Значение театрально-педагогического наследия Вс. Э. Мейерхольда для воспитания современного актёра в Корее (к проблеме освоения русской актёрской методологии в корейском театральном образовании) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Квон Джунгтак

  • Квон Джунгтак
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства - ГИТИС»
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 147
Квон Джунгтак. Значение театрально-педагогического наследия Вс. Э. Мейерхольда для воспитания современного актёра в Корее (к проблеме освоения русской актёрской методологии в корейском театральном образовании): дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства - ГИТИС». 2017. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Квон Джунгтак

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

3

Глава первая. Специфика развития театра Кореи

1.1. Мир корейской эмоциональности

1.2. Национальные истоки корейской театральности

1.3. Освоение западного опыта корейскими драматическими труппами

1.4. Особенности корейской системы обучения актеров

Глава вторая. Актерское искусство в театре Вс. Э. Мейерхольда

2.1. Проблема актера в Условном театре Мейерхольда

2.2. Поэтика и поэзия биомеханики

2.3. Основы биомеханического тренинга

2.4. Пути освоения биомеханики в корейской актерской школе

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Значение театрально-педагогического наследия Вс. Э. Мейерхольда для воспитания современного актёра в Корее (к проблеме освоения русской актёрской методологии в корейском театральном образовании)»

ВВЕДЕНИЕ

Тема диссертации. На протяжении веков единственной известной в Корее формой театра были уличные фольклорные представления с их музыкальностью, песенно-танцевальной основой, масочностью, наивной и открытой условностью. Драматический театр в его современных формах возник только в начале XX столетия. Создавался он по европейским лекалам, развивался дискретно и на корейской почве приживался с трудом. В силу множества социальных, культурно-исторических, психологических причин зрители долго оставались равнодушны к корейским копиям западных образцов.

До сих пор спектакли западного типа постепенно и нелегко завоевывают публику, не до конца ею воспринимаются и принимаются. Разумеется, это не означает, что драматический театр Кореи, сознательно вставший на путь культурного ученичества у Европы, должен сойти с него и замкнуться в своей театральной архаике. Но и превращение в провинциальную версию европейской драматической сцены - не лучшая из возможных перспектив.

Театр Кореи вплотную подошел к тому рубежу, когда необходимость обретения собственной эстетической самобытности осознается особенно остро. Его «путь к себе» пролегает через транспонирование западных идей и форм в восточную культуру и растворение европейских заимствований в корейской ментальности. Важнейшую роль в этом процессе суждено сыграть национальной системе профессионального театрального образования.

В университетской методике преподавания мастерства актера особое место отводится русской актерской методологии, непосредственное знакомство с которой состоялось в последнем десятилетии прошлого века. Процесс культурного ученичества корейцев распространился на Россию после подписания в Сеуле договора «Об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея» (19.11.1992). В московские театральные вузы прибыли студенты из Южной Кореи и приступили к старательному, вдумчивому освоению «школьных» начал русской театральной культуры.

3

Значимость русской актерской школы для корейской системы воспитания актера - любимая тема корейских аспирантов ГИТИСа. Написанные ими диссертации большей частью сосредоточены вокруг методологии К. С. Станиславского 1. Авторы справедливо указывают на ее опорное значение для современного театрального образования. Но вместе с тем они отмечают наличие серьезного противоречия между (а) органичностью метода Станиславского, рожденного на почве русской культуры и опирающегося на ее традиционные ценности, и (б) спецификой корейского менталитета, сложившегося совсем в иных обстоятельствах места и времени.

На наш взгляд, сокращение дистанции между различными актерскими традициями, русской и корейской, возможно, если к обучению корейских актеров привлечь дополнительные образовательные технологии.

Выработке нового методологического синтеза может помочь обращение к творческому наследию Вс. Э. Мейерхольда - режиссера, преданного идее Условного театра, последовательно разрабатывавшего его эстетику и поэтику, создавшего для него собственную («биомеханическую») систему воспитания актера. Известен интерес Мейерхольда к технике восточного актерства, его внимание к восточному театру, убежденность в необходимости обогащения русской актерской культуры восточными влияниями, стремление к органичному синтезу старинных европейских и восточных исполнительских традиций2. Известно и то, что разработка биомеханического метода ве-

~ 3

лась «с оглядкой» на мастерство японских и китайских актеров .

1 См.: О Сун Хан. Значение русской театральной школы для воспитания современного актера в Корее (синтез методики: К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, М. А. Чехов): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 2005; Ха Сун Чжу. Пути обогащения корейской театральной педагогики методом и приемами русской театральной школы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 2005; Пак Чжон Чжу. Роль российской театральной школы в формировании современной системы воспитания корейских актеров: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.01. М., 2006; Ким Чжун И. Особенности обучения корейских актеров в русской театральной школе: автореф. дис.....канд. искусствоведения:

17.00.01. М., 2010; Пак Се Хиун. Система Станиславского в обучении корейского актера: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 2011; Чой Ю Ри. Этюдный метод в театральном образовании и создании спектакля в Южной Корее: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 2012.

2 См.: Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 частях. М., 1968. Часть 1. С. 193-194, 229; Часть 2. С. 81, 84, 247, 322, 563; Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1979. С. 84, 95-97; Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб., 1998. С. 18-19, 30-32, 65, 68.

3 См. об этом: Мокульский С. С. Переоценка традиции // Театральный Октябрь: Сборник 1. М.; Л., 1926. С. 16-17, 24, 28-29; Волков Н. Д. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 2. С. 51; Алперс Б. В. Театральные

Принципы биомеханики, как они сформулированы великим режиссером, во многом сродни восточному искусному лицедейству и, соответственно, психофизике корейского актерства. Их внедрение в университетский образовательный процесс способно дополнить и восполнить уже знакомую корейцам систему Станиславского. Освоение уроков Мейерхольда может стать тем «мостом» между Востоком и Западом, которым корейский студент сумеет пройти в современный театральный мир и не затеряться в нем.

Избранный автором разворот темы и ракурс ее аналитического рассмотрения продиктован актуальностью исследуемых в диссертации проблем. Впервые проблемы профессионального воспитания актера в университетах Кореи рассматриваются в контексте театрально-педагогических воззрений Вс. Э. Мейерхольда, раскрывается значение биомеханики для воспитания корейского актера. В этом состоит научная новизна работы.

Объект исследования - соотношение исторически сложившейся театральной культуры Кореи с театральным наследием В. Э. Мейерхольда.

Предмет исследования - возможности сопряжения корейской актерской методологии с биомеханической школой игры.

Цель исследования - раскрытие значения творческого наследия Вс. Э. Мейерхольда для национальной актерской школы Кореи.

Задачи исследования намечены следующие:

- рассмотреть особенности развития традиционного корейского театра в связи с национальной спецификой корейской ментальности;

- охарактеризовать опыт транспонирования западного опыта в современном корейском драматическом театре;

- раскрыть проблемы освоения русской актерской методологии в корейском актерском образовании;

очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 144-145; Хикмет Н. На службе революции // Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. М., 1967. С. 239-242; Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 289; Зингерман Б. И. На репетициях у Мейерхольда. 1925 - 1938 // Мейерхольд репетирует: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 415; Шахматова Е. В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. М., 1997. С. 67-90; Ястребов А. Л. «Китайский» контекст режиссерских экспериментов В. Э. Мейерхольда // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: этнокультурные процессы в политическом контексте. Выпуск 3. Благовещенск; Харбин, 2002. С. 120-139.

