Архетипические основания культуры рубежа XX-XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Вдовушкина, Наталия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Вдовушкина, Наталия Сергеевна
Содержание
Введение
1. Современная социокультурная ситуация. Архетипический 16 анализ
1.1. Архетипы в культурологическом дискурсе
1.2. Архетипические структуры в семиосфере культуры
2. Концепция архетипов и синергетическое моделирование 63 культуры
2.1. Резонансные архетипические состояния и дихотомии в 63 культуре
2.2. Практический архетипический анализ на примере 94 кинематографа
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Скандинавский миф и его воплощение в экранной культуре2019 год, кандидат наук Паулюс Пауль Йозеф
Генезис и классификация мифологических архетипов: культурфилософский подход2011 год, кандидат философских наук Щепановская, Елена Михайловна
Архетипы в кинематографе: культурологический анализ2010 год, кандидат культурологии Карчевская, Кристина Сергеевна
Рекламные мифологии в архетипических презентациях культуры2011 год, кандидат наук Базикян, Станислава Александровна
Архетип дома в творчестве К.Д. Бальмонта2012 год, кандидат наук Шашнева, Екатерина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архетипические основания культуры рубежа XX-XXI вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Актуальность выбранной темы определяется особенностями современной культурно-исторической ситуации. Проблемы культурного пространства и его структуры с каждым годом становятся все более выраженными. Этому способствуют как феномен глобализации и появление массовой культуры, так и распространение самих культурных образцов за пределы собственных культурно-исторических ареалов.
В последние десятилетия гуманитарные науки все чаще обращаются к вопросам междисциплинарного характера - такова на сегодняшний день общая тенденция теоретического знания. Вопросы практического использования архетипических конструкций в последние десятилетия также являются одними из самых обсуждаемых как в научном сообществе, так и в среде практиков, среди которых не только психологи, художники и режиссеры, но и менеджеры различных направлений.
Природа архетипа как феномена чрезвычайно уникальна и, выражаясь словами К.Г. Юнга, ноуменальна. Такая характеристика ставит архетип в один ряд с «идеями» Платона1 и Сверхрациональным Всеединством С.Л. Франка2, а исследователя архетипа возводит, по словам самого К.Г. Юнга, едва ли не в ранг шамана.
Архетипы проявляются в сказках, легендах и мифах. Если взглянуть на современный мир с точки зрения наличия в нем архетипических содержаний, то использование одних только сказок не будет исчерпывающим. Нынешняя цивилизация в основе своей остается индустриальной, современная культура живет в ментальном пространстве постмодерна. Рубеж Х1Х-ХХ столетий, характеризующийся эклектикой, размыванием границ уже не между видами искусства, а между формами культурной деятельности (искусства,
1 Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. унта, 2007. - 752 с.
2 Франк С.Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. - М.: Изд. Г.А. Леман, С.М. Сахарова, 1917.-253 с.
философии, науки и религии), порождает одно из самых удивительных явлений культуры - кинематограф. Спустя почти столетие с термином «кинематограф» произошли характерные трансформации: вместо «великого и магического» кинематографа появилось «обыденное кино». Встав на индустриальные рельсы, кинематограф привнес в культуру очень специфические элементы.
Одна из основных проблем современности - отсутствие единого символически-смыслового поля. Она возникает в связи с тем, что современная цивилизация подошла в своем развитии к рубежу, который предполагает существенную трансформацию имеющихся форм культурной самоорганизации3: перспективы развития культуры еще слишком неопределенны, а старые феномены уже не удовлетворяют условиям существования. Отсюда проистекает та избыточная, хаотическая социокультурная активность, которую можно наблюдать в современности.
О стремлении создать единое символически-смысловое пространство свидетельствуют различные тенденции. Об использовании архетипических форм в сфере масс-медиа написано множество статей; экономика, политика также постоянно становятся объектом подобного анализа. Теме проявления архетипов в кино посвящено довольно скромное количество работ и
4
телепередач .
В качестве одного из основных источников для исследования современной культуры выбран кинематограф, поскольку именно он формирует новую мифологию современного человека. По критерию наличия архетипической базы в образах при анализе не проводится разницы между игровым и анимационным кино. Иллюстративный материал будет браться из жанров фантастики и мистики, поскольку именно такие фильмы представляют собой современные аналоги сказок, а образы их персонажей
3 См.: Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1990. № 3. - С. 134-148.
4 Например, телепередача «Другое кино», телеканал ТВ-3.
являются яркими проявлениями архетипов. Преимущественно это будут фильмы, вышедшие в прокат за последние тридцать лет. Степень разработанности проблемы
Предпосылки к исследованию проблематики «априорных идей воображения», или архетипов возникли довольно давно и уходят своими корнями в теорию Платона о мире идей5.
Традиции осмысления культуры как пространства, элементы которого наполнены архетипическими содержаниями, берут свое начало в работах К.Г. Юнга6, Дж. Кэмпбелла7, М. Элиаде8, Э.Ф. Эдингера9, К.П. Эстес10, М.-Л. Франц11, Дж. Хиллмана12. Также стоит отметить вклад в разработку
13
проблематики архетипов таких исследователей как М.Дж. Мидоу , Г. Роулэнд14, Н.Б. Джонсон15, Р. дэ-Вертэил16.
Основы семиотического подхода в исследовании пространства культуры
17 18 19
были заложены К. Леви-Строссом , Р. Бартом , Ю.М. Лотманом .
5 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. - 752 с.
6 Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 297 с.
7 Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами/ пер. с англ. - Киев: София, Ltd, 1997. - 336 с.
8 Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость/ Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой, Науч. консультант Я.В. Чеснов - СПб.: Алетейя, 1998. -249 с.
9 Эдингер Э.Ф. Это и архетип/ пер. с англ. М.: ООО Пента График, 2000. - 264 с.
10 Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях/ пер. с англ. - М.: Издат. дом «София», 2005. - 496 с.
11 Франц M.-JL фон. Архетипические паттерны в волшебных сказках. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 256 с.
12 Хиллман Дж. Архетипическая психология. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 157 с.
13 Meadow Mary Jo Archetypes and Patriarchy: Eliade and Jung// Journal of Religion and Health. Fall 1992. Vol. 31, No. 3. P. 187-195.
14 Rowland Gordon. Archetypes of Systems Design// Systems Practice. 1995. Vol.8, No.3. P. 277-288.
15 Norris Brock Johnson. Image and archetype: male and female as metaphor in the thought of Carl G. Jung and ogotemmi-li of the Dogon// Dialectical Anthropology. 1998. №13. P. 45-62.
