Скандинавский миф и его воплощение в экранной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Паулюс Пауль Йозеф
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат наук Паулюс Пауль Йозеф
Введение
Глава 1. Становление скандинавского культурного архетипа в религиозно-мифологическом контексте
1.1. Концепция провиденциальности в литературной традиции Скандинавии в мифологическом контексте
1.1.1. Эддическая традиция
1.1.2. Исландские саги
1.2. Трансформация идеи провиденциальности под влиянием протестантской революции
1.2.1. Оптимизм христианского провиденциализма
1.2.2. Протестантский провиденциализм практического типа
Глава 2. Воплощение скандинавского архетипа в контексте
авторской и массовой экранной культуры
2.1. Общие черты нордического типа, сформированного в скандинавском кинематографе
2.2. Архетип провиденциальности в авторском кинематографе скандинавских режиссеров
2.3. Скандинавский миф в современной игровой индустрии
2.4. Нордические образы в современной кинопродукции как фактор становления нового скандинавского мифа
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Смысловые доминанты современного иранского кинематографа2020 год, кандидат наук Белов Александр Андреевич
Мифопоэтика в современном кино: на примере творчества Эмира Кустурицы2010 год, кандидат философских наук Починина, Наталья Евгеньевна
Архетипические основания культуры рубежа XX-XXI вв.2012 год, кандидат наук Вдовушкина, Наталия Сергеевна
Мифологемы в смысловом контексте культуры: на материале русских сказок и былин2017 год, кандидат наук Кулагин, Дмитрий Леонидович
Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров и произведениях писателей Югры2020 год, кандидат наук Рымарева Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Скандинавский миф и его воплощение в экранной культуре»
Введение
Актуальность темы исследования. Наиболее ярким проявлением развития культурной традиции в рамках исторического дискурса стали массовые развлечения, демонстрирующие архетипы и ментальные стереотипы того или иного социума. В эпоху глобализации эта тенденция выражается особенно отчетливо в рамках массовой культуры. Мы обратимся к рассмотрению комплекса архетипов североевропейской культурной традиции, культивирующей фатализм и веру в провиденциальность, визуализированные в различных жанрах экранного искусства: массового и авторского кинематографа (взаимодействующих друг с другом в рамках эффекта взаимовлияния), а также современной игровой индустрии. Феномен так называемого скандинавского мифа активно включается в контекст современной мультикультурной традиции, что порождает формирование принципиально новой культурной концепции, фаталистической по своей природе и основанной на идее провиденциальности, проявляющейся в рамках процесса эволюции современного кинематографа как единой концепции.
Научная актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью отдельных сторон рассматриваемой нами проблемы, что напрямую связано с высокой динамикой изменения историко-культурных реалий современной цивилизации. А это, в свою очередь, сопряжено с вопросом использования и трансформации архетипических конструкций в рамках современного экранного искусства. Универсальный характер рассматриваемой проблемы позволяет трактовать ее в качестве одного из факторов развития парадигмы посткультуры в целом. Подобного рода тенденции свидетельствуют о трансформации имеющихся форм культурной самоорганизации, из чего проистекает та «избыточная, хаотическая социокультурная активность, которую
можно наблюдать в современности»1. Для развития современной культуры характерна тенденция консолидирующего порядка, подразумевающая под собой стремление создать новую мифологию как единое символически-смысловое пространство.
Материалом для нашего исследования послужила экранная продукция, создаваемая в первую очередь самими носителями скандинавского архетипа, проецирующими свое мироощущение на различные компоненты массовой культуры. Их творчество способствует процессу культурной глобализации, которая в контексте развития коммерческого искусства формирует феномен доминантного дуализма (или слияния различных структур в единое целое), порождая многочисленные смешанные и в ряде случаев конфликтующие образы, символизм которых сам по себе становится особым архетипом, что, в свою очередь, демонстрирует антагонизм массового и артхаусного кинематографа.
Характеризуемые явления рассматриваются такими авторами, как Б. Нордфьорд2, Л. Т. Бротен3, У. Эко4, Г. Иверсен5, М. Йорт6, К. Бэйнбридж7, Т. Эльзессер8, М. Дж. Блэквелл9, Дж. Кэлин10 и др.
1 Фукуяма, Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134—138.
См.: Noröfjorö, B. Icelandic Cinema: A National Practice in a Global Context. PhD diss. Iowa City : University of Iowa, 2005; Noröfjorö, B. Iceland // Hjort, M. [et al.](ed.) The Cinema of Small Nations / Hjort, M. and Petrie, D.(eds.). Edinburgh : Edinburgh University Press, 2007. P. 43—59.
3 См.: Braaten, L. T. [et al.]. Filmen i Norge : norske kinofilmer gjennom 100 âr / L. T. Braaten, J. E. Holst, J. H. Kortner. Oslo : Gyldendal, 1995. 525 s.
4 См.: Eco, U. The Return of the Middle Ages // Eco, U. Travels in Hyperreality. New York : Harcourt, 1986. Pp. 59—85.
5 См.: Iversen, G. Clear, from a Distance : the Image of the Medieval Period in Recent Norwegian Films // Scandinavica. 2000. Vol. 39. № 1. Pp. 7—23; Iversen, G. The Old Wave: Material History in Cool and Crazy and the New Norwegian Documentary // Thomson, C.(ed.) Northern Constellations. New Readings in Nordic Cinema. Norwich : Norvik Press, 2006. Pp. 175—192.
6 См.: Hjort, M. Small Nation, Global Cinema : the New Danish Cinema. Minneapolis ; London : University of Minnesota Press, 2006. 336 pp.; Hjort, M. [et al.](ed.) Purity and Provocation : Dogma 95 / Hjort, M., MacKenzie, S. (eds.). London : British Film Institute, 2003. 237 pp.
7 См.: Bainbridge, C. The Cinema of Lars von Trier : Authenticity and Artifice. London & New York : Wallflower Press, 2007. 224 pp.
о
См.: Elsaesser, T. European Cinema : Face to Face With Hollywood. Amsterdam : Amsterdam University Press, 2005. 563 pp.
9 См.: Blackwell, M. J. Subjectivity in extremis: Shot Composition in The Films of Ingmar Bergman // Salumets, T. [et al.](ed.) A Transatlantic Gathering: Essays in Honour of Peter Stenberg / Salumets, T. and Goetz-Stankiewicz, M.(eds.). Munich : Iudicium, 2007. Pp. 17—32.
Скандинавский миф как особое интеллектуальное поле трактуется автором в качестве особого, характерного для скандинавских народов общественно-политического мышления, то есть идеализированной реальности, которая основана на квинтэссенции собственной общественной и духовной организации, трансформирующей массовое сознание. Иными словами, он представляет собой конгломерат реликтов первобытного сознания и комплекса так называемых новых мифов этиологического характера; и все это образует устойчивый культурный ландшафт, лейтмотивом которого является провиденциальность, обладающая способностью к трансформации с учетом сохранения своей сущности, фиксируемой в массовом сознании.
