Восприятие пространства и времени: историко-культурный и аксиологический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Забродина, Ольга Викторовна

  • Забродина, Ольга Викторовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 154
Забродина, Ольга Викторовна. Восприятие пространства и времени: историко-культурный и аксиологический аспекты: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Красноярск. 2004. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Забродина, Ольга Викторовна

Введение.

Глава 1. Восприятие пространства и времени в культуре.

1.1. Анализ восприятия пространства и времени.

1.2. Восприятие пространства и времени в культурно-историческом процессе.

Глава 2. Семантико-аксиологический аспект восприятия пространства и времени культуры.

2.1. Ценностные основания восприятия пространства и времени культуры.

2.2. Тексты культуры в пространственно-временном восприятии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Восприятие пространства и времени: историко-культурный и аксиологический аспекты»

Актуальность темы исследования обусловлена нравственными, религиозными, этическими, научно-интеллектуальными, социально-политическими проблемами людей в современном обществе. В этой ситуации важным представляется исследование пространственно-временного и аксиологического аспектов феномена восприятия человека в культуре. Исследование проблемы позволит расширить эвристические возможности знаков, символов, текстов и явлений в процессе развития культуры, полнее и содержательнее раскрыть их семантико-аксиологическую сущность и обусловленность.

Современные технические системы информации, виртуальные миры коммуникаций обостряют проблемы культурной разобщенности человека. Общение становится прагматико-ценностным. Процесс восприятия редуцируется до процесса получения чувственных удовольствий от витальных потребностей и наркотических пристрастий. Восприятие красоты окружающего мира сужается до пределов восприятия пространства обитания, восприятие времени приобретает утилитарно-прагматический характер. Пространство и время перестают быть наполненными ценностными смыслами бытия человека. Сознание, открывающее себе атрибутивные и мировоззренческие универсалии бытия собственным способом своего становления, определяет современную специфичность восприятия пространства и времени, выражающуюся в предельной утрированности ценностных оснований и содержательных смыслов в восприятии пространства и времени.

Создать условия для развития самопознания, и в восприятии пространства и времени участвовать как человек-творец, как человек-цель, а не средство - одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем. Учет специфики обществ, их традиций, социального опыта, способов восприятия пространства и времени позволяет рассчитывать на положительные результаты проделанной работы, преодолеть трудности на пути становления духовно развитого и «думающего» общества, бережнее относиться к экологии пространства, ценить время.

Детство и юность не знают, что такое болезнь и страх смерти. Осознание хрупкости телесной оболочки, конечности своего бытия приходит после определенного времени или трагичного судьбоносного события. Человек начинает понимать рефлексирующим сознанием физическое несовершенство организма, воспринимать окружающее пространство и течение времени с обостренным чувством ускользающего бытия. Экзистенциальный страх «всего преходящего» подсознательно разъедает дух, человек впервые, может быть, обращается к высоким истинам, задумывается о бессмертности души, смысле бытия, определяет свое место и роль в историческом пространстве и времени. С этого начинается процесс самопознания.

Социокультурные последствия в неадекватном семантико-аксиологическом восприятии пространства и времени не так разрушительны, как наблюдаемые противоречия в сфере воспитания. Социальное время убыстряет ход, культурное время еще долго хранит традиционность в восприятии пространства и времени. Резкий экономический подъем в странах Востока с его космологическим осознанием пространства и времени меняет традиционную установку гармонично-созерцательной позиции по отношению к пространству и времени на западноевропейскую и американскую традицию историчности времени с ее жестким диктатом необратимости и подчинения режиму. Пространство и время перестают быть ценностными опорами бытия человека, современное человечество не интересуется смыслами собственного существования и предназначением пространства и времени.

Конкретная историчность бытия человека в культуре определяется особенностями восприятия пространства и времени: 1) особенностями восприятия пространства и времени в различных культурах; 2) особенностями в восприятии культурных явлений (философии, религии, образовании, эстетики) при учете того фактора, что восприятие пространства и времени есть структурная система - связь между культурными явлениями. Особенности восприятия пространства и времени опосредуют восприятие культурных явлений, в свою очередь, явления культуры влияют на появление особенностей мыслеобразов пространства и времени разных культур. Категории реального мира обнаруживаются во всех процессах становления пространственно-временного бытия культуры и человека как творца культуры, принимающего непосредственное участие в культурогенезе специфически-человеческого способа существования (антропо, - социо, -этно, - техно, - ноо, - аксиогенез поля культуры). Биологизаторские, социологизаторские модели процесса восприятия, философско-гносеологическая позиция и неклассические философские учения слабо используют возможность именно культурологического исследования восприятия пространства и времени в историко-культурном контексте.

Культурологический подход в анализе восприятия пространства и времени культуры предполагает определение взаимообусловленности пространственно-временных характеристик бытия культуры в процессах культурогенеза (как формообразующих особенностей мыслеобразов пространства и времени) и ценносто-смыслового содержания конкретно-исторического бытия культуры.

Материально-практические и духовные артефакты человечества, в совокупности своей несущие смыслы и ценности той эпохи, в которой были созданы, находят свое выражение в текстах культур. Связь прошлых времен и пространств, фиксирование настоящих, вариативность будущих закреплена в текстах внеписьменных и письменных культур, совокупность которых образует метатекст культуры. Ценностные основания и смысловое содержание в восприятии пространства и времени присущи всем культурам, независимо от наличия письменности, космологического (мифологического) или исторического моделирования структуры мироздания.

Объектом исследования являются процессы культурогенеза.

Предметом исследования выступают пространственно-временной и аксиологический аспекты феномена восприятия в культурогенезе.

Цель работы заключается в исследовании процесса восприятия пространства и времени в аксиологическом контексте.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ основных концепций феномена восприятия с позиций гносеологического и мировоззренческого подходов.

2. Выявление особенностей восприятия пространства и времени в культуре как способа связи между ее элементами.

3. Эксплицирование ценностных оснований восприятия пространства и времени культуры.

4. Исследование семантико-аксиологического содержания культуры в процессе культурогенеза.

5. Рассмотрение текстов внеписьменных и письменных культур как способов связей в пространственно-временном бытии человека в культуре в семантико-аксиологическом контексте.

Характеристика степени разработанности проблемы.

Пространство и время есть атрибутивные характеристики бытия человека в культуре. Восприятие пространства и времени опосредовано аксиологическим и семантическим содержанием культуры как способом человеческого существования. Восприятие в первую очередь влияет на процессы становления мироощущения и миропонимания. Культурологический подход в определении специфики восприятия пространства и времени в культуре и культуры предполагает выявление сущностных значений и смыслов бытия человека в культуре.

Восприятие как процесс получения представлений и полученный целостный образ предмета, явления определяется нами как феномен культуры. Восприятие есть синтетический акт познавательной, практической, эмоциональной деятельности субъекта, и не является простым суммированием раздражимости, чувствительности, ощущений, представлений.

