Языковые средства изображения самоидентификации личности в постколониальном романе XX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Гасанова, Индира Максимовна

  • Гасанова, Индира Максимовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 164
Гасанова, Индира Максимовна. Языковые средства изображения самоидентификации личности в постколониальном романе XX - XXI вв.: дис. кандидат наук: 10.02.04 - Германские языки. Санкт-Петербург. 2013. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гасанова, Индира Максимовна

Оглавление

Введение

Глава I Понятие самоидентификации в ряду смежных понятий

1.1 Понятие самоидентификации. Подходы к проблеме самоидентификации в гуманитарных науках

1.2 Познание и самопознание как основа самоидентификации

1.3 Идентификация и идентичность как процесс и результат самоидентификации

1.4 Основные типы самоидентификации

1.5 Проблема самоидентификации в контексте понятийной диады «Я -Другой»

1.6 Стратификация языковой личности как отражение проблемы самоидентификации

Выводы по главе 1

Глава II Текст постколониального романа как частный вариант индивидуально-авторской концептуализации мира

2.1 Художественный текст как «вторичная моделирующая система»

2.2 Объективация авторской картины мира в художественном тексте. Персонаж как медиум авторского сознания

2.3 Постколониальный роман как модель индивидуально-авторской картины мира

2.4 Художественное моделирование самоидентификации персонажа как косвенный способ объективации авторской мирооценки

Выводы по главе II

Глава III Языковое моделирование различных типов самоидентификации в

текстах постколониального романа

3.1 Национальная самоидентификация и языковые средства её

изображения

2

3.2 Профессиональная самоидентификация и языковые средства её изображения

3.3 Религиозная самоидентификация и языковые средства её изображения

3.4 Семейная самоидентификация и языковые средства её изображения

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

Лексикографические источники

Источники фактического материала

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковые средства изображения самоидентификации личности в постколониальном романе XX - XXI вв.»

Введение

Современному миру присущ выбор масштабных жизненных стратегий. Человек осознаёт, что у него должен быть собственный путь, цели, ценности и идеалы. В эпоху информационной революции поиск жизненного смысла, обретение «своего, а не навязанного Я» становится актуальной задачей существования. Растёт число проблем, ориентирующих исследователя на осмысление социальных и культурных идентичностей.

Степень научной разработанности темы исследования.

Вопросы самоидентификации (self-identification) связаны с отождествлением человека с окружающими объектами, социальными группами и самим собой, с выяснением человеком своей роли и своего места в мире. Самоидентификация выступает предметом рассмотрения философии (М.М. Бахтин, М. Бубер, М. Фуко, Э. Фромм, Г.К. Чернявская, А.Ю. Шеманов), психологии (У. Джеймс, И.С. Кон, Ж. Лакан, М.А. Щербаков, Э.Х. Эриксон), социологии (Ч. Кули, Дж. Мид, А.И. Шафоростов) и лингвокультурологии (О.Г. Сидорова, О.Б. Сиротинина).

Проблема самоидентификации активно разрабатывается в

постколониальных исследованиях (post-colonial studies), сформировавшихся

в конце 80 - 90-х гг. XX века и фокусирующихся на переосмыслении

имперско-колониальных различий, на обретении независимости

колонизированными странами и территориями. В сферу интересов

постколониальных исследований попадают взаимодействия двух культур -

бывшей колонии и бывшей метрополии. «Постколониальные исследования»

в области литературы обращены к произведениям, созданными писателями

из бывших колоний на языке бывших колонизаторов (прежде всего, на

английском языке) и декларирующим в качестве предмета изображения

самопознание личности в процессе столкновения культур. Мировая

литература в таких описаниях рассматривается не в системе отдельных

4

национальных традиций, а через призму культурных, политических, психологических закономерностей и понятий: «историческая травма», рабство и революция, изгнание и бездомность, культурная мимикрия и ассимиляция и пр. Образуя единый смысловой ряд с проблемой «Другого» (по терминологии М.М. Бахтина) [Бахтин 1979], проблема самоидентификации личности включается в контекст двойственного, «расщеплённого» сознания. Художественный аналог постколониального субъекта - персонаж постколониального романа согласно авторской интенции пребывает в условиях переходной ситуации, связанной с контактом и конфликтом языков и культур, и предстаёт в тексте носителем различных культурных традиций. В процессе и результате выбора культуры, образа жизни и идеологии, т.е. в процессе и результате самоидентификации он обретает истинное «Я».

Внимание к человеческому фактору и к «одарённому смыслом» [Бэр 1978] человеку смещает акценты в современном описании текста: текст не ограничивается рамками самодостаточной реальности. Необходимым условием формирования «жизненного пространства» текста признаётся актуализация значения в сознании воспринимающего текст субъекта. Утверждая веру в человеческий разум и силу человеческой мысли, современная картина мира утверждает важность субъективного опыта мышления, процессов «очеловечения человека» [Пригожин 2004], т.е. индивидуализации сознания и формирования личности.

Актуальность диссертационной работы подтверждается её

соответствием субъектным стилям современного гуманитарного мышления

и общим принципам диалогизма, отличающим современную антропомерную

науку. «Двойственность сознания» постколониального субъекта позволяет

видеть в текстах постколониальной литературы плодотворный материал для

лингвистического наполнения актуальных для современной

гуманитаристики понятий «диалогичность», «самопознание»,

5

«самообъективация» и «автокоммуникация». Не меньший научный интерес представляют данные тексты для изучения способов репрезентации в тексте категории оценки, которая, выражая отношение к объекту фикционального субъекта (персонажа) и креативного субъекта (автора), отражает вместе с тем представления о морально-этических ценностях социума.

Объектом исследования выступает процесс самоидентификации личности.

Предметом исследования являются языковые средства моделирования процесса самоидентификации личности в текстах постколониальной литературы.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют исследования отечественных и зарубежных учёных в области:

• теории текста, лингвистики текста, интерпретации текста и стилистики (И.В. Арнольд, М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин, Е.А. Гончарова, В.А. Кухаренко, З.Я. Тураева, И.А. Щирова);

• литературоведения и теории художественной речи (В.В. Виноградов, Б.А. Ларин, Г.В. Степанов, М.Б. Храпченко);

• семиотики текста (Ю.М. Лотман, Р.Й. Павиленис);

• семантики оценки (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, В.Г. Гак) и логики оценки (A.A. Ивин);

• языковой / художественной картины мира (H.H. Бочегова, Й.Л. Вайсгербер, А. Вежбицкая, В. фон Гумбольдт, Г.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова, O.A. Корнилов, В.А. Пищальникова, В.И. Постовалова, Б.А. Серебренников);

• психологии и психолингвистики (Л.С. Выготский, У. Джеймс, A.A. Леонтьев);

)

• когнитивной лингвистики (И.К. Архипов, ТА. Ван Дейк, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, A.A. Масленникова, З.Д. Попова, И.А. Стернин);

• лингвоантропологии, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации (H.H. Бочегова, А. Вежбицкая, O.JI. Каменская, Г.В. Колшанский, O.A. Корнилов, Е.С. Кубрякова, О.Г. Сидорова, С.Г. Тер-Минасова);

• литературоведения (О.Г. Сидорова, М.В. Тлостанова), в частности постколониальной теории (J. Bart, Р. Brians, Н. Bhabha, L. Chrisman, S. Grimm, E. Said, M. Shafi, G. Spivak);

• философии личности (M. Бубер, И.С. Кон, М. Фуко, Э. Фромм), идентификации / идентичности личности (Э. Гидденс, А.Э. Кулиджанишвили, А.Ю. Шеманов, Ch.H. Cooley, E.H. Erikson, G.H. Mead,), языковой личности (Ю.Н. Караулов).

