Архетип дома в творчестве К.Д. Бальмонта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Шашнева, Екатерина Николаевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Шашнева, Екатерина Николаевна
Содержание
Введение
Глава I. Мировая и отечественная культура в поисках
архетипа Дома
1.1. Явление архетипа Дома в культуре XX века
1.2. Архетипические черты Дома в русской литературе XX века
1.3. Векторы исканий архетипических черт Дома в мировосприятии
К.Д. Бальмонта
Выводы к главе 1
Глава II. Первообраз Дома и бездомности в творчестве
К.Д. Бальмонта
2.1. Бездомность духа, странничество и поиск «дома души» в культуре русского зарубежья
2.2. Первообраз Дома в романе К.Д. Бальмонта
«Под Новым Серпом»
2.3. Архетипические черты Дома в контент-анализе частотного словаря
творчества К.Д. Бальмонта
Выводы к главе II
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая2006 год, кандидат искусствоведения Афанасьева, Наталья Юрьевна
Архетипы культуры в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"2013 год, кандидат наук Авасапянц, Ольга Владимировна
Архетипические образы в русской культуре2003 год, кандидат философских наук Пивнева, Наталья Сергеевна
Архетипическое в этнокультуре ингушей: на материале мифологии, нартского эпоса и обрядов жизненного цикла2016 год, кандидат наук Акиева, Петимат Хасолтовна
Архетипы "дом" и "бездомье" и их объективация в духовной культуре2011 год, кандидат философских наук Шутова, Елена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архетип дома в творчестве К.Д. Бальмонта»
Введение
Актуальность исследования. В XX-XXI веках архетипическое понимание Дома приобретает особое значение. Человеком во многом оказалась утраченной возможность быть сопричастным жизни своей родины. Череда социальных взрывов, войн, революций, экономических потрясений, технизация всех сфер жизни подорвали привычный ценностный уклад, расшатали нравы. Люди, претерпевая невзгоды, ищут прочную бытийную опору - и находят её, если не сбиваются с пути, в реалиях и идеях родной природы и культуры, семейного очага, дома. Поиск и формирование архетипа Дома в отечественной прозе и поэзии последнего столетия, особенно в литературе русского зарубежья, стали важным элементом жизненного и творческого стиля небесталанных людей, вброшенных в водоворот истории. Вынужденная или казавшаяся таковой эмиграция, внешняя и внутренняя, естественным образом создаёт ситуацию бездомности - чужие территории, съемные квартиры, отчуждённость. Насильственно-добровольный отъезд заграницу, потеря своего «пространства» и мира привели к оторванности от России - Дома не только reo- и биографического, но и духовного. В ответ душа истово жаждет обретения пристанища или возвращения в некогда утраченную обитель.
Не случайно архетипические черты Дома становятся столь значимыми в произведениях отечественных литераторов. О расшатанном, потерянном мире и крове повествуют: М.А. Булгаков в «Зойкиной квартире», «Днях Турбиных», «Мастере и Маргарите», И.А. Шмелёв в «Лете Господнем», А.Т. Твардовский в «Доме у дороги», Ю.В. Трифонов в «Доме на набережной» и
ДР-
Творчество Константина Дмитриевича Бальмонта в этом плане — не
исключение; напротив, архетип Дома в его поэтическом мире занимает одно
из центральных мест. Он перенес три эмиграции, прожил вне России в общей
сложности около тридцати лет, тяжело переживал отрыв от родины, от
з
родного русского языка. Однако, несмотря на непростые жизненные обстоятельства, словесник продолжал творить: писал стихи и прозу, переводил с иностранных языков. Литературная деятельность Бальмонта 1920-30-х гг. была очень интенсивной. Он печатался в парижских газетах «Последние новости» и «Современные записки», в некоторых прибалтийских изданиях, выпускал книги, читал лекции в Сорбонне, публиковался в американской и итальянской периодике. За границей им были выпущены сборники: «Марево» (1922), «Воздушный путь» (1923), «Под Новым Серпом» (1923) «Моё - Ей. Россия» (1924), «В раздвинутой Дали. Поэма о России» (1929), «Северное сияние. Стихи о Литве и Руси» (1931) «Голубая подкова. Стихи о Сибири» (1935), «Светослужение» (1936-1937).
В настоящее время творчество К. Д. Бальмонта широко исследуется и популяризируется, обсуждается научно-академическим сообществом. Ежегодно на базе Шуйского государственного педагогического университета проводятся Бальмонтовские чтения. Регулярно издается тематический сборник трудов «Солнечная пряжа». В этом году будет проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Феномен К.Д. Бальмонта в современном культурном пространстве: к 145-летию со дня рождения поэта» (XXIV Бальмонтовские чтения). Создан специализированный сайт: http://balmontoved.ru. В 2007 году учреждена Всероссийская премия имени К.Д. Бальмонта «Будем как солнце!». В литературно-краеведческом музее имени К.Д. Бальмонта установлен макет бюста поэту. Это первый в России памятник. В школе № 2, где учился поэт, устраиваются поэтические вечера.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблематика Дома получила широкое освещение в работах культурологов и философов: М.М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, С.Н. Булгакова, А. Большаковой, А.Б. Есина, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Б.В. Маркова, В.А. Маркова, Е.М. Мелетинского, В.В. Прозерского, В.В.
Розанова, С.Н. Тесли, П.А. Флоренского, C.JI. Франка, М. Фуко, М. Хайдеггера, М. Элиаде, К.Г. Юнга и др.
Идея Дома в контексте национальной ментальности - как «идея прежде всего соединительная, духовно и материально созидательная»[186, С.23] -рассмотрена Г.М. Шленской.
Проблема доместикации (одомашнивания) как актуальная для современной культурологии изучается в работах В.П. Козырькова.
Архетипические черты Дома и родного мира в контексте творчества К.Д. Бальмонта отслеживаются в текстах: K.M. Азадовского, С. Айдиняна, Г.М. Бонгард-Левина, И.Г. Дубровской, П.В. Куприяновского, H.A. Молчановой, В.П. Океанского, Т.С. Петровой, Л.А. Розановой, Е.С. Ставровского, Л.Н. Таганова и др.
Много важных «домашних» наблюдений содержат мемуарные записи Е.А. Андреевой-Бальмонт. Также ценны в этой связи воспоминания и свидетельства современников К.Д. Бальмонта, в частности: И. Анненского, А. Белого, А. Блока, В.Я. Брюсова, дочери поэта Н.К. Бруни-Бальмонт, И.А. Бунина, М. Волошина, Б.К. Зайцева, Вяч. Иванова, П.С. Когана, Л. Сабанеева, H.A. Тэффи, М.И. Цветаевой, И.С. Шмелева.
Книга K.M. Азадовского и Г.М. Бонгард-Левина «Константин Бальмонт - Ивану Шмелеву: письма и стихотворения 1926-1936» проливает свет на заграничную жизнь поэта. Опубликованные в ней материалы позволяют восстановить историю их общения, духовного роста и ностальгических переживаний.
Важные для нашей тематики детали почерпнуты из исследования П.В. Куприяновский и H.A. Молчанова «Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба», Е.С. Ставровского «Род Бальмонтов в лицах и судьбах».
