Сатира и юмор в творчестве Жамидина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна

  • Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 134
Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна. Сатира и юмор в творчестве Жамидина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2005. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна

Введение.3

Глава первая. Творчество Жамидина в контексте традиций отечественной сатирической классики.

1.1. Жизненный путь Жамидина.10

1.2. У истоков сатирического творчества Жамидина.23

Глава вторая. Сатирические жанры и мотивы поэзии Жамидина .37

2.1. Социально-бытовая сатира.38

2.2. Политическая сатира.69

2.3. Обличение нравственных пороков.75

2.4. Басни.106

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сатира и юмор в творчестве Жамидина»

Актуальность темы настоящего исследования связана прежде всего с необходимостью научного осмысления места сатиры и* юмора в дагестанской литературе на материале творчества лезгинского поэта Жамидина (Гаджимурадова Жамидина Гаджимурадовича), внесшего большой вклад в развитие родной и дагестанской многонациональной литературы.

Выбор темы диссертационной работы связан с осознанием оригинальности, значимости и ценности творчества Жамидина, являвшегося ведущим в республике поэтом-сатириком и поэтом-юмористом, неизменно служившего сатире и юмору более полувека.

В литературу Жамидин пришел в начале 50-х годов прошлого столетия. За 1958 - 1994 годы он на родном языке издал 10 сборников сатирических и юмористических произведений: «Чертополох» (1958), « Живей-живей! » (1964), «Немного смеха» (1967) и другие. В своих произведениях поэт средствами сатиры и юмора изображает явления действительности: резко осуждает одни, крайне отрицательные, подвергает безобидному осмеянию другие. Он предостерегает читателя, предупреждает. Его сатира помогает увидеть те недостатки, на которые она направлена.

Многогранное творчество Жамидина имеет глубокие национальные корни: оно тесно связано с традициями устного народного творчества и лезгинской национальной литературы прошлых веков, а также богатейшими традициями русской литературы и литературы Востока.

Лучшие произведения Жамидина переведены на языки народов Дагестана, России и мира, печатаются на страницах газет и журналов Москвы и Махачкалы ( «Литературная газета», «Крокодил», «Литературная Россия», «Дагестанская правда»). За 1968-1995 годы Жамидин на русском языке издал семь сборников.

Пять в Москве: «Дал-взял» (1968), «Камешек в чарыке» (1970), «Был бы толк» (1972), «Возраст горцев» (1983) и «Есть обычай в горах» (1986), два в Махачкале: «День жены» (1988) и «Ты его не знаешь. » (1995). Однако творчество Жамидина до сих пор остается неисследованным, хотя в периодической печати опубликован ряд рецензий и статей, издана книга «Сатира и юмор Жамидина: творческий портрет» К. Акимова (2002).

Степень разработанности темы данного исследования не соответствует реальному вкладу Жамидина в развитие лезгинской и дагестанской литературы. Сатира и юмор его, начиная с первых публикаций, вызывала большой интерес читателей, критиков, писателей и ученых-литературоведов: А.Агаева, К.Акимова, А.Вагидова, Р.Гамзатова, Г.Гашарова, М.Джалилова, А.Саидова, Б.Салимова и др. В республиканской и центральной печати появилось более 20 статей на лезгинском и более 15 статей на русском языках. О творчестве сатирика вышла и названная выше книга К.Акимова.

Отзывы и рецензии, в целом, положительные. В своем отзыве о второй книге Жамидина «Живее - живей!» поэт и критик А.Саидов пишет, что широкая, по-детски наивная улыбка скрывают хитроватый юмор, колючую сатиру. Жамидин - сатирик. Таким он, вероятно, родился. Таким начал свою литературную тропу, на которой первым шагом явился «Чертополох» -тоненькая книжка, принесшая молодому автору популярность. Вторая книжка «Живей-живей» - раскрывает неповторимые особенности его поэтики: поэт еще глубже проник в тайны «сатирического цеха», порадовал читателя здоровым юмором».

