Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Макарова, Людмила Александровна

  • Макарова, Людмила Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Макарова, Людмила Александровна. Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2007. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Макарова, Людмила Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБРАЗЫ ДУХОВНЫХ ЛИЦ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ШМЕЛЁВА.

1.1. Подвижники Валаамского монастыря.

1.2. Характеры церковников в рассказе И.С. Шмелёва «По приходу».

1.3. Жизнь как благодать в повести И.С. Шмелева «Росстани».

1.4. Художественное изображение служителей церкви.

ГЛАВА 2. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ПОЛЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ АВТОРА И ГЕРОЕВ РАССКАЗОВ И ПОВЕСТЕЙ.

2.1. Художественное освещение русской революции

1905-1907 гг. в повести «Иван Кузьмич».

2.2. Обретения и утраты героев повести И.С. Шмелева «Распад».

2.3. Пасхальные мотивы в «революционных» рассказах И.С. Шмелева (Цикл очерков «В Сибирь за освобожденными» и рассказ «Кровавый грех»).

2.4. Роль пасхальных мотивов в творчестве И.С. Шмелева.

2.5. Судьба России в публицистике И.С. Шмелева: воплощение «пасхального» сознания художника.

2.6. Импрессионистические картины и философские обобщения в цикле рассказов И.С. Шмелёва «Сидя на берегу».

ГЛАВА 3. «БУДЬТЕ КАК ДЕТИ».

3.1. Эволюция детских образов в рассказах И.С. Шмелева.

3.2. Воспоминания о друзьях детства.

3.3. Рассказы о детстве эмигрантского периода.

3.4. Образ ребёнка-паломника в повести И.С. Шмелёва «Богомолье».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы»

В настоящее время для читателей и исследователей в истории русской литературы открылось много новых, неизвестных или недоступных прежде страниц. В произведениях многих русских писателей XX века с особой остротой ставятся вопросы о вере и неверии, об отвержении Божьего Промысла и о следовании ему. Эти вопросы были очень существенны для художников начала века, а в дальнейшем наиболее полное, глубокое разрешение получили в литературе Русского зарубежья. Произведения И.С. Шмелева выделяются последовательным вниманием к духовному состоянию страны. Проза писателя свидетельствует о том напряженном духовном поиске, который он вел всю жизнь. Среди произведений И.С. Шмелева, в которых наиболее ярко отразилась православная душа автора, самыми известными стали его романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1944), однако нельзя забывать, что в творческом наследии писателя существует немало других произведений, в которых автор «глубоко и полно воссоздал целостное православное мировоззрение»1.

Представляется актуальным проследить, как в прозе малых жанров И.С. Шмелева дореволюционного и эмигрантского периодов освещается проблема воцерковленной России. Автор прибегает к церковной тематике, начиная с первых своих рассказов, и впоследствии посвящает свои произведения глубоким основополагающим вопросам бытия, как-то: духовные искания человека, сомнение и утверждение в вере, паломничество, поруганная Россия с разрушенными храмами, искалеченными людскими судьбами, отношение человека к вере в послереволюционной России, совесть как голос Божий в человеке. Знаменателен тот факт, что первая книга писателя была посвящена монастырю, Валаамской обители, жизни подвижников далекого северного архипелага. Жизненный и творческий путь писателя прервался в

1 Любомудров A.M. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева // Христианство и русская литература - М.: Наука, 1994. - С. 365. монастыре, а последним трудом стала работа над книгой о монастыре - «Пути небесные». Впитав с детства пример родительского благочестия и веры, Шмелев, даже став студентом и увлекшись рационализмом, навсегда сохранил веру в своем сердце и пронёс ее сквозь все испытания, утвердившись в Православии и получив дар укреплять в вере своих многочисленных читателей. В связи с историческими событиями и тяжкими испытаниями менялась тематика произведений писателя, эволюционировали религиозно-нравственные мотивы. В ранний период творчества, в условиях постоянного пребывания в России, в силу возраста, интересов, автор, упоминая о церковности своих героев, как неотъемлемой, естественной части их существования, делает акцент на теме «маленького человека», сложности человеческого бытия, нравственных и социальных вопросах, которые ставит жизнь перед героями. Потеряв сына, Родину, пережив голод и многие лишения, Шмелев приобрел огромный духовный, жизненный опыт, что обогатило его творчество новым пониманием и освещением действительности. Теперь художник более говорит о религиозном, нежели нравственном решении вопросов, поставленных на страницах его произведений. Проза писателя становится церковной, православной по духу, подчиненной главной теме - человек на пути к спасению души.

