Французский импрессионистический литературный портрет тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Климанова Светлана Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат наук Климанова Светлана Александровна
Введение
Основная часть
Глава 1. Импрессионистическая критика и жанр литературного портрета в
творчестве Жюля Леметра
§ 1.1 Импрессионизм и импрессионистическая критика. Жюль Леметр
родоначальник импрессионистической критики во Франции
§ 1.2. Поэтика литературного портрета в книге Ж. Леметра «Современники: этюды и литературные портреты»
Глава 2. Импрессионистический литературный портрет в творчестве
символистов (П. Верлен и Р. де Гурмон)
§ 2.1 «Символистская критика» и «Проклятые поэты» П. Верлена
§ 2.2 Поэтика «Книги масок» Р. де Гурмона
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Жанр литературного портрета в творчестве Андре Моруа2006 год, кандидат филологических наук Попова, Александра Витальевна
Жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX - первой половины XX века2012 год, кандидат наук Айкашева, Ольга Анатольевна
Жанр художественной биографии в творчестве А. Н. Варламова2020 год, кандидат наук Частных Валерий Владимирович
Портрет в автобиографической прозе художников первой половины XX века2023 год, кандидат наук Олюнина Маргарита Владимировна
Беллетризованные биографии В.П. Авенариуса "Пушкин" и "Михаил Юрьевич Лермонтов": история, теория, поэтика жанра2004 год, кандидат филологических наук Казанцева, Галина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Французский импрессионистический литературный портрет»
ВВЕДЕНИЕ
В современном литературоведении не ослабевает интерес к художественно-документальным жанрам (путевым запискам, мемуарам, биографиям, литературным портретам, автобиографиям и т.д.), о чем свидетельствует значительное количество публикаций, появившихся в последнее время1. Заметное место в системе художественно-документальных жанров занимает литературный портрет.
У истоков изучения литературного портрета в отечественном литературоведении стоялЕ.Б. Тагер. В своей статье «Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького» (1960) ученый рассматривает литературный портрет в качестве самостоятельного жанра, отграничивая его от приема создания образа в литературе. Автору портрета, по мнению исследователя, необходимо выделить устойчивые черты изображаемой личности, т.е. обрисовать определенный типаж, манеру поведения - типичное в индивидуальном, характерное для каждого отдельного персонажа - рассказать не столько о выдающихся событиях жизни героя, сколько о свойственном ему типе жизненного поведения. Такой принцип «реалистической типизации, т.е. такого художественного обобщения, которое
:Уртминцева М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины Х1Х века: генезис, поэтика, типология: Дисс.... д. филол. н. - Н. Новгород, 2005. - 322 с.; Беглые взгляды: Новое прочтение русских травелогов первой трети XX века. Сборник статей / Пер. с нем. - М., 2010. - 400 с.; Ощепков А.Р. Образ России во французских путевых записках XIX века: Монография. - М., 2010. - 427 с.; Анохина А.В. Поэтика факта в прозе Р. Мерля о современности: Дисс... к. филол. н. - М., 2015. - 211 с.; Трыков В.П. Биографическая проза Ромена Роллана: «Жизни великих людей», «Пеги»: Монография. - М., 2016. - 152 с.; Ромашкина М.В. Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М.Ю. Лермонотов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр): Дисс.. к. филол. н. - М. 2016. - 182 с.; Шуринова Н.С. Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»): Дисс.. к. филол. н. - М., 2017. - 180 с.; Белова Е.К. Особенности жанра литературной биографии в современной отечественной литературе (на примере произведения З. Прилепина «Леонид Леонов: «Его игра была огромна»): Общество. Наука. Инновации: сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах. - Киров, 2018. - С. 217-219; Гуманова Т.С. Образ Диккенса в английской биографической прозе XIX-XXI веков: Дисс.. к. филол. н. - М., 2019. -201 с.; Brichler C. La biographie à la frontière de l'histoire et de la fiction: Stefan Zweig (1881-1942): thése de doctorat. - Metz, 2010. - 418 р.; Haffen A. Fiction autobiographique et biographies imaginaires dans l'oeuvre d'Anthony Burgess: thése de doctorat - Paris, 2010. - 412 р.; Valasto O-M. Biographie et mythobiographie de soi : l'imaginaire de la souffrance dans l'écriture autobiographique: thése de doctorat - Montpellier, 2011. - 411 р.; Alabsi D. Naissance d'un myphe : Jeanne d'Arc dans l'oeuvre de Charles Péguy: thése de doctorat - Lyon, 2012. - 312 р.. 2Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. - М.,1988. - 512 с.
неотделимо от индивидуализированного изображения человека»3, Е.Б. Тагер называет «портретностью» и подчеркивает: «Портретность» есть та общая предпосылка, на почве которой возможно появление особого жанра -литературного портрета»4. Важнейшим жанрообразующим фактором исследователь называет художественное содержание, «особенно напряженную и интимную связь с отдельной личностью, со всем богатством неповторимо личного содержания человеческой жизни»5.
Литературный портрет отнесен Е.Б. Тагером к художественно-документальным жанрам: «Портрет - это прежде всего изображение конкретного лица, не вымышленного образа, созданного воображением художника, а единичной, «именованной» личности. С этим связана практическая «иконографическая» ценность портрета»6. Задачей автора-портретиста становится достоверность, правдивость - наиболее точное и верное изображение конкретной исторической фигуры, в этом заключается познавательное и культурно-
7
историческое значение жанра .
Ценность работы Е.Б. Тагера заключается в том, что, говоря о необходимости обобщений, типизации, выведении общих законов поведения героя литературного портрета, подчеркивании свойственных ему черт, исследователь выделяет наличие особой личной связи между автором и героем портрета и отмечает такие отношения как важнейший элемент его поэтики. Говоря об особенностях такого портрета, исследователь подчеркивает его отличительную черту - «бессюжетность», поясняя, что речь идет о «специфическом сюжете, который строится не на динамическом развитии вытекающих одно из другого событий, а на сложной связи чисто характеристических моментов»8. Исследователь называет такой художественный метод «системой «жестов»,
3Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. - М.,1988. - С. 138.
4 Там же. - С. 139.
5 Там же. - С. 379.
