Жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX - первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Айкашева, Ольга Анатольевна

  • Айкашева, Ольга Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 163
Айкашева, Ольга Анатольевна. Жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX - первой половины XX века: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Улан-Удэ. 2012. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Айкашева, Ольга Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

3

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ КАК ЖАНР

КРИТИКИ

1.1 .Литературный портрет: современное состояние изучения

1.2. Определение жанровой доминанты литературного портрета

ГЛАВА П. ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВЫХ МОДИФИКАЦИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX

ВЕКА

2.1. Литературный портрет с элементами мемуаристики в критическом наследии В.Г. Короленко

2.2. Традиция портретирования в критике Н.Д. Телешова

ГЛАВА Ш. ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

3.1. Литературный портрет-«силуэт» в критике Ю.И. Айхенвальда

3.2. Литературный портрет-лекция как жанровая разновидность литературного портрета в критике В.В. Набокова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

151

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX - первой половины XX века»

ВВЕДЕНИЕ

В истории русской литературной критики конец XIX - первая половина XX века отмечены «острым осознанием сложности составного феномена критики как соединения науки, искусства и публицистики, что во многом предопределило искания и новации в жанровой области»1. В обозначении данного периода русской литературы и критики мы опираемся на принципы построения академической истории русской литературы конца XIX - первой половины XX века, разработанные В.В. Полонским .

Литературный процесс указанного периода отличает распространенная тенденция к межжанровому синтезу, к возникновению новых жанровых форм. Одним из подобных межжанровых образований, активно вошедших в литературную критику этого времени, стал литературный портрет.

У истоков литературного портрета стояли Н.М. Карамзин", Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, И.С.Тургенев4, Ф.М. Достоевский5, Д.С. Мережковский6, А.Д. Есаков7, А.К. Воронский8 и многие другие.

Современное литературоведение располагает значительным количеством исследований, посвященных вопросу изучения тех или иных жанров, их поэтики и типологии, однако проблема жанрообразующих принципов каждой отдельной жанровой модели требует дальнейшей разработки. Литературный портрет сегодня становится предметом

'Михайлова М.В.Литературная критика: эволюция жанровых форм. [Текст]/О.В. Михайлова//Поэтика русской литературы конца X1 Х-начала XX века. Динамика жанра. - М., 2009. - С. 620.

2См. подробнее: Полонский В.В. О принципах построения истории русской литературы конца XIX - первой половины XX века. [Текст]/В.В. Полонский//Известия РАН. Серия литературы и языка. - М., 2009. - Т.68. -№4.-С.11-17.

^Цвайг Г.М. Биография в некрасовском «Современнике» [Текст]/Г.М. Цвайг//Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX в. - Пермь, 1978.

4Тургенев И.С. «Гоголь» [Текст] / И.С.Тургенев // И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М.: Просвещение, 1994. - С. 229-231.

'Достоевский Ф.М. «Пушкин» [Текст] / Ф.М. Достоевский //Там же. - С.119 - 121.

6Мережковский Д.С. «Лермонтов - поэт сверхчеловечества» [Текст]/Д.С.Мережковский // Там же. - С. 170177.

7Есаков А.Д. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] /А.Д. Есаков // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 333 - 334.

8Воронский А.К. Памяти Есенина [Текст] /А.К. Воронский // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2-х т. — М.: Худож. лит., 1986. — Т. 2. — С. 67 - 74 (Литературные мемуары).

полемических диалогов ученых, как в аспекте его жанровой самостоятельности, так и со стороны исследования его жанровой доминанты.

Степень изученности темы.

Начало исследования жанра литературного портрета положили литературоведческие труды, посвященные в основном критическому творчеству М. Горького. Это работы A.B. Луначарского («В зеркале Горького», 1931 )9, Е.Б. Тагера («Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького»)10, В.Я. Гречнева («Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького»)11, Н.К. Гея («Художественность литературы. Поэтика. Стиль»)12.

К изучению жанровой природы литературного портрета в настоящее время обращаются исследователи: A.A. Голубкова («Три подхода к двум жанрам критики»), Д.А. Касьянова («Литературный портрет в России»), Б.Ф.Егоров («О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль»), А.З. Дмитровский («Жанр литературного портрета в критике Луначарского»), И.О. Велиев («Литературный портрет: его функция и типология»), В.П. Трыков («Французский литературный портрет XIX века»). Все они, обращаясь в своих работах к проблеме литературного портрета, подчеркивают ее методологическую значимость и актуальность.

Несмотря на большое количество созданных и продолжающих создаваться литературных портретов, жанр литературного портрета до сих пор не получил в науке точного определения. В настоящее время в критике и литературоведении сложилось несколько точек зрения на указанную форму литературно-критической рефлексии. Принципиальными являются вопросы о жанровой дефиниции портрета, а также об его отнесенности к той или иной жанровой системе литературной критики.

''Луначарский A.B. «В зеркале Горького» [Текст]/А.В. Луначарский//Собр.соч.: В 8 т. - Т.2. - С. 87 - 108.

"'Тагер Е.Б. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького [Текст]/Е.Б. Тагер/Ю художественном мастерстве М.Горького. - М., 1960. - С. 375 -418.

"Гречнев В.Я. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького [Текст]/В. Я. Гречнев. - М.- Л., 1964.

|2Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. [Текст]/Н.К. Гей. - М., 1975. - С. 170-181.

В связи с недостаточной разработанностью определения литературного портрета ряд исследователей определяет его жанровую природу по аналогии с живописным портретом (Б.Е. Галанов, И.О. Велиев, B.C. Барахов). Другой традицией исследования данного жанра является отделение, противопоставление литературного и живописного портретов (О.В. Маркова). Заметным явлением в портретоведении стало рассмотрение литературного портрета как беллетризованного факта (Б.Ф. Егоров, Ю.И.Суровцев, А.Г. Бочаров). Дискуссионной проблемой современного литературоведения остается вопрос о соотношении жанра литературного портрета с другими жанрами критики. В отечественной науке преобладает традиция изучения данного жанра как разновидности мемуаристики (Л.Я.Гинзбург, B.C.Барахов). Одним из вариантов обнаружения «гена» портретирования становится рассмотрение литературного портрета в его тождественном отношении к очерку (В.И. Кудряшова, Л.П. Гроссман). Таким образом, представленное многообразие точек зрения на жанровую сущность литературного портрета, свидетельствует о сложности выделения единого дефиниционного прочтения исследуемой формы литературно-критической рефлексии.