- выявить эстетическое сходство принципов восточного лицедейства и актерского искусства в Условном театре Вс. Э. Мейерхольда;

- обосновать необходимость внедрения биомеханического метода в корейскую систему воспитания актера;

- наметить пути освоения биомеханики в корейской актерской школе. Разработанность темы. Научные источники исследуемой темы группируются по национальному признаку: делятся на корейские и российские.

Корейскую группу исследований объединяет интерес университетской профессуры Сеула к истокам и своеобразию традиционной корейской культуры. Мир корейской эмоциональности раскрывается в трудах Юн Тэлима, Чон Унхёна, Чхве Санчжина, Ли Чжину4. Анализ начальных форм корейского театра дан в изысканиях Чхве Донхёна, Чан Хечона, Чо Дониль5. История становления и бытования театра западного типа в Корее отражена в работах Ю Минёна, Ким Мидо, Ко Сольпона, Со Ёнхо, Чон Хосына6.

Изучение русской актерской школы корейскими учеными ведется, главным образом, по линии теоретического осмысления метода К. С. Стани-

славского7. Проблемам его практического освоения в корейском театре ново-

8

го времени посвящен ряд магистерских диссертаций8.

4 Юн Тэлим. Корейцы. Сеул, 1970; Ким Ёльгю. Злоба - густой туман. Сеул, 1980; Хан Вансан, Ким Санги. Поэтика народного социального хан. Сеул, 1988; Им Тэсоп. Чон, честь, связи и корейские отношения. Сеул, 1995; Ли Чжину. Западный комплекс корейской культуры. Сеул, 1999; Чхве Санчжин. Психология корейца. Сеул, 2000; Ким Сон Ги. Конфуцианство сегодня и здесь. Сеул, 2006; Чон Унхён. Что такое чон? Сеул, 2011.

5 Ли Духён. Корейская театральная история. Сеул, 1973; Чо Дониль, Ким Хынгю. Понимание пхан-сори. Сеул, 1988; Чан Хечон. Понимание традиционного спектакля. Сеул, 2004; Чо Дониль. Корейский таль-чум. Сеул, 2005; Че Донхён. Проводник Пхансори. Сеул, 2009.

6 Ю Минён. Современная история нашего театра. Сеул, 1990; Ким Мидо. Новый взгляд на корейский современный спектакль. Сеул, 1995; Ю Минён. Положение кафе-театра в театральной истории. Сеул, 1998; Со Ёнхо, Ли Сану. Столетняя история наших спектаклей. Сеул, 2000; Ко Сольпон. Эссе по истории современного театра. Сеул, 2000; Чон Хосын. Театральное движение и малые театры в Корее. Сеул, 2002.

7 Хон Хэсон. Сценическое искусство и артист // «Ученые записки» Университета Тонкук. Вып. 12. Сеул, 1979. С. 45-63; Хон Хэсон. Сценическое искусство и артист // «Ученые записки» Университета Тонкук. Вып. 13. Сеул, 1981. С. 24-38; На Санман. Станиславский - кто есть он? Сеул, 1996; На Санман. Как относиться к Станиславскому. Сеул, 1996; Ли Тэён. Создание характера по Станиславскому. Building a character. Сеул, 2001; Син Ынсу. Создание роли по Станиславскому. Creating a role. Сеул, 2001.

8 Ким Юн Чол. Исследование творчества К. С. Станиславского: магистерская диссертация. Сеул, 1980; Джон Сан Чон. Проникновение метода К. С. Станиславского в Корею: магистерская диссертация. Сеул, 1993; Цой Чан. О методе К.С. Станиславского «Если бы»: магистерская диссертация. Сеул, 1995; Нам Сын Хён. Влияние системы Станиславского на формирование корейского театра нового времени: магистерская диссертация. Сеул, 1995.

К сожалению, в тени внимания корейских театроведов остаются эври-

стические театральные идеи Вс. Э. Мейерхольда. Немногочисленные исследования опираются, в основном, на японские и английские источники и не

~ 9

учитывают открытий российского театроведения9.

Исключением является кандидатская диссертация выпускника ГИТИСа Чжун Чжун Ок. В первой главе содержится системный анализ проблемы «Мейерхольд и актер», намечаются основные пункты работы Мейерхольда с актерами как «объектами творчества»10.

Рассмотрение актерского аспекта творческого наследия Вс. Э. Мейерхольда имеет опору в российской группе источников. Фундаментальным значением обладают труды А. В. Луначарского, П. А. Маркова, А. А. Гвоздева, Б. В. Алперса, А. И. Пиотровского, С. С. Мокульского, А. В. Февральского, Н. Д. Волкова, посвященные режиссуре Мейерхольда; на них базируется все дальнейшее мейерхольдоведение.

В центре внимания автора - биомеханическая школа актерской игры. В качестве первоисточников к анализу основ биомеханики привлекаются: (а)

статьи, планы и конспекты лекций самого Мейерхольда11, (б) воспоминания

12

учеников о работе с Мастером , (в) фотографии спектаклей и сохранившиеся

13

на кадрах кинохроники биомеханические упражнения , (г) аналитические

9 Ли Дже Менг. Исследование Мейерхольда: особенности театрального эксперимента: магистерская диссертация. Сеул, 1982; Лю Дже О. Исследование специфики актерского метода Мейерхольда в творческом процессе: магистерская диссертация. Сеул, 1988; Ли Чуён. Режиссер Мейерхольд. Сеул, 2005.

10 См.: Чжун Чжун Ок. Режиссерская методология Вс.Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 1990. С. 18-46.

11 Актер будущего и биомеханика // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 486-489; План курса по «Биомеханике». Биомеханика. Курс 1921 - 1922 // Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб., 1998. С. 26-28, 38-40; Биомеханика: Лекция, прочитанная в Театре Пролеткульта; Биомеханика: Из беседы с лаборантами Вс. Мейерхольда [С. М. Эйзенштейном и В. И. Инкижиновым] // Эйзенштейн о Мейерхольде. 1919 - 1948: Сборник. М., 2005. С. 126-128, 129-134.

12 Суханова М. Ф. Искусство преображения // Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. М., 1967; С. 432-440; Свердлин Л. Н. Незабываемый урок // Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. М., 1967; С. 454-458; Жаров М. И. Жизнь. Театр. Кино. М., 1967. С. 47-57; Захава Б. Е. Мейерхольд // Захава Б. Е. Современники. М., 1969. С. 321-391; Ильинский И. В. Сам о себе. 3-е изд. М., 1984. С. 208-232; Гарин Э. П. С Мейерхольдом. М., 1974. С. 25-55.

13 См.: Становление советского театра: киносвидетельства эпохи (1920-1936) [Электронный ресурс]: Документальный фильм: В 2 частях (Россия; 1998) / Сценарист, режиссер, оператор А. Тихомиров; научный консультант С. Стахорский // Сайт «Наше кино». URL: http://nashe-kino.com.ua/load/performances/stanovlenie_sovetskogo_teatra/6-1-0-2599 (дата обращения: 22.03.2014). См. также: Левинская, Е. И., Золотухин, В. В. Что такое биомеханика Мейерхольда? [Электронный ресурс] // Сайт «COLTA.RU». URL: http://www.colta.ru/articles/theatre/435 (дата обращения: 17.01.2014).

описания поэтики, психотехники, приемов игры мейерхольдовских артистов,

14

данные классиками театроведения и театральной критики .

Энциклопедическая статья Б. И. Ростоцкого, опубликованная после большого перерыва в изучении творчества Мейерхольда, представляла читателю биомеханику только как комплекс «гимнастических, пластических, акробатических упражнений», служащий для физического развития актера15.

Узость этого представления входила в противоречие и с теоретическими воззрениями Мейерхольда на искусство актера, и с его педагогической практикой, и с суждениями его ближайших сподвижников о существе биомеханической школы воспитания актера16.

