Сатира Нозила Худжанди: Образ. Стиль. Мастерство тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Тилабов, Суюн Тахирович
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тилабов, Суюн Тахирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. НОЗИЛ ХУДЖАНДИ И РАЗВИТИЕ САТИРЫ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЕ КОКАНДА XIX ВЕКА.
1.1. Нозил Худжанди и его сатирическое литературное наследие.
1.2. Сатирическая литературная среда Коканда и место Нозила в ней.
1.3. Влияние Нозила на развитие сатиры XIX века.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА И. КРИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В САТИРАХ «ХАШВИЯТНАМЕ» НОЗИЛА.
2.1. Структура и круг сатиры «Хашвиятнаме».
2.2. Социальная жизнь и сатирические образы.
2.3. Сатирический стиль и мастерство Нозила в «Хашвиятнаме».
Выводы по второй главе.
ГЛАВА III. ТРАДИЦИЯ, НОВАТОРСТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ В САТИРЕ НОЗИЛА.
3.1. Сатирические пословицы в художественной литературе и «Зарбулмасал»-е Нозила.
3.2. Юмор и сатира в лирическом наследии поэта: своеобразие интерпретации.
3.3. Художественность сатирической поэзии Нозила.
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов)1984 год, кандидат филологических наук Ахмедова, Зулфия
Носир Бухори и развитие газели в XIV веке2010 год, доктор филологических наук Исрофилов, Шарифмурод Рахимович
Традиции узбекской классической поэзии и творчество Хабиби1984 год, Дадабаев, Вахабджан
Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв.: Зарождение, становление и функционирование2001 год, доктор филологических наук Шарипов, Анвар Магданурович
Жизнь и творчество Нодира Шанбезода2015 год, кандидат наук Абдулназаров, Абдулназар Абдулкодирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сатира Нозила Худжанди: Образ. Стиль. Мастерство»
Актуальность темы. С обретением Таджикистаном независимости, формированием нового мышления, отвечающего интересам строительства демократического правового государства и гражданского общества, открылись широкие возможности для изучения культурного и литературного наследия великих предков нашего народа. К одному из таких ярких представителей литературы конца XVIII - начала XIX в. следует отнести Авазмухаммада ибн Ходжи Мухаммада Нозили Худжанди (1790-1876), творчество которого до сих пор не было изучено в достаточной мере. Уроженец Худжанда, проживший всю свою жизнь после достижения совершеннолетия в Коканде, он был одним из видных поэтов того времени. Двуязычный поэт писал свои лирические стихи, сатиру и зарбулмасал-рубаи на таджикском и узбекском языках.
Нозил в своем творчестве был наравне с такими известными поэтами того времени, как Махмур, Гулхани, Хозик, Нодир, Мушриф, Увайси, Нодира, Маъдан, Мукими и др. Творчество Нозила было настолько многогранным, что из него можно извлечь огромный материал для' фундаментального научно-исследовательского труда. Его рубай, сатира, юмор и зарбулмасалы, написанные в лирических жанрах, требуют отдельного изучения. Особого внимания исследователей заслуживают сатирические стихи, а их более 400, в которых критикуются различные негативные явления того времени и человеческие пороки.
В сатирическом творчестве Нозила находят отражение многие жизненно важные вопросы, проблемы управления государством, такие пороки человеческого бытия, как чванство, самолюбование, самовосхваление, стяжательство, самоотстранение от повседневной жизни простого человека и пр., не потерявшие своей актуальности и в настоящее время. Этим и объясняется необходимость глубокого изучения творчества Нозила, особенно его сатиры, так, как без устранения таких недостатков в обществе невозможно воспитание всесторонне развитой, высоконравственной личности. Все это убеждает в актуальности поднимаемой диссертантом проблемы.
Степень изученности проблемы. Как свидетельствует всесторонний анализ научных источников, посвященных кокандской литературной среде XIX века, поэтам и писателям данной эпохи и их творчеству, имеется ряд довольно интересных исследований, в частности, таких известных ученых, как X. Раззаков [2.72], А. Каюмов [2.37; 2.39; 2.38], А. Абдугафуров [2.8; 2.5; 2.4], Г. Каримов [2.30], Ф. Исхаков [2.28], М. Махмудов [2.48] и др., которые не потеряли своей значимости и в настоящее время. Между тем, в них не содержится материала о жизни и творчестве Нозила.
Первые сведения о Нозиле появились в узбекском журнале «Машъала» [2.65]. Они носили отрывочный характер, где говорилось только, что Нозил был поэтом из Худжанда и жил во время правления Мухаммадалихана, после чего были даны некоторые образцы его газелей и зарбулмасал-рубаи. Последующие шаги были предприняты Пулатджоном Домулло Каюмовым в 1960 году, который в своем «Тазкираи К,аюмй» остановился на произведениях Нозила. При этом он опирался только на материал из упомянутого журнала «Машъала» [2.35].
В Таджикистане впервые сведения о Нозиле появились в статье литературоведа С. Султанова [1.26]. В ней сообщалось, что найден диван поэта и что он имеет научную ценность. Это послужило отправной точкой для проявления довольно широкого интереса ученых Таджикистана к творчеству Нозила. Увидела свет монография известного ученого У. Каримова, посвященная лирическим стихам Нозила [1.12], были опубликованы несколько работ литературоведа Э. Шодиева о жизнедеятельности Нозила [2.104; 2.103; 2.1.02; 2.101; 2.134]. В учебники для вузов был включен материал литературоведов Р. Ходизода, У. Каримова, С. Саъдиева, содержащий некоторые суждения и о сатире Нозила
1.32]. Однако ни в одной из этих публикаций сатира Нозила не была объектом глубокого специального исследования.