В статье Т.С. Петровой «Константин Бальмонт "Где мой дом?"» показана сложность и неоднозначность движения писателя к постижению
корневых основ человеческой жизни, к представлению образа родины в соотношении с понятием родного земного и небесного начал [120].
В докторской диссертации Н.А. Молчановой «Поэзия К. Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции» (2005 г.) обстоятельно проанализирован творческий путь К.Д. Бальмонта от начала 1900-х годов до конца 1930-х годов.
Цель исследования: культурологическими средствами рассмотреть архетип Дома в творчестве К.Д. Бальмонта.
Объект исследования: архетип Дома в творчестве К.Д. Бальмонта. Предмет исследования: культурологический аспект архетипа Дома в творчестве К.Д. Бальмонта.
Гипотеза исследования: мы понимаем архетип Дома в творчестве К.Д. Бальмонта как культурную и нравственную ценность. Дом создаётся самим человеком и несёт на себе отпечаток его личности, становясь пространством индивидуализированным: это «свой», «родной» мир. Архетип Дома выводится из числа сугубо пространственных и обнаруживает духовно-нравственную составляющую.
Для реализации цели и гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить архетипические черты Дома, выделяемые мировой и отечественной культурой.
2. Определить векторы поиска К.Д. Бальмонтом архетипических черт Дома.
3. Выяснить смысловую меру странничества и бездомности в жизни и творчестве К.Д. Бальмонта.
4. Контент-анализом бальмонтовских текстов выявить их основные смысловые линии.
Методологическая база исследования.
В работе используется герменевтический метод, включающий в себя
сравнительно-исторический (компаративистский) подход и контент-анализ
б
как инструмент лексико-понятийного анализа текста.
Источниковая база исследования.
Материалы, составляющие творческое наследие К.Д. Бальмонта, включая эпистолярную часть: переписка с матерью В.Н. Бальмонт, Е.А. Андреевой-Бальмонт, И.С. Шмелевым, Д. Шаховской и др.
Источниковедческая база исследования.
Литература научно-академического и мемуарно-публицистического плана, позволяющая в своей совокупности получить и передать представление о специфике личности и творческих интересах К.Д. Бальмонта в контексте тематики диссертации. Архивные материалы.
Научная новизна исследования.
1. Уточнены архетипические черты Дома, выделяемые мировой и отечественной культурой.
2. Определены векторы поиска К.Д. Бальмонтом архетипических черт Дома.
3. Выяснена смысловая мера странничества и бездомности в жизни и творчестве К.Д. Бальмонта.
4. Контент-анализом бальмонтовских текстов выявлены их основные смысловые линии.
Теоретическая значимость исследования.
Предложена и обоснована новая интерпретация творчества К.Д. Бальмонта, в основе которой идея искания поэтом архетипа Дома. Такой взгляд позволяет своеобразно систематизировать богатый фактический материал, приоткрывая в нём остававшиеся ранее невостребованными культурологические смыслы.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах культурологии, истории и теории культуры, истории и теории литературы, в специальных курсах гуманитарной тематики. Материалы диссертации могут
найти применение в дальнейших научных изысканиях литературных текстов в оптике культурологии.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Материалы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации представлены в докладах на научных конференциях: I и II Межвузовская научно-методическая конференция «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Москва-Шуя, 2008-2009); Межвузовская научная конференция «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала ивановской области» (V областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области», Иваново, 2009); III региональная научно-практическая конференция «Проблемы гуманитарного образования: школа-вуз» (Шуя, 2009); Научная конференция «Российская провинция: история, традиция, современность» (Ковров, 2009); III научно-практическая конференция «Теория и практика современной науки» (Москва, 2010); IV Международная научная конференция (Москва-Шуя, 2011); I заочная научная объединенная сессия молодых ученых, аспирантов, студентов «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск-Шуя, 2011).
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные смысловые линии бальмонтовских текстов заданы понятием «душа», с которым соотносимы лексемы: «весна», «жизнь», «слово», и понятием «дом», с которым соотносимы лексемы «родина», «земля». Именно учет частот встречаемости понятий, а не коррелятивных им слов, позволяет судить о статусе в корпусе текстов тех или иных смысловых мотивов.
2. Обнаруживаются три главных вектора поисков К.Д. Бальмонтом архетипических черт Дома: Дом - душа поэта, Дом - Россия, Дом -вселенная, космос.
3. Проблема Дома и бездомности в творчестве К.Д. Бальмонта схватывает и передаёт состояние духа и настроения как современной ему эпохи, так и извечное состояние творческих натур, тяготеющих то к оседлости, то к скитаниям. Проза К.Д. Бальмонта, написанная после 1920 года, почти вся проникнута любовью к родине и тяготой бездомности. Приобщившийся к западной культуре, поэт нередко глядел на родину из-за рубежа, сопоставляя ценности «родные» и «вселенские». Но Россию он всегда старался познать и понять по-домашнему, изнутри; с годами это стремление усиливалось.
4. В романе «Под Новым Серпом» Домом для К.Д. Бальмонта и его литературного героя становится метафизически-бытийное пространство.
Личный вклад автора настоящего диссертационного исследования состоит в рассмотрении творчества К.Д. Бальмонта в контексте проблематики архетипа Дома.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 196 наименований.
Глава 1. Мировая и отечественная культура в поисках
архетипа Дома
§1.1. Явление архетипа Дома в культуре XX века
Коренные принципы национального бытия после Октябрьской революции 1917 года были серьёзно трансформированы. Антитеза «традиционное» - «антитрадиционное» становится кратно значимее для культурного сознания. Ориентиры, ранее апробированные русским культурным сознанием, оставались в послереволюционный период актуальными для крестьянской культуры и дворянской традиции. В рамках социалистической культуры, наследующей и углубляющей революционно-радикальные умонастроения, данные ориентиры либо отменялись, либо пересматривались. Властью ставится задача вытеснить из людей прежнее миропонимание, основанное на христианстве, в силу чего приобретает первостепенное значение вопрос о приверженности человека традиционной ценностной системе или отказе от нее. «Анафеме предаются... вся национальная топика и аксиоматика, вся сумма идей, в соответствии с которой живет страна, будучи уверенной в их незыблемости и непреходящей ценности. Притом цель этого отрицания - не эволюция, без которой, в конце концов, немыслима нормальная работа общественного организма, но забвение, всеобщая замена» [119, С. 56]. Это высказывание A.M. Панченко точно определяет содержание социокультурной ситуации 1920-х годов, когда осуществлялся культурный перелом.
Все это имеет прямое отношение к проблеме, вынесенной в название нашей работы: архетип Дома, Дом, домашний уклад и этикет сами по себе являлись воплощением традиции, поэтому их признание и непризнание в качестве одной из важнейших ценностей национальной жизни стало
ярким выражением социальной, культурной и нравственной позиции личности.
Архетип (греч. агхе1уро8, "первообраз"), понятие широко используемое в теоретическом анализе мифологии, впервые введённое швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К.Г. Юнгом. У него оно означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях. Тождественные по своему характеру архетипические образы и обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Однако архетипы - это не сами образы, а их схемы, психологические предпосылки, их возможность. Они имеют не столько содержательную, сколько формальную характеристику. Содержательное наполнение первообраз получает лишь тогда, когда он наполняется материалом сознательного опыта.
