Православные традиции в региональном художественном наследии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Железникова, Наталья Петровна

  • Железникова, Наталья Петровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 246
Железникова, Наталья Петровна. Православные традиции в региональном художественном наследии: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2013. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Железникова, Наталья Петровна

Оглавление

Введение

Глава I. Церковное искусство в современном мире

1.1 .Церковное искусство как одна из составляющих жизненных

ценностей русской духовной культуры

1.2.Церковное искусство в пространстве музея

1.3 Экспонат церковного искусства как музейный предмет

Глава II. Роль церковного музея в сохранении наследия православной культуры Алтайского региона

2.1.Истоки формирования музея « Истории Православия на Алтае»

2.2 Особенности комплектование фондов музея

«Истории Православия на Алтае»

2.3 Систематизация фондов епархиального музея

Глава III. Характеристика коллекций музея

«Истории Православия на Алтае»

3.1 Анализ комплектования фондового раздела «Иконы»

3.2. Стилистический анализ фондового раздела «Книги»

3.3. Стилистический анализ фондового раздела «Ткани»

3.4. Стилистический анализ фондового раздела

«Изделия из металла»

Заключение

Литература и источники

Иллюстрации

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные традиции в региональном художественном наследии»

Введение

Актуальность темы обусловлена изменениями общественного отношения к сохранению, изучению и использованию культурного наследия, представленного в церковно-исторических музеях. В системе социокультурных институтов, осуществляющих сохранение и воспроизводство культурного наследия, церковно-исторические музеи занимают свое, присущее только этому типу музеев место, определяемое учредителем, составом основных фондов, особенностями их комплектования, спецификой аудитории, формами работы с ней.

Церковно-исторические музеи в настоящее время - это достаточно массовый тип музея. К этой группе следует отнести музеи, которые создаются при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях. Церковно-исторические музеи хранят уникальные памятники духовной культуры и искусства народа. Художественная ценность коллекций, представленных в музеях, нуждается в научном исследовании и интерпретации. Сохранение и изучение предметов церковного искусства есть необходимая составляющая современной культуры.

Антирелигиозная пропаганда, закрытие церквей, кампании по изъятию церковных ценностей, ликвидация существовавших в Русской православной церкви музеев в 20-30-х годах XX века, повлекли за собой уничтожение и утрату огромного количества памятников православного искусства - восстановление которых - задача ученых и работников музеев.

Актуальность исследования усиливается не прекращающейся дискуссией вокруг законопроекта о возвращении Церкви принадлежавших ей святынь.

Решение проблем методологического, теоретического, научно-прикладного характера требует объединения усилий ученых и практиков и

оптимизации технологий сохранения духовной культуры и художественных ценностей историко-церковных музеев. Степень разработанности проблемы.

Основоположником науки о церковном искусстве является Ф.И. Буслаев (1818-1897),создавший сравнительно-исторический метод исследования предметов церковного искусства. Работы Ф.И. Буслаева "Общие понятия о русской иконописи" (М., 1866), "Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с ХУ1-го века по Х1Х-Й" (СПб., 1884), "Исторические очерки русской словесности и искусства" (СПб., 1861. Т. 1-2), "Изображение Страшного суда по русским подлинникам" и многочисленные статьи, изданные в собрании сочинений (СПб., 1908. Т. 1; 1910. Т. 2; Д., 1930. Т. 3) заложили фундамент науки о византийском и древнерусском искусстве. Дальнейшее развитие науки связана с именами учеников Ф.И. Буслаева -Н.П. Кондакова, А.И. Кирпичникова, Н.В. Покровского, В.Т. Георгиевского.

Работы Н.П. Кондакова (1844-1925) "Русские древности в памятниках искусства" (в соавт. с И. Толстым, 1889-1899. Т. 1-6); "Русские клады" (СПб., 1898); "О научных задачах истории древнерусского искусства" (1900); "Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Ист. и иконогр. очерк" (СПб., 1905), "Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI века" (СПб., 1906); "Иконография Богоматери" (1914-1915. Т. 1-2) и обобщающий труд "Русская икона" (Прага, 1928-1933) основаны на иконографическом методе исследования предметов церковного искусства.

Н.П.Кондаков оставил после себя крупную научную школу, значение которой особенно ярко проявилось в науке XX в.

Исследование русского церковного искусства периода XX века связано с именами И. Э. Грабаря М. В. Алпатова, В. Н.Лазарева, Л. А. Успенского, Г.В. Попова, Э. С. Смирновой и др.

В исследованиях советских авторов главное внимание уделялось истории создания памятника и особенностям его художественного образа.

Исследования церковного наследия в регионах России и, в том числе, в Сибири, происходили и происходят главным образом на базе региональных музеев.

Одним из первых обратил внимание на сибирскую иконопись Д.А. Ровинский, автор значительных трудов по истории русского искусства. В XIX веке сибирская икона интересовала омского протоирея А.И. Сулоцкого и сибирского краеведа Н.А. Абрамова, собравших ценные сведения об иконах сибирского письма XVII - начала XIX века, а также об иконописцах, работавших на сибирской земле. Множество сведений о художественной жизни Сибири XVII - XIX веков было опубликовано в краеведческой литературе, в сибирских периодических изданиях, а также в работах советских историков. Весь этот материал обобщил и дополнил в ходе архивных изысканий новосибирский историк. А.Н. Копылов, опубликовавший фундаментальные исследования о культурной жизни Сибири дореволюционного периода.

В 70-х годах XX века начали появляться статьи сотрудников сибирских музеев, посвященные церковному искусству.

Благодаря исследованиям искусствоведов Н.Г. Велижаниной (Новосибирск), И.А. Евтихеевой (Томск), Т.А. Крючковой (Иркутск), Н.В. Казариной, Т.А. Бычковой (Томск, возможно уже сейчас составить картину наследия церковного искусства Сибири, начиная со времен Ермака и до наших дней.

Особую группу публикаций составляют труды исследователей культурного наследия Алтая: Л.Г. Красноцветовой, В. К. Вистингаузена. Т. В. Скворцовой.

Изучению книжного церковного наследия Сибири посвящены работы Е. И. Дергачевой - Скоп и В. Н. Алексеева (Новосибирск) «Древнерусская книга и Сибирь». Г. В. Огнезневой (Иркутск) «Распространение духовной литературы в Восточной Сибири в конце XVIII- первой половине XIX века».