Нейрофизиологические, натавистические представления о процессах и механизмах восприятия находят свое выражение в трудах физиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Б.Г. Ананьева, А. Гелена, Я. Дембовского, К. Лоренца, Р. Шовена, Р. Фантца. Согласно представлениям этих исследователей, процесс восприятия находится в прямой зависимости от биологических, нейрофизиологических особенностей организма живого существа, не существует возможности изменить природную заданность протекания процесса восприятия. Эколого-психологические теории представлены исследованиями этнографов В. Штерна, М. Мид, К. Леви-Строса, Б. Малиновского, психоаналитиков 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Абрахама, О. Ранка; совестских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.А. Лурии, А.В. Запорожца, Ш. Надарашвили; философов Г. Буркхардта, М. Шелера, Дж. Брунера, Г. Гельмгольца. Экологи предполагают считать главными не механизмы восприятия, а стимульные реакции окружающей среды и желания человека, которые являются основными в процессе «выборочного» восприятия. Психологи же рассматривают процесс восприятия как некий независимый от биологических и социальных воздействий психический процесс в структуре личности индивида. Традиционная философская концепция трактует процесс восприятия как акт отражения окружающей реальности в сознании человека. Форма чувственного познания - восприятие - находится в диалектическом единстве с рациональными формами познания - понятиями, суждениями, умозаключениями. Здесь восприятие есть гносеологический акт, т.к. в процессе восприятия происходит опосредованное познание действительности: посредством сенситивного отражения и с помощью рассуждений. Соотношением чувственного и рационального занимались античные философы - Зенон, Сенека, Демокрит, Платон. Представители эмпиризма (эпоха Средневековья, Ренессанса, Просвещения, Нового времени): Дж. Бруно, Ж. Буридан, П. Абеляр, И. Солсберийский, Г. Галилей, Ф. Бекон, Г. Гоббс, Э. Кондильяк, Д. Юм, - считали ощущения и чувственные образы формой и критерием познания. И. Кант, М. Хайдеггер указывают на восприятие как на акт отношения субъективного к объективному. О свойстве восприятия быть способным фиксировать «чувственное мышление» размышляли И. Кант, B.C. Соловьев, Н. Кузанский, К. Маркс, Г. Гегель. Восприятие как гносеологический процесс является механизмом получения знания; в этом процессе участвуют мышление, разум, воля. О роли нерациональных познавательных процессах - интуиции, воображения, творчества - отображающих в сознании человека образы реальности и одновременное художественное осмысление их, высказываются 3. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Абрахам, О. Хаксли, О. Ранк, Е.В. Волкова. В их работах познавательный процесс - восприятие - связан с воображением, и, как феномен бессознательного, отображается в акте эстетического созерцания. Концепция бессознательного восприятия выражена в трудах Г. Лейбница, И. Гербарта, И. Канта. Философы связывали бессознательное восприятие пространства и времени с проблемой интуиции, утверждая априорную сущность пространства и времени. Иную трактовку бессознательного находим у О. Хаксли, К.Г. Юнга: бессознательное родилось у истоков человеческой истории в коллективном психологическом опыте. Бессознательное у К.Г. Юнга участвует в образовании архетипических коллективных образов и представлений.

Культурологический подход предполагает в гносеологическом отношении представить процесс восприятия как акт мысле-чувствования конкретной культурно-исторической эпохи, представить восприятие как акт социокультурного бытия, опосредующего механизмы трансформации социокультурного опыта, влияющего на особенности формирования пространственно-временных, ценностно-смысловых, технологических систем организации социального бытия человека и культуры.

Определение восприятия как получаемых представлений об окружающей действительности в процессе познавательной деятельности для рефлексирующего сознания возможно с учетом пространственно-временных координат. Профанные и трансцендентные представления о пространстве и времени рассматриваются в естественнонаучных, психологических, философских концепциях. Обыденное сознание, по утверждению Н. Винера, Р. Арнхейма, определяет временные изменения на основании «интуиции» биологических часов. При перцептивной организации ощущений, обеспечиваемой совокупностью бессознательных навыков, ребенок получает первые представления о временном измерении пространства - высказывают гипотезу Дж. Гибсон, Дж. Хохберг. Теория вайшешиков Древней Индии, исследованием которой занимались Г.М. Бонгард-Левин, А.В. Запорожец, по содержанию аналогична теории движения и восприятия предметов и явлений: восприятия одновременно взаимообусловлены и независимы друг от друга.

Психологическое направление в восприятии пространства и времени, их толкование с позиций возникновения в бессознательной структуре личности, находит теоретическое обоснование в трудах Э. Гартмана, И. Гербарта, К.Г. Юнга, Дж. Франкфорта и Г. Франкфорт, Э. Дюркгейма.

Естественнонаучная концепция восприятия пространства и времени отражена в работах Аристотеля - как соотношение вечного и преходящего. Диомед, Августин занимались разрешением проблемы «парадокса исчезновения времени». Новое время определяет пространство и время как физико - математическую величину (И. Ньютон, Р. Декарт). Пространство и время трактуются как универсальные и абсолютные формы бытия, они безграничны и бесконечны, считаются объективными, независящими от воли и сознания человечества формами бытия материи. И. Кант определяет время как априорную форму чувствования. В философских субстанциальной и реляционной традициях время и пространство представлены как формы бытия материи. Размышления о независимых от материальных объектов субстанциях - пространстве и времени - присутствуют в трудах Демокрита, Эпикура, и в более время в работах Г. Абеляра и Г. Гоббса. В идеалистической теории реляционной концепции о пространстве и времени Г.В. Лейбниц, К.А. Гельвеций пытались установить формы особых отношений между объектами в пространстве с учетом времени.

Экзистенциальное направление неклассической философии понимает время как «разумное переживание» или темпоральность человеческого существования. М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. П. Сартр, X. Ортега-и-Гассет утверждали субъективность времени, его многомерность и нелинейные модели течения времени.

О многомерности пространства высказывались Пифагор, Аристотель, Г. Галилей, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Энгельс, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Научно-теоретическое обоснование взаимозависимости пространства и времени обосновал в своих работах А. Эйнштейн: реляционная концепция посредством математических вычислений доказала взаимовлияние пространства и времени при увеличении скорости движения, следовательно, от со-расположения предметов и их отношений друг к другу в процессе движения зависит течение времени.

Б.А. Успенский, П.А. Флоренский, В.П. Топоров, М. Элиаде определяют восприятие пространства и времени через космологическое мифологическое) и историческое сознание или присущую тому или иному типу культуры картину мира.