В диссертационных исследованиях и монографиях таких авторов, как О.Н. Сорокина, А.П. Черников, М.М. Дунаев, A.M. Любомудров, Д.В. Макаров, М.Ю. Трубицина, И.А. Есаулов, Е.А. Осьминина, Т.А. Таянова, Т.С. Репина, детально, подробно рассматриваются с точки зрения религиозности такие произведения, как дилогия «Богомолье» и «Лето Господне», романы «Пути небесные», «Няня из Москвы», «Солнце мертвых», повести «Старый Валаам», «Неупиваемая чаша», «Человек из ресторана». В отличие от данных работ, в которых глубоко толкуется сущность произведений И.С. Шмелева, появляются исследования, которые не проясняют, а затемняют и даже извращают главный смысл и назначение творчества писателя. Так, в кандидатской диссертации Е.А. Черевой «Мифопоэтика романной прозы И.С. Шмелева» сталкиваешься с абсолютным непониманием духовного смысла произведений писателя, неспособностью проникнуть в сущность его мировоззрения, осознать ценности, на которые он ориентируется. Например, говорится о том, что «рефлексия над религией, ее мифологизация делает героев Шмелева первооткрывателями, сподвижниками христианских ценностей, поэтому обоснован особый пафос произведений Шмелева - экстатический пафос (от восторга умиления до священного ужаса), ставший ведущим мироощущением его прозы»2. Невозможно согласиться с тем, что писатель прибегает к мифологизации религии и тем более, что пафос его произведений «экстатический». Далее исследовательница приходит к такому выводу: «Экстатическое состояние способствует прозрению героев, отходу их от грехопадения <.> И лишь герои, которые могут пережить экстаз веры, сохраняют себя в системе ценностей, выраженной в произведениях автора» . Ошибочный методологический подход к изучению творчества Шмелева в данном случае вступает в противоречие с глубинным внутренним смыслом произведений писателя.

В настоящем диссертационном исследовании представлена в новом освещении малая проза И.С. Шмелева различных периодов творчества, исследуется образное воплощение религиозных мотивов и нравственных идеалов в дореволюционных и эмигрантских рассказах и повестях писателя.

Объектом научного исследования диссертации является проза И.С. Шмелева малых жанров, созданная им на протяжении всего творческого пути: рассказы, повести, публицистические статьи, эпистолярий, а также их истолкование критикой современников автора и литературоведами нашего времени. Рассматриваются такие повести, как «Служители правды», «Распад», «Иван Кузьмич», «Под небом», «Росстани», «Богомолье», циклы очерков «Сидя на берегу», «В Сибирь за освобожденными», рассказы «Гассан и его Джедди», «По приходу», «Свет разума», «Как мы летали», «Рваный ба

2 Черева Е.А. Мифопоэтика романной прозы И.С. Шмелева. - Магнитогорск, 2006 - Ав-тореф. к.ф н. - С. 20

3 Там же. рин», «Светлая страница», «Глас в нощи», «Лихорадка», «Мирон и Даша», «Страх», «Кровавый грех», «Куликово Поле», «Записки не писателя», «Еловые лапы», «Милость преподобного Серафима» и другие.

Целью диссертационного исследования является изучение в наследии И.С. Шмелева малых форм прозы, посвященных художественному изображению быта и уклада России, состоянию ее воцерковленности.

Отсюда вытекают конкретные задачи:

- выявить специфику религиозно-нравственного звучания произведений И.С. Шмелева малых жанров;

- проследить эволюцию авторского отношения к духовным святыням России;

- выделить и детально изучить характеры духовных лиц и авторскую оценочность в их воплощении;

- выявить место образов детей в раскрытии лика воцерковленной России.

Целью и задачами настоящей работы обусловлено комплексное использование разработанных литературоведением методов исследования: структурно-аналитического, биографического, историко-функционального, сравнительно-типологического, аксиологического.

