Эволюция содержания и способов языковой репрезентации концепта FREEDOM в произведениях Дж. Фаулза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Меняйло, Вера Владимировна

  • Меняйло, Вера Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 187
Меняйло, Вера Владимировна. Эволюция содержания и способов языковой репрезентации концепта FREEDOM в произведениях Дж. Фаулза: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Санкт-Петербург. 2010. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Меняйло, Вера Владимировна

Введение.

1 Терминологический аппарат и методика исследования.

1.1 Текст в современной научной парадигме.

1.1.1 Когнитивные подходы к тексту.

1.1.2 Репрезентация авторских смыслов в художественном тексте.

1.2 Картина мира как основной элемент мировидения человека.

1.2.1 Понятие «картина мира» в современной лингвистике.

1.2.2 «Авторская картина мира» в ряду смежных понятий «языковая картина мира», «концептуальная картина мира», «художественная картина мира».

1.3 Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики.

1.3.1 Происхождение и значение термина «концепт».

1.3.2 Основные подходы к исследованию концепта.

1.3.2.1 Концепт как лингвокогнитивное явление.

1.3.2.2 Концепт как лингвокультурное явление.

1.3.3 Абстрактное имя и концепты абстрактных номинаций.

1.4 Индивидуально-авторский концепт в художественном тексте.

1.4.1 Понятие и особенности индивидуально-авторского концепта.

1.4.2 Способы формирования индивидуально-авторского концепта.

1.4.3 Алгоритм анализа содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM.

Выводы по первой главе.

2 Концепт FREEDOM в культуре и тексте.

2.1 Репрезентация концепта FREEDOM в современном английском языке.

2.2 Языковая репрезентация концепта FREEDOM в романах

Дж. Фаулза.

2.2.1 Объективация индивидуально-авторского концепта FREEDOM в «едином авторском тексте».

2.2.2 Свобода как отсутствие физических и духовных преград в романе «Коллекционер» (The Collector).

2.2.3 Свобода как отсутствие социальных ограничений в романе «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's

Woman).

2.2.4 Свобода как самопознание в романе «Волхв» (The Magus).

2.2.5 Свобода как одиночество в романе «Дэниел Мартин»

Daniel Martin).

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция содержания и способов языковой репрезентации концепта FREEDOM в произведениях Дж. Фаулза»

Художественный текст обретает особый статус в современной парадигме научного знания в связи с развитием гуманитарных технологий, сосредоточенных на вопросах социальной инженерии и проблемах производства и трансляции смыслов. Он обеспечивает ретрансляцию знания, помогая субъекту адаптироваться в условиях неуклонно ускоряющегося научно-технического прогресса, а его абсолютный антропоцентризм максимально проявляет человеческий фактор в языке.

Обращение к художественному тексту подтверждает стремление современной лингвистики изучать язык в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением и духовно-практической деятельностью. Этими же тенденциями развития науки объясняется исследовательский интерес к описанию концептов в составе концептуальной системы человека, которая формируется в его сознании в процессе познания мира. В отечественной когнитивной лингвистике последних лет [Болотнова, 2004; Быдина, 2004; Воркачев, 2001, 2007; Долбина, 2005; Ильинова, 2008, 2009; Карасик, 2004, 2005; Маслова, 2001, 2004; Огнева, 2009; Пименов, 2002, 2004; Слышкин, 2000; Степанов, 2001; Телия, 2004; Шаховский, 2008; Шейгал, 2002] активно изучаются культурные концепты - «коллективные представления, реальности общества» [Степанов, 2001]. Для исследователя текста особый интерес представляет изучение механизмов, обеспечивающих трансформацию культурных концептов в объективируемые текстом индивидуально-авторские концепты, поскольку они позволяют осмыслить переход от обобщенного и стереотипизированного представления о стоящем за концептом фрагменте действительности к его индивидуализированному видению.

Выбор концепта FREEDOM в качестве предмета исследования настоящей работы определяется двумя причинами. Во-первых, его принадлежностью к ключевым концептам англоязычного сознания

Вежбицкая, 1999]: анализируя репрезентации концепта FREEDOM в английском языке, можно делать выводы о представлениях английского лингвокультурного сообщества о мире. Во-вторых, значимостью концепта FREEDOM для осмысления творчества Дж. Фаулза [Антипенко, 2001; Гуланян, 2004; Картузова, 2006; Лобкова, 2001; Смирнова, 2002; Тимофеев, 1998; Фрейбертс, 1986; Campbell, 2005; Conradi, 1982; Eriksson, 1995; Foster, 1994; Garard, 1991; Hammond, 2003; Loftus, 1996; Olshen, 1980; Onega, 1986; Vianu, 2001; Wolfe, 1979]. Фаулз, - подчеркивает в этой связи С. Онега, -«хочет донести до читателя идею необходимости поиска свободы для самостановления в сложном мире современности. Все его романы, дополняя друг друга, предлагают в совокупности разное прочтение одной темы — свободы человека по отношению к обществу и самому себе» [Onega, 1986, р. 8, 167].

Актуальность работы определяется вниманием современной лингвистики к процессам концептуализации мира и, в частности, к процессам формирования и эволюции концептуальной системы автора как объективируемой текстом системы знаний и мнений. В соответствии с установками когнитивной парадигмы научного знания, изучение культурных концептов и формирующихся на их основе индивидуально-авторских концептов, репрезентируемых в творчестве художника слова, должно исходить из понимания текста как когнитивно- и культурно-значимого события в конкретном историко-культурном контексте, однако, механизмы, обеспечивающие трансформацию культурного концепта в индивидуально-авторский, и способы языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта в тексте ещё не выступали предметом самостоятельного научного исследования. Диссертационное исследование призвано заполнить эту лакуну.