Целью работы является выделение и систематизация языковых средств изображения различных типов самоидентификации в текстах постколониальной литературы.

Цель работы диктует решение ряда конкретных задач, а именно:

• изучить понятия, образующие смысловое пространство постколониальной литературы, как то «идентификация», «идентичность», «познание» и «самопознание», и проанализировать их содержательное наполнение в различных областях гуманитарного знания;

• на основании проведённого анализа уточнить центральное понятие работы - понятие самоидентификации - и охарактеризовать основные типы самоидентификации;

• уточнить соотношение понятий «универсальная картина мира», «национальная картина мира» и «индивидуальная картина мира» и

описать текст постколониального романа как частный вариант индивидуально-авторской концептуализации мира;

• выявить и описать языковые средства изображения четырёх типов самоидентификации, формирующих культурную самоидентификацию личности: национальной, религиозной, профессиональной и семейной;

• исследовать и систематизировать языковые средства изображения самоидентификации на основе универсальной оппозиции «свой -чужой», исходя из понимания этой оппозиции как концептуальной основы изображения самоидентификации;

• описать языковые маркеры самоидентификации персонажа как косвенный способ объективации авторской мирооценки.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применяется комплексная методика, включающая компонентный, контекстуальный и лингвостилистический анализ.

Материалом исследования являются романы англоязычных писателей постколониального периода: Дж.М. Кутзее «Youth», B.C. Найпола «Half a Life», К. Десаи «The Inheritance of Loss», Д. Лессинг «Under My Skin», Б. Окри «The Famished Road». Объём проанализированного текстового материала составляет свыше 2300 страниц.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Концептуальной основой изображения процесса самоидентификации в тексте постколониального романа выступает универсальная оппозиция «свой - чужой», которая согласно авторской интенции реализует в сознании персонажа оценочный принцип членения мира и маркирует ситуацию культурной дислокации персонажа.

2) «Свой мир» и «чужой мир» моделируются автором посредством

выстраивания эмоционально-смысловых рядов противоположной оценочной

направленности. Языковые единицы в составе рядов реализуют узуальные

8

или обретают окказиональные текстовые коннотации, репрезентируя, соответственно, «свой мир» (+) или «чужой мир» (-).

В плане изображённой коммуникации элементы оппозитивных рядов номинируют предметы, субъекты, процессы или их характеристики, познаваемые персонажем в ходе самоидентификации. В плане реальной коммуникации элементы оппозитивных рядов косвенно объективируют специфику авторского мировосприятия.

Смена оценки элементов эмоционально-смыслового ряда воспроизводит в художественной форме процессуальный характер самоидентификации, её неустойчивость и возможную незавершённость.

3) Процессуальный характер самоидентификации персонажа отображается глаголами ментальной деятельности, вопросно-ответными комплексами и риторическими вопросами, обычно включёнными во внутренний монолог и функционально направленными на имитацию динамики мысли субъекта в ходе познания мира и себя.

4) В проанализированных текстах постколониальной литературы моделируются различные типы самоидентификации, в том числе национальная, религиозная, профессиональная и семейная. Специфика данных типов самоидентификации отображается в лексическом наполнении текста:

> национальная самоидентификация изображается с помощью лексических единиц, обозначающих национальные языки; континенты, страны, города и городские достопримечательности; предметы одежды; блюда национальной кухни, культуру приготовления и приёма пищи;

У религиозная самоидентификация репрезентируется языковыми единицами, обозначающими национальные религии, святые места, религиозные титулы и ритуальные предметы одежды;

> профессиональная самоидентификация моделируется при помощи лексических единиц, номинирующих виды профессии и профессиональную униформу, профессиональные обязанности, наличие или отсутствие мотивации (побуждения) для занятия профессией;

> семейная самоидентификация изображается лексическими единицами, обозначающими семейные привычки и традиции; элементы домашнего и школьного образования, а также религиозные ценности, детали психологического фона семейных отношений.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что она представляет собой одну из первых попыток поставить и исследовать проблему самоидентификации в лингвистическом аспекте, в том числе выявить специфику языковой репрезентации различных типов самоидентификации, формирующих культурную самоидентификацию личности, как то национальную, религиозную, профессиональную и семейную. Впервые языковая реализация процесса самоидентификации описывается в контексте проблем самопознания личности и столкновения культур на материале художественных текстов постколониального романа.

Теоретическая значимость диссертации определяется её вкладом в лингвистическое и лингвокультурологическое описание текста и обеспечивается уточнением содержательного объёма понятий, значимых для постколониальной литературы (идентификация, идентичность, познание и самопознание), наполнением этих понятий языковым содержанием и изучением особенностей художественного моделирования процессов, обозначаемых этими понятиями. Исследование позволяет расширить круг проблем, связанных с осмыслением проблем языковой личности, многообразных форм проявления диалогичности мышления и оценочных значений, репрезентирующих уникальное авторское «Я».

Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов диссертационного исследования при разработке лекционных и практических курсов по лингвистике текста и стилистике современного английского языка; при написании курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций и выпускных работ бакалавров на материале английской литературы, а также при разработке спецкурсов по теории и интерпретации текста и лингвокультурологии. Диссертационная работа актуальна для специалистов в области самоидентификации и постколониальной теории.

