Сатира и юмор в кабардинской литературе: Традиция. История. Современность. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бейтуганов, Ауес Мусабиевич
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бейтуганов, Ауес Мусабиевич
Введение
Глава 1 . Сатира и юмор в народной традиции
1.1. Ж. Казаноко
1.2. Сатира и юмор в творчестве поэтов устной традиции и первых писателей
Глава II. Старшее поколение кабардинских литераторов-юмористов
2.1. Юмор в творчестве X. Теунова
2.2. А. Т. Шортанов
2.3. Сатира и юмор в литературе о войне
Глава Ш. Творчество представителей сатирико-юмористического направления в современной литературе
3.1. Сатира и юмор в драматургии X. Шогенова
3.2. Портретное и характерологическое искусство X. Дударова
3.3. Творчество X. Шекихачева
3.4. Творчество Б. Журтова
Глава IV. Художественное своеобразие творчества писателей-сатириков новейшего времени
4.1. Характерные особенности юмора и сатиры в творчестве Б. Утижева
4.2. Своеобразие юмора в произведениях X. Бештокова
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Сатира и юмор в устном народном творчестве адыгов2010 год, доктор филологических наук Чуякова, Нафсет Муратовна
Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе2001 год, доктор филологических наук Метин, Петр Николаевич
Художественное осмысление конфликтов и противоречий общественной жизни в русской сатире 20 - 30-х годов и формирование соответствующих жанров в северо-кавказских (адыгских) литературах начального этапа их развития2007 год, кандидат филологических наук Чистобаева, Людмила Владимировна
Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического2000 год, кандидат филологических наук Петренко, Александр Филиппович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сатира и юмор в кабардинской литературе: Традиция. История. Современность.»
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной степенью изученности целого ряда проблем, связанных с процессами становления и развития сатиры и юмора в кабардинской литературе. В предпринятом исследовании формирование смеха, сатиры и юмора, их типология и поэтика рассматриваются с точки зрения современых требований.
Генезис и эволюция юмора и сатиры в произведениях кабардинских писателей связаны со многими факторами - общественно-политическими, социально-экономическими, духовно-нравственными, эстетическими. Среди других проблем серьезную научную значимость представляет проблема преемственной связи литературного произведения с художественными национальными традициями, концентрированно аккумулировавшимися в многовековом фольклоре.
Сатирико-юмористический жанр, как и все другие жанры новописьменных литератур, имеет двуединый источник - народную духовно-эстетическую культуру и достижения развитых литератур, которые и определяют своеобразие его поэтики и стилистики.
Благодаря этому сатира и юмор в кабардинской литературе появились практически в первые же дни введения письменности в практику: первые образцы печатались в первых газетах и учебных пособиях.
В творчестве современных писателей сатирико-юмористический рассказ достиг высокого художественного уровня. Однако до настоящего времени нет специального монографического исследования, в котором прослеживаются в комплексе история возникновения, становления и развития сатирико-юмористического рассказа, хотя в трудах известных критиков и литературоведов, выводы и заключения которых учитываются в данной работе, эти проблемы не обойдены.
Жанровые особенности сатирико-юмористического повествования могут быть определены в следующих примерах: 1) малый, по сравнению с другими жанрами прозы, объем текста; 2) одноплановость речевого стиля;
3) единый аспект сатирико-юмористического видения; 4) сгущенное заострение и концентрированность художественного конфликта; 5) особая весомость факта, проецированного на весь объем действительности; 6) испытание героя посредством одной или нескольких разнородных ситуаций.
Как ни велика роль фольклора в формировании жанровой системы новописьменных литератур, все же она недостаточна для становления зрелой литературной традиции. Требовалось освоение опыта развитых литератур. Основополагающую роль сыграли здесь сатирико-юмористические традиции, укрепившиеся в зрелой литературной системе, уровень писательского мастерства, формы обобщения и типизации, выработка пластичного языка и многое другое.
