Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Морозова, Екатерина Борисовна

  • Морозова, Екатерина Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 189
Морозова, Екатерина Борисовна. Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2004. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Морозова, Екатерина Борисовна

1.Введени е.

2.Глава 1. Ритуальные истоки.

3.Глава 2. Ритуальный спектакль театра Но.

1. Пространство.

2. Маска.

3.Костю м.

4. Хор и музыканты как участники спектакля.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка»

Проблема ритуала как формы существования различных культур начала исследоваться более века назад. На протяжении всего этого времени ученые в первую очередь пытались определить природу ритуала. Разрабатывался круг вопросов, связанных главным образом с сакральным характером ритуала, а также соотношение ритуала и мифа и приоритет его над мифом(1). Во второй половине 20 века предметом постоянного изучения стала роль ритуала во всей мировой культуре и его влияние на современное искусство(2). Достаточно запоздалое обращение науки к ритуалу обьясняется, по мнению известного ученого В.Н.Топорова, тем, что имело место недооценка роли ритуала и, наблюдалось стремление трактовать ритуал как нечто вторичное, «не подлинное», внешнее, как чистую условность. Такой подход характерен для многих отечественных исследований советского периода, посвященных проблеме ритуала. За исключением блистательных трудов крупнейших ученых А.А.Потебни, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа и О.М. Фрейденберг(З), монографических работ, посвященных ритуалу, мало. За последние десятилетия в России было опубликовано несколько значительных трудов на эту тему (В.Н.Топоров, Л.М. Ермакова), однако, до настоящего времени именно учеными Западной Европы и Америки ритуал как культурнофилософская проблема изучен наиболее глубоко и многосторонне. Так, одной из интереснейших и достаточно малоисследованных тем в этой области является, по мнению автора, соотношение ритуальных моделей (понятие, введенное Е.М. Мелетинским) и природы театрального представления. Первыми, кто обратил внимание на проблему «ритуал-театр», явились исследователи так называемой «кембриджской группы»(4), работавшие над изучением ритуальных истоков античного театра. В 1914 году была опубликована работа «Гамлет и Орест»,/авторйГилберта Мэррея, который t сопоставил шекспировскую и греческую драмы в плане единства их -и ритуальных прообразов. Эта же группа ученых единомышленников (в неё входили Х.Вейзингер, Н.Фрай, Х.Уоттс, Ф.Фергюссон) после второй мировой войны в основном занималась анализом драмы эпохи Возрождения в ритуально-мифологическом аспекте (5). На протяжении всего 20 века мировой театр с неослабеваемым вниманием относился к искусству фольклорно-этнического, предтеатрального характера, к трансформированию и даже частичному воссозданию этого культурного пласта в современной театральной эстетике. Использование ритуала в качестве игровой формы переросло из экспериментального увлечения в одно из главных режиссерских направлений 20 века. Принципиально важные мысли, касающиеся влияния ритуала не на литературную основу театрального представления, а именно на действенную, игровую часть были изложены в jT манифестах и воплощены в постановках театральными практиками двадцатого века. Этим вопросом занимались как русские театральные реформаторы сцены (Вс.Э.Мейерхольд, А..Я. Таиров), так и западные (Г.Крэг, Б.Брехт, А.Арто, П.Клодель, Е.Гротовский, П.Брук). Большинство театральных образных систем. Исходя из вышесказанного, автор, выдвигает понятие «ритуальные игровые модели» и предполагает обратиться к его пристальному изучению на материале японского театра Яо(6). Предлагаемое понятие используется автором не как антропологическое или этнографическое, а как театроведческий термин. Ритуальная игровая модель это не ритуал как таковой, а ритуал или его элементы, перешедшие из реального мира в игровое театральное пространство. Наиболее целостное представление о ритуальных игровых моделях, по мнению автора, проявилось в восточном театре, в том числе и в японском театре Но. «В отношении ритуала и музыки наши предки были неискушенными людьми. из них использовали ритуальные игровые модели разных культур, при создании собственных потомки же являются благородными мужами. Если я буду применять их, я последую за предками»(7), «ритуал и долг суть великие человеческие начала»(8) это изречения двух великих китайских мыслителей в принципе во многом определяют мировоззрение и мышление японцев. В глазах деятелей европейского театра ХХв. главным источником, примером ритуального искусства, как правило, выступала культура (а как часть культуры и театр), сформированная на территории Азии и Океании. Общество этих регионов до сих пор ориентировано на ритуальное поведение и, в отличие от Запада, ритуал является неотъемлемой частью бытия азиатского человека. Восточная культура «пропитана ароматами» многовековых обрядов, ритуалов и культов, и именно в них сконцентрировалась глубина народного сознания. В культурах этих стран природному и предметному миру с незапамятных времен придавался символический характер. Ритуал, безусловно, состоял из элементов игры, и «игра и ритуал ...являлись условного поведения»(9). В отличие от западного театра, который на протяжении своей истории формировался на базе драматургического материала (древнегреческий театр, театр эпохи Шекспира, Мольера), или опирался на режиссерское искусство, традиционный театр Азии формировался веками преимущественно вокруг актера. Главная цель заключалась в игре, в обретении умения быть актером. Восточному театру не был нужен режиссер (в европейском понимании), чтобы поставить спектакль по традиционным канонам. Актер, танцор или музыкант представляют собой целый кладезь накопленных знаний и традиций о том, как нужно ставить спектакли. Многовековая система обучения передача мастерства от учителя к ученику помогла сохранить на Востоке практически все формы театрального искусства, существовавшие с древних времен. Система «учитель ученик», особенно развита в театрах Индии, Таиланда, Китая и Японии. И если западный театр «продлевает» свою жизнь в истории благодаря изданным драматургическим текстам, то искусство традиционных театров Азии двумя основными разновидностями

