Языковая личность писателя Яныбая Хамматова: на материале художественных текстов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.02, кандидат наук Ишегулова, Алсыу Минифариевна

  • Ишегулова, Алсыу Минифариевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.02.02
  • Количество страниц 173
Ишегулова, Алсыу Минифариевна. Языковая личность писателя Яныбая Хамматова: на материале художественных текстов: дис. кандидат наук: 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Уфа. 2016. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ишегулова, Алсыу Минифариевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

1.1. «Языковая личность» как одно из основных понятий лингвокультурологии

1.2. Становление и формирование башкирского писателя Яныбая Хамматова как языковой личности: био-социо-психолингвистический

портрет

Выводы по I главе

ГЛАВА II. ВЕРБАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ЯНЫБАЯ ХАММАТОВА

2.1. Тематические группы лексики в произведениях Яныбая Хамматова

2.1.1. Этнографическая лексика

2.1.2. Профессиональная лексика

2.2. Стилистические пласты лексики в произведениях Яныбая Хамматова

2.2.1. Диалектная лексика

2.2.2. Просторечная лексика

2.2.3. Устаревшая лексика

2.3. Синтаксические особенности языка произведений Яныбая Хамматова

2.3.1. Простые предложения

2.3.2. Парцелляция

2.3.3. Сложные предложения

Выводы по II главе

89-91

Глава III. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ЯНЫБАЯ ХАММАТОВА

3.1. Лингвокогнитивный уровень языковой личности писателя

3.2. Ключевые слова-концепты лингвокогнитивного уровня языковой личности Яныбая Хамматова

3.3. Сравнения, эпитеты, метафоры как ключевые элементы лингвокогнитивного уровня языковой личности Яныбая Хамматова

3.4. Прецедентные феномены в индивидуальном когнитивном пространстве писателя

Выводы по III главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

152-173

149-151

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)», 10.02.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковая личность писателя Яныбая Хамматова: на материале художественных текстов»

ВВЕДЕНИЕ

Конец XX века ознаменовался сменой научных парадигм. Антропоцентризм осознается главным принципом современной лингвистики. Сущность антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что в центре гуманитарных наук оказался человек с его личностными качествами и индивидуальной манерой использования языковой системы и ее возможностей. В связи с этим возникла необходимость ответить на вопросы о том, как общие законы языка преломляются в сознании личности, получая оригинальное речевое выражение в дискурсной продукции, с одной стороны, а с другой, - каково влияние творчества отдельного носителя языка на историю и развитие языка в целом.

При такой постановке вопросов активизировались исследования когнитивных процессов в лингвистике, изучение психологических, социальных, прагматических аспектов речи, позволяющих в большей или меньшей степени реконструировать мыслительные и интенциональные особенности личности, проявляющиеся в созданных ею текстах или речевых построениях. Комплексное изучение названных аспектов, интегративная сущностная их природа воплотились в теории языковой личности, которая активно разрабатывается и представляет собой одно из наиболее перспективных направлений современной лингвистики.

Актуальность темы исследования. Основы теории, раскрывающей языковую природу человека, заложены в трудах В. фон Гумбольдта, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Э. Сепира, В. В. Виноградова, Л. В. Щербы, М. М. Бахтина, Б. А. Серебренникова и их последователей. Наиболее полное изложение теория языковой личности получила в работах Ю. Н. Караулова, который выделил три взаимосвязанных уровня реализации носителя языка: вербально-семантический, присущий обыденному нормальному знанию языка, лингвокогнитивный, соответствующий интеллектуальной сфере, и

прагматический, включающий цели, мотивы, интересы, установки и интенции. Эти три уровня позволяют создать целостное представление об использовании языковой системы, а также об индивидуальности адресанта речи, социальных, психологических и иных условиях ее порождения.

Языковая личность с ее когнитивными способностями, коммуникативными потребностями, речевой деятельностью представляет собой очень сложное, многогранное явление. В настоящее время теория языковой личности разрабатывается с точки зрения различных подходов, с помощью разнообразных методов исследования, путем рассмотрения отдельных аспектов проблемы, на основе выбора разных объектов для наблюдения. Исследователи акцентируют внимание на процессе взаимодействия и взаимовлияния человека как представителя определенного социума и языка, которым он пользуется. Лингвисты занимаются изучением языка, используемого той или иной личностью как в своей профессиональной, так и в повседневной деятельности, особое внимание привлекают психологические, социальные, когнитивные аспекты речевого поведения человека, а также особенности его языковой картины мира. Например, существуют работы, в которых освещается лингвокультурологический аспект языковой личности [Воркачев 1994, 2001; Степанов 1994, 2002, 2004; Маслова 2001, 2004; Красных 2002 и др.], ряд научных работ основан на выявлении национальных особенностей языковой личности [Караулов 1987; Воробьёв 1997, 1998], также в нескольких диссертационных работах исследована диалектная личность [Лютикова 2000; Иванцова 2002; Казакова 2005] и др. Во многих работах отражается социолингвистическое описание языковой личности, когда те или иные особенности говорящего обусловлены влиянием общественной среды, представителем которой он является [Беспамятнова 1994; Аниськина 2001; Канчер 2002; Тарасенко 2007; Фомина 2011]. Изучение человека представляется возможным с позиции коммуникации, когда языковая личность выступает в качестве субъекта общения [Сусов 1989; Сухих,

Зеленская 1997; Карасик 2003]. Имеются работы, где исследованы языковые личности выдающихся людей, например, реконструирована языковая личность известного языковеда XX в. А.А. Реформатского [Е. В. Красильникова и группа авторов], писателей В. В. Набокова [Каракуц-Бородина 2000], В. Е. Максимова [Васильева 2015], государственных деятелей: Ивана Грозного [Попова 2004], Екатерины Второй [Никитина 2014], языковая личность представителей различных профессий: судебного оратора [Баишева 2007], педагога [Сергеева 2013], регионального телеведущего [Касимханова 2015] и др.

Языковая личность, ее словесно-речевое и творческое наследие преимущественно представлены в текстах, которые рассматриваются как феномен индивидуального творчества, продукт речемыслительной деятельности автора. Язык может послужить важнейшим средством познания и понимания писателя как человека, как личности, духовный мир которого реализуется в создаваемых им текстах. Неслучайно именно тексты являются материалом для реконструкции языковой личности их автора. В башкирском языкознании имеются работы, посвященные языку и стилю произведений отдельных башкирских писателей и поэтов (Х. Давлетшиной, С. Агиша, Д. Юлтыя, Дж. Киекбаева). Однако с точки зрения лингвокультурологии язык башкирских писателей и поэтов исследован в недостаточной степени. Имеются лишь некоторые работы, раскрывающие отдельные аспекты языковой картины мира произведений Х. Давлетшиной, З. Биишевой, М. Карима (З. А. Рахматуллина, Р. Р. Янмурзина, Г. Р. Ижбаева и др.).

