Актуализация психолого-акмеологических потенциалов креативной направленности в молодёжных группах с полимодальной социальной ориентацией тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат наук Беспалов Георгий Викторович
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Беспалов Георгий Викторович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТРАДЕТЕРМИНАЦИИ
КРЕАТИВНОСТИ И ПОЛИМОДАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1. Психологическая сущность и типологические характеристики креативности
1.2. Специфика проявлений креативности в жизнедеятельности одаренных субъектов
1.3. Особенности влияния креативности на личностно-деятельностную
направленность субъектов с низкой успешностью
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Концептуальные основы креативной актуализации
полимодальных проявлений личностной направленности
2.2. Организационно-методический инструментарий эмпирического
исследования
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИМОДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ
РАЗНОУРОВНЕВОЙ КРЕАТИВНОСТЬЮ
3.1. Личностные детерминанты креативной направленности в молодежных группах
3.2. Интеграционные показатели мотивационного, поведенческого и личностного компонентов полимодальной креативной
направленности
3.3. Психолого-акмеологическая модель развития креативной
направленности
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КРЕАТИВНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
4.1. Психолого-акмеологические технологии повышения конструктивной направленности у креативных субъектов
4.2. Эффективность апробированной технологии по повышению конструктивного типа креативной направленности в креативных
группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования2014 год, кандидат наук Джига, Надежда Дмитриевна
Развитие креативной личности младшего школьника в условиях инновационного образования2012 год, кандидат наук Пищулина, Любовь Викторовна
Креативно-личностное развитие управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения2006 год, кандидат психологических наук Одинг, Александр Сергеевич
Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности2009 год, кандидат психологических наук Челнокова, Анастасия Викторовна
Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии1996 год, доктор психологических наук Вишнякова, Наталия Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуализация психолого-акмеологических потенциалов креативной направленности в молодёжных группах с полимодальной социальной ориентацией»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения, которые происходят в условиях кризиса, затрагивающих все сферы жизни, требуют от человека высокого уровня развития креативности, способности к творческому мышлению для организации оптимальной жизнедеятельности и собственной самореализации. На сегодняшний день существует несоответствие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире, использования информационных технологий и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что ставит задачу максимального развития креативных способностей человека, формирования его готовности к творческому диалогу культур. Одной из проблем, находящихся в центре внимания психологической и акмеологической наук, является исследование актуализации креативного потенциала молодежи - определение его четкого содержания, характерных линий развития, соотношений с другими личностными составляющими, а также его проявления у групп с различной социальной направленностью.
Креативность как особая способность мышления личности возникает в ситуации, содержащей потенциал новизны и связанной со спонтанными внутренними процессами человека. Определение креативности в научной литературе имеет в большинстве случаев положительную характеристику, хотя в мировой истории известно, что создание нового продукта не всегда носит благоприятный социально-конструктивный характер. В связи с этим важным становится определение характера креативной направленности и поиск актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности у молодежных групп с целью снижения процента креативных субъектов с асоциальной направленностью.
Актуализация потенциалов креативной направленности в молодежных группах, развитие молодого человека как компетентного, конкурентоспособного специалиста - одна из ведущих задач современной науки. В этой связи понятие креативности широко используется в психологии,
педагогике, акмеологии, философии, социологии. Термин «креативность» в широком понимании обозначает способность находить нетривиальное решение, используя неспециализированным способом обстановку, предметы и обстоятельства. В научном контексте под креативностью понимается способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится (Д.Б. Богоявленская, Е.Н. Ильин, М.М. Кашапов, Т. Любарт, М. И. Меерович, Л. И. Шрагина и
др.).
Степень разработанности проблемы исследования. Собственно креативность и творчество часто становятся предметом исследования, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, проблеме креативности и творческой личности посвятили свои работы Т.А. Барышева, Ф.Д. Батюшков, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Ю.А. Жигалов, Е.Н. Ильин, М.М. Кашапов, Т.В. Кудрявцева, И.И. Лапшина, А.Н. Лук, С.В. Максимовой, К. Рождерс, П. Торренс, Я.И. Пономарева, Н.П. Фетискин, Е.Л. Яковлевой, М.Г. Ярошевский и многих других ученых. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (А.А. Бодалева, В.Н. Вишнякова, А.А. Деркач, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина, В. А. Лузгина, А.К. Маркова, Л. А. Рудкевич, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). В настоящее время существует большое количество исследований креативности в молодежных группах в русле педагогической науки, а именно труды Е.М. Бакштейна, С.Б. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, Т.В. Егорова, С.В. Косарецкой, А.К. Маркова, Н.Ю. Синягиной, Е.М. Шапинской, Т.Б. Щепанской и др.
Анализ литературы позволил сформировать представление о причинах развития креативности и выявить типологизацию креативности в молодежных группах с учетом их социальной направленности креативности: конструктивную, деструктивную и криминальную. Исследование конструктивной, деструктивной и криминальной типов креативной
направленности частично затрагиваются в источниках с точки зрения определения детерминации собственно креативности. До сих пор употребление данных терминов как отдельных явлений в психологической литературе не встречалось.