6 Там же. - С. 136.
7 Там же.
8 Там же. - С. 149.
начиная с жестов в собственном смысле слова и кончая деталями поведения и эпизодами, трактованными не динамически, не в качестве необходимых звеньев развивающегося действия, а характеристически, т.е. в роли своего рода выразительных «жестов» персонажа, раскрывающих его существо»9. Отсюда относительно небольшой (особенно по сравнению с биографией) объем литературного портрета.
Работа Тагера Е.Б. является началом исследования жанра. На материале литературных портретов М. Горького Тагер Е.Б. описал некоторые характерные жанрообразующие признаки литературного портрета («бессюжетность», небольшой объем, «поэтика жестов» и т.д.). Однако более обстоятельному анализу описываемый жанр исследователь не подвергает, он только намечает возможные пути изучения данного вопроса.
Первым основательным исследованием жанра литературного портрета в отечественном литературоведении стала докторская диссертацияВ.С. Барахова «Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр» (1985) . Продолжая начатое Е.Б. Тагером, В.С. Барахов на более широком материале отечественной литературы описал истоки и основные параметры этого жанра в русской литературе. Истоки жанра В.С. Барахов видит в «Житии протопопа Аввакума», в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина, в творчестве П.В. Анненкова-мемуариста и биографа, автора воспоминаний о Н.В. Гоголе («Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года»), в «Былом и думах» А.И. Герцена.
«Специфика словесного портрета, как и портрета в живописи, обуславливается прежде всего его прямой обращенностью к индивидуальности определенного лица», - утверждал В.С. Барахов11. Для исследователя литературный портрет - это «своего рода дополнение к биографии характеризуемого деятеля, которое расширяет наше представление о его жизни и
9 Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. - М.,1988. - С. 151.
10Бар ахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр: Дисс...д.филол.н. - Л., 1985. - 312 с.
"Там же. - С. 12.
деятельности «зримым» ощущением его образа, его неповторимого лица»12.
В.С. Барахов отмечал пограничный, художественно-документальный статус литературного портрета. Главная цель этого жанра, по мнению исследователя, «не информация, не передача известных автору сведений о данном лице, а построение его художественного образа», «за которым угадывается мир отдельной человеческой личности, ее жизнь, биография, преломленная через призму индивидуального восприятия художника»13.
В. С. Барахов намечает типологию литературных портретов, выделяя четыре типа произведений в этом жанре:
1) литературный портрет как жанр мемуарно-автобиографической литературы,
2) литературный портрет как документально-биографическое повествование о давно умершем историческом деятеле на документальной основе,
3) литературный портрет как жанр критики (творческий портрет),
4) литературный портрет как жанр научно-монографического исследования о творчестве деятеля литературы или искусства.
В.С. Барахов также отмечает стремление авторов-портретистов к циклизации очерков и пишет: «Каждый из литературных портретов в отличие от воспоминаний обычного рода нужно рассматривать не изолированно, не просто как дань уважения тому или иному современнику, а в тесной связи друг с другом, как выражение в специфической форме обобщенного представления о его личности, при котором он освещается не только как конкретная индивидуальность, но и как характерный представитель своего времени, среды, национальности»14. Исследователь неоднократно подчеркивает, что жанр литературного портрета синтетичен, он обобщает все знания портретиста о своем герое, показывает отношение к нему современников и самого автора.
12 Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр: Дисс...д.филол.н. - Л., 1985. - С. 306.
13 Там же. - С. 16.
14Там же.- С. 140.
Родоначальником жанра литературного портрета в русской литературе В. С. Барахов считает Герцена на том основании, что в «Былом и думах» «личный автобиографический опыт является только исходной позицией для создания завершенного в своей целостности произведения, в котором жизнь автора, его «духовная драма» так неразрывно переплетаются с образом времени, истории»15. Т.е., в сущности, речь идет не о рождении жанра литературного портрета как такового, а о возникновении в творчестве Герцена такой его разновидности, как реалистический литературный портрет.
Изучение жанра на материале современной русской литературыбыло продолжено О.В. Марковой в ее кандидатской диссертации «Современный литературный портрет и поэтика жанра» (1990)16 и вышедшей затем монографии
17
«Литературный портрет в системе биографических жанров» (2007) . Исследовательницаотмечала, что «В.С. Барахов опускает очень важные моменты, присущие литературному портрету как самостоятельному жанру: собственные способы воссоздания действительности и человека и соответствующую им особую художественную структуру»18. Кроме того, В.С. Барахов ограничился изучением лишь одной разновидности литературного портрета - мемуарно-автобиографической. В центре его внимания оказались литературные портреты М. Горького. «Причем, все внимание исследователя оказалось сосредоточенным на явлениях проблемно-тематического ряда»19.
О.В. Маркова говорит о литературном портрете как об особой художественной системе, в отечественной литературе формирующейся со второй половины XIX века и ставшей на рубеже XIX - XX вв. заметным явлением литературного процесса, «вобравшим в себя качества "биографического стиля",
15Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр: Дисс...д.филол.н. - Л., 1985. - С. 111.
16 Маркова, О.В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра): Автореф... к. филол. наук. -
Томск, 1990. - 19 с.
17Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров: монография. - Хабаровск, 2007. - 116 с.
18 Там же.- С. 9.
19Там же.
исследовательские начала очерка, "личные свидетельства мемуаров" и т.д.»20.
Важнейшим признаком жанра, по мнению исследователя, является «избираемый» им способ отражения мира. «Малый объем жанра не ориентирует портрет на полноту информации о том или ином существовавшем лице, на воспроизведение всего жизненного пути, что в свою очередь влияет на принципы отбора материала жанром, отчетливо расчленяя его на «знаемое», общеизвестное, что произносится в жанре скороговоркой или вообще остается «за кадром», но подразумевается, и к нему читатель отсылается с помощью «образов-упоминаний», - и «незнакомое», нечто принципиально новое о «давнем знакомце», что обычно и составляет содержание портрета, реализуясь в необычном ракурсе, неординарной трактовке или «идее» характера»21.
О.В. Маркова вслед за своими предшественниками различает жанр литературного портрета и жанр беллетризованной биографии, подчеркивая, что они не являются тождественными и взаимозаменяемыми, т.к. призваны выполнять разные задачи, однако, соглашается, что частое смешение терминов (биография и портрет) может свидетельствовать о близости жанров.