Культурологический подход в анализе восприятия пространства и времени как субъективных категорий бытия человека в культуре находит подтверждение в оригинальных гипотезах русских космистов - христианских мыслителей и ученых. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Е. И Н. Трубецкие, Н.Я. Грот, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, представляют человеческое существование в будущем без соотнесенности с границами пространства и времени. Путь к овладению пространственно-временными пределами, по их мнению, лежит в деятельности сознания. Человеческая мысль преодолеет пространственно-временные «оковы» бренного существования и поможет человеку подняться на новую эволюционную ступень развития при помощи нравственного очищения, принятия Бога, служению Софии - Премудрости Божией.

В прикладной аксиологии культуры несколько авторов пытаются систематизировать и структурировать понятия пространства и времени в поле культуры, выделить ценностные основания восприятия. Среди них -М.Б. Абсалямов, А.И. Мартынов, Д.С. Раевский. Их работы подтверждают суть культурологического подхода в определении пространства и времени в процессе восприятия: в представлениях о пространстве и времени как формообразующих началах должны рассматриваться содержательные характеристики - смыслы, значения, ценностные основания каждой культурно-исторической эпохи.

Культурологический подход исследует восприятие пространства и времени по двум направлениям: 1) восприятие пространства и времени в культуре; 2) восприятие пространства и времени самой культуры.

Первое направление культурологического подхода в восприятии пространства и времени в культуре рассматривает: 1) характеристики восприятия пространства и времени в разных типах культур; 2) особенности восприятия пространства и времени в ряде явлений культуры как системных образов (философии, искусстве, религии, образовании и т.д.) при условии представления самого восприятия структурой или способом связи элементов культуры в плане историко-культурного бытия.

Основаниями данного соотнесения можно считать: 1) утверждение в рассмотрении мифологического и исторического восприятия пространства и времени: а) в описании мифологического мировосприятия древних культур; б) в сравнении современных традиционных культур с мифологическим мироощущением и западного исторического сознания; 2) принадлежность обоих составляющих к кодам культуры.

Второе направление культурологического подхода в восприятии пространства и времени культуры предполагает анализ характеристик восприятия пространства и времени в процессе культурогенеза как специфическом способе оформления мыслеобразов о пространстве и времени.

В рамках первого направления культурологического подхода восприятие пространства и времени трактуется с позиций космологического (мифологического) и исторического осознания течения времени и смысла истории. П.А. Флоренский, Б.А. Успенский, В. Топоров, М. Элиаде, Г. Гюрджиев замечают в мифологическом восприятии пространства и времени некое «перво действо», «первосмысл», повторение которого в ритуализированной жизни последующих поколений должно предотвратить постоянное стремление Хаоса деструктурировать организованный порядок (Космос) в пространстве и времени бытия человека и культуры. Мифологическое сознание человека сакрализует пространство и время. Идеи об особенностях восприятия пространства и времени в разных культурах и архаико-мифологическом сознании легли в основу трудов О. Шпенглера, О. Розенштока-Хюсси, А.Я. Гуревича, И.Г. Глушкова, В.В. Меликова, В. Г. Гачева, В.И. Гуляева, В.Р. Арсеньева, Г.М. Бонгарда-Левина.

В индийской, китайской, японской традиции восприятие (как отношение субъективного к объективному) пространства и времени считалось недоступным рассудку; подлинное содержание категорий бытия -пространств и времени - открывалось благодаря измененному состоянию сознания. Вопросы о специфики восприятия пространства и времени в восточной и западноевропейской традиции нашли отражение в работах М. Элиаде, JT.H. Гумилева, Б.А. Успенского, B.C. Поликарпова, В.В. Меликова, И.Г. Глушкова, Э. Фромма, М. Талбота. B.C. Поликарпов определяет западноевропейскую культуру как культуру с рациональным восприятием пространства и времени, восточную - с интуитивным чувствованием изменений в пространстве и времени. М. Талбот, Г. Уилер находят аналогию между концепциями пространства и времени в современной науке и идеями тантрических текстов Древней Индии. JIao-цзы и Конфуций пытались объяснить преобразования в природе исходя из внутреннего умопостижения внешних вещей.

Положения о воспрятии пространства и времени как условии и следствии проявления бессознательного обоснованы в разработках К.Г. Юнга, Г.С. Гвардини, B.C. Поликарпова. Пространство и время имеют архетипический характер, могут быть восприняты только интуитивным путем. Архетипические представления о пространстве и времени, опосредующие их дальнейшее восприятие в наглядной действительности находят подтверждение в работах В.Р. Арсеньева, В.В. Евсюкова, В.И. Гуляева, К. Леви-Строса, Дж.Дж. Фрэзера.

М.Б. Абсалямов представил культуру как способ социального бытия человека, в культурогенезе человек и культура становятся одновременно и творцом и творением. В культурогенезе как одном из способов оформления представлений о пространстве и времени происходит становление трансцендентно - практической картины мира, пространство и время и картина мира находятся в антиномичных отношениях, - такую мысль провозглашали П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н. Рерих, В.И. Вернадский, JI.H. Гумилев, К.Э. Циолковский, М.Б. Абсалямов, Т.А. Ростовцева.

Процесс антропогенеза определяется как способ формирования представлений о пространстве и времени в процессе восприятия и характеризуется трансцендентно-мифологическим восприятием пространства и времени (Э.Л. Львова, И. В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова, В.Р. Арсеньев, В.В. Евсюков, Г.Д. Гачев, М. Элиаде, М.Б. Абсалямов); распространением магии как практической способности человека влиять на пространство и время (К. Кастанеда, Дж.Дж. Фрэзер, К. Леви-Строс, М. Мид, И.Т. Касавин); архетипами через символы находящие выражение в мифах и присутствующие в восприятии пространства и времени как бессознательные структуры (К.Г. Юнг, О. Хаксли, М.Б. Абсалямов, Т.А. Ростовцева); мистическим восприятием пространства и времени (В.С.Соловьев, 3. Фрейд, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Д. Гачев); интуитивным восприятием пространства и времени (B.C. Соловьев, С. Александер); проявлением художественно-эстетического восприятия, и, как следствие, возникновением пространственно-временной классификации видов искусства (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, М. Хайдеггер, Н.Ф. Федоров, О. Розеншток-Хюсси). Как эмоционально-чувственные образы пространство и время частично описываются в работах Ж.П. Сартра, А. Камю, Э. Фромма, В. Кафки, И. Великовского, при этом в этих образах выражаются чувства страха, горечи, собственной незначимости перед безграничным воздействием пространства и времени.

В процессе этногенеза происходит пространственное освоение мира природы, социально организованное носителем культуры - этносом. Особое влияние культуросодержащей среды на формирование представлений о пространстве и времени подчеркивали в своих исследованиях Геродот и Гиппократ, О. Шпенглер, У. Липпман, Э. Реклю, Л.Н. Гумилев, А .Я. Гуревич, Н.А. Бердяев, Вернадский, Л.И. Мечников, М.Б. Абсалямов, Т.В. Тарасова.