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Морозова, Екатерина Борисовна

Заключение

Для раскрытия темы автор рассмотрел несколько принципиально важных проблем: 1.какова степень влияния ритуальной культуры на сценические элементы в контексте единого театрального пространства; 2.что можно считать, применительно к театру Но, ритуальной игровой моделью; 3. что является для театра Но той синтезирующей силой, которая объединяет все его игровые модели в «единый» ритуал и дает возможность определить сценическую традицию Но как ритуальную. В результате предпринятого исследования автор пришел к следующим выводам.

В основе всех сценических элементов театра Но - будь то космогоническая условность сценического пространства, пластика актера, цветовая символика костюма и т.д. - лежит ритуал. Речь идет не только о ритуальной культуре древности (эпохи архаического синто), хотя именно этот период во многом и предопределил сущность японской театральной традиции. Автор имеет в виду весь комплекс ритуальных традиций, существовавших до появления театра Но, во время формирования основных эстетических законов Но и даже позже, в пору наивысшего расцвета. Искусство Но складывалось по принципу «наслоения», преемственности различных художественных и религиозных традиций разных эпох. Таким образом, определяя значимость того или иного сценического элемента в театре Но, необходимо точно осознавать, что в каждом «дыхании» театра Но таится синтез многих ритуальных элементов. Одним из характерных примеров такого рода являются, скажем, кружения актера на одном месте или круговые проходы по сцене, широко используемые в пластике Но. Анализируя их сложную символику, которая, как принято считать, произошла из древних магических солярных культов, можно обнаружить определенную семантическую схожесть с древнекитайскими танцевальными представлениями буддистского характера. В то же самое время, эти же движения, сохраняя свое самостоятельное ритуальное значение, являются частью единого сценического действа Но.

Природа театра Но такова, что актер, общаясь со зрителем на языке древних священных ритуалов, воздавая на сцене своего рода молитву богам и активизируя своими действиями мистериальную атмосферу всего представления, в то же самое время полностью следует законам актерского мастерства, приобретшими силу в конце Х1У-ХУ веков (а к моменту создания театра Но японское исполнительское искусство насчитывает уже не менее VII веков существования).

Другой принципиальный вопрос касается проблемы выявления «единого ритуала», ритуально-художественной основы, объединяющей воедино всю структуру театрального представления. Такие функции, как не раз отмечалось в исследовании, выполняет ритмический закон - дзё-ха-кю. Ритм дзё-ха-кю стал для искусства Но основополагающим принципом, повлияв как на драматургическую форму (композиция драмы ёкёку), так и на сценическую (характер сценического движения, музыкальный строй, стиль актерской игры, образ сценического пространства и темпо-ритм спектакля).

Ритм изначально был сильнейшим орудием древней магии. Так например, в одной из известных легенд, посвященной богине Удзумэ, ритм выполнял ключевую роль. Благодаря безудержному танцу под ритмичные удары ногой в медный чан, богиня Удзумэ впала в экстаз, чем вызвала всеобщее веселье и шум у собравшихся богов. Услышав неистовый шум, богиня Солнца - Аматэрасу, ( в тот момент скрывшаяся в Небесном Гроте и погрузившая мир во мрак), сгорая от любопытства выглянула из грота, и так мир был спасен от вечной темноты и холода. По мнению Дзэами, пляска Удзумэ стала как началом театрального искусства в Японии, так и одним из основных источников создания самого театра Но. В периоды зарождения и развития ранних ритуально-театральных действ (кагура, дэнгаку, эннэн-но мсш(УИ-ХПв.в.)) участники представлений считали, что удары ногой в пол или притоптывания (движение, широко употребляемое в театре Но), символизировали удары мотыгой о землю, успокаивающие, по поверьям, дух поля. Поэтому можно считать, что сакральное значение ритма было осознано уже в начальные периоды развития японской театральной традиции.

Категория «ритм» параллельно получила своё теоретическое осмысление благодаря усвоению японцами древнекитайской философии. Ритм как вселенско-космический закон, ритм как философская категория присутствовал и в учении Лао-цзы и у Конфуция, однако, трактовался по разному: Даосизм пульсирует в ритме инь, это «темный» телесный ритм, ритм чувственных интуиции и земной души (гуй). Конфуцианство пульсирует в ритме ян, это «светлый» разумный ритм, ритм познавательного мышления и небесного духа. Такое восприятие роли ритма, несомненно, повлияло на размышления Дзэами о задачах и функциях ритма в представлении. Ритм воспринимался как воплощение мировой гармонии и порядка, выступая в театре Но как связующее, объединяющее начало всех сценических элементов, поэтому ритмическая структура пронзила каждый компонент театра насквозь. Не случайно, что одним из главных условий высшей формы мастерства актера есть слияние слова, музыки и движения.