Несмотря на множество научных исследований, касающихся развития креативной личности, на сегодняшний день недостаточное внимание в психологии и акмеологии уделяется актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности у молодежи и, как следствие, элиминации деструктивных проявлений с целью избежать развития криминального типа креативной направленности.
Цель исследования: выявить акме-потенциалы актуализации креативной направленности в молодежных группах с полимодальной социальной ориентацией.
Объект исследования: молодежные группы с полимодальной социальной ориентацией.
Предмет исследования: потенциалы креативной направленности в молодежных группах с полимодальной социальной акме-ориентацией.
Основная гипотеза: креативная направленность субъектов молодежных групп обусловлена доминирующими полимодальными социальными акме-ориентациями.
Частные гипотезы исследования:
1. Креативная направленность дифференцируется на конструктивную, деструктивную и криминальную.
2. Содержание полимодальной социальной ориентации личности включает мотивационный, поведенческий и личностный компоненты.
3. Актуализация конструктивного типа креативной направленности определяется комплексом разноуровневых особенностей.
4. Разработка специфических психолого-акмеологических технологий оказывает продуктивное влияние на развитие конструктивного
типа креативной направленности, снижая проявления криминальных форм направленности.
Исходя из проблемы, цели, гипотезы, объекта и предмета исследования в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ теоретико-методологических подходов по проблеме креативности и ее направленности в молодежных группах с полимодальной социальной ориентацией.
2. Разработать концептуальную структурно-функциональную модель полимодальной креативной направленности в молодежных группах с разной социальной ориентацией.
3. Выявить референтные личностные особенности субъектов молодежных групп с разной креативной направленностью и сравнить их психологические профили.
4. Разработать психолого-акмеологические технологии развития конструктивного типа креативной направленности в молодежных группах.
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились: концептуальные методологические исследования, раскрывающие общенаучные принципы психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); основополагающие принципы теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); акмеологический подход к развитию (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина); концепции самоопределения личности (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов,
A.К. Маркова, Н.С. Пряжников, и др.); положения применительно к созданию психопрофилактических технологий (А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, М.М. Кашапов, А.А. Реан,
B.В. Рубцов. А.И. Савенков, А.С. Чернышёв, Д.И. Фельдштейн, В.Ю. Рыбников, Т.И. Миронова). Общими теоретическими предпосылками явились работы отечественных и зарубежных ученых по исследованиям психологических творческих концепций: творчества и креативности
(Д.Б. Богоявленская, И.П. Калошина, Дж. Гилфорд и др.), творческих коллективов (М.В. Воропаев, Ч.М. Гаджиев, У. Гордон и др.); программно-ролевых концепций творческих коллективов (П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.Г. Ярошевский и др.). Существенный вклад в исследование проблемы креативности и условий ее развития внесли Г.Ю. Айзенк, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, М. Вертхаймер, Н.Ф. Вишнякова, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Т. Ковалев, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин,
A.В. Морозов, В.Г. Рындак, Р. Стенберг, И.Э. Стрелкова, К. Тейлор, Н.П. Фетискин, М. Уоллах, Э. Фромм и др.; а также в изучение творческой активности молодежи A.C. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Э.А. Куруленко,
B.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев.
Методы и методики исследования. В теоретико-эмпирическом исследовании использованы следующие методы:
- концептуально-методологический анализ, систематизация и обобщение теоретических концепций и прикладных эмпирических исследований по данной проблеме;
- организационные - сравнительный (метод поперечных срезов);
- психодиагностические методы и методики. В эмпирическом исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, интервью. Для изучения индивидуально-личностных свойств креативных субъектов молодежных групп в исследовании применялись следующие методики: 16-факторный опросник Р. Кэттелла; методика «Потребность в достижении цели» Ю.М. Орловой; «Методики исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова; методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой; методика «Диагностика направленности личности» Б. Басса;
- методы обработки данных - количественный и качественные анализ, а также методы многомерного статистического анализа с помощью
компьютерных программ Microsoft Office Excel 2010 и SPSS 13.0 for Windows (критерий Н-Крускала-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось во Владимирском регионе на базе ФГБОУ ВПО «КГТА им. В.А. Дегтярева» и пенитенциарных учреждений Владимирской области. На разных этапах исследования в нем приняли участие 563 человека в возрасте от 18 до 23 лет.
Научная новизна исследования.
1. Впервые выделены типы креативной направленности личности (криминальный, деструктивный, конструктивный) и дано их психолого -акмеологическое описание.
2. Выявлены референтные личностные особенности субъектов молодежных групп с разной социальной модальностью и осуществлено сравнение их психологических профилей.
3. Создан и эмпирически испробован психологический инструментарий, направленный на изучение социально-креативных полимодальных ориентаций.
4. Выделены психолого-акмеологические особенности, способствующие развитию конструктивного типа креативной направленности субъектов в молодежных группах, и на их основе разработана программа элиминации деструктивного типа креативной направленности.