Объектом исследования являются повествовательные жанры национального фольклора с характерными смеховыми элементами в них, творчество кабардинских писателей 30 - 80-х годов XX века; а его предметом - жанр сатирико-юмористического рассказа и короткого стихотворения, их истоки и формирование.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является исследование развития и становления жанра сатирико-юмористического рассказа в кабардинской литературе, выявление; на конкретном материале особенностей поэтики малых жанров на начальном этапе их развития, осмысление особенностей сатиры и юмора в контексте формирования творческой индивидуальности писателя, изучение путей восхождения жанра к зрелому эстетическому качеству. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- определить и охарактеризовать национальные истоки сатирико-юмористического рассказа;
- выяснить роль художественного иноязычного опыта в возникновении и становлении национального сатирико-юмористического рассказа;
- исследовать жанровую и эстетическую природу сатиры и юмора на первом этапе развития литературы, обозначить динамику его дальнейшего развития;
- изучить процесс обретения сатирико-юмористическим рассказом жанровой и художественной самостоятельности;
- опираясь на сравнительный метод исследования, выявить как общие, так и индивидуальные особенности сатирико-юмористических рассказов 30 - 80-х годов XX веков кабардинской литературе.
- На защиту выносятся следующие положения:
- 1) юмор и сатира стали в кабардинской литературе жанрово-стилистическими формами высокого художественного уровня, разновидности которых обнаруживаются в законченном и совершенном виде в прозе, поэзии, драматургии (соответственно-эпосе, лирике, драме);
- 2) юмор и сатира как разновидности художественного творчества в кабардинском духовном мире имеют глубинные национальные корни и как таковые оказывали в течение столетий и продолжают оказывать существенное воздействие на содержание и природу национальной психологии, национального минталитета, этики, морали, эстетики народа; надо полагать, что указанные жанровые разновидности родились в народном духовном сознании очень давно и прошли серёзный путь становления и развития; 3) адыгский(кабардинский) фольклор изобилует образцами данных жанровых форм, содержащих глубокий жизненный смысл и философию, обретших высокий уровень художественного осмысления действительности и в ней человека: в фольклоре сохранились и функционируют произведения юмора и сатиры, созданные 2-3 века тому назад об ивестной личности или ею сочинённые(Ж.Казаноко, Ш.Выков, Л.Агноков, И.Абазов и др), что свидетельствует о популярности этих жанров в устном народном творчестве; 4) юмор и сатира-это те жанры, которые, возможно, наиболее активно и последовательно способствовали формированию в новописьменных литературах национального своеобразия их художественного мышления, о чём убедительно говорит сатирическое начало в произведениях Али Шогенцукова, Х.Теунова, А.Шортанова, Б.Пачева, П.Шекихачева, А.Кешокова и др.; 5) юмор и сатира значительно упрочили свои позиции в творческих исканиях современных авторов, которые не потеряли живой, плодотворной и непрерывной связи с устной традицией, обогатили свои произведения опытом писателей старшего поколения и внесли существенный вклад в разработку жанровых и сатирических возможностей юмора и сатиры в кабардинской литературе.
В исследовании применяется историко-функциональный и сравнительный методы исследования в условиях меняющихся социокультурных аспектов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, опираясь на достижения литературоведческой науки по теории и истории комплексного изучения жанровых систем, на примере конкретного материала кабардинской письменной литературы XX века, впервые предпринята попытка обобщить историческую обусловленность процесса формирования сатиры и юмора, выявить на уровне поэтики данных жанров и отдельных произведений кабардинских авторов качественные особенности и тенденции формирования разновидностей художественных структур от фольклорных истоков до периода 30-50-х и 80-х годов. Произведены исследования сатири-ко-юмористических произведений, написанных разными авторами, но единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволивших определить новый взгляд и новые подходы к исследованию художественных явлений конкретной национальной литературы, пути их формирования и развития.
