Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ахмедова, Зулфия
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ахмедова, Зулфия
Введение
Глава I. ШОР, САТИРА И ОБРАЗ.
1. Средства и методы создания юмористических и сатирических образов
2. Шор, сатира и дидактика.
Глава П. ПРОБЛЕМ СМЕХА, ЮМОРА И САТИРЫ В УЗБЕКСКОЙ
ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Проблема конфликта и характера в узбекской советской комедии (60-70-х гг.)1985 год, кандидат филологических наук Гулямова, Азада
Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе2001 год, доктор филологических наук Метин, Петр Николаевич
Сатира Нозила Худжанди: Образ. Стиль. Мастерство2009 год, кандидат филологических наук Тилабов, Суюн Тахирович
Сатира и юмор в творчестве Жамидина2005 год, кандидат филологических наук Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов)»
I. Речь товарища К.У.Черненко на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. - Правда, 14 февраля 1984 г. страну, стремление личным трудом содействовать ее расцвету, В нем указано и то, что ". дел у нас на идеологиче2 ском участке много, и надо браться за них, не откладывая" .
Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли особое внимание в своей деятельности этому вопросу. В сущности, нельзя усилить воздействие литературы и искусства, не добиваясь широкого развития всех их видов и жанров. Это указание, безусловно, относится и к созданию критических художественных произведений. В материалах ХХШ, ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов Коммунистической партии Советского Союза было уделено особое внимание сфере воспитания советских людей в духе коммунистической морали. "Новый облик советского человека, его коммунистическая мораль и мировоззрение утверждаются в постоянной, бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого. Не может быть победы коммунистической морали без решительной борьбы с такими ее антиподами, как стяжательство, взяточничество, тунеядство, клевета, анонимки, пьянство и т.п. Борьба с тем, что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей, - это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех сознательных передовых сил нашего общества"3.
В процессе этой борьбы главной задачей литературы социалистического реализма, наряду с изображением положительных явлений в нашей жизни, пропагандой и освещением всего могущего служить примером, является и выдвижение идеи борьбы с отрицает. Актуальные вопросы идеологической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. - Правда, 16 июня 1983 г.
2. Там же.
3. Материалы ХХ1У съезда КПСС. - М., Политиздат, 1971, с.84. тельными явлениями, порочащими советский строй. С этой точки зрения большая доля труда в борьбе с пороками, преграждающими путь развитию нашего общества, возлагается на особую с|е-ру художественного творчества - сатиру и юмор (сатирические и юмористические произведения). Как и вообще в советской литературе, призванной всесторонне исследовать основные черты характера нового человека, сатира и юмор в узбекской детской литературе, являющейся органической ее частью, выполняют огромную идейно-эстетическую задачу - воспитательную функцию, являющуюся "великим делом" (В.Г.Белинский).
Сатира и юмор в детской литературе помогают подрастающему поколению избавляться от недостойных поступков, предоставляют возможность стать в дальнейшем самоотверженными борцами за дело народа, преданными Родине, высокосознательными, культурными, свободными от недостойных порок людьми.
Встречаются у детей и подростков такие черты характера, как грубость, лень, нечистоплотность, взбалмошность, злобность, хитрость, хулиганство. Они растут, по словам П.Павленко, "под воздействием "трех школ": семьи, улицы и школы"*. Не вовремя предупрежденный недостаток воспитания может нанести большой вред обществу. Не случайно мудрая узбекская народная поговорка гласит: "Ребенок дорог - милый, а учтивость его еще дороже" ("Бола - азиз, одоби ундан азиз"). А раз так,надо поощрять в нем все хорошее, показать в нем все примерное и, наоборот, выставить в смешном виде его недостатки, раскритиковать с помощью сатиры и юмора некоторые дурные привычки. В настоящее время это приобретает важное политико-воспитательное
I. Павленко П. Дети и мы. - Литературная газета, 26 июня 1954 г. и общественное значение,
В детской литературе большую роль играет дидактика, то есть наставления, нравоучения. Но в детской литературе дидактика не должна быть сухой, "голой"• Наоборот, дидактика должна быть передана в увлекательной форме, посредством шора,образно, искусством художественного слова. От этого зависит ее действенность и эффективность.
Сатирические и юмористические произведения, проникнутые глубокомысленным смехом, доставляют детям эстетическое наслаждение, помогают им выбрать верный путь в жизни, отличить хорошее от плохого, верного товарища от врага, истинную красоту от мнимой. Эти произведения играют большую роль в процессе становления детских характеров. В жизни детей важное место занимают сатирические и юмористические произведения устного народного творчества различных жанров: сатирические и юмористические песни, игры красноречия, загадки, скороговорки и др. В круг детского чтения входят сатирические и юмористические произведения классической литературы. Благотворные традиции фольклора и классической литературы, богатый опыт узбекской сатирической и юмористической литературы в настоящее время обогащаются новым жизненным смыслом, веяниями нового времени. В первые годы существования узбекской советской литературы в ней были созданы образцы юмористических и сатирических произведений для детей, в том числе такие стихотворения, как "Черепаха и скорпион" ("Тош-бака билан чаён"), "Урюк" ("Урик"), "Черешня" ("Гилос"), "Вишня" ("Олича") Хамзы Хакимзаде Ниязи, произведения его последователей "Резной зуб Нартаджи" ("Нортожининг курак тиши"), "Ахмад ведь мальчик не плохой, но." (Азрлад ёмон бола эмас-ку, аммо.") Гафура Гуляма, "Капризная" ("Инжик"), "Беспорядочный" йвирсик"), "Все вымокло" ("Шалоббо") Шукура Сагдуллы, "Хвост" ("Дум"), "Почему Дунаншер двоечник?" ("Дунаншер нега иккичи?"), "Салим и книжка" ("Коравойнинг шу иши тугрими?"), "Не стыдно ли получать замечания от воробья?" ("Чумчудан ran эпштмак уят эмасми?") Куддуса Мухаммади, "Обида" ("Зарда"), "Смех" Вали" ("Валининг "кулгиси") Пулата Мумина, "Талиб-неповоротливый" ("Толиб суло^мон"), "Взбалмошный" ("Танти^"), "Упрямец" ("Ужар-жон"), "Как я избавился от двойки" ("Мен "икки" дан кандай цу-тулдим?") Кудрата Хикмата и другие. Они заняли почетное место в детской юмористической и сатирической поэзии. Трудно найти среди произведений, написанных истинными мастерами слова для детей, такие, которые бы не были проникнуты юмором. Поэтому произведения таких писателей особенно ценны. Конечно, такой редкий талант, как умение создавать юмористические произведения, бывает не у каждого писателя. Поэтому действительно талантливые смешные произведения приобретают большое воспитательное значение и заслуживают достойного внимания читателя, как малого, так и большого. Подтверждением высказанной мысли могут быть жизненные произведения, полные народного юмора, талантливого писателя Худайберди Тухтабаева, отлично продолжающего традиции своего учителя, мастера советской литературы Гафура Гуляма.
