923; его же. Якутские поговорки и поеловицы.Изд.2.Якутск, 1945;его же. Статьи и материалы по якутскому языку.Якутск, 1946. древним период жизни якута, его доисторию .

Такая историческая посылка стала возможной для ученого в результате углубленного изучения им языка, религии и мифологии своего народа. Эпическому жанру ученый посвятил специальное исследор вание "Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание" , где рассматривает героический эпос якутов как один из исторических источников к изучению материальной и духовной культуры якутского народа. В этом смысле представляются весьма обоснованными мысли Ф.Г.Сафронова, высказанные им в связи с этой работой. По его словам, в работе П.А.Ойунского, "исследуется в олонхо широкий круг вопросов, касающихся духовной и материальной культуры якутов: их космогонические представления, религиозные верования, празднество, культовые обычаи, мораль, вопросы семьи и брака, способы и средства лечения, погребальные обычаи, гостеприимство, предметы материальной культуры, способы строительства юрт, хотонов, изгородей, коновязи, обработка шкур и кожи, изготовление домашней утвари, орудий труда и охоты. В олонхо можно найти и сведения о социальном строе древних якутов, о личной и родовой мести, рабстве и т.д."^.

Значительный вклад в развитие якутской фольклористики внес своими трудами Г.У.Эргис. Его фундаментальное исследование "Очерки по якутскому фольклору" остается и поныне единственным, где впервые систематизированы все жанры якутского фольклора и сделана попытка некоторым из них дать научное определение. Эпическому

1 Ойунский П.А. Соч., т.7, с.194, Якутск, 1959. о

Сборник трудов исследовательского общества""Саха кэскилэ", вып. 1/4. Якутск, 1927, с.98-139. о

Полярная звезда, Якутск, 1968, № б, с.120-121. жанру олонхо он посвятил специальную главу, в которой изложил свои мысли и сформулированные на их основе некоторые теоретические положения. Практический опыт ученого, итогом которого явилось ранее изданное им олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", позволил ему придти также к определенному выводу по жанровой специфике олонхо. "Будучи самостоятельным жанром устного творчества якутского народа,- писал он, - олонхо включает в себя элементы других видов фольклора. В ялонхо в связи с развитием фабулы описываются обычаи, обряды, произносятся алгысы-заклинания и моления, употребляются пословицы, поговорки, крылатые слова. В олонхо много сказочных тем и мотивов, есть образы, сходные с персонажами исторических легенд и народных песен. Все эти элементы органически входят в состав олонхо и обрабатываются в духе и стиле большой эпической поэмы"*.

Следует сказать, что проблема жанровой специфики серьезно занимала Г.У.Эргиса. Исследуя якутскую сказку, он вновь обращается к жанровой особенности олонхо, освещая эту проблему в историографическом плане. При этом Г.У.Эргис стремился указать на ошибочность тех представлений о якутском эпосе, как о жанре, которые были обоснованы на смешении олонхо со сказкой. Поэтому, определяя жанр якутской сказки, Г.У.Эргис писал¡"Своей тематикой, сюжетами и образами сказки отличаются также и от богатырского эпоса якутов. Различна и их форма. Олонхо в основном произведения стихотворные, при исполнении которых речи героев поются, а повествовательное описание передается иногда речитативом в быстром темпе. Сказка повествуется прозаической речью и рассказывается обычно т

Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974, с.203. без пения"*.

Следующая работа якутского ученого И.В.Пухова "Якутский ге2 роический эпос олонхо посвящена специальному рассмотрению основных образов. Интересующая нас проблема поставлена в статье о

И.В.Пухова "Сказка ;ши олонхо"0.

В последние годы в якутской фольклористике успешно решается проблема соотношения олонхо с общей типологией народного эпоса^. Труды Н.В.Емельянова дают науке конкретный материал для сравнительных выводов, разработки актуальных историко-типологических проблем и ключ для дальнейшей исследовательской работы в определении жанровой специфики олонхо.

Проблема жанровых особенностей якутского героического эпоса еще не была предметом специального исследования.

Выше мы пытались показать, как актуален этот вопрос в советской фольклористике. В данной диссертации мы ставим эту проблему и пытаемся ее осветить с позиций марксистско-ленинского учения о фольклоре. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974, с.212. 2

Пухов И,В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962. о

Пухов И.В. В кн.¡Специфика фольклорных жанров. "Наука", Москва, 1973, с.256-267. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980; его же: Сюжеты ранних типов якутских олонхо, М., 1983. Значительным событием последних лет стали труды Г.М.Васильева, в которых разработаны вопросы якутского стихосложения в плане исторического развития поэзии ("Живой родник", Якутск, 1973; и "Якутское стихосложение", Якутск, 1965), а также работа В.В.Илларионова "Искусство якутских олонхосутов", Якутск, 1982.