Степень разработанности проблемы. Эпоха пангерманизма породила волну интереса к рассматриваемой нами проблеме в виде изучения комплекса ментальных стереотипов и архетипов массового сознания германских народов, что повлияло на развитие юнговской теории архетипов11. Трактовки К. Г. Юнга стали определяющими для комплексного восприятия пространства, наполненного
особым содержанием — архетипическими структурами. Важным этапом развития
12
данной теории можно считать теорию мономифа Джозефа Кэмпбелла , заложившего основы сравнительной мифологии, базирующейся на заполнении определенного пространства контекстами и смысловыми характеристиками мифа. Идея особой циклической конструкции в структуре мифа обоснована в работах румынского философа и культуролога Мирчи Элиаде, констатирующего стремление многочисленных сообществ возвратится к мифологическому
13
прошлому . Эдвард Эдингер во многом пытается объединить и систематизировать большую часть этих принципов, представляя их в качестве механизмов становления как массового сознания, так и механизмов самоидентификации отдельно взятого индивида и продолжая вслед за Юнгом изыскания в области коллективного
10 См.: Kalin, J. The Films of Ingmar Bergman. Cambridge : Cambridge University Press,
2003. 268 pp.
11
См.: Юнг, К. Г. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991. 304 с.
12
См.: Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой. М. : Рефл-бук : АСТ ; Киев : Ваклер, 1997. 384 с.
13
См.: Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. СПб. : Алетейя, 1998. 250 с.
бессознательного14. Представленные механизмы уже в начале XX столетия активно используются в кинопродукции, а также в целом ряде иных форм визуализации, демонстрируя архетипические образы мужчины и женщины в качестве базовых структур нового культурного мифа, определившего формирование современной массовой культуры15.
Рассматриваемая проблема весьма близка вопросам, связанным с изучением феномена мифа и кроющихся в нем провиденциальности и фатализма, активно осмысляемого в рамках семиотического подхода в исследовании пространства культуры Р. Бартом16 (он трактует миф как особую коммуникативную систему в виде совокупности коннотаций, образующих латентный идеологический
уровень дискурса17) и К. Леви-Строссом, применявшим принципы структурной
18
лингвистики в своих антропологических моделях . Стоит также обратить внимание на рассуждения Л. Леви-Брюля19 и Дж. Фрэзера20 по этому вопросу.
Применительно к отечественной историографии, рассматривая различные аспекты развития мифа в том числе и в интересующем нас контексте, стоит
91 99
выделить системообразующие работы Ю. М. Лотмана , а также А. Ф. Лосева , М. М. Маковского . Природа мифа показана здесь как особое пространство, определяющее формирование концепции культуры на основе широкого спектра
14 См.: Эдингер, Э. Ф. Эго и архетип. М. : Клуб Касталия, 2015. 344 с.
15 См. подробнее: Эстес, К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Киев : София, 2005. 496 с. См. также: Meadow, M. J. Archetypes and Patriarchy: Eliade and Jung // Journal of Religion and Health. 1992. Vol. 31, № 3. Pp. 187—195; Johnson, N. B. Image and Archetype: Male and Female as Metaphor in the Thought of Carl G. Jung and Ogotemmeli of the Dogon // Dialectical Anthropology. 1998. № 13. Pp. 45—62; Verteuil, R. de. The Scapegoat Archetype // Journal of Religion and Health. 1966. Vol. 5. Issue 3. Pp. 209—225.
1 См.: Барт, Р. Мифологии. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 320 с.
17
17 См. Барт, Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. : Прогресс; Универс, 1994. С. 72—130.
18 См. подробнее: Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. М. : Республика, 1994. 384 с.
19 См.: Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. :
Педагогика -Пресс, 1994. 607 с.
20
См.: Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. М. : Эксмо, 2006. 960 с.
21
См.: Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек — Текст — Семиосфера — История / Тартус. ун-т. М. : Языки русской культуры, 1998. 447 с.
22 См.: Лосев, А. Ф. Диалектика мифа // Лосев, А. Ф. Миф — Число — Сущность. М. : Мысль, 1994. С. 5—216; Лосев, А. Ф. Философия имени. М. : МГУ, 1990. 270 с.
23
См.: Маковский, М. М. Язык — миф — культура: символы жизни и жизнь символов. М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1996. 330 с.
архетипов. Что касается архетипов, то им посвящены труды следующих
9/1 9 ^ 9
исследователей: Е. М. Мелетинского , М. Н. Липовецкого , С. Б. Борисова , Ю. В. Чернявской27, Т. С. Злотниковой28 и др.
В своем анализе экранной культуры Скандинавии мы опирались на ряд
90
историко-теоретических работ А. С. Вартанова29, Ю. А. Богомолова30,
31 32
В. И. Михалковича , Е. В. Сальниковой . В них были осмыслены феномен визуальной культуры в целом, а также социокультурные обстоятельства возникновения и развития киноискусства и телевизионных художественных форм, принципы их функционирования и взаимодействия.
Стоит обратить внимание на то, что в рамках нашего исследования активно использовались работы, рассматривающие проблему формирования
24
См.: Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа, М. : Наука, 1976. 407 с.; Мелетинский, Е. М. Исландские саги // История всемирной литературы. В 8 тт. Т. 2. М.: Наука, 1984. С. 476—478. См. также: Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 41—47.
25
См.: Липовецкий, М. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 252—268.
26 См.: Борисов, С. Б. «Выход проглоченного наружу» как архетип культуры / С. Б. Борисов, В. А. Никульшин // Архетип. 1996: культурологический альманах. Шадринск : Шадринский пединститут, 1996. С. 44—47; Борисов, С. Б. Дева как архетип европейской культуры // Архетип. 1996 : культурологический альманах. Шадринск : Шадринский пединститут, 1996. С. 4—19; Борисов, С. Б. Человек. Текст. Культура : очерки по культурной антропологии и истории духовной культуры. Шадринск : Шадринский пединститут, 2000. 51 с.
27 См.: Чернявская, Ю. В. Идентичность на фоне мифа //Антропологический форум. 2008. № 8. С. 198—227. См. также: Чернявская, Ю. В. Трикстер, или Путешествие в Хаос // Человек. 2004. № 3. С. 37—52.
28 См.: Злотникова, Т. С. Мужской архетип в игровом поле массовой культуры / Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина // Вопросы культурологии. 2014. № 11. С. 11—18.
29
См. подробнее: Вартанов, А. С. От фото до видео. М. : Искусство, 1996. 218 с.; Вартанов, А. С. К методологии искусствоведческого исследования средств массовой коммуникации // Музы ХХ века : Художественные проблемы средств масовой коммуникации. М. : Искусство, 1978. С. 17—38.
30
См.: Богомолов, Ю. А. Курьезы муз : Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. М. : Искусство, 1986. 191 с.; Богомолов, Ю. А. Проблемы времени в художественном телевидении : опыт сравнительного анализа. М. : Искусство, 1977. 127 с.
31
См.: Михалкович, В. И. Избранные российские киносны. М. : Аграф, 2006. 320 с.
32
См.: Сальникова, Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М. : Прогресс-Традиция, 2012. 576 с.; Сальникова, Е. В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. М. : Прогресс-Традиция, 2017. 552 с.; Сальникова, Е. В. Образ героя в кино рубежа ХХ—XXI вв. Мейнстрим и артхаус // Антропология искусства. Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире. М. : Индрик, 2017. С. 214—246.
и развития так называемого скандинавского мира и демонстрирующие базовые архетипы нордического мифа, активно проецируемые в современном скандинавском кинематографе и кинопродукции, а также индустрии виртуальных развлечений. Среди них особо следует выделить Э. Тервилла-Петра, демонстрирующего особенности развития и становления северных верований, оказавших огромное влияние на становление скандинавской этнокультурной
33
традиции . Работы Т. В. Топоровой очерчивают основные философские и социальные грани развития скандинавского общества через призму духовной жизни, ментальной традиции и базовых архетипов, характерных для этого региона34, что можно рассматривать в качестве развития идей Ф. Хольтхаузена, немецкого исследователя 30-х годов прошлого столетия. Также стоит выделить работы М. Шпигеля, А. Я. Гуревича, Е. Мельниковой, А. А. Хлевова, В. П. Будановой и А. Стриннгольма.