Сатирическая поэзия как один из видов лирики кратка и лаконична. Эти свойства помогают ей быстро проникнуть в мир детей. Наши писатели, создавая сатирические произведения, считают это дело выполнением своего гражданского долга. Высокохудожественные сатирические произведения, бичующие недостатки нашей жизни, обладают большим воспитательным значением.
В узбекской советской детской поэзии в настоящее время создано большое количество сатирических и юмористических произведений, которые помогают развитию у детей чувства шора. Это чувство, конечно же, не одинаково развито у всех детей. Это естественно. Чувство юмора, вкус к нему надо воспитывать у детей с раннего возраста. Для достижения поставленной цели с малых лет нужно знакомить ребенка с произведениями сатирической и юмористической литературы, соответствующей его возрастным особенностям, умственному развитию. И долг каждого педагога-воспитателя, пропагандиста советской литературы правильно донести до понимания детей смысл смеха, раскрыть его критический дух, определить объект осмеяния сатирических и юмористических произведений.
Писатель с помощью разнообразных художественных образов и богатых средств художественного языка выполняет роль учителя - воспитателя. Воспринимая истинно художественные произведения, дети с малых лет приучаются критически относиться к окружающим их изъянам жизни, порокам людей, смеяться едко, а иногда легко и с иронией над ними, улавливать иронию в контексте произведения, в выборе слов, в разнообразных вариантах использования изобразительных приемов.
Если смысл шутки юмористического стихотворения понятен ребенку, то это беспредельно его радует, на его лице появляется улыбка. В нем усиливается любовь к добру. Непонятный, трудный для ребенка (сатирический или юмористический) смысл, наоборот, может ослабить и даже убить в нем это чувство. И поэтому детям с малых лет с учетом возрастных особенностей и умственного развития необходимо прививать навыки восприятия юмора постепенно, от простых форм до сложных, с постижением тонких -граней смысла смешного. В итоге в сознании ребенка формируется непримиримое отношение даже к мелким недостаткам и порокам, искореняется безразличие; он уже не может стоять в стороне от важных общественных событий и старается принять активное участие в них. Кроме того в сатирических и юмористических произведениях идея подается читателю в скрытой форме, как говорится, в узбекской поговорке, "слово найдет своего хозяина" ("ran эга-сини топади"). Декларативность может привести, как и в любом другом литературном виде, к обратному действию. Юмор помогает читателю видеть в произведении недостатки в характере литературных образов, прослеживать их нежелательные последствия. Он проникается стремлением избавиться от них в своей жизненной практике. Так в детском читателе формируются черты положительного характера. Именно в этом и заключается воспитательное значение, эстетическая действенность сатиры и юмора в литературе, адресованной детям.
Смысловые грани смеха различны. В процессе развития человеческого разума по требованию жизни, эпохи смех как эстетическая категория обогащается все новым и новым смыслом. Его сущность определяется требованиями художественного замысла и темы произведения, отношением автора к предмету изображения и его идейной позицией, принципами и методом изображения. Это возлагает ответственную задачу на художественную критику. Она должна правильно определить идейно-воспитательную направленность произведения, указать пути достижения этой цели, обратить внимание на важные аспекты художественного мастерства писателя.Выполняя эту функцию, критик вносит свой вклад в точное определение идейно-художественного содержания того или иного произведения, помогает расширить сферу его воздействия. Вместе с тем критик играет определенную роль в повышении идейного и художественного уровня детской литературы, в создании все новых и новых художественно полноценных произведений. Именно поэтому литературоведы все настойчиво обращают внимание на освещение проблемы и задач, связанных с важной областью, своеобразным видом художественного творчества - сатирой и юмором.
Актуальность темы. Шор и сатира составляют важнейшую идейно-эстетическую суть детской литературы, в частности, детской поэзии. В ней посредством своеобразных художественно-изобразительных средств отображаются жизненные явления. Поэт с помощью юмористических и сатирических образов решает задачу воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности. Следовательно, данная область творчества имеет учебно-воспитательные цели.
Изучение эстетической и учебно-воспитательной роли сатиры и юмора путем анализа конкретных художественных произведений является весьма актуальным. Неизученность до настоящего времени данного вопроса в узбекском литературоведении, отсутствие обобщения достижений и недостатков детских сатирических и юмористических поэтов повышает актуальность, жизненную необходимость исследовательской работы в данной области. Следовательно,освещение вопросов основных проблем сатиры и юмора в узбекской детской советской поэзии в аспекте мастерства в предлагаемой диссертации принесет несомненную пользу.
Цель и задачи исследования. В настоящее время юмористические и сатирические стихотворения в узбекской литературе занимают заметное место. Склонность и интерес узбекского народа к юмору и сатире нашли отражение и в детской поэзии, так же, как и в литературе для взрослых. Это явление в художественно-творческой области не осталось в стороне от внимания критики. В ряде литературоведческих работ узбекских ученых в определенной степени затрагиваются, хотя и попутно, некоторые вопросы сатиры и юмора в узбекской детской поэзии. Среди них можно назвать ценную книт гу литературоведа П.Шермухамедова .
В интересных и обстоятельных литературоведческих исследованиях И.Султанова, Х.Якубова, Г.Каримова, Л.Каюмова, О.Шара-футдинова, У.Норматова, С.Мамаданова, Н.Худайбергенова и других по проблемам узбекской классической и узбекской советской литературы затрагиваются вопросы сатиры и юмора в связи с анализом конкретных произведений. Эти работы, несомненно, оказали большую помощь в исследовании сложных и актуальных проблем,стоящих перед нами, в освещении их на уровне современных научных требований.