Использование в работе практически многообразия произведений национальной кабардинской литературы является ценной составляющей частью исследования, что дает возможность верно судить о своеобразии художественных открытий писателей, об исторической обусловленности и необходимости формирования жанровой поэтики, определить основные движущие силы эволюции национальной литературы, выявить художественные возможности сатирико-юмористического жанра. В работе на примере конкретного анализа произведений писателей-сатириков разных лет
30-50-х, 80-х гг.) сделана попытка изучить особенности жанра в его единстве и многообразии, то есть исследовать особенности использования сатиры и юмора как в контексте ярко выраженных произведений данной тематики, так и в произведениях разных жанров. В работе предпринята попытка рассмотреть каждое сатирико-юмористическое произведение как национально-исторический художественный комплекс, несущий в себе как особенности исторического времени, так и специфику таланта авторов.
Решение данной актуальной проблемы имеет не только историко-методологическое, но и художественно-эстетическое, а также типологическое значение, так как способствует выявлению путей развития художественного национального слова, а также типологических качеств и специфических особенностей развития кабардинской литературы рассматриваемого периода. Представленное исследование - первая попытка системно и разноаспектно изучить и обобщить опыт возникновения и становления са-тирико-юмористического рассказа в кабардинской литературе. Этим и определяется научная новизна работы. Следует подчеркнуть, что изучение особенностей формирования жанров в определенную эпоху является всегда актуальным, ибо, показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко стоящими друг от друга этапами художественной эволюции.
Достижения каждой национальной литературы в отдельном жанре всегда интересны и результативны, так как обусловлены не только национальной этно-культурной традицией, но и обогащены знаниями других литератур, что помогает писателю создавать оригинальные образцы жанра, дополнять и обогащать его форму и содержание, переводя национальную традицию в иные художественные системы, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Материалом исследования послужили жанры фольклора, творчество писателей-просветителей XIX века, оказавшиеся наиболее продуктивными в возникновении и становлении сатирико-юмористической традиции, в формировании поэтики и стилистики малых жанров прозы - рассказа, а также вся появившаяся в печати в 30-50-х 80-х гг. произведения сатиры и юмора, написанные Х.Т.Шекихачевым, Х.М.Дударовым, Б.К.Журтовым, Х.К.Бештоковым, Б.К.Утижевым. Материалом на предмет использования сатирических и юмористических элементов в произведениях разных жанров стал роман А.Т.Шортанова «Горцы».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что привлеченные к анализу материалы и полученные результаты могут послужить основой для создания теоретических работ, обобщающих опыт становления сатирико-юмористического рассказа в новописьменных литературах, что внесет, в свою очередь, коррективы в общую теорию жанрообразования, опирающуюся на научно достоверные данные, эволюцию типов художественного мышления в каждом отдельно взятом жанре. Наряду с этим результат данной работы состоит в дальнейшем анализе одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблеме генезиса и поэтики жанров литературы в отдельных национальных рамках народных традиций в формировании и развитии жанра сатиры и юмора. Решение поставленных теоретических задач позволяет выявить национальное своеобразие кабардинской сатирической литературы, ее специфические особенности и вместе с тем требует широкого исследования связей типологических, психологических, изучения факторов общего и своеобразного в единстве. Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты работы, а также собранный и переведенный на русский язык кабардинский материал может способствовать дальнейшему изучению национальной литературы, в частности, проблем сатиры и юмора в кабардинской литературе. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса истории литературы народов Северного Кавказа, а также при изучении специальных дисциплин по кабардинской литературе.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды фольклористов, поэтов, писателей и литературоведов, в частности, Л. А. Абрамяна, А. Ч.Абазова, А. Ф.Анисимова, М. М.Бахтина, А. Бергсона, X. Бештокова, А.А.Блока, Х.Балова, Б.Х.Бгажнокова, А.Г.Булатова, Д.Бычкова, X. Дударова, Б. Журтова, В.Пипиниса, Э.Борохова, Г.С.Виноградова, Л.С.Выгодского, А.С.Веселовского, А.М.Гутова, О. Данилина, Х.М.Думанова, В.М.Жирмунского, М.А.Кумахова, Б.Курашинова, В.Кодзокова, А. Г.Козинцева, Д. С.Лихачева, А. Д. Лосева, А.МЛотмана, А.Х. Мусукаевой, З.М.Налоева, X. Теунова, Б. Утижева, А. Хавпачева, К.Шаззо, X. Шекихачева, X. Шоге-нова, А. Шортанова и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «III - V конференция молодых ученых» (Нальчик, 2004).