Последующие научные публикации К. Л. Рудницкого, А. Я. Альтшул-лера, А. П. Мацкина, М. И. Туровской, Д. И. Золотницкого, А. К. Гладкова и ряда других исследователей убедительно показали и доказали, что биомеханика является важной частью эстетического феномена «Актер театра Мейерхольда» 17. Благодаря их трудам, в российском театроведении утвердилась традиция рассмотрения биомеханики в двойном освещении: (а) как системы воспитания актера Условного театра, (б) как метода создания образа в Условном театре Мейерхольда.

Как о «живой школе» актерского мастерства размышляют о биомеханике прямые наследники биомеханической традиции Н. В. Карпов, Г. Н. Бо-

14 Луначарский А. В. Собр. соч. В 8 т. М., 1968. Т. 3. С. 229-233, 294-305, 349-361; Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1. С. 304-306; Т. 2. С. 73-75, 319-330; Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 36-38, 43-47; 77-86; Февральский А. В. Десять лет театра Мейерхольда. М., 1931. С. 33, 43, 46, 79; Ал-перс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 54-59, 102-109, 275-303; Волков Н. Д. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 1. С. 214-216, 265-266; Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969. С. 104-107. См. также: Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 - 1918: Сборник. М., 1997; Мейерхольд в русской театральной критике: 1920 - 1938: Сборник. М., 2000.

15 См.: Ростоцкий Б. И. Биомеханика // Театральная энциклопедия: В 5 томах. М., 1961. Т. 1. Стлб. 584-585.

16 В частности, Э. П. Гарин писал: «Это была школа, где я учился актерскому искусству во всем его объеме, а не бессмысленно-отвлеченным движениям, как пытаются это иногда объяснить некоторые театроведы вроде автора статьи о биомеханике в "Театральной энциклопедии"». См.: Гарин Э. П. С Мейерхольдом. М., 1974. С. 42.

17 См.: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1968. С. 254-286, 320-349; Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. Л., 1968. С. 256-282; Мацкин А. П. Мейерхольд. Как создавался «Ревизор». 1926 // Мацкин А. П. На темы Гоголя. М., 1984. С. 174-208; Золотницкий Д. И. Будни и праздники Театрального Октября. Л., 1978. С. 11-89; Туровская М. И. Бабанова: легенда и биография. М., 1981. С. 20-110; Гладков А. К. «Горе уму» и Чацкий - Гарин // Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 247-286.

гданов, А. А. Левинский, учившиеся биомеханике у воспитанника мейер-хольдовской школы Н. Г. Кустова18.

Опыт практической педагогики Мейерхольда осмысляет в своей кандидатской диссертации Ю. М. Красовский, процесс формирования его театрально-педагогических воззрений анализирует Д. Н. Войновская19.

Общее значение биомеханики в театральной концепции Мейерхольда,

ее соотношение с методом физических действий Станиславского и приемом

20

остранения в эпическом театре Брехта раскрывает Н. В. Песочинский .

Связь биомеханики с поэтикой конструктивизма выявляет Г. В. Тито-

21 22 ва , игровую природу биомеханической системы - М. Павловский .

В ряде исследований просматривается тенденция к обнаружению уни-

23

версальных основ биомеханики . Понимая биомеханику как «высшую ступень развития мейерхольдовского гротеска», В. А. Щербаков анализирует за- 24

ключенный в ней «экстракт театральности» .

Методология исследования и его теоретическая основа. Междисциплинарный характер диссертационной темы очевиден: история и современ-

18 См.: Геннадий Богданов: Биомеханика - язык сценического действия / Записала Я. Меерзон [Электронный ресурс] // Сайт «Театр-студия Артефакт». иКЬ: http://theatre-artefact.spb.m/?p=573 (дата обращения: 16.01.2014); Трубочкин Д. В., Карпов Н. В. Биомеханика: историческое наследие или живая школа? // Вопросы театра. 2012. № 1-2. С. 222-228; Александр Левинский: Что такое биомеханика / Записала Е. И. Левин-ская [Электронный ресурс] // Сайт «Московский театр ОКОЛО Дома Станиславского». URL: http://www.okolo.ru/person/actors/levinskiy/18763/ (дата обращения: 25.01.2014).

19 Красовский Ю. М. Из опыта театральной педагогики В. Э. Мейерхольда, 1905 - 1919 гг.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1981; Войновская Д. Н. Актер в театре В. Э. Мейерхольда. Формирование педагогических принципов В. Э. Мейерхольда в условиях эволюции его режиссерского метода: 1902 -1917 гг.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 2012.

20 См.: Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В.Э. Мейерхольда (1920 - 1930 годы): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. Л., 1983. Его же: Актер в театре В. Э. Мейерхольда // Русское актерское искусство ХХ века. Выпуск 1. СПб, 1992. С. 63-152. Его же: Биомеханика // Театральные термины и понятия: Материалы к словарю. Выпуск 1. СПб., 2005. С. 50-53.

21 См.: Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995. С. 193-211.

22 См.: Павловски М. Чистая игра - основы биомеханической системы Всеволода Эмильевича Мейерхольда: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 1999.

23 См.: Иванов И. С., Морозова Г. В. Биомеханика: наука и театральный миф. М., 2005; Кузина Е. Е., Сакаев И. Р. Апология биомеханики // Петербургский театральный журнал. 2009. № 2 (56). С. 98-106; Поли-щук В. Б. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд. М., 2010; Дрознин А. Б. Дано мне тело. Что мне делать с ним? Книга первая. М., 2013. С. 245-263; Левинская Е. И., Золотухин В. В. Что такое биомеханика Мейерхольда? [Электронный ресурс] // Сайт «COLTA.RU». URL: http://www.colta.ru/articles/theatre/435 (дата обращения: 15.02.2014).

24 См.: Щербаков В. А. Подражание Шампольону // «От слов к телу»: Сборник статей. М., 2010. С. 389-425; Его же. «Лес» В. Э. Мейерхольда. Театр олицетворения // Вопросы театра. М., 2013. № 3-4. С. 289296; Его же. Конструктивистская утопия Вс. Мейерхольда // Вопросы театра. 2014. № 3-4. С. 148-160.

ность корейского театра традиционно находятся в ведении специалистов по восточному театру; театральное наследие В. Э. Мейерхольда - объект изучения историков русского театра; анализ проблем актерского образования и методологии преподавания - прерогатива профессионалов сценической педагогики (мастерства актера, режиссуры, сценического движения).

Автор диссертации стремится к синтезу отдельных театроведческих дисциплин и потому в качестве основополагающего избирает системный и комплексный подход к предмету исследования. Корейские театральные реалии анализируются с учетом концептуальных изысканий ученых Кореи. Анализ российской театральной проблематики опирается на теоретические положения классиков мейерхольдоведения. При рассмотрении соотношения двух театральных культур, восточной и западной, используется метод сравнительного театроведения. В согласии с принципом историзма, опору теоретическим построениям автор находит в конкретном историческом материале исследования: мемуарных свидетельствах и реконструкциях спектаклей Мейерхольда, рецензиях и обзорах, фотографиях и кадрах кинохроники, суждениях практиков театра и театральной педагогики.

Практическая значимость диссертации. Диссертационное исследование носит «двухадресный» характер. Первая глава («корейская») в большей мере ориентирована на русского читателя, вторая глава («российская») - на корейского. Проводимое автором сопряжение двух театральных культур, восточной и западной, может способствовать расширению сложившихся представлений о потенциале биомеханики и границах ее применения, побудить к ее дальнейшему изучению и распространению на Восток.