Новизна работы. Новизна диссертационной работы состоит в том, что она осуществлена в плане, требущем разработки определенных проблем художественного мастерства в узбекской советской детской юмористической и сатирической литературе. Кроме того, до настоящего времени недостаточно точно определено место, занимаемое сатирическими и юмористическими произведениями в узбекской советской детской поэзии. В данном исследовании, в отличие от предшествующих работ, ставится задача его определения.
Материалом для диссертационной работы послужили сатирические и юмористические стихотворения узбекских советских детских писателей. Основное внимание уделяется при этом произведениям, созданным после Великой Отечественной войны.
Методология исследования. Основные положения марксистско
I. Шермухамедов П. Детская литература Узбекистана. - Ташкент, Ёш гвардия, 1983. ленинской эстетики, так или иначе затрагивающие проблемы художественного творчества, постановления и решения Центрального Комитета партии и Советского правительства о литературе, искусстве и художественной критике явились методологической основой данной диссертационной работы. При этом особое внимание уделялось специальным решениям и указаниям ЦК партии и Советского правительства, посвященным проблемам развития детской литературы. Автор также опирается в своей диссертации на ряд положений крупных советских исследований, посвященных вопросам детской литературе, - Я.Эльсберга, В.Николаева, Н.Федь, Н.Степанова,
Ф.Кривина, С.Мамаджанова, А.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Бат руздина и других .
В работе используются и достижения узбекского советского литературоведения в этой области. Особое внимание при этом уделяется работам, непосредственно относящимся к теме предлагаемой диссертации, - статьям и монографиям Н.Рахимова, А.Суюмо-ва, Б.Имамова, А.Абдзугафурова, Х.Абдусаматова, М.Кошчанова, с
-С.Ташканова и других ученых, посвященным актуальным проблемам
1. Наименование работ этих литературоведов дано в библиографическом указателе диссертации.
2. Рахимов Н. Узбек совет сатираси тарихидан. - Тошкент, Фан, 1962; Суюмов А. Кичкинтойлар адабиёти. - Тошкент, Ёш гвардия, 1962; Имамов Б. Болалар адабиетида сатира ва юмор. -Совет мактаби, 1962, & 5; Он же. Узбек совет болалар адабиёти юксалиш йулида. - Тошкент, Ёш гвардия, 1973; Абдугафуров А. Навоий сатираси, 1-китоб. - Тошкент, Фан, 1966; Он же. А. Навоий ижодида сатира. - Тошкент, Фан, 1972; Абдусаматов X. Узбек совет сатираси масалалари. - Тошкент, Г.Гулом номли бадиий адабиет нашриети, 1968; ^ушчанов М. Абдулла Казрсар ижодида сатира ва юмор. — Тошкент, Фан, 1973; Он же. Мохият ва бадиият. (Адабий-танкидий ма^олалар). - Тошкент, Г.Рулом номидаги адабиет ва санъат нашриети, 1977; Тошканов С. Сатиизучения сатиры и юмора в узбекской советской литературе. В них исследуются особенности сатиры и юмора в творчестве тех или иных узбекских советских писателей, выявляются достоинства и недостатки применяемых ими стилистических приемов. Самое главное в них попытка разрешения многих спорных вопросов относительно специфики сатиры и юмора.
Несомненно, многие из этих работ освещают отдельные неисследованные вопросы узбекского литературоведения. Конечно же, многие проблемы сатиры и юмора в узбекской литературе в той или иной степени уже решены. Но если учесть то, что вопросы сатиры и юмора применительно к узбекской детской литературе являются важной проблемой в нашем литературоведении, то не трудно убедиться, что в художественной критике в этом направлении создано еще мало работ. Среди них заслуживают внимания исследования М.Кошчанова, Б.Имамова, А.Суюмова и ряда других литературоведов.
Уже из перечня названий этих работ видно, что детская сатирическая и юмористическая литература до сих пор не была объектом специального, крупного, всестороннего исследования, Литературовед Б.ймамов в своих работах "Сатира и юмор в поэзии для малышей" ("Кичкинтойлар адабиетида сатира ва юмор") и др., посвященных вопросам сатиры и юмора в детской литературе, анализирует только сатирические и юмористические произведения ведущих узбекских детских поэтов - Кудауса Мухаммади, Пулата Муми-на, Кудрата Хикмата. Остальные же писатели остаются вне поля зрения ученого. Он пытается определить место и роль сатиры и ра билан юмор муносабатига дойр. Илмий т^плам. - В.И.Ленин номли ТошДУ, адабиет масалалари, Js 491, П кием, 1975. юмора в жизни детей в узбекской литературе. Внимание исследователя приковано к проблемам сатиры и юмора и в литературе для взрослых. Центром внимания исследователя являются также вопросы эволюции мастерства детских писателей. Попутно исследователь обращает внимание и на негативные стороны творчества узбекских детских поэтов. В частности, высоко в общем оценив идейно-тематическое и художественное содержание творчества П.Мумина, критик призывает его создавать краткие, сжатые, полные чувства юмора, увлекательные стихотворения. При этом важно отметить, что литературовед, освещая затронутые вопросы, исходит из специфических требований, предъявляемых к детской литературе.
До настоящего времени исследователи не уделяли еще ложного внимания ее жанровому своеобразию, упуская из виду пародию и эпиграмму. В работах Б.Имамова проблемы сатиры и юмора в детской литературе полностью не освещены. Для их решения необходим глубокий и обстоятельный анализ большинства сатирических и юмористических произведений в узбекской детской литературе, а не избранных писателей.
Тщательно анализируя линию развития отдельных жанров узбекской литературы, Б.Имамов не оставляет без внимания и вопросы детской литературы, в частности сатиры и юмора. В монографии "Пулат Мумин"*, своеобразном литературном портрете, он уделил внимание нескольким страницам его произведений, созданным в духе детской сатирической и юмористической литературы«В ней речь идет, в основном, об отдельных достоинствах и недостатках идейно-тематического и художественного содержания сати
I. Имамов Б. Пулат Мумин. - Адабий портрет Тошкент, Ёш гвардия, 1980. рических и юмористических стихотворений Пулата Мумина, попутно затрагиваются теоретические аспекты проблемы сатиры и юмора вообще, о своеобразных гранях соприкосновения сатиры и юмора в детской литературе и их отличительных и сходных чертах с сатирической и юмористической литературой "для взрослых". Эта монография заслуживает внимания и тем, что мысли, высказанные ее автором, толкают читателя на размышления, спор. Но надо признаться, что в этой работе Б.Имамов не сделал попытку оценить современное состояние всей узбекской детской сатирической и юмористической литературы.