В этом плане для башкироведения, в частности, для башкирского языкознания огромный интерес представляет творчество писателя Яныбая Хамматова, который внес большой вклад в развитие и обогащение национального языка и литературы. В существующей научной литературе можно найти отдельные литературоведческие статьи о Яныбае Хамматове (А. Вахитов, Р. Баимов, З. Нургалин, Т. Кильмухаметов, М. Надергулов и др.), выявляющие некоторые особенности его творчества. Обстоятельства судьбы

писателя, взгляды на жизнь, специфика стиля вызывают интерес к Яныбаю Хамматову как к языковой личности и побуждают рассмотреть лингвистический аспект его произведений. Созданная им первая в башкирской литературе пенталогия «Бвртвклэп йыйыла алтын» 'Золото собирается крупицами' занимает особое место среди художественных эпопей, ее успех и ценность не в последнюю очередь достигаются за счет языковых средств, индивидуальное творческое своеобразие которых представляет несомненный интерес в плане изучения языка и стиля отдельного автора как феномена языковой личности. Это является особенно актуальным в настоящее время, в период возросшего интереса к проблемам национального или этнического характера, к особенностям и характерным чертам мировоззрения той или иной конкретной личности и народа в целом.

Научная новизна работы заключается в том, что в башкирском языкознании это первая попытка приближения к изучению традиционно актуальных проблем языка писателя с позиций теории языковой личности; впервые в сферу лингвистического изучения вводятся тексты романов известного башкирского писателя Яныбая Хамматова, которые рассматриваются в плане антропоцентризма.

Объектом исследования является языковая личность писателя Яныбая Хамматова, одной из крупнейших фигур в башкирской литературе.

Предметом исследования являются лексические, стилистические, синтаксические, когнитивные особенности языка художественных произведений Яныбая Хамматова.

Цель исследования - охарактеризовать языковую личность писателя Яныбая Хамматова на материале художественных текстов.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

1) проанализировать одно из основных понятий лингвокультурологии -«языковая личность»;

2) раскрыть вербально-семантический уровень языковой личности Яныбая Хамматова;

3) выявить специфические черты лингвокогнитивного уровня языковой личности Яныбая Хамматова;

4) проанализировать прагматический уровень языковой личности Яныбая Хамматова.

Материалом для исследования послужили художественные произведения Яныбая Хамматова: романы из пенталогии «Бвртвклэп йыйыла алтын» 'Золото собирается крупицами' (Уфа, 1976), «Акман-токман» 'Акман-токман' (Уфа, 1977), «Йэшенле йэй» 'Грозовое лето' (Уфа, 1975), «Юргашты» 'Юргашты' (Уфа, 1980), «Руда» 'Желтый камень' (Уфа, 1982), автобиографические произведения «Хэсрэтле бала сак» 'Безотрадное детство' (Уфа, 1997), «Тормош hабакmары» 'Уроки жизни' (Уфа, 2000).

В работе использованы следующие методы исследования: метод описания; метод лингвокультурологического анализа художественного текста, методы описания концепта и концептосферы языковой личности; метод выявления прецедентных феноменов в индивидуальном когнитивном пространстве писателя. Представленные в исследовании лингвокультурологический, лингвокогнитивный и прагматический подходы анализа произведений позволяют сделать объективные выводы о морально-нравственных, духовных, эстетических и культурных ценностях башкирского народа и личности самого Яныбая Хамматова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в теорию и практику исследования тюркской языковой личности на примере произведений известного башкирского писателя Яныбая Хамматова. Представленная в исследовании система анализа может служить моделью для изучения языковой личности других писателей и поэтов.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться при разработке базовых теоретических курсов, связанных с изучением языковой личности писателя, с выявлением специфики становления башкирского языка в XX столетии. Представленный

материал окажется полезным при составлении словарей башкирского языка, а также словаря языка писателя. Основные выводы исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике на спецкурсах и спецсеминарах по лингвистическому анализу текста, стилистике художественного текста, лингвистике текста, антропологической лингвистике и по языку писателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Языковая личность писателя может быть рассмотрена по трехуровневой модели анализа языковой личности: на вербально-семантическом, на лингвокогнитивном, на прагматическом уровнях. Описание индивидуальной языковой картины мира человека позволяет судить о специфике индивидуальных целей и мотивов личности, ее ценностях и особенностях мировидения.

2. В лексическом составе текстов Яныбая Хамматова выделяется этнографическая лексика и профессиональная терминология, что обусловлено идейно-тематическим своеобразием произведений писателя; просторечная, диалектная и устаревшая лексика определяют народно-разговорный характер идиостиля автора; преимущественное применение простых по составу предложений, а также особенно частое употребление парцелляций иллюстрируют краткость, лаконичность языка Я. Хамматова.

3. Анализ языковых единиц на лингвокогнитивном уровне позволяет проследить ключевые элементы в индивидуальной (авторской) языковой картине мира Я. Хамматова: «донъя» 'мир, жизнь', «тыузан ер» 'родная земля', «тэбигэт» 'природа', «хедмэт» 'труд', «ац» 'сознание', «намыд» 'совесть'.

4. Основными элементами прагматического уровня языковой личности Яныбая Хамматова являются фразеологизмы, пословицы и поговорки, народные песни, легенды, топонимы. Именно данные языковые единицы становятся наиболее эффективными средствами воздействия на сознание адресата (читателя), демонстрируют нравственные и эстетические ориентиры

Яныбая Хамматова.