Степень достоверности результатов исследования обеспечивается тщательной обработкой фактического материала, включающего свыше 2300 страниц текстов пяти постколониальных романов, авторы которых получали Букеровские премии или являются лауреатами Нобелевской премии по литературе, а также последовательной реализацией теоретико-методологических основ исследования и использованием комплексной методики обработки языкового материала (компонентный, контекстуальный и лингвостилистический анализ), адекватной предмету, задачам и этапам исследования.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены на II и VII

международных научных конференциях «Гуманитарные науки и

современность» (Москва 2011, 2012), на межвузовских научно-

исследовательских конференциях «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург

2010, 2011, 2012, 2013), на научных аспирантских семинарах кафедры

английской филологии РГПУ им. А.И. Герцена «Современные стратегии

описания текста» (2010, 2011, 2012) и «Проблемы когнитивной

лингвистики» (2011, 2012). Научная статья «Оппозиция «свой - чужой» в

контексте процесса самоидентификации (на материале романа Дж.М. Кутзее

«Youth»)» стала победителем в конкурсе Грантовой поддержки

11

публикационной активности аспирантов и молодых научно-педагогических работников РГПУ им. А.И. Герцена (2012 г.). По теме исследования опубликовано девять научных работ общим объёмом 3,08 п.л., в том числе материалы четырёх конференций и пять статей, из них две статьи - в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 250 наименований, из них 29 на иностранных языках, списки словарей и источников языкового материала, общим объёмом 31 наименование. Основной текст диссертации составляет 143 страницы. Общий объём работы вместе с библиографией - 170 страниц.

Глава I Понятие самоидентификации в ряду смежных понятий

1.1 Понятие самоидентификации. Подходы к проблеме самоидентификации в гуманитарных науках

Самоидентификация - это комплексная деятельность человека по самоопределению, тесно связанная с мироощущением его как личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. Самоидентификация личности - осознание человеком своей роли, значимости в мире, непосредственное отождествление себя с окружающим миром и с самим собой; создание образа, к которому стремится субъект - «Я». В процессе самоидентификации индивид «примеряет» на себя различные социальные образцы (модели поведения, оценки, взгляды, ценности, нормы, интересы, роли, статусы), определяя тем самым свою группу, в рамках которой он будет чувствовать себя наиболее комфортно [227, с. 236]. Определяя «своё», человек закономерно отграничивает себя от «Другого» (терминология М.М. Бахтина) [22, с. 314].

Вопросы самоидентификации личности обретают особую значимость для эпохи, характеризующейся новыми социальными, политическими и культурными процессами, одним из которых является глобализация.

Жизненный уклад нации воспринимается национальным сознанием не

только как присущий ему способ оформления жизни, но и как превосходство

по отношению к другим культурам. В процессе исторического развития

нация вырабатывает свои представления и свою ценностную ориентацию

[87, с. 152]. Осознание принадлежности к нации означает, что человек связан

с ней «общностью характера», а судьба и культура нации влияют на судьбу

человека. Нация становится частью своего «Я». Попадая в ситуацию, в

13

которой задействованы различные культурные системы, а социальная среда требует действий, противоположных нормам его культуры, человек стремится сохранить культурную идентичность. Необходимость исполнять требования нередко, противостоящих друг другу культурных систем, обуславливает разрушение целостности его сознания и приводит к его внутреннему дискомфорту [там же, с. 153].

Начавшаяся в 1990-е гг. глобализация активизирует процесс усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. [232]. Это построение мира независимым и свободным человеком сопровождается вестернизацией - экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира. С развитием глобализации, т.о., становятся более заметными и противоречия культур [87, с. 143 - 144]. Проблемы личностной идентичности и культурной дислокации личности во многом связаны и с такими культурными и социальными процессами, как постколониализм и постмодернизм. Постмодернизм пересматривает позиции субъекта как центра и источника системы представлений [237, с. 297]. Постмодернистское мировоззрение отличается «усталостью и разочарованием в ценностях и идеалах», влечёт за собой дестабилизацию систем ценностей и релятивизацию моральных установок и ориентаций [240, с. 241]. Исходным материалом постколониальной мысли служат смешение, наложение, господство / подчинение и любые другие модусы взаимоотношений культур.

Постколониальная культура складывается в бывших колониях, вбирая в себя элементы культуры колонизаторов и порабощенных ими народов. Культуры в рамках постколониальной культуры подвергаются активному взаимному влиянию и трансформации. Состояние неустойчивости, потери и

поиска себя, возникшее на основе вышеупомянутых процессов, представляет перед нами важным проблему самоидентификации личности.

Термин «самоидентификация» (self-identification) вошел в словарь социально-гуманитарных наук во второй половине 70-х гг. XX в. Его появление и широкое распространение связывается с именем американского психолога Э. X. Эриксона, хотя впервые проблематика самоидентификации в социально-философском плане получила освещение в трудах других американских исследователей: психолога и философа Дж. Мида и социолога Ч. Кули. Эти авторы, однако, использовали для описания интересующей нас проблематики более традиционный термин - «самость» (the self) [Mead 1994; Cooley 1998; Erikson 1995].

Проблема самоидентификации составляет непосредственный интерес постколониальных исследований, сосредоточенных на времени получения независимости страной или территорией. Она образует единое целое с проблемами мироощущения личности, её поведения в социуме и социальных стереотипов [174], личностного развития и взаимоотношений. Актуальность выражения «стань самим собой» и понимание внутренних «пружин» самоидентификации возрастает с развитием человеческой культуры. В период «после колониализма» жители бывшей колонии оказываются в ситуации «культурной дислокации». Под влиянием различных культур, разных систем ценностей и идеалов сознание человека «раздваивается», характеризуется неустойчивой, незавершённой самоидентификацией.

Как и любая иная проблема, проблема самоидентификации получает

освещение в художественном тексте, где автором создаётся художественная

модель реальной действительности. Особое место в текстах

постколониальной литературы занимает проблема поиска истины, под

которой понимается поиск человеком своего места в «чужом» для него мире,

«иной» культуре. Авторы таких текстов моделируют попытки человека

выделить себя из окружающего мира, осознать «самость» через «другость»,

15

т.е. обрести истину в процессе непрекращающегося диалога с миром и собой [176, с. 172]. Подобно человеку действительного мира, персонаж-квазисубъект ищет свой смысл (истину), соотнося его с освоением мира и познанием самого себя, при этом реализуемая в художественном тексте истина персонажа всегда порождена авторской интенцией, авторским мировидением и зависит от творческого воображения [там же, с. 124].

Моделирование процесса «соотнесения» себя с другими людьми может рассматриваться в его корреляции с бахтинским понятием «самообъективация», также проецируемом на художественный текст: чувства и мысли персонажа в этом случае изображаются как способные выразить его отношение к себе как к объекту [там же, с. 38]. М.М. Бахтин сравнивает самообъективацию с положением человека перед зеркалом, когда человек «вживается» в возможного «Другого» для того, чтобы выстроить по отношению к себе ценностную позицию. «"Из Другого" человек пытается оживить и оформить себя» [22, с. 314].

1.2 Познание и самопознание как основа самоидентификации

Человек (субъект) целостно воспринимает и познаёт мир. В процессе этого познания он стремится понять своё место в мире.