Особо необходимо отметить научные труды Т. М. Степанской по архитектуре и искусству Алтая: «Памятники градостроительства и архитектуры Алтая. Барнаул, 1991; Архитектура Алтая XVIII - XX вв. Барнаул, 2006; Описание и анализ памятников искусства. Барнаул, 2007. Данные издания включают в себя методику стилистического анализа памятников изобразительного искусства и архитектуры.

Объект исследования.

Православное церковное искусство.

Предмет исследования.

Художественно-эстетические особенности коллекции музея «Истории Православия на Алтае» и ее значение в региональном художественном наследии.

Цель исследования:

На основе искусствоведческого анализа коллекций, находящихся в собрании музея «Истории Православия на Алтае», показать многообразие и значение предметов церковного искусства в формировании религиозной культуры современного общества.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть историографию искусствоведческих исследований в области церковного искусства,

- выявить особенности трансляции и восприятия предметов церковного искусства в пространстве музейной экспозиции,

- определить научно-исследовательскую значимость возникновения музея «Истории Православия на Алтае»,

рассмотреть источники формирования музейного фонда епархиального музея,

- проанализировать принципы систематизации фондов музея, -провести искусствоведческий анализ наиболее ценных музейных

экспонатов из коллекции икон, книг, предметов из ткани, предметов из металла, хранящихся в фондах церковного музея.

Хронологические рамки исследования охватывают период конец XX -нач. XXI вв. - время образования и работы музея «Истории Православия на Алтае».

Территориальные границы: Алтайский край, Республика Алтай. Источниковая база исследования.

Прямыми источниками послужили экспонаты из фондов музея «Истории православия на Алтае»: богослужебные старопечатные книги, печатные издания XIX - XX веков, облачения священнослужителей, иконы, церковные ткани, церковная утварь.

Значимыми источниками для написания работы явились книги поступления музейных экспонатов, акты приема, книги научной инвентаризации, картотека музейного фонда, содержащие информацию о истории бытования, поступления и состояния и фотофиксацию каждого экспоната.

Для сравнительного анализа были использованы каталоги коллекций музеев: Тобольского историко-архитектурного музея - заповедника, Ярославского музея-заповедника, Государственного музея - заповедника

«Ростовский кремль», Вологодского музея - заповедника, Новгородского музея.

Отдельную группу источников составляют музейные документы и нормативные акты: федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (то 24.04.1996), «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей», федеральный закон Российской Федерации от 23.02.11 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Закон «О передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения» (2010).

В исследовании использованы документы, принятые местным Епархиальным управлением, а именно на «Положение о создании музея «Истории Православия на Алтае»» и Концепция формирования фондов музея «Истории Православия на Алтае».

Привлекались материалы электронных ресурсов из фондов научных библиотек: российская государственная библиотека (Москва), Центральная научная библиотека Уральского отделения РАН (Екатеринбург), Научная библиотека УрГУ (Екатеринбург), Научная библиотека АлтГу (Барнаул).

Документы Государственного Архива Алтайского края о переписи населения за 1917 год, документы об образовании приходов, позволили воссоздать общую картину завозимых на Алтай из центральных областей России, предметов церковного искусства.

Таким образом, источниковая база исследования представлена разнообразными источниками: опубликованные, неопубликованные, материальные, электронные ресурсы, материалы интервью, мемориальные и

др.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологическую основу исследования составляют научные концепции отечественных ученых в области культурологического, религиоведческого, искусствоведческого, исторического знания, анализируемых на основе комплексного междисциплинарного подхода: Ф.И. Буслаева, П.Н. Кондакова, В.Н. Лазарева и др.

Особую ценность для данного исследования имеют труды современных сибирских ученых: Т. М. Степанской, Ю.А. Крейдуна, О.Н. Труевцевой

Методы исследования диссертационной работы включают иконографический, стилистический анализ предметов церковного искусства. При изучении музейной коллекции использовался музеологический метод исследования, опирающийся на раскрытие основных свойств музейного предмета: информативность, репрезентативность, аттрактивность и экспрессивность. Сравнительно-исторический метод позволил рассмотреть формирование церковного музея как социокультурного феномена в контексте истории. При систематизации фондов музея применялись общеисторические методы: сравнения, сопоставления, анализа, фотофиксация.

Научная новизна исследования

1. Сформирован фонд памятников церковного искусства Алтайского края и Республики Алтай.

2. Проведено научное описание коллекций церковного искусства Алтайского края и Республики Алтай.

3. Осуществлен семантический и стилистический анализ ранее не изученных предметов церковного искусства находящихся в фондах музея «Истории Православия на Алтае».

4. Введены в научный оборот предметы церковного искусства, находящиеся на территории Алтайского региона.

5. Разработаны каталоги коллекций фондов епархиального

музея.

Теоретические результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут служить основой в изучении культурного наследия Алтайского региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в разработке курсов преподавания искусствоведения, культурологии и истории Православия в учебных заведениях Сибири.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Историография искусствоведческих исследований в области церковного искусства и музейного дела является фундаментальной основой в изучении православной культуры России.

2. Музеефикация культовых сооружений и церковных ценностей является важной составляющей политики государства по сохранению культурного наследия.

3. Специфика историко-культурного наследия церковного музея заключается в том, что его коллекции становятся логическим продолжением пространства православного храма. Экспонаты церковного искусства несут историческую память о литугическом служении.

4. Научное описание коллекций фондов церковно-исторических музеев Алтайского края позволяет фиксировать юридическое положение музейного предмета, а также его значение для науки и культуры региона.

5. Научная систематизация фондов церковного искусства создает оптимальные условия для экспонирования, хранения и использования в научных исследованиях.

6. Искусствоведческий анализ предметов церковного искусства является необходимым звеном в изучении и сохранении регионального художественного наследия.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения исследования были изложены в докладах и в выступлениях на международных ( Барнаул, 2009 «Музеи и туризм», VIII научно-практическая конференция «Этномир» Барнаул., 2010), региональных ( Барнаул, 2012 Рождественские чтения, АлтГПА), краевых (VIII педагогические чтения им. Верещагина, Барнаул 2013) и городских (Барнаул Алт ГУ 2009, 2010, АлтГАКИ 2010, 2011, 2012, АлтГПА 2011, Новоалтайск., 2012, Городская библиотека Барнаул., 2009, 2011) научно-практических конференциях и семинарах, а также использованы в разработке текстов экскурсий в экскурсионной музейной практике.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, иллюстративного материала. Основной текст диссертации 139 страниц, общий объем диссертации 246 страниц.