Апробация работы. Рукопись диссертационной работы обсуждалась на заседании отдела языкознания ФГБУН Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. Основные положения диссертации, ее результаты и материалы были изложены в докладах и сообщениях на международных, Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2008; 2014); «Теория и практика башкирского языка и литературы в свете современных достижений филологических наук» (Стерлитамак, 2008); «Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа» (Уфа-Сибай, 2009); «Городские башкиры: проблемы языка и демографии» (Октябрьский, 2010); «Язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания» (Нефтекамск, 2013); «Актуальные проблемы диалектологии языков народов России» (Уфа, 2013; 2016), в сборнике научных трудов молодых ученых ИИЯЛ УНЦ РАН (Уфа, 2012, вып. IV); в Трудах ИИЯЛ УНЦ РАН (Уфа, 2008, вып. II); в изданиях, включенных в утвержденный ВАК РФ перечень ведущих рецензируемых научных журналов: «Вестник Челябинского государственного университета» (№ 25 (240) 2011; № 20 (274) 2012); «Вестник ВЭГУ» (№ 2 (58) 2012); «Проблемы истории, филологии, культуры» (№ 4, 2014; № 4, 2015).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

1.1. «Языковая личность» как одно из основных понятий лингвокультурологии

В современном языкознании активно развивается антропоцентрическая лингвистика. Лингвисты рассматривают взаимосвязь таких понятий, как «язык, мышление и сознание», «язык и общество», «язык и культура», «язык и коммуникация», «язык и личность» и т.п. Становится важным изучение не только языка, используемого той или иной личностью в своей профессиональной и повседневной деятельности, но и исследование влияния языка на сознание, мышление, культуру, коммуникативное поведение и социальный статус индивида, поскольку человек, существуя в рамках окружающего его мира, в языке выражает / отражает этот мир и собственное его восприятие, свое мировидение, т.е. интерес исследователей привлекает не сам по себе язык в отрыве от его носителя и от реальной жизни, а то, как в языке отражаются общечеловеческие, национально-культурные и индивидуальные свойства говорящего; как язык функционирует в процессе каждодневного общения; какую роль он играет в общественной жизни.

Об антропоцентризме как основном принципе современной лингвистики Ю. С. Степанов пишет: «Язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлен в самой организации языка; в соответствии с ним язык и должен изучаться. Поэтому в своем главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке» [Степанов 2002: 15]. По мнению В. И. Постоваловой, «обращение к теме человеческого фактора в языке свидетельствует о важнейшем методологическом сдвиге, наметившемся в современной лингвистике, - о смене ее базисной парадигматики и переходе от лингвистики "имманентной" с ее установкой рассматривать язык "в самом себе и для себя" к лингвистике

антропологической, предполагающей изучать язык в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью» [Постовалова 1988: 8].

Сущность антропоцентризма как главного принципа лингвистических исследований заключается в том, отмечает Е.С. Кубрякова, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. ...Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели» [Кубрякова 1995: 212].

Таким образом, основной постулат антропоцентризма: изучение языка должно осуществляться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

В рамках антропоцентрической парадигмы в современном языкознании развивается и приобретает особое значение лингвокультурология как «комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и окружающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей» [Салимова 2009: 8-9].

Лингвокультурологические исследования нашли отражение в работах Н. Д. Арутюновой, С. Г. Воркачева, В. В. Воробьева, В. И. Карасика, В. В. Красных, В. А. Масловой, Ю. Е. Прохорова, Ю. С. Степанова, В. Н. Телии. В данной области активно работают башкирские исследователи. Проблемам башкирской линвгокультурологии посвящены труды Г. Х. Бухаровой, М. В. Зайнуллина, С. В. Ивановой, З. М. Раемгужиной, Л. Х. Самситовой, Ф. Б. Саньярова, Л. Г. Саяховой, Р. Х. Хайруллиной, Ф. Г. Хисамитдиновой и др.

В числе основных проблем лингвокультурологии, к которым относятся антропоцентрическое понимание культуры, язык как система воплощения культурных ценностей; язык и культура в синхронном взаимодействии; культура как наивысший уровень языка; национальное своеобразие языкового отражения мира; вхождение текста в культуру и его интерпретации и др. выделяется исследование человека как личности. «Будучи примененным, с одной стороны, к обществу и его культуре как человеческому индивиду и одновременно социальному типу, и с другой, - включенным в систему определенного национального языка, понятие личность оказывается средоточием всех важнейших концептуальных характеристик предметов духовной и материальной культуры народа» [Воробьев 2002: 6]. В связи с этим возникает новое понятие - языковая личность, которая очень скоро стала одним из основополагающих понятий лингвокультурологии.

Постановка проблемы «язык и личность» имеет глубокие корни в истории языкознания. Вопрос о языке личности стал возникать в европейском языкознании в связи с постановкой таких глобальных проблем, как социальная природа языка, языка и мышления, языка и речи, языка индивида и коллектива (В. фон Гумбольдт, Э. Сепир, Ф. де Соссюр и др.).

О необходимости изучения индивидуального языка одним из первых начал говорить Вильгельм фон Гумбольдт: «Необходимо изучать живую разговорную речь и речь отдельного индивидуума», поскольку «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» [Гумбольдт 1984: 84], «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа» [Там же: 384].

Э. Бенвенист указал, что в мире существует только человек с языком, человек, говорящий с другим человеком, и язык, таким образом, принадлежит самому определению человека [Бенвенист 2002: 298].

Серьезный интерес представляют работы Э. Сепира и Бенжамена Уорфа. Им принадлежит т.н. гипотеза «лингвистической относительности».

Они считают язык сверхъестественной силой, единственной энергией, определяющей историю народа, его культуру и мировоззрение. «Реальный мир» ... строится на языковых нормах данного общества» [цит. по: Смирновой 2002: 25].

Понятие «языковая личность» тесно связано с исследованиями немецкого филолога Лео Вайсгербера. Ученый развил утверждение В. фон Гумбольдта относительно того, что личность неразрывно связана с родным языком, являющимся «процессом языкового изображения мира»: «Он позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал окружающий мир» [Вайсгербер 1993: 91].

В отечественной лингвистике существенный вклад в разработку проблемы «язык и личность» внесли В. В. Виноградов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев, Р. А. Будагов и др.

В. В. Виноградов в книге «О художественной прозе» (1930) использовал два направления в изучении языковой личности, рассматривая отдельно личность автора и личность персонажа. Ученый, характеризуя особую важность личностного фактора в языке, отмечал, что «индивидуальное словесное творчество в своей структуре заключает ряды своеобразно слитных или дифференцированных социально-языковых или идеологически-групповых контекстов, которые осложнены и деформированы специфическими личностными формами» [Виноградов 1980: 91].

А. М. Пешковский в статье «Объективная и нормативная точка зрения на язык» (М., 1959) пишет: «Хотя каждый человек говорит «как все», но это «как все» создается сложением миллионов индивидуальных языков, в том числе и моим. Всякий говорящий одновременно и подражает, и вызывает подражание, и говорит «как все», и создает это «как все»...» [Пешковский 1959: 61]. Во взглядах А. М. Пешковского наличествует влияние младограмматиков: индивидуальные языки в действительности не существуют в качестве самостоятельных, но мысль о том, что отдельные

люди участвуют в создании языка народа, заслуживает внимания.

Идею получения индивидуального языка разделяет и А. А. Леонтьев: «Как бы истово мы не верили в то, что язык - общественное явление, но вскрыть его социальную природу мы можем, только исследуя его реальное формирование и функционирование у говорящих индивидов... Одним словом, изучение говорящего человека - первоочередная задача лингвистики» [Леонтьев 1965].