Диссертация обсуждена на заседании отдела кабардинской литературы Кабардино-Балкарского Института Гуманитарных Исследований и на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета.
Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру: введение, четыре главы, заключение, литература.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Изучение в средних классах рассказов М. Зощенко как путь к постижению комического и индивидуального стиля писателя2005 год, кандидат педагогических наук Яхияева, Саидат Хизбулаевна
Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: На материале научно-фантастического романа Великобритании2003 год, кандидат филологических наук Балашова, Татьяна Александровна
Советская сатирическая публицистика М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова двадцатых - первой половины тридцатых годов2005 год, кандидат филологических наук Толутанова, Юлия Николаевна
Поэтика "серьезного" в сатире 1920-х годов: М. Зощенко, П. Романов1993 год, кандидат филологических наук Филимонова, Антонина Анатольевна
Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)2009 год, доктор филологических наук Муродов, Мурод Бердиевич
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бейтуганов, Ауес Мусабиевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты диссертационного исследования, отмечаем: привлеченный к анализу материал доказывает, что сатира и юмор оказали глубокое воздействие на кабардинскую литературу в самых широких параметрах - в выборе тем и персонажей, в сюжетно-композиционном строении, в характеристике персонажей, в способах обобщения и типизации, в отборе изобразительных и выразительных средств, в формах утверждения основной идеи и, самое главное, в формировании нравственных норм и эстетических взглядов.
В аспекте обозначенной темы немалый интерес представляют вопросы поэтики — принципы сюжетостроения, иначе говоря, поэтика сюжета, характер конфликта и пути его разрешения, способы создания образа, а в более локальном плане - система и выразительных средств.
Устанавливая генетическую связь сатирико-юмористического рассказа в письменной литературе с народными сатирическими историями, анекдотами, сказками, можно утверждать, что каждое устное народное произведение такого характера, как и в литературном рассказе, - это повествование о персонаже и оценка его деяний в сатирическом и юмористическом ключе. Композиция народных сатирических историй, как и сатирико-юмористического произведения, особенно его первых образцов, не выходит за рамки фабулы. В них действие — завершенное, образ - закончен. Письменной литературой окажутся востребованными многие сатирические и юмористические принципы смеховых жанров фольклора - «кебжеч», «хабар», наличие данных факторов в контексте празднеств, т. е. свадеб, «шопшако» и т.д.
На основе анализа произведений сатиры и юмора в народной культуре, характера заложенного в них конфликта, создания образов делается вывод, что народная смеховая культура является одним из важнейших истоков письменной сатирико-юмористической литературы. Не менее важным истоком сатирического повествования являются исторические и исто-рико-героические песни. Развитое искусство повествования, которое более всего характерно для сказочного эпоса, также является необходимым компонентом любого жанра прозы, а в данном случае и сатирико-юмористического рассказа.
В возникновении и становлении сатиры и юмора в кабардинской литературе важнейшую роль сыграли такие особенности устного сатирического рассказа, как небольшой объем произведения, четкость композиции, завершенность сюжета, сгущение и эффекты остроумного характера. Особое внимание следует обратить на эволюцию роли сказителя (рассказчика) в устном хабаре или кебжече. В них он, словно современный писатель, выступает во множестве ролей - историка, этнографа, комментатора, судьи, выносящего приговор всему и всем.