Основополагающим понятием для описания сложного процесса самоидентификации, связанного с мировосприятием личности и её поведением в социуме, является понятие познания, основным источником которого называют чувственное отражение внешнего мира в форме ощущения, восприятия и представления. Познание понимается как некая открытость, диалогичность, толерантность, интенция на «вживание» в чужое «Я».

В разных сферах научного знания определения познания варьируются. Познание в философии - это умственная деятельность, результатом которой является осведомлённость о реальном мире, а также об идеях и фантазиях, отражающих реальный мир [224], [237], [230]. В психологии этот термин обозначает способность к умственному восприятию и переработке внешней информации [224], [225]. Социология рассматривает познание как процесс деятельности человека, называя его (познание) основным содержанием отражение объективной реальности в сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Фундаментальной основой становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности является самопознание [76, с. 8] - особый вид познания, направляющий человека на осмысление своего внутреннего мира, когда человек осознает своё «Я», стремясь к достижению идеала. Самопознание - это познание человеком самого себя, своей «самости», раскрытие и реализация собственного «Я» в специфике, условиях и способах реакции, характерных для человека, в его «способностях, ошибках и слабостях», «силах и границах». Ещё И.В. Гёте говорил: «...человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем» [цит. по: 242, с. 423]. Самопознание обнаруживает интенцию «Я», связывая истину как цель познания с преобразованием внутреннего мира. Иными словами, самопознание предполагает акцент не на познании, а на реализации «Я», что закономерно позволяет видеть в нём основу процесса самоидентификации, соотносящегося с созданием образа, к которому субъект стремится (курсив мой - И.Г.). Путь самопознания - это углубление субъекта в себя [84, с. 15 -20].

Феномен самопознания охватывает весь жизненный путь человека,

зависящий от духа времени и требований, выдвигаемых обществом и

предъявляемых человеком к самому себе. Самопознание личности

17

невозможно в отрыве от объективной реальности и социальных отношений. Познавая себя, человек стремится к пониманию цели личностного бытия, реализации себя через осмысление своего предназначения. Одновременно в процессе самопознания, личность открывает своё «внутреннее Я». Познание «внутреннего мира», как мира духовного, приводит человека к пониманию собственных противоречий, желаний, целей, взаимосвязанных с внешним миром, включающим в себя окружающую его действительность и происходящие в обществе процессы. На основе самопознания, таким образом, строится не только изучение и понимание внутренней составляющей человека, но и формируется основа понимания других людей, законов внешнего мира и места человека с его специфическими индивидуальными особенностями в этом мире.

Самопознание следует рассматривать как рефлексирующую деятельность сознания. Оно имеет оценочно-критический характер и обращено вовнутрь [169, с. 24 - 25] (курсив мой - И.Г.). Эта направленность самопознания подводит нас к необходимости рассмотрения целого ряда смежных явлений, связанных с реальными ментальными процессами и языковыми способами их моделирования. К таким явлениям можно отнести явления интериоризации, автокоммуникации и внутренней речи.

В процессе самопознания всегда ведётся внутренний диалог с самим собой, происходит своего рода раздвоение личности, когда «Другой» оказывается внутренним собеседником: именно с ним ведёт диалог индивид, стремящийся к самопознанию.

Внутренний диалог (аутодиалог), одна из наиболее востребованных

форм повествования в литературе XX века, в силу свойственной этой

литературе «тенденции к психологизации повествования» [Падучева 1996;

Молчанова 1998; Щирова 2003], является в реальности и изображается в

тексте, т.е. художественном аналоге реальности, как действенное средство

самопознания. Внутренний диалог можно рассматривать как частное

18

проявление внутренней речи, феномен которой был детально исследован Л.С. Выготским и его последователями.

В известной концепции Л.С. Выготского, выдвинутой в 30-е гг. XX в., внутренняя речь понимается как один из планов речевого мышления, имеющий совершенно особые структурные и семантические признаки (абсолютная предикативность, сокращённость синтаксического развёртывания, сгущенность смысла и др.). Внутренняя речь противопоставляется внешней не только в структурном, но и в коммуникативном отношении: если внешняя речь - это процесс «превращения мысли в слово», то внутренняя речь - процесс «испарения речи в мысль», если внешняя речь - это речь «для других», то внутренняя речь - это речь «для себя» [36, с. 62]. Противоположная по своей направленности «внешней», или собственной речи, чаще всего адресованной собеседнику, «незвучащая, немая внутренняя речь обращёна к субъекту (к самому себе) [134, с. 45]. Внутренняя речь традиционно описывается как форма организации субъектом собственной деятельности или определённого, социального по своей природе содержания, существующего в контексте индивидуального сознания [110, с. 6]. Эта речь индивидуальная, речь «про себя» и «для себя», она дана в самосознании, а её коммуникативная функция реализуется в форме воображаемых форм общения, т.е. в мысленной обращённости к предполагаемому собеседнику или слушателю [13, с. 12] (курсив мой - И.Г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гасанова, Индира Максимовна, 2013 год

Список литературы

1. Адаме, Л. Применима ли постколониальная теория к Центральной Евразии [Электронный ресурс] / Л. Адаме // «Неприкосновенный запас». - 2009. - №4 (66). Режим доступа: http://magazines.russ. ги/пг/2009/4/ат5.Ь1т1 * (дата обращения: 25.04.2010).

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

3. Ананьев, Б.Г. К теории внутренней речи / Б.Г. Ананьев // Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960. - С. 348-369.

4. Анцыферова, Л.И. Принцип развития в психологии / Л.И. Анцыферова. - М.: Институт психологии РАН, 1987. - 388 с.

5. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка / Ю.Д. Апресян // Избранные труды. - М.: Наука, 1995. Т.2. С. 27-41.

6. Арутюнова, Н.Д. Сравнительная оценка ситуаций / Арутюнова Н.Д. // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. - М.: Наука, 1983. - Т. 42.-№4.-С. 330-341.

7. Арутюнова, Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1984.-С. 5-23.

8. Арутюнова, Н.Д. Об объекте общей оценки / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1985. - № 3. - С. 13-24.

9. Арутюнова, Н.Д. Аномалии в языке (к проблеме языковой «картины мира») / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. -1987.-№3.-С. 3-11.

10. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988 - 341с.

11. Арутюнова, Н.Д. Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис / Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, A.A. Кибрик. - М.: Наука, 1992 - 280 с.

12. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.

13. Артюшков, И.В. Внутренняя речь и её изображение в художественной литературе (на материале романов Достоевского Ф.М. и Толстого J1.H.): Монография / И.В. Арутюшков. - М.: МПГУ, 2003. - 348 с.

14. Архипов, И.К. Язык и языковая личность / И.К. Архипов. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 248 с.

15. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1986. - 96 с.