Литературный портрет исследователь определяет, как «сложное синтетичное образование, развивающееся на границе художественных и
документальных жанров, в тесном взаимодействии с собственно критическими
22
жанрами (статья, рецензия, обзор, эссе)»22. Основными признаками жанра автор диссертации называет «установку на подлинность», «ретроспективность в осмыслении личности и эпохи, открытость авторских оценок, опору на личные впечатления автора», возможное представление героя портрета на фоне эпохи, в «сопряжении с «другими» героями книги», а спецификой жанра, по мнению
20 Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров: монография. - Хабаровск, 2007. - С.8, 11.
21 Там же. - С. 109.
22 Маркова О.В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра): Дисс.... к.филол.н. - Томск, 1990. - С. 188.
автора, становится «индивидуализация» .
На материале русской литературы XX века О.В. Маркова показывает, что документальная основа жанра призвана определять достоверность и «узнаваемость» описываемого характера, однако ведущее положение в его структуре занимает сам «характер». Создаваемые образы могут быть подвержены метафоризации, потому что литературно-критический портрет часто становится реакцией на профессиональную критику, выносящую проблемы художественности за скобки. «В связи с этим критический портрет как бы берет на себя задачи эстетической критики. Обращаясь к отдельным явлениям литературного процесса, портрет способен добывать конкретные и первичные истины о прекрасном, которые позднее берут на вооружение критика и
24
литературоведение» .
Несмотря на проведенное обстоятельное изучение вопроса разграничения жанра литературного портрета и жанра биографии, проблема синтетичности структуры таких произведений, их близости как к биографии, так и к критическим очеркам оказалась неисчерпанной и продолжала волновать исследователей.
В настоящее время в литературоведении по-прежнему остро стоит вопрос о жанре литературного портрета, его структуре, поэтике, видоизменении в творчестве того или иного писателя. Долгое время исследователи спорили о необходимости выделения литературного портрета как особого вида биографического жанра, о его отделении от беллетризованной биографии, его структуре и поэтике25. Господствующий в данном вопросе плюралистический подход к изучению проблемы жанра литературного портрета обуславливает его дискуссионность и сложность. В последние десятилетия отмечается рост внимания к литературному портрету. Данное явление изучают, классифицируют,
23 Маркова О.В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра): Дисс... к.филол.н. - Томск, 1990. -С. 188.С. 17.
24 Цит. по: Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров: монография. - Хабаровск, 2007. -С. 111.
25 Уртминцева М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология: Дисс. .д.филол.н. - Н. Новгород, 2005. - С.4.
спорят о структуре жанра, его поэтике и задачах .
М.М. Бахтин указывал на тот факт, что большинство жанров поддаются «свободно-творческому переоформлению», однако подчеркивал: «творчески
27
свободное использование не есть создание жанра заново» . Выбор языковых средств и речевого жанра, по мнению ученого, автор произведения определяет, исходя из замысла («предметно-смыслового задания»), а также субъективного эмоционально-оценивающего отношения к нему.
Определение жанра как «представителя творческой памяти в процессе
28
литературного развития» также принадлежит М.М. Бахтину. Продолжая исследование этого вопроса, Н.Л. Лейдерман пишет: «В сознании читателя формируется культура жанрового восприятия, проще говоря — накапливается арсенал жанровых кодов (как типов художественных моделей мира и правил их расшифровки). В структуре любого жанра заложены сигналы, которые «принудительно», направленно ориентируют читателя на определенную модель
29
мира» .
Таким образом, «память жанра» - это своеобразная система знаков, сигналов, посредством которых в сознании читателя оживает представление о модели мира, жанровом каноне (архетипе, первообразе). «Память жанра» не тождественна копированию. «В принципе, жанр никогда не повторяется: оживая или актуализируясь, жанровый канон каждый раз воплощается в исторически своеобычной типологической разновидности, со-формной новому социальному и
30
культурному контексту» .
А.В. Яркова в своей кандидатской диссертации «Тургенев в творческом
26 См.: Ведищева Ю.В. О современном состоянии теории жанра литературного портрета // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 10.- С. 230-234; Рачкова Е.Е. Проблема возвращения к личности и творчеству в литературных портретах К.В. Мочульского // Известия Волгоградского гос. педагогического университета. - 2015. - № 5. - С. 244-248.
27Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963. - С. 183-184.
28Там же. - С. 142.
29 Лейдерман Н.Л. Теория жанра: Научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО. - Екатеринбург, 2010. - С. 85.
30 Там же. - С. 86.
сознании Б.К. Зайцева» (1999) поднимает вопрос размежевания литературного портрета и беллетризованной биографии, по ее мнению, проблемы жанровой специфики литературного портрета и художественно-документальной литературы в целом «до сих пор окончательно не решены», т.к. документальность «трактуется как достоверность и противопоставляется художественности как результату
32
вымысла» .
А.В. Яркова разделяет понятия художественности и вымысла, определяя художественность как «эстетическую значимость», «результат типизации и обобщения, результат отбора и творческого сочетания элементов, служащих для выражения авторской оценки изображаемых фактов»33, а, следовательно, элемент допустимый в художественно-документальной литературе (в отличие от вымысла). Вместе с тем исследователь разграничивает понятие документальности «в прямом значении» (научная и деловая литература, подлинные письма, дневники, воспоминания) и документальности «как средства или формы создания образа»34 (художественные биографии, очерки).
Указывая родственные черты жанра литературного портрета и биографии (документальная основа, общая цель - «создание целостного изображения индивидуальности человека»35, четко выраженное авторское отношения к герою произведения), А.В. Яркова отмечает, что литературный портрет может отличаться большей художественностью, нежели беллетризованная биография, что объясняется разностью поставленных задач. А.В. Яркова поясняет, что целью и литературного портрета, и биографии является наиболее полное отражение личности героя произведения, но особенностью биографии становится ее задача -описать процесс становления личности, этим же будет определена и хронологически последовательная структура художественного описания. В то
31Яркова А.В. И.С. Тургенев в творческом сознании Б.К. Зайцева: Дисс... к. филол. н. - СПб., 1999. - 194 с.