Заметим, что по сей день не издан подробный материал, освещающий биографию Нозила и содержащий анализ его произведений, не собраны его сатирические произведения и не изучена их идейно-творческая направленность. Это обстоятельство и обусловило выбор темы настоящего исследования.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является научно-теоретическое исследование сатирического наследия Нозила Худжанди, изучение сатирического образа, художественного метода и стиля поэта.
Для достижения этих целей намечены следующие задачи:
1. Осветить неизвестные стороны жизни и творчества Нозила, его литературного наследия, определить объемы его сатирических произведений и дать их научное толкование.
2. Определить истинное место творчества Нозила в сатире кокандской литературной среды XIX в. и показать влияние его художественных принципов на творчество современников и поэтов последующих поколений.
3. Проанализировать сборник «Хашвиятнаме», состоящий только из сатирических и юмористических произведений, классифицировать стихи, составляющие сборник.
4. Определить художественный метод и исследовать своеобразие поэтического мастерства Нозила в стихотворениях «Хашвиятнаме».
5. Исследовать традиции создания форм «Зарбулмасал», своеобразие Нозила в подходе к данной традиции, показать поэтические особенности и мастерство поэта на примере исследования его зарбулмасал-рубаи.
6. Исследовать особенности использования поэтом художественных средств, поэтических фигур в своеобразной интерпретации сатирического и юмористического образа.
Методологическая основа и методы исследования.'Диссертация основывается на последних достижених таджикского и узбекского литературоведения. В работе сделан упор на избранные труды по классической восточной литературе, стихосложению, на работы по традиции сатиры в таджикской и узбекской литературе, на монографии, посвященные изучению проблем новаторства и мастерства таджикского, узбекского, русского и зарубежного литературоведения. В частности, на научные исследования Р. Ходизода, У. Каримова, А. Каюмова, М. Махмудова, А. Насриддинова, А. Абдугафурова, А. Абдукады-рова и других ученых.
Диссертация написана на основе сравнительно-исторического и аналитического метода.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа в отечественном литературоведении является первой попыткой изучения творчества Нозила в монографическом плане. На основе применения метода сравнительно-исторического анализа диссертант исследует сатиру поэта, анализирует традиции и новаторство в юморе поэта, его художественное мастерство, проводя сравнительную параллель с произведениями известных сатириков того времени. Все это позволило довольно точно определить не только сатирическую среду, но и место сатиры в произведениях того периода.
Теоретическая и практическая значимость работы. Само изучение сатиры Нозила в диссертационном плане определяет его теоретическую значимость. На основе исследования сатиры Нозила даются глубокие выводы о развитии сатирического жанра того времени. Теоретические обобщения выводов широко могут быть использованы при написании истории таджикско-узбекской сатиры.
Результаты исследования могут найти также и прикладное применение при создании учебников, сборников, антологий по литературе XIX века, в создании научных трудов о жизни и творчестве Нозила, при подготовке к изданию его произведений, особенно, его сатиры. Они могут быть использованы и в процессе чтения специальных курсов и проведения семинарских занятий в ВУЗах.
Источники исследования. Основными литературными источниками диссертации являются сборник сатиры Нозила «Хашвиятнаме», его зарбулмасал-рубаи, собранные в его «Зарбулмасал»-е, рукописные стихи в «Диван»-е и му-назаре «Кукнор ва банг». Кроме того, послужили материалом для сопоставления исследований произведения таджикских, узбекских и азербайджанских поэтов Рудаки, Хафиза Хоразми, Юсуфа Амири, Лутфи, Алишера Навои, Махму-ра, Гулхани, Маъдана, Мукими, Фузули.
Апробация работы. Основные положения исследования регулярно докладывались на научно-теоретическом семинаре кафедр «Таджикской классической литературы» Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, прочитан ряд докладов на традиционных республиканских и региональных конференциях (1985-2008), а также в Институте языка и литературы им. Алишера Навои АН Республики Узбекистан (1985-1986), в Институте рукописей имени X. Сулейманова АН Республики Узбекистан (1986).
Диссертация обсуждена на объединенном заседании кафедр таджикской классической литературы, узбекской литературы, методики преподавания узбекского языка и литературы (25.06.2007, протокол № 11) и на заседани секции литературоведения при диссертационном совете Худжандского государственного университета им. академика Бабаджана Гафурова по защите диссертаций (21.01. 2009, протокол № 1).
Опубликованность результатов. По основным результатам диссертации опубликованы две монографии и .тринадцать статей в научных журналах и сборниках.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Сатира и юмор в творчестве Жамидина2005 год, кандидат филологических наук Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна
Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе2001 год, доктор филологических наук Метин, Петр Николаевич
Сатира и инвектива в поэзии М.Ю. Лермонтова2004 год, кандидат филологических наук Анненкова, Наталья Александровна
Сатира в армянской советской литературе 30-х годов1984 год, кандидат филологических наук Тоноян, Эмма Оганесовна
Поэтика твердых форм в якутской лирике: особенности освоения восточных и европейских художественных традиций2007 год, кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ниловна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Тилабов, Суюн Тахирович
Выводы по третьей главе
1. Слово «зарбулмасал» в обыкновенном обиходе имеет значение пословицы, поговорки, притчи (басни) и служит для придания выразительности, убедительности сказанному. В восточной поэтике этот прием называется ирсоли масал.
2. В рубаи-ирсоли масал Нозила жестко критикуются такие негативные явления общественной жизни, как взяточничество, вымогательство. Брать взятки, говорит поэт, в основном - дело казия и муфтия, но этим «ремеслом» промышляют и другие чиновники, на что он явно указывает в своих стихах.