Основные теоретические положения диссертации и следующие из них практические выводы могут представлять интерес для театроведов, практиков театра, театральных педагогов, использоваться в спецкурсах по проблемам развития восточного театра и методологии современного театрального образования. Материалы диссертации и ее основные идеи могут быть использованы при обучении корейских артистов.

10

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории театра России в Российском институте театрального искусства -ГИТИС и была рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций общим объемом 2 п. л.

Дополнительное апробирование работы связано с личным опытом автора, постигавшего азы биомеханического метода не только в теории, но и на практике - на занятиях, проводимых в ГИТИСе педагогами кафедры сценического движения. Биомеханические техники создания образа, описанные в диссертации, использовались автором в работе над ролями Прохожего («Вишневый сад» А. П. Чехова, поставленный М. А. Захаровым на сцене театра «Ленком») и Официанта («Rock'n'Roll» Т. Стоппарда, поставленный А. Я. Шапиро на сцене РАМТ). Элементы биомеханического тренинга автор использовал на репетициях спектакля «Северная Одиссея» по сценарию П. Н. Луцыка и А. А. Саморядова, в подготовке которого на сцене РАМТ принимал участие как ассистент режиссера Е. Г. Гранитовой.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографии (138 названий на русском и корейском языках) и Приложения (16 фотографий со сценами из фольклорных представлений).

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Квон Джунгтак

Заключение

В процессе разработки темы диссертации мы выяснили, что начальные формы корейской театральности отражали мир народной души в формах площадного, уличного представления. Эмоциональную основу представлений пхансори и талъчум составляли специфично корейские духовные феномены чон и хан. Сами же представления являлись завершенной формой ус-

120

ловного искусства: музыкально-ритмическая основа действия, масочный принцип создания образа, точная организованность пластики, песенный характер голосоведения, танцевальность движений, прямой, открытый и тесный контакт исполнителей со зрителями. В этой театральной эстетике формировался актер корейского народного театра. Глубинные основания корейской жизни, культуры и духа он выражал в условных приемах мастерства.

Корейский драматический театр западного типа создавали молодые корейские гуманитарии, выпускники японских университетов. В начале ХХ века они привезли в Корею те идеи, формы и элементы театральности, которые в Японию пришли из Европы и России. Книжное театральное наследие корейские театралы тоже сначала получили в японских переводах. Профессионализация драматического театра и его распространение на Корейском полуострове - это результат усилий корейской театральной интеллигенции, стремившейся ассимилировать завоевания западного театра, но длительное время воспринимавшей его «без фильтров» корейской специфики.

Некритическое заимствование чужих культурных ценностей порой неблагоприятно сказывается на судьбе своей национальной культуры. Предпринятое нами рассмотрение динамики театрального процесса показало, что традиционная театральная культура Кореи и ее театральная современность ныне пребывают в разрыве. Старинный народный театр продолжает существовать на периферии культурной жизни как экзотическая театральная форма, а современный драматический театр все еще находится в поисках собственной эстетической самобытности.

В ходе исследования определилась двойная задача, стоящая перед корейским театром: с одной стороны, связать театральную современность Кореи с ее историческим прошлым, с другой - пройти процесс вестернизации, не утратив при этом национальной идентичности. Для решения этой сложнейшей задачи театральные деятели Кореи выбирают путь адаптации ценностей мировой театральной культуры к корейским условиям.

Анализ художественной практики драматических театров позволил выявить три перспективных способа культурного транспонирования западного опыта: (1) создание корейской драматургии по европейским образцам, (2) перенос сценического сюжета в корейскую культурную среду, (3) акцентирование в переводной драме моментов, близких корейской ментальности.

Будущее театра Кореи в большой мере зависит от подготовки профессиональных кадров. Анализ проблем университетского театрального образования показал его отставание от требований времени и выявил ряд факторов, мешающих развитию национальной актерской школы:

(а) разрыв с традиционной корейской системой обучения актера;

(б) использование преподавателями противоречивых методик обучения, заимствованных в театральных школах Японии, Европы и Америки;

(в) отсутствие системности в преподавании актерского мастерства;

(г) недостаточность понимания и освоения метода К. С. Станиславского в корейской образовательной системе.

Автор диссертации окончил один из самых престижных театральных вузов России - ГИТИС и не понаслышке знает, как трудно корейскому актеру дается нюансировка психики, требуемая школой переживания Станиславского. С самого начала обучения преподаватели мастерства актера призывали: «Не показывай, не демонстрируй, не наигрывай - открой душу». Но только по окончании обучения пришло понимание главного в этом призыве: актер должен знать себя. Это самый важный момент в его профессиональном самоопределении: корейский актер должен хорошо знать себя - и как творческую личность, и как «материал» личного творчества.

По нашему убеждению, осознать свое творческое «я», обрести себя эстетически и профессионально корейскому актеру поможет знакомство с театральным наследием Мейерхольда. Базовые особенности его сценической педагогики, направленные на воспитание актера Условного театра, ближе к устройству психики корейского актера, чем психологическая аналитика метода Станиславского. Биомеханика, создававшаяся на стыке старинных вос-

122

точных и европейских театральных традиций, учитывавшая восточный опыт лицедейства, для корейского актера способна выступить своего рода «посредником» между Востоком и Западом.

Биомеханика подходит корейскому студенту, прежде всего, в психологическом отношении. Принципы биомеханики близки его душевной организации, его эмоциональной природе, его сосредоточенности на изучении различных актерских техник. Биомеханические уроки Мейерхольда не входят в глубину личности ученика, но помогают этой глубине выразиться художественно через систему образных знаков. Освоение биомеханической школы игры способно дать технические основания природной органике корейского актера и научить грамотно использовать ее ресурсы в работе над ролями. Введение биомеханики в университетский образовательный процесс будет способствовать более мягкой адаптации корейского студента к европейскому типу актерского творчества и совмещению западного опыта с собственной целостностью и эмоциональностью.

Освоение биомеханических принципов построения образа может помочь решить проблему исполнения переводного репертуара. Мы убеждены, что с помощью системы Станиславского корейским актерам будет проще найти в европейской драматургии эмоционально близкие мотивы (осознать, что играть), а с помощью метода Мейерхольда оформить найденное в точном сценическом рисунке (понять, как играть). Основания для этого убеждения есть, и раскрываются они в ходе исследования мейерхольдовской школы игры. В мастерстве актеров биомеханической выучки много общего с искусством восточных лицедеев древности:

- крайняя условность и обобщенная выразительность актерской игры,

- акцентирование внутренней жизни образа во внешнем рисунке роли,

- знаковый характер ритмически организованной актерской пластики,

- отчетливая фиксация актерских оценок, красок, приспособлений,

- музыкальность и четкая ритмичность исполнения,

- масочный подход к роли.

Понимая биомеханику как важнейшую часть эстетического феномена «Актер театра Мейерхольда», мы стремились раскрыть ее поэтику, осмыслить теоретические основы биомеханического тренинга, описать его основные элементы и указать на некоторые способы их корейской аранжировки.

Мы надеемся, что рассмотрение творческого наследия Мейерхольда сквозь призму национальной корейской ментальности и в контексте специфично корейских театральных проблем, будет полезно российским мастерам сценической педагогики в их работе с корейскими студентами. Корейским же профессионалам театра наше исследование, возможно, поможет, во-первых, соотнести биомеханику Мейерхольда с национальной ментальностью, во-вторых, органично соединить глубинное народное начало корейского актерского искусства с биомеханической школой игры, в-третьих, убедиться в игровом потенциале биомеханического тренинга и в его необходимости для воспитания корейского актера. Перспективы развития национальной актерской школы Кореи мы связываем с решением следующих задач:

(1) Организовать процесс профессионального обучения актеров на основе творческих мастерских с художественным руководителем во главе, как это принято в российских театральных вузах.