32Там же. - С. 17.
33Там же.
34Там же.
35 Там же. - С. 46
время как задачей литературного портрета является описание личности сформировавшейся, представляющей ценность именно в своей завершенности. Такую свойственную литературному портрету не придерживающуюся строгой хронологии изложения композицию А.В. Яркова называет «мозаикой
36
разрозненных впечатлений» .
Заметный вклад в разработку проблемы внесла докторская диссертация
37
В.П. Трыкова «Французский литературный портрет XIX века» (1999) . Это было первое в отечественном литературоведении исследование о жанре литературного портрета на материале западноевропейской литературы. Работа позволила, в частности, скорректировать представление о моменте зарождения жанра. Если В. С. Барахов, опираясь исключительно на материал русской литературы, полагал, что литературный портрет появился в «Былом и думах» А.И. Герцена и связывал
38
генезис жанра со становлением реализма в русской литературе , то в диссертации В.П. Трыкова зарождение жанра отнесено к эпохе романтизма. Описав «первичные жанры», послужившие «строительным материалом» для литературного портрета (салонный портрет XVII века, биография, академическая речь, литературно-критическая статья), В.П. Трыков генезис жанра связывает с теми сдвигами, которые происходили в западноевропейской литературе и литературной критике на рубеже XVIII-XIX вв., с переходом от нормативной эстетики к дескриптивной литературной критике, в недрах которой и складывается жанр литературного портрета, с особым интересом к творческой личности в литературе романтизма, с биографическим методом Сент-Бёва.
В диссертации показано особое место Ш.-О. Сент-Бёва как родоначальника жанра, исследованы специфика французского литературного портрета и его эволюция на протяжении XIX века в творчестве Г. Планша, Л.-Ф. Фёжера, Клемана де Риса, Л. де Ломени, Т. Готье, А. Уссея, Ж. де Нерваля, Ж. Жанена,
36 Яркова А.В. И.С. Тургенев в творческом сознании Б.К. Зайцева: Дисс... к. филол. н. - СПб., 1999. - С. 46.
37Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века: Дисс... д. филол. н. - М., 1999. - 396 с.
38Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр: Дисс...д.филол.н. - Л., 1985.-С. 111.
П. Мериме, братьев Гонкур, показано расширение жанрового содержания литературного портрета, предметом изображения в котором становятся не только писатели, их «склад ума» и таланта, но вообще значительные, известные личности, сделан вывод о двух основных тенденциях в развитии жанра в XIX в. -сближении литературного портрета с новеллой и очерком.
В.П. Трыков выделил такие специфические черты жанра литературного портрета, как монофигурность, стремление к идеализации героя, нерубцированность структуры, лаконичность биографического сюжета, поэтика лакун и умолчаний, оптика «двойного зрения», установка на непринужденность повествовательной интонации.
Продолжила изучение векторов развития жанра литературного портрета М.Г. Уртминцева в своей докторской диссертации «Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология» (2005). Авторотмечает неоднозначность вопроса о жанре литературного портрета, неоднородность подходов к исследованию данной проблемы, а также к критериям выделения жанра39. Традиции портретирования, отмечает исследователь, зарождаются в романах, очерках, биографиях и автобиографиях, мемуарной прозе, а «контуры модели жанра» можно обнаружить уже в работах Аристотеля, «видевшем в жанре соединение трех планов - содержания, структуры и
40
восприятия» .
В своей диссертации автор рассматривает портрет и как элемент художественного текста, и как самостоятельный жанр, что позволяет обнаружить обозначенные традиции (художественное осмысление факта, способность связывать прошлое и настоящее) и проследить процесс формирования жанра литературного портрета в русской литературе.
Исследователь отмечает интенсивность развития жанровых структур во
39 Уртминцева М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология: Автореф... д. филол.н. - Н.Новгород, 2005. - С. 3.
40Там же. - С. 9.
второй половине XIX века, а также появление новых видовых форм, рождающихся на основе межжанрового синтеза.
Изучая творчество крупных русских писателей второй половины XIX века (И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, М. Горького), М.Г. Уртминцева, опираясь на структуру рассмотренных работ, выделяет следующие разновидности жанра литературного портрета: портрет, наследующий традицию романа-энкомиона, биографический апокриф, публицистический литературный портрет и очерк-этюд.
Одним из важнейших результатов процесса развития жанра портрета, по мнению автора диссертационного исследования, становится изменение принципов повествования, т.е. перестройки отношений «автор - произведение - читатель», изменяются способы обозначения авторской позиции (приобретают более опосредованные формы), «подвижная точка зрения автора-повествователя мотивирует переход от одной сюжетной линии к другой, соединяет несколько стилевых пластов высказывания. Автор конструирует создаваемый им образ человека, используя разные возможности закрепления визуального впечатления, соединяет в нем описание черт внешности и характеристику поведения персонажа. Портрет становится способом обнаружения индивидуально-неповторимого в изображаемом человеке и в то же время типического,
41
свойственного человеку и за пределами определенной ситуации» .
Литературный портрет становится «местом» пересечения биографического и автобиографического. Портретист формирует собственное представление о личности, художественно переосмысляет ее. Анализируя художественную форму портрета, М.Г. Уртминцева приходит к выводу, что многие литературные образы русской литературы второй половины XIX в. созданы в расчете на активность читательских ассоциаций, «включающих в себя различные способы
41 Уртминцева М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология: Дисс... д. филол.н. - Н.Новгород, 2005. - С. 261.
интерпретации авторского текста., который расширяет смысловое поле образа и
42
всего произведения в целом» .