Не менее важным аспектом нашего исследования стала проблема философской интерпретации кинематографа, когда исторический материал преломляется в русле развития массовой культуры и ее компонента, ставшего основным предметом настоящего исследования, — экранной культуры как механизма формирования эстетических предпочтений социума. Этот вопрос
35
глубоко рассматривается такими исследователями, как Ж. Делез (он одним из первых трактует кинематограф в качестве особой философской категории, имеющей специфические коннотации), М. А. Куртов, М. А. Аль-Хаким, Р. Арнхейм, А. Моль и другие.
Представленные исследования используются автором для демонстрации культурного взаимодействия на различных уровнях одной этнокультурной системы, трактуемой через призму теории архетипов в контексте развития современного киноискусства и игровой индустрии. Эксплуатация феномена
33
См.: Turville-Petre, E. O. G. Myth and Religion of the North. London : Weidenfeld & Nicolson, 1964. 340 pp.
34 См.: Топорова, Т. В. Об архетипе воды в древнегерманской космогонии // Вопросы языкознания. 1996. № 6. С. 91—99; Топорова, Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М. : Радикс, 1994. 194 с.
35 См.: Делез, Ж. Кино. М. : Ад Маргинем, 2004. 624 с.
скандинавского мифа порождает взаимовлияние различных факторов духовной жизни социума, образуя тем самым новые типы взаимосвязей и отношений. Мы полагаем, что в этом контексте наиболее ярко проявляется так называемая архетипическая функция, проецируемая на культуру и создающая эффект удвоения реальности посредством использования различных психологемных средств, что, в свою очередь, порождает необходимость выделения архетипа в качестве культурообразующей единицы, генерируемой искусственным путем, и демонстрирует частичную управляемость культурогенеза. К. Г. Юнг при рассмотрении культурных явлений активно выделял также понятие психологемы, отождествляемой с архетипом, формирующим особое психологемное пространство как семантическую область пространства культуры. Это позволяет утверждать, что оформляющееся новое культурное пространство породило новые механизмы социокультурного взаимодействия, имеющие в своей основе хронотоп провиденциальности, содержащий ряд архетипических установок (культурных императивов) и приоритетов, основанных на архетипических образцах.
Объектом диссертационного исследования выступает воплощение скандинавского архетипа в западной экранной культуре, включающей в себя произведения авторского и массового кинематографа, а также продукцию современной игровой индустрии.
Предметом исследования является идея провиденциальности как особая архетипическая конструкция, трактуемая нами в качестве базового элемента скандинавского мифа.
Цель диссертационной работы — исследование факторов формирования и эксплуатации паттернов северного архетипа провиденциальности в рамках современной экранной культуры.
Исходя из поставленной цели, в диссертации мы решали следующие исследовательские задачи.
1. Выявить основное содержание архетипического паттерна провиденциальности, анализируя литературный мифологический материал эддической традиции и исландских саг.
2. Проследить трансформацию идеи провиденциальности под влиянием христианизации Скандинавии. Определить характерные и отличительные черты раннехристианского и протестантского провиденциализма, анализируя труды Блаженного Августина, Пелагия, Мартина Лютера и Кальвина. Выделить черты синтезированного архетипа скандинавско-протестантской провиденциальности практического типа.
3. Исследовать проблему формирования северного архетипа провиденциальности в скандинавском кинематографе на примере творчества И. Бергмана, Н. Рефна, Л. фон Триера, Н. Геупа. Определить архетипические черты нордического героя, сформировавшиеся в экранном искусстве.
4. Проанализировать формирование образа скандинавского мифа в видеоиграх (на примере игр -The Banner Saga и -Rune, -Готика).
5. Исследовать функционирование северного архетипа провиденциальности в массовом кинематографе на примере популярных сериалов «Викинги» и «Игра престолов». Выделить специфические черты нового нордического героя в массовом кинематографе.
Методологической основой исследования служат принципы историзма и объективности, что предполагает непредвзятый подход к анализу проблемы инструментализации скандинавской ментальной традиции, имеющей фаталистические коннотации в современной массовой культуре. Этот подход продемонстрирован на примере кинематографической продукции и продукции игровой индустрии. Автор использовал семиотический и герменевтический методы применительно к проблеме формирования ментального и культурного пространств скандинавских народов. Структуралистский метод применяется при внутреннем анализе как культурного пространства, так и структурного разделения феномена ментального пространства.
Применяя в рамках исследования базовые методы аналитической психологии, такие как анализ, амплификация, метод свободных ассоциаций, автор рассматривает архетипы через призму культурологического анализа, что дает
возможность трактовать последние в качестве механизма, генерирующего пространство культуры.
Комплексный характер подхода позволяет рассмотреть семиопсихологемное пространство культуры с позиции таких научных дисциплин как философия, культурология, психология, синергетика, находящихся в теснейшем единстве при рассмотрении выделяемых нами проблем.
Диссертационное исследование выполнено на основе междисциплинарного подхода, т. е. с учетом познавательных принципов и приемов истории, социологии, политологии, социальной психологии, позволяющих комплексно подходить к исследуемой проблеме.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что в синтетических видах искусства ярко проявляется комплекс архетипов, порождающих новые мифологемы, примером чего становится скандинавский миф, который интегрируется в контекст массовой экранной культуры как элемент всеобщей глобализированной системы образов. Соответственно, он активно включается в контекст современной мультикультурной традиции, что порождает формирование принципиально новой культурной концепции, фаталистической по своей природе и устойчиво базирующейся на идее провиденциальности.
Основные концепции и термины. В основе настоящего исследования лежит теория мифа. Мифологическое сознание, базирующееся на особом восприятии мира, является одной из базовых характеристик развития любого архаического общества. «Миф не выдумка, не человеческое произведение в своей основе. Миф — реальность, а не фантом человеческого сознания», представляющий собой «реальность иного порядка, чем реальность так называемой объективной эмпирической данности», — отмечал Н. А. Бердяев36, обращая пристальное внимание на феномен мифологемы и связи мифа и символа.
36 Бердяев, Н. А.Смысл истории.М.,1990, 175с, С.18
У истоков этого подхода, как отмечал А. Ф. Лосев, мы можем обнаружить таких выдающихся философов, литераторов и общественных деятелей, как И. В. Гете,
37
Ф. Шиллер, И. Винкельман, К. Ф. Мориц, К. А. Беттингер , отождествлявших миф, поэзию и истину. К этому же подходу имеет отношение и И. Г. Гердер, который замечал, что «миф содержит символы и иероглифы божественного.
38
Причина и природа мифа сверхчеловечны» .
Таким образом, мифологема — это символ, обладающий определенным онтологическим весом или сверхличностным смыслом. Соответственно, символ — это явление бытийного Абсолюта, объединяющее бесконечное в конечном посредством чувственного образа, который может трактоваться в том
39
числе и как средство божественного откровения . К подобного рода рассуждениям был близок мистик эпохи поздней античности Дионисий Ареопагит, утверждавший, что «все зримое — символ незримой сокровенной и неопределимой сущности Бога»40. В этом контексте мы полностью согласны с С. С. Аверинцевым, подчеркивающим, что символ является образом в аспекте своей знаковости и знаком, наделенным неисчерпаемостью образа. Два полюса символа — предметный образ и глубинный смысл. Смысл просвечивает сквозь образ. Образ имеет смысловую глубину, перспективу41. Во многом наши
42
рассуждения близки идеям последователей Эвгемера Мессенского , что позволяет нам рассматривать мифологическую традицию как особого рода идеологическую систему, которую можно воспринимать в качестве одной
37
См. подробнее: Лосев, А. Ф. Диалектика мифа // Лосев, А. Ф. Миф — Число — Сущность. М. : Мысль, 1994. С. 5—216; Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа. М. : Наука, 1976. 407 с.