(2) Центром профессионального обучения сделать дисциплину «мастерство актера», окружив ее специальными практическими учебными дисциплинами, как это делается в русской театральной школе.

(3) В университетском образовательном процессе использовать биомеханику Мейерхольда как посредствующее звено между восточной и западной актерскими технологиями.

(4) Национальную школу актерской игры разрабатывать на основе культурного транспонирования русской актерской культуры.

(5) Осуществить методологический синтез российских и корейских методик профессионального актерского образования.

Настоящая диссертация не предполагает «закрытия темы». Напротив,

ее цель - инициировать корейские научные изыскания творчества Мейер-

124

хольда в целом и биомеханики в частности. Хочется верить, что поставленная в диссертации проблема - творческое осмысление и практическое освоение театрально-педагогического наследия Мейерхольда - найдет отклик в сердцах наших соотечественников. Продолжение исследований в этом направлении позволит на основе синтеза восточных и европейских театральных традиций разработать подлинно современную методологию преподавания актерского мастерства в университетах Кореи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Квон Джунгтак, 2017 год

Библиография Литература на русском языке:

1. Алперс, Б. В. Театральные очерки: В 2 т. [Текст] / Б. В. Алперс. - М.: Искусство, 1977. - Т. 1: Театральные монографии. - 567 с.

2. Альтшуллер, А. Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены [Текст] / А. Я. Альтшуллер. - Л.: Искусство, 1968. -306 с.

3. Барба Э., Саварезе Н. Биомеханика [Текст] // Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Э. Барба, Н. Саварезе; пер. с ит. И. Васюченко, М. Даксбури-Александровской и др. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. - С. 52-54.

4. Войновская, Д. Н. Актер в театре В.Э. Мейерхольда. Формирование педагогических принципов В.Э. Мейерхольда в условиях эволюции его режиссерского метода: 1902-1917 гг. [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Д. Н. Войновская; Российский университет театрального искусства - ГИТИС. - М.: [б. и.], 2012. - 24 с.

5. Волков, Н. Д. Мейерхольд: В 2 т. [Текст] / Н. Д. Волков. - М.; Л.: Academia, 1929. - Т. 1: 1874-1908. - 407 с.

6. Волков, Н. Д. Мейерхольд: В 2 т. [Текст] / Н. Д. Волков. - М.; Л.: Academia, 1929. - Т. 2: 1908-1917. - 493 с.

7. Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний [Текст] / Ред. кол. М. А. Валентейн, П. А. Марков, Б. И. Ростоцкий, А. В. Февральский, Н. Н. Чушкин; ред.-сост. Л. Д. Вендровская. - М.: ВТО, 1967. - 622 с.

8. Гарин, Э. П. С Мейерхольдом [Текст] / Э. П. Гарин; послесл. М. Ю. Блеймана. - М.: Искусство, 1974. - 289 с.

9. Гвоздев, А. А. Театральная критика [Текст] / А. А. Гвоздев; сост. и прим. Н.А. Таршис. - Л.: Искусство, 1987. - 280 с.

10. Гвоздев, А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда (1920 - 1926) [Текст] / Чертежи Э. И. Каплана / А. А. Гвоздев. - Л.: Academia, 1927. - 55 с.

11. Гладков, А. К. Мейерхольд: В 2 т. [Текст] / А. К. Гладков; сост. В. В. Забродин, вступ. ст. Ц. И. Кин. - М.: СТД РСФСР, 1990. - Т. 1: Годы учения Всеволода Мейерхольда. «Горе уму» и Чацкий - Гарин. - 287 с.

12. Гладков, А. К. Мейерхольд: В 2 т. [Текст] / А. К. Гладков; сост.

B.В. Забродин. - М.: СТД РСФСР, 1990. - Т. 2: Пять лет с Мейерхольдом. Встречи с Пастернаком. - 473 с.

13. Дрознин, А. Б. Дано мне тело. Что мне делать с ним? Книга первая [Текст] / А. Б. Дрознин. - М.: Кауопа, 2013. - 464 с.

14. Жаров, М. И. Жизнь. Театр. Кино [Текст] / М. И. Жаров. - М.: Искусство, 1967. - 121 с.

15. Завадский, Ю. А. Мейерхольд [Текст] // Завадский Ю. А. Учителя и ученики / Ю. А. Завадский. - М.: Искусство, 1975. - С. 140-165.

16. Захава, Б. Е. Мейерхольд [Текст] // Захава Б. Е. Современники / Б. Е. Захава. - М.: Искусство, 1969. - С. 321-384.

17. Зингерман, Б. И. Классика и советская режиссура 20-х годов [Текст] // В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20 - 30-х годов / Б. И. Зингерман; ред. колл. А. Н. Анастасьев, Ю. А. Дмитриев, Е. П. Перегудова, отв. ред. К. Л. Рудницкий. - М.: Наука, 1981. -

C. 207-262.

18. Золотницкий, Д. И. Будни и праздники театрального Октября [Текст] / Д. И. Золотницкий. - Л.: Искусство, 1978. - 255 с.

19. Золотухин В. В. Проблемы сотворчества актера и режиссера в спектаклях 1910 - 1930-х годов: Ю. Юрьев и Вс. Мейерхольд [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / В. В. Золотухин; РАТИ (ГИТИС). - М. [б. и.], 2008. - 220 с.

20. Ильинский, И. В. Сам о себе [Текст] / И. В. Ильинский. - 3-е изд., доп. - М.: Искусство, 1984. - 535 с.

21. Карпов, Н. В. Уроки сценического движения [Текст] / Н. В. Карпов. - М.: ГИТИС, 1999. - 184 с.

22. Ким Су Джин. Пхансори как особый вид корейского народного моноспектакля [Текст] // Театр. Кино. Живопись. Музыка: Ежеквартальный альманах. Выпуск 1 / Ред. кол. К. Л. Мелик-Пашаева (гл. ред.) и др. / Ким Су

Джин. - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2014. - С. 45-57.

23. Ким Чжун И. Особенности обучения корейских актеров в русской театральной школе [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Ким Чжун И; Российская академия театрального искусства (ГИТИС). - М.: [б. и.], 2010. - 133 с.

24. Коваева, А. А. Зинаида Райх - актриса театра Всеволода Эмилье-вича Мейерхольда (К проблеме создания научно-документированной актёрской биографии) [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / А. А. Коваева; Российский университет театрального искусства (ГИТИС). - М. [б. и.], 2013. - 280 с.

25. Корейский театр. Т. 1 / Сост. и пер. с корейск. Чжун Чжун Ок, Ким Вон Сок; лит. обработ. С. Нилов; предисл. Б. Н. Любимов. - М.: Изд-во "ГИТИС", 2004. - 170 с.

26. Красовский, Ю. М. Из опыта театральной педагогики В. Э. Мейерхольда, 1905 - 1919 гг. [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Ю. М. Красовский; Ленингр. гос. инт-т театра, музыки, и кинематографии им. Н. К. Черкасова. - Л.: [б. и.], 1981. - 19 с.

27. Кузина, Е. Е., Сакаев, И. Р. Апология биомеханики [Текст] // Петербургский театральный журнал. - 2009. - № 2 (56) - С. 98-106.

28. Луначарский, А. В. Собрание сочинений: В 8 т. [Текст] / А. В. Луначарский; ред. Г. И. Владыкин и У. А. Гуральник, подгот. текстов и коммент. А. И. Дейч, Н. П. Ждановский, В. Н. Ланина, Ф. Н. Пицкель. - М.: Художественная литература, 1964. - Т. 3: Дореволюционный театр. Советский театр: Статьи, доклады, речи, рецензии (1904-1933). - 627 с.