При этом авторы немногочисленных исследований критики конца XIX -первой половины XX века опираются, как правило, на признанные критические тексты. Подобный аспект исследования справедлив в определении общего модуса развития литературно-критической мысли указанного периода. Именно ведущие критики определяют общие тенденции развития литературно-критической мысли, осуществляют новаторские достижения, которые затем будут усвоены и развернуты критиками второго и третьего рядов.

Таким образом, актуальность исследования продиктована отсутствием работ, систематизирующих дефиниционные жанровые признаки литературного портрета, и недостаточной изученностью вопроса о жанровой доминанте исследуемой формы литературно-критической рефлексии.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью комплексного подхода к изучению жанрово-стилевого и типологического своеобразия литературного портрета, его жанровой доминанты, которая, в свою очередь, обусловливает оригинальность и

самобытность этого жанра.

Наше обращение именно к данному критическому разделу литературоведческой науки продиктовано своеобразием самого способа литературно-критического мышления портретиста, которое определяется социальным предназначением критики, диалогической природой критического суждения, его адресованностью писателю и читательской 13

аудитории .

Актуальность диссертации связана с необходимостью изучения интерпретационных и коммуникативных стратегий критиков-портретистов обозначенного периода, а также с особой продуктивностью и востребованностью жанра литературного портрета (доказательством этому служат многочисленные рубрики «Литературный портрет», «Штрихи к портрету» и другие в «толстых» литературно-художественных журналах и

литературных газетах).

Научная новизна диссертации обусловлена ее актуальностью: впервые

в герменевтико-онтологическом и сопоставительном аспектах изучено и

выявлено жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX - первой

половины XX века. Как показывает проведенный анализ литературных

портретов В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И. Айхенвальда и

В.В.Набокова, в основе типологии жанровых модификаций литературного

портрета указанного периода лежит концепция личности портретируемого.

Избранные нами критики не только воспроизводили облик

портретируемых, но создавали соответствующие разновидности жанра

литературного портрета в соответствии с разработанной ими концепцией

г'См подробнее: Борев Ю.Б. Роль литературной критики в художественном процессе [Текст]/Ю.Б. Борев -M., 1979; Штейнгольд A.M. Диалогическая природа литературной критики [Текст]/А.М. Штеингольд//1 ус. литература. - М., 1988. - №1 - С. 60-78.

личности портретируемого (писателя, поэта, общественного деятеля). Данная концепция организует сюжетостроение литературного портрета, а также отношения между автором и портретируемым.

Кроме того, все жанровые признаки литературного портрета обусловлены концепцией личности портретируемого. При этом концепция личности портретируемого складывается из двух представлений о герое портрета:

а) представления о нем как о личности;

б) представления о нем как о творце (писателе, поэте, политике, общественном или культурном деятеле).

В одном случае автор портрета может акцентировать внимание на портретируемом как человеке, в другом - как профессионале в своей области, в третьем - синтезировать оба представления о портретируемом как человеке-творце. Следствием авторских интенций становятся соответствующие жанровые модификации литературного портрета.

Осмысление литературного портрета как самостоятельного жанрового образования позволило исследовать критико-эстетические и интерпретационные стратегии критиков-портретистов и выявить взаимосвязи типологического и феноменального в анализе персональных критических стратегий.

Материал исследования. Построение внутрижанровой типологии литературного портрета конца XIX - первой половины XX века требует привлечения значительного количества критических текстов, опубликованных в названный период; поэтому основным материалом исследования стали эстетически разнообразные книги ведущих критиков конца XIX - первой половины XX века: «Литературно-критические статьи и воспоминания» В.Г. Короленко (1898, 1902-1919), «Силуэты русских писателей» Ю.И. Айхенвальда (1906), «Записки писателя» Н.Д. Телешова (1925-1943), «Лекции по русской литературе» В.В. Набокова (1940-1941), относящиеся к периоду расцвета жанра литературного портрета. Об этом

свидетельствуют портреты писателей, поэтов, общественных и политических деятелей, созданные также в эту эпоху Д.С. Мережковским («Л.Толстой и Достоевский», 1901-1902; «Лермонтов - поэт сверхчеловечества»14);

A.В.Луначарским («Этюды критические и полемические»ь); А.К. Воронским

(«Литературные портреты» (1928-1929)); И.Ф. Анненским («Книга

отражений», «Вторая книга отражений»16); М. Горьким («В.И. Ленин»,

«А.П.Чехов», «Лев Толстой» (1919), «A.A. Блок»17); К.И. Чуковским

18

(«Чехов», «Гарин», «Куприн», «Горький», «Маяковский» , «Андреев большой и Андреев маленький»19 (1908)) и другими.

Принцип отбора выбранных критиков-портретистов подчинен задаче исследования эволюции жанра литературного портрета от разновидности мемуаристики к оформлению жанровой самостоятельности, а также рассмотрению формирования его жанровой типологии.

