Проблема конфликта и характера в узбекской советской комедии (60-70-х гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гулямова, Азада
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гулямова, Азада
введение з~1б
ГЛАВА I Противоречивость жизни и комический конфликт17
ГЛАВА П Использование художественно-изобразительных средств языка в создании комических характеров 83
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Эволюция жанра комедии в якутской драматургии2008 год, кандидат филологических наук Кириллина, Мария Афанасьевна
Башкирская советская комедия (эволюция жанра)1984 год, кандидат филологических наук Ахмадиев, Риф Бариевич
Современная белорусская комедия1985 год, кандидат филологических наук Малявко, Петр Иванович
Творчество Василия Шкваркина2019 год, кандидат наук Новиков Алексей Дмитриевич
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема конфликта и характера в узбекской советской комедии (60-70-х гг.)»
Советская литература, правдиво отображая жизнь в исторически-конкретном поступательном революционном развитии, накопила богатый опыт создания разнообразных, жизненно реальных художественных образов. В ней значительное число литературных произведений с высоким мастерством отображают героическое прошлое и настоящее советского народа. Пламенный гражданский пафос, возвеличивание ведущих тенденций жизни, призыв к решительной борьбе с недостатками в этих произведениях имеют очень важное значение в воспитании и совершенствовании личности. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось: ". в том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства"'''.
Духовно-нравственный мир советских людей изо дня в день претерпевает изменения, обогащается в тесной связи с совершенствованием и развитием общества. Наши современники характеризуются высокими духовно-нравственными качествами: высокой политической сознательностью, активной жизненной позицией, нравственной чистотой, принципиальностью, патриотизмом и гуманизмом. Все это находит яркое отражение в художественной литературе. Но все еще в нашем обществе встречаются люди, нечистоплотные, политически невежественные, безнравственные, склонные к легкой жизни, взяточничеству, подхалимству, мошенничеству, ханжеству, лицемерию, карьеризму, очковтирательству, аферизму, эгоизму и к тому подобным порокам старого эксплуататорского мира. "Писатель должен научиться активно использовать великое право, которое предоставил ему социализм, - отмечал товарищ К.У.Черненко в докладе
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., Изд.Политической лит-ры, 1981, с.61. на юбилейном Пленуме Союза писателей. - Право непосредственно участвовать в строительстве новой жизни, быть строгим судьей всего косного, отжившего, утверждать своим искусством подлинный гуманизм, высокие идеалы социализма. Таков, по сути, политический смысл социалистического реализма - основного художественного метода нашей литературы, искусства"^. Значит, непримиримая борьба с лицами, мешающими продвижению нашего социалистического общества по пути прогресса, беспощадное их разоблачение - священный долг литературы и искусства, в частности комедии. Новый облик человека развитого социализма, его коммунистическая нравст венность, мировоззрение, политическая сознательность цроявляются в борьбе с пережитками прошлого. В целях утверждения комь^унисти-ческой нравственности надо постоянно бороться против алчности и корыстолюбия, взяточничества, клеветы, анонимщины, пьянства и других, подобных им пережитков прошлого. Эта борьба требует постоянного внимания передовых, сознательных людей нашего общества. Это - требование эпохи, требование партии.
Разоблачение и непримиримая борьба со всеми негативными явлениями жизни ведет к еще более яркому горению всего положительного, к еще более мощной демонстрации преимущества советского социалистического образа жизни над жизнью капиталистических стран. Беспредельно велико воспитательное и просветительское значение сатирических и юмористических комедий, являющихся мощным оружием в борьбе с пережитками прошлого в сознании и поведении отдельных людей. Комедийный жанр занимает важное место в разоблачении ротозеев и лодырей, негодяев и бюрократов, очковтирателей и скупцов, ханжей и эгоистов, пьяниц и обманщиков, взяточ
I. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма, М,, Политиздат, 1984, с.4. ников, жуликов и мошенников и т.п. Читая комедию и воспринимая ее содержание со сцены, советский человек знакомится с невежественными и близорукими по неведению или умышленно противостоящими социалистическим принципам жизни людьми. Он смеется над ним, одновременно понимая, к каким последствиям могут привести их мерзкие поступки. Из поведения людей порождающих к себе сатирическое или юмористическое отношение, человек делает для себя соответствующие вывода, стремится еще серьезнее и внимательнее глядеть на окружающую жизнь. Почему? Потому, что комические произведения не только заставляют человека смеяться, одновременно заставляют подумать и о собственном поведении, о своей жизни.
Необходимо признать, что отрицательные типы, негодяи с отвратительными привычками и поведением среди нас встречаются еще нередко. Поэтому не надо бояться их разоблачения, необходимо любыми путями устранить эту проказу на теле нашего общества. В этом отношении важная роль принадлежит комедии, пробуждающей в советских людях ненависть и презрение этих людей, зовущей к беспощадной борьбе за изгнание их из нашей кипучей жизни. Но мобилизующее влияние произведений, относящихся к жанру комедии, прежде всего и во многом зависит от мастерства драматургов в создании конфликта и характеров. А в изучении путей развития узбекской советской комедии, ее достижений и трудностей эта проблема имеет первостепенное значение.
Актуальность темы. Узбекская комедиография возникла в глубокой древности на основе устной народной драмы и на протяжении длительного периода истории претерпевала изменения от одноактных пьес до современной советской комедии. Она играла и играет большую роль в критике разнообразных пороков людей и в разоблачении основ антагонистического общества. Но в полном смысле слова узбекская комедиография сформировалась только после Великой Октябрьской социалистической революции в результате творческого развития традиций передовой русской и мировой комедиографии. Ряды первых узбекских драматургов, включающих отца комедии Хамзы Хаким заде Ниязи, К.Яшена, Уйгуна, И.Оултана, А.Каххара, Н.Сафарова, З.Фатхулина, в 50-60-е годы пополнились такими талантливыми драматургами, как X.Гулям, Щухрат, Рамз Бабаджан, ТУраб ТУла, С.Ахмад и др. В наши дни хорошие комедии создали Дж.Джаббаров, Ф.Му-саджанов, Э.Вахидов, А.Ибрагимов, Х.Шарипов, У.Хашимов, Исфан-дияр и другие.
Начатая выдающимся деятелем узбекской культуры Х.Х.Ниязи, узбекская советская комедиография прошла большой и сложный путь своего развития. Узбекские советские комедиографы, воодушевленные неограниченными возможностями, предоставленными им Великим Октябрем, достигли определенных успехов в создании высокоидейных и высокохудожественных произведений комедийного жанра.
Известно, что с прогрессом общества в комедии претерпевают изменения конфликт и характеры героев. Если в комедиях Хамзы "Наказание клеветников" ("ТУхматчилар жазоси"), "Кто прав" ("Ким тугри"), К.Яшена "Равный с равным" ("Тенг-тенги билан") и других поднимались духовно-нравственные проблемы, характерные только для двадцатых годов, то в комедиях А.Каххара "Больные зубы" ("Огриг; тишлар"), "Шелковое сюзане" ("Шохда сузана"), "Мои матушки" ("Аяжонларим"), "Последние экземпляры" ("Оунгги нусхалар", Щухрата "Жених на пять дней" ("Беш кунлик куёв"), С.Ахмада "Бунт невесток" ("Келинлар кузголони"), Э.Вахидова "Золотая стена" ("Олтин девор"), У.Хашимова "Поздравление со свадьбой" ("Туйлар муборак"), Ф.Мусаджанова "Стиляга" ("Олифта"), "Нищие духом" ("Нафс гадолари"), А.Ибрагимова "Пила" ("Арра"), "Шарик"
Зулдир"), "Не говори, что я сказал" ("Мени айтди, деманг"), Ис-фандияра "Дочь своего отца" ("Отасининг 1^зи"\и в ряде других комедиях последних лет обличаются негативные явления, чернеющие пятнами на лице нашего замечательного общества. Этим узбекские советские комедиографы вносят свой посильный вклад в развитие нашего социалистического общества. Но наряду с высокоидейными и высокохудожественными произведениями комедийного жанра, к сожалению, подчас появляются еще и пьесы слабые в идейно-художественном отношении. Например, комедии Исфандияра "Если не веришь, то умру, жена" ("Ишонмасанг уламан, хотин"), Х.Шарипова "Старики и старухи" ("Чоллар ва кампирлар"), У.Рашида "Сваты" ("Кудалар") имеют определенные просчеты. Авторы этих пьес считают, что главная цель комедии - вызвать у читателя и зрителя смех. И руководствуясь этим, они стараются рассмешить читателя и зрителя наигранными ситуациями, не имеющими совершенно никакого отношения к реальной жизни советских людей. Конфликт таких комедий легковесен, поверхностен, поставленная проблема в них разрешается довольно просто. Подобные комедии не могут заинтересовать читателя и зрителя, быстро сходят со сцены или вообще на ней не оказываются. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС, ".Партия не может быть безразличной к идейно^ содержанию искусства. Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа. Главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско-ленинская критика, активная, чуткая, внимательная и вместе с тем непримиримая к идейно т чуждым и профессионально слабым произведениям" . Это требование относится в равной мере ко всем художникам, в том числе и к
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. Москва, Политиздат, 1983, с.19-20. комедиографам.