Глава I. Церковное искусство в современном мире

1.1. Церковное искусство как одна из составляющих жизненных ценностей русской духовной культуры

Изучение русской культуры является не только частью понимания истинного смысла фактов истории, но и попыткой проникновения в глубины древнерусского мышления, понимания принципиально существенных аспектов художественно-эстетической культуры народа.

Культура как философское понятие означает форму общественного сознания и отражения действительности, а также среду обитания человека, представленную продуктами его деятельности. Культура является воплощением человеческого духа в формы, доступные объективному наблюдению.

Поиски национальной самоидентичности, собственной уникальности, вызвали новую волну интереса к русскому православию и русской религиозной культуре. Все ныне существующие тенденции в изучении культуры и искусства приводят к пониманию того обстоятельства, что христианство является определенной закономерностью развития человеческого духа и социальной истории.

Принятие христианства в России наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского, так и других народов, входящих в состав Российского государства.

Православие привнесло новый эстетический идеал, гармонию светской культуры и церковности, жанровое многообразие в искусстве, рефлексирующее самосознание, философию истории.

Православная культура, по мнению Н.О. Лосского, есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека. [135.]

Одной из составляющих православной культуры является церковное искусство. Церковное искусство, как и искусство в целом, является способом познания и отражения действительности, формой художественной деятельности общественного сознания. Церковное искусство есть символический способ трансляции религиозных догматов и истин.

Сфера духовной жизни включает в себя совокупность различных творческих процессов, протекающих в политической теории, философии, науке, искусстве. Каждая из этих областей деятельности обладает выраженной спецификой и различной ролью в системе духовной жизни, а также собственными функциями.

Место, которое занимает в этой системе искусство, определяется особенностью художественного творчества как формы духовно-нравственной деятельности человека.

Эта характерная черта творчества человека в сфере культуры и искусства определяет характер художественной потребности, различные способы участия искусства в формировании духовной жизни общества.

По мнению русского ученого - богослова П. Флоренского, для достижения этой цели, важно произвести синтез церковности и светской культуры, научно-философкого мировоззрения и искусства. П. Флоренский подчеркивает, что религия сообщает культурной деятельности высшее единство и конечный смысл. Ученый в совоих научных трудах обосновывает положение о том, что религия помогает сохранять нерукотворный образ человека и тем определяет развитие подлинной культуры. Нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа и русская наука — все эти линии русской культуры сходятся в первоузле, в божественном истоке.[ 204 ]

Важнейшей особенностью церковной культуры является ее обусловленность Словом, Логосом. Церковная православная культура -

логоцентрична. Это отмечается не только в исследованиях светских ученых, но и изначально подчеркивалось святыми отцами и религиозными философами..

Церковное искусство заключает в себе дуальную особенность - она есть плод духовности, и она же ее источник.

На протяжении всей российской истории духовность являлась главным теоретическим фундаментом и нравственным основанием всех сфер социо культурного универсума. Следовательно, вне духовности невозможно представить закономерности развития русской культуры и искусства.

Основной чертой русской духовности является: устремленность к высшей Правде, поиск Абсолюта, идеал духовного преображения, соборность, понимание ценности человеческой личности. Все это наложило мощный, определяющий отпечаток на развитие национального искусства, способствовало накоплению в его недрах высокой духовной энергии, находящей выход в вершинных творениях живописи, музыки, литературы, зодчества.

Церковное искусство выступило как духовный вдохновитель многих философских концепций, литературных и художественных направлений. И. А. Ильин в своих работах «Основы христианской культуры» (1937), «Основы художества» (1937), «Сущность и своеобразие русской культуры» (1942) и др., разработал общую теорию христианской культуры, уделяя особое место искусству и художнику в ней. Под культурой он понимал организацию человеческого бытия на основе внутренних, глубинных, органических принципов этого бытия, «на путях живой, таинственной целесообразности, постигаемой углубленной в созерцания творческой душой. «Культура творится изнутри, она есть создание души и духа». Отсюда «христианская культура» -это культура, основанная на «духе христианства», который Ильин определяет как «дух любви, дух молитвенного созерцания, дух живого органического

содержания; дух искренней насыщенной формы; дух совершенствования и предметного служения делу Божьему на земле». Искусство занимает в христианской культуре, как и в культуре вообще, одно из видных мест наряду с «наукой, государством и хозяйством». [91]

Настоящее «искусство есть служение и радость» ибо истинный художник всегда ощущает себя призванным на великое вдохновленное служение. Его творчество свободно и руководствуется лишь «художественной необходимостью». [91]

Основоположники русской религиозной эстетики, Павел Флоренский и Сергий Булгаков оказали огромное влияние на эстетическое сознание России первой трети XX века и на взгляды многих художников, писателей, мыслителей. На религиозную эстетику, наряду с другими источниками, опирался основоположник и теоретик абстрактного искусства В. Кандинский в своем трактате «О духовном в искусстве». Далекий в целом от традиционной религиозности основатель супрематизма К. Малевич видел в своем «Черном квадрате» новую икону XX века. Под влиянием религиозной эстетики находились многие русские символисты начала XX века. Образ распятого Христа занимает видное место в искусстве М. Шагала.

Известный русский философ С.Н. Булгаков отмечал, что «...искусство находится на грани двух миров. Оно зрит неземную красоту и являет её этому миру». [35,С.371]

В русской философии сложилось особое направление философского знания - философия духовности. Яркими представителями этого направления можно считать И.Ильина, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Бердяева.

Так С.Н. Булгаков в своей книге «Свет невечерний» подчеркивает значение искусства в божественном преобразовании мира, говоря, что «... сила искусства не в том, что оно само владеет красотой, а в том, что оно само

в своих художественных символах обладает ключом, отверзающим эту глубину».[ 35, С.371 ]

Христианское искусство, в отличии от светского, двусоставно: оно имеет внутреннюю духовно-догматическую основу и внешнюю выразительную форму и основы эти являются нерасторжимыми.

Церковное искусство России до недавнего времени было растворено в понятии всего искусства Древней Руси. Первые исследования в области церковного искусства были предприняты еще в начале XIX века.