16. Афанасьева, H.A. Символы как семиотические концепты языковой «модели мира» М. Цветаевой: автореф. дисс. ...канд. филолог, наук: 10.02.01 // Афанасьева Наталья Александровна. - Череповец, 2001.-24 с.

17. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А.Г. Баранов. - Ростов-на-Дону, - 1993. - 182 с.

18. Баскакова, Н.В. Религиозная самоидентификация русской интеллигенции: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Баскакова Наталья Викторовна. -Великий Новгород, 2004. - 27 с.

19. Батанина, J1.C. Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 // Батанина Лариса Сергеевна. - Улан-Удэ, 2004. - 162 с.

20. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: «Художественная литература», 1972.-504 с.

21. Бахтин, М.М. Проблема поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. -М.: «Художественная литература», 1979. - 504 с.

22. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин. - М.: , 1979. - 424 с.

23. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 337 с.

24. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974.-446 с.

25. Берг, М. Постколониальный дискурс и проблема успеха в современной русской литературе [Электронный ресурс] / М. Берг // Post-Scripta Конференция «Постколониализм и литература» в Болонии. Режим доступа: www.mberg.net/ptsk/ (дата обращения: 26.06.2010).

26. Бочегова, H.H. Этнос. Культура. Язык: Монография / H.H. Бочегова. - Курган: Курганского гос. ун-та, 2005. - 160 с.

27. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. - М.: Высш. Шк., 1993 - 175 с.

28. Бутакова, JI.O. Человек - Мир - Речь. Индивидуально-авторская картина мира в творчестве поэта Т. Белозёрова / Л.О. Бутакова // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). Ч. 1. - Омск: Омск. Ун-т, 2000,- С. 94 - 119.

29. Бэр, K.M. Избранные работы / K.M. Бэр. - М.: Наука, 1978.

30. Вайсгербер, Й.Л. Язык и философия / Й.Л. Вайсгербер // Вопросы языкознания, №2, 1993. - С. 110 - 120.

31. Василенко, В.А. Ценность и ценностные отношения / В.А.Василенко // Проблема ценности в философии - Ленинград: Наука, 1966. - 244 с.

32. Виноградов, В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

33. Вингенштейн, Л. Философские работы: 4.1 / Л. Вингенштейн. -М.: Гнозис, 1994. - 503 с.

34. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М.Вольф. -М.: Наука, 1985.-229 с.

35. Воробьёва, О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Воробьёва Ольга Петровна. М., 1993. - 37 с.

36. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. -Ростов-на-Дону: Фенико, 1998. -480 с.

37. Выготский, Л.С. Мышление и речь; психика, сознание, бессознательное / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001. - 366 с.

38. Габуниа, З.М. Межкультурная коммуникация как миросозидающий факт языка. Учебное пособие / З.М. Габуниа, Э.Ю. Улимбашева. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Государственный университет, 2005. - 176 с.

39. Гавел, В. Власть безвластных / В. Гавел // Даугава, № 7, 1990. - С. 103-110.

40. Гаврилова, Е.Д. Оценочные категории «good» и «bad» в современном английском языке: автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.02.04 / Гаврилова Елена Дмитриевна. - Тамбов, 2005. -21с.

41. Гаибова, М.Т. Коммуникативные аспекты изображения

речемыслительной деятельности персонажа в структуре

художественного текста (на материале англоязычной литературы):

147

автореф. дисс. ... докт. филол. наук: 10.02.19 / Тамбова Мехлара Талатовна. - Тбилиси, 1986. - 49 с.

42. Гальперин, П.Я. К вопросу о внутренней речи / П.Я. Гальперин // Доклады АПИ РСФСР, №4. - М.: АО «Столетие», 1957. - С. 3 - 8.

43. Гак, В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста / В.Г. Гак // Вестник МГУ. - Серия 9. Филология, № 3, 1997. - С. 87 -95.

44. Гиппиус-Мережковская, З.Н. Воспоминания о Религиозно-философских собраниях / З.Н. Гиппиус-Мережковская // Наше наследие, № 4 (16), 1990. — С. 73 - 77.

45. Гончарова, Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте / Е.А. Гончарова. - Томск: Томск, ун-т, 1984. - 145с.

46. Голенков, С.И. Понятие субъективации Мишеля Фуко / С.И. Голенков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология», № 1, 2007. - С. 54 - 66.

47. Грамши, А. Избранные произведения / А. Грамши. - М.: Иностран. лит-ра, 1959. - 247 с.

48. Гумбольдт, В.фон. Избранные труды по языкознанию / В.фон Гумбольдт. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1984. - 205 с.

49. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

50. Данилова, В.Е. Методологические аспекты проблемы религиозной самоидентификации в отечественных социально-гуманитарных науках / В.Е. Данилова // Власть и общество: проблемы взаимодействия и противостояния: материалы межрег. конферен. с междунар. участием / ред. В.И. Федорова. - Красноярск: КГПУ, 2007.-С. 317-322.

51. Дворникова, Е. И. Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы: автореф. дисс. ... докт. педагог, наук: 13.00.08 / Дворникова Евгения Игнатевна. - Майкоп, 2007 - 56 с.

52. Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопросы психологии, № 5, 1993. - С. 51 - 55.

53. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс // Психология и личность. М.: МГУ, 1982-С. 208-215.

54. Джумайло, О. За границами игры: английский постмодернисткий роман 1980 - 2000 [Электронный ресурс] / О. Джумайло // Режим доступа: http://magazines.шss.lTl/voplit/2007/5/dzh2.html (дата обращения: 23.07.2011).

55. Дроненко, Д.М. Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Дроненко Денис Михайлович. - Волгоград, 2003. -19 с.

56. Ермакова, В.А. Концептуальная оппозиция «свой - чужой» в паремической картине мира (на материале русского и английского языков): автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.02.20 / Ермакова Вера Александровна. - Республика Казахстан, Астана, 2010. - 24 с.

57. Залогина, Е.М. Языковая личность: лингвистический и психологический аспекты (на материале романа «Бесы» и «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского): автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.02.01 / Залогина Елена Матвеевна. - СПб., 2004. -20с.

58. Зайцев, К. Л. Совместное самоосуществление как условие объективности познания человеческого бытия: автореф. дисс. ...

канд. филос. наук: 09.00.01 / Зайцев Константин Леонидович. -Барнаул, 2007. - 24 с.

59. Зиглер, Д. Теория личности / Д. Зиглер, Л. Хьелл. - СПб.: Питер. 1997.-608 с.

60. Зинченко, В.П. Проблемы психологии развития. (Читая О. Мандельштама) / В.П. Зинченко // Вопросы психологии, № 3 - 4, 1992.-С. 50-61.