Каковы же характерные особенности комедий,созданных в последние два десятилетия? Что же бросается в глаза при изучении их идейно-художественного своеобразия? В чем заключаются тенденции развития современной узбекской комедии? Эти вопросы все чаще привлекают внимание литературоведов. На них стремятся ответить в своих работах литературоведы Д.Николаев, Е.Горбунова, И.Киселев, Л.Ершов,В.Волькенштейн, В.Фролов, Г.Н.Щеглова, Б.С.Бугров и др. Большую работу по изучению современной узбекской комедии проделали ученые и драматурги К.Яшен, Х.Абдусаматов, И.Султан, М.Кошча-нов, Б.Имамов, Т.Сабиров, Х.Хакимова, Б.Гулямов и др.'®'
Заслуживает всяческого внимания кандидатская диссертация Ха-кимовой X. "Послевоенная узбекская комедия (к проблемам конфликта)' (1964), где исследуются достижения и недостатки произведений комедийного жанра в послевоенное десятилетие, а также проблемы конфликта, смеха в сатирических и юмористических комедиях. В докторской диссертации Имамова Б. "Проблема мастерства в узбекской драматургии (характер и конфликт)" (1968) на основе идейно-художественного анализа ряда современных драм и комедий предпринимается попытка раскрыть проблемы конфликта и характера, конфликта и
I. Абдусаматов X.:Узбек сатирасининг баъзи масалалари. -Тошкент, УзФАН, I960; Узбек совет сатираси масалалари. -Тошкент, Г.Гулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1968; Драматургия ва хаёт. Тошкент, Узбекистон, 1974.
Кошчанов М.: А.Каххор ижодида сатира ва юмор, -Тошкент, УзФАН, 1973.
Имомов Б.: Узбек драматургиясида махорат масалалари (характер ва конфликт), докт.диссер., -Тошкент, 1968; Хаёт ва драматик конфликт. -Тошкент, Фан, 1968.
Собиров Т.: Давр ва драма. -Тошкент, Г.Гулом номидаги адабиёт ва санъат нашриети, 1975.
Хакимова X.: Улуг Ватан урушидан кейинги йилларда узбек комеди-яси (конфликт проблемасига дойр), канд. диссер.,-Тошкент,1964 и другие. обстановки, постигнуть некоторые секреты мастерства драматургов. Надо особенно отметить большую исследовательскую работу Х.Абдуса-матова, который посвятил весь свой творческий талант изучению проблем, связанных с мастерством драматургов в создании характеров, конфликтов, сатиры и юмора.
В последние годы вз союзной и республиканской печати были опубликованы статьи*, проникнутые мыслью о необходимости повышения идейно-художественного уровня комедийных произведений, повышения их боевитости, злободневности и т.д. В них выдвигалась на первый план необходимость исследования проблемы раскрытия в ярком художественном комедийном сюжете противоречий, подлежащих немедленному устранению в целях общественного прогресса.
Решения Пленума Центрального Комитета КПСС ( 1983 - 1984 гг.)
I. См.: А&цусаматов X.: Драматургиямиз парвози,"Шарк юлдузи1,' 1977, №, Сиз нима дейсиз?ДЙАЛ0Г, Узбекистон маданияти'' 1977, 16 октябрь: Имомов Б.:Драмада конфликт ва характер, "Шарк юлдузи", 1970,№ 6, Пьеса-слектаклнинг асоси,"Совет Узбекистони санъати ,1979, № 9: Алиев С»:Вивдшлилар кулгиси, "Узбек тили ва адабиёти", I96o,№ I; Гуломов В.: Комедияда ижобий кахрамон шартми? "Узбек тили ва адабиёти? 1967,№ I, Характерлар драма-тизми, "Узбекистон маданияти", 1979, 25 декабрь} Султон И.:
Кунгил ойнасининг мусаффолиги,"Совет Узбекистони санъати",
1980, F6, Одций хакикатларнинг кадри,"Совет Узбекистони санъати", 1979, №5; Горин Г.:Кем назначен главначпуж? (Как живешь комедия?)/'Литературная газета",1979,№ 21: Леонид Ленч: Наследия, наследники,'"Литературная газета",1979,№20:Рассадин Ст.: Извините за смех, Литературная газета", 1979, МЗ:Иринин Вл.: Девичья фамилия оперетта,'Литературная газета", 1979.№ 2-6; Дмитриева Н.:Эвристическая роль юмора,"Театр",1977,М;Шермухаме-дов П.:Сояси юпка булса хам,"Узбекистон маданияти",1980,5 ав-густ;Сафаров Н. Санъатга фидоий булса (ижодий мунозара) /'Узбекистон маданияти",1980,17 октябрь;Туйчиев У.:Комедия истикболи масаласи, Узбекистон маданияти",1980,17 октябрь;Худайберга-нов Н.:Тукнапгувлар олами,"Шарк юлдузи", 1970Д»10, Нужно ли примирение? Литературная газета",1979,№26; Рудницкий И.:Созвучие талантов,"Правда4', 1977,29 апрель; Эшонкулов А.:,1Ьаматик жанр-лар хакида, Шарк юлдузи",1970,№7; Юлдашев Т.:Конфликт-драма-нинг жони. Совет Узбекистони санъати",1980,№4; Заиров А.комедияда ижобий ва салбий персонаж,"Узбек тили ва адабиёти",
1981,М; Драматургия 80-х: проблемы и поиски,"ЛГ",1983,12 мая; Туроб 1Ула: Замон. замондош, образ ва сахна. Совет Узбекистони санъати'*', 1979,№ 10 и др. и ХУ1-ХУП Пленумов ЦК Компартии Узбекистана поставили перед советскими драматургами, в том числе и узбекскими, большие задачи. В настоящее время одной из самых важных и актуальных проблем произведений комедийного жанра (в широком плане) является проблема изображения на театральной сцене всех отрицательных сторон жизни и утверждение нравственного величия духовного мира советского человека и его влияние на развитие социалистического общества. Вследствие этого приобретает большое значение всестороннее исследование достоинств и недостатков произведений комедийного жанра узбекского советского сценического искусства.
Поскольку до настоящего времени еще не создано специальных литературоведческих работ, посвященных всестороннему анализу узбекской комедиографии 60-70 годов, её достижений и просчетов в идейно-художественном и тематическом отражении нашей действительности, в предлагаемой диссертационной работе в качестве объекта исследования избрана узбекская советская комедия этого периода. Это и определяет актуальность настоящего исследования.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в отличии его от работ подобного типа наличием научно-теоретических выводов, постановки вопросов в теоретико-проблематическом плане и разрешении их в эстетическом аспекте. Попутно в диссертации решаются вопросы, связанные с проблемами традиции и новаторства, выяснением того, как узбекские комедиографы творчески развивают традиции своих предшественников, чем они обогащают современное советское искусство. Безусловного многих работах литературоведов освещены вопросы развития комического жанра, его специфики в узбекской драматургии, отдельные аспекты проблем сатиры, юмора и комического смеха, характера, конфликта, композиции и т.д. Однако, в этих исследованиях "белым пятном" остаются пути развития узбекской советской комедии 60-70-х годов, достижения и просчеты комедиографии этого периода, не обобщен еще опыт, накопленный ими в создании конфликтов, характеров, обстановки, а также в совершенствовании художественно-изобразительных средств языка комедии. На эту тему не создана еще ни одна монография. В настоящей диссертационной работе предпринимается попытка раскрыть важные и актуальные проблемы, связанные с изучением комедий последних двух десятилетий - проблемы конфликта, характеров, художественно-изобразительных средств языка, роли и места в ней смеха, сатиры и юмора.