Теоретико-методологическая база настоящего исследования обладает многоуровневой структурой. Для решения поставленных задач в качестве теоретической опоры были привлечены работы М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, С.Т. Ваймана, М.М. Дунаева.

Практическое значение работы связано с возможностью использования наблюдений и выводов исследования для лекций и практических занятий по курсу «Литература Русского зарубежья», организации и проведения спецкурсов и спецсеминаров для студентов-филологов и культурологов, а также в школьной практике преподавания литературы и проведения внеклассных мероприятий.

Апробация диссертационного исследования. Работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета, а также на занятиях аспирантского семинара. Основные положения исследования изложены в докладах на конференциях: «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (Москва, 2003, 2005), «Русская литература XX века: проблемы жанра и стиля» (Тверь, 2004), «Духовные начала русского искусства и образования» (Великий Новгород, 2003, 2004, 2006). Основные наблюдения и обобщения, к которым пришел диссертант, освещены в семи публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 213 названий цитированных или упоминаемых источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Макарова, Людмила Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации, с опорой на мнение И.А. Ильина, доказывается, что творчество И.С. Шмелева на всех его этапах, начиная с первой опубликованной книги, подчинено прояснению сложной жизни России, проблем веры, церковности. Герои, изображенные в рассказах и повестях разных лет, оценивают свои поступки и жизнь в целом согласно канонам и обрядам Православия. Воцерковленная Россия запечатлена писателем как одухотворенная реальность истории до 1917 года, и этот образ сохранен его сердечным зрением, нашёл многочисленные воплощения в характерах центральных и эпизодических лиц его романов, повестей, рассказов и очерков. Церковный быт является для автора и персонажей неотъемлемой частью их сознания, их бытия. Шмелев рисует таких героев, начиная со своей первой книги - «На скалах Валаама» (1897) и заканчивая последним романом «Пути небесные».

Исследователи творчества Шмелёва неизменно подчёркивают, что наследие писателя неразрывно связано с Православием и искренней верой самого автора, но их мнения по поводу освещения религиозных мотивов в раннем творчестве Шмелева расходятся. Большинство литературоведов считают, что духовные темы получают образное воплощение в рассказах и повестях художника, примерно с середины 1910-х145, а то и 1920-х146 годов. В работе оспаривается это мнение и последовательно аргументируется утверждение, что Воцерковленная Россия - главная тема и идеал произведений Шмелева всех периодов творчества: и дореволюционных, и эмигрантских.

Анализ произведений малых жанров шмелевской прозы показал, что образы священнослужителей и духовных лиц, церковников, паломников и прихожан - не эпизодические вкрапления в художественные тексты, но для многих произведений центральные, кардинально значимые для авторской

145 А.П. Черников, М.М. Дунаев, М.Ю. Трубицина, Е.А. Осьминина.

146 А.М. Любомудров, О.Н. Сорокина, Т.А. Таянова, С.С. Харченко, Н.М. Солнцева концепции бытия. Монахи, священники, дьяконы, псаломщики, алтарники, просвирня появляются на страницах таких рассказов и повестей, как «На скалах Валаама», «Распад», «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», «Старый Валаам», «Записки не писателя», «По приходу», «Росстани», «Свет Разума», «Глас в нощи», «Богомолье», «У старца Варнавы», «Куликово поле» и других. Также в произведениях Шмелева встречаются персонажи, которых можно было бы определить, как «духовные лица в миру». К таким героям можно отнести Сафрона из повести «Под небом», старика из рассказа «Еловые лапы». В изображении духовных лиц автор достигает предельной правдивости, в авторских оценках их поступков и деятельности присутствует сочувствие и теплота. Писатель акцентирует в них такие качества, как душевная простота, искренность, стойкость в вере, близость к народу, самоотверженное исполнение долга, способность утешить страждущих. При этом автор не идеализирует священников, упоминая на страницах своих произведений и о пороках, свойственных им, как земным грешным людям, хотя такие упоминания встречаются не часто.