Данное исследование можно рассматривать лишь как первую попытку раскодирования ритуальной природы театра Но. Дальнейшее развитие этой темы предполагает обращение, в первую очередь, к практическим проблемам актерского тренинга, в результате которого была создана совершенно особая культура сценического движения, не имеющая аналогов в мировом театре. Возможно, это и станет темой будущих работ автора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Морозова, Екатерина Борисовна, 2004 год

1. Аверинцев С.С.Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Сос1аЛ997. 342с.

2. Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды. М.: Наука, 1978.- 594с.

3. Анарина Н.Г. К вопросу о способе закрепления и передаче традиции в классическом искусстве Японии (на материале трактата Дзэами «Кадэнсё»)// Япония (идеология, культура, литература) М.: «Наука», 1989. 88-94с.

4. Анарина Н.Г. Три статьи о японском менталитете. М., 1993. 43с.

5. Анарина Н.Г. Японский театр как синтетическое искусство (к постановке проблемы) // Синтез в искусстве стран Азии. М.,1993. 34-53с.

6. Анарина Н.Г . Японский театр Но. М.:«Наука», 1984.- 213с.

7. Аристотель. Сочинения. Т.4. М.: «Мысль», 1983. 828с.

8. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: «Наука», 1988. 392с.

9. Арто Антонен. Театр и его двойник. СПб.: «Симпозиум»,2000.- 440с

10. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Стуктурно-семантический анализ восточнославянский обрядов. СПб. «Наука», 1993.-237с.

11. Басе, Бусон, Исса. Летние травы. Японские трехстишья. Пер .В .Марковой. М.: «Толк»,1997.-311с.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Худ. лит-ра»,1990.-543с.

13. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до начала XX века. М.: Государственный институт искусствознания, 1995-251с.

14. Бернова А.А. Религиозные обряды как один из истоков традиционного театра народов Индонезии.//Мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии. М.: «Наука», 1986. 89-107с.

15. Бернштейн Н. Музыка и театр у японцев. СПб.: «Типография Кнорус»,1905 36с.

16. Беседы и суждения Конфуция. СПб.: «Издательство «Кристалл»», 1999. -1120с.

17. Бицилли Петр. Элементы средневековой культуры. Одесса. «Гносис»,1919, IV 167с.

18. Брук Питер. Блуждающая точка. М.: «Артист. Режиссер. Театр». 1996. -271с.

19. Брук Питер. Пустое пространство. М.: «Прогресс». 1976. 237с.

20. Буддизм и культурно психологические традиции народов Востока. М.: «Наука» 1990. - 214с.

21. Буркхардт Титус. Сакральное искусство Востока и Запада, (принципы и методы). М.: «АЛТЕЙА».1999. 216с.

22. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (Формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука.1989.- 307с.

23. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001 406с.

24. Вещь в японской культуре. Сб.ст., М.: Вост. лит.,2003 262с.

25. Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. Сб.ст. М., 1987

26. Воробьев М.В. Япония в III- VII вв. (этнос, общество, культура и окружающий мир). М.: «Наука». 1980. 342с.

27. Гагеман Карл. Игры народов (вып.2 Япония). Ленинград: «Academia», 1925-221с.

28. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре, (древность и средневековье). М.:"Наука"1979. 296с.

29. Голомидова М.Р. Музыка ансамбля хаяси как элемент синтеза в японском традиционном театре Но.// Синтез в искусстве стран Азии. М.: 1993. 167-181с.

30. Горегляд В.Н. Японская литература VIII XVI вв. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997 - 416с.

31. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: «Наука». 1979.- 368с.

32. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденной. М.-."Искусство" 1993. -464с.

33. Гришелева Л.Д. Театр современной Японии. М.: Издательство Искусство», 1977.- 237с.

34. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры конец XVI XX вв.М.,1986 - 286с.

35. Гундзи М. Японский театр Кабуки. М.: «Прогресс», 1969 230с.

36. Гуревич АЛ.Категории средневековой культуры. М.: Искусство 1984. -349с.

37. Де Грот Я.Я. Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001 448с.

38. Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля. (Фуси Кадэн). Пер. со старояпонского, вступит, статья и примеч. Н.Г. Анариной. М.: «Наука», 1989.- 199с.

39. Догэн. Путь к пробуждению. СПб.: «Евразия», 2001. 384с.

40. Древнекитайская философия. В двух томах. М.: «Принт»,1994. т. I -363с., т. II - 383с.

41. Дубровская М.Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале ноо и кабуки).// Япония (идеология, культура, литература) М.: «Наука», 1989. 83-87с.

42. Дубровская М.Ю. Традиционное музыкально-сценическое искусство стран Востока: (на примере музыкального театра Японии). Ташкент, 1983 -23с.

43. Дьяконова Е.М. Императорские регалии зерцало, яшма, меч.//Синто -путь японских богов. СПб.: Гиперион,2002, -166-187с.

44. Ермакова JI.M. Речи богов и песни людей. М.: «Восточная литература» РАН, 1995 272с.45. Ёкёку классическая японская драма. М.: «Наука», 1979. - 343с.