Новизна исследования заключается в следующем: а) впервые подвергаются всестороннему анализу наиболее совершенные в идейно-художественном отношении комедии, созданные в 6070-е годы ("Мои матушки" А.Каххара, "Бунт невесток" С.Ахмада, "Золотая стена" Э.Вахидова, "Поздравление со свадьбой" У.Хашимова и т.п.) ; б) определяются основные специфические тенденции развития узбекской советской комедиографии ; в) предпринимается попытка раскрыть проблемы конфликта и характера в произведениях, особенности использования в них художественно-изобразительных средств языка; г) выясняются особенности сатиры и юмора в комедии,роль в ней смеха и его разновидности, обрисовки интерьера и характеров, взаимоотношение драматизма и комизма в комическом характере и другие вопросы; д) выясняются достижения и просчеты в воссоздании национального колорита и типичности характеров героев, в мастерстве создания индивидуального своеобразия речи персонажей, постановки проблем духовно-нравственного аспекта, глубины проникновения в духовный мир героев ; е) исследуется решение цроблемы создания положительного комедийного героя; и) предпринимается попытка провести анализ произведений узбекской комедиографии на фоне развития общесоветской комедиографии в сравнительно типологическом аспекте и т.д.
Цели и задачи исследования. В комедии борьба нового со старым, устранение различных жизненных недоразумений ведется с помощью смеха. Он бывает иногда резким и горьким, а иногда легким, веселым. Своим острием комедия направлена на осмеяние и дискриди-тацига негативных явлений жизни. Комедийный ".элемент есть не то невинное остроумие, которое добродушно издевается над всем из одного желания позубоскалить; нет: ее элемент есть этот желчный гумор, это грозное негодование, которое не улыбается шутливо, а хохочет яростно, которое преследует ничтожество и эгоизм не эпиI грамами, а сарказмами •
Советская комедиография вносит свой посильный вклад в развитие нашего общественного строя. Смех, вызываемый поступками отдельных лиц,учит других подумать о себе,быть внимательным к окружающим, к своей семье, друзьям и товарищам, беспощадно критиковать недостатки и делать из критики необходимые выводы. Комедиограф должен беспрекословно взять себе на вооружение такие эстетические принципы, как правдивость, партийность, гуманизм, современность, коммунистическая идейность, высокая художественность и т.д.Коме-диограф своим разоблачением негативных явлений жизни должен ут-вервдать ведущие тенденции развития нашего социалистического общества. Главной целью диссертационного исследования является выяснение на основе анализа конкретного материала тенденций развития узбекской советской комедиографии 60-70-х годов в аспекте конфлик
I. Белинский В.Г. Литературные мечтания. - М., соч. в одном томе, изд.Молодая гвардия, 1950, с.42. та и характера. В диссертационной работе ведется полемика об имеющихся суждениях в узбекском литературоведении о конфликте и его разновидностях, о его месте и роли в узбекских советских комедиях, об отражении писателями противоречий жизни, о специфике сатиры и юмора в комедиях, месте в ней смеха, проблеме создания комического характера и использования художественно-изобразительных средств языка.
Практическое значение работы. Исследование, осуществленное в диссертационной работе и сформулированные в ней положения должны быть использованы при написании истории узбекской советской комедиографии. Кроме того, на основе материалов диссертации на филологических факультетах университетов и педагогических институтов, а также институтов культуры можно организовать спецкурсы и спецсеминары. Не вызывает сомнения, что проблемы, поднятые в диссертации, помогут в практической работе молодым драматургам, исследователям теоретических вопросов основ комедиографии, сатиры и юмора, а также студентам высших учебных заведений, режиссерам, актерам и театроведам.
Теоретические и методологические основы работы. Теоретической и методологической основами настоящей диссертационной работы явились основные эстетические положения классиков марксизма-ленинизма, их советы и рекомендации по вопросам развития социалистического искусства, положения постановлений Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и советского правительства по идеологическим вопросам, материалы съездов КПСС, Программа КПСС, решения Пленума Центрального Комитета КПСС (1983-1984 гг.), а также постановления ХУ1-ХУП пленумов Центрального Комитета Компартии Узбекистана.
Для теоретического обоснования отдельных положений диссертации были также использованы ценные замечания и суждения В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и других русских революционно-демократических критиков, выдающихся русских и узбекских литературоведов, известных драматургов.
Работы по апробации и публикации. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры узбекской литературы ТГПИ им. Низами. Результаты исследования были опубликованы в виде ряда журнальных и газетных статей, а также брошюры "Роль узбекских советских комических произведений в коммунистическом воспитании масс" ("Оммани коммунистик рухда тарбиялащца узбек совет комик асарла-рининг роли") объемом в один печатный лист. Они были доложены в ряде выступлений на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ташкентского государственного педагогического института имени Низами в течение 1977-1984 гг., использованы в лекциях, прочитанных автором в курсе узбекской советской литературы в ТашПМ имени Низами.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов)1984 год, кандидат филологических наук Ахмедова, Зулфия
Эволюция смехового мира в русской стихотворной комедии и "Горе от ума" А. С. Грибоедова2005 год, кандидат филологических наук Широнина, Юлия Борисовна
Ранняя драматургия А.Н. Островского и традиции комедийного жанра2013 год, кандидат филологических наук Музалевский, Никита Евгеньевич
Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе2001 год, доктор филологических наук Метин, Петр Николаевич
Жанр комедии в творчестве Б.К. Утижева: национально-художественные истоки, традиции, новаторство2008 год, кандидат филологических наук Утижева, Лялюца Борисовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гулямова, Азада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира"*. Он - наш современник - смело разоблачает пережитки старого в сознании и поведении отдельных людей, очковтирателей и подхалимов, бюрократов и карьеристов, пьяниц и хулиганов, он доброжелательно относится ко всем тем, кто несет в себе духовную чистоту и политическое совершенство, кто живет заботами о завтрашнем дне нашего народа. Он борется против тех, кто строит преграды на пути прогрессивного развития нашего общества, выступая против мещанста и лиц, падких на личное обогащение. В борьбе против политически слепых, нравственно нечистоплотных, духовно нищих людей, алчных и жадных тунеядцев, бездельников, жуликов, посягающих на социалистическую собственность, взяточников, являющихся одним "из трех врагов" (В.И.Ленин), нашего общества сатира и юмор играют чрезвычайно важную роль. Цели и задачи сатирических и юмористических комедий коренным образом отличаются от целей и задач произведений других видов искусства. В комедиях с помощью сильнейшего оружия борьбы - смеха, разоблачаются негативные явления жизни, пороки отдельных людей, противоречащих советской морали, застревающих, как курмак в рисе, в зубах. Так же, как и в других видах и жанрах искусства, в комедиографии необходимо большое умение: в правильном отборе жизненных противоречий конфликтов, раскрытии комических характеров в различных ситуациях и духовно-чувственных столкновениях, использовании богатств языкового материала.
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - Т., Узбекистан, 1981, с.63.
Всесторонний анализ конфликтов, характеров-персонажей и художественно-изобразительных средств языка узбекских советских комедий 60-70-х годов дает основание сделать вывод о том, что драматурги в совершенствовании этого трудного жанра художественного творчества прошли долгий и нелегкий путь. В это время представители комедийного искусства, как и других жанров литературы, направляли свое усилие на тщательное изучение жизни, вскрытие в ней отдельных недостатков, раскрытие их подлинной сущности и направление огня сатиры и юмора на борьбу с этими негативными явлениями. В этом отношении характерны комедии А. Каххара "Последние экземпляры", Шухрата "Жених на пять дней", А.Ибрагимова "Шарик" и ряд других.
Попутно в этот исторический период в комедийных сценических произведениях важное место наряду с обличением при помощи смеха отдельных недостатков нашей жизни и пережитков, сохраняющихся в сознании и поведении людей, решается проблема о возвращении таких людей к жизни, к активной деятельности на пользу общества. Комедии А.Каххара "Мои матушки", С.Ахмада "Бунт невесток", Э.Вахидова "Золотая стена", У.Хашимова "Поздравление со свадьбой" и другие в значительной степени пополнили комедийный фонд нашей литературы. Этот список, конечно, можно и продолжить. Но и его, на наш взгляд, достаточно, чтобы убедиться в наличии определенных успехов в узбекской комедиографии развитого социализма.