Юнг тесно связывал первообраз с идеей. Изначальный образ есть ступень, предшествующая идее, это почва ее зарождения. Из нее разум развивает необходимо присущее изначальному образу понятие, отличающееся от других понятий тем, что оно не дается в опыте, но открывается как нечто, лежащее в основе всякого опыта. Преимуществом изначального образа перед идеей является, с одной стороны, способ его формирования и существования. Первообраз, оказываясь необходимым дополнением к инстинкту, предполагает осмысленное и целесообразное восприятие каждой данной ситуации. Он является удобной формой, без которой восприятие новых фактических данных было бы невозможно.
Поскольку архетип есть символическая форма, то нужно рассмотреть
юнговское представление о символе. Швейцарский интеллектуал различает
символ и знак, символическое и семиотическое. Объяснение креста как
символа божественной любви есть объяснение семиотическое, потому что
11
божественная любовь обозначает выражаемое состояние точнее и лучше, чем это делает крест, который может иметь еще много других значений. Напротив, символическим будет такое объяснение, которое рассматривает его, помимо всяких других мыслимых объяснений, как выражение некоторого - еще незнакомого и непонятного, мистического или трансцендентного - психологического состояния, которое безусловно выражается в виде креста. Символ сохраняет жизненность только до тех пор, пока он чреват значением.
М. Элиаде исследует проблему архетипов в работах «Аспекты мифа»
[189] и «Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость»[193].
Испытывая влияние юнговской концепции, он, тем не менее, трактует
архетипы несколько иначе. Для него это не составные части коллективного
бессознательного, а скорее модели поведения, образцы для подражания,
«парадигмы всех видов человеческой деятельности» [189]. Одна из основных
проблем, волнующих Элиаде, - проблема «возрождения времени»[189].
Современный человек вынужден существовать и действовать в русле
линейного времени и линейной истории, которым присущи необратимость и
гипотетическая конечность. Переживания по поводу упущенного времени,
ошибок прошлого, страх перед неизвестностью будущего являются для
нынешних людей фундаментальными апориями. По убеждению Элиаде, для
представителей архаических цивилизаций таких затруднений не
существовало, поскольку необратимость времени не была культурно
легитимирована. Модерновый человек сталкивается с отменённой
необратимостью времени только на уровне глубинных архетипов и
связанных с ними мифах и ритуалах. Именно они выводят его в область
сакрального, в «"трансцендентный" Мир Богов, Героев и мифических
Предков»[189]. Здесь индивид начинает ощущать цикличность времени,
обретает способность моделировать реальность, руководствуясь
существующими мифологическими образцами. «Миф дает полную
уверенность человеку в том, что все, что он готовится сделать, уже когда-то
12
было сделано, он помогает прогнать сомнения, которые могут зародиться относительно результатов предпринимаемых действий. Существование модели для подражания нисколько не мешает творческим поискам. Мифическую модель можно применять самыми разными способами»[189]. Она способна придать новый смысл человеческому существованию, раскрывает его творческий потенциал и, до некоторой степени, приближает к Творцу. Переживая духовное возрождение, человек решает главную проблему своего существования: перестает бояться «разъедающей силы» [145].
Важнейшим свойством архетипа является способность видоизменяться, сохраняя при этом своё родовое значение. Современный исследователь А. Большакова называет это «вариативностью инвариантности» [40]. Архетип может до неузнаваемости изменяться, воплощаясь в творчестве разных авторов, сохраняя «некое ценностно-смысловое ядро, в своей неизменности обеспечивающее высокую устойчивость архетипической модели» [40]. Слово «архетип», употребляемое в культурологии и литературоведении, полисемантично. А. Большакова выделяет следующие его значения:
• Писательская индивидуальность с точки зрения её роли в формировании дальнейшего литературного процесса.
• То, что иначе называют «вечными образами» мировой литературы (Дон-Кихот, Гамлет, Дон-Жуан и др.).
• Христианско-библейская тематика, рассматриваемая в качестве культурных ценностей и источника литературных образов и сюжетов.
• Античная мифологическая традиция.
• «...Основная ситуация, характер или образ, который постоянно появляется в жизни и, следовательно, в литературе»[40]. Отечественное литературоведение обратилось к проблеме архетипа
сравнительно недавно. Одним из первых это сделал В.А. Марков. Очерчивая
проблему архетипов, он называет их «первичными, исторически уловимыми
или неосознаваемыми идеями, понятиями, образами, символами,
13
прототипами, конструкциями, матрицами и т. п., составляющими своеобразный «нулевой цикл» и одновременно «арматуру» всего универсума человеческой культур»[101, С. 133]. Утверждая, что все многообразие архетипов имеет некую единую основу, В.А. Марков в зависимости от контекста выделяет три «модальности архетипов»:
• Архетипы «парадигмальные». На этой основе выстроены работы известного мифолога М. Элиаде. Здесь «архетип» является синонимом к «образцам для подражания», «программ поведения».
• Архетипы «в смысле К. Юнга», где под «архетипами» мыслятся априорные организаторы человеческого опыта, нечто значимое в социокультурном универсуме человечества (разумеется, с учетом исторических, этнических и иных модификаций).
• Архетипы «физикалистские», отражающие единство структур космических и ментально-психических, понятийных и художественно-образных».
В.А. Марков устанавливает архетипическую связь между мифом и
литературой, отмечая, что «художественное мышление формируется на той
же архетипической основе и пронизано образами, производимыми от
базисных бинарных символов»[101, С. 141]. При этом акцентируется
внимание на трех особенностях архетипов: на всеобщности, универсальности
и репродуцирующем характере. «При анализе поэтических текстов архетипы
нас подстерегают, можно сказать, на каждом шагу. И это не простые
прецеденты, не окказиональные совпадения. Существует на уровне
бессознательного вполне объективная историческая (логическая,
художественная, праксеологическая) память, в которой хранятся золотые
слитки человеческого опыта - нравственного, эстетического, социального...
Это уже не ренессансность, а реставрация, археология смыслообразов»[101].
Итоговая мысль В.А. Маркова: «Общечеловеческие императивы и
ценности имеют архетипическую основу. Здесь символы вечности и вечность
символов. Здесь миф, искусство и человек»[101]. Таким образом, архетипы
14
интерпретируются вневременным и всеобщим средоточием общечеловеческих ценностей во всех сферах жизни.
Е.М. Мелетинскй, занимаясь изучением архетипических сюжетов и образов, трактует архетипы как «первичные схемы образов и сюжетов, составившие некий исходный фонд литературного языка, понимаемого в самом широком смысле»[102]. Архетипический мотив исследователь определяет как «некий микросюжет, содержащий предикат, агенса, пациенса и несущий более или менее самостоятельный и достаточно глубинный смысл. Просто всякие перемещения и превращения персонажей, встречи их, тем более их отдельные атрибуты и характеристики мы не включаем в понятие мотива...»[102]. Архетипические образования, рассматриваемые Е.М. Мелетинским, всегда сюжетны, и он сам называет их «сюжетными архетипами» [ 102].