Термин «церковное искусство» ввел иеромонах Иродион (Вертинский) в 1829 году при описании древних христианских памятников искусства. Уже в 1869 году в программе высших духовных учебных заведений был утвержден такой учебный предмет. Основой для развития и исследования церковного искусства стала церковная археология.

Рассвет церковной археологии приходится на конец XIX нач. XX века и связан с деятельностью выдающихся ученых - литургистов: И. Д. Мансветова, Н. Ф. Красносельцева, А. А. Дмитриевского, А. П,. Голубцова, архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского) и других, труды которых не потеряли своего научного значения и сегодня.

Из церковной археологии впоследствии выделилась самостоятельная научная дисциплина «церковное искусство». [188,С. 9]

История изучения русского церковного искусства имеет ряд особенностей, отличающих ее от историографии Русской Церкви. Современная периодизация церковного искусства соответствует не церковной истории, а хронологическим этапам истории России, подразделяясь на историю древнерусского искусства, искусства XVIII, XIX и XX вв. Произведения церковной архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства древнерусского периода (Х-ХУП вв.) являются памятниками, характеризующими искусство в целом, что обусловлено

религиозным характером культуры Древней Руси. При переходе к новому времени (XVIII в.) история искусства приобретает характер истории стилей, на первый план выходит личность художника-творца, определяющего художественное своеобразие произведения вне зависимости от церковного или светского назначения. Эта тенденция характеризует культуру и XIX и XX вв. Традиционное церковное искусство XVIII-XX вв. было вытеснено на периферию культуры и в силу этого не привлекало особого внимания исследователей.

Рост интереса к русскому церковному искусству связан с открытием в начале нашего столетия древнерусской живописи. Это открытие привело к возникновению нового направления в изучении церковного искусства -богословию иконы. Впервые была четко сформулирована специфика предмета и выявлена реальная и неразрывная связь между церковным искусством и жизнью Церкви.

Вследствие революции 1917г. и атеистической идеологии произошло отторжение произведений церковного искусства от Церкви, что привело к отсутствию отражения этой связи в искусствознании, и ограничению понятия церковного искусства рамками средневековья. Историография русского церковного искусства имеет два раздела: древнерусское искусство и церковное искусство XVIII-XXI вв.

Церковное искусство древнерусского периода (X-XVII вв.) является наиболее разработанной областью. Истории изучения его посвящены специальные работы: История европейского искусствознания. М., 1969. Кн. 1-2; Славина Т.А.- Исследователи русского зодчества: Рус. ист.-архитект. наука XVIII - начало XX в. Л., 1983; Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., 1985; Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи, XIX век. М., 1986; Раппопорт П.А. Основные итоги и проблемы изучения зодчества

Древней Руси. ДРИ: Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988. С. 7-12.

Изучение памятников Древней Руси начинается уже в XVIII в., отмеченном общим подъемом интереса к отечественной истории.

В XIX в. изучение древностей приобретает целенаправленный характер. П. И. Кеппен издает справочник посвященный рукописям "Список русским памятникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии" (М., 1822). В справочнике содержатся и указания на памятники монументальной живописи (Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Спасская церковь в Полоцке, церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, церковь Георгия в Старой Ладоге и др.) и иконы.

В 40-е гг. XIX в. изучение и сохранение памятников старины становится государственной программой. В 1849 г. издаются книги по исследованию русского искусства "Древностей Российского государства" (М., 1849-1853. Т. 1-6), состоящее из атласов цветных литографированных рисунков, выполненных по акварелям академика Ф.Г. Солнцева.

Одним из представителей науки о русских древностях стал И. М. Снегирев (1793-1868). В своих очерках к томам "Древностей Российского государства". Ставя перед собой задачу исторического исследования, автор рассматривает различные школы - Корсунскую, Новгородскую, Московскую, Строгановскую.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Железникова, Наталья Петровна, 2013 год

Библиография Источники.

Государственный архив Алтайского края (ГААК)

1.ГААК. Ф.4. Главное Управление Алтайского округа. 1863-1920. Оп.1 Государственный архив Тюменской области (Тобольск) (ГАТО(Т)

2.ГАТО(Т). Ф.144. Тобольская духовная консистория. 1721-1922. Оп.1

3.ГАТО(Т). ФД56. Сулоцкий А. протоиерей. Личный фонд. 1853-1859.

4.Устав Международного совета музеев (ИКОМ Принят на 16-й Генеральной Ассамблее ИКОМ 1989 г.)

5.Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", 1996.

6. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей СССР, 1985 г.

7. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в гос. музее СССР.- М.,1987.

8. «Устав Церковного музея епархии Русской Православной Церкви».

9. Положение о музее образовательного учреждения: Православная религиозная организация - учреждение Высшего профессионального образования Барнаульская Духовная семинария г. Барнаула

Музей «Истории Православия на Алтае».

10. Книга Поступлений музейных предметов I (КП-1).

11. Книга Поступлений музейных предметов II (КП-Н).

12.Книга Поступлений музейных предметов III (КП- III).

13. Книга Поступлений музейных предметов IV (КП -IV).

14. Книга Поступлений музейных предметов V (КП - V).

15.Книга Поступлений музеных предметов научно-вспомогательного фонда (НВФ).

16.Живопись домонгольской Руси. Каталог выставки. Сост. O.A. Корина.-М., 1974.

17.Исаева H.H. Антиминсы церквей Приенисейского и нижнеангарского регионов в музейных собраниях Красноярского края XVIII - нач. XX веков. Сводный каталог.- Красноярск., 1993.

18. Книги Кирилловой печати XVII-XX вв. Тобольского историко-архитектурного музея - заповедника. Каталог/ГПНТБ; Сост: В.Н. Алексеев -Новосибирск, 1993.

Литература:

19.Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. - М., 1973.

20.Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Научная обработка музейных предметов: Сб. науч. тр./ НИИ культуры. №99. -М., 1981.

21.Аксенов К. Н. Рисунок. В помощь художнику оформителю.- М., 1990.

22.Актуальные вопросы фондовой работы музеев - М., 1978, Вып №1.

23. Алленов.М. Русское искусство Х- XX веков. - М., 1989.

24.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие.-М., 1990.

25.Алмазов Ю.А. Учет и хранение музейных экспонатов//Советский музей.-М., 1934.№4.