Объектом исследования выступает эволюция содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта в художественном тексте.

Предметом исследования является концепт FREEDOM в произведениях Дж. Фаулза.

Теоретическую базу исследования составили работы:

- по теории концепта: Н.Д. Арутюнова, И.К. Архипов, С.А. Аскольдов, Л.Г. Бабенко, Н.Н. Болдырев, И.В. Быдина, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев,

B.З. Демьянков, Ю.В. Казарин, В.И. Карасик, Н.Г. Клебанова, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, Д.С.Лихачев, В.А. Маслова, М.В.Никитин, Н.С.Попова, Ю.Д. Стернин, В.Н. Телия, P.M. Фрумкина, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов,

C.Л. Фесенко, Л.О. Чернейко, В.И. Шаховский, G. Fauconnier, Ch. Fillmore, R. Jackendorff, M. Johnson, G. Lakoff, R.W. Langacker;

- по проблемам картины мира: А. Вежбицкая, Т.И. Воронцова, О.Н. Тройская, Е.В. Иванова, Ю.Н. Караулов, Г.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова, В.А. Маслова, В.А. Пищальникова, Р.И. Павиленис, В.И. Постовалова, Н.С. Попова, И.А. Стернин, В.Н. Телия, В.Н. Топоров, А.А. Уфимцева, И.А. Щирова, Е.С. Яковлева;

- по теории текста: Э.С. Азнаурова, И.В. Арнольд, Р. Барт, М.М. Бахтин, Н.С. Болотнова, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Е.А.Гончарова, И.В. Гюббенет, Е.Ю. Ильинова, В.В. Красных, Ю.М. Лотман, В.А. Пищальникова, М.Р. Проскуряков, И.А. Тарасова, З.Я. Тураева, О.Е. Филимонова, А.Д. Шмелев, И.А. Щирова, S. Chatman, U. Eco, W. Iser.

Целью исследования выступает описание эволюции содержательных характеристик и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM в произведениях Дж. Фаулза, объективирующих динамику авторских представлений об одной из важнейших культурных универсалий субъектного ряда - свободе.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. систематизировать теоретический материал в области исследования концептов и уточнить ключевые понятия работы в их соотношении: концепт (культурный, индивидуально-авторский, художественный, ключевой концепт) и картина мира (концептуальная, языковая, художественная, авторская картина мира);

2. разработать алгоритм анализа содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM как концепта, формирующегося на основе одноимённого культурного концепта;

3. выявить и систематизировать языковые репрезентанты культурного концепта FREEDOM в современном английском языке и описать его ядерные и периферийные характеристики;

4. проанализировать эксплицитный и имплицитный способы языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта;

5. на основе выявленных языковых репрезентантов индивидуально-авторского концепта FREEDOM построить его модели в каждом из анализируемых романов, разграничивая ядерные (основные, профилирующие) и периферийные (второстепенные, дополнительные) концептуальные характеристики и учитывая характер их модификаций по отношению к культурному концепту;

6. провести сравнительно-сопоставительный анализ построенных моделей и, исходя из его результатов, описать модификации в содержании и способах языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM как маркеры эволюции авторского мировосприятия.

Для решения поставленных задач в работе применяются общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, количественного анализа и моделирования, а также лингвистические методы: концептуальный анализ, компонентный анализ, контекстуальный анализ и стилистический анализ с опорой на принципы выдвижения.

Материалом исследования выступают произведения крупной жанровой формы - романы Дж. Фаулза «Коллекционер» (The Collector) (1960), «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman) (1969), «Волхв» (The Magus) (1965, 1977) и «Дэниел Мартин» (Daniel Martin) (1977).

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-авторский концепт FREEDOM является ключевым концептом авторской картины мира Дж. Фаулза, формируется на основе одноименного культурного концепта и репрезентируется в тематически и концептуально связанных текстах романов «The Collector», «The French Lieutenant's Woman», «The Magus» и «Daniel Martin», образующих «единый авторский текст» как фрагмент единого текста творчества.

2. Алгоритм анализа содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM включает девять операций. Результатом выполнения первых трёх операций является описание способов языковой репрезентации и моделирование содержания культурного концепта, выступающего основой для формирования индивидуально-авторского концепта, результатом выполнения следующих шести операций — описание способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта, моделирование его содержания и выявление характера эволюции индивидуально-авторского концепта, объективируемого «единым авторским текстом».

3. Индивидуально-авторский концепт FREEDOM формируется в результате обусловленного авторской интенцией изменения значимости характеристик культурного концепта посредством модификации ассоциативных и оценочных смыслов. О конституентах индивидуально-авторского концепта дают основание судить разные формы его вербализации.

4. Изменение значимости характеристик культурного концепта в процессе его трансформации в индивидуально-авторский концепт носит следующий характер: ядерные характеристики становятся периферийными; периферийные характеристики становятся ядерными; характеристики культурного концепта не актуализируются; у индивидуально-авторского концепта появляются характеристики, отсутствующие у культурного концепта. Характеристики культурного концепта, обретая статус характеристик индивидуально-авторского концепта, могут сохранять свою значимость: уникальность авторского мировосприятия в этом случае проявляется в самом выборе характеристики.

5. Основными типами модификации содержательных характеристик культурного концепта выступают: расширение, сужение, метафоризация или такое авторское переосмысление, в результате которого характеристика обретает противоположный смысл.

6. Стабильность содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM в «едином авторском тексте» манифестируется:

- эксплицитными языковыми репрезентантами концепта (JIE freedom, free, freely, liberty, independence);

- маркерами имплицитной языковой репрезентации концепта, объективирующими стабильные элементы авторской картины мира (JIE woman, sea, wood, art).