45. Есипова М.В. Дзэн-буддизм и музыкальная драма Но.//Музыкальная Академия. 2002,№2 114-121с.

46. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре .//Вопросы Философии. №6. М.: «Наука», 1994 82-88с.

47. Иванов Вяч. Вс. Пространственные структуры раннего театра и асимметрия сценического пространства.// Театральное пространство. Материалы научной конференции. М: «Советский художник», 1979 5-34с.

48. Иофан H.A. Культура древней Японии. М.: «Наука».1974. 261с.

49. Иофан H.A. Протояпонская и древнеяпонская культура (к проблеме формирования стиля).// Япония (идеология, культура, литература) М.: «Наука»,1989. 101-105с.

50. Иофан H.A. Становление протоканона в изобразительном искусстве.// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки.М.: Наука,1973 23-27с.

51. Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб.: Дмитрий Буланин. 1997 253с.

52. Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. (Научн. Сообщения Госуд. музея Востока; Вып. 24) М.: Компания Спутник+, 2001-285с.

53. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.: Из во Прогресс 1972 - 229с.

54. Каган М.С. Хилтухина Е.Г. Проблема "Запада— Востока" в культурологи: Взаимодействии художественных культур. М.: «Наука», 1994.-160с.

55. Как всегда об авангарде. М.: «ГИТИС»,1992. 288с.

56. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука. 1989 360с.

57. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: «Мысль», 1994.- 573с.

58. Классическая драма Востока. М.: Издательство «Художественная литература», 1976.- 539-655с.

59. Комаровский Г.Е. Стратанович Г.Г. Рисоводческая обрядность. СЭ,1996.№2

60. Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. М.: «Наука», 1978. -309-386с.

61. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: «Наука», 1972 494

62. Конрад Н.И. Очерки истории и культуры средневековой Японии VII -XVI вв.М.: «Искусство», 1980. 143с.

63. Конрад Н.И. Очерки японской литературы. М.: «Художественная литература», 1973. 462с.

64. Корнилов М. Н. Японское общество и культура. Вып.1 М.: «ИНИОН»,1983 79с.

65. Лангер Сьюзен. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. 287с.

66. Леви-Брюль Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: «Педагогика-Пресс», 1999. 608с.

67. Леви-Стросс Клод. Путь масок. М.¡Республика,2000. 399с.

68. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. М.: Вост. лит.1992.-147с.

69. Лисевич И.С. Пространственно временная организация древнекитайских мифов о культурных героях.// сб. Фольклор и мифология Востока. М.: «Наследие», 1999. - 123-139с.

70. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: «Мысль», 1993.- 959с.

71. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс .//Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973 16-22с.

72. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб», 2001.- 704с.

73. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М.: ИНСАН, РМФКД992 160с.

74. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций философия Дао. М.: «Восточная литература» РАН, 2000. 384с.

75. Малявин В.В. Конфуций. М.: Мол. гвардия. 2001.- 357с.

76. Маркарьян С.Б. Молодякова Э.В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. М.:Наука, 1990. -248с.

77. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000 407с.

78. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. (Проблема синкретизма). М.:"Наука", 1987. 192с.

79. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Перевод с древнеяпонского Т.Л.Соколовой Делюсиной. В 2т. СПб. «Гиперион», 2001.т.2 - 752с.

80. Никитина И.П. Пространство мира и пространство искусства. М.: Российск. гос. гуманит.ун-т,2001.- 210с.

81. Николаева Н.С. Искусство Японии. С древности до начала XIX века. «Дилер», 2001. 341с.

82. Николаева Н.С. Японские сады. М.: «Изобразительное искусство» 1975. 280с.

83. Норито Сэммё. Пер. со старояпонского, исследования и комм. Л.М.Ермаковой. М.: «Наука»Д991. 299с.

84. Окакура Какудзо. Книга чая. Минск: «Харвест».2002. 96с.

85. О Театре. (Гос. институт истории искусств) Л.: «Academia». Вып. 1.1926.- 150с.

86. Пави Патрис. Словарь театра. М.: «Прогресс», 1991. 504с.

87. Пасков С.С. Япония в раннее средневековье VII -XII вв. М.: «Наука», 1987. 195с.

88. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: «Наука», 1993. -439с.

89. Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культуры.//Мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии. М.: «Наука», 1986. 5-25с.

90. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: «Наука», 1973 254с.

91. Радуль Затуловский Я.Б.Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л.1947. - 450с.

92. Рене Жирар. Насилие и священное. М.: «Новое литературное обозрение».2000. 400с.

93. Садокова А.Р. Японский фольклор. М.: ИМЛИ РАН.,2001. 256с.

94. Сато К.Современный драматический театр Японии. Очерки. М.: «Искусство», 1973. 159с.

95. Сафронова Е.С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника.//Символика уцльтов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: «Наука», 1980.- 68-78с.

96. Сафронова Е.С.Синто и буддизм в средневековой Японии. (Исторический анализ их взаимодействия на примере школы Дзэн).(автореферат), М.:1982. 22с.

97. Светлов Г.Е.Путь богов.(Синто в истории Японии) М.: Мысль, 1984 -240с.