Такую задачу поставил Абдулла Суюмов в статье "Сатира и т юмор в детской литературе. В ней автор, анализируя детские стихотворения Султана Лжуры, Гафура Гуляма, Кудцуса Мухаммади, пытается определить место, роль и значение сатиры и юмора в узбекской детской литературе. Вместе с тем, он попутно излагает результаты своих наблюдений над идейной направленностью сатирических и юмористических произведений, над отдельными аспектами художественного мастерства писателей 50-х годов. Произведения детской сатирической и юмористической литературы последующих десятилетий остались вне поля зрения автора этой книги.
На основе проведенного анализа имеющихся литературоведческих работ можно сделать вывод о том, что основные проблемы сатиры и юмора в узбекской детской литературе исследованы слабо и их всестороннее изучение является актуальной проблемой, заслуживающей всяческого внимания.
I. Суюмов А. Кичкинтойлар адабиети. - Тошкент, Ёш гвардия, ' 1962.
Научное и практическое значение исследования. В.работе предпринимается глубокий и всесторонний анализ лучших образцов узбекской детской сатирической и юмористической литературы с целью выяснения не только их идейно-тематического соде ржания, но и своеобразия художественной формы в плане их широкого использования в идейно-политическом и эстетическом воспитании подрастающего поколения. При этом автор делает попытку внести определенный вклад в литературоведческую науку, осветив важные аспекты состояния этой области художественного творчества.сделав соответствующие выводы из них относительно художественно-творческой практики.
Материал диссертации может быть использован при чтении вузовского курса по истории узбекской детской литературы и спецкурса, а также при проведении спецсеминара, написании курсовых и дипломных работ. Отдельные разделы диссертации могут войти в курс истории узбекской детской литературы.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре узбекской литературы Ташгоспединститута им. Низами, обсуждена и одобрена на заседании кафедры узбекской советской литературы Ташкентского государственного университета им.В.И.Ленина. Результаты исследования были опубликованы в виде журнальных и газетных статей, доложены в ряде выступлений на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ташкентского государственного педагогического института имени Низами в течение 1970-1984 гг., использованы в лекциях, прочитанных автором по курсу детской литературы на факультетах узбекской и казахской филологии и дошкольного воспитания Ташгоспединститута им. Низами.
Структура работы. В диссертационной работе "Юмор и сатира в узбекской детской поэзии" подводятся итоги многолетних наблюдений автора. Диссертация, соответственно решаемым в ней проблемам, написана в историко-теоретическом плане. Она состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен список использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Сатира и юмор в устном народном творчестве адыгов2010 год, доктор филологических наук Чуякова, Нафсет Муратовна
Художественное осмысление конфликтов и противоречий общественной жизни в русской сатире 20 - 30-х годов и формирование соответствующих жанров в северо-кавказских (адыгских) литературах начального этапа их развития2007 год, кандидат филологических наук Чистобаева, Людмила Владимировна
Комическое в художественном мире Н.А. Тэффи2009 год, кандидат филологических наук Бочкарёва, Елена Владимировна
Сатира и юмор в кабардинской литературе: Традиция. История. Современность.2005 год, кандидат филологических наук Бейтуганов, Ауес Мусабиевич
Сатира в армянской советской литературе 30-х годов1984 год, кандидат филологических наук Тоноян, Эмма Оганесовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ахмедова, Зулфия
Основные выводы диссертации:
I. Узбекская советская детская литература и в частности сатира и юмор имеют огромное значение в воспитании молодого поколония в духе коммунизма. Сатира и юмор в художественной литературе со своими специфическими свойствами имеют свою историю развития, В прошлом этот важный раздел литературы был развит слабо. Однако это большое художественное, общественное, политическое, воспитательно средство не оставалось вне поля зрения узбекских просветителей-демократов, педагогов, поэтов. Являясь прогрессивными представителями своего времени, Алишер Навои, Гулхани, Хамза, Абдулла Авлони и другие, отводя в своих книгах много места произведения для детей, не обходили шор и сатиру. Опираясь в большинстве случаев на устное народное творчество, они смогли создать глубоко эмоциональные, имеющие большое воспитательное значение произведения.
2. С первых дней существования Советского государства Коммунистическая партия и Советское правительство, наряду с заботой о развитии национальных литератур и искусства, много внимания уделяли формированию и развитию детской литературы.
Однако на первых этапах развития Советского государства в период сложной общественно-политической обстановки, когда молодые советские писатели еще только овладевали теоретическими знаниями, тайнами мастерства, вникая в правду новой жизни, говорить о создании полнокровных художественных произведений, в том числе и юмористических образцов, отвечающих эстетическим запросам детей, было преждевременно. Кроме того, формирующаяся узбекская детская литература подвергалась нападкам реакционно настроенной части интеллигенции, представители которой стремились взять под свое влияние некоторых молодых поэтов, очернить и исказить революционный дух всей советской литературы. Это испытал в своем творчестве Шакир Сулайманов. В его стихотворении "Орел без крыльев" мысли высказаны неясно, туманно, много мистики, а порой порнографии.
Отрицательные явления в жизни молодежи, возникшие под влиянием старых обычаев, некоторые поэты изображали как положительные явления. В их стихах не было индивидуализации героев, господствовал схематизм, многочисленные отступления от реализма.
Мощным стимулом для развития узбекской детской литературы явились постановления Коммунистической партии и Советского правительства "О реорганизации литературно-художественных организаций" от 23 апреля 1932 года, "Об издательстве детской литературы" от 9 сентября 1933 года и решения Первого Всесоюзного съезда писателей 1934 года. В 30-х годах наблюдается расцвет творчества поэтов Зафара Дияра, Шукура Сагдуллы, Султана Джуры, Адхама Рахмата, Куддуса Мухаммади, Гафура Гуляма, Хамида Алим-джана, Га^ати и других, которые внесли значительный вклад в формирование детской поэзии, в том числе сатирического и юмористического плана.
В детской сатирической и юмористической литературе появляются заслуживающие внимания произведения, посвященные Родине, труду, воспитанию, личной гигиене, школьной жизни и т.д. (стихотворения "Тургун и Гусь", "Две юности", "Ахмад не плохой, но.", "Резной зуб" Нартаджи" Г.Гуляма, "Хвост", "Сандал и печка", "Самокритика" К.Мухаммади, "Собрание знаков препинания" Султана Дкуры, "Старая школа" С.Айни и др.)