29. Марков, П. А. Книга воспоминаний [Текст] / П. А. Марков; пре-дисл. А. О. Степановой, общ. ред. О. М. Фельдмана, сост. З. П. Удальцова, послесл. А. А. Михайловой. - М.: Искусство, 1983. - 607 с.

30. Марков, П. А. О театре: В 4 т. [Текст] / П. А. Марков. - М.: Искусство, 1974. - Т. 1: Из истории русского и советского театра. - 542 с.

128

31. Марков, П. А. О театре: В 4 т. [Текст] / П. А. Марков. - М.: Искусство, 1974. - Т. 2: Театральные портреты. - 495 с.

32. Марков П. А. О театре: В 4 т. [Текст] / П. А. Марков. - М.: Искусство, 1974. - Т. 3: Дневник театрального критика. - 639 с.

33. Мастерство актера. Программа [Текст] / Ред. кол. В. А. Андреев, Д. Г. Ливнев, В. В. Тепляков. - М.: ГИТИС, 2004. - 22 с.

34. Мацкин, А. П. На темы Гоголя: Театральные очерки [Текст] / А. П. Мацкин; послесл. Е. И. Поляковой. - М.: Искусство, 1984. - 375 с.

35. Мейерхольд, В. Э., Бебутов, В. М., Аксенов, И. А. Амплуа актера [Текст] / В. Э. Мейерхольд, В. М. Бебутов, И. А. Аксенов. - М.: ГВЫРМ, 1922. - 15 с.

36. Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи [Текст] / В. Э. Мейерхольд; ред.-сост. Н. В. Песочинский. - СПб.: КультИн-формПресс, 1998. - 247 с.

37. Мейерхольд В. Э. Лекции: 1918-1919 гг. [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост. О. М. Фельдман; подг. текстов Н. Н. Панфиловой, Е. П. Перегу-довой, З. П. Удальцовой, О. М. Фельдмана. - М.: ОГИ, 2001. - 279 с.

38. Мейерхольд, В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 частях. [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост., ред., комм. А. В. Февральский; общ. ред. и вступит. ст. Б. И. Ростоцкий. - М.: Искусство, 1968. - Часть первая (1891 -1917). - 360 с.

39. Мейерхольд, В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 частях. [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост., ред., комм. А. В. Февральский, ред. Б. И. Ростоцкого. - М.: Искусство, 1968. - Часть вторая (1917 - 1939). - 644 с.

40. Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 - 1918: Сборник [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост. и коммент. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. - 527 с.

41. Мейерхольд в русской театральной критике: 1920 - 1938: Сборник [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост. и коммент. Т. В. Ланиной. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 655 с.

42. Мейерхольд репетирует: В 2 т. [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост. и коммент. М. М. Ситковецкой, вступит. тексты к стенограммам М. М. Ситко-вецкой и О. М. Фельдмана. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993. - Т. 1: Спектакли 20-х годов. - 272 с.

43. Мейерхольд репетирует: В 2 т. [Текст] / В. Э. Мейерхольд; сост. и коммент. М. М. Ситковецкой, вступит. тексты М. М. Ситковецкой и О. М. Фельдмана. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993. - Т. 2: Спектакли 30-х годов. - 431 с.

44. Морозова, Г. В. Биомеханика: наука и театральный миф [Текст] // Иванов, И. С., Морозова, Г. В. 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для актёра. Биомеханика: наука и театральный миф: индивидуальная гимнастика для актера / Ред. А. Яковлева / Г. В. Морозова. - М.: ВЦХТ, 2005. - С. 111-155.

45. Московский Театр Революции: 1922 - 1932: Сборник статей [Текст] / Под ред. Я. О. Боярского, И. С. Зубцова, А. Д. Попова, Я. З. Черняка и А. И. Щагина. - М.: Изд-во Мособлисполкома, 1933. - 223 с.

46. Немирович-Данченко, Вл. И. О творчестве актера: Хрестоматия [Текст] / Вл. И. Немирович-Данченко; сост., ред., автор статей В. Я. Вилен-кин. - 2 изд., доп. - М.: Искусство, 1984. - 623 с.

47. О Сун Хан. Значение русской театральной школы для воспитания современного актера в Корее (синтез методики: К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, М. А. Чехов) [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / О Сун Хан; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 2005. - 145 с.

48. О Чжин Хо. История развития корейского театра в свете освоения системы Станиславского [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / О Чжин Хо; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 2005. - 146 с.

49. Пави, П. Биомеханика [Текст] // Пави П. Словарь театра / П. Па-ви; пер. с фр. Л. Баженова, И. Бахта, О. Васильева и др. - М.: Прогресс, 1991. - С. 27-28.

50. Пак Се Хиун. Семья как феномен театра в Корее [Текст] // Театр. Кино. Живопись. Музыка: Ежеквартальный альманах. Выпуск 4 / Ред. кол.: К. Л. Мелик-Пашаева (гл. ред.) и др. / Пак Се Хиун. - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2010. - С. 102-118.

51. Пак Се Хиун. Система Станиславского в обучении корейского актера [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Пак Се Хиун; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 2011. - 120 с.

52. Пак Чжон Чжу. Роль российской театральной школы в формировании современной системы воспитания корейских актеров [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Пак Чжон Чжу; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 2006. - 170 с.

53. Павловски, М. Чистая игра - основы биомеханической системы Всеволода Эмильевича Мейерхольда [Текст]: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / М. Павловски; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 1999.

- 20 с.

54. Песочинский, Н. В. Актер в театре В.Э. Мейерхольда [Текст] // Русское актерское искусство ХХ века. Выпуск 1 / Отв. ред. С. К. Бушуева / Н. В. Песочинский. - СПб.: СПбГАТИ, 1992. - С. 65-152.

55. Песочинский, Н. В. Биомеханика [Текст] // Театральные термины и понятия: Материалы к словарю. Вып. 1 / Сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев / Н. В. Песочинский.

- СПб.: РИИИ, 2005. - С. 50-53.

56. Песочинский, Н. В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В.Э. Мейерхольда (1920 - 1930-е годы) [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Н. В. Песочинский; Ленингр. гос. инт-т театра, музыки, и кинематографии им. Н.К. Черкасова. - Л. [б. и.], 1983. - 227 с.

57. Полищук, В. Б. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд [Текст] / В. Б. Полищук. - М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 222 с.

58. «Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда: Сборник статей А. А. Гвоздева, Э. И. Каплана, Я. А. Назаренко, А. Л. Слонимского, В. Н. Со-

131

ловьева [Текст] / Изд. подгот. Е. А. Кухтой, Н. В. Песочинским, отв. ред. Н.

A. Таршис. [Переиздание 1927 года.] - СПб.: РИИИ, 2002. - 151 с.

59. Ростоцкий, Б. И. Биомеханика [Текст] // Театральная энциклопедия: В 5 томах. / Ред. кол. С. С. Мокульский (гл. ред.), П. А. Марков, Г. Н. Бояджиев, Ю. А. Дмитриев и др. / Б. И. Ростоцкий. - М.: Советская Энциклопедия, 1961. - Т. 1: А-Глобус. - Стлб. 584-585.

60. Рудницкий, К. Л. Режиссер Мейерхольд [Текст] / К. Л. Рудницкий. - М.: Наука, 1969. - 527 с.

61. Станиславский, К. С. Собр. соч.: В 9 т. [Текст] / К. С. Станиславский; коммент. И. Н. Соловьевой. - М.: Искусство, 1988. - Т. 1: Моя жизнь в искусстве. - 622 с.