7. Эволюция содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM в «едином авторском тексте» манифестируется изменением:

- способов языковой репрезентации пространственных характеристик, реализующих базовую смысловую оппозицию «свобода vs. несвобода» и представленных номинантами «разомкнутого» (свобода) или «замкнутого» (несвобода) пространства в трех из анализируемых романов: «The Collector», «The French Lieutenant's Woman», «The Magus». В романе «Daniel Martin» базовая оппозиция переосмысляется: авторское видение свободы вербализуется номинантами замкнутого пространства;

- способов языковой репрезентации ассоциативного компонента индивидуально-авторского концепта, демонстрирующих высокую степень вариативности;

- оценочного компонента индивидуально-авторского концепта: в целом положительная оценка автором феномена свободы контрастирует с осознанием ее возможных отрицательных последствий («freedom is necessary condition for living» (+), «freedom is possibility to take one's own decisions» (+), «freedom is the greatest value» (+) vs. «freedom is responsibility» (-)).

Научная новизна работы определяется тем, что, несмотря на внимание исследователей к творчеству Дж. Фаулза, иерархия индивидуально-авторских концептов и их смысловая динамика, эксплицирующая эволюционные процессы в авторской картине мира, не изучалась. В работе впервые разрабатывается и апробируется на текстовом материале алгоритм анализа индивидуально-авторского концепта, формирующегося на базе одноименного культурного концепта, в «едином авторском тексте». Применение алгоритма позволяет проследить эволюцию содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта на разных этапах авторского творчества.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в когнитивную лингвистику, лингвистику текста, лингвокультурологию и изучение ценностного аспекта англоязычной картины мира, связанного со значимостью феномена свободы для представителей английской лингвокультуры. Моделирование индивидуально-авторских концептов, формирующихся на основе культурных концептов, позволяет делать выводы не только о вербализуемых в тексте индивидуально-авторских представлениях, но и о том, как эти представления соотносятся с представлениями социума. Изучение эволюции содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта представляется теоретически значимым для анализа особенностей идиостиля автора, выявления культурно обусловленных элементов художественного текста и его доминантных смыслов с позиций когнитивистики. Важным является и описание закономерностей формирования и функционирования индивидуально-авторских концептов, образованных на основе культурных концептов, а также уточнение и развитие методик их лингвокогнитивного анализа.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, лексикологии и стилистике английского языка, по лингвистике текста и истории английской литературы, спецкурсов, посвященных творчеству Дж. Фаулза и проблемам идиостиля в целом.

Рекомендации по использованию результатов диссертации. Предложенный в работе алгоритм анализа индивидуально-авторского концепта носит универсальный характер и может быть применен для анализа специфики объективации индивидуально-авторских концептов в различных типах текста.

Объем и структура диссертационного исследования. Содержание изложено на 169 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, которая включает 197 наименований научных трудов и словарей (из них 158 - издания на русском языке и 39 - на иностранном языке). Список источников примеров включает 6 наименований, из них 4 романа, общим объёмом 2260 листов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Меняйло, Вера Владимировна

Выводы по второй главе

Культурный концепт FREEDOM является ключевым концептом английской культуры. В сознании представителей современного английского социума свобода ассоциируется с идеалом «ненавязывания» (privacy). Это определяет её понимание не как привилегии ограниченного круга людей, а как универсального права.

Культурный концепт FREEDOM выступает основой для формирования одноименного индивидуально-авторского концепта, объективируемого текстами произведений Дж. Фаулза. В индивидуально-авторском концепте как единице авторского сознания и ключевом элементе авторской картины мира концентрируются представления писателя о свободе, главной теме его творчества. На формирование и эволюцию этих представлений влияли такие экстралингвистические факторы, как крупнейшие культурно-философские направления XX века - экзистенциализм и постмодернизм, творчество А. Камю, Ж.-П. Сартра, И. Кальвино, X. Борхеса и Г.Г. Маркеса, политические и социальные процессы, отдельные периоды и события личной жизни Дж. Фаулза.

Индивидуально-авторский концепт FREEDOM в анализируемых романах эксплицитно репрезентируется не всем набором языковых репрезентантов культурного концепта, а преимущественно лексическими единицами freedom, free, freely и их синонимами: liberty, independence и independent. Маркеры имплицитной репрезентации концепта в анализируемых романах варьируются.

Сравнение содержания индивидуально-авторского концепта FREEDOM с содержанием культурного концепта показывает, что в индивидуально-авторском концепте происходит не только дополнение и модификация характеристик концепта, выделяемых на национальном уровне, но и изменение их значимости. Причинами этих трансформаций выступают особенности мироощущения писателя и авторская интенция. Периферийные характеристики культурного концепта становятся ядерными характеристиками индивидуально-авторского концепта и, наоборот, ядерные характеристики могут стать периферийными. Например, в романе «The Magus» ядерная характеристика культурного концепта FREEDOM «the state of not being imprisoned or enslaved» становится периферийной, a периферийная характеристика «freedom is the opportunity to act as one wishes without any restrictions» становится ядерной. Некоторые характеристики культурного концепта, например, «freedom is permissiveness», оказываются нерелевантными в авторской картине мира, объективируемой текстами четырёх анализируемых романов. Кроме того, у индивидуально-авторского концепта появляются характеристики, отсутствующие у культурного концепта, но стабильно выделяемые при анализе: «freedom is woman», «freedom is nature» и «freedom is creative activity».

Романы Дж. Фаулза «Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта», «Волхв» и «Дэниел Мартин» в совокупности формируют «единый авторский текст» как фрагмент единого текста творчества. Каждый новый роман представляет собой развитие или переосмысление проблем и тем, затронутых в более ранних произведениях. Эволюция содержания индивидуально-авторского концепта FREEDOM в авторской картине мира заключается в изменении взглядов писателя на сущность и способы обретения свободы, а также на противопоставленные ей несвободу или способы ограничения свободы.