Мы полагаем, что, во-первых, критическое творчество В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И. Айхенвальда и В.В. Набокова представляет собой такую форму бытования литературной критики, которая наиболее остро почувствовала новые критико-эстетические и жанровые тенденции, проявившиеся на рубеже XIX-XX веков и в первой половине XX века. Во-вторых, именно в созданных В.Г. Короленко, Ю.И. Айхенвальдом,

B.В.Набоковым и Н.Д. Телешовым литературных портретах наиболее полно реализовались атрибутивные особенности жанра литературного портрета, обусловленные концепцией личности портретируемого как жанровой доминантой портрета. В-третьих, выбор данного ряда критиков был связан с

'"Мережковский Д.С. «Лермонтов - поэт сверхчеловечества» [Текст]/Д.С.Мережковский // И.Е. Каплан, П.Г.Пустовойт. Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М.: Просвещение,

1994.-С. 170-177.

|:>См. подробнее: Михайлова М.В. Литературная критика: эволюция жанровых форм. [Текст]/О.В.Михайлова//Поэтика русской литературы конца XlX-начала XX века. Динамика жанра. - М., 2009.-С. 624.

"'Анненский И.Ф. Книга отражений. Вторая книга отражений [Электронный ресурс]//И.Ф. Анненский. -Режим доступа: http://annensky.lib.ru/otr.htm.

|7Горький М. Литературные портреты [Текст]//М.Горький. - М.: Молодая гвардия, 1963.

|8Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды [Текст]//К.И. Чуковский. — М.: Молодая гвардия, 1962. 19См. подробнее: Михайлова М.В. Литературная критика: эволюция жанровых форм. [Текст]/О.В.Михайлова//Поэтика русской литературы конца XlX-начала XX века. Динамика жанра. - М., 2009.-С. 629.

необходимостью привлечения в качестве материала идеологически и эстетически разнонаправленных критических суждений для исследования качественной трансформации и эволюции жанра литературного портрета. В-четвертых, поводом к выделению указанных критиков послужила общность критического мышления, нашедшая отражение в соответствующих критических методах.

Объектом диссертационного исследования явился литературный портрет в критике конца XIX - первой половины XX века.

Предметом изучения стали жанровые разновидности литературных портретов в литературно-критическом наследии В.Г. Короленко, Н.Д.Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова, в которых нашла отражение концепция личности портретируемого. Выбранный материал, предмет и аспект исследования определили его цель и задачи.

Цель диссертационной работы - выявить жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX - первой половины XX века. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, последовательно реализуемые в трех главах диссертации:

1. изучить существующие теоретико-методологические парадигмы, связанные с дефиниционным прочтением жанра литературного портрета;

2. обосновать самостоятельность жанра литературного портрета;

3. рассмотреть концепцию личности портретируемого как жанровую доминанту литературного портрета конца XIX - первой половины XX века;

4. выявить и раскрыть содержание и особенности воплощения концепции личности портретируемого в литературных портретах конца XIX -первой половины XX века (на примере критического наследия В.Г.Короленко, Н.Д.Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова);

5. обосновать типологию жанровых разновидностей литературного портрета конца XIX - первой половины XX века (на примере критического наследия В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В литературно-критическом мышлении, воплотившемся в критической практике конца XIX - первой половины XX века, обнаруживается тяготение к жанру литературного портрета. Помимо традиционной интерпретации литературной действительности в критических текстах проявляется опыт самоинтерпретации, авторской рефлексии.

2. Литературный портрет - это самостоятельный жанр критики, граничащий с мемуарной и очерковой литературой. Основное отличие литературного портрета от других жанров критики заключается в особой жанровой доминанте - концепции личности портретируемого. Концепция личности портретируемого обусловливает жанровые признаки литературного портрета и его типологические разновидности.

3. Литературно-критическая деятельность портретиста направлена на интерпретацию и оценку личности героя портрета в актуальных проявлениях как для времени создания (портреты В.Г. Короленко и Н.Д. Телешова), так и для самого критика, вне зависимости от контекстуального толкования в предшествующей критике (портреты Ю.И. Айхенвальда и В.В. Набокова).

4. Литературный портрет в конце XIX - первой половине XX века функционировал в трех основных жанровых модификациях: литературный портрет с элементами мемуаристики, литературный портрет-«силуэт», литературный портрет-лекция.

5. Персональные критические стратегии В.Г. Короленко, Н.Д.Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова демонстрируют функциональную и жанровую многогранность литературного портрета; отражают разные направления в осмыслении критиками конца XIX - первой половины XX века концепции личности и ее презентации в основных типах портретируемых героев.

Методологическая основа диссертации. В связи с актуализацией проблемы дефиниционного прочтения жанра литературного портрета в качестве методологической основы исследования привлекаются труды С.А.Венгерова, Л.П. Гроссмана, Д.Д. Благого, Д.С. Лихачева, Ю.Б. Борева,

В.Е. Хализева, B.C. Барахова, В.В. Перхина, И .Я. Мурзиной, В.П.Муромского, В.И. Плюхина, Н.В. Штейниковой, О.В. Марковой, М.В.Михайловой и других, позволяющие выявить эволюцию жанра литературного портрета, а также проследить динамику интерпретационных стратегий в литературно-критическом портретировании конца XIX - первой половины XX века.

Методологические принципы исследования обусловлены историко-типологическим методом, а также научными принципами, разработанными в фундаментальных трудах B.C.Барахова, В.В.Прозорова, В.В. Перхина, посвященных теории жанров литературной критики.

Методика исследования, на которой основывается данная работа, включает в себя анализ: словесного описания персонажа литературного портрета, сюжетно-композиционной структуры литературного портрета, способов выражения позиции критика-портретиста. Последовательность этапов анализа и выбор отдельных приемов обусловлены спецификой исследуемых литературных портретов.

Теоретическая и практическая ценность исследования определяется его вкладом в развитие представлений о феномене литературно-критической интерпретации в рамках жанра литературного портрета. В результате исследования была осмыслена жанровая доминанта литературного портрета конца XIX - первой половины XX века, позволяющая выявить типологию жанровых модификаций исследуемой формы литературно-критической рефлексии. Учет положений и выводов диссертационной работы создает предпосылку к целостному рассмотрению жанра, стиля, методологии и концепции литературного портрета.