Своеобразным итогом начального периода изучения языка личности можно считать книгу Р. А. Будагова «Литературные языки и языковые стили» (М., 1967), в которой освещается философский аспект этой проблемы. Анализируя категории языка и речи, автор утверждает, что их соотношение должно рассматриваться в свете диалектики единичного и общего. Общее проявляется в индивидуальном, национальный язык реализуется в форме индивидуальных языков его носителей. В составе общего присутствует и индивидуальное, а индивидуальное возможно лишь на фоне общего. «Каждый говорящий на языке индивидуально обращается со всеми ресурсами языка, которые сами по себе являются всеобщим достоянием людей, говорящих на этом языке» [Будагов 1967].

Итак, первым этапом в изучении проблемы «язык и личность» можно считать период с 20-х гг. по 70-е гг. XX в.

В 80-90-е гг. XX в. понятие языковой личности является одним из центральных в современной лингвистике: активно изучается структура языковой личности, методы и приемы его описания. К сегодняшнему дню сложились различные определения языковой личности. Например, в психолингвистике языковая личность - это человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия «порождения, восприятия и понимания речи» [Горелов 2001: 120]. В когнитивной лингвистике языковая личность определяется как «личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определенной совокупностью знаний и представлений» [Красных 1998: 17]. В «Стилистическом

энциклопедическом словаре русского языка» [М., 2006] дается следующее определение: «.Языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [Данилевская 2006: 660-661] и др.

В отечественной лингвистике само понятие языковой личности разработал Г. И. Богин, создавший лингводидактическую модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности воспроизводить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» [Богин 1984]. Однако в широкий научный оборот понятие языковой личности было введено Ю.Н. Карауловым, в особенности после издания монографии «Русский язык и языковая личность» (М., 1987). Результаты своего исследования автор выразил в следующих словах: «Нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, но не просто носителю языка, а к его пользователю, порождающему и воспринимающему тексты на этом языке, к конкретной языковой личности» [Караулов 1987: 7]. Согласно теории ученого, языковая личность есть «личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [Там же: 38].

Ученый выделяет четыре основные характеристики личности:

1. Всякая личность является и средоточием, и результатом действия социальных законов.

2. Всякая личность должна рассматриваться как продукт исторического развития определенного этноса.

3. Личность может изучаться с точки зрения ее принадлежности к сфере психологических процессов.

4. Именно личность является единственным создателем и получателем знаковых системно-структурных образований, в том числе и языка [Там же: 22].

Следовательно, при обращении к проблеме языковой личности

главными параметрами изучения должны быть историко-, этно-, социо-, психолингвистические особенности» [Там же: 15-22] творца, носителя, пользователя. Таким образом, исследователь, внедряясь в «мир» языковой личности, должен рассматривать такие вопросы, как: в каких исторических условиях формировался этнос, который представляет языковая личность; какая социальная среда сформировала личность; каковы индивидуальные психологические особенности, присущие данной личности и т.д., тем самым он воссоздает образ человека и его картину мира, описывает основные системы, из которых складывается человек.

Наряду с определением получает конкретные очертания и структурная организация языковой личности. Структура языковой личности представляется ученым состоящей из трех уровней: 1) нулевой, вербально-грамматический, или грамматический или лексико-семантический; 2) первый, когнитивный, или лингвокогнитивный, или тезаурусный; 3) второй, или мотивационный, или прагматический [Караулов 1987: 53; Караулов 1999: 156]. Первый - нулевой - уровень «принимается каждой языковой личностью как данность» [Караулов 1987: 53]. Он предполагает грамматически правильное владение языковыми единицами с учетом сочетаемостных возможностей лексических единиц. В языковом плане этому уровню соответствуют единицы вербально-грамматического кода.

Похожие диссертационные работы по специальности «Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)», 10.02.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ишегулова, Алсыу Минифариевна, 2016 год

I. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Книги, монографии

1. Антропоцентрическая парадигма лингвистики и проблемы лингвокультурологии: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (14 октября 2005 г.). -Стерлитамак, 2006. Т. I. - 270 с.

2. Антропоцентрическая парадигма лингвистики и проблемы лингвокультурологии: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (14 октября 2005 г.). -Стерлитамак, 2006. Т. II. - 216 с.

3. Ахмедьянов К. А. Теория литературы (на башк. яз.). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1971. - 384 с.

4. Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала. -Уфа: Китап, 2001. - 288с.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 437 с.

6. Башкирское народное творчество. Пословицы и поговорки. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980. - 470 с.

7. Башкиры / Сост. Хисамитдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. - М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2003. - 576 с.

8. Башкирское народное творчество. Т.7: Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. - Уфа, 1993. - 464 с.

9. Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки (на башк. языке) // Отв. Ред. К. Мэргэн. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980. - 472 с.

10.Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 2002.

11.Бодуэн де Куртенэ. И.А. Избранные труды по общему языкознанию. -М.: Изд-во АН СССР. 1963. Т.2. - 391 с.

12.Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. - М.: Высшая школа, 1967. - 375 с.

13.Будагов Р.А. Человек и его язык. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1976. -430 с.

14.Будагов Р. А. Язык и речь в кругозоре человека. - М., 2000. - 304 с.

15.Бухарова Г.Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ. - Уфа : Вагант, 2008. - 352 с.

16.Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М.: Логос, 2004.

- 280 с.

17.Вахитов А.Х. Башкирский советский роман. - М.: Наука, 1978. - 160 с.

18.Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 352 с.

19.Вахитов А.Х. Творческие портреты (на башк. яз.). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. - 320 с.

20.Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с. англ. А. Д. Шмелева. - М., 2001.

21.Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. Перевод с нем. -М.: Изд-во Московского государственного университета, 1993. - 224 с.

22.Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык, 1980. - 320 с.

23.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959. - 654 с.

24.Воробьёв В. В. Лингвокультурология (теория и методы). - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.

25.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, перераб. и доп. издание. - М.: Издательство «Лабиринт», 2001.

- 304 с.

26.Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Издательство Московского университета, 1999.

27.Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 120 с.

28.Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Гнозис, 2003.

29.Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 397 с.

30.Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -456 с.

31. Дмитриев Н. К. Грамматика башкирского языка / Отв. ред. Ф.Г.Хисамитдинова. - М.: Наука, 2008. - 264 с.

32.Дмитриев Н.К. Арабские элементы в башкирском языке. - Тезисы Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Т.5. - 1930. - 60 с.

33.Ефимов А. И. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1969. -262 с.