61. Зливков, В. Проблема личностной и профессиональной самоидентификации в современной психологии [Электронный ресурс] / В. Зливков // Режим доступа: http://ecofacilitation.ucoz.conVload/zlivkov_v_problema_lichnostnoj_i _professionalnoj_samoidentifikacii_v_sovremennoj_psikhologii/5-l-0-38 (дата обращения: 03.06.2012).

62. Иванова, Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / Иванова Наталья Львовна. - Ярославль: 2003. - 51 с.

63. Ивин, A.A. Основания логики оценок / A.A. Ивин. - М.: Московск. Ун-т, 1970. - 230 с.

64. Калмыкова, В. Постколониальный роман: взгляд изнутри [Электронный ресурс] / В. Калмыкова // Иностранная литература, № 11, 2009 // Режим доступа: http://magazines.russ.ru/inostran/2009/l l/ka26.html (дата обращения: 17.05.2012).

65. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация / О.Л. Каменская. - М.: Высш. шк., 1990. - 152 с.

66. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 2003. - 264 с.

67. Караулов, Ю.Н. Языковая личность и национальный характер / Ю.Н. Караулов // Современная наука: познание человека. - М.: Наука, 1988.-С. 6-31.

68. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения / Ю.Н. Караулов // Язык и личность. - М., 1989. - С. 3 - 8.

69. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.

70. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. - М.: Институт языкознания РАН; Волгоград: ВГПИ, 1992. - 330 с.

71. Карпов, И.Н. Проза Ивана Бунина / И.Н. Карпов. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

72. Карцевский, С.О. Сравнение / С.О. Карцевский // Вопросы Языкознания, № 1, 1976. - С.107 - 112.

73. Кислякова, Е.Ю. Способы номинации смыслового поля «свой/чужой» в русском и английском языках / Е.Ю. Кислякова // Человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики. -Волгоград: ВГПУ «Перемена», 2010. - 199 с.

74. Колесникова, J1.H. Языковая личность в аспекте диалога культур / J1.H. Колесникова. - Орёл: Орл. гос. ун-т, 2001. - 277с.

75. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 108 с.

76. Кондратьева, С.Б. Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход: автореф. дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Кондратьева Светлана Борисовна. - М., 2009. - 21с.

77. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самопознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

78. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

79. Корнилов, O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / O.A. Корнилов. 2-е изд. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.

80. Король, Л.И. Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности» / Л.И. Король, В.Н. Наседкина // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 60 - 63.

81. Кошкаров, В.Л. Внутренняя речь как компонент художественного произведения и ее синтаксические особенности в прозе Ф.М. Достоевского: автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.02.01 / Кошкаров Владимир Лаврентьевич. - Л., 1987. - 23 с.

82. Крысин, Л.П. Язык в современном обществе / Л.П. Крысин. - М.: Просвещение, 1977. - 192 с.

83. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков и др. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

84. Кузьмин, A.B. Метафизика я: самоидентичность, самопознание, духовность: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 13.00.01 / Кузьмин Андрей Владимирович. - Улан-Удэ, 1998. - 21с.

85. Кулишова, Н.Д. Языковая личность в аспекте психолингвистических характеристик (на материале письменных текстов): автореф. дисс. ...канд. филолог, наук: 10.02.19 / Кулишова Надежда Дмитриевна. - Крансодар, 2001. - 24 с.

86. Кули, Ч.Х. Социальная самость / Ч.Х. Кули. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 323 с.

87. Кулиджанишвили, А.Э. Глобализация и национальные культуры / А.Э. Кулиджанишвили // Человек: соотношение научного и общечеловеческого. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 142 - 154.

88. Лакан, Ж. Семинары. Работы Фрейда по технике психоанализа. Кн. 1. / Ж. Лакан. - М.: Гнозис. Логос, 1998. - 432 с.

89. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Избр. статьи / Б.А. Ларин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 335 с.

90. Ле, Д.Т. Национальная языковая личность в сравнительно-сопоставительном лингвокультурологическом описании (на материале русской и вьетнамской культур): автореф. дисс... докт. филолог, наук: 10.02.01 / Ле Дык Тху - М., 2003. - 40 с.

91. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

92. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / A.A. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

93. Левина, Э.А. Национальная языковая картина мира как единство общечеловеческого и национально-специфического содержания / Э.А. Левина // Лингвистика и литературоведение. Вестник ПГЛУ №1, 2005. - С.70 - 75.

94. Левина, В.Н. Художественный текст как авторское отражение картины мира [Электронный ресурс] / В.Н. Левина // Вестник Тамбовского университет. Серия: Гуманитарные Науки. Изд-во Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. -2005. - С. 113 - 117. Режим доступа: http://www.terme.ru/dictionary/706/word/tekst-hudozhestvenyi (дата обращения: 25.03.2011).

95. Левин, Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю.И. Левин. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 824 с.

96. Линь, Ц. Межэтническое взаимодействие и этническая идентичность (на прим. Русинов в Галиции): автореф. дисс. канд. полит, наук: 23.00.02 / Линь Цуй. - М., 2003. - 24 с.

97. Логинова, H.A. Развитие личности и её жизненный путь // Принцип развития в психологии / под. ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.-С. 156-172.

98. Лотман, Ю.М. Семиосфера. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. - С. 150 - 390.

99. Луков, В.А. Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания / В.А. Луков. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 224 с.

100. Маслова, Ж.Н. Концептуализация в поэтическом тексте 2009 [Электронный ресурс] / Ж.Н. Маслова // Режим доступа: http://cognitiveres.ralk.info/files/kiapdf/volumeIV/017Maslova.pdf (дата обращения: 20.04.2011).

101. Мезенин, С.М. Образность как лингвистическая категория / С.М. Мезенин // Вопросы языкознания. 1983. № 6. - С. 48 - 5.

102. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. - Пермь: 111'НИ, 1990 - 107с.

103. Мид, Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. - М.: РАН ИНИОН, 2009. -290 с.

104. Миллер, Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов / Л.В. Миллер. - СПб.: Филолог, фак-т СПбГУ, 2003. - 156 с.

105. Миронова, H.H. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа / H.H. Миронова // Известия АН России. Серия «Литература и язык», Т. 56, № 4, 1997. - С. 52 - 59.

106. Молчанова, Г.Г. Холистика текста: система - коммуникация -языковая личность - текст / Г.Г. Молчанова // Стилистика и теория языковой коммуникации. Тезисы докладов междунар. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора МГЛУ И. Р. Гальперина. - М., 2005. - С. 46 - 54.

107. Москаленко, B.B. Социализация личности: философский аспект / В.В. Москоленко. - К.: Вища шк. 1986. - 305 с.

108. Мухина, В. С. Проблема генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу / B.C. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 104 с.

109. Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики. Учебное пособие / М.В. Никитин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 819 с.