5. Разработаны психолого-акмеологические технологии, способствующие развитию конструктивного типа креативной направленности и ослаблению деструктивно-креативных социальных ориентаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены типы креативной направленности в молодежных группах и представлена ее структура потенциалов. Разработана интегративная модель генезиса конструктивного, деструктивного и криминального типов креативной направленности. Определение конструктивного типа креативной направленности служит основой для выявления психолого-акмеологических
технологий, способствующих ее повышению у субъектов молодежных групп с противоправным поведением.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем теоретико-эмпирические результаты позволяют:
1) создавать психолого-акмеологические программы для повышения конструктивного типа креативной направленности в молодежных группах, учитывая технологии ее актуализации;
2) использовать психодиагностический инструментарий для определения конструктивного, деструктивного и криминального типов креативной направленности субъектов молодежных групп, субъекты с разной креативной направленностью характеризуются полинаправленными психологическими профилями личности;
3) использовать психодиагностический инструментарий для определения психолого-акмеологических факторов, способствующих развитию креативной направленности молодежи.
Личный вклад автора. Креативность личности рассматривается не только в конструктивном направлении ее развития, но и в деструктивном. Впервые в психологии дано определение конструктивного типа креативной направленности как способности создавать новый нестандартный продукт и осуществлять поиск неординарных решений, проявляющиеся в социальной активности, высокой поведенческой регуляции и моральной нормативности, адаптивность субъекта, служащей источником его самореализации и благоприятно влияющей на динамику развития его группы в целом. Определены психолого-акмеологические технологии актуализации потенциалов конструктивной креативной направленности субъектов молодежных групп.
Положения, выносимые на защиту.
1. Креативная направленность молодежных групп характеризуется полимодальными социальными ориентациями.
2. Полимодальность социальной ориентации личности определяется интеграцией мотивационного, поведенческого и личностного компонентов.
3. Полимодальная структура креативной направленности включает структурно-деятельностные и личностные особенности.
4. Потенциалы конструктивного типа креативной направленности актуализируются с помощью психолого-акмеологических технологий.
Основные этапы исследования:
Изучение психолого-акмеологической феноменологии осуществлялось с 2009г. в следующей трехэтапной логике:
1-й этап - подготовительный (теоретико-проектировочный) 2009-2010гг. посвящен анализу и обобщению литературных данных, поиску концептуальных оснований исследования, выбору объекта и предмета исследования;
2-й этап - экспериментально-исследовательский (основной) 2011-2013 г. включает в себя разработку, создание комплекса психодиагностических методов исследования креативной направленности в молодежных группах с разной социальной ориентацией. Концептуальные подходы и результаты эмпирических материалов апробировались на методологических семинарах, научно-практических конференциях и публикациях в печати по вопросам психологии;
3-й этап - заключительный - 2014-2015 гг. включает в себя проведение эмпирических исследований, связанных с дифференциацией типов креативной направленности и их содержательно-эмпирическим наполнением, статистическую обработку полученных данных, их интерпретацию.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена проведением анализа практики употребления в научной литературе основных понятий; последовательной реализацией теоретико-методологических основ работы на всех этапах ее осуществления; комплексным подходом к исследованию проблемы; аргументацией концептуального замысла с привлечением эмпирических данных; отбором комплекса теоретических и
эмпирических методов, адекватных задачам исследования. Достоверность данных, полученных в результате исследования, подтверждается результатами их математической обработки, согласованностью выводов и положений теоретического и экспериментального исследований.
Обоснованность полученных результатов исследования достигается рассмотрением новых тенденций в области научного изучения конкретных проблем в контексте общенаучных закономерностей; сопоставлением альтернативных вариантов решения рассматриваемых вопросов и их системной проработанностью; последовательной реализацией взаимодополняющих методов.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности определяется следующими направлениями, изученными в данной диссертационной работе и являющимися областью исследования психологии развития, акеологии: активностью личностью, Я-концепцей, общими способностями и одаренностью как факторы развития личности (раздел 1.7 паспорта специальности 19.00.13); движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых) (раздед 1.9); направленность на формирование устойчивой структуры жизни. Принятие социальной ответственности, овладение профессией (раздел 2.12); выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии (раздел 3.4); личность как субъект акмеологического развития (раздел 3.5).
Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими. В настоящее время существуют исследования, затрагивающие изучение творческой активности и креативности молодежи (ДБ. Богоявленская, Т.С. Позднякова, A.C. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Э.А. Куруленко, В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев). Однако отсутствуют работы, направленные на исследование актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности в психологическом и акмеологическом контексте, а также
элиминации деструктивного типа креативной направленности. При этом в недостаточном объеме исследованы условия и факторы, влияющие на полимодальную направленность развития креативности субъектов молодежных групп. Впервые проведен анализ специфических личностных особенностей у субъектов с амбивалентной креативной направленностью.
Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение и прошли апробацию в выступлениях на межвузовских и межрегиональных, международных научно-практических конференциях, которые проводились в 2009-2015 гг. в городах Кострома, Иваново, Ковров и других. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ. Объем публикаций составил 2,1 п. л.