В романе «Коллекционер» свобода трактуется как весь мир за пределами некоего ограниченного места заточения. Человек свободен, если ничто не ограничивает его свободу действий и возможность самовыражения и самореализации. В романе «Женщина французского лейтенанта» свобода приравнивается не к отсутствию физических преградах, а механизмов социального контроля, регламентирующих жизнь человека и, тем самым, ограничивающих его свободу. В романе «Волхв» автор рассматривает свободу как самопознание, ответственность и возможность выбора: ограниченные пространства, рассматривавшиеся в предыдущих романах как символы несвободы, могут ограничивать свободу человека, изолируя его от мира, или давать ему возможность прийти к истинному пониманию свободы путем саморефлексии и созидания. Наконец, в романе «Дэниел Мартин» автор приходит к осмыслению свободы как одиночества. Окружающий мир, общество и государство ограничивают свободу человека, только в уединении, в некоем изолированном от мира месте, своего рода «убежище», человек чувствует себя свободным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция содержания и языковых форм репрезентации концепта в авторской картине мира представляет научный интерес для лингвиста, занимающегося проблемами текста, в котором объективируется диалог человека с культурой.

Под картиной мира традиционно понимается глобальный образ мира в сознании человека. Являясь субъективной интерпретацией объективного мира, картина мира вторична по отношению к действительному миру и первична по отношению к языку, который служит средством ее объективации. В авторской картине мира как личностно-детерминированной концептуальной системе органически сочетаются универсальный, национальный и индивидуальный компоненты.

Картина мира автора представляет собой совокупность взаимообусловленных индивидуально-авторских концептов - ментальных единиц индивидуального авторского сознания: основанные на художественной ассоциативности, они тяготеют к образам и эмотивным смыслам. Индивидуально-авторский концепт может формироваться на основе одноименного культурного концепта в результате взаимодействия автора с окружающей действительностью, отражая, таким образом, изменчивость не только действительности, но и самого процесса её познания.

Разработанный в диссертации алгоритм анализа содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта FREEDOM, формирующегося на основе культурного концепта, позволил описать их эволюцию в четырёх романах Дж. Фаулза («Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта», «Волхв» и «Дэниел Мартин») как частных вариантах концептуализации мира.

Концептуальный анализ включал два этапа. На первом этапе, на материале современного английского языка, анализировались содержание, и способы языковой репрезентации культурного концепта FREEDOM. На втором этапе, на материале текстов романов путём сравнения моделируемых в них диахронических вариантов одноимённого индивидуально-авторского концепта описывалась эволюция его содержания и способов языковой репрезентации. Она, в свою очередь, позволила сделать выводы о характере изменения этих единиц индивидуального сознания как элементов авторской картины мира.

Концепт FREEDOM является ключевым концептом («константой», по Ю.С. Степанову) английской культуры, поскольку отвечает принципам «частотности употребления», «культурной разработанности» и «ключевых слов» (А. Вежбицкая), а формируемый на его основе индивидуально-авторский концепт - ключевым концептом авторской картины мира, объективируемой анализируемыми текстами. Все они представляют собой не отдельные автономные произведения, а формируют «единый авторский текст» - фрагмент единого текста творчества: в каждом новом романе развиваются и переосмысляются проблемы и темы, затронутые в более ранних произведениях. Главной из этих тем, как показывает проведённый анализ содержательных характеристик и языковых репрезентантов индивидуально-авторского концепта FREEDOM, является тема свободы. Тот же вывод подтверждается исследованиями литературоведов и фактографическим материалом.

В каждом из анализируемых романов автор описывает различные состояния и способы обретения свободы, противопоставляя им состояния несвободы (unfreedom) или ограничения и препятствия на пути к достижению свободы. Противопоставление «свобода vs. несвобода» лежит в основе языковой репрезентации концепта FREEDOM и реализуется в форме «доминантного хронотопа» «разомкнутое vs. замкнутое пространство». На лексическом уровне состояние свободы наиболее часто эксплицитно репрезентируется лексическими единицами freedom, free, freely и их синонимами: liberty, independence, independent, deliverance, escape. Для описания состояния несвободы писатель использует лексемы: prison, imprisonment, captivity, chains, boundaries.

Отражая специфику индивидуально-авторского видения феномена свободы, индивидуально-авторский концепт FREEDOM формируется в результате изменения значимости содержательных характеристик одноименного культурного концепта.

1) Ядерные характеристики культурного концепта становятся периферийными характеристиками индивидуально-авторского концепта: в романе «Дэниел Мартин» две ядерные характеристики культурного концепта «freedom is the opportunity to act as one wishes without any restrictions» и «freedom is availability of personal and civic rights» становятся периферийными.

2) Периферийные характеристики культурного концепта становятся ядерными: в романе «Волхв» четыре периферийные характеристики культурного концепта «freedom is possibility of choice», «freedom is the greatest value», «freedom is unmarried position» и «freedom is something natural and unconscious» становятся ядерными; в романе «Дэниел Мартин» две периферийные характеристики культурного концепта «freedom is peace» и «freedom is something that appeared and is practiced in Great Britain» становятся ядерными.