26.Апчинская Н.В. О художественном методе Нико Пиросманишвили:научные сообщения. Вып. 20. Гос. музей искусства народа Востока/ под. ред. Н.В. Апчинской, А. М. Лидова.- М., 1991.

27.Арсеньева Е.В. Художественное оформление русских текстильных изделий конца XVIII начала XIX в. // Материалы по истории Русской культуры конца XVIII - первой половины XIX века. Труды ГИМ. - М., 1984. Вып. 58.

28. Арсеньева Е.В. Старинные узорные ткани России XVI начала XX века. -М., 1999.

29.Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник// Российский этнографический музей/ под ред. И.В. Дубова. -СПб., 1999.

30.Бачаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси.- М., 1984.

31.Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства,- М., 2002.

32.Бирюкова Н. Формирование и изучение коллекций // Советский музей. -1987. - №2.

33.Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи.-Л., 1987.

34.Бродский И. Спасение книг// Омский вестник. - Омск., 1994. 35..Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 2009.

36.Бурдакова Е. Ткани ризниц Ярославля. // Советский музей. 1991, №5.

37.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI - ХУ1П вв.- М.,1992.

38.Бычкова Т.А. К истории иконописания Томского уезда ХУ11-Х1Х вв.// Кузнецкая старина.вып 1. Новокузнецк., -1999.

39.Вагнер Г.И., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси.- М., 1993.

40. Вагнер Г. И. Канон и стиль в русском искусстве.- М., 1987

41. Ванслов В.В. История русского искусства. Т.1-3.-М., 1992. 41.Вашков С. Религиозное искусство. -М., 1901-1911.

43.Велижанина Н.Г. Старообрядческие иконы с врезными произведениями медного литья в краеведческих музеях Сибири и Урала// Русское медное литье: Сборник статей -М., 1993.

44.Велижанина Н.Г. Народные сибирские иконы Новосибирской картинной галереи//Музей. 1983 №4.

45.Велижанина Н.Г. У истоков сибирской иконописи//Куьтурно-бытовые процессы у русских Сибири 17- нач. 20 вв.- Новосибирск., 1985.

46.Велижанина Н.Г. К истории иконописания в Западной Сибири // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири.-Новосибирск., 1987.

47.Вержбицкий Ж. М. О проектировании иконостаса православной церкви,//Сборник материалов 4-й Российск. науч. -прак. конференции: Погибшие Святыни. «Охраняется государством». Вып. 11,4. 3-. СПб., 1996.

48. Вестингаузен В.К. Народная сибирская иконопись из собрания Тальменского краеведческого музея //Этнография Алтая.- Барнаул., 1996.

49. Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи.- М., 2006.

50.Вишневская И.И. Богослужебные облачения и предметы церковного убранства. В кн. «Оружейная Палата Московского Кремля». - М., 2006.

51.Вишневская И.И. Драгоценные ткани.//Сокровища оружейной палаты. — М., 2007.

52.Вишневская И.И. Драгоценные ткани Италии в церемониях московского двора.// Италия и московский двор.- М., 2004.

53. Воронин A.A. Музей как креативное пространство культуры//Философские исследования.-1994.№1С.69-84.

54.Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1-. М., 1961.

55.Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты: Культурология П.А. Флоренского- М., 1992.

56.Гаврюшин Н.К. Философия русского религиозного искусства XVI -XX вв. Антология.- М., 1993.

57.Газалова K.M. Музей как социальный институт в России XX в.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство: Тр.ГИМ. Вып. 104. -М., 1999.

58. Галинская И.Л. Павел Флоренский об идее «живого музея» //Новая литература по культурологии: Дайджест. - М., 1995.

59.Гинзбург И.В. Анализ художественного произведения// Методика работы искусствоведа. - Л., 1985.

60.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М., 1996.

61.Гнедовский М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев// Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе: Сб.науч. тр./ЦМР. -М.,1985.

62.Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр./ НИИ культуры.- М., 1989.

63.Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музей - культура, общество: Сб. науч. тр. / ЦМР. -М., 1992.

64.Гнутова C.B., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни.- М., 2000.

65.Гнутова C.B. Русские эмали XVII - нач. XX вв. - М., 1994.

66.Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии.- М.,1996.

67.Голубцов А.П. Из истории древне-русской иконописи. - М. ,1997.

68.Гольберг Т.Г. Русское ювелирное искусство XVIII в.// «Русское декоративное искусство». Ч.2.-М., 1964.

69.Гордеева О.Г., Ефимова JI.B., Кузнецова М.А. Русские узорные ткани. XVII начало XX века. - М., 2004.

70.Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве.- М., 1966.

71.Грабарь И.Э. История Русского искусства. Т. 1.- М., 1909.

72.Гусалова М.З. Из истории церковно-археологических музеев: к проблеме развития отношений музеев с церковью// На пути к музею XXI века. Музеи -заповедники: Сб. науч. статей/НИИК.- М.,1991.

73. Давыдов Ф. А. Об ответственности, лежащей на современных иконописцах // Сборник науч. статей: Русь православная. История и современность.- СПб., 2000.

74.Дедюхина B.C., Масленицына С.П., Лифниц Л.И., Потапова H.A. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII- нач. XX вв.- М., 1997.

75.Доминов М. Ш. Музей в философии Н.Ф. Федорова // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. Сборник науч. статей.- СПб., 1995.

76.Дубов И.В. Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский этнографический музей.-СПб., 1999.

77.Дунаев м.М. Своеобразие русской религиозной живописи XII- XX вв.-М.,1997.

78.Дмитриева H.A. Краткая история искусств.- М., 1996.

79.Драгоценные ткани: Альбом.- М., 1971.

80.Егоров В.Л. Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. - М., 2006.

81.Ермакова Л.И., Скворцова Т.В. Церковь Святителя Дмитрия Ростовского г. Барнаула: История и современность. - Барнаул., 2011.

82.Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. - М., 1970.

83.3акс А. Б. Из истории Государственного исторического музея / А.Б. Закс // Очерки музейного дела в России. - Вып.2. - М., 1960.

84.3акс А. Б. Первая всероссийская конференция по делам музеев. Февраль 1919 года (По материалам отдела письменных источников Государственного Исторического музея) // Актуальные вопросы изучения фондов музеев по истории советского общества. -М., 1982.