В процессе социогенеза как способе формирования представлений о пространстве и времени культуры социально-политические отношения опосредуют и опосредуются восприятием пространственно-временных отношений в мире. Ментальность как мировосприятие этносов исследована в работах Э. Гуссерля, Э. Кассирера, М. Экхарта, Дж. Дж. Фрэзера.

К авторам, занимающихся рассмотрением процесса восприятия пространства и времени в векторном процессе развития культуры -социогенеза необходимо отнести Л. Е. Бляхера, А. Камю, Э. Фромма. Многие философы, в том числе И.Г. Гердер, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А.Дж. Тойнби, К. Ясперс, B.C. Соловьев, так или иначе касались феномена традиции, смысл которой - передача культурной информации живым примером, воспроизведение сущности, живого духа культуры по отношению к пространству-времени. Идеи о пространстве-времени при образовании государства можно обнаружить у Платона, П. Гольбаха, Ж. Робине, И. Фихте, B.C. Соловьева, Н. Макиавелли, Д. Юма, Ф. Ницше, А. Тойнби, В.Л. Цымбульского, Н.А. Бердяева. В их работах показана прямая взаимосвязь пространственно-временной организации человеческих сообществ, культурных архетипов, становления государственности, особенностей содержания бытия конкретной культуры. Мировоззренческие категории социального бытия человека (пространство и время) функционируют в качестве своеобразной матрицы, которая воспроизводит определенные типы отношений в социальном пространстве и времени (Г.Д. Гачев, В.И. Гуляев, В.П. Топоров).

В процессе техногенеза, по мнению Л. Мамфорда, О. Шпенглера, К. Ясперса, Э. Тоффлера, М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета, М.Б. Абсалямова, Т.А. Ростовцевой, происходит опредмечивание в природном материале трудовых функций, опыта, знаний, закономерностей природы. Техническая оснащенность человека, по их мнению, есть одна из форм обладания пространством и временем. По определению К. Ясперса, А.П.

Попова, Е.В. Тавриян, Л. Мамфорда, О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, А. Эйнштейна, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева техника есть совокупность действий знающего человека, направленных на господство над территорией. Цель их - придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды.

Ноосферная концепция восприятия пространства и времени предстает как своеобразный способ оформления представлений о пространстве и времени, точнее, об их невлиянии на жизнь человека в будущем. В концепции «планетарного сознания» Пьер Терьяр де Шарден, П. Рассел, В.И. Вернадский, А.П. Павлов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, П.П. Флоренский, А.Л. Чижевский отмечали стремление человека преодолеть пространственную и временную, а в целом - культурную разобщенность народов, на основе объединения общественного труда и разума.

В единстве антропо, - этно, - социо, - техно, - ноогенеза рассматривается процесс формирования ценностного мира культуры. В процессе аксиогенеза ценности выступают как духовные опоры, упорядочивающие действительность, вносящие оценочные моменты (Г. Риккерт). Пространство и время выступают в качестве атрибутивных универсалий - ценностей бытия человека и культуры (B.C. Степин), инструментами миропереживания (Б. Рассел).

Культурологический подход подразумевает рассмотрение процесса восприятия пространства и времени, результатов этого процесса в основных направлениях: процесс восприятия пространства и времени определяется как гносеологическая посылка в процессах приобретения знаний о пространстве и времени; пространство и время приобретают статус универсалий культуры с ее атрибутивными характеристиками; категории «пространство» и «время» в своем содержании имеют смысловую наполненность, кроме того, обладают определенной культурной степенью ценности. Аксиологический момент в восприятии пространства и времени представлен наличием процесса познания о пространстве и времени в трудах Дж. Бруно, Ф. Бэкона, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Н. Кузанского, B.C. Соловьева. Ценностное отношение именно к восприятию пространства и времени постулируют в своих работах Ф. Бэкон, П. Рассел, С. Александер, Р.В. Селларс, Э. Фромм, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, B.C. Степин, А. Тоффлер, М.Б. Абсапямов.

Ценностные основания определяют форму бытия культуры в пространственно-временной конкретности и развитии, утверждает М.Б. Абсалямов; по мнению А.Я. Гуревича, П. Менцера, культурные ценности опосредуют традиции, нормы, духовные коды и стилистику бытия. Понимание ценностных оснований культуры, влияющих на особенности восприятия пространства и время отражены в теориях русских космистов -христианских философов и ученых. В.И. Вернадский, А.П. Павлов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В. Ф. Одоевский, B.C. Соловьев, П.П. Флоренский, A.J1. Чижевский, В.Ф. Купревич, А.В. Сухово-Кобылин признаются, что размышления о соотношении исторического осознания бытия человека и о его нравственном самосознании определяют религиозность в восприятии пространства и времени культуры. Как направление в культурологической модели восприятия пространства и времени положения русских философов -космистов подтверждают семантико-аксиологическую сущность бытия человека и культуры. Аксиологические основания культуры выступают в двух планах: в плане духовных ценностей (собственно ценности) и материально-практическом плане (блага). В.К. Шохин определяет ценности как глубинные внутренние структуры личности - в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания - обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего). М. Вебер понимает ценности как трансцендентное, М. Шеллер как ценности и их производные, носители материальных основ ценностей -благ, Г. Риккерт - как смыслы.

В современной практической (прикладной) культурологической теории о ценностных основаниях пространства и времени культуры приобретают значимость работы А.И. Мартынова, Д.С. Раевского, М.Б. Абсалямова. Ценностные основания определяют особенности восприятия пространства и времени в культуре и самой культуры, антиномично, восприятие пространства и времени может изменять ценностные отношения в культуре.

Мыслеобразы пространства и времени формируются на ценностных основаниях воспринимающего человека, культуры. Ценностно-смысловая сущность восприятия пространства и времени культуры выражается в текстах культуры. Взгляда на смыслопорождающую функцию культурных кодов, в совокупности выступающих текстом культуры, придерживался К. Леви-Строс. Ю. Лотман текстовое пространство, окружающее человека, назвал семиосферой, «вторичные структуры сознания» М. Мамардашвили по сути своей сходны с элементами семиосферы. Формой, условием и способом выражения смыслов и значений в текстах внеписьменных и письменных культур служит язык. О языке как средстве передачи информации, заключающей в себе смыслы и ценности, писали Э. Пропп, В. фон Гумбольд, Г. Гадамер, М.К. Петров, Э. Кассирер, В.И. Гуляев, Э. Добльхофер, Медников, Г. Спенсер, Р. Барт, М. Мид. Совокупность текстов внеписьменных и письменных культур образует метатексты, в которых смысловые и ценностные основания изоморфны друг другу. Подтверждение такому выводу находим в работах М. Мамардашвили, М.Б. Абсалямова, Т.А. Ростовцевой, В.И. Тарасовой.

Рефлексирующее сознание предлагает человеку воспринимать пространство и время как ценность, отнестись к пространству и времени как к наполненным семантико-аксиологичеким значением текстам культуры. Языковая культура многообразна из-за различия представлений в восприятии пространства и времени - полагают К. Маркс, Э. Сепир, Б.Л. Уорф, Э.