Итоги проведенного исследования, с одной стороны, позволят расширить представление о тенденциях развития русской литературной критики конца XIX - первой половины XX века, способствовать изучению особенностей ее функционирования, осмыслению феномена многообразия методов и подходов, учитывающих достижения науки и искусства эпохи; с

другой - раскрыть жанрово-стилевое, концептуальное и типологическое своеобразие литературного портрета, который неизменно привлекает внимание критиков и читателей. Результаты научных изысканий могут найти применение в дальнейшем изучении жанра литературного портрета, особенностей литературной критики конца XIX - первой половины XX века и в учебном процессе: при чтении вузовских курсов по истории русской литературы и литературной критики конца XIX-первой половины XX века; в работе, в преподавании спецкурсов на филологическом и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения работы были изложены на международных, всероссийских и кафедральных конференциях в период с 2009 по 2011 год: «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Москва, 2009, 2010), «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Сибай, 2010), «Чеховские филологические чтения» (г. Улан-Удэ, 2010), ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, 2009, 2010, 2011), а также в статьях, вошедших в журналы и сборники научных трудов: «Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы VIII Международной научно-практической конференции» (г. Москва, 2009), «Судьба жанра в литературном процессе» (г. Иркутск, 2010), «Вестник Бурятского государственного университета» (г. Улан-Удэ, 2010, 2011), «Актуальные проблемы современной науки и образования. Филологические науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. T.V.» (г. Сибай, 2010), «Мир науки, культуры и образования. Экология. Культура. Филология. Искусствоведение. Педагогика. Психология. №4 (23), II часть» (г. Горно-Алтайск, 2010).

По теме работы опубликовано 6 статей, в том числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК России.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русской литературы в ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационная работа посвящена исследованию жанрового своеобразия литературного портрета конца XIX - первой половины XX века. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.01. - русская литература (филологические науки), пунктам 5, 9 области ее исследования.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 163 страницы. Список использованной литературы включает 160 наименований.

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ КАК ЖАНР КРИТИКИ.

1.1. Литературный портрет: современное состояние изучения.

Интенсивное развитие современного историко-литературного процесса требует от науки о литературе более глубокого и вдумчивого исследования жанра литературного портрета. Такие исследователи, как B.C. Барахов,

A.И.Белецкий, И.Р. Семенечук, М.И. Андроникова, Н.В. Николаева,

B.Смирнова и другие, обращаясь в своих работах к проблеме литературного портрета, подчеркивают ее методологическую значимость, актуальность,

способность этого жанра давать образ мира, в слове явленный, «обобщенную

^ 20

модель реальных процессов и явлении» .

Так, В. Смирнова считает, что «портрет - одна из труднейших задач и в живописи, и в литературе»21, а Б. Галанов утверждает, что, «говоря о

портрете, можно подойти к самым острым и актуальным проблемам

22

литературы» . Литературоведы верно отмечают теоретическую и практическую значимость рассматриваемого в данной работе жанра. На наш взгляд, с помощью такой формы критической рефлексии, как литературный портрет, читательская аудитория имеет возможность не только познакомиться с оригинальной трактовкой личности и творчества писателя, но и постичь некоторые особенности литературного процесса определенной культурно-исторической эпохи, представленные в портрете под углом зрения актуальных проблем.

Несмотря на то, что в русской критике история портретирования берет свое начало с биографии И.Ф. Богдановича, написанной Н.М. Карамзиным («Вестник Европы», 1803, № 9 - 10)23, изучение этого жанра началось достаточно поздно - с 60-90-х годов XIX века, когда в критике назрела

20Велиев И.О. Литературный портрет: его функция и типология [Текст]/И.О. Велиев. - Баку: Элм, 1986. -

C.7.

"''Смирнова В. Современный портрет (статьи) [Текст]/В. Смирнова. - М.: Сов. писатель, 1964. - С.336.

"Галанов Б. Живопись словом [Текст]/ Б. Галанов. - М.: Сов. писатель, 1974. - С. 40. "'Цвайг Г.М. Биография в некрасовском «Современнике» [Текст]/Г.М. Цвайг//Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX в. - Пермь, 1978.

необходимость осмысления накопившегося литературно-критического материала. Одним из первых к поэтике литературного портрета обратился В.Г. Белинский. Он утверждал, что «уметь списать верно портрет есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все»24. В этом высказывании великого критика четко сформулирован взгляд на вопрос о соотношении сходства реальной личности - героя портрета и его «портрето-образа».

Однако наиболее ценным, по нашему мнению, является определение Белинским мастерства портретиста, состоящего в раскрытии внутреннего

25

облика писателя, в изображении «души оригинала» . С этим утверждением можно только согласиться. Во всяком случае, мы не обнаружили такого дефиниционного прочтения жанра литературного портрета, в котором не утверждалась бы значимость духовного мира воссоздаваемой личности.

Взгляды В.Г. Белинского развивает современный исследователь литературного портрета B.C. Барахов. В своей книге «Литературный портрет. (Истоки, поэтика, жанр)»" он формулирует положение о том, что «литературный портрет по своей эстетической структуре явление сложное, которое отнюдь не сводится к достижению внешнего сходства копии и оригинала, ибо в нем специфическими средствами осуществляется художественное познание человека. И не только познание избранной художником натуры, но и самопознание самого художника, творца

27

портрета» (здесь и далее курсив наш - O.A.). Нам близки суждения Барахова, поскольку мы полагаем, что литературный портрет способен выступать не только в качестве определенной формы критической рефлексии, но и как научное и историко-документальное исследование жизни какой-либо выдающейся личности.

Кроме того, мы утверждаем, что в литературном портрете наблюдается синтез таких форм когнитивной (познавательной) деятельности человека, как

24Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. [Текст]/В.Г. Белинский. - М., 1966. - Т. 10. - с. 303 - 304. См. об этом подробнее в ст.: Гутман Л. Белинский о портрете [Текст]/Л. Гутман//Искусство. - М., 1948. - № 5.

2:>Там же.

26Барахов B.C. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр) [Текст]/В.С.Барахов. - Л.: «Наука», 1985.

27Там же - С. 12.