Для исследования жанровых особенностей якутских олонхо представляют большой интерес труды известных ученых - фольклористов

Т 2

М.О.Ауэзова ,, А.Х.Маргулана , К.М.Максетова , А.И.Уланова , М.П. с;

Хомонова и других, в которых приведены ценные опыты в исследовании жанровых особенностей эпических произведений тюркских и монгольских народов, с которыми якутские олонхо имеют историко-генетические связи.

Казахским фольклористам принадлежит приоритет в разработке типов носителей и создателей фольклора тюркских народов. В статье академика АН Каз.ССР А.Х. Маргулана раскрыты развитие акынства, преемственность в творчестве носителей и создателей казахского фольклора^*. Роль сказителей в системе эпической традиции тюрко Ауэзов М.О. "Мысли разных лет". Алма-Ата, 1961. р

Маргулан А. О характере и исторической обусловленности происхождения казахского эпоса. "Известия Казфилиала АН СССР", серия историческая, 1946, вып. II; о

Максетов K.M. Каракалпакский героический эпос, Ташкент,

1976; Уланов А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека), Улан-Удэ, Бурят.кн.изд. 1968; с

Хомонов М.П. Бурятский героический эпос Тэсэр". Эхирит -булагатский вариант. Улан-Удэ. Бурят.кн.изд. 1976. Маргулан М.Х. О носителях древней поэтической культуры казахского народа.- В кн.: М.О.Ауэзову, к его шестидесятилетию. Алма-Ата, 1969, с.70-89.

- 15

- монгольских народов исследуется Р.Бердибаевым*.

Новизна работы состоит в том, что она является первой работой в якутской фольклористике по изучению жанровых особенностей олонхо в комплексном плане. Б работе ставятся следующие задачи: выявить связь народного эпоса с другими жанрами национального фольклора; исследовать образы и сюжетно-композиционную специфику олонхо, поэтику героического эпоса; охарактеризовать роль и место отдельного творца-олонхосута, его индивидуального стиля и творческого мастерства в процессе развития эпического жанра.

Тема диссертации входит в научно-исследовательский план Института языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР "Эпическое творчество народов Якутии".

Работа состоит из введения, четырех глав, заключений и списка использованной литературы.

I.

Бердибаев Р. Роль сказителей в системе эпической традиции тюрко-монгольских народов.- Сов.тюркология, 1979, № 3, с.20-24; Он же. Искусство сказителей. Алма-Ата, 1980. Текст на каз.яз.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Нестерова, Люция Дмитриевна

- 155 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Якутский народный эпос олонхо является самым крупным эпическим жанром национального фольклора. Богатство содержания олонхо это - результат многовекового развития героического эпоса якутов. Олонхо отражает исторический путь развития народа в устоявшейся эпической форме. В сюжетах олонхо действительность преломляется через призму эпического художественного вымысла.

Олонхо органически включает в себя элементы, бытующие как самостоятельные произведения других жанров фольклора. В эпосе содержится много древних якутских мифов о мироздании и происхождении человека, почитании духов-хозяев природа и другие. Мифы в эпосе получали более глубокие и многообразные поэтические интерпретации. В народном эпосе, художественно отражающем национальные черты быта, в связи с развитием фабулы описываются обряда и произносятся алгысы-заклинания и моления.

В якутском фольклоре сказки представляют развитый и самобытный жанр, отличный от эпоса олонхо по содержанию, образам и стилю. В волшебных сказках выступают персонажи, общие с известными из эпоса олонхо. В олонхо эти традиционные персонажи обрисованы подробно и живо, наделены индивидуальными чертами характера и действуя в волшебных якутских сказках обогащают их содержание и образное богатство. Эпические элементы в сказке, как и сказочные в эпосе - это результат взаимосвязи и взаимопроникновения различных жанров.

В. национальном фольклоре исторические предания составляют самостоятельный и развитый жанр. Якутское олонхо проникнуто духом исторических легенд. В олонхо и исторических преданиях действи-- тельность отражается своеобразно, согласно законам жанровых особенностей различных видов фольклора.