110. Никитина, Е.А. Познание. Самопознание. Бессознательное / Е.А. Никитина. - М.: Либроком, 2011. - 224 с.

Ш.Омер О.С. Национальная идентичность в изменяющемся мире: локализация и глобализация. Монография / О.С. Омер. -Новочеркасск: Лик, 2010. - 137 с.

112. Орлова, Н. Эволюция семейных отношений [Электронный ресурс] / Н. Орлова // Режим доступа: http://www.scorcher.ru/art/love/intercourse4.php (дата обращения: 12.11.2012).

113. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник. 2-е изд. / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2008. - 912 с.

114. Падучева, Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е.В. Падучева. - М., 1996. - 464 с.

115. Павиленис, Р.Й. Проблема смысла. Логико-функциональный анализ языка / Р.Й. Павиленис. - М., 1983. - 283 с.

116. Павловская, A.B. Россия и Америка. Проблемы общения культур / A.B. Павловская. - М.: МГУ, 1998. - 304 с.

117. Петрова, М.Л. Концепт «свой - чужой» в журналистике и литературе России и Франции на рубеже XX - XXI вв.: автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.01.10 / Петрова Мария Леонидовна. - М., 2006. - 26 с.

118. Петрова, O.B. Смысл в культуре. Треугольник Локка и система Гегеля [Электронный ресурс] / О.В. Петрова // Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. Режим доступа: www.gumer.info/biblioter_buks/linguist/m_komm/01 .php (дата обращения: 05.09.2012).

119. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. -М.: Наука, 1986-254 с.

120. Пищальникова, В.А. Содержание понятия картины мира в современной лингвистике [Электронный ресурс] / В. А. Пищальникова // Ползуновский альманах, №1, 1998. Режим доступа:

http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa 1998_l/pages/l 3/рар_13 .html (дата обращения: 22.12.2009).

121. По дорога, В. А. Двойное время / В. А. По дорога // Феноменология искусства. - М.: Институт философии РАН, 1996. - С. 89 - 117.

122. Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира / З.Д. Попова, И.А Стернин. - Воронеж: Истоки, 2007. - 61 с.

123. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / И.Р. Пригожин // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С. 20 - 27.

124. Пригожин, И.Р. Очеловечивание человека, креативность природы и креативность человека / И.Р. Пригожин // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. - М.: Наука, 2004. -С. 251 -263.

125. Пояснение: Махатма (Рахат, Архат) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.myshambhala.com/obitel/comments/mahatma.htm (дата обращения: 13.06.2012).

126. Психолингвистика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yazyk.hl7.ru/l_linguistics/article3.html (дата обращения: 15.01.2011).

127. Пфютце, М. Грамматика и лингвистика текста / М. Пфютце // H3J1. Вып VIII. М.: Прогресс, 1978. - С. 218 - 243.

128. Ракитина, C.B. Соотношение понятий «картина мира», «модель мира», «образ мира», «научная картина мира», «языковая картина мира» / C.B. Ракитина // Картина мира: язык, литература, культура: Сб. науч. статей., Вып.2 / Отв. Ред. М.Г. Шкуропацкая. - Бийск: РИО БПГУ им В.М.Шукшина, 2006. - С. 118 - 124.

129. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

130. Ретунская, М.С. Английская аксиологическая лексика. Монография / М.С. Ретунская. - Н. Новгород: ННГУ, 1996 - 272 с.

131.Рябцева, Н.К. Истинность в субъективно-модальном контексте / Н.К. Рябцева // Логический анализ языка. Истина, истинность в культуре и языке. - М.: Наука, 1995. - С. 139-151.

132. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. - М.: «Прогресс», 1993. - 656 с.

133. Сергеева, Ю.М. Внутренний диалог как языковое явление и как литературно-художественный приём: автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.02.04 / Сергеева Юлия Михайловна. - М., 1996. -16 с.

134. Сергеева, Ю.М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): втореф. дисс. ... докт. филолог, наук: 10.02.04 / Сергеева Юлия Михайловна. - М., 2009.

135. Сидорова, О.Г. Английский язык и конфликт культур в постколониальном романе / О. Г. Сидорова // Известия Уральского государственного университета, № 28, 2003. - С. 139 - 147.

136. Сиротинина, О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности / О.Б. Сиротинина // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. -Волгоград. - Саратов: Перемена, 1998. - С. 3 - 9.

137. Смирнова, А.Г. Идентичность в меняющемся мире: Учебное пособие / А.Г.Смирнова, И.Ю.Киселёв. - Ярославль, 2002. - 300 с.

138. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление. 2-е изд. / А.Н. Соколов. - М.: ЖИ, 2007. - 256 с.

139. Спирин, А.Д. Личность и отчуждение: логико-мировоззренческие основания постановки проблемы / А.Д. Спирин. - Кемерово, 1999. -95 с.

140. Сретенская, Л.А. Функциональная семантико-стилистическая категория оценки в научных текстах разных жанров: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Сретенская Лариса Викторовна. - СПб., 1994.- 185 с.

141. Степанов, Г.В. Цельность художественного образа и лингвистическое единство текста / Г.В. Степанов // Лингвистика текста: Сб. научных трудов, Вып. 103. - М., 1976. - С. 74 - 76.

142. Сухотина, М. Продаётся местный колорит, или комплекс вины в «Боге Мелочей» Арундати Рой [Электронный ресурс] / М. Сухотина // «Вопросы литературы», № 2. Зарубежная литература. -2010. Режим доступа: magazines.russ.rU/voplit/2010/2/su23-pr.html (дата обращения: 15.06.2012).

143. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия. - М.: Наука, 1986. - 143 с.

144. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - 624 с.

145. Тлостанова, М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистских эпистемах / М.В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. -2003. - Вып. 3/4 Т.5. - С. 116 - 134.

146. Тлостанова, М.В. Как сделать читателей менее счастливыми [Электронный ресурс] / М.В. Тлостанова // Иностранная литература, №3. - 2003. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/inostran/2003/l/tlost.html (дата обращения: 20.07.2012).

147. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века / М.В. Тлостанова. - М.: ИМЛИ РАН, 2000. -400 с.

148. Толкачёв, С.П. Мультикультурный контекст современного английского романа: Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Толкачёв Сергей Петрович. - М., 2003 - 381 с.

149. Толкачёв, С.П. Образы гибридности в произведениях англоязычных писателей-мигрантов / С.П. Толкачёв // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология, № 1, 2003. - С. 24 - 33.

150. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. / Ж.Т. Тощенко.

- М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.

151. Трещалина, И.В. Языковая личность персонажа в прозе А.П. Чехова конца 80-х - нач.90-х годов (лексико-семантический аспект): автореф. дисс. ...канд. филолог, наук: 10.02.01 / Трещалина Ирина Владимировна. - Тверь, 1998.