16 de Verteuil Roger. The Scapegoat Archetype// Journal of Religion and Health. P. 209-225.
17 Леви-Стросс К. Первобытное мышление/ пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
18 Барт Р. Мифологии/ пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
19 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - Текст - Семиосфера - История/ Предисл. В.В. Иванова; Тартус. ун-т. - М.: Яз. рус. культуры, 1998. - 448 с.
Следует отметить вклад саратовской культурологической школы в концептуализацию категорий культурного пространства и всех его составляющих: социального, жизненного, театрального, личностного и т.д. В работах И.М. Гуткиной, Г.Н. Петровой, Е.В. Листвиной, О.Ф. Филимоновой, Л.В. Силкиной, O.A. Семенищева, О.В. Гуткина проведен обстоятельный
анализ пространственно-временных структур культуры на уровне социума,
20
группы, личности .
Среди отечественных исследователей проблематики архетипов в культуре можно назвать Е.М. Мелетинского21, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили22, Я.В. Чеснова23, М. Липовецкого24, В.А. Никулыпина, С.Б. Борисова25, В.И. Овчаренко26, Ю.В. Чернявскую27.
При подготовке материала были также проанализированы результаты диссертационных исследований, которые являются новейшими разработками по смежным темам .
Ряд культурологов активно используют терминологию К.Г. Юнга для объяснения принципов культурного взаимодействия на различных уровнях: межкультурного, элементов одной культурной системы, а также отдельных представителей конкретной культуры между собой. Здесь архетипическая
20 Гуткина И.М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения// Философия и современность. Саратов: Научная книга, 2003. - 103 е.; Филимонова О.Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 116 е.; Гуткин О.В., Листвина Е.В., Петрова Г.Н., Семенищева O.A. Феномен культурного пространства/ под ред. Е.В. Листвиной, Г.Н. Петровой - Саратов: Научная книга, 2005. - 138 с.
21 Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов// Вопросы философии. 1991. № 10.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного//Вопросы философии. 1991. № 10.
23 Чеснов Я.В. Человек: маска или марионетка?// Человек. 2004. № 3.
24 Липовецкий М. Утопия свободной марионетки, или как сделан архетип// Новое литературное обозрение. 2003. № 60.
25 Никульшин В.А., Борисов С.Б. «Выход проглоченного наружу» как архетип культуры// Архетип: культуролог.альманах. - Шадринск, 1996. - С.44-47.
26 Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. 2000. № 10.
27 Чернявская Ю.В. Трикстер или путешествие в хаос// Человек. 2004. № 3.
28 Колчанова Е.А., Орлова Е.В., Кирбаба Ю.В., Кирсанов Я.А., Карчевская К.С.
функция29, спроецированная на культуру, приобретает значение удвоения реальности, которое реализуется посредством психологемных средств.
С позиций авторского подхода, для того, чтобы понять законы культурного взаимодействия, смысл используемых образцов и сущность образов, необходимо укрепить теоретическую значимость понятия архетипа как культурогенной и, в то же время, генерализующей культуру единицы. Сопоставление и сравнение понятий синергетической теории и архетипической терминологии необходимы для того, чтобы определить магистральные направления культурогенеза.
Определение, разделение и систематизация специфичных слоев культурного пространства позволяют отследить происходящие в культуре структурные изменения.
Культурные образцы и традиции являются внешним, социокультурным слоем, на который осуществляется выход скрытых, глубинных составляющих культурного пространства. В связи с этим, необходимым является исследование с позиций культурологии семиопсихологемного пространства культуры как совпадения пространств семиологического и архетипического элементов системы культуры. Ввиду этого, требуется синтезировать определенные разработки существующих подходов, а также обобщить опыт, полученный в результате исследования процессов внедрения различных архетипических событий30 в механизмы социокультурных взаимодействий, ориентированных не на единичную передачу, но на транслирование накопленного опыта следующим поколениям, а также задающих определенные стереотипы мышления. Иными словами -проанализировать то, что сегодня внедряется через средства массовой
29 Под архетипической функцией мы понимаем одну из тех функций, которую архетип реализует в каком-либо конкретном случае. В терминологии К.Г.Юнга, при рассмотрении культурных явлений, психологема отождествляется с архетипом. Под психологемным пространством здесь понимается та семантическая область пространства культуры, которая базируется на архетипах.
30 Под архетипическим событием мы понимаем хронотоп с заранее заданными показателями архетипических переменных, которые будут действовать по известной схеме и приводить к ожидаемому результату.
информации в менталитет посредством архетипических установок (культурных императивов) и приоритетов, основанных на архетипических образцах.
Рабочим определением культуры в данной работе можно считать определение Ю.М. Лотмана31, согласно которому культура представляет собой всю совокупность информации, которая передается от поколения к поколению через негенетические формы. Данное определение включает в себя определение культуры как многоуровневой знаковой системы, моделирующей картину мира. Наряду с этим предложенные К.Г.Юнгом архетипы: Персона, Герой, Тень, Анима и Анимус, Великая Мать, Дух, Дитя, Дракон и Самость - определяются как базовые. Такой подход обусловлен тем, что в культурологическом дискурсе принято рассматривать и множество других архетипов - Дорога, Дом, Здоровье и др. - которые характеризуются как производные.
Объектом исследования является архетипическое содержание современной культуры.
Предмет - элементы архетипического содержания современной культуры с точки зрения их субординации в семиосфере.
Цель работы - исследование современной культуры с точки зрения проявления в ее семиосфере архетипических паттернов.
Задачи:
1. Исследовать функциональность архетипов в современной культуре.
2. Выявить в современной культуре содержания архетипического базиса (как сознательного, так и бессознательного).
3. Проанализировать взаимодействие элементов системы символ-смысл-архетип в ментальном пространстве культуры.
4. Классифицировать базовые юнгианские архетипы в структуре современной культуры.
31 Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи; Исследования; Заметки. - СПб.: Искусство, 2004. - 704 с.
Научная новизна исследования:
1. Определено, что архетипы в современной культуре демонстрируют качественное изменение своих функций. Если в традиционной культуре их потенциал имеет тесные связи с семантическими структурами, то в современной культуре эта связь утрачивается. В силу этого социокультурные тренды архетипов характеризуются усилением разрушительных аспектов.
2. Впервые исследованы элементы архетипического содержания современной культуры с точки зрения их субординации в семиосфере. Произведена систематизация архетипических содержаний современной культуры по функциональному основанию и в соответствии с их локализацией в семиосфере культуры.