Наблюдения диссертанта дают право сделать вывод о том, что узбекские советские комедии, созданные в последние два десятилетия, в основном, своим идейно-художественным содержанием отвечают требованиям эпохи по идейно-политическому, нравственно-эстетическому воспитанию советских людей, в формировании их пуховных запросов. Вместе с общим качественным ростом мастерства литературы и искусства социалистического реализма выросло и мастерство комедиографов. Оно проявляется в глубокой разработке конфликтов, в процессе разрешения, которых всесторонне раскрываются характеры-персонажи. Однако, в некоторых комедиях еще наблюдается неумение их авторов направить разрешение конфликта в определенное русло, поставить персонажи в нужные ситуации, состояния и т.д. Все это ведет к тому, что выведенные образы в этих произведениях не могут поднимать до уровня тщательно разработанных комедийных характеров-персонажей. Подобные недостатки наблюдаются в комедиях "Если не веришь, то умру, жена" (Исфандияр), "Старики и старухи" (Х.Шарипова) и т.п., которщ не смогли завоевать популярность у читателей и зрителей. В них герои неверно толкуют жизненные противоречия, созданы искусственные конфликты, некоторые герои обрисованы карикатурно. Эти и некоторые другие недостатки порождены отсутствием профессионального мастерства, незнанием жизни, неумением глубоко проникнуть в суть явлений, непониманием перемен, происходящих в действительности, несерьезным отношением писателей к специфике комедийного жанра. Между тем, "Писатель должен знать все - весь поток жизни и его маленькие рукава, все противоречия действительности, ее драму и комедию, героизм и мерзость, правду и ложь11^.
Поскольку конфликт возникает в разнообразных жизненных ситуациях, его разрешение должно быть направлено писателем на критику лиц, обладающих различными отрицательными свойствами, на устранение ненужных страданий людей. Оно должно помочь человеку взглянуть на пройденный им кривой или окольный путь, понять со
I.Горький М. О литературе,Москва.Госиздат, с.273. вершенные и потенциально возможные поступки, свою порядочность или подлость.
Художественная литература - зеркало жизни. Писатель, худо -жественно отражая и объединяя жизненные события вокруг определенной идеи, стремится создать иллюзию борьбы противоположностей. Его успех в этом отношении зависит от умения создать конфликт, глубокого знания жизни, людей различных профессий и художественного мастерства.
Конфликт комедийного произведения отличается от конфликта других видов драматических произведений тем, что его разрешение способствует разоблачению с беспощадной силой негативных явлений жизни, способных помешать движению общества по пути прогресса. Этот конфликт отражает борьбу между старым и новым, добротой и несправедливостью, гуманностью и подлостью, в его разрешении содержится указание на изгнание из жизни негативных явлений, или возвращение иякзни. порочных людей путем перевоспитания. Выдумывание искусственного конфликта, не опирающегося на противоречия жизни, искажение действительности - ее приукрашивание или очернение, поверхностное отражение - порождают в таком произведении нежизненные и нереальные образы. Нарочитые противоречия, выдуманные автором и положенные в основу комедии, делают ее слабым в идейно-художественном отношении. Она не может привлечь внимания читателя-зрителя.
Известно, что для каждой эпохи характерны свои противоречия. В процессе исторического развития изменяется характер конфликтов в художественной литературе, являющейся "зеркалом жизни". В узбекских советских комедиях 20-30-х годов художественно отразились антогонистические противоречия между представителями свергнутых эксплуататорских классов и массами трудящихся. Они явились основой для их конфликтов. Кроме того в основе некоторых конфликтов были положены противоречия между негативными явлениями, оставшимися от феодального общества, и законами и моралью нового. В узбекских комедиях 60-70-х годов основу же их конфликтов составили духовная отсталость отдельных людей, их неправильное отношение к труду, преследование ими корыстных целей, расхищение социалистической собственности, слишком ярая защита собственных прав. Идейно-художественное содержание этих комедий требовало устранение их из жизни.
Наша социалистическая действительность богата и разнообразна. Но в ней стареют традиции и обычаи, когда-то выглядевшие нормальными и не противоречившими общественной морали. Иногда в жизнь и новое входит в свои права неравномерно, не широкомасштабно. И эти жизненные явления были положены в основу конфликтов многих узбекских советских комедий.
Проблемы конфликта и характера являются коренными вопросами изучения художественного творчества. Эти категории литературы издавна привлекают внимание литературоведов, писателей, артистов.
Но споры об их сущности нельзя еще считать законченными. Пользуся ясь установившими суждениями на сущность конфликта и характеров в художественном произведении, в исследовании узбекских советских комедий 60-70-х годов, допускается условное их деление на юмористическое и сатирическое. Необходимо отметить то, что ценность юмористических или сатирических произведений определяется не количеством использованных художественно-изобразительных средств языка, а тем, насколько уместны они в них. Каждая уместная художественная деталь, каждое употребленное к месту слово, каждая пословица и поговорка, мимика, намек, поступок, одежда, детали портрета, интерьер, изображенные жизненно и правдиво, служат в произведении раскрытию смешного положения порочного героя, общих и частных особенностей его характера, помогают обеспечить убедительность разрешения конфликта, создать иллюзию правдивости его сюжета. Надо иметь ввиду и то, что драматург своеобразно использует комический смех в зависимости от -выбранного им жизненного материала.
Драматург, создавая произведение для сцены, в большинстве случаев, уже имеет в виду особенности игры артиста, которому предстоит исполнить роль героя, принимающего участие в разрешении конфликта. Однако, это не должно подтверждать мысль о том, что популярность или провал сценического произведения зависит целиком от мастерства актера, воплотившего комедийный образ. Почему? Да потому, что образы героев произведений со слабым конфликтом, несерьезным содержанием выглядят надуманными. И они, даже при условии исполнения их ролей звездами сцены, не убеждают зрителя. Точно также исполнение ролей героев хорошего, добротного произведения бездарными артистами без душевного горения и без чувства, не может создать ему успех. Следовательно, высокое исполнительское мастерство в сочетании с высоким идейно-художественным содержанием произведения, написанного с кровью сердца, могут обеспечить популярность комедии. Коль так, то полностью содержание комедийного произведения, его идейная и художественно-эстетическая сущность, глубина отражения в нем важных жизненных проблем, живость персонажей - человеческих характеров, их внутренний мир могут раскрыться в сатирическом или в юмористическом плане только на сцене.
За последние два десятилетия узбекские комедиографы, творчески перерабатывая и воспринимая опыт и традиции своих предае-ственников, обогатили драматургию новыми и новыми новаторскими художественными находками. В узбекских советских комедиях, созданных в последние десятилетия, плодотворно творчески используются национальные традиции и богатейший опыт классиков русской и мировой литературы. Комизм, с одной стороны - явление национальное, с другой - интернациональное. Для подтверждения высказанной мысли служат следующие факты: А.Каххар при создании своей комедии "Последние экземпляры" творчески использовал опыт основателя узбекской советской литературы Х.Х.Ниязи. С.Ахмад же учился мастерству А.Каххара в создании полнокровных комических героев. Кроме того, не-трудно заметить композиции комедии "Бунт невесток" испытало влияние структуры трагедии В.Шекспира "Гамлет". Это можно хорошо проследить в организации сцены в сцене. Такое отношение к опыту учителей носит творческий характер и является фактором, движущим нашу драматургию по пути новаторства и прогресса. Опыт предшественников в использовании приема сохранения тайны в драматургии не остался без внимания учеников. Этот прием классически использовал Н.В.Гоголь в комедии "Ревизор". То, что Хлестаков не является настоящим ревизором остается тайной для городничего и его окружения. В комедии Хамзы "Проделки Майсары" для "влюбленных" остается тайной намерение Айхон устроить им свидание, а в пьесе А.Каххара "Больные зубы" для Ахадова тайна, что Зухра, заставляя Ахадова читать лекцию для того, чтобы поставить героя в смешное положение и разоблачить. В комедии "Последние экземпляры" для членов семьи остается тайной, с какой целью Абиджан дает взятку своему зятю. В пьесе Э.Вахидова "Золотая стена" для окружающих остается тайной находка золота, но похищение-золота остается тайной только для двух персонажей. В комедии С.Ахмада для Фармонбиби остается тайной цель, которую преследуют организаторы "бунта невесток". Сохранения втайне определенных событий и явлений для некоторых персонажей пьесы, пробуждает большой интерес у зрителя-читателя к ходу борьбы, к дальнейшей' судьбе героев. Этот своеобразный художественный прием позволяет увлекательно и интересно разоблачать сатирические и юмористические персонажи комедий, держа читателя-зрителя в постоянном напряжении.