В своей рецензии на книжку «Живей живей!» И.Казиев в газете «Комсомолец Дагестана» от 15 марта 1966г. пишет: «Книга интересна своей идейной направленностью и актуальностью. Автор в сатирических строках клеймит позором уродливые явления, встречающиеся еще в нашей жизни, и пережитки, унаследованные от старого мира. Он бичует бесхозяйственность, расточительность, что дорого обходится государству («Шуба»), круговую поруку, семейственность («Репрессии Льва»), бюрократизм, рутинерство, цинизм, пустозвонство («Приказы», «Подумал я» и др.). Прочитав сборник "от корки до корки", каждый человек будет стремиться к тому, чтобы сделать жизнь лучше, отбросить в сторону все ненужное, мешающее нашему движению вперед".

Высокая оценка творчеству сатирика дана профессором А.Агаевым: "Жамидин, талантливый мастер художественного словесного искусства, давно известен в Дагестане и за его пределами. Он снискал себе авторитет как самобытный поэт, с оригинальным творческим лицом. В современной лезгинской и вседагестанской литературе он, пожалуй, является единственным мастером сатирического воспроизведения действительности. Поэзия Жамидина оптимистична, она характеризуется философской настроенностью, утверждением добра, легкой грустью, тонким осуждением морального зла в его разнообразных, преимущественно бытовых формах»1

Сатирическое перо лезгинского сатирика, по мнению А. Агаева, «неуклонно совершенствуется, с каждым сборником его художественно образная мысль становится более взволнованной и проникновенной в суть изображаемых явлений»2. Добавим к сказанному ученым: в этом плане поэт развивает лучшие традиции национальной поэзии, идущие от Сайда Кочхюрского, Етима Эмина и Сулеймана Стальского.

За творчеством Жамидина с первых его публикаций следил народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. В одной из своих первых статей о Жамидине он писал: "Жамидин - человек очень добрый. Он идет от жизни, а не от

1 Агаев А. Оптимистическая поэзия Жамидина. Лезги газет. - 28 февраля 1997

2 Там же. литературы. Я никогда не слышал, что он какого-то писателя копирует. Он живет в небольшом собственном доме, который построил сам. Но у него есть и другая сакля, сакля его поэзии. Она еще небольшая, но все же собственная.

Кто-то писал о Жамидине, что в его стихах разящий смех. Я этого не заметил. Но добрая, светлая улыбка веет от его произведений. На днях поэт мне читал свои новые стихи, и я заметил: сейчас Жамидин стремится от успехов продолжить путь к победе, от остроумных стихов подняться до просто умных, от фактов прийти к серьезным обобщениям"1.

Наиболее значительной публикацией о творчестве поэта-сатирика является книга "Сатира и юмор Жамидина» Акимова К.Х. Это научно-популярный очерк, поэтому многие параграфы (На крыше небоскреба; Истоки; Рецензия, написанная стихами; И в Микрахе, и в Москве; За жизнь без чертей и мистики; Из дневников поэта и др.) являются художественными зарисовками к портрету поэта. И лишь в некоторых параграфах (Улыбка юмориста и коса сатирика; В Союзе писателей РСФСР; Басни; В оценке литературной критики и др.) анализируются его отдельные произведения.

Мы в своей диссертации попытались дать относительно полное представление о сатире и юморе Жамидина, выявить их художественные особенности.

Отсутствие монографического исследования о творчестве признанного в республике и за ее пределами поэта-сатирика и поэта-юмориста Жамидина является большим пробелом в дагестанском литературоведении, который мы данной работой намерены в определенной степени восполнить.

Цель и задачи исследования. Диссертация ставит целью научное осмысление процесса зарождения, становления и развития сатиры и юмора Москва,-1969,№2.с. 171

Жамидина. Указанная цель предполагает реализацию следующих конкретных задач:

- рассказ о творческой биографии поэта;

- выявление национальных традиций в творчестве Жамидина;

- установление истоков его сатиры и юмора в творчестве;

- выявление типологического сходства сатиры Жамидина с произведениями других сатириков Дагестана.

Объект исследования - сатирические и юмористические произведения Жамидина.