Узбекские детские писатели в эти годы, опираясь на фольклорные традиции, смогли создать новые произведения, полные романтики, свойственной детскому мировосприятию. Они старались следовать лучшим литературным традициям А.М.Горького и В.В.Маяковского.
Лучшими произведениями для детей в это время были юмористические и сатирические стихи и рассказы Гафура Гуляма и Хамида Алимдаана. Но в то время в сборниках для детского чтения еще встречалось много произведений, далеких от детской аудитории. Слишком трудно для восприятия маленького читателя содержание стихотворений "Милая блоха", "Погремушка" ("Лакашикилдо^"), "Кайчи-1$айчи" (^айчи - ножницы), "Банги-банги" из сборника Эль-бека "Песни для детей" (1935). Хотя они были написаны чистым, живописнш народным языком и в них встречались красочные эпитеты, олицетворения, гиперболы, их содержание было туманно, не отвечало нормам социалистической морали, было крайне далеко от детской аудитории.
В годы Великой Отечественной войны и мирного послевоенного строительства в рядах узбекской детской литературы плодотворно трудились талантливые поэты Зафар Дияр, Султан Джура,Куд-дус Мухаммади, Ильяс Муслим, Адхам Рахмат, создавшие прекрасные художественные произведения на военные темы.
3. В результате большой помощи со стороны Коммунистической партии и Советского правительства в 60 - 70-е годы во всех жанрах детской литературы наблюдался подъем. Наряду с известными писателями Кудпусом Мухаммади, Шукуром Сагдуллой, Кудратом Хикматом, Пулатом Мумином, Эгамом Рахимом в узбекскую детскую литературу пришло много молодых талантливых поэтов, создавших впоследствии великолепные ее образцы. Отбросив все преграды, стоящие на пути развития и отвечая на запросы юного читателя, они содействовали распространению узбекских детских юмористичео ских и сатирических произведении.
4. В первой главе "Юмор, сатира и образ" (часть первая) рассмотрена роль художественно-изобразительных средств в создании юмористических и сатирических образов стихотворений, находящихся в тесной связи с их идейно-тематическим содержанием. Часто писатели употребляют такие традиционные для детской литературы приемы, как сказочный сюжет, очеловечивание неживых предметов, аллегорическое изображение животных, чудесные сны и т.д. Яркие метафоры, меткие эпитеты, гиперболические образы широко используются в исследуемых произведениях.
В анализируемых произведениях также встречаются такие способы достижения комического эффекта как несоответствие цели и средств ее достижения, смешные ситуации, непредвиденные результаты, контрастные противопоставления и т.д. Узбекские литераторы продолжают совершенствовать свое мастерство в осуществлении идейного замысла.
5. В сатирической и юмористической поэзии для детей проблема положительного героя решается весьма своеобразно. Герой детских юмористических или сатирических стихов чаще всего наряду с отрицательными чертами (лень, грубость, неряшливость, хвастовство и др.) имеет и какие-то симпатичные автору (а поэтому и читателю) качества. Такое диалектическое единство противоположных черт лишает героя схематизма, делает его реалистичным, жизненным, близким детскому восприятию. Это помогает воспитать этические, нравственные нормы у юного читателя, формирует эстетический идеал.
Сатирические и юмористические произведения детских писателей учат смеяться, понимать шутку, иронию, игру слов, получать от этого эстетическое удовольствие. Услышанные в детстве необыкновенные приключения, интересные случаи, занимательные сказки могут остаться в памяти человека на всю жизнь и в дальнейшем повлиять на его жизненный путь,
6. Так как в детской литературе дидактика, поучения играют важную роль, то в разделе диссертации "Шор, сатира и дидактика" были определены роль и функции юмора и сатиры как воспитательных и обучающих факторов. Дидактика в детской литературе не должна быть "сухой", "голой". Она должна живыми художественными средствами исподволь научить юного читателя различать "что такое хорошо и что такое плохо".
Глубоко содержательные, наполненные смехом юмористические и сатирические произведения пробуждают в детях эстетическое чувство. Смех в юморе и сатире разнообразен и как эстетическое явление обогащается все новыми и новыми оттенками по мере взросления читателя. Он определяется темой произведения, целью автора, отношением его к жизненным явлениям, принципами и способами их воплощения.
7. Во второй главе "Проблема смеха, сатиры и юмора" в детской поэзии" рассматривается смех как психофизиологическое явление. Этот вид смеха ("безобидный"), который существует в жизни и отображается искусством как проявление положительных эмоций, отличается от юмора и сатиры, поскольку не несет в себе критического начала.
В отличие от смеха "безобидного", "безвредного" смех как категория эстетическая социально обусловлен, он в той или иной мере отрицает частные недостатки (юмор). Поскольку частные недостатки личности могут перерасти в общественно опасные, произведения для детей должны предупреждать это и такую "профилактическую" роль берут на себя юмористические произведения. Недостатки или пороки общественно опасные разоблачаются средствами сатиры.
8. Показано, что детской поэзии более свойственен юмор благодаря его снисходительности, мягкости в отношении к описываемым событиям и героям, легкой иронии и насмешке; герои юмористических произведений узбекских детских поэтов, как правило, в общем и целом "неплохие ребята", но имеющие некоторые частные недостатки. Сатира в детских произведениях также смягчена. Такая тональность вызывает у юного читателя сопереживание, задевая лучшие струны души.
9. Итак, сатира и юмор в узбекской советской детской поэзии имеют глубокие национальные корни; за последние годы наметились серьезные достижения в совершенствовании мастерства писателей и в обогащении идейно-художественного содержания произведений. Для полного обеспечивания их эстетической, учебно-воспитательной действенности детскому писателю нужно постоянно совершенствовать свое художественное мастерство. В этом, заключается суть вопросов, вытекающих из постановлений ХХУ1 съезда КПСС и тех задач, которые ставятся жизнью перед мастерами художественного слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы узбекская советская детская литература значительно развилась, появился ряд научных работ, посвященных проблемам ее развития. Однако сатира и юмор в этих работах рассматриваются лишь только попутно, как одно из художественных средств.
Детские сатирические и юмористические произведения требуют специальных исследований. В связи с этим в предлагаемой диссертации и была предпринята попытка исследовать на примере послевоенного (в основном 60 - 70-х гг.) творчества поэтов узбекской детской литературы (К.Мухаммади, П.Мумина, К.Хикмата и др.) специфику юмористических и сатирических произведений для детей.