В узбекской комедии 60-70-х годов особо выделяются своей активной борьбой положительные герои. Разоблачая персонажи с отсталыми понятиями в смешных ситуациях, они борются до победного конца. Они или изгоняют порочных героев из своей среды, или их перевоспитывают. В комедиях "нового типа", созданных в это время, проявляется интересная особенность, которую можно назвать гибридизацией. Она заключается в том, что подвергающиеся критике смехом персонажи перевоспитываются и во многих случаях возвращаются обратно в свои коллективы. Особенностью сатирических комедий, созданных в эти годы, является и то, что их герои, против которых направлено острие сатиры, не сдаются просто так, подняв "руки верх", не останавливают свои порочные поступки. Например, таковы Сухсуров ("Последние экземпляры"), М.Борисов ("Шарик"), Мирза-бахром и Азларбек ("Жених на пять дней") и другие. Положительная сторона гибридизации заключается в том, что двуличие, ханжество порочных героев заставляет читателя-зрителя размышлять о подобных людях и искать их прототипы в реальной действительности, быть бдительным, готовым к решительной борьбе против них.
Узбекские комедиографы вместе с писателями братских народов нашей страны поднимают в своем творчестве такие проблемы эпохи, которые вызывают споры и дискуссии. Некоторые узбекские комедии были поставлены не только на узбекской сцене, но и привлекли внимание театральных коллективов культурных центров других республик. Авторы комедий"Мои матушки", "Бунт невесток" и др. пользуются уважением во многих регионах братских республик. Произведения таких мастеров слова, как А.Каххара,С.Ахмада, А.Ибрагимова, умеющих изображать характеры-персонажи в развитии конфликта в действии, являются образцами для многих комедиографов.
В узбекской советской драматургии 60-70-х годов наряду с комедиями,отвечающими требованиям сегодняшнего дня, есть и слабые, не удовлетворяющие им.
В комедиях, созданных в последние два десятилетия, ведущее место занимает юмористический смех. Но во многих случаях он сочетается со смехом сатирическим. Этот прием направлен на обогащение содержания произведения, усиления его эмоционального воздействия, повышения его воспитательного значения, интенсификации силы критики.
В создании характеров персонажей в узбекских комедиях 6070-х годов, в основном, используются два пути:
1. Разоблачение недостатков, свойственных героям, и в то же время изображение их положительных качеств. Примером этому могут служить комедии "Мои матушки" (образ Бустонбуви), "Бунт невесток" (образ Фарманбиби), "Золотая стена" (образ Мумина и Абдусалома) и некоторые другие.
2. Выпячивание лишь негативных проявлений в характерах героев. К таким можно отнести образы Сухсурова, Нетайхон, Кари в комедии "Последние экземпляры", Азларбека, Мирзабахрома в комедии
Жених на пять дней", Мероса Борисова в комедии "Шарик" и другие. Однако, такое разделение не является абсолютно верным, потому, что литературные образы более широки, многогранны и емки.
Из проведенного анализа комедий можно прийти к выводу о том, что подобно тому, как жизненный материал определяет жанр произведения, он направляет развитие характера героя в нужное русло. Характеристики, обрисовки положительных или отрицательных образов героев без учета идейной направленности произведения, без соблюдения логики реальной действительности не могут обеспечить успех автору произведения. Драматург должен запечатлеть события действительности, совершившиеся и еще несовершив-шиеся, но потенциально возможные, сильные ситуации и мысленно-духовные столкновения не просто как бесстрастный летописец, а как талантливый художник. Он должен типизировать не только положительные явления, события и характеры, но и отрицательные. Новое, передовое, прогрессивное, рождающееся в нашей повседневной жизни должно стать предметом изображения художника в первую очередь. В то же время не должны оставаться вне поля зрения художника и личности с нечестным поведением и поступками, цепляющиеся за старое, словно репейник, пытающиеся преградить путь новому. В комедийном сценическом произведении приводятся в столкновение художественно воплощенные передовые силы, положительные герои и герои, отставшие от жизни, от прогрессивного развития общества. В форме этих столкновений в произведении отражается реальная жизненная борьба отмирающего, загнивающего или новогоf с трудом входящего в нашу жизнь явления, старого и нового, добра и зла. При этом, отрицательные явления обобщаются как исчезающие пережитки.
В типизации комического характера большую роль играет в произведении правильно организованное взаимодействие героя и окружающей его обстановки, то есть воздействие героя на обстановку и обстановки на героя. Насиба в комедии А.Каххара "Больные зубы", Мумин из комедии Э.Вахидова "Золотая стена", Фармонбиби из комедии С.Ахмада "Бунт невесток" под влиянием обстановки, в которую они попадают, становятся на правильный путь. Образы Умиды в комедии "Мои матушки", Нигоры в комедии "Бунт невесток" - их антиподы. До тех пор, пока Умида и Нигора не входят в дома своих женихов, в них властвуют Бустонбуви и Фармонбиби, жизнь течет в одном и том же ритме. Образованные, с пламенными сердцами, находчивые невестки не могут примириться с условиями, господствующими в новых семьях. В борьбе за изменение образа жизни в этих семьях они придерживаются различных путей и методов в зависимости от обстановки и условий. Умида терпеливо и выносливо перевоспитывает свою свекровь любовью и лаской, а Нигора поднимает всех членов семьи против Фармонбиби, организуя "бунт". То есть правильно сформированные характеры не могут привыкнуть к затхлой обстановке и добиваются ее перемены.
Комедийный характер по своей природе требует от художника, чтобы он с большим вниманием относился к использованию художественно-изобразительных средств языка. Если острота и ирония, подтрунивание и шутка, бичевание и сарказм и подобные им сатирические и юмористические элементы не будут уместно использованы, то достичь цели невозможно. "Я сторонник того, чтобы у писателя, пишущего свое произведение, кипела кровь, - подчеркивает М.Шолохов, - я сторонник того, чтобы у писателя, пишущего о врагах, бледнело от ненависти лицо, я сторонник того, чтобы писатель вместе со своим любимым героем смеялся и плакал"''". Для создания такого произведения автор должен стоять на принципиальных партийных позициях, руководствоваться директивами партии в своем творчестве, правильно типизировать конфликтные ситуации и глубоко прочувствовать мечты и чаяния, печаль и страдание каждого создаваемого им характера-персонажа.
I. "Кизил Узбекистон", 1961, 26 октября (из книги Т.Бабаева "Хаёт материалидан бадиий образга", Т., Фан, 1976, с.35).
Проведенное исследование показывает, что в узбекских советских комедиях, созданных в 60-70-е годы, есть определенные недостатки и просчеты. Известно, что произведения комедийного жанра отражением жизни в комическом плане, обличением негативных явлений жизни, пережитков старого в сознании людей, недостатков, чуждых нашему социалистическому образу жизни, резко отличаются от других видов драматургии.
Перед мастерами комедийного жанра, являющегося неразрывной частью советского искусства, в настоящее время выдвигаются большие и ответственные задачи. Комедия является не только жанром, разоблачающим вредные, чуждые явления и события, неблаговидные поступки отдельных людей с точки зрения коммунистических идеалов, приносящим читателям и зрителям эстетическое наслаждение, но и раздел драматургии, возвеличивающий прогрессивные явления нашего советского общества, показывающий его преимущества перед капиталистическим.
В пятидесятые и в начале шестидесятых годов было создано немало семейно-бытовых, лирических, героических, юмористических, сатирических комедий. Однако с начала второй половины шестидесятых годов и особенно в семидесятые годы в этой области намечается некоторый спад. С трибуны У1 съезда советских писателей А.Салынский* говорил о том, что еще у нас мало сильных и веселых комедий, исключительной редкостью стали сатирические. Это критическое замечание целиком и полностью относится и к узбекской комедиографии. Между тем жизнь нашего общества требует от драматургов разработки всех жанров - трагедий, комедии,., психологической драмы. Несмотря на все условия, созданные работникам искусства, отставание этой области драматургии продолжает и I. "Театр", 1976, № 9, с.II. сегодня.