3) Характеристики культурного концепта в процессе его трансформации в индивидуально-авторский концепт не меняют своей значимости, то есть ядерная характеристика остаётся ядерной, а периферийная - периферийной, но подвергаются модификациям: в романе «Коллекционер» ядерная характеристика культурного концепта «freedom is the state of not being imprisoned or enslaved» сужается (ср. «freedom the state of not being in the house of Frederic Clegg») и метафоризируется (ср. «freedom is world outside the prison»), периферийная характеристика «freedom is money» получает противоположное осмысление «freedom is an opposite to material benefits, money»; в романе «Женщина французского лейтенанта» ядерная характеристика культурного концепта «freedom is the state of not being imprisoned or enslaved» расширяется (ср. «freedom is the state of not being under the control and interference into your life of other people»), ядерная характеристика культурного концепта «freedom is the opportunity to act as one wishes without any restrictions» сужается и метафоризируется (ср. «freedom is independence from social, class, religious prejudices and restrictions»), периферийная характеристика культурного концепта «freedom is something natural and unconscious» получает противоположное осмысление «freedom is responsibility»; в романе «Волхв» периферийная характеристика культурного концепта «freedom is peace» расширяется (ср. «freedom is solitude»).

4) Характеристики культурного концепта не актуализируются в качестве характеристик индивидуально-авторского концепта: «freedom is an absence of a necessity to work», «freedom is permissiveness», «freedom is majority».

5) У индивидуально-авторского концепта появляются характеристики, отсутствующие у культурного концепта: «freedom is woman», «freedom is nature», «freedom is art/creative activity» (эти три характеристики выделяются в каждом анализируемом романе и являются стабильными компонентами авторской картины мира), «freedom is necessary condition for living», «freedom is flight», «freedom is traveling», «freedom is privacy», «freedom is a possibility to take one's own decisions».

Изменения представлений писателя о свободе, отраженные в эволюции содержания концепта FREEDOM, объективированных текстом, можно кратко охарактеризовать следующим образом. В романе «Коллекционер» свобода рассматривается в соответствии с традиционными приоритетами английской лингвокультуры: чтобы обрести свободу достаточно обрести свободу действий. Однако свобода действия подразумевает не только отсутствие контроля и физических преград («freedom is the state of not being in the house of Frederic Clegg»), но и свободу самовыражения, возможность донести до людей свои мысли и повлиять на развитие и гармонизацию f общества («freedom is world outside the prison»). В романе «Женщина французского лейтенанта», под влиянием идей экзистенциальной философии, писатель смещается к более абстрактному понимаю свободы: свобода трактуется как возможность действовать самостоятельно, вне зависимости от воли и желания других людей («freedom is the state of not being under the control and interference into your life of other people»), а также от социальных запретов и стереотипов («freedom is independence from social, class, religious prejudices and restrictions»). Роман «Волхв», к которому Дж. Фаулз возвращался на протяжении всего творческого пути, отличается наиболее неоднозначной трактовкой феномена свободы. Пространство острова Фраксос одновременно и ограничивает свободу главного героя, изолируя его от внешнего мира, и наделяет его новым пониманием свободы («freedom is the opportunity to act as one wishes without any restrictions», «freedom is possibility of choice»). Путь к свободе лежит через самосовершенствование. В этом романе описываются и сравниваются разные виды свободы, но окончательный вывод о её сущности не сформулирован. В романе «Дэниел Мартин» свобода осознаётся автором как внутреннее состояние человека, а окружающий мир как ограничивающий свободу. Свобода, как следствие, ассоциируется с одиночеством («freedom is solitude»).

Предложенный в работе алгоритм анализа содержания и способов языковой репрезентации индивидуально-авторского концепта, формирующегося на основе одноимённого культурного концепта, может использоваться для описания различных аспектов творчества креативной языковой личности. Помимо анализа отдельных составляющих авторской концептосферы, оно должно включать выявление способов, представления авторской позиции, доминантных текстовых смыслов и доминантных хронотопов, текстовых категорий, актуальных для творчества каждого конкретного автора и пр. Учёт эволюции авторской картины мира при анализе каждого из перечисленных аспектов представляется целесообразным. Характер этой эволюции позволит сделать вывод о возможном образовании отдельными текстами единого прозаического авторского текста на основе общности тематики, набора образов и мотивов, пространственно-временных характеристик и пр.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Меняйло, Вера Владимировна, 2010 год

1. Авдеева О.А. Средства выражения концепта «возраст» в английском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2008. - 22 с.

2. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. 180 с.

3. Антипенко Е.М. Правила семантического вывода в текстах художественной литературы (на материале романов Д. Фаулза «Коллекционер», «Маг», «Женщина французского лейтенанта»): автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 2001. 28 с.

4. Арнольд И.В. Сематика. Стилистика. Интертекстуальность. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 444 с.

5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). М.: Просвещение, 1990. — 300 с.

6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. - 383 с.

7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1998.-896 с.

8. Архипов И.К. О принципах идентификации переносных значений // Studia Linguistica. СПб.: Тригон, 1997. - №4: Языковая система и социокультурный контекст. - С. 27-35.

9. Архипов И.К. Человеческий фактор в языке. СПб.: Невский ин-т языка и культуры, 2001. - 109 с.

10. Архипов И.К. Язык и языковая личность. — СПб.: Книжный дом, 2008. — 248 с.

11. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антология. — М.: Academia, 1997. -С. 267-280.

12. Бабенко JI.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение , 2003. - 213 с.

13. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф. дис. . доктора филол. наук. — Воронеж, 1998. 41 с.

14. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. С. 387-423.

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1994. — 547 с.

16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

17. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407. Электронный ресурс. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronotop 10.html

18. Беляева Л.А. Симметрия и асимметрия языковой реализации вариантов концепта ЕЛЕВТЕРИЯ/FREEDOM в грекоязычной и англоязычной лингвокультурах: автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2008. — 23 с.

19. Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н.С.Гумилева в ее лексическом представлении: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2002. — 16 с.

20. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамбовского университета, 2000. — 123 с.

21. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под ред. И.А. Стернина. -Воронеж: ВГУ, 2001. С. 25-37.