Полученные результаты исследования внедрены в учебный процесс в Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева, Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова, а также в практическую деятельность Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Владимирской области, что подтверждается актами о внедрении.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТРАДЕТЕРМИНАЦИИ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЛИМОДАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1 Психологическая сущность и типологические характеристики
креативности
В настоящее время происходят качественные преобразования во взаимоотношениях людей, изменяются требования общества, предъявляемые к личности. На первый план выходит человек свободный, самостоятельный и способный творить и создавать новое. Еще не так давно проблема творчества рассматривалась только в сфере искусства и науки. Сейчас взгляды поменялись, и многие ученые в разных сферах научной деятельности приходят к выводу, что творчество тесно связано со многими сферами жизнедеятельности. Исследователи, изучающие творчество и творческий процесс, часто говоря о способностях человека, используя понятие креативность.
На сегодняшний день можно выделить три базовых направления в изучении креативности: когнитивное, личностное и синтетическое. Представители когнитивного направления связывают изучение креативности с исследование познавательных процессов, определяют связь креативности с уровнем интеллекта. Они акцентируют свое внимание на исследовании креативного мышления (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Де Боно, М.Рорбах, А. Ротенберг, Р.Мэй, В.Н. Дунчев, М.А. Холодная и др.).
Дж. Глифорд положил начало развитию изучения креативности как универсальной познавательной творческой способности (Guilford J. P., 1971). Он полагал, что в основу креативности как творческой способности заложены операции дивергенции, подчеркивал значимые различия между конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление используется в ситуации, когда человеку необходимо решать задачу, где множество условий, но только одно
правильное решение. В свою очередь, дивергентное мышление представляет собой «тип мышления, идущего в различных направлениях» [208].
Дж. Гилфорд рассматривал креативность как структурный компонент интеллекта. Он выделял четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Еще одним ярким представителем данного направления является Е.П. Торренс, который определял креативность как способности преодолевать внешне навязываемые ограничения и стандарты, а именно порождать нестандартные идеи, отклоняющиеся от общепринятых схем, что позволяет быстрее разрешать проблемные ситуации [212]. Он полагал, что креативность интегрирует мыслительные и личностные качества, что позволяет развивать способность к творчеству. Ученый считал, что креативность позволяет обостренно воспринимать недостатки, пробелы в знаниях и чутко улавливать дисгармонию [195].
М. Воллах и Н. Коган полагают, что фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми, но при этом взаимосвязанными не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. Основой их исследования являлось доказательство того, что мотивация достижений, соревновательная мотивация и мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. Исследователи, используя независимость фактора интеллекта и фактора креативности, выделили четыре
группы людей, отличающихся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем [71, С.43].
С. Медник, в отличие от исследователей считавших, что в основу креативности положено дивергентное мышление, придерживался позиции, что креативность представляет собой синтез конвергентного и дивергентного типов мышления. Креативный процесс представляет собой умение преодолевать стереотипы на последнем этапе мыслительных операций. И в данном случае дивергентное мышление выступает в роли периферического, а конвергентное, объединяя все элементы возникшей проблемы, позволяет найти единственное правильное ее решение [60].
Одним из продолжателей идей С. Медника был Э. де Боно, который придерживался мнения, что существует два вида мышления: латеральное и вертикальное. Вертикальное мышление выступает как стандартное, логическое и традиционное и характеризуется последовательным алгоритмом перехода от одного знания к другому. В свою очередь, латеральное мышление - это нестандартное мышление, которое носит характер прерывистого, скачкообразного, когда вывод может опережать доказательства. Специфичной особенностью креативного человека является способность использовать разные типы мышления в зависимости от ситуации и условий [60].
Французкий ученый М. Рорбах, основываясь на самонаблюдении, считает, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается [84]. Он отмечал, что существует возможность самозарождающейся мотивации, самовозникновения и саморазвития психологических новообразований личности. Но еще более важным М. Рорбах считал взаимодействие человека со «всеобщим контекстом завершенных и завершаемых мыслей», в котором он находится, от своего рода диалога с объективно существующими вне человека структурами, от его позиции в этом диалоге: «...Личность способна творчески мыслить только тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которые она погружена. Вне этого диалога не может быть продуктивного
творческого акта». Итак, позиция человека по отношению к окружающей реальности важнее любых его качеств[19].
A. Ротенберг выделил в творческом процессе две познавательные функции: однопространственное мышление и янусианское мышление. Однопространственное мышление состоит в активном мыслительном объединении двух или более раздельных сущностей, находящихся в одном и том же пространстве, и тем самым в формировании новых сущностей. Янусианское мышление предполагает объединение двух или более противоположностей. По мнению А. Ротенберга, этот тип мышления играет существенную роль во всех проявления творчества, его выявление служит показателем креативных возможностей личности [72, С.20-21].