Всем известно, что некоторые комедии, созданные в начале шестидесятых годов и поставленные в театрах республики, снискали успех у зрителей. Но по непонятным причинам они были сняты с репертуара, а новые комедии режиссеры не спешат поставить на сцене. Например, такая судьба постигла комедию А.Каххара "Сунгги нусхалар" ("Последние экземпляры" - "Голос из могилы"), украшавшую сцену театра имени Хамзы, приносившую зрителям большое эстетическое наслаждение. Она разоблачала такие отвратительные негативные явления, как взяточничество, мещанство, безнравственность, обман. Правда, эта комедия не была лишена и определенных недостатков. После ее постановки литературоведы высказали свое отношение к ним. В дальнейшем пьеса была переработана автором и получила новое название "Сунгги нусхалар". Однако, эта комедия без всяких оснований была снята с репертуара театра. Прошли годы, но эта пьеса не потеряла свою эстетическую ценность и актуальность. Можно высказать мнение о том, что если эта комедия займет свое место в репертуаре наших театров, то она сыграет важную роль в коммунистическом воспитании трудящихся. Несмотря на большой промежуток времени, прошедший после написания комедии "Последние экземпляры", проблемы, поднятые в ней - необходимость борьбы со взяточничеством, мещанством, увлечением личным обогащением, религией, тунеядством еще не сняты с повестки дня.
В комедии "Шарик", как было выяснено выше, разоблачается деятельность безграмотного, эгоистичного, стремящегося к власти М.Борисова, "в чьей-то тени" занимающего ответственный пост. В комедии наблюдается верный подход к художественному отражению требований эпохи. В частности, Мерос Борисов, где бы не работал, всюду "доит" государственное, народное богатство, безответственно относится к порученным обязанностям, не ценит дельных и умных работников. Этот тип несколько раз был снят с занимаемых руководящих постов, но каждый раз "его братья повыше" Борисова назначали на более высокие и более "хлебные" посты. Таких "Борисовых" можно еще встретить в нашей жизни. Также и в комедии У.Хашимова "Поздравление со свадьбой" поднимаются актуальные проблемы, требующие своего решения. До настоящего времени проводятся чересчур богатые свадьбы, практикуются выплата "калыма". Сознание некоторых советских людей отравляет тяга к богатству, тунеядству, дармовым деньгам, в результате чего они теряют человеческий облик, порядочность. Все это ложится грязным пятном на лицо нашего общества, В комедии эти недостатки берутся под беспощадный огонь критики. Зрители хотят видеть такие и подобные им пьесы на сценах театров республики. Большим недостатком является и то, что в семидесятые года не было создано ни одной комедии, которая разоблачала бы реакционную сущность религии как пережитка прошлого в сознании и поведении отдельных людей, религиозные ритуалы, объясняли бы их истинную суть. Также мало еще создано сатирических комедий, разоблачающих взяточничество, бюрократизм, бумаготворчество, частнособственнические пережитки, заставляющих читателя и зрителя трепетать, и призывающих их к решительной борьбе с этими негативными явлениями. В материалах Пленумов ЦК КПСС (1983-1984 гг.), ХУ1-ХУП пленумов ЦК Компартии Узбекистана и на юбилейном Пленуме Союза писателей СССР, подчеркивалась мысль о необходимости решительной борьбы партии и всего советского народа с расхитителями социалистической собственности, взяточниками, тунеядцами, бюрократами. Исходя из этого, основной задачей комедиографов является то, чтобы создавать такие произведения, которые каленым железом выжигали бы из нашей среды носителей подобных негативных явлений. Однако, в репертуаре узбекских театров сегодня еще прочно занимают место нежизс ненные, с наигранными искусственными противоречиями, построенные на основе смеха ради смеха комедии типа "Если не веришь, то умру, жена" ( Исфандияра ), "Сваты"( У.Рашида ), "Старики и старухи" (Х.Шарипова) и др. Между тем, было бы гораздо полезнее осуществить в постановке имеющихся глубокосодержательных, высокоидейных пьес, чем отрывать людей от дела, обкрадывать их время, обманывать их.
Изучение . .состояния и развития узбекской комедиографии 60-70-: годов показывает, что в этот период в ней на первом плане стояли семейно-бытовые, духовно-нравственные проблемы, на фоне которых решались актуальные общественно-социальные вопросы эпохи. В этот период характерной особенностью комедий явилось то, что их авторы успешно использовали новый художественный прием гибридизации-при создании комедии "нового типа". В комедиях этого типа персонажи не разделяются на "хороших" и "плохих", просто "хорошие" стыдят "плохих" людей с дурнымы привычками, отстающими от хода жизни, неспособных выбраться из трясины старого, объясняют им, что хорошо и что плохо, добываются формирования у них нового миропонимания и возвращения их снова в коллектив.
Необходимо отметить и то, что уже в начале восьмидесятых годов наблюдается оживление в области комедиографии. Есть надежда, что приток в драматургию молодых, талантливых авторов вызывет к жизни новые пьесы, посвященные актуальным проблемам, пронизанные дыханием времени. И будет положен конец отставанию в этой области. На Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры. Этим определяется мера ответственности художника, чей талант партия ставит высоко, видит в нем ценнейшее достояние общества"*.
В настоящее время резко обострилась идеологическая борьба двух общественно-политических систем - социализма и капитализма. Наша Коммунистическая партия и Советское правительство ставят перед комедиографами также, как и перед всеми идеологическими работниками, высокие и ответственные задачи. Поэтому ". как никогда, необходимы партийная принципиальность, последовательный классовый подход к оценке происходящих событий и явлений, политическая бдительность и непримиримость к чуждым нам взглядам, творческий наступательный характер идеологической работы, деловитость, смелость и настойчивость"*". Исходя из этого, перед драматургами вццвигается создание совершенных в идейно-художественном отношении комедии, воспитывающих высоконравственных, неустанно борющихся за мир на земле, преданных коммунизму людей. Они должны призывать их к неустанной борьбе с пережитками прошлого в каком бы виде они не встречались, с мерзкими и негативными явлениями, клеветниками, анонимщиками, взяточниками, спекулянтами.
Представители узбекской комедиографии, являющиеся частью многонационального искусства нашей страны, изучая с чуткостью и с большим вниманием жизнь, критически оценивая недостатки своего
1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М., Политиздат, 1983, с.47.
2. Горбачев М.С. Живое творчество народа, Москва, 1984, с.38. творчества, должны создавать идейно-художественно совершенные сценические произведения, отвечающие требованиям Коммунистической партии и советского народа, укрепляющие дело мира и социализма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гулямова, Азада, 1985 год
1. Маркс к., Энгельс Ф. Сочинение, т. 2, Москва, 1955.
2. Маркс К., Энгельс Ф. и вопросы литературы. Москва, 1962.
3. Маркс К.Энгельс Ф. Санъат тугрисидз (икки томлик), т.1,2, Тошкент, 1975.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1,2, 3-е изд.,Москва,1976. Ленин В.И. ддабиёт тугрисида, Тошкент, 1974. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 6-е изд.Москва,1979. Ленин Г;.И. Партия ташкилоти ва партия адабиёти, Асарлар, т.10, Тошкент, 1951.
5. Ленин В.И. Полн.соб. соч. т.29, Москва, 1963.
6. Белинский Б.Г.Полн. соб. соч., т.2, Москва, 1953.
7. Белинский В.Г.Полн.соб. соч., т.5, Москва, 1954.
8. Белинский В.Г.Полн. соб. соч., т.8, Москва, 1955.
9. Белинский В.Г.Адабий орзулар. Тошкент, 1977.
10. Белинский В.Г.О драме и театре, в 2-х томах, т.1, Москва, 1983.
11. Белинский Б.Г,0 драме и театре, в 2-х томах, т.2,-Москва, 1983.
12. Добролюбов II.А. Адабий-танкидий маколалар,Тошкент, 1959.
13. Чернышевский Н.Г. Об искусстве, Москва, 1950.
14. Чернышевский Н.Г. Статьи о литературе, Москва, 1980.
15. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности, Москва, 1955.
16. Чернышевский Н.Г. Литературно-критические статьи, Москва, 1939. Калинин М.И. Адабиёт хакида, Тошкент, 1954. Горький A.M. Собрание сочинение, т.17, Москва, 1952. Горький A.M. 0.литературе, Москва, 1961.
17. Горький A.M. Пьесалар хакида, "Шарк юлдузи", I960, .'. 6. Русские писатели о литературном труде (ХУШ-ХХ вв.),в 4-х томах, т.1, Ленинград, 1954.1. X XX.
18. Абдугофуров А. Узбек демократик адабиётида сатира,Тошкент,1961.
19. Абдурахмонова М. Характер психолог.изми,мухит ва типик шароит,
20. Узбек тили ва адабиёти" я. ,1975, j&2.
21. Алиева Н. Санъат менинг хаётим, Тошкент, 1975.
22. Азизова Р. Уйгун ва театр, Тошкент, 1975.