38
Гердер, И. Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера. СПб. : Типография Н. Греча, 1829. 302с. С. 174
39
40
См.: Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. С. 28.
Ареопагит, Дионисий. О божественных именах // Мистическое богословие Восточной
Церкви. Харьков : Фолио, 2001.592с, С.386-571.
41 См.: Аверинцев, С. С. Символ в искус В 9 тт. Т. 7. М. : Советская энциклопедия, 1972. С. 268.
399 с.
41 См.: Аверинцев, С. С. Символ в искусстве // Краткая литературная энциклопедия.
42
42 Об учении см. подробнее: Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. М. : Мысль, 1976. Т 1.
из культурных универсалий, что отражается в рассуждениях А. Д. Ломана, А. Древса, Д. Штрауса, Б. Бауэра и пр.
Кроме того, мы опираемся на концепции мифа целого ряда крупных мыслителей, среди которых хотелось особо отметить А. Ф. Лосева, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса и Дж. Фрэзера. В частности, А. Ф. Лосев трактует миф следующим образом: особое осмысление действительности, которое не ставит, а снимает проблемы. Если сравнить миф с наукой и философией, то мы увидим, как пишет Лосев, что научное сознание или философия в качестве отдельных дисциплин всегда проблематизируют действительность. Мифология же, напротив, сама по себе содержит именно те смыслы, которые уже преподнесены как данность и не требуют ответа. То есть в мифе уже есть ответы на все вопросы. Соответственно, фундаментальные явления человеческой жизни воспринимаются субъектом мифологического явления как данность. У данного субъекта нет необходимости задавать вопрос о том, почему возникают эти явления и какова их природа с философской точки зрения. Они уже существуют; это
43
то, с чем нужно смириться .
В трактовке Л. Леви-Брюля термин миф плотно связан с первобытным мышлением как таковым. Принцип данного вида мышления, по мнению исследователя, заключается в том, что он основан на генерации коллективных представлений. Это означает, что любой феномен внешнего или внутреннего мира един в своем отображении в сознании у всех членов той или иной социальной группы. Знания, представления или восприятие того или иного явления передаются в обществе, где доминантой является первобытное сознание, передающееся из поколения в поколение, от отца сыну, от прошлого к будущему. Следовательно, существование этих представлений имеет надобщественный характер, а потому не может быть привязано к какой-либо личности в отдельности. «В этом смысле обреченность человечества перед вызовами мироздания проявляется в антиномии жизни и смерти, всеобъемлюще заполняя сознание древнего человека, делая неизбежной встречу человека с мифом,
43 См.: Лосев, А. Ф. Диалектика мифа. С. 43.
воплощением чего становится идея конца времен, пронизывающая скандинавскую мифологическую традицию»44.
Л. Леви-Брюль также ввел понятие партиципации, благодаря которому первобытное сознание раскрывается и связывается с внешним миром45. Под партиципацией подразумевается погруженность мифологического субъекта не только в коллектив, но и соотнесение себя с окружающим миром как части и целого. В своих логических построениях он исходил из того, что все восприятие мира древним человеком ориентировано не на поиск объективных характеристик, а на субъективно-чувственные, мистические формы освоения универсума. В этом он вполне схож с А. Ф. Лосевым. Этот же тезис приводит Леви-Брюля к тому, что он не рассматривает мышление первобытных людей в рамках реального мира и мира сверхъестественного в отрыве друг от друга. Все, с чем сталкивался субъект, существует как в действительности, так и в мире духов или иной потусторонней реальности. Наглядный пример этой билокации — человек, который в этом мире существо из плоти и крови, а в мире потустороннем —
46
отражение в воде или тень .
Исходя из сказанного выше, мы позволим себе сделать вывод, что субъект-носитель мифологического сознания — это человек, безоговорочно принимающий ход всех вещей, явление которых обречено происходить в однозначной и неотвратимой форме, то есть провиденциально.
47
К. Леви-Стросс в своей работе «Первобытное мышление» пишет о том, что мифологическое мышление — это всегда ограниченный набор средств для принятия решения в какой-либо жизненной ситуации, причем эти средства всегда имеют определенное символическое значение, а их совокупность, в свою очередь, может порождать еще более оригинальные, новые символические значения. Для их создания сознание субъекта использует различные аналогии и сопоставления,
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Трансформация архетипа "Великой Матери" в бурятской драматургии 2-й половины XX в.2013 год, кандидат наук Шантанова, Тамара Васильевна
Архетипическая матрица русской культуры2002 год, кандидат философских наук Любавин, Максим Николаевич
Трансформация образа трикстера в современной массовой культуре: на материале комиксов о супергероях2013 год, кандидат наук Самойлова, Виктория Евгеньевна
Мифологические архетипы "Песни о Нибелунгах" и их интерпретация в немецкой литературе XIX в.2009 год, кандидат филологических наук Бучилина, Юлия Николаевна
Архитектура как архетипическое проявление институций культурного сознания2014 год, кандидат наук Мухин, Андрей Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Паулюс Пауль Йозеф, 2019 год
Список литературы
1. Аверинцев, С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. — 1972. —
№ 3. — С. 121—142.
2. Аверинцев, С. С. Символ в искусстве // Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. Т. 7. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — С. 268.
3. Агафонова, Я. «Викинги»: Не сагой единой [Электронный ресурс]. URL: http://www.kino teatr.ru/kino/art/serial/4899/print (дата обращения: 27.11.2017 г.).
4. Аль-Хаким, М. А. Развитие киноискусства и философия кинематографа // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 741—744.
5. Андориль, А. Режиссер : роман об Ингмаре Бергмане. — М. : Текст, 2008. — 189 с.
6. Ареопагит, Дионисий. О божественных именах // Мистическое богословие Восточной Церкви. — Харьков : Фолио, 2001. — С. 386—571.
7. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4 тт. Т. 1. — М. : Мысль, 1976. — С. 63—368.
8. Арнхейм, Р. Кино как искусство. — М. : Иностранная литература, 1960. — 208 с.
9. Арсеньева, М. Г. [и др.]. Введение в германскую филологию / М. Г. Арсеньева, С. П. Балашова, В. П. Берков, Л. Н. Соловьева. — М. : Высшая школа, 1980. — 314 с.
10. Бадж, Э. А. У. Египетская книга мертвых. — М. ; СПб. : Эксмо, 2004. — 768 с.
11. Барт, Р. Мифологии. — М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. —
320 с.
12. Барт, Р. Миф сегодня // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М. : Прогресс, 1994. — С. 72—130.
13. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур. — М. : РГГУ, 1999. — 241 с.
14. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] URL: http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm (дата обращения: 15.10.2004).
15. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М. : Художественная литература, 1975. — 770 с.
16. Бердяев, Н. А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности. — М. : МГУ, 1990. — 240 с.
17. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. — М. : Республика, 1994. — 480 с.
18. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб. : Лениздат, 1992. — 400 с.
19. Блаженный, Августин. Исповедь. — СПб. : Наука, 2013. —
371 с.
20. Блаженный, Августин. О граде Божием. Книги I—XIII // Блаженный Августин. Творения. В 4 тт. Т. 3. — СПб. : Алетейя; Киев : УЦИММ-Пресс, 1998. — 595 с.