Автор выделяет несколько направлений в изучении литературного портрета, отмечая, что «жанровый «ген» литературного портрета обнаруживают в литературной критике и публицистике (Гроссман Л.П., Поляков М.Я., Егоров Б.Ф. и др.), рассматривают как разновидность художественного очерка (Бочаров А., Кудряшова А., Гроссман Л.П., Щеглов М.), мемуарной литературы (Сивогривова А.А., Жуков Д., Гуляев Н.А., Журбина Е.И.)»43.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения2009 год, доктор филологических наук Громова, Алла Витальевна
Жанр мемуарного очерка в творчестве Н. С. Лескова 1880-х годов2003 год, кандидат филологических наук Леонова, Бэла Арсеновна
Французский литературный портрет XIX века1999 год, доктор филологических наук Трыков, Валерий Павлович
Литературные портреты в прозе М. Горького 1890-1920-х гг.2007 год, кандидат филологических наук Мухонкин, Марат Шамилевич
Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева2011 год, кандидат филологических наук Калганникова, Ирина Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Климанова Светлана Александровна, 2021 год
Источники:
1. Бодлер, Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе [Текст]/ Пер. с франц. / Ш. Бодлер. - М.: Высш.шк., 1993. - 511 с.
2. Бурже, П. Очерки современной психологии. Этюды о выдающихся писателях нашего времени, с приложением статьи о П.Бурже Жюля Леметра [Текст]/ Пер. с франц./ П. Бурже. - Спб.: Типография Н.А. Лебедева, 1888. - 333 с.
3. Верлен, П. В слезах моя душа: Стихотворения. [Текст] / Пер. с франц. / П. Верлен. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 336 с.
4. Верлен, П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза [Текст] / Пер. с франц. / П. Верлен. - Спб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. - 476 с.
5. Верлен, П. Шарль Бодлер [Электронный ресурс] / П. Верлен -URL:http://magazines.russ.ru/inostran/2014/10/5ver.html (Дата обращения: 15.08.2019).
6. Гурмон, Р. Книга масок [Текст] / Пер.с франц. / Р. Гурмон. - М.: Володей, 2013. - 290 с.
7. Малларме, С. Книга, орудие духа (1895) [Текст] / С. Малларме // Малларме С. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. -М.: Изд-во МГУ, 1993. - 427 с.
8. Малларме, С. Сочинения в стихах и прозе: Сборник [Текст] / С. Малларме /Сост. Р. Дубравкин. - М.: А/О Изд-во «Радуга», 1995. - 568 с.
9. Писсарро, К. Письма. Критика. Воспоминания современников [Текст] / К. Писсаро. - М.: Искусство, 1974. - 352 с.
10. Проклятые поэты [Текст] / Сост. Е. Витковский. - М.: Эксмо, 2015. -416 с.
11. Пруст, М. Против Сент-Бева: Статьи и эссе[Текст] / М. Пруст. - М.:
ЧеРо, 1999. - 224 с.
12. Сент-Бёв, Ш.-О. Литературные портреты. Критические очерки[Текст] / Ш.-О. Сент-Бев. - М.: Художественная литература, 1970. - 584 с.
13. Франс, А. Собрание сочинений в 8 томах[Текст] / А. Франц / Под общ.ред. Е.А. Гунста, В. А. Дынник, Б.Г. Реизова. - М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1960. - Т. 8. Литературно-критические статьи, публицистика, речи, письма. - 894 с.
14. Causeries du lundi. T. 14 [Текст] / C.-A. Sainte-Beuve. -P. : Hachette livre-bnf, 2012. - 552 Р.
15. Correspondance générale de Verlaine. 1 : 1857-1885 [Текст] / établie et
annotée par Michael Pakenman. -Р.: Librairie Arthéme Frayard, 2005. - 1128 р.
___ /
16. France, A. Oeuvres complètes, v. II. [Текст]/ A. France - P.:Lévy Editeurs,
1926.
17. France^. La vie Н^т^^екст]/ A. France. -Р.: Calmann-Lévy, 1921. -517 р.
18. Gautier, T. Les Grotesques. Nouvelle édition [Текст]/ T. Gautier. - P.: Lévy, 1856. - 428 р.
19. Gourmont, R. Le Problème du style[Электронныйресурс] / R. Gourmont. -URL : http : / / obvil. sorbonne-universite. site/corpus/critique/ gourmont_style (Дата обращения 15.08.2019)
20. Gourmont, R. Correspondance, 1858-1899, lettres réunies [Текс^/R. Gourmont.-P.: éditions du Sandre, 2010. - 504 р.
21. Gourmont, R. L'Idéalisme [Электронный ресур^/R. Gourmont. -URL: http://www.remydegourmont.org/de_rg/oeuvres/idealisme/textes.htm (Дата обращения: 15.08.2019)
22. Lemaitre, J. Impressions de théâtre [Текст]/ J. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1898. - 390 р.
23. Lemaitre, J. L'Imagier, études et portraits contemporains [Текст]/ J.
Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1892. - 507 р.
24. Lemaître, J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires [Текст]/J. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1886.- Série 1. - 513 р.
25. Lemaître, J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires [Текст]/J. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1897 (17e éd.). - Série 2.418 р.
26. Lemaître, J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires[TeKCT]/J. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1897 (17e éd.).- Série 3.611 р.
27. Lemaître, J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires [Текст]/J. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1897 (17e éd.).- Série 4. -410 р.
28. Lemaître, J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires.[Текст]Л. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1897 (17e éd.).- Série 5.518 р.
29. Lemaître, J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires[TeKCT]/J. Lemaitre. - P.: Société française d'imprimerie et de librairie, 1897 (17e éd.).- Série 6. -370 р.
30. Lemaître, J. Les Péchés de Sainte-Beuve [Текст]/ J. Lemaitre. - P.: Dorbon-aîné, «Collectoin des Bibliophilles fantaisistes», 1913. - 86 р.
31. Loménie, L. De. Galerie des contemporains illustres par un homme de rien [Текст]/ L. Loménie. - P.:Brux : Meline, 1847-1848. - 562 р.
32. Sainte-Beuve, Ch. A. Œuvres [Текст]/ Ch. Sainte-Beuve. - P.: Gallimard, 1959-1960.
33. Sainte-Beuve, Ch. A. Poésies de madame Desbordes-Valmore [Текст]/Ск Sainte-Beuve. - P.: Charpentier, Libraire-éditeur, 1860. - 404 р.
34. Verlaine, P. Oeuvres en prose complètes [Текст] / Р. Verlaine. - P. : Gallimard, «Pléiade», 1972.
35. Verlaine, P. Les poétes maudits [Текст] /Р. Verlaine. - P. : Léon Vanier éditeur, 1888. - 120 р.
Научно-критическая литература:
36. Абсалямова, Э.Н. Стилистические особенности литературной критики Поля Верлена. Автореф....к. филол. н. [Текст] / Э.Н. Абсалямова. - М., 2008. - 24 с.
