Взаимосвязь православия, философии и искусства в Древней Руси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Симонова, Татьяна Алексеевна

  • Симонова, Татьяна Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1993, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 178
Симонова, Татьяна Алексеевна. Взаимосвязь православия, философии и искусства в Древней Руси: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1993. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Симонова, Татьяна Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Значение принятия христианства для развития философии . 9 —

§ I. Особенности утверждения щравославия на ^си . 9

§ 2, Становление философии и ее взаимоотношения с богословием .41

Г Л А В А П. Влияние православия и философии на развитие искусства . 76.

§ I*. Отражение религиозно-философских воззрений в древнерусской литературе . . 76'

§. 2. Мир и человек в изобразительном искусстве . .106

§ 3» Основы архитектурного формообразования. 137—

ЗАКЛЮЧЕН К Ж .160

Б И В I И 0 Г 3? А Ф И Я . 165

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь православия, философии и искусства в Древней Руси»

Актуальность темы исследования, посвященного анализу взаи-мосвязи православия, философии и искусства Древней Руси, обусловлена возрождением объективно сформированного нынешней эпохой внимания ж религии, оказывающей все большее влияние на развитие духовной культуры* Последняя является системным образованием л осмысление ее должно быть многоаспектным. Вот почему обращение к религии, философии и искусству Древней Руси в настоящее время — в эпоху всевозрастающего внимания к истории отечества, особенно актуально с точки зрения возрождения духовности российского общества, осмысления его гуманистического, художественного и эстетического состояний* В то же время переосмысление истории духовной культуры Древней. Руси позволяет по-новому взглянуть на ее место в мировом вультурном процессе и на взаимосвязь с ним» Актуальность темы обусловлена также и тем, что указанная проблема должна исследоваться как единый целостный блок, соединяющий различные аспекты духовной культуры Древней Руси в отличие от традиционных подходов, где этот вопрос рассматривался самостоятельно в рамках таких научных дисциплин, как философия, религиоведение, история и искусствознание*

Состояние научной разработанности темы* В отечественной религиоведческой, философской, исторической, искусствоведческой мысли давно назрела потребность комплексного освещения проблемы взаимосвязи православия, философии и искусства Древней Руси. Тем не менее, до сегодняшнего дня практически не существует обобщающих работ по указанной проблематике. Не получили должного обоснования и решения конкретных проблем, так, в частности, неоднородны оценки христианизации Киевской Руси. Одни исследователи акцентировали свое внимание на несвоевременности принятия христианства Древней Русью, например, ГЛ.Курбатов, Э.Д.ФродоБ, Й«Л.Фраянов в книге "Христианство: античность. Византия^ Древняя Русь»"; другие придерживались противоположной теоретической позиции. Пример тому - работа В*В.Бычкова "Эстетическое сознание Древней Руси. *

Обширный диапазон позиций и мнений относительно христианизации Древней Руси не сказался» однако* не единодушии суждений о специфике древнерусской философии. Работы А.А«.Галактионова, М.В*Грамова, А»Ф.Замалеева, Н*С*Козлова, П.Ф»Никандрова, монографии и статьи других авторов представляют практически единую точку зрения о самобытности* уникальности, оригинальности и демократичности древнерусской философии, развивавшейся внутри отечественной культуры, хотя и многим обязанной достижениям зашдно-еврстейской философии*

В анализе древнерусской художественной культуры в последние годы наметилось изменение научных оценок. Так, если в публикациях до 1980-х гг., как правило, постулировалась свобода древнерусского художественного мышления от влияний христианства, то последующие монографии и статьи вносили необходимые поправки в решение данного вопроса. В качестве примера достаточно упомянуть исследования по древнерусской литературе, в кото-' рых процессы формообразования жанров даны несколько односторонне, в то время как реальное развитие всех жанров литературы необходимо включало моменты светские и церковные, взаимообогащение их изобразительно-выразительных средств, что и позволило древнерусской словесности не только сформироваться в самоатоятельную оригинальную форму художественно-философских поисков, но и напрямую заявить о себе как форме национального самосознания. Интересные и плодотворные идеи по этому вопросу содержатся в трудах Д* С Лихачева, таких как "Развитие русской литературы Х-ХУП веков. Эпохи и стили»*, "Великий путь: становление русской литературы Х1-ХУП веков." и др.