Предметом исследования служат сатирические и юмористические произведения Жамидина. В диссертации проанализировано более 150 произведений, созданных поэтом за 50 - 90-е годы XX столетия.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собою первое монографическое историко-теоретическое исследование сатирического творчества Жамидина: в ней впервые подвергнуты научному анализу десятки сатирических и юмористических произведений - стихотворений, миниатюр, басен; определено художественное своеобразие сатиры и юмора Жамидина, их оригинальность и самобытность, вклад поэта в лезгинскую и дагестанскую литературу.

Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту охвата творчества Жамидина: осмысление его лирических и философских произведений, перевод сатиры и юмора поэта на русский язык остаются вне рамок нашей работы.

Методологическая основа диссертации. Диссертация базируется на научно-теоретических разработках классиков научно-критической и эстетико-философской мысли, русских и дагестанских в первую очередь ученых-литературоведов, в трудах которых фундаментально рассмотрены вопросы зарождения, становления и развития сатиры и юмора в литературе. Мы ориентировались на работы В. Белинского, Н. Добролюбова, М. Бахтина, И. Волкова, Ю. Лотмана, В. Проппа, Д. Николаева, А. Макаряна, Л. Ершова, Л. Тимофеева, а также дагестанских ученых- литературоведов А. Абдурахманова, К. Абукова, 3. Акавова, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, Р. Кельбеханова, Ш. Мазанаева и др.

Сатиру и юмор в диссертации мы рассматриваем и как особый вид литературы, и как принцип художественного изображения действительности (Л. Тимофеев), а также как средство критики, осмеяния недостатков в человеке и обществе.

Для выполнения поставленных проблем нами использованы следующие методы научного исследования: аналитический (анализ произведения в единстве формы и содержания, выявление его внутренней организации), историко-сравнительный и системный. При этом ориентируемся на оригинал художественных текстов. Сатирические и юмористические произведения в диссертации рассматриваются с высоты достижений современной литературоведческой науки, не признающей стереотипы советского периода, идеологические и политические клише.

Основные положения выносимые на защиту:

- Жамидин как сатирик, истоки творчества поэта, особенности первых публикаций. Пора ученичества, отход от влияния классиков, обретение собственного лица.

- Социально-бытовая и политическая сатира поэта, темы (мания собственной значимости, взяточничество, стремление любой ценой выбиться в «люди»), критика законов, не соответствующих действительному положению дел в обществе, демагогия и обман как средства достижения цели. Основные сатирические средства, используемые сатириком: ирония, иносказание, гипербола, сравнение, пословицы и поговорки лезгин.

- Басни Жамидина. Традиционное и злободневное в них как единый сплав. Крылов и Жамидин, С.Стальский и Жамидин. Особенности басен Жамидина. Вклад поэта в развитие жанра басни в родной литературе.

- Сатира и юмор Жамидина как две ступени иронии. Гуманизм поэта. Его стремление - не издевательство над человеком, а стремление помочь ему увидеть порочное в себе и обществе, и тем самым попытаться в какой-то мере оздоровить, совершенствовать человека. Сатирическая позиция Жамидина: понимание слова как дела.

Материалом исследования служат сатирические и юмористические произведения Жамидина. В диссертации проанализировано более 150 произведений, созданных поэтом за 50 - 90-е годы XX столетия.

Теоретическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что в научный оборот вводится большое количество сатирических и юмористических произведений Жамидина, выявляются их художественные особенности. Это вклад в лезгинское литературоведение. Наша работа открывает перспективу дальнейшего изучения как творчества Жамидина, так и творчества других сатириков Дагестана.

Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована при составлении учебников и пособий по лезгинской и дагестанской литературе для школ, педколледжей и университетов, при создании спецкурсов для студентов филологических факультетов вузов республики и обобщающих работ по дагестанской литературе.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре литературы Даггоспедуниверситета. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованных в журнале «Самур» и коллективных сборниках.

Структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Жамидин принадлежит к числу тех дагестанских писателей, творчество которых отличалось высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством. Наравне со своими современниками - Р. Гамзатовым, Ш.-Э. Мурадовым, А. Абу-Бакаром, X. Авшалумовым, Б. Салимовым, А. Аджиевым, М. Атабаевым и другими - он превосходно владел мастерством изображения быта и психологии людей, социальных и нравственных явлений общественной жизни. Он был по-своему оригинален, внес свой неповторимый вклад в развитие родной, а также дагестанской и российской литературы. Произведения Жамидина, как бы они ни были разнообразны в идейно-художественном и жанровом отношениях, составляют единый художественный мир, отмеченный печатью яркой творческой индивидуальности поэта.

Своеобразие Жамидина-художника наиболее наглядно проявляется прежде всего в таких особенностях его сатирической поэтики, как искусство применения юмора, гиперболы, гротеска, иносказания для реалистического воспроизведения действительности и ее оценки с прогрессивных общественных позиций. Вот несколько обобщающих суждений о роли этих характерных приемов творческой манеры сатирика, о их функциональной связи, взаимодействии и взаимопроникновении.

Смех - основное оружие сатиры. Этим оружием боролись с социальными пороками общества Фонвизин, Крылов, Гоголь, Щедрин в русской литературе, Е. Эмин, Г. Цадаса, С. Стальский, Н. Ханмурзаев, Р. Гамзатов, X. Авшалумов и др. - в дагестанской. Жамидин развил их традиции. По его собственному признанию, юмор всегда составлял его главную силу. Как известно, еще В.Г. Белинский говорил о разных проявлениях юмора. Так, характеризуя юмор

Гоголя как юмор «спокойный, спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время отмечал, что в творчестве бывает еще другой юмор, «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный» (18, 299).

Юмор Жамидина щадящий, «спокойный., добродушный.» - более гоголевский. Так же, как Гоголь, как Г. Цадаса, как С. Стальский, как X. Авшалумов, и Жамидин видел в сатирическом смехе прежде всего средство нравственного исправления людей. В то же время сатирический смех, в жамидиновской концепции, призван быть не только целителем, но и могильщиком устаревшего социального организма, призван накладывать позорное клеймо на те явления, которые закончили свой цикл развития и признаны на суде истории несостоятельными. Жамидин - один из наиболее эмоциональных художников слова: он обладал острым аналитическим умом и страстным негодующим сердцем. Взор сатирика был постоянно прикован к той действительности, которая противоречила его демократическим идеалам.

Жамидиновские поэтические гипербола, гротеск, иносказание, порожденные страстными симпатиями и антипатиями автора, служили мощным средством эмоционального воздействия на читателя, заражали его чувством негодования или насмешки по поводу изображаемых явлений действительности. Сатирик гиперболизирует то, что заслуживает обличения, и гиперболизирует так, чтобы вызвать смех. Для жамидиновской сатирической гиперболы характерно именно совмещение познавательных и комических функций: посредством гиперболы поэт делал образ более рельефным и более смешным, резко обнажал сущность изображаемого отрицательного явления и казнил его оружием смеха.

Как мы пытались показать, отличительные качества произведений Жамидина - это простые, незатейливые сюжеты, народность, оригинальность, снисходительное, юмористическое отношение к своим персонажам, иногда переходящее в чувство грусти, а порой и негодования. Однако это вовсе не значит, что творчеству Жамидина характерен был либерализм в отношении к изображаемым порочным явлениям действительности: он пытался посредством тонкого юмора предупредить читателя, упредить возможные негативные последствия этих явлений - будь то очковтирательство или ханжество, лицемерие или шантаж, грабеж или насилие.

Все герои произведений Жамидина взяты из жизни. Вот до боли знакомый образ заведующего складом, продавца, чиновника-бюрократа, незадачливого жениха, влюбленного юноши и т.д. Читатель может мысленно дополнить образ, где-то может даже добавить новые черты. Он уверен, что речь идет о его соседе, о его начальнике, о его знакомых. В этом проявляется истинный талант Жамидина.