3. Поэт Роджи Хуканди (1871-1924) продолжил традиции Нозила и создал свой «Зарбулмасал» в жанре месневи, т.е. не в прозе, как Гулхани, а путем поэзии. Следуя Нозилу, он тоже в каждой последней строке бейта приводит определенную пословицу. Это говорит о степени влияния традиций Нозила на творчество других поэтов.
4. Нозил в своих сатирических произведениях обращался больше к жанрам с большими возможностями. Одним из таких жанров была газель. В его сатире газель обрела несколько иную форму, чем в своем классическом виде. Его сатирические газели по своему объему достигают от 14 до 34 строков, что не свойственно для классической газели, рамки которой были установлены восточными филологами — от 3 до 15 бейтов. Другой отличительной особенностью его сатирических газелей является наличие в них заглавий, которых мы не видим в газелях из его дивана.
5. Еще одним из жанров, активно использованных Нозилом в процессе создания своих сатирических произведений, является мухаммас. В один только «Хашвиятнаме» включено 50 мухаммасов поэта, кроме того, имеется 15 мухаммасов в его диване. В его сатирических мухаммасах преобладает критический пафос. Поэт не случайно так часто обращается к этому жанру. Во-первых, мухаммас своей строфикой дает возможность для полного и последовательного отображения образа или фабулы. Во-вторых, при необходимости для совершенного развертывания определенной темы можно увеличивать число строф. Это касается и произведений в жанре касыды, месневи, мусаддаса. Некоторые мухаммасы Нозила достигают до 18 строф (90 строк), которые и по объему, и по характеру можно рассматривать как лиро-эпические произведения.
6. Нозил в своей сатире часто обращался и к жанру месневи. Широка тематика его произведений в этом жанре, в которых пером сатирика критикуются разнообразные пороки общественной жизни, недостатки людей той эпохи. Он подробно перечисляет пороки своего общества, раскрывает их причины. Судя по тому, как в его произведениях раскрываются пороки общества, можно прийти к заключению, что своей сатирой он стремился показать непригодность общественного обустройства того времени. В своих сатирических произведениях Нозил широко пользуется такими поэтическими фигурами, как талмих, таш-бих, тарди акс, тансик ас-сифат, мусаджаъ и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сатира в литературной среде Коканда XIX в. получила очень широкое развитие. Этому способствовало множество конкретных факторов. Во-первых, в результате частой смены правящих ханов, значительно ослабла внутренняя дисциплина в стране. А это, естественно, повлияло на состояние внутренней жизни и возникновение различного рода противоестественных явлений, которые негативно влияли на жизнь народа.
Во-вторых, отделившееся от Бухары Кокандское ханство, стараясь расширить свою территорию, вело различные войны, которые легли тяжким бременем на плечи народа. В-третьих, страной управляли родственники правителей, все ключевые посты принадлежали ставленникам хана, родственникам и приближенным правителя. В-четвёртых, кроме шариатских устоев, во главе управления которых в основном стояли недобросовестные кази и муфтии, в стране не существовало светского, справедливого законодательства, защищающего права и свободы простого народа. Страной по своему усмотрению правили ставленники правителя. Их права были безграничны и никем не контролировались. Они не считались с мнением простых людей при решении вопросов, касающихся интересов простого народа, эксплуатировали народ, как хотели. В-пятых, в последней четверти XIX в., пришло в упадок ханство, возросла беспощадная эксплуатация простого народа. Люди были вынуждены принимать все меры, чтобы как-то выжить в этой ситуации. Открылся широкий простор для разгула преступлений, проституции, «бачч'абози», воровства, грабительства, наркомании и других преступлений. И выросла плеяда высокообразованных людей, которые остротой своего пера стали разоблачать все негативные явления жизни, встав на защиту простого народа.
Такие прекрасные поэты и сатирики, как Нозил, Махмур, Гулхани, Маъдан, Хозик, Увайси, Мушриф, Нодим, Мукими и др. смело критиковали существующий строй, его пороки, раскрывали истинное лицо правителей, которым было возможно всё: вплоть до достижения бесправия народа и несправедливого решения суда. Языком сатиры изобличали деяния казиев, местных правителей, баев, защитников религии и пр.
Эти поэты старались правдиво отобразить действительную жизнь в обществе того времени, раскрыть неприемлемость существующего строя, не боялись угроз и немилости правителей. И среди них остротой своего юмора, правдивостью своих доводов и слов отличался Нозил, который внёс огромный вклад в развитие таджикской и узбекской сатиры XIX в.
Мы в процессе специального изучения его сатирического наследия пришли к следующим выводам:
1. Нозил Худжанди приехал в Коканд в последние годы правления Амира Умархана, что подтверждается рядом его произведений. К примеру, в одном из своих касыд он возвеличивает своего государя и говорит, что слава о нем вознеслась от Самарканда и Худжанда до Рума (Византии, т.е. Османской Турции), что действительно подтверждается взаимоотношениями Амира Умархана с султанами Османской империи. Он также причисляет себя к его слугам низшего разряда и пишет, что он не имеет статуса непосредственного общения с этим великим правителем, из чего вытекает, что при его правлении Нозил не был связан непосредственно с придворными кругами и не занимал какую-либо должность.
2. В 10-х годах XIX столетия в Коканде сформировалась полноценная литературная среда, где литературной деятельностью занимались более 100 поэтов. В кокандской литературной среде XIX века была сильно развита и сатира. Главными представителями этого направления были Махмур, Гулхани, Акмал, Гази, Маъдан, Низами, Хозик и Нозил. Правда, они писали и лирические стихи, но сатира составляла главную основу их творчества.