В настоящей работе предметно изучается архетип Дома. В
национальной культуре он в течение веков был эквивалентом природного,
естественного, но «окультуренного», обжитого мироустройства и воплощал
собой устойчивость, упорядоченность, семейно-родовую близость.
Традиционный тип домоустройства можно назвать Домом-гнездом, включая
в это понятие многообразные исторические разновидности жилья
(крестьянская изба, помещичья усадьба, родовое поместье, городской
«фамильный» Дом) и учитывая характер принятого в них домашнего уклада,
основанного на преемственности и традиции. «Дом - это гнездо, а ... гнездо
предполагает стада, детей, очаг, одним словом, символизирует семейную,
социальную и экономическую жизнь»[192, С. 341]. В данном контексте
важной особенностью является глубинная связь Дома-гнезда с традицией и
родом: «...Символическая связь существует между Домом... и хранилищем
мудрости, то есть традиции самой по себе»[74], с феноменом наследования
как материального, так и духовного, культурного. Можно дать
характеристику Дома-гнезда в качестве: стабильности, защищенности,
определенного рода консерватизма, который определяется ценностью к
15
традиционному порядку. «Воцарение теперешнего царства сознания на месте теперешнего царства чувств - вот смысл приближающегося будущего, - утверждал Платонов в статье «У начала царства сознания» (1921). - Искры мысли мы сольем в один сплошной огонь и сожжем им землю, зажжем космическую интеллектуальную революцию»[135].
В мифологической и религиозной моделях мира символика Дома является частью символики сакрального центра. «Всякое жилище, - пишет М. Элиаде, - располагается рядом с Axis Mundi, так как религиозный человек желает жить в Центре Мироздания...»[192, С 277]. В архаическом обществе отдельный человек либо коллектив, определяя место возведения Дома, совершали религиозно-мистический акт. «Найти "свое место", оборудовать его, обжить - все эти действия предполагают жизненно важный выбор Вселенной, которую они "сотворяют", чтобы сделать своей. И эта "Вселенная" всегда является подобием образцовой Вселенной, созданной и обитаемой богами»[192, С. 267]. Таким образом, по Элиаде, любое строительство своим прототипом имеет космогонию. Напротив, «всякое разрушение поселения равноценно возвращению в хаос»[192, С. 274].
Дом - это imago mundi, модель Вселенной, приспособленной к размерам и потребностям человека. Именно в Доме происходила «встреча» человека с космосом. Рано возникшая в архаических культурах триада «дом -космос - тело» обнаруживает изоморфизм этих трех своих элементов: «Тело, равно как и Космос, в конечном итоге не что иное, как "положение", система жизнеобеспечения <...> Человек "живет" в своем теле точно так же, как он живет в Доме или в Космосе, который он сотворил для себя сам»[192, С. 335336]. По этой причине «столь обычны перекодировки между частями человеческого тела, элементами космоса и деталями Дома... Дом может быть "развернут" в мир и "свернут" в человека»[6, С. 11]. Отсюда характерное для народной культуры уподобление: наличников - лицу, устья печи - устам, окна - оку.
В обрядовой практике славян четыре стены дома соотносились с четырьмя сторонами света, а на период строительства в центр будущего жилища сажали деревце, уподобляя строительство дома его росту. Структура дома в целом дублировала трехчленную структуру мироздания: чердак -небо, жилая часть - земля, подполье - преисподняя. Обратим внимание, что в «Ключах Марии» (1918) С. Есенина: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками. <...> Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному своду, а матица - Млечному пути»[63, С. 141].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Архетипические рекламные образы и символы в социокультурной реальности: социально-философский анализ2017 год, кандидат наук Сюткина, Елена Николаевна
Национальные образы-архетипы в творчестве М.А. Булгакова2011 год, доктор филологических наук Урюпин, Игорь Сергеевич
Архетипическая матрица русской культуры2002 год, кандидат философских наук Любавин, Максим Николаевич
Мифопоэтика Вячеслава Иванова в контексте идей русского символизма: истоки, генезис, стратегии2013 год, доктор филологических наук Титаренко, Светлана Дмитриевна
Мифопоэтические аспекты творчества В.С. Высоцкого2010 год, кандидат филологических наук Климакова, Екатерина Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шашнева, Екатерина Николаевна, 2012 год
Список литературы
1. Айдинян С. «В ореоле памяти: Константин Бальмонт». / С. Айдинян. - Шуя, Музей К. Д. Бальмонта, 2005.
2. Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. / Е.А. Андреева-Бальмонт -М.: Изд. имени Сабашниковых, 1997. - 560 с.
3. Анненский И.Ф. Литературные памятники. / Анненский И. Ф. - М.: Наука, 1979.
4. Анненский, И.Ф. Бальмонт - лирик. Книга отражений / И. Ф.Анненский . - СПб., 1906.
5. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. / Н.С. Арсеньев - М.: Посев, 1959.
6. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. / А.К. Байбурин - Л.: Наука, 1983.
7. Бальмонт К. Д. письмо Е. А. Андреевой-Бальмонт от 21 июня 1920 г. // РГАЛИ. М. фонд 57
8. Бальмонт К. Д. Кровавые лгуны. / К.Д. Бальмонт //Воля России, 22 мая. №209, 1921.- С. 4-5.
9. Бальмонт К.Д. Малые зерна. Мысли и ощущения // Бальмонт К.Д. Морское свечение. - СПб.; М., 1910. - С. 15.
Ю.Бальмонт К.Д. Моё - Ей. Россия. Стихи. 1923 / К.Д. Бальмонт // Публикация, вступ.статья H.A. Молчановой. - Иваново: Издатель Епишева О.В., 2009 . - 80 с. П.Бальмонт К.Д. Письмо из Парижа / К.Д. Бальмонт// Дни (Берлин). -1923. - 22 июля (№ 220) - С. 9,11.
12.Бальмонт К. Под Новым Серпом. Избранные стихотворения и проза. / К.Бальмонт. - Иваново: Издательство «Талка», 2007 г. - 442 с.
13.Бальмонт К. Среди чужих. / К. Бальмонт // Воля России (Прага), 7 мая (№ 197), 1921 - С.З
14.Бальмонт К. Трудность. / К. Бальмонт // Воля России. 10 апр. № 174, 1921.- С. 4-5.
15.Бальмонт К.Д . Письмо Н.К. Бруни - РГБ. Ф. 374. Карт. 10. Ед. хр. 19. - 27.
16.Бальмонт К.Д. О русской литературе. Воспоминая и раздумья. 1892 -1936. / К.Д. Бальмонт. - М.: Алгоритм, 2007. - 432 с.
17.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт - М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 1: Полное собрание стихов 1909-1914: Кн. 1 - 3; Вступ. Ст. В. Макарова. - 2010.- 504 с.
18.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт. - М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 2: Полное собрание стихов 1909 -1914: Кн. 4-7. - 2010.- 480 с.
19.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт - М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 3: Полное собрание стихов 1909-1914: Кн. 8-10; Белый зодчий. - 2010.- 528 с.