познание (портретист постигает особенности личности портретируемого) и самопознание (сквозь призму изображения личности своего героя автор портрета отображает в своем критическом размышлении особенности собственного взгляда на мир, эпоху, личность). Следовательно, портрет с точки зрения его создателя является еще и возможностью представить читателю субъективное видение литературного процесса в целом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Айкашева, Ольга Анатольевна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азбукин В.Н. Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX века [Текст]/В. Н. Азбукин. - Казань, 1989.

2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей [Текст]/Ю.И. Айхенвальд. -М.: Республика, 1994.

3. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика [Текст]/Аксаков К.С., Аксаков И.С. - М.: Современник, 1981.

4. Алтынбаева Г.М. Литературная критика А.И.Солженицына: проблемы, жанры, стиль, образ автора: автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст]/Г.М.Алтынбаева. - Саратов, 2007.

5. Андроникова М.И. От прототипа к образу. [Текст]/М.И. Андроникова. -М., 1974.

6. Балтрушайтис Ю.Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей [Текст]/ Ю.Ю. Балтрушайтис // Золотое руно. -М., 1906. - № 11-12.

7. Барахов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика [Текст]/В. И. Барахов, А. Г. Бочаров, Ю. И. Суровцев. - М.: Высшая школа, 1982.

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]/М.М.Бахтин - М.: Художественная литература, 1975.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]/М.М.Бахтин -М.: Художественная литература, 1986.

10. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. [Текст]/В.Г. Белинский. - М., 1966. - Т. 10. - с. 303 — 304. См. об этом подробнее в ст.: Гутман Л. Белинский о портрете [Текст]/Л. Гутман//Искусство. -М., 1948. - № 5.

11. Благой Д. Художник в науке (от Кантемира до наших дней) [Текст]/Д.Благой. - М., 1973. - Т.2.

12. Большая советская энциклопедия [Текст]/под. ред. А. М. Прохорова. В 30т.-Т. 8.-М., 1972.

13. Борев Ю.Б. Эстетика [Текст]/Ю. Б. Борев. - М.,1988.

14. Борев Ю.Б. Роль литературной критики в художественном процессе [Текст]/Ю.Б. Борев. - М., 1979

15. Бройтман С.Н. Историческая поэтика [Текст]/С.Н. Бройтман. - М., 2001.

16. Велиев И.О. Литературный портрет: его функция и типология [Текст]/И.О.Велиев. - Баку: Элм, 1986.

17. Венгеров С.А. Речь 1909 г.

18. Виноградов В.В. О языке художественной литературы [Текст]/В.В.Виноградов. - М., 1959.

19. Волошин М. Лики творчества [Текст]/М. Волошин. - Л., 1988.

20. Воронский А. Искусство видеть мир: Портреты. Статьи [Текст]/А.Воронский. - М., 1987.

21. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Текст]/Х.-Г. Гадамер. -М., 1988.

22. Гайдукова И.Б. Короленко о человеке и обществе [Текст]/И.Б. Гайдукова. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 2002.

23. Галанов Б.Я. Живопись словом. [Текст]/Б.Я. Галанов. - М.: Советский писатель, 1974.

24. Галанов Б.Я. Искусство портрета. [Текст]/Б.Я. Галанов. - М.: Советский писатель, 1967.

25. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль [Текст]/ Н.К.Гей. -М., 1975.

26. Глушкова Н.Б. Паломнические «хожения» Б.К. Зайцева: Особенности жанра: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. [Текст]/Н.Б. Глушкова. - М., 1999.

27. Говорухина Ю.А. Русская литературная критика на рубеже XX - XXI веков: автореф. дисс. ... доктора филол. наук [Текст]/Ю.А. Говорухина -Томск, 2010.

28. Голиков В.Г. Имманентная критика [Текст]/В.Г. Голиков//Вестник знания. -М., 1914. - № 4.

29. Голубкова A.A. Три подхода к двум жанрам критики [Текст]/А.А.Голубкова//Вестник МГУ, серия 9. Филология. № 2. - 2004.

30. Горшков А. И. Русская словесность [Текст]/А.И. Горшков. - М.: Просвещение, 1996.

31. Горький A.M. //Литературные портреты. - М.: Молодая гвардия, 1963.

32. Гречнев В.Я. Своеобразие «Литературных портретов» Горького. (Воспоминания о писателях): дис. ...канд. филол. наук. [Текст]/В.Я. Гречнев. -Л., 1963.

33. Гречнев В.Я. Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького. [Текст]/В.Я. Гречнев. - М. - Л., 1964.

34. Грифцов Б. Метод Айхенвальда [Текст]/Б. Грифцов// Русская мысль. -М., 1913. -№ 11.

35. Гроссман Л.П. Жанры художественной критики [Текст]/ Л. П. Гроссман // Искусство. - М., 1925. - №2.

36. Гроссман Л.П. Цех пера. [Текст]/Л.П. Гроссман. - М., 1930.

37. Дмитриев А.П. «Портрет в церковной проповеди как литературно-критический жанр (О «поучениях» архиепископа Никанора (Бровковича)» [Текст]/А.П. Дмитриев//Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика: Сб.ст. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

38. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль [Текст]/Б.Ф. Егоров. - Л.: Советский писатель, 1980.

39. Егорова А. В. Лекция В. Набокова о Ф.М. Достоевском: особенности жанра и стиля. [Текст]//А.В. Егорова//Мир науки, культуры, образования. -№6,-4.2.-Декабрь, 2010.

40. Елина Е.Г. Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов [Текст] /Е.Г. Елина. - Саратов, 1994.

41. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов [Текст]/И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. - Ростов н / Д.: Феникс, 2002.

42. Есаков А.Д. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] /А.Д. Есаков // М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989.

43. Желтова Н.Ю. Портрето-образы в критике Е.И.Замятина [Текст]/Н.Ю.Желтова // Русский литературный портрет и рецензия в XX веке. Концепции и поэтика: Сб. статей и материалов. - Редактор-составитель В.В.Перхин. - СПб, 2002.

44. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика [Текст]/В.М.Жирмунский. - Л., 1977.

45. Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. [Текст]/Б.К. Зайцев. - М., 2000.

46. Затеева Т.В. «Народнический роман. Концепция личности и способы ее изображения»: дисс. ...доктора филол. наук [Текст]/Т.В. Затеева. -М.: 1998.

47. Захаров Е.Е. Литературная критика и проблемы художественного восприятия [Текст]/Е.Е. Захаров//Проблемы литературного диалога: Сб. науч. трудов. - Саратов, 2002.

48. Захаров Е.Е. О «синтетическом» методе интерпретации художественного текста. («Двойник» Достоевского и «Нос» Гоголя в «отражениях» И.Ф. Анненского) [Текст]/Е.Е. Захаров//Литературоведение и журналистика. - Саратов, 2000.

49. Захаров Е.Е. Творчество Ф.М. Достоевского в русском литературно-критическом сознании: Автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст]/Е.Е.Захаров. - Саратов, 1999.

50. Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века [Текст]/В.Т. Захарова. - М., 1993.

51. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход [Текст]/В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. -М.: Флинта: Наука, 2002.

52. Злочевская A.B. Владимир Набоков и Юлий Айхенвальд [Текст]/А.В.Злочевская//Вестник Московского университета. - Серия 9. -Филология. - 2007. - №5.

53. Зуев Д.В. «Имманентная критика» Ю.И.Айхенвальда доэмигрантского периода: проблема писателя и читателя [Текст]/Д.В. Зуев. - М., 2006.

54. Иванова Т.Г. «Великий князь Константин Константинович как рецензент» [Текст]/Т.Г. Иванова//Русский литературный портрет и рецензия в XX веке: Концепции и поэтика: Сб.ст. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

55. История русской литературы: В 4 т. [Текст]. - Л., 1983. - Т.4.

56. Канторович В. Л. Очерк [Текст]/В.Л. Канторович//Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.

57. Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М.: Просвещение, 1994.

58. Касьянова Д. Литературные портреты писателей Серебряного века. [Электронный ресурс]//Д. Касьянова. - Режим доступа: www.relga.sfedu.ru/n44/cult44.htm.

59. Катанян В. О сочинении мемуаров [Текст]/В.О. Катанян//Новый мир, 1964. -№ 5.

60. Келдыш В.А. Русский реализм XX века [Текст]./В.А. Келдыш. - М., 1975.

61. Киреева И.В. Некоторые вопросы теории публицистики: К определению термина «художественно-документальный жанр» [Текст]/И.В. Киреева// Литературные связи и традиции. - Горький, 1976.

62. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии/под общ. ред. Н.Г. Мельникова [Текст]. -М.: «Новое литературное обозрение», 2000 г.

63. Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 1920-30-х гг. Сборник научных трудов: В 2 ч. [Текст]/отв. ред. и сост. Петрова Т.Г. - М.: ИНИОН РАН, 2005 - 2006.

64. Колмаков Б.И. Жанр литературного портрета в газете «Волжский вестник» [Текст] /Б.И.Колмаков //Критика и ее исследователь. - Казань, 2003.

65. Кондратович А.И. Призвание: Портреты, воспоминания, полемика [Текст]/А.И. Кондратович. -М., 1987.

66. Коновалов В.И. Метод литературной критики [Текст]/В.И.Коновалов//Проблемы теории литературной критики. - М., 1980.

67. Коньков В.И. Литературный портрет как художественный образ (на примере очерка Ю.И. Айхенвальда «Валерий Брюсов» [Текст]/В.И.Коньков//Русский литературный портрет и рецензия в XX веке. Концепции и поэтика. Сборник статей и материалов. - СПб, 2002.

68. Конрад Н. Запад и Восток [Текст]/Н. Конрад. - М., 1972.

69. Короленко В.Г. Собрание сочинений: в 5 т. - Т. 5. [Текст]/В.Г. Короленко -М.: «Правда», 1953.

70. Кочергина И.В. В.Г. Короленко и литературная критика и журналистика конца XIX века: дисс. ... канд. филол. наук [Текст]/И.В. Кочергина. - М., 1997.

71. Кочеткова А.А. К.И. Чуковский - литературный критик 1900-1910-х гг.: дисс...канд. филол. наук [Текст]/А.А. Кочеткова. - Саратов, 2004.

72. Кранихфельд В. О критике и критиках [Текст]/В. Кранихфельд// Современный мир. - 1911. - № 8.

73. Краткая литературная энциклопедия [Текст] - М.: 1968. - Т. 5.

74. Крейд В. О Ю. Айхенвальде [Текст]/В. Крейд//Силуэты русских писателей. -М.: Республика, 1994.

75. Критика первой четверти XIX века [Текст]/Сост., вступ.ст., преамбулы и примеч. М.Л. Майофис, А.Р. Курилкина. - М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во ACT», 2002.

76. Критика 40-х гг. XIX века [Текст]/Сост., вступ.ст., преамбулы и примеч. Л.И.Соболева. - М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во ACT», 2002.

77. Критика 50-х гг. XIX века [Текст]/Сост., вступ.ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. - М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во ACT», 2002.

78. Критика 60-х гг. XIX века [Текст]/Сост., вступ.ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. - М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во ACT», 2003.

79. Критика начала XX века [Текст]/Сост., вступ.ст., преамбулы и примеч. Е.В. Иванова. - М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во ACT», 2002.

80. Критика русского зарубежья: В 2-х ч. [Текст]. - М., 2002.

81. Кулешов В.И. История русской критики XVIII - начала XX в. (до 1917 года): Методич. указания для студентов отделения рус. филологии [Текст]/В.И. Кулешов. - Казань, 1985.

82. Куприяновский П.В. Проблемы изучения художественно-документальной литературы [Текст]/П.В. Куприяновский//0 художественно-документальной литературе. - Иваново, 1972.