Освещая в рассказах и повестях революционные события 1905-1907 гг., Шмелев прежде всего обращает внимание на то, как реагирует сознание его героев на происходящие в государстве перемены. В повести «Иван Кузьмич» главный герой поначалу увлекается идеями народной справедливости, но убеждается в невозможности ее достижения путем смуты и греха, поэтому единственным выходом видит уход в монастырь, отстранение от всех мирских забот и посвящение себя жизни в Боге. Воспитанный в патриархальных традициях, Иван Кузьмич сохраняет в себе человека воцерковленного, и преобразования в отрыве от церкви сознает как заблуждение.

Повесть «Распад», которую обычно исследователи трактовали как революционную, прочитана в диссертации с акцентом на авторском внимании к духовно-нравственной стороне жизни персонажей, благодаря чему по-новому истолкованы внешние события в семье Хмуровых. Разрушение традиций, семейного уклада старой купеческой семьи в «Распаде» и национального быта в «Иване Кузьмиче» автор расценивает как потерю, а не приобретение для героев произведений.

То, что еще только намечалось в произведениях о революции 19051907 гг., нашло дальнейшее продолжение в рассказах и очерках о событиях 1917 года. Сомнения Шмелева в полезности революционных идей перерастают в полное их неприятие. Происходит устойчивое возвращение к авторскому идеалу воцерковленной царской России.

Послереволюционное творчество писателя выстраивается в основном по двум направлениям: автор пишет произведения малых и крупных жанров на основе воспоминаний о величественной и духовно крепкой дореволюционной России, либо с болью анализирует события в России поруганной и оскверненной. Пафос произведений Шмелева составляет его надежда на возрождение былой Православной России, восстановление ее церкви и обновление душ.

Воплощение образов детей в прозе малых жанров на всех этапах творческого пути подчинено у Шмелева идее раскрытия лика воцерковленной России. Дети - не случайное звено в творческой концепции автора.

Освещая тему детства, Шмелев уделяет особое внимание радостному детскому мироощущению, чувствам и переживаниям, доступным только детям, их особой искренности и доброте. Пожалуй, в литературе XX века не найдется другого писателя, который изображал бы пору детства в таких ярких, сочных, радостных тонах. Новаторство и духовная глубина в понимании сущностных вопросов бытия проявились также в том, что писатель провел своего героя-ребенка по пути паломничества, причем совершенно осознанного.

Заявленная тема оставляет возможности для дальнейшего ее исследования. Думается, что чрезвычайно плодотворным может оказаться изучение внутренних связей между произведениями малых и крупных жанров, поиск родственных образов и характеров, который поможет уточнить смысл и особенности художественного воплощения различных сторон уклада и многогранной деятельности людей в России, по-новому истолковать понимание художником метафизического значения русской революции и реальных задач восстановления православной веры и государственности.

Шмелев-художник ускользает от окончательного истолкования, как это свойственно действительно великому таланту, и это притягивает к нему новых и новых исследователей, желающих найти разгадку его писательской тайны, объяснить истоки и характер его уникального дарования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Макарова, Людмила Александровна, 2007 год

1. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Блаженные. М.: Ладья, 1999. 352 с. Богомолье. М.: Моск. рабочий, 1994. 269 с. Богомолье. М.: Срет. Монастырь, 1998. 511 с. В новую жизнь. К.Л. Меньшова, 1908. 85 с. М.: Типография Гассан и его Джедди. Рассказ. М.: Издание редакции журнала «Юная Россия», 1917. 32 с. Забавное приключение. Рассказы. М.: Государственное издательство, 1

2. Избранное. М.: Правда, 1989. 685 с. Иностранец: Роман. Париж, 1

3. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Литература, 1

4. Избранные рассказы. Нью-Йорк, 1

5. История любовная. Няня из Москвы. М.: Москва, 1995.-416 с. Как мы летали. Берлин: Гамаюн, 1

6. Куликово поле С предисл. И.А. Ильина. М.: Рарогъ, 1999.-94 с. Лето Господне. М.: Синергия, 1998. 446 с. Лето Господне. М.: Сов. Россия, 1988. 380 с. Лето Господне. М.: Срет. монастырь, 1998. 623 с. Лето Господне. Богомолье. Рассказы. М.: Мол. гвардия, 1991. 653 с. Лето Господне. Богомолье. Статьи о Москве. М.: Моск. рабочий, 1990. 572 с. 174

8. Шмелев И.С. Шмелев И.С.

9. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. На скалах Валаама (путевые очерки). М., 1897. -261с. На морском берегу. Белград, 1930. 55 с. Неупиваемая Чаша. Нариж, 1

10. Неупиваемая Чаша и другие рассказы. Прага, 1924. О творчестве и о себе Вступ. зам., публ. и коммент. А. Голубковой, О. Лексиной, Л. Хачатурян Вопросы литературы. 2

11. Сентябрь октябрь. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1966. 368 с. Последний выстрел. Париж, 1

12. Пути Небесные. Избранные произведения М.: Сов. писатель, 1991. 588 с. Рассказы. Т. 2-3, 5-6, 8. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1912-1

14. Свет вечный: Посмертное издание рассказов: 1895-1950.-Париж, 1

15. Светлая страница: Сборник. Калуга: Калуж. обл. ин-т усоверш. учителей, 1995. 648 с. Служители правды. Повесть. М.: Гос-е издательство, 1

16. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. СПб.: Издательское товарищество писателей, 1

17. Собрание сочинений: В 5 т. (с 3 доп. томами) Сост., предисл. Е.А. Осьмининой. М.: Русская книга, 1998-2

18. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1989. Где мой дом: (Очерки 1920-923). Прага, 1924. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34.

19. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Шмелев И.С. Бальмонт К.Д. 175

20. ГаринМихайловский Н.Г. Ильин И.А. ДетствоТёмы,-М., 1977.-240 с. Иван Шмелёв. Переписка двух Иванов (1927 1950): В 3-х томах, М.: Русская книга, 2

21. Пасхальные рассказы. М.: Артос-Медиа, 2005. 304 с. Пришвин М.М. Чехов А.П. Цвет и крест. СПб.: 0 0 0 «Издательство «Росток», 2004. 608 с. О литературе. Государственное издательство художественной литературы. М., 1955. 404 с. 2.

22. Антоний Сурожский Труды. М.: Практика, 2002. 1080 с.

23. Антоний Сурожский Воскресные проповеди. Минск, 1996. 166 с. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51.

24. Бердяевы. А. Бердяев Н.А. Бердяев Н.А. Бердяев Н.А. Будур Н. Булгаков СВ. Кризис искусства. (Репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с. Философия свободы. М.: ОЛМА-Пресс, 2000. 349 с. Смысл творчества. М.: ACT, 2006. 412 с. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.-М., 1

25. Православный словарь.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-384 с. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1913. 1773 с. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. 416 с. Булгаков Н. Валаам жемчужина Ладоги. Петрозаводск: Карелия, 1

26. Валаам Христовой Руси. М.: Хризостом, 2000.- 580 с. Валаам. М.: Искусство, 1983. 32 с. 176

27. Избранныепроповеди.-СПб., 1902.-330 с. Очерки по истории Русской церкви: В 2 т. СПб., 2

28. Катехизис православной кафолической восточной церкви (составлен митрополитом Филаретом Дроздовым). М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.-109 с. КураевА.В. ЛепахинВ.В. Школьноебогословие.-М.: Благовест, 1999364 с. Икона в русской художественной литературе. М.: Отчий Дом, 2002. 736 с. 177 68. 69.

29. Лопухин А.П, ЛосскийН.О. Библейская история: В 3 т.-СПб., 1

30. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. 159 с. Духовные беседы. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904. 472 с. Путь разума в поисках истины, М.: Сретенский монастырь, 2004. 432 с. Современная практика православного благочестия. В 2 т. Т. 1. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004.

31. Макарий Египетский Осипов А.И. 73.

32. Православная иконология основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции. Составитель Васина М.В. СПб.: Петрополис, 2005. 100 с. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. 368 с. 76.

33. Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Сохряков Ю.И. Сохряков Ю.И. Избранные беседы. М.: Православное братство св. ап. Иоанна богослова, 2001. 464 с. Избранные поучения. М.: Православное братство св. ап. Иоанна богослова, 2001. 590 с. И.А. Ильин религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ РАП, 2004. 252 с. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. М.: Наследие, 2000. 256 с. 90. 91.

34. Флоренский П. Флоренский П. Франк Л. Философия русского религиозного искусства XVI- XX вв. Антология. Общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, Культура, 1993. 400 с. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 700 с. Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. М.: Русская идея, 2000. 376 с. Православный храм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -239 с.