98. Светлов Г.Е. Традиционные верования Японии //Локальные и синкретические культы. М.Академия Наук СССР, -189-217с.

99. Сердюк Е.А. Пространство в японском театре и изобразительное искусство.//Театральное пространство. Материалы научной конференции. М: «Советский художник», 1979 81-93с.

100. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17 19вв. М.: «Искусство» 1990 - 191с.

101. Серова С.А. «Зеркало Просветленного духа» Хуан Фань-чо и эстетика китайского классического театра». М.: «Наука». 1979. 224с.

102. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. Сб.ст. М.: «Наука», 1980. 207с.

103. Синтез в искусстве стран Азии. Сб.ст., М.,1993 222с.

104. Синто путь японских богов: В2т. СПб. «Гиперион», 2002. - т I. -704с., т. II - 496с.

105. Скворцова Е.Л. Японское традиционное искусство гэйдо: источники эстетического своеобразия.// Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. М., 1987 72-95с.

106. Соколов Ремизов С.Н. От средневековья к новому времени. М. 1995. -231с.

107. Судзуки Дайсэцу. Основы Дзэн-Буддизма. Бишкек. 1993. 672с.

108. Театр и драматургия Японии. Сб.статей, М.:«Наука»,1965. 161с.

109. Толстогузов A.A. Очерки истории Японии VII XIV вв. М.: «Восточная литература» РАН, 1995 - 333с.

110. Топоров В.Н. «О ритуале. Введение в проблематику.»// В кн.: Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: «Наука», 1988. 7-60с.

111. Тосихико Изуцу «Исключение цвета в искусстве и философии Дальнего Востока»//Психология цвета. «Рефл бук»:«Ваклер»,1996. 221-256с.

112. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: «Наука», 1983 277с.

113. Уотс Алан. Путь Дзэн. Киев: «София». 1993. 320с.

114. Универсалии восточных культур. М.: «Восточная литература» РАН, 2001-431с.

115. Фрейденберг О.М. Миф и театр. М.: ГИТИС, 1998.-132с.

116. Человек и мир в японской культуре. Сб.ст. Институт Востоковедения, М.: «Наука», 1985.- 279с.

117. Художественные традиции литератур Востока и современности : ранние формы традиционализма. М.: «Наука», 1985. 198с.

118. Художественный язык средневековья. М.: «Наука», 1982. 270с.

119. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: «Мысль», 1993. 663с.

120. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» М.: Русское книгоиздательское товарицество.1993- 382с.

121. Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. ВЗт.М.: Критерион, 2002. т. И- 512с., т. III- 352с.

122. Элиаде Мирча. Миф о вечном возвращении. (Архетипы и повторяемость). Спб., «АЛЕТЕЙАЯ», 1998г.- 249с.

123. Элиаде Мирча. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир,1999- 488с.

124. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб.ст. М.: «Наука», 1988 331с.

125. Японский театр. СПб.: «Северо Запад». 2000. - 5-123с.

126. Яшмовая нить: Антология японской классической литературы. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,1998.-399с.1. На английском языке:

127. Awasthi Suresh. Traditional Dance Drama in India: An Overview.// Dance and Music in South Asian Drama. The Japan Foundation, 1981 - 64-77p.

128. Berberich, Junko Sakaba. Some Observations on Movement in No.// ATJ,Univ. of Hawai Press, Honolulu, 1/2, 1984.- 207-216p.

129. Bethe Monica and Brazell, Karen. Dance in the No Theatre. Cornell Univ. East Asia Papers №29, Ithaca, NY: China-Japan Program, 1982. Vol.1 Dance and system 193p.Vol.3 Dance patterns - 240p.

130. Bethe Monica. No as performance: An analysis of the Kuse scene of Yamamba. Ithaca, NY: Cornell Univ. East Asia Papers, 16, 1978 200p.

131. Bowers, Faubion. Japanese theatre. Rutlandt, Vt.; Tokyo: C.E. Tuttle, 1974 -294p.

132. Brandon, James R. Theatre in Southeast Asia. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1967 370p.

133. Brandon, James R. The Cambridge guide to Asian theatre. Cambridge Univ. Press. 1997 253p.

134. Brandon, James R. The Place of No in World Theater.// International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: No Its Transmission and Regeneration. Tokyo, Japan. 1991 l-26p.

135. Brazell Karen. Enacting Allusions: A Technique of the No Theater.// International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: No Its Transmission and Regeneration. Tokyo, Japan. 1991 43-56p.

136. Campabell Patrick. Analysing performance. Manchester Univ. Press, 1996 -307p.

137. Carlson Marvin. Performance a criticul introduction. Routledge, 1996 -247p.

138. Cook. Clifford A. Suzuki education in action; a story of talent training from Japan. N.Y.: Exposition Press, 1970. 114p.

139. Dunn, Charles J. Religion and Japanese Drama. Cambridge: Cambridge UP,1983

140. Emigh John. Masked performance. Univ. of Pennsylvania Press. 1996 -336p.

141. Fulchignoni Enrico. Oriental Influences on the Commedia dell'Arte. // ATJ, Univ. of Hawaii, Honolulu, V.7/1, Spring 1990 29-4 lp.