21. Блаженный, Августин. О различных вопросах к Симплициану // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. — М. : Империум Пресс, 2005. — С. 203—291.
22. Блаженный, Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. — Минск : Харвест, 1999. — 1600 с.
23. Блаженный, Августин. Энхиридион, или О вере, надежде и любви. — Киев : УЦИММ-Пресс ; Иса, 1996. — 416 с.
24. Богомолов, Ю. А. Курьезы муз : Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. — М. : Искусство, 1986. — 191 с.
25. Богомолов, Ю. А. Проблемы времени в художественном телевидении : опыт сравнительного анализа. — М. : Искусство, 1977. — 127 с.
26. Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть. — М. : Добросвет, 2000. — 387 с.
27. Борев, Ю. Б. Эстетика. — М. : Политиздат, 1981. — 399 с.
28. Борисов, С. Б. «Выход проглоченного наружу» как архетип культуры / С. Б. Борисов, В. А. Никульшин // Архетип. 1996 : культурологический альманах. — Шадринск : Шадринский пединститут, 1996. — С. 44—47.
29. Борисов, С. Б. Дева как архетип европейской культуры // Архетип. 1996 : культурологический альманах. — Шадринск : Шадринский пединститут, 1996. — С. 4—19.
30. Борисов, С. Б. Человек. Текст. Культура : очерки по культурной антропологии и истории духовной культуры. — Шадринск : Шадринский пединститут, 2000. — 51 с.
31. Браун, Е. Д. Войны Роз: История. Мифология. Историография. — М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. — 208 с.
32. Бременский, Адам. Деяния архиепископов Гамбургской церкви // Бременский, Адам [и др.]. Славянские хроники / Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. — М. : Русская Панорама, 2011. — С. 7—150.
33. Буданова, В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. — М. : Наука, 2000. — 544 с.
34. Вартанов, А. С. К методологии искусствоведческого исследования средств массовой коммуникации // Музы ХХ века : Художественные проблемы средств масовой коммуникации. — М. : Искусство, 1978. — С. 17—38.
35. Вартанов, А. С. От фото до видео. — М. : Искусство, 1996. —
218 с.
36. Гаврилов, Д. А. К определению трикстера и его значимости в социокультурной реальности // I Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы», 15 мая 2006 г. : материалы. — Омск : СИБИТ, ИПЭК, СРШБ (колледж), 2006. — С. 359—368.
37. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному. — М. : Республика, 1997. — 495 с.
38. Гайденко, П. П. Трагедия эстетизма : опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. — М. : Искусство, 1970. — 246 с.
39. Галанина, Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. — М. : Академия естествознания, 2013. — 130 с.
40. Гамсун, К. Плоды земли. — М. : Азбука, 1999. — 448 с.
41. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. В 2 тт. Т. 2. — М. : Мысль, 1977. — 573 с.
42. Гердер, И. Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера. — СПб. : Типография Н. Греча, 1829. — 302 с.
43. Гирц, К. Интерпретация культур. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. — 560 с.
44. Грякалов, А. Событие и письмо (когнитивная аналитика поэтического языка) // Синергетическая парадигма. — М. : Прогресс-Традиция,
2003. — С. 276—298.
45. Гудрик-Кларк, Н. Оккультные корни нацизма. — М. : Эксмо,
2004. — 576 с.
46. Гуревич, А. Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов // Понятие судьбы в контексте разных культур. — М. : Наука, 1994. — С. 148—156.
47. Гуревич, А. Я. «Эдда» и сага. — М. : Наука, 1979. — 192 с.
48. Гусев, Д. В. Антропологические воззрения Блаженного Августина в связи с учением пелагианства. — М. : Книга по требованию, 2012. — 271 с.
49. Датский зоопарк разделал усыпленного льва на глазах у школьников «в образовательных целях» [Электронный ресурс] URL: https://news.tut.by/world/468736.html (дата обращения: 15.10.2015).
50. Дворецкая, И. А. Трансформация языческой идеи гибели мира под влиянием христианского вероучения в Скандинавских странах в X—XI вв. / И. А. Дворецкая, Е. С. Носова // Преподаватель XXI век. — 2014. — № 4, ч. 2. — С. 263—269.
51. Делез, Ж. Кино. М. : Ад Маргинем, 2004. — 624 с.
52. Делез, Ж. Логика смысла. — М. : Академический проект, 2011. — 480 с.
53. Дживелегов, А. К. Средневековые города в Западной Европе. — М. : Книга по требованию, 2012. — 258 с.
54. Джолин, Д. Магия и война [Электронный ресурс]. URL: https://www.film.ru/articles/magiya-i-voyna (дата обращения: 13.08.2012 г.).
55. Джордж Р. Р. Мартин: «Иногда рука не поднимается убить кого-то» : интервью [Электронный ресурс]. URL: https://altapress.ru/afisha/story/dzhordzh_martin_inogda_ruka_ne_podnimaetsya_ub it_kogo_to_972 (дата обращения: 14.04.2014 г.).
56. Долгов, К. К. Федерико Феллини. Ингмар Бергман / К. К. Долгов, К. М. Долгов. — М. : Искусство, 1995. — 288 с.
57. Долин, А. Ларе фон Триер. Контрольные работы. Анализ, интервью. Ларс фон Триер. Догвилль. Сценарий. — М. : Новое литературное обозрение, 2017. — 416 с.
58. Достопочтенный, Беда. Церковная история народа англов. — СПб. : Алетейя, 2001. — 363 с.
59. Драккары викингов // Новый Солдат. — 2002. — № 107. С. 45—50.
60. Желтикова, И. В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология / И. В. Желтикова, Д. В. Гусев. — Орел : ОГУ, 2011. — 172 с.
61. Зеленцова, Е. В. Творческие индустрии. Теории и практики / Е. В. Зеленцова, Н. В. Гладких. — М. : Классика-XXI, 2010. — 240 с.
62. Зима продолжит наступать : HBO продлил Игру Престолов на 2-й сезон [Электронный ресурс]. URL: http://scifi-tv.ru/news/zima_prodolzhit_nastupat_hbo_prodlil_igru_prestolov_na_2-j_sezon.php (дата обращения: 20.04.2011 г.).
63. Зимичев, А. М. Свобода воли как этнопсихологическое основание ценностных ориентаций / А. М. Зимичев, А. В. Забарин // Вестник СПбГУ. Сер. 12. — 2011. — Вып. 1. — С. 290—295.
64. Злотникова, Т. С. Мужской архетип в игровом поле массовой культуры / Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина // Вопросы культурологии. — 2014. — № 11. — С. 11—18.
65. Зубова, Н. Ю. Граница как элемент картины мира: на примере анализа художественной модели мира в романах цикла Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 23 (277). — С. 48—52.
66. Зубова, Н. Ю. Художественное моделирование глобального мироустройства через рефлексию Средневековья в романах Дж. Р. Р. Мартина из цикла «Песнь льда и пламени»//Ьйр: //www. fgp. msu. Ru / content / category/14/51/149/
67. Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере. В 3 тт. — М. : РГГУ, 1997—1999.
68. Кальвин, Ж. Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам. — Минск : МФЦП, 2007. — 560 с.
69. Кареев, Н. И. Историология. Теория исторического процесса. — М. : Либроком, 2011. — 328 с.
70. Кассирер, Э. Философия символических форм. В 3 тт. — М. ; СПб. : Университетская книга, 2001.