36. Бронская Л.И. Ивану Шмелеву. Письма и стихотворения 19261936.-м., 2005.-431с. Концепция личности в автобиографической прозе Русского зарубежья (первая половина XX века): И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин. Ставрополь, 2

38. Венок Шмелеву Сб-к науч. трудов. М., 2001.

39. Городецкая Н. В гостях у Шмелева Возрождение. 1936, №3864. 1 января

40. Гражданская война и отечественная культура: IV Крымские Международные Шмелевские Чтения. Симферополь: Крымский архив, 1995. 81с.

43. ЗеелерВ. ПО. Иван Шмелев:

44. Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2005. 360 с. ИЗ. КарташевА.В.

46. КарташевА.В. Певец Святой Руси. Возрождение 1

47. Париж, июль-август М 10. У могилы Шмелева. Русская мысль. J 255, 5 июV ля 1

48. Религиозный путь И.С. Шмелева Шмелев И.С. Душа Родины: Рассказы и воспоминания. М.: Паломник, 2003. 560 с. Иван Сергеевич Шмелев. Париж, 1960. 101 с. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. 272 с. Оптинские источники романа И.С. Шмелева «Пути небесные» Русская литература. 1993. 3.-С. 104-

49. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С.Шмелева Христианство и русская литература. М.: Паука, 1994. 364-

50. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С. Шмелева. Ульяновск, 2

51. Автореф. к.ф.н. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» Литература в школе, 2000 3. 26-

52. Иван Шмелев известный и скрытый Москва, 1991-№ 4.-С. 204-

53. Пути обретения России в произведениях Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева Литература в школе. 2000.-№2.-С. 34-39.

60. Осьминина Е.А. 123. ПакН.И.

61. Памяти И.С. Шмелева. Сборник под ред, В. Маевского. Мюнхен, 1956. 128 с. 181

62. Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX начала XX веков: Жизнь и творчество И.С. Шмелева. 1 Крымские Международные Шмелевские Чтения. Симферополь, 1990. 106 с.

63. Прокопов Т.Ф. Шмелев в Алуште. Алушта, 2000. 83 с. Москворецкий Златоуст Шмелев И.С. Неупиваемая чаша. М.: Школа-пресс, 1996. 5-

64. Проза крупных форм И.С. Шмелева конца 19201930-х годов: эволюция нравственноэстетического идеала в свете православного вероучения. М., 2

66. Репина Т.е. 130. РГАЛИ, фонд 1198, оп. 1, ед. хр.

67. Письма И.С. Шмелева Шмелевой Ольге Александровне (жене).

68. Русская литература и российское зарубежье: Параллели и пересечения: V Крымские Международные Шмелевские Чтения. Алушта, 1996. 121с.

69. Русская литература XX века в контексте мировой культуры: VI Крымские Международные Шмелевские Чтения. Алушта, 1997. 371 с.

70. Солнцева Н.М. И.С. Шмелев: Аспекты творчества. М.: Круг, 2006.-256 с. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. 2-е изд., доп. М.: Моск. рабочий, 2000. 408 с. Творчество Ивана Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века. Магнитогорск, 2

71. Автореф. к.ф.н. На пути к Лету Господню: (Онтология веры в художественной эволюции И.С. Шмелева). Череповец, 1

72. Автореф. к.ф.н. Книга рассказов и художественных очерков И.С. Шмелева периода эмиграции, 20-30 гг. М., 1997. -Автореф. к.ф.н.

76. Автореф. к.ф.н. 22 с. Лики жизни: Калужские страницы творческой биографии И.С. Шмелева. Калуга: Изд-во «Гриф», 2002.-152 с. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. Калуга: Калужский областной институт усовершенствования учителей, 1995. 344 с. Духовно-нравственное становление личности героя в дилогии И.С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне». М., 1

77. Автореф. к.ф.н. 22 с. Шмелев И.С. (библиография).-Париж, 1980.

82. Шмелев И.С. и Бредиус-Субботина О.А. Роман в письмах: В 2 т. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003 2005. 852 с.

83. Шмелев И.С. Мир ушедший мир грядущий: Тез. докл. II Крым. Междунар. науч. конф., 2 1 2 5 сент. 1993 г. Алушта, 1993. 59 с.