В работе выявлена тесная связь образов произведений этих писателей с идейно-художественными и социально-воспитательными задачами, а также рассмотрены общетеоретические аспекты видов и форм сатиры и юмора, функция смеха и его эстетическая роль в литературе и жизни. Хотя методика изучения юмористических и сатирических произведений в данной работе применяется к произведениям узбекских детских писателей, она может быть использована и для изучения сатирических произведений для детей братских литератур СССР.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ахмедова, Зулфия, 1984 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, т. УШ, с. 593.
3. Ленин В.И. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущностирелигии". Философские тетради. Полн. собр. соч., М«, Госполитиздат, 1963, т. 29, с. 43-65.
4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.- Полн. собр. соч., -М., Политиздат, 1979, т. 12, с. 99-105.
5. Ленин В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу, поповоду "коммунистических субботников") Полн. собр. соч., М., Политиздат, т. 39, с. 5-29.
6. Ленин В.И. Задача Союзов Молодежи. Речь на Ш Всероссийского съезде Российского Коммунистического Союза молодежи. 2 октября 1920 г. Полн. собр. соч., М., Политиздат, 1974, т. 41, с. 298-318.
7. Ленин В.И. Политический отчет ЦК 7 марта 1918 г. Седьмойэкстренный съезд РКП(б). Полн. собр. соч.,М., Политиздат, 1974, т. 36, с. 19.
8. Ленин В.И. Адабиет тугрисида. Тошкент, Узбекистон,1974.- 348-6.
9. Документы КПСС и Советского государства
10. Z.I. Материалы ХПУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, 318 с.
11. Материалы ГО" съезда КПСС. М., Политиздат, 1976 , 256 с.
12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.
13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. М., Политиздат, 1983, 80 с. (14-15 июня 1983 г.)
14. Черненко К.У. Речь на февральском Пленуме (1984 г.) ЦК
15. КПСС. Правда, 1984, 14 февраля.
16. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерахдальнейшего развития советской детской литературы. Правда, 1969, 10 апреля.
17. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике". Правда, 1972, 29 января.3. Книги
18. Аристотель. Поэтика (Поэзия санъати хакида). Тошкент,
19. Гафур Гулом номидаги адабиет ва санъат нашриети, 1980, 61-6.
20. Абдзусаматов У. Узбек совет сатираси масалалари. Тошкент,
21. Гафур Гулом номидаги адабиет ва санъат нашриети, 1968, 343-6.
22. Абдувохид. Йулдош кадокчи, Шеър ва эртаклар. Тошкент,1. Еш гвардия, 1969, 21-6.t
23. Адашбоев Т. и др. Адашбой. Шеърлар. Тошкент, Еш гвардия,1973, 64-6.
24. Адашбоев Т. Арслонбоб шаршараси. Шеърлар. Тошкент, Ёшгвардия, 1969, 5-13-6.
25. Баруздин С.А. Заметки о детской литературе. М., Детскаялитература, 1975, 366 с.
26. Барноев С. Дадамнинг куллари. Шеърлар. Тошкент, Еш гвар- дня, 1974, 3-43-6.
27. Бегак Б. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. М., Детская литература, 1971, с.3-165.
28. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. -М., Искусство, 1970, с. 3-269.
29. Борев Ю.Б. Трагическое и комическое в действительности ив искусстве. Стенограмма публичной лекции. -М., Знание, 1955, с. 5-29.
30. Владимирова Н, Задоар Диер (Танкидий биографик очерк).
31. Тошкент, Фан, 1954, 5-57-6.
32. Гоголь Н.В. О литературе. Избранные статьи и письма.
33. Вступительная статья и примечания Н.Богословского). -М., ЛШГ, 1952, с. 253-285.
34. Горький A.M. О детской литературе. Статьи и высказывания.- М., Детская литература, 1958, 373 с.
35. Детская литература. Сб. статей. М., Детская литература,1976, 176 с.
36. Детская литература. С б. статей. -М., Детская литература, 1983, 180 с.
37. Детская литература. Литературно-критические чтения. М.,1961, 165 с.
38. Ддахангиров Г. Узбек болалар фэльклори. У^итувчилар учунулланма. Тошкент, Укитувчи, 1975, II8-6.
39. Имомов Б. Пулат Мумин. Адабий портрет. Тошкент, Ешгвардия, 1980, 90-6.
40. Имомов Б. Узбек совет болалар адабиети юксалиш йулида.
41. Маколалар. Тошкент, Ёш гвардия, 1973, 362-6.3*20. Ирисхужаева С, Кичкинтойлар олами. Тошкент, Ёш гвардия,1979, 3-23-б.
42. Ирисхужаева С. Шоир ва мураббий. Узбекистон СССР "Билим"жамияти J£ 59, Тошкент, Узбекистон, 1977,30-6.
43. Ирисхужаева С. Суз, кофия, макол. В кн.:Куддус Мухаммадий. (Адабий танкидий ма^олалар). - Тошкент, Ёш гвардия, 1979, с. 43-78.
44. Ирисхужаева С. Шоир ороми. В кн.: Куддус Мухаммадий.
45. Адабий танедций маколалар). - Тошкент, Ёш гвардия, 1979, с. 78-90.
46. Книги детям. Сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым. М., Детская литература, 1963, 79 с.
47. Книги детям. Сборник обзорных й методических статей подетской литературе и детскому чтению. М., Детгиз, 1957, 152 с.
48. Крупская Н.К. 0 детской литературе и детском чтении.1. М., Детгиз, 1954, 65 с.
49. Левшин Л.А. Мальчик мужчина - отец, (на обл. Б-чка семейного чтения). М.,Политиздат, 1968, 135 с.
50. Левшин Л.А. Когда слово воспитывает. Воспитание в семье.- М., Политиздат, 1970, 112 с.
51. Луначарский А.В. О театре и драматургии. М., Искусство,1958, т. I, с. 745.
52. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. (Сб. сост. и авторвступит, статьи М.П.Павлова). М., Просвещение, 1968, 370 с.
53. Марков Г. Советская литература в борьбе за коммунизм иее задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.
54. Докл. на УП съезде писателей СССР. Детская литература, 1981, J& 10, с. 3-7.