23. Аристотель. Поэтика (об искусстве поэзии), Москва, 1957.
24. Аскад Мухтор. Мехнат мавзуси ва ёзувчи махорати, "Узбек тили ваадабиёти", 1977, $2.
25. Бартольд В.В. Сочинение, т.2, Москва, 1964.
26. Бехер И.Р. Модернизм враждебен искусству, Москва, 1964.
27. Бекмуродов Ю. Кахрамон жозибаси, "Узбек тили ва адабиёти", 1972,$5.
28. Бобоев Т. Хаёт материалидан бадиий образга, Тошкент, 1976.
29. Бобоев Т. Хаёт кахрамонлари адабиёт кахрамонлари, "Узбек тили ваадабиёти", 1962, №.
30. Борев Ю. Комическое, Москва, 1970.
31. Борев Ю. О комическом, Москва, 1957.
32. Борев Ю. Комическое или о том как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия,Москва,1970. Борев 10. Трагическое и комическое в действительности и в искусстве, Москва, 1955.
33. Бугров Б.С. Русская советская драматургия, 1960-1970 е годы, Москва, 1981.
34. Ванслав В.В. Содержание и форма в искусстве, Москва, 1956.
35. Ванслав В.В. Проблема прекрасного, Москва, IS57.
36. Введение в литературоведение, Москва, 1976.
37. Вишневская И.Л. Драматургия верна Времени, Москва, 1983.
38. Волькенштейн В. Драматургия, Москва, 1969.
39. Вопросы советской драматургии (сборник), Москва, 1954.
40. Вз^лис С. Советский сатирический роман. Эволюция жанра в 20-30 -егоды, Ташкент, 1965.
41. Гегель. Принципы трагедии, комедии и драмы, "Литературный критик", 1936, .£7.
42. Гегель. Лекции по эстетике, сочинение, книга третья, т.14,Москва, 1958.
43. Гете И.В. Об искусстве (сборник), Москва, 1970.
44. Гоголь Н.В. Поли. соб. соч., в 17-х томах, т.8, Москва, 1952.
45. Гоголь Н.В. О литературе, Москва, 1952.
46. Голубков В.В. Мастерство А.Чехова, Москва, 1958.
47. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры, Москва, I960.
48. Григорьев М. Сахна махорати, Тошкент, 1962.
49. Даль В. Толковый словарь, т.4, Москва, 1955.
50. Дземкдок Б. О комическом, Москва, 1974.
51. Дониёров Х.,Мирзаев С.,Шермухамедов С. Адабиёт ва санъатда ленин-ча партиявийлик принциплари, Тошкент, 1966.
52. Драматургия 80-х: проблемы и поиски, "Литературная газета", 1983, 12 мая.
53. Дкоходзе, .Диалектика Аристотеля, Москва, 1971.
54. Имомов Б. Сатиранинг баъзи масалаларига дойр, "Тошкент хакикати", 1958, 5 апрель.
55. Инкилоб ва адабиёт, Тошкент, 1977.
56. Ижодимизга ленинча гамхурлик (бош макола),"Узбекистан маданияти", 1976, 26 март.
57. Иринин Вл. Девичья зфамилия оперетта/'Литературная газета" ,1979,J-329.
58. Искандаров Б.Совет турмуш тарзи ва театр,"Шарк юлдузи" , 1979, I," 3.
59. Левитов Н.Л. Психология характера, Москва, 1969,
60. Лукин Ю.А. Партийность литературы и искусства, Москва, 1982.
61. Луначарский А. Избраннве статьи по эстетике, Москва, 1975.
62. Луначарский А, Статьи о литературе, Москва, 1957.
63. Луначарский А. Литературная энциклопедия, т.З, 1969.
64. Луначарский А. Статьи о театре и драматургии, Москва-Ленинград,1938.
65. Калинин И. Адабиёт хаки да, Тошкент, 1954.
66. Камолиддинов С.Ижобий кахрамон ва конфликт, "Шарк юлдузи" ,1965,JS9. Камолиддинов С.Характер современника в узбекской драматургии, Ташкент, 1969.
67. Камолиддинов С. Узбек сатираси хакида, "Шарк юлдузи",1955, .Я. Караганов А. Характеры и обстоятельства, Москва, 1959. Киселев К. Конфликт и характер, Москва, 1957. Коробков JI. Деловой человек:Обобщения и упрощения, "Литературная газета", 1979, Ш.
68. Костельянц Б. Творческая индивидуальность писателя, Ленинград,1960.
69. Кулагин Г. Не спешите с отметками! "Литературная газета",1979Д47. Кузьменко 10.Советская литература вчера,сегодня, завтра, Москва, 1984. Мавлонбердиев Э. Тулаконли характер яратиш йулида/'Узбек тили ва адабиёти", 1980, ЯЗ.
70. Мавлонбердиев У. Ыураккаб характерлар, "Узбек тили ва адабиёти", 1982, Н.
71. Макарян А. О сатире, Москва, 1967.
72. Максудова М. Кахрамон ва конфликт, "Узбек тили ва адабиёти",1971, J* 5.
73. Мансуров А. Художественная правда и искусство социалистического реализма, Ташкент, 1971.
74. Мансуров А. Санъатда хакикат ва идеал, "Шарк юлдузи", 1968, 1Я. Марков Г.М. КПСС ХХШ съездида сузланган нутк, "Узбекистон мадани-яти" , 1966, 9 апрель.
75. Мирзаев С. В.И.Ленин социалпстик жамият адабиёти хакида, "Узбек тили ва адабиёти", 1980, $2.
76. Мухамедов С. Драматургия, театр ва замонавийлик, "Шарк кшдузи",1961, т.
77. Насриддинов Ф. Драма тик асарнинг тили, В.И.Ленин номли ТошДУ шший асарлар туплами, 20-китоб, I960,
78. Насриддинов Ф. Хаёт ва ижобий кахрамон, "Узбекиотон маданияти", 1964, 6 декабрь.
79. Николаев Д. Смех оружие сатиры, Москва, 1962. Норматов У. Хаёт, адабиёт ва романтика, "Шарк кшдузи", 1964, 9. Норматов У. Талкин ва тахлил, "Узбекиотон маданияти", 1980, 19 февраль.
80. Партийность и творческая индивидуальность писателя, сбор.сочинение; Москва Ленинград, 1965,
81. Погодин Н. Хавас, билим, икодкорлик, "Шарк щцузи", I960, А? 2. Познер В. Быть или не быть реализму на театре, "Вопросы литературы", 1965, Js7.
82. Поспелов Г.Н, Теория литературы, Москва, 1978. Размахин В.К. Проблема конфликта и характера в драматургии Арбузова (автореферат), Москва, 1967.
83. Расоадин Ст. Извините за омех, "Литературная газета", 1979, 43.
84. Расулов А, Кахрамоннинг активлиги хакида, "Узбекиотон маданияти" 1964, 10 февраль.
85. Расулов А. Кахрамон характерининг очилишига дойр, "Узбек тили ва адабиёти", 1966, Jfi I.
86. Рахимов Н. Узбек совет оатираси тарихидан, Тошкент, 1962. Рахимов Н, Комедияда изкобий кахрамон маоаласи, "Узбекиотон гладаншти", 1961, 16 сентябрь.
87. Рахмонов М. Хамза и узбекский театр, Ташкент, I960. Руднева Е.Г, Пафос художественного произведения, Москва, 1977.
88. Рудницкий И. Созвучие талантов, "Правда", 1977, 29 апреля. Русские писатели о литературе, Москва, I93S. Салтыков-Щедрин М.Е. Об искусстве, Москва, 1949. Салтыков-Щедрин М.Е. Полное собрание сочинение, Т. 8, Москва, 1936.
89. Сауаров Н. Пьесалар, т. I, Тошкент, 1974.
90. Сафаров Н. Саньатга фидоий булса (ижодий мунозара), "Узбекиотон маданияти", 1980, 17 октябрь.
91. Сахна санъатининг иотикболи (мунозаралар яку ни), "Шарк щцузи", 1971, Л 2. .
92. Султонова М. А.Каххор услубининг баъзи масалалари,Тошкент, 1967, Суркин М.С. Конфликт в драматургии (автореферат), Москва, 1965.
93. Сахновокш-Панкеев Б. О комедии, Москва-Ленинград, 1964. Сахновский-Панкеев Б. драма, конфликт .композиция, сценическая жизнь;, Ленинград, 1969.