3. Выявлены механизмы смыслового взаимообмена между архетипическими содержаниями культуры и ментальным пространством культуры. Смысловой взаимообмен происходит на основе резонансов между формами человеческого восприятия и ментальными структурами культуры.
4. Произведена классификация архетипов в соответствии с выполняемыми ими в культуре функциями. Определены три основные группы архетипов, расположенные в пространстве культуры: осевые, связывающие герменевтические сферы понимания и предпонимания; векторные, генерирующие и аккумулирующие новые смыслы; консолидирующие, объединяющие смыслы и сохраняющие устойчивость культуры, - и отдельная «хаотическая» группа архетипов, существующая вне культурного пространства.
Положения, выносимые на защиту:
1 .Современная культура демонстрирует качественное изменение функций базовых архетипов, связанное с нарушением смысловых связей в ее герменевтическом пространстве. Так, архетип Великой Матери, при сохранении творческой составляющей, перестает выполнять функцию сохранения культурных образцов. Архетип Духа, продолжая выполнять роль наставника, обретает черты «безумного гения», чьи творения зачастую
оказываются асоциальными. Архетипическое Дитя приходит в конфликт с собственной Тенью. В силу этого начинают преобладать деструктивные направления развития современных социума и культуры как единого целого.
2. Архетипические структуры современной культуры обладают рядом характерных черт, которые отличаются от архетипических структур традиционной культуры: 1) отсутствие в современной семиосфере стабильного консолидирующего центра (архетипа Матери в герменевтическом центре); 2) деформированность творческих сил, возникающая из-за избыточного и бесконтрольного использования некоторых базовых архетипов и приводящая к усилению «смыслового разбега» в герменевтическом пространстве культуры; 3) нестабильность герменевтических структур. Анализ динамики архетипических структур позволяет создать архетипические модели функционирования ментальной сферы как традиционной, так и современной культуры.
3. Развитие культуры является результатом смыслового взаимообмена между архетипическими содержаниями культуры и ее ментальным пространством. Механизм такого взаимообмена определяется существованием резонансных состояний между формами человеческого восприятия и ментальными структурами культуры. Удается определить основные типы смысловых резонансов: 1) периодические, имеющие место в случае нормированной и упорядоченной социокультурной деятельности; 2) квазипериодические, соответствующие процессам взаимодействия принципиально разных герменевтических сфер (например, понимания и предпонимания); 3) хаотические, которые возникают в случаях рождения принципиально новых социокультурных ситуаций, связанных со взаимодействием множества разных архетипов; 4) бифуркационные, характеризующиеся частыми переходами от одного типа резонанса к другому.
4. Разработана архетипическая модель культуры на основе авторской классификации архетипов в соответствии с выполняемыми ими в культуре
и
функциями. В культурном пространстве выделены три основные группы архетипов: 1) осевые архетипы, основной функцией которых является связь герменевтических сфер понимания и предпонимания (Герой, Анима/Анимус); 2) векторные архетипы, генерирующие и аккумулирующие новые смыслы (Вещь, Тень, Гость); 3) консолидирующие архетипы, объединяющие смыслы и сохраняющие устойчивость культуры (Великая Мать, Дух, Дитя). Отдельную группу архетипов составляют «хаотические» архетипы (Деструкт, Дракон, Другой, Самость), расположенные вне культурного пространства и обладающие сложноорганизованной структурой. Все архетипы образуют особое архетипическое пространство. Его пересечением с семиотическим пространством культуры является семиопсихологемное подпространство культуры.
Каждая функциональная группа архетипов соответствует определенным областям семиопсихологемного подпространства культуры. Архетипы консолидирующей группы скрепляют герменевтическое ядро культуры и сдерживают разбег смысловых траекторий культурогенеза, обусловливая существование культурных периодических резонансов. Осевая группа архетипов выполняет функцию осевых структур в герменевтических кругах понимания и предпонимания и служит силой, уравновешивающей центробежные и центростремительные культурные тенденции; архетипам этой группы свойственны квазипериодические резонансы. Векторную группу составляют «центробежные» архетипы, определяющие открытость культурной системы новым культурным влияниям, тенденциям, смыслам и вызывающие хаотические культурные резонансы. «Хаотические» архетипы (Деструкт, Дракон, Другой, Самость) обусловливают существование бифуркационных культурных резонансов.
Предложенная авторская модель позволяет определять любые функциональные изменения в ментальных структурах культуры.
Методологические основания исследования
Авторские интересы направлены на исследование сущностного уровня
культуры, которая в рамках данного исследования понимается как система элементов, отличающихся один от другого своим онтологическим статусом.
Методологическую основу данного исследования составляют следующие подходы. Семиотический и герменевтический методы используются при анализе степени знаковой наполненности ментальных и культурных пространств. Структуралистский метод применяется при внутреннем анализе, как культурного пространства, так и структурного
32
разделения ментального пространства и пространства ментальности . Использование сравнительно-исторического метода дает возможность проследить изменения в семиопсихологемных структурах культуры традиционного и современного типа. Базис аналитической психологии, рассматриваемый через призму культурологии, позволяет осуществить анализ архетипов как факторов, генерирующих пространство культуры. Теоретические основы синергетической науки позволяют определить магистральные направления развития процессов в ментальном пространстве культуры. Комплексный характер подхода позволяет исследовать семиопсихологемное пространство культуры на стыке философии, культурологии, психологии, синергетики.
Пространственность культуры понимается как векторная система, реализующая действия, направленные на окружающий мир, и находящаяся в состоянии диалога со своими внутренними, виртуальными пространствами, среди которых исследуются семиотическое и психологемное.
Авторская позиция в исследовании культуры не может строиться на какой-либо одной концепции или методологии, вследствие чего будет носить компаративный характер.
Основным концептом, который используется при оригинальных изысканиях, является теория архетипов К.Г. Юнга.
Пространство ментальности здесь понимается нами как пространство самой ментальности, а ментальное пространство - это то пространство, на которое распространяется действие ментальности.
К.Г. Юнг обратил внимание на совпадение образов в рассказах своих пациентов об их снах с алхимическими символами, при том, что пациенты эти символы ранее не встречали. Позднее он применил метод сравнительного анализа в психиатрической практике и исследованиях феноменов мировой культуры - в частности, при исследовании мифологий и алхимических средневековых текстов. Результатом стала теория коллективного бессознательного, состоящего из архетипов.
Архетип, по определению К.Г. Юнга, это: 1) единство образа и эмоций; 2) эмоционально заряженный образ; 3) генетически наследуемая структура.
В своих исследованиях К.Г. Юнг обозначает рамки применения своей теории. Так, он говорит о том, что архетипическая аналитика некоторого художественного текста или картины предполагает аналитику внутреннего мира автора.