55. Маршак С.Я. Стихи, сказки в 2-х книгах, кн. 2. М.,ГИХЛ,1965, 560 с.
56. Маршак С.Я. Сочинения в 4-х томах, т. 4. Статьи и заметки о мастерстве. М., ГИХЛ, I960, с.3-170.
57. Михалков С.В. Все начинается с детства. Стихи. М., Педагогика, 1972, 127 с.
58. Михалков С.В. Уттиз олти-ю, ярим. Шеърлар. Тошкент,Ёшгвардия, 1973, 39-6.
59. Михалков С.В. Мы с приятелем. -М., Детская литература,1971, 227 с.
60. Мотяшов И.П. Мастерство доброты. Очерки современной детской литературы. М., Детская литература, 1969, 153 с.
61. Мумин П. Дружно шагаем. Стихи и поэма. Ташкент, ГИХЛ,1958, 109 с.
62. Мумин П. Вир ярим Карим. Тошкент, Ёш гвардия, 1972,80.6.
63. Мумин П. Дустинг канча куп булса. Шеърлар, декламациялар.- Тошкент, Еш гвардия, 1982, 160-6.
64. Мумин П. Устозлар изидан. Шеърлар, кушиклар, эртаклар.
65. Тошкент, Еш гвардия, 1980, 187-6.
66. Мумин П. От радости растем! Стихи и сказки. Ташкент,ш гвардия, 1974, 83-6.
67. Мумин П. Яхшиларга ухшасам. Шеърлар. Тошкент, Ёш гвардия, 1975, 95-6.
68. Мумин П. Одоб ва офтоб. Шеърлар. Кушиклар. Достон ва балладалар. Эртаклар. Топишмоклар. Тошкент, Ёшгвардия, 1972 , 296-<5.к
69. Мумин П. Эсон ва Омон. Шеърлар ва пьеса. Тошкент, Ешгвардия, 1971, 59-6.
70. Мумин П. Рахматга рахмат. Шеърлар, кушиклар ва достонлар.- Тошкент, Ёш гвардия, 1969, 103-6.
71. Мухаммади К. Серебристый тополь. Стихи. М., Детская литература, 1982, 62-6.
72. Мухаммадий К. Богларда болалар. П китоб. Табиат алифбеси.
73. Шеърлар ва эртаклар. Тошкент, Ёш гвардия, 1976, 114-4$.
74. Мухаммадий К. Доно бобонинг невара-чеваралари. Тошкент,1. Еш гвардия, 1981, 205-6.
75. Мухаммадий К. Медабон «яустлар. Шеърлар. Тошкент, Уздавнашр, 1955, 168-6.
76. Мухаммадий К. Одам олам ^ушиги. У китоб. - Тошкент, Ёшгвардия, 1981, 205-6.
77. Мухаммадий К. Очилдастурхон. Шеър ва эртаклар. Тошкент,ш гвардия, 1970, 255-6.
78. Мухаммадий К. Табиат алифбеси. (Поэма, эртак ва шеърлар)1.китоб. Тошкент, 1974, 228-6.it
79. Мухаммадий К. Табиат алифбеси. Шеърлар. Тошкент, Еш гвардия, 1971, 124-6.
80. Мухаммадий К. Кандай булмогим керак. Шеърлар. Тошкент,1. Уздавнашр, I960, 169-6.
81. МСЭ. Изд. 3-е, 1961, т. 10, с. 1071.
82. О литературе для детей. Вып. 6. Л., Детская литература,1961, 166 с.
83. Рахимов Н. Узбек совет сатираси тарихидан (I9I7-I959).
84. Тошкент, Фан, 1962, 163-6.
85. Саъдулла Ш. Сенинг байраминг. Шеър, достон, эртак, масал• гва латифалар (1935-1970). Тошкент, Еш гвардия, 1972, 234-6.
86. Сулаймон И. Биз саёхатчилармиз. Шеърлар. Тошкент, Ёшгвардия, 1966, 65-6.
87. СухомлинскиЙ В.А. Нравственный идеал молодого поколения.
88. Нравственное воспитание в школе. М., изд. Акад. пед.наук РСФСР, 1963, 152 с.
89. СухомлинскиЙ В.А. Сердце отдаю детям. Учебно-воспитательная работа в начальной школе. Изд. 5-е. Киев, Рад. школа, 1974, 288 с.
90. Суюмов А. Болалар адабиети. Педагогига ва мактабгача тарбия билим юртлари хамда маданий о^артув тех-никумлари учун ^улланма. Тошкент, Укитувчи, 1973, 265 6.
91. Суюмов А. Кичкинтойлар адабиети. (30 йиллар узбек болалар адабиетидан очерклар). Педбилим юрти уки-тувчилари учун дарслик. Тошкент, Укитувчи, 1973, 46 6.
92. Толковый словарь русского языка. Составители: проф. Виноградов В.В. и др. под редакцией член-корр. АН СССР Д.Н.Ушакова, т. 1У. М., Госиздат иностранных и национальных словарей, 1940, 1445 с.
93. Туманова 3. Какое различие между юмором и сатирой?
94. Вопросы детской литературы, 1957, с. 5-45.
95. Федь Н.М. Искусство комедии, или Мир сквозь смех. М.,1. Наука, 1978, 215 с.
96. Хамза. Избранное. Сое. Левитина С.А. Ответст. редактор
97. Лиходзиевский С.С. Ташкент, Госиздат УзССР, 1949, 75 с.
98. Хамза. Сочинения в 2-х томах, т. I. Стихи, Песни. Ташкент, ГИХЛ УзССР, I960, 73 с.
99. Хикмат К. Соатжоннинг соати. Шеър, поэма, эртаклар.и
100. Тошкент, Еш гвардия, 1964, I2I-6.
101. Хикмат К. Углим билан суз^бат. Шеърлар, поэмалар, эртаклар. Тошкент, 1970, 120-6.
102. Хикмат К. Олмос менинг юрагим. Шеърлар, эртаклар, поэмалар. Тошкент, 1973, 134 б.
103. Хужаева Р. Куддус Мухаммадий. Тошкент, Фан, 1980,38-6.
104. Шарипов М. Шукур Саъдулла (Биографик очерк). Тошкент,
105. Г1 .Гулом номли адабиет ва санъат нашриёти,1971, 5-25-6.
106. Шермухамедов П. Детская литература Узбекистана. Очерки.- М., Детская литература, 1974, 108 с.