Сатира Жамидина не обличающая, не гневная, она мягкая, предупреждающая, предостерегающая. Юмор - атрибут сатиры Жамидина. За юмором Жамидина есть глубокий сатирический подтекст, это один из ключей его сатирического своеобразия. Юмор используется Жамидином как художественное средство, его сатира разбавлена, настоена юмором.

Произведения Жамидина народны, они изображают уклад жизни дагестанского общества в целом и горцев в частности, и написаны на литературном лезгинском языке. На страницах его произведений находим обычаи, традиции, нравы, характер горцев. Здесь мы процитируем Ю.Б. Борева: «Национальное своеобразие - одно из важнейших и необходимейших качеств подлинного искусства, его характерный признак, его закон. Однако это своеобразие возникает вовсе не в силу искусственной изоляции художественного творчества данного народа от влияния на него искусства других народов» (24,391).

К национальным особенностям творчества Жамидина относятся его национальный характер и символика, лезгинские народные обычаи и традиции, лезгинский литературный язык и др.

Об оригинальности творчества Жамидина говорил наш замечательный поэт Расул Гамзатов: «Я никогда не слышал, что он какого-то писателя копирует. Он живет в небольшом собственном доме, который построил сам»1.

Оригинальность творчества Жамидина проистекает от индивидуальности автора, от его отношения к окружающей действительности, от его интеллектуального облика. Он был доброжелательным человеком, он не был критиканом. Поэт любил свою Родину, свой очаг и он хотел совершенствовать все это, сделать людей лучше. Для этого поэт выбирает юмор, чтобы не озлобить человека, а чтобы дать ему возможность освободиться от пороков. Его сатира несет светлое, щадящее начало.

Автор стремится к смысловой наполненности стиха, кроме случаев, когда он излишне увлекается повторами одних и тех же выражений и строк. Стихи-миниатюры сжаты и афористичны, читаются на одном дыхании, как народные притчи и пословицы.

Многие стихи построены в вопросно-ответной форме, на диалоге с читателем. Такая манера письма продиктована как соблюдением традиции восточной поэзии, так и желанием автора быть понятным рядовому читателю, достичь своей цели. Встречаются стихи, в которых смешное подается под видом серьезного. Юмор создается тем, что герой говорит нелепость серьезно, и автор «сохраняет серьезность, совершенную непричастность к тому, что он рассказывает». (94,29).

Стиль поэта имеет ряд художественных особенностей: легкость подачи художественного материала, игривый зачин, склонность постепенного перехода

1 «Москва», 1969, № 2. к главной идее, захватывающий сюжет, безудержная игра изобразительно-выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями), обращение к фольклору (использование пословиц и поговорок), взгляд со стороны, вовлечение в осмеяние и обличение читателя и др. Отличительная особенность его творчества - лаконичность изложения. Поэтому многие произведения поэта являются миниатюрами: короткие стихи легко запоминаются читателем, а многие из них, будучи остроумными зарисовками на злободневные темы, метко бьют в цель - оказывают сильное эмоциональное воздействие на читателя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна, 2005 год

1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы. Махачкала:1. Изд-во ДФ АН СССР, 1969.

2. Абдулатипов А. -К.Ю. История кумыкской литературы. 1ч.-Махачкала, 1995.

3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. -М. Просвещение, 1975.

4. Абуков К.И. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала, 1972.

5. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.

6. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: Очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе, 1978.

7. Акавов З.Н. Диалог времен. -Махачкала, 1996.

8. Акбиев С.Х. Верность дружбе: межнациональные связи дагестанской литературы. Махачкала, 1989.

9. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. Махачкала, 1998.

10. XАкимов К. Сатира и юмор Жамидина: творческий портрет. — Махачкала, 2002.

11. Анализ литературного произведения: Сб. статей. Л., 1976.

12. Антокольский Л.В. У очага поэзии: Очерк творчества Расула Гамзатова. -М.: Сов. Писатель, 1972.

13. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии.-М.: Наука, 1957.

14. Арнаутов М. Психология литературного творчества. М., 1976.

15. X. Ахмедов С. Художественная проза народов Дагестана: История исовременность.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.