Своеобразным жанром якутского фольклора являются якутские народные песни, богатые по своему тематическому содержанию. Отличительной особенностью якутской народной поэзии является наличие большого числа песен о природе. Воспевание природы занимает большое место в якутской народной поэзии в целом, в частности в эпосе олонхо.

Пословицы, поговорки и загадки "густою россыпью пронизывают" якутский народный эпос, как и все виды и жанры фольклора. Пословицы и поговорки, используемые в олонхо, органически входят в текст эпического произведения и представляют собой поэтические украшения.

В результате "длительнейшей художественной эволюции" якутский народный эпос олонхо синтезировало и разрабатывало в общем эпическом стиле все жанровое многообразие, образное богатство якутского фольклора и замечательную красоту народного языка. Якутский эпос трансформировал, адаптировал произведения других жанров фольклора, подчиняет этих поглощенных произведений своей идейно-художественной специфике.

2. Жанровую отличительную черту олонхо составляет его своеобразный историзм. Герой, его жизнь и подвиги становятся художественным "обобщением" начальной истории народа, его борьбы против врагов и сил природы. В олонхо, наряду с художественным "обобщением" начальной истории народа, его борьбы за самоутверждение, отображаются социальные отношения, мировоззрение, материальная и духовная культура в широких художественных обобщениях. В олонхо отражается исторический путь развития социально-общественной жизни якутов. В олонхо отражается период родового строя, родоплеменные отношения, быт эпического периода.

- 157

3. Типы героев якутских сказок разнообразны и свидетельствуют о сложном составе сказочного жанра национального фольклора. А главные герои олонхо, многопланового эпического произведения -богатыри, родоначальники и защитники своего племени, наделенные эпико-героическими чертами: силой, мужеством, благородством и другими качествами.

В олонхо идеальный герой является выразителем коллективной психологии, как обобщенный образ людей поздней стадии родового общества. Вместе с тем и у идеальных эпических героев олонхо наметились индивидуальные черты характера. Герои олонхо имеют свои эпические биографии. Противники богатырей айыы, если отвлечься от карикатурно-сатирической гиперболизации их внешнего облика -выступают в качестве эпических богатырей, наделенных богатырским могуществом, упорством и другими чертами и свойствами. В отличие от героев сказок образы богатырей олонхо раскрываются посредством сложного комплекса художественных приемов: портретной и языковой характеристики героев, монологов-пространных рассуждений и рассказов действующих лиц олонхо, которые олонхосуты во время исполнения поют.

4. Олонхо отличается от других жанров по своему идейно-тематическому содержанию, устоявшемуся кругу образов и устойчивостью сюжетико-композиционной структуры.

Для композиции олонхо характерно развертывание сюжета в биографическом плане - от рождения героя до возвращения его на родину после завершения всех подвигов. Особенностью художественной структуры олонхо является то, что каждый эпос начинается вступлением. События эпоса предваряет выступление героев в богатырский поход.

Сюжеты о начале действия олонхо многообразны. Композиционное значение в эпосе имеют описания природы, непосредственно входящие

- 158 в повествование. Также монологи персонажей, в которых излагается отношение к происходящим событиям, мотивировка действий и т.д. Монологи являются как бы опорными пунктами сказаний, связывая друг с другом события.

Разнообразие тем и сюжетов, и сюжетных мотивов является одной из особенностей якутских олонхо. Темы и сюжеты олонхо связаны с общественно-историческими условиями, которые их породили, обусловлены многообразием жизненных отношений, легших в основу олонхо. Богатство героического эпоса якутов состоит в многообразии вариантов. А многообразие вариантов зависит от творческих возможностей одаренных олонхосутов, способных видоизменять, варьировать создаваемые ими эпические произведения.

5. Высокие художественные достоинства эпоса, героический характер содержания находят свое выражение в поэтическом языке и стиле эпоса. Олонхо создано в "высоком стиле", язык его насыщен архаическими словами и оборотами. Стилю олонхо свойственны большие периоды на десятки строк, многочисленные повторы, сложные сравнения и эпитеты. Эпитеты и сравнения в олонхо имеют разнообразный характер. В олонхо используются эпитеты разных тематических групп.

В олонхо как изобразительное средство широко употребляются семантические, синтаксические, а также и отрицательные параллелизмы. В эпосе играют особую художественную роль, придают контексту экспрессивность и ритмичность повторы. Значительный слой словесно-художественных выражений составляют постоянные формулы. Поэтические формулы эмоционально и эстетически воздействуют на слушателей. Героический характер содержания олонхо обуславливают гиперболичность его образов, придающий поэтическому миру эпоса могучесть и величавость.