Еще одним представителем данного подхода является Р. Мэй, который указывал, что «творчество - это встреча глубоко сознательного человека с его миром» [117, С.23]. Он рассматривал креативность как высшую форму мышления, превосходящую обычные мыслительные акты [82]. Акт творчества, считает Р. Мэй, - вызов рациональности. При этом иррациональность как компонент творчества не внесистемен, он предположен и регулируем культурными установками. Подчеркивая социально и психологически упорядочивающую роль культуры и осмысливая отношение к творчеству и свободе, Р. Мэй считает, что преследование творчества может быть связано с опасностью разрушения общественной стабильности (рационального - иррациональным) в ситуации исторически обусловленной редукции культурных установок [117].
B.Н. Дунчев определяет креативность как способность, связанную с широким диапазоном когнитивных и личностных характеристик индивидуальности человека, играющую важную роль на первоначальных этапах творческого процесса [181, С.12]. В.Н. Дунчев совместно с Т.Ф. Палей исследовали связь креативности и понятийной дифференциации как параметр когнитивного стиля. Они полагали, что в креативном человеке одновременно согласуются противоположенные черты. Наличие противоположностей у
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии2015 год, кандидат наук Калюжная, Наталья Борисовна
Развитие креативного компонента акмеологической культуры будущих специалистов2009 год, кандидат психологических наук Коноваленко, Валерий Адольфович
Развитие профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих2007 год, кандидат психологических наук Сорокина, Ирина Остаповна
Психолого-акмеологические барьеры в профессиональной подготовке бакалавров и информационные ресурсы их элиминации2013 год, кандидат наук Пачин, Роман Константинович
Психолого-акмеологические и педагогические особенности профилактики и коррекции делинквентного поведения юношей допризывного возраста2004 год, кандидат психологических наук Бровко, Евгений Иванович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беспалов Георгий Викторович, 2016 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбуханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования /К.А. Альбуханова-Славская // Психологический журнал, 1994. - Т.14 №4. - 39-55с.
2. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. -СПб.: Питер, 2011. - 89с.
3. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Когито-центр, 2002. - 219с.
4. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 161с.
5. Акмеология / под ред. А.А. Деркача - М.: Изд-во РАГС, 2006.
6. Акмеология: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256с.
7. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста [Текст]: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. - СПб; Коломна; Рязань, 2008. - 376с.
8. Алексеев, В. А. Творчество музыканта / В.А. Алексеев. - М.: Наука, 1991. -207с.
9. Алиева, К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности / К.Р.Алиева. - СПб.: Питер, 2014. - 396с.
10. Альбуханова-Славская, К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 576 с.
11. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 /Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
13. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977. - 380с.
14. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 486с.
15. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339с.
16. Андреева Г.М., Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. -М.,2001. - 363с.
17. Анурин, В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. -Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1997. - 436с.
18. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 426-433.
19. Арнхейм, Р. Визуальное мышление: хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Р.Арнхейм. - М.: Академия, 2011. - 325с.
20. Бабаева, Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности//http://www.zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html
21. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб.: СПГТУД, 2006. - 268с.
22. Белинская, Е.П. Психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Инфра-М, 2007 - 328 с.
23. Белов, В. Н. - Проблема социализации молодежи в отечественной духовной традиции В.Н. Белов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. 66-69.
24. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М.: АСТ, 2012. - 668с.
25. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
26. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д. Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. - М. : Наука, 1983. - 336с.
27. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Дон, 2011. - 257 с.
28. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 402с.
29. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1988. -187с.
30. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Воронеж, 1996. -188с.
31. Бодалев, А.А. Диалог как форма психологического воздействия / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: сб. науч.тр. - М.: АПН СССР, 1987. - С.17-27
32. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
33. Бодалев, А.А. Как становятся великими или выдающимися?/ А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М., РАГС, 1997. - 288 с.
34. Бодалёв, А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1988. - 188 с.
35. Бореев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев. - М. :Высш. шк., 2014. - 511с.
36. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев -М.: Классика XXI, 2009. - 352с. -
37. Брудный, А.А. Коммуникация и интеллект. Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности / А.А. Брудный, Ю.А. Шрейдер. -Алма-Ата, 1975. - 245с.
38. Бурменская, Г.В. Одаренные дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. - М.: Прогресс, 1991. - 383с.
39. Бьюзен, Т. Могущество социального интеллекта: [пер. с англ.] Е.Г. Гендель. - Минск: Попурри, 2004. - 204с.
40. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва / Ф. Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. - 191с.
41. Вахнянская, И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности / И. Л. Вахнянская. - М.: Наука, 1996. -253с.
42. Власова, Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одаренности / Е.И. Власова // Единый портал пермского образования, 2007 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://permedu.ru/Pages=24236
43. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2014. - 352 с.
44. Выготский, Л.С. Психологические основы творческой деятельности / Л.С. Выготский. - Ставрополь: СКИПКРО, 2014. - 215с.
45. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т./ гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982-1984. Т.2: Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова, 1982. - 504 с.
46. Галин, А. Л. Личность и творчество / А.Л. Галин. - Новосибирск, 1989. -312с.
47. Гальперин, П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.
48. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психол. журнал. - 1994. - Т.15. - №3. - С.131-135.