Кассирер, Спенсер, В. фон Гумбольдт, М. Хайдеггер, К. Леви-Строс, Ж. Деррида, Р. Барт, М. Л. Мэмфорд, М.-Л. Г. Маршалл, М. Мак-Люэн, М. Мид, Б.М. Медников, Э.В. Ильенков.

Несмотря на то, что процессы и механизмы восприятия, а также степень определенности терминов «пространство» и «время» достаточно разработаны в области нейрофизиологии, эколого-психологических, историко-социальных, философских теориях, в человеческой духовной практике отсутствует культурологический подход в определении значимости и рефлексивного осмысления восприятия пространства-времени. На данном этапе развития общества восприятие пространства и времени происходит на уровне общественно-обыденного сознания, сами пространство и время используются человечеством в прагматико-утилитарных целях.

Недостатком традиционных воззрений и современных концепций на восприятие пространства и времени в культуре и культуры, видимо, можно считать отсутствие культурологического подхода в исследовании смыслосодержащих и ценностных оснований восприятия пространства и времени в культуре и культуры.

Определение проблем в культурологическом анализе восприятия пространства и времени в культуре и самой культуры, становление культурологического категориального аппарата и определение понятий, поиск смысловых компонентов и установление ценностного аспекта в восприятии пространства и времени в культуре и культуры обусловили содержание данной работы.

Методологическую основу исследования составили философские принципы познания, а также общенаучные принципы синтеза, герменевтики и системности. Широко использованные структурно-функциональный, этнографический, археологический, исторический, информационный подходы позволили определить взаимообусловленность пространственно-временных характеристик бытия культуры в процессах культурогенеза.

В качестве нормативной методологической базы использовались научные труды крупных представителей в области культуры, этнографии, археологии, истории, философии А.И. Мартынова, Д.С. Раевского, М.Б. Абсалямова, Т.А. Ростовцевой, A.M. Сагалаева, являющихся разработчиками семантико-аксиологического направления в культурологическом подходе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Показана ограниченность существующих основных (нейрофизиологической, психологической, философской) концепций восприятия, его механизмов и получаемых в процессе восприятия продуктов.

2. Продемонстрировано, что при культурологическом подходе восприятие возможно обозначить как акт мыслечувствования человека и как акт социокультурного бытия.

3. Предложено культурологическое определение понятия «восприятие» и выявлено, что восприятие пространственно-временных признаков изменения окружающей среды ведет к возникновению культурных особенностей в бытии человека в культуре.

4. Выявлена специфика феномена восприятия пространства и времени, проявляющаяся в двух аспектах: 1) восприятие пространства и времени в культуре (характеристики восприятия пространства и времени в разных типах культур, а также специфика восприятия пространства и времени в структурах культуры); 2) восприятие пространства-времени культуры (анализ характеристик восприятия пространства и времени в процессе культурогенеза).

5. Установлено, что архаико-мифо-религиозные мыслеобразы пространства и времени определяются особенностями отношения к пространству и времени в различных типах культур, мифологическое и историческое осознание течения времени и отношение к пространству отличаются в традиционных и современных культурах.

6. Выявлено, что в процессе культурогенеза происходит формирование и фиксация представлений о пространстве и времени в культуре. Процессы антропогенеза, этногенеза, социогенеза, техногенеза, ноогенеза, аксиогенеза есть способы формирования представлений о пространстве и времени.

7. Доказано, что в процессе культурогенеза формируется система ценностей; в нем закладываются смысл ообразующие основы бытия, моделируются семантические чувственные и мыслительные действия человека.

8. Зафиксировано и обосновано, что в диалектическом единстве тексты внеписьменных культур сходны с текстами письменных культур по смысловому и ценностному содержанию, совокупность текстов внеписьменных культур и текстов письменных культур составляет метатекст культуры. Метатекст культуры представляет собой способ связи пространств и времен.

Научно-практическая значимость исследования

Результат исследования значительно расширяет эвристические границы знаково-символических форм, текстов и явлений культуры, позволяет полнее и содержательнее раскрыть их семантико-аксиологическую сущность. На базе представленных материалов в ходе учебного процесса подготовлены лекции «Культура и цивилизация», «Философия культуры», «Духовные и материальные явления в мире культуры», «Космологическое (мифологическое) и историческое сознание».

Ряд положений диссертации используется автором для проведения социологических опросов в Красноярском государственном аграрном университете для определения ценностных ориентаций студентов первого года обучения при выборе профессии; а также для выявления уровня правовой культуры молодежи, ее правосознания и восприятие права.

Положения и выводы диссертации могут использоваться в ходе подготовки специализированных курсов, посвященных культурологическим, историческим, социально-философским, конфессиональным проблемам развития общества; для духовно-личностного и профессионального образования, в практике обретения профессии в ходе учебного процесса; для нового видения глобальных проблем современности.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были изложены в докладе на Международном конгрессе «Образование и наука в 21 веке» (Новосибирск, 2003), на Всероссийской научной конференции «Культура. Социум. Творчество» (Омск, 2002), на Всероссийской научно - практической конференции «Наука, образование в системе культуры» (Красноярск, 2003); а также на Всероссийской научно-методической конференции «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2004).

Материалы и результаты исследования обсуждались на региональной научно-практической конференции «Наука, образование и современные проблемы диалога культур» (Красноярск, 2002), , на региональной научно-практической конференции «Музей как социальный институт в истории города» (Красноярск, 2003),

Основные результаты работы обсуждались на заседании кафедры культурологии и философии науки КрасГАУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Забродина, Ольга Викторовна

Заключение

Результаты диссертационного исследования видятся прежде всего в раскрытии значения культурологического подхода в формировании представлений о пространстве и времени бытия человека в культуре, а также в выявлении аксиологических и семантических оснований в содержательном бытии человека и культуры посредством универсальных атрибутов всеобщего существования - пространства и времени. Что позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Нейрофизиологические, биологизаторские, натавистические модели, эколого-психологические, социологизаторские, исторические, философские концепции об определении пространства и времени изучают процесс восприятия однобоко, недостаточно системно, т.е. не находят интегративного, взаимодополняющего метода по рассмотрению процесса восприятия и его результата: рассматривают процесс восприятия как механический процесс получения информации из окружающей действительности, как объективное явление.

2. Культурологический подход при анализе процесса восприятия в контексте феномена культуры определил: 1) как акт мысле-чувствования, 2) как социокультурный акт, представляющий собой механизм трансформации социального опыта и опосредующий представления в культуре и культуры о пространстве и времени, а также ценностные отношения и технологии человеческого общежития.