20.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт.. - М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 4: В раздвинутые дали: Поэма о России; Гимны, песни и замыслы древних; Марево. - 2010.- 464 с.
21.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт- М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 5: Сонеты солнца, меда и луны: Песня миров; Голубая подкова: Стихи о Сибири; Под Новым Серпом: Роман; Воздушный путь: Рассказы; Три расцвета: Драма; Вступ. Ст. И. Владимирова. - 2010.- 528 с.
22.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт. - М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 6: Край Озириса; Где мой дом?: Очерки (1920 - 1923); Горные вершины: Сборник статей; Белые зарницы: Мысли и впечатления. - 2010.- 624 с.
23.Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 7 т. / К.Д. Бальмонт - М.: Книжный Клуб Книговек. Т. 7: Избранные переводы: Уолт Уитмен. Революционная поэзия Европы и Америки; Перси Биши Шелли. Освобожденный Прометей; Оскар Уайльд. Баллада Рэдинской
тюрьмы; Эдгар По. Рассказы и стихотворения; Лопе де Вега. Овечий ключ; Педро Кальдерон. Жизнь есть сон. - 2010.- 768 с.
24.Бальмонт К.Д. Церковь. / К.Д. Бальмонт // Републикация в журнале «Москва» - 1993. - № 4. - С. 3.
25.Бальмонт К. Д. Пронунсиамиэнто. Литургия красоты. Стихийные гимны. Собр. Соч. в 2 т. / К.Д. Бальмонт. - М., "Терра". Т.1 - 1994.
26.Бальмонт К. Д. Фра Анджелико. / К.Д. Бальмонт. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. - Ленинград: Советский писатель, 1969.
27.Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии. / К.Д.Бальмонт. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990
28.Бальмонт К. Д. О русской литературе. Воспоминания и раздумья. 1892-1936 / К. Д. Бальмонт ; сост., подг. текстов, вступление, прим. А. Романенко. - Москва : Алгоритм, 2007. - 432 с.
29.Бальмонт К. Край Озириса / К. Бальмонт. - М., 1914
30.Бальмонт К.Д. В Безбрежности. Собр. соч. в двух томах / К.Д . Бальмонт. -М.: «Можайск-Терра». Т.1 - 1994
31.Бальмонт К.Д. Будем как Солнце. Книга символов ; Марьева, М.В. Книга К.Д.Бальмонта "Будем как Солнце": Эклектика, ставшая гармонией / К.Д. Бальмонт, М. В. Марьева ; послесловие Т. С. Петровой. - Иваново : Издатель Епишева О.В., 2008. - 280 с.
32.Бальмонт, К.Д. Моё - Ей. Россия / К. Д. Бальмонт ; публикация, вступ. статья Н. А. Молчановой. - Иваново : Издатель Епишева О.В., 2008. - 80 с.
33.Бальмонт, К.Д. Набат. / К.Д. Бальмонт Актеры Сатаны. // Марево. -Париж, 1922.
34.Бальмонт К.Д. Я мечтою ловил уходящие тени.../ К.Д.Бальмонт // Серебряный век русской поэзии. - Москва: Просвещение, 1993.
35. Бальмонт К.Д. Радость (Письмо из Франции) // Сегодня. 1930. № 234, 25 августа.
36.Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. / Г. Башляр - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
37.Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. / H.A. Бердяев - М.: Канон+, 1998. - 256 с.
38.Бердяев H.A. Судьба России // Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. - Ростов-на Д, 1997.
39.Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр// Пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: «Рудомино», 1995. - 168 с.
40.Болыпакова А. Литературный архетип / Большакова А. // Литературная учеба.- 2001.- № 6.
41.Боровкова И.В. Проза К.Д. Бальмонта (Автобиографический аспект). / И.В. Боровкова— Иваново, 2002. - 185 с.
42.Брюсов В. Среди стихов./ В.Брюсов - М., 1990.
43.Булгаков С. Н. На пиру богов. Pro et contra. Современные диалоги / С. Н. Булгаков // Из глубины. Сборник статей о русской революции. - М.: Изд. Московского ун-та, 1990.
44.Булгаков С.Н. Моя родина. Статьи. Очерки. Письма / С. Н. Булгаков //Новый мир, 1989. -№10.-С. 201-246.
45.Ваенская Е.Ю. Развитие мотива "блудного сына" в русской литературе XIX века и его реализация в трагедии В.Т. Нарежного "Дмитрий Самозванец. / Ваенская Е.Ю. // Классика и современность: актуальность, традиции, новаторство : материалы регион, науч.-практ. конф., 20-22 нояб. 2003 г. / [отв. ред. : О.В. Пожидаева]. - Мурманск, 2004. - Т. 1. - С. 30-31.
46.Вейдле В. Безымянная страна. / В. Вейдле - Париж: Имка-пресс, 1968.
47.Винокурова С. Поэт как олицетворение Родины [ Бальмонт К. Д.] / С. Винокурова// Шуйские известия. - 2007. - 10 февраля. - С. 4.
48.Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. / О.Д. Волкогонова - М., 1998.
49.Габдуллииа С.Р. Концепт ДОМ/РОДИНА и его словесное воплощение в индивидуальном стиле М. Цветаевой и поэзии русского зарубежья первой волны: Сопоставительный аспект: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Габдуллина С.Р.; Гос. ин-т рус. яз. им. A.C. Пушкина - Москва, 2004 - 24 с.
50.Галаева М.В. Образ "дома" в поэзии Анны Ахматовой : Дис. ... канд. филол. наук. / М.В. Галаева. - Москва, 2004 - 187 с.
51.Гачев Г. Д. Национальный космо-психо-логос. / Г. Д. Гачев// Вопросы философии. -1994.-№12.-С. 59-78.
52.Гершензон М.О. Творческое самосознание. / М.О. Гершензон // Вехи. Из глубины. - М.: Изд-во «Правда», 1991.
53.Гиппиус З.Н., Кочаровский K.P. Что делать русской эмиграции? / З.Н.Гиппиус, K.P. Кочаровский - Париж, 1930.
54.Гиренок Ф.И. Русский космизм. / Гиренок Ф.И. — М., 1990.
55.Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции. / Гиренок Ф.И. — М., 1991.
56.Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. / Гиренок Ф.И. — М., 1994.
57.Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии/ Гиренок Ф.И // Философия хозяйства. 2001. - № 1.
58.Говорунов A.B. Дом, дома, дому // vvww.anthropology.ni/ru/we/govorun. html
59.Гришина Я. «Я найду себе свободную родину» [Электронный ресурс] - www.pereplet.ru/text/07iuna01.html
60.Доманский Ю. В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX в.: Дис... канд. филолог, наук /Ю. В. Доманский - Тверь,1998.
61.Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. -М., 1985.
62.Евдокимова И.В. Автобиографический герой в романе К. Бальмонта «Под Новым Серпом»./ Евдокимова И.В. // Филологические штудии. Вып. 4. - С. 52-57
63.Есенин С.А. Ключи Марии // Есенин С.А. Собр. соч.: В 3 т.- М.: Правда.- Т. 3.
64.Жизненный мир философа «серебряного века» / Под. ред. проф. В.Б. Устьянцева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 252 с.