Не менее показательна и эволюция взглядов на иконопись и архитектуру Древней Руси, которая шла в направлении от стереотипов прежних подходов и методов к конкретному анализу. К числу наиболее значительных разработок по указанной проблематике следует отнести работы таких авторов, как М„В.Алпатов, Г.К.Вагнер, Н.Н.Воронин, И.Э.Грабарь, А„В.Иконников, В.Н.Лазарев и др. Они смогли выявить ряд существенных закономерностей отдельных видов и жанров искусства Древней Руси*

При всей фундаментальности указанных теоретических изысканий, проведенных на религиоведческом, философском или искусствоведческом уровнях» проблема взаимосвязи православия, философии и искусства Древней Руси до сих. пор не получила желаемой разработки, что объясняет размах дискуссий и вновь приводит к осознанию необходимости целостного подхода к изучению культуры Древней Руси»

Цель и задачи исследования* Целью данной диссертации является создание разноаепектного представления, о путях развития культуры Древней Руси с X по ХУТ вв., процессах выделения из первоначального единства религии, философии и искусства в относительно самостоятельные сферы духовных поисков. Общей цели исследуемого феномена подчинены задачи, которые решаются в данной диссертации: в процессе исследования первоначального единства религии, философии и искусства Древней Руси выделить и проанализировать те компоненты, которые в ходе дифферешщации получили наиболее яркое выражение; на основе анализа взаимосвязи: религии, философии и искусства Древней Руси обозначить логику самостоятельного развития указанных составляющих, используя конкретно-исторический материал;. выявить роль двоеверия в культуре Древней Руси; проанализировать явление демократизма как характерной черты духовной сферы Древней Руси; определить основные линии взаимосвязи древнерусской духовной культуры сшровой культурой.

Теоретическая и источниковедческая база диссертации. В работе над диссертацией автор опирался прежде всего на философские* религиоведческие и искусствоведческие прицципы анализа, т.е. тот многообразный спектр идей, которые непосредственно касаются проблеш взаимосвязи религии, философии и искусства Древней Руси. Особенно важное принципиальное значение для автора имели историко-философские ж религиоведческие работы А.К.Бычко, BJ3. Бычкова, А. А.Гадактионова, В^С.Гдагшшва, М.Н»Громова, А.Ф.За-малеева, Н„С*Козлова, А.П.Моисеевой, М.Л .Новикова, В.С.Соловьева, Т З.Стойчева, З.А.Тажуризиной, Д»М.УТриновича, З.ВЛдальцо-ьой, И»А^Флоренского, И.ЕЛблокова, Е»Г.Яковлева и др. Помимо указанных работ в диссертации учитываются и непосредственно используются исследования в области искусствознания таких авторов, как Н«.й*Брунов; , Г.К.Вагнер, Н.Н „Водовозов, Еремин, С.ЩЗаварйхин» В*НЛазарев, Д.С.Лихачев, Н.Я»Максимов, JLA.

Фрейберг, С»Еевырев и др.

Научная новизна исследования* Основные моменты новизны работы обусловлены ее предметом и вытекают прежде всего из соединения исторического и логического анализа:

- выявлены особенности соединения религии, философии и искусства в: период генезиса христианской культуры Древней Руси -своеобразие проявления мировоз зренческюс аспектов как в теорий, так и в религиозной, философской и эстетико-художественной практике, нашедшие выражение в соотношении языческого и христианского, светского и религиозного, фольклорного и систематизированного;

- раскрыты характеристики процесса дифференциации различных компонентов духовной культуры Древней Руси, показано постепенное выделение собственного содержания и логик развития религии, философии и искусства, прослежены, с одной стороны, взаимообусловленность, а с другой, автономизация каждого из компонентов культуры; выделены наличные формы как сохраняющегося первоначального синкретизма, так и последующей дифференциации различных слагаемых культуры Древней Руси; чертами тех и других являются открытость, диалогичность, стремление к автономии* выявлены различные проявления двоеверия в каждой сфере культурной жизни Древней Руси; показано, что интеграция, которая не снимает различий, а подчеркивает единство религиозных и светских компонентов внутри эстетического, художественного и философского содержания, в лоне религии, является важным фактором духовного развития общества в указанный период и оказывает существенное влияние на последующее развитие культуры России*

Теоретическое и практическое; значение диссертации» Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшем изучении культуры Древней Руси. Результаты исследования могут представлять интерес для. разработки и чтения таких спецкурсов, как "Теория и история отечественной культуры", например, "Роль православия в отечественной культуре", История православия" и др» в различных учебных заведениях средней и высшей школы.