22. Болдырев Н.Н. Основы и принципы научных лингвистических исследований: Курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 1997. - 87 с.

23. Болотнова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте / Н.С. Болотнова // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века: Сб. статей в честь профессора С.Г. Ильенко. -СПб., 1998.-С. 242-247.

24. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. — Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 1992. — 312 с.

25. Брутян Г.А. Язык и картина мира // Философские науки. М., 1973. -№1.-С. 108-111.

26. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. — М.: Добросвет-2000, 2001. - 336 с.

27. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 283 с.

28. Быдина И.В. Когнитивный аспект идиостиля Виктора Сосноры // Язык и транснациональные проблемы. М. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. - С. 392-399.

29. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. — 451 с.

30. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 780 с.

31. Виноградов В.В. Язык художественного произведения // Вопросы языкознания. 1954. - № 5 - С. 3-26.

32. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Наука, 1991. — 346 с.

33. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. М., 2003. - Вып. 24. - С. 5—12.

34. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. - № 1. - С. 64-72.

35. Воркачев С.Г. Постулаты лингвоконцептологии // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. -Т. 1.-384 с.

36. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. — М.: Гнозис, 2007.-284 с.

37. Воронцова Т.И. Концептуальная картина мира текста баллады (на материале английских и шотландских баллад). Хабаровск: ИВЭСЭП, 2004. - 139 с.

38. Воронцова Т.И. Текст баллады. Языковая картина мира (на материале английских и шотландских баллад). СПб.: Северная звезда, 2003. — 228 с.

39. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М.: Просвещение, 1981.-325 с.

40. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2007. - 139 с.

41. Герц Г. Три картины мира / Принципы механики // Новые идеи в философии. СПб., 1914. - № 11. - С. 65 - 68.

42. Григорьянц Т.П. Волхв // Энциклопедия мировой литературы. СПб.: Невская книга, 2000. - 656 с.

43. Тройская О.Н. Немецкая народная сказка: язык и картина мира. СПб.: Ун-т МВД, 1998.-189 с.

44. Тройская О.Н. Языковая картина мира и лексикон // Проблемы лингвистики и лингводидактики в высшей школе. СПб.: Изд-во ВмедА, 2003.-Вып. 4.-С. 3-9.

45. Гуланян К.Г. Эволюция жанра романа в творчестве Д. Фаулза: автореф. дис. . канд. филол. наук. Ереван, 2004. - 20 с.

46. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. - № 4. -С. 17-33.

47. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. М., 2001. - № 1. - С. 35-47.

48. Долбина И.А. Художественный концепт брат в индивидуально-авторской картине мира: содержание и структура (на материале романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2005.- 115 с.

49. Енукидзе Р.И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация (на материале англо-американского рассказа). Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1987. - 194 с.

50. Зализняк А. Концептуальный анализ. Электронный ресурс. URL: http://www.knigosvet.rU/articles/77/l 007724/1007724а5 .htm

51. Иванова Е.В. Пословичные картины мира. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. - 160 с.

52. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. 256 с.

53. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Интрада, 2001. -384 с.

54. Ильинова Е.Ю. Вымысел в языковом сознании и тексте. Волгоград: Волгоград, научное изд-во, 2008. - 513 с.

55. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

56. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. - Т. 1. - С. 13-15.

57. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики.- Воронеж: МИОН, 2001. С. 75-80.

58. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -262 с.

59. Картузова И.Б. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Д. Фаулза: автореф. дис. . канд. филол. наук. — Н. Новгород, 2006. -21 с.

60. Клебанова Н.Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально-авторских концептов в англоязычных прозаических текстах: автореф. дис. . канд. филол. наук. — Тамбов, 2005. 24 с.

61. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990.- 108 с.

62. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. / под ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. — 331 с.

63. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Наука, 2003.-236 с.

64. Кубрякова Е.С. В генезисе языка, или рамышления об абстрактных именах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. - №3. - С. 5-14.

65. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания.- 1994. №4. - С. 34-37.

66. Кубрякова Е.С. О концептах, схваченных знаком // Studia Linguistica. — СПб.: Политехника-сервис, 2009. № 18: Актуальные проблемы современного языкознания. - С. 69-75.

67. Кубрякова Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность, язык и сознание: международный межвузовский сборник научных трудов. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - Вып. 2. - С. 28-32.

68. Кубрякова Е.С. Проблемы представления знаний в языке // Структуры представления знаний в языке. М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 5-31.

69. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. -Чебоксары, 2003. №4 (38). - С. 2-12.

70. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. — JL: Просвещение, 1988. 191 с.

71. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1981. - Вып. 10: Лингвистическая семантика. - С. 350-368.

72. Левченко Л.М. Концептуальна картина мира Н.С. Лескова и ее отражение в идиостиле писателя (экспериментальное исследование): автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2000. - 22 с.

73. Леденева В.В. Идиостиль / Филологические науки. 2001. - №5. — С. 36-42.

74. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 607 с.

75. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность и структура текста: Антология. М.: Academia, 1997. - С. 280-287.

76. Лобкова Н.В. Взаимодействие языков искусств в творчестве Д. Фаулза: автореф: дис. . канд. филол. наук. -М, 2001. 20 с.

77. Логиш С.В. Итало Кальвино // Итальянская культура XX века. — 2006. Электронный ресурс. URL: http://www.belpaese2000.narod.ru/ Teca/Nove/С alvino/ calv0.htm

78. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.

79. Маслова В.А. Лингвокультурология. — М.: Издательский центр Академия, 2001. 208 с.

80. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. — М.: Флинта: Наука, 2004. 256 с.

81. Молчанова Г.Г. Семантика художественного текста (импликативные асппекты коммуникации). Ташкент: Ташкентский гос. пед. ин-т ин. яз., 1988.- 163 с.

82. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 819 с.

83. Никитин М.В. Основание когнитивной семантики: учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 277 с.

84. Никитин М.В. Об отражении картины мира в языке // Stadia Linguistica. — СПб: Политехника-сервис, 1999. № 8. - С. 6-12.

85. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - №1. - С. 53-64.

86. Огнева Е.А. Когнитивно-сопоставительное моделирование концептосферы художественного текста (на материале перевода русской прозы на французский и английский языки): автореф. дис. . доктора филол. наук. Белгород, 2009. - 42 с.

87. Опарина Е.О. Роль метафоры в познании и вербализации знаний о мире // Структуры представления знаний в языке. М.: ИНИОН РАН, 1994. -С. 148-159.

88. Официальный сайт Дж. Фаулза. Электронный ресурс. URL: http://fowlesbooks.com/biography.htm

89. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-функциональный анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.

90. Петровых Н.М. Концепты воля и свобода в русском языковом сознании // Известия Уральского государственного университета. — 2002. № 24. -С. 34-45.

91. Пиксендеева В.Г. Способы лингвистической экспликации макроконцепта «ВРЕМЯ» в современном английском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2009. - 16 с.

92. Пименов Е.А. О некоторых социальных концептах // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия Филология / Науч. рук. М.В. Пименова. Кемерово, 2002. - Вып. 4 (12). - С. 97-100.

93. Пименова М.В. Предисловие / Введение в когнитивную лингвистику / под ред. М.В. Пименовой. Кемерово, 2004. - Вып. 4. — 208 с.

94. Пищальникова В.А. Мышление и речь // Психолингвистика: Хрестоматия. М. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - С. 112-147.

95. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.- 132 с.

96. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. 176 с.

97. Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. -285 с.

98. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистке. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1999. 123 с.

99. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 56 с.

100. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток -Запад, 2007.-314 с.

101. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -216с.

102. Ю4.Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 321 с.

103. Привалова И.В. Образ мира, языковая картина мира и этнолингвокультурное сознание // Язык и транснациональные проблемы.- М. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. -С. 86-91.

104. Юб.Проскурнин Б.М. Викторианский менталитет и английская культура XX века (постановка проблемы) // Национальный менталитет и языковая личность: межвуз. сборник науч. трудов. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002.-С. 194-207.

105. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: автореф. дис. доктора филол. наук. СПб., 2000. - 38 с.

106. Резникова С.С. Концепт «событие» и способы его вербальной репрезентации в СМИ: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2006. -22 с.

107. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. -М.: Аграф, 1997.-384 с.

108. Ю.Серова К.А. Прагматический фокус и перспектива в словесном портрете в английской прозе XX века (на материале романов В. Вулф и Д. Фаулза): автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1996. - 23 с.

109. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. -Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.

110. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе М.: Academia, 2000. -128 с.

111. Смирнова Н. А. Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон -Уайльд Гарди - Фаулз: автореф. дис. . доктора филол. наук. - М, 2002. - 47 с.

112. Солохина А.С. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дис. . канд. филол. наук. — Волгоград, 2004.- 19 с.

113. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 834 с.

114. Тарасова И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля / Вестник Самарского государственного университета. 2004. - №1. Электронный ресурс. URL: www.ssu.samara.ru/~vestnik/

115. Тарасова И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле: (На материале поэзии И. Анненского): автореф. дис. . канд. филол. наук. -Саратов, 1994. 17 с.

116. Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. - 328 с.

117. Тимофеев В.Г. Уроки Джона Фаулза. СПб.: Петербургский институт печати, 2003.- 112 с.

118. Топоров В.Н. Пространство и текст / Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983.-356 с.

119. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: Структура и семантика: Учебное пособие. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 144 с.

120. Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. М., 1979. - Вып. 11. - С. 142-148.

121. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора- в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — 216 с.

122. Федосова Т.В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора (на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - 145 с.

123. Фесенко Т.А. Реальный мир и ментальная реальность: парадигмы взаимоотношений. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. — 244 с.

124. Филимонова О.Е. Язык эмоций в английском тексте. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2001.-260 с.

125. Филимонова О.Е. Эмоциология текста: Анализ репрезентации эмоций в английском тексте. СПб.: Книжный дом, 2007. — 448 с.

126. Филиппова С.Г. Интертекстуальность как средство объективации картины мира автора: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2007. — 20 с.

127. Фрейбертс B.JI. Творческий путь Джона Фаулза: автореф. дис. . канд. филол. наук. Рига, 1986. — 26 с.

128. Фрейд 3. Я и Оно: по ту сторону принципа удовольствия. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2005. - 156 с.

129. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Мысль, 1991. - 257 с.

130. Фрумкина P.M. «Теория среднего уровня» в современной лингвистике // Вопросы языкознания. 1996. - № 2. - С. 17-22.

131. Цыкина Е.А. Способы выражения авторской позиции в англоязычной психологической прозе XX века: автореф. дис. . канд. филол. наук. -СПб., 2008.-21 с.

132. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. — № 2. — С. 6-11.

133. Чернейко JI.O. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: Прогресс, 1997.-320 с.

134. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное пониманиние и лингвоэкология). — Волгоград: Перемена, 1998. 149 с.

135. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. - 418 с.

136. Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.

137. Шмидт Е.Д. Эволюция художественной детали в тексте словесного портрета (на материале английской художественной прозы XVIII-XX вв.): автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2006. - 21 с.

138. Щирова И.А. К проблеме сложного: оппозитивные отношения в системе персонажей как средство выявления авторской мирооценки // МеЬународни часопис Стил. Белград: Изд-во БелГУ, 2009. - С. 155-165.