71. Киевленко, Е. Я. Геология и оценка месторождений исландского шпата. — М. : Недра, 1974. — 158 с.
72. Ковриженко, М. К. Бренд и глобальные коммуникации // Традиции и современность в социологии. — М. : МАКС Пресс, 2001. — С. 36—64.
73. Колобов, А. В. Античная мифология в историческом контексте / А. В. Колобов, В. Р. Гущин, А. Ю. Братухин. — СПб. : СПбГУ, 2004. — 260 с.
74. Конева, Л. А. Н. А. Бердяев: миф как особое произведение // Вестник СамГУ. — 2011. — № 1/2. — С. 10—16.
75. Костина, А. В. Эстетика рекламы. — М. : Вершина, 2003. —
304 с.
76. Кремлевский, А. История пелагианства и пелагианская доктрина. — СПб. : Аксион эстин, 2009. — 300 с.
77. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М. : СТД, 2006. — 557 с.
78. Купер, Дж. Энциклопедия символов. — М. : Золотой век, 1995. — 401 с.
79. Куртов, М. А. Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2012. — 158 с.
80. Кьеркегор, С. Страх и трепет. — Л. : Грифон, 1991. — 44с.
81. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой. — М. : Рефл-бук : АСТ ; Киев : Ваклер, 1997. — 384 с.
82. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М. : Педагогика-Пресс, 1994. — 607 с.
83. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. — М. : Республика, 1994. — 384 с.
84. Леви-Стросс, К. Путь масок. — М. Республика, 2000. — 399 с.
85. Лем, С. Фантастика и футурология. В 2 кн. — М. : АСТ, 2008.
86. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 тт. — М. : Педагогика, 1983.
87. Либерман, А. С. Германисты в атаке на берсерков // Древнейшие государства Восточной Европы. — М. : Восточная литература, РАН, 2005. — С. 119—131.
88. Липовецкий, М. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 60. — С. 252—268.
89. Лист, Гвидо фон. Тайна рун. — М. : Гелиос : София, 2001.—
144 с.
90. Лосев, А. Ф. Философия имени. — М. : МГУ, 1990. — 270 с.
91. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа // Лосев, А. Ф. Миф — Число — Сущность. — М. : Мысль, 1994. — С. 5—216.
92. Лосский, В. Н. По образу и подобию. — М. : Свято-Владимирское Братство, 1995. — 94 с.
93. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — Текст — Семиосфера — История. — М. : Языки русской культуры, 1998. — 447 с.
94. Лютер, М. О свободе христианина. — Уфа : ARC, 2013. — 728 с.
95. Макки, Р. История на миллион долларов. — М. : Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с.
96. Маковский, М. М. Язык — миф — культура. Символы жизни и жизнь символов. — М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1996. — 330 с.
97. Малышев, В. С. Перспективы использование в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного / В. С. Малышев, Л. Л. Геращенко // Аналитика культурологии. — 2014. — № 29. — С. 12—20.
98. Матье, М. Э. Древнеегипетские мифы. — М. : АН СССР, 1956. — 173 с.
99. Махлина, С. Т. Семиотика искусства в XXI в. // Вестник СПбГУКИ. — 2013. — № 3 (16). — С. 6—14.
100. Мелетинский, Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. — 1991. — № 10. — С. 41—47.
101. Мелетинский, Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. — М. : РГГУ, 1998. — 576 с.
102. Мелетинский, Е. М. Исландские саги // История всемирной литературы. В 8 тт. Т. 2. — М : Наука, 1984. — С. 476—478.
103. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе. — М. : РГГУ, 2001. — 168 с.
104. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа. — М. : Наука, 1976. — 407 с.
105. Михалкович, В. И. Избранные российские киносны. — М. : Аграф, 2006. — 320 с.
106. Моль, А. Социодинамика культуры. — М. : ЛКИ, 2008. — 418 с.
107. Новый Завет. Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис). — М. : Вита Нова, 2015. — 286 с.
108. Норвич, Дж. История Англии и шекспировские короли. — М. : Астрель, 2012. — 416 с.
109. Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М. : Наука, 1986. — С. 594—635.
110. Пенник, Н. История языческой Европы / Н. Пенник, П. Джонс : пер. с англ. — СПб. : Евразия, 2000. — 496 с.
111. Платон. Собрание сочинений в 4 тт. Т. 3. Часть 1. — СПб. : Олег Абышко : СПбГУ, 2007. — 752 с.
112. Пропп, В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. — М. : Лабиринт, 1998. — 512 с.
113. Проскурин, С. Г. К предыстории письменной культуры. Архаическая семиотика индоевропейцев. — Новосибирск : НГУ, 2009. — 195 с.
114. Пупышева, И. Н. [и др.]. Популярность Дж. Мартина в современной медийной ситуации: Игра престолов как игра ожиданиями / И. Н. Пупышева, О. В. Павловская, А. И. Павловский // Новый филологический вестник. — 2017. — № 3 (42). — С. 228—240.
115. Пучков, В. В. Движение // Человек. — 1999. — № 5. — С. 28—29.
116. Рюмшина, Л. И. Манипулятивные приемы в рекламе. — Ростов-на-Дону : МарТ, 2004, — 240 с.
117. Сага о Волсунгах. — М. ; Л. : Academia, 1934. — 287 с.
118. Сальникова, Е. В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. — М. : Прогресс-Традиция, 2017. — 552 с.
119. Сальникова, Е. В. Образ героя в кино рубежа ХХ—XXI вв. Мейнстрим и артхаус // Антропология искусства. Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире. — М. : Индрик, 2017. — С. 214—246.
120. Сальникова, Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. — М. : Прогресс-Традиция, 2012. — 576 с.
121. Самарина, М. С. Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. Т. 2. — 2012. — № 4. С. 216—223.
122. Серен Кьеркегор. Жизнь, философия, христианство / Басс, И., сост. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 238 с.
123. Скропышев, А. В. Исландский шпат / А. В. Скропышев, А. Л. Кукуй. — Л. : Недра, 1973. — 193 с.
124. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени. — М. : Наука, 1997. — 351 с.
125. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. — СПб. : РХГИ, 2000. — 1054 с.
126. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М. : Политиздат, 1992. — 543 с.
127. Степин, В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. — 1989. — № 10. — С. 3—18.
128. Степин, В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. — 2003. —
№ 8. — С. 5—17.
129. Стриннгольм, А. Походы викингов. — М. : АСТ, 2002. — 736 с.
130. Стурлусон, Снорри. Круг земной. — М. : Наука, 1980. — 691 с.
131. Суарес, Ф. Метафизические рассуждения. — М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — 776 с.
132. Тацит, Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Тацит, Корнелий. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. — СПб. ; Наука, 1993. — С. 337—356.
133. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. — М. : Рольф, 2001. —
640 с.
134. Толкование на Послания апостола Павла к Ефесянам и Филиппийцам / Блаженный Феофилакт Болгарский. В 3 тт. — М. : Сибирская благозвонница, 2014.
135. Топорова, Т. В. Об архетипе воды в древнегерманской космогонии // Вопросы языкознания. — 1996. — № 6. — С. 91—99.
136. Топорова, Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. — М. : Радикс, 1994. — 194 с.
137. Тоффлер, Э. Шок будущего. — М. : АСТ, 2002. — 557 с.
138. Тюленева, Н. И. Теоретические предпосылки формирования понятия «культурный ландшафт» в культурологических и философских концепциях первой половины XX в. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — № 12. — С. 34—38.
139. Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. — 1064 с.
140. Устинов, В. Г. Войны Роз. Йорки против Ланкастеров. — М. : Вече, 2012. — 432 с.