Апробация: диссертации» Автор выступал, с докладами к сообщениями на Всесоюзной конференции "Национальное и интернациональное в современном религиозном сознании" /Москва, 1991 г»/, Республиканской конференции "Оптимизация содержания, форм и условий подготовки специалистов без отрыва от производства" /Москва, 1991 г»/, Всероссийской конференции "Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных специальностей и специалистов гуманитарного профиля" /Москва, 1992 г»/, на заседаниях Круглых столов, организованных кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ на темы "Религия и общечеловеческие ценности* /Москва,: 1991 г»/, "Религия и Гражданское согласие" /Москва, 1992 г*/. Был прочитан спецкурс "Искусство и религия" в Московском вечернем металлургическом институте /Москваr 1990 г./» Диссертация прошла апробацию на кафедре философии и гуманитарных наук в Московском вечернем металлургическом институте. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета М1У»

Структура работы» Диссертация состоит из введенияг двух глав, заключения и списка литературы по исследуемой проблематике»

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Симонова, Татьяна Алексеевна, 1993 год

1. Бычков В.В. Эстетика Аврелия. Августина» М»: Искусство, 1984. - 264 с.

2. Бычков В.В. Эстетика поздней античности: П-Ш вв. М»: Наука» 1981» - 325 с.15» Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание» 1988, - 61 с.

3. Воронин Н.Н. Древнерусские города. М.-Л.: йзд-во АН СССР, 1945. - 103 с »

4. Галактионов А»А», Никандров П»Ф» Русская философия IX-XIX вв. 2-е изд» испр. и доп» Л», 1989» - 743 с.

5. Гантаев Н.М. Церковь и феодализм на Руси. М»: Изд-во АН СССР, I960. - 168 с.

6. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Кааань, 1870» - 439. с.50» Иванов АЛ. Литературное наследие Максима Грека. Л»: Наука, 1969. - 244 с.

7. Иванцов-Платонов A.M. О римском католицизме и его отношениях к православию. М», 1869. Ч. I. - 288 с.

8. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х то М.: Искусство, 1973.53» Иконников А»В» Тысяча леи русской архитектуры» М.: Искусство» 1990. - 384 с.54» Платов А.Н. Православие и русская культура. М»: Советская Россия, 1985. - 128 с.

9. Искусство» Книга; для чтения. Живопись» скульптура,, графика» архитектура. Изд-е 3-е исправл. и дополн. М»: Просвещение, 1969. - 544 с.

10. История философии и культура. Киев»: Внукова думка» 1991» - 288 с.57» Исследования по древней и новой литературе. Я.: Наука, 1987. - 465 с.

11. История русского искусства. В 5-ти т.» М»: Иэд-во АН СССР, 1955.

12. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Петроград» 1918. -221 с.

13. Касперавичюс М»М. Функции религиозной и светской символики. Л»: Знание, 1990. - 32 с.64» КильчевскиЙ В» Богатства и доходы духовенства. Спб», 1908. Изд-е 2-е доп. - 46 с.

14. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. М»: Мысль, 1981».84» Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. М», 1986. В 2-х ч.

15. Минкина Н.А» Воспитание ответственностью. М»: Высшая школа, 1990» - 143 с»

16. Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси. Вторая половина ХУ-ХШ вв. М.: Искусство, 1965. - 252 с.87» Моисеева А»Н» Идейные истоки модернизма современного православия» Изд-во Томск» ун-та, 1984. - 152 с»

17. Моисеева АЛ» Русская духовная культура и атеизм. Изд-во Томск, ун-та» 1987» - 182 с»

18. Мудрагей Н»С» Рациональное и иррациональное: историко-тео-ретический очерк» М»: Наука» 1985» - 175 с»90» Никольский Н»М. История русской церкви. М»: Политиздат, 1983. Изд-е 3-е» - 448 с.

19. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990. - 63 с.92» Никонов К»И» Религиозная концепция человека в современной борьбе идей: критический анализ. М.: Знание, 1986. - 62 с.