В олонхо глагол-сказуемое выполняет роль стилистического эле

- 159 мента и служит средством передачи эпического содержания. Б эпосе сказители передают живописность описаний и динамику повествований используя сказуемые-глаголы наряду со всеми возможными приемами поэтического языка (эпитеты, сравнения и т.д.). Олонхо - самые крупные произведения в системе стихотворных жанров якутского фольклора, обьем которых достигает до 30 и более тысяч стихотворных строк.

Творческая самобытность якутского эпоса подтверждается любовным описанием предметов культуры и быта, предметов, созданных руками человека - оружия, одежды и украшений. В олонхо ярко отразилось высокое развитие предков якутов в этико-эстетическом отношении. Якутские олонхосуты умело пользовались эпитетами, достигая при исполнении эпоса высокой выразительности цвета и красок. б. Одной из главных жанровых особенностей олонхо является его исполнение, в корне отличающееся от оказывания сказки. Исполнителями олонхо являются олонхосуты - талантливые и яркие личности, имеющие свои индивидуальные исполнительские особенности, своеобразную творческую манеру. Якутские сказители-олонхосуты в большинстве случаев бывают и певцами, и сказочниками, и знатоками старины. Исполнение олонхо становилось средством эстетического воздействия на слушателей и олонхосуты пользовались и пользуются большим уважением и любовью у слушателей. Главным в оказывании олонхо является сам процесс исполнения: техника оказывания и пения олонхосута, реакция слушателей и увлечение исполнителя описываемыми им событиями. Детали внешних движений олонхосутов отражают индивидуальную манеру их исполнения, являются своеобразными артистическими приемами сказителей.

Олонхосуты выступали в роли универсальных актеров-исполнителей разнохарактерных ролей. И поэтому, наряду с содержанием, большое значение придавалось артистичности его исполнения, особенно голосу певца. Основной стиль пения олонхо называют термином "дьиэ-рэтии ырыа" - "протяжные песни".

Олонхо по жанру относится к крупным музыкально-эпическим произведениям. Якутские олонхосуты, своим большим исполнительским искусством, сумели поднять исполнение героического народного эпоса до вершин драматического и оперного искусства.

7. Жанровой особенностью олонхо является самобытный импровизационный характер поэтического мастерства олонхосутов. Каждый сказитель обладает огромнейшим запасом художественно-изобразительных средств, в частности, так называемых типических мест (постоянных формул), без знания которых исполнение эпоса невозможно. У каждого сказителя типическая формула своеобразна, отлична от типической формулы другого сказителя, расхождения довольно значительны.

Якутский героический эпос олонхо бытует в живой фольклорной традиции, вливается в современную национальную культуру, обретая свою новую жизнь. Большое значение для такого развития имеет героический.характер содержания олонхо и выражаемые им прогрессивные идеи.

Список литературы диссертационного исследования Нестерова, Люция Дмитриевна, 1984 год

1. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858) - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е, т.12, с.709-738.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т.12, М., 1961.

3. Астахова A.M. Былины. Итоги и проблемы изучения. M.-JI., "Наука", 1966.

4. Астахова A.M. Импровизация в русском фольклоре. В кн.: Русский фольклор: Материалы и исследования. М., 1966, вып.10, е.63-78.

5. Алексеев Э.Е. Музыкальная культура. "Якутская советская литература и искусство", Якутск, 1964. 4

6. Алексеев Э.Е. Личность певца и судьба олонхо в наши дни. У.Г. Нохсоров и олонхо "Нюргун Боотур Стремительный",- В кн.: Эпическое творчество народов Сибири. Улан-Удэ, 1973, с.45-47.

7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., "Наука", 1982.

8. Ауэзов М.О. "Мысли разных лет". Алма-Ата, 1961. '

9. Антонов Н.К. Заметки об эпосе и музыке якутов Полярная звезда, 1975, № 6, с.130-133.

10. Бердибаев Р. Роль сказителей в системе эпической традиции тюр-ко-монгольских народов. Сов.тюркология, 1979,' № 3, с.20-24.

11. Боескоров Г.К. Якутский народный певец С.А.Зверев: Очерк о жизни и творчестве. Якутск, 1956, 63 с.

12. Виноградов В.В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры. В кн.:"Основные проблемы эпоса восточных славян". М., 1958, C.I0.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.