139. Щирова И.А. Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-210 с.

140. Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 120 с.

141. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания. СПб.: Книжный дом, 2006. - 172 с.

142. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. — СПб.: Книжный дом, 2007. — 427 с.

143. Щирова И.А., Тураева З.Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 156 с.

144. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. — СПб.: Симпозиум, 2007. -285 с.

145. Яковлева Е.С. Фрагменты языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М.: Гнозис, 1994. — 344 с.

146. Янова О.В. Концепт BELIEF/TRUST/FAITH: структура и репрезентация в современном английском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук. — СПб, 2005.-20 с.

147. Campbell J. Greek myths // Guardian Unlimited. 2005, December 17. Электронный ресурс. URL: http://books.guardian.co.uk/ review/story/ОЛ 668489,00.html

148. Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. -London: Cornell University Press, 1978. 396 p.

149. Conradi P. John Fowles. London; New York: Methuen, 1982. - 109 p.

150. Eco U. The Role of the Reader: Explorations in the semiotics of texts. -Bloomington: Indiana University Press, 1984. 273 p.

151. Eriksson H. The "Structuring forces" of detection: The cases of C.P. Snow and John Fowles. Uppsala, 1995. — 128 p.

152. Fauconnier G. Mental Spaces. — New York: Cambridge University Press, 1994.-24 p.

153. Fillmore Ch. Frame semantics // Linguistics in the morning calm. Seoul: Hanship, 1982.-P. 111-137.

154. Foster Thomas C. Understanding John Fowles. Columbia, 1994. - 186 p.

155. Fowles J. Notes on an Unfinished Novel // Novelists on Their Novels. New York: Atheneum, 1969. - 413 p.

156. Fowles J. The Aristos. London: Jonathan Cape, 1964; Boston: Little, Brown, 1964.-213 p.

157. Garard Ch. Point of view in fiction and film: Focus on John Fowles. New York: Columbia University Press, 1991. — 324 p.

158. Goddard C. Cross-Linguistic Semantics. Amsterdam: John Benjamins, 2008. -356 p.

159. Goddard C., Wierzbicka A. Semantic and Lexical Universals: Theory and Empirical Findings. Amsterdam: John Benjamins, 1994. - 510 p.

160. Gussow M. Talk with John Fowles // New York Times on the web. 13/11/1977. Электронный ресурс. URL:http://www.nytimes.com/books/ home

161. Hammond W. Fair or Fowles? // The Observer. 2003, October 12. - P. 6-10.

162. Head D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 307 p.

163. Jackendorff R. Semantics and cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.-221 p.

164. Johnson M. The Body in the Mind. The bodily basis of meaning, imagination, and reason. Chicago: Chicago University Press, 1987. — 271 p.

165. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things: What categories reveal about the mind. Chicago: the University of Chicago Press, 1990. — 349 p.

166. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: the University of Chicago Press, 1980. - 242 p.

167. Langacker R.W. Foundations of Cognitive Grammar. Stanford: Stanford University Press, 1987. - Vol. 1: Theoretical prerequisites. - 506 p.

168. Loftus D. Notes from Fowles's April 24, 1996 Appearance in Portland, Oregon. Электронный ресурс. URL: http://www.david-loftus.com/index.html175.01shen Barry N. John Fowles. New York: Ungar, 1979. - 140 p.

169. Onega S. Form and meaning in the novels of John Fowles. London: UMI Research Press, 1986. - 207 p.

170. Vianu L. Literature is Half Imagination and Half Game // Caiete critice. -2001, № 1/6. Электронный ресурс.

171. URL: http: //lidiavianu.scriptmania.com/johnfowles.htm

172. Westin A. Privacy and Freedom. New York: Atheneum, 2005. - 285 p.

173. Wolfe P. John Fowles, magus and moralist. Lewisburg: Bucknell Univ. Press, 1979.-206 p.1. Список словарей

174. Collins COBUILD English language dictionary. London, Glasgow: Collins, 1990.- 1703 p.

175. Collins COBUILD Dictionary of Idioms. M.: Изд-во ACT, 2004. -751 c.

176. Devlin J. Dictionary of Synonyms and Antonyms. M.: Центрполиграф, 2002. - 559 с.

177. Oxford Dictionary of English. Second edition, revised. — Oxford: Oxford University Press, 2006. 2088 p.

178. Oxford dictionary of English idioms. Oxford: Oxford University Press, 1993.-677 p.

179. Roget P. Roget's International thesaurus. New York: Crowell, 1967. -1258 p.

180. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology. Oxford: Oxford University Press, 1996. - 748 p.

181. The Oxford Dictionary of English Etymology. Oxford: Clarendon press, 1985.- 1025 p.

182. Webster's New dictionary of synonyms. Springfield: Merriam-Webster, 1984.-909 p.

183. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского. М.: Азбуковник, 2001. - 640 с.

184. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2004.-576 с.

185. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.

186. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. — М., 1990.-685 с.

187. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. - 900 с.

188. Современный философский словарь / под общей ред. В.Е. Кемерова. -М.: Академический Проект, 2004. 864 с.

189. Современная энциклопедия. Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enclp/53014

190. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

191. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. -445 с.

192. Список источников фактического материала

193. Fowles J. Daniel Martin. London: Vintage, 1998. - 704 p.

194. Fowles J. The Collector. 115 p. Электронный ресурс. URL: http://artefact. lib. ru/library/fauls .htm

195. Fowles J. The French Lieutenant's Woman. London: Vintage, 1996. - 445 p.

196. Fowles J. The Magus. 316 p. Электронный ресурс. URL: http://artefact, lib .ru/library/fauls .htm

197. Fowles J. The Tree. London: Vintage, 2000. - 94 p.6. http://www.freedomquotes.com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.