37. Андреева, Л. Леметр и его «Современники» [Текст] / Л. Андреева // Северный вестник. - М., 1892. - № 5 (7). - С. 223-238.
38. Андреев, Л.Г. Импрессионизм = Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать [Текст] / Л. Г. Андреев. - М.: Гелеос, 2005. - 302 с.
39. Анохина, А.В. Поэтика факта в прозе Р. Мерля о современности.Дисс....к. филол. н. [Текст] / А.В. Анохоина.- М., 2015. - 211 с.
40. Барахов, В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. Дисс. д.филол.н. [Текст]/ В.С. Барахов.- Л., 1985. - 312 с.
41. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. — М.: Советский писатель, 1963. - 720 с.
42. Беглые взгляды: Новое прочтение русских травелогов первой трети XX века. Сборник статей[Текст]/ Пер. с нем. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 400 с.
43. Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция. Конец XIX-начало XX века [Текст]/ В.И. Божович. - М.: Наука, 1987. - 320 с.
44. Бочаров, А.Г. Жанры литературно-художественной критики [Текст]/ А.Г. Бочаров. - М.: Наука, 1982. - 51 с.
45. Брюсов, В. Из стихов Поля Верлена ЩТекст] / В. Брюсов //Русская мысль. - М., 1911, №2.- С. 156-162.
46. Бурдьё, П. Поле литературы [Текст]/ Пер. с франц. / П. Бурдьё. - М.:
Новое литературное обозрение, 2000. № 45. - С. 22-87.
47. Владимирова, А.И. Франция на рубеже XIX и XX веков: Литература, живопись, музыка, театр [Текст]/А.И. Владимирова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2004. - 150 с.
48. Ведищева, Ю.В. О современном состоянии теории жанра литературного портрета [Текст]/ Ю.В. Ведищева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011. № 10. - С. 230-234.
49. Венгерова, З. Предисловие // Р. де Гурмон.Цвета. Рассказы. [Текст]/ З. Венгерова. - София: Российско-болгарское книго-изд-во, 1920. - С. 3-37.
50. Галанов, Б.Е. Искусство портрета [Текст]/ Б.Е. Галанов. - М.: Сов. писатель, 1967. - 208 с.
51. Гуманова, Т.С. Образ Диккенса в английской биографической прозе XIX-XXI веков. Дисс.... к. филол. н.[Текст]/ Т.С. Гуманова. - М., 2019. - 201 с.
52. Гроссман, Л.П. Жанры художественной критики [Текст] /Л.П. Гроссман. - М.: Искусство, 1925. - 321 с.
53. Ерофеев, В.В. В лабиринте проклятых вопросов [Текст] /В .В. Ерофеев. - М.: Союз фотохудожников России, 1990. - 624 с.
54. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе [Текст] /Сост., общ. ред. и вступит. ст. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во Моск. унив., 1987. - С. 39-53, 72-107.
55. Затеева Т.В. Литературный портрет конца XIX - первой половины XX века: внутрижанровая типология [Текст] / Т.В. Затеева, О.А. Айкашева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. - 144 с.
56. Импрессионизм. Письма художников . Воспоминания Дюран- Рюэля. Документы [Текст] / ред. А.Н. Изергина. - Л.: Искусство, 1969. - 388 с.
57. Кудрикова, С. Ф. Французская художественная критика конца XIX века. Проблемы и тенденции развития 1880-1890 гг.. Дисс..к. искусствоведения [Текст]/С.Ф. Кудрикова. - СПб., 1999. - 366с.
58. Кудряшова, А.А. Жанр литературной биографии [Текст]/ А.А. Кудряшова //Вопросы литературы. - М., 1972, №9. - С. 187-194.
59. Кундаева, Н.Н. Специфика импрессионистского мирообраза в художественной практике конца XIX- начала XX: постановка проблемы [Текст]/НН. Кундаева//Известия Смоленского государственного университета. -2009. № 3 (7). - С. 75-84.
60. Кундаева, Н.Н. Жанровые тенденции в русской малой импрессионистической прозе первой половины трети XX века: автореф...к.филол.н. [Текст]/ Н.Н. Кундаева. - Самара, 2013. - 23 с.
61. Костюк, В.В. Поэзия и проза Е. Гуро: к проблеме творческой индивидуальности. Дисс... к. филол. н.[Текст] / В.В. Костюк. - СПб, 2005. - 191 с.
62. Кранихфельд, Вл. О критике и критиках [Текст]/ Вл. Кранихфельд // Современный мир. - СПб.,1911, №8. - С. 333-334.
63. Крылов, В. Н. Русская символистская критика (1890-1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика. Автореф....д. филол. н. [Текст] / В.Н. Крылов. - Казань, 2007. - 47 с.
64. Крылов, В. Н. Русская символистская критика (1890-1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика. Дисс. д. филол. н. [Текст] / Крылов В. Н. -Казань, 2007. - 508 с.
65. Крючкова, В. А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870-1900 [Текст] /В.А. Крючкова. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 269 с.
66. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра: Научное издание [Текст]/ Н.Л. Лейдерман // Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. -904 с.
67. Литературная энциклопедия: В 11 т.[Текст] — М., 1929—1939.— М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934.
68. Луначарский, А. В. Этюды критические. Западноевропейскаялитература[Текст]/ А.В. Луначарский. - М.—Л.: Земля и фабрика, 1925. - 395 с.
69. Магидова, М.Л. Импрессионизм как явление культуры. Дисс....к. искусствоведения [Текст] / М.Л. Магидова.- СПб., 1994. - 245 с.
70. Маркова, О.В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра). Автореф... к. филол. н.[Текст]/ О.В. Маркова. - Томск, 1990. - 19 с.
71. Маркова, О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров : монография [Текст]/ О.В. Маркова. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 116 с.
72. Мартышкина, Т.Н. Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре века: истоки, сущность и значение. Автореф. к. культурологии [Текст]/ Т.Н. Мартышкина. - Нижневартовск, 2008. - 27 с.