142. Fisher Lichte Erika. Performance Art and Ritual: Bodies in Performance Theater. Research Interw. - 22-57 p.

143. Garfias, Robert. Gagaku; the music and dances of the Japanese imperial household. NY: Theatre Arts Books, 1959 40p.

144. George, David E.R. Ritual Drama: Between Mysticism and Magic.// ATJ, Univ. of Hawaii, Honolulu, 4/2, Fall 1987 127 - 165p.

145. Goff Janet E. Performing Noh at the Vatican. Japan Quarterly. April-June 1989 -201-206p.

146. Goto Yukihiro. The theatrical Fusion of Suzuki Tadashi.//ATJ, Univ. of Hawaii, Honolulu, 6/2, Fall 1989 103-123p.

147. Granny mountains; a cycle of No plays.(tr. by Royall Tyler). Ithca, N.Y.: China Japan Programm, Cornell Univ.1980 -181p.

148. Harich- Schneider, Eta. A History of Japanese Music. London: Oxford UP, 1973 720p.

149. Harich- Schneider, Eta. The rhythmical patterns in Gagaku and Bugaku. Leiden: E.J. Brill, 1954- 109p.

150. Hata Hisashi. Kyogen/ /tr. by Don Keen/, Tokyo: Hoikusha, 1982 124p.

151. Haga Hideo. An Oni. A Leading Character of Masked Observance.// International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo, Japan. 1987 61-70p.

152. Hata Hisashi. Use of the Mask in No and Kyogen .//International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo.Japan.1987 -155 -165p.

153. Hidesato Ashihara. The japanese dance. Tokyo: Japan Travel Bureau, 1980— 164p.

154. Hamatani Hitoshi and Hamatani Eloise Pearson. Preserving Tradition: Ennen, Dengaku, and Ndmai in Japan Today. .//ATJ, Univ. of Hawaii, Honolulu, 9/2, Fall 1992 224-235p.

155. Hoff Frank. Masked Drama E ast and West.// International S ymposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo, Japan. 1987 13-24p.

156. Hoff Frank. Song, dance, storytelling; aspects of the performing arts in Japan. Cornell Univ. East Asia Papers, 15 Ithaca, NY: Cornell China-Japan Program, 1978 223p.

157. Honda Yasuji. Masked Performance Studies. Their Present State and Future Issues.//International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo, Japan. 1987 1-12

158. Immoos, Thomas. The birth of Non-verbal Theatre in Shinto Ritual. MuK,1983

159. Inoura Yoshinobu. A history of Japanese theatre: Noh and Kyogen. Tokyo: Kokusai Bunka Shinkokai. 2V.1971

160. Inoura Y. &T. Kawatake. The traditional theater of Japan. N.Y.; Tokyo: Weatherhill, 1981 259p.

161. International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Japan, 1987 235p.

162. International Symposium on the Conservation and Restoration o f Cultural Property: No Its Transmission and Regeneration. Japan, 1991 32lp.

163. Japanese No dramas.(Ed. and tr. by Royal Tyler). Penguin classics. 1992 -360p.

164. Japanese tradition: search and research; International Conference journal, August 28-30,1981

165. Jennings Sue. Theater ritual and transformation. Routledge. 1995 208p.

166. Jonson, Irmgard. Priestly No at Chusonji. // ATJ, Univ. of Hawaii Press, Honolulu, 4/2, 1987 215-229p.

167. Kawatake Toshio. The Traditional Theatre of Japan. Tokyo: The Japan Foundation, 1983 259p.

168. Kawatake Toshio. Japan on stage. "Japanese consepts of beauty as shown in the traditional theatre". Tokyo, Japan, 1990 275p.

169. Keene Donald. No and Bunraku. Two forms of japanese theatre. NY., Columbia Univ. Press, 1990 199p.

170. Keene Donald. No; the classical theatre of Japan. Tokyo and Palo Alto : Kodansha, 1966

171. Komparu Kunio. The No theater; principles and perspectives. NY and Tokyo: Weatherhill / Tankosha, 1983 376p.

172. Konishi Masatoshi A. Masks and masked performing arts in South Asia.//Dance and Music in South Asian Drama. The Japan Foundation, 1981 -78-87p.

173. Malekin Peter and Yarrow Ralph. Consciousness, Literature and Theatre. St. Martin's Press, INC., 1997 197p.

174. Malm, William P. Japanese music and musical instruments. Rutland, Vt.; Tokyo: C.E. Turttle, 1959 299p.

175. Matsuoka Shinpei. The Bodily Expression Created by Zeami.// International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: No Its Transmission and Regeneration. Tokyo, Japan. 1991 57-68p.

176. McDonald, Keiko I. Japanese Classical Theatre in Films. London and Toronto: Associated Univ.Presses. 1994 335p.

177. Miner Eearl, Hiroko Odagiri, Robert E.Morell. Classical Japanese Literature. Princeton, N.J., Princeton Univ. Press. 1988 570p.

178. Mishima Yukio. Five modern no plays (tr. by Donald Keene), NY, 1957 -206p.

179. Mitsuya Mori. Noh, Kabuki and western theatre: An attempt of Schematizing Acting Styles. //Theatre research international. Oxford Univ. Press. Volume 22/1, Spring 1997 14-21p.