3. В сатире Нозила ярко выражена критика социальной жизни. Эта черта прослеживается даже в его лирических стихах. Особенно глубокая критика общественно-нравственной жизни содержится в его «Хашвиятнаме», сплошь состоящей из сатирических стихотворений. В них поэт разоблачает изъяны во всех областях социальной действительности: моральную развращенность, мошенничество, взяточничество, наркоманию, воровство и пр. В творчестве Нозила большое место занимает критика «баччабозй» (увлечение мальчиками), претенциозных поэтов без таланта, аморальных и продажных казиев, лживых и скупых мясников, пьяниц и пьянство, воров pi мошенников, наркоманов и людей, употребляющих анашу.
4. Сборник «Хашвиятнаме», состоящий из 99 сатирических стихотворений поэта, объемом в 3295 строк и написанных в жанре газели, месневи, мухаммаса, мусаддаса, рубай и муназира (полемика), вобрал в себя основную часть сатирического наследия Нозила. Структура «Хашвиятнаме» имеет смешанный характер — стихотворения в нем не расположены по четкой жанровой схеме, чем поэт, видимо, стремился постоянно поддерживать интерес у читателя.
5. Круг сатиры и критики «Хашвиятнаме» охватывает почти все слои социальной жизни того времени. Поэт критикует негативные явления, мечтая о том, чтобы общество очистилось от них, от их негативного влияния на развитие общества, чтобы нормализовать жизнь людей. Поэт видел, что люди его эпохи нуждаются в сильном, коренном перевоспитании, так как причина всех негативных явлений кроется в упадке их моральных принципов, разладе человеческих взаимоотношений. Он мечтал путем критики и сатиры искоренить зло и глубоко верил в это. Он полагал, что люди, попавшие под перо сатиры, сделают правильные выводы.
6. Деятельность сатирического образа Нозил раскрывает на основе его неугодных действий. В этом он чаще исходит из истины жизни. Следует подчеркнуть, что во многих произведениях поэта сатирические образы создаются в сравнении двух и более героев.
7. Нозил первым доказал своеобразность сатиры, как части литературы. Он создал сатирические полемики, газели, басни-рубаи, стихотворные рассказы, зарбулмасалы, мусаддасы и внёс свой вклад в развитие сатирической литеме», сплошь состоящей из сатирических стихотворений. В них поэт разоблачает изъяны во всех областях социальной действительности: моральную развращенность, мошенничество, взяточничество, наркоманию, воровство и пр. В творчестве Нозила большое место занимает критика «баччабозй» (увлечение мальчиками), претенциозных поэтов без таланта, аморальных и продажных казиев, лживых и скупых мясников, пьяниц и пьянство, воров и мошенников, наркоманов и людей, употребляющих анашу.
4. Сборник «Хашвиятнаме», состоящий из 99 сатирических стихотворений поэта, объемом в 3295 строк и написанных в жанре газели, месневи, мухаммаса, мусаддаса, рубай и муназира (полемика), вобрал в себя основную часть сатирического наследия Нозила. Структура «Хашвиятнаме» имеет смешанный характер — стихотворения в нем не расположены по четкой жанровой схеме, чем поэт, видимо, стремился постоянно поддерживать интерес у читателя.
5. Круг сатиры и критики «Хашвиятнаме» охватывает почти все слои социальной жизни того времени. Поэт критикует негативные явления, мечтая о том, чтобы общество очистилось от них, от их негативного влияния на развитие общества, чтобы нормализовать жизнь людей. Поэт видел, что люди его эпохи нуждаются в сильном, коренном перевоспитании, так как причина всех негативных явлений кроется в упадке их моральных принципов, разладе человеческих взаимоотношений. Он мечтал путем критики и сатиры искоренить зло и глубоко верил в это.- Он полагал, что люди, попавшие под перо сатиры, сделают правильные выводы.
6. Деятельность сатирического образа Нозил раскрывает на основе его неугодных действий. В этом он чаще исходит из истины жизни. Следует подчеркнуть, что во многих произведениях поэта сатирические образы создаются в сравнении двух и более героев.
7. Нозил первым доказал своеобразность сатиры, как части литературы. Он создал сатирические полемики, газели, басни-рубаи, стихотворные рассказы, зарбулмасалы, мусаддасы и внёс свой вклад в развитие сатирической литературы, демонстрируя свое мастерство в этих произведениях. Нозил приблизил язык сатиры к языку народа. В его сатире использованы самые обиходные народные слова и словообразования, пословицы и притчи и даже ненормативная лексика.
8. Нозил придавал особое значение высокой художественности своих сатирических стихотворений. В них, кроме использования таких приёмов, как талмех, ташбех, муболига, тавзе, тансик ассифат, истиора, тазод и наружная рифма, широко применялась и внутренняя рифма. Поэт при разоблачении самых негативных изъянов общественной жизни широко использует сатирические поэтические образы кукнора, банга, маъджуна, гулканда, тарёка. В этом плане характерна его муназира-мураббаъ «Дар баёни баде^а гуфтани кукнору банг ба тарик;и ч,идолу мухосамат ишорат ба киноя» («О враждебном споре мака и анаши»). В ней создан совершенный сатирический образ кукнара и банга и разоблачено такое негативное явление, как наркомания -употребление банга и кукнара.
9. Как известно, жанр муназара в узбекской литературе начинается с произведения «Чогир ва Банг» Юсуфа Амири. Другим ярким образцом этого жанра является «Бангу бода» Мухаммада Фузули. В муназире Нозила чувствуется влияние этих двух произведений. Во-первых, Нозил, как Амири и Фузули, активно применяет прием полемики, дискуссии. Во-вторых, главная идея всех трех произведений направлена на показ вреда кукнара и банга. Но имеются и различия между ними. Как отмечалось, это в первую очередь касается объема произведений. Кроме того, муназира Фузули кончается победой бода над бангом, а у Амири и Нозила - перемирием между ними.