73. Мурзина, И.Я. «Критическая проза» импрессионизма (из истории одного несформировавшегося литературного направления) [Текст]/ И.Я. Мурзина // Вестник ЧелГУ. - Челябинск, 1997. №1. - С. 13-19.
74. Наследие А.В. Луначарского [Электронный ресурс]ЦКЬ: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-5/zul-lemetr (Дата обращения 15.08.2019)
75. Обломиевский, Д. Д. Французский символизм [Текст]/ Д. Д. Обломиевский. - М.: Наука, 1973. - 301 с.
76. Ощепков, А.Р. Образ России во французских путевых записках XIX века: Монография [Текст]/ А.Р. Ощепков. - М., 2010. - 427 с.
77. Попова, А.В. Жанр литературного портрета в творчестве Андре Моруа.Дисс.... к.филол. н.[Текст]/ А.В. Попова. - М., 2006. - 201 с.
78. Рачкова, Е.Е. Проблема возвращения к личности и творчеству в литературных портретах К.В. Мочульского [Текст]/ Е.Е. Рачкова // Известия Волгоградского гос. педагогического университета. - Волгоград, 2015. № 5. - С.
244-248.
79. Ревалд, Дж. История импрессионизма [Текст]/Дж. Ревалд. - М.: Искусство, 1959. - 503 с.
80. Ромашкина, М.В. Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М.Ю. Лермонотов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Дисс... к. филол. н.[Текст] / М.В. Ромашкина. - М. 2016. - 182 с.
81. Сафронова, Л.А. Маска как прием затрудненной идентификации [Текст]/ Л. А. Сафронова// Культура сквозь призму идентичности. - М.: Индрик, 2006. - С. 343-359.
82. Смирнова, В. А. Современный портрет[Текст]/ В. А. Смирнова. - М.: Сов. писатель, 1964. - 343 с.
83. Тагер, Е.Б. Избранные работы о литературе [Текст]/ Е.Б. Тагер. - М.: Советский писатель, 1988. - 512 с.
84. Трыков, В.П. Биографическая проза Ромена Роллана: «Жизни великих людей», «Пеги»: Монография [Текст] / В.П. Трыков. - М., 2016. - 152 с.
85. Трыков, В.П. Французский литературный портрет XIX века. Дисс.. д.филол.н. [Текст] / В.П. Трыков. - М., 1999. - 396 с.
86. Трыков, В.П. Французский литературный портрет XIX века [Текст] /В.П. Трыков. - М.: Наука: Флинта, 1999. - 360 с.
87. Турчин, В.С. Из истории западно-европейской художественной критики XVIII-XIX веков [Текст] /В.С. Турчин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -366 с.
88. Уртминцева, М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология. Автореф.... д.филол.н. [Текст]/М.Г. Уртминцева. - Н.Новгород, 2005. - 36 с.
89. Уртминцева, М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология. Дисс..д. филол.н. [Текст] /М.Г. Уртминцева. - Н. Новгород, 2005. - 322 с.
90. Федотова, В.Е. Становление импрессионизма в поэзии Поля Верлена. Дисс.... к. филол. н.[Текст] /В.Е. Федотова. - М. 2004. - 195 с.
91. Фенко, С. А. Импрессионистический литературный портрет в «Книге масок» Реми де Гурмона / С.А. Фенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 11. - Часть 1. - С. 51-56.
92. Фенко, С.А. Принципы импрессионистической литературной критики в книге Ж. Леметра «Современники» / С.А. Фенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12. - №3. - С. 453-457.
93. Фенко, С.А. Поэтика книги литературных портретов Поля Верлена «Проклятые поэты» / С.А. Фенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12. - №8. - С. 91-96.
94. Ходасевич, В. О символизме [Текст]/ В. Ходасевич // Критика русского символизма: В 2 Т. - М.: «Олимп» - АСТ, 2002.
95. Швейбельман, Н.Ф. Поэтика прозы французских поэтов середины XIX -начала XX вв.. Дисс. д. филол.н. [Текст] / Н.Ф. Швейбельман. - Тюмень, 2003. -389 с.
96. Шуринова, Н.С. Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»). Дисс. к. филол. н. [Текст]/ Н.С. Шуринова. - М., 2017. - 180 с.
97. Эллис (Кобылинский Л. Л.) Русские символисты [Текст]/ Эллис (Л. Л. Кобылинский). - Томск: Изд-во «Водолей», 1998. - 336 с.
98. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка [Текст]/ Пер. с франц. / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.- М.: Искусство, 1998. - 432 с.
99. Эткинд, Е.Г. Символизм [Текст]/ Е.Г. Эткинд, Л.К. Долгополов // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Наука, 1976. - Т. 6. - С. 831-840.
100. Эпштейн, М.И. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков [Текст]/ М.И. Эпштейн. - М., 1988. - 414 с.
101. Яркова, А.В. И.С. Тургенев в творческом сознании Б.К.Зайцева. Дисс...к. филол.н.[Текст]/ А.В. Яркова. - СПб., 1999. - 194 с.
102. Alabsi, D. Naissance d'un myphe : Jeanne d'Arc dans l'oeuvre de Charles Péguy. Thése de doctorat [Текст]/ D. Alabsi. - Lyon, 2012. - 312 p.
103. Barrot, O. La Revue blanche. Histoire, anathologie, portraits. Fin de siècles [Текст]/O. Barrot, O. Pascal.- P.: Bourgois éd., 1989. - 124 p.
104. Belis, A. La critique française à la fin du XIX-e siècle[Текст] / А. Belis. -P.: Universitaire J. Gramber, 1926. - 264 р.
105. Bencze, E. La Doctrine Esthétique de Remy de Gourmont [Текст]/ E. Bencze. - Toulouse : Ed. Du Bon Plaisir, 1928.-336 p.
106. Bendhif-Syllas, M. Unehistoire de l'écrivain та^ЩТекст] / S. Bendhif-Syllas. -Montréal: Presses de l'Université de Montréal, coll. «Socius», 2005. - 410 p.
107. Bourdieu, P. Le champ litteraire[Текст]/ P. Bourdieu//Actesde la recherche en sciences sociales. - Р.,1991.№ 89. - P. 3-46.