3. В обыденной практике, естественнонаучной, психологической, философской теориях восприятие пространства и времени определяются как реальные, перцептуальные, концептуальные понятия; в культурологической теории восприятие пространства и времени характеризуется: а) особенностями восприятия пространства и времени в различных типах культур (мифологическое мировосприятие архаичного человека и традиционных культур Востока, историческое осознание течения времени и рациональное отношение к пространству в современном обществе); б) своеобразием представлений о пространстве и времени в культуре при условии обозначения восприятия как структуры или способа связи, опосредующей явления культуры (искусство, философию, науку, образование, религию); в) спецификой восприятия пространства и времени самой культуры.

4. В рамках культурологического подхода в диалектической обусловленности рассматриваются представления о пространстве и времени в культуре и самой культуры и способом существования человека и культуры; следовательно, специфика восприятия пространства и времени самой культуры заключена в представлении процесса культурогенеза как одного из способов оформления мыслеобразов пространства и времени:

4.1. выявляются нерациональные (архетипические, символические, мифологические, магические, интуитивные, мистические) и рациональные способы восприятия пространства и времени культуры в процессе антропогенеза;

4.2. воспроизводятся характеристики социального пространства и времени культуры в процессе социогенеза, восприятие пространства и времени культуры антиномично опосредуется ментальностью, идеологией, теорией государственного устройства;

4.3. на своеобразие представлений о пространстве и времени оказывают влияние культуросодержащая среда; конкретно-временные и этно-географические координаты формируют менталитет культуры, в которой фиксируются представления о пространстве и времени, следовательно, процесс этногенеза есть способ формирования представлений о пространстве и времени культуры;

4.4. в процессе техногенеза представления о пространстве и времени опредмечиваются в формах «техне» как искусства, с другой стороны, в восприятии пространства и времени прослеживается технологическое, практически-прагматическое отношение к пространству и времени в плане освоения и преодоления границ пространства и времени;

4.5. ноосферная концепция в восприятии пространства и времени предопределила применение культурологического подхода в определении статуса пространственно-временных характеристик бытия культуры и человека: человеческое сознание путем христианско-нравственного самосовершенствования, возможно, преодолеет и покорит временные и пространственные пределы;

4.6. в процессе аксиогенеза само восприятие определяется как ценностный феномен культуры; выделяется аксиологический аспект пространства и времени как атрибутивных универсалий культуры; применение культурологического метода приводит к пониманию семантико-аксиологического содержания в восприятии пространства и времени культуры.

5. Обозначились три концептуальных направления в понимании культурологического подхода при характеристике особенностей восприятия пространства и времени культуры: 1) воспринимая окружающий мир в условиях культуры как способа своей жизнедеятельности, человек предопределяет содержание и форму своего восприятия пространства и времени в культуре; 2) важнейшим принципом культурологического анализа при определении особенностей восприятия пространства и времени культуры является исследование ценностных оснований культуры и деятельности человека; 3) в сущности культуры как специфическом способе человеческого существования содержаться семиотические структуры.

6. Значение ценностного подхода в теоретической культурологии выражено оценкой и категориями значимости представлений о пространстве и времени в восприятии пространства и времени культуры; ценностный фактор в культурогенезе определяет смыслообразующие основания человеческого бытия; моделирует семантическую организацию мыслительной и чувственной деятельности человека; всевозможные взаимоотношения человека как творца и творения культуры приобретают атрибут ценности; культурологический подход определяет человека как ценность, тогда человек становиться целью и смыслом бытия культуры.

7. Ценностно-смысловая сущность восприятия пространства и времени культуры предстает в текстах культуры; тексты культуры осуществляют связь во времени и пространстве между конкретно-историческими эпохами; культурологический подход исследует в культуре ее смыслообразующую и смыслопостигающую функции; смысл - значение - ценность основополагающие понятия в восприятии пространства и времени культуры; человек опосредует и репрезентирует ценностно-смысловое содержание текстов культуры в направлении двух планов бытия - человечески-деятельном и духовно-трансцендентном.

8. Ощущение и мысле-чувствование пространства и времени в текстах внеписьменных культур тождественно восприятию пространства и времени и их представлению в текстах письменных культур; аксиологический и семантический аспекты восприятия пространства и времени культуры идентичны в обоих случаях, за исключением того, что письменные тексты фиксируют смыслы и ценности каждой конкретно-исторической эпохи; из совокупности текстов внеписьменных и письменных культур возникает метатекст культуры, и культура сама предстает как метатекст, взаимообусловленный восприятием пространства и времени как человека, так и культуры, а также ценностными основаниями и смыслосодержащими структурами; культурологическое направление в определении культуры как способа социального бытия человека указывает на особенности формирования модели мира посредством специфических способов восприятия пространства и времени человеком в культуре и самой культурой.

Поставленные в работе задачи о теоретической и практической значимости культурологического метода в исследовании восприятия пространства и времени в культуре и самой культуре диссертант считает выполнеными, так как: 1) дано культурологическое определение феномену воспрятия, 2) происходит попытка ввести в категориальный аппарат теоретической культурологии термин «пространственно-временной аспект феномена восприятия»; 3) при изучении обширного материала в анализе восприятия пространства и времени показаны направления культурологического метода в исследовании специфики восприятия пространства и времени в культуре и самой культуры; 4) процесс культурогенеза обозначен как один из способов формирования особенностей в восприятии пространства и времени и разнообразных характеристик в представлениях о пространстве и времени в культуре и самой культуры; 5) формируются культурологические понятия: «акиологический аспект феномена восприятия», «тексты культуры в пространственно-временном воспрятиии»; 6) культурологическая концепция феномена восприятия указывает на ценностно-смысловое содержание самого восприятия пространства и времени в культуре и культуры, а также мегатекстов культуры.

В работе рассмотрен теоретический подход к решению одной из важных проблем человека - возрождение духовности через ценностно-семантическое восприятие действительной реальности; представлено культурологическое понимание и постановку актуальных вопросов о смысловом и ценностном содержании человеческого общежития. Приобщение к материально - духовным артефактам прошлого, обнаружение извечных смыслов человеческого бытия и определение человека как главной ценности в единстве истины, добра и красоты есть основные направления в разработке культурологического. Становление культурологической концепции позволяет наметить перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Предметами специальных культурологических исследований могут стать: феномен восприятия пространства и времени как механизм трансформации опыта; особенности восприятия пространства и времени в информационно-коммуникативном поле культуры; восприятие пространства и времени в реальном мире и проблемы восприятия в компьютерных виртуальных мирах; возможность деформализации социогуманитарного знания при использовании культурологического подхода в обнаружении семантико-аксиологических характеристик текстов культуры.

11 .Барулин B.C. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя /

B.C. Барулин. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431с.

12.Бахтин М.М. К философии поступка. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / Сост., авт. вступ.ст. С.Г. Бочаров / Примеч. С.Г. Бочарова, С.С. Аверинцева. - СПб.: Азбука, 2000. - 334 с.

13.Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 382с. -(Библиотека этической мысли).