10. Имеется своеобразие в стиле Нозила в плане выбора темы для сатиры. Темой для сатирических произведений поэта часто служат наркомания, воровство, скупость, мошенничество, педофилия, проституция, критикуя которые, он выдвигает идею очищения общества путем сатиры. В сатирическом стиле Нозила имеет большое значение и объем стихотворений. Они в основном состоят из 14-34 (газели), 25-90 (мухаммасы), 28-92 (месневи) 4854 (мусаддасы), 84 (муназире) строк.
11. Большую роль в сатире Нозила играет повествовательный стиль. Сатирические рассказы поэта созданы в жанрах мусаддас и месневи. Нозил в первых же строках этих стихотворений подчеркивает их повествовательную природу выражениями «^икоят эшитгил.» («послушай рассказ.»), «айлайин бир х.икояти рангин.» («поведаю тебе странный рассказ.») и т.д. В его «Хашвиятнаме» содержится пять рассказов, что говорит о его серьезном отношении к этому жанру и его роли в развитии классического рассказа в литературе.
12. В сатире Нозила критикуются конкретные люди с низкой натурой, мерзкими нравами, жившие в ту эпоху. Элементы такого стиля можно наблюдать также в творчестве Махмура, Гулхани, Маъдана, Мукими. Это говорит о том, что, в общем, эта тенденция была свойственна сатире XIX века. Сатирические образы Нозила-это типичные представители того общества, и он в своих произведениях создает их обобщенный образ, что придает им жизненность и впечатлительность. Критика конкретного лица не ограничила рамки сатиры, а, наоборот, служила для типизации героев, что дало возможность для более широкого обобщения.
13. В сатире Нозила сам поэт предстает в роли положительного героя, противостоящего обобщенным сатирическим образам, силой, противостоящего им. В его сатирах применяется такая форма конфликта, как активная неприемлемость. Поэт, изображая противоборствующие социальные силы и критикуя негативное в своих сатирах, стоит на стороне добра и критика им педофилии, проституции, наркомании, воровства, мошенничества, скупости. В то же самое время есть утверждение здорового образа жизни, морально-нравственной чистоты, честности, добросовестности, трудолюбия, щедрости.
14. Одним из произведений, созданных путем приема ирсоли масал — применения пословиц, поговорок, афоризмов в поэтической ткани был «Зарбулмасал» Нозила. «Зарбулмасал» Нозила - сборник, состоящий из рубай, созданных на основе пословиц. В нем содержится более трех тысяч рубаи-ирсоли масал. Они написаны на таджикском и узбекском языках. Поэт в них применил: 1) народные пословицы и поговорки; 2) афоризмы знаменитых таджикских и узбекских поэтов, мыслителей; 3) свои афоризмы.
15. Нозил является поэтом, широко применившим сатиру в лирических жанрах, и одним из основоположников этой традиции в кокандской литературной среде. Он даже составил сборник из своих сатирических стихов лирического жанра, что не наблюдается в творчестве других поэтов.
16. Нозил использовал такие лирические жанры, как газель, мухаммас, рубай, кыта, касыда, месневи, мусаммат, мусаддас, муназире, которые также широко применены и в его сатирических произведениях. Жанры мухаммас, газель и месневи являются наиболее используемыми жанрами в его сатире. В одном лишь сборнике «Хашвиятйаме» помещено 50 мухаммасов, 31 газель, 12 месневи, что говорит о значении этих жанров в сатирическом наследии Нозила.
17. Особым является характер сатирических газелей, мухаммасов, месневи Нозила. По форме и содержанию они выходят за рамки классических произведений, созданных в этих жанрах. Например, объем его сатирических газелей достигает от 14 до 34 строк, что является нарушением рамок, установленных восточными филологами для стихотворений данного жанра (от 3 до 15 бейтов), либо у него есть мухаммасы, размером в 18 строф (90 строк). По нашему мнению,' эти произведения целесообразнее будет рассматривать, как лиро-эпические.
18. Основной причиной усиления сатиры и реалистического изображения действительности в поэтическом творчестве является усиление сепаратистских настроений в Центральной Азии, начиная с XVII века, возникновение трех ханств, в результате чего участились междоусобные войны, крайне ухудшилась жизнь простого народа. Нозил является одним из передовых поэтов с реалистическим стилем, в творчестве которого людские и общественные недостатки изображены такими, какими они встречаются в жизни. В связи с этим в стихотворениях Нозила появился целый пласт реалистической поэзии, которая подготовила почву для еще более реалистичной литературы конца XIX — начала XX в.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тилабов, Суюн Тахирович, 2009 год
1. На таджикском языке:
2. Абдуллоев А. Адиб Собири Тирмизй.- Душанбе: Маориф, 1983.- 208с.
3. Абдуллоев А., Саъдиев С. Адабиёти форсу точ,ик дар нимаи дугами асри XI ва авали асри XII Душанбе: Дониш, 1986.- 262с.
4. Абдук,одиров А. Сах,ифах,о аз робитахри адабии тонику узбек // Хуч,анд. 2004.- № 8. С. 71-79.
5. Амиркулов С. ^унайдулло Хрзик; ва достони у «Юсуф ва Зулайхо».- Душанбе: Ирфон, 1967. 94 с.
6. Амонов Р. Лирикаи халк^и то^ик. Душанбе: Дониш, 1968. - 412 с.
7. Афсах,зод А. Дар сафи бузургон.- Душанбе: Ирфон, 1986.- 336с.