141. Федотов, Г. П. Эсхатология и культура // Русская историософия. Антология. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2006. — С. 45—56.
142. Фиркс, И. фон. Суда викингов. — Л. : Судостроение, 1982. —
104 с.
143. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности. — М. : Наука, 1978. — 605 с.
144. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. — М. : Эксмо, 2006. — 960 с.
145. Фукуяма, Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3. — С. 134—148.
146. Хлевов, А. А. Предвестники викингов. Северная Европа в 1—УШ веках. — СПб. : Евразия, 2002. — 336 с.
147. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 тт. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1995.
148. Чернявская, Ю. В. Идентичность на фоне мифа // Антропологический форум. — 2008. — № 8. — С. 198—227.
149. Чернявская, Ю. В. Трикстер, или Путешествие в Хаос // Человек. — 2004. — № 3. — С. 37—52.
150. Шекспир, У. Полное собрание сочинений. В 8 тт. Т. VII. — М. : Гослитиздат, 1949. — 688с.
151. Шпенглер, О. Закат Европы. В 2 кн. — М. : Мысль, 1998.
152. Эдингер, Эдвард Ф. Эго и архетип. — М. : Клуб Касталия, 2015. — 344 с.
153. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость. — СПб. : Алетейя, 1998. — 250 с.
154. Эмпирик, Секст. Сочинения. В 2 тт. — М. : Мысль, 1976.
155. Эстес, К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — Киев : София, 2005. — 496 с.
156. Юнг, К. Г. Архетип и символ. — М. : Ренессанс, 1991. — 304 с.
157. Юнг, К. Г. Вотан // Карл Густав Юнг о современных мифах. — М. : Практика, 1994.252с — С.18—24.
158. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. — Киев : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
159. Юнг, К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. — 416 с.
160. Юнг, К. Г. Очерки по аналитической психологии. — Минск : Харвест, 2003. — 528 с.
161. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. — М. : Прогресс, 1996. — 336 с.
162. Юнг, К. Г. Психика: структура и динамика. — М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2005. — 416 с.
163. Юнг, К. Г. Психологические типы. — СПб. : Ювента ; М. : Прогресс-Универс, 1995. — 720 с.
164. Юнг, К. Г. Психология бессознательного. — М. : Канон, 1994— 1996. — 320 с.
165. Юнг, К. Г. Психология и алхимия. — М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. — 587 с.
166. Юнг, К. Г. Структура души [Электронный ресурс] URL: http://litresp.ru/chitat/ru/Ю/yung-karl-gustav/struktura-dushi (дата обращения: 15.10.2014).
167. Ямпольская, А. В. Прощение между даром и обменом: антипелагианская полемика Августина в контексте философии XX века // Артикульт. — 2012. — № 3 (7). — С. 2—17.
168. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. — М. : Республика, 1994. — 528 с.
169. Ясперс, К. Философия. В 3 кн. — М. : Канон Плюс, 2012.
170. Acuna, K. George R. R. Martin: No One Ever Gets the Most Iconic Part of 'Game of Thrones' Right [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessinsider.com/george-rr-martin-no-one-gets-game-of-thrones-iron-throne-right-2014-10 (дата обращения: 28.10.2014 г.).
171. Allen, J. P. Middle Egyptian. — Cambridge : Cambridge University Press, 2004. — 511 pp.
172. Allott, S. Alcuin of York: His Life and Letters. — York : William Sessions, 1974. — 184 pp.
173. Andersen, T. M. The Nordic Model Embracing Globalization and Sharing Risks / T. M. Andersen, B. Holmstrom, S. Honkapohja, S. Korkman,
H. T. Soderstrom, J. Vartiainen. — Helsinki : Taloustieto Oy, 2007. — 165 pp.
174. Arminius, J. The Writings of Arminius. In 3 vols. — Grand Rapids : Baker Book House, 1956.
175. Augustinus, Aurelius. De diversis quaestionibus ad Simpl icianum // Corpus Christianorum Series Latina. — Turnhout : Brepols, 1970. — 201 p.
176. Augustinus, Aurelius. De gratia dei et libero arbitrio hominis et praedestinatione sanctorum // Augustinus, Aurelius. Opera selecta editionem emendatissimam, & variis lectionibus undique collectis praecipue vero ex codd. mss. Vaticanis adornatam curavit P.F.F. T. 1. — T. 1. Romae, 1754. — 739 p.
177. Augustinus, Aurelius. De natura et gratia. — Romae, 1523. — 184 p.
178. Augustinus, Aurelius. Divi Augustini de correptione et gratia secundum textum maurinorum. — Roma : Aedes Pontificae universitatis Gregorianae, 1932. — 63 p.
179. Augustinus, Aurelius. Opera et studio monachorum ordinis sancti Benedicti e congregatione s. Mauri // Augustinus, Aurelius. Opera omnia, post lovaniensium theologorum recensionem. T. 4. Pars altera. — Paris : Migne J. P., 1861. — 872 p.
180. Bainbridge, C. The Cinema of Lars von Trier : Authenticity and Artifice. — London & New York : Wallflower Press, 2007. — 224 pp.
181. Blackwell, M. J. Subjectivity in extremis : Shot Composition in the Films of Ingmar Bergman // Salumets, T. [et al.](ed.) A Transatlantic Gathering : Essays in Honour of Peter Stenberg / Salumets, T. and Goetz-Stankiewicz, M.(eds.). — Munich : Iudicium, 2007. — Pp. 17—32.
182. Boundas, C. V. Deleuze — Bergson: an Ontology of the Virtual // Paul Patton(ed.). Deleuze: a Critical Reader. — Oxford, Blackwell : Blackwell Publishers, 1997. — Pp. 81—106.
183. Braaten, L. T. [et al.]. Filmen i Norge : norske kinofilmer gjennom 100 âr / L. T. Braaten, J. E. Holst, J. H. Kortner. — Oslo : Gyldendal, 1995. — 525 s.
184. Brandal, N. The Nordic Model of Social Democracy / N. Brandal, 0. Bratberg, D. E. Thorsen. — Helsinki: Taloustieto Oy : Palgrave Macmillan, 2013. — 232 pp.
185. Buffier, F. Les mythes d'Homere et la pensée grecque. — Paris : Les Belles-Lettres, 1956. — 680 p.
186. Bullough, D. A. Alcuin: Achievement and Reputation. — Leiden ; Boston : Brill, 2003. — 528 pp.
187. Chadwick, N. K. ^orgerôr Hôlgabrûôr and the trolla ^ing : a note on sources // The Early Cultures of North-West Europe. — Cambridge : Cambridge University Press, 1950. — Pp. 78—97.
188. Coon, C. S. The Races of Europe. — New York : Macmillan, 1939. — 875 pp.
189. Dumézil, G. From Myth to Fiction: The Saga of Hadingus. — Chicago : University of Chicago Press, 1973. — 261 pp.
190. Dumézil, G. Gods of the Ancient Northmen. — Berkeley : University of California Press, 1973. — 157 pp.
191. Eco, U. The Return of the Middle Ages // Eco, U. Travels in Hyperreality. — New York : Harcourt, 1986. — Pp. 59—85.
192. Elsaesser, T. European Cinema : Face to Face With Hollywood. — Amsterdam : Amsterdam University Press, 2005. — 563 pp.
193. Foote, P. G. The Viking Achievement / P. G. Foote, D. M. Wilson. — London : Sidgwick & Jackson, 1970. — 481 pp.
194. Frank, R. Viking Atrocity and Skaldic Verse: The Rite of the Blood-Eagle // The English Historical Review. — 1984. — Vol. 99. —
№ 391, Apr. — Pp. 332—343.