49. Гетманская, Е.В. Личность: креативные характеристики / Е.В. Гетманская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова // Психология и педагогика. - №1, 2010. - С.25-33
50. Гилфорд, Дж. Психология мышления. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд; под ред. A.M. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - 533с.
51. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1965. - 323 с.
52. Годфруа, Ж. Психология: В 2 т. /Ж. Годфруа. - М.: Мир, 2012. - 356с.
53. Голицын, Г.А. Информационный подход в психологии творчества / Г. А. Голицын // Исследование проблем психологии творчества; под ред. Я. А. Пономарева. - М. : Наука, 1983. - 336с. - С.210-231.
54. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 1998. - 800с.
55. Гончаренко, Н. В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. - М.: Искусство, 1991. - 432с.
56. Горностаев, С.В. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: возникновение, развитие, профилактика: монография / С.В. Горностаев, И.И. Соколов, А.М. Сысоев; под ред. И.И. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2005. -206 с.
57. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007. - 476 с.
58. Деркач, А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 249с.
59. Деркач, А.А. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: изд-во Московского психолого-социального университета (МПСУ), 2007. - 248 с.
60. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1993. - 356 с.
61. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб: ИМАТОН, 2001. - 224 с.
62. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
63. Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей / В. Н. Дружинин // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. -М.: ИП РАН, 1997. - С.60-69
64. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 368с.
65. Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей / В. Н. Дружинин // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. - М. : Институт психологии РАН, 2011. - 296 с.
66. Дьяченко, М.И. Практическая психология. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко. - М., 2006. - 414с.
67. Дюков, В.М. Теоретические подходы к исследованию креативности / В.М. Дюков, Ю.Г. Козулина // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 10
- С. 140-144
68. Евсикова, Н.И. Структура и соотношение когнитивных стилей и интеллектуальных способностей / Н.И. Евсикова, М.А. Тесля // Вестник МГУ, 2003. - Серия 14. - № 3. - С.44-52
69. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 312с.
70. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.
71. Еремина, Е.Л. Развитие креативности личности: психологический аспект / Е.Л. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - №1.
- С.42-47
72. Ермакова, Е.С. Развитие креативного потенциала личности студента / Е.С. Ермакова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №2, Т.5. - С.13-23
73. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический Проект: Культура, 2010. - 304с.
74. Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии, 1977. - №4. -С.74-84
75. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебник / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. -304 с.
76. Жакмо, Н. Говорите с людьми. Правила успешного общения/ Н. Жакмо. -М.: ЭКСМО, 2010. - 171с.
77. Жаринова, Е.Н. Программа акмеологического тренинга мотивации достижения вершин продуктивной деятельности / Е.Н. Жаринова // Акмеология образования. - 2007. - №3. - С.146-148
78. Жуков, Я.В. Акмеологическая среда как интегративная система, обеспечивающая подготовку кадров управления / Я.В. Жуков //Акмеология, 2010, №2. - С.44-47
79. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 386с.
80. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. - 672с.
81. Зобков, В.А. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты / В. А. Зобков, Е. В. Пронина. - Владимир: Собор, 2008. - 164с.
82. Иванчихин, В. Г. Формирование креативности личности школьника / В. Г. Иванчихин // Молодой ученый. - 2009. - №4. - С. 259-263.
83. Ильин, В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология / В.В. Ильин, С.Д. Пожарский. - СПб.: Политехника, 2007.
84. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: учебник / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 433с.
85. Калмыков, А.А. Адаптационные возможности человека / А.А. Калмыков// Вестник экологического образования, 2001. - №4. - С. 3-6
86. Калошина, И.П. Структура и механизм творческой деятельности (нормативный подход) / И.П. Калошина. - М.: МГУ, 1983. - 168 с.
87. Карпухин И.О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / И.О. Карпухин // Социологические исследования. - №12, 1998. - С.89-94
88. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография / М.М. Кашапов. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688с.
89. Квинн, В. Прикладная психология: учебник / В. Квинн. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.
90. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: изд-во МГУ, 1982. - С.74-77
91. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов. - М.: Знание, 1983. - 96с.
92. Коломинский, Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 272с.
93. Корнилова, Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - №5, 2010. - С.3-13
94. Кривцун, О.А. Личность художника как предмет психологического анализа / О.А. Кривцун // Психологический журнал, 1996. - №2. - С. 100-107.
95. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352с.
96. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 431с.
97. Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. - СПб.: Питер, 2005 - 279с.
98. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - 2-е испр. и доп. -СПб.: Политехника, 2002. - 189с.
99. Куликова, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 480с.
100. Куницина, В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность / В.Н.Куницина // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тезисы научно-практической конференции. - СПбГУ, 1995. - С. 34-36.
101. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПБ.: Изд-во: Питер, 2001. - 544с.
102. Лабунская, В.А. Вопросы межличностного познания и общения. О структуре социально-перцептивной способности личности / В.А. Лабунская. -Краснодар: Межвузовский сборник, 1983. - 195с.
103. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. -222 с.
104. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
105. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 149-152.
106. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо; [пер. с итал.] К. Тетюшинова - М.: Рипол Классик, 2009. - 400с.
107. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 446с.
108. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н.Лук. - М.: Наука, 2008. - 301с.
109. Львова, И. В. Креативность личности: психологические факторы и особенности развития: монография / И. В. Львова; под науч. ред. В.П. Михайловой. - Кемерово, 2006. - 142с.
110. Любарт, Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни; [пер. с фр.]. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 215с.
111. Мартьяненко, В. Ф. Введение в философию: учеб. пособие / В. Ф. Мартьяненко. - Мн.: БГУ, 1986. - 124 с.
112. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность /А. Г. Маслоу. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
113. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы /А. Г. Маслоу; пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Погребского. - М.: Смысл, 1999. - 425с.
114. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс Традиция. - 2010. - 271с.
115. Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии, 1995. - № 5. - С.61-68
116. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: учеб.пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский - М.: Академический проект, 2014. - 560 с.
117. Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества / Р. Мэй; пер. с англ. - Львов: Инициатива, 2001. - 127с.
118. Мясищев, В.М. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение/ В.М. Мясищев, А.Л. Готсдинер // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. / сост. и ред. А. Л. Готсдинер. - Л.: Музыка, 1980. - С.14-29
119. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / под ред. Б. М. Величковского, пер. с англ. В. В. Лучкова - М.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 230с.
120. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. -СПб.: Питер, 2012. - 312с.
121. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - С. 166-216.
122. Олсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Олсо; пер. с англ. С. Комарова. - СПб.: Питер, 2006. - 589с.
123. Пашкова, А.П. Психолого-акмеологическое сопровождение студентов на начальном этапе планирования карьеры: атореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13/ А.П. Пашкова. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. - 23с.
124. Первин, Л. Психология личности: теории и исследования/Л.Первин, О. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 608 с.
125. Пертайтите, А. М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией - интроверсией / А.М. Пертайтите// Вопросы психологии, 1981. - № 6. - С. 111-115
126. Петровская, Л.А. Общение компетентность - тренинг: избранные труды / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2007. - 687 с.
127. Подгузова, Е.Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза: монография / Е.Е. Подгузова. - Смоленск: СГИИ, 2001. - 119с.
128. Подлесных, В. А. Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом / В. А. Подлесных // Молодой ученый, 2011. - №1. - С.217-221.
129. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. - С.21-25
130. Пономарев, Я. А. Психология творчества [текст]/ Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976. - 304с.
131. Практическая психология в тестах / сост. Р. Римский. - М., 2005.
132. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. -М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с.
133. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 410 с.
134. Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА Пресс образование, 2007. - 800с.
135. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
136. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 600 с.
137. Рабочая концепция одаренности / сост. Д.Б. Богоявленская и др. — 2-е изд., расш. и перераб. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2003. — 68 с.
138. Разумников, О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. -С.130-139
139. Райгородский, Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности / Д.Я. Райгородский. - Самара: изд. дом «Бахрах», 2003. - 114с.
140. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев,
A.А. Баранов. - СПб., 2006
141. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. - М., 1994. - 480 с.
142. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. -СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
143. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1958. - 145 с.
144. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704с.
145. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
146. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Прогресс, 1969. - 370 с.
147. Савенков, А.И. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность как предикаты жизненного успеха / А.И. Савенков // Химия в школе. - 2009. -№2. - С.2-6.
148. Сапронов, А. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов, П. Кравчук // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 140142.
149. Саутина, Е.С. Научное становление понятия «социальный интеллект» / Е.С. Саутина // Территория науки. - 2007. - № 1. - С.142-146.
150. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методы / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 426с.
151. Сельченок, К. Психология художественного творчества / К. Сельченок. - М.: Харвест, 2003. - 750с.
152. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи /
B.Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37-43.
153. Семенов, И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления / И. Н. Семенов // Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983. - С.27-61
154. Семенов, И.Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А. Пономарева / И. Н. Семенов // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2006. - С.438-455.
155. Семенов, И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментальтика, практика / И.Н. Семенов //Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 4. - С.65-73.
156. Сергиенко, П. Креативность как личностное качество и фактор профессиональной компетентности композитора / П. Сергиенко // General and Professional Education. - 2011. - №3. - С.40-44
157. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг / А.П. Ситников. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
158. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность: учебник/ В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Изд-во «Магистр», 1997. - 223 с. -Электронный ресурс. - Режим доступа. -http: //www.ahmerov.com/book_568.html
159. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Энциклопедия, 1983. - 1600с.
160. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб.пособие / А.В. Соколов. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с
161. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 2002. -578с.
162. Степанова, Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология: монография / Е.И. Степанова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 288 с.
163. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин. - М.: изд-во МГУ, 1983. - 284с.
164. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2001. - 345с.
165. Столяров, A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления / А. М. Столяров. - М.: ВНИИПИ, 1988. - 126 с.
166. Субботский, Е.В. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? / Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова // Национальный психологический журнал. -2011. - № 1(5). - С.8-13.