17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1948.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т. 1. М., 1953.

19. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. Т. 5. -М., 1965.

20. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М: Современник, 1982.

21. Белинский В.Г. Избранные статьи. М., «Детская литература», 1981 г.22. Бергсон А. Смех.-М.,1992.

22. Борее Ю. О комическом. М., 1957.

23. Бореев Ю. Сатира. Теория литературы:Сб. М., Изд. Наука, 1964.

24. Брагинский И.О Проблемы востоковедения и актуальные вопросы восточного литературоведения. М: Наука, 1974.

25. Бушмин А. Наука о литературе: Проблемы суждения. Споры. М: Современник, 1980.

26. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1970.

27. Вагидов А.М. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

28. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Худож. лит., 1940.

29. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1958.

30. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.

31. Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995.

32. Вопросы дагестанской литературы: Сб. статей. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1969.

33. Вулис А. В лаборатории смеха. М., 1966.

34. Выготский Л.Г. Психология искусства. — М., 1986.

35. Выходиев П.С. В поисках нового слова. М.: Современник, 1980.

36. Г аджику лиев Б. В созвездии братских литератур. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

37. Гайдаров Р.И. Язык и поэтика Стальского. Махачкала, 1997.

38. Гамзатов ГГ. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

39. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996.

40. Гамзатов Р. Верность таланту: Статьи.— Махачкала, 1980.

41. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. — Махачкала, 1983.

42. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.

43. Гашаров ГГ. Лезгинская литература: история и современность. -Махачкала, 1998.

44. Гегель. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968.

45. Гоголь Н.В. О литературе. М., 1952.

46. Горький М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1980.

47. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

48. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.

49. Гуляев Н. Теория литературы. М., 1977.

50. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. -М.: Сов. Россия, 1978.

51. ЕршовЛ.Ф. История советской сатиры. Л, 1973.

52. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. Л, 1977.

53. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: Межвузовский сб. -Л.: ЛГУ, 1981.

54. Жанры дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1979.

55. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М: Наука, 1977.

56. Зелинский К.Л. Литературы народов СССР. М.: Сов. писатель, 1957.

57. Зульфукарова М. И. Традиции, влияние, новаторство: Проблемы комедийного характера. -Махачкала, 1981.

58. Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974.

59. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

60. История советской многонациональной литературы: В 6-ти т. М.: Наука, 1970-1975.

61. Кадимое Р. Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001.

62. Карасев Л. В. Философия смеха. М., 1996.

63. Кельбеханов Р. М. Сулейман Стальский: Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.

64. Кельбеханов Р. М. Алибек Фатахов: Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.

65. Кельбеханов Р. М. Тагир Хурюгский: Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.

66. Краткая литературная энциклопедия. В 8-ми т. М.: Сов. энциклопедия, 1962-1975.

67. Кто есть в кавказоведении: словарь-справочник. М., 2000.

68. Лелевич Л. На путях изучения литератур Дагестана. — Ростов-на-Дону, 1934.

69. Литература Дагестана и жизнь: Сб. статей. Сост. К. Абуков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

70. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.

71. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.

72. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.

73. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

74. Луначарский А. В. Статьи о советской литературе. М.: Просвещение, 1971.

75. Мазанаев Ш. А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

76. Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997.

77. Макарян А. М. О сатире. М., 1967.

78. Нагиев Ф. Р. Етим Эмин: Путь к истине. Махачкала, 2002.

79. Национальное и интернациональное в литературах народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1973.

80. Нация, личность, литература. Вып. I. М.: Наследие, 1996.

81. Николаев. Д. П. Смех оружие сатиры. М., 1962.

82. Никольский С. В. История образа Швейка. М., 1997.

83. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1971.

84. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах советского Востока: Традиция и современность. — М.: Наука, 1972.

85. Очерки истории дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

86. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М.: Худ. литература, 1934.

87. Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1984.

88. Поспелов Г. И. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1983.

89. Потебин А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.

90. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала, 1986.

91. Пришвин М. О творческом поведении. М.: Сов. Россия, 1969.