107. Шермухамедов П. Детская литература Узбекистана. Ташкент, Еш гвардия, 1983, 206 с.
108. Шермухамедов П. Ижод дарди. Тошкент, Гафур Гулом номидаги адабиет ва санъат нашриёти, 1973, 69-172-бетлар.
109. Школа мастерства. Стенограмма обсуждения произведенийписателей Узбекистана в Союзе писателей СССР. Редколлегия: К.Яшен (гл.ред.) и др. Ташкент, Гослитиздат УзССР, I960, 751 с.
110. Шомансур Ю. Холва. Шеърлар. Тошкент, Ёш гвардия,1972,30.6.
111. Чуковский К.И. Путаница. Стихи. Для школьного возраста.-М., Детская литература, 1968, 16 с.
112. Эгамов X. Болалар дунеси. Тошкент, Ёш гвардия, 1976,46 -б.
113. Эгамов X., Йулдошев Э. Болалар китобхонлиги ва маънавийкамолот. Тошкент, Укитувчи, 1981, 24-6.
114. Элбек. Болалар кушуги. Хал^ ашулалари. Тошкент, Уздавнашр, 1935, 25-6.
115. Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры. -М., Советский писатель, 1957, 145 с.
116. Узбек совет болалар адабиети тарихи очерки. Тошкент,1. Фан, 1978, 279-6.
117. Узбек совет болалар адабиети. Маколалар. Тошкент, Ёшгвардия, 1969, 150-6.
118. Узбек совет болалар шеърияти антологияси. Тошкент, Ёшгвардия, 1980, 353-6.
119. Кушжонов М. Мохдаят ва бадиият. (Адабий-танцидий маколалар).
120. Адабий уйлар. Тошкент, Гафур £улом номи-даги адабиёт ва санъат нашриети, 1977, 228-6.
121. Кушжонов М. Абдулла Каххор ижодида сатира ва шор. Маколалар. Тошкент, Фан, 1973, 140-6.
122. Кушжонов М. Куддус Мухаммадий. (Адабий-тан^идий маколалар). Тошкент, Ёш гвардия, 1979, 275-6.4. Статьи
123. Азимов С. С думой о завтрашнем дне. Детская литература,1982, В 8, с. 4.
124. Ирисходжаева 0. Грани таланта. Детская литература, 1982,8, с. 28.
125. Ирисхужаева С. Болалар адабиетида дидактика. Тошкент,1. Фан, 1978, 48 б.
126. Кривин Ф. Цветочки-ягодки. Литературное обозрение, 1981,4, с. 98.
127. Павленко П. Дети и мы. Литературная газета, 1954, 26июня.
128. Полевой Б.Н. Болалар ва ёшлар учун совет адабиёти (советзувчиларининг Бутун иттифо^ иккинчи съезди-да ^илинган кушимча доклад. Шарк юлдузи, 1955, J* 8.
129. Пьер Данинос. Юмор так разнообразен! Литературная газета, 1970, 14 октября, с. 16.
130. Рашидов Ш.Р. Для детей значит для будущего. - Детскаялитература, 1982, $ 8, с. 2.
131. Тухтабаев X. Смех мое оружие. - Детская литература,1982, » 8, с. 35.
132. Уйгун. Узбек совет болалар адабиётининг хозирги ахволихакида баъзи мулохазалар. Шарк юлдузи, 1950, Я 5.
133. Яшин К. Кичкинтойларга катта адабиёт. Шарк юлдузи,1967, В 7.412. -Гулом Г. Шор ва сатира. 1$изил Узбекистон, 1929, 9июнь.
134. Диссертации 5.1. Жалилов Б. Урушдан кейинги узбек драматургиясида Бахром
135. Рахмановнинг урни. Дисс. на соисканиеканд. филол. наук, Ташкент, 1973, с.100-150.
136. Жумабаев М. Проблема положительного героя в узбекских советских детских поэмах. Дисс. на соискание канд. филол. наук. Ташкент, 1982,139 с,
137. Зубарева Е.Е. Проблема юмора в художественной литературедля детей и подростков (на материале повестей). Дисс. на соискание канд. филол. наук, M.f 1968, 358 с.
138. Ирисхужаева С. Узбек болалар поэзиясининг узига хос хусусиятлари. Филология фанлари кандидата ун-вони учун ёзилган диссертация. Тошкент, 1974, 140-6.
139. Наймов Х.М. Художественное изображение природы и человекав узбекской советской детской литературе. Дисс. на соискание канд. филол. наук, Ташкент, 1983, 140 с.
140. Олимова М. Узбек совет болалар драматургияси (I9I7-I967).
141. Филология фан лари кандидати унвони учун ёзилган диссертация. Тошкент, 1969, 140-6.
142. Охунбобоев У. 60-йиллар узбек совет болалар эртакларининггоявий бадиий хусусиятлари. Филология фанлари кандидати унвони учун ёзилган диссертация. Самарканд, 1974, II5-6.
143. Расулов А. Характер молодого героя в современной узбекской повести. Дисс. на соискание канд. филол. наук, Ташкент, 1966, 150 с.
144. Рапшд У. Узбек совет болалар адабиети тараккиети очерки.1945-1955 йиллар). Дисс. на соисканиеканд. филол. наук, Ташкент, 1957, 150 с.
145. Сатаров 0. Шукур Саъдулла болалар езувчиси. Филологияфанлари кандидати унвони учун ёзилган диссертация, Тошкент, 1976, 140-6.
146. Суюмов А. Улуг Батан урушигача булган беш йилликлар даврида узбек совет болалар адабиети (1929 -1941). Дисс. на соискание канд. филол. наук, Ташкент, 1961, 155 с.
147. Турсунов Ж. Тафур Руломнинг прозадаги махоратига дойр.
148. Дисс. на соискание канд. филол. наук, Ташкент, 1964, 160 с.
149. Холмов М.И. Сатира и юмор в детской газете как средствовоспитания подрастающего поколения (19171929). Автореф. дисс. на соискание канд. филол. наук, 1974, 16 с.
150. Эгамов X. Узбек совет болалар поэмаларида тил ва услуб.
151. Дисс. на соискание канд. филол. наук, Ташкент, 1974, 141 с.
152. Кушоков Н. 50-йиллар узбек совет болалар адабиетида махорат масаласи. Дисс. на соискание канд. филол. наук, Самарканд, 1973, 140 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.