Впоследствии теория архетипов была взята на вооружение культурологией и применена к анализу феноменов культуры. Сегодня теория архетипов в культуре является одной из важнейших в культурологической науке.
С течением времени подход К.Г. Юнга был использован многими его последователями применительно к различным видам искусства. Он оказался настолько продуктивным, что сегодня теория архетипов очень активно используется различными коммерческими структурами при подготовке рекламных кампаний и роликов. На данный момент еще нет достоверных данных о том, что режиссеры и кинематографисты столь же масштабно используют данный подход при создании сценариев и фильмов. Тем не менее, сами фильмы возможно анализировать с точки зрения проявления архетипов в образах их героев.
Если аналитика феноменов традиционной культуры говорит о том, что проявления архетипов возможны в мифологии, легендах и сказках, то в современной культуре архетипы можно искать в образах героев кино. Подход состоит в том, что исследуются образы киногероев с точки зрения их
архетипичности. Основная гипотеза исследования заключается в том, что в кинематографе, как в одном из самых синтетичных видов искусства, проявления архетипов будут столь же яркими, как и в мифологии, легендах и сказках.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы данного диссертационного исследования представляют научный интерес для специалистов в области культурологии, истории, теории и философии культуры, культурной антропологии, социологии, искусствознания, психологии, теории игр. Выработанный подход к исследованию архетипов и процессов, протекающих в ментальном пространстве культуры, может быть полезен при анализе исторического развития современного социокультурного пространства. Материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, при разработке и чтении курсов по теоретическим и прикладным дисциплинам, связанным с проблематикой культурологии, истории и теории культуры, искусствоведения, психологии.
Диссертационное исследование может также иметь ценность для работников сферы рекламы, литературы и кинематографа при конструировании смыслов и сюжетных ходов. Кроме того, авторские разработки могут иметь прикладное значение в так называемой области «художественной археологии», при анализе развития образов, определении их генетических связей.
Апробация работы
Основные положения диссертационного исследования были изложены в статьях, докладах и выступлениях на конференциях и круглых столах различного уровня: Международной научно-практической конференции «Город и наука: анализ рискогенных территорий» (2009, Саратов); Всероссийской научной конференции «Тверская герменевтическая конференция» (2007, Тверь); Всероссийской научной конференции «Виртуальное пространство культуры» (2008, Саратов); Всероссийском
круглом столе «Гламур в современном искусстве» (2008, Саратов); Пятых Всероссийских Аскинских чтениях «Жизненный мир философа в эпоху глобализации» (2009, Саратов); Всероссийской философской (молодежной) школе «Социально-философский и социокультурный потенциал современных антропологических концепций» (проект РФФИ № 10-06-06112-г) (2010, Нижнекамск); Республиканском симпозиуме «Общество риска и кризис постиндустриализма» (2009, Саратов); Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Общество знаний в XXI веке» (2009, Саратов); Межрегиональной конференции молодых ученых «Общество риска» (2005, Саратов); Межвузовской конференции молодых ученых «Ценностный мир человека в современном обществе» (2006, Саратов); Межвузовской конференции молодых ученых «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (2007, Саратов); Межвузовской конференции молодых ученых «Культура, наука, человек в постсовременном обществе» (2008, Саратов).
Основные идеи и научные результаты представлены в девяти публикациях, две из которых - в ведущих периодических изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещен список использованной литературы.
1: СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ. АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Архетипы в культурологическом дискурсе
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Национальные образы-архетипы в творчестве М.А. Булгакова2011 год, доктор филологических наук Урюпин, Игорь Сергеевич
Архетипы "дом" и "бездомье" и их объективация в духовной культуре2011 год, кандидат философских наук Шутова, Елена Викторовна
Архетипическая матрица русской культуры2002 год, кандидат философских наук Любавин, Максим Николаевич
Социальные мифы в современной массовой литературе: на примере американского женского романа2013 год, кандидат наук Черновская, Маргарита Сергеевна
Архетипические основы образа героя в драматургии отечественного кино: на материале кинематографа 1986-2012 годов2013 год, кандидат искусствоведения Шарапова, Марина Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вдовушкина, Наталия Сергеевна, 2012 год
Библиография:
1. Авериицев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии// Вопросы литературы. 1970. № 3. С. 113-143.
2. Адлер А. Понять природу человека/ пер. Е.А. Цыпина. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.
3. Альбедиль М.Ф. Зеркало традиции: человек в духовных традициях Востока. - СПб.: Азбука - классика, 2003. - 288 с.
4. Анисова A.A., Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К. Г. Юнга// Культурно-языковые контакты. Вып. 9. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2006. -С. 300-312.
5. Армстронг К. Краткая история мифа/ пер. с англ. А.Блейз. -М.:Открытый мир, 2005. - 160 с.
6. Аскин Я.Ф. Время и творчество// Пространство и время в искусстве: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГиТМИК, 1988. - С.12-21.
7. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М.: Добросвет, «КДУ», 2008. - 368 с.
8. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: от физики к философии. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 216 с.
9. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. - Минск: Книжный Дом, 2009. -256 с.
10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика/ пер. с фр./ сост., общ. ред. и вступ.ст. Г.К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989. - 615 с.
11. Барт Р. Мифологии/ пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
12. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия/ под ред. В.Б. Устьянцева. - М.: Логос, 2005. - 192 с.
13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
14. Беловинский JI.B. История русской материальной культуры. Часть 1.
- М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. - 112 с.
15. Белянин А.О. Багдадский вор: фантастический роман. - М.: АРМАДА: Альфа-книга, 2004. - 438 с.
16. Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг. М.: ACT, 2008. - 160 с.
17. Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. - СПб.: Азбука - классика, 2007. - 224 с.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ пер. с англ. А.Грузберга. - М.: Эксмо, 2010. - 576 с.
19. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования: кол. монография: в 4 т. - Тбилиси: Менциераба. 1978. Т.1 - 788 е.; Т.2 - 688 е.; Т.З
- 800 е.; Т.4 - 462 с.
20. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.: Российское Библейское общество, 1994. - 684 с.
21. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Между дуализмом и соборностью// Общественные науки и современность. - 1998, №4. С. 61-75.
22. Бодлер Ш. Цветы зла. - М.: Наука, 1970. - 480 с.
23. Болен Дж.Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. - М.: София, 2008. - 400 с.
24. Болен Дж.Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. - М.: София, 2008. - 352 с.
25. Болен Дж.Ш. Старшие Богини. Новая психология женщины. Архетипы богинь. - М.: София, 2008. - 272 с.
26. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Мысль, 1983. -206 с.
27. Борисов С.Б. Дева как архетип европейской культуры// Архетип: культурол. альманах. - Шадринск: Меридиан, 1996. - С. 4-19.
28. Борисов С.Б. Дева как архетипический образ русской литературы// Художественная индивидуальность писателя и литературный процесс XX века: тез. докл. - Омск, 1995. - С.30-33.
29. Борисов С.Б. Журналы гимназисток и школьниц как феномен российской девичьей культуры Х1Х-ХХ вв.// Архетип : культурол.альманах. -2000. - Вып.2. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2000. - С.31-33.
30. Борисов С.Б. Куклы как действующие персонажи литературно-художественных произведений отечественных авторов 1900-х-1960-х гг.// Архетип: материалы центра культурно-антропологических исследований. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005. — С. 23-28.
31. Борисов С.Б. Об одном малоизученном жанре школьного фольклора и его возможных исторических корней// Архетип: материалы центра культурно-антропологических исследований. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005. - 91 с.
32. Борисов С.Б. Описание ритуала закрепления девичьей дружбы в отечественной художественной литературе// Архетип: материалы центра культурно-антропологических исследований. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005. — С.56-59.
33. Борисов С.Б. Подростково-молодежная игра «флирт цветов»: опыт реконструкции// Архетип: материалы Центра культурно-антропологических исследований. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005. -С. 41-48.
34. Борисов С.Б. «Тварь выходит из-под контроля» как архетип культуры// Архетип: культурологический альманах. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996.— С. 182-185.
35. Борисов С.Б. Форма гимназисток (вторая половина Х1Х-нач.ХХ века)// Архетип: материалы центра культурно-антропологических
исследований. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005. -С. 3-6.
36. Борисов С.Б. Честь как европейский архетип// Архетип: культурологический альманах. - Шадринск: Меридиан, 1996. - 342 с.
37. Броде ль Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVII вв.: в 3 т. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное/ пер. с фр. JI.E. Куббеля; вступ. ст. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1986. -621 с.
38. Брэдбери Р. И грянул гром. 100 рассказов. - М.: Эксмо, 2010. -1168 с.
39. В мире неуслышанных звуков. Практическая копилка сурдопедагога/ сост. Н.В. Краснощекова и др. - Ростов н/Д.: Эдэлника, 2008. - 557 с.
40. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности/ пер. с нем. Е. Козиной. — СПб.: Издат. Дом «Азбука-классика», 2008. — 384 с.
41. Вахитов Р. Грехопадение по ОРТ// Юность. 2003. №3. С. 64-88.
42. Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, Per Se, 2000. - 685 с.
43. Вернадский В.И. Учение о Ноосфере. - М.: Наука, 1989. - 92 с.
44. Волошинов A.B. Системяо-синергетическая парадигма в культуре - научное направление кафедры культурологии// Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2005. - № 3 (8). С. 140-143.
45. Вудман М. Сова была раньше дочкой пекаря. Ожирение, нервная анорексия и подавленная женственность. - М.: Когито-Центр, 2011. - 176 с.
46. Выготский JI.C. Психология искусства/ под ред. М.С. Ярошевского -М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
47. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры. Избранные труды/ под ред. М.Г.Ярошевского. - Москва-Воронеж, 1996. -512 с.
48. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного/ пер. с нем. - М.: Искусство, 1991.-367 с.
49. Гилкрайст Ч. Круг Девяти. Аспекты психики современной женщины в девяти архетипах. - М.: София, 2007. - 224 с.
50. Гроф С. Путешествие в поисках себя/ пер. с англ. Н.И. Папуш и М.П.Папуша. Второе изд. - М.: Ин-т трансперсональной психологии. Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 336 с.
51. Грэш JI.X. Джеймс Бонд. Наука и технологии. - М.: Эксмо, 2009. -272 с.
52. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. - М.: Высшая школа, 2006. 375 с.
53. Гурин С.П. Маргинальная антропология. - Саратов: ИЦ СГЭА, 2000.
- 366 с.
54. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии// Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. — М.: Наука, 1989. - С.75-89.
55. Гуткина И.М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения// Философия и современность. - Саратов: Научная книга, 2003. -С. 79-87.
56. Гуткин О.В., Листвина Е.В., Петрова Г.Н., Семенищева O.A. Феномен культурного пространства/ под ред. Е.В. Листвиной, Г.Н. Петровой.
- Саратов: Научная книга, 2005. - 138 с.
57. Д.В. Винникотт и аналитическая психология. М.: Добросвет, 2009. -379 с.
58. Дебор Ги. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000. - 184 с.
59. Де Лёз Ж. Логика смысла/ пер. с фр.; науч. ред. А.Б. Толстов. - М.: Издат. центр «Академия», 1995. - 297 с.
60. Демин В.Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 624 с.
61. Евин И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства. 2-е изд., перераб. и доп . - М.: Ин-т компьют. исслед., 2003 . - 164 с.
62. Ершов М.Ф., Тарасенко Е.А. Мир девичества: опыт тендерной антропологии// Шадринская старина: краеведческий альманах - Шадринск: 2001,-С. 81-83.
63. Ершова Е.М. Синтез архетипов игрушки и фетиша в образе дамы с камелиями// Архетип: культурологический альманах. - Шадринск: Меридиан, 1996. - С. 41-43.
64. Заславский Г.М. Стохастичность динамических систем. - М.: Наука, 1984.-272 с.
65. Зеленский В.В. Здравствуй, Душа! Работы разных лет. - М.: Когито-Центр, 2009. - 368 с.
66. Зеленский В.В. Толковый словарь аналитической психологии. - М.: Когито-Центр, 2008. - 334 с.
67. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного// Вопросы философии. 1991. № 10. С. 34-40.
68. Зойя JI. Наркомания. Патология или поиск инициации? - М.: Добросвет, 2007. - 206 с.
69. История философии: Запад - Россия - Восток (Книга четвертая: философия XX века). - М.: Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1990. -448 с.
70. Йефет Г. Прими красную таблетку. Наука, философия и религия в «Матрице». - М.: Ультра, 2004. - 310 с.
71. Кайсаров A.C., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга/ Сост. A.M. Баженова, В.И. Вардугин. - Саратов: Надежда, 1993.-320 с.
72. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2009. - 736 с.
73. Карчевская К.С. Архетипы в кинематографе: культурологический анализ: автореф. дис. канд. культурологии. Специальность 24.00.01 - теория и история культуры. - СПб., 2010. - 26 с.
74. Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. - М.: Университетская книга, 2002. - Т.1 - 272 е.; Т.2 - 280 е.; Т.З - 400 с.
75. Кастанеда К. Сказки о силе. Второе кольцо силы/ пер. с англ. - Киев: София, LTD, 1992.-608 с.
76. Квеннелл М., Квеннелл Ч. Первобытные люди. Быт, религия, культура/ пер. с англ. Т.М. Шуликовой. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2005. -238 с.
77. Келли Дж.А. Теория личности: Психология личных конструктов/ пер. с англ. и науч. ред. A.A. Алексеева. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.
78. Кирбаба Ю.В. Генезис синергетической парадигмы: культурологические аспекты: дис. канд. культурологи. Специальность: 24.00.01 -Теория и история культуры. - Саратов, 2004. - 159 с.
79. Коллективное бессознательное. Графика сюрреализма от де Кирико до Магритта. - М.: Август Борг, 2011.-112с.
80. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. - М.: Либроком, 2011. - 82 с.
81. Коран/ пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М.: Издательско-полиграфическая фирма АНС-Принт Ассоциации Новый стиль, 1990. - 512 с.
82. Кордонский С. Мифологемы и идеологемы// Рынки власти: административные рынки СССР и России. - М.: ОГИ, 2000. - С.181-182.
83. Корнев С. Трансгрессоры против симулякров// http://kitezh.onego.ru/transgr.html
84. Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность// Вопросы философии. 1999. №1. С. 3-117.
85. Критическое мышление, логика, аргументация: сб. статей/ под общ. ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -175 с.
86. Куоллз-Корбетт Н. Святая проститутка: Архетип вечной женственности. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. - 208 с.
87. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами/ пер. с англ. - Киев: София, Ltd, 1997.-336 с.
88. Кэролл Д. Дети Индиго. - М.:София, 2003. - 288 с.
89. Кэролл JI. Алиса в Зазеркалье: сказка/ пер. с англ. и предисл. В.Л. Орла - М.: Детская литература, 1982. - 143 с.
90. Кэролл Л. Алиса в Стране Чудес. - М.: Детская литература, 1988. -144 с.
91. Леви-Брюль М. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 608 с.
92. Левинас Э. Время и Другой. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 266 с.
93. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4 т. Т.1: Сырое и приготовленное. -М.: Университетская книга, 1999. - 406 с.
94. Леви-Стросс К. Первобытное мышление/ пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
95. Леви-Стросс К. Печальные тропики/ пер. с фр. Г.А. Матвееой. - М.: Мысль, 1984. - 220 с.
96. Леви-Стросс К. Путь масок/ пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А.Б. Островского. - М.: Республика, 2002. - 399 с.
97. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983. -324 с.
98. Лем С. Солярис. - М.: ACT, 2010. - 256 с.
99. Линда Шиерз Леонард. Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 224 с.
100. Лиетар Б.А. Душа денег. - М.: ACT, 2007 . - 368 с.
101. Липовецкий М. Утопия свободной марионетки, или как сделан архетип// Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 252-268.
102. Листвина E.B. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития/ под. ред. В.Б. Устьянцева. - Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2001.-168 с.
103. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - Текст -Семиосфера - История/ предисл. В.В. Иванова; Тартус. ун-т. - М.: Яз. рус. культуры, 1998. - 448 с.
104. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи; Исследования; Заметки. - СПб.: Искусство, 2004. - 704 с.
105. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 271 с.
106. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: Ээст и Раамат, 1973. - 140 с.
107. Лукьяненко C.B. Последний дозор. - М.: ACT, 2006. - 394 с.
108. Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. Вводный курс: учебник. - М.: ЗАО Издательство Экономика, 2004. - 702 с.
109. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипа. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
110. Маслов Р.В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты: дис. д-ра филос. наук. Код специальности 09.00.13. Саратов, 2005. - 358 с.
111. Медникова М.Б. Трепанации у древних народов Евразии. - М.: Научный мир, 2001. - 304 с.
112. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов// Вопросы философии. 1991. № 10. С. 41-47.
113. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Директ-Медиа, 2008. — 878 с.
114. Михайлова И.Г. Креативная личность и художественное творчество в переходные эпохи// Мир психологии. 2005. №1. С. 60-70.
115. Михель Д.В. Тело в западной культуре. Саратов: Научная книга, 2000. - 172 с.
116. Монина Н.П. Культурный архетип: современные подходы к осмыслению феномена// Мир науки, культуры, образования. 2011. №2 (27). -С. 289-291.
117. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. - М.: Гардарика, 2002. - 504 с.
118. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/ сост. и вступит, ст. А. Пескова; илл. худож. Н. Бисти. - М.: Художественная литература, 1978. - 170 с.
119. Никулыпин В.А., Борисов С.Б. «Выход проглоченного наружу» как архетип культуры// Архетип: культурологический альманах. - Шадринск: Меридиан, 1996. - С. 44-47.
120. Никулыпин В.А. Архетипы в сказке П.Ершова «Конек-Горбунок»// Архетип: культурологический альманах. - Шадринск: Меридиан, 1996. -С.95-96.
121. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Мысль, 2004. - 170 с.
122. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного// Вопросы философии. 2000. № 10 С. 33-36.
123. Орлова Е.В. Театральное пространство и пространство театра: культурологический анализ: дис. канд. филос. наук. Специальность: 24.00.01. - Теория и история культуры по философским наукам. Тамбов, 2011. - 176 с.
124. Ортега-И-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М.: ACT, 2008. -192 с.
125. Пелевин В. Ананасная вода для прекрасной дамы. - М.: Эксмо, 2010.-352 с.
126. Перера С.Б. Комплекс козла отпущения. Миф и психология коллективной Тени. — М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 158 с.
127. Пирс Ч.С. Что такое знак?// Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №3(7). С. 88-95.
128. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. - 752 с.
129. По Э.А. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссэ. - М.: ACT, 2009. - 768 с.
130. Подорога В.А. Феноменология тела. - М.: Ad Marginem, 1995. -339 с.
131. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. - М.: Мысль, 1974. - 487 с.
132. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности// Вопросы психологии, 1984. №3. С. 151-157.
133. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. №6.-С. 46-52.
134. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.
135. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
136. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955.-552 с.
137. Пушкарева H.A. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX)/ РАН, Ин-т этнологии и антропологии. - М.: Науч.-издат. центр «Ладомир», 1997. - 381 с.
138. Пушкин A.C. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1982. -286 с.
139. Репченко О.Н. Полевая физика, или как устроен Мир? - М.: Галерия, 2008. - 320 с.
140. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике/ пер. с фр. И. С. Вдовина. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2002. — 624 с.
141. Роуз Ш. Путь жрицы, путь богини. Руководство по пробуждению Божественной Женственности. -М.: София, 2007. - 352 с.
142. Розенберг Г.С. Ноосферное перепутье: «назад к природе», «вперед к природе», «вместе с природой»?// Общество. Среда. Развитие. 2010, № 2. С. 186-193.
143. Родионов С.Н. Постмодернистский способ «артикуляции» мира в свете теории интерпретации и герменевтического модуса// Вестник тверского гос. ун-та. 2007, №29 (57). С. 183-191.
144. Санфорд Дж.А. Невидимые Партнёры: Влияние внутренней маскулинности и фемининности на межличностные отношения. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009 . - 160 с.
145. Сент-Экзюпери А. Ночной полет: повесть; Планета людей: повесть; Маленький принц: сказка. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982. - 272 с.
146. Сказки братьев Гримм. - М.: Детская литература, 1967. - 168 с.
147. Симонов П.В. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии/ отв. ред. B.C. Русинова. -М.: Наука, 1987.-266 с.
148. Словарь аналитической психологии К. Юнга. - СПб.: Издат. группа «Азбука-классика», 2009. - 288 с.
149. Солодухо Н.М. Однородность и неоднородность в развитии систем: монография. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 176 с.
150. Солодухо Н.М. Философия небытия. — Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002.—145 с.
151. Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход. - М.: Когито-Центр, 2009. - 160 с.
152. Стайн М. Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания. - М.: Когито-Центр, 2009. - 176 с.
153. Стайн М. Трансформация. Проявление Самости. - М.: Когито-Центр, 2007.-221 с.
154. Стайн М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию. - М.: Когито-Центр, 2010. - 256 с.
155. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - 392 с.
156. Тендрякова М.В. Первобытные инициации и современная культура// Советская этнография. 1991. № 6. С. 48-60.
157. Теория графов: алгоритмы обработки бесконтурных графов. -Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. - 385 с.
158. Тихонова C.B. Социально-онтологический статус мифа// Философия и общество. 2008. №3(51). С. 44-57.
159. Устьянцев В.Б. Антропология жизненного пространства.// Жизненное пространство человека и общества. - Саратов: Научная книга, 1996.-С. 5-16.
160. Филимонова О.Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004,- 116 с.
161. Франк C.JI. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. - М.: Изд. Г.А. Леман, С.М. Сахарова, 1917. - 253 с.
162. Франц М.-Л. фон. Вечный юноша. Puer Aeternus. — M.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 384 с.
163. Франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. - СПб.: Издат. дом «Азбука-классика», 2006. - 320 с.
164. Франц М.-Л. фон. Феномены Тени и зла в волшебных сказках. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.-360 с.
165. Франц М.-Л. фон. Архетипические паттерны в волшебных сказках.
- М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 256 с.
166. Франц М.-Л. фон. Избавление от колдовства в волшебных сказках.
- М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 128 с.
167. Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. - СПб.: Б.С.К, 2004. - 364 с.
168. Франц М.-Л. фон. Кошка. Сказка об освобождении фемининности.
- М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 144 с.
169. Франц М.-Л. фон. Фемининность в волшебных сказках. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. - 256 с.
170. Франц M.-JI. фон., Хиллман Дж. Лекции по юнговской типологии. Подчиненная функция. Чувствующая функция. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 198 с.
171. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. - СПб.: Питер, 2004. -381 с.
172. Фрейд 3. Леонардо да Винчи: воспоминание детства/ вступ. ст. A.B. Соколова. - М.: Рудомино, 1991. - 64 с.
173. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия: сборник/ пер. с нем. - М.: Прогресс - Литера,1992. - 567 с.
174. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990. - 157 с.
175. Фромм Э. Человек для себя; Иметь или быть/ пер. с англ. - Минск: Изд. В.П. Ильин, 1997. - 415 с.
176. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии/ пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 703 с.
177. Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ пер. с фр. И.К. Стаф. - М.: ACT, 2010. - 698 с.
178. Фуко М. Надзирать и наказывать. - М.: Ад Маргинем, 1999. - 480 с.
179. Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1990. № 3. С.84-155.
180. Хакен Г. Синергетика/ пер с англ. - М.: Мир, 1980. - 406 с.
181. Хейзинга Й. Homo Luens; статьи по истории культуры/ сост., пер. и авт. вступ. ст. Д.В. Сильвестров, науч. коммент. Д.Э. Харитоновича. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
182. Хиллман Дж. Архетипическая психология. - СПб.: Б.С.К., 1996. -157 с.
183. Холлис Дж. В поисках божественной обители. - М.: Класс, 2008. -192 с.
184. Холлис Дж. Грёзы об Эдеме. В поисках доброго волшебника. - М.: Когито-Центр, 2009. - 222 с.
185. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. М.:"Когито-Центр", 2009. -208 с.
186. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. Т.2: Новые пути в психоанализе. Самоанализ/ пер. с англ. - М.: Смысл, 1997. - 543 с.
187. Хоуп М. Сущность женщины. Ее сила, тайна, архетипы. Ее Богиня. -М.: София, 2007.-224 с.
188. Хьелл JL, Зиглер Д. Теория личности: основные положения, исследования и применение/ пер. С. Меленевской и Д. Викторовой. - Киев: PSYLIB, 2001.-608 с.
189. Чернявская Ю.В. Трикстер или путешествие в хаос// Человек. 2004. № з. С.37-52.
190. Чеснов Я.В. Человек: маска или марионетка?// Человек. 2004. № 3. С. 89-105.
191. Шарипов М.Р. Мироздание и структурно-связные формы Универсума: монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 364 с.
192. Шварц-Салант Н. Пограничная личность. Видение и исцеление. -М.: Когито-Центр, 2010. - 368 с.
193. Шварц-Салант Н. Чёрная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь. - М.: ИКиСР, 2008. - 237 с.
194. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Туманит, издат. центр «Владос», 1999. - 508 с.
195. Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. - М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. -464 с.
196. Шелли М. Франкенштейн, или современный Прометей. - M.: АСТ, 2006. - 192 с.
197. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Эксмо, 2009. - 800 с.
198. Эдингер Э.Ф. Эго и архетип/ пер. с англ. - М.: ООО Пента График, 2000. - 264 с.
199. Элиаде M. Аспекты мифа/ пер. с франц; 3-е издание. - М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. - 224 с.
200. Элиаде М. Космос и история: Избранные работы/ пер. с фр. и англ. -М.: Прогресс, 1987.-311 с.
201. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость/ ер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой, науч. консультант Я.В. Чеснов. -СПб.: Алетейя, 1998. - 249 с.
202. Эстэс К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях/ пер. с англ. - М.: Издат. дом «София», 2005. - 496 с.
203. Юм Д. Сочинения в 2 томах. Т. 1/ пер. с англ. - М.: Мысль, 1996. -733 с.
204. Юм Д. Сочинения в 2 томах. Т. 2/ пер. с англ. - М.: Мысль, 1996. -799 с.
205. Юнг К.Г. Алхимия снов/ пер. с англ. - СПб.: Тимошка, 1997. -312 с.
206. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 297 с.
207. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT. - Лтд, 1998. -480 с.
208. Юнг К. Г. Дух и жизнь: сборник/ пер. с нем. - М.: Практика, 1996. -560 с.
209. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов/ пер. с англ. - М.-Киев: ЗАО «Совершенство - Port-Royal», 1997. - 384 с.
210. Юнг К. Г. Йога и Запад: сборник/ пер. с нем. - Львов: Инициатива; К. Аирланд, 1994.-230 с.
211. Юнг К.Г. Об энергетике души. - М.: Академический проект, 2010. -297 с.
212. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени/ пер. с нем.; предисл. А. В. Брушлинского. - М.: Издат. группа Прогресс, Универс, 1996. - 336 с.
213. Юнг К.Г. Психологические типы/ пер. с нем. - М.: Университетская книга, ACT, 1998.-720 с.
214. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи: сборник/ пер. с англ. - М.: Реф-бук, Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.
215. Юнг К.Г. Символическая жизнь/ пер. с англ. - М.: Когито - Центр, 2003. - 306 с.
216. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - М.: Академический проект,
2007.-188 с.
217. Юнг К.Г. Современность и будущее. - Минск: Университетское, 1992.-62 с.
218. Юнг К.Г. Структура и динамика психического. - М.: Cogito centre.
2008. - 480 с.
219. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. - М.: Академический проект, 2007. - 303 с.
220. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
221. Юнг К.Г. Философское дерево. М.: Академический проект, 2008. -175 с.
222. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 2006. -352 с.
223. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус. — М.: МААП, 2008.-228 с.
224. Якоби М. Встреча с аналитиком: Феномен переноса и реальные отношения. - М.: Когито-Центр, 2007. - 144 с.
225. Roger de Verteuil. The Scapegoat Archetype. Journal of Religion and Health. P. 209-225.
http://www.springerlink.com/content/187vglv817422pq5/fulltext.pdf
226. Steven A. Rogers. The Parent-Child Relationship as an Archetype for the Relationship Between God and Humanity in Genesis. Pastoral Psychology, Vol.50, No.5., may 2002. P. 377 - 385.
http://www.springerlink.com/content/2frvaqqraeke89gn/fiilltext.pdf
227. Pierre M. Balthazar. The Mother-child Relationship as an Archetype for the Relationship between the Virgin Mary and Humanity in the Gospels and the Book of Revelation. Pastoral Psychol (2007) 55:537-542
http://www.springerlink.eom/content/71715460k3n23454/fulltext.pdf
228. Norris Brock Johnson. Image and archetype: male and female as metaphor in the thought of Carl G. Jung and ogotemmi-li of the Dogon Dialectical Anthropology, 13:45-62 (1988)
http://www.springerlink.com/content/k27515q02pjx2203/fulltext.pdf
229. Gordon Rowland. Archetypes of Systems Design. Systems Practice, Vol.8, No.3,1995. P. 277-288.
http://www.springerlink.com/content/f507133403165344/fulltext.pdf
230. James L. Henderson. Jung's analytical psychology and its significance for education in the light of recent literature
http://www.springerlink.com/content/k22g335171364271/fulltext.pdf
231. John Raphael Staude. From depth psychology to depth sociology: Freud, Jung and Levi-Strauss.
http://www.springerlink.com/content/t8ht252746488vl4/fulltext.pdf
232. Janice Gasker. Freud's Therapeutic Mistake with Jung's Disclosure of Childhood Sexual Abuse: Narrative Lessons in the Do's and Don'ts of Validation. Journal of Poetry Therapy, Vol.13, No.2,1999.
http://www.springerlink.com/content/u637485501107123/fulltext.pdf
233. Swanee Hunt-Meek. The Anthropology of Carl Jung: Implications for Pastoral Care Journal of Religion and Health, Vol.22, No.3, Fall 1983. P. 191-208.
234. Stephen Karcher. Jung, the Tao, and the Classic of Change. Journal of Religion and Health, Vol.38, No 4, Winter 1999. P. 287-304.
http://www.springerlink.com/content/pml 2vr7h3gl 5n250/fulltext.pdf
235. Mary Jo Meadow. Archetypes and Patriarchy: Eliade and Jung. Journal of Religion and Health, Vol. 31, No. 3, Fall 1992. P. 187-195.
http://www.springerlink.com/content/n7621070wl8j2262/fulltext.pdf
236. Duane R. Bidwell. Carl Jung's Memories, Dreams, Reflections: A Critique Informed by Postmodernism Pastoral Psychology, Vol.49, No.l, 2000. P. 13-20.
237. Edward V. Stein, Ph.D. Jung or Christ? Pastoral Psychology, Vol. 35(1), Fall 1986. P. 63-73.
http://www.springerlink.com/content/qx208q770q5p2584/fulltext.pdf
238. Bishop Chrysostomos and Thomas Brecht. Jung and the Mystical Theology of the Eastern Orthodox Church: Comments on Common Graund.
239. Ernest Harms. Carl Gustav Jung - Defender of Freud and the Jews a chapter of European psychiatric history under the Nazi Yoke.
http://www.springerlink.com/content/g6162182t455gu3k/fulltext.pdf
240. Walter A. Shelburne. Existential Perspective in the Thought of Carl Jung// Journal of Religion and Health, Vol.22, No.l, Spring 1983. P. 59-73.
http://www.springerlink.com/content/y07854v477750057/fulltext.pdf
241. Preston Fambrough. Hubris and bestiality: a tragic archetype// Neohelicon, 1987, Vol. 14, No. 1, P. 222-238
http://www.springerlink.com/content/y07854v478x51025/fulltext.pdf
Интернет ресурсы:
1. http://www.kinopoisk.rU/level/l/film/386/view_info/ok/
2. http://www.kitezh.onego.ru/transgr.html
3. http://www.predator-zone.ru.
4. http ://www. springerlink.com/content/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.