92. Проблемы развития литератур народов СССР. М.: Наука, 1967.

93. Пресняков О. П. Поэтика познания и творчества. М., 1980.

94. Пропп В. А. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

95. Россельс Вл. Сколько весит слово: Статьи разных лет. — М., 1984.

96. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

97. Советская литература и мировой литературный процесс: Изображение человека. М.: Наука, 1972.

98. Советская литература: История и современность. М.: Просвещение, 1984.

99. Солоухин В. Слово живое и мертвое. М.: Современник, 1976.

100. Султанов К Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978.

101. Султанов К. К. Расул Гамзатов. Махачкала: Даггиз, 1973.

102. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1977.

103. Тарланов 3. К. Поэтика слова. Петрозаводск, 1983.

104. Темирханова Г. современная лезгинская поэзия. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

105. Теория литературы. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964.

106. Тимофеев JI. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976.

107. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1935.

108. Усахов М. Р. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Ростов-на-Дону, 1985.

109. Хайбулаев С. М. Современная дагестанская поэзия: Система жанров. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

110. Художественные искания дагестанской литературы: Сб. статей. -Махачкала, 1983.

111. Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979.

112. Цейтлин А. Г. Труд писателя. М., 1958.

113. ЭльсбергЯ. Е. Основы теории сатиры. М., 1957.

114. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1994.

115. Юсупова Ч. С. Дагестанская поэма. М., 1989.1. На лезгинском языке:

116. Агаев А. Етим Эмин: очерк о жизни и творчестве. Махачкала, 1958.

117. Агаев А. Лезгинская литература: Сб. статей. Махачкала, 1959.

118. Акимов К. X. Лезгинские писатели: справочник. Махачкала, 2001.

119. Ахмедханов Т. С чувством Родины в сердце. Махачкала, 2003.

120. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература. Махачкала, 1979.

121. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература в школе. Махачкала, 1985.2. Статьи:

122. Абуков К. К Поэт убеждений и позиций. «Дагестанская правда», 26 марта 1997 г.

123. Акимов К. X. О современной лезгинской национальной литературе. -«Возрождение», 2000, №6. С. 131-133.

124. Алем А. Острое слово сатирика. «Дагестанская правда», 10 декабря 1967 г.

125. Бахшиев Ф. «Я верю.» «Дагестанская правда», 23 октября 1997 г.

126. Гамзатов Р. Добрая улыбка поэта. «Дагестанская правда», 15 марта 1969 г.

127. Гамзатов Р. О Жамидине. «Советская культура», 5 апреля 1969 г.

128. Гамзатов Р. У него своя сакля. «Москва», 1969, №2. - С. 221.

129. Джусойты Н. О национальной самобытности. — «Вопросы литературы», 1968, №12. С. 33-53.

130. Зощенко М. О комическом в произведениях Чехова. «Вопросы литературы», 1967, №2.

131. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения. -«Вопросы литературы», 1968, №8.

132. ЛомиЬзе Г.И. Понятие нации в современном общественном и художественном сознании. // Нация. Личность. Литература. Вып. I.

133. М.: Наследие, 1996. С. 4-10.

134. Надъярных Н. Время перечтений. // Способность к диалогу. Ч. I. М.: Наука, 1993.-С. 6-29.

135. Пискунов В. О национальном стиле в литературе. «Вопросы литературы», 1960, №4.

136. Пути становления литератур народов СССР: Дискуссия. «Вопросы литературы», 1965, №8. - С. 48-83.

137. Саидов А. Улыбаясь широко. «Дагестанская правда», 8 августа 1965.

138. Салимое Б. Сатирик всегда на передовой. «Дагестанская правда», 24 января 1996 г.

139. Султанов К. К. Национальная идея и национальная литература. // Нация. Личность. Литература. Вып. I. М: Наследие, 1996. - С. 24-32.

140. Федь Н. М. Нравственность писателя. // Способность к диалогу. Ч. I. -М.: Наука, 1993.-С. 105-123.

141. Юсуфов Р. Ф. Проблемы развития литератур малых народов.