85.3абелинские научные чтения. Исторический музей - энциклопедия отечественной истории культуры. Отв. Ред. В.Л.Егоров. М., 1999. - 339 с. / Труды ГИМ, вып. 110. То же. Вып. 121. - М., 2000.

86.3отов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала XX в. - М., 1979.

87.3олотая нить России. / Шитье, парча, костюм, драгоценности XVI XX веков. — М., 1999.

88.Иконостас. Происхождение, развитие, символика. Сост. Лидов A.M. - М., 2000.

89.Ильина А.Н. «Иконы в медальонах» в собрании Иркутского государственного художественного музея// Русское медное литье:Сб. статей: -М., 1993.

90.Ильина А.Н. Предметы медной пластики в собрании Иркутского государственного объединенного музея// Русское медное литье:Сб. статей*. -М., 1993.

91.Ильин И. Основы христианской культуры. - М., 2007.

92.Ионина H.A. Сто великих музеев мира.-М.,2000 <http ://tourlib. net/books_tourism/1 OOmuzeev. htm>.

93.Ипатов А.Н. Православие и русская культура.- М.,1985.

94.История русского искусства /Под. ред.: И.Э.Грабаря, В.Н. Лазарева, B.C. Каменова. - М., 1953-1959г.

95.Исторический музей // Большая Российская энциклопедия. Т. 12. - М., 2008.

96.Исаева H.H. Из опыта каталогизации коллекций медного литья Красноярского музея// Русское медное литье: Сборник статей.- М., 1993

97. Исаева Н. Н. Русское медное художественное литье ( иконы, складни, кресты) в собрании Минусинского краеведческого музея. - Красноярск., 1993.

98.История формирования коллекций: Материалы Всероссийской конференции музейных работников:Сб. тез.и докл/ Российская Академия художеств, Гос. Русский музей.- М., 1994.

99.Казакова С. Ф. «Научное комплектование фондов музеев» - М., 2002; ЮО.Казанский П. И. О совести. Краткий исторический очерк развития учения о совести и опыт решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно- нравственной жизни человека. -Сергиев Посад., 1993.

101.Казарина Н. Народные сибирские иконы// Творчество., 1973.

102.Калинина Е. В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач // Русское искусство XVII в. -JL, 1929 ЮЗ.Карташев A.B. История Русской Церкви. Т.1-.М.,2006.

104.Каспаринская С.А. Особенности комплектования фондов историко-революционных музеев // Музей и современность. - М., 1987.

105.Каулен М.Е. Музеи - храмы и музеи - монастыри в первое десятилетие Советской власти.- М., 2001.

Юб.Квливедзе Н.В. Историография русского церковного искусства, http// www.portal-s lo vo. ru.

107.Кириченко Е.И. Исторический музей.- М., 1984.

108.Киево-Печерский Государственный историко-культурный заповедник: Издание второе. Фотоальбом. / Составитель Кибальник Ю.Д. - Киев., 1988.

109.Клокова Г.С. Учет и сохранение музейных ценностей.- М., 2007. ПО.Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры// Музееведение. Музеи мира. -М, 1991.

1 Ю.Кондаков П. П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. -Прага, 1929.

112.Кононов, В. Государственный исторический музей России / В. Кононов // Встреча. - М., 2004. - №6.

ПЗ.Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- нач. XIX вв.-Новосибирск., 1974.

114.Красноцветова Л.Г. Алтайский иконописец Балыкин и Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Итоги деятельности музея 1992г. Сборник докладов научно-практической конференции.-Барнаул., 1993.

115.Кравченко A.C. Икона. Секреты ремесла.- М.,1993.

Пб.Крейдун Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае.-Барнаул., 2013.

117.Круглова Т.А. Алексеев Иван // Православная энциклопедия. М., 2000. Т.1..

118.Куренышев A.A. К вопросу о методах построения музейной экспозиции: продолжение дискуссии// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство/ Труды ГИМ. Вып. 104.- М., 1999.

119.Кроллау Е.К. Температурно-влажностный и световой режим музеев.- М., 1971.

120.Крючкова Т.А. Иконы с облачным фоном в собрании Иркутского областного художественного музея. //Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск., 1987.

121.Кутейникова Н. С. Искусство России второй половины XX века (иконопись).- СПб., 2001.

122.Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее. - М., 2002.

123.Кызласова И.Л. Исследовательские методы Ф.И.Буслаева и Н.П. Кондакова// Вестник МГУ. Серия История.- М., 1978.№4.

124.Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси -М., 2000.

125.Кызласова И.А. История изучения византийского и древнерусского искусства в России.-М., 1985.

126.Лазарев в.Н. Русская средневековая живопись.- М.,1970.

127.Лазарев В. Н. Московская школа иконописи.- М., 1980.

128.Левыкин, Н.Г. 100-летие Государственного исторического музея / Н.Г. Левыкин // Проблемы экспозиционной и фондовой работы. - М., 1987.

129.Левинсон-Нечаева М.Н. Изучение и описание музейных тканей: Изучение и научное описание памятников материальной культуры. -М., 1972.

130.Лившиц М. Реализм древнерусского искусства.- Художник № 6. 1986.

131.Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса, // Иконостас. Происхождение — Развитее — Символика. Редак.-состав. Лидов А. М,- М., 2000.

132.Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины, понятия, значения. - М., 2000.

133.Лихачева Л.Д. Из истории отдела древнерусского искусства Русского музея (1898 - 1917)// Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.-М., 1988.

134.Лихачев Д.С. Литература Руси XI - начала XIII веков// Великая Русь: история и художественная культура Х- XVII века.- М., 1994.

135.Лосский Н.О. Мир как существование красоты. - М., 1998.

136.Любимов Л.Д. История Древней Руси. -М., 1996.

137.Манушина Т. Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея.- М., 1983.

138.Маясова Н. А. К истории изучения древнерусского лицевого шитья // Древнерусское художественное шитье.- М., 1995.

139.Матюхин Д.А. К истории сибирской православной культовой живописи

XVII нач.ХХ вв.//Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. -Кемерово., 1996.

НО.Митрофанова Н.Ю. К вопросу об атрибуции русских шелковых тканей

XVIII века. // V научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы 1999».- М., 2001.

141.Морозова P.A. Музей художественной ткани. - М., 1983.

142.Музеи России (комплексные, исторические, естественнонаучные, технические, отраслевые). Ч. 2. Справочник.- М., 1993.