180. Nakamura Yasuo. No: the classical theater //translated by Don Kenny; with an introd. by Earle Ernst. NY and Tokyo: Walker/ Weatherhill, 1971 248p.

181. Nearman, Mark. Behind the Mask of No. In Rebecca Teele,ed. No/ Kyogen Masks and Performance./ Mime Journal, 1984

182. Nishikawa Kyotaro. Bugaku masks. / /translated and adapted by Monica Bethe. Tokyo: Kodansha International, Ltd. and Shibundo,1978 194p.

183. Nogami Toyoichiro. Zeami and his theories on No. Tokyo: Hinoki Shoten, 1955-89p.

184. Nogami Toyoichiro. Japanese No plays. How to see them. Tokyo: Board of Tourist Industry, 1934 64p.

185. Noma Seiroku. Japanese Costume and Textile Art. New York: Wheatherhill, 1974

186. O'Neill, P.G. Early No Drama : It's Background , Character and Development, 1300-1450. London: Lund Humphries, 1958 223p.

187. Ortolanni Benito. The Japanese Theater. (From Shamanistic Ritual to Contemporary Pluralism). Princeton. 1995 375p.

188. Pavis Patrice. Theater at the crossroads of culture. London, N.Y. Routledge, 1992-219p.

189. Pound Erza, Fenollosa Ernst. The classic Noh theatre of Japan. 1959 163p.

190. Quinn Shelley Fenno. Dance and Chantin Zeami's Dramaturgy: Building Blocks for a Theatre of Tone.//ATJ. Univ.of Hawaii Press, Honolulu,9/2, Fall 1992 201-213p.

191. Rajakaruna D.A. The colour Symbolism in the Oriental Theatre.// Theater Arts. Univ. of Ceylon. 541-545p.

192. Richards Thomas. At work with Grotowski on physical actions. Routledge, 1995- 135p.

193. Rimer Thomas J. What more do we need to know about the No?//AT J. Univ.of Hawaii Press, Honolulu, 9/2, Fall 1992 215-223p.

194. Sakazaki Naomi. Yugen in Zeami's Theories and Its Application Costume Colors and Patterns. Univ. California, 1995 112p.

195. Sata, Megumi. Aristotles' Poetics and Zeami's Teachings on Style and the Flower.// ATJ, Univ.of Hawaii Press, Honolulu, 6/1, Spring 1989 47-56p.

196. Sato Michiko. A study of Oni in Masked Performances at Japanese Buddhist Ceremonial Occasions.// International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo.Japan.1987 25-42p.

197. Schechner Richard. Performance theory. N.Y. London, Routledge,1988 -304p.

198. Seami. Kadensho.(translated by Chuichi Sakurai). Kyoto: Sumiya Shinobe Publishing Institute. 1968 109p.

199. Seami.The Fuchikaden.(tr. by Shohei Shimada.) S.I.:s.n. 1975 107p.

200. Shimazaki Shifumi. Restless spirit from the japanese noh plays of the 4th group: parallel translations with running commentary. Ithaca (N.Y.) Cornell Univ. 1995 -256p.

201. Smethurst, Mae J. The Artistry of Aeschylus and Zeami: A comparative study of Greek Tragedy and No. Princeton, NJ: Princeton UP, 1989

202. Suzuki T adashi. T he w ay o f a cting. (tr. b y Thomas Rimer) N.Y. 1986 -158p.

203. Tamba Akira. The musical structure of No. Tokyo: Tokai Univ. Press 1981 291p.

204. Tanabe Saburosuke. Various Aspects of Demon Masks and Their Development as No Masks. International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo.Japan.1987 81-90p.

205. The Oxford Illustrated History of Theater/ ed. By John Russel Brown. Oxford, N.Y., Oxford Univ.Press.1995 582p.

206. Theatre year-book 1997. Theatre in Japan. Japan. 1997 5 l-59p.

207. Thornbury Barbara E. Behind the mask: Community and Performance in Japan's Folk Performing Arts. //ATJ.12/1, Spring 1995 143-163p.

208. Togi Masataro. Gagaku: court music and dance, (tr. by Don Kenny; with an introd. by William P.Malm). Tokyo: Walker/ Weatherhill.1971 207p.

209. Tokugawa Yoshinobu. The Tokugawa collection: No robes and masks. N.Y. The society. 1976 280p.

210. Того de Fernando. Theatre Semiotics. Toronto: Univ. of Toronto Press. 1995 201p.

211. Twentieth century theater. A sourcebook /ed. by Richard Drain/ London and N.Y. Routledge. 1995 387p.

212. Tyler Royall. Pining wind; a cycle of No plays. N.Y.: China Japan Programm, Cornell Univ. 1982 - 193p.

213. Waley Arthur. The No plays of Japan. London: N.Y.: Grove Press, 1957 -319p.

214. Yarley, Paul H. Japanese Theatre. Honolulu, Univ. of Hawaii Press, 1984

215. Yamamoto Hiroko. The Functions of Shis hi- mai in Miharu, Japan.// International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property: Masked performances in Asia. Tokyo.Japan.l987 91-100p.