Анализ материала подтверждает, что идейно-эстетические завоевания устного сатирического рассказа оказали результативную помощь молодым писателям в овладении принципами использования сатиры и юмора, в построении компактного произведения, четкой композиции и в логическом завершении сюжета.
В диалектически сложном процессе возникновения и становления са-тирико-юмористического жанра в кабардинской литературе весомое место занимает творчество писателей-просветителей XIX века, использовавших примеры переводных сатирико-юмористических рассказов, и писателей начала XX века, в частности, с 50-х до 80-х гг., вылепивших и укрепивших сатирико-юмористический рассказ в национальной литературе. В становлении сатирико-юмористического рассказа значительная роль отводится таким авторам данного жанра, как Шекихачев, Дударов, Журтов, Бешто-ков, Утижев. В контексте литературных произведений разных жанров наиболее плодотворно сатира и юмор были использованы Шортановым, в частности, на страницах романа «Горцы». Творчество перечисленных писателей — естественное звено в становлении нового сатирикоюмористического мышления кабардинского народа, и оно благодаря данным авторам оказалось востребованным литературой на родном языке.
Возникшая в начале XX века сатирико-юмористическая литература развивалась в непростых социально-политических условиях. Государство давало право каждому народу развивать культуру на родном языке. В качестве первого шага на этом пути были разработаны алфавиты национальных языков, открыты школы, налажено издательское дело, шла интенсивная подготовка кадров и т.д. Первые ростки сатирико-юмористической литературы появляются на страницах печати и школьных учебников.
Примером тому является просветительская деятельность Шеретло-кова Таусултана - одного из авторов кабардинского букваря. Данный автор интересен как создатель произведения «Жабаги Казаноко», а также коротких рассказов сатирического характера «Камень», «Обманщик», «Курица и золотые яйца», «Лиса и виноград», написанных по образцу русской классической басни, что указывает на использование им сатирических и юмористических элементов в структуре данных сюжетов. Следует отметить, что, несмотря на типовую разработку произведений в соответствии с русской классической басней, в данных рассказах просматриваются четкие элементы кабардинских устных сатирических рассказов. В конце 60-х годов была выпущена книга Е. Мажитловой «Сделавшие первые шаги», это первое и пока единственное издание, где данный автор упоминается как один из первых кабардинских писателей и зачинателей национальной литературы, использовавший сатиру и юмор на страницах своих произведений.
В становлении жанра как жанра значительная роль принадлежит А. Шортанову. Он вводит в роман «Горцы» элементы сатиры и юмора, благодаря чему личная позиция автора стала выражаться более открыто; в массовых сценах автор умеет делать каждого индивидуально различимым, умело используя иронию, смеховые эффекты и элементы сатиры и юмора, что придает дополнительный колорит произведению в целом. В этом произведении автор привлекает и фольклорные материалы, в частности, при описании «шопшако» в доме Ногмовых; употреблены элементы пародий, смеховых прений, включающих в себя кебжеч, хабар , а также сатирические анекдоты. Благодаря сатире и юмору автор усиливает основы психологического анализа, обосновывает использование реалистической детали.
В произведениях кабардинских писателей-сатириков творчески синтезированы опыт русской «сатирико-юмористической школы» (Гоголь, Зощенко) и национальные художественные традиции. Зачинатели национальной сатирико-юмористической литературы воспитывались в атмосфере русской духовной культуры. Она стала органической частью их интеллектуального и эстетического мира, что не могло благотворно не отразиться на литературном творчестве. Такие авторы, как Журтов, Дударов, Утижев, часто используют в своих произведениях сочетание русских и кабардинских слов, добиваясь дополнительного смехового эффекта в повествовании.