8. Бобо Тох,ир. Таронах,о. Душанбе: Адиб. - 80 с.
9. Гулшани адаб, иборат аз 5 ^илд» тщпди 4. Душанбе: Ирфон, 1977.- 384 с.
10. Гулшани адаб, иборат аз 5 чилД> цилди 5. Душанбе: Ирфон, 1980.- 464 с.
11. Дилшоди Барно ва мероси адабии у. -Душанбе: Ирфон, 1970. 166 с. 1.11.3ехдйТ. Санъати сухан. - Душанбе: Ирфон, 1967. - 303 с. 1.12.Каримов У. Нозили Хуч,андй. - Душанбе: Дониш, 1978. - 124 с.
12. З.Каримов У. Адабиёти точ,ик дар нимаи асри XVIII ва аввали асри XIX. -Душанбе: Дониш, 1974. 188 с.
13. Каримов У. Мирзо Содикр Муншй. -Душанбе: Дониш, 1972. 164 с.
14. Коллектив. Ганч,и Зарафшон. Душанбе: Адиб, 1991. - 544 с.
15. Маъдан О. Ашъори мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1966. - 132с.
16. Маъдан О. Ангъори мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1985. - 96 с.
17. Маъсумй Н. Адабиёти то^ик дар асри XVIII ва нимаи аввали асри XIX. -Душанбе: Нашриёти давлатии адабиёти таълимй-педагогии Вазорати маорифи халк,ии РСС Точ,икистон, 1962. 92 с.
18. Маъсумй Н. Асар^ои мунтахаб, иборат аз 2 чдлд, ч,илди 1. Душанбе: Ирфон, 1977. - 368 с.
19. Мирзозода X. Афкори рангин. Душанбе: Ирфон, 1982. 352 с.
20. Мушфик,й А. Мунтахабот.- Сталинобод: Нашриёти давлатии Точ,икистон, 1958.- 304 с.
21. Насруддин А. Рудакй (нусхашиносй ва накду баррасии ашъори бозмонда). -Ху^анд: Ра^им ^алил, 1999. 396 с.123.0к,илов М. Омухтани санъатх,ои бадей.-Ленинобод: ДДХ, 1991. 159 с.
22. Садри Зиё. Наводири зиёия. Душанбе: Адиб, 1991. - 128 с.
23. Солехов С. Х,ач,в дар матбуоти точ,икии солкой 20-30. Душанбе: Дониш, 1969. - 143 с.
24. Султонов С. Ганч,и сарпуш// Комсомоли Точ,нкистон. 26 июли соли 1968.
25. Тоиров У. Фархднги истилохрти арузи Ач,ам. Душанбе: Маориф, 1991.- 560 с.
26. Хайём У. Рубоиёт. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1971. - 304 с.
27. Хрдизода Р. Адабиёти точ,ик дар нимаи дуввуми асри XIX. Душанбе: Дониш, 1968. - 295 с.
28. Хрдизода Р. Аз гузашта ва х,озираи адабиёти точ,ик. Душанбе: Ирфон, 1974.- 144 с.
29. Х,одизода Р. Аз Рудакй то имруз. Душанбе: Адиб, 1982. - 288 с.
30. Х,одизода Р., Каримов У., Саъдиев С. Адабиёти точ,ик. Душанбе: Маориф, 1988.-416 с.
31. Шамси К,айси Розй. Алмуъ^ам. Душанбе: Адиб, 1991. - 464 с.
32. Шодиев Э. Сахдфах,о аз равобити адабй. Мач,муаи мак,олах,о. Хуч,анд: Нури маърифат, 2005. - 120 с.
33. Шодиев Э. Тазкираи шоирони Ху^анд. Хуч,анд: Рах,им Ч,алил, 1996.- 152 с.
34. Шукуров М., Акбаров Ю. Анъана ва навоварй. Душанбе: Ирфон, 1976. - 36 с.2. На узбекском языке:
35. Абдуллаев В. Сайланма. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1982. - 440 б.
36. Абдуллаев В. Узбек адабиёти тарихи. 2-китоб. Тошкент: Уцитувчи, 1967. -284 б.
37. Абдуллаева Д. Усмонхужа Зорий хаёти ва ижоди: Филол. фанл. номз. дисс. автореф. Тошкент: 2003. — 25 б.
38. Абдугафуров А. Зокиржон Фурк;ат. Тошкент: Фан, 1977. - 212 б.
39. Абдугафуров А. Мук,имий сатираси. Тошкент: Фан, 1976. - 68 б.
40. Абдугафуров А. Навоий ижодида сатира.-Тошкент: Фан, 1972.-261 б.
41. Абдугафуров А. Навоий сатираси. Китоб 1. Тошкент: Фан, 1966. -314 6.
42. Абдугафуров А. Узбек демократик адабиётида сатира. Тошкент: Фан, 1961. -234 6.
43. Абдук,одиров А. Гулханийнинг «Зарбулмасал» асарида Жомий анъаналари // Адабий мерос. 1990. - № 2. - Б. 57-60.
44. Абдусаматов X,. Сайланма. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1985. 447 б.
45. Абдусаматов X,. Узбек совет сатираси масалалари. Тошкент: Узадабийнашр, 1968. 355 б.
46. Абдусаматов X,. Узбек совет сатирасининг баъзи масалалари. Тошкент: УзФАН, 1960. - 196 б.
47. Алишер Навоийнинг адабий мах,орати масалалари. Мацолалар туилами. -Тошкент: Фан, 1993.-208 б.
48. Амирий. Девон. Тошкент: Фан, 1972. - 360 б.