65.Житникова M.JI. Дом как базовое понятие народного мировидения : лингвокультурологический аспект : дис. кандидата филологических наук / M.JI. Житникова . - Томск, 2006 - 191 с.
66.Зайцев Б.К. Собрание сочинений. Т. 1-7. / Б.К. Зайцев. - Берлин, изд. Гржебина, 1922-1923
67.Иванова А.С. К.Д. Бальмонт - переводчик английской литературы: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. / А.С. Иванова. - СПб., 2007,- С. 22.
68.Иеротопия как новое направление историко-культурных исследований. [Электронный ресурс]. Материалы круглого стола, проведенного Центром украинистики и белорусистики на Историческом факультете МГУ 26 ноября 2006 года.
69.http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/hierotopy mgu.htm#3
70.Ильин И.А. Горек хлеб на чужбине // Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. - М., 1992.-Т. 1.-С. 223.
71.Ильин И.А. Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1927-1934). / И.А. Ильин - М., 2000. - С. 63.
72.Ион (Бриа) в «Intercommunion et unite», Istina - 14 (1969 г.)
73.Искандер Ф. Размышления писателя // Искандер Ф. Ласточкино гнездо. Проза. Поэзия. Публицистика. - М., 1999.
74.Керлот Х.Э. Словарь символов./ Х.Э. Керлот - М.: REFL-book, 1994.
75.Кихней Л.Г., Галаева M.B. [Электронный ресурс]: Локус "дома" в лирической системе Анны Ахматовой Восток - Запад: Пространство русской литературы. Мат-лы Межд. научной конференции. -Волгоград: Волгогр-ое науч. изд-во, 2005. - С.237-247. http://www.akhmatova.org/articles/kihnei_galaeva.htm
76.Климова СВ. [Электронный ресурс]: Кризис и дом // vvww.anmropology.ni/rtiytexts/klimova/kxisis. html
77.Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима./Г.С. Кнабе- М.: Индрик.- С. 7-28.
78.Козырьков В.П. Направление и формы доместикации современного общества. / В.П. Козырьков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. -2010. - № 1 (17) - С. 20-26.
79.Когай Е.А. Человек и природа: ценностные регулятивы экологического сознания. / Е.А. Когай - М.: Прометей, 2001. - 188 с.
80.Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. для вузов. / И.В. Кондаков - М.: Наука, 1994.-375 с.
81.Колесов В.В. Домострой без домостроевщины. / В.В. Колесов // Домострой. Сост.,вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990.
82.Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5 / Министерство образования РФ, Ивановский государственный университет. - Иваново : Изд-во ИвГУ, 2002
83.Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Министерство образования и науки РФ, Ивановский государственный университет. - Иваново : Изд-во ИвГУ, 2006. - 392 с.
84.Константин Бальмонт-Ивану Шмелеву. Письма и стихотворения. 1926 - 1936 / сост., вступ.ст., комментарии JI.M. Азадовского, Г.М. Бонгард-Левина; отд.ист-филол.наук РАН.- М.: Наука; Собрание, 2005.-432 с.
85.Краеведческие записки: материалы научной конференции (Иваново, апрель 2005 г.). Выпуск VIII / Администрация г. Иванова, Ивановский государственный университет, Ивановское областное краеведческое общество, Ивановский филиал Российского Фонда культуры. - Иваново : Изд-во ИвГУ, 2005. - 280 с.
86.Крейд В. Бальмонт и эмиграция. /Крейд В. // Бальмонт К. Где мой дом. - М., 1992.
87.Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева.- М.: Искусство, 1994. - Т. 1
88.Крохина Н.П.. Образы стихии в поэзии К. Бальмонта и А. Блока. / Н.П.Крохина // Солнечная пряжа: Научно-популярный и литературно-художественный альманах / под общ. ред. И.Ю. Добродеевой.- Иваново; Шуя : Издатель Епишева О.В., 2009.- Вып. 3.
89.Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. / В .А. Кувакин - М.: Мысль, 1980.-309 с.
90.Куприяновский П.В. Молчанова H.A. Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба. / П.В. Куприяновский, H.A. Молчанова- Иваново: Издательство «Иваново», 2001. - 468 с.
91. Куприяновский П.В. Молчанова H.A. К. Д. Бальмонт и его литературное окружение./ П.В. Куприяновский, H.A. Молчанова -Воронеж, 2004.
92.Куприяновский П.В. Мы жили весело и дружно/ П.В. Куприяновский // Шуйские известия. - 1996. - 27 января.
93.Куприяновский П.В. Тема Родины в поэзии Бальмонта/ П.В. Куприяновский // Ивановская газета «Рабочий край», 2002. - 1 июня.
94.Куприяновский П.В., Молчанова H.A. «Поэт с утренней душой»: жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. / П.В. Куприяновский, H.A. Молчанова - М., 2003.
95.Ланская О.В. Концепт "дом" в языковой картине мира : На материале повести Л.Н. Толстого "Детство" и рассказа "Утро помещика" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук / О.В. Ланская; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2005. - 22 с.
96.Лассан Э. О соотношении концепта "дом" с другими концептами в текстах русской культуры // Текст. Узоры ковра: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». СПб.; Ставрополь, 1999. С. 104.
97.Литературная газета. 9-15 февраля. - № 6, 2000. - С. 9- И
98.Лихачев Д.С. Земля родная. / Лихачев Д.С. - М., 1983.
99.Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 236; Труды по знаковым системам. IV. - Тарту, 1969. - С. 471.
100. Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек —текст — семиосфера - история. - М., 1996.
101. Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. / В.А. Марков. - Рига, 1990.
102. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. / Мелетинский Е.М. - М„ 1994.
103. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении / Мелетинский Е.М. // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. — М., 1971.
104. Митрошенков O.A. [Электронный ресурс]: Пространство российской духовной культуры: испытание переменами //URL:http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/05/31/00 00278735/003. MITRQSHENKQV.pdf
105. Метц, Э.Прометей и Люцифер в творчестве Константина Бальмонта / Э. Метц// Известия РАН. Серия литературы и языка. -2008. - Т.61. - №2. - С. 53 - 59.
106. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века. / В.И. Мильдон // Вопросы философии. -1996.-№3.-С 46-56.
107. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: БРЭ, Лада-Маком, 1992.
108. Моисеев H.H. [Электронный ресурс]: Русский вопрос // patriotica.narod.ru
109. Молчанова Н. А. Поэзия К. Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции: Дис. ... доктора филол. наук / Н. А Молчанова.; Ивановский гос.ун-т . - Иваново, 2001.
110. Молчанова H.A. Поэзия К.Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции. / H.A. Молчанова — Воронеж, 2002.
111. Молчанова Н. А. Поэзия К. Д. Бальмонта 1890-х-1910-х годов: проблемы творческой эволюции : монография / Н. А. Молчанова ; Министерство образования РФ; Московский педагогический государственный университет; Кафедра русской литературы XX века. - Москва : Изд-во МГУ, 2002. - 148 с.
112. Молчанова H.A. Бог в поэтическом сознании К. Д. Бальмонта/ Н. А. Молчанова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2004. - № 1.- С. 40 - 46.
113. Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы 1906-х-1990-х гг.: Т.1 Русская картина мира./ Непомнящий В. С. - М.: Жизнь и мысль, 2001.
114. Некрасова E.H. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. / E.H. Некрасова - М.: Мартис, 1997. - 160 с.
115. Ничипоров Б. (прот.) Времена и сроки. Очерки онтологической психологии. / Б. Ничипоров - М.: Фонд содействия образованию XXI века, «Паломник», фонд «Сеятель», 2002.
116. Новый журнал. - 1943.- № 5. - С. 359-360.
117. Одоевцева И. На берегах Сены. / И. Одоевцева - М., 1989.
118. Океанский В.П., Океанская Ж.Л. Антисофийное изображение глобальной антропологической катастрофы в поэтических мирах Е. Баратынского и К. Бальмонта // Солнечная пряжа: Научно-популярный и литературно-художественный альманах / под общ. ред. И.Ю. Добродеевой. Иваново; Шуя: Издатель Епишева О.В., 2008. Вып. 2.
119. Панченко A.M. О русской истории и культуре. / A.M. Панченко -СПб.: Азбука, 2000.
120. Петрова Т.С. Константин Бальмонт «Где мой дом?» / Петрова Т.С. // Литература в школе.- 2006.- № 12.- С. 6-12.
121. Писатели о писателях. Литературные портреты. - М., 2003.
122. Письмо Ин. Анненского к Е.М. Мухиной 1905 год [Электронный ресурс]: //http://annenskiy.ouc.ru/izbrannve-pisma.html
123. Плюснин Ю.М. Российская провинция: постоянство в переменах / Плюснин Ю.М. // Человек. - 2001. - № 6. - С. 56-68.
124. Поникарова Л.А. Образ человеческой души в лирике К. Бальмонта. К. Бальмонт и мировая культура. / Л.А. Поникарова //Сборник научных статей 1 Международной конференции. - Шуя, 1994.
125. Пояркова Н.С. Дом и мир в прозе М.А. Булгакова : дис. ... кандидата филологических наук / Пояркова Н.С. - М., 2005. - 210 с.
126. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. / М. Раев. - М., 1994. - 350 с.
127. Разова E.JI. [Электронный ресурс]: В поисках дома //antm-opology.rii/rWtexts/razova/h html
128. Разова E.JI. Дом: место социального и культурного становления человека : автореферат дис.... кандидата философских наук / Разова Е.Л.; С.-Петерб. гос. ун-т . - Санкт-Петербург, 2004 - 16 с.
129. Разувалова А.И. Образ дома в русской прозе 1920-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук. / А.И. Разувалова. Красноярск, 2004 - 240 с.
130. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Розанов В.В. Уединенное. - М., 1990
131. Розанов В.В. Семья как религия // Розанов В.В. Уединенное. - М.: Политиздат, 1990.
132. Розанова Л.А. Шуйские родники. / Под науч.ред.И.Ю. Добродеевой . / Л.А. Розанова- Шуя, Изд. «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007. - 264с.
133. Российская ментальность (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1994. -№ 1.-С. 25-53.
134. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - СПб.: Наука, С.-Петерб. отделение, 1991. - 363 с.
135. Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика -Видение мира - Философия. / С. Семенова. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001.
136. Серова Л. "Непостижимость судьбы...": (Константин Дмитриевич Бальмонт) / Л. Серова// Наука и жизнь. - 2008. - №7. - С. 102 - 104.
137. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. / А.Д. Синявский - М., 2001.
138. Солнечная пряжа: научно-популярный и литературно-художественный альманах. - Иваново: Изд-во Иваново, 2007. - Вып. 1.-140 с.
139. Солнечная пряжа: Научно-популярный и литературно-художественный альманах / под общ. ред. И.Ю. Добродеевой.-Иваново; Шуя: Издатель Епишева О.В., 2008. - Вып. 2. - 160 с.
140. Солнечная пряжа: Научно-популярный и литературно-художественный альманах / под общ. ред. И.Ю. Добродеевой. -Иваново ; Шуя : Издатель Епишева О.В., 2011. - Вып. 5. - 224 с.
141. Солнечная пряжа: Научно-популярный и литературно-художественный альманах / под общ. ред. И.Ю. Добродеевой. -Иваново ; Шуя : Издатель Епишева О.В., 2009. - Вып. 3. - 132 с.
142. Солнечная пряжа: Научно-популярный и литературно-художественный альманах / под общ. ред. И.Ю. Добродеевой. -Иваново ; Шуя : Издатель Епишева О.В., 2010. - Вып. 4. - 176 с.
143. Ставровский Е.С. Род Бальмонта в лицах и судьбах. / Е.С. Ставровский- Шуя, 2007 г. - 204 с.
144. Степанов Ю. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. / Ю. Степанов - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
145. Строганова Е. Мирча Элиаде / Строганова Е. // Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 2000.
146. Сурожский Антоний (Блум А.Б.) Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России. - М.: Сатис, 1994.
147. Таганов Л.Н. Заметки об автобиографической прозе К.Д.Бальмонта / Л.Н. Таганов // Сборник статей I Международной конференции "К.Бальмонт и М.Цветаева. Художественные искания XX века". - Иваново, 2004. - Вып. 6.
148. Таганов Л.Н. Родной край в поэзии Бальмонта / Л.Н. Таганов // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания хх века. - Иваново, 1996. - Вып. 2.
149. Терапиано Ю. Встречи. / Ю. Терапиано. - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953.
150. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Эссе, воспоминания, статьи. / Ю. Терапиано- Париж: Нью-Йорк, 1987.
151. Толковая Библия Лопухина.- СПб, 1913.
152. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Дом, земля, мир: к вопросу детализации образов в прозе К.Д. Бальмонта / E.H. Турченкова // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала ивановской области: Материалы межвузовской научной конференции (V областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области», г. Иваново, 20-28 апреля 2009 г.).- Иваново-Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009,- 267 е.- С. 153-156.
153. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Духовно-нравственная проблематика архетипа Дома в творчестве К.Д. Бальмонта («Под Новым Серпом») / E.H. Турченкова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов II Межвузовской научно-методической конференции.- Москва-Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009,- 232 е.- С. 187-189.
154. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Метафизика дома по станицам прозы К.Д. Бальмонта («Под Новым Серпом») / E.H. Турченкова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов Межвузовской научно-методической конференции.- Шуя-Иваново: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.- 175 е.- С. 81-84.
155. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Образ дома в романе К.Д.
Бальмонта «Под Новым Серпом» / E.H. Турченкова //
Рождественский сборник. Материалы конференции «Российская
157
провинция: история, традиция, современность». Выпуск XVI / Под общ. ред. к.и.н. Моняковой O.A.- Ковров: ООО «Гемма», 2009.- 264 е.- С. 174-177.
156. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Образ родины и дома по страницам романа К.Д. Бальмонта «Под Новым Серпом») / E.H. Турченкова // Научно-методический журнал «Школа будущего».-Москва, 2009.- № 2.- 98 е.- С. 20- 26.
157. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Проблемы дома и бездомности в мироощущении К.Д. Бальмонта / E.H. Турченкова // Проблемы гуманитарного образования: школа-вуз: Материалы третьей региональной научно-практической конференции / Отв. ред. М.Н. Сербул.- Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.- 168 е.- С. 48-52.