83. Кучина Т.Т. Творчество В. Набокова в зарубежном литературоведении: Автореф. дис. ...канд. филол. наук [Текст]/Т.Т. Кучина. - МГУ-М., 1996.

84. Лаврецкий Л.А. Эстетические взгляды русских писателей [Текст]/Л.А.Лаврецкий. - М., 1963.

85. Лахно С.Н. Жанры русской литературной критики первой четверти XIX в. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст]/С.Н. Лахно. - Харьков, 1990.

86. Левицкий Л.А. Мемуары [Текст]/Л.А. Левицкий//Краткая литературная энциклопедия. Т.4.-М.,1968.

87. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. [Текст]/Н.Л. Лейдерман. - Свердловск, 1982.

88. Литературная Энциклопедия терминов и понятий [Текст]//под ред. А.Н.Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001.

89. Лихачев Д.С. Человек и литература Древней Руси [Текст]/Д.С. Лихачев. -М„ 1970.

90. Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Текст]/Ю.М. Лотман. -М., 1970.

91. Луначарский А.В. Собрание сочинений: В 8 т. [Текст]/А.В. Луначарский. -Т.7. - М., 1967.

92. Луначарский А.В. «В зеркале Горького» [Текст]/А.В. Луначарский//Собр.соч.: В 8 т. - Т.2.

93. Маркова О.В. Мемуарный портрет [Текст]/О.В.Маркова//Литературный портрет в системе биографических жанров. - Хабаровск: 2008.

94. Мезенцев М.Т. Литературный портрет как жанр критики: Филологические этюды. Журналистика. [Текст]/М.Т. Мезенцев. - Ростов н/Д. - 1971. - вып.1.

95. Мисонжников Б.Я. Литературный портрет в «Новой Цюрихской газете» (Соотношение содержательных и формальных элементов текстообразования) [Текст]/Б.Я. Мисонжников // Русский литературный портрет и рецензия в XX веке. Концепции и поэтика: Сб.статей и материалов. - СПб, 2000.

96. Михайлова М.В. Литературная критика: эволюция жанровых форм [Текст]/О.В. Михайлова//Поэтика русской литературы конца Х1Х-начала XX века. Динамика жанра. - М., 2009.

97. Михайловский Н.К. Кое-что о Чехове [Текст]/Н.К. Михайловский//История русской литературной критики. - М.: Высшая школа, 2002.

98. Михайловский Н.К. Об отцах и детях и о г-не Чехове. Кое-что о Чехове [Текст]/Н.К. Михйловский//История русской литературной критики. - М.: Высшая школа, 2002.

99. Мурзина И.Я. Творчество Ю.И.Айхенвальда в дооктябрьский период: особенности мировоззрения и литературно критики: автореф. дисс. ...канд. филол. наук [Текст]/И.Я. Мурзина. - Челябинск, 1995.

ЮО.Муриня М.А. А.П. Чехов в русской критике и культурном сознании начала XX в.: (1900-1917 годы): автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст]/М.А. Муриня. - СПб., 1992.

101. Муромский В.П. Русская советская литературная критика (Вопросы истории, теории, методологии) [Текст]/В.П. Муромский. - Л., 1985.

102. Муромский В.П. Из наблюдений над особенностями развития литературно-критических жанров (Советский период) [Текст]/В.П.Муромский//Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика. -Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

103. Набоков В. Злой гений. / Интервью вел Э. Тоффлер (пер. А.Липатов) [Текст]/В. Набоков// Playboy Россия. - М., октябрь 2007г. - С. 100-101.

104. Набоков В.В. Лекции по русской литературе [Текст]/В.В. Набоков/Упер, с англ.-М.: Издательство Независимая газета, 1998.

105. Набоков В.В. О хороших читателях и хороших писателях [Текст]/В.В.Набоков//Лекции по зарубежной литературе. - М., 1998.

106. Набоков В.В. Собр.соч. русского периода: В 5 т. [Текст] /В.В.Набоков. - СПб. - 2003. - Т.5.

107. Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература конца XIX - начала XX века [Текст]/Л.Н. Назарова. - Л., 1979.

108. Наркирьер Ф.С. От Роллана до Моруа: Этюды о французских писателях [Текст]/Ф.С. Наркирьер. - М., 1990.

109. Новейший философский словарь [Текст]// сост. А. А. Грицанов. -Мн.: Изд. В. М.Скакун, 1998.

ПО. Обласова Т.В. Русская литературная критика рубежа XIX - XX веков (пути самопознания: религиозно-философское направление): дисс...канд. филол. наук [Текст]/Т.В. Обласова. - Тюмень, 2002.

111. Палиевский П.В. Роль документа в организации художественного целого [Текст]/П.В. Палиевский//Роль документа в организации художественной формы социалистического реализма. - М., 1971.

112. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х гг.: Критика общественное сознание эпохи [Текст]/В.В. Перхин. - СПб: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997.

113. Перхин В.В. «Открывать красоты и недостатки...». Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век [Текст]/В.В. Перхин. -СПб: «Лицей», 2001.

114. Петрова Т.Г. Литературная критика русской эмиграции первой волны (Современные отечественные исследования): Аналитический обзор [Текст]/Т.Г. Петрова//РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научно-информ. исслед. Отд. литературоведения. - М., 2010 г.

115. Писатель и критика. XIX век: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст]. - Куйбышев: Куйбышевский педагогический институт, 1987.

и

116. Писатели-критики. Материалы научно-теоретической конференции «Проблемы писательской критики». 26 - 28 мая 1987 г. [Текст]. -Душанбе: «ДОНИШ», 1987.

117.Плюхин В.И. Писательская критика Сибири: рецептивно функциональные аспекты регионально-исторического самосознания: дисс....доктора филол. наук [Текст]/В.И. Плюхин. - Томск, 2008.

118. Полонский В.В. О принципах построения истории русской литературы конца XIX - первой половины XX века. [Текст]/В.В. Полонский//Известия РАН. Серия литературы и языка. - М., 2009. - Т.68. - №4. - С. 11-17.