49. Амирий Ю. Чогир ва банг//Муборак мактублар. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1987. - Б. 248-255.
50. Ах,маджонов Ж. 20 йиллар узбек совет сатирик поэзияси: Филол. фанл. номз. дисс. автореф. - Самарканд, 1962. - 19 б.
51. Бобоев Т. Шеър илми таълими. Тошкент: Укдтувчи, 1996. - 344 б.
52. Болидов P. XV асрнинг иккинчи ярми XVI асрнинг бошларида узбек ва тожик шеърияти. Тошкент: Фан, 1983. - 143 б.
53. Ибрат И.Т. Танланган асарлар.- Тошкент: Маънавият, 2005. 200 б.
54. Иброх,имова Э. Увайсий. Тошкент: УзФАН, 1963. - 64 б.
55. Имомов Б. Кейинги йилларда яратилган сатирик асарлар хдкдца // Шарк, юлдузи. 1956. -№ 8. — Б. 108-116.
56. Имомов Б.Г.Еулом ижодида сатира ва юмор// Шарк, юлдузи. 1955.- № 7. Б. 97-106.
57. Ис^ок,ов Ё. Суз санъати сузлиги. Тошкент: Зарк,алам, 2006. - 128 б.
58. Исх,ок,ов Ф. Мактабда Гулханий адабий меросииинг урганилиши. Тошкент: Ук,итувчи, 1983. - 112 б.
59. Каримов F Узбек адабиёти тарихи. 3-китоб. Тошкент: Ук,итувчи, 1975. -328 6.
60. Каримов F. Халк,, тарих, адабиёт. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1977. -312 6.
61. Коллектив. Адабиёт назарияси. 2 томлик. Т. 2. Тошкент: Фан, 1979. -448 6.
62. Коллектив. Совет Шарк,и халкдари адабиётида сатира ва юмор масалалари.- Самарканд: СамДУ, 1986. 108 б.
63. Коллектив. Узбек адабиёт тарихи. 5 томлик. Т.4. Тошкент: Фан, 1978. -444 б.
64. Кулфат. Девон. Тошкент: Фан, 1985.-288 б.
65. К,айюмов П.Д. Тазкираи К,аюмий. 3 жилдлик. Жилд 2. Тошкент: УзРФА К,улёзмалар института тах,ририй нашриёт булими, 1998. - 469 б.
66. К,анотли сузлар: макрллар, маталлар, хдкматли сузлар. Тошкент: Ёш гвардия, 1986. -256 б.
67. К,аюмов А. Махмур. Тошкент: УзФАН, 1956. - 139 б. 2.38Даюмов А. Шеърият жилолари. - Тошкент: Ук,итувчи, 1997. - 128 б.
68. К,аюмов A. Kjk,oh адабий мух,ити (XVIII-XIX асрлар). Тошкент: УзФАН, 1961.-361 б.
69. К,одирова М. XIX аср узбек шоиралари ижодида инсон ва халк, такдири. -Тошкент: Фан, 1977. 184 б.
70. К,ушжонов М. Абдулла К,ахдор ижодида сатира ва юмор. Тошкент: Фан, 1973.- 150 6.
71. Лутфий. Сенсан севарим. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1987. - 464 б.
72. Мадаминов А., Турдиалиев А. «Баччагар» кимга башшланган? // Узбекистан адабиёти ва санъати, 1992 йил, 17 январ.
73. Мажидий Р. Истеъдод ва бурч. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1974. -332 6.
74. Маллаев Н. Узбек адабиёти тарихи. 1 китоб, к;айта ишланган 3 - нашри. -Тошкент: Ук,итувчи, 1976. - 664 б.
75. Мамажонов С. Услуб жилолари. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1972. -220 6.
76. Махмур. Шеърлар. Тошкент: Узадабийнашр, 1959. - 56 б.
77. Мах,мудов М. К,а^к,ах,анинг кудрати. -Тошкент: Чулпон, 1995.- 128 б.
78. Машраб. Мехрибоним к,айдасан. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1990.416 б.
79. Мирзаев И. Узбек хджвчилигида услубий тендепсиялар//Х,озирги узбек адабиётининг миллий узига хослиги. Мак;олалар туплами. Тошкент, 1984. -Б. 77-92.
80. Муборак мактублар. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1987. - 304 б.
81. Мунис. Сайланма. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1980. - 368 б.
82. Мук,имий. Асарлар туплами. 2 томлик. Т. 1. Тошкент: Уздавнашр, 1960. -362 6.
83. Мук,имий. Асарлар туплами. 2 томлик. Т. 2. Тошкент: Уздавнашр, I960. -200 б.
84. Мук,имий. Танланганасарлар-Тошкент: УзФАН, 1958. -308 б.
85. Мук,имов P.P. Узбек ва тожик сатираси тарак,к,иётининг асосий боск^тчлари. -Самарканд: СамДУ нашриёти, 1971. 392 б.
86. Мушриф. Ансоб уссалотин ва таворих улхавок,ин. — Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1995. 128 б.
87. Навоий А. Мукаммал асарлар туплами. 20 томлик. Т. 3. Тошкент: Фан, 1988.-616 6.
88. Навоий А. Мукаммал асарлар туплами. 20 томлик. Т. 10. Тошкент: Фан, 1992.-448 б.
89. Навоий А. Мукаммал асарлар туплами. 20 томлик. Т. 15. Тошкент: Фан, 1999.-236 6.
90. Навоий А. Мукаммал асарлар туплами. 20 томлик. Т. 17. Тошкент: Фан, 2001.-592 б.
91. Насриддинов Ф. Абдулла К,одирий сатира устаси // ТошДУ илмий асар-лари туплами. - Тошкент, 1964. - № 250. - Б. 108-119.