62. Станиславский, К. С. Собр. соч.: В 9 т. [Текст] / К. С. Станиславский; ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский; коммент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. - М.: Искусство, 1989. - Т. 2: Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. -511 с.

63. Станиславский, К. С. Собр. соч.: В 9 т. [Текст] / К. С. Станиславский; общ. ред. А. М. Смелянский, вступ. ст. Б. А. Покровского, коммент. Г.

B. Кристи и В. В. Дыбовского. - М.: Искусство, 1990. - Т. 3: Работа актера над собой. Часть 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге. - 508 с.

64. Сценическое движение. Программа [Текст] / Сост. Н. В. Карпов. - М.: ГИТИС, 2003. - 9 с.

65. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда [Текст] / В. Э. Мейерхольд; ред.-сост. Л. Д. Вендровская и А. В. Февральский; предисл. А. В. Февральского. - М.: ВТО, 1978. - 488 с.

66. Театр и зрелищные формы Востока: От ритуала к спектаклю: Сборник статей. Выпуск 1 [Текст] / Сост. Д. А. Гусейнова, Е. Б. Морозова. -М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2012. - 265 с.

67. Театр и зрелищные формы Востока: Феномен игровой культуры. Музыка, маски, костюм, пространство: Сборник статей. Выпуск 2 [Текст] / Сост. Д. А. Гусейнова, Е. Б. Морозова. - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2012. - 287 с.

68. Театральный Октябрь: Сборник 1 [Текст] / Ред. А. Гвоздев, Вс. Мейерхольд, Рафаил, З. Райх, В. Ф. Федоров. - М.; Л. [б. и.], 1926. - 182 с.

69. Титова, Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру: учеб. пособие [Текст] / Г. В. Титова. - СПб.: СПБГАТИ, 2006. - 175 с.

70. Титова, Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм [Текст] / Г. В. Титова. - СПб.: СББГАТИ, 1995. - 255 с.

71. Трубочкин, Д. В., Карпов, Н. В. Биомеханика: историческое наследие или живая школа? [Текст] // Вопросы театра. PROSCAENIUM. - М., 2012. - № 1-2 / Д. В. Трубочкин, Н. В. Карпов. - С. 222-228.

72. Туровская, М. И. Бабанова: легенда и биография [Текст] / М. И. Туровская. - М.: Искусство, 1981. - 315 с.

73. Февральский, А. В. Десять лет театра Мейерхольда [Текст] / А. В. Февральский. - М.: Федерация, 1931. - 99 с.

74. Ха Сун Чжу. Пути обогащения корейской театральной педагогики методом и приемами русской театральной школы [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Ха Сун Чжу; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 2005. - 156 с.

75. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры [Текст] / Й. Хейзинга; пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; науч. коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

76. Чжун Чжун Ок. Режиссерская методология Вс. Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Чжун Чжун Ок; РАТИ (ГИТИС). - М.: [б. и.], 1990. - 193 с.

77. Чой Сунг Мо. Тхэквондо для начинающих. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 240 с.

78. Чой Ю Ри. Этюдный метод в театральном образовании и создании спектакля в Южной Корее [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Чой Ю Ри; Российский университет театрального искусства - ГИТИС. - М.: [б. и.], 2012. - 131 с.

79. Шалимова, Н. А. Метафора в драматическом театре: проблемы поэтики [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Н. А. Шалимова; ГИТИС им. А. В. Луначарского. - М.: [б. и.], 1990. - 21 с.

80. Шалимова, Н. А. На родине Чехова [Текст] / Н. А. Шалимова // Театральная жизнь. - М., 2014. - № 1. - С. 60-67.

81. Шахматова, Е. В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока [Текст] / Е. В. Шахматова. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 157 с.

82. Щербаков, В. А. Конструктивистская утопия В. Мейерхольда [Текст] / В. А. Щербаков // Вопросы театра. РКОБСАЕМиМ. - 2014. - № 3-4. - С. 148-160.

83. Щербаков, В. А. «Лес» В. Э. Мейерхольда. Театр олицетворения. [Текст] / В. А. Щербаков // Вопросы театра. PROSCAENIUM. - 2013. - № 34. - С. 289-296.

84. Щербаков, В. А. Подражание Шампольону [Текст] // «От слов к телу»: Сборник статей к 60-летию Ю. Цивьяна / Сост. А. В. Лавров, А. Л. Ос-поват, Р. Д. Тименчик / В. А. Щербаков. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 393-428.

85. Эйзенштейн о Мейерхольде. 1919 - 1948: Сборник [Текст] / С. М. Эйзенштейн; сост. и коммент. В. В. Забродина. - М.: Новое издательство, 2005. - 350 с.

86. Юрьев, Ю. М. Записки: В 2 т. [Текст] / Ю. М. Юрьев; ред. и вступит. ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана, примеч. Л. И. Ги-тельман и А. А. Штейнман. - Л.; М.: Искусство, 1963. - Т. 2. - 510 с.

87. Ястребов А. Л. «Китайский» контекст режиссерских экспериментов В. Э. Мейерхольда. [Текст] // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: этнокультурные процессы в политическом контексте. Вып. 3. / Отв.

134

ред.: А. П. Забияко. - Благовещенск; Харбин: Изд-во АмГУ, 2002. - С. 120139.

Литература на корейском языке

88. Ан Минсу. Мастерство режиссера [Текст] / Ан Минсу. - Сеул: Изд-во «Типмунтан», 2005. - 298 с.

89. Большой корейский словарь [Текст] / Сост. Ли Хисын. - Сеул: Изд-во «Минчунгсорим», 1961. - 4784 с.

90. Джон Сан Сун. Проникновение метода К. С. Станиславского в Корею [Текст]: магистерская диссертация / Джон Сан Сун. - Сеул: Изд-во «Университет Дон Гука», 1993. - 98 с.

91. Им Тэсоп. Чон, честь, связи и корейские отношения [Текст] / Им Тэсоп. - Сеул: Изд-во «Ханнаре», 1995. - 272 с.

92. Итоги культуры и искусства 2007 года [Текст]. - Сеул: Изд-во «Государственный отдел культуры и туризма», 2008. - 472 с.

93. Канг Рангвон. Моя жизнь в искусстве [Текст]. - Сеул: Изд-во «Теория и практика», 2000. - 517 с.

94. Ким Ёльгю. Злоба - густой туман [Текст] / Ким Ёльгю. - Сеул: Изд-во «Поммун», 1980. - 360 с.

95. Ким Ёнтэ. Иной взгляд на историю движения малых театров [Текст] / Ким Ёнтэ // «Пространство». - Сеул. - Сентябрь. - 1975. - С. 37-46.

96. Ким Мидо. Новый взгляд на корейский современный спектакль [Текст] / Ким Мидо. - Сеул: Изд-во «Хёнтэ михакса», 1995. - 420 с.

97. Ким Окран. Раскол и отголоски зарождения корейской театральной теории [Текст] / Ким Окран. - Сеул: Изд-во «Спектакль и человек», 2006. - 278 с.

98. Ким Сон Ги. Конфуцианство сегодня и здесь [Текст]. - Сеул: Изд-во Университета Сонгюнгуан, 2006. - 331 с.

99. Ким Сынхён. Ким Минги [Текст] / Ким Сынхён. - Сеул: Изд-во «Хануль», 2004. - 588 с.

100. Ким Юн Чол. Исследование творчества Станиславского К. С. [Текст]: магистерская диссертация / Ким Юн Чол. - Сеул: Изд-во «Университет Жун Анга», 1980. - 106 с.