Н.Бердяев Н.А. Судьба России // Опыты по психологии войны и национальности / О власти пространств над русской душой: Препринт - М.: Философ, общество, 1990. - 240 с.

15.Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - №2.

C. 147-152.

16.Бляхер Л. Е. Виртуальное состояние социума, или шансы и риски открытого общества в России / Ин-т Открытое общество. - М.: Магистр, 1997. - 48 с. - (Общество и проблемы формирования открытого общества).

17.Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр., сопроводит, ст. С. Зенкина. -М.: Рудомино, 1999. - 222 с.

18.Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности: Науч. изд. / Ин-т востоковедения / Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. - СПб.: Алетейя, 2001.-810 с.

19.Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея / Ин-т археологии / Отв. ред. М.П. Грязное, Л .Я. Крижевская. - Л.: Наука, 1986. - 177 с.

20.Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. - Л.: Наука, 1967. - 79 с.

21.Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. - СПб.: Востоковедение культуры РАН, 1999. - 439 с.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Забродина, Ольга Викторовна, 2004 год

1. Абсалямов М.Б. Мифы Древней Сибири / Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2004. - 304 с.

2. Абсалямов М.Б. Очерки истории культуры Сибири. Красноярск: ГАМ1ЫА, 1995. - 223 с.

3. Абсалямов М. Б. Самосознание культуры как философская проблема / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 1998. - 61с.

4. Аристотель. О душе. Трактат / Предисл. В.К. Сережникова / Пер. и прим. П.С. Попова. М.: Соцэгиз, 1973. - 180с.

5. Арсеньев В. Р. Звери = боги = люди. М.: Политиздат, 1991. - 160 с. -(Беседы о мире и человеке).

6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Пер. с фр. В.К. Ронина / Общ. ред. С.В. Оболенская. М.: Прогресс-академия, 1992. - 526 с.

7. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 314 с.

8. Ю.Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Сост., пер. с фр., вступ.ст. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 511с.

9. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста: Сб.: К 125-летию со дня рождения / Предисл. Л.Я. Яншина и др.; примеч. И.И. Мочалова, К.П. Флоренского. М.: Наука, 1988. - 519 с.

10. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: «Искусство», 1988. - 240 с.

11. Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии мозга / И.А. Вартанян, В.И. Галунов, Е.С. Дмитриева / Отв. ред. В.П. Морозов. М.: Наука, 1988. - 134 с.

12. Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. науч. тр. / НИИ художественного воспитания / Ред.-сост. Ю.Н. Протопопов. М.: 1988.- 129 с.

13. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

14. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976.-320 с.

15. Восприятие и мышление: Сб. ст. / Отв. ред. П.А. Шеварев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 188с.

16. Восприятие и память: Сб. ст. / Отв. ред. И.М. Подберезин. Калинин: Калин, ун-т, 1972. - 113с.

17. Восприятие музыки: Сб. ст. / Ин-т эстетического воспитания / Ред.-сост. В.Н. Максилов. М.: Музыка, 1990. - 256 с.

18. Восприятие пространства и времени: Материалы симпозиума / Отв. ред. Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Арапетьянц. Л.: Наука, 1969. - 135 с.

19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 704 с.

20. Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в 17-18 вв. // Воспросы философии. 2001. №7. - С. 77100.

21. Гачев Г.Д. Воображение и мышление. М.: Вузовская книга, 1999. -192 с. - (библиотечка Гачева Г.Д.).

22. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1995.-480 с.

23. Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории / Пер. с англ. Н.О. Фоминой / Под ред. и с предисл. Б.М. Медникова. М.: Мир, 1991. - 488 с.

24. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.- 368 с.

25. Гуревич А.Я. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. - 175 с.

26. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. - 219 с,

27. Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика / Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1977. - 327 с.

28. Древняя Индия. Историко-культурные связи / Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1982. - 344 с.

29. Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. Сб. ст. / Ин-т востоковедения / Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1985. - 268 с.

30. Древо индуизма / Ин-т востоковедения, Центр индийских исследований / Отв. ред. И.П. Глушкова. М.: Восточная литература РАН, 1999. - 559 с. - (Культура народов Востока: Материалы и исследования).

31. Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1991. - 352 с.49.3еньковский В. В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 1,2.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.

32. Иванов С.М. Быстрый холод вдохновения. М.: Советская Россия, 1988.-271с.51 .История и культура Китая. Сб. памяти академика В.П. Васильева / Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Наука, 1974. - 480 с.

33. История и культура Приенисейской Сибири. Специальный выпуск: Сб. науч.тр., посвященный 70-летию академика РАЕН, доктора исторических наук, профессора А. И. Мартынова. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 92 с.

34. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. / Пер. с фр., общ.ред., предисл. A.M. Руткевича. М.: Политиздат, 1990. -414 с. - (Мыслители 20 века).

35. Кармин А.С. Культура социальных отношений. СПб.: Лань, 2000. -128 с. - (Мир культуры, истории и философии).

36. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. -780с. - (Лики культуры).

37. Касавин И.Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

38. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. Научно-популярные очерки для молодежи. М.: Молодая гвардия, 1987. - 192 с. - (Эврика).

39. Кителева А.Н. Интерпретация пространства и времени как философских категорий в Средние века // Культура как предмет комплексного исследования: Сб. науч. тр. / Кемеровск. гос. академия искусств и культуры. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - С.96 - 101.

40. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1998.- 192 с.

41. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики: Сб. ст. / Ин-т востоковедения / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1982. - 264 с.

42. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои. Троянский цикл / Предисл. Н.К. Тимофеевой. Новосибирск: Наука, 1992. - 320 с.

43. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археологов о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М.: Политиздат, 1990. - 222 с.

44. Латышев В.Л. Представление информации в системе «человек-компьютер» / Моск. авиац. ин-т. М.: Изд-во МАИ, 1993.- 21с.

45. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер. с фр. Г.А. Матвеевой. -М.: Республика, 1994. 383 с. - (Мыслители 20 века).

46. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. А.Н. Алексеева. -М.: Наука, 1985. 535с.

47. Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993. № 3. - С. 74 - 75.

48. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-960 с.

49. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

50. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 526 с. - (Мыслители XX века).

51. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 704 с.

52. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.

53. Лысенко В.Г. Учение вайшешиков о движении (на материалекомментария Прашастапады на «Вайшешика-сутры») // Древняя Индия. Язык. Культура. Текст / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Наука, 1985. - 272 с.

54. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Мысль, 1990. -388 с.

55. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. Сб. текстов / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Наука,1986.-227 с.

56. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.

57. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001.-208 с.

58. Между Эдиптом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа: Сб. / Пер. с нем. П.С. Львов. М.: Совершенство, 1998.- 512 с. - (Археология сознания).

59. Мерло-Понти М. В защиту философии / Пер. с фр. М.: Изд-во гуман. литературы, 1996. - 247 с.

60. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: ФАИР, 1998. - 352 с.81 .Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Ст. / Сост., предисл., примеч. В.И. Евдокимова. М.: Прогресс. Пангея, Б.Г. - 1995. - 459 с.

61. Мид М. Культура и мир детства // Избранные произведения / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева / Сост. и послесл. И.С. Кона М.: Наука, 1988. - 432 с.

62. Миракян А.И. Принципы порождающего процесса восприятия // Вопросы философии. 1993. №8. - С. 180 - 185.

63. Мироздание и человек / В. В. Евсюков, В. Е. Ларичев, И. Э. Лалаянц. -М.: Политиздат, 1990. 352 с.

64. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990.- 136 с.

65. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Восточная литература, 1996. - 360 с. - (Этнографическая библиотека).

66. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. В.В. Лучкова / Общ. ред. Б.М. Величковского.- Благовещенск: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 230 с.

67. Никифоров Н. Я. Аносский сборник. Горно-Алтайск: Ак Чечек. -1995.-264 с.

68. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века / Ин-т философии и права / Отв. ред. В.П. Горан. Новосибирск: Наука, 1993.- 258 с.

69. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания / Ин-т философии. -Киев: Наук, думка, 1988. 210 с.

70. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.

71. Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: МОДЭК, 1993. - 218 с.

72. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в 20 веке. М.: Мысль, 1990.-223с.

73. Поппер К.П. На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия / Отв.ред. А.Н.Чумаков. М.: Весь мир, 1998.-256с.

74. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: Синто, 1993. - 190 с.

75. Проблемы психологии восприятия: Мат. конф. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - Вып. 6. - 156 с.

76. Пропп Э. Фольклор и действительность: Избранные ст. / Под. ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976. - 325 с.

77. Проталин В.В. Лабиринт, или сказание о Тезее: Роман. М.: Советский писатель, 1992. - 464 с.щ

78. Психология восприятия: Мат. советско-норвежского симпозиума / Под ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. - 190 с.

79. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., 2-е изд., доп. М.: Че Ро, 1999. - 610 с.

80. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 288 с.

81. Пяткин Б. Н. Шалаболинские петроглифы (Вопросы методики и хронологии): Автореф. дис.канд. истор. наук. Л., 1992. 14 с.

82. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно- ф исторической концепции А. Дж. Тойнби: Опыт критического анализа. -М.: Наука, 1976. 199 с.

83. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. 2-е изд, исправ. - М.: Че Ро, Добросвет, 1999. - 288 с.

84. Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека / Пер. с англ. М: Библейско-Богословский ин-т св. ап. Андрея, 2000. - 646 с. - (Религиозные мыслители).

85. Ростовцева Т.А. Смысл и назначение исторического знания // ^ Наука, образование и современные проблемы диалога культур / Мат. регион, науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2002. - С. 20-29.

86. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

87. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. 2-е изд.- М.: Наука, 1994. - 606 с.

88. Сказки Древнего Египта. Красноярск: Полис, 1992. - 144 с.

89. Сказы о древних курганах / Отв. ред. В.Е. Ларичев. -Новосибирск: Наука, 1981. 113 с.

90. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. - 332 с.

91. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1999. - 426 с.

92. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ., предисл. и примеч. А.И. Першица. М.: Политиздат, 1989. - 572 с. - (Библиотека атеистической литературы).

93. Таранов П. Звезды мировой философии. М.: Мысль, 1997.-690 с.

94. Тарасова Т.В. Феномен менталитета и процесс социализации // Наука, образование и современные проблемы диалога культур: Материалы регион, науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2002. С. 110-125.

95. Теплякова Н.М. Архитектура как социальная пространственно-временная структура // Культура как предмет комплексного исследования: Сборник материалов / Кемеровск. гос. академия искусств и культуры. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.- Вып. 3. -С. 102-106.

96. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Избранное / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова / Под. ред. В.И. Уколовой, Д.Э. Харитоновича. 2-е изд. -М.: Айрис-Пресс, 2002. - 637 с.

97. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. -622с.

98. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск: Наука, 1988. - 225 с.

99. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Наука, 1987. - 255 с.

100. Уитроу Дж. Естественная философия времени / Пер. с англ. Ю. Молчанова / Общ. ред. и послесл. М.Э. Омельяновского. М.: Прогресс, 1964. - 431 с.

101. Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002.480 с.

102. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в современной западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. - 371 с.

103. Флоренский П.А. Христианство и культура / Вступ. ст. и примеч. А.С. Филоненко. М.: ACT, Харьков: Фолио, 2001. - 672 с. -(Библиотека «Р. X. 2000». Серия «Религиозная философия»).

104. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Л.А. Чернышевой, вступ. ст. Э.Н. Телятниковой. М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

105. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / Пер. с англ. М.: ACT, 1998. - 784 с. - (Классическая философская мысль).

106. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. СПб.: А-сад, 1994. - 406 с. - (Для научных библиотек).

107. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: AD MARGINEM, 1997. - 451 с.

108. Хаксли О. Вечная философия. М.: Рефл-бук, Вакле, 1997. - 330 с. - (Созвездие мудрости).

109. Хейзинга И. Homo Ludens. Ст. по истории культуры / Сост., пер. Д.В. Сильвестров. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 413 с.

110. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во Моск. унта, 1975.-312 с.

111. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии: Сб. ст. / Ин-т философии / Отв. ред. Т. Фадеев. М.: Наука, 1981. - 278 с.

112. Ценностные аспекты общественного сознания: Межвуз. сб. науч. ст. АТУ, Барнаул, - 1990. - 144 с.

113. Ценностные аспекты развития науки: Сб. ст. / Ин-т истории естествознания и техники / Отв. ред. Н.С. Злобин, В.Н. Келле. М.: Наука, 1990. - 292 с.

114. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1985. - 271 с. - (Страны и народы).

115. Чугров С.В. Россия и Запад, метаморфозы восприятия. М.: Наука, 1993. - 140 с.

116. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Д.: Наука, 1971. - 240 с.

117. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты. М.: Альфа и Омега, 1998. - Вып. № 18. - С. 283-308.

118. Шпенглер О. Закат Европы / Вступ. ст. А.П. Дубнов, коммент. Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. Новосибирск: Наука, 1993. - 592 с.

119. Шлет Г.Г. Философские этюды / Отв. ред. А.А. Яковлев. М.: Прогресс, 1994. - 373 с. - (Библиотека журнала «Путь»).

120. Эко У. Заметки на полях «Имя Розы» // Иностранная литература. 1988. № Ю.-С. 92-93.

121. Элиаде М. Трактат по истории религий. Т 1, 2 / Пер. с франц. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. - 394 с. - (Миф, религия, культура).

122. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, - 1983. - 304 с.

123. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия / Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. - 512 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).

124. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Сб. / Пер. с нем., вступ. ст. П.П. Гайденко. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.