Следует отметить переводческую работу авторов, что делает более доступным целый спектр сатирико-юмористических произведений вышеперечисленных авторов для широкого круга иноязычных читателей. Переводческая работа превращается в акт индивидуального творчества, к сожалению, при этом происходит некоторая утрата специфики авторского кабардинского языка, а, следовательно, в отдельных случаях — остроты и колорита повествования. Но, с другой стороны, переводная литература приобретает и дополнительные оттенки, что позволяет раскрыть более выпукло художественный мир мастера слова.
1950-1980 годы - важнейший этап в истории развития кабардинской сатирико-юмористической литературы. Без объективного исследования процессов, происходивших в этот период, изучение эволюции сатиры и юмора в кабардинской литературе и их нынешнего состояния практически невозможно. Именно в 1930-50-е годы были заложены основы жанра сатиры и юмора, которые к 80-м годам достигли высокой художественной зрелости.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бейтуганов, Ауес Мусабиевич, 2005 год
1.Абазов А.Ч. Очерки истории кабардинской драматургии. Нальчик 1996
2. Асин 3. Драма народа в драматургии писателя. КБП, 2000, 23 авг.
3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.1. Нальчик, 1974
4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс, 1970
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965
6. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии и этнографический обзор. 2000.№6
7. Бейтуганов A.M. О сатире и юморе в кабардинской литературе// III Конференция молодых ученых РАН, КБНЦ, Нальчик 2002
8. Бейтуганов A.M. Смеховая культура, плоды и проблемы сосуществования// Перспектива 2004, Нальчик 2004
9. Бейтуганов A.M. Искусство и смех// V Конференция молодых ученых РАН, КБНЦ, Нальчик 2004
10. Бейтуганов A.M. Техника остроумия в кабардинской литературе// V Конференция молодых ученых РАН, КБНЦ, Нальчик 2004
11. Бейтуганов A.M. О некоторых вопросах юмора и сатиры в художественном мышлении современных кабардинских писателей. Майкоп: изд-во МГТУ, 2005, 2,75п.л.
12. Бештоков Х.К. Capo Робот// 1уащхъэмахуэ, 1996
13. Blackmore S.J., Wolpert D.M., Frith C.D. Central cancellation of selfpro-ducted tickle sensation// Nature Neuroscience. 1998. Nl.P.635-640
14. Блок A.A. Ирония// Собр.соч. Л. 1982. т.4 стр.100-104
15. Блэк М. Метафора// Теория метафоры. М.199021 .Веселовский А.Н. История и поэтика. Л. 1940. с.91
16. Гегель. Эстетика. M. 1971.Т.З
17. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза// Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик. 1957, стр.5-24
18. Гутов A.M. Становление молодой литературы (Рецензия на монографию Ф.Урусбиевой «Путь к жанру»)// Вл. 1973.№7
19. Гутов A.M. Пора строгого счета// КБП. 1987
20. Гутов A.M. Опыт и прозрение (Об истории национальной литературы и современности)// Эльбрус. 1989, №1
21. Данилин О. Удивительный этот Утижев// СМ. 1975. 1 июля 8.Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев во второй половине XIX- начале XX века.// Нальчик. 1976. с.71
22. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата// Нальчик. 1992.