34.Зайнуллин М. В. Башкирское, тюркское и сопоставительное языкознание: избр. ст. - Уфа: Гилем, 2012. - 456 с.

35.3акирьянов К.З. Сопоставительная типология русского и башкирского языков. - Уфа, 2002. - 227 с.

36.3алевская А.А. Индивидуальное знание: Специфика и принципы функционирования. - Тверь, 1992. - 136 с.

37.3имняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж, 2001. - 432с.

38.Иванова С.В. Культурологический аспект языковых единиц. - Уфа: БГУ, 2002. - 116 с.

39.Иванова С.В. Лингвокультурологический анализ прагматикона языковой личности. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 134 с.

40.Иванова С.В. Лингвокультурология и лингвокогнитология: сопряжение парадигм. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 152 с.

41.Иванова С.В., Чанышева З.З. Лингвокультурология: проблемы, поиски, решения: Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 366 с.

42.Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личности. - Томск: Издательство Томского университета, 2002. - 312 с.

43.Известные люди башкирского народа / Под ред. Хисамитдиновой Ф.Г. -Уфа: Гилем, 2002. - 130 с.

44.История башкирской литературы. В 6-ти томах (на башк. яз.). Т. 6. Современная литература (1966-1994 гг.). - Уфа: Китап, 1996. - 710 с.

45.Ишбердин Э. Ф. Историческое развитие лексики башкирского языка / Отв. ред. З. Г. Ураксин. - М.: Наука, 1986. - 152 с.

46. Ишбердин Э. Ф. и др. История башкирского литературного языка ( на башк. яз.). - Уфа: Китап, 1993. - 318 с.

47. Кагарманов Г. Г. Лексика и терминология башкирского языка (на башк. яз.). Учебное пособие. - Стерлитамак, 2002. - 242 с.

48.Кагарманов Г. Г. Синтаксис простого предложения башкирского языка: Учебное пособие. - Стерлитамак: СГПИ, 2003. - 97 с.

49.Каракуц-Бородина Л.А. Языковая личность В. Набокова как автора художественного текста: учебное пособие по спецкурсу / Л.А. Каракуц-Бородина. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 192 с.

50.Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - 476 с.

51.Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - 263 с.

52.Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. - М.: ИРЯ РАН, 1999. - 180 с.

53.Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. - Ленинград, 1972. - 216 с.

54.Киекбаев Дж.Г. Лексика и фразеология современного башкирского языка (на башк. яз.). - Уфа, 1966. - 275 с.

55.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983. - 210 с.

56.Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 1990. - 112 с.

57. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1972. - 111 с.

58.Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.

59.Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации. - М., 1997.

60.Красных В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М.: Гнозис, 2002. - 284 с.

61.Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. - М.: ИТДГК Гнозис, 2003. - 375 с.

62.Курбатов Р.Х. Татарская лингвистическая стилистика и поэтика. М.: Наука, 1978. - 217 с.

63.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М.: Просвещение, 1965. - 256 с.

64.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 288 с.

65. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

66.Максютова Н.Х. Восточный диалект башкирского языка. - М.: Наука, 1976. - 292 с.

67.Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

68.Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. - 2-е изд.стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

69.Материалы и исследования по лексике башкирского языка / Ред.кол. Э. Ф. Ишбердин и др. - Уфа, 1990. - 144 с.

70.Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: Историко-этнографическое исследование. - Уфа: Китап, 2012. - 296 с.

71.Мингажетдинов М. М. Пера таинственная сила. - Уфа: Китап, 1995. -256 с.

72.Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетенции лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2003. - 375 с.

73.Муллагулов М.Г. Лесные промыслы башкир. XIX - начало XX в. - Уфа, 1994. - 180 с.

74.Мусаев К.М. Лексикология тюркских языков / Отв. ред. А. А. Юлдашев. - М.: Наука, 1984. - 228 с.

75.Надергулов УФ. Животноводческая лексика башкир. - Уфа: Гилем, 2000. - 186 с.

76.Поварисов С. Ш. Г. Ибрагимов и татарский литературный язык: Учебное пособие. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 400 с.

77.Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. - М.: АСТ: ВОСТОК-Запад, 2007. - 408 с.

78.Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 2000.

79.Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. - 264 с.

80.Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 224 с.

81.Псянчин В. Ш. Художественные средства языка. С упражнениями. -Уфа: Китап, 2003. - 192 с.

82.Пятаева Н.В. Антропоцентрический и системоцентрический принципы лингвистики в динамическом исследовании лексических гнезд. - Уфа: Гилем, 2006. - 280 с.

83.Раемгужина З. М. Языковая картина мира в башкирской фразеологии. -Уфа, 2000. - 96 с.

84.Раемгужина З. М. Формирование антропоцентрической системы башкирского языка. - Уфа, 2006. - 287 с.

85.Саитбатталов Г.Г. Стилистика и пунктуация башкирского языка (на башк. языке). - Уфа, 1978. - 144 с.

86.Саитбатталов Г. Г. Стилистика башкирского языка (на башк. языке). -Уфа, 1985. - 295 с.

87.Саитбатталов Г. Г. Башкирский язык. Синтаксис простого предложения. I том (на башк. языке). - Уфа, 1999. - 352 с.

88.Саитбатталов Г. Г. Башкирский язык. Синтаксис сложного предложения. II том (на башк. языке). - Уфа, 2001. - 432 с.

89.Саитбатталов Г. Г. Яныбай Хамматов - мастер слова (на башк. языке). -Уфа: Гилем, 2006. - 94 с.

90. Салимова Л. М. Лингвокультурология для журналистов (на материале художественного и публицистического текста): Учебное пособие по спецкурсу для студентов отделения журналистики. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 228 с.

91.Салихова Э. А., Рублик Т. Г. Особенности становления языковой личности. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 192 с.

92.Сафиуллина Ф. С. Татар телендэ CYЗ тэртибе. - Казан, 1974.

93.Сафиуллина Ф.С. Текст тезелеше. Казан, 1996. - 263 б.

94.Саяхова Л. Г. Методика преподавания русского языка. Лингвокультурология. Лексикография: Сборник избранных статей. -Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 336 с.

95.Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступительная статья А.Е.Кибрика. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 656 с.

96. Современный башкирский язык (учебник для студентов ...по специальности «Педагогика и методика начального обучения») (на башк. яз.). - Уфа, 1986. - 400 с.

97. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М., 1997.

98.Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. - М., 2004.

99. Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. - Уфа: Гилем, 1998. - 243 с.

100. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций: Учеб. пособие / С.А. Сухих, В.В. Зеленская. Краснодар, 1997.

101. Терегулова Р. Н. Русские заимствования в башкирском языке. -Уфа, 1957. - 88 с.