167. Сухарев В.А. Психология интеллекта / В.А. Сухарев. - Донецк: Сталкер, 1997. - 409с.
168. Тарасов, Г. С. О музыкально-слуховой деятельности / Г. С. Тарасов // Проблемы деятельности в психологии. - М.: Наука, 1979. - 241с.
169. Тарасов, Г. С. О психологии искусства / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. - 1992. - Т.2, № 1. - С.105-121.
170. Теплов, Б.М. Избранные труды / Б.М Теплов. - в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1985. - 328с.
171. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.: Наука, 2010. - 378с.
172. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2000. - 278с.
173. Теплов, Б.М. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии / Б.М. Теплов. - М., 1963. - 348 с.
174. Тихомиров, O. K. Психология мышления / О. К. Тихомиров. - М.: Аспект Пресс, 1992. - 270с.
175. Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О. К. Тихомиров. - М.: Наука, 1975. - 253с.
176. Торшина, В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А.Торшина // Вопросы психологии. - 2008. - №4 - С.23-36
177. Тукумцев, Б. Словарь-справочник по социальной геронтологии / Б. Тукумцев. - Самара, 2003 г
178. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследование. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 176с.
179. Ушаков, В.Д. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его научная школа / В.Д. Ушаков // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624с.
180. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
181. Хомяков, Д.С. Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии: автореф. дис. псих. наук 19.00.07 / Д.С. Хомяков. - М., 2006. - 22 с.
182. Хорни, К. Невроз и личностный рост / К. Хорни; пер. Е.И. Замфир. -СПб.: Восточно-Европейсикй институт психоанализа и БСК, 1997. - 316с.
183. Хьелл, Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. С. Меленевской, Д. Викторовой. - СПб.: Питер, 2008. - 607с.
184. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Г.М. Цыпин. - М.: Академия, 2013. - 225с.
185. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. - 2005. - №6. -35-45с.
186. Чеснокова О.Б. Познание. Общество. Развитие. Изучение социального познания в детском возрасте / О.Б. Чеснокова; под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 1996. - 120с.
187. Читать человека как книгу. - М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. -344с.
188. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: изд. корпорация «Логос», 1994. - 320с.
189. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Академия, 1997. - 402с.
190. Шай, У. Интеллектуальное развитие взрослых / У. Шай // Психологический журнал. - 1998. - № 6. - С.72-89.
191. Шалаева, Т.И. Использование методики социального интеллекта в практике профконсультирования: методическое пособие / Т.И. Шалаева. -Саратов: ПМУЦ, 2002. - 39с.
192. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред В.Б. Шапаря. -3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806с.
193. Шешукова, О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта / О.В. Шешукова // Журнал «Среднее профессиональное образование». - 2007. - № 8. - С.10-12.
194. Шклярик, В.Г. Неопределенность и социальное развитие молодежи / В.Г. Шклярик // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. трудов международ. науч.-практ. конф. -Саратов, 2010. - С.19-21
195. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С.27-32
196. Шурухт, С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С.М. Шурухт.-СПб.: Речь, 2006.
197. Щербаков, С.В. Интегральный анализ основных подходов к исследованию социального интеллекта / С.В. Щербаков. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 46с.
198. Эльконин, Д.Б. Размышления над проектом / Д.Б. Эльконин // Коммунист. - 1984. - № 3. - С. 58-66.
199. Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592с.
200. Южанинова, А.Л. Проблемы оценивания в психологии. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова. - Саратов: издательство Саратовского университета, 1984. - 198с.
201. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности /
E.Л. Яковлева. - М., 1997. - 224 с.
202. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 113-124.
203. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing// R.Sternberg, T.Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press,1988. P.43-75.
204. Maslow A.H. The Farthet Reaches of Human Nature. Harmondsworth / A.H. Maslow. - Penguin, 1971.
205. Amabile, T.M. The conditions of creativity / T.M. Amabile, B.A. Hennessey // R.Sternberg, T.Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr.Press,1988. p. 11-43.
206. Amabile, Т.М. Social psychology of creativity: a consensual assessment technique / T.M. Amabile //Pers.&Soc. Psychol., 1982. - V.43. - P. 997-1013.
207. Bassan, F. Harrington D. Creativity, intelligence and personality /
F. Bassan //Ann.Rev.of psychol., 1981 - V.32. - P.439-476.
208. Guilford, J. P. The Analysis of Intelligence / J. P. Guilford // Me Graw Hill, 1971.
209. Mednick, S.A. The associative basis of the creative process / S.A. Mednick // Psycol.Rev, l969. - N2. - P.220-232.
210. Renzulli, J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity /J.S. Renzulli // Sternberg R.J., Davidson J.E. Conceptions of Giftedness. Cambridge: Cambridge University Pres, 1986. - P. 5392.
211. Taylor, C.W. Various approaches to and definitions of creativity / C.W. Taylor //R.Sternberg, T.Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr.Press, 1988. - p.429-446.
212. Torrance, E. P. Education and the Creative Potential / E. P. Torrance. - The University of Minnesota press, 1967.
213. http://nsportal.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.