94. Симонов К.С.Совет драматургиясини ривожлантириш проблемалари (СССР Ёзувчилар Союзи правлениесининг Х1У пленумида килкнган доклад;, "Шарк кшдузи", 1953, JS II. Собиров Т. Узбек совет драматургияси, Тошкент, 1973. Собиров Т.Давр ва драма, Тошкент, 1975.
95. Собиров Т. Замон, театр, экран (школа ва такризлар),Тошкент,1978. Советская комедия в наши дни, "Октябрь", 1958, JS 6. Султон И. Адабиётнинг интимоий функцияси,"Шарк кшдузи",1973,HI. Султон И. Адабиёт назарияси, Тошкент, I960.
96. Султон И. Оддий хакикатларнинг кадри,"Совет Узбекистони санъати",1979, & 5.
97. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы, 6-е изд. Москва, 1976. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы, Москва, 1955. Туйчиев У. Комедия истикболи масаласи,"Узбекистон маданияти",1980, 20 август.
98. Туроб Тула. Замон, замондош, образ ва сахна, "Совет Узбекистони" санъати", 1979, МО.
99. Турсунбоев С. Андикон театри, Тошкент, 1970.
100. Умаров Э. Образлар дунёси, Тошкент, 1979.
101. Узбек совет адабиёти тарихи очерки, т.2, Тошкент, 1962.
102. Узбек адабиёти масалалари ^тупламу, Тошкент, 1962.
103. Фатхуллин 3. Танланган асарлар, т.1, Тошкент, 1974.
104. Федь Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смех,Москва,1978.
105. Фельдман Я. Театр ва муаллиф, "Шарк вддузи", 1975, HI.
106. Фельдман Я. Огонь сатиры, "Правда", 1962, 3 ноябрь.
107. Фельдман Я. Властители дума.Ташкент, 1970.
108. Фролов В.О. Жанры советской драматургии, Москва, 1957.
109. Фролов В.О. Искусство открывает мир, Москва, 1965.
110. Фролов В.О. Советская драматургия сегодня, Москва, 1963.
111. Фролов В.О. О советской комедии, Москва, 1954.
112. Фролов В.О. Конфликт основа драматического произведения,1. Москва, 1952.
113. Фролов В.О. Сила сатиры, "Литературная газета", 1954, 18 ноября. Фролов В.О. Сила смеха, "Литература и жизнь", 1959, 26 апреля. Хакимова X. Комедияда конфликт ва характер, замонавийлик ва махо-рат, Тошкент, 1961.
114. Хакимова X. Комедияда замон талаби, "Узбек тили ва адабиёти", 1964, № 2.
115. Хакимова X.,дзимова М. Драматургиянинг иксак талаблари, "Совет Узбекистони санъати", 1979, JS 12.
116. Халидев В.Е. Драма как явление искусство, Москва, 1978. Хамза номидаги театр ^ХХХУ йиллик юбилейна, Тошкент, 1957. Хамроева А. драмада кулги масалалари, "Узбек тили ва адабиёти", 1966, 1Ь 5.
117. Хамроев Р. Хамма ran хамкорликда, "Совет Узбекистони"санъати", 1980, № I.
118. Худойберганов Н. Кашфиётлар йулида, Тошкент, 1972. Худойберганов Н. Эхтирос тулкинлари, Тошкент, 1970. Худойберганов Н. Бадиий тасвир ва характер, "Узбекистон мадани-яти", 1965, 30 январь.
119. Худойберганов Н. Яшашнинг маъноси, "Шарк юлдузи", -1969, В 5. Худойберганов Н. Тукнашувлар олами,"Шарк юлдузи", 1970, МО. Худайберганов Н. Нужно ли примирение? "Литературная газета",1979, 8 26.
120. Шарафуддинов 0. Газабли кахкаха, "Узбекистон мадаиияти",1963, 5 декабрь.
121. Шарафуддинов 0. Ижод захмати, "Шарк юлдузи", 1967, J5 8. Шарафуддинов 0. Курашувчан авлод, " Гуляют он", 1967, I. Шермухамедов П. Санъаткорникг сири, "Тошкент окшоми",1967, 8 сентябрь.
122. Шермухамедов П. Сояси юпка булса хам, "Узбекистон маданияти",1980, 5 август.
123. Шкловский В. О жанрах "важный и "неважных", 1953, № 9.
124. Шолохов, Речь на ХХП съезде КПСС,"Правда",1961,23 октябрь.
125. Шоу Б. О драме и театре (сборник), Москва, 1963.
126. Щеглова Г.Н. Жанровое,стилевое своеобразие драматзфгии Леонида1. Леонова, Москва, 1984.
127. Эвентов И. Сила сарказма, Ленинград, 1973.
128. Эльсберг Я.Е.Вопросы теории сатиры, Москва, 1957.
129. Гойибов Н. Санъат тараккиётининг баъзи масалалари,Тошкент,1970.
130. Гулом Г.,Зохидов В.,Гулом X. "Тобутдан товуш" хакида, "Кизил
131. Узбекистон", 1963, II август.
132. Гуломов Б. Ижодда замон рухи, Тошкент, 1967.
133. Гуломов Б. Комедияда ниобий кахрамон шартми? "Узбек тили ваадабиёти", 1967, Л I.
134. Гуломов Б. Бахсимиз давом этсин, "Узбек тили ва адабиёти", 1966, JV: 3.
135. Гуломов Б. Сафдошлар ва издошлар, Тошкент, 1980. Гуломов Б. Характерлар драматизми, "Узбекистон маданияти", 1979, 25 декабрь.
136. Каюмов JI. Типиклик ва бадиий махорат масалалари, Узбек адабиёти масалалари (туплам), Тошкент, 1959.
137. Каюмов Л. Современники (литературно-критические очерки), Ташкент, 1978.
138. Каюмов Л. Устод, "Совет Узбекистони", 1967, 8 сентябрь.
139. Каюмов Л. Инкилобий драма, Тошкент, 1970.
140. Кодиров М. Узбек театри анъаналари, Тошкент, 1976.
141. Кодиров М. Сехр ва мехр, Тошкент, 1980.
142. Кодиров М.Театр ва томошабин,"Узбекистон маданияти", 1980,23 октябрь.
143. Кулжонов А.Замон ва замондошларимиз, Тошкент, 1963. Кулжонов А. Курашувчан характер, "Узбек тили ва адабиёти", 1962, К I.
144. Кушжонов М.Санъаткор ва хаёт (Абдулла Каххор ижодини киёсий урганиш), докт.диссер., Тошкент, 1970.
145. Кушжонов М. А.Каххор ижодида сатира ва юмор, Тошкент, 1973. Кушжонов М. Коллектив на зари оркали антитеза усулидаги юмор, "Узбек тили ва адабиёти", 1971, Ж 1,2,3, £5. Кушжонов М. Адабиётда эстетик категориялар, "Шарк юлдузк", 1975, В 10.
146. Кушжонов М. Хаёт ва сюжет, "Шарк юлдузи", 1967, 2. Юнусов М. Бархаёт анъаналар, Тошкент, 1969.
147. Яшин К. Социалистик реализм байроги остида "Шарк юлдузи", IS7I, В 6.
148. Яшин К. Адабий маколалар: публицистика, Асарлар, 5 килд, Тошкент, 1980.
149. Адабиёт ва санъат бир-бирига кузгу, "Узбекистон маданияти", 1980, 17 октябрь.ххх
150. Ахмад С. "Келинлар кузголони" ("Бунт невесток"), театр вариант и, ма шинкала нга н.
151. Вахидов Э. "Олтин девор" ("Золотая стена"), "Шарк юлдузи", 1978, 9.
152. Иброхимов А. "Зулдир" ("Шарик") театр варианты, машинкалантан.
153. Каххор А. Асарлар, т.1, Тошкент, 1967.
154. Каххор А. Асарлар, Куюшкон, т.1, Тошкент, 1967.
155. Каххор А. Асарлар, т. 2, Тошкент, 1967.
156. Каххор А. "Тобутдан товуш","Шарк юлдузи", 1963, J5 6.
157. Каххор А. "Аяжонларим" ("Мои матушки"), "Шарк юлдузи", 1967,}Ш.
158. Хошимов У. "Туйлар муборак" ("Поздравление со свадьбой"), "Шаркюлдузи", 1981, tf 5.
159. Шухрат. "Беш кунлик куёв" (Жених на пять дней"), "Шарк юлдузи", 1970, Л> 8.
160. Гулом X. "Тошболта ошик" ("Влюбленный Ташболта"), . Тошкент,1972.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.