143.Музей и современность. Комплектование музейных коллекций: Сб. научн. тр. НИИ культуры. №114- М., 1982.

144.Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля. - М., 1980.

145.Музейное образование: история и современные концепции.- СПБ., 2004.

146.Музееведение в Западной Сибири//История, краеведение, музееведение в Зап. Сибири: Тез. Докладов.-Омск., 1988.

147.Музеи и образование. Сб. научных трудов.- СПб., 1999.

148.Музееведение. Музеи исторического профиля /под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста.-М.,1988.

149.Мухин В. Церковная культура Санкт-Петербурга. - СПб., 1994.

150.Научная обработка письменных источников и фотодокументов. Метод-ое пособие- Бийск., 2003.

151.Научно-фондовая работа музеев. Проблемы безопасности.-Хабаровск., 2003.

152.Нефедьева А. К. Распространение медной пластики и народное мировоззрение. По иконографии коллекций иркутских музеев// Русское медное литье: Сб. ст.-М., 1993.

153.Никольский В. История русского искусства.-Берлин., 1923.

154.Нормативные документы по музейному делу.- М., 2000. 155.0лыпевская Г.К. Проблемы комплектования материалов по современному периоду отечественной истории//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков./ Труды ГИМ. Вып. 127. -М., 2001.

156.0писание музейных предметов. Основные элементы и образцы:

Методическое пособие.- М.,2000.

157.0сновы законодательства РФ о культуре.- М.,2000.

158.Павлова H H. Монастыри и музеи. Исторический экскурс в поисках перспективных моделей освоения историко-культурного наследия//На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники: Сб. тез.-М., 1991.

159.Пищулин Ю.П. О научном комплектовании музейных фондов // Актуальные вопросы фондовой работы музеев. - М., 1979.

160.Поздняя русская икона. Конец XVIII -XIX вв. - СПб., 1993.

161.Полякова У.М. К вопросу комплектования музейных фондов по современности в музеях исторического профиля // Актуальные вопросы фондовой работы музеев. - М., 1979.

162.Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» - М., 2003.

163.Постникова- Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., Золотое и серебряное дело 15- 20 вв.- М., 1983.

164.Правила работы по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР.-М.,1990.

165.Прошин Г.П. Музеи и религия.-М., 1987.

166.Пшеничная C.B. Концептуальная модель музея в современной отечественной музеологии // http:// www. isaac. spb. ru/ digest/ num9/ pshen.

167.Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие.- СПб., 2001.

168.Рахманова М.Г., Красилин М.М. Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII - нач. XX веков.- М.,1996.

169.Решетников Н.И. Комплектование музейных фондов. - М., 1997.

170.Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ.-М., 1999.-Вып.107.

171.Розницкая O.A. Вопросы изучения отечественного искусства. - Л., 1989.

172.Романова H. H., Филиппов A.B. Семиотика искусственных начертательных знаков// Знаки и символы.- М., 2003.

173.Романцева Т.Д. Коллекция книг православного общества в научной библиотеке Иркутского краеведческого музея/ Третьи Макушинские чтения: Тез.док./ГПНТБ СО РАН, АГИК.- Новосибирск, 1994.

174.Российская музейная энциклопедия.- М., 2001. Т1-2.

175.Русская эмаль XVII-нач. XX вв. гр.авторов,- М.,1994.

176.Русская цивилизация и соборность. Сборник,- М., 1994.

177.Русская поздняя икона от XVII до нач.ХХв./Сборник статей.- М., 2001.

178.Савицкая A.B. О шелковых тканях фабрики Лазаревых в собрании Русского музея // Сообщения Государственного Русского музея.- М., 1974, №10.

179.Сальникова И.В. Коллекция Православного литья в фондах Новосибирского областного краеведческого музея//Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. Международных науч. конф. - Новосибирск., 1995.

180.Свирин А.Н. Древнерусское шитье.-М., 1969.

181.Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси.- М.,1964.

182.Сегень А.Ю. Радетель о русском книгопечатании// «Русский дом». 2008.№1.

183.Силкин А. В. Лицевое шитье // Искусство строгановских мастеров: .Реставрация. Исследования. Проблемы: Кат. выст. -М., 1991.

184.Смирнова H.A., Вилкова М.В. Облачения и богослужебные предметы из тканей. // Древности и духовные святыни старообрядчества. — М., 2005.

185.Создание музейной выставки: Методическое пособие.- Казань., 2000.

186.Соскин В.JI. Системный подход как методологический принцип историко-культурного исследования// Вопросы истории и историографии соц. культуры.-М., 1987.

187.Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций. -М., 2006.

188. Стародубцев О.В. Церковное искусство.- М., 2007.

189. Ставрографический сборник. Книга II.-M., 2003.

190. Ставрографический сборник. Книга III.-M., 2005.

191.Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII - нач. XX вв. / Алт. гос. ун-т. Барнаул., 1995.

192.Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII - XX вв. Барнаул., 2006.

193.Степанская Т. М. Описание ианализ памятников искусства: учеб. пособие/ Федер. Агентство по образованию, Алт. гос. ун-т; Барнаул., 2007.

194.Столяров Б.А., СоколоваН.Д., Алексеева H.A. Основы экскурсионного дела.- СПб, 2002.

195.Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. -М.,1995.

196.Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение// Музей - культура, общество: Сб. науч. тр./ЦМР. М., 1992.

197.Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» - Л, М.,2005.

198.Трубецкой Е. Три очерка об иконе.- Новосибирск., 1991.

199. Труевцева О. Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. -Томск., 2000.

200.Труевцева О. H Формирование государственной музейной сети в Зап. Сибири // Российская провинция XVIII - ХХвв.: реалии культурной жизни: Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции / РАН, Мин-во культ. РФ, РИК.- Пенза, 1995.

201.Успенский Л. А. М., 1989. Богословие иконы православной церкви. -М., 1989.

202.Успенский JI.А. Праздник иконы Пятидесятницы // Православная беседа № 3 -1996.

203.Фехнер М.В. Изделия шелкоткацких мастерских Византии в Древней Руси. // Советская археология, 1977, №3.

204.Флоренский П, А. Автореферат; Троице-Сергиева лавра и Россия; Иконостас; Имена... - М., 2010.

205.Флоренский П.А. Обратная перспектива // Иконостас. Избранные труды по искусству. -М., 1992.