216. Yu Qiuyu. Some Observations on The Aesthetics of Primitive Chinese Theatre.//ATJ,6/1, Spring 1989- 12-29p.

217. Yuko Yuasa. The spirit moves through the spirits in Noh Drama. A study of the man-woman relationship.//ATESEA occasional papers №11. Doing theology with the spirit's movement in Asia. 1991 44-6lp.1. На японском языке:

218. Амано Фумио. Синдзи саругаку мэн - саругаку но «кайню» о мэгуттэ. (Один аспект саругаку, как синтоисткого ритуала). Нихон, Кокугакуиндайгаку,1984, рр.40-51.

219. Амано Фумио. Саругаку дза но сосики то кино о мэгуру сё мондай. (Различные вопросы, касающиеся структуры и функций трупп саругаку). Нихон, Гэйносикэнкю,1986, рр.1-20

220. Аоэ Сюндзиро. Нихон гэйно-но гэнрю.(Истоки японского искусства) Токио, 1971

221. Араи Цунэясу. Тюсэй гэйно но кэнюо. (Исследования по развитию средневекового сценического искусства). Нихон, Токио. 1974- 276с.

222. Ватанабэ Сигэко. Носёзоку: рэкиситэки коосатцу.(Костюм Но: Историческое исследование). Нихон, Мацуяма, 1986.

223. Дзоку тюсэй гейно но кэнкю. (Исследования по средневековому театральному искусству(Сб.трудов)). Токио: Синдокуся,1974 898с.

224. Дэнто Бунка Форум. Но сёзоку но сэкай.(Мир костюма Но). Киото:Ямагути носёзоку кэнкудзёо. 1989228. Ёкомити Марио. Ногаку дзусэцу. (Иллюстрированный труд по Но) Токио : Иванами Сётэн, 1991 574с.

225. Иида Митио. Дэнгаку-коо. Дэнгаку-маи но гэнрё. {Дэнгаку Истоки появления Дэнгаку), Киото, 1999-223с.

226. Икэда Ясабуро. Гэйно то миндзокугака. (Очерки о народном искусстве и обычаях японцев). Токио, ИвасакиД974 251с.

227. Ито Масаёси. Ёкёку тюсяку то гэйноси кэнкю кайсякуси то ситэ но катацукэ. (Исследование примечаний к текстам Но - символические движения ката как материал для истории толкований). Токио:Гэносикэнюо, 1990, - 108с.

228. Кадзума Кавасэ. Но то ва наника. (Что такое Hol). Токио, 1976 115с.

229. Кандзэ Хисао. Кокоро ёри кокоро ни цутафура хзма.(Хана путь от сердца к сердцу), Токио, 1979 - 270с.

230. Компару Кунио. Но э но сасой.(Увлечение Но). Токио, 1980

231. Мацуда Тамоцу. Сэйси. Саругаку но кенкю. (Наследник. Исследования по саругаку), Токио: Синдокуся, 1991 491с.

232. Нагасаки Сэйки. Нихон но дэнто сикисай.(Традиционные цвета в Японии). Киото: Киото Сёин, 1988.

233. Накамори Сёдзо и Акира Ивата. Но но дезайн дзутэн. (Дизайни эстетика Но). Токио, 1995 148с.

234. Накамура Ясуо. Кара но но мирёоку.(Очарование Но в цвете). Токио: Танкося,1974

235. Накамура Ясуо и Кудзуниси Сосэй. Но то номэн но сэкай. (Мир масок театра Но). Токио,1984241.0сида Ёсихиса. Гагаку э но сётай (Оформление и содержание придворной музыки и ритуальных танцев 8-10вв.). Токио, 1984 - 52с.

236. Седзо Масуда. Но то киндай бункаку. (Но и современная литература). Токио, 1990

237. Судзуки Тадаси. Энгэки то ва наника.(Что такое театр?) Токио: Иванами синсё, 1989, 176с.

238. Сэнда Ахихико. Нихон но гэндай энгэки. (Японский современный театр), Токио: Иванами синсё ,1995,- 246с.

239. Фуками Тосёо. Синко но гугэн о мэдзаситэ(инори цуцу наси цуцу) . Синто кокусай гаккай дай го кай кокусай синпозиуму. Синто то Ногаку. (Пятый Международный Симпозиум Международного научного общества Синто. Синто и Но(1998)). Tokyo, 2001,- 35-41 с.

240. Хаясиятацу Сабуро. Тюсэй гейноси но кэнюо.(Исследования исполнительского искусства в средние века). Токио: Иванами Сётэн,1970 556с.

241. Ямадзи Кодзо Ракутю ракугай но синдзи сэру гаку.(Саругаку как синтоистский ритуал в столице и за ее пределами). Нихон, Кокугакуиндайгаку, 1984, рр.52-69.

242. Яманака Рэйко. Май но дзё-ха-кю обоэ шш.(Дзё-ха-кю в теории танца #о).Токио,1987 351с.

243. Ямасаки Юитиро. Но но такумитати. (Ремёсла #<?).Токио:Сёогакукан,1999- 128с.

244. Ямасаки Юитиро. Хадзимэтэ но Но. Кёгэн.(Начало Но и Кёгэн). Токио: Сёогакукан, 1999 128с.

245. Янагида Сэйдзан. Дзэн то нихон бунка. (Дзэн и японская культура). Токио,1996 285

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.