92. Нодим Н. Танланган шеърлар.-Тошкент: Узадабийнашр, 1964.- 88 б.
93. Нодира. Девон. Тошкент: УзФАН, 1963. - 620 б.
94. Нозил Хужандий//Машъала. 1935. - № 1. - Б. 12-13.
95. Носиров О. Узбек адабиётида газал. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1972. -134 6.
96. Равшанов Ф. Холис ва унинг адабий мероси: Филол. фанл. номз. .дисс. автореф. Тошкент, 1997. - 25 б.
97. Раззок;ов X,- Завкрй. Тошкент: УзФАН, 1955. - 96 б.
98. Раззок;ов Х- Узбек халк; огзаки ижодида сатира ва юмор. Тошкент: Уздавнашр, 1965. - 144 б.
99. Рахимов Н. Узбек совет сатираси тарихидан. Тошкент: Фан, 1962. - 1676.
100. Рах,монов В. Шеър санъатлари. Тошкент: Ёзувчи, 2001. - 72 6.
101. Рожий С. Зарбулмасал//Асрлар нидоси. Тошкент, 1982. - Б. 188-199.
102. Саидов О. Сатира тили билан.-Тошкент: Узбекистан, 1978.-82 б.
103. Саматов А. Узбек-тожик адабиёти. Узаро алок,алар, узаро таъсир. Тошкент: Узбекистан, 1990. - 64 б.
104. Султон И. Адабиёт назарияси. -Тошкент: Ук,итувчи, 1980.-392 б.
105. Табибий. Танланган асарлар. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1968. 232 б.
106. Увайсий. Девон. Тошкент: УзФАН, 1959. - 288 б.
107. Узбек адабиёти. 4 томлик. Т. 1. Тошкент: Уздавнашр, 1959. - 552 б.
108. Узбек адабиёти. 4 томлик. Т. 3. Тошкент: Уздавнашр, 1959. - 804 б.
109. Узбек адабиёти. 4 томликка илова. Т. 5. К. 1. Тошкент: Уздавнашр, 1960. -464 6.
110. Узбекистон халк^ари тарихи. Жилд 2. Тошкент: Фан, 1994. - 256 б.
111. Узбек халк, мак;оллари. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1989. - 512 б.
112. Файзуллаев Б. Узбек шеъриятида татаббуъ тарихи ва мах,орат масалалари (XVII-XIX асрлар ва XX аср бошлари газалчилиги асосида): Филол. фанл. номз. . дисс. Тошкент, 2002. - 161 б.
113. Феруз М.Р. Элга шоху ишк^а кул. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1994. 1606.
114. Фирдавсий А. Шох,нома. 3 жилдлик. Жилд 3. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1977.-640 6.
115. Фузулий М. Асарлар, 2 жилдлик. Жилд 2. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1968.-240 6.
116. Фурк,ат. Танланган асарлар. Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1975. - 296 б.
117. Хоразмий X,. Девон. 2 китобдан иборат. Китоб 2. Тошкент: УзКПМК нашриёти, 1981. - 303 б.
118. Х,айитметов А. Алишер Навоийнинг адабий-танк,идий к^арашлари. -Тошкент: УзФАН, 1959. 196 б.
119. Х,ожиматов Ж. Узбек совет адабиётида сатира. Самарканд: СамДУ, 1986. -1196.
120. Х,омидий X,. Крдна шаркдаргалари. Тошкент: Шарк,, 1999. - 352 б.
121. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1990.-246 с.
122. Ахмедов Б.Б. Сатира Сабита Рахмана: Автореф. дисс. .канд. филол. наук. -Баку, 1985.-20с.
123. Болдина Л.И. Ирония, как вид комического: Автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 1982. - 19 с.
124. Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.
125. Борев Ю.Б. Трагическое и комическое в действительности и в искусстве. — М.: Знание, 1955. 32 с.
126. Брагинский И.С. От Авесты до Айни.- Душанбе: Ирфон, 1981.- 256 с.
127. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984. -344 с.
128. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973.-336 с.
129. Горячкина М.С.Сатира Лескова.- М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 232 с.
130. З.Ю.Гусев В.И. Память и стиль. М.: Сов. писатель, 1981. - 351 с.
131. Коллектив. История Ленинабада. Душанбе: Ирфон, 1986. - 608 с.
132. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.-295 с.
133. З.Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. -Л.: Наука, 1973.-254 с.
134. Макарян О. О сатире. М.: Сов.писатель, 1967. - 275 с.
135. Маштакова Е.И. Турецкая литература конца XVII начала XIX в.: К типологии переходного периода. - М.: Наука, 1984. - 206 с.
136. Николаев Д. Смех оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962. - 223 с.
137. Пропп В .Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 183 с.
138. Рустамов Э. Узбекская поэзия в первой половине XV века. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963. - 368 с.
139. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худ. лит-ра, 1982. - 334 с.
140. Источники на арабской графикеylla^lj«тЧ П1 A "4 > 11*1 ^jjl^jC-Lui pAg-jjiff^ л i£^liJaa ^jijluul (iLLiiliiia^S jlia ^tLuiSjjj! . 1314 .цД»^^ l-iLuuI .^Ic. Ijja*
141. Jjjluul ^jUi.Wjiia j\lu£jjjl .12080 WII fSj /uU Cjb^i^ .JjU1. U*- J*^ JbljajV I* jbljS «ДйМ ALliiaj^ jlii u^jjl 12080W j .jlj^ JjU .t(3 I ni ^m'l .cjlall tlibobj (jljJ^ .L) jlj1358 u-a .1375'u^ ^ 't^J^ ja t(>M4.1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.