158. Турченкова E.H. (Шашнева E.H.) Публичные библиотеки в уездном городе Шуя (по страницам прозы К.Д. Бальмонта) / E.H. Турченкова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов II Межвузовской научно-методической конференции.- Москва-Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.- 232 е.- С. 184-185
159. Тюпа В. Мотив пути на раздорожье русской поэзии XX века / В. Тюпа // «Вечные» сюжеты русской литературы: («блудный сын» и другие): Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т филологии. Отв. ред. Е.К. Ромодановская, В.И. Тюпа. - Новосибирск, 1996. - С. 98.
160. Фатенков А.Н. Русское Слово и традиция имяславия. / А.Н. Фатенков // Verbum. Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского университета. — СПб., 2000. — Вып. 3. — С. 413-419.
161. Фатенков А.Н. Апофеоз органицизма (Об архетипе русской
философии) / А.Н. Фатенков // Русская философия. Новые
исследования и материалы (Проблемы методологии и методики) /
158
Под ред. проф. А.Ф. Замалеева. — СПб.: Летний сад, Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 97-102.
162. Фатенков А.Н. Постсовременная смена вех: от парадигмы прогресса - к идее вечного возвращения. / А.Н. Фатенков // Мир человека: Альманах. — Н. Новгород, 2005. — Вып. 3 (6). — С. 5163.
163. Фатенков А.Н. Об истине в её метафизических и культурных измерениях / А.Н. Фатенков // Обсерватория культуры. — 2008. — № 2. — С. 4-8.
164. Фатенков А.Н. Предметно-истинностный ракурс философии, литературы и науки / А.Н. Фатенков // Вопросы культурологи. — 2008, —№7. —С. 10-12.
165. Фатенков А.Н. В поисках оснований и особенностей человеческого бытия / А.Н. Фатенков // Обсерватория культуры. — 2010, —№2. —С. 4-11.
166. Федотов Г.П. Лицо России // Федотов Г.П. Собрание соч. в 12 т. -М, 1996.-Т. 1.
167. Федотов Г.П. Святые Древней Руси // Федотов Г.П. Собр.соч. в 12 т.- М.: Мартис, 2000.- Т. 8.
168. Фещенко O.A. Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой : На материале прозаических текстов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук / O.A. Фещенко, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск 2005. - 22 с.
169. Филимонова О.Ф. Жизненное пространство человека (Аксиологический аспект). - Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1998. - 40 с.
170. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. / П.А. Флоренский -М., 1993.
171. Флоровский Г. Пути русского богословия // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. / Сост. и автор вступ. ст. В.М. Пискунов. - М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - С. 161.
172. Хализев В.Е. Теория литературы. / В.Е. Хализев - М.Высшая школа, 1999. - с. 398.
173. Ханзен-Лёве А. Русское сектантство и его отражение в литературе модернизма / А. Ханзен-Лёве // Русская литература и религия. - Новосибирск. 1997.
174. Цветаева М. Слово о Бальмонте // Цветаева М. Собр. соч. В 7 т. М., 1994-1997. - Т. 4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза. - С. 271.
175. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира/ Т. В. Цивьян // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 464; Труды по знаковым системам. X. Семиотика культуры/ - Тарту, 1978. С. 72.
176. Цивьян Т.В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре / Т. В. Цивьян // Сб. ст. по вторичным моделирующим системам.- Тарту: Тартуский гос. ун-т.- С. 14.
177. Цымбурский В. [Электронный ресурс] «Городская революция» и будущее идеологий в России. Цивилизационный смысл большевизма. - «Русский журнал», 10 июля 2002, http://www.russ.ru/politics/20020710-tzimb.html
178. Чирков В.Ф. Метафизика места. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук./ Чирков В.Ф. - Омск, 2002. - 21 с.
179. Шаронин К. Ностальгия по Бальмонту. / К. Шаронин // Ивановская областная газета «Рабочий край» 20 июня 2007 год -№111 (24557)
180. Шашнева E.H. Интерпретация образа дома в лирике К.Д.
Бальмонта (1920-1942 гг.) / E.H. Шашнева // Шуйская сессия
студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов IV
160
Международной научной конференции. Том 2. - Москва-Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011.- 237 е.- С. 73-76.
181. Шашнева E.H. Культура чтения обитателей уездного города Шуя (по страницам прозы К.Д. Бальмонта) / E.H. Шашнева // Научно-методический журнал «Школа будущего».- Москва, 2010.-№ 5.- С. 63-67.
182. Шашнева E.H. Москва в Париже: образ родного дома и мира в прозе К.Д. Бальмонта / E.H. Шашнева // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Теория и практика современной науки: Материалы III научно-практической конференции 29-30 июля 2010 г.- Москва, 2010.- № 8,- 120 е.- С. 68-74.
183. Шашнева E.H. Образ дома и родного мира в прозе К.Д. Бальмонта / E.H. Шашнева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки».-Н. Новгород, 2011.- № 2 (22).- С. 121-123.
184. Шашнева E.H., Серопян A.C. Евхаристический хронотоп в творчестве К.Д. Бальмонта / E.H. Шашнева, A.C. Серопян // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия «Филология и искусствоведение».- Киров, 2011.- № 2 (2).- С. 127-130.
185. Шашнева, E.H. К.Д. Бальмонт и «кикимора» / E.H. Шашнева // Провинциальный анекдот. VII Чтения по региональной казуальной истории.- Шуя, 2010.- С. 44-48.
186. Шленская Г.М. Мотив дома в русской послеоктябрьской литературе / Г.М. Шленская // Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Тезисы научно-методической конференции / Канский педагогический колледж. Отв. ред. Г.М. Шленская. - Канск, 1996. - С. 23.
187. Шленская, Г.М. Дом и мир: очерки о творчестве красноярских поэтов / Г.М. Шленская. - Красноярск, 1984.- 120 с.
188. Шпенглер О. Закат Европы / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. С.С. Аверинцев. - М.: Политиздат, 1991.
189. Элиаде М. Аспекты мифа. / М. Элиаде - М., 2000
190. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское./ М. Элиаде. - М.: Ладомир, 2000.
191. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. / М. Элиаде — М.: Академический проект, 2009.
192. Элиаде М. Космос и История: Избранные работы / М. Элиаде // Общ. ред. И.Р.Григулевича, М.Л. Гаспарова.- М.: Прогресс, 1987.
193. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость./ М. Элиаде — СПб.: Алетейя, 1998.
194. Элиаде М. Священное и мирское. / М. Элиаде.// Пер. с фр. Н.К. Гарбовского. - М.: Из-во МГУ, 1994. - 144 с.
195. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: "Университетская книга", ACT, 1996. -714 С.
196. Якимова Л. Мотив блудного сына в романе Л. Леонова «Пирамида» //«Вечные» сюжеты русской литературы: («Блудный сын» и другие): Сб.науч. тр. / РАН. Ин-т филологии. Отв. ред. Е.К. Ромодановская, В.И.Тюпа. Новосибирск, 1996. - С. 157.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.