102. Тикеев Д. С. Современный башкирский язык (на башк. яз.). -Уфа, 2002. - 175 с.

103. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. - М.-Л., 1963. - 132 с.

104. Хадыева Р.Н. Башкирская этнокультура и язык: Опыт воссоздания языковой картины мира. - М.: Наука, 2005. - 248 с.

105. Хайруллина Р.Х. Картина мира в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими параллелями). - М.: Прометей, 1996. -147 с.

106. Хайруллина Р.Х. Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию: Монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. - 285 с.

107. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века (вопросы типологии, жанра и стиля). - Уфа: Гилем, 2004. - 339 с.

108. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие. -М.: Наука, 2006. - 184 с.

109. Уразбаева З. Г. Вариантность слова в башкирском языке. - Уфа: Гилем, 1998. - 108 с.

110. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - 238 с.

111. Чурилина Л. Н. Языковая личность в художественном тексте. -М., 2006.

112. Шагапова Г. Р. Башкирские народные игры. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 142 с.

113. Шайхисламова З.Ф. Топонимия северо-востока Башкортостана (историко-лингвистический анализ). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.

114. Шаклеин В. М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. - М.: Общество любителей российской словесности, 1997. - 184 с.

115. 194. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.; Изд-во АНСССР, 1957. - 188 с.

116. Юсупов Х. Фразеология башкирского языка (на башк. яз.). - Уфа, 1960.

117. Ягафарова Г.Н. Военная лексика башкирского языка. - Уфа: Гилем, 2003. - 110 с.

118. Ягафарова Г. Н. Исследование тематических групп башкирской лексики. - Уфа, 2008.

119. Язык и личность. Сборник статей / Отв. ред. акад. Д. Н. Шмелев.

- М.: Наука, 1989. - 216 с.

120. Язык и стиль. Сборник статей / Под ред. Т.А.Дегтеревой. - М.: Издательство «Мысль», 1965. - 240 с.

121. Язык и текст: коммуникативно-прагматический аспект: Сборник научных трудов (с межвуз. участием) / Ред. кол.: А. Г. Судариков (отв. ред.) и др. - Стерлитамак, 2006. - 170 с.

122. Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография (под ред. проф. В. В. Воробьева, проф. Л. Г. Саяховой).

- Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 252 с.

123. Языковые и речевые единицы в разных языках: Сборник научных статей. / редкол. Р. З. Мурясов (отв.ред.) и др. - Уфа: БашГУ, 2006. - 363 с.

II. СТАТЬИ

124. Азнабаева А.Ф. Имянаречение в Башкортостане // Ватандаш, 2003, № 10. С. 66-77.

125. Антонов В. Золото собирается крупицами: (на соискание Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева; пенталогия Я. Хамматова) // Вечерняя Уфа, 15 сентября 1994.

126. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания, 1995, № 1.

127. Арутюнова Н.Д, Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. - С. 389390.

128. Ахмадиев Р. Б. Литература и драматургия // История башкирского народа. В семи томах. VI том. М., 2011. С. 264-272.

129. Баимов Р. Н. Осознання зрелость: прозаику Яныбаю Хамматову -75 лет // Бельские просторы, 2000, № 1. С. 192-195.

130. Белова Б. А. Авторские слова и языковая картина мира: номинативный аспект // Языковая картина мира. Материалы Всероссийской конференции. - Кемерово, 1995. С. 58-61.

131. Васильев Л. М. Типы языкового знания и их отношение к знанию неязыковому // Исследования по семантике. Семантика языковых единиц разных уровней: Межвузовский научный сборник. - Уфа: Изд-во Башкирского государственного университета, 1988. С. 3-13.

132. Виноградов В.В. О художественной прозе // Избранные труды. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. С. 53-175.

133. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. С. 105-212.

134. Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. С. 11-24.

135. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. - М., 1997. С. 199.

136. Винокур Т. Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. С. 361-370.

137. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001, № 1. С. 64-72.

138. Воробьёв В. В. Языковая личность в лингвокульутрологии // Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикология / Под.ред профессора В. В. Воробьёва, профессора Л. Г. Саяховой. - Уфа: БГУ, 2001. С. 6-63.

139. Воробьёв В. В. К понятию поля в лингвокультурологии (Общие принципы) // Русский язык за рубежом. - М., 1991. № 5. - С. 101-106.

140. Гак В.Г. Прагматика // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - М, 1998. - С. 360-361.

141. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. «Когнитивные аспекты языка». - М.: Прогресс, 1988. С. 5-11.

142. Дегтерева Т.А. Выразительная сила слова // Язык и стиль. - М.: Наука, 1965. С. 56-96.

143. Дмитриев Н. К. Варваризмы в башкирской речи // Записки коллегии востоковедов. - Л., 1929, № 4. С. 73-105.

144. Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков, Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентные имена и прецедентные высказывания как символы прецедентных феноменов // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб.статей. Вып. 1. - М., 1997. С. 82-104.

145. Игебаев А. Уважаемый старейшина // Йэшлек, 17 января 1995.

146. Исмагилов З. Не только золото собирается крупицами // Советская Башкирия, 18 января 2000.

147. Ишегулова А. М. Фразеологизмы в прагматиконе языковой личности Яныбая // Вестник ВЭГУ, 2012, № 2 (58). С. 145-148.

148. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград; Архангельск, 1996. С. 316.

149. Карасик В.И. Аспекты языковой личности // Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. С. 96-105.

150. Караулов Ю. Н. «Четыре кита» современной лингвистики, или о предпосылках включения "языковой личности" в объект науки о языке /от содержания науки к ее истории/ //Соотношение частно-научных методов и методологии в филологической науке. Сборник научных трудов АН СССР / Отв.ред. Э. Ф. Володин, В. П. Нерознак. -М., 1986. С. 33-52.

151. Караулов Ю.Н., Красильникова Е.В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. С. 3-10.

152. Клюканов И.Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования // Язык, дискурс и личность. - Тверь, 1990. С. 69-73.

153. Клюшин А. Я.Хамматов и его роман // Вечерняя Уфа, 16 февраля 1971.

154. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. Филология. - 1997. - № 3. С. 62-75.

155. Красных В. В. Точки над i или многоточие?.. (к вопросу о современной научной парадигме) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. - М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 16. С. 5-12.

156. Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык - культура - этнос. - М.: Наука, 1994. С. 66-78.

157. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. / Под ред. Ю. С. Степанова. - М., 1995. С. 149-238.

158. Кусимова Т. Х. Из истории личных имен башкир // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. - М.: Наука, 1970. С. 241-248.

159. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей ред. В.П.Нерознака. - М.: Academia, 1997. С. 280-287.