23. Дударов Х.М. Си пащЬр (Мои усы): Рассказы//Нальчик. 1964
24. Дударов Х.М. Пэ вабдзэ (Носатый): Рассказы//Нальчик. 1968
25. Дударов Х.М. Гушы1эмрэ ауанхэмрэ (Сатира и юмор)//Нальчик. 1977
26. Дударов Х.М. Гупсыси псалъэ (Подумав, говори)//Нальчик. 1985
27. Дударов Х.М. ГуфЬгъуэ щащ1э (Тройная радость)//Нальчик. 1992
28. Дударов Х.М. Балий (Вишня): Рассказ// 1уащхьэмахуэ 1959. №1 стр.115-116
29. Дударов Х.М. Лъэ1у (Просьба)// 1уащхьэмахуэ 1991. №3 стр.102-105
30. Дударов Х.М. Пьесэхэр (Пьесы)// Нальчик. 1974
31. Дударов Х.М. Нэчэхьытх (Свадьба)// Нальчик. 1963
32. Журт Б.К. Си унэц1э дыдэр (Моя настоящая фамилия):Рассказы// Нальчик. 1971
33. Журт Б.К. Пьесэхэр (Пьесы)// Нальчик. 1984
34. Журт Б.К. Тхыгъэхэр (Сочинения): Повести, рассказы// Нальчик. 1997
35. Журт Б.К. Гъатхэ паса (Ранняя весна): Повесть, рассказы// Нальчик. 1980
36. Журт Б.К. Тхак1уэ насыпыф1э (Счастливый писатель) // Л.гъу. 1979, 2 июля
37. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШв.//М. Наука. 1998
38. Изард К. Эмоции//С.Пб. 1999
39. Ипостаси игры// Игровое пространство С.Пб. 2002
40. Камю А. Бунтующий человек// М. Политиздат. 1990
41. Карданов Б.М. Записки офицер// Нальчик. 1974
42. Карданов Б.М. Память сердца: Повести, рассказы// Нальчик. 1974
43. Карданов Б.М. Серый орел: Повести, рассказы// Нальчик. 1985
44. Кар данов Б.М. Комбат: Повести, рассказы // Нальчик. 1991
45. Карданов Б.М. К1ыхьщ зауэ гъуэгур (Длинная военная дорога): Повести, рассказы//Нальчик. 1981
46. Карданов Б.М. Обыкновенное задание: Повести, рассказы// М. 1985
47. Кармоков М.М. Просто автор и просто человек// Созвездие. Нальчик. 1986 стр.94-96
48. Кассер Э. Сила метафоры// Теория метафоры. М.1990
49. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза// Нальчик. 1962
50. Кашежева Л.Н. Послевоенная кабардинская драматургия// ОНКЛ Нальчик. 1969 стр. 181-185
51. Козинцев А.Г. Антропология смеха. Ритуальное пространство культуры// С.Пб. 1990 стр. 152-157
52. Козинцев А.Г. Смех, плач, зевота: Психология чувств или этмология общения?//М. 1999
53. Козинцев А.Г., Бутовская М.Л. О происхождении юмора// этнографическое обозрение. 1996. вып.7 стр.49-53
54. Кох X. Путешествие по России и в кавказские земли// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1-Х1Х вв. Нальчик. 1974
55. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора// Нартский эпос. М. 1985
56. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения// Черкесск. 1993
57. Курашинов Б. Седой орел// Содружество муз. Нальчик. 1982
58. Кумыков Т.Х. Кази Атажукин // Нальчик. 1969
59. Къэбэрдэй уэрэдхэмрэ псалъэжьхэмрэ // Налшык. 1948. н.121
60. Либединский Ю.Б., Теунов X. Чудесный самородок (народный поэт Ка-барды Б.Пачев) // Нальчик. 1947
61. Либединский Ю.Б Пачев //Современники. Нальчик. 1974
62. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения // Нальчик. 1991
63. Нало А.Х. Гушыалъэ (Юмористический словарь) // Нальчик. 1963
64. Нало А.Х. Тхыгъэхэр томищу (Избранное в трех томах) //Налшык. 1993-1995
65. Нало З.М. Джэгуак1уэмрэ усак1уэмрэ (Джэгуако и поэт) //Налшык. 1985
66. Нало З.М. Этюды по истории культуры адыгов// Нальчик. 1985