195. Frobenius, L. Paideuma. Schi|â a unei filozofii a culturii. — Bucureçti : Meridiane, 1985. — 398 p.
196. Gado, F. The Passion of Ingmar Bergman. — Durham, NC : Duke University Press, 1986. — 547 pp.
197. Goodrick-Clarke, N. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. — Oxford ; New York : Oxford University Press, 2008. — 286 pp.
198. Grammaticus, Saxo. The History of the Danes, Books I—IX. Vol. I. — Cambridge : Brewer, 1979. — 376 pp.
199. Grimault, M. Kierkegaard par lui-même. — Paris : Éditions du Seuil, 1962. — 187 pp.
200. Guizot, F.(ed.) Histoire des Normands: des origines jusqu'à l'année 1137. — Clermont-Ferrand : Paleo, 2004. — 484 р.
201. Hjort, M. [et al.](ed.) Purity and Provocation : Dogma 95 / Hjort, M., MacKenzie, S.(eds.). — London : British Film Institute, 2003. — 237 pp.
202. Hjort, M. Small Nation, Global Cinema : the New Danish Cinema. — Minneapolis ; London : University of Minnesota Press, 2006. — 336 pp.
203. Holthausen, F. Altenglisches etymologisches Wörterbuch. — Heidelberg : Winter, 1934. — 428 S.
204. Hovdhaugen, E. Anmeldelse av Thor Heyerdahl og Per Lillieström: Jakten pâ Odin / E. Hovdhaugen, C. Keller, E. Mundal, A. Stalsberg, G. Steinsland. — Oslo : Stenersens forlag, 2001. — 316 s.
205. In Extremo [Электронный ресурс] URL: http://www.inextremo.de/de/ (дата обращения: 01.01.2018).
206. Ingram D.(ed.) Critical Theory to Structuralism: Philosophy, Politics, and the Human Sciences. — Abington ; New York : Routledge, 2014. — 360 pp.
207. Iversen, G. Clear, from a Distance : the Image of the Medieval Period in Recent Norwegian Films // Scandinavica. — 2000. — Vol. 39. — № 1. — Pp. 7—23.
208. Iversen, G. The Old Wave: Material History in Cool and Crazy and the New Norwegian Documentary // Thomson, C.(ed.) Northern Constellations. New Readings in Nordic Cinema. — Norwich : Norvik Press, 2006. — Pp. 175—192.
209. Jesch, J. Women in the Viking Age. — Woodbridge ; Suffolk : Boydell Press, 2001. — 248 рp.
210. Johnson, N. B. Image and Archetype: Male and Female as Metaphor in the Thought of Carl G. Jung and Ogotemmeli of the Dogon // Dialectical Anthropology. — 1998. — № 13. — Pp. 45—62.
211. Jonsson, F. Den norsk-islandske skjaldedigtning. — Kobenhavn og Kristiania ; Gyldendal : Nordisk forlag, 1912—1915. — 584 s.
212. Jung, C. G. in lumea arhetipurilor. — Bucure§ti : Jurnalul literar, 1994. — 168 p.
213. Kalin, J. The Films of Ingmar Bergman. — Cambridge : Cambridge University Press, 2003. — 268 pp.
214. Krasen, L. Die innere Entwicklung des Pelagianismus. — Freiburg im Breisgau ; St. Louis, Mo. : Herder, 1882. — 327 S.
215. Leaver, R. A. Luther's Liturgical Music: Principles and Implications. — Grand Rapids : Eerdmans, 2007. — 499 pp.
216. Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. 65 Bde. Vol. 5. — Weimar : Böhlau, 1892. — 676 S.
217. Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. 65 Bde. Vol. 7. — Weimar : Böhlau, 1897. — 898 S.
218. Mae-Wan, Ho(ed.). Beyond Neo-Darwinism: An Introduction to the New Evolutionary Paradigm. — London : Academic Press, 1984. — 376 pp.
219. Malm, S. Zoo provokes fury after beheading a healthy zebra and feeding it to the tigers in view of the public in Norway [Электронный ресурс] URL:
http://www.dailymail.co.uk/news/article-3561416/Zoo-provokes-fury-beheading-healthy-zebra-feeding-tigers-view-public-Norway.html (дата обращения: 27.04.2016).
220. Manovich, L. The Language of New Media. — Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 2001. — 400 pp.
221. Meadow, M. J. Archetypes and Patriarchy: Eliade and Jung // Journal of Religion and Health. — 1992. — Vol. 31. — № 3. — Pp. 187—195.
222. Melnikova, E. How Christian Were Viking Christians? // Ruthenica. — Suppl. 4. — 2011, — Pp. 90—107.
223. Molina, Luis de. Concordia liberi arbitrii cum grati. — P: Parisiis, 1876, 688p.
224. Noröfjorö, B. Iceland // Hjort, M. [et al.](ed.) The Cinema of Small Nations / Hjort, M. and Petrie, D.(eds.). — Edinburgh : Edinburgh University Press, 2007. — P. 43—59.
225. Noröfjörö, B. Icelandic Cinema: A National Practice in a Global Context. PhD diss. — Iowa City : University of Iowa, 2005.
226. 0lstrem, E. [et al.](ed.) The Arts and the Cultural Heritage of Martin Luther. — Copenhagen : Museum Tusculanum Press, 2002. — 234 pp.
227. Peters, F. E. Termenii filozofiei greceçti. — Bucureçti : Humanitas, 1993. — 450 p.
228. Saint-Quentin, Dudon de. De moribus et actis primorum Normanniae ducum. — Caen : Jules Lair, 1865. — 332 p.
229. Schalk, C. Luther on Music: Paradigms of Praise. — St. Louis : Concordia, 1988. — 56 pp.
230. Schreiner, K. E. Crania Norvegica. — Oslo : H. Aschehoug, 1946. —
187 s.
231. Skeat, W. W. An Etymological Dictionary of the English Language. — Oxford : Clarendon Press, 1956. — 674 pp.
232. Spiegel, M. Ancient Germanic Warriors: Warrior Styles from Trajan's Column to Icelandic Sagas. — London ; New York : Routledge, 2004. — 313 pp.
233. The Anglo-Saxon Chronicles. — London : Britannia 21, 1982. —
367 pp.
234. Turville-Petre, E. O. G. Myth and Religion of the North. — London, Weidenfeld & Nicolson, 1964. — 340 pp.
235. Versuch einer pragmatischen Darstellung des Augustinismus und Pelagianismus. — Hamburg : F. Perthes, 1833. — 456 S.
236. Verteuil, R. de. The Scapegoat Archetype // Journal of Religion and Health. — 1966. — Vol. 5. — Issue 3. — Pp. 209—225.
237. Wahl, J. Études kierkegaardiennes. — Paris : J. Vrin, 1949. —
644 pp.
238. Willatt, E. Thinking between Deleuze and Kant: a strange encounter / E. Willatt, M. Lee. — London ; New York : Bloomsbury, 2009. — 179 pp.
239. Wipprecht, F. Zur Entwicklung der rationalistischen Mythendeutung bei den Griechen, 1—2. — Tübingen : H. Laupp, 1902—1908. — 988 S.
240. Wörter, F. Der Pelagianismus nach seinem Ursprung und Lehre. — Freiburg, 1874. — 453 S.
241. Zagar, M. Knut Hamsun: The Dark Side of Literary Brilliance. — Seattle: University of Washington Press. 2009. — 343 pp.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.