160. Миржанова С.Ф. Старые русские заимствования в башкирском литературном языке // Вопросы башкирского языкознания. - Уфа, 1973. С. 115-117.

161. Никитина Е.С. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре. // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. С. 34-39.

162. Павлов Б. Каким он будет - человек?: (к 70-летию Я.Хамматова) // Советская Башкирия, 17 января 1995.

163. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1959. С. 50-62.

164. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. академик Б. А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. С. 8-60.

165. Рамазанов Г. Источник творчества - история народа // Советская Башкирия, 15 февраля 1985.

166. Саитбатталов Г. Г. Созвездие романов. Несколько слов о пенталогии Я. Хамматова // Известия Башкортостана, 5 июля 1994.

167. Саитбатталов Г. Г. Народный писатель // Известия Башкортостана, 31 января 1995.

168. Самситова Л.Х. Концепт «совесть» в романе Дж. Г. Киекбаева «Родные и знакомые» // Профессор Дж. Г. Киекбаев и проблемы современной тюркологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России и 95-летию со дня рождения выдающегося

башкирского ученого-лингвиста, известного тюрколога, писателя, профессора Дж.Г. Киекбаева. - Уфа: БГУ, 2006. С. 432- 435.

169. Саньяров Ф.Б. Лингвокультурологиянын тайы бер мэсьэлэлэре // Проблемы тюркского и сопоставительного языкознания в свете традиционных и новейших направлений в лингвистике: Сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 193-197.

170. Саньяров Ф.Б. Концептосфера Гайсы Хусаинова: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ // Вестник Башкирского государственного университета, 2011. Т. 16, № 3-1. С. 1120-1124.

171. Седов К.Ф. К основаниям лингвистики индивидуальных различий (о принципах портретирования) // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов, 2007. Вып.7. С. 6-27.

172. Сентенберг И.В. Языковая личность в функциональном аспекте // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград: Перемена, 1993. С. 11-12.

173. Смирнова Т.В. Языковая личность в контексте проблемы "язык и культура" // Языковая личность: лингвокультурология, лингводидактика, лексикография. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. С. 15-39.

174. Степанов Ю. С. Семиотика // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М., 1998. С. 460-462.

175. Степанов Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразования // Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: УРСС, 2002. С. 5-16.

176. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания, 1998, № 6. С. 17-29.

177. Сусов И. П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система // Языковое общение: процессы и единицы. - Калинин, 1989. С. 5-16.

178. Сусов И. П. Личность как субъект языкового общения // Личностные общения языкового общения. - Калинин, 1989. С. 9-16.

179. Сухих С.А. Черты языковой личности // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. - Тверь, 1993. С. 85-91.

180. Саитбатталов Г. Г. Народный писатель // Башкортостан, 4 ноября 2000.

181. Телия В. Н. Предисловие // Метафора в языке и тексте / Отв. ред.

B.Н.Телия. - М., 1988. С. 3-10.

182. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. - М.: Наука, 1988.

C.173-202.

183. Фатеева Н.А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия Академии наук: Серия литературы и языка. - Т. 56. - 1997. № 5. - 12-21.

184. Фаттахутдинова М. Эпоха Я.Хамматова // Вечерняя Уфа. 2005. -15 янв.

185. Хамматова Г. Старатель // «Бельские просторы», 2001, № 10. С. 104-108.

186. Хакимов С.Х. Развитие золотодобывающей промышленности Южного Урала в период домонополистического капитализма (18611900 гг.) // Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце ХУ1-начале XX века. Уфа, 1992. 136 с.

187. Хакимов А. Основательность таланта // Дружба народов. 1967, № 12. С. 72-73.

188. Хаков В.Х. Принципы изучения языка художественной литературы // Вопросы тюркологии, 1977, № 2.

189. Хисамитдинова Ф. Г. О некоторых мифологических представлениях башкир // Урало-алтайские исследования, М., 2014, №2. С. 90-96.

190. Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопросы языкознания, 1999, № 1.С. 3-16.

191. Ягафарова Г. Н. Концепты в лирике З. Биишевой // Педагогическое наследие З. Биишевой: Материалы Республиканской научно-практической конференции. - Стерлитамак: СГПА им. З. Биишевой, 2009. С. 29-36.

192. Ягафарова Г. Н. О концепте "человек" в башкирских паремиях // Пословичная концептуализация отдельных фрагментов картины мира в башкирском языке: Сборник статей // Отв.ред. Ф. Г. Хисамитдинова. -Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. С. 86-97.

III. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ

193. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: автореферат дисс. .канд. филол. наук. - Ярославль, 2001. - 21 с.

194. Багаутдинова М. И. Этнографическая лексика башкирского языка: автореферат дисс. .канд.фил. наук. - Уфа, 1997. - 24 с.

195. Баишева З. В. Языковая личность судебного оратора А. Кони: автореферат на соискание ученой степени доктора фил.наук. - Уфа, 2006. - 46 с.

196. Бахтиярова А. Н. Арабские заимствования в башкирском языке: автореферат дисс. .канд.фил. наук. - Уфа, 2009. - 26 с.

197. Беспамятнова Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего: дисс. на соискание ученой степени канд. фил.наук. - Воронеж, 1994. -19 с.

198. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореферат дисс. ... д-ра филол. наук. Л., 1984. - 31 с.

199. Васильева М. Н. Языковая личность В. Е. Максимова: автореферат дисс. .канд. филол. наук.. - Уфа, 2015. - 24 с.

200. Ганеев В. В. Особенности языка и стиля художественных произведений Дж. Киекбаева: автореферат дисс. .канд. филол. наук. -Уфа, 2002. - 21 с.

201. Гершанова А. Ф. Концепты «рай» и «ад» в языковой картине мира: автореферат дисс. .канд. филол. наук. - Уфа, 2003. - 19 с.

202. Ижбаева Г. Р. Концептосфера повести М.Карима «Долгое-долгое детство»: автореферат дисс. .канд. филол. наук. - Уфа, 2014. - 20 с.

203. Искандаров Р. И. Язык произведений Сагита Агиша: автореферат дисс. .канд. филол. наук.. - Уфа, 1980. - 19 с.

204. Казакова О.А. Языковая личность диалектоносителя в жанровом аспекте: автореферат дисс. ...канд.филол.наук. . Томск, 2005. - 22 с.

205. Канчер М.А. Языковая личность телеведущего в рамках русского риторического этоса (на материале игровых программ): автореферат дисс. .канд.филол.наук. Екатеринбург, 2002а. - 20 с.

206. Канчер М.А. Языковая личность телеведущего в рамках русского риторического этоса (на материале игровых программ): дисс. ... канд.филол.наук. Екатеринбург, 2002б. - 174 с.