67. Налоев З.М., Гутов A.M. Сказания о Жабаги Казаноко// Нальчик. 2001
68. Нарты. Адыгский героический эпос// М. 1974
69. Ногма Ш. Филологические труды в 2-х т// Нальчик. 1956
70. Пипинис В., Бачков Д. Кабардинские советские писатели// Нальчик. 1977
71. Писатели Кабардино-Балкарии// Нальчик. 1978
72. Писатели Кабардино-Балкарии(Х1Х- конец 80-х гг. XX в.) Библиографический словарь// Нальчик. 2003
73. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха// С.Пб.1997
74. Предания о Жабаги// Нальчик. 1985
75. Стефанеева Е. Заметки о кабардинской драматургии//ЛХА «Кабарда» Нальчик. 1953. №4 стр. 182-197
76. Султанов К. Пачев Бекмурза// Нальчик. 1971
77. Теунов Х.И. Народный поэт Кабарды Бекмурза Пачев// УЗ КБНИИ. 1947 т.2 стр. 177-188
78. Теунов Х.И. Золотое утро: Повести, рассказы// Нальчик. 1950
79. Теунов Х.И. Новый поток: Рассказы и очерки// М. 1952
80. Теунов Х.И Избранное// М. 1976
81. Традиция в истории культуры// М. 1978
82. Тхагазитов Ю.М. Цикл сказаний о Жабаги Казаноко в контексте национально-художественного сознания// Нальчик. 1985
83. Тхагазитов Ю.М. Время собирать камни? Полемические замет-ки//Эльбрус. 1987 №1
84. Унарокова Р.Б. Поэтические прения в культуре общения адыгов Формы общения адыгов//Майкоп. 1998
85. Унарокова Р.Б. Фольклор и обычай наречения у адыгов//Майкоп. 1998
86. Утижев Б.К. Шамхьун и фызышэ (Свадьба Шамхуна) // Нальчик. 1971
87. Утижев Б.К. Гуащэмыдэ хьэблэ (Бунт невесток или аул, где не признают свекровей) // Нальчик. 1980
88. Утижев Б.К. Пьесэхэр (Пьесы)// Нальчик. 1983
89. Утижев Б.К. Гушы1э 1эшыр1 (Юмористическая смесь) // Нальчик. 1995
90. Утижев Б.К. Дунейр театырщ (Мир-театр):Пьесэхэр//Налшык. 1998
91. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра// М. 1997
92. Хавпачев A.A. Моя Родина:Стихи//Нальчик. 1957
93. ЮО.Хашхожева Р.Х. Кази Атажукин. Жизнь и деятельность// Нальчик. 1971 стр. 3-39101 .Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX в. // Нальчик. 2003
94. Хашхожева Р.Х. Второе дополнительное издание// Нальчик. 1991 стр. 3-32
95. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала ХХв.:глава «Кази Атажукин» // Нальчик. 1993 стр. 70-86
96. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки (Избранные статьи) // Нальчик. 2000
97. Хэку зауэшхуэ илъэсхэм 1уса уэрэдхэр//Налшык. 1996 н.12 Юб.Черкасский Э. Творческий огонь не угас//КБП. 1965, 9 января
98. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах// Тбилиси. 1978
99. Шекихачев П.Д. Паук и муха: Стихи//СК Ростов н/Д, 1933 стр. 239-294
100. Шекихачев Х.Т. Уи пщадджыжь ф1ыуэ, Тэрч! (С добрым утром, Терек!): Повести, рассказы// Налшык 1973
101. Ю.Шекихачев Х.Т. Сборник рассказов; Сатира, юмор// Нальчик1980111 .Шекихачев Х.Т. Мазизэ (Мазиза): Повесть, рассказы, юмор// Нальчик.1989
102. Шогенов Х.Х. К свадьбе все готово: Комедия//М. Искусство. 1959
103. Шортанов А.Т. Жабаги Казаноко// Нальчик. 1955
104. Шортанов А.Т. Горцы. Роман в двух частях// Нальчик. 1982
105. Щоджэн Хь.Хь. Хъэмидрэ абы и пыхъуэпышэхэмрэ (Хамид и его подельники): Комедия//Зы едзыгъуэ пьесэхэр (Одноактные пьесы)//Налшык. 1963
106. Эльберд М. Воспоминания охотничьей собаки// Нальчик. 1973
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.