206.Флоровский Г. Пути русского богословия. Белоруссия -М., 2006.

207.Фильтов В В. Краткий иконописный словарь - М., 1996.

208.Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело в СССР - М., 1975.

209.Фонды - основа музейной жизни/ Музейное дело России. -М., 2003.

2Ю.Хадсон К. Музеи не стоят на MecTe//Museum 1998 №197.

211.Хапова Л.Ф. Рукописные и старопечатные книги в собрании Омского государственного историко-краеведческого музея//Известия Омского государственного историко-краеведческого музея,- Омск., 1993.-№2.

212.Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд. Высшая школа- М.,1988.

213.Хомутцов C.B. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре. Диссертация на соискание уч. степ. Доктора философии. - Барнаул., 2009.

214.Хребина Т.В. Церковное шитье: традиции и современность: диссертация кан. 275с; (прилож.317с.) Российская научная библиотека.

215.Худошин А. Искусство и православие,- М., 2004.

216.Черный В. Д. Искусство Средневековой Руси. - М., 1996.

217.Чилашвили Jï.А. Музееведение и основы музейного дела: (Курс лекций) / Изд-во Тбил. ун-та., 1984.

218.Чупин в. А. Коллекция крестов Тюменского областного краеведческого музея// Ежегодник 1992 год./Тюм. Обл. краев. Музей, Отв.ред. Н.М. Якимович.-Тюмень., 1994.

219.Шевкунова Е.И. Особенности изучения старинной церковной книги, как музейного предмета //Амурский кревед.информационный вестник.-Благовещенск., 2001.-Вып.1 (18).

220. Шелковников Б.А., Яковлева Т.И. Декоративное и прикладное искусство первой половины XIX века.// История русского искусства. Т. VIH, кн.2. -M., 1964.

221.Шиманский Г. И. Нравственное богословие. Общество любителей православной литературы.- Киев., 2005.

222.Шляхтина Л.М., Фокин C.B. Основы музейного дела. - СПб., 2000.

223. Шляхтина М.Л. Основы музейного дела: теория и практика.- М, 2005.

224.Шрайнер К. Основы музееведения. Теория и методология собирания, хранения, изучения и использования музейных предметов. -М., 1987.

225.Шубина Т.Г. Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX начала XX вв.// Труды Государственного музея истории религии. - СПб., 2005, Вып. 5.

226.Шулепова Э.А. Музееведческая мысль в России. XVIII-XX вв.: Сборник документов и материалов. / Колл. авт. - М.., 2010.

227.Шулепова Э. А. Основы музееведения.- М., 2005.

228.Шульгина E.H. Пронина И.А. История Строгановского училища 1825-1918. М., 2002.

229.Щапова Ю. Л. О размерах произведений, или «метрика вещей» // Естественно- научные методы в архиологии.- М., 1989. 230.Эстетика: словарь/под общ. Ред. А.А.Беляева -М., 1989.

231.Юренева Т. Ю. Музееведение.- М.,2003;

232. .Юхименко Е.М. Государственный Исторический музей: [Альбом]. - М., 2006.

233.Языкова и.К. Богословие иконы.- М., 1995.

234..Якунина Л.И. Узорные ткани. В кн. «Русское декоративное искусство XVIII в.» Т. 2. - М., 1963.

235.Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып. 104. -М., 1999.

Список иллюстраций

1.Икона «Господь Вседержитель». Дерево, масло.

XIX в.

2.Икона «Сошествие во ад» Дерево, темпера.

XIX в., сибирское письмо.

3.Икона «Господь Вседержитель» Дерево, темпера.

XIX век.

4. Икона «Преображение Господне»

Дерево, масло. Конец XVIII в.

5.Икона «Святой Николай Чудотворец» Дерево, масло.

XX в.

6.Икона «Богоматерь «Знамение» Дерево, темпера.

XIX век.

7.Икона «Богоматерь Воспитание» Дерево, темпера.

XIX в.

8.Икона «Троица Новозаветная» Дерево, масло.

XIX в.

9.Икона «Святой Сафроний епископ Иркутский»

Дерево, холст, масло. Нач. XX в. Ю.Облачение Архиерейское.

Нач. XX в. 11 .Облачение иерейское.

Нач. XX в. 12. Облачение дьяконское.

Нач. XX в. 13.Облачение монашеское женское.

Нач. XX в. 14.Плащаница Иисуса Христа.

Накладное шитье по картону, бархат, Масло, картон. Нач.ХХ в. 15.Чаша для Причастия - Потир. Серебро. XIX в.

16.Рожок для причащения младенцев. Серебро.

1822 год.

17.Венцы венчальные. Металл, сплав. Пер. пол. XX в.

18. Оклад к иконе «Святого Георгия Победоносца»

Металл, сплав. Нач. XX в.

Ил.1 «Господь Вседержитель». Дерево, масло. XIX в.

Ил. 2 Икона «Сошествие во ад» Дерево, темпера, XIX в., сибирское письмо.

Ил.З

Икона «Господь Вседержитель» Дерево, темпера, XIX век.

Ил. 4

Икона «Преображение Господне» Дерево, масло, конец XVIII в.

Ил. 5

Икона «Святой Николай Чудотворец» Дерево, масло, XX в.

Ил. 6

Икона «Богоматерь «Знамение» Дерево, темпера, XIX век.

Ил. 7

Икона «Богоматерь Воспитание» Дерево, темпера, XIX в.

Ил.8

Икона «Троица Новозаветная» Дерево, масло, XIX в.

Ил. 9

Икона «Святой Сафроний епископ Иркутский» Дерево, холст, масло, нач. XX в.

Ил. 10

Облачение Архиерейское. Нач. XX в.

Ил. 11

Облачение иерейское. Нач. XX в.

Ил. 12

Облачение дьяконское. Нач. XX в.

Ил. 13

Облачение монашеское женское. Нач. XX в.

Ил. 14

Плащаница Иисуса Христа. Накладное шитье по картону, бархат, Масло, картон, нач.XX в.

Ил. 15

Чаша для Причастия Серебро, XIX в.

- Потир.

Ил. 16

Рожок для причащения младенцев. Серебро, 1822 год.

Ил. 17

Венцы венчальные. Металл, сплав. Пер. пол. XX в.

Ил. 18

Оклад к иконе «Святого Георгия Победоносца» Металл, сплав, нач. XX в.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.