101. Корейский словарь «Йонсей» [Текст]. - Сеул: Изд-во «Йонсей», 2006. - 2144 с.

102. Ко Сольпон. Эссе по истории современного театра [Текст] / Ко Сольпон. - Сеул: Изд-во «Чанчак маыль», 2000. - 284 с.

103. Ли Дже Менг. Исследование Мейерхольда: особенности театрального эксперимента [Текст]: магистерская диссертация / Ли Дже Менг. -Сеул: Изд-во «Университет Жун Анга», 1982. - 79 с.

104. Ли Духён. Корейская театральная история [Текст] / Ли Духён. -Сеул: Изд-во «Фирма Хагён», 1973. - 543 с.

105. Ли Тэён. Создание характера по Станиславскому. Building a character [Текст] / Ли Тэён. - Сеул: Изд-во «Ени», 2001. - 368 с.

106. Ли Чжину. Западный комплекс корейской культуры [Текст] / Ли Чжину. - Сеул: Изд-во «Минымса», 1999. - 238 с.

107. Ли Чуён. Режиссер Мейерхольд [Текст] / Ли Чуён. - Сеул: Изд-во «Спектакль и человек», 2005. - 300 с.

108. Ли Юн Хи. Исследование процесса перевоплощения актера [Текст]: магистерская диссертация / Ли Юн Хи. - Сеул: Изд-во «Университет Жун Анга», 1983. - 187 с.

109. Лю Дже О. Исследование специфики актерского метода Мейерхольда в творческом процессе [Текст]: магистерская диссертация / Лю Дже О. - Сеул: Изд-во «Университет Дон Гука», 1988. - 88 с.

110. На Санман. Как относиться к Станиславскому [Текст] / На Сан-ман. - Сеул: Изд-во «Ени», 1996. - 254 с.

111. На Санман. Станиславский - кто есть он? [Текст] / На Санман. -Сеул: Изд-во «Ени», 1996. - 252 с.

112. Нам Сын Хён. Влияние системы Станиславского на формирование корейского театра нового времени [Текст]: магистерская диссертация /

136

Нам Сын Хён. - Сеул: Изд-во «Женский университет Сук Мёна», 1995. - 69 с.

113. New Face Корейский словарь [Текст]. - Сеул: Изд-во «Учебник Кымсон», 1987. - 2584 с.

114. Пак Чонча. Разговор о кафе-театре [Текст] / Пак Чонча. - Сеул: Изд-во Ассоциации «Корейская сценография», 1998. - 238 с.

115. Син Ынсу. Создание роли по Станиславскому. Creating a role [Текст] / Син Ынсу. - Сеул: Изд-во «Ени», 2001. - 351 с.

116. Со Ёнхо, Ли Сану. Столетняя история наших спектаклей [Текст] / Со Ёнхо, Ли Сану. - Сеул: Изд-во «Хёнамса», 2000. - 416 с.

117. Хан Вансан, Ким Санги. Поэтика народного социального хан [Текст] / Хан Вансан, Ким Санги. - Сеул: Изд-во «Хангильса», 1988. - 598 с. (на корейском языке)

118. Хон Хэсон. Сценическое искусство и артист [Текст] // «Ученые записки». Выпуск 12 / Хон Хэсон. - Сеул: Изд-во Университета Тонкук, 1979. - С. 45-63.

119. Хон Хэсон. Сценическое искусство и артист [Текст] // «Ученые записки». Выпуск 13 / Хон Хэсон. - Сеул: Изд-во Университета Тонкук, 1981. - С. 24-38.

120. Чха Помсок. История корейских малых театров [Текст] / Чха Помсок. - Сеул: Изд-во «Спектакль и человек», 2004. - 332 с.

121. Чан Хечон. Понимание традиционного спектакля [Текст] / Чан Хечон. - Сеул: Изд-во «Сомён», 2004. - 194 с.

122. Че Донхён. Проводник Пхансори [Текст] / Че Донхён. - Сеул: Изд-во «Народная организация», 2009. - 184 с.

123. Чо Дониль. Корейский тальчум [Текст] / Чо Дониль. - Сеул: Изд-во «Ихуа; Женский университет», 2005. - 110 с.

124. Чо Дониль, Ким Хынгю. Понимание пхансори [Текст] / Чо Дониль, Ким Хынгю. - Сеул: Изд-во «Произведение и критик», 1988. - 352 с.

125. Чо Мённам. Проблемы обучения актера и поиск методов совершенствования актерского образования [Текст]: магистерская диссертация / Чо Мённам. - Сеул: Изд-во «Университет Жун Анга», 1994. - 68 с.

126. Чон Унхён. Что такое чон? [Текст] / Чон Унхён. - Сеул: Изд-во «Чэкпосе», 2011. - 363 с.

127. Чон Хосын. Театральное движение и малые театры в Корее [Текст] / Чон Хосын. - Сеул: Изд-во «Спектакль и человек», 2002. - 408 с.

128. Чхве Санчжин. Психология корейца [Текст] / Чхве Санчжин. -Сеул: Изд-во Университета Чунан, 2000. - 416 с.

129. Чхве Санчжин. Сравнение осознания «мы» у корейцев и японцев [Текст] / Чхве Санчжин. - Сеул: Изд-во «Корейское психологическое научное общество», 1993. - С. 229-244.

130. Цой Ран. О методе К.С. Станиславского «Если бы» [Текст]: магистерская диссертация / Цой Ран. - Сеул: Изд-во «Университет Жун Анга», 1995. - 73 с.

131. Ю Минён. Современная история нашего театра [Текст] / Ю Ми-нён. - Сеул: Изд-во Университета Данкук, 1990. - 532 с.

132. Ю Минён. Положение кафе-театра в театральной истории [Текст] / Ю Минён. - Сеул: Изд-во Ассоциации «Корейская сценография», 1998. -238 с.

133. Юн Тэлим. Корейцы [Текст] / Юн Тэлим. - Сеул: Изд-во «Хёнам-са», 1970. - 314 с.

Электронные источники

134. Геннадий Богданов: Биомеханика - язык сценического действия / Записала Я. Меерзон [Электронный ресурс] / Г. Н. Богданов // Сайт «Театр-студия Артефакт». - URL: Шр://Шеа1ге-а1^ас18рЬ.ги/?р=573 (дата обращения: 16.01.2014).

135. Ким А. А. «Хан» живет в душе корейца. / Беседовала О. Ципенюк [Электронный ресурс] / А. А. Ким // Сайт «Kommersant.ru». - URL: http://kommersant.ru/doc/1956681 (дата обращения: 16.03.2015).

138

136. Левинская, Е. И., Золотухин, В. В. Что такое биомеханика Мейерхольда? [Электронный ресурс] / Е. И. Левинская В. В. Золотухин // Сайт «COLTA.RU». - URL: http://www.colta.ru/articles/theatre/435 (дата обращения: 17.01.2014).

137. Александр Левинский: Что такое биомеханика / Записала Е. Левинская [Электронный ресурс] / А. А. Левинский // Сайт «Московский театр ОКОЛО Дома Станиславского». - URL: http://www.okolo.ru/person/actors/levinskiy/18763/ (дата обращения: 17.01.2014).

Видеоисточники

138. «Становление советского театра: киносвидетельства эпохи (19201936)» [Электронный ресурс]: Документальный фильм: В 2 частях (Россия; 1998 год) / Сценарист, режиссер, оператор А. Тихомиров; научный консультант С. В. Стахорский // Сайт «Наше кино». - URL: http://nashe-kino.com.ua/load/performances/stanovlenie_sovetskogo_teatra/6-1-0-2599 (дата обращения: 22.03.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.