142. Советский Дагестан», 1970, №6. — С. 51-54.

143. Юсуфов Р. Ф. Национальные литературы: диалектика развития. // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1975. - С. 71-76.1. На лезгинском языке:

144. АгаевА. Оптимистическая поэзия Жамидина. «Лезгинская газета», 28 февраля 1997 г.

145. Акимов К. X. Сатира Жамидина. «Коммунист», 7 июня 1969 г.

146. Акгшов К. X. Жамидин с широким сердцем. «Лезгинская газета», 20 апреля 1994 г.

147. Джалилов М. Косой сатиры. «Самур», 1994, №3. - С. 89-95.

148. Исаев Р. Уроки Жамидина. «Самур», 1998, № 1. - С. 92-96.

149. Казимов К. Мастер духовности. «Лезгинская газета», 8 августа 1997г

150. Кардашев А. Смех, заставляющий задуматься. «Лезгинская газета», 19 августа 1996 г.

151. Салимое Б. Мир его поэзии. «Лезгинская газета», 21 марта 1997 г.

152. Ханкишев Н. В добрый час! «Коммунист», 8 февраля 1958 г.

153. Шихвердиев М. Сатира и юмор Жамидина: предисловие. // Жамидин. Чертополох. — Махачкала, 1958. — С. 5-6.

154. Юсуфов Ш. Наш вечно веселый друг. «Дружба», 1964, №2

155. Авторефераты и диссертации: 153. Абдурахманов А. М. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе: Автореферат канд. дисс. Махачкала, 1986. ^ 154. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного

156. Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад д-ра филол. наук. -Махачкала, 1993.

157. Аминов М. 3. А. Дагестанское стихосложение: Автореферат канд. дисс. -Махачкала, 1975.

158. Кадимое Р. Г. Етим Эмин: Мировоззрение. Система образов. Поэтика: Автореферат доктор, дисс. Махачкала, 2002.

159. Казимагомедова Ф. И. Творчество Ханбиче Хаметовой: жанровое многообразие и художественное своеобразие в контексте традиций и новаторства: Дисс. кандидата филол. наук. Махачкала, 2003.

160. Келъбеханов Р. М. Творчество Сулеймана Стальского: Автореферат fr канд. дисс. -Куйбышев, 1970.

161. Келъбеханов Р. М. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века: Дисс. д-ра филол. наук. Махачкала, 1996.

162. Султанова В. 3. Юмор и сатира в творчестве Хизгила Авшалумова: Дисс. кандидата филол. наук. Махачкала, 2001.

163. ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

164. Жамидин. Дал взял. - М.: Правда, 1968.

165. Жамидин. Камешек в чарыке. М.: Советская Россия, 1970.

166. Жамидин. Был бы толк. М.: Советская Россия, 1972.

167. Жамидин. Возраст горцев. М.: Советский писатель, 1983.

168. Жамидин. Есть обычай в горах. М.: Правда, 1986.

169. Жамидин. День жены. Махачкала, 1988.

170. Жамидин. Ты его не знаешь. -Махачкала, 1995.1. На лезгинском языке:

171. Жамидин. Къапгъанар. (Чертополох). Махачкала, 1958.

172. Жамидин. Гьач вач! (Живей - живей!) - Махачкала, 1964.

173. Жамидин. Са к!ус хъвер. (Немного смеха). Махачкала, 1967.

174. Жамидин. Арада зат1 аваз хьурай! (Был бы толк). Махачкала, 1969.

175. Жамидин. Шаламра къванер. (Камешки в чарыках). Махачкала, 1970

176. Жамидин. Гимишдин сас. (Серебряный зуб). Махачкала, 1971.

177. Жамидин. Регъуь хьайи спелар. (Постеснявшиеся усы). Махачкала, 1976

178. Жамидин. Сатирикдин хуьрекар. (Меню сатирика). Махачкала, 1979.

179. Жамидин. Башуьсте! (Пожалуйста!)—Махачкала, 1984.

180. Жамидин. Ваз ам чидач. (Ты его не знаешь.) Махачкала, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.