119. Проблемы писательской критики: сборник научных трудов [Текст]. -Душанбе: Таджикский гос.ун-т, 1987.

120. Прозоров В.В., Милованова О.О. и др. История русской литературной критики [Текст]/В.В. Прозоров, О.О. Милованова. - М.: Высшая школа, 2002.

121. Прозоров В.В. Критика литературная [Текст]/В.В. Прозоров//Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001.

122.Риппинг М. Литературная критика Ю.И.Айхенвальда периода эмиграции: дисс. ... канд. филол. наук [Текст]/М. Риппинг. - Иваново, 2003.

123. Розанова Л. А. Некоторые вопросы развития художественно-документальной литературы и общей теории реализма [Текст]/Л.А. Розанова//Художественно-документальная литература: История и теория. -Иваново, 1984.

124. Русская литературная критика 70-80 гг. XIX века [Текст]. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1986.

125. Русская литература конца XIX - начала XX века: 1901-1907 [Текст]. -М., 1971.

126. Савельева Е.С. «История моего современника» В.Г.Короленко: художественное своеобразие: дисс...канд. филол. наук [Текст]/Е.С. Савельева - Ростов-на-Дону, 2009.

127. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки [Текст]/Ш.О. Сент-Бев. -М., 1970.

128. Сивогривова A.A. Литературный портрет [Текст]/А.А. Сивогривова/Юсновы литературной критики: Пособие по факультативному курсу для студ-в филол. факультетов - Ростов н/Д, 1975.

129. Сидихменова Т.П. Проблема автора и читателя в литературной критике В.Г.Короленко [Текст]/Т.И. Сидихменова. - Томск, 1993.

130. Славин Л. Портреты и записки. [Текст]/Л. Славин. - М.: 1965.

131. Смирнова В. Современный портрет (статьи) [Текст]/В. Смирнова. - М.: Советский писатель, 1964.

132. Соколов А.Н. Теория стиля [Текст]/А.Н. Соколов. - М., 1958.

133. Стадников Г. О специфике писательской литературной критики [Текст]/Г. Стадников//Зарубежная литературная критика. - Л., 1985.

134. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе [Текст]/Ю.В. Стенник//Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. - Л., 1974.

135. Страхов H.H. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». [Текст]/Н.Н. Страхов//Критика 60-х гг. XIX века.[Текст]/Сост., вступит, ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева,- М.: ООО "Издательство «Астрель»: «Издательство «ACT», 2003.

136. Струве Г. Творчество Сирина [Текст]/Г. Струве/Л^оссия и славянство. -Париж, 1930. - 17 мая.

137. Струве Г. В. Набоков, каким я его знал и каким вижу теперь (подготовка текста, комментарии и перевод М. Э. Маликовой) [Текст]/Г. Струве//Русская литература. - 2007. - №1. - С. 236 - 257.

138. Судьбы русского реализма начала XX века [Текст]. - Л., 1972.

139. Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. [Текст]/И.Н. Сухих. - Л., 1987.

140. Сухих И.Н. Книги 20 в.: русский канон: Эссе [Текст]/И.Н. Сухих. - М.: Независимая Газета, 2001.

141.Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе [Текст]/Е.Б. Тагер. - М.: Советский писатель, 1988.

142. Телешов Н.Д. Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. [Текст]/Н.Д.Телешов. -М.:1956.

143. Тихомиров В.В. Русская литературная критика середины XIX в.: теория, история, методология [Текст]/В.В. Тихомиров. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010.

144. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст]/Б.В. Томашевский. - М., 1996.

145.Трыков В.П.Французский литературный портрет XIX века [Текст]/В.П. Трыков. - М., 1999.

146. Уртминцева М.Б.Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX в. Генезис, поэтика, жанр: Монография [Текст]/М.Б. Уртминцева. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.

147.Хализев В.Е. Интерпретация и литературная критика [Текст]/В.Е. Хализев//Проблемы теории литературной критики. - М., 1980.

148. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы [Текст]/М.Б. Храпченко. - М., 1970.

149.Цвайг Г.М.Биография в некрасовском «Современнике» [Текст]/Г.М. Цвайг//Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX в.-Пермь, 1978.

150. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) [Текст]/Л.В. Чернец. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1982.

151. Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. [Текст] /З.Шаховская. -М.: «Книга», 1991.

152. Штейнгольд A.M. Диалогическая природа литературной критики [Текст]/А.М. Штейнгольд//Рус. литература. - М.,1988.-№1.

153. Штейникова Н.В. Жанр литературного портрета в творчестве В.Ходасевича: дисс... канд.филол.наук [Текст]/Н.В. Штейникова. Астрахань, 2006.

154. Шульман М. Набоков, писатель//Постскриптум. Вып. 1(6), 1997 // под ред. Аллоя В., Вольтской Т. и Лурье С - Спб.: Феникс, 1997. - [Электронный

ресурс]// М.Шульман - Режцм доступа: www. vavilon. ru / metatext / ps6 / shulmanô / html#com73#com73.

155. Эйдинова В. Стиль художника: Концепция стиля в литературной критике 20-х гг. [Текст]/В. Эйдинова. - М.: Художественная литература, 1991.

156. Эйхенбаум Б. Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей [Текст]/Б.Ю. Эйхенбаум//Русская мысль. 1913. - № 9. - Отд. II.

157. Эльсберг Я.Е. Индивидуальные стили и вопросы их историко-теоретического изучения [Текст]/Я.Е. Эльсберг. - Теория литературы. В 3-х томах. - Т.З. - M., 1965.

158. Энциклопедия русской литературы: «Новый диск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nd.ru.

159.Яркова A.B. «Б.К. Зайцев об И.С.Тургеневе: Черты поэтики литературного силуэта» [Текст]/А.В. Яркова// Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика: Сб.ст. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

160. Яркова A.B. Жанровое своеобразие творчества Б.К.Зайцева 1922-1972 годов. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. Монография [Текст]/А.В. Яркова. - СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.