152. Трипольская, Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс когнитивный и прагматический аспекты / Т.А. Трипольская. - Новосибирск, 1999.

- 116 с.

153. Трунов, Д.Г. Другой как участник самопознания / Д.Г. Трунов // Я и Другой в пространстве текста: межвуз. сб. науч. тр., Вып. 2. -Пермь - Любляна, 2009. С.26 - 34.

154. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) / З.Я. Тураева. - М.: Просвещение ,1986. - 127с.

155. Турунен, Н. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины мира у представителей разных культур / Н. Турунен, Л.И. Харченкова // Русское и финское коммуникативное поведение. -Воронеж: ВГТУ, 2000. - С. 74 - 78.

156. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский // Серия Язык. Семиотика. Культура. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 360 с.

157. Фатенкова, Т.А. Идентификация и самоидентификация в структуре современных семейных отношений: автореф. дисс. ... канд. социолог, наук: 22.00.04 / Фатенкова Татьяна Алексеевна. -Нижний Новгород, 2010. - 29 с.

158. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопр. Психологии, №2, 1997.-С. 88-93.

159. Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. - М.: Правда, 1990. - 608 с.

160. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

161. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М., 1990.

162. Фуко, М. Субъект и власть / М. Фуко // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. -M.: Праксис, 2006. - 320 с.

163. Харченкова, Л.И. Диалог культур в обучении РКИ / Л.И. Харченкова. СПб.: «Сударыня», 1994. - 142 с.

164. Хобсбаум, Э. Век революций. Век капитала. Век Империи, (в 3-х т.) / Э. Хобсбаум. - Ростов-на-Дону, 1999. - 1472 с.

165. Храпченко, М. Художественное творчество, действительность, человек / М. Храпченко. - М.: «Советский писатель», 1976. - 368 с.

166. Хюбнер, К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер // Пер. с немецкого А.Ю. Антоновского. - М.: Канон+, 2001. - 400 с.

167. Чакалова, Э.П. Языковая репрезентация национальной картины мира в художественном тексте (на материале английского и русского языков): автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.02.19 / Чакалова Элина Павловна. - Краснодар, 2006. - 24 с.

168. Черняева, К.О. Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей: автореферат дисс. ... канд. социолог, наук: 22.00.06 / Черняева Ксения Олеговна. -Саратов, 2010. - 22 с.

169. Чернявская, Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дисс. ... докт. филос. наук: 09.00.11 / Чернявская Г.К. - СПб., 1994. - 38 с.

170. Чернухина, И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И.Я. Чернухина. - Воронеж: Воронежский ун-т, 1984.- 115 с.

171. Чурилина, JI.H. «Языковая личность» в художественном тексте / JI.H. Чурилина. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 240 с.

172. Шамсутдинова, Д.В. Ценностно-нормативное поле национально-культурной идентичности / Д.В. Шамсутдинова // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы междунар. Конгр., посвящ. 1000-летию г. Казани / науч. ред.: P.3. Богоудинова, P.P. Юсупов. - Казань: КУ, 2005. - С. 63 - 67.

173. Шаховский, В.И. Эмоции-мысли в художественной коммуникации

как стилистический приём / В.И. Шаховский // Языковая личность:

161

социолингвистические и эмотивные аспекты. Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 1998. С. 81 - 92.

174. Щербаков, М.А. Модель уровней самоидентификации личности / М.А. Щербаков [Электронны ресурс] Режим доступа: http://www.ipd.ru/articles/ident_article.shtml (дата обращения: 03.09.2012).

175. Щербицкий, К. Миграция и границы постмодернизма // Speaking in Tongues. Лавка языков [Электронный ресурс] / К. Щербицкий // Режим доступа: http://vladivostok.com/speaking_in_tongues/shcherbitsky.htm (дата обращения: 17.11.09).

176. Щирова, И.А. Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века / И.А. Щирова. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000. - 210 с.

177. Щирова, И.А. Психологический текст: деталь и образ / И.А. Щирова. - СПб.: Филолог, фак-т СПБГУ, 2003. - 118 с.

178. Щирова, И.А. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.А. Щирова , З.Я. Тураева. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 156 с.

179. Щирова, И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие / И.А. Щирова, Е.А. Гончарова. - Спб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 472 с.

180. Щирова, И.А. О человекомерности науки и текста / И.А. Щирова // МеЬународни часопис Стил. Боеград Република Cp6nja: The International Association 'Style", Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, № 7, 2008. - C. 197 - 213.

181. Щирова, И.А. К проблеме сложного: оппозитивные отношения в

системе персонажей как средство выявления авторской

162

мирооценки / И.А. Щирова // МеЬународни часопис Стил. Боеград Република Cp6nja: The International Association 'Style", Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, №8, 2009. - C. 155 - 165.

182. Щирова, И.А. О сложности мира, текста и познания: методологический аспект / И.А. Щирова // МеИународни часопис Стил. Боеград Република Cp6nja: The International Association 'Style", Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, № 10, 2011.-C. 91-104.

183. Шмелёв, А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю / А.Д. Шмелёв. - М.: Языки славянской культуры, 2002. -224 с.

184. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - Москва - Воронеж: МПСИ: Модэк, 2004. - 600 с.

185. Шульгина, Д.Н. Глобализация и культурная идентичность: автореф. дисс. ...канд. философ, наук: 09.00.11 / Шульгина Дина Николаевна. - Воронеж, 2010. - 23 с.

186. Энквист, Н.Э. Параметры контекста / Н.Э. Энквист // Новое в зарубежной лингвистике, Вып. 9. - М.: Прогресс, 1980. - С. 254 -270.

187. Эриксон, Э.Х. Идентичность: юность и кризис: Учебное пособие / Э.Х. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. - 341 с.

188. Эткинд, А. Русская литература. XIX век: Роман внутренней колонизации / А. Эткинд // «НЛО», № 59, 2003. - С. 103 - 124.

189. Яковенко, И.Г. Ментальность в структурировании субъекта и субъективности / И.Г. Яковенко // Человек как субъект культуры. -М„ 2002.-С.150- 154.

Источники фактического материала

246. Coetzee, J.M. Youth / J.M. Coetzee. - London: Seeker & Warburg, 2002. - 228 p.

247. Desai, K. The Inheritance of Loss / K. Desai. - London: Penguin books, 2006. - 523 p.

248. Lessing, D. Under My Skin / D. Lessing. - London: Flamingo, 1995. -539 p.

249. Naipaul, V.S. Half a Life / V.S. Naipaul. - New York: Vintage International Vintage Books, A Division of Random House, Inc., 2001. -338 p.

250. Okri, B. The Famished Road / B. Okri. - London: Vintage Books, 2009. - 678 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.