84. Шмелев И.С. и русская литература XX века: III Крымские Шмелевские чтения: Тез. докл. науч. конф. 1 9 2 5 сент. 1994 г. Алушта, 1994. 86 с.

85. Шмелев И.С. и литературный процесс накануне XXI века: VII Крымские Международные Шмелевские Чтения. Симферополь-Алушта: Таврия-Плюс, 1998. 219 с.

86. Шмелев И.С. в контексте славянской культуры: VIII Крымские Междунар. Шмелевские чтения Сб. материалов Междунар. Науч. Конференции. Алушта, 1999. 208 с.

87. Шмелев И.С. и духовная культура православия: IX Крымские Междунар. Шмелевские чтения Сб. материалов Междунар. науч. конференции 1 2 1 6 сент. 2000 г. Алуштин. лит.-мемор. музей Н. СергееваЦенского; Алуштин. музей И.С. Шмелева; ИМЛИ РАН. Симферополь: Таврия-Плюс, 2003. 395 с. 4.

88. АгеносовВ.В. Литература русского зарубежья (1918 1996). М.: Терра; Спорт, 1998. 543 с. 183

90. Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции. СПб.: Сатис, Держава, 2004. 447 с.

96. ГаспаровМ.Л. J29 ГачеваА.А., Казнина О. А., Семенова Г.

97. ГиршманМ., Громяк Р. 184

98. ГржибковаР. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991. 159 с. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М.: Книжная палата, 1991. 320 с. «Чтобы звук и краски вскричали смыслом»: Мистерия детства А. Белого Слово и образ в художественной литературе. М., 2003. 4

99. Теория литературы: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003.-232 с.

100. Давыдова Т.Т., Пронин В.А.

101. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. Вып.

102. Петрозаводск, 2005. 656 с.

105. Зверев В.П. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004.-560 с. Введение

106. История русской литературы XX века: В 4-х кн. Учеб. пособие под ред. Л.Ф. Алексеевой. М.: Высшая школа, 2006.

107. Калениченко О.Н. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996.-491 с. Морфология искусства. Л., 1972. 440 с. Судьбы малых жанров в русской литературе конца Х1Х-начала XX века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла): Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 232 с. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста Матер. IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. 151186.

111. Культурное наследие русской эмиграции: В 2 кн. М.: Наследие, 1994.

112. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920-1940 годы): Учебное пособие: В 2 ч. Волгоград: Изд-во ВолГу, 2004.

113. Литература русского зарубежья. 1920-1940: Вып. 2. М.: Наследие, 1999.-332 с.

114. Литература русского зарубежья. Антология. 1936 1940: Т. 4. М.: 1998.-560 с.

115. Литературный энциклопедический словарь Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балащов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. 752 с.

116. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 1940 Т.

117. Периодика и литературные центры. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 640с.

118. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 1940 Т.

119. Книги. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.-712 с.

120. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1999. 190 с. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984. 62 с. Об искусстве. СПб.: Икусство, 1998. 704 с.

123. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. 560 с. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.-605 с. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003.-256.

126. Писатели русского зарубежья (1918 1940). Справочник в 3-х частях. Гл. ред. А.Н. Николюкин. М., 1993-1995.

127. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Сов. писатель, 1986. 478 с.

128. Роговер Е.С. Русская литература XX века. -Петербург: Паритет, 1999.-493 с.

129. Русская литература XX века: Проблемы жанра и стиля. Сборник научных трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2004. 223 с.

130. Русская литература XX века. 1810-1910/ Под ред. А. Венгерова; Послесл., подгот. текста А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2004. 543 с.

131. Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX начала XX века. М., 1992. 360 с.

133. Струве Г.П. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1991. 180 с. Русская литература в изгнании: Опыт ист. Обзора заруб. Лит. 2-е изд., испр. И доп.- Paris: YmsaPress, 1996. 445 с.

134. Теория литературы. Т.

135. Литература. М.: ИМЛИ им. Горького РАН, 2005.-336 с.

136. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. М.: КДУ, 2006. 192 с. 187

137. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с. Серебряный век русской литературы. Калуга: Гриф, 1998.-452 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.