20. Никонов К.И» Современная христианская антропология. М.: Моск. ун-т, 1983. - 184 с.

21. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М»: Моск. ун-т, 1991. - 173 с.

22. Q. Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья. Киев: Наукова думка, 1988. - 323 с.

23. Отечественная философская, мысль Х1-ХУП в. и греческая культура. Киев: Наукова думка, I9SI. - 340 с.

24. Памятники византийской литературы 1Х-Х1Ж веков. М.: Наука, 1969. - 456 с.

25. Петухов Е.В. Русская литература» Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего и нового периода. Юрьев, 1912» - 496 с.

26. Попович МЛ. Мировоззрение древних славян. Киев: Наукова думка» 1985. - 167 с.

27. Проблемы теории и истории литературы. М.: Моск. ун-т, 1971» - 413 с.

28. Пузанов О.П. Деформация творческой природы воображения в процессе формирования религиозных представлений. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.» 1983. - II с.

29. Рамм Б.Я» Папство и Русь в Х-ХУ веках. Мл-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 283 с.

30. Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988 года. Ми Наука, 1990. - 271 с.

31. Ростовон-Суздальская живопись ХП-ХУ1 веков. М,: Изобразительное: искусства, 1970. - 182 с.

32. Рунева Т. А» Диалектика художественного и религиозного освоения мира. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1979. - 23 с.П5» Русское православие: вехи истории» М»: Политиздат, 1989» 719 с.

33. Соловьева Б»А». Искусство рисунка» Л.: Искусство, 1989. -255 с.

34. Угринович Д»М» Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.- 269 с»

35. Угринович ДЛ. Искусство и религия. М»: Политиздат, 1982,- 287 с.

36. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.-350 с.У 141. Удальцова З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. -287 с.

37. Успенский Б.А» Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Моск. ун-т, 1982. - 244 с.

38. Христианские корни европеизма. Научно-аналитический обзор. М», 1990» - 55 с.

39. Христианство и Русь. М.: Наука, 1983» - 135 с.

40. Художественный язык Средневековья. М.: Наука, 1982, - 271с.

41. Церковь, общество и государство в феодальной России. М»:.Наука, 1990» - 351 с. 151» Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов. Киев: Науковадумка, 1984. - 158 с..>.

42. Шевырев С. История русской словесности. Спб., 1887. Ч.З-4. Изд-е 2-е, - 128 с»

43. Шохин К»В» Очерк истории развития эстетической мысли в Рос сии./Древнерусская эстетика Х1-ХУП вв» М»: Высшая школа» 1963» - 116 с»

44. Кузнецов П.В» Русская философия как целое //Философские науки» 1989» № 8, С. 87-90»

45. Лосский В» Догматическое богословие.//Богословские труды, 1972, № 8. С» I3I-I87.♦ 171. Лосский В. Очерк мистического богословия в Восточной церкви //Богословские труды» 1972, JI 8. С. 9-122.

46. Лосский В. Паламитский анализ //Богословские труды, 1972, Ж 8» С. 195-205»173» Мудрагей Н.С» Средневековье и научная мысль //Вопросы философии, 1989, Ж 12. С. 16-26.

47. Мусхелишвили Н.Л», Шрейдер Ю.А. Притча как средство инициации живого знания //Философские науки, 1989, № 9. С. I01-104.175» Нарский И»С» Исторические судьбы иррационализма.//Философские науки, 1989, № 12. С. 23-32.

48. Полторацкий НЛ. веская религиозная (£шюсофия//Вопросы философии, 1992, $ 2, С. 123-126.

49. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная, мысль в Восточной Европе в НУ веке //Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1968, * 23. С. 87-110.

50. Угринович Д. И. Проблема трансцендентности бога в современной христианской теологии.//Философские науки, 1990, Jfc I, С. 126—131.

51. Фейнберг Е.Л. Интуитивное суждение и вера// Вопросы философии, 1991, № 8. С. 13-24.

52. Флоренский П.А. Иконостас //Богословские труды, 1972, Я 9. С. 80-149.

53. Хоружий С.С. Карсавин и де Местр //Вопросы философии, 1989, № 3. С. 72-92.

54. Янов А.Л. Трагедия великого мыслителя //Вопросы философии, 1992, I I» С» 61-88.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.