108. Bourget^. Essais de psychologie contemporaine [Текст] /P. Bourget. -P.: Lemerre, 1883. - 383 p.
109. Blaise, W-P. Le critique, la presse et la nation : Rémy de Gourmont au Mercure de France, 1890-1900 [Текст]/ W.-P. Blaise //Cahiers de l'Association internationale des études francaises. - Р., 2007, № 59. - P. 281 - 301.
110. Boussot, R. Représentation de la subjectivité chez Remy de Gourmont [Текст] /R. Boussot. - P.:Université Paris-IV Sorbonne, 2007. - 317 p.
111. Boyer, A. Remy de Gourmont. L'écriture et ses masques [Текст] / A. Boyer. -P.: Honoré Champion édituer, 2002. - 418 p.
112. Brichler, C. La biographie à la frontière de l'histoire et de la fiction: Stefan Zweig (1881-1942). Thése de doctorat [Текст] / C. Brichler. - Metz, 2010. - 418 p.
113. Brissette,P. La Malédiction littéraire. Du poète crotté au génie malheureu [Текст]/ P. Brissette. - Montréal: Presses de l'Université de Montréal, Coll.
«Socius». 2005. - 413 p.
114. Brunetière, F. La Critique impressionniste [Текст] / F. Brunetière. -Р.:Иеуие des deux mondes, 1891. - 220 p.
115. Burch, F. Paul Verlain's Les Poètes Maudits: The Dating of the Essays and Origin of the Title [Текст] / F. Burch // Modern Language Notes. - Baltimor: The Johns Hopkins University Press, 1961.- P. 752-755.
116. Coulon, M. L'enseignement de Remy de Gourmont [Текст] / M. Coulon. -P.: Éditions du Siècle, 1925. - P. 166-168.
117. Delior, P. Remy de Gourmont et son œuvre [Текст]/ P. Delior. -P.:Generic, 1909. - 98 p.
118. Eloy, M. Critiques d'aujourd'hui: Émile Faguet, Jules Lemaître, René Doumic. Études litteraires [Текст] / M. Eloy. -P.: Société française d'imprimerie et de librairie. 1908. - 412 p.
119. Chassé, C. Les Nabis et leur temps [Текст]/С. Chassé. - P.: Lausanne, 1960. - 186 p.
120. Haffen, A. Fiction autobiographique et biographies imaginaires dans l'oeuvre d'Anthony Burgess. Thése de doctorat [Текст]/ A. Haffen.- Р., 2010. - 412 p.
121. Huret, J. M. Jules Lemaitre(1891)[Текст]/ J. Huret. //Enquête sur l'évolution littéraire. - Р.: éd. D. Grojnowski, José Corti, 1999. - P. 10-14.
122. Jullian, Ph. Esthètes et magiciens. L'art fin de siècle [Текст] / Ph. Jullian. -P.: Perrin, 1969. - 349 p.
123. Johnston, J. Biography: the literature of personality [Текст]Л. Johnston. -New York: The Century Co. London, 1927. - 139 p.
124. Kalantzis, A. Remy de Gourmont et le monologue intérieur [Текст]/А. Kalantzis. - P.:Université Paris-IV Sorbonne, 2002. - 217 p.
125. Larrat, J-C., Poulouin, G. Modernité de Remy de Gourmont [Текст]/ J.-C. Larrat, G. Poulouin. - Caen: Presses Universitaires de Caen, 2010. - 417 р.
126. Luneau, M-P. Préface [Текст]/ M.-P. Luneau // Verlaine P. Oevres
Complètes. - P., Arvensa édition, 2013. - Р. 3-17.
127. Nordmann, J.-Th. La Réaction de la critique impressionniste. La Critique littéraire française au XIXe siècle (1800-1914)[Текст] / J.- Th. Nordmann. -P.:Le Livre de Poche, 2001. - 417 p.
128. Mallarmé, S. Divagations [Текст]/ S. Mallarmé. - P.: éditeur E. Fasquelle, 1897. - 377 p.
129. Mathieu, R. Préface [Текст]/ R. Mathieu // Les Poètes maudits. - P.: Gennis, 2013. - P. 2-17.
130. Michaud, G. Message poétique du symbolism [Текст]/ G. Michaud// L'aventure poétique. - P.: Nizet, 1951. - 703 p.
131. Penaud, M. Remy de Gourmont et l'individualisme en France de 1890 à 1914. Thése de doctorat [Текст]/ Penaud. -P., 1976. - 317 p.
132. Pouzet-Duzer,V. L'Impressionnisme littéraire [Текст]/ V. Pouzet-Duzer. -Sainte-Denis, Culture et société presses universitaires de vincennes, 2013. - 350 p.
133. René, J. Le movement des arts du romantisme au symbolisme: arts visuels, musique, littérature [Текст] / J. René. -P.: Editions Albin Michel. 1979. - 117 p.
134. Régnier, de H. Figures et caractères [Текст] / H. de Régnier. - P.: Société du Mercure de France, 1901. - 351 p.
135. Roger, T. Jules Lemaitre et la querelle de l'impressionnisme [Электронныйресурс] / T. Roger. - URL : http://recherche.fabula.org/colloques/document1609.php (Дата обращения: 15.08.2019).
136. Seillière, E. Jules Lemaître. Historien de l'évolution naturiste [Текст]/ E. Seillière. -P.: Edition de la nouvelle revue critique. 1935. - 217 p.
137. Stephan, P. Paul Verlaine and the décadence. 1882-90 [Текст]/ P. Stephan. - Manchester: Manchester University Press, 1974. - 317 p.
138. Steinmetz, J. Du poète malheureux au poète maudit (réflexions sur la constitution du mythe)^^^ / J. Steinmetz// Œuvres et Critiques. -
Montréal : Université McGill, 1982. -228 P.
139. Valasto, O-M. Biographie et mythobiographie de soi : l'imaginaire de la souffrance dans l'écriture autobiographique. Thése de doctorat [Текст] / O.-M. Valasto.- Montpellier, 2011. - 411 p.
140. Voivenel, P. Remy de Gourmont vu par son médecin. Essai de physiologie littéraire [Текст]/ P. Voivenel. -P.: Éditions du Siècle, 1924. - 419 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.