207. Касимханова А.Ф. Языковая личность регионального телеведущего в контексте телевизионного дискурса: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. фил.наук. - Уфа, 2015. - 25 с.

208. Каракуц-Бородина Л. А. Языковая личность Владимира Набокова как автора художественного текста: лексический аспект (на материале русскоязычной прозы): автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Уфа, 2000. - 21 с.

209. Кочеткова Т. В. Языковая личность носителя речевой элитарной культуры: автореферат дисс. ... доктора филол. наук. - Саратов, 1999. -54 с.

210. Менькова Н.Н. Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей: автореферат дис. .канд. филол. наук. - Москва, 2005. - 16 с.

211. Лютикова В. Д. Языковая личность: идиолект и диалект: автореферат дис. .канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2000. - 41 с.

212. Парсамова В.Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах: на материале писем Ю. М. Лотмана: автореферат дис. .канд. филол. наук. - Саратов, 2014. - 23 с.

213. Попова О.В. Языковая личность Ивана Грозного: На материале деловых посланий: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. фил. наук. на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Омск, 2004. - 19с.

214. Рахматуллина З. А. Башкирская языковая картина мира в произведениях Хадии Давлетшиной: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Уфа, 2009. - 23 с.

215. Садуллаева Ж.Р. Концепты русской ментальности в романе «Обломов» И.А.Гончарова: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Санкт-Петербург, 2000. - 15 с.

216. Сергеева О.В. Языковая личность педагога: статика и динамика: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. фил. наук. -Майкоп, 2013. - 20 с.

217. Сиразитдинов З. А. Лексика романа «Кан» Д. Юлтыя (квантитативно-стилистический анализ): автореферат дис. .канд. филол. наук. - Уфа, 2000. - 25 с.

218. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара: автореферат дисс. .канд.фил.наук. - Краснодар, 2007. - 25 с.

219. Фомина Ю. С. Языковая личность студента полиэтнического вуза: автореферат дисс. .канд. филол. наук. - Уфа, 2011. - 23 с.

IV. Лексикографические труды

220. АСБЯ - Академический словарь башкирского языка. В 10 томах. / Под ред.Ф. Г. Хисамитдиновой. Т. I. - Уфа, 2011. - 432 с.

221. АСБЯ - Академический словарь башкирского языка. В 10 томах. / Под ред.Ф. Г. Хисамитдиновой. Т. II. - Уфа, 2011. - 568 с.

222. АСБЯ - Академический словарь башкирского языка. В 10 томах. / Под ред.Ф. Г. Хисамитдиновой. Т. III. - Уфа, 2012. - 864 с.

223. АСБЯ - Академический словарь башкирского языка. В 10 томах. / Под ред.Ф. Г. Хисамитдиновой. Т. V. - Уфа, 2013. - 888 с.

224. АСБЯ - Академический словарь башкирского языка. В 10 томах. / Под ред.Ф. Г. Хисамитдиновой. Т. VI. - Уфа, 2014. - 944 с.

225. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Издание 2-е. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.

226. Башкирско-русский словарь /Под ред. З. Г. Ураксина. - М.: Дигора, Русский язык, 1996. - 884 с.

227. Биишев А.Г. Арабские и персидские слова в башкирском языке (на башк.яз.). - Уфа, 2009. - 140 с.

228. Горная энциклопедия. В пяти томах / Гл.ред. Е.А.Козловский. М.: Издательство «Советская энциклопедия». Т. 1 - 1984, Т.2 - 1986, Т.3 -1987, Т.4 - 1989, Т.5 - 1991.

229. Диалектологический словарь башкирского языка. - Уфа, 2002. -430 с.

230. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Под. ред. П.А.Леканта. - М., 1995.

231. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. -М., 1996.

232. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 688 с.

233. Надршина Ф.А. Русско-башкирский словарь пословиц-эквивалентов. - Уфа: Китап, 2008. - 196 с.

234. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.

235. Русский язык. Энциклопедия /Гл.ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 721 с.

236. Русско-башкирский словарь: в 2-х т. / Под ред. З. Г. Ураксина. -Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. Т. 1. А-О. - 808 с.

237. Русско-башкирский словарь: в 2-х т. / Под ред. З. Г. Ураксина. -Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. Т. 2. П-Я. - 680 с.

238. Самситова Л.Х. и др. Концептосфера башкирского фольклора: лингвокультурологический словарь. - Уфа: Китап, 2013. - 491 с.

239. Словарь башкирских говоров. Т. 1 (Восточный диалект). - Уфа, 1967. - 300 с.

240. СБЯ - Словарь башкирского языка (на башк. яз.). В двух томах. -М.: Русский язык, 1993.

241. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 696 с.

242. Толковый словарь современного башкирского языка (на башк. яз.) / Отв. ред. З. Г. Ураксин. - Уфа: Китап, 2004. - 528 с.

243. Ураксин З.Г. Фразеологический словарь башкирского языка (на башк. яз.). - Уфа: Китап, 1996. - 288 с.

244. Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. - 420 с.

V. ИСТОЧНИКИ

245. Хамматов Я. Золото собирается крупицами (на башк. яз.). - Уфа, 1976. - 375 с.

246. Хамматов Я. Акман-токман (на башк. яз.). - Уфа, 1977. - 416 с.

247. Хамматов Я. Грозовое лето (на башк. яз.). - Уфа, 1975. - 360 с.

248. Хамматов Я. Юргашты (на башк. яз.). - Уфа, 1980. - 461 с.

249. Хамматов Я. Руда (на башк. яз.). - Уфа, 1982. - 383 с.

250. Хамматов Я. Золото собирается крупицами. Романы. (пер. Е.Мальцева) - Уфа, 1981.

251. Хамматов Я. Грозовое лето (пер. В. Василевского). - М., 1978. -320 с.

252. Хамматов Я. Юргашты (пер. В. Василевского). - Уфа, 1987. - 592 с.

253. Хамматов Я. Желтый камень (пер. Р. Максютова). - Уфа, 1993.

254. Хамматов Я. Тормош hабактары 'Уроки жизни' // АFизел, 2000, № 1.

255. Хамматов Я. Хэсрэтле бала сак 'Безотрадное детство' // АFизел, 1997, № 7.

256. Хамматов Я. Пасынок (пер. Г. Хамматовой). - Уфа, 2002. - 224 с.

257. Хамматов Я. Карьера (пер. Г. Хамматовой). - Уфа, 2005. - 231 с.

258. Хамматов Я. Баланы башкортсаFа eйрэтеY билэYЗЭн